Картина "едоки картофеля", винсент ван гог, 1885 - описание - JEKATERINBURG.RU

Картина «едоки картофеля», винсент ван гог, 1885 — описание

Ван Гог. Едоки картофеля

Винсент Ван Гог.Едоки картофеля. 1885.Холст, масло. 82 ; 114 см
Музей Винсента ван Гога, Амстердам

Есть картины, которые интересны нам не только внешним восприятием, но и смыслом, который хотел заложить художник. Задаёшь себе вопросы : чем может привлечь эта картина? Что же так задело художника? Почему он нарисовал эти мрачные отталкивающие лица? Почему Ван Гог считал картину лучшей в своём творчестве?

«Едоки картофеля» — картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, которую он написал в апреле 1885 в нидерландском селении Нюэнен,где Ван Гог жил в доме своих родителей. Прежде чем приступить к созданию шедевра, была проделана кропотливая работа. Помимо множества эскизов и зарисовок с натуры, известно о создании и дальнейшем уничтожении как минимум 12 этюдов.

Ван Гог –интересный мастер. Он прошёл свой творческий путь за каких-то 10 лет! И умудрился стать одним из самых известных художников мира. Картина “Едоки картофеля” была создана ровно посередине этого пути. После 5 лет самообучения живописи. А начинал он с нуля. В 27 лет.

Винсент подружился с крестьянским семейством Де Гроот. Семья эта состояла из матери, отца, сына и двух дочерей; все они работали в поле.

В лицах у них было что-то негритянское — широкие, открытые ноздри, сильно выдвинутые вперед носы и челюсти, большие выпуклые губы и длинные, угловатых очертаний уши. Лбы были покатые, головы маленькие, с острыми макушками. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей. Посредине хижины стоял стол, пара стульев и какие-то ящики, с грубого бревенчатого потолка свисала лампа.

Де Грооты были едоками картофеля. За ужином они выпивали по чашке черного кофе и раз в неделю съедали по куску ветчины. Они сажали картофель, копали картофель и ели картофель: в картофеле заключалась вся их жизнь.

Стин Де Гроот была милая семнадцатилетняя девушка. Она носила широкий белый чепец и черную кофту с белым воротником. Винсент стал ходить к Де Гроотам каждый вечер. Они со Стин часто веселились от всей души.

У нее были большие веселые глаза и милое личико. Когда она, копая картофель, наклонялась, в ее фигуре Винсент находил больше истинной грации, чем даже у Кэй. Он понял, что, рисуя человеческую фигуру, главное — передать движение и что в рисунках старых мастеров есть большой недостаток — они статичны, люди там не показаны в труде. Он рисовал де Гроотов в поле, в хижине за столом, когда они ели дымящийся картофель, и всегда Стин заглядывала через его плечо и шутила с ним.

Иногда в воскресный день, она надевала чистый чепец и белый воротничок и шла с ним погулять на пустоши. Иных развлечений у здешних крестьян не было.

Каждый вечер он приходил к Де Гроотам. Он работал, пока они не засыпали, сидя за столом. Каждый раз он пробовал новое сочетание тонов и масс, новые пропорции и каждый раз убеждался, что не достиг своей цели, что картина его несовершенна.

Наступил последний день месяца. Винсент дошел в своей работе до исступления. Он перестал спать, почти ничего не ел. Он жил лишь за счет нервной энергии. Каждая новая неудача только подстегивала его. Он сидел в хижине Де Гроотов и ждал, когда они вернутся с поля. Мольберт был установлен в нужном месте, краски смешаны, холст натянут на подрамник.

Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника. Он писал композицию в тоне картофеля — доброго, пыльного, нечищеного картофеля.

Грязная домотканая скатерть на столе, закопченная стена, лампа, подвешенная к грубым балкам, Стин, подающая отцу дымящуюся картошку, мать, наливающая черный кофе, брат, поднесший чашку ко рту, — и на всех лицах печать спокойствия, терпеливого смирения перед извечным распорядком вещей.Они немногословны. Они устали. Весь день они трудились. И завтра их ждёт все тот же тяжкий труд. Из года в год. Всю жизнь.

Их лица с крупными, грубыми чертами лица. Почти карикатурны. Критики видели в этом недостаток мастерства Ван Гога.Нельзя не согласится, что в то время Ван Гог ещё не был силён в изображении поз и жестов. Но лица героев он исказил намеренно.
Ван Гог зарисовывал и писал с натуры не только лица, но и руки персонажей, которые немало повествуют нам о человеке. Это рабочие, натруженные руки.

Рисовал реалистично. Передавал внутреннее состояние. Лица людей, в старости делаются грубыми. Но, художник видит в этой грубости, не идеальности, то, что он ищет. Настоящее, правдивое, искреннее. У каждого персонажа разное настроение и выражение лица. Лицо девушки миловидно. Освещение сверху дает контрастные тени. От этого мешки под глазами, резче выделяются морщины.

Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.

На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.
Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек.

В своём письме брату Тео художник писал об этой картине следующее:

«В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.

Ван Гог никогда не высмеивал людей в своих работах, наоборот он пытался показать всю реалистичность тяжелой нищенской жизни. Он ценил простой народ, за то что они не зациклены на будущем, не раздумывают о сложности бытия, просто дружно живут и ценят каждый день прожитый на этой земле.

Винсент Ван Гог: создание и сюжетная линия картины «Едоки картофеля»

  • Автор:Винсент Ван Гог;
  • Место нахождение: Музей Винсента ван Гога, Амстердам;
  • Размер: Холст, масло. 82 × 114 см;
  • Цена: По независимой оценки $125 мин.
  1. История создания полотна «Едоки картофеля»
  2. Композиция полотна
  3. Почему лица на полотне так уродливы?
  4. Топ картин Ван Гога

Ван Гог — это мастер необыкновенность которого поражает зрителя до сих пор. Творческий путь живописца длился десять лет, но даже такой небольшой период смог сделать его самым известным художником мировой величины. На одну ступень с Ван Гогом ставят Пикассо и Леонардо Да Винчи.

В 1885 году, Винсент зимует в родительском доме, который располагался в небольшом городе Нюэнен. Отношение с родителями были не гладкими, особенно часто происходили ссоры с отцом. Причина конфликта состояла в отсутствии заработка молодого человека. Его собственная студия, которая располагалась вблизи дома родителей, была ранее прачечной, там он пытался создавать что-то стоящее. Жители города состоящие из более благородных семей, горделиво относились к Винсенту, протягивая брезгливо не ладонь, а один палец. Унылая зима со своей грязью и сыростью, задает хмурое настроение, эта меланхолия не поглощает художника полностью, он решает писать полотна с изображением крестьян. С головой погрузившись в работу, живописец хочет за зиму написать 50 картин одной тематики. Усердие и интерес к простому народу, позволяет ему за один месяц создать 30 полотен.

История создания полотна «Едоки картофеля»

Набрасывая эскизы и вырисовывая образы крестьян, Ван Гог стремиться к созданию особой картины, которая будет передавать крестьянскую трапезу в кругу семьи. Его первая работа, которая в итоге стала популярной, названа картина «Едоки картофеля». Это полотно было написано Винсентом через два дня после смерти его отца, хотя они долгое время не находили общий язык, траур отразился в его работе. Обучаясь мастерству живописи самостоятельно, Ван Гог пять лет шел к написанию крестьянского шедевра. До 27 летнего возраста, художник был далек от искусства, тогда в этом возрасте он начинает свой творческий путь с нуля.

Читайте также  Ганс гольбейн младший — биография и картины с описанием

«Едоки картофеля» Винсент Ван Гог представляет в мрачной цветовой гамме, что особенно отличает полотно от его последующих ярких работ. Но такой была задумка автора, передать грубость реальной жизни бедного трудолюбивого общества. В одном из писем Тео, который являлся ему братом, он говорил об успехе своего произведения, был очень доволен результатом. Художник считал образы с грубыми формами и унылыми цветовыми гаммами правильными. Он не хотел приписывать крестьянской семье изящество и слащавость, ведь бедность и каторжный труд не являются чем-то восхитительным. Хотя композиция несет в себе хмурость, она передает сплоченность и дружность семьи, это заметно во взгляде и жестах каждого из них. Несмотря на скупой быт и нелегкую жизнь, семья заботиться друг о друге и старается не унывать.

Композиция полотна

Картина показывает нюнэнскую крестьянскую семью, которая сидит вокруг грубого прямоугольного стола. Показывая три поколения семьи, которые ожидают вечернюю трапезу, Ван Гог пытается передать зрителю всю бедность и угрюмость вечера. Молодая женщина делит печеный картофель между всеми членами семьи, а пожилая наливает в чашки ячменное кофе. Как писал сам художник, он хотел предать запах картофеля, ему отчасти это удалось, но мрачность картины выдвигается на первый план. На каждом из сидящих, можно лицезреть отпечаток тяжелых трудовых будней. Скромная еда, это все что они могут себе позволить сегодня, да и завтра трапеза мало чем будет отличаться. Масляный светильник, создает тусклую обстановку прибавляя в сюжет еще больше бедности.

Стараясь сделать картину идеальной, Винсент специально искажает формы и пропорции крестьянских лиц. Живописец считал свою работу шедевром, поэтому он отправил литографию произведения одному своему другу Антону Ван Раппарду, который был более опытным мастером кисти. Однако он раскритиковал композицию, назвав работу беглой и не серьезной, к тому же, Раппард указал на плохую передачу движений героев. Критика друга очень задела самолюбие Ван Гога и больше они не общались. Однако его друг был от части прав.
До картины которую он написал маслом, было создано литографическое изображение. В этой работе черты лица семейства более реалистичны и менее грубы. Картина олицетворяет честный крестьянский труд, который хоть и бедно, но кормит семью.

Почему лица на полотне так уродливы?

Несмотря на то, что картины художник пишет про человеческие достоинства и труд, главные герои композиции имеют неправильные черты лица. Художник считал, что именно так должен выглядеть настоящий сельский обыватель. Ван Гог никогда не высмеивал людей в своих работах, наоборот он пытался показать всю реалистичность тяжелой нищенской жизни. Он ценил простой народ, за то что они не зациклены на будущем, не раздумывают о сложности бытия, просто дружно живут и ценят каждый день прожитый на этой земле.

Едоки картофеля — описание и история создание картины Ван Гога

Винсент Ван Гог – нидерландский художник с мировой славой. Картину Едоки картофеля он создал в самом начале нюэненского периода своего творчества. Она демонстрирует зачатки его нового художественного метода. Мрачным по колориту полотном Ван Гог иллюстрирует повседневную жизнь крестьянина, занятого тяжелым трудом и пожинающего его скудные плоды. Картина «Едоки картофеля» считается первым выдающимся произведением этого художника, с которого начинают проявляться характерные для него в будущем черты живописи.

История картины

«Едоки картофеля» открывали новый этап в творчестве своего создателя – нюэненский. Картина была написана в апреле 1885-го года, в селе Нюэнен. В этот период Ван Гог сближается с местным населением, сочувствует его тяготам и переживаниям, вплотную знакомится повседневной жизнью местных крестьян. Картина «Едоки картофеля» стала плодом упорного и кропотливого труда. Ван Гог создал около 12 отдельных этюдов к полотну и все равно оставался недоволен результатом.

На творчестве художника в начале этого периода остро сказывался недостаток профессионального образования – заметно это и по полотну «Едоки картофеля». В изображении человеческих фигур художник тяготел к реализму, но, при этом, люди получались у него несколько грубоватыми, их движения – неловкими, а жесты – преувеличенными. Но «Едоки картофеля» именно за счет этой особенности достигают заложенного в художественный замысел эффекта – крестьяне на картине напоминают клубни, которые едят.

Жанр картины определяется искусствоведами как реализм – «Едоки картофеля», хотя сохраняет некоторые элементы импрессионизма. Картина изображает жизнь крестьян достаточно правдоподобно, без преувеличений, и прикрас. В этом — основной сюжет, который Ван Гог заложил в произведение «Едоки картофеля». Простой человек как он есть, в кругу семьи. Сегодня знаменитое полотно «Едоки картофеля» хранится в Амстердаме, в музее, посвященном ее создателю — Van Gogh Museum.

Описание картины

Картина «Едоки картофеля» написана масляными красками. Ее оригинальные размеры — 82×114 см. Основа композиции полотна «Едоки картофеля» — крестьянская семья за ужином. Атмосфера – мрачная и унылая, ужинающие погружены в полумрак, комната освещается одной лишь тусклой лампой, подвешенной в центре к потолку. Некоторые искусствоведы связывают особую мрачность произведения «Едоки картофеля» с тем, что Ван Гог закончил его спустя два дня после смерти отца. Однако, главная цель атмосферы – подчеркнуть тяжесть ежедневного крестьянского труда и безысходность положения главных героев.

Ван Гог изобразил на полотне «Едоки картофеля» пятеро людей – двое мужчин и три женщины. Картина подчеркивает их лица – грубые, уставшие, измученные, и позы – немного карикатурные. «Едоки картофеля» собрались вечером после дня каторжной работы пожинать скудные плоды своего труда – на столе только блюдо с картошкой и кофе, разлитый по самым простым кружкам. Вместе с этим, картина демонстрирует дружность и сплоченность семьи – люди заняты оживленным разговором, из лица обращены друг к другу.

Ван Гог показывает — «Едоки картофеля» грубы, но не озлоблены. Их одежда проста, но опрятна, волосы женщин аккуратно убраны под чепчики. Картина говорит — эти крестьяне не порочны, их сердца чисты, не тронуты бурными страстями. Они живут своим ежедневным тяжелейшим трудом на земле и довольствуются скромным вознаграждением, которое он может дать.

Автор

Винсент Ван Гог (р. 30.03.1853 – ум. 29.07.1890) родился в южной части Нидерландов, в деревне Грот-Зюндерт. Отцом его был лютеранский пастор. Образование художника было отрывочным:

  1. До 11 лет Ван Гог проходил домашнее обучение.
  2. В 1864 г. он поступил в интернат в городе Зевенберген.
  3. Два года спустя будущий художник переводится в Тилбург, в колледж Виллема II.

Наконец, в 1868 г. он бросает обучение и возвращается домой. С 1869 года он работает в художественно-торговой компании своего дяди Винсента, добивается на этом поприще успеха и переводится в Лондон. В это же время художник увлекается живописью. В 1875 г. последовал перевод в Париж, где Ван Гог впервые заявляет о себе как о деятеле искусства. Увлечение живописью привело через год к увольнению и возвращению в Англию. Ван Гог находит работу учителя в школе Айзлворта и все больше проявляет интерес к религии и профессии пастора. В конце 1876-го года художник возвращается на Родину. Ван Гог стал миссионером, но вскоре был отстранен от этого занятия Церковью.

Читайте также  Картина "странник", перов, 1870

Окончательно разочаровавшись во всем остальном, Ван Гог решает посвятить себя изобразительному искусству. Он поступает в Королевскую Академию изящных искусств в Брюсселе, но скоро переходит на самообразование. В конце этого насыщенного периода, в апреле 1865 г., были написаны «Едоки картофеля».

В 1886 г. Ван Гог уезжает к брату в Париж, где начинается самый плодотворный период его творчества, пишется одна картина за другой. Необычный художественный метод, основанный на реализме и вдохновленный японским искусством, стал его визитной карточкой. Умер Ван Гог в 1890 г. Похоронен в Франции, в Овер-Сюр-Уаз.

Что хотел сказать автор

«Едоки картофеля» — картина реалистично иллюстрирующая жизнь крестьянина конца XIX века. В ней Ван Гог использует в основном темную палитру красок. Картина использует в основном следующие цвета:

  1. Черный.
  2. Серый.
  3. Темно-желтый.
  4. Болотно-зеленый.
  5. Грязно-белый.

Столь мрачной атмосферой, в которой пребывают «Едоки картофеля», Ван Гог хотел выразить все тяготы и лишения, переживаемые этими тружениками. Вопреки распространенному мнению, «Едоки картофеля» не ставят своей задачей изобразить крестьянство полудиким, картина не делает акцента на его низком уровне развития.

В нюэненский период, когда была создана картина, Ван Гог близко общался с крестьянскими семьями, старался им помочь, защищал их права и интересы. «Едоки картофеля» действительно изображены грубыми, неотесанными и некрасивыми – но это следствие постоянного каторжного труда, которым они зарабатывают себе на хлеб. Ван Гог уважал этих людей труда и сочувствовал их бедственному положению. Картина выводит на первый план именно эту идею – судьбы людей, большую часть жизни которых занимает непосильная работа, забирающая их время, здоровье, молодость и не дающая развиваться духовно и интеллектуально.

Заключение

Таким образом, картина «Едоки картофеля» является одной из знаковых в творчестве нидерландского художника. Ею Ван Гог открывает новый период – нюэненский и отражает в ней собственные общественно-политические взгляды. Полотно, выполненное во темных, угнетающих тонах, отражает скудный и унылый быт крестьянской семьи. Картина «Едоки картофеля» демонстрируют с одной стороны крайнюю бедность, грубость и изможденность героев, а с другой – их трудолюбие, сплоченность и крепкую семейную привязанность друг к другу.

Ван Гог: описание картины “Едоки картофеля”

Ван Гог окончательно осознал себя художником поздно. В том возрасте, когда прожитые годы и перенесенные страдания служат достаточной гарантией серьезности любого решения, сколь бы неожиданным ни казалось оно окружающим. Ван Гог обратился к живописи в конце 1880 года, на исходе двух лет, прожитых им в Боринаже, шахтерской области в Бельгии. Годы, прожитые на грани человеческого отчаяния.

Человечность искусства Ван Гога

От своего отца —пастора —Винсент унаследовал истовость души и горячую склонность к добру; однако, несмотря на семейную традицию, к мысли о проповедничестве он пришел собственным, достаточно окольным путем. (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике). В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. Потрясенный царящей здесь нищетой, он отдал все, что имел: деньги, одежду, даже собственную кровать. (Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего). Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию. Шахтеры любили его, но считали чужим. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Образы закопченного неба, непосильного труда и болезней, взрывы рудничного газа и мучительные смерти горняков, как призраки, преследовали Винсента. Позднее он писал,что начал рисовать, чтобы сохранить эти образы на бумаге для памяти и одновременно избавиться от перенасыщенности ими. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны. Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника.

Решение Винсента стать художником было воспринято в его семье драматически. Он знал, что в родительском доме его считают неудачником. В суровой сдержанности отца светилось горькое разочарование в сыне. (Оно сказалось впоследствии в бурных семейных сценах). Он был блудным сыном, которого бюргерская родня терпела только из уважения к пастору. Чопорная протестантская среда, сформировавшая этого бунтаря, теперь выталкивала его.

Эта ситуация была тем невыносимее для Винсента, что он ощущал свою глубокую связанность с семьей.

Это был конфликт со всей бюргерской Голландией, ее культурой и религией; конфликт с родиной. С этого времени Винсента не покидала ностальгия по утраченному им быту. По родине души.

Он знал, что за право не быть как все нужно расплачиваться. Он знал, на что идет: «Я сознательно избираю участь собаки, я останусь псом, я буду нищим, я буду художником, я хочу остаться человеком…»

Стать художником и остаться человеком — синонимы на языке Ван Гога. Отсюда поразительная человечность его искусства, рожденного в бездне человеческого отчаяния.

Несколько первых лет Винсент мало писал красками. Больше рисовал. У него не было, как правило, денег на натурщиков, поэтому он рисовал в полях. Он видел пустынное небо над необозримыми полями, голые деревья, нищие деревни. Скудный пейзаж родины. «Пейзаж, — писал он, — гармонирует с лицами крестьян и ткачей… Здесь все молчат». Молчаливый крестьянский труд — землекопы, роющие сточные канавы, крестьянки, собирающие колосья или торф, — его постоянный (почти единственный) мотив.

Жесткая внутренняя графика его работ делала невозможной какую-либо сентиментальность или умиление. Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей. Он отождествляет себя с ними. Винсент был более философ, чем это принято думать. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом. Жертвой своему призванию. Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики. Он должен жить среди декорации своих сюжетов.

Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином, или служит ему. Крестьянин дорожит вещью, сделанной собственными руками, все в ней открыто ему, знакомо наизусть; постепенно вещь превращается как бы в одушевленное существо, которое живет, страдает и стареет вместе с хозяином, несет с ним тяготы его труда. Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. Только вещи бедных разделяют судьбы своих владельцев.

«Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент. Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе. Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. Они, как люди, вовлечены в круг существования. Они страдают, радуются, ненавидят. На рисунках Ван Гога крестьянка, согнувшаяся под мешком с торфом, изображается как бы сросшейся с ним. Это одна фигура, один организм. Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. Дает жизнь.

Работы Ван Гога населены очеловеченными вещами, погруженными в одушевленную природу («я делаю этюды деревьев, но подхожу к ним так, словно эти деревья — люди»).

Картина “Едоки картофеля” – настоящая крестьянская картина

«Едоки картофеля» (1885 год) – первая большая картина Ван Гога . Пять лет напряженного труда стоят за ней.

Закончив картину, Винсент писал: «В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду. Не исключено, что у меня вышла настоящая крестьянская картина. Я даже знаю, что это так».

Читайте также  Поцелуй, густав климт - описание картины

Ценнейшие автохарактеристики Ван Гога (в письмах к брату Тео) всегда намеренно локальны и преувеличенно скромны.

Во время работы над картиной умер отец Винсента, пастор Ван Гог. (Памяти отца, своей органической связи с ним и неразрешившемуся спору между ними Винсент посвятил «Натюрморт с Библией»). Личная драма наложилась на круг проблем, занимавших художника в то время. Мысли Ван Гога о традиции и родине, о национальном искусстве и собственном месте в нем были тогда предельно заострены.

Ван Гог очень любил Рембрандта, гения голландской классики. В поздних, «библейских» картинах Рембрандта господствует коричневая гамма, переходящая в золото. Источник света таинственно скрыт.

Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. Это висячая керосиновая лампа. И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями. (Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре). Однако от таинственной глубины рембрандтовских коричневых тонов художник не в силах отказаться. Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом.

Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски. Во взгляде художника горькая трезвость: это просто ужин убогих жителей печальной страны, запивающих плоды, взращенные на родной земле, горьким колониальным кофе. Сам художник настолько близок к ним, что не считает нужным особо расписываться в сочувствии. Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. Но делать ему на ней больше нечего. К моменту завершения картины отъезд во Францию внутренне решен Винсентом: его душевная тревога, его гений переросли свой первоисток. «Едоки картофеля» — это прощание с родиной, исполненное горечи и поэзии. Здесь кончается «ранний Ван Гог». Его судьба определена иначе. Оставляя на скудной земле под низким пустынным небом лучшую долю души, он весь устремлен на юг, к солнцу.

Из журнала “Семья и школа”, 1971 год

Описание картины Ван Гога «Едоки картофеля»

Ван Гог считал картину «Едоки картофеля» лучшим своим произведением. В ней он воплотил всю силу сострадания к простым труженикам.

Год написания и обстоятельства

Картина «Едоки картофеля» стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. Он писал все, что окружало его в том маленьком крестьянском городке: ткацкие станки, церковь, изгороди, тополя. Даже изобразил двух женщин, копающих картофель.

Натурщики

Люди, изображенные на картине «Едоки картофеля», — не вымышленные. Ван Гог подружился с местным семейством де Гроотов. Они были обычными крестьянами, которых тысячи. Семья их состояла из отца, матери, двух дочерей и сына. Тяжелый труд на земле был их участью из поколения в поколение. Жили они в лачуге, которую и домом можно назвать с натяжкой. Там была всего лишь одна комната, которая совмещала роль кухни, столовой, спальни и гостиной, а все ее нехитрое убранство состояло из стола, стульев, нескольких ящиков и кроватей.

Они любезно согласились позировать для художника, хотя каждый вечер приходили с работы измотанные и уставшие. Де Грооты в буквальном смысле — едоки картофеля. Винсент Ван Гог ждал, когда они вернутся с поля и сядут за стол ужинать, и брался за кисть, делая наброски.

Выстраданное полотно

Идея написать семью де Гроотов за их обыденной скудной трапезой вызрела окончательно. И хотя художник точно представлял себе то, что он хотел передать, работа не давалась ему с первого раза. Известно, что Винсент сделал не менее 12 эскизов, но каждый отправлялся в огонь. Только лишь в последний вечер в деревне он ухватил атмосферу убогого семейного застолья, и этот холст увез с собой в Париж. Сохранилась зарисовка к картине, которую автор отправил своему брату Тео.

«Едоки картофеля», Винсент Ван Гог: сатира ли это?

Много лет традиционной трактовкой картины было изображение примитивных, диких крестьян в момент поглощения еды. В их взглядах и движениях видели звериные повадки, а в лицах — искаженные черты. Потому эта работа Ван Гога считалась сатирической.

На самом же деле сам автор своих натурщиков не считал полулюдьми. Наоборот, у него были теплые взаимоотношения с их старшей дочерью Стин, они часто вместе гуляли. Винсент нередко наблюдал за ними и в поле, и дома. Он с уважением относился и к самому семейству, и к их вынужденному тяжелому труду, ведь они были заложниками обстоятельств. Это известно из писем Ван Гога к своему брату Тео.

Своей работой Ван Гог хотел передать «пар от картофеля» в натруженных крестьянских руках. Он хотел не поставить их на пьедестал, а всего лишь показать кадр из деревенских будней (хотя праздников в их укладе бытия, скорее всего, не было по умолчанию).

Название композиции — «Едоки картофеля» — озвучивает суровую правду жизни тогдашних крестьян. Садить, выкапывать и есть этот овощ было их извечным жизненным уделом. Но таким образом они зарабатывали на честный хлеб, а это достойно сочувствия и уважения.

Ван Гог, «Едоки картофеля»: описание

На холсте изображен поздний вечер: за окном темно, на часах семь, комнату освещает тусклый свет лампы. На улице холодно, да и дома нежарко, судя по тому, как одеты персонажи. Наверное, это поздняя осень. Само жилище довольно убого, меблировка скромная, нет никаких элементов роскоши. В таком доме воровать нечего, тем не менее на окнах стоят решетки. Возможно, это жилье не принадлежит им, а они всего лишь его снимают.

После изнурительного дня семейство пришло домой и село ужинать. Основное блюдо их трапезы неизменно — это, конечно же, запеченный картофель. Они не могут позволить себе мясо, сыр или молоко. Единственная роскошь — заваренный черный кофе. И такой вечер — один из тысячи подобных. Завтра едоки картофеля вновь встанут, пойдут на поле, как и всегда, чтобы извлекать из земли пыльные клубни.

Они, хоть и изможденные тяжелым трудом, уже свыклись с этой бесконечной вереницей жизни и покорно идут вместе в этой упряжке. При всем этом они не потеряли человеческое достоинство, не опустились до воровства или попрошайничества, а изо дня в день трудятся в поте чела. Блеклый свет лампы похож на огонек надежды на лучшее будущее, едва тлеющий в их сердцах.

В больших, выпуклых глазах девушки, смотрящих в пустоту, видны безысходность и исступление.

Земельные тона, в которых выполнена вся картина, создают впечатление, что она написана цветом этого корнеплода. Это очень органично сочетается с названием и идеей полотна. Ван Гогу действительно удалось передать тот самый пар от дымящегося картофеля, который наполняет скромное жилище осенним теплом и слегка согревает душу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: