Картина «капустница», николай иванович фешин — описание - JEKATERINBURG.RU

Картина «капустница», николай иванович фешин — описание

Забытые имена.художник Николай Иванович Фешин

Живопись Николая Фешина поражает своей «русскостью»

Имя художника Николая Ивановича Фешина не слишком известно в сегодняшней России, но в начале прошлого века он был знаменит. Этот выходец из Казани претендовал на звание нового Малявина и был одним из самых любимых художников российской богемы. Таосита (1927—1933)

Женщина с сигаретой (1917)

Талантливый русский живописец, портретист. Писал жанровые картины. Занимал значительное место в русской портретной живописи 1910-х гг. Работал в традиции русского психологического портрета.

Его картины пользовались огромным спросом не только в России, но и за рубежом. «Поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского», были восхищены американские зрители в 1910 г., когда впервые увидели портреты, созданные Н.И.Фешиным.

Золотые волосы (1914)

Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е.Репина. Восприняв от учителя его позднюю манеру широкого свободного мазка, основанную на подлинном владении рисунком, Фешин обнаружил самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры.

Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд) (1917)

О своем ученике Илья Репин высказывался прямо: «Лучший в России живописец». Окончивший Петербургскую академию художеств в 1909 году Николай Иванович Фешин находился тогда в начале своей карьеры и двигался от передвижнического реализма к авангарду: широкие мазки и мгновенно схваченная композиция. Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: «Портрет неизвестной» (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене; конкурсная программа «Капустница» (1909) принесла ему звание художника.

Портрет Изабель (1923-1927)

Начиная с 1909 г. Фешин — постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург); в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)

После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину «Бойня» (1919). В 1923 году он эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке, однако заболел там туберкулезом, и врачи порекомендовали ему перебраться в места с более сухим климатом.

Портрет балерины В.П.Фокиной (1925)

Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос. Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. И тогда Мэйбл Додж Люхан — основательница знаменитой колонии Таоса, покровительница искусств, журналист и состоятельная дама, пригласила Фешиных провести лето в Таосе, в Нью-Мехико. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма.

Женщина с зеркалом (1915)

Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде; привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру.

По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой, исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни, и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». («Николай Фешин и Таос. Новые материалы». Сб. «Зарубежная Россия 1917-1945»).

Русская девушка (Портрет Ариадны Микешиной) (1923—1926)

В Таосе одним из самых интересных мест является Пуэбло, городок, построенный индейцами в шестнадцатом веке. В нем художник находит героев новых полотен. Русский живописец настолько пришелся по душе индейцам, что ему даже позволяли быть очевидцем некоторых религиозных церемоний, в течение столетий строго охраняемых от чужых глаз. Считается, что фешинские рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей духа земли».

Миссис Фешина с дочерью (1922)

В 1928 году Фешин покупает дом в стиле адобе, выработанным индейцами американского Запада. Основной строительный материал – адобе, кирпич, сработанный из высушенной на солнце глинистой земли и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием «терра байета». Стены в таких зданиях обычно достигают семидесяти сантиметров в толщину, что делает дома защищенными от очень высоких дневных температур. Двухэтажный дом отстраивался заново в течение семи лет. В постройке, являющейся «уникальным произведением искусства», 51 дверь. Многие из дверей имеют кожаные фрагменты.

Портрет Ии (1923)

Собственный дом художника – самостоятельная тема в русском и европейском искусстве конца XIX – первой трети XX века. Вспомним дом Виктора Васнецова в Москве, Поленова на Оке… Знамениты и международные примеры — усадьба Клода Моне в Живерни, Огюста Ренуара в Ле Коллетт, Поля Сезанна в О-э-Прованс, дом Сальвадора Дали в Фигеросе. В этом же изысканном ряду, безусловно, занимает законное место и дом Фешина в Таосе. По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» — белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья. Вторая половина XIX – первая половина XX века»).

Все это украшено резьбой с элементами казанской геральдики – змея Зилана, головы коня, птиц, знаков солнца и воды, священного дерева. Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. В тоже время «облик дома предлагает нам совершенно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». С 2002 года в доме художника в Таосе расположился Таосский музей искусств, и теперь экспонируется коллекция живописи местной колонии художников начала XX века.

Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)

В 1933 году, после развода с женой Александрой (совершенного по ее инициативе из-за увлечения местным поэтом и издателем Спадом Джонсоном) художник и их дочь Ия (которая предпочла быть с отцом) проводят зиму в Нью-Йорке. Затем переезжают в Лос-Анджелес, где в течение последующих двадцати лет художник экспонировался на выставках Stendahl Galleries. В конце 1930-х путешествует по Мексике, побывал в Японии и на Яве, что нашло отражение в его позднем творчестве. При этом всю оставшуюся жизнь Фешин обращался к таосским мотивам.

Миссис Крэг (1923)

Художник умер во сне 5 октября 1955 года. По словам дочери, взявшей на себя хлопоты по сохранению его наследия, Николай Иванович Фешин всегда помнил о Родине и всегда подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России. В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год). На родине художника с уважением и большим интересом отнеслись к его творческому наследию: в Музее изобразительных искусств Татарии в Казани открыта постоянная экспозиция.

Портрет дочери Ии (1917)

О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ. На сайтах интеллектуальных центров – библиотек Казани содержится развернутая и полезная информация о талантливом земляке; в рамках школьного предмета «мировая художественная культура» проводятся занятия по теме «Фешин – художник двух континентов». Мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963/1964), а в 1976 в Казани и Ленинграде прошли выставки работ из собрания СССР и США. В 2007 году в серии «Русские художники» санкт-петербургским издательством «Золотой век» был издан великолепный альбом «Николай Фешин» (автор-составитель Тулузакова Г.П.), представляющий наряду с жизнеописанием 270 репродукций и 198 иллюстраций художника.

Портрет Ии (1923—1926

В США Николая Ивановича Фешина называли «русским американцем». «Русские американцы» — художники, среди которых, выдающийся русский портретист Михаил Вербов, завоевавшие широкое признание Николай Черкасс, братья Лазухины, Владимир Шаталов, Владимир Одиноков, представительница младшего поколения — Елена Золотницкая, неизменно подчеркивали свое восхищение личностью и творчеством художника.

Портрет Вари Адоратской (1914)

На Родине о жизни и творчестве американского художника с русскими корнями и великой русской школой узнали только в последние два десятилетия. Возможно, поэтому, подводя итоги жизненного пути, Николай Иванович с грустью признавался в своем одиночестве. «Я часто думаю о прожитом, – писал он, – и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».

Читайте также  Картина «витязь на распутье» - васнецов

Девочка с острова Бали (После 1938)

Его картины экспонируются в крупнейших музеях мира и в престижных частных коллекциях. Работы именитого мастера высоко ценились в разные годы минувшего столетия. Сегодня на аукционах стоимость отдельных картин зашкаливает за миллионы американских долларов.
Так, в прошлом году на аукционе МaсDougall’s полотно «Маленький ковбой» было продано за 10,8 млн долларов.

Храмовая танцовщица (1938)

Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С.Т. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».

Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Там же, в Казани, окончил художественную школу. Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Знание первоклассных образцов классического искусства, высочайший уровень натурного рисунка, мастерское владение всей палитрой художественных средств заложены в нем именно в то время.

Мануэлита с качиной — ритуальной игрушкой (1927—1933)

В автобиографии художник вспоминает особое отношение наставника Ильи Репина: «Ко мне он относился более тепло, чем к другим студентам, ценя точность моих работ. Прежде всего, он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой». Переняв от знаменитого учителя манеру широкого свободного мазка, художник развивает самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры. «Цель мастера живописца, — отмечает Фешин, — заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их… Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим, ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Художник много работает над созданием своей особой манеры письма. Традиционные приемы кистью и мастихином сочетаются с соединением красочных мазков и старательным их втиранием пальцами рук в холстовый грунт. Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя.

Глубокое понимания полифонического мастерства и сути творчества Николая Фешина великолепно демонстрирует американский исследователь Мэри Нельсон Балкомб, подчеркнув в статье журнала «Наше наследие»: «Фешин утверждал нечто общее в подходах к живописи между русскими иконописцами, импрессионистами и художниками – абстракционистами и использовал их подходы в своем творчестве…».

Лилии с раковиной (1934-1955)

Натюрморт с подсолнухами (1934—1955)

«Художник, судьба которого предопределена Богом». Николай Фешин. Глазами дилетантки.

«Лучший в России живописец»- так сказал о своём бывшем ученике Илья Репин. Лучший? Тогда почему этот художник в России известен так мало?
А ведь уже первые ученические работы Николая Фешина («Христос» и два пейзажа), появившиеся в 19О1 г. вызвали интерес у широкой публики и получили отклик в прессе: «В каждом мазке смелых и богатых, ещё не высохших красок, сквозит смелость таланта».
За картину «Портрет неизвестной» («Дама в лиловом») Фешин, студент Петербургской Академии художеств, получает золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене.
Далее… Его конкурсная программная работа «Капустница» приносит ему звание художника и пенсионерскую поездку за границу.
И картина стоит того. Сюжет прост: перед зрителями развёрнута колоритная сцена ежегодной заготовки капусты на зиму.
В центре — перед сидящей полной женщиной — роскошная груда кочанов свежей капусты. Слева, чуть ближе к зрителю, стоит в профиль женщина с кочаном в одной руке и ножом в другой. Прислушайтесь… Ещё миг, и раздастся хруст разрезанного кочана. Напротив нее — парнишка, ловко срезающий с кочерыжки последние листья. И они падают,… падают под его ножом. Справа, показана сцена рубки капусты в большом корыте. И тут же девушка с подносом в руках и питьём на нём.
Художник делает акцент на ярких сочных светло-зелёных пятнах; а размашисто написанная груда капусты становится «колоритной доминантой картины», выплёскивает на зрителя праздничное настроение.
С 191Ог. и вплоть до начала Первой мировой войны работы Николая Фешина украшали международные выставки в Мюнхене, Питсбурге (США), Амстердаме, Риме и Венеции.
После революции 1917г. художник всеми силами пытался вписаться в новую художественную и культурную среду.
Пытался… долго пытался.… Не получилось.
И тогда созрело твёрдое решение об отъезде в Америку(1923).
Нью-Йорк – Таос – Лос-Анджелес.… Вот география жизни художника в Америке в течение 3О лет.
Успех сопровождал его повсюду. Выставки вызывали восторженные отклики в печати: «Если Вы хотите видеть чудо, идите на выставку Фешина».
Его картины успешно раскупались частными коллекционерами.
А в России вплоть до «хрущёвской оттепели» конца 5О-х -6О-х годов имя Николая Фешина игнорировалось.
Однако вычеркнуть из истории русского искусства одного из самых крупных мастеров своего времени оказалось невозможным
Да, Фешин – блестящий живописец, создавший многофигурные жанровые композиции. Их немного. Всего четыре. Но они вписали яркую страницу в его творчество. Из четырёх крупных жанровых работ две («Капустница», «Черемисская свадьба») выполнены, когда Фешин был ещё студентом, когда творческая манера художника только ещё начинала формироваться. Третья («Обливание») была не дописана, и только четвёртая («Бойня»)- произведение зрелого мастера. Во всех этих картинах запечатлён момент, миг. Художник не рассказывает, он показывает, обнажая смысл, как в композиции, так и в самой манере исполнения. И перед зрителями звучит «симфония образов, цветовых и тональных пятен».
Среди жанров, в которых работал художник, предпочтение он отдавал портрету.
Фешин – виртуозный мастер портрета, особенно женского. Его портреты узнаются сразу. Они не похожи на портреты других мастеров ни по своему эмоциональному настрою, ни по своему неповторимому колориту. Здесь чувствуется воздушная лёгкость, ощущается мимолётность движения и какая-то недосказанность.
А самое главное, в памяти остаётся взгляд, наполненный то глубокой мыслью, то мягкой грустью, то мечтательной нежностью. А подчас, кажется, что какая-то мистическая тайна, возникшая из глубины души, затаилась в уголках глаз.
Удивительно раскрывают характер, подчёркивая индивидуальность каждой модели, её особый стиль выразительно выписанные
-руки, изящно держащие веер («Русская певица»);
-руки за маникюром («Дама за маникюром»);
-руки, держащие чашечку чая («Миссис Крэг);
-руки на клавишах рояля («Портрет Н. М. Сапожниковой у рояля»).

И какая изысканная сдержанность! Какая насыщенность цветовой гаммы! И, наконец, какая острота видения характера модели!
Художник стремится найти для каждого портрета свой колористический фон, сохраняя естественность и живость своих моделей.
Фешин пишет женщин в парадных интерьерах, в простой, будничной обстановке, на пленере под лучами солнца.
Вершиной его пленэрной живописи становится парный портрет «Весна»
Надо отметить, что портреты его жены и дочери очень лиричны и написаны с большой нежностью («Ия. Золотые волосы», «Ия с дыней» и др.)
А «Портрет Вареньки Адоратской» считается одним из лучших портретов мировой живописи, её жемчужиной. В пленительном образе девочки с мягким овалом миловидного лица, с большими карими глазами, смотрящими на нас, художник раскрывает чистый и наивный мир детства, красоту и открытость детской души.
Не менее интересно Фешин раскрывается в
-пейзаже;
-ню;
-натюрморте.

У него свой подход к пейзажу: широкие мазки и мгновенно схваченная композиция. И особенное, а именно восторженное восприятие природы! Он любил её самозабвенно, утверждая, что она везде и всегда прекрасна. Художник постиг природу до самых её глубин, услышал все её мелодии и музыкой её красок щедро одарил зрителя.
В пейзажах Фешина природа дышит, и её дыхание ощутимо. От его «Пейзажа с ручьём» веет свежестью прохладной воды. А фонтаны солнечного света, вырвавшиеся из неведомых глубин и устремившиеся в недосягаемую бездну, на картине «Пейзаж Нью-Мексико» завораживают, обволакивают душу, очищая её.
Мотивы его зимних пейзажей разнообразны по своему звучанию, но дарят истинную радость. А «истинная радость, как сказал Пифагор, подобна концерту Муз, который оставляет в душе следы небесной гармонии».
«Оттепель», «Распутица» — картины, навевающие грусть, но не угнетающую… нет… нет… тихую, задумчивую. Это ведь тоже необходимо человеку.
Эффектна его техника в жанре «ню». Н.Фешин – художник, слишком пропитанный реализмом Репина и слишком очарованный красотой человеческого тела, чтобы абстрагироваться от него. Поэтому чувственная красота плотного, осязаемого тела, усложненность поз или взятых ракурсов проявляют виртуозность отточенного мастера. («Натурщица», «Купальщица», «Обнажённая с раковиной» и др.
Натюрморты Н. Фешина – это благоухающие сюжеты цветов. Они настолько эффектны, настолько полны брызжущей радостной экспрессией, настолько притягательны! Взрывная энергия художника выплеснулась в «рискованных» цветовых контрастах и свободном мазке. Его натюрморты – это море чудных цветов: ярких, как огненные точки; нежно-розовых, бледно-лиловых, стыдливо белых. Каждый цветок живёт, смеётся.
И несколько слов о подсолнухах Фешина. Не умаляя достоинств подсолнухов Ван — Гога. «Подсолнухи» Николая Фешина ни с чем не сравнимы. Художник чувствует пластику каждого листка, каждого стебля. Подсолнухи разворачиваются то в разные стороны, то прямо ракурсом на зрителя. Художник как будто «охапку солнечного света схватил и бросил на холсты».
Н. Фешина признают мастером натурного рисунка углём. Для своих моделей он избирает «гибкий контур, мягкую бархатистость теней, намеченных почти неуловимыми касаниями угольного карандаша, сложные ракурсы.
Как отметила исследователь его творчества Г.Тулузакова, «в классическом рисунке Фешин-рисовальщик номер один». И при этом, его рисунки – это «сгусток пульсирующей энергии светлого и тёмного».
Универсальность дарования Н.Фешина проявилась также в
-скульптуре, где он стремился решать форму «энергично и компактно»;
-театральной декорации, где раскрылись его возможности незаурядного колориста;
-резьбе по дереву. Очень популярны его гравюры на дереве Библии;
-педагогической деятельности.

Читайте также  Биография поля гогена и описание картин художника

Фешин постоянно искал свой стиль и нашёл его. Ярко выраженный стиль художника возник в результате многочисленных влияний. У него было строгое классическое образование, однако назвать его художником- классиком никак нельзя.
Его творчество развивалось в стиле модерн. Это был «переходный стиль переходного времени». Он открыто соединял реальность и условность в единое целое.
Фешин выработал свой взгляд на искусство, свой живописный стиль. Важен именно стиль, и именно стиль для художника есть средство выразить что-то внезапно его поразившее, какие-то отношения, которые не обязательно существуют вечно и для всех. Художник сообщает бессмертие преходящему моменту, облекая его в свой стиль.
Художественный язык Фешина своеобразен. Он соединил в себе разные стилевые направления. Здесь и академическая основа, и реалистическая традиция передвижников. Его манера писать сродни импрессионизму, но с «особым русским надрывом». Он самобытен. Его почерк узнаваем.
Что касается «нон-финито» в творчестве Н. Фешина — это я оставлю профессионалам.
Художник много работал над техникой живописи. Он отказался от использования масляного грунта, заменив его казеиновым или желатиновым собственного изготовления.
Традиционные приёмы кистью и мастихином сочетаются у него с соединением красочных мазков и старательным втиранием их пальцами рук в холстовый грунт. Результат — почти эмальная поверхность многокрасочного слоя.
Его лёгкая непринуждённая кисть создаёт живопись в полном смысле этого слова. Каждый образ соткан из тысячи цветовых оттенков, воплощён пронзительными мазками.
Один из его учеников писал: «Он обладает высшей степенью дарования быть «сверхмаэстро». Это когда искусство как бы возникает само собой, будто художнику ничего не стоит,… Дохнул — вот оно создалось, а за этим – дыхание жизни, свет, очарование».
Николай Иванович Фешин оставил после себя огромное наследие. Сколько им было написано не может сказать никто.
Около 2ОО его работ находится на родине художника — в г. Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
Его портреты великих композиторов (Бетховен, Лист, Паганини, Глинка, Мусоргский) украшают стены Казанской государственной консерватории.
Большая коллекция картин собрана в штате Техас (Музей Старк). Его полотна хранятся в Музее американского искусства в Вашингтоне, Национальной портретной галерее в Лондоне, Музее Гарвардского университета. И неизвестно. Сколько работ художника в частных коллекциях.
Американцы считают Н. Фешина своим национальным художником. Называя его «художником художников», сравнивают технику Фешина с Рембрандтом.
Однако. Живя долгие годы в США. Он остался истинно русским. Он ничего не перенял из заокеанского образа жизни. Мечтал ещё раз увидеть Волгу, родную Казань. Художник пришёл к горькому для себя выводу: «… люди искусства не должны покидать своей страны. Что бы с ней не случилось».
И его дочь. Ия Фешина, выполняя волю своего отца, в 1976г. привезла его прах в Россию и захоронила на Арском кладбище в г.Казани.
«Если о художнике не писать, творчество его может сойти на нет».
В последнее время в исследовании творчества Н. И. Фешина наметились существенные сдвиги».
И это радует.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1255)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (710)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2431)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (42)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (300)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (798)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Николай Иванович Фешин «Капустница»

Николай Иванович Фешин

Капустница — Николай Иванович Фешин. Холст, масло. 219 x 344 см. Музей: Музей Российской академии художеств

Фешин Николай Иванович, заканчивая в 1909 году обучение в Санкт-Петербургской Академии художеств, пишет дипломную работу «Капустница».

Появилась она не просто так, с детства Николай любил наблюдать за деревенским бытом, народными обычаями, праздниками. И к дипломной работе художник серьезно готовился, ездил в нижегородскую область, присматривался к интересным типажам, делал наброски, эскизы.

Уже с первого взгляда на полотно начинаешь предвкушать какое-то событие. И, действительно, так и есть — это православный праздник Воздвижения, отмечаемый осенью, в последний день бабьего лета.

В народе говорят, на Воздвиженье капуста – первая барыня. Вот она, в центре полотна, белая, хрустящая, с зелеными вкраплениями листьев. На зиму надо готовить, солить и квасить капусту, кормилицу и спасительницу в долгую русскую зиму.

Окружающая «барыню-капусту» толпа из мужиков и баб оживлена и радостна. Причин этому несколько: позади трудные полевые работы, собран урожай, окончился Воздвиженский пост. Теперь можно и стопку водки пропустить, которую тут же разносит одна из женщин — на такой праздник скупиться не принято. Шустрые мальчуганы в восторге от всей этой суматохи, таскают кочерыжки, выбирают капустные семечки по старинному поверью.

Все режут, чистят, шинкуют, мнут капусту. Создается ощущение общего праздника. Вот баба в черном наклонилась за очередным кочаном, слева высокая и крупная женщина с одобрением смотрит на хохочущую компанию, изображенную в правой части картины.

В работе «Капустница» проявляется неординарный талант Фешина в построении композиции, в противопоставлениях цветовых пятен при общей сдержанности палитры.

Герои сюжета не идеализированные персонажи, каждый выписан индивидуально, со своим характером. Но всех их объединяет праздничный настрой, радость от совместного полезного труда. Что, наверное, и хотел передать автор – уметь находить красоту в повседневных вещах, а поучиться этому следует у простого народа.

Читайте также  Даная, густав климт - описание картины

Картина «капустница», николай иванович фешин — описание

  • Все лоты
  • Собрание коллекционной русской живописи
  • Императорский фарфоровый завод
  • Мебель
  • Живопись и графика
  • Фарфор и керамика
  • Пасхальные яйца XIX — начала XX века
  • Коллекционный фарфор европейских мануфактур
  • Серебро
  • Бронза
  • Часы
  • Зеркала
  • Свет
  • Скульптура
  • Наградные карманные часы Российской Императорской Армии
  • Наградные карманные часы советского периода
  • Иконы
  • Стекло
  • Книги
  • Разное
  • О нас
  • Партнеры
  • Отзывы
  • СМИ о нас
  • Автоброкер торгов
  • Помощь
  • АРТЛОТ 24
  • Аукцион
  • Бизнес
  • Выставки
  • Искусство
  • Коллекции
  • Блог
  • Выставочный зал
  • Оценка предметов искусства
  • Обратная связь
  • Реквизиты
  • Все лоты
  • Собрание коллекционной русской живописи
  • Императорский фарфоровый завод
  • Мебель
  • Живопись и графика
  • Фарфор и керамика
  • Пасхальные яйца XIX — начала XX века
  • Коллекционный фарфор европейских мануфактур
  • Серебро
  • Бронза
  • Часы
  • Зеркала
  • Свет
  • Скульптура
  • Наградные карманные часы Российской Императорской Армии
  • Наградные карманные часы советского периода
  • Иконы
  • Стекло
  • Книги
  • Разное

Фешин Николай Иванович (1881-1955) – выдающийся русский живописец, соединивший в своем творчестве традиции импрессионизма и модерна, достигший непревзойденного артистизма и мастерства исполнения в жанре портрета. Николай Фешин был мастером рисунка, великолепным художником жанровой картины и замечательным педагогом. Он был членом «Товарищества передвижников», в 1909 году вернулся в Казань, где до 1923 жил и работал, преподавал рисунок и живопись в местной художественной школе. В 1923 году получив предложение преподавать в Нью-Йорке, художник покинул Россию, уехал в США. Его отношение к советской власти было неоднозначным, хотя Октябрьскую революцию Н. И. Фешин принял с воодушевлением и сотрудничал с сатирическими журналами, иллюстрировал работы В. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого, А. Луначарского.

Н. И. Фешин родился в Казани в 1881 г. в семье ремесленника. В 1895-1900 годах учился в Казанской художественной школе, а затем в петербургской Академии художеств, которую окончил в 1909 году. После учебы в АХ много путешествовал по Европе, знакомится с творчеством старых мастеров и современных художников. Николай Фешин был учеником самого И.Е. Репина, что во многом определило его творческую судьбу. Он был талантливым учеником и много работал, целиком посвящая себя искусству, постигая секреты мастерства великого гения. В поисках живописной выразительности и в развитии импрессионистической манеры, Фешин шел своим путем, но академическая школа всегда была для него той замечательной базой, которая придавала уверенности и точности его кисти. Николай Иванович увлекался развитием сюжета в картине, неслучайно, что для раннего творчества характерны жанровые произведения: «Обливание» 1911, «Капустница» 1909, «Хоровод» 1910-е., «Черемисская свадьба» 1908. Этнографический характер работ здесь явно преобладал. Н. Фешина очень интересовали обряды народов Поволжья с их первозданным очарованием, праздничным колоритом и языческими традициями, неразрывной связью человека и природы.

В историю искусства Н. И. Фешин вошел как мастер портрета. Он создал свой яркий неповторимый стиль. Его портреты отличались великолепным знанием натуры, остропсихологической трактовкой образа, экспрессивностью изобразительного языка и богатством палитры. Импрессионистические дробные мазки в его картинах укрупнялись, создавая выразительный ритм цветовых пятен. Необычайная живописность его произведений рождала гармоничные, раскованные образы, индивидуальность которых выражалась в артистичном цветовом решении. Знаменитый этюд 1908 года – «Портрет неизвестной. Дамы в лиловом» – стал одним из шедевров раннего творчества художника. Женские образы Н. И. Фешин раскрывал особенно ярко, писал проникновенно, экспрессивно, живописно: «Дама в розовом. Портрет Н. Подбельской», «Портрет Вари Адоратской», «Русская певица. Портрет Е.И.Хатаевой», «Миссис Крэг», «Портрет Глендоры Роллинс» и многие другие. С середины 1930-х годов художник много времени проводил в путешествиях, его картины отлично продавались, он стал известным светским портретистом, заказчиков было много. Н. Фешин участвовал в выставках русских художников эмигрантов, а также устраивал персональные выставки. Среди его работ много портретов друзей, коллег известных личностей, всех тех, с кем он общался, жил и работал. Ему блестяще удавались и драматические образы, сосредоточенные, психологические, в которых обнажался характер героя: «Портрет Д.Д. Бурлюка» «Портрет Н.Н. Евреинова», «Портрет В.П. Фокиной», «Портрет П.А. Радимова», «Портрет художника Виталия Гавриловича Тихова».

Главными моделями художника были жена и дочь Ия. Своим самым любимым персонажам он посвящал много часов живописи. Он писал их постоянно, в разные годы, в разное время суток и каждый раз с новым настроением. Высшим достижением в рисунке Николая Фешина была обнаженная натура, где его талант живописца раскрылся в полную силу. Он умел подчеркнуть трепетную красоту модели, виртуозно передавал светотеневые нюансы, выплескивал на полотно все богатство красочной палитры. Н. Фешин был непревзойденным мастером в изображении женской грации, в передаче сложных, интересных ракурсов и в знании эффектных цветовых решений.

Творчество Николая Фешина многогранно, его художественное наследие огромно, его имя получило мировую известность. Его работы хранятся в крупнейших музеях и частных собраниях.

Фешин Николай Иванович
1881–1955 Купить работу Предложить работу на аукцион AI Предложить работу в частной сделке

ФЕШИН Николай Иванович

26 ноября (8 декабря) 1881 (Казань) — 5 октября 1955 (Санта-Моника, ныне в составе Лос-Анджелеса)

Статьи о художнике:

  • Christie’s выставит на «русских торгах» Фешина за $3 000 000
  • Художник недели. Николай Иванович Фешин
  • Художник недели: Николай Фешин

Биография

ФЕШИН Николай Иванович

26 ноября (8 декабря) 1881 (Казань) — 5 октября 1955 (Санта-Моника, ныне в составе Лос-Анджелеса)

Родился в семье резчика иконостасов; его отец рано привлек сына к работе и привил вкус к живописи. В 14 лет мальчик поступил в Казанскую художественную школу, где учил до 1900. В 1901 по рекомендации школы Фешин был принят в петербургскую Академию художеств, в мастерскую И. Е. Репина, которую окончил в 1909.

С 1909 Фешин жил в Казани и преподавал там в местной художественной школе. Картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу.

Его картины 1900-х импрессионистичны, динамичны по живописной лепке, красочны и реалистичны. Например, работы, посвященные быту народов Поволжья: «Черемисская свадьба» (1908), «Обливание» (1911, Музей изобразительных искусств Татарстана в Казани).

К осени 1910 Фешин вернулся к преподаванию. С этого же времени художник постоянно участвовал в международных выставках в Европе и США (Питтсбург).

В 1916 он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

От Репина и от передвижников вообще он воспринял манеру широкого свободного мазка, но обнаружил и самобытный дар колориста. Раздельный мазок в его полотнах укрупнялся, соединялся с ритмом модерна, а иногда и с элементами протоэкспрессионизма.

В 1910-е — 1920-е были написаны наиболее значительные произведения художника: «Портрет Вари Адоратской» (1914) — один из лучших детских образов в искусстве рубежа XIX — XX веков; «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916), «Портрет отца» (1918) соединяли в себе острую экспрессию с живописностью.

Получив предложение преподавать в Нью-Йорке, в 1923 Фешин уехал в США. Жил в Нью-Йорке, а с 1927 — в Таосе (штат Нью-Мексико), где по своему же проекту выстроил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В конце 1930-х путешествовал по Мексике и Японии. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса.

Фешин плодотворно работал в разных жанрах. Он выполнил большой цикл ярких этнографических зарисовок, нередко переводил их в литографию. Успешно занимался светскими портретами — элегантными, но не слишком реалистичными. Они скорее представляли собой цветастые наборы салонных комплиментов, чем вписывались в большое искусство.

Совсем в иной манере — серьезной и драматичной — написаны в 1923–1924 портреты художника Д. Д. Бурлюка и его жены (сейчас хранятся в США, Лонг-Айленд, Хэмптон-Бейс, в собрании наследников семьи Бурлюков). Кроме этого, в своеобразной манере, напоминающей графику Г. Гольбейна, художник создал обширную серию рисунков местного этноса.

В 1981, к столетию со дня рождения Фешина, в его доме в Таосе восхищенные «поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского», американцы основали Институт его имени — с музеем и образовательным центром.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: