Картина "любовь", густав климт, 1895 - JEKATERINBURG.RU

Картина «любовь», густав климт, 1895

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • СМОТРИ (130)
  • И смех, и грех (129)
  • С миру по нитке (118)
  • Великие женщины (84)
  • ХУДОЖНИК (76)
  • СТИхоз (73)
  • ЧИТАЙ (73)
  • Хлам (65)
  • Радужное многоцветие (60)
  • мудрые мысли (60)
  • ФОТО-ОБРАЗ (58)
  • ЗАПИСКИ СУМАСШЕТШЕГО (51)
  • СЮРР ОТ. (49)
  • рецензии (44)
  • Тесты (38)
  • ПОВСЕДНЕВКА (15)
  • ОЧАРОВАННАЯ ДУША (7)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

КЛИМТ, любовь моя!

Г У С Т А В. Gustav Klimt . К Л И М Т

Биография Густава Климта
Климт (Klimt) Густав (1862-1918), известнейший австрийский живописец. Один из самых ярких представителей стиля модерн. Родился в предместье Вены в семье художника-гравера. Окончил венскую Школу декоративного искусства. Его раннии работы, состояли преимущественно из больших фресок для театров и были написаны в натуралистическом стиле. В росписях с изображением аллегорических фигур исполненных Климтом в 1890-1891 на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене впервые появляются черты, ставшие основными в его творчестве — четкий силуэт и склонность к орнаментализму. После 1898, работы Климта, приобретают более декоративный, символический аспект.

Густав Климт – лидер Венского авангарда рубежа веков, активный участник сообщества художников-новаторов «Сецессион». Лучшие работы Климта — его более поздние портреты, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами. В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны — это жажда абсолютной свободы в изображении предметов что приводит к игре орнаментальных форм. Эти работы в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью.
С другой стороны — это сила восприятия природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в его картинах. Среди его наиболее восхитительных работ — ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом частном особняке в Брюсселе.

К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий.

Скончался Густав Климт в 1918 году.

» Портрет пианиста Иосифа Пембауэра» 1890

«Шуберт за фортепиано» 1899

«Portrait of a woman» 1894

» Portrait of Amalie Zuckerkandl» 1917-18

» Birch Forest » 1903

«Lady with Hat And Feather Boa» 1909

» Chruch in Cassone» 1913

» Lady with Fan » 1917-18

» Malcesine on Lake Garda » 1913

«Pallas Athene» 1898

» Portrait of a Ladiy en face» 1917-18

» Portrait of Adele Bloch-Bauer» I 1907

» Portrait of Adele Bloch-Bauer» II 1912

» Portrait of Emilie» 1891

» Portrait of Johanna Staude» 1917-18

» Portrait of Marie Henneberg» 1901-02

«Mada Primavesi» 1912

» Portrait of Serena Lederer» 1899


1910

» Medicine» (Composition study) 1897-98

«Farm Garden with Crucifix» 1911-12

«Замок Каммер на озере Аттерзее» 1912

«Medicine» Hygieia 1900-07

«Portrait of Baroness Elisabeth Bacchofen-Echt» 1914

» Portrait of a Lady» 1917-18

» Polecat Fur» 1916-17

«Portrait of a Ladiy in White» 1917-18

«Lady with Cape» 1897-98

«Тhe Dancer» 1916-18

«Three Ages of Woman»

«Water Serpents» II 1904-07

«Water Serpents» I 1904-07

«В водном потоке»

«Бетховенский Фриз» 1902

«Бетховенский Фриз» 1902

«Органная игра» 1885

«Золотые рыбки» 1901-02

«Адам и Ева» 1917-18

«Враждебные силы» (деталь Фриза Бетховена) 1902

«Обнаженная с животными на фоне пейзажа»

«Stoclet Pallas» 1905-09 Картон для фриза во дворце Стокле Брюссель, фрагмент декора

Климт и женщины

Густав Климт очень нечасто писал мужчин, зато редкая его картина обходилась без женщин, эротика и мифология – две основные климтовские темы. Женщин он очень любил, и они тоже слетались к нему как бабочки на огонь.

Для своих знаменитых работ он выбирал необычную технику – сначала рисовал обнаженную женскую фигуру, а потом покрывал ее сверху золотом или писал поверх тела одежды и драпировки. На самых технически сложных его работах, вроде «Поцелуя», насчитывают до восьми типов позолоты, от краски до золотой фольги.

Самому Климту приписывают множество романов как с натурщицами, так и с женами его заказчиков. Слухи о вольных нравах, царивших в его мастерской, подкрепились после его смерти – в суд за наследством обратились 14 женщин, утверждавших, что он был отцом их детей. Четверым удалось доказать отцовство, а вообще биографы насчитали у Климта до сорока возможных детей.

Больше всего Климту нравились рыжие женщины, поэтому в натурщицы он выбирал именно таких. И, по его признанию, был совершенно одержим типажом «роковой» женщины, властной, ироничной, такими он любил изображать своих героинь, но в жизни таких почти не встречал.


«Юдифь и голова Олоферна», фрагмент.

При этом художник всегда говорил, что единственной женщиной, к которой он испытывал преданность и любовь, была его мать, Анна Климт.

Он действительно всю жизнь прожил в доме с матерью и незамужними сестрами, одна из которых описывала заведенный порядок: «Каждый вечер он ужинал с нами, едва обмолвившись словом, и рано отправлялся в постель. Мы относились с пониманием к его поведению, мы знали, как необходим был ему покой после всех тех волнений и битв, которые окружали его».


«Золотая рыбка», фрагмент

Волнения и битвы – это о мастерской художника, где разыгрывались его романы, и где постоянно тусили натурщицы, знакомые девушки легкого поведения, охотно позирующие в любых нужных Климту положениях.

Часто пишут, что у Климта была «любовь всей жизни», Эмилия Флеге, его своячница. Дескать, они были неразлучны, и ее-то он и любил по-настоящему, и даже призывал на смертном одре.


Портрет Эмилии Флеге, фрагмент

Но похоже, все было наоборот, это Эмилия Флеге была сильно влюблена в Климта, а он держал ее в подругах и компаньонках, и любовниками они никогда не были. По крайней мере известно, что Эмилия ходила на психотерапию к самому Фрейду, жаловаться на неразделенную любовь, и Фрейд советовал ей держаться от Климта подальше для ее же собственного блага.

В начале их знакомства юная Эмилия была уверена, что они вот-вот поженятся, хотя она немного и высокомерничала – ведь он некрасив, чудаковат, не слишком и богат, и старше ее. На правах родственницы водила его в театр и кондитерские, просила учить ее рисовать, в общем, по ее мнению все развивалось очень романтично.


Густав Климт и Эмилия Флеге

Но как-то он пропал, и она сама, без приглашения, пришла в его мастерскую – а там веселье и три натурщицы в чем мать родила. Еще и Климт выставил ее за дверь, чтобы не мешала, а выпавший из ее рук зонтик вовсе выкинул из окна, прокричав: «Я не святоша и не создан для брака».

Вот такая история любви. При этом Климт до конца жизни пользовался помощью влюбленной своячницы, имевшей салон мод и одевавшей его моделей, даже его знаменитую Адель, и она сопровождала его в поездках на натуру. Возможно, он сожалел о ее неразделенном чувстве и был благодарен за дружбу – по крайней мере, именно ей посвятил он свой невероятный «Поцелуй», и ей завещал картины из своей мастерской.

После смерти Климта Эмилия Флеге (так и оставшаяся незамужней) поспешила объявить себя музой и «единственной женщиной в его жизни».

10 выдающихся картин Густава Климта, не считая «Поцелуя»

14 июля исполняется 158 лет со дня рождения австрийского художника Густава Климта. Густав Климт известен своими работами на эротические сюжеты. Он любил писать женщин и не любил автопортреты. За вульгарность и пошлость на холстах художника неоднократно критиковали искусствоведы. Женщины его обожали, а молодые коллеги восхищались.

Густав Климт с детства увлекался рисованием и стал популярен, не достигнув даже 20-летнего возраста. Смерть родителей и брата наложила отпечаток на его творчество. После пребывания в состоянии депрессии он то увлекался символизмом, то изображал мрачные сюжеты.

В 26 лет Климт был награжден императорской наградой за оформление венского театра и музея. Как и многие знаменитые художники, Густав получил академическое образование и долго писал по его канонам. Но позже он стал одним из основателей творческого объединения художников Венского Сецессиона, выступающих против академизма в искусстве.

Живописец – один из выдающихся представителей стиля модерн, для которого характерны декоративность, плоская орнаментальность и плавность формы. Его полотна находили положительный отклик у зрителей, но порой работы художника критиковались искусствоведами из-за вульгарности и пошлости.

Читайте также  Альбрехт дюрер - биография и картины художника

Самой популярной работой Густава Климта является картина «Поцелуй». Мы сделали подборку других, не менее выдающихся полотен художника.

«Любовь», 1895

Картина «Поцелуй» Густава Климта

На полотне показана влюбленная пара. Картина написана в мрачных тонах и нагоняет тоску и страх. Тема любви и смерти встречается в разных работах художника. Если присмотреться, можно найти много символов. Так, глаза героев закрыты, что может означать вечный сон. На заднем плане виднеются женщины разных возрастов. Они наблюдают за влюбленными и напоминают о скоротечности жизни.

«Музыка I », 1895

Работа Густава Клмта «Музыка I», 1895

Климт написал работу после смерти отца и брата. Живописец на долгое время впал в депрессию. В это время его творчество начало меняться, и данная картина стала отправной точкой. Она предшествовала появлению других работ, созданных во время «Золотого периода» Климта. На полотне справа изображен сфинкс, который символизирует свободу творчества. Картина не рассматривается в рамках традиционного искусства. Изображение двухмерное и декоративное.

«Афина Паллада», 1898

Работа Густава Климта «Афина Паллада», 1898

Эта картина отличается от других работ Климта, где изображены женщины. Обычно они показаны утонченными и женственными. Героиня этого полотна мужественная, с пронзительным взглядом. Она стала одним из сильных женских образов в творчестве живописца. Работа была представлена на выставке Венского Сецессиона. Венские художники сделали своим символом и покровительницей Афину Палладу. Греческая богиня так сильно очаровала критиков, что они прозвали ее «демоном Сецессиона».

«Юдифь I» («Юдифь с головой Олоферна»), 1901

Работа Густава Клмта «Юдифь I» («Юдифь с головой Олоферна»), 1901

С этой работы начинается «Золотой период» творчества Густава Климта. Художник использует позолоту для своих картин. На этом полотне представлен еще один портрет Адели Блох-Бауэр, теперь – в образе библейской вдовы Юдифи. Согласно легенде, девушка спасла город от врагов. Героиня полотна держит голову побежденного полководца. Однако картина не передает жестокость. Все внимание зрителя переключается на чарующую красоту Юдифи.

«Портрет Эмилии Флёге», 1902

Работа Густава Климта «Портрет Эмилии Флёге», 1902

На холсте изображена возлюбленная Климта, модельер Эмилия Флёге. Некоторые искусствоведы утверждают, что художник написал девушку на картине «Поцелуй». Эмилии и ее семье портрет не понравился, и модельер отказалась от него. В 1908 году картину приобрел Венский исторический музей.

«Три возраста женщины», 1905

Работа Густава Климта «Три возраста женщины», 1905

На картине показаны три состояния жизни женщины: беззаботность, умиротворение, отчаяние. Изображение трех героинь разных возрастов передает разные настроения работы. От девушки с ребенком веет радостью и теплом. Сзади них – яркий орнамент, символизирующий жизнь. В образе старухи подчеркнута отрешенность.

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907

Работа Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907

Картину называют «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Героиня полотна — дочь гендиректора венского банковского союза. Супруг Адели заказал портрет любимой у Климта, у которого на тот момент был с ней роман. Таким образом, муж девушки хотел разлучить любовников. Действительно, после долгого нахождения друг с другом, Климт охладел к Адели, хотя продолжал рисовать ее.

«Цветущий сад», 1907

Работа Густава Климта «Цветущий сад», 1907

Эта работа считается лучшим пейзажем живописца. Она открыла новую грань творчества художника. Климт представил картину в 1908 году на выставке в Вене с знаменитым «Поцелуем». В 2017 году «Цветущий сад» был продана за 60 млн. долларов на аукционе в Лондоне.

«Даная», 1907

Работа Густава Климта «Даная», 1907

Работа является отсылкой к мифологическому сюжету о дочери царя Аргосса, который заточил девушку в темницу. Ему предсказали, что он будет убит сыном Данаи. Зевс смог проникнуть к девушке под видом золотого дождя. Многие художники писали портреты Данаи. Климт не стал исключением, но его героиня совсем не похожа на ранее изображенные классические работы. Девушка показана здесь откровенно и свободно. Художник изобразил ее на пике блаженства.

«Дама с веером», 1917-1918

Работа Густава Климта «Дама с веером», 1917-1918

Картина является поздней работой Климта. Ей не присущ тот откровенный эротический подтекст, который можно встретить в других работах живописца. Ценители творчества художника видят здесь психологические моменты. Смерть матери Климта в 1915 стала настоящим ударом для художника. Густав отныне не изображал полумифических героев. Он решил показывать в женщинах что-то интригующее. Некоторые искусствоведы отмечают в этой восточной женщине воплощение грации и изящества.

Загадочный «Поцелуй» Густава Климта

Однажды к известному художнику Густаву Климту обратился некий знатный человек с заказом написать его портрет с невестой в качестве свадебного подарка последней. Единственным условием заказчика было запечатлеть влюбленных в момент страстного поцелуя. Для воссоздания образа возлюбленной он передал живописцу медальон с ее изображением. Однако сам Климт оказался настолько очарован девушкой, что не смог воплотить на полотне образ понравившейся ему девушки с другим мужчиной в столь интимной форме, тем самым, ограничившись более скромным поцелуем в щеку. Более того, в мужской фигуре, по-видимому, художник воспроизвел свое собственное томление и страсть, для чего предусмотрительно скрыл лицо героя.

Однако многие ученые-искусствоведы называют эту историю лишь романтичной легендой, которая не имеет с реальностью ничего общего. Для начала обратимся к истокам.

Краткая биографическая справка.

Густав Климт* (Gustav Klimt) родился 14 июля 1862 года в Вене в семье ювелира. Он окончил Венское художественно-ремесленное училище, получив специальность «архитектурная живопись». В начале своего творческого пути Климт работал декоратором в театрах, создавая, в основном, фрески. Со временем он увлекся живописью, позднее организовав вместе с единомышленниками сообщество художников-новаторов, куда входили натуралисты, реалисты и символисты. Благодаря широкому кругу друзей и коллег, работавших в различных жанрах, художественные интересы Климта не ограничивались одним направлением, возможно, именно поэтому со временем ему удалось создать свой особый, неповторимый стиль и нестандартный подход к работе, без рамок и ограничений.

Пожалуй, самое знаменитое творение Густава Климта, его золотое чудо – картина «Поцелуй» (оригинальное название «Der Kuß»), которая была создана ориентировочно в 1907-1908 гг. Наряду с другими картинами Г. Климта, «Поцелуй» представлен в музее «Бельведер» (г. Вена, Австрия).

Работа написана в «золотой период» творчества художника, что можно понимать как в прямом, так и переносном смысле. С одной стороны, Климт в это время находился на пике славы, хотя некоторые из его известных произведений на тот момент подвергались жесткой критике из-за их довольно откровенной сексуальности; с другой – в это время живописец в буквальном смысле использовал настоящее листовое сусальное золото в работе над своими картинами, что впоследствии стало его визитной карточкой.

Применение золота, в частности, в работе над картиной «Поцелуй» имеет символичное значение. Наличие драгоценного метала как бы усиливает смысловое содержание самой картины, придает ей особую значимость и возвышает ее. Золотое покрытие выступает в качестве метафоры высокой ценности изображенного на полотне. Некоторые критики ассоциируют ее с символом беззаботного эротического счастья, на мой взгляд, это несколько поверхностное отношение. В картине таится более глубокий и сокровенный смысл, а именно гармоничный союз духовной и физической любви между мужчиной и женщиной.

На высокой скале, на краю поляны, усыпанной цветами, соединились в страстных объятьях двое влюбленных. Они полностью поглощены друг другом, они не замечают ничего вокруг: вне времени, вне пространства, вне каких-либо канонов и ограничений. Во всем мире есть только эти двое – воплощение заветной мечты всех любящих сердец. Более того, мы почти не видим выражение лица мужчины, но мы отчетливо «читаем» язык его тела и ощущаем излучаемые его телом эмоции. Кажется, что в этот поцелуй он вложил все переполняющие его сердце чувства, во главе которых едва сдерживаемая страсть.

Картина представляет собой единение мужского и женского начала. Это показано как в одеяниях изображенной пары, так и в их позах. В первом случае, одежда мужчины выполнена в довольно грубых формах, с черными и серыми вставками; платье женщины воссоздается более плавными линиями, с нежным цветочным орнаментом. Мужчина крепко обнимает любимую женщину, обхватив ее голову руками, и припадает губами к ее щеке, при этом он возвышается над ней. В этом есть особый символический подтекст: мужчина по природе является главой и сильным защитником для более хрупкой женщины. При этом подобные противопоставления в орнаменте/формах и расположении фигур на картине представляют собой некое природное единство, как две частички одного целого. Как видим, фигура мужчины доминирует на общем фоне полотна, тем не менее все его внимание сосредоточено на ней, все его чувства направлены на нее, она – его центр, а значит ее роль в равной степени важна. Следовательно, без одного не было бы другого: в этом и есть суть природы мужчины и женщины.

Читайте также  Портрет великого князя павла петровича, стефано торелли, 1765

Картина излучает огромный спектр эмоций: любовь, томление, нежность, страсть и даже тоску. На мой взгляд, восприятие этой картины напрямую зависит от внутреннего состояния самого зрителя. В разное время она способна вызвать в человека разные эмоции.

Автопортрет?

Согласно некоторым исследователям творчества Густава Климта, на картине изображены сам художник и его многолетняя возлюбленная дизайнер моды Эмилия Флёге.

Густав Климт и Эмилия Флёге

Однако Э. Флёге признавала впоследствии, что здесь ей принадлежит лишь лицо, все остальное «срисовано» с другой модели. Ею может быть светская леди Адель Блох-Бауэр, которая также работала с ним в данный период. Однако это лишь догадки, т.к. нет прямых подтверждений ни одной из данных версий.

Удивительно, но факт

— Начиная работать над картиной, Климт пребывал в полной растерянности, будучи неуверенным, в каком направлении двигаться. В одном из своих писем он признавался: «Либо я слишком стар, либо слишком нервничаю, или просто слишком глуп – что-то не так». Он еще не знал, что создаст свою главную картину.

— В центре многих работ художника женщины, поэтому включение в картину мужчины было необычным явлением для Климта. Более того, учитывая полностью одетые фигуры героев, данная картина считается одной из наиболее «скромных», целомудренных работ живописца.

— На самом деле полотно картины довольно большое и имеет форму квадрата: 180 х180 см. В репродукциях и сувенирных изделиях ее часто обрезают с правой или с левой стороны, чтобы получить более традиционную форму.

— Еще до того, как работа над картиной была завершена, музей «Бельведер» заплатил за нее сумму, равную сегодня 240 000 американских долларов.

Бельведер, г. Вена, Австрия

— Картина «Поцелуй» считается в Австрии национальным достоянием как в культурном, так и в материальном плане. К примеру, эксперты предполагают, что в случае выставления данной картины на продажу (что, безусловно, маловероятно), она побьет все рекорды. Для сравнения, менее известная работа Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» была продана в 2006 году за 135 миллионов американских долларов. На тот момент это была самая дорогостоящая картина в мире.

Загадка «Поцелуя»

Несколько лет назад нам с подругой посчастливилось увидеть эту картину «вживую». Впечатления были довольно сильные. Этому немало способствовало ее особое расположение в музее. Словно бесценная реликвия, «Поцелуй» занимал собой центр большой стены в зале с сильно приглушенным светом, отчего картина казалась еще ярче, будто светилась в темноте. Разумеется, именно в этом зале было наибольшее скопление посетителей, которые в буквальном смысле окружили картину со всех сторон: кто-то отчаянно ее фотографировал, кто-то старался сделать с ней селфи, а кто-то с любопытством ее разглядывал. Но были и те, кто стоял, будто слегка ослепленный ее золотым светом и необычной силой притяжения. Подобный бурный интерес и сильнейший ажиотаж вокруг произведения искусства мне довелось видеть еще раньше перед легендарной «Моной Лизой» Леонардо да Винчи в Лувре, а также внутри незабываемой Сикстинской капеллы в Ватикане.

«Поцелуй» может похвастаться не меньшим количеством репродукций и вариаций, что и, к примеру, «Звездная ночь» Винсента Ван Гога или «Постоянство памяти» Сальвадора Дали. Сувениры с образом «золотой пары» Г. Климта, кажется, можно найти в каждом уголке Европы, не говоря уже про саму Австрию с ее открытым поклонением своему обожаемому гению. Так в чем же тайна неугасающего с годами интереса к этой удивительной картине? В чем же кроется ее загадка? Думаю, каждый объяснит ее по-своему, и единого ответа однозначно не будет. Да и стоит ли пытаться его найти? Может быть, в этой загадке и есть неповторимое очарование «Поцелуя».

Послесловие Густав Климт в кино

— «Климт» (англ. «Klimt») — драма режиссера Рауля Руиса 2006 г., рассказывающая о жизни и творчестве Густава Климта.

— «Значит, война» (англ. «This Means War») — комедийный боевик режиссёра Макджи 2012 г. В одной из сцен фильма в центре внимания героев картина «Поцелуй».

— «Умереть молодым» (англ. «Dying Young») – мелодрама режиссера Джоэла Шумахера, 1991г. Упоминаются работы Г. Климта, в том числе картина «Поцелуй».

— «Женщина в золоте» (англ. «Woman in Gold») — историческая драма 2015 г. режиссёра Саймона Кертиса. Фильм о картине Г. Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I».

— В заставках к аниме-сериалу «Эльфийская песнь» (ориг. «Elfen Lied») режиссера Мамору Канбэ используется графика на основе картин Г. Климта «Поцелуй» и «Портрет Адели Блох-Бауэр I».

Густав Климт и его картины

Картины Климта (http://fotki.yandex.ru/users/biatris7/album/110648/)

«Густав Климт (нем. Gustav Klimt) (14 июля 1862, Баумгартен — 6 февраля 1918, Вена) — австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.»

Климт очень мало писал о своем ви;дении искусства или своих методах. Он не вёл дневника, и посылал открытки вместо писем. В сочинении «Комментарий на несуществующий автопортрет» он утверждает: «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины.»

Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum» (Весна Священная), издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года. Изначально целями Сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену, и популяризация работ членов группы путём издания журнала]. У группы не было манифеста, и она не пыталась выработать единый стиль: в ней сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты. Правительство поддержало их усилия и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного зала. Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства.

«Мы хотим объявить войну стерильной рутине, неподвижному византиниз¬му, всем видам плохого вкуса… Наш «Сецессион» не является борьбой современных художников со старыми мастерами, но борьбой за успех художников, а не лавочников, которые называют себя художниками, но при этом их коммерческие интересы мешают процветанию искусства».
Эта декларация Германа Бара, драматурга и театрального критика, духовного отца сецессионистов, может служить девизом для «Венского Сецессиона», президентом (до 1905 года) и духовным лидером которого был Климт.

Еще совсем недавно имя Густава Климта было известно лишь в узких кругах. Художника, чье видение донесло до нас новый образ женщины.

Томный взгляд, изящно сложенные пальцы рук, наряды, сотканные из множества деталей — глядя на них снова и снова, улавливаешь что-то новое. Все это составляет неподражаемый образ роковой женщины, созданный Густавом Климтом.

Скорее всего, именно такими были средневековые ведьмы, изящные, тонкорукие, но имеющие во взгляде ту необузданную силу, что притягивает и отпугивает одновременно.
Климту, как никому другому из его современников, удалось передать энергию в бездвижье портрета.

Лучшими картинами Климта считаются более поздние портреты художника, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами. В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны – это жажда абсолютной свободы в изображении предметов, что приводит к игре орнаментальных форм. Эти картины живописца в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью. С другой стороны – это сила восприятия натуры и природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах Густава Климта.

Попробую повнимательнее рассмотреть картины Климта.

Картина Климта «Золотая Адель», портрет Адели Блох-Бауэр, ещё называют Австрийской Моной Лизой. Эта картина одна из самых дорогих картин мира. В 1996 году она была продана за 130 млн. долларов. Её судьба трагична.

У Блох-Бауэров был салон, в котором собирались поэты, художники и другие творческие люди. Климт часто бывал в этом салоне. Муж Адели заказал Климту портрет жены. После смерти Адели осталось завещание, в котором она просила передать эту картину и ещё несколько картин Климта, принадлежащих ей при жизни, Австрийской государственной галерее. Муж не выполнил её указание. Он передал галерее только один пейзаж,, остальные картины оставив себе.

Читайте также  Радость жизни, анри матисс - описание картины

Воля Адель была исполнена только во время Второй мировой войны. Но после войны одна из родственниц, живущая в Америке, затребовала картину себе. Она выиграла суд против австрийского государства. Австрийской галерее очень не хотелось, чтобы этот шедевр покинул Австрию. Было решено выкупить картину. Новая собственница портрета выставила цену 150 млн. долларов. У галереи не было таких денег, поэтому по всей стране было объявлено, что требуется помощь. Люди отправляли пожертвования, для того чтобы выкупить картину. Было решено выпустить облигации займа, но тут продавец поднял цену до 300 млн. долларов. Галерее пришлось отказаться от своего намерения.

Картина уехала в Америку. А ещё через некоторое время стало известно, что она продана за 130 млн. долларов.

На картине светлое и умиротворённое лицо женщины, написанное сдержанными тонами, выделяется ярким пятном из золотого орнамента всей остальной картины. На картине лицо и руки женщины. Фигура скрыта одеждами, которые золотым колоколом скрывают ее формы. Женщина как бы растворяется в окружающем мире. Только голова, как драгоценный камень, сияет и притягивает взгляд. Взгляд женщины спокоен и направлен в глаза зрителя.
Когда я рассматривала эту картину, связь её с образом колокола усиливалась по мере того, как я вглядывалась в этот золотой орнамент.

Мне пришло в голову, что женщина и есть колокол, в который любящие мужчины «стучат», воспевая любовь.

Не знаю, что думал Климт, какой смысл вкладывал он в эту картину, этого уже никто не узнает. Он не оставил записей, нет воспоминаний друзей по этому поводу, поэтому любая трактовка образа имеет право на жизнь.

Ещё одна работа Климта, которая относится к самому плодотворному периоду жизни художника, который широко известен как «золотой стиль», это «Бетховенский бриз».
Как и для многих современников Климта Бетховен для него был культовой фигурой. Сецессион решил воздать должное скульптуре немецкого скульптора Макса Клинтера на одной из своих выставок. Фриз Климта должен был служить достойным обрамлением этой статуи.

Вот что было написано в каталоге выставки о содержании фриза: «Первая длинная стена напротив входа: «Тоска по счастью» — страдающее немощное человечество, оно обращается к хорошо вооружённому сильному представителю сообщества, дабы тот, движимый состраданием и человеколюбием, сразился за счастье людей. Торцовая стена: «Враждебные силы» — гигант Тифон, против которого тщетно сражались даже боги; его дочери – три Горгоны, символизирующие Болезнь, Безумие и Смерть, жаждущие добраться до людей, они летают над их головами. Три женщины, символизирующие Похоть, Беспутство, Невоздержанность, как устремления и желания человечества. Вторая длинная стена: «Тоска по счастью, излитая в поэзии». Искусства ведут нас в идеальное царство, в котором все мы сможем обрести чистую радость, чистое счастье, чистую любовь. Хор Ангелов рая:»Счастье, прекрастный отблеска небесного огня, объемлет весь мир»ю

Попробую описать, что я вижу на этой картине.

Во-первых, человечество не такое уж и беспомощное. Особенно если посмотреть на наброски Климпа. Это сильные мускулистые люди. Да и руки они протягивают не в мольбе, а скорее посылая что-то. Они склонили головы перед сильным в знак уважения, видимо. Но их позы не говорят о том, что они просят, скорее они посылают рыцаря на бой.

Далее мы видим рыцаря, закованного в латы. Но его шлем лежит у ног. А на меч он скорее опирается, а не готовит к бою. Над ним две женщины. Одна приготовила лавровый венок, вторая смотрит с умилением. Можно предположить, что это мать и возлюбленная. С кем же надо сразиться рыцарю?

На следующей стене находится чудовище Тифон, наполовину обезьяна, наполовину змея, перед которым должны трепетать даже боги.

Это вселенское зло!

Но если вдуматься. Обезьянозмея – это тот же рыцарь, там внутри под доспехами, под панцирем, что скрывает его душу. Грешную душу, наполненную грешными желаниями. Беспутство, Похоть и Невоздержанность. Эти желания мешают человечеству достичь радости и ведут к смерти.

На противоположной стене: «Тоска по счастью, излитая в поэзии». На этой стене ангелы исполняют Оду к радости. Рыцарь смог победить внутри себя греховные желания, он очистился,, возможно, поэзией. Излив себя в стихах, он вернулся к себе чистому и непорочному. Когда меняемся мы, меняется мир.

Заключительная сцена фриза – объятья. Он и она растворяются друг в друге. Кольцо женских рук на шее рыцаря символизирует счастье. Доспехи больше не нужны. Не с кем бороться. Двое стоят, обняв друг друга на ступеньках рая, двери уже открыты. И это двери в другой мир, мир радости, любви и счастья. От влюблённых идёт таинственное свечение сверху, видимо, это поднимается священная энергия, которая потом пойдёт по всему свету.
Ноги людей опутаны чем-то. Возможно, это начинает появляться общий кокон?

На другой картине Климта, пожалуй, самой известной в мире, этот кокон уже превращается в совместный колокол. «Поцелуй» — стал визитной карточкой Климта. На цветочной скале он целует её, стоящую на коленях. На её лице блаженство и умиротворение. Ото всей композиции веет радостью.

Все критики, которые описывают картину, почему-то считают, что женщина стоит на коленях, а мужчина стоит на ногах. Это возможно в двух случаях. Во-первых он очень маленького роста. Было бы странно, если бы Климт, стараясь запечатлеть на полотне любовь идеальной пары, допустил такой диссонанс. В обществе принято изображать карикатурно пары, в которых жена на много выше мужа. Это сейчас. А раньше старались на полотке исправить этот недостаток, прибавляя роста мужчине или посадив женщину на стул. В противном случае это должно говорить о неравенстве в браке, подчёркивать это неравенство. У Климта не было этой цели.

Во-вторых, если мужчина стоит позади этого взгорка, на котором женщина опустилась на колени. Но расстояние от колен женщины до края цветочного холма велико. А влюблённые явно прижаты друг к другу. Получается, что это тоже не возможно.

Один из критиков предположил даже, что мужчина держит женщину на руках, демонстрируя свою силу. Во-первых, сложно получить удовольствие, а именно оно написано на лице женщины, когда тебя держат за голову. Во-вторых, руки мужчины не напряжены, как бы не был он силён, чтобы держать женщину за голову, надо приложить определённую силу. А руки скорее ласкают, а не держат.

Получается, что пропорции мужчины не выдерживают никакой критики. Мне кажется, ответ очевиден. Мужчина тоже стоит на коленях. Тогда картинка получается логичной.
Если бы на коленях стояла одна женщина, скорее всего её лицо выражало бы покорность. Что ни говорите, а встать на колени – это унизить себя и возвысить того, кто перед тобой. Это так, если только оба не стоят на коленях. Они возвеличивают друг друга. Унижения нет при истинной любви, оно отсутствует. В греческом для обозначения такой любви существует отдельное слово агапе.

Одежды мужчины и женщины слились в один колокол.
Помните, у Золотой Адель тоже колокол, но там она одна. А здесь произошло единение душ, и получился новый колокол, объединяющий двоих.

Это как бы продолжение Бетховенского фриза. Там мы видели мужчину и женщину у ворот в новый мир, а здесь они уже в этом радостном счастливом мире. Мире любви и радости.

Жизнь Климта в искусстве не была легкой (да и бывает ли она легкой у крупных мастеров, которые не желают творить, «как принято»?). Недоброжелателей у художника всегда хватало. Многие упрекали его в самовлюбленности и полном безразличии по отношению к тому, что называется «злобой дня». Действительно, эта «злоба» Климта не интересовала, да и ни одно из громких направлений тогдашней живописи не смогло бы безоговорочно зачислить его в стан своих апологетов — всяческих «направлений» Климт сторонился. Но при этом ему удалось — и гораздо лучше, чем кому-либо другому, — запечатлеть на своих полотнах современную жизнь и донести до нас пряную атмосферу «золотого века» венской культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: