Картина "георгий победоносец", серов, 1885 - JEKATERINBURG.RU

Картина «георгий победоносец», серов, 1885

Икона Георгия Победоносца

Священный образ Георгия Победоносца издавна почитается христианами всего мира. Этого великомученика в первую очередь считают заступником людей, защищающих свою Родину, а также имеющих отношение к земледелию. Божественный лик святого встречается не только на религиозных картинах, но и на флагах некоторых городов, на гербах, коллекционных монетах. Дни памяти Георгия Победоносца имеют место несколько раз в году. Эти даты установлены Церковью на 6 мая, 16 ноября, 9 декабря (по старому стилю – на 23 апреля, 2 ноября, 26 ноября).

Кем являлся Георгий Победоносец

История этого святого достаточно трагична. Существует несколько вариантов жития Георгия Победоносца. Основная версия говорит о том, что великомученик появился на свет в III столетии в палестинском городе Лидде. Его родителями были воин по имени Геронтий и Полихрония, происходившая из богатой семьи. В 20 лет Георгий стал обладателем большого наследства, однако предпочел раздать его нуждающимся людям. Во времена гонений на последователей Иисуса Христа он находился в Никомидии, где уверенно заявлял о своей приверженности христианству. По приказу императора Георгий был арестован, заключен в тюрьму и подвержен многочисленным пыткам.

Период пребывания святого в заточении ознаменовался многими чудесами. Копья, направленные на праведника, ломались, словно тонкие соломинки; после жестоких избиений тело Георгия быстро исцелялось, перебитые кости моментально срастались; смертельный яд не действовал. Кроме этого, за время тяжких испытаний мученик совершил несколько чудес – воскресил покойного человека и оживил мертвого вола, благодаря чему многие свидетели этих необъяснимых явлений приняли христианство. После суровых пыток, длившихся на протяжении семи дней, мученик не отрекся от своей веры, за что был обезглавлен.

Иконография образа святого

Картины, посвященные Георгию Победоносцу, создавались христианскими художниками в разные эпохи. Русским иконописцам этот сюжет стал известен в середине 12 века благодаря Византии. На территории России было создано несколько древних картин, изображающих Георгия Победоносца:

  • самым давним изображением великомученика считается поясной образ, находящийся в Успенском соборе Московского Кремля;
  • другой древний лик святого содержится на фресках, расположенных в Старой Ладоге в церкви Св. Георгия;
  • знаменитая житийная икона праведника, созданная в начале XVI века, хранится в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

До конца XV столетия существовал краткий извод этой реликвии. Такое полотно не содержало многочисленных деталей, а только лишь основной сюжет. В дальнейшем картина стала пополняться новыми, более развернутыми элементами.

Описание христианской святыни, фото образов

Существует несколько вариантов икон, изображающих Георгия Победоносца. Христианские художники создавали великомученика:

  • восседающим на коне с копьем и убивающим дракона;
  • стоящим на земле рядом с другими святыми;
  • без доспехов и оружия, в скромном облачении;
  • верхом на скакуне вместе со спасенным мальчиком;
  • в окружении нескольких житийных сюжетов-клейм.

Самой распространенной и узнаваемой является картина, на которой Георгий Победоносец предстает в виде грозного конного воина. Такой образ выглядит очень впечатляюще. На нем великомученик поражает копьем (иногда – мечом) распростертого на земле безобразного дракона. Именно этот сюжет стал наиболее распространенным в русской иконописи. На картине также изображен Спаситель, благословляющий святого воина с небес. Часто на иконах рисуют спускающегося к Георгию ангела. Он послан Всевышним для того, чтобы возложить на его голову корону, которая означает победу над темными силами.

В основе сюжета иконы, изображающей победу над змеем, лежит легенда об одном из самых выдающихся прижизненных подвигов Георгия. Во владениях одного царя в водах глубокого озера поселилось злобное чудовище, которое безжалостно уничтожало скот и местное население. Справиться с этим драконом никто не мог, и люди были вынуждены отдавать ему на съедение своих детей. Однажды пришел черед принести в жертву Елисаву (Елизавету) – единственную царскую дочь. Когда принцесса ожидала на берегу озера своей смертельной участи, внезапно появился Георгий на белом коне. Когда он узнал о ее страшной беде, то вознес Господу молитву с просьбой победить чудовище. Тут же раздался голос с неба, благословляющий святого на этот подвиг. Сотворив крестное знамение, праведник ринулся в бой. Божий угодник одержал победу над лютым зверем, и усмиренный дракон пал к его ногам. После этого Георгий убил змея и призвал всех жителей царства уверовать во Христа, поскольку раньше они были язычниками. Благодарный народ с радостью принял крещение, а на месте, где был уничтожен дракон, построили храм в честь святого воина.

Победа Георгия над свирепым змеем, являвшимся порождением самого Дьявола, обладает глубоким символическим значением. Во всем христианском мире ее воспринимают как торжество добра над злом, света над тьмой. Многие считают изображенное на иконе событие знаком того, что христианство является единственной истинной верой и по этой причине неизбежно одержало верх над отсталым и жестоким язычеством.

Другие варианты картины

На полотне, изображающем Георгия без верного коня, также предстают другие святые. На такой иконе великомученика рисуют с копьем и в римских доспехах вместе с покровителями супружеской верности –Самоном, Авивом и Гурией. Рядом с ними присутствует пророчица Анна и монахиня по имени Евдокия. В облаках, возвышающихся над всеми фигурами, парит благословляющий Иисус Христос.

Другой вариант образа, на котором Георгий Победоносец предстает без оружия и доспехов, принадлежит к наиболее древним. На таких картинах святого изображают в мантии. Его рисуют не воинственным, а умиротворенным, сосредоточенным на чтении молитв и беседе с Господом.

Картина, демонстрирующая святого верхом на скакуне вместе с мальчиком, посвящена истории о спасении юного христианина. По преданию, он служил в монастыре Святого Георгия на побережье Черного моря. Однажды после нашествия мусульманского войска юноша был захвачен в плен. Молодой монах усердно молился великомученику о спасении и был услышан. Святой прибыл к нему во сне на белом коне, забрал пленника с собой и доставил к его семье.

Достаточно редко встречаются житийные иконы Георгия Победоносца. Одна из самых древних работ датируется XIII веком. Эта двусторонняя картина содержит в центре образ великомученика, а вокруг находятся сюжеты-клейма из его жития. На сегодня из двенадцати таких фрагментов сохранилось только девять. На обратной стороне иконы имеются изображения великомученицы Марины и святой Ирины.

Когда нужно молиться у образа Георгия Победоносца

По давней традиции к иконе святого Георгия обращаются все, чья жизнь связана с защитой Отечества, а также их родные и близкие. Святой спасает от ранений и гибели во время военных конфликтов, помогает обрести силу духа и одержать безоговорочную победу над противником. Благодаря его поддержке удается благополучно вернуться домой с поля битвы, защититься от врагов, их злобы и коварства. В старину к великому праведнику также обращались для того, чтобы получить хороший урожай, избежать засухи и голода.

Кроме этого, молитвы у священного образа помогают:

  • достойно пройти сложные испытания;
  • разрешить различные конфликты;
  • восстановить справедливость;
  • спастись от преследования недоброжелателей;
  • обрести внутренний мир и спокойствие;
  • исцелиться от телесных или душевных болезней.

Молясь перед образом великомученика, зажигают церковную свечу или лампаду. Обращение к святому может выглядеть по-разному – как готовый текст из молитвослова или собственный. В обоих случаях следует беседовать с Божьим угодником искренне, с чистым сердцем и спокойной душой, не отвлекаясь на посторонние мысли. Молиться можно как за себя, так и за другого человека. При этом следует обязательно называть имя, данное христианину при крещении.

Где можно поклониться иконе великомученика

Икона святого Георгия Победоносца присутствует во многих православных храмах. Как и прежде, эта великая святыня продолжает защищать верующих людей от различных опасностей, дарить чудеса исцеления, помогать в тяжелых жизненных ситуациях.

Наиболее знаменитые списки, помолиться у которых стремится огромное количество христиан, расположены в следующих местах:

  • в стенах собора, названного в честь Святого Великомученика (Старые Лучники);
  • в Георгиевском храме Одинцовского благочиния (Московская епархия);
  • в поселке Монино в церкви, носящей имя Георгия Победоносца.

Жители Москвы или приезжие люди могут поклониться как иконам, так и мощам богоугодника. Частичка этой величайшей святыни хранится в столичном храме, расположенном на Поклонной горе.

Георгий Победоносец — Валентин Серов

По своей сути, картина «Георгий Победоносец» является иконой: сюжет, композиция, некоторые детали. Несмотря на это, Серов нарушает все канонические правила иконографии. Его работа наполнена реализмом, эмоциональностью, действием. Перед зрителем предстает канонический сюжет о победе Святого Георгия над змеем.

На темном, почти черном фоне выделяется лишь конь героя, мастерски изображенный Серовым. Перед нами кульминация боя — поражение змея. Сам Георгий Победоносец изображен очень миниатюрным, хрупким. В нем нет ничего от богатыря, силача или героя.

Это скорее Дон Кихот, судя по его шлему и рыцарским доспехам. В руке святого всадника длинное копье, окрашенное в красный цвет.

Копье одним концом поражает змея, а другим упирается в черное небо. Художник тем самым желает сказать, что лишь помощь Божья помогла Святому Георгию одержать победу. Он лишь орудие в руках Господних.

Исход битвы предрешен, однако бой еще не закончен. Художник дает возможность зрителю домыслить финал самостоятельно. Судя по всему, перед нами лишь эскиз, набросок.

Читайте также  Кораблекрушение, уильям тёрнер - описание картины

Но это ничуть не уменьшает впечатления от работы.

Похожие описания:

Святой Георгий поражает дракона — Ханс фон Аахен Картина немецкого живописца Ханса фон Аахена «Святой Георгий поражает дракона». Размер картины 50 x 56 см, масло, медь. Святой Георгий, великомученик, победоносец — по сказаниям.

Святой Георгий и дракон — Лукас Кранах «Святой Георгий и дракон». В христианстве святой Георгий Победоносец — один из наиболее почитаемых святых, каппадокийский воин, принявший во II в. н. э. мученическую смерть.

После Куликовской битвы — Валентин Серов Эта работа не была закончена художником. Перед нами эскиз, идея, задумка. Судя по форме, задуманная как настенная роспись, картина «После Куликовской битвы» пропитана атмосферой скорби.

Святой Георгий и дракон — Гюстав Моро Святой Георгий, поражающий дракона, — очень популярный сюжет в живописи эпохи Возрождения. В XIX веке интерес к этой теме с новой силой проявился прежде всего.

Осенний вечер в Домотканово — Валентин Серов Серов не раз обращается к деревенской теме, но, в отличие от своих предшественников — передвижников 1860-х годов, он не стремится обличать несправедливость или вскрывать социальные.

Святой Георгий и дракон — Питер Рубенс Картина «Святой Георгий и дракон» — одна из самых ярких работ Рубенса, воплощающая религиозный сюжет. Написано полотно было, когда художнику исполнилось 29 лет. Существуют две.

Портрет художника К. А. Коровина — Валентин Серов Валентин Александрович Серов неоднократно создавал портреты наделенных высочайшим дарованием художников и писателей своего времени. Примером тому может служить «Портрет Константина Коровина», который был написан живописцем.

Портрет И. С. Остроухова — Валентин Серов Валентин Александрович Серов создавал портреты многих людей и, как правило, были эти люди значительные, талантливые, настоящие деятели, просветители, графы, государственники, аристократы. Сложная задача всегда неоднократно.

Анна Павлова в балете Сильфиды — Валентин Серов Валентин Серов всегда был близок к театру, особенно к музыкальному. Во-первых, потому, что его отец был известный музыкант, и еще более известный критик. Во-вторых, это.

Портрет А. М. Горького — Валентин Серов «Портрет А. М. Горького» написан в 1904 году и в настоящее время хранится в Музее-квартире А. М. Горького в Москве. Валентин Александрович Серов ухватил самое.

Зимой — Валентин Серов Картина Валентина Серова «Зимой», написанная в 1898 году, считается одной из лучших работ этого замечательного русского художника. Написана она была в усадьбе художника Домотканово. Сюжет.

Портрет художника И. И. Левитана — Валентин Серов Валентин Серов — великий портретист своего времени. Его портретные работы неповторимы, глубоко личностны. В каждом из портретов воплощена личность с присущими ей сильными или слабыми.

Портрет поэта К. Бальмонта — Валентин Серов Несвободная Россия всегда жила с оглядкой на художественные и журналистские авторитеты, внимательно вглядывалась в глаза всякого громко заявившего о себе — не этот ли мессия.

Святой Георгий, поражающий дракона — Витторе Карпаччо Картина Витторе Карпаччо «Святой Георгий, поражающий дракона». Размер картины 180 x 226 см, холст, масло. Второй цикл картин, уже не столь большого размера также состоит.

Портрет писателя Леонида Андреева — Валентин Серов Андреев — трагическая фигура русской литературы. Переживший множество потрясений, лишений, разочарований, писатель увлекся религией. Время создания портрета совпадает с этим непростым периодом. Аскетичная одежда черного.

Портрет княгини З. Н. Юсуповой — Валентин Серов Валентин Александрович Серов пишет в 1902 году прекрасный, исполненный изящества, портрет княгини З. Н. Юсуповой. По своему воплощению работа имеет определенную сложность, ответственность, твердость в.

Святой Георгий и дракон — Джованни Беллини Картина Джованни Беллини «Святой Георгий и дракон». Размер картины 40 x 36 см, дерево, масло. По-видимому, около 1475 Беллини совершил путешествие вдоль побережья Адриатики, где.

Саша Серов — Валентин Серов Валентин Александрович Серов часто экспериментирует, используя различные изобразительные средства для создания своих портретных полотен. В качестве примера можно рассмотреть портрет сына В. А. Серова. Так.

Волы — Валентин Серов Этюд из деревенской жизни «Волы» по сюжету незамысловат. Несомненно, художника привлекла цветовая симметрия, яркие детали. Скотный двор в конце трудного рабочего дня. У телеги с.

Святой Георгий и дракон — Рафаэль Санти Написанная на заказ картина в 1504 году для Генриха VII из Англии, Гуидо да Монтефельтро, Герцог Урбино, уполномочил Рафаэля рисовать картину Св. Георгия как подарок.

Автопортрет — Валентин Серов Наверное, каждый художник, хотя бы однажды, пытался изобразить себя. Кто-то подобным самопознанием начинает свое творчество. Кто-то, напротив, автопортретом заканчивает свой творческий путь. Серов среди тех.

Похищение Европы — Валентин Серов Мысль написать картину, сюжет которой основан на древнегреческом мифе, приходит к Валентину Серову во время его поездки по Греции, где он и изучал древнегреческое искусство.

Портрет Мики Морозова — Валентин Серов По своей сути В. А. Серов создавал всегда портреты правдивые, «живые», передающие открытую эмоцию, которую не так просто заметить и тем более воплотить в линии.

Летом — Валентин Серов Валентин Александрович Серов, выдающийся портретист и прекрасный живописец, создает в 1895 году светлое лирическое полотно «Летом». Работа получилась легкой, воздушной. В ней все словно пронизано.

Портрет Г. Л. Гиршман — Валентин Серов «Портрет Генриетты Гиршман» — очередная, и как всегда, строго индивидуальная картина, которую автор дозировано «приправляет» иронической нотой, найдя в сюжете место и для себя. Работа.

Заросший пруд. Домотканово — Валентин Серов Рассматривая пейзаж Серова «Заросший пруд. Домотканово», невольно приходит ощущение того, что здесь изображена крохотная частица природы, как бы «заблудившаяся» в пространственно-временных рамках. Правда, такая ассоциация.

Дети на взморье (Саша и Юра Серовы) — Валентин Серов Валентин Александрович Серов — мастер тонких настроений и едва заметных переживаний, которые способен воспринять и выразить только чуткий вдумчивый художник, и более того, гений искусства.

Одиссей и Навзикая — Валентин Серов В картине Одиссей и Навзикая воспроизводится эпизод, когда потерпевший крушение Одиссей очутился на острове феаков, сказочного парода, пребывающего и мире потустороннего блаженного бытия, как бы.

Портрет Е. А. Красильщиковой — Валентин Серов Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой не относится к числу работ, к которым было приковано пристальное внимание исследователей. Последний раз он экспонировался в Москве в 1914 году.

Потрет В. И. Сурикова — Валентин Серов В. А. Серов создавал портреты многих выдающихся художников, среди них И. И. Левитан, К. Коровин и, в том числе, замечательный «Потрет В. И. Сурикова». Этот.

Девочка с персиками — Валентин Серов Картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками», написанная в 1887 году, — одно из первых крупных его произведений. На картине изображена общая любимица художников, гостивших.

Портрет императора Николая II — Валентин Серов Наиболее значительным и запоминающимся портретом кисти Валентина Александровича Серова можно по праву считать «Портрет императора Николая II». Это полотно было написано художником в самом начале.

Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту — Валентин Серов «Влюбленность» Серова в исторические эпохи, особенно, связанные с грандиозными преобразованиями, возникла у художника под влиянием главного мирискусника А. Бенуа. Серов с энтузиазмом откликнулся на предложение.

Стригуны на водопое. Домотканово — Валентин Серов В начале октября 1903 года Серов уехал на сеанс в Архангельское, где писал портрет Ф. Ф. Юсупова. Проезжая по Мясницкой, он почувствовал такие жестокие боли.

Портрет артиста Ф. И. Шаляпина — Валентин Серов Если в 1890-е годы Серова интересовало многообразие «артистических проявлений», нашедшее отражение в разнообразии живописных манер, то портреты Горького, Ермоловой, Шаляпина, созданные в 1905 году, выражают.

Святой Георгий, принцесса и дракон — Якопо Тинторетто Картина Якопо Тинторетто «Святой Георгий, принцесса и дракон». Размер картины 158 x 100 см, холст, масло. Картина «Святой Георгий, принцесса и дракон» написана художником на.

У окна — Валентин Серов В Домотканово к Валентину Серову часто приезжает воспитанница его тетки Ольга Федоровна Трубникова, очень мягкая, спокойная девушка, с которой они неразлучны. Серов неоднократно пишет портреты.

Волк и пастухи — Валентин Серов В 1895 году А. И. Мамонтов задумал издать басни Крылова с серовскими иллюстрациями. Художник с энтузиазмом взялся за дело, ведь он был большим «звериным» знатоком.

Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой — Валентин Серов Среди амбициозных и капризных клиентов Серов редким исключением являлось семейство Юсуповых. В письмах Серов неизменно отмечает чуткость, любезность князей и княгини. В 1900-1903 годах Серов.

Портрет Н. С. Лескова — Валентин Серов Портрет Николая Семеновича Лескова Серов написал за год до смерти писателя по просьбе Третьякова, стремившегося создать галерею портретов известных русских деятелей науки и искусства. Портрет.

Георгий Победоносец: где, помимо икон, можно встретить изображение этого святого?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Георгий Победоносец — христианский святой, живший во времена римского императора Диоклетиана на рубеже III–IV веков и состоявший у него на военной службе. Когда в 303 году в Риме начались гонения на христиан, он раздал все имущество нищим и объявил о своей вере правителю-язычнику, за что сначала подвергся мучениям, а затем был казнен. В наши дни имя святого Георгия Победоносца связано не только с историей Церкви, но и с предметами, хорошо знакомыми даже неверующим людям. Как именно — давайте разбираться.

Читайте также  Портрет хуана де пареха, диего веласкес — описание

1. Монета «копейка»

  • Копейка Ивана Грозного
  • Копейка Петра I
  • Выпуск монет номиналом 1 копейка прекратился в 2014 году

Само слово «копейка» происходит от слова «копье», того самого, которое заносит над драконом Георгий Победоносец по сюжету распространенного сказания «Чудо Георгия о змие», включенного в житие святого. Согласно ему, в окрестностях одного древнего города обитало чудовище, ежедневно забиравшее жизни людей. И вот однажды, когда правитель города послал в качестве жертвоприношения зверю свою дочь, святой явился в образе воина на коне и пронзил копьем змия (дракона). Именно это сказание легко в основу иконописной традиции изображения Георгия Победоносца.

Почитание святого Георгия на Руси начинается со времен правления Ярослава Мудрого, в XI веке. Он первый из князей принял крещение с именем Юрий (Георгий), тем самым положив начало почитанию святого на государственном уровне. Именно этот князь основал первые на Руси храмы, освященные в честь прославленного христианского воина: Юрьев монастырь под Новгородом и Георгиевский монастырь в Киеве. Изображение святого покровителя Ярослава Мудрого, по византийской традиции, стали помещать даже на монеты — сребреники. Однако там он присутствовал не в привычном нам виде всадника, разящего копьем змея: изображение больше похоже на пеший иконописный образ.

В 1535 году Елена Глинская провела денежную реформу, после чего на монетах появился «князь велик на коне имея копьё в руце». Такая монета получила название копейная (копейка). Изображение сильно походило на сюжет из жития святого Георгия Победоносца, только под копытами коня не было дракона. Однако уже на копейках, которые чеканились при Петре I, змея отчетливо видно. Такой композиция на аверсе этой монеты сохранилась до сих пор.

2. Герб России и герб Москвы

Основатель Москвы Юрий Долгорукий, правивший в XII веке, вслед за Ярославом Мудрым продолжил традицию почитания святого Георгия: он добавил на княжескую печать изображение своего небесного покровителя. Позже именно образ Георгия Победоносца будет встречаться на печатях Мстислава Долгорукого, Александра Невского, Ивана Второго Красного, однако каждое из изображений имело свое отличие. Несмотря на это, образ святого Георгия постепенно становится символом Московского княжества.

Во время правления великого князя Димитрия Донского (XIV век) Георгий Победоносец выступает как покровитель Москвы в тяжелое для страны время. Именно в честь святого заступника Отечества князь Димитрий после Куликовской битвы возводит церковь в Коломенском. Со временем изображение св. Георгия становится гербом московских государей, а позже входит в состав русского государственного герба — Российского орла. С 1856 года изображение святого Георгия становится частью герба Московской губернии.

3. Орден св. Георгия

Орден святого Георгия, или Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, — это высшая военная награда для офицеров в Российской империи. В 1769 году его учредила императрица Екатерина II — и стала первым человеком, на кого он был возложен.

Выбор святого, изображенного на военной награде, не случаен: св. Георгий издавна почитался как защитник православного воинства. Интересно, что в 1944 году Николай II «реформировал» орден: теперь на награде, предназначавшейся для иноверцев, вместо изображения святого, пронзающего копьем змея, изображали двуглавого орла — герб России.

Орден св. Георгия повязывался на двухцветную ленту, которая впоследствии получила название георгиевской. После революции 1917 года о ней забыли, и только в годы Великой Отечественной войны история ленты продолжилась: с 1941 года ее начали присваивать гвардейским частям Красной Армии и прилагать к различным советским наградам. А сам орден был восстановлен в Российской Федерации в 1992 году.

4. Георгиевский крест

Георгиевский крест — это не орден св. Георгия, хотя после учреждения креста в 1807 году он был к нему причислен. Действительно, они похожи внешне, и оба в центре медальона имеют изображение святого Георгия Победоносца, в честь которого и получили свое название. Главное отличие в том, что вплоть до 1917 года крестом награждались только нижние военные чины, то есть солдаты и унтер-офицеры.

Изначально Георгиевский крест имел другое официальное наименование — Знак отличия Военного ордена, но в 1913 году распространенное в народе название было официально закреплено. Также его называли Георгиевский крест 5-й степени (предположительно, потому что орден св. Георгия имел только 4 степени), солдатский Георгиевский крест и солдатский «Егорий».

История Георгиевского креста продолжается и сейчас: в 1992 году было принято решение о восстановлении данного знака отличия в российской наградной системе.

5. Георгиевский флаг

За основу Георгиевского флага, которым до 1917 года награждался корабль за особые военные заслуги, взят Андреевский флаг. Однако в центр креста св. Андрея Первозванного (синий наклонный крест) помещен красный геральдический щит с изображением Георгия Победоносца.

Георгиевский флаг исторически связан с орденом св. Георгия. Им Александр I коллективно наградил морской гвардейский экипаж, который под командованием графа А. И. Остермана-Толстого в 1813 году на подступах к немецкому городу Кульм спас союзнические силы. Однако столь высокая награда никак не отражалась на флагах судов. Чтобы это исправить, через шесть лет приказом императора был учрежден Георгиевский флаг, который теперь располагался на корме награжденных кораблей. Интересно, что после награждения Георгиевским флагом матросы этих судов могли носить георгиевскую ленточку на бескозырке как особый знак отличия.

Святой великомученик Георгий Победоносец — ИКОНЫ

Георгий стоит справа от трона Богородицы. На нем расшитый белый хитон и мантия с нашивкой — «таблионом», свидетельствующая о знатном происхождении и высокой должности. Так святой обычно изображается на иконах Георгия Победоносца, входящих в состав деисисного ряда иконостаса.

Если Георгий представлен как воин, то он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин на иконе Георгия Победоносца держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной).

Существует икона Георгия Победоносца, развивающая тему прославления великомученика: на восседающего на троне Георгия ангел возлагает мученический венец.

Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу.

Существует икона Георгия Победоносца, посвященная другому посмертному чуду святого — избавлению отрока-виночерпия из плена. У жителей острова Митилен агарянами был взят в плен сын. По молитве родителей юноша был чудесным образом возвращен домой во время ежегодного празднования в честь святого Георгия.

Некий величественный воин явился на пир агарян, посадил на своего коня юношу-раба, до этого прислуживавшего за столом, и перенес на Митилен. На некоторых иконах Георгия Победоносцаизображается сразу оба чуда: Георгий пронзает змия, а позади святого на коне сидит отрок с сосудом в руке.

Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским, например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях».

В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, икона Георгия Победоносца «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».

Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб.

Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г.

Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва

Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI — нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб.

Икона. 1130 — 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва

Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия

Св. Георгий оплечный. Кон. XII — нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г.

Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон

Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб.

Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция

Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб.

Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины

Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Читайте также  Портрет актрисы жанны самари, ренуар, 1877

Деревянная скульптура. Кон. XIV — нач. XV в. Музеи Московского Кремля

Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва

Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

Чудо св.Георгия о змие. Эмаль. XV в. Музей изобразительных искусств, Тбилиси

Икона. XVв. Сванетия. Церковь св. Георгия, Местия, Грузия

Чудо св.Георигия о змие. 60-е годы XV в. Москва. ГТГ, Москва

Дионисий и мастерская. Икона из деисисного чина собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502-1503 гг. Русский музей, Спб.

Св. Георгий на троне. Нач. XVI в. Болгария. Художественная галерея, Пловдив

Чудо св. Георгия о змие. Литая иконка. XVI в. Центральный музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева, Москва

Св. Георгий с усеченной главой. XVI в. ГИМ, Москва

Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII — нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее

Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария

Двойное чудо св. Георгия. Вторая половина XIX в. Спасский монастырь, Сидон (Сайда), Ливан

Св. Георгий. Скульптура фасада собора Нотр-Дам в г.Шартре. 1230-1235 гг. Ранняя готика. Франция.

Донателло. Св.Георгий. 1415-1417 гг. Раннее Возрождение. Фасад церкви Ор Сан-Микеле, Флоренция

Паоло Уччелло. Битва св. Георгия с драконом. Ок. 1456 г. Раннее Возрождение. Национальная галерея, Лондон

Рафаэль Санти. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1505г. Лувр, Париж

Витторе Карпаччо. Битва святого Георгия с драконом. Ок. 1507г. Скуола ди Сан-Джорджо, Венеция

Альбрехт Дюрер. Св. Георгий. Гравюра. 1508 гг. Северное Возрождение

Питер Пауль Рубенс. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1607-1610 г. Музей Прадо, Мадрид

Владимир Лукич Боровиковский. Св. Георгий, побеждающий змия. Эскиз. Кон. XVIII в. ГТГ, Москва

Михаил Васильевич Нестеров. Св. Георгий, побеждающий змия. 1908 г. ГТГ, Москва

Великомученик Гео ́ ргий Победоносец

Дни памяти

16 ноября – Обновление храма в Лидде

9 декабря – Освящение церкви в Киеве

Житие

Ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был сы­ном бо­га­тых и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших его в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ро­дил­ся он в го­ро­де Бей­рут (в древ­но­сти – Бе­лит) у под­но­жия Ли­ван­ских гор.

По­сту­пив на во­ен­ную служ­бу, ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий вы­де­лял­ся сре­ди про­чих во­и­нов сво­им умом, храб­ро­стью, физи­че­ской си­лой, во­ин­ской осан­кой и кра­со­той. До­стиг­нув вско­ре зва­ния ты­ся­че­на­чаль­ни­ка, св. Ге­ор­гий сде­лал­ся лю­бим­цем им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Дио­кли­ти­ан был та­лант­ли­вым пра­ви­те­лем, но фа­на­тич­ным при­вер­жен­цем рим­ских бо­гов. По­ста­вив се­бе це­лью воз­ро­дить в Рим­ской им­пе­рии от­ми­ра­ю­щее язы­че­ство, он во­шел в ис­то­рию как один из са­мых же­сто­ких го­ни­те­лей хри­сти­ан.

Услы­шав од­на­жды на су­де бес­че­ло­веч­ный при­го­вор об ис­треб­ле­нии хри­сти­ан, св. Ге­ор­гий вос­пла­ме­нил­ся со­стра­да­ни­ем к ним. Пред­ви­дя, что его то­же ожи­да­ют стра­да­ния, Ге­ор­гий раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным, от­пу­стил на во­лю сво­их ра­бов, явил­ся к Дио­кли­ти­а­ну и, объ­явив се­бя хри­сти­а­ни­ном, об­ли­чил его в же­сто­ко­сти и неспра­вед­ли­во­сти. Речь св. Ге­ор­гия бы­ла пол­на силь­ных и убе­ди­тель­ных воз­ра­же­ний про­тив им­пе­ра­тор­ско­го при­ка­за пре­сле­до­вать хри­сти­ан.

По­сле без­ре­зуль­тат­ных уго­во­ров от­речь­ся от Хри­ста им­пе­ра­тор при­ка­зал под­верг­нуть свя­то­го раз­лич­ным му­че­ни­ям. Св. Ге­ор­гий был за­клю­чен в тем­ни­цу, где его по­ло­жи­ли спи­ной на зем­лю, но­ги за­клю­чи­ли в ко­лод­ки, а на грудь по­ло­жи­ли тя­же­лый ка­мень. Но св. Ге­ор­гий му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния и про­слав­лял Гос­по­да. То­гда му­чи­те­ли Ге­ор­гия на­ча­ли изощ­рять­ся в же­сто­ко­сти. Они би­ли свя­то­го во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, ко­ле­со­ва­ли, бро­са­ли в нега­ше­ную из­весть, при­нуж­да­ли бе­жать в са­по­гах с ост­ры­ми гвоз­дя­ми внут­ри. Свя­той му­че­ник все тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил. В кон­це кон­цов им­пе­ра­тор при­ка­зал от­ру­бить ме­чом го­ло­ву свя­то­му. Так свя­той стра­да­лец ото­шел ко Хри­сту в Ни­ко­ми­дии в 303 го­ду.

Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия за му­же­ство и за ду­хов­ную по­бе­ду над му­чи­те­ля­ми, ко­то­рые не смог­ли за­ста­вить его от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ства, а так­же за чу­до­дей­ствен­ную по­мощь лю­дям в опас­но­сти – на­зы­ва­ют еще По­бе­до­нос­цем. Мо­щи свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца по­ло­жи­ли в па­ле­стин­ском го­ро­де Ли­да, в хра­ме, но­ся­щем его имя, гла­ва же его хра­ни­лась в Ри­ме в хра­ме, то­же по­свя­щен­ном ему.

На ико­нах св. Ге­ор­гий изо­бра­жа­ет­ся си­дя­щим на бе­лом коне и по­ра­жа­ю­щим ко­пьем змия. Это изо­бра­же­ние ос­но­ва­но на пре­да­нии и от­но­сит­ся к по­смерт­ным чу­де­сам свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Рас­ска­зы­ва­ют, что неда­ле­ко от ме­ста, где ро­дил­ся св. Ге­ор­гий в го­ро­де Бей­ру­те, в озе­ре жил змей, ко­то­рый ча­сто по­жи­рал лю­дей той мест­но­сти. Что это был за зверь – удав, кро­ко­дил или боль­шая яще­ри­ца – неиз­вест­но.

Суе­вер­ные лю­ди той мест­но­сти для уто­ле­ния яро­сти змея на­ча­ли ре­гу­ляр­но по жре­бию от­да­вать ему на съе­де­ние юно­шу или де­ви­цу. Од­на­жды жре­бий вы­пал на дочь пра­ви­те­ля той мест­но­сти. Ее от­ве­ли к бе­ре­гу озе­ра и при­вя­за­ли, где она в ужа­се ста­ла ожи­дать по­яв­ле­ния змея.

Ко­гда же зверь стал при­бли­жать­ся к ней, вдруг по­явил­ся на бе­лом коне свет­лый юно­ша, ко­то­рый ко­пьем по­ра­зил змея и спас де­ви­цу. Этот юно­ша был свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий. Та­ким чу­дес­ным яв­ле­ни­ем он пре­кра­тил уни­что­же­ние юно­шей и де­ву­шек в пре­де­лах Бей­ру­та и об­ра­тил ко Хри­сту жи­те­лей той стра­ны, ко­то­рые до это­го бы­ли языч­ни­ка­ми.

Мож­но пред­по­ло­жить, что яв­ле­ние свя­то­го Ге­ор­гия на коне для за­щи­ты жи­те­лей от змея, а так­же опи­сан­ное в жи­тии чу­дес­ное ожив­ле­ние един­ствен­но­го во­ла у зем­ле­дель­ца по­слу­жи­ли по­во­дом к по­чи­та­нию свя­то­го Ге­ор­гия по­кро­ви­те­лем ско­то­вод­ства и за­щит­ни­ком от хищ­ных зве­рей.

В до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя в день па­мя­ти свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца жи­те­ли рус­ских де­ре­вень в пер­вый раз по­сле хо­лод­ной зи­мы вы­го­ня­ли скот на паст­би­ще, со­вер­шив мо­ле­бен свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку с окроп­ле­ни­ем до­мов и жи­вот­ных свя­той во­дой. День ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия в на­ро­де еще на­зы­ва­ют «Юрьев день», в этот день, до вре­мен цар­ство­ва­ния Бо­ри­са Го­ду­но­ва, кре­стьяне мог­ли пе­ре­хо­дить к дру­го­му по­ме­щи­ку.

Св. Ге­ор­гий – по­кро­ви­тель во­ин­ства. Изо­бра­же­ние Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца на коне сим­во­ли­зи­ру­ет по­бе­ду над диа­во­лом – «древним зми­ем» (Откр.12:3, 20:2). Это изо­бра­же­ние бы­ло вклю­че­но в древ­ний герб го­ро­да Моск­вы.

10/23 ноября – Колесование святого великомученика Георгия

Гру­зия, про­све­щен­ная хри­сти­ан­ской ве­рой свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ной († 335), род­ствен­ни­цей свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца († 303, па­мять 23 ап­ре­ля), осо­бо чтит свя­то­го Ге­ор­гия, как сво­е­го по­кро­ви­те­ля. Од­но из на­име­но­ва­ний Гру­зии – в честь Ге­ор­гия (это на­зва­ние со­хра­ня­ет­ся и сей­час во мно­гих язы­ках ми­ра). В честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка свя­тая Ни­на уста­но­ви­ла празд­ник. Он со­вер­ша­ет­ся и по­ныне в Гру­зии 10 но­яб­ря – в вос­по­ми­на­ние ко­ле­со­ва­ния свя­то­го Ге­ор­гия. В 1891 го­ду на Кав­ка­зе, вбли­зи се­ла Ка­хи За­ка­таль­ско­го окру­га, по­стро­ен на ме­сте древ­не­го но­вый храм в честь свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца к ко­то­ро­му сте­ка­ет­ся мно­же­ство бо­го­моль­цев раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний.

3/16 ноября – Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде

Го­род Лид­да (Лод) – ро­ди­на ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Здесь был дом его ма­те­ри, здесь про­шло его дет­ство. Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был рим­ским во­и­ном, по­стра­дал он при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане в Ни­ко­ми­дии в на­ча­ле IV ве­ка. Мо­щи его хри­сти­ане пе­ре­нес­ли на ро­ди­ну, в Лид­ду, и здесь он был по­гре­бен.

Гроб­ни­ца, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­ка, сей­час рас­по­ло­же­на в крип­те пра­во­слав­но­го хра­ма, по­свя­щен­но­го ве­ли­ко­му­че­ни­ку Ге­ор­гию. В са­мом хра­ме име­ет­ся ча­сти­ца мо­щей свя­то­го Ге­ор­гия, а так­же цепь, ко­то­рой был ско­ван ве­ли­ко­му­че­ник.

Первую цер­ковь здесь воз­ве­ли в VI ве­ке. Храм несколь­ко раз раз­ру­шал­ся и в сво­ем ны­неш­нем ви­де был вос­ста­нов­лен лишь в 1872 го­ду бла­го­да­ря по­жерт­во­ва­ни­ям из Рос­сии. Освя­ще­ние об­нов­лен­но­го хра­ма со­сто­я­лось 3/16 но­яб­ря 1872 го­да , в го­дов­щи­ну то­го дня, в ко­то­рый он был освя­щен впер­вые. Вос­по­ми­на­ние о сем зна­ме­на­тель­ном со­бы­тии Рус­ская цер­ковь со­вер­ша­ет в этот день и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни; этот празд­ник вне­сен в ме­ся­це­слов, в честь се­го тор­же­ства на Ру­си стро­и­лись хра­мы.

Так­же в Лид­де апо­стол Петр ис­це­лил Энея, во­семь лет ле­жа­вше­го в рас­слаб­ле­нии (Де­ян. 9:32-35).

26 ноября/9 декабря – Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве

У рус­ских кня­зей, на­чи­ная с рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, су­ще­ство­вал бла­го­че­сти­вый обы­чай ос­но­вы­вать хра­мы в честь сво­их Ан­ге­лов Хра­ни­те­лей. Так, рав­ноап­о­столь­ный Вла­ди­мир, в Свя­том Кре­ще­нии Ва­си­лий, по­стро­ил в Ки­е­ве и Вы­ш­го­ро­де хра­мы во имя свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, князь Изя­с­лав I (1054–1068), в Кре­ще­нии Ди­мит­рий, по­стро­ил в Ки­е­ве храм и мо­на­стырь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия (па­мять 26 ок­тяб­ря), князь Яро­слав Муд­рый (1019–1054), во Свя­том Кре­ще­нии Ге­ор­гий, по­ло­жил на­ча­ло хра­му и муж­ской оби­те­ли в честь сво­е­го Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля – ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия (па­мять 23 ап­ре­ля), а так­же по­стро­ил храм во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ири­ны (па­мять 5 мая), Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля сво­ей су­пру­ги. Храм в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия на­хо­дил­ся пе­ред вра­та­ми Свя­той Со­фии, на его стро­и­тель­ство князь Яро­слав за­тра­тил боль­шие сред­ства, в воз­ве­де­нии хра­ма при­ни­ма­ло уча­стие боль­шое чис­ло стро­и­те­лей. 26 но­яб­ря храм был освя­щен свя­ти­те­лем Ила­ри­о­ном, мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским (па­мять 21 ок­тяб­ря), и уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь это­го со­бы­тия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: