Картина герника, пабло пикассо, 1937 - JEKATERINBURG.RU

Картина герника, пабло пикассо, 1937

10 фактов о «Гернике» (1937) П.Пикассо

Пабло Пикассо за работой

Музей королевы Софии, Мадрид

За несколько часов двадцать пять бомбардировщиков превратили небольшой испанский городок, Гернику, в развалины. Опустошение было ужасающим: три дня горели пожары, значительная часть города была разрушена. Треть населения, в частности, дети, женщины и старики, получила ранения или была убита. 1 мая 1937 года весть об этом зверстве достигла Парижа. Сообщения очевидцев заполнили первые полосы местных и международных газет. Пикассо, симпатизировавший республиканскому правительству своей Родины, был в ужасе от сообщений о разрушениях и смертях.

1. Вероятно, самая известная работа Пикассо «Герника» — мощнейшее политическое заявление, написанное как непосредственная реакция на разрушительную бомбардировку нацистами баскского города Герника во время Гражданской войны в Испании. Беспомощность, смерть, насилие, зверство, страдание — эмоции, испытанные жителями города, потерявших жилье и членов семьи – все это отражено в крупноформатном холсте. Законченная картина не содержат ни единого намека на конкретное событие, представляя собой вместо этого общий призыв против варварства и ужаса войны.

2. В дни, когда произошла бомбардировка, испанец работал по заказу правительства над картиной для Всемирной выставки, которая должна была состояться в Париже (1937) на тему «Торжество современных технологий». После бомбардировки Герники Пикассо был поставлен в известность о том, что происходило в его родной стране. Отказавшись от своей первоначальной идеи, работа над которой был бесстрастной и безрезультативной, он начал работу над реализацией новой идеи.

3. Картина была закончена в кратчайшие сроки – работа заняла порядка месяца. 1 мая был сделан первый набросок, а уже в начале июня колоссальное панно было на размещено выставке.

4. Во время работы над холстом, живописец позволил своей музе, Доре Маар, вести хронику – запечатлеть на фотографиях этапы работы над полотном.

5. В 1974 году антивоенный активист и художник Тони Шафрази испортил картину красной краской из баллончика в знак протеста. В то время она была выставлена в нью-йоркском Метрополитен-музее. Кураторы тут же убрали «Гернику», а Шафрази отправили в тюрьму.

6. Пикассо при написании полотна использовал нейтральную монохромную палитру, состоящую из трех цветов (техника гризайль) – черного, белого, серого. Возможно, художник хотел придать своей картине репортажность, присущую газетным снимкам.

7. Живописец очень мало говорил о значении этой картины, оставляя возможность ее интерпретации зрителям, критикам и искусствоведам. Хотя картина была ясна как эмоциональный отклик на бессмысленное насилие войны, она, с ее сложным для трактовки сюжетом, приводила в замешательство зрителей Всемирной выставки.

8. Опасаясь нацистской оккупации Франции, Пикассо одолжил холст Музею современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. После Всемирной выставки, картина совершила кругосветное путешествие, привлекая внимание международного сообщества к гражданской войне в Испании. После смерти генерала Франсиско Франко в 1975 году и многолетних переговоров между Испанией, Соединенными Штатами, МоМА и несколькими наследниками Пикассо, «Герника» отправилась в Испанию в 1981 году, где она была размещена в Casón del Buen Retiro, пристройке музея Прадо в Мадриде. Вопреки воле Пикассо, желавшего, чтобы холст украшал стены музея Прадо, в 1992 году картина была перенесена в Национальный музей искусств королевы Софии, недавно созданный Национальный музей Испании, посвященный искусству 20-го века.

9. На первый взгляд композиция «Герники» видится запутанной и хаотичной; зритель оказывается в эпицентре интенсивно бурного действия. Кажется, что все находится в постоянном движении. Пространство сжато и неоднозначно с меняющимися перспективами и множественными точками зрения, характерными для более раннего кубистического стиля Пикассо. Изображения накладываются друг на друга и пересекаются, затемняя формы и затрудняя различение их границ. Тела искажены и полу абстрагированы, формы прерывисты и фрагментарны. Однако, на самом деле, существует преобладающий визуальный порядок. Пикассо уравновешивает композицию, организуя фигуры в три вертикальные группы, движущиеся слева направо, в то время как центральные фигуры стабилизируются в большом освещенном треугольнике.

10. Авторская копия картины была заказана бизнесменом Нельсоном Рокфеллером в 1955 году, после того как Пикассо отказался продать ему оригинал. Гобелен, выполненный в коричневых оттенках, в период с 1985 по 2009 году был размещен на стене здания Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк) у входа в Совет Безопасности.

Герника Пабло Пикассо — значение и смысл мирового шедевра

Герника — знаменитая картина великого испанского художника Пабло Пикассо. Полотно было написано в 1937 году, а искусствоведы относят его к двум модернистским направлениям живописи — кубизм и сюрреализм. В картину заложен глубокий аллегорический смысл, связанный с гражданской войной в Испании. Основные темы картины — это бомбардировка испанского города Герника, ужасы войны, жестокость, темные стороны человеческой природы. В нашей статье мы узнаем о том, в чем живописные особенности полотна, каков исторический контекст ее создания и что она значит.

История полотна

Картина Герника вызывает споры и ожесточенные обсуждения практически с самого момента ее создания. Наибольшую критику вызывает формальная сторона полотна — зачем нужно было рисовать картину именно в такой технике? Что вообще изображено на полотне? Образы на картине разбросаны хаотично или в их расположении все же есть какая-либо структура? Чтобы понять истинное значение картины Герника Пикассо, необходимо знать историю ее создания.

Ранние годы Пикассо

Пабло Пикассо стал знаменитым очень рано. В возрасте 26 лет в 1907 году он создает свою первую крупную работу «Авиньонские девицы», которая положила начало художественному направлению кубизм. На современников это полотно произвело эффект разоравшейся бомбы, а сам Пикассо стал знаменитым художником. В 10-е и 20-е годы XX века Пабло Пикассо создает множество других полотен, большинство которых также выполнено в кубистской технике. В середине 20-х годов художник начинает интересоваться сюрреализмом — в дальнейшей этот стиль оставит на его творчестве неизгладимый отпечаток.

Первоначально Пикассо изображал достаточно веселые по настроению картины, однако в начале 30-х годов его картины становятся все более и более мрачными. Искусствоведы предполагают, что такой переход связан со множеством факторов:

  • Идеология фашизма в Европе постепенно приобретает все большую и большую силу. Одновременно в мире происходит серия биржевых крахов по всему миру, что приводит к серьезному ухудшению экономической обстановки в мире;
  • В конечном счете это приводит к обострению политической обстановки в мире. В 1933 году в Германии к власти приходит Адольф Гитлер. Начинает ходить множество мрачных слухов, что новой мировой войны не избежать (как мы знаем, это оказалось правдой);
  • Также следует учитывать тот факт, что одной из главных идеологических и художественных задач сюрреализма было изучение глубинных слоев человеческой психики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сюрреализм способствовал появлению достаточно мрачных по настроению картин (ведь в человеческом подсознании таится не только светлое, но и темное).

Гражданская война в Испании

Чтобы понять, что может значить картина Герника, надо знать политический и исторический контекст ее создания. Для этого нам нужно кратко рассмотреть хронологию Гражданской войны в Испании. При этом мы будем рассматривать не всю историю этого страшного кровопролитного противостояния, а лишь его небольшую часть, чтобы понимать контекст создания Герники:

  • В 1936 году в Испании на парламентских выборах победила коалиция левых и либеральных политиков под названием Народный фронт. Блок стал проводить умеренно-левую политику (продолжение аграрной реформы, регуляция цен на ряд товаров и так далее);
  • У Народного фронта было множество политиков, которые придерживались правых взглядов (это могли бы как достаточно умеренные правые либералы, так и откровенные фашисты). 17 июля 1936 года в Испании военные подняли мятеж, целью которого было свержение режима Народного фронта;
  • Первоначально удача была на стороне мятежников, однако через некоторое время режим Народного фронта нанес бунтовщикам ряд крупных поражений. Военный мятеж оказался на грани краха (хотя бунтовщики все еще контролировали ряд городов и провинций);
  • В конце 1936 года начался новый виток противостояния. Генерал Франсиско Франко успешно поднял мятеж на территории Испанского Марокко. Чтобы победить в гражданской войне, он попросил о помощи у фашистских государств (Италия, Германия, Португалия) — и получил ее;
  • Большинство европейских государств, не принадлежавших к фашистскому блоку, придерживались политики невмешательства в испанский конфликт. Единственным исключением оказался СССР — он поставлял режиму Народного фронта военных специалистов, оружие и бронетехнику, а также помогал организации добровольческих интербригад.

Весной 1937 года генерал Франко запланировал серию наступлений на севере Испании. Одной из главных целей наступления был захват небольшого испанского региона под названием Страна Басков, который контролировался режимом Народного фронта. Чтобы сломить сопротивление, Франко попросил своих немецких союзников выполнить бомбардировку небольшого баскского городка Герника, который имел для местного населения серьезное историческое и культурное значение. 26 апреля 1937 года немецкий «Легион кондор» выполнил массированную бомбардировку города по запросу Франко.

C 16:30 по 18:45 на город было сброшено огромное количество авиационных бомб средней и высокой мощности. По современным оценкам общее количество сброшенных бомб составляет порядка 40 тонн. В результате бомбардировки город был практически стерт с лица земли. Бомбардировка Герники сегодня воспринимается в качестве откровенного варварства. С военной точки зрения бомбардировка имела мало смысла, а в ее результате погибло большое количество мирного населения. Главной целью бомбардировки было устрашение местного населения с целью сломить их боевой дух.

Создание полотна

Еще до бомбардировки Герники Пикассо получил государственный заказ у режима Народного фронта на создание какой-либо картины для участия во Всемирной выставке в Париже. Искусствоведы утверждают, что Пикассо принял это предложение, однако долгое время он не знал, что же именно ему рисовать (есть гипотеза, что изначально Пикассо планировал изобразить самого себя в образе художника, который смотрит на модель и раздумывает над созданием новой картины).

Все изменилось после жестокой и бесчеловечной бомбардировки Герники. Узнав об этой новости, Пикассо тут же приступил к написанию своего полотна, которое потом войдет в мировую историю под названием Герника. Чтобы создать картину, художник работал в течение 1 месяца по 10-12 часов в сутки. Первая публичная демонстрация картины состоялась в июле 1937 года во время Всемирной выставки в Париже.

Интересно, что изначально Герника Пабло Пикассо не произвела глубокое впечатление на современников. Многие посетители выставки оказались просто не готовы к восприятию подобной картины. Большое нарекание вызывал сюжет картины — многие зрители и критики правых взглядов стали обвинять Пикассо в левацкой пропаганде, которая сильно преувеличивает масштабы трагедии в Гернике. Впрочем, со временем общественное восприятие картины серьезно изменилось. А на сегодняшний день большинство как критиков, так и обычных зрителей считают картину шедевром мирового масштаба.

Техническое описание

Название полотна Герника
Дата написания 1937 год
Техника Холст, масло
Живописный стиль Сюрреализм, кубизм
Размеры 3,49 x 7,76 м
Где хранится сейчас Музей королевы Софии (Мадрид, Испания)

Что изображено на картине

Картина Герника написана маслом в черно-белых тонах; интересно, что холст имеет большие размеры и вытянутую прямоугольную форму — почти 3,5 x 7,8 метров. Изначально Пикассо хотел сделать картину цветной, однако позже он отказался от этого решения в пользу черно-белых тонов. Выбор такой строгой и даже аскетичной палитры объясняется очень просто — художник хотел передать близость полотна к газетной фотографии. Это делает картину более безжизненной и грустной, а также указывает на то, откуда Пикассо черпал сведения о бомбардировке (сам художник в городе ни разу не был).

На картине изображен ряд полуабстрактных фигур, которые напоминают человека и некоторых животных (конь, бык). Фигуры символизируют собой ужасы войны — смерть, боль, страх, отчаяние. Почти у всех персонажей открыт рот — они будто бы замерли в безмолвном крике. Предметное описание полотна:

  • По центру полотна изображена лошадь — большинство искусствоведов склоняется к версии, что этот образ «перешел» на полотно из более ранней картины Пикассо «Смерть тореро». Справа от лошади можно заметить темный силуэт, который напоминает быка, наносящего рогами удар лошади. В ранних интервью Пикассо утверждал, что лошадь символизирует народ, а силуэт быка — фашистский режим. Впрочем, в поздних интервью художник отказался от этой интерпретации — по его мнению смысл каждый зритель может сам придумать свой смысл для символов быка и лошади;
  • По центру над головой лошади изображена электрическая лампа. Что же символизирует этот символ? Здесь мнение искусствоведов разделилось. Одни считают, что лампа является символом научно-технического прогресса, который и породил возможность таких разрушительных бомбардировок. Другие искусствоведы настроены более оптимистично — они считают, что лампа символизирует истину, которая высвечивает природу варварских бомбардировок;
  • В верхнем правом углу можно заместить фигуру еще одного быка. Хотя этот бык нарисован в кубистской технике, он выглядит более отчетливо (в сравнении с быком-силуэтом, поражающим лошадь). Пикассо утверждал, что этот бык является символом силы и жестокости, но не фашизма. В более крупном масштабе можно сказать, что бык олицетворяет саму Испанию;
  • Снизу под быком можно обнаружить полу-абстрактную фигуру матери с мертвым ребенком. Метафорически здесь все просто — эти фигуры символизируют бессмысленное жестокое убийство невинного ребенка;
  • Правее и ниже матери с ребенком можно увидеть фигуру человека с обломком меча в руке. Эта фигура символизирует собой павших солдат, которые ничего не могли сделать против беспощадного смертоносного оружия;
  • Справа от головы лошади можно заметить женское лицо и керосиновую лампу. Есть мнение, что керосиновая лампа противопоставляется электрическому светильнику (возможный намек на древность баскского народа);
  • Под женской головой можно заметить фигуру человека, который тащит по земле свою ногу. Очевидной символ бессмысленной жестокости;
  • В правом верхнем углу нарисована голова человека, которая будто бы выглядывает из окна дома, объятого пламенем. По свидетельству очевидцев после бомбардировок город Герника горел не менее 3 дней.
Читайте также  Мужской портрет, антонелло да мессина, 1475

Мнение искусствоведов о полотне

В завершение давайте узнаем несколько мнений искусствоведов о картине Герника Пабло Пикассо:

  • Практически все современные искусствоведы считают полотно Пикассо шедевром. Они отмечают, что картина очень умело сочетает авангардную технику с интуитивно понятным сюжетом на тему ужасов войны. Благодаря тонкой живописной технике в сочетании с повествовательным драматизмом зритель может прочувствовать всю боль и безысходность людей, которые попали под бомбежку;
  • Картина имеет необычную прямоугольную форму и огромные размеры — почти 3,5 на 7,8 метров! Сделано это было специально, чтобы человек при взгляде на полотно сразу оценил его масштаб и величие. Впрочем, большие размеры имеют и практическую пользу — благодаря им Вы сможете без проблем рассмотреть даже самые мелкие детали картины Пикассо;
  • Существует мнение, что всех своих персонажей художник «набросал» в хаотическом порядке. Однако современные искусствоведы утверждают, что в целом это не так. Пикассо прекрасно владел академическим рисунком, а его картина в целом подчиняется классической гармонии. А некоторые «диссонирующие» элементы внесены специально, чтобы усилить восприятие картины;

Интересно, что Пикассо множество раз спрашивали о смысле его картины Герника. На наш взгляд, самым интересным его ответом были следующие слова: «… этот бык — бык, и эта лошадь — лошадь … Если вы даете смысл некоторым вещам в моих картинах, это может быть очень верно, но это не моя прихоть, дать этот смысл. Все это я сделал инстинктивно, бессознательно. Я рисую картину для картины. Я рисую предметы для того, чтобы они были».

Поэтому при просмотре картины очень важно не забывать об этих словах Пикассо, а трактовки следует придумывать аккуратно. Теоретики искусства утверждают, что слишком вольные интерпретации говорят нам не столько о самой картине, сколько о самом интерпретаторе, о его желании найти смысл даже в тех вещах, о которых сам художник мог и не задумываться во время рисования.

Герника

Пабло Пикассо: с надеждой на вечную современность

«Голубиная» тема в творчестве Пабло Пикассо

Почему «Герника» Пикассо — это гениальная картина

Как это сделано и почему это сработало?
Куча гениальных картин остались неизвестными, и в списки шедевров не входят. Большинство шедевров, впрочем, как раз гениальны или хотя бы талантливы.

Далее я попробую перечислить по пунктам, какими техническими приемами и использованными эмоциями оперировал Пикассо, и почему его работа получилась гениальной и заслужила славу шедевра.

Впрочем, я сразу предупреждаю, что мое объяснение поможет разобраться только тем, чья эрудиция открыта к восприятию «нового» и кто не испытывает при виде картин Пикассо и прочего авангарда острой аллергической реакции.
Если же вы сразу смотрите на подобные картины, называя их «мазня и говно», то мои объяснения вы сочтете совершенно неправдоподобными и натянутыми. Так что лучше не тратьте время на чтение.

Приступаем, прямо подряд, по списку «описания и анализа» Вельфлина.
Каждая из использованных вещей сама по себе достаточно предсказуема, и ничего особенного в ней нет. Секрет гениального художника в том же, в чем мастерство шеф-повара: применить все в правильных дозах и пропорциях, и в правильной последовательности.

1) РАЗМЕР
Эпиграф (старый анекдот):

Пикассо садится в такси, таксист его узнал и говорит:
— Зачем вы так непохоже пишете?
— А похоже — это как?
Таксист достает из бумажника фотографию жены:
— Вот моя жена, здесь она на себя похожа.
— Что, она на самом деле такая маленькая и плоская?
Мы все — жертвы цифрового века. Об этом не стоит забывать. Мы воображаем себе произведения искусства по тому, как видим их на картинках в интернетике. Это значит — мы не ощущаем их в реальности, их настоящий вкус, цвет, фактуру.
Самое главное, что «режет» монитор — это размер. Яйца Фаберже на репродукциях потрясают своей тонкой работой, и когда видишь их в реальности и понимаешь, что они не с куриное яичко, а со страусиное — как-то разочаровываешься слегка. Филигранная работа ювелиров сразу кажется не настолько филигранной, какой ты ее воображал.

Важнейшая часть магической силы «Герники» — это ее гигантский размер. Она подобна настенной языческой фреске, когда ты оказываешься у ее подножия, она наваливается на тебя со всей своей мощью, как будто это не живописное полотно, а нечто более важное.

2) ФОРМАТ
Формат «Герники» — нетипичный для картин, в том числе и для новаторских картин авангардистов. Ее размеры — 3,5 × 7,76 метров. Получается такая длинная вытянутая колбаса.

Если картина выполнена в таком формате, то это работает отличающеся от стандартных картин: ты не охватываешь работу сразу оком (как «Мону Лизу», например). Формат панорамы втягивает тебя внутрь, ты начинаешь волей-неволей гулять по ней взором.

Старые мастера об этом знали, и поэтому предпочитали вмещать в подобные длинные картины несколько разновременных эпизодов, как в комиксах на одной странице вмещают.

Распластанность «Герники» работает тем же образом: у тебя не получается сразу ее разглядеть целиком и отойти, ты утыкаешься взглядом в один кусок и твой взгляд, как прикованный, начинает ползти в одну или другую сторону. Глаз обессилен из-за этого, он не знает, где остановиться.

3) КОМПОЗИЦИЯ
У оптики есть свои законы. У человеческого глаза, визуального восприятия — есть свои законы.
Из элементарного: человеку приятнее смотреть на круг, чем на ромб, на голубое, чем на коричневое.
Посложнее — штука, называемая «золотое сечение» (сложное соотношение пропорций, воспринимаемое мозгом как идеальное). Все великие храмы, например, ему следуют. Еще взгляду приятна симметрия, S-образная линия, диагональ из нижнего левого угла в верхний правый и т.п. (Подробней читайте Рудольф Арнхейм. «Искусство и визуальное восприятие». 1974, скажем).

Пикассо все это прекрасно знал: его папа был учителем академического рисунка, и Пикассо с детства был выучен рисовать гипсы, как академист.
Поэтому «Герника» только неподготовленному человеку кажется беспорядочной свалкой. На самом деле композия ее жестко структурирована со всеми законами гармонии (и со специальными ее нарушениями ради создания эффекта дисгармонии).

Вот несколько схем, показывающих нисходящие и восходящие диагонали, пропорциональное соотношение, симметрию, пирамидальную композицию и другие волшебные композиционные штуки, безошибочно действующие на мозг.

Вот смотрите, летящая голова в третьем секторе — она летит справа вниз. Это депрессивное для восприятия направление движения. Под нею человек в полуприседе, он тоже идет не вправо, а влево — шел бы вправо, воспринимался бы оптимистичнее. Куча таких композиционно-психологических мелочей тут.

4) ЦВЕТ
Первоначально Пикассо хотел сделать «Гернику» цветной, но потом он отказался от этой мысли и выбрал монохромный вариант.

Отказ от цвета придает картине намного больше экспрессии. Мы разглядываем не подробности цветных чудовищ, а их лаконичность (в чб варианте). Также это дополняет воздействие размера, эта колористическая гамма гипнотизирует зрителя, не дает ему точки для отдыха.

«Сравнение «Герники» и «Последнего дня Помпеи» (далее — картина №1 и картина №2):

Вот есть картина №2, написанная по всем правилам академического реализма. На заднем плане багровое небо, справа — рушащийся античный храм, с портика которого симметрично падают статуи. На переднем плане — группа людей разной, по той же самой академической традиции, степени одетости, замершие в нарочитых театральных позах, и с лицами, из всех сил изображающими театральное же страдание. Годы создания картины — 1830-1833-й.

Есть картина №1, год создания — 1937-й. Технический прогресс к 1937-му году принес в широкие народные массы такие достижения, как репортажная фотография на пленке и звуковое кино. С развитием последнего уже даже в театре за выражение эмоций, подобное тому, как они изображены на картине №2, стало принято закидывать актеров гнилыми помидорами. То же самое относится и к изобразительному искусству: расставить / разложить в красивых позах миловидных натурщиц в макияже с тщательно уложенными прическами с целью передачи ужаса мирных жителей от бомбардировки их города в 1937-м году означало получить не от критики и публики не овации, а освистывание и закидывание гнилыми помидорами.

Понять картину №1 очень просто, и никаких специальных знаний, тайных посвящений, эзотерических или еще каких практик для этого не требуется. Нужно просто хотя бы один раз в жизни испытать очень-очень сильный страх, такой, какой принято называть «животным ужасом», и помнить это состояние. Когда глаза сами лезут из орбит, когда все вокруг вдруг выглядит иначе, и когда все мысли и чувства сведены к одному — убежать с воплем, а потом проснуться, и чтобы этого ничего не было. Логику в картине искать бессмысленно: страх старше логики на много миллионов лет, а картина №1 — это страх. Глаза зрителя — глаза находящегося в городе в момент, когда начали взрываться бомбы, когда привычное окружение вмиг обратилось в чудовищ. Но монохромное «репортажное фото из газеты» запечатлело то же самое, а значит, весь этот невыносимый ужас — не плод воспаленной фантазии, а происходит на самом деле. Война — это не танчики по монитору гонять и не попкорн в кинозале жевать.

Поэтому картина №2, конечно, признанный шедевр и безусловно хороша, но картина №1 на много порядков мощнее, точнее, эмоциональнее, да и вообще круче картины №2″.

***
Дальше снова я продолжаю.

5) ЛИНИЯ (МИНИМАЛИЗМ)
Мы помним, что наш глаз вышеперечисленными приемами оказался прилипшим к «Гернике». Взгляд ползает по полотну, не в силах оторваться, не может отдохнуть. Но все-таки глазу это необходимо, и он цепляется, останавливается на фигурах на картине.
А они же страшные.
Они пугающие.
Причем они специально сделаны страшными не так, как Босх делал, не так, как Ганс Руди Гигер. (Я этот их вариант страшного искусства называю «кишочки»).

Читайте также  Портрет симонетты веспуччи, пьеро ди козимо — описание

Они сделаны страшным минимумом средств, лаконичностью.
Вот этот пункт самый болезненный для консерваторов, потому что они не считают подобное достижением, ценя лишь «реалистичность». Ну да ладно, поэтому-то для понимания абстракций в живописи и необходимо развитое абстрактное мышление. (Любопытно, что для понимания, чем именно красива иконопись, с этими ее плоскими лицами и зелеными шеями — тоже необходима перенастройка мозга).

Ключевым открытием изобразительного искусства конца 19 века (спасибо Сезанну) было то, что добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем просто добрым словом — что минимум изобразительных средств можно добиться максимума эффекта, что чем больше пыжишься и вылизываешь — тем хуже получается, а великое выходит великим, если оно выглядит так, как будто его сделали одним росчерком пера, экспромтом. (Хотя на самом деле ты ради этого вкалывал как раб на галерах).

Лаконичность и простота работают мощно.
Именно поэтому великие актеры пантомимой, или даже одним жестом и просто молчанием (или внезапным красным платочком) способны впечатлить публику намного сильнее, чем молоденькая старлетка пламенным монологом, пусть даже пера самого Шекспира.

И это именно то, что делает Пикассо. Он очищает свои фигуры от всяческого подобия реализма, объема, перспективы. Он работает только с линией. Он пишет уродцев, потому что он изображает не предметы, а эмоции от них.

Пикассо пришпилил следующие эмоции:

боль
ярость
страх
ужас
смерть
Он это делает, заостряя единственной линией, жирным контуром, практически до карикатуры, стандартные человеческие вещи, с помощью которых мы считываем чужие эмоции: жесты, позы, мимику.

Человеческому глазу приятней смотреть на круглое и извивистое?
Значит, здесь я нарисую острое, колючее, резкое, угловатое!

Обратите внимание, скажем, на мимику: у всех персонажей здесь открыт рот.
Наш глаз понимает, что герои картины КРИЧАТ.
КРИЧАТ!
Но мы же не слышим этого крика (потому что это картина, и до нее, слава богу, пока не добрался веселый аниматор 3D и не сделал из не шоу на ВДНХ),
этот крик — беззвучен, и от этого нам становится страшнее и неприятней.

Это тоже известная старая штука — написать сильную эмоцию так, чтобы зритель с ней проассоциировался, и она его пробрала от этого сильнее.

Пикассо специально делает это линией.
Не потому, что он умел только «мазню».
А потому что так — по его мнению — гораздо круче.
Заниматься реализмом Пикассо давно уже было невероятно лень.
Скукота.
Поэтому он и использовал эти открытия «безобразного» авангарда в работе над своей картиной.

Именно благодаря использованным совокупным приемам картина получилась такой сильной. То, что она вызывает у консервативных зрителей ненависть и провоцирует их на оскорбления — это ведь тоже свидетельство ее мощи.

Но, как я говорила выше, всего этого по отдельности для создания гениальной картины — недостаточно. Нужно правильное соединение, верное чутье.
Некое «чуть-чуть», которое есть только у великих.

Или это все «высосано из пальца» и не стоит ломанного гроша?
Когда я впервые посетил Эрмитаж я был поражен именно габаритами картин, не тем что там изображено.

Герника — Пабло Пикассо

Герника — одна из самых известных картин Пабло Пикассо, написанная художником в период с мая по июнь 1937 года и принадлежащая ныне коллекции Музея королевы Софии в Мадриде. Название картины является прямой отсылкой к бомардировке баскского города Герника силами немецкого легиона «Кондор» 26 апреля 1937 во время гражданской войны в Испании.

Картина была заказана Пикассо правительством Второй Испанской республики для экспонирования в испанском павильоне во время Международной выставки 1937 года в Париже с целью привлечь внимание публики к бедственному положению республиканцев на фронтах.

В 1940-хх, когда в Испании была установлена военная диктатура генерала Франко, Пабло Пикассо предпочел оставить картину в Музее современного искусства в Нью-Йорке, выразив при этом намерение вернуть «Гернику» в Испанию лишь после того, как в стране будет восстановлен демократический строй.

Демократия вернулась на испанскую землю уже после смерти Пикассо, в 1981 году — а вместе с нею вернулась и «Герника» которая была сначала представлена публике в Casón del Buen Retiro, а затем, в 1992-ом году, поступила в экспозицию Музея королевы Софии в Мадриде, где находится и поныне.

В наши дни не существует однозначной и общепринятой интерпретации «Герники», поскольку стиль этого монументального (как по значению, так и по размеру) полотна весьма символичен, и некоторые образы допускают вероятность множественных прочтений. Что до художественной ценности «Герники» — сегодня она вряд ли может быть кем-то оспорена. Этому, безусловно, поспособствовал самый разнообразный контекст, которым картина «обросла» за десятилетия после ее написания, из произведения искусства превратившись в социально значимое явление.

Сегодня «Герника» Пикассо не только считается одной из «главных» картин 20-го века, но воспринимается как универсальный символ ужасных страданий, которые причиняет людям война.

Бомбардировка Герники

C 16:30 по 18:45 несколько групп самолётов (основной ударной силой были Юнкерс Ю 52, было) сбросили 50- и 250-килограммовые бомбы (в том числе и зажигательные) на баскский город Герника с населением около 3 700 человек. Кроме того, как утверждается, в ходе налета пулемётным огнем уничтожались бойцы республиканской армии и гражданское население.

В результате бомбардировки возник пожар, который уничтожил большую часть города из-за запоздалого прибытия и неадекватных действий пожарных из Бильбао. Именно пожар, а не непосредственно авианалёт и причиненные взрывами бомб разрушения, и явился главной причиной катастрофы, уничтожившей 75 % построек Герники.

Наиболее близкая к реальности цифра погибших непосредственно в ходе бомбардировки оценивается в 150—250 человек. Кроме того, около 600 человек умерло в больнице города Бильбао, куда были доставлены многие пострадавшие из Герники и окрестностей.

Республика, положение которой на фронтах Гражданской войны (1936 — 1939) с каждым днем ухудшалось, постаралась сделать все, чтобы бомбардировка Герники получила как можно более широкий общественный резонанс, и с этой целью обратилась с заказом к Пикассо, который на тот момент уже успел приобрести всемирную известность и признание, как художник.

Описание картины «Герника»

Герника — поистине огромное творение мэтра из Малаги, написанное маслом на льняном и джутовом холсте, размеры которого составляют, ни много ни мало, 776,6 см х 349,3 см! Несмотря на название картины и обстоятельства, при которых Пикассо получил заказ на написание «Герники», нет оснований однозначно утверждать, что темой картины является именно бомбардировка Герники.

Учитывая символический, а не повествовательный характер изображенного, она в равной степени может относиться как к конкретной военной акции, так и к абстрактному неприятю любых военных действий вообще — и, думается, именно второе значение прежде всего вкладывал в «Гернику» сам Пикассо.

Следует отметить, что «Герника» написана с использованием весьма скупой палитры: черного, белого и различных оттенков серого цвета (эдакий авангардный «гризайль»), что, с одной стороны, напоминает о газетных полосах, где публиковались военные новости той поры (в некотором смысле, картина Пикассо и есть такой «репортаж с места событий»), а с другой может служить визуальным выражением мрака, жестокости и бездушности, которые неизбежно несет война.

Композиция картины организована по принципу триптиха, центральная панель которого занята умирающей лошадью и женщиной, несущей лампу, а по сторонам расположены: справа — горящий дом с кричащей женщиной, слева — бык и женщина с мертвым сыном.

Однако триптих — не единственный принцип пространственного расположения персонажей и объектов в «Гернике». Фигуры организованы в виде треугольников, наиболее важным из которых является центральный, в основе которого находится распростертое тело мертвого воина, а в вершине — лампа.

Бык. Бык с темным туловищем и белой головой присутствует в левой части «триптиха» и выглядит довольно бесстрастным на фоне творящегося вокруг смертоубийственного хаоса. Когда самому Пикассо задали вопрос по поводу символического значения этого персонажа, Пабло ответил, что «бык символизирует жестокость и тьму». Не исключено (как это не раз бывало в случае с другими работами Пикассо, что бык, отстранненно созерцающий ужасные события, в некотором смысле является автопортретом самого художника.

Мать с мертвым сыном. Мать расположена под быком — с лицом, повернутым к небу, в жесте крайнего страдания, отчаяния и боли. Язык её остер, как стилет, а глаза выполнены в виде капель слез. У ребенка, напротив, зрачки отсутствуют, что свидетельствует о том, что он мертв. Иконографической моделью для матери с мертвым ребенком, по мнению критиков, послужила Пьета: традиционное для христианства изображение Девы Марии с мертвым Иисусом на руках.

Голубь. Голубь расположен между быком и лошадью, на высоте их голов, и с первого взгляда не заметен, ибо тушка его, за исключением белой яркой полосы, по цвету практически идентична фону. У голубя поникшее крыло и вздернутая голова с открытым клювом. Традиционно его принято считать символом нарушенного мира. Однако это может быть и аллегория музыки — одного из искусств, уничтоженных военными мятжениками в ходе бомбардировок Мадрида.

Мертвый воин. На самом деле появляются только остатки головы, целой руки или правого предплечья и левого предплечья. Одна рука погибшего воина вытянута, в другой находятся сломанный меч и цветок. Ряд исследователей полагают, что это аллегория уничтожения еще одного вида искусства — скульптуры (воин — деревянная скульптура, из которой, после ее разрушения, прорастает цветок.) Однако такая трактовка кажется слишком уж «заумной».

Сломанный меч очевидно указывает на тяжелое положение Республики на фронтах, а цветок символизирует как их благие намеренеия (битва во имя справедливой жизни), так и окончательное торжество жизни над смертью, а сила Добра — над силами Зла.

Электрическая лампочка. Один из самых интригующих образов картины «Герника». Может символизировать научный прогресс, неизбежным следствием которого является и прогресс в военной сфере, ведущий к появлению все более изощренных способов убийства человеком себе подобных — доказательнством чему послужила бомардировка Герники. Визуально, кстати, она воспринимается как «Всевидящее око» — еще один христианский символ. Лампочка-Око это чем-то сродни быку — по общему ощущению явной отстраненности от запечатленных на холсте картин страданий и горя.

Лошадь, имеющая обширную вертикальную рану в боку, из последних сил пытается не упасть, однако конец ее предрешен. Интересно, что язык лощшади также напоминает стилет, а конец морды и верхние зубы образуют человеческий череп.

Принято считать, что лошадь символизирует как невинных жертв войны, так и, возможно, искусство (вспомним крылатого коня Пегаса). Возможно, таким образом, Пикассо рассказывает о том, что бесценные произведения исксства из Пинакотеки Прадо пришлось вывозить и прятать ввиду неминуемого падения Мадрида под натиском сил мятежников.

Женщина в нижней части картины справа, с кровоточащей ногой и в нелепом головном уборе напоминает еще одну любовницу Пабло — Дору Маар, которую художник частенько изображал плачущей и в нелепых головных уборах.

Женщина с лампой, явно находящаяся в состоянии шока и идущая вперед с невидящим взглядом, интерпретируется как аллегория Республики, однако в то же время наппоминает Мари-Терезу Вальтер, какой изобразил ее Пикассо в скульптуре «Женщина со стаканом», таже предоставленной им для Испанского павильона во время международной выставки в Париже.

Горящий дом. Пикассо умудряется с помощью простых линий подчеркнуть выразительность каждой детали своих персонажей. Дом становится еще одним намеком на разрушаемое изобразительное искусство — в данном случае, на архитектуру.

Умоляющий человек. Человек, смотрящий в небо и словно умоляющий самолеты прекратить бомбардировки, вдохновлен картиной Гойи «Третье мая 1808» в Мадриде. Это художественный способ сказать войне «хватит»! По мнению Визедо, у этой фигуры женская грудь, она прыгает, летает или танцует с овальными крыльями с обеих сторон.

Читайте также  Портрет даниэля анри канвейлера, пикассо, 1910

Визедо полагает, что таким образом Пикассо изобразил Ольгу Хохлову, русскую балерину, его жену, которую он сжигает, «чтобы забыть» и которую в начальные моменты работы над «Герникой» он и вовсе поместил на костер. Решая, таким образом, проблемы личного характера с помощью искусства, Пикассо одновременно указывает на разрушение еще одного вида искусства — танца.

Принято считать, что уже тогда «небедный» Пикассо в случае с «Герникой» выступил в роли полного бессребренника — однако это не так. Известно что после первой выплаты в размере 50 000 франков (на «кисти, краски и холсты») Пикассо получил от Испанской Республики вторую выплату в размере 150 000 франков. Хотя любят повторять, что Пикассо взял ровно столько, сколько потребовалось, чтобы покрыть расходы — вряд ли это является правдой.

Достаточно сказать, что полученная Пикассо сумма составила 15% от общей стоимости испанского павильона, и в девять раз превзошла максимальную цену, которую Пабло когда-либо получал до того за свое произведение искусства. Кстати, сохранившаяся квитанция об уплате этой суммы художнику и позволила спустя десятилетия заявить о праве собственности на картины, а затем и вернуть ее на в Испанию.

Следует отметить, что посетитили Испанского павильона абсолютно картину не приняли: по словам Ле Корбюзье, «Гернике» приходилось видеть в основм их недовольные спины. Зрители были исполнены негодования, шока, возмущения или презрения при виде творения Пикассо — и уж точно не почтения и любви. Так уже было однажды с «Авиньонскими девицами» — и каков итог?

«Нет, это сделали вы»

Ровно 80 лет назад, 26 апреля 1937 года, немецкие бомбардировщики и истребители уничтожили небольшой испанский город Гернику. На многие десятилетия это событие стало символом безнаказанного воздушного террора.

Немецкая авиация не первый раз бомбила города. Ещё в Первую мировую войну сначала огромные цеппелины, потом бомбардировщики кайзера сбрасывали свой груз на французские, русские и британские города, включая Париж, Лондон и даже Петроград. Против Лондона началась настоящая воздушная война. В ответ британская авиация била по базам подводных лодок, железнодорожным узлам, аэродромам и промышленным городам Германии и оккупированных ею территорий. Тем не менее эффект ударов с воздуха по вражеским городам скорее разочаровывал их организаторов: за несколько лет воздушного террора германским самолётам удалось убить и ранить 2807 англичан и причинить ущерб на 1,5 миллиона фунтов.

Хотя уже были изобретены и применялись зажигательные бомбы, авиатехника Первой мировой просто не позволяла наносить ими по-настоящему массированные удары: до бомбардировки Токио оставалась ещё четверть века. Поэтому к середине 1930-х годов об ужасах былой мировой бойни уже начали постепенно забывать. Теоретикам войны в воздухе оставалось дожидаться следующей большой войны, и первые семена новой тактики «взошли» в Испании.

В небе Испании

Потерпев неудачу в захвате Мадрида, националисты решили попробовать свои силы в других местах. 31 марта они перешли в наступление на северном фронте, по направлению к столице автономии басков Бильбао: эта территория была отрезана от остальной территории, контролируемой республиканцами. Гористая местность и полевые укрепления позволяли размещать основные силы басков в резерве.

Однако у наступающих был серьёзный козырь в виде воздушного «Легиона Кондор». Он состоял из трёх бомбардировочных эскадрилий на «Юнкерсах» Ju 52 (знаменитый впоследствии транспортный самолёт мог применяться и как бомбардировщик), двух истребительных эскадрилий на «Хейнкелях» He 51 и одной на «Мессершмиттах» Bf 109. Еще одна бомбардировочная эскадрилья имела новейшие «Хейнкели» He 111 и «Дорнье» Do 17, разведывательная была укомплектована He 70 и He 45, штурмовое звено — «Хеншелями» Hs 123.

Также в состав соединения входили три эскадрильи итальянских истребителей «Фиат» CR.32, эскадрилья бомбардировщиков «Савойя-Маркетти» SM.81 и эскадрилья устаревших «Бреге» XIX. Такой мощный ударный кулак господствовал в воздухе, «подвергая сплошному разрушению все населённые пункты в полосе действия республиканских войск». Самолёты бомбили до 10 часов в день.

Республиканцы на этом участке фронта могли противопоставить «Кондору» лишь 18 истребителей (советских И-15 и чехословацких Letov S-231), разбросанных по нескольким аэродромам, и ещё меньшее число лётчиков.

Примерно в 25 км от линии фронта, в 10 км от моря и в 30 км от Бильбао лежал небольшой древний городок Герника — историческая и культурная столица басков. Население города насчитывало порядка 5500 человек, но к апрелю 1937 года в городе находилось ещё и около 2000 беженцев. Так или иначе, 26 апреля настала очередь Герники столкнуться с реалиями современной гражданской войны.

Герника

Британский журналист Джордж Стир оказался поблизости от города и вскоре после полуночи 27 апреля своими глазами видел, что произошло с Герникой. Уже на следующий день в репортаже газете «Таймс» он сообщал, что на беззащитный город было сброшено множество бомб — от 450-кг фугасных до трёх тысяч мелких зажигательных. Истребители расстреливали из пулемётов жителей, которые пытались укрыться в полях. Весь город был охвачен огнём, за исключением древнего здания парламента, где некогда заседало собрание басков. Пламя было видно за 10 миль. Дома рушились, пока улицы не превратились в непроходимые кучи обломков. К несчастью для жителей, мало кто мог помочь им.

Стир отметил, что в самом городе не было военных целей: местная фабрика по выпуску оружия лежала вне города и осталась нетронутой, как и две казармы у Герники. Поэтому наиболее вероятной целью рейда было сломить мораль басков и уничтожить колыбель их истории. На террористический характер бомбардировки также указывали выбранный день и час — понедельник, традиционный базарный день. В последний момент базарный день был отменён (хотя на этот счёт идут споры) из-за военного положения, о чём Стир не знал.

По описанию Стира, бомбёжка началась в 16:35, когда немецкий бомбардировщик, не торопясь, совершил круг над городом, затем сбросил шесть тяжёлых бомб. Через пять минут прилетел второй самолёт и сбросил столько же бомб в центр города. Примерно через четверть часа три «Юнкерса» начали систематически бомбить город. Уничтожение Герники продолжалось до заката в 19:45.

Тактика бомбардировки была рассчитана на максимальный урон населению: сначала несколько бомбардировщиков сбрасывали тяжёлые фугасные бомбы и «ручные гранаты» (мелкие бомбы) на определённый район. Затем истребители с бреющего полёта пулемётным огнём расстреливали жителей, выбегавших из укрытий. Когда люди вновь были загнаны внутрь, следующая волна бомбардировщиков фугасными и зажигательными бомбами вновь уничтожала дома. Подсчитать точное количество жертв было просто невозможно, но в отдельных зданиях люди погибали десятками.

По современным оценкам, налёт мелкими группами осуществили 18–23 Ju 52, два-четыре Не 111, один Do 17 и три SM.81, 10 истребителей-штурмовиков Не 51 при поддержке 12 истребителей CR.32 и шести Bf 109. Было сброшено примерно 40 тонн бомб, включая 250-кг и 50-кг фугасные, а также 1-кг зажигательные — последние составили примерно треть общей загрузки. Официальной целью рейда, спланированного лично Вольфрамом фон Рихтгофеном, кузеном знаменитых асов Первой мировой и начальником штаба «Кондора», было перекрыть движение как через местный мост, так и по улицам Герники, чтобы поймать отступающие войска республиканцев в западню.

Первым бомбил Гернику прилетевший с юга двухмоторный «Дорнье», сбросивший с малой высоты примерно дюжину 50-кг бомб. Затем с севера на юг пролетели три итальянских «Савойи», которые должны были поразить дорогу и мост к востоку от города. На Гернику упало тридцать шесть 50-кг бомб. В третьей волне летели «Хейнкели» под прикрытием «Фиатов», за ней последовала четвертая и пятая… Но наибольший ущерб Гернике причинили «Юнкерсы», идущие тройками одна за другой. Тем временем истребители расстреливали жителей внизу… Кастор Уриарте, местный архитектор, пытался организовать борьбу с огнём, но бомбёжка вывела из строя телефонные линии и водопровод.

Последствия

Оценки итогов налёта противоречивы. С одной стороны, мост остался целым, что вызвало неудовольствие высшего командования люфтваффе. С другой, через пылающий город действительно долгое время никто не мог пройти. Полковник Эрвин Йенеке описал Гернику так же, как и Стир: непроходимые горящие двухметровые завалы из мусора. 28 апреля Рихтгофен запишет в дневнике: «Герника буквально опустошена».

Местные жители свидетельствовали о бомбардировке, а иностранным журналистам удалось подобрать осколки бомб немецкого производства. История попала в газеты и стала достоянием мировой общественности. Тем не менее националисты утверждали, что баски-анархисты сами уничтожили город, заложив в нем заряды динамита. Участие кадровых немецких военных, а также самолётов формально оставалось секретным — хотя все сколь-нибудь заинтересованные лица об этом прекрасно знали.

Уже 29–30 апреля националисты, развивая наступление, вошли в Гернику. 7 мая Франко послал телеграмму в Берлин, объясняя случившееся. В ней говорилось:

«Герника, город с по крайней мере пятитысячным населением, расположенный в шести километрах от линии фронта, очень важный узел коммуникаций, имеющий завод по производству боеприпасов, бомб и револьверов, стал 26 апреля местом скопления отступающих частей противника и сосредоточения его резервов. Воинские соединения, находившиеся на линии фронта, обратились непосредственно к авиации с просьбой подвергнуть бомбардировке этот дорожный узел, что было исполнено германской и итальянской авиацией, но из-за плохой видимости, дымовой завесы и пыли бомбы, сброшенные самолётами, упали на город».

А наступление франкистов тем временем продолжалось. Утром 19 июня пал Бильбао. Отчёт «Легиона Кондор» 1938 года гласил:

«Мы достигли значительных результатов в поражении прифронтовых целей, особенно в бомбардировке деревень, где находились вражеские резервы и штабы. Мы достигли большого успеха, потому что эти цели было легко найти и основательно уничтожить ковровым бомбометанием».

О точном числе жертв спорят до сих пор. Баскское правительство объявило, что погибло 1654 человека и 889 были ранены, той же цифры придерживается историк гражданской войны в Испании Хью Томас. Илья Эренбург по горячим следам приводил цифру в 2545 жертв. По советским документам, на 1 мая 1937 года погибло 800 человек, без учёта умерших позднее от ран и найденных под развалинами. Джеймс Корум, известный исследователь германской армии и ВВС, оценивает потери примерно в 300–400 человек. Некоторые современные испанские авторы называют цифры в 150–300 человек. Стоит учесть, что местное население почти не имело опыта действий при воздушных налетах, поэтому сравнительно небольшое число бомб, сброшенное без помех и при ясной погоде, могло вызвать большое число жертв.

Пабло Пикассо, потрясённый трагедией Герники, меньше чем за месяц написал в Париже огромную (3,5 на 7,8 метра) картину. Уже в июне она выставлялась в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже. «Герника» стала олицетворением трагедии и бесчеловечности гражданской войны. В 1981 году Музей современного искусства США вернул «Гернику» Испании — сначала картина выставлялась в музее Прадо, а с 1992 года — в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. Сейчас в Испании она считается одной из самых значимых картин XX века и символом, объединяющим разные социальные группы.

По легенде, в 1940 году в мастерскую Пикассо в оккупированном Париже пришли с обыском. Увидев наброски «Герники», немецкий офицер спросил «Это вы сделали?». Пикассо ответил: «Нет, это сделали вы».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: