Картина «гумно», венецианов — описание - JEKATERINBURG.RU

Картина «гумно», венецианов — описание

Самая известная картина Венецианова Алексея Гавриловича: название, описание. Картины Венецианова

А. Г. Венецианов (1780 – 1847) – художник русской школы, учившийся у В.Л. Боровиковского и получивший звание академика, когда в 1811 г выполнил конкурсную программу – «Портрет К.И. Головачевского».

Краткие сведения о картинах

Первоначально, живя в Петербурге, Алексей Венецианов специализировался в портретной живописи. Это были и заказные работы, и «для себя». Эти работы известны нам с 1801 года. В течение двадцати лет им было исполнено 18 портретов.

«На пашне. Весна»

На картине изображены простые сельские будни – крестьянка боронит вспаханное поле. День ясен и тепел. Поля просторны. Ход женщины нетороплив.

«Пастушок с дудкой»

В Тверской областной картинной галерее находится работа, написанная на дереве, — «Пастушок с рожком». Набегавшийся за день мальчуган в задумчивости лежит и отдыхает.

«Спящий пастушок»

Это новаторское полотно, наполненное разными тонами и потому живое. Сюжет прост. Заснувший сидя подросток прислонился спиной к березе. За ним течет речка, берега которой поросли мягкой травой. На другой стороне речки идет девушка по воду с коромыслом на плече. Если приглядеться, то можно увидеть слева в углу часть спины, видимо, рыбака. И перед нами раскрыли свои просторы луга и поля. Медленно тянется длинный теплый летний день. Это вековечная Русь встает в холмах и перелесках вдали. Пейзаж слит с людьми. Они, и люди, и природа, естественны, как сама жизнь, потому что художник работал на пленэре, что тогда принято не было.

Еще один детский портрет

Картина Венецианова «Вот-те и батькин обед!» покоряет с первого взгляда. В задумчивости над пустым бочажком сидят двое – мальчик лет пяти-шести и его верный друг — пушистый пес, умильно заглядывающий в лицо.

«Гумно»

Нельзя говорить о художнике, не упомянув работу, созданную в 1821 году и ставшую для него новым этапом. Изображено большое длинное помещение, предназначенное для того, чтобы сложить хлеб (он насыпан горкой в центре) и обмолотить его. На холсте изображены сидящие, отдыхающие крестьяне и те, которые продолжают работать. А также телеги, лошади. Все вмещает огромный сарай. Он освещается очень необычно. На переднем плане – не ярко, в центре через окно проникает поток света, и в конце сарая через открытую дверь снова вливается яркий свет с улицы, которую тоже видно. Перспектива строится сложно. При помощи света, о котором уже было сказано, и за счет уменьшения фигур и предметов на заднем плане. Этому немало способствует пол. Очень интересны фигуры крестьян, которые, сидя, привалились к бревнам гумна. Изумляет и колористическое решение – золотисто-коричневатое, праздничное. Эта картина Венецианова была выставлена на выставке в 1824 году и очень понравилась Александру I, который ее приобрел. Академия ее приняла холодно, поскольку тема была далеко не возвышенная.

«Утро помещицы»

Эта картина Венецианова является жанровой сценкой, на которой изображается повседневный быт: раннее утро, хозяйка в домашнем платье и чепце сидит на стуле за столом. Мебель соответствует тому времени, она из красного дерева.

«Жнецы»

Венецианов написал на тему жатвы несколько картин: «Крестьянка с бабочками», «На жатве» и еще несколько. Хорошо разработав этот мотив, он выстроил композицию нового полотна. Картина Венецианова «Жнецы» подсмотрена в жизни, когда художник бродил по полям с этюдником. Мать и сын простодушно любуются красотой доверчиво присевших на кисть руки бабочек.

Заключение

У себя в селе художник-новатор создал школу для способных крепостных крестьянских детей. Самого выдающегося ученика по фамилии Сорока он хотел выкупить, но хозяин не согласился и решил сделать из него садовника. В результате молодой художник повесился. Вот в какой тяжелой обстановке работал наш первый певец крестьянской жизни. Тем более, что Академия художеств не одобряла его деятельность – слишком «прост» и «безыскусен» был пейзаж и сюжет картин Венецианова. Умер художник в 67 лет, не справившись с управлением лошадьми, которые понесли его и разбили насмерть. За свою жизнь он написал 85 произведений, которые в основном находятся в музеях Москвы и Петербурга.

Алексей Гаврилович Венецианов

В 1822 году Императору и Самодержцу Всероссийскому Александру Первому была представлена работа 42-летнего художника А.Г. Венецианова. Она была награждена тысячей рублей и помещена в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца. Называлась картина, удостоившаяся такой высокой чести и такого зала — «Очищение свеклы.»

В официальных кругах Петербурга и Академии художеств к Венецианову относились скептически, подчас не скрывая презрения к мастеру, «тяготевшему ко всему низменному и не стоящему увековечивания». Венецианов хотел преподавать, но Академия отказала ему в этом. Академия требовала от каждого молодого художника прохождение крепкой рисовальной школы. Алексей Гаврилович считал себя живописцем, поэтому не увлекался рисунком. В самом раннем детстве он отказывался заниматься предварительным рисунком. И впоследствии на протяжении всей жизни это было одним из главных его принципов – не делать предварительного рисунка. Венецианов привык руководствоваться только цветом. Несмотря на свои пристрастия, Алексей Гаврилович стал первоклассным художником. Своим опытом и талантом он смог по-настоящему делиться с учениками только в своей школе для крепостных крестьян, созданной в селе Сафонково.

Предки русского художника были греками, с появлением в России они получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы. Перебравшись из Нежина в Москву, отец художника, купец 2-й гильдии, торговал фруктовыми деревьями и кустами.

Двадцати двух лет Алексей Гаврилович переехал из Москвы в Петербург и устроился землемером в лесном департаменте, копировал картины из эрмитажного собрания, брал уроки у Боровиковского… Еще в 1801 году Венецианов написал портрет матери, А.Л. Венециановой, показав, что обладает несомненным талантом портретиста, спустя год в петербургской газете появилось объявление о художнике, «списывающем предметы с натуры пастеллем в три часа. Живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме».

В 1807-м Венецианов был принят на службу в канцелярию директора почт, тогда же затеял издание сатирического «Журнала карикатур в лицах», однако по личному указанию Александра I журнал был запрещен, а уже оттиснутые листы конфискованы и сожжены. К жанру карикатуры Венецианов еще вернется. В Отечественную войну 1812-го был в числе авторов «народных листков», «летучих картинок», восхваляющих доблесть русских крестьян и высмеивающих французоманию русского дворянства.

В 1811-м за представленные в Академию художеств Автопортрет и «Портрет К.И. Головачевского с тремя воспитанниками» получил звание академика.

Стремление к общественной деятельности привело Венецианова после войны 1812 года в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Оно было организовано по инициативе поэтов В.А. Жуковского и И.А. Крылова, скульптора Ф. Толстого и будущего декабриста В. Кюхельбекера. На средства общества Венецианов открыл школу, где обучал рисованию одаренных детей. Эта школа находилась на окраине Петербурга. Воспитанников учили грамоте, арифметике, а также рисованию и скульптуре. Из стен «венециановской школы» вышли многие известные художники — Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тыранов, Е. Крендовский. В эти годы дом Венецианова становится своеобразным литературно-художественным салоном, где собираются крупнейшие деятели русской культуры — К. Брюллов, В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь. По инициативе Венецианова был освобожден от крепостной зависимости писатель Тарас Шевченко.

В 1819 году титулярный советник Венецианов, землемер Ведомства государственных имуществ, вышел в отставку. Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в маленькое имение в Тверской губернии, состоявшее из двух деревень, Тронихи и Софонкова. Жизнь в деревне дала художнику богатый материал и колорит русского мира, открыла красоту родной природы, лирику сельского труда. Уже первые картины Венецианова в новом жанре убедительно свидетельствовали о том, что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая главной задачей живописца «ничего не изображать иначе, как только в натуре». Таковы «Утро помещицы»,

Венецианов Алексей Гаврилович (Alexey Venetsianov)

Имя: Венецианов Алексей Гаврилович (Alexey Venetsianov)
Годы жизни: 1780-1847 годы
Направление: Романтизм
Биография: Великий русский художник Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в семье купца. Отец будущего художника перебрался в Москву из Нежина и торговал саженцами деревьев. Способность к рисованию проявилась у мальчика в детстве. Особенно тяготел юноша к портрету. Наиболее раннее из сохранившихся произведений молодого художника это портрет его матери А.Л. Венециановой.

Читайте также  Портрет марии тюдор, антонис мор (моро) ван дасхорст, 1554

Закончив обучение в частном московском пансионе, Венецианов в 1802 году переехал в Петербург, где поступил на службу в Департамент почт. Помимо работы молодой человек серьезно увлекался живописью. Алексей устроился учеником к известному русскому художнику-портретисту Владимиру Лукичу Боровиковскому. Венецианов старательно и с большим увлечением занимался под руководством мэтра русской живописи. Молодой художник копировал произведения знаменитых европейских живописцев, находившиеся в экспозиции Эрмитажа.

В этот период находилось место в творчестве Алексея Гавриловича и юмористическим шаржам. Так в 1808 году художник задумал издать сатирический «Журнал карикатур», девизом которого было изречение «Смех исправляет нравы». Данный журнал должен был представлен в виде гравюр с текстом, в которых высмеивались пороки общества. Однако изданы были только две гравюры. Перед самым выпуском третьей гравюры по распоряжению царя Алексанра I данное издание было запрещено. Изданные ранее гравюры были уничтожены. Причиной столь категоричного решения стала третья гравюра, на которой был изображен спящий чиновник, в то время как его ожидали посетители.

В 1811 году Венецианов пишет «Автопортрет» и большой портрет инспектора Петербургской Академии художеств К.И. Головачевского, за который Алексей Гаврилович был избран академиком. Наиболее известное произведение, из написанных художником в этот период, — портрет его соседки В.С. Путятиной. Образ девушки выделяется из общего ряда женских портретов «светских львиц» характерных для русской живописи начала 19 века.

В годы Отечественной войны 1812 года Алексей Гаврилович Венецианов снова обращается к сатирическим гравюрам. На этот раз сатира русского художника направлена против дворянства, восхищавшимися всем французским. В этот же период Венецианов пишет несколько бытовых картин, среди которых «На Конном рынке», «Уличная иллюминация», «Гулянье», «У Петербургской биржи», «На Сенном рынке».

В 1818 году Венецианов оставляет государственную службу, женится на дочери малоизвестного художника и уезжает с семьей в имение Сафонково, принадлежавшее его новой жене. Именно здесь, вдали от городской суеты Алексей Гаврилович находит главную тему своего творчества. Венецианову открывается неиссякаемый источник вдохновения, разнообразие сюжетов и образов. Огромным вкладом Алексея Гавриловича Венецианова в развитие русской живописи является создание им своей школы, своего метода. От частных портретов крестьян художник приходит к великолепным художественным композициям, в которых народная жизнь, ее аура, находит многокрасочное выражение.

В 1819 году организовывается Общество учреждения училищ по методике взаимного обучения. Целью этого Общества было распространение грамотности среди простого народа. Венецианов был одним из первых его членов.

В 1822 году впервые работа художника Алексея Гавриловича Венецианова была представлена императору. За нее живописец получил тысячу рублей, а само произведение было помещено в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца. Называлась картина «Очищение свеклы». Это полотно стало своеобразной «поворотной точкой» в русской живописи, зарождением нового направления в русском искусстве — бытового жанра. Именно Венецианов добился популярности этого направления живописи в народе.

Вслед за «Очищением свеклы» Венецианов написал картину «Гумно», которая впоследствии встала в ряд лучших картин художника. Чтобы реалистичнее передать пространство и свет, Алексей Гаврилович распилил переднюю стену гумна в своем имении, рассадил там крестьян и изобразил все это на холсте, включая срезы отпиленных бревен. За эту картину Венецианов получил 3000 рублей, а сама картина была передана в постоянную экспозицию Эрмитажа.

Полученные от продажи картины «Гумно» деньги Венецианов решил использовать на обучение молодых бедных людей. Ученики художника были из всех сословий, жили и учились у него бесплатно. Всего через Венецианова прошло более семидесяти учеников. Алексей Гаврилович занимался с каждым индивидуально, заботился о материальном обеспечении. Нескольким своим подопечным художник помог освободиться от крепостной зависимости. Школа живописи Венецианова попеременно находилась в Сафонково и в Петербурге, получала поддержку Общества поощрения художников. Академия художеств относилась к педагогической деятельности живописца сдержано. Причиной тому была педагогическая система художника, которая развивала способность видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, а не в рамках официальных академических норм и канонов.

Со временем творчество Венецианова становилось все более чуждым и непонятным Академии художеств. Среди таких картин «Кормилица с ребенком», «Жнецы», «Купальщицы». В картине «Купальщицы» вместо красоты обнаженного женского тела академических фигур Венецианов показал живую здоровую красоту деревенских купальщиц, спустившихся к ручью.

В 1820-х годах Алексей Гаврилович написал несколько небольших картин, так называемых «крестьянских портретов» изображающих то девушек с крынкой молока, то с косой, со свеклой, с васильками, то мальчика с топором или заснувшего под деревом, то старика или старуху.

В 1823 году Венецианов приступил к созданию картины «Утро помещицы». Это произведение воплотило лучшие достижения живописца. Следует отметить особенность образов крестьянок, свойственную многим картинам художника: их величавость, спокойное достоинство, деловитое выражение лиц. Прообразом крестьянок для этой картины послужила жена художника. Она же — молодая, стройная женщина в длинном сарафане, ведущая по полю двух коней в известной картине «На пашне. Весна».

Не менее известна картина — «На жатве. Лето». Это произведение отличаются гармонией художественных образов: любовь Венецианова к трудовому крестьянскому народу позволила изобразить в нем подлинную красоту.

Алексей Гаврилович Венецианов тесно общался с передовыми деятелями русской литературы. Художник был знаком с Жуковским, Гнедичем, Крыловым, Козловым, Пушкиным. В 1830-х годах живописец рисовал портрет Н.В. Гоголя.

В 1840-х годах в жизни Венецианова стали преследовать неудачи: его художественная школа официально не признавалась, испытывала материальные трудности. Ученики переходили в Академию художеств, что расценивалось эмоциональным художником как предательство. За долги пришлось заложить имение. Вскоре Венецианова постигло семейное горе — умерла его жена. Чтобы хоть как-то поправить свое материальное положение, художник попытался получить место преподавателя в Академии художеств или МУЖВЗ, однако они окончились неудачей. Реальной стала угроза разорения.

4 декабря 1847 года великий русский художник Алексей Гавриилович Венецианов погиб в результате несчастного случая. На крутом заледеневшем спуске лошади понесли. Художник, вместо того чтобы выпрыгнуть вслед за кучером, попытался остановить сани, однако на повороте сани перевернулись и нанесли ему смертельный удар.

Заметки искусство_еда

Page Summary

Алексей Венецианов. Идеальный портрет русской жизни.

« previous entry | next entry »
Apr. 29th, 2008 | 09:05 pm

На пашне. Весна. До 1827. ГТГ. Деталь

Часть I

Среди художников того первого расцвета новой русской живописи, который, бурно начавшись в последней трети 18 века, сошел на нет к середине следующего столетия, наверное, наиболее оригинальным, самобытным явлением был и остается Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847).

Потомок греческих переселенцев, выходец из небогатой московской купеческой среды, он не получил профессионального, академического образования и довольно долго (почти до сорока лет) совмещал занятия живописью со службой землемера и чиновника Департамента почт.

Переехавшему в 1807 году в Петербург Венецианову удалось обратить на себя внимание знаменитого портретиста того времени Владимира Боровиковского и стать его учеником. Занятия у Боровиковского сопровождались постоянной работой в Эрмитаже – копированием картин старых мастеров. Достаточно скоро Венецианов получает первое признание и профессиональный статус: в 1811 году его «Автопортрет» и «Портрет инспектора Академии художеств К.И.Головачевского» приносят ему звание академика (дипломированного художника) и возможность иметь официальные заказы.

Его портреты уже пользовались в Петербурге успехом, он стал ближайшим учеником Боровиковского и, казалось, его творческая и жизненная судьба предопределена. Но всё сложилось несколько иначе. В 1815 году он женится на дочери бедного тверского помещика Марфе Афанасьевне Азарьевой, они приобретают небольшое имение в Вышневолоцком уезде, и через несколько лет Венецианов, оставив службу и Петербург, уезжает в деревню, где отныне всецело отдается живописи с натуры и художественному обучению крестьянских детей.

Читайте также  Картина "осенний пейзаж", левитан

Эти внешние и достаточно скупые факты биографии художника дают, конечно, лишь поверхностное представление о его творческом пути, но они все же указывают его направление – весьма индивидуальное и, по-видимому, не случайно определившееся в судьбе Венецианова. Эволюция его личного мировоззрения во многом совпала с переменами в настроениях передовой общественной жизни тех лет. Просветительская деятельность рубежа веков и единение всего русского общества в военной эпопее 1812 года обратили взоры верхних слоев этого общества к народной жизни, открыли в ней нравственное величие и черты общей национальной идеи. Новаторское творчество Венецианова 1820-х годов очень тонко и точно уловило эту витавшую в воздухе идею и отобразило ее средствами нового для России того времени живописного жанра – писания с натуры простонародного крестьянского быта. В его лучших картинах запечатлелся один из наиболее гармонических портретов русской жизни – в ее безмятежном, идеальном выражении.

При этом Венецианов, пожалуй, не обрел той стабильности художественного мастерства, которая отличала его блестящих предшественников – Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского. К тому же его картины не стали столь яркими откровениями, какие явились в артистической живописи Карла Брюллова или подвижническом труде Александра Иванова. Можно сказать, что художественные достижения Венецианова обнаруживают себя в несколько ином, более отвлеченном и, в то же время более глубоком плане его искусства: оно носит исключительно возвышенный, духовный характер. Личное мироощущение живописца Венецианова открывает и во многом проясняет нам не просто задушевные черты русского крестьянского быта, но само преображение этого быта в Бытие.
Эта центральная тема искусства Венецианова наиболее полно раскрывается в его интерьерных и пейзажных работах.
Первая из его принципиально новых работ, созданная в 1823 году картина «Гумно», была во многом экспериментальной.

Гумно. 1823. Русский музей

Это художник даже подчеркнул, не скрывая от зрителя ни условности предметной обстановки (выпиленной торцевой стены гумна), ни искусственности самой мизансцены позирующих крестьян. Однако действительно важной для Венецианова здесь стала световая «мизансцена», живописное решение которой оказалось на редкость утонченным, поэтическим и естественным. И все же «Гумно» отличает некоторая дробность, разноголосица и многословность предметной композиции, что идет вразрез с ее лучшими поэтическими качествами.
Но уже следующая картина Венецианова, написанная им в том же 1823 году, «Утро помещицы», стала настоящим шедевром. Будучи в два раза меньшей по размеру и не столь насыщенной персонажами как «Гумно», она гораздо более повествовательна, так как всё в ее внутреннем мире органично взаимосвязано и образует множество значимых соотношений. И это происходит не из-за того, что художник нашел «интересный», занимательный сюжет, а благодаря тому, как этот сюжет показала его живопись, как она обнаружила возвышенный, поэтический строй этого фрагмента обыденной жизни.

Утро помещицы. 1823. Русский музей

Три женщины уже не позируют, а живут в пространстве. Это же относится и к предметам, его наполняющим. Здесь нет однообразного ритма перечисления; каждая деталь по-своему ласкает взгляд, живет своей собственной и общей жизнью. Всё одухотворено и объединено любовным мироощущением художника. Так писали интерьеры и тихую жизнь предметов и людей «малые голландцы».
Но что-то более классическое, возвышенное видится в чеканном профиле коленопреклоненной крестьянки и в обобщенном, величаво-строгом силуэте ее стоящей спутницы. Есть в этом нечто от иного, более масштабного пространства, в котором пребывают эти девушки и которым они вместе с лучами утреннего солнца наполняют эту комнату и эту картину.
В этих чертах проявляется совершенно особенный венециановский классицизм. В отличие от классицизма академического, обращавшегося к наследию античному, к «натуре благородной и изящной» как к художественной норме и идеальному образцу, Венецианов увидел эту норму и образец в «натуре простонародной». В ней, в крестьянской жизни он ощутил нравственный идеал и историческую значительность; в ней он нашел разумную закономерность миропорядка и ясную гармонию образов.
И скромную, неэффектную русскую природу, ее поля и луга он увидел поэтически- возвышенным взором: прекрасной и облагороженной крестьянским трудом.
Одной из вершин венециановского творчества, да и всего русского искусства первой половины 19 века стали два небольших пейзажа, находящиеся ныне в Третьяковской галерее (и приобретенных самим ее основателем). Это – «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето», написанные художником в середине 1820-х годов. Образуя собой как бы сокращенный цикл времен года, они повествуют о главных трудах и днях сельской жизни. При этой общности они и по форме, и по образу составляют друг с другом очень интересные и существенные различия, анализ которых позволяет не только глубже понять эти два взгляда художника, два состояния единого мироощущения, но и оценить разнообразие, богатство венециановского живописного языка.

На пашне. Весна. До 1827. ГТГ

На жатве. Лето. 1827. ГТГ

В «Весне» всё проникнуто атмосферой сдержанно-торжественного предстояния. Чудесная двойственность этого русского слова удивительным образом подходит к этой картине. С одной стороны, предстояние здесь – это явление весны с еще холодной чистотой воздуха, явление обнаженной, вспаханной земли, явление молодой крестьянки с ребенком, подобной мадонне с младенцем, нежданно представшей перед нами. С другой стороны, предстояние здесь – это время ожиданий, планов и надежд, время не вполне ясное и немного неустойчивое, время обостренных чувств и тонких ощущений.
В «Лете» состояние иное. И время, и пространство обретают здесь устойчивый, совершенный характер. Время как бы останавливается, замыкается в вечности своего течения. Исчезли волнения ожиданий, почти свершились надежды. Чувства и ощущения слились с природой, с теплым воздухом. Всё пронизано спокойствием полной жизни и благодатного труда. Его плоды еще не требуют новых забот – они явлены здесь в своем первоначальном, созерцательном изобилии.
А как эти образные впечатления подтверждаются изобразительными формами? Рассмотрим лишь некоторые из них.

«Весна» решена в горизонтальном, изначально более повествовательном формате. Внутри него наиболее очевидное сопоставление – небо и земля. Но пропорция их соотношения (небо чуть-чуть больше земли) не столь очевидна и вносит в зрительное ощущение легкую нестабильность, неясность. Линия горизонта, проходящая почти по центру через всю картину и являющаяся существенным ориентиром для восприятия, многократно и по-разному прерывается, как рассказ с замысловатым сюжетом. Кроме того, по сравнению с плотной и зрительно определенной центральной группой, практически все остальные детали, пересекающие линию горизонта, носят полупрозрачный, неотчетливый характер. Легкие, почти эфемерные деревца то ли нерешительно выступают, то ли скрываются за правым краем картины. На дальнем плане слева еще смутно различимы очертания лошадей и другой крестьянки. Но уже следующая подобная деталь, словно крошечный мираж, лишь угадывается где-то справа на линии горизонта.

На пашне. Весна. Деталь

И вот, в центре этого трепетного, чуткого пространства художник помещает фигуру идущей лошади. Наш взгляд лишь отталкивается от нее и устремляется к девушке, но не может долго задержаться и на ней. Это происходит от того, что она, при всей смысловой значимости и ясности своего облика, находится в менее устойчивом для зрительского восприятия месте картины. Ее пребывание здесь, рядом с младенцем недолго; в своем полувоздушном движении она уже вновь оставляет его и нас. Так в ситуации предметной обыденности Венецианов выстраивает некий параллельный – отвлеченный и возвышенный план своего повествования. При этом конкретность и естественность переплетаются в его изображении со столь ненавязчивой условностью, что даже несоразмерность величины девушки и лошадей не бросается в глаза, но лишь подчеркивает поэтическую идеальность этого образа.
Вертикальный формат «Лета» — как вид из окна – более статичен и созерцателен. Чистая и безмятежная линия горизонта уже совсем отчетливо и безмолвно разделяет землю и небо. Она стала выше и расширила картину вглубь.

Читайте также  Джотто ди бондоне — биография и картины

Горизонтальные линии досок настила, его край, перемежающиеся границы полей – вся эта череда планов как-то бездумно, неосознанно занимает наш взгляд. Фигура крестьянки с ребенком на руках вновь, как и в «Весне», сдвинута влево, но зрительного движения вовне нет, так как она обращена лицом к центру изображения, где и концентрируется наше восприятие. Этот же замыкающийся в себе, центростремительный характер композиции «Лета» усиливают и внешний силуэт сидящей крестьянки и плавное движение от плеча другой девушки к закругленной линии серпа.
Наконец, цветовые решения этих двух картин, при очевидной внешней общности (вплоть до буквальной – в одежде главных персонажей), дают нам лучше ощутить и разницу времен года, и те смысловые оттенки образов, о которых сказано выше.
В основе этих решений – более холодный колорит «Весны» и более теплый «Лета». Но живописное мастерство Венецианова состоит в том, насколько глубоко он понимал природу зрительного цветовосприятия и как тонко использовал внутренние, малые соотношения цветов в построении общей формы. Достаточно присмотреться к тому, как по-разному звучит белый цвет рубашки крестьянской девушки. В «Весне» она прописана холодными голубыми тенями, в цвет неба; в «Лете» тени приобретают теплый, оливковый оттенок.

На жатве. Лето. Деталь

Все эти примеры показывают, как плодотворно Венецианов сочетал в своих композициях умозрительные и натурные приемы живописи. Это безусловно выделяет его из круга современных ему художников. Но кроме того, погружение в живописную структуру образа, возможность его неспешного и длительного «чтения» явственно приближают для нас произведения Венецианова к древнерусской иконописи. И, пожалуй, самым полным выражением этой близости являются его замечательные крестьянские портреты.

Творческий путь А.Г. Венецианова

Алексей Гаврилович Венецианов, художник, родился в далеком 1780г., 18 февраля. Маленький Алеша начал рисовать, едва взяв в руки карандаш. Его отцу – купцу второй гильдии – совсем не нравилось подобное занятие сына. Даже в московском частном пансионе, где мальчик учился в 1790-е годы, его часто ругали и наказывали за рисование. Однако Венецианов не успокаивался: он продолжал осваивать технику пастель и мечтал нарисовать самого красивого человека на свете. В детстве для каждого таким человеком является мама. Маленький Алексей тоже так думал, поэтому на первом своем большом портрете в 1801г. нарисовал именно ее. «Портрет матери» стал своеобразной визитной карточкой для художника: все заметили в этой работе стремление автора передать не только внешние свойства человека, но и его внутренний мир.

Путь в академики

В 1802 году А.Г. Венецианов приехал в Петербург, стал писать картины на заказ. В 1807 году его приняли на службу в канцелярию директора почт. В свободное время художник изучал живопись в Эрмитаже. В 1808 году Венецианов попытался издавать «Журнал карикатур», но издание было уничтожено цензурой. В 1811 году Алексей Гаврилович нарисовал портрет доброго и милого учителя с его воспитанниками («Портрет Головачевского») и представил его в Академию художеств вместе с автопортретом. Эти работы всем очень понравились, Венецианову присвоили звание академика, а сам художник решил, что красота прячется в доброте. В отечественную войну 1812 года Венецианов был в числе авторов летучих листков: народных картинок, восхваляющих доблесть русских крестьян и высмеивающих французоманию русского дворянства.

В поисках красоты

«Может быть, красота человека это его ум и образованность?», — размышлял художник, рисуя портрет М.А. Фонвизина. Вдыхая жизнь в портреты бравых офицеров в нарядных мундирах, он думал, что самое главное в человеке – это его храбрость и служба родине. Заканчивая портреты знатных дам, художник размышлял о том, что прекрасное лицо и пышные наряды тоже показывают красоту человека. Однажды в ясный день Алексей Венецианов встретил на улице Петербурга простую крестьянскую девушку, которая в мимолетном разговоре сказала: «Поезжайте в деревню, там истинную красоту найдете». В 1819 году живописец в середине своего жизненного и творческого пути нашел в себе силы оставить службу и с женой, в браке с которой был с 1815 года, поехать жить в деревню. «Ты же любишь красивые лица рисовать, а тяжелая работа делает людей грубыми. Ты не найдешь в деревне героев для своих портретов», — заметила жена.

Деревенская» живопись

Семья Венецианова с двумя дочерями приехала в Сафонково весной. Это горячее время посевной: все в поле работали, даже крестьянки с утра до вечера землю пахали, рожь сеяли, и маленькие дети тут же играли, неподалеку («На пашне. Весна»). Первые дни А.Г. Венецианов присматривался к деревенской жизни. Крестьяне вставали вместе с солнышком и работали до темноты («Встреча у колодца»). Крестьянские дети тоже не бездельничали, поднимались рано утром вместе со всеми, обували лапти и целый день работали наравне с взрослыми («Крестьянский мальчик, надевающий лапти», «Крестьянские дети в поле»). На сон не хватало времени. Особенно трудно пастушкам приходилось: им раньше всех вставать нужно было. Хорошо, если удавалось часок днем в поле поспать, пока коровы паслись («Спящий пастушок»). Конечно, часто дети убегали и забывали о своих обязанностях. Вот один заигрался и опрокинул горшок с отцовским обедом: сидит и думает о суровом родительском наказании («Вот-те и батькин обед!»).

Создание художественной школы

Однажды А.Г. Венецианов познакомился с мальчиком, позвал в гости, стал рисовать его портрет («Захарка»). «Да ты, дядя, колдун: как живого меня поместил на картинку», — удивился малец. Венецианов давно мечтал о месте преподавателя в Академии художеств. Ему страстно хотелось передать свои знания, опыт молодежи. Художник предложил мальчику научиться рисовать. Захар пришел в восторг от такой идеи, и Алексей Гаврилович решился на собственные средства открыть школу рисования для деревенских детишек. Ребята бежали к нему в любую свободную минуту. Он старался передать ученикам способность видеть красоту: пшеница созрела, все поля, словно золотые, женщины собирают и хранят эти дары земли («На жатве. Лето»). В труде людей всегда таится много красоты, нужно только ее увидеть.

Официальное признание

«Наверное, богатым людям не нравится, что вы простых людей рисуете?», — как-то спросил его Захарка. «Многим не нравится, но я все же решил подарить свою работу «Чистка свеклы» самому царю», — ответил А.Г. Венецианов. «Это бесценный подарок, он рассказывает о труде народа, — сказал царь и повесил картину в своем дворце в бриллиантовой комнате. Александр I обратил внимание и на картину «Гумно», даже пожаловал за нее художнику три тысячи рублей. Венецианов был талантливым педагогом: за двадцать лет в своей школе он научил рисовать многих своих учеников, сумевших передать непосредственное и чистое чувство художников в пейзажах, натюрмортах, жанровых сценах. Картины Алексея Гавриловича Венецианова открывают мир трепетных человеческих чувств, заставляют зрителя сопереживать его героям.

Последняя картина

В последний год жизни А.Г. Венецианов работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери. Выполнив эскиз иконы Святого Макария, 16 декабря 1847 года он поехал в Тверь по обледенелой дороге. Этот путь оказался последним.

Список известных картин:

  • Портрет матери, А. Л. Венециановой 1801;
  • Гумно 1822–1823;
  • Крестьянский мальчик, надевающий лапти Между 1823 и 1826;
  • «Вот-те и батькин обед!» 1824;
  • Захарка 1825;
  • На пашне. Весна — Первая половина 1820-х.

История шедевра: “На пашне Весна” картина Венецианова

Борис Кустодиев – живописец образов руси

Жизнь и творческий путь Н.П.Богданова-Бельского

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: