Картина "иван грозный убивает сына", илья репин, 1885 - JEKATERINBURG.RU

Картина «иван грозный убивает сына», илья репин, 1885

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Немного слегка пошлых карт.
  • Хват правой
  • Кретинизмы из сети
  • Всякое
  • Картинки и мемы для настро.
  • Картинки и мемы для настро.
  • Всякое
  • Картинки и мемы на все слу.
  • Гифки
  • Весёлые
  • Так себе картинки
  • Картинки и мемы для настро.
  • Чуток картинок
  • Картинки и мемы для настро.
  • Гифки
  • Гифки
  • Так себе картинки
  • Фотографии наших знамениты.
  • Так себе картинки
  • Так себе картинки
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

«Иван Грозный убивает сына»: запрещенная и скандальная картина XIX века

Санкт-Петербург конца девятнадцатого столетия. Неожиданно в тридцатитрехлетнем возрасте трагически погибает Всеволод Гаршин. Григорий Мясоедов в состоянии аффекта чуть не убивает сына. Что объединяет писателя и художника?

Оказывается, недавно Илья Репин писал с них персонажей для будущего шедевра – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Что это, совпадение? Или возмездие? Про Репина и без этого ходила дурная слава…

События далекого 1885 года

Товарищество передвижников открывает традиционную ежегодную выставку. Случайность или мистика, но в 1885 году она становится тринадцатой по счету. Илья Репин заканчивает работу над Иваном Грозным и представляет ее зрителям. Первая реакция любителей живописи была единодушной: картина наводит ужас обилием крови и античеловеческим сюжетом детоубийства.

Приказом царя публичная демонстрация полотна была запрещена. Художник был обвинен в клевете на особу царского рода. А служители церкви говорили о сотрудничестве Репина с дьявольскими силами.

Тогда Павел Третьяков выкупил скандальное полотно для своей галереи. Но и в Третьяковке судьба картины не стала благополучнее. Несколько лет она хранилась в закрытом помещении и была недоступной для посетителей. А служащие проходили со страхом мимо закрытой двери.

Виновен ли Иван Грозный?

Что же такого изобразил Илья Репин? Почему произведение живописи нагнетало состояние ужаса?

На холсте высотой в два метра две мужские фигуры. Художник изобразил не момент убийства, а его последствия. Свершившийся факт. Царевич еще дышит, глаза его открыты, но смотрят в пустоту. Царь Иван поддерживает безвольное тело сына, а правой рукой прижимает окровавленную голову наследника. Кровь стекает из раны на виске, пальцы царя-убийцы перепачканы кровью, которая медленно стекает на нательный крест умирающего царевича.

Задний план полотна серый, мрачный, тускло освещенный. Слева – опрокинутое кресло. На полу – огромных размеров ярко-красный персидский ковер. Кажется, что он пропитывается кровью и расползается, заполняя все пространство кровавой массой.

На переднем плане – брошенный металлический жезл. Предмет, которым был нанесен удар. Как это произошло: случайно или преднамеренно? Что послужило причиной гнева Ивана Грозного? Истинная причина не ясна: то ли это была вспышка неконтролируемой ярости, то ли между отцом и сыном возникла ссора, то ли была на то иная, известная только им двоим драма.

Летописцы XVII столетия называли как разные даты кончины царевича, так и разные причины смерти. Репин взял сюжет из популярного в XIX веке издания Г.Карамзина «История государства Российского».

Художник проявил себя как истинный мастер и хороший психолог. Он схватил глубинную суть произошедшей трагедии: Иван Грозный осознает, что свершилось. Глаза его горят не ненавистью, а кричат немой болью: «Что я натворил? На кого поднял руку?». Он осознает свой нечеловеческий поступок, но понимает, что не может отмотать время назад, изменить произошедшее. Его безумные глаза пугают больше, чем обилие крови.

Сомнения и страсти

Позже в воспоминаниях Репин поделился душевными муками в процессе работы над картиной. Он говорил, что боялся подходить к холсту и браться за краски, чуя недоброе, но отступить от задуманного не мог. Вот и не сдержался: выплеснул на полотно обуревавшие им страсти.

Близость с персонажами полотна пагубно сказалась на натурщиках. Мясоедов, позирующий для царя, не находил душевной близости с сыном. Говорили, он даже пытался убить его. После этого инцидента мальчик был взят на воспитание в семью близких друзей. Трагично сложилась судьба Всеволода Гаршина, с которого Репин писал царевича. В апреле 1988 года жизнь писателя оборвалась. Причина – самоубийство.

Прошло время

Страшное событие обрушилось на полотно в 1913 году. Впервые в России свершился акт вандализма. В зале Третьяковской галереи начинающий иконописец в истерике набросился на Ивана Грозного с ножом в руках. Полотну были нанесены серьезные повреждения. Реставраторы сумели залечить раны на холсте, но душа юноши осталась покалеченной. Абрам Балашов, так звали юношу, оказался в клинике для душевнобольных.

На этом давление на зрителей царя Ивана Грозного не закончилось. В мае 2018 года картине был нанесен повторный ущерб. Хулиган разбил защитное стекло и нанес несколько зловещих ударов.

В прессе писали, что злоумышленник возражал против художественной трактовки исторических событий. Но ведь Илья Репин не хронограф, а творец, имеющий право на художественное воплощение своих идей и представлений. К тому же, что греха таить, делал он это хорошо. Мастерски.

Сын Ивана Грозного умер не от руки отца, как изображено на картине Ильи Репина, а от отравления

Илья Репин, русский художник, изобразил на холсте всем известную картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Однако правда ли, что отец убил своего сына?

Французский офицер Жак Маржерет указывает, что хотя Иван и был ранен рукою отца, однако скончался не вследствие этого, а спустя несколько месяцев, заболев во время паломнической поездки.

Большинство русских летописей, говоря о смерти царевича, ничего не пишут об её причинах. В одной из них, Псковской, рассказывается о ссоре, бывшей у отца с сыном за год до смерти последнего. Именно тогда царь в гневе ранил царевича Ивана своим посохом.

Вероятно, ближе всех к истинным причинам подошёл дьяк Иван Тимофеев, писавший свой «Временник» в 1617 году. Он сообщает, что царевич хотел удержать своего отца от некоего неблаговидного поступка, за что и поплатился жизнью.

С целью окончательно выяснить причину гибели сына Ивана Грозного, исследователи во главе со знаменитым антропологом профессором Михаилом Герасимовым в 1963 году произвели вскрытие гробницы царевича Ивана Ивановича в Архангельском соборе Московского Кремля.

Был произведён и химический анализ костей царевича, показавший повышенное (в 32 раза по сравнению с нормой!) содержание в них ртути, а также и превышение нормы по содержанию мышьяка и свинца, но и из этого нельзя сделать однозначных выводов.

Ртуть, мышьяк, свинец входили тогда компонентами во многие лекарства и косметические средства. Они медленно накапливались в организме человека, вызывая у него болезни и раннюю смерть.

А вот еще мнения:

Единственный источник который утверждал, что Иван Грозный убил своего сына, это был легат Римского папы. остальные просто подхватили его версию. а кто такой этот легат и что он делал в Москве ?, он был прислан склонить Ивана, что бы Московское царство (Русь) приняла католичество, но был послан Иваном Грозным куда подальше, то есть он получил жёсткий отказ по всем предложениям, его миссия полностью провалилась, на все 100 %. вернувшись домой он и насочинял всяких историй, ну и насколько им можно верить ?! средневековая чёрная пропаганда. при том что как раз все приближённые говорят, что сын Ивана умер совсем от другого. враги и различные перебежчики-предатели, типа Курбского, любили насочинять про Ивана всяких дичайших небылиц, которые в итоге вообще никто не подтвердил, но почему то вошли в историю как истина. Иван Грозный самый оболганный Царь.

p.s. всё в чём обвиняют Ивана, называя его страшным тираном, всё тоже самое в те времена происходило по всему миру, а в той же Европе всё это происходило в десятикратном размере. пытаются найти соринку в чужом глазу, когда из своего бревно торчит.

Не так давно дабы пресечь всякие слухи о Иване Грозном и его сыне, — был дан приказ кремля об вскрытии склепа и детальном изучении останков Грозного и его старшего сына ! Экспертиза показала на черепной коробке сына Грозного не было даже намека на царапину не говоря уже на более тяжкие повреждения ! Все кости целы без каких либо повреждений ! Но вот в самих костях было обнаружено большое количество мышьяка и ртути, Их просто тихонько травили ! А саму историю исказили иностранцы и даже проплатили венецианскому художнику за сотворение картины — криминальной сцены ! А младшего сына обозвали — Юродиевый ! Но цесаревич был нормальным образованным и даже оставил потомство ! Правнуки Рюриковых живут в наше время в Испании !

Читайте также  Фриц таулов, картины и биография

Нет ни одного источника того времени, который бы хотя бы косвенно намекал, что Иван Грозный имел к этому хоть малейшее отношение. Зато всем было известно, что царевич увлекался опричными делами и пьянством.

1599 год. Борис Годунов стремится взойти на престол. Казалось бы, он должен использовать в своих целях или хотя бы упомянуть этот важный факт. Что мы видим ? Ни одного слова или намека.

1613 год. Приход к власти абсолютно не имеющей никакого отношения к Рюриковичам фамилии Романовых, происходящей из Литвы, не пользующейся никакой популярностью и буквально продавливаемый патриархом Филаретом, отцом будущего царя.

Вот тут то и появляется в первый раз слух о якобе гибели царевича от руки Ивана Грозного. Почему этот слух возник очевидно, Романовым выгодно было дискредитировать законную династию, представить себя на этом фоне хорошими, и таким образом облегчить захват власти.

Вопрос в другом — почему о столь важном факте, случившимся вроде как при дворе, никто слыхом не слыхивал целых 32 года ? Столь же очевидно, что если бы это было на самом деле, то все бы уже об этом давно знали и говорили. Особенно недруги Грозного, а их у него было немало.

1883-85 годы. Репин пишет картину

,, Иван Грозный и его сын Иван.

Тут только один вопрос, по чьему заказу Репин эту картину рисовал ?Совершенно ясно любому, что Репин историком не был и его мнение ни малейшего значения не имеет.

И останется на его совести.

Иван Грозный — самый нелюбимый царь Европы. И есть за что! История о нем поэтому самая перевранная и до сих пор сохраняется и множится эта ложь. Картину Репину, именно в этом сюжете, заказала английская королева. Никакой исторической достоверности в ней и вообще в этом акте нет! Никаких доказательств, кроме того, что в останках царевича нашли многократное превышение отравляющих веществ: ртути, свинца, мышьяка. Это лекарства ведрами нужно пить, чтобы такое было! У Ильи Ефимовича после написания этого полотна стала болеть правая рука, пока совсем не отказала. Многократно картину хотели убрать в запасник, хотя бы временно и взамен из запасника вывесить другую того же автора, но какие-то силы всегда этому препятствуют.

Причины: 1. Нужно держать Россию в приниженном состоянии, в том числе заставлять испытывать несуществующую вину за несовершенные действия монарха своего исторического прошлого. 2. Нужно очернять вечно память того, кто больше всех сделал для будущей России и больше всего создал проблем западной Европе. Намерено искажая прошлое идет манипуляция над формированием будущего!

Репин, Иван Грозный и сын его – связанные одной кровью

«Иван Грозный убивает своего сына» – картина великого русского художника XIX – XX века Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Написана маслом на холсте 199,5 х 254 см в период 1883 – 1885 годы. Находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Автор вынашивает замысел

Репин всегда был остро чувствующим человеком и живо реагирующим на действительность гражданином своей страны. Современность всё больше пугала – набирало силы революционное движение. По воспоминаниям художника, впервые тяжёлое, гнетущее настроение и мысль о потребности излить его в кровавом полотне возникли после убийства народовольцем императора Александра II в марте 1881 года. В том же году тоскливое состояние души со стремлением написать вещь необычайно сильную по эмоциям и даже страшную охватило живописца после концерта Римского-Корсакова. Вторую часть сюиты «Антар» композитор посвятил кровавой мести Антара – на художника музыка подействовала подавляюще. Он был душевно растерзан и вдруг подумал: Иван Грозный и сын его – вот идеальные персонажи для возможной картины. Пугающую современность лучше было не трогать.

Уверенность в том, что он действительно созрел для такой картины, укрепилась в художнике в поездке по Европе в 1883 году. Репин стал очевидцем боя быков. Самым поразительным для него самого был интерес, азарт, как собственный, так и ревущей толпы – убийства воочию и кровь не пугали, а сводили с ума от влечения их созерцать.

По возвращении в Россию мастер тут же приступил к осуществлению идеи.

В основе картины версия Карамзина

Кто из историков и летописцев был прав, описывая смерть сына Иоанна IV, где и как это произошло? Репин опирался на труды Карамзина. Тот, в свою очередь, на записи князя Курбского и иезуита Антонио Поссевино, посла к Ивану Васильевичу от папы Римского. Согласно этим источникам, причиной ссоры царя с сыном стало «неблагочестивое поведение» Елены Шереметьевой, третьей жены царевича. Разбушевавшийся царь в гневе ударил сына, после чего тот умер.

Поссевино очевидцем не был, он слышал об убийстве от своего переводчика, что не может гарантировать достоверность трагического события.

Воображение Карамзина позволило ему дать красочные описания мук Ивана Грозного, страданий отца после гибели сына. Он потерял покой и сон, особо худо было ночами: падал посреди комнаты и стенал, вопил, затихая только в изнурении, «боялся утреннего света, видеть людей и явить им в лице своём муку сыноубийцы…».

По утверждению Карамзина на смертном одре Иван Грозный «звал к себе убитого сына, видел его в воображении, говорил с ним ласково».

Как было на самом деле, уже не узнать. Можно лишь попытаться влезть в шкуру царя и почувствовать леденящий душу ужас свершившегося. И не забывать, что Репин создал произведение искусства с кажущейся ему правдоподобной трактовкой далёких событий. Автор имеет право.

Мучительная работа

Картина «Иван Грозный и его сын» писалась тяжело: урывками, с самоедством и переживаниями, постоянными исправлениями. Художник то терял веру в себя и закидывал кисти подальше, то с остервенением бросался к холсту.

Позировали хорошие знакомые:

  • Царь писался с художника Мясоедова и композитора Бларамберга;
  • Царевич – с писателя Гаршина и художника Менка.

Работа шла почти весь 1884-й и январь 1885-го. О том, какие муки перенёс художник и сколько вложил сил и нервов, знали натурщики – были свидетелями многих эмоциональных всплесков мастера. Смотреть на результат работы они определённо боялись, хотелось отвернуться, так реалистично всё выглядело.

Демонстрация полотна

И вот Репин позвал друзей-художников в мастерскую, самым авторитетным среди них был Иван Крамской. На него и возложили обязанность нарушить повисшую тишину – все были ошеломлены. Крамскому не понадобилось много времени, чтобы понять, что картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына» – на сегодняшний день наивысшая точка в творчестве автора. «Зрелым плодом и вещью в уровень таланту» назвал Крамской картину. Написать её мог только такой гений, как Репин.

Вскоре состоялась выставка, на которой картина со сценой убийства Иваном Грозным своего сына была в центре внимания. Но мнения зрителей были неоднозначны. Одни восхищались мастерством художника, сумевшим схватить и передать и ужас, и случайность произошедшего, и боль, и вопль отца, убившего своего сына. Другие ругали за неприглядность сцены, а главным образом, за тему цареубийства.

Донесли Александру III – Победоносцев, главный идеолог и советник императора, писал монарху, что на картину нельзя смотреть без отвращения и мыслей об антигосударственных наклонностях автора. Он делал вывод, что даже не удивлен тем, кто написал картину «Иван Грозный убивает сына» – Репин давно привлекал внимание властей «голым реализмом с тенденцией критики и обличения».

Столичная выставка закончилась. К тому времени картину купил Павел Третьяков, но выставлять её в Москве не разрешили, запретили и распространять воспроизведения. Табу на демонстрацию действовало три месяца (с апреля 1885-го), в июле Третьяков получил уведомление о разрешении разместить картину с испугавшей многих сценой, как Иван Грозный убил сына, в зале галереи.

Название

Ещё перед Передвижной выставкой в Петербурге Репин советовался с Крамским, как назвать полотно, чтобы цензура не цеплялась. Убивающий сына царь наталкивал на очевидное «Сыноубийца», но это было невозможно. В выставочном каталоге обозначили: «Иван Грозный и сын его Иван», без намёка на суть происходящего события. Позже к этому приглаженному названию добавили: «16 ноября 1581 года».

Описание картины

В центре огромного полотна (размер усиливает впечатление) две мужские фигуры. Это царь Иван Грозный и царевич, его сын. Но здесь они не монаршие особы, а несчастные люди. Первые минуты после взрыва гнева Иоанна, когда в споре, не сдержавшись, он ударил сына тяжёлым жезлом и по несчастью пробил тому голову. Сколько ужаса и отчаяния теперь в глазах отца, он судорожно зажимает рану ладонью, но кровь не остановить, она струится сквозь пальцы неумолимым ручьём, с каждой секундой всё больше унося из тела сына жизнь.

Читайте также  Картина водоем, в. э. борисов-мусатов

На заднем плане темно, основной свет сосредоточен на одежде убитого наследника, на лицах, на красном ковре под ними, который становится ещё ярче и зловещей, пропитываясь кровью молодого царевича. На переднем плане злополучный металлический жезл – несдержанным и гневливым нельзя брать в руки тяжёлые и опасные предметы. Не убей царь своего наследника, в истории России были бы иные страницы…

Мистическое влияние картины или случайности?

Художник вспоминал, что лицо Гаршина таило в себе обречённость – живая жертва как нельзя лучше подходила для образа царевича. Гаршин был потрясён талантом Репина и мощью результата. Работа была уже завершена, когда у Гаршина проявились психические отклонения и в минуту приступа безумия он свёл счёты с жизнью, бросившись с лестницы.

Здоровье самого Репина также пошатнулось, пока он работал над полотном. Психика и физическое состояние мастера вызывали опасения, у него даже на время отнялась рука.

Были проблемы и у Мясоедова, с которого писался царь: он не мог найти общий язык с собственным сыном. Поговаривали, что в приступе ярости он чуть не убил сына. Всё зашло так далеко, что мальчика пришлось пристроить на воспитание к родственникам.

В 1913 году картина чуть не погибла от рук вандала. Истерика вдруг обуяла молодого иконописца-старообрядца, который набросился с ножом на картину, пытаясь изрезать лицо детоубийцы. При этом он кричал: «Довольно смертей, довольно крови». Репин вынужден был долго и кропотливо реставрировать картину, необъяснимо влияющую на впечатлительных. Юноша, виновник серьёзных порезов холста, оказался душевнобольным. После этого случая хранитель Третьяковки Георгий Хруслов неожиданно для всех бросился под поезд – есть версия, не справился с потрясением от акта вандализма.

Через сто лет, в 2013-м, в Третьяковку поступила петиция от православных активистов, которые требовали убрать картину – они видели в ней оскорбления патриотических чувств. Произведение искусства удалось отстоять, оно осталось в постоянной экспозиции музея.

Совсем недавно, в конце мая 2018-го, снова произошло дерзкое нападение, которое едва не обернулось невосполнимой потерей для мирового искусства. Неуравновешенный ценитель живописи, который, по собственному признанию, приехал в музей из-за одной картины, разбил стекло металлической стойкой и повредил полотно в трёх местах (впоследствии был осуждён на 2,5 года).

Стекло оказалось бьющимся, охраны никакой. Почему меры по защите бесценных шедевров мирового искусства так слабы? Имеем ли право мы, потомки, так халатно относиться к своей истории?

Меры по спасению и состояние картины сегодня

Мощные реставрационные силы брошены на спасение полотна. Специалисты говорят, что картина «хронически больна»: осыпается краска в местах повреждений от последнего нападения, отслаивается красочный слой по всей площади холста.

Плохая связь основы с красками отмечалась специалистами ещё в 1934 году, поэтому контроль за состоянием картины особый. Из-за хрупкости она не участвует в выездных выставках и покидала стены Третьяковки лишь во время эвакуации. Но и тогда, в 1941-м, холст не наматывали на специальный вал, а помещали между двумя щитами.

После первого покушения, в 1913-м, картину приклеили на второй холст и усилили фанерным щитом – эта мера должна была укрепить полотно. В 2018 году этот щит принял на себя главный удар. Сегодня дублировочный холст удалён, ведутся работы. Главное – не торопиться и не навредить. Администрация Третьяковской галереи обещает по окончании реставрации вернувшуюся в экспозицию картину накрыть специальным стеклом, способным обеспечить защиту от любых нападений.

Иван-царевич на Сером Волке, Картина В. М. Васнецова по сюжету известной сказки

Картины убийцы. Репин

Репин.
Живописный портрет, картина — мощная энергетическая структура. Живописец не только пишет полотно на тот или иной сюжет — он передает свои чувства, мысли, мировоззрение, а главное — настроение, которое и формирует энергетику художественного полотна. Ее еще называют «катарсисом». Если сюжет картины агрессивного содержания, то это вызывает агрессию и у зрителя. Надо отметить, что картины, портреты несут разную энергетику. Подчас художник, сам того не сознавая, «нагружает» созерцателя своих картин тем катарсисом, от которого освобождается сам в процессе создания полотна.
Всем известен факт вандализма, связанный с картиной Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Но немногие знают, что Репину долго не удавалось написать «живую» кровь, сочащуюся сквозь пальцы Ивана Грозного. И тогда художник воочию увидел ее на лице попавшей под карету женщины, примчался домой и несколькими мазками «перенес» ее на полотно.
«Иван Грозный убивает своего сына» — картина написана И. Репиным в 1885 году. Первоначальное название этой картины: Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Сюжетом к этой драматическому произведению великого художника послужили спорный факт 1581 года — 16 ноября Иван Грозный якобы убил своего сына.
Версий было несколько. Одна из них, как всегда, это провокация бояр, пожизненно досаждавших Ивану IV -му, спор царевича с царем по поводу освобождения города Пскова от оккупировавших его Поляков и семейно-бытовая сцена убийства.
Отрицательно отнесся к этому факту митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн: по его утверждению царевич Иван умер в результате тягостной болезни и на самом деле в исторических документах нигде не упоминается о сыноубийстве. Но с другой стороны все знали, как легко и без зазрения совести Царь Иван Грозный убивал своих подданных, особенно в минуты гнева. Как бы там не было, версия сыноубийства была принята Репиным и отражена в творчестве. Плотно изучив исторические данные, задачей Репина было, как можно правдивее показать всю глубину той трагедии, главными участниками которой были царь Иван, часто злоупотреблявший своей грозной властью самодержца Российского. . .
Для натуры интерьера дворцовой палаты, где произошло убийство, Репин выбрал одну из многих комнат в музее «Дом боярина XVIII века». Всю другую атрибутику, — царское кресло, одежду, — он написал с натуры в Оружейной палате. А в дворце Царского села он писал посох царя, который в картине находится на переднем плане. Три года Репин продолжал нелегкую работу над этим полотном. Часто приходилось переписывать, исправлять отдельные фрагменты: художник смог мягко передать бархатистость ковра, ярко освещенного на переднем плане, добротно проработан шелковый кафтан царевича. Сам Иван III, для устрашения сюжета, одет в монашеской черной одежде, которую он часто одевал.
Самым выделяющимся фрагментом картины «Иван Грозный убивает своего сына», это испуганное лицо царя с выпученными глазами смотрящими в никуда, его звериный взгляд страшен и безумен. Он держит умирающего царевича за голову левой рукой, сквозь которую струится кровь, пытаясь, как бы заткнуть рукой рану на голове сына, куда секундами ранее с руки царя вонзился в голову царевича злополучный посох. Царевич в предсмертном угасании и царь Иван это с сожалением понимает и клянет себя — душегуба, тирана и убийцу. Отчаяние Ивана было усилено еще тем, что Иван Грозный надеялся, что именно царевич Иван должен был бы быть прямым наследником его трона по причине слабоумия сына Федора.
По окончании Репиным этой страшной картины, она экспонировалась в Санкт-Петербурге на Невском проспекте в княжеском доме Юсуповых. Обычно для всех Репинских работ последовал поразительный успех. Но картина «Иван Грозный убивает своего сына» понравилась далеко не всем. При царском дворе некоторые влиятельные особы поговаривали о запрещении выставления этого произведения к всеобщему обозрению. И весной 1885 года в Москве картину снимают с экспозиции по приказу К. П. Победоносцева, являвшийся обер-прокурором Святейшего Синода Петербурга и получивший одобрение на запрет картины от царя Александра III.
Иван Грозный убивает сына взволновала и мецената Третьякова, который не смотря на отрицательный подход царского двора к этому произведению решил купить ее, правда с указанием не выставлять ее прилюдно. Впоследствии трех лет проблему с выставкой этой картины помог решить художник Боголюбов А. П., который был почитаем при царском дворе. Но картину ждало нехорошее будущее: в 1913 году картина экспонировалась в Третьяковской галерее, где один из недовольных этим шедевром, иконописец Балашов Абрам, писавший иконы для старообрядцев, в психической агонии нанес картине 3 удара ножом по лицам царя и царевича. Реставрировать картину пришлось самому Илье Репину, а еще точнее, это была заплата, на которой заново была написана голова царя Ивана. Правда опять-таки после отъезда Репина, возглавлявший в то время Галерею Третьякова художник Грабарь нагло решил стереть недавно прописанные Репиным краски, вновь проработав испорченные участки картины акварелью и покрыв лаком.

Читайте также  Девушка, освещенная солнцем. портрет м. я. симонович, серов, 1888

О чем думал Репин, «убивая» сына «Грозного» отцовскими руками

У Ивана IV («Грозного») хватало и хватает недоброжелателей. Сначала «поубивали» его сына отцовскими руками историки Карамзин и Костомаров, видимо стоявшие со свечкой в те времена подле Грозного. Потом в 1864 художник В.Г. Шварц написал картину «Иван Грозный у тела убитого им сына».

Справка. И.Е.Репин (1844 – 1830) весьма отрицательно относился ко всей российской государственности и официальной церкви, что не мешало ему быть гениальным художником. Как писал П.М.Третьяков (основатель Третьяковской галереи) в одном из писем, по оценкам потомков, видимо, первое место среди русских художников займет именно Репин. Репин был женат дважды, от первой жены осталось четверо детей. Развелся из-за того, что его бурная художественная жизнь вошла в противоречие с настроенностью его жены на семью и воспитание детей. Вторая жена – Нордман, бездетная, отличалась анекдотической оригинальностью, описанной, в частности, детским писателем К.И.Чуковский, посещавшим художника в его усадьбе «Пенаты». Репин прожил в «Пенатах», расположенных в местечке Куоккала, последние тридцать лет своей жизни (после революции 1917 усадьба оказалась на территории Финляндии, а после Советско-финской войны 1939-1940 гг. – на территории СССР). В этом доме чудила его вторая жена – кормила Репина бифштексами из морковки, набивала себе шубу сеном (чтобы не убивать животных, а потом простудилась), нетривиально встречала гостей, вывесив табличку типа «у нас самообслуживание», видимо, не замечая, что готовит все прислуга, и т.п. Вторая жена Репина умерла в 1914, уехав в Европу умирать, чтобы не беспокоить мужа.

Репин и сам отличался некоторой экстравагантностью и иногда непоследовательностью. Так, он довольно в грубой манере отшил будущего скульптора И.Д.Шадра, который приехал к нему из Петербурга, чтобы показать ему свои рисунки, и рассчитывал на поддержку. Однако, затем Репин все же поддержал Шадра.

О гениальности Репина (кроме шуток) свидетельствует и такой эпизод, который описывает Чуковский. Несколько дней он гулял с Репиным зимой, наконец, Чуковскому надоело созерцать приметное пятно на снегу, оставленное собакой, и он его засыпал снегом. Увидевший это Репин чуть ли не застонал, сказав, что он несколько дней любовался этим чудным тоном (цветом).

Ирония судьбы: при самодержавии, которое так не любил художник, его дом находился в России и был полон жизни и гостей, а после революции тот же дом оказался в отделившейся от России Финляндии, гостей не стало, а с финскими обывателями Репину явно было тоскливо. По той же иронии судьбы в конце жизни рядом с Репиным находился его сын от первой жены Юрий Ильич. Юрий Ильич, тоже художник, пережил много смертей близких; под конец своей жизни писал иконы для православных храмов в Финляндии, бродяжничал – каково это, если вспомнить, как Репин позволял себе весьма некрасивые выражения в адрес православной церкви.

Свое духовное состояние гениальный Репин запечатлел в автопортрете 1920 года:

Репин оставил после себя замечательные записки «Далекое близкое», потрясающие по глубине, простоте и искренности, в которых он искренне описал, что его подвигло в 1885-1887 годах на написание картины (уже дважды порезанной вандалами) — «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», на которой якобы царь посохом проломил голову сыну (хотя современные исследования обнаружили в останках яд).

Совершая с критиком В.В.Стасовым «обзорную» поездку по Европе, Репин добрался до Испании, где пошел на корриду. Дальше слово самому Репину («Далекое близкое», 5 издание, 1960, стр. 294):

«Но никогда нигде на свете я не видел большего возбуждения толпы, как на бое быков. Толпа ревела, как море. Ладони трещали как митральезы (пулеметы), и оскаленные зубы на загорелых рожах представляли живой ад. Владимир Васильевич (Стасов) принципиально не пошел на это жестокое зрелище, а я думал только взглянуть, как это бывает.

Несчастья, живая смерть, убийство и кровь составляют такую влекущую к себе силу, что противостоять ей могут только высококультурные личности. В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой сейчас же принялся за кровавую сцену «Иван Грозный с сыном». И картина крови имела большой успех».

Любители бичевать царизм приводят «Бурлаков на Волге» Репина как упрек самодержавию и пример борьбы Репина против «угнетения» народа, вынужденного работать как быдло. Врут. Здесь Репина интересовала только «фактура», характерные типажи, так сказать «художественная ткань», но никак не социальный протест. Тем более, его младший друг, художник-пейзажист Ф.Васильев, объяснил ему, что без бригады бурлаков груз было бы невозможно разгрузить и погрузить на баржу, так как невозможно было найти другую бригаду для этого. Опять слово самому Репину («Далекое близкое», стр. 250):
«Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Когда старый бурлак ему жаловался на хозяина-кровопийцу, Репина это не интересовало. Слово Репину (стр. 251):

«Но меня это нисколько не занимает: нет, вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу (с бурлаком, тянущим баржу), — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное – цвет его лица!».

По иронии судьбы картину «Бурлаки на Волге» купил не какой-нибудь Морозов, бегавший по Парижу за импрессионистами и дававший деньги революционерам, а великий князь Владимир Александрович.

А для наглядности еще одна кровавая картина, где убивают Нерона, более похожая на правду:

Василий Смирнов. Смерть Нерона. 1888

Как видим, картина Смирнова не содержит особых психологических изысков в отличие от репинских персонажей, зато крови побольше будет, видимо, у Нерона задета крупная артерия.

Вывод: тон пятна на снегу от собаки, кровь, цвет лица бурлака – вот, что будоражило художника Репина. А спроси школьника из интеллигентной семьи, так он скажет, что видел, как Грозный убивает своего сына в Третьяковке.

И штрих к портрету нашей уже эпохи. Книга «Далекое близкое», из которой взяты репинские цитаты, куплена в букинистическом магазине. А в год ее издания она была подарена некими Катей и Надей некой Белке, о чем свидетельствует надпись на первой странице этой книги: «Милой Белке так хорошо любящей жизнь и искусство. 2/XII 60 г. Катя и Надя». Возможно ли представить нынче такой подарок?

Книга Репина «Далекое. Близкое»

Справка. Хотите – верьте, хотите – нет. Гениям дано предугадать многое. Так думали и современники Репина. Считалось, что Репин может даже приговорить к смерти. Умерли сразу же после того, как их писал Репин, Пирогов, Мусоргский, Писемский. Зимой 1910, зная «тайную силу» Репина, один из шутников из редакции веселого и злого журнала «Сатирикон», именовавший себя кличкой «Д`Ор» (в переводе с французского – «золотой»), приехавший домой к Репину в его «Пенаты», пошутил: «Илья Ефимыч, сделайте милость, напишите портрет Столыпина» (тогдашнего премьер-министра). Вскоре Репин сказал Чуковскому, присутствовавшему при этой шутке: «А этот ваш Д`Ор оказался пророком: саратовская дума заказала мне портрет Столыпина». Потом Репин рассказывал, что писал Столыпина у него в кабинете, где «портьеры у него красные, как пожар, как кровь», «что пишет он его на этом кроваво-огненном фоне, а Столыпин и не понимает, что это фон революции». Едва только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где был застрелен Богровым. А мы теперь знаем, о чем думал Репин, когда писал некоторые свои картины.

Столыпин был убит в сентябре 1911. Портрет написан в 1910. А вот промежуточное по времени данных событий фото от 19 февраля 1911 праздника, на котором Репин, Нордман, их гости, прислуга окрестных дач празднуют в столовой «Пенатов» 50-летие освобождения крестьян (в центре фото под лампой — Репин):

Фото. Репин, Нордман, их гости, прислуга окрестных дач празднуют в столовой «Пенатов» 50-летие освобождения крестьян (в центре фото под лампой — Репин)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: