Картина «корабль дураков», иероним босх — описание - JEKATERINBURG.RU

Картина «корабль дураков», иероним босх — описание

Осуждение грехов человеческих — «Корабль дураков» Босха

Приблизительное время написания картины – 1495-1500 годы. Непосредственные причины, подвигнувшие художника написать полотно, неизвестны. Как и его первоначальные замыслы. «Корабль дураков» Босха – часть левой створки утраченного триптиха художника. Разделяет место на общем полотне с работой, получившей название «Аллегория чревоугодия и сладострастия». Центральная часть триптиха считается утраченной. Вторую створку занимает картина «Смерть купца». С течением времени «Корабль дураков» стал восприниматься как самостоятельное творение автора. Место нахождения – парижский Лувр. Передана в музей в 1918 году из личной коллекции Камиллем Бенуа — французским композитором и меценатом.

Центральные персонажи

В центре монах и монахиня тянутся ртами, чтобы укусить подвешенный на верёвке хлеб (распространённое развлечение на ярмарках), поют под музыку весёлую песню, забавляясь действом, совершенно не подходящим для духовного звания. Мужчины рядом тоже открыли рты и мысленно развлекаются тем же. Женщина за монашкой смело опирается рукой на прилёгшего мужчину, сладострастно улыбаясь ему и наклоняясь с кувшином за водой. Один из компании лезет с ножом на мачту, чтобы разрезать верёвку, которой привязан там жареный гусь. Мужчина справа перегнулся через борт, его тошнит. Лица единого типа, отмеченные инстинктами, но не эмоциями. Вопросы смысла жизни или спасения души их не интересуют.

Необыкновенный шут

Шут во времена художника – часто единственный человек, имеющий возможность высказывать правду. На картине он один не втянут в греховное веселье. Здесь правда не нужна, поэтому шут-горбун, сидящий с чашей вина, отвернулся от всех. Он явно осознаёт неправильность поведения людей. Возможно, это авторское видение своей личности в обществе. В некоторых источниках указывают на его портретное сходство с художником.

Другие люди и символы

К кораблю подплыли двое голых купальщиков с чашей для вина. Они явно намереваются присоединиться к развлечениям. Нижняя часть тел из воды не видна. Ярмарочные развлечения – аллегория на чревоугодие. Музицирование в живописи того времени – обозначение прелюдии к любовному соитию. На первом плане к кораблю привязан опущенный в воду кувшин с вином. Его размеры явно указывают на стремление компании к долгим возлияниям.

Символы Значение
Лютня Постоянный инструмент любовных арий
Вишни, вино Искушение, сладострастие
Сова Покровительство дьявольских дел
Перевёрнутый месяц на вымпеле Неверные, ересь

Особенности корабля Босха

Водное средство передвижения у художника настолько давно сидит на мели, что мачта пустила ростки и стала деревом. Воды вокруг мутные, берег совершенно тёмный. Расположение фигур таково, что судёнышко в любой момент может перевернуться. Гребут на нём черпаком, а в качестве руля используют сломанную ветку.

Трактовки названия

Как и все картины, «Корабль дураков» получил своё название значительно позднее написания и не от Босха. Но что стремился донести автор, изображая именно корабль? Здесь имеется три версии, которые имеют право на существование:

  • Корабль в эстетике средних веков – символ церкви. Обозначение центральной части храмов имело название «неф» — корабль. Церковь – единственное средство спасения в бурных водах жизни, поскольку направляется Богом. Церковь у Босха погрязла в грехах и ведёт людей на погибель;
  • Другое значение – жизненный путь человечества. Корабль дураков символизирует греховность людей, которые уже давно стоят на месте в духовном развитии. Поэтому их не ожидает ничего хорошего;
  • Название картины дано в полной аналогии с поэмой современника Босха – Себастьяна Бранта. Совпадая во взглядах с художником, поэт мечтал отправить всех «тёмных людей» на одном корабле в страну Глупляндию.

Основные идеи картины

Человеческие пороки пока не утопили корабль полностью, но совершенно не дают двигаться ему вперёд. Босх безжалостно и сурово осуждает человеческую глупость, высмеивает пороки, но скорбным смехом. Все люди плывут на корабле жизни и должны задумываться о тех же грехах, которым подвержены герои картины. Художник является основателем жанровой живописи в европейском искусстве, что со всей полнотой передачи эмоций видно в одной из его самых известных картин.

Состояние полотна

Тонкий слой краски во многих местах обнажает линии предварительного рисунка. Дополнительную хрупкость полотну придают многократные неудачные попытки реставрации, сделанные впервые ещё в средние века. Теперь картина хранится особенно бережно.

События 2016 года

Отмечая 500 лет со времени смерти таинственного художника Босха, организаторы торжеств в его родном городе Хертогенбосе сумели собрать с разных стран все сохранившиеся фрагменты триптиха, включая один из самых известных — картину «Корабль дураков» из Лувра.

Неразгаданные тайны Босха

Иероним Босх и его триптих «Страшный суд»

Мирозданье по Босху: смысл триптиха «Воз сена»

История одного шедевра. «Корабль дураков», Иероним Босх

1490-е. Дерево, масло. Размер: 57.8×32.5 см. Лувр, Париж
Одна из наиболее известных картин нидерландского художника, скорее всего была верхней частью створки не сохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория чревоугодия и сладострастия». Впрочем, за несколько веков «самостоятельного плавания» осевший в луврской гавани «Корабль дураков» Босха стал восприниматься и толковаться как вполне самостоятельное произведение.
Мысль о том, что «Корабль дураков» не отдельное произведение, а, скорее всего, часть утраченного триптиха, высказывалась достаточно давно. Но только в начале 2016-го года, во время выставки Босха на его родине, в голландском городе Хертогенбосе, разрозненные фрагменты удалось собрать под одной крышей. Центральная часть предполагаемого триптиха считается утраченной, а вот его створками являются известные картины Босха: правая это «Смерть скупца» (Национальная галерея, Вашингтон), левая же створка складывается из двух ныне разделённых работ «Аллегории обжорства и похоти» (Художественная галерея Йельского университета) и «Корабля дураков» (Лувр, Париж).
На картине «Корабль дураков» изображена небольшая лодка с несколькими людьми на борту, видно, что они представляют разные слои общества. Двое их них (монах и монахиня) духовного звания, остальные одеты в платья мещан. И все без исключения выглядят, мягко говоря, не очень-то благообразно.
Царящее среди них буйное веселье угрожает устойчивости лодки и может повергнуть «дураков» в воду. Все фигуры и предметы имеют определенное символическое значение и олицетворяют человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Вишня (на блюде) и лютня символизируют распутство, надетый на копье сосуд, как и сова, невозмутимо взирающая на происходящее из ветвей Майского Дерева, — знак сатаны.
Корабль это не только аллегория человеческой жизни, если рассматривать её как рискованное плавание. В средневековой эстетике корабль однозначно ассоциируется с церковью. Центральная часть храмов так и называлась «неф» то есть корабль (французское слово nef произошло от латинского navis корабль). Церковь рассматривалась как корабль спасения, единственное средство удержаться на плаву в бурных водах существования.
Но корабль у Босха, кажется, давно никуда не плывёт. Он сидит на мели в мутной воде у темного берега, а его мачта уже пустила ростки и превратилась в дерево. Очевидно, человеческие пороки, хотя еще и не утянули корабль на дно, но не дают ему двигаться вперёд.
Некоторые интерпретаторы полагают, что в «Корабле дураков» Босха есть и авторская интонация, авторский голос. Он воплощён в образе шута-горбуна, который сидит с чашей вина, отвернувшись от всех. Шут единственный из обитателей корабля, кто не втянут в общее греховное веселье, единственный, кто, по-видимому, осознаёт, что всё пошло не так.
Возможно, в основе картины «Корабль дураков» лежит сюжет одноименного произведения Себастьяна Бранта(1494). Согласно мнению Девагеларе, исследователя творчества мастера, эта картина — «сатира на моральную распущенность духовенства, позволяющего кораблю Церкви плыть без руля и ветрил, пренебрегшего своим долгом спасения душ — пловцов рядом с лодкой».
О других шедеврах по тегу

Читайте также  Картина "среди волн", айвазовский

Читайте также:

  • История одного шедевра. «Концерт в яйце», Иероним Босх
  • История одного шедевра. Триптих «Воз сена», Иероним Босх
  • История одного шедевра. Триптих «Страшный суд», Иероним Босх
  • История одного шедевра. «Распятая мученица», Иероним Босх
  • История одного шедевра. Триптих «Поклонение…
  • История одного шедевра. Триптих «Искушение святого…

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Корабль дураков

Описание картины «Корабль дураков»

Мысль о том, что «Корабль дураков » из Лувра – не отдельное произведение, а, скорее всего, часть утраченного триптиха, высказывалась достаточно давно. Но только в начале 2016-го года, во время выставки Босха на его родине, в голландском городе Хертогенбосе, разрозненные фрагменты удалось собрать под одной крышей. Центральная часть предполагаемого триптиха считается утраченной, а вот его створками являются известные картины Босха: правая – это «Смерть скупца» (Национальная галерея, Вашингтон), левая же створка складывается из двух ныне разделённых работ – «Аллегории обжорства и похоти» (Художественная галерея Йельского университета) и «Корабля дураков» (Лувр, Париж).

Впрочем, за несколько веков «самостоятельного плавания» осевший в луврской гавани «Корабль дураков» Босха стал восприниматься и толковаться как вполне самостоятельное произведение.

На маленьком утлом судёнышке собралась тесная компания. Дюжина человек заняты разнообразными делами: они поют, пьют, черпают воду, тянутся разинутыми ртами за подвешенной ковригой хлеба, а кто-то наиболее решительный – карабкается по мачте с ножом в руке, чтобы срезать неизвестно кем подвешенную туда жареную птицу. Двое их них (монах и монахиня) духовного звания, остальные одеты в платья мещан. И все без исключения выглядят, мягко говоря, не очень-то благообразно.

«Да и лица у них смешные , – говорит об обитателях «Корабля дураков» историк искусства Паола Волкова. – Они не персоны – они персонажи балаганного действа. Они все на одно лицо, все-все персонажи – одинаковые. Такое впечатление, что они все у Босха выходят с какого-то конвейера. Дяденьки и тетеньки – отличить их друг от друга у Босха очень сложно, разве что по одежде. Они – такие выструганные деревянные человечки. Полуфабрикаты людей. У них есть только признаки людей: голова, руки, глаза. Босх открыл какого-то совершенно нового героя. Как писал детский поэт, «друг на друга все похожи, все с хвостами на боку». Это даже не народ – это масса человеческая, которая живёт инстинктами, какой-то первичной жизнью» .

Что же, изображая этих людей, стремится донести до зрителя Босх? Для этого нужно ответить, что символизирует корабль. Во-первых, корабль – это аллегория человеческой жизни, если рассматривать её как рискованное плавание. Во-вторых, в средневековой эстетике корабль однозначно ассоциируется с церковью. Центральная часть храмов так и называлась «неф» – то есть корабль (французское слово nef произошло от латинского navis – корабль). Церковь рассматривалась как корабль спасения, единственное средство удержаться на плаву в бурных водах существования.

Но корабль у Босха, кажется, давно никуда не плывёт. Он сидит на мели в мутной воде у темного берега, а его мачта уже пустила ростки и превратилась в дерево. Отчего так происходит? Почему корабль спасения не в состоянии кого бы то ни было спасти? Очевидно, человеческие пороки, хотя еще и не утянули корабль на дно, но не дают ему двигаться вперёд. Монах и монашка распевают под музыку развесёлую песню – подобное музицирование в живописи той эпохи трактовалась как прелюдия для любовных утех. На это же указывают лежащие на столе вишни – символ сладострастия. Все остальные выглядят поглощенными мыслями о еде и питье, и им нет никакого дела до смысла жизни или спасения. Потому и сверху на «Корабль дураков» взирает не Христос (как в триптихе «Воз сена»), не Жена, «облеченная в солнце» (как в «Иоанне на острове Патмос») и не Рождественская звезда (как в «Поклонении волхвов»), а прячущаяся в кроне дерева сова – птица ночи и символ дьявола.

О смысле названия

Нам не известно, какие наименования давал своим картинам Босх: все они обязаны своими названиями каталогам. Вероятней всего, картина была названа «Корабль дураков» позже, по аналогии с одноименной поэмой современника Босха Себастьяна Бранта. В своих скептических взглядах на современность они с Босхом во многом совпадали. «Во тьму и ночь мир погружён, отвергнут Богом, / Глупцы кишат по всем дорогам» , – писал Брант. Глупость и для поэта, и для художника – корень множества пороков. Собрать «темных людей» на корабль да и отправить всех скопом в страну Глупляндию – такой выход предлагал Брант. Но, кажется, персонажи Босха до это пункта назначения не доплыли: остались влачить свое незавидное существование на корабле, который вместо того, чтобы двигаться вперёд, пустил корни у берега.

Некоторые интерпретаторы полагают, что в «Корабле дураков» Босха есть и авторская интонация, авторский голос. Он воплощён в образе шута-горбуна, который сидит с чашей вина, отвернувшись от всех. Шут единственный из обитателей корабля, кто не втянут в общее греховное веселье, единственный, кто, по-видимому, осознаёт, что всё пошло не так.

При подготовке к работе Босх делал множество эскизов на бумаге, чтобы потом перенести наиболее удачный вариант на деревянную панель.

Красочный слой в «Корабле дураков» настолько тонок, что во многих местах видны линии предварительного рисунка. Работа подвергалась неоднократным неудачным попыткам реставрации (предполагается, первая была сделана еще при жизни Босха), и это, конечно, не лучшим образом сказалось на её нынешнем состоянии.

Картины Босха. 5 шедевров самого загадочного художника

Иероним Босх — самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся, потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё на языке голландских пословиц. И даже астрологии.

Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые пленяют своей загадочностью.

1. Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг.

“Сад земных наслаждений” — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, увидите ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений” .

А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?

Читайте также  Автопортрет с изабеллой брант, питер пауль рубенс - описание

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?

Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений” .

2. Корабль дураков. 1495—1500 гг.

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

3. Искушение святого Антония. 1505—1506 гг.

А о самых интересных гибридах читайте в продолжении “Самые яркие монстры “Искушения святого Антония”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=595%2C342&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=900%2C517&ssl=1″ loading=»lazy» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=900%2C517″ alt=»Босх Искушение святого Антония» width=»900″ height=»517″ srcset=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?w=1605&ssl=1 1605w, https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=595%2C342&ssl=1 595w, https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=960%2C551&ssl=1 960w» sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/> Иероним Босх. Искушение святого Антония . 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония” .

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

4. Блудный сын. 1500 г.

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

5. Несение креста 1515—1516 гг.

Неожиданная для Босха работа. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей — очень сильное приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.

Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

Обратите внимание, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаявшийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем.

Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org

Они закрыли глаза, отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника — налево, в сторону жизни.

На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми, освободившись от агрессии и осуждения.

Босх был художником Эпохи Возрождения . Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Поэтому его главный герой — человек. Он рассмотрел его со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.

Его вердикт неутешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное — вовремя посмотреть на себя со стороны.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Корабль дураков. Иероним Босх.

Картина: «Корабль дураков».

Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

БИОГРАФИЯ ИЕРОНИМА БОСХА

Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Читайте также  Картина "жираф в огне", сальвадор дали

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим.

Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

Корабль дураков» (фр. La Nef des fous) — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Иеронима Босха. Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория чревоугодия и сладострастия».

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом хлеб, висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному поросёнку, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Здесь верховодит шут; по замыслу его роль — сатирическое обличение обычаев и нравов того времени. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность; «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками, и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин; её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни, и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного.

Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. Вероятно, и Босх был знаком с этой сатирой, но вряд ли она послужила ему творческим стимулом — в Средние века корабль был одной из самых распространённых метафор. Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486 г. в Харлеме, и потому возникает искушение представить картину Босха, вероятно, читавшего её, как пародию.

В Лувре хранится рисунок с одноимённым названием и композицией. Его трудно принять за эскиз или набросок: слишком велика его законченность. Возможно, лист предназначался для перевода в гравюру, например, под названием Schlaraffenschiff (Корабль лентяев).

Картина была передана в дар Лувру Камиллем Бенуа в 1918 году . В настоящее время находится в 10-м зале на 2-м этаже галереи Ришельё в Лувре. Код: R.F. 2218.

Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.

Помимо рисования Босх занимался изготовлением гравюр, был неплохим кузнецом. Однажды он сделал огромную роспись на стекле в церкви, а также изготовил отличную металлическую рамку.

Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: