Картина "даная", тициан вечеллио, 1553 - JEKATERINBURG.RU

Картина «даная», тициан вечеллио, 1553

Жизнь длиною в век: Как творил, любил и умер гениальный живописец Тициан Вечеллио

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Тициан Вечеллио прожил почти целое столетие в удивительную эпоху Возрождения, давшую миру величайших художников. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. А к концу этой легендарной эпохи «царствовал» один Тициан – гениальный мастер кисти, «сумевший сотворить чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые».

К слову, о точной дате рождения до сих пор ведутся между исследователями споры: одни заявляют, что Тициан прожил 90 лет, иные – 96. И, что касаемо причины смерти также нет единого мнения. Однако как бы то ни было, Бог отмерил ему втройне, ибо средняя продолжительность жизни по тем временам была в пределах 35 лет. Таков вот он загадочный мастер великой эпохи.

Детский рисунок, предопределивший судьбу будущего гения

«По натуре Тициан был молчалив, как истинный горец», так как родился в городе-крепости Пьеве ди Кадоре в северной Италии, местности с суровым климатом и суровыми нравами. И что интересно, ни в самом роду Вечеллио, ни во всём Кадоре, городе кузнецов, ткачей и лесорубов, художников испокон веков не водилось. Горцы считали, что заниматься в жизни нужно тем, что будет тебя кормить. Поэтому мальчикам приходилось наравне со взрослыми работать в кузнечных мастерских или же на рубке леса, а девочкам собирать ягоды и травы, из которых изготавливались красители для домотканого полотна.

По воскресным дням обязательными были посещения храма. Однажды Тициан, вернувшись из церкви под впечатлением иконописи, которой была расписана церковь, взял из домашней красильни красители и на белой стене дома изобразил облик Девы Марии, в котором без труда можно было узнать черты его матери.
И хоть отец, военный и государственный муж, предпочел бы видеть сына нотариусом, мать все же настояла на том, чтобы отправить даровитого сына на обучение рисованию в Венецию. А чтобы не так было страшно отпускать мальчишку одного с ним отправили и его старшего брата Франческо.

Венеция — город становления и поисков уникального почерка

Искусствоведы частенько говорят, что в эпоху Возрождения Флоренция предпочитала линии, а вот Венеция — исключительно краски. Поэтому только Венеция могла дать миру лучшего колориста Тициана.

В 13-летнем возрасте юный Тициан приедет в этот удивительный город, чтобы остаться там навсегда и снискать мировую славу и себе, и Венеции. Не пройдет и семнадцати лет как молодому Тициану присвоят титул первого художника Венецианской республики. В своем творчестве юный Вечеллио не скупится на яркую многокрасочную палитру. При этом, накладывая краски на холст не только кистью, как все художники, а шпателем и просто пальцем.

И что не мало интересно, до Тициана картины практически не писали на холстах. Живописцы творили свои работы на досках, подобно русским иконам, и на стенах в виде фресок. Но в Венеции был влажный климат, и такая живопись не была долговечной. Новаторством Тициана было использование грунтованного холста и масляных красок.

Гениальный мастер психологического портрета

«Король живописцев и живописец королей» – так называли Тициана его современники, так как был он превосходным портретистом. Запечатленные им образы уже сколько веков смотрят с полотен так, будто за изображениями скрываются души портретируемых.

С удивительной точностью писал Тициан портреты своих современников, изображая не только внешнее сходство, а порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство. Умел мастер передать и неподдельное страдание, и скорбь.

Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». И заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и европейских монархов.

Испанский и французский короли, приглашая Тициана к себе, уговаривали поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию.

Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно обронил кисть, и император не посчитал зазорным встать и подать ее художнику, сказав при этом: «Услужить Тициану почётно даже императору».

В 16 столетии считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило стать бессмертным. Так оно и вышло. Уже более пяти веков портреты Тициана украшают галереи мировых музеев и волнуют поображение посетителей.

Пристрастия и любовь великого мастера

Тициан был «высоким статным горцем с гордой осанкой и орлиным профилем», имевшим несокрушимое здоровье. Его жизнь была наполнена множеством любовных историй, в основном с натурщицами. А быть моделью для Тициана считалось за большую честь.

Женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз до куртизанок, которыми кишела Венеция, имели за счастье быть увековеченными на портретах гениального живописца. Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его натурщицы зачастую были с рыже-золотистыми волосами. От этого и цвет волос получил называние — тициановский.

Скандальный привкус имела история любви Тициана к красавице Виоланте, дочери художника Пальмы Старшего. Девушка не отличалась особой скромностью и охотно соглашалась позировать – причем не только Тициану. С нее то живописец и напишет множество своих портретов. Ее облик можно увидеть на многих сюжетных полотнах мастера. Этот роман вызвал у отца девушки бурю негодования — Тициан был старшее ее вдвое и был ровесником самого Пальмы.

И так как в Венеции насчитывалось в ту эпоху более 11 тысяч куртизанок, вполне было закономерным, что пышущий здоровьем Тициан частенько прибегал к услугам жриц любви.

Однако любимец женщин жену себе взял не из пышнотелых белокожих венецианок, а привез из тех горных мест, откуда сам был родом. Чечиллия долгое время была его экономкой, что не мешало ей рожать Тициану детей. Лишь намного позже Тициан обвенчается с ней.

Основательность и медлительность мастера, так раздражавшая заказчиков

Творил художник свои шедевры основательно и не спеша, как бы знал, что жизнь ему отмерена очень длинная, и спешить ему некуда. Работая, он много размышлял, обдумывая каждый штрих и мазок кисти. За это его «за глаза» называли «тугодумом».

А ежели работа над картиной «не клеилась», Тициан разворачивал холст лицом к стене до лучших времен. Это то и дело приводило к скандалам. Заказчики буквально осаждали Тициана напоминаниями о том, что все сроки уже истекли.

Не было предела возмущениям и жалобам герцога Альфонсо Д’Эсте, ожидающего очень долго свой портрет. Однако когда заказ был все же выполнен, герцог оставил все свое недовольство и от души восторгался работой мастера.

А однажды одному из заказчиков показалось, что работа не окончена и он попросил Тициана дописать картину. И так как на полотне мастер уже оставил свой автограф: «Тициан слелал», он невозмутимо дописал еще одно слово и надпись уже звучала «Тициан слелал, сделал», а в оригинале это выглядело так: «Titianus fecit, fecit».

«Тициан Божественный»

Тициану посчастливилось прожить невероятно длинную для того времени жизнь. Еще при жизни получил славу величайшего колориста всех времён и прозвище «Тициан Божественный». И что совсем удивительно — до конца дней мастер сохранил ясность ума, остроту зрения, и твердость руки.

Рассказывают, что в день своей кончины он велел накрыть праздничный стол на множество персон. Он как бы решил попрощаться с тенями умерших своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете: Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он мысленно простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке. Он едва успел закончить свою прощальную работу – «Оплакивание Христа».

По одной из версий Тициан умер, заразившись от своего сына чумой, которая из-за сырого климата так часто свирепствовала в Венеции. Хотя если бы это было действительно так, то его тело должны были бы сжечь. Однако гениальный живописец нашел свое последнее пристанище в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Через 200 лет на могиле живописца создали грандиозный памятник и высекли слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли — соперник Зевсов и Апеллесов» .

Зал Эрмитажа под номером 221 — Тициановский

В Санкт-Петербурге в Эрмитаже есть целый зал шедевров Тициана. Расположен он в здании Старого Эрмитажа.

Кроме психологической портретной живописи Тициан в своем творчестве не редко прибегал к различного вида аллегориям.

Читайте также  Портрет людовика xiv, гиацинт (иасент) риго, 1701

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Божественный Тициан. «Даная» в четырех авторских версиях

Тициан Божественный – так называли выдающегося живописца эпохи Возрождения его современники. Оказаться на «прицеле» его гениальной кисти было большой удачей. Живописец, создавший десятки портретов королей, герцогов, кардиналов и других представителей высшей знати, навеки обессмертил их лица и имена на своих полотнах.

Рождение стиля

Тициану Вечеллио не было и двенадцати лет, когда он прибыл в Венецию и стал изучать основы живописи. Здесь он познакомился с Джорджоне, вместе с которым писал святых для монастырей и храмов. Художественный стиль Тициана в то время отличался изяществом и чистотой красок. Изучая работы Микеланджело, внимательно разглядывая холсты Рафаэля, Тициан синтезировал свой собственный стиль.

Художественные пристрастия мастера

Он создал невероятное количество точных и глубоких портретов и написал очень много библейских и мифологических полотен, среди которых есть и картина «Даная». Тициана привлекали оттенки характера, особенности взгляда, движения рук, поворота головы в изображении героев легенд и мифов. Живописец делал акцент не на их божественном статусе, а на человеческих проявлениях.

Тайна Данаи

Греческий миф о Данае повествует о том, что ее отец Акрисий заточил дочку в башню, чтобы она никогда не родила ребенка, от руки которого, по предсказанию оракула, царь Акрисий должен был умереть. Но бог Зевс проник к пленнице, обратившись в золотой дождь. После любовного визита Даная родила сына Персея. Эта история вдохновила многих художников, красавицу в башне писали Корреджо, Рембрандт, Тициан. Даная стала героиней четырех полотен в великом наследии Тициана.

Ранний вариант

Первую картину мастер создал в 1546 году. Она носит название «Даная с золотым дождем» и изображает томную юную девушку, раскинувшуюся на смятой постели после полного сладких грез сна. Торжество жизни и гармонии провозглашает в этой ранней работе Тициан. Даная изображена в мечтательном ожидании. Без удивления смотрит она на золото, хлынувшее из невесть откуда взявшейся тучи, а рядом с изумлением и восторгом наблюдает это явление Амур со стрелой и колчаном, перекинутым через плечо. Фигура молодой женщины словно бы светится изнутри, округлые линии тела исполнены грации и нежной красоты. Цвета мягко переходят друг в друга. Эта картина хранится сейчас в Национальном музее Каподимонте в Италии.

Каким было второе полотно

В Мадридском музее Прадо экспонируется другое полотно, которое на этот сюжет создал Тициан. «Даная» на этот раз была написана по заказу испанского короля для наследного принца Филиппа Второго, между 1553 и 1554 годами. На этой картине сюжет более соответствует легенде. Здесь уже нет розовощекого Амура, свой фартук под золотистые струи подставила старая кормилица узницы. Колорит полотна изменил светящиеся романтические краски, теперь они таинственно мерцают, и перед нами предстает атмосфера, в которой есть напряжение и сильные эмоции. На девушке нет покрывала, которое было небрежно накинуто на ее бедра на раннем холсте. Белье на постели, портьера над кроватью выполнены из дорогих материалов. Около подушки свернулась калачиком королевская собачка в ошейнике, усыпанном драгоценностями.

Особенности третьего холста

Тициановское полотно обрело такую популярность, что заказы сыпались один за другим. Третий вариант «Данаи» еще отчетливей передает контраст, рождающий динамику и драматизм. С холста исчезла собачка, а в облаках, из которых сыплются золотые монеты, проглядывает лицо вдохновленного любовью Зевса. Здесь целиком торжествует та неповторимая манера, которой отличается зрелый Тициан. Даная выписана скульптурными линиями и мягкими излучающими свет красками, тогда как в изображении старой кормилицы преобладают зеленовато-песочные тона. Все вместе создает бесподобную гармонию в колорите. Это полотно можно увидеть сейчас в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Поздняя «Даная»

Четвертый вариант картины исполнен невероятной чувственности, действие здесь развивается стремительно и непреодолимо. К 1564 году, когда был написан этот холст, на пике своего гениального мастерства творит Тициан. Даная создана пластично и трепетно. Переходы одного цвета в другой выполнены с величайшим вкусом и демонстрируют восхитительную цветовую гамму, пронизанную светом и воздухом. Гимн красоте человеческого тела сочетается на холсте с выразительным изображением тончайших переливов настроения и душевных движений. Даная смотрит на Зевса с соблазнительно сдержанной страстью, а тот устремлен к возлюбленной со всей мощью неутоленного чувства.

ТИЦИАН.ЖИЗНЬ.КАРТИНЫ.ПОРТРЕТЫ.

Тициан Вечеллио (Пьеве ди Кадоре, ок. 1485/1490 – Венеция, 1576) был ключевой фигурой в развитии венецианской и европейской живописи. Великий колорист, он с предельной полнотой выявил возможности письма «всем цветом», создавая язык, который затем оказал влияние на Тинторетто и других крупных европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс и Эль Греко.

Ранние произведения Тициана

Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

Тициан. Христос с динарием (Динарий кесаря). 1516

В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон; серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511; серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон; первые ксилографии).

Тициан. Любовь земная и небесная. 1514

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная»(1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.

Тициан. Успение Богородицы (Ассунта). 1516-1518

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно — полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. 1523, Лувр, Париж), Красавица (1536, Палаццо Питти, Флоренция), высоко оцененные за глубину характеристики портретируемых.

Тициан. Мужчина с перчаткой. 1520-1522

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Читайте также  Затруднительное предложение, антуан ватто - описание картины

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo («Се человек»). 1543

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

Влияние маньеризма на Тициана

В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).

Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559

В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.

Тициан. Благовещение. 1562-1564

Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.

Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.

По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.

Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Причиной этого была во многом слава его портретов. Портреты обеспечивали постоянный стимул для интереса Тициана к психологии, а также возможность найти потенциальных покровителей и завязать с ними связи. Художественные цели Тициана соответствовали ожиданиям времени, когда портрет все больше использовался видными фигурами для сознательного формирования собственного имиджа. Сдержанного, но не навязчивого отображения на холсте характера было вполне достаточно для этого.

Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Но в отношении Тициана эта фраза повторялась настолько часто, что его, без сомнения, воспринимали в качестве первооткрывателя новых художественных путей. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Вторая особенность позволяла Тициану тонко льстить высокопоставленным людям под видом правды.

Тициан был активен как портретист на протяжении всего своего творчества. Даже в последний период, сосредоточившись на религиозных темах, он не забрасывал портретов совсем и находил в себе энергию писать их. Между 1567 и 1568 Тициан создал два свои величайших шедевра в портретном жанре: автопортрет и портрет Якопо Страда.

Тициан. Портрет дамы (Ла Скьявона). 1508-1510

Тициан Вечеллио — величайший венецианский гений эпохи Ренессанса

Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio; родился 1488/1490 — умер 27 августа 1576 гг.) — великий итальянский художник XVI века, всемирно признанный гений и автор картин религиозного, мифологического и портретного жанров. Тициан Вечеллио — наиболее известный представитель Венецианской школы живописи за всю ее 400-летнюю историю. Мастер еще при жизни обрел огромную славу и оставил потомкам обширное художественное наследие.

Биография Тициана Вечеллио

Тициан Вечеллио появился на свет в конце XV столетия в семье государственного чиновника в городке Пьеве-ди-Кадоре недалеко от Венеции. К сожалению, точная дата рождения великого мастера неизвестна, но по мнению большинства исследователей жизни художника это произошло в 1488 или в 1490 году.

Тициан Вечеллио рано проявил интерес к искусству. В 1500 г. мальчик навсегда покинул родной городок и переехал в Венецию, чтобы начать обучение рисованию. В течение последующего десятилетия ему удалось поработать в мастерских выдающихся местных художников:

  • Себастьяно Дзуккато (Sebastiano Zuccato);
  • Джентилле Беллини (Gentile Bellini);
  • Джованни Беллини (Giovanni Bellini).

В годы обучения Тициан познакомился со многими молодыми художниками. Особенно близкие отношения его связали с Джорджоне (Giorgione) после совместного труда над росписью дворца Фондако-деи-Тедески. К сожалению, от этих образцов раннего творчества великого мастера до наших дней сохранились лишь небольшие фрагменты.

После преждевременной кончины Джорджоне от чумы в 1510 году Тициан дописал за друга несколько незаконченных картин. Постепенно молодой живописец начинает вырабатывать собственный художественный стиль и обретает известность.

Среди множества ранних работ особо выделяются следующие шедевры гения:

  • «Цыганская мадонна» (1512);
  • «Женщина перед зеркалом» (1515);
  • «Динарий кесаря» (1516);
  • «Флора» (1517).

В 1517 году после кончины Джованни Беллини к Тициану заслуженно переходит титул первого художника Венецианской республики. Картины живописца впечатляют публику удивительными контрастами и жизненными художественными образами. В 1525 году Тициан вступает в официальный брак с Чечилией Сольдано, но через 5 лет жена умирает во время родов, оставляя на руках художника четверых детей.

В 1530-х годах наступает расцвет творчества Тициана, который продлится около 25-30 лет. Именно в этот период из-под кисти мастера выходят самые известные портреты, эмоциональные картины на мифологическую и религиозную тематику. Среди них:

  • «Даная» (1546);
  • «Венера и Адонис» (1554);
  • «Похищение Европы» (1562).

Великий мастер продолжает творить до самой смерти. В произведениях позднего периода отчетливо присутствует трагическая глубина композиции. Это наиболее ярко заметно в картинах: «Коронование терновым венцом» и «Пьета» (обе — 1576).

Тициан умер в собственной мастерской 27 августа 1576 года. По самым скромным подсчетам великому гению на тот момент было уже 86 лет.

Самые известные картины Тициана Вечеллио

Многие картины Тициана достойны отдельного упоминания в нашей статье. Кроме перечисленных выше работ великий живописец создал и другие известные шедевры:

  • «Любовь небесная и любовь земная» (1514) — знаменитая аллегория раннего периода творчества великого мастера. На ней изображены пышно одетая светская женщина и богиня Венера. Произведение наполнено множеством иносказательных символов, а современное название появилось лишь спустя 200 лет после написания картины.
  • «Венера Урбинская» (1538) — гениальный образ женской красоты кисти знаменитого венецианца. Это произведение через 300 лет после создания вдохновило Эдуарда Мане (Édouard Manet) на написание знаменитой «Олимпии».
  • «Се человек» (1543) — монументальная картина на библейскую тематику. Художник сумел мастерски совместить в композиции элементы действительности своих современников с событиями ранней христианской эпохи.
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1565) — глубоко эмоциональное произведение религиозного жанра. Согласно одной из легенд, именно с этой картиной в руках великий живописец умер в своей мастерской.
Читайте также  Картина «все в прошлом», художник в. м. максимов — описание

Имя Тициана сегодня известно каждому ценителю живописи. Работы великого мастера потрясают и заставляют задуматься о вечных человеческих ценностях. А портал Very Important Lot предоставляет своим посетителям уникальную возможность принять участие в аукционах искусства. Посетители сайта также могут недорого купить картины напрямую у современных художников.

Краткая биография Тициана

Тициан Вечеллио, общеизвестное и привычное имя которого просто Тициан, был одним из самых крупных итальянских художников XVI века. Воспитанник венецианской школы, ярчайшая величина в искусстве эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Картины Тициана – это портреты, сцены из Библии и полотна мифологического содержания.

Происхождение, детство

Тициан родом из городка Пьеве-ди-Кадоре, принадлежащего в годы жизни художника Венецианской республике, называемой почти до конца XVIII века Светлейшей. Дата рождения неизвестна, год варьируется от 1474-го до 1490-го.

Отец, Грегорио Вечеллио, был не последним человеком в могущественном и влиятельном государстве. Аристократия республики, как и всей Италии, увлекалась искусством – выискивать юные таланты и покровительствовать им было распространённой добродетелью знати. Как художник Тициан начал в 10-12 лет, когда страсть мальчика к рисованию была замечена, и он был отправлен на учёбу в Венецию. Постигал искусство непосредственно в мастерских известных венецианских художников: братьев Беллини (Джентиле и Джованни) и Лоренцо Лотто.

Юность и дружба

Близким другом художника стал его ровесник Джорджоне, талантливый живописец, с которым связывали общие занятия и увлечённость искусством. Молодые дарования развивались параллельными курсами – каждый в первые годы XVI столетия уже имел картины и достижения. Не выпуская друг друга из вида, они занимались и общим делом – вместе расписывали дворец Фондако-деи-Тедески, старинное 4-этажное здание на Гранд-канале, восстановленное после пожара (их фрески на фасаде не сохранились, внутренние — частично).

Кроме фресок Тициан создавал и холсты (новинка для того времени, писали в основном на дереве). Его ранние произведения – это уже интересные, насыщенные красками и эмоциями картины.

В 1510 году в Венеции разбушевалась эпидемия чумы, которая стала причиной смерти Джорджоне. Тициан едва успел спасти от предания огню картины друга (жгли все предметы умерших как потенциальные источники смертельной болезни). Некоторые, которые были не закончены, завершил за друга Тициан – позволяло взаимопонимание молодых художников и похожие стили. Так, «Спящую Венеру» Джорджоне мир узнал после финальных мазков Тициана, который, в свою очередь, на долгие годы «заболел» идеей Венеры. Картины он мог вынашивать десятилетиями – Венер в галерее живописца несколько; подобную той, с полотна друга, он написал уже в зрелые годы, в 1538 году.

Раннее творчество

На начальном этапе творчество живописца – это преимущественно портреты женщин, среди них появляются и мадонны. Тициан как художник исследует женское лицо, тело и формирует свой идеал. Это непременно белокожая, округлых форм, статная и рослая женщина с золотистыми волосами тёплого медового оттенка, получившего впоследствии название «тициановского». Образы этого периода отличаются спокойствием и жизнелюбием, краски насыщенны и чисты, что создаёт оптимистичное общее впечатление от картин.

Результаты от первых работ удовлетворяли самых строгих заказчиков из государственной верхушки – так о Тициане распространялась слава среди влиятельных особ, что влекло следующие заказы и преумножало лавры автора.

Одна за другой следовали работы:

  • Фрески о житии католического святого Антония Падуанского (1511);
  • Картина «Цыганская мадонна» (1511);
  • «Любовь земная и Любовь небесная» (1514);
  • «Женщина с зеркалом» (1514);
  • «Динарий кесаря» (1516).

Обилие практики давало возможность развиваться и вырабатывать собственный стиль – художник без него не творец. В помощь въедливому мастеру были шедевры признанных мастеров: Микеланджело, да Винчи, Рафаэля.

Первый в республике

В 1516-1517 году художник Тициан из живописцев Венеции уже выделился настолько, что ему не было равных. Став в республике мастером №1, он направляет свою творческую энергию на создание пафосных и динамичных полотен, ярких, контрастных по колориту и всё ещё пронизанных влиянием старых мастеров. Это картины на сюжеты из Библии и известных мифов («Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна» и другие).

Первой работой, в которой индивидуальный стиль уже ярок, специалисты называют монументальную «Мадонну Пезаро» (1519-1526). Тициану покровительствуют представители высшей знати, которые в качестве награды среди прочих благ даровали художнику дворянское звание – теперь он граф Палатинский.

Семья, дети

О личной жизни Тициана известно немного. По легенде у мастера был роман с Виолантой, любимой натурщицей. Но женился он на другой (о чём сохранились юридические документы) – в 1525 году, на женщине, к тому времени родившей ему двух сыновей, Помпонио и Орацио. Имя её Чечилия Сольдано. В 1530-м она умерла при родах вместе с ребёнком, девочкой.

Женился снова или нет, доподлинно неизвестно, но дочь Лавиния у художника появилась. Она стала излюбленной моделью талантливого отца. Когда Лавиния стала невестой, Тициан несколько лет подбирал кандидатуру жениха, одобрив в конце концов порядочного дворянина.

Расцвет портретного искусства

К концу 1530-х кисть Тициана настолько окрепла и обрела уверенность, что портреты современников «заговорили» – чувства, мысли и эмоции портретируемых стали явными, а облики красноречивыми. Появились групповые портреты. Каждая картина была результатом индивидуального подхода мастера буквально во всём: от композиции до колористического решения.

Слава о Тициане как о животворящем художнике вышла за пределы Италии. В 1545 году его пригласили в Рим для написания портрета папы, в 1548-м – в Германию для нескольких работ по заказу императора Карла V. Тициан ввёл так понравившийся аристократам конный портрет, ставший впоследствии популярным. Написал портрет умершей к тому времени супруги Карла V – сложную работу со слов вдовца с использованием прижизненных изображений.

Правители Мантуи, Феррари, Урбино, короли, дожи, кардиналы, папа – все стремились заказать портреты именно Тициану. Считалось, что они приносят удачу. Художник повсеместно пользовался почётом и уважением. В результате он раскрылся как искуснейший живописец.

В период расцвета что ни картина, то шедевр:

  • «Венера и Адонис» (1554),
  • «Венера перед зеркалом» (1555)
  • «Диана и Актеон» (1559),
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е)
  • «Автопортрет» Тициана (1567) – наиболее известный (в профиль, с кистью в руке).

Сложности характеров, драматизм ситуации, красноречивость жестов, красота и совершенство – для художника невыполнимых задач не существовало.

Позднее творчество и последние годы

Высочайшим мастерством веет от полотен Тициана зрелого и позднего периода. Опыт прошлых лет позволяет художнику виртуозно играть тонами и оттенками, создавая живые и воздушные полотна, на которых словно оживают сцены с подмостков самых лучших театров. Художник пишет легко и свободно, подчиняясь только внутреннему чутью, основанному на колоссальном багаже знаний и умений. Кисти, пальцы, ребро ладони, шпатель – всё используется для нанесения красок. Результат ошеломлял современников, теперь поражает потомков.

1575 год снова принёс в Венецию эпидемию чумы. 27 августа 1576 года Тициан умер, заразившись от сына. Он скончался, держа в руке кисть. Тело его, несмотря на закон, не было сожжено – такое было поклонение мастеру. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция, Италия).

Самые знаменитые картины Тициана

К счастью, в музеях сохранилось немало работ мастера, позволяющих сегодняшнему зрителю прикоснуться к искусству великого мастера, шедеврам которого около пяти столетий.

Наиболее известны картины Тициана под названиями:

  • «Вознесение Девы Марии» (1516-1518);
  • «Вакх и Ариадна» (1520-1523);
  • «Венера Урбинская» (1538);
  • «Даная» (1554);
  • «Мученичество святого Лаврентия» (1559);
  • «Похищение Европы» (1560-1562);
  • «Аллегория благоразумия» (1565-1570);
  • «Положение во гроб» (1566);
  • «Портрет Якопо Страды» (1567-1568);
  • «Пьета» (1575-1576) – последняя работа живописца.

Король живописцев и живописец королей, как называли Тициана, оставил великолепное и объёмное наследие – ведь он прожил более 80 лет (что уже удача, ведь тогда жили 35-40). Благодаря настоящему долгожительству мастера ему удалось достичь высшего совершенства в художественном искусстве.

Краткая биография художника Сурикова Василия Ивановича

Биография художника Тропинина и его «счастливое дарование»

«Венера Урбинская» Тициана – вечное совершенство

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: