Картина "древо жизни", густав климт - описание - JEKATERINBURG.RU

Картина «древо жизни», густав климт — описание

Золотое “Древо Жизни” Густава Климта

  • Новости
  • События в Музее
  • Фотогалерея
  • Экспонаты музея
  • Часы работы и цены
  • Пресса о нас
  • Необычные музеи
  • Музей приглашает к сотрудничеству
  • Музей входит в Ассоциацию частных музеев России

Последние новости

Наш адрес

п. Восход, ул. Военторговская 4/16
Режим работы :

Ежедневно, кроме понедельника
с 11.00 до 19.00
Экскурсии проводятся в 12.00 и 16.00

Телефоны:
+7 (383) 363-03-29
+7-913-712-3709

WhatsApp(для сообщений): 8-913-712-37-09

Ваш вклад в экспозицию

Новости Похоронного Портала

  • Abbeville native, Swamp Pop legend Warren Storm dies at 84
  • Susan Anway, the Magnetic Fields’ First Singer, Has Died
  • Архангельский крематорий: более пяти лет с глубоким уважением к горю близких
  • Энгельс. Муниципальный «Ритуал» ждет ковидные гробы из Подмосковья
  • Серов. Кто ответственный за кладбище?

Популярное

  • КАК УМЕР АНТОН ЧЕХОВ
  • Какие существуют виды смерти?
  • Контакты, расписание, цены
  • Из истории “Похоронного марша” Шопена
  • Экспозиция “Посмертная фотография”. Музей погребальной культуры

Этот наполненный солнцем триптих художника Густава Климта несет в себе не только светлую радость, но и мысль о том, что Жизнь без Смерти невозможна. Подробнее об этой великолепной работе и ее авторе — ниже.

Имя скандального австрийского модерниста Густава Климта (1862-1918) известно каждому, кто хоть немного интересуется искусством. Мимо его ярких (в прямом и переносном смысле) картин невозможно пройти. Но есть среди них работы, которые до сих пор становятся причиной споров и обсуждений. Одна из них – «Древо жизни».

Это дерево познания, о котором говорится в Апокалипсисе, символ Золотого века, бросает вызов черной птице — символу смерти: так понимали круговорот жизни и Климт и Фрейд.

Скорее всего, мир не увидел бы этой работы без Адольфа Стокле. В 1904 году этот богатый венский промышленник решил построить в Брюсселе большой особняк и заказал нескольким художникам, в том числе, Густаву Климту, его декорирование. Результатом стал знаменитый фриз Стокле – сложная композиция из девяти элементов, в центре которой мозаичный триптих: «Ожидание», «Древо жизни», «Упоение». И рассматривать центральный элемент без общей картины невозможно. Над этим фризом Густав #Климт работал долгие шесть лет, с 1905 по 1911 год. Это было его последнее монументальное произведение. Основное тон – золотой, что характерно для его творчества. Остальные цвета только подчеркивают чистое и яркое золото.

Само название картины – «Древо жизни» – будит в сознании любого человека массу ассоциаций. Это и библейское Древо познания, включающее в себя всю мудрость мира, и более приземленное генеалогическое древо, иллюстрирующее происхождение отдельного человека. Именно этот элемент и занимает центральную часть фриза, простираясь и на соседние элементы. Его ветви завиты спиралями – ещё одним древним символом, знаком вечности и бесконечности.

Но, пожалуй, самый важный элемент картины – это черный нахохленный ворон, сидящий на одной из ветвей. Он как бы напоминает, что Жизнь без Смерти невозможна, как и #Смерть без Жизни. И именно такое диалектическое единство делает гармоничным их существование.

Картины по-прежнему хранятся во дворце Стокле в Брюсселе, который стал одним большим произведением искусства, своеобразным водоразделом между периодами модерна и модернизма. В этом качестве он находится в списке Всемирного наследия #ЮНЕСКО.

Кому Климт посвятил свои малоизвестные портреты, вокруг которых и сегодня витают догадки и споры

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Жизнь Густава была яркой и насыщенной. Он никогда не сидел без дела и постоянно совершенствовал свои навыки и мастерство, экспериментируя то с одним, то с другим направлением и формой. И совсем неудивительно, что в ранние годы он был удостоен стипендии от школы искусств, которая располагалась в Вене, где проходил обучение в качестве архитектурного художника.

В скором времени, Густав и его брат Энрст ,который мечтал пойти по стопам отца и заниматься гравюрой, а также друг Франц Мачшем решили заниматься творчеством совместно. Благодаря этому к 1880 году молодые люди получили уйму заказов, которые заключались в создании фресок специально для Художественного венского исторического музея.

После столь колоссального успеха они открыли студию, специализирующуюся на отделке интерьеров, в частности, театров, украшая их по всей Австро-Венгерской империи. И многие их работы до сих пор можно увидеть там.

Спустя пять лет им было поручено украсить загородную резиденцию императрицы Елизаветы, виллу Гермес близ Вены (Сон в летнюю ночь). А ещё через год художников попросили украсить Венский Бургтеатр, фактически признав их передовыми декораторами Австрии.

Когда работа была завершена, художники были награждены золотым крестом службы Verdienstkreuz, а Климту было поручено нарисовать зрительный зал старого Бургтеатра — работа, которая прославила его на весь мир.

Эта картина с её почти фотографической точностью считается одним из величайших достижений в живописи натуралистов. В результате Густав был удостоен Императорской премии и стал модным портретистом, а также ведущим художником своего времени. Парадоксально, но именно в этот момент, когда перед ним развернулась сказочная карьера художника-классициста, он начал обращаться к радикально новым стилям искусства.

В последующие несколько лет артистическое трио распалось. Франц хотел заняться портретной живописью, что он и сделал с некоторым успехом. Между тем, изменившийся стиль Густава не позволял им работать вместе над каким-либо проектом. Кроме того, Эрнст умер в 1892 году, вскоре после смерти их отца.

Поражённый этой двойной трагедией, Густав отошёл от общественной жизни, сосредоточившись на экспериментировании и изучении современных стилей искусства, а также исторических стилей, которые игнорировались в рамках истеблишмента, таких как японское, китайское, древнеегипетское и микенское искусство.

Но в скором времени он приступил к работе над своей последней общественной комиссией: картинами «Философия, Медицина и Юриспруденция» для Венского университета. Три из них будут завершены только в начале 1900-х годов, и они будут подвергнуты суровой критике за их радикальный стиль и то, что было, согласно нравам того времени, непристойностью. К сожалению, картины были уничтожены во время Второй Мировой Войны, и от них остались только чёрно-белые репродукции.

Художник был не одинок в своём противостоянии австрийскому художественному истеблишменту того времени. В 1897 году он вместе с сорока другими известными венскими художниками вышел из Академии художеств и основал «Союз австрийских художников», более известный как Сецессион, где тут же был немедленно избран главой. Хотя у Союза не было чётко определённых целей или поддержки определённых стилей, он был против классицистического истеблишмента.

В начале 1900-х годов художник завершил «Бетховенский фриз», что был представлен в результате на четырнадцатой сепаратистской выставке в городе Вена. Она должна была стать особым торжеством в честь известного композитора, а потому включила в себя многие работы, вдохновленные им, в том числе и полихромную скульптуру, которую создал Макс Клингер.

Несмотря на свою популярность, художник предпочитал проводить время наедине с собой, собственными мыслями и работой, а также ему доставляло удовольствие отдыхать летом с семьёй Флеге на берегу Аттерзее, где, предаваясь вдохновению, он писал великолепные пейзажи.

Картины Густава в Аттерзее заслуживают отдельной оценки и поистине достойны восхищения, ведь большую часть из них он написал, глядя в телескоп.

«Золотая фаза» художника была воспринята на ура, как публикой, так и со стороны критики. Многие из его картин этого периода были созданы с использованием сусального золота, что делало каждую работу уникальной в своём роде.

Несмотря на то, что художник мало путешествовал, именно посещение таких мест, как Венеция и Равенна, вдохновили его на создание его уникальной золотой техники с оттенком византийского стиля.

Ко всему прочему, он приложил немало усилий в совместном труде над созданием оформления Дворца Стокле, что в конечном итоге будет признан достоянием и одним из главных исторических ценностей модернизма.

Помимо всего этого, Густав написал пять картин с изображением светских дам, которые были одеты в меховую одежду. В этих работах проявлялся его восторг и тяга к деталям, что особенно ярко демонстрируется в изображении одежды и костюмов. Некоторые из них, так называемые одежды для моделирования, он создал специально для своей возлюбленной Эмилии Флёге.

Его слава позволяла ему быть придирчивым и избирательным, поэтому он очень тщательно проводил отбор своих моделей, работая усердно и кропотливо над каждым портретом, требуя максимальной сосредоточенности или раскованности от своих клиентов.

Ближе к 1910 году Густав окончательно отошёл от своего золотого стиля, создав напоследок финальную картину «Смерть и жизнь», которая была представлена на международной выставке в Риме, где заняла первое место. Однако, несмотря на это, художник остался недоволен данным произведением искусства и ровно через год заменил фон с золотого на синий.

Перенеся инсульт и воспаление лёгких, Густав умер ровно через три года со дня гибели его любимой матери. Его похоронили на территории кладбища Хетцинг в городе Вена, соответственно, он так и не успел закончить большую часть своих картин. Его работы зачастую отличаются элегантным золотым или цветным декором, спиралями и завитками, а ещё фаллическими формами, используемыми для сокрытия более эротических положений рисунков, на которых основаны многие из его картин.

Читайте также  Шабаш ведьм, франсиско де гойя - описание картины

Историки искусства отмечают эклектичный диапазон влияний, способствующих отличительному стилю Климта, включая египетское, минойское, классическое греческое и византийское вдохновение. Он также был вдохновлён гравюрами Альбрехта Дюрера, а его более поздние работы характеризуются отказом от ранних натуралистических стилей и используют символы или символические элементы для передачи психологических идей и подчеркивания свободы искусства от традиционной культуры. Впрочем, каждая созданная им картина считается уникальной, даже те, о которых мало кто знает.

Портреты Эмилии Флеге

В 1891 году, когда эта картина была закончена, был заключён союз между семьями Климта и Флеге. Брат Густава, Эрнст, женился на сестре Эмили, Элен. Эмили было тогда семнадцать лет, Густав был на двенадцать лет старше, и это была их первая встреча, которая впоследствии привела к дружбе на всю жизнь. Три года спустя он нарисовал её снова, на этот раз в определённом месте. Стоит также отметить тот факт, что данная работа предназначалась для Бургтеатра в Вене, а не для семейного салона.

Портрет Мари Брейниг

Мари Брейниг родилась в скромных условиях, но вышла замуж за успешного бизнесмена. Это позволяло ей часто бывать в венском обществе. Она подружилась с сёстрами Флеге и стала клиенткой их модного салона.

Несмотря на то, что многие искусствоведы и историки знали об этом портрете, тем не менее, он до сих недоступен для всеобщего просмотра, так как владельцы хотят сохранить свою анонимность. Ко всему прочему, это единственный портрет, оставшийся в первоначальном семейном владении, который всё ещё висит на своём предназначенном месте.

Портрет неизвестной женщины

Картина была описана как «Портрет неизвестной женщины», но некоторые интерпретируют эту даму как Фрау Хейман, поскольку музей приобрёл картину у коллекционера доктора августа Хеймана по завещанию. Если вы посмотрите на фон портрета, вы заметите простые и довольно стереотипные цветочные узоры, которые предвещают стилистические изменения, которые сепаратистская «Ver Sacrum» введёт через три года.

Портрет сидящей молодой девушки

Несмотря на размер репродукции, этот портрет на самом деле очень мал: 14 на 9 см и написан на дереве, а не на холсте. Композиция напоминает портрет Марии (вверху). Незнакомая девушка одета в модное платье и смотрит прямо на зрителя. Есть идеи, кто бы это мог быть?

Портрет Элен Климт

Элен было всего два месяца, когда её отец, брат Густава, скончался. Густав взялся за опекунство над девочкой и пообещал её матери помощь. Девочка стала гордостью семьи, и когда она выросла, она присоединилась к модному дому Floge, помогая с администрацией, бухгалтерией и консультируя клиентов. В этом портрете доминирует чёткая стрижка боб-каре девушки, которая затем дополняется импрессионистическим изображением Климтом её белой блузки всего в нескольких штрихах.

Испокон веков жизнь и творчество художников было у всех на слуху и виду. Одних боготворят, вознося до небес, других – осуждают, обвиняя во всех смертных грехах, а третьих – обсуждают, приписывая то, чего зачастую не было на самом деле. Исключением не стал и Модильяни, вокруг которого бушевали не утихающие страсти со стороны общественности, желающей узнать, а что же его на самом деле связывало с Ахматовой, и что стало причиной смерти Жанны Эбютерн.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Список потрясающих картин Густава Климта

Австрийский гений, основоположник стиля модерн, основатель Венского Сецессиона Густав Климт своими ранними работами привёл общество в некоторое замешательство. Никто ранее не видел ничего подобного. Сначала картины Густава Климта воспринимались в штыки, но потом их красота, утончённый эротизм и необычайное «золотое звучание» сделали художника знаменитым. Уже в начале 20 века Климта считали самым изысканным и одним из лучших европейских мастеров живописи.

Перед вами самые известные картины Густава Климта:

* Некоторые части картин, присутствующих в статье, мы намеренно будем закрывать квадратиками, потому как обязательства, которые редакция взяла перед партнерами, не позволяют нам демонстрировать многие обнаженные части тела.

Афина Паллада (1898)

Густав Климт всё своё творчество посвятил ярким женским образам. Богиня Афина Паллада изображена в золотых доспехах и золотом шлеме. Это впечатляющий образ женщины, воительницы и богини одновременно. Её необыкновенное божественное лицо с сияющими глазами выражает победу, власть, торжество над всем мужским началом.

Юдифь и голова Олоферна (1901)

Согласно библейским преданиям, прекрасная иудейка Юдифь покорила своими чарами вражеского полководца и убила его в его собственном шатре. Это принесло ей одновременно смерть и победу. После её героического поступка иудейский народ изгнал со своей земли армию ассирийцев.

Климт подхватил эту идею, но воплотил её необычным образом. На картине он изобразил прекрасную Юдифь в тот момент, когда она выносит из шатра голову Олофрена. Её прекрасное лицо сияет торжеством и гордостью за свой поступок. Она впервые в жизни убила человека — страшного врага своего народа.

Климт изобразил Юдифь современной женщиной, полной утончённой эстетики и сексуальности. Прозрачные одежды показывают её незащищённость и чистоту, а золотое ожерелье, плотно облегающее тонкую шею, предрекает ей скорую гибель.

А вот о самых красивых женщинах в мире читайте очень интересную статью на нашем сайте most-beauty.ru.

Бетховенский фриз (1902)

В 1902 году в Венском Сецессионе была организована выставка-мемориал, посвящённая творчеству Бетховена. В связи с этим событием, Климпт выполнил роспись фриза помещения Сецессиона. З4-метровая фреска состоит из трёх частей и является гениальной иллюстрацией знаменитой Девятой симфонии композитора. Левая боковая фреска называется «Тоска по счастью».

На белом фоне изображён золотой рыцарь в доспехах и обнажённые фигуры страдающих людей. Правое крыло триптиха «Песнь ангелов» означает победу светлых сил над тёмными. Особенно выделяется центральная часть триптиха. На ней изображены враждебные тёмные силы: чудовища, три горгоны (смерть, безумие и слабость), а также фигуры, символизирующие похоть, страсть и несдержанность.

Фоном для одиноко сидящей женской фигуры стал причудливый узор, напоминающий змеиную кожу.

Три возраста женщины (1905)

Три женских тела трёх возрастов: младенчества, молодости и старости переплелись чудным узором на мрачном коричнево-золотом фоне. Молодая женщина и ребёнок спокойно спят, обернувшись в прозрачное цветное покрывало. Старуха обнажена, и отвернувшись от зрителя, расчёсывает седые волосы.

Водяные змеи II (1907)

Над декоративным полотном, изображающим русалок, Густав Климт работал целый год. Холодные тела водяных дев эффектно смотрятся на густом оранжевом ковре из волос, цветов и причудливых узоров.

Портрет Адели Блох-Бауэр (1907)

Этот «золотой» протрет Адели Блох-Бауэр имеет необычную историю. Говорят, что у Климта и жены богатого австрийского дельца были любовные отношения, и чтобы их прервать, хитрый муж заказал у художника баснословно дорогой портрет. Ранее Адель позировала Климту для нескольких картин, но после этого портрета их отношения, действительно, прекратились.

Этот портрет очень необычен. Томное лицо и руки модели выполнены с фотографической точностью, а поза, платье и фон — сплошной изысканный узор из золота. Кстати, о самых известных портретах в мире, на нашем сайте most-beauty.ru есть очень интересная статья.

Даная (1908)

К истории о прекрасной Данае, дочери царя Акрисия, который боялся смерти от руки своего потомка, обращались многие великие художники. Жестокий царь заточил свою дочь в темнице, что бы скрыть её от всех женихов. Зевс узнал об этом, и проник в комнату Данаи в виде золотого дождя. Родившийся от этой связи героический Персей, оправдал предсказание Оракула, совершил много подвигов и убил своего жестокосердного деда.

Климт нарочно отошёл от всех канонов и изобразил обнажённую красавицу Данаю тихо спящей, свёрнутой в калачик, в тот момент, когда золотой дождь окутывает её бедра и зачинает новую жизнь. Её рыжие кудри разметались по подушке, нежное лицо раскраснелось. Эта необычно декоративная и наполненная эротизмом картина возносит женскую красоту на новый недостижимый уровень.

Поцелуй (1908)

Использование сусального золота в виде краски — одна из отличительных черт творчества Климта. Золото создаёт в картинах необычайно мощный психологический и декоративный эффект.

Картина Климта «Поцелуй» считается самой узнаваемой и тиражируемой из всех работ художника. Это страстное полотно, со сложным орнаментом и эффектной композицией, словно сотканное из золотых нитей — гимн вечной любви.

В картине «Поцелуй» двое влюблённых стоят на коленях на ярком ковре цветочной поляны, на самом краю обрыва. Ещё одно движение, и всё рухнет в Тартарары. Их причудливые золотые одеяния сияют и наполняют картину тёплым светом.

Климт никогда не рисовал портреты мужчин. Так и на этом полотне, лица мужчины почти не видно. Нежное лицо красавицы запрокинуто и повёрнуто к зрителю. На этой картине художник изобразил себя и свою любимую женщину. Их связывал странный, эмоциональный и долгий роман, который так и не перерос в брак. С именем этой женщины на устах художник и умер.

Дама в шляпке и боа из перьев (1909)

Красивый и яркий портрет рыжеволосой дамы в синей шляпке смотрится невероятно современно и эффектно. Предполагается, что Густав Климт написал портрет Эмилии Флеге.

Невероятная красавица, укутанная в боа из чёрных перьев, мечтательно смотрит мимо зрителя. Создаётся впечатление, что дама сейчас отвернётся и скроется в темноте ночного города.

Древо жизни (1909)

В 1909 году Климта пригласили украсить столовую дворца Стокле в Брюсселе. Он написал панно-триптих, центральной частью которого стало «Древо жизни». Панно выполнено в своеобразном лоскутном стиле, с использованием большого количества золота.

Читайте также  Спальня в арле, винсент ван гог - описание картины

На золотом и цветущем древе жизни сидит небольшая мрачная птица, которая отождествляется со смертью. Ведь там, где жизнь — там и смерть. Это последнее крупное произведение художника.

Смерть и жизнь (1911)

Аллегорическое полотно «Смерть и жизнь» условно разделено на две части. Левая меньшая часть полотна посвящена смерти. Она изображена на тёмном удручающем фоне в виде скелета, одетого в тёмно-синюю тунику с узором из крестов. В руках смерти молоток, с помощью которого она отбирает жизни всех подряд — от младенцев до стариков.

Но, как бы ни старалась вечно одинокая смерть, её всегда побеждает жизнь. Правая часть картины наполнена яркими красками и переплетёнными воедино разновозрастными человеческими фигурами. В жизни всегда есть место любви, радости и простому человеческому счастью в каждом возрасте. Эта часть полотна побеждает, притягивая взгляд своей красотой и удивительными красками.

Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912)

Картина написана в стиле Арт нуво. Моделью для картины стала хозяйка модного салона и подруга художника Адель Блох-Бауэр. Она изображена в большой чёрной шляпе с распущенными волосами, на фоне изысканных узоров разноцветного ковра.

Климт пытался отойти от декоративности и вычурного золота в своих работах, но выработать другой стиль не успел из-за развязавшейся мировой войны.

Девы (1913)

Композиция картины довольно необычна — на тёмном фоне изображён наклонённый по диагонали овал из сплетения ярких лент, цветов и женских обнажённых тел. Всем своим видом он напоминает человеческую яйцеклетку.

Необычная аллегория Климта «Девы» посвящена превращению девушки в женщину. В центре картины изображена спящая юная девушка в одеянии из цветов, которую окружают зрелые женщины. Она ещё спит, но вот-вот пробудится, как женщина, готовая к материнству.

Послесловие

Блистательный Густав Климт — вот что хочется произнести, увидев его картины. Шедевры, сотканные из золота и цветов, воспевающие красоту и притягательность женщины. Современные европейские борцы за права женщин возмущаются работами художника, в которых они видят только пассивную женщину. И это очень печально.

Картина древо жизни густава климта значение. Репродукция картины Климт Густав — «Ожидание — Древо жизни — Свершение

Картина «Древо жизни», Густав Климт — описание

«Древо жизни» — центральная часть панно-триптиха, написанного для украшения столовой во дворце Стокле в Брюсселе. В отличие от двух боковых частей, центр лишен крупных фигур, тут внимание привлекает лишь темная птица. Картина выполнена в характерном для художника «лоскутном» стиле с преобладанием яркого жизнерадостного золотого цвета.

Древо жизни – образ, свойственный мифологии большинства народов. Такой мотив присутствует в славянских сказаниях и в древних скандинавских сагах. Дерево Игдрасиль, как и многие другие подобные ему образы, символизирует жизнь во всех ее проявлениях. Его корни – это наше прошлое, предки, история, все то, что накопило человечество за тысячелетия своего существования. Ствол – это настоящее, сиюминутный момент, прочная основа существования всех людей. Ветви и плоды – будущее, наши потомки, которые продолжат род и саму жизнь. Это объемное философское понятие, которое нашло виртуозное отражение в картине Климта. Мрачная птица, написанная темными красками – это незваный гость на празднике жизни, Смерть, которая всегда прилетает неожиданно.

Сюжет картины может быть соотнесен и с древнейшей библейской историей о Древе познания добра и зла. Это масштабная и глобальная идея находила воплощение во множестве работ различных художников, но только Климту удалось блестяще реализовать эту идею, воплотив ее в виде богатого эффектного произведения, служащего настоящим украшением дворца.

Полотно поражает своей декоративностью. Причудливый узор из плавно закругляющихся побегов создает особый вихреобразный, спиральный ритм, что только подчеркивает основную идею полотна – вечность и бесконечность существования. Образное мышление Климта подсказало ему удивительно эффектный и декоративный образ с глубоким смыслом. Картина одновременно и лирична, и полна символизма. Богатая золотая цветовая гамма делает панно чрезвычайно нарядным, эффектным и запоминающимся.

Эта картина стала последним крупным заказом, полученным художником, поэтому ее вполне можно считать вершиной его мастерства. Несмотря на то, что в свое время многие не поняли фрейдистских мотивов его творчества, в наши дни Климт – один из очень популярных художников, опередивших свое время и ставших образцами для подражания. Триптих с центральной частью «Древо жизни» и сейчас поражает воображение и надолго привлекает внимание своей глобальной идеей и уникальным утонченным воплощением.

Густав Климт «Ожидание — Древо жизни — Свершение». Описание

Работа над фризом, заказанным Климту для обеденного зала дворца Стокле в Брюсселе, потребовала от художника применения всех своих творческих возможностей, предоставив шанс на практике защитить идеи Сецессиона, для которого разделение искусства на «чистое» и «функциональное», считалось неприемлемым.

Мозаика для обеденного зала в стиле модерн, была бы отличным дополнением к архитектуре дворца, задуманной в соответствии с этим направлением, поэтому заказчики – промышленник Стокле и его супруга, обратились к нескольким художникам, в том числе и к Климту – мастеру, «знающему толк» в современном декорировании. Достижение гармонии между архитектурой здания и помещений, а также фризом для зала, представляло задание не из легких, но было несколько упрощено благодаря тому, что строительство дворца велось параллельно с созданием картин, украсивших зал.

Византийская мозаика, заворожившая в свое время Климта, пригодилась ему очень кстати, и теперь, «вспомнив» о ней, а также о занятиях в Художественно-промышленной школе, художник достойно справился с заданием, причем модернизм и здесь заявил о себе применением экзотических, и дорогих материалов.

Композиция состоит из девяти элементов, с мозаичным триптихом по центру: «Ожидание», «Древо жизни», «Упоение».

В «Ожидании», танцующая девушка уже не имеет ничего общего с роковыми моделями Климта, «дышавшими» ранее превосходством над мужским началом. «Японские» черты этого образа вызваны вкусами и пожеланиями семьи Стокле, во владении которой было много предметов восточного искусства, поэтому для гармонизации помещений такая стилистика картина была выбрана не случайно.

Знаменитое «Древо жизни» – картина, одно название которой порождает массу эмоций, несмотря на любую интерпретацию сюжета: от библейского Древа познания, символизирующего наивысшую мудрость – до «мирского» генеалогического дерева, с которым, уж точно, сталкивался каждый. «Зная» Климта, вернее предположить, что этот центральный элемент фриза следует связать с одним из орнаментально украшенных мифов, взятых из апокалипсического раздела Библии. Дерево представляет собой дорогу, состоящую из своеобразных тропинок, сплошь и рядом «нашпигованных» камнями, ведь путь, ведущий к истинной Цели, не может быть легким и прямым. Вечность, в паре с Бесконечностью, символически представлены завитыми спиралями Дерева.

Поклонники «чистого искусства», увидевшие в сюжете круги, треугольники, квадраты, возмутились, разглядев в этих символах всего лишь геометрические фигуры, и даже не желали слышать, что Фрейд олицетворял эти знаки с мужским и женским началом.

Несмотря на то, что сюжет, казалось бы, понятен, и черная птица, восседающая на одной из веток-тропинок символизирует опасность, а то и смерть, зритель не может оторвать от нее взгляд, подыскивая свой вариант ответа на извечный вопрос противостояния Света и Тьмы, и не только во вселенских масштабах, а в первую очередь, в собственной душе. Кроме этого, постоянно повторяющийся мотив климтовских произведений о неразрывности Жизни и Смерти, напоминает об их диалектическом единстве, как условии существования настоящей гармонии.

Акцентируя внимание на Золотом Дереве и его символическом предназначении, художник подчеркивает, что бросив вызов черному ворону, оно покровительствует и Любви. Таков лейтмотив «Упоения», изображающего земной рай, дающий людям возможность через это прекрасное чувство ощутить неземное наслаждение. Разделившиеся мнения о том, что этот сюжет предвосхищает знаменитый «Поцелуй», или то, что застывшая в объятиях пара, перешла сюда из «Бетховенского фриза», вряд ли противоречат друг другу.

Создание фриза пришлось на золотой период, наступивший у Климта после поездки в Италию, и его можно назвать «золотым» во многих отношениях: произведения обрели художественную ценность благородного металла, а мастер не жалел золота для своих шедевров.

В творческой карьере Климта это был последний крупный заказ.

«Ожидание — Древо жизни — Свершение» 1909 г.
Венский музей прикладного искусства, Вена, Австрия

Густав Климт — «Древо жизни»

Имя австралийского скандального художника-модерниста знает каждый, кто хоть немного близок к искусству. От его ярких картин просто невозможно оторвать глаз. Хотя, некоторые из них до сегодняшнего дня подлежат обсуждению и спорам. Одним из таких произведений является картина «Древо жизни» (Дерево жизни).

Панно для столовой дворца Стокле: Ожидание — Древо жизни — Упоение. 1905-1909
Австрийский музей прикладного искусства, Вена

История картины «Древо жизни»

Величайшую картину мир не смог бы увидеть без Адольфа Стокве. В 1904 г. он захотел построить огромный особняк в Брюсселе. Декорировать дом велели художникам. Одним из них оказался Густав. Так как супруги имели огромную коллекцию предметов японского стиля, Климт старался приблизить стилизацию своих картин к общему интерьеру и декору. В результате у него получилась очень красивая и сложная композиция. Она состояла из 9 элементов. Центром изображения выступает триптих (три картины, объединенные по смыслу или сюжету) «Ожидание — Дерево жизни — Упоение». Рассматривать центральные картины без общей задумки картины невозможно.

Читайте также  Весна, петров-водкин - описание картины

«Дерево жизни» символ на полотне

Название картины будит в сознании людей различные ассоциации. Здесь встречаются и библейское Древо познаний, которое включает мировую мудрость и генеалогическое, будто иллюстрирующего происхождение единого человека. Просматривается множество спирально завитых веточек, обозначающих вечность и бесконечность.

Присмотревшись к картине, можно обнаружить многие другие элементы: треугольники, круги, квадраты. Некоторые критики видят в них олицетворение женского и мужского начала. Они сопоставляют изображение с работами Зигмунда Фрейда, именно он оказал большое влияние на творчество и жизнь Густава Климта. Считается, что эти линии и завитки представляют собой длинную дорогу каждого из нас – то есть жизненный путь. Практически на каждом шагу тут встречаются камни, олицетворяющие проблемы. Ведь истинный путь к цели не может быть прямым и легким.

Самым интересным и важным элементом картины выступает черный ворон, сидящий на одной из веток справа. Он символизирует опасность, а иногда, даже смерть. Зрители замирают, глядя на птицу, подыскивая свое личное объяснение Свету и Тьме.

«Дерево жизни» (Древо жизни) стало завершающим монументальным фризом модерниста. Над этим произведением он работал долгих 6 лет с 1904 по 1910 гг. Картина относится к золотому периоду творчества художника. Техника, в которой был написан шедевр, одобрена лучшими критиками. Ее корни можно поискать у отца художника, который был гравировщиком по золоту и, по всей видимости, обучил этому сына.

Густав Климт

Биография

Густав Климт – австрийский живописец, признанный во всем мире мастер изображения женского тела. В свое время художник снискал скандальную славу произведениями, «пропитанными» неприкрытым эротизмом.

Художник Густав Климт

Для конца 18 и начала 19 века картины столь откровенного содержания казались слишком смелыми и шокировали ценителей искусства, привыкших к работам мастеров классической школы. Но эпатаж не стал преградой для славы, которой Климт был обласкан в избытке при жизни. Представители европейского модерна считают Климта основоположником направления. Сегодня картины мастера продаются за баснословные деньги.

Детство и юность

По национальности Густав Климт – австриец, но в его жилах текла и чешская кровь от отца-ювелира, чьи детство и юность прошли в Богемии. В молодости мама будущего живописца тоже жила искусством – мечтала стать музыкантом. Планам помешала многодетная семья: Густав – второй по старшинству из семи отпрысков Климтов, 3 сыновей и 4 дочерей.

Густав Климт в молодости

Родился ярчайший представитель ар-нуво летом 1862 года в Пенцинге, одном из 23 районов Вены. Вырос в округе Баумгартен. Пенцинг знаменит живописной природой, ведь расположен на отроге Восточных Альп, и одну треть района покрывает Венский лес.

Работа отца, гравера по золоту, не приносила дохода, который позволил бы семье жить в достатке. Но все дети Эрнеста и Анны Климт, когда повзрослели, выбрали искусство. Сыновья стали художниками, дочери сделали карьеру в индустрии моды.

Портрет Густава Климта. Художник Эгон Шиле

Первые шаги творческой биографии маленького Густава были сделаны под началом отца, научившего сына смешивать краски и наносить мазки на полотно. В 14 лет юный художник стал учеником художественно-ремесленного училища в Вене. Спустя год в учебное заведение, действовавшее при Австрийском музее, поступил и брат Густава, Эрнст.

Климт выбрал специализацией архитектурную живопись. Кумиром юноши в период учебы оказался Ганс Макарт, творивший в историческом жанре. Удивительно, но в студенческие годы будущая звезда модерна отличался от прогрессивных товарищей тем, что уважал консервативные засады академического образования.

Живопись

В начале 1880-х братья Густав и Эрнст вместе с другом Францем Мачем разрисовывали фресками театры австро-венгерской провинции. В середине 1880-х молодые художники украшали придворный театр и Музей истории искусств в Вене, за что Франц Иосиф вручил наиболее талантливому из троицы – Густаву Климту – «Золотой крест». Императорская награда, полученная в 26 лет, открыла ему путь к славе. Живописец стал почетным членом университетов Вены и Мюнхена.

Картина Густава Климта «Даная»

В начале 1890-х один за другим скончались отец и брат Густава Климта. Горе от потери близких наложило отпечаток на творчество мастера – вскоре у него появился индивидуальный почерк, сделавший картины узнаваемыми. В это трагичное время Климт встретил свою музу Эмилию Флёге, с которой не расставался до конца жизни.

Во второй половине 1890-х будущий основатель модерна возглавил группу художников, получившую название Венский сецессион. Молодые австрийские бунтари отвергли рамки академической живописи, удивив и шокировав общество слишком смелыми работами.

Картина Густава Климта «Поцелуй»

Первые произведения Климта, принесшие ему скандальную известность, были оформительскими. В 1894 году он получил заказ на 3 картины для потолка актового зала Венского университета, которые закончил спустя 6 лет. Представление полотен «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» обществу обернулось скандалом.

Возмущенные консервативные граждане назвали работы порнографией и призвали заключить живописца в тюрьму. Больше Густав Климт не брал государственные заказы, но рисовать обнаженную женскую натуру не бросил. При этом эротизм и чувственность в его полотнах не переходили тонкой грани, за которой бы превращались в пошлость и вульгарность.

Картина Густава Климта «Три возраста женщины»

Финал 1890-х назван «золотым периодом» в творчестве мэтра ар-нуво. Для работ этого времени Климт использовал сусальное золото, полотна конца 1890-х наиболее дорогие и знаменитые. Прославленный «Поцелуй» – яркий образец модерна, напоминает о красоте венецианской мозаики. Изображение картины часто используют, чтобы украсить бокалы для шампанского.

В 1899 году Густав Климт снова вызвал потрясение, представив публике полотно под названием «Обнаженная истина». Символическая нагая рыжеволосая девица с зеркалом в руке олицетворяла эту самую «голую правду». На шквал критики живописец ответил, как и ожидали от гениального скандалиста, новой картиной с таким же эпатажным «характером». Названная «Золотые рыбки», она демонстрировала публике «пятую точку» той самой красавицы с огненными волосами и пышными формами.

Картины Густава Климта «Надежда» (1903 г.) и «Надежда II» (1908 г.)

Густав Климт был баловнем судьбы. Его превозносили при жизни. Модного мастера засыпали заказами, которые щедро оплачивались. Он мог выбирать темы и сюжеты, которые казались интересными. Но всюду обязательным элементом были женские тела и неприкрытый эротизм.

Самыми известными картинами «золотого периода» австрийского гуру ар-нуво называют, кроме «Поцелуя» и «Обнаженной истины», полотна «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Водяные змеи», «Надежда», «Три возраста женщины» и «Древо любви». Последнюю работу – фреску, нарисованную в 1905-1909 годах, можно увидеть в брюссельском дворце Стокле. У фрески есть и другие названия – «Древо познания» и «Древо жизни».

Картина Густава Климта «Дерево любви» («Древо жизни»)

Наследие Густава Климта – это и пейзажи, нарисованные в его «фирменном» стиле живописи. Для них мастер брал квадратные холсты, полагая, что такая форма «расширяет» пространство. В последние пять лет жизни Климт рисовал только пейзажи. Наиболее известные «Яблоня» и «Березовая роща».

Личная жизнь

О темпераменте модерниста слагали легенды. Современники Климта шептались, что связи у Густава случались едва ли не с каждой натурщицей. Мэтру приписывают отцовство от 14 до 40 детей, рожденных дамами, заказывавшими портреты, натурщицами и просто «жрицами любви», которым он платил деньги. Поговаривают, барышни знатных родов выстраивались в очередь и были готовые на многое, лишь бы заполучить драгоценный портрет кисти самого Густава Климта.

Густав Климт

Справедливости ради необходимо сказать, что существовало и другое мнение: художника не интересовала плотская близость, он был сторонником платонических отношений. Но эта версия кажется сомнительной, когда биографы Климта говорят о постыдном, но очень распространенном в конце XIX — начале XX века заболевании, перенесенном художником. Сифилисом Густава наградила девица легкого поведения. Факт обыгран в художественной картине «Климт», премьера которой состоялась в 2006 году.

Густав Климт и Эмилия Флеге

Сколько бы женщин не побывало в постели Густава, главной музой, так и оставшейся в статусе невесты, оказалась Эмилия Флёге, талантливый модельер и хозяйка модного дома. Ее он просил позвать, когда умирал. Их связь длилась 27 лет, но так и не увенчалась браком и потомством.

Ценители творчества Климта подметили, что мастеру нравились два типа женщин, которые он рисовал всю жизнь. Это пышные рыжеволосые красавицы (такова «Даная») и брюнетки с тонкими чертами лица и фигурами мальчиков («Адель Блох-Бауэр»).

Смерть

Знаменитого австрийского живописца не стало в феврале 1918 года. Причиной смерти 55-летнего Климта стала пневмония, оказавшаяся смертельной после перенесенного инсульта.

Местом упокоения художника стало венское Хитцингское кладбище. Густав Климт оставил незаконченными десятки начатых картин.

Могила Густава Климта

Российские ценители живописи ар-нуво в октябре 2017 года получили уникальную возможность познакомиться с творчеством Густава Климта. Выставка графических работ двух известных представителей модерна – Густава Климта и Эгона Шиле – состоялась в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: