Картина даная, рембрандт, 1636 - JEKATERINBURG.RU

Картина даная, рембрандт, 1636

Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви – в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену – Саскию. Эта девушка стала для художника музой на долгие годы. Рембрантд создал «Данаю» в 1636 г., через 2 года после свадьбы с Саскией. Но семейное счастье было очень кратковременным.

Слабое здоровье женщины не позволяло ей родить здоровых детей – они умирали в младенчестве. Выжить посчастливилось лишь одному сыну – Титусу, но его матери это стоило жизни – в 1642 г. Саския скончалась. Служанка Гертье Диркс стала кормилицей Титуса, а вскоре и любовницей Рембрандта.

Между любовниками часто вспыхивали ссоры – Гертье ревновала Рембрандта к Саскии даже после ее смерти, уж слишком явственно проступали ее черты на всех полотнах. Самое большое раздражение у Гертье вызывала «Даная», на которой Саския словно оживала. Женщина потребовала изменить ее облик, наделив ее чертами. И художник пошел у нее на поводу – он переписал картину, придав портретное сходство с любовницей.

Современный рентгенографический анализ подтвердил внесение изменений в 1646-47 гг. в центральной части картины и в чертах лица – Даная действительно сочетала черты жены и любовницы одновременно. Назойливая Гертье на этом не успокоилась – она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания ее фигуры. Тогда Рембрандт отнес картину в кладовую, чтобы Гертье оставила свои придирки. Но на этом злоключения «Данаи» не прекратились.

В 1656 г. «Даная» была продана в числе других картин за долги Рембрандта. Она переходила от одного владельца к другому, пока не пополнила коллекцию Пьера Кроза, которую позже купила Екатерина ІІ. Так «Даная» оказалась в «Эрмитаже».

15 июня 1985 г. в «Эрмитаже» произошло ЧП: среди бела дня один из посетителей дважды полоснул картину «Даная» ножом, а затем облил ее серной кислотой. Вандалом оказался 48-летний литовский безработный Бронюс Майгис. Говорят, что перед этим он выкрикнул «Свободу Литве!», хотя литовцы этот факт отрицают. Преступника признали душевнобольным и освободили от уголовной ответственности.

Спасать шедевр бросились мгновенно, промывая полотно водой. Центральная часть картины пострадала больше всего: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху картины темные краски. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. В результате около 30% авторского письма было утрачено безвозвратно.

Реставрация «Данаи» длилась долгих 12 лет. Поскольку работы предстояло очень много, и она неизбежно приводила к изменениям первоначального варианта, многие предлагали оставить все как есть – мол, в противном случае от Рембрандта там вообще ничего не останется. Но реставраторы все же продолжили работу. Им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, убрать натеки.

В 1997 г. шедевр вернулся в «Эрмитаж», на этот раз под бронированным стеклом. Хотя реставраторам удалось восстановить картину, многие ценители искусства говорят: «Даная» умерла. В ней больше нет чувств художника». Бронюс Майгис о своем поступке никогда не жалел. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Даная» Рембрандта. Портрет жены и автопортрет в одной картине

«Перед Данаей Рембрандта я умер от упоения»

Считается, что если бы «Данаю» Рембрандта не облили кислотой, она бы была малоизвестна. Ведь по такому же принципу “Мона Лиза” Леонардо стала знаменитой. Не украли бы ее однажды, и мало кто сейчас знал бы о Джоконде.

Может быть и так. Вряд ли бы так часто гуглили «Данаю». Но все равно бы гуглили. Слишком она необычная.

Наверняка вы знаете сюжет «Данаи». Отец заключил свою дочь в тёмную башню из-за предсказания. Которое гласило, что его внук убьёт его. Дабы тот никогда не родился, бедной девушке предстояло всю жизнь провести в заточении. С ней была заключена лишь старуха-надсмотрщица.

Но девушка понравилась Зевсу. Он проник к ней в темницу в виде золотого дождя. Провёл с ней ночь. Родился Персей, который повзрослев, убил своего деда. Случайно, конечно.

Художникам, начиная с Эпохи Возрождения , очень нравился этот сюжет. «Данаю» писали и предшественники Рембрандта, например, Тициан . И его современники, как Орацио Джентилески.

Слева: Тициан. Даная. 1556 г. Государственный Эрмитаж. Справа: Орацио Джентилески. 1621 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес, США

Однако изображение мифа у Рембрандта отличается от версий других художников.

У Тициана и Джентилески Даная – это идеализированный образ. Даная Рембрандта более человечна. Очевидно, что прототипом служила реальная женщина.

У Рембрандта на картине мы не видим главного атрибута мифа – золотого дождя. Но ответ на эту загадку уже найден. Об этом ниже.

Ещё на картине присутствует служанка и Купидон. Они тоже не такие однозначные, как у других художников.

Теперь обо всем по порядку.

1. Портрет жены или любовницы ?

Известно, что Рембрандт написал “Данаю” для себя. Изобразив свою жену Саскию. На руке Данаи мы даже видим кольцо, похожее на обручальное.

Картина была его собственностью до банкротства в 1654 году, когда она была описана в пользу погашения долгов.

Почему же Даная Рембрандта так мало похожа на его жену?

Сравните Саскию в образе Данаи и в образе Флоры.

Справа: Рембрандт. Саския в образе Флоры (фрагмент). 1634 г. Государственный Эрмитаж.

Разница между этими женщинами очевидна. У Саскии маленький и курносый нос. У Данаи – прямой и крупный.

Также обратите внимание, что и манера письма отличается. Даная написана более тёплыми красками и вибрирующими мазками. Флора же изображена более сухо и детализировано.

Не кажется ли вам, что слишком разная манера для двух картин, написанных в один и тот же год?

Разгадать эту загадку нам помог рентген, который сотрудники Эрмитажа сделали в 60-х годах 20 века.

Благодаря ему мы узнали, что в 1634 году Рембрандт действительно изобразил Саскию. Ее черты явственно проступали. А также рентген показал, что на прежней Данае было жемчужное ожерелье. Которое Саския так любила. А ещё она была прикрыта простыней.

Однако Саския умерла в 1642 году. Утешила художника Гертье Диркс. Она была няней его сына. И в 1648 году Рембрандт переписал картину. Возможно, даже по просьбе Гертье.

Действительно, сходство Данаи с ней более очевидное.

Слева: Рембрандт. Гертье Диркс. 1645 г. Национальная галерея Шотландии

Вот так в Данае художник соединил черты двух женщин. Правда со второй из них он расстался плохо. Гертье Диркс требовала, чтобы художник женился на ней. Подала на него в суд. Который обязал его выплачивать ей ежегодное содержание.

Она до конца жизни преследовала Рембрандта, как его кредитор. Так как художник обанкротился, ему нечем было выплачивать ей содержание.

2. В “Данае” есть автопортрет ?

Согласно мифу к Данае была приставлена старуха-служанка. Которую между прочим казнили за то, что не уследила за девственностью девушки.

Посмотрите на эту старуху. Что-то здесь явно не так.

Рембрандт. Даная (фрагмент). 1634 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Я обратила внимание, что черты лица “старухи” мужские. И уж слишком похожа она на самого Рембрандта. У него даже есть автопортрет в таком же берете.

Справа: Рембрандт. Автопортрет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Сохранился набросок к картине. На нем отчётливо видно, что старуха – в характерном женском чепце. А вот на картине никакого чепца нет. Лишь берет, излюбленный головной убор художника.

Рембрандт. Рисунок к картине “Даная”. 1635 г. bu.org

Ещё один интересный момент. Помимо ключей, “старуха” держит как будто … палитру и кисти. Хотя, конечно, по официальной версии в ее руках – мешок. Который нужен для сбора золотых монет. Ведь они по легенде сыпались вместе с золотым дождём.

Я нашла у преподавателя Бостонского университета версию о том, что Рембрандт изобразил самого себя*. Как свидетеля любовного чуда.

Такой приём был свойственен Рембрандту. Так, мы видим его у ног распятого Христа на картине “Воздвижение креста”.

Рембрандт. Воздвижение креста. 1632-1633 гг. Старая пинакотека, Мюнхен. artchive.ru

Вот так Рембрандт решил изобразить себя рядом со своей женой. И это тоже не первый их совместный “портрет”.

Читайте также  Портрет иоганна фридриха великодушного, лукас кранах старший, 1509

Себя он как-то изобразил в образе Блудного сына. Ещё веселящегося в разгульном угаре с красоткой на своих коленях. Для которой и позировала Саския.

Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

3. Какой же миф изобразил Рембрандт ?

Долго спорили, действительно ли на картине Рембрандта изображён сюжет из мифа про Данаю. Ведь нет главного атрибута: золотого дождя.

К тому же Даная смотрит вперёд, а не вверх, откуда по легенде на неё снизошёл Зевс.

Отгадку нашли опять-таки благодаря рентгену. Изначально в 1634 году дождь был! А Даная со служанкой смотрели вверх.

Но по какой-то причине Рембрандт изменил не только внешность Данаи. Но и заставил ее смотреть вперёд, а не вверх. А вместо дождя на девушку полился свет.

Мне очень нравится версия искусствоведа Сергея Андронова. Рембрандт решил спустя 13 лет написать другой момент мифа.

Сначала он изобразил стандартную сцену, которая запечатлена и у Тициана, и у Джентилески. Пришёл Зевс в виде золотого дождя. Даная встречает его, закинув голову.

Во второй версии 1648 года Рембрандт изобразил уже прощание женщины с божеством. Дождь прошёл, остался лишь свет.

В этом случае легко объяснить, почему Купидон изображён с таким страдающим лицом. Он один знает, что Зевс уже не вернётся к женщине.

Почему “Даная” Рембрандта особенная

Так почему же Корней Чуковский перед Данаей Рембрандта “умирал от упоения”? Что в ней такого особенного?

Она удивительно естественна. Да, она не так красива, как Даная Джентилески. Ее грудь меньше принятых стандартов. Ее бёдра возможно крупнее, чем нужно. Живот расслаблен и слишком большой. Крупные ноги.

Рембандт не любил приукрашивать тех, кого изображал. Особенно он был беспощаден к себе. Даже любимой Саскии он не льстил. И рисовал ее с большим животом, оплывшим после нескольких родов.

Офорты Рембрандта. Слева: Автопортрет с растрёпанными волосами. 1631 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва; справа: Обнаженная Саския. 1639 г. Государственный Эрмитаж

Так что по рембрандовским стандартам, Даная прекрасна. Несмотря на недостатки, она живая, человечная. Ее тело тёплых оттенков. Линии плавные, уютные. От этого она завораживает, пленяет.

Видимо такой Саския и была до родов. Ее полный живот ещё не поплыл. Бедра крупные, но крепкие. Она была действительно такой прекрасной. И Рембрандт вновь ничего не приукрасил.

PS. Многослойность Данаи спасла ей жизнь

Не буду подробно рассказывать, как один неадекватный человек однажды (1985 г.) облил шедевр Рембрандта серной кислотой и несколько раз пырнул его ножом. Об этом немало писали.

Важно одно. То, что Рембрандт переписывал картину, ее и спасло. Именно толстый слой краски сыграл немалую роль в ее восстановлении. А реставрировали ее 12 лет. Картина вернулась в Эрмитаж в 1997 году.

* Zhenya Gershman “Rembrandt “I” witness”. Опубликовано на сайте Бостонского Университета bu.org

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Читаем картину. «Даная» Рембрандта


Рембрандт ван Рейн. Даная, 1636

Все знают эту картину Рембрандта. И видели не один раз. И миф, который ею рассказывается, известен. Но посмотрим на картину внимательнее. Она скрывает в себе много секретов, которые на первый взгляд не так уж очевидны.

Начнем с сюжета, изображенного на картине. Сейчас никто не сомневается, что на картине изображена Даная, дочь Акрисия, царя Аргосского, который, узнав, что будет убит внуком, запрятал единственную дочь в высокую башню, чтобы она этого самого внука не родила. Но всемогущий Зевс, увидев девушку, воспылал к ней страстью. Явился к ней в виде золотого дождя и соединился с ней в любви. Даная, естественно, забеременела. Потом родила Персея, который, согласно пророчеству, и убил деда Акрисия.

Все понятно. Картина называется «Даная». А значит, и рассказывает об этом мифе.

Но название появилось значительно позже. Как известно, Рембрандт ван Рейн не давал названия своим картинам. Поэтому искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Ведь на ней отсутствует главный атрибут мифа — золотой дождь. Были предположения, что на картине могла быть изображена и Агарь, и Лия, и Рахиль, и Далила, и жена Потифара, и Вирсавия. Да и вообще, просто женщина, не связанная ни с каким мифом.

Название » Даная» присвоено картине благодаря исследованиям Эрвина Панофского, историка и теоретика искусства первой половины 20 века. Именно он предположил, что Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная.

На связь картины с темой Зевса указывают и ножки кровати, украшенные головой орла.


Фрагмент картины

Орел считался спутником и символом Зевса, часто этот бог
сам перевоплощался в него.

Итак, это огромное полотно, размером 185 × 203 см, Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх — любимой жены и любимой модели, которую он изобразил на многих своих картинах.

Не стала исключением и эта картина. Именно любимая Саския выступила в роли модели для Данаи.


Фрагмент картины

Если присмотреться, то на руке даже видно обручальное кольцо, что совсем не соответствует мифу.


Фрагмент картины

Да и при современных исследованиях картины рентгеном было обнаружено, что первоначально на шее Данаи было изображено жемчужное ожерелье, которое Саския любила. Но в последствии оно было закрашено.

Но. Оказывается, изображенная на картине женщина, лицом мало похожа на его жену Саскию.


Фрагмент картины

Например, на других картинах Рембрандта видно, что у Саскии маленький и курносый нос. У Данаи – прямой и крупный.

Тот же рентген указал, что первоначальные черты лица Данаи были изменены позже Рембрандтом.

В 1642 году его любимая Саския умерла. И в его жизнь вошла другая женщина — Гертье Диркс. Её изображение и было наложено художником на первоначальное.

Так что Даная на картине соединяет черты двух женщин — Саскии и Гертье.

Но, как бы там не было, Даная прекрасна! Хотя и не похожа на тех, что изображали другие художники. У Рембрандта получилась не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя.


Фрагмент картины

Живот, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой, толстые ноги. Согласитесь, фигура Данаи далека от совершенства. Но как заметил немецкий искусствовед Карл Нейман : «Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта».

На картине имеется изображение еще одного персонажа, выглядывающего из-за занавеса.


Фрагмент картины

По мифу предполагается, что это служанка, которая была приставлена для охраны Данаи, и которую казнили за то, что не уследила за девственностью девушки.

Но слишком мужеподобное лицо у служанки, не так ли? Да и ключи в руках. Если обратится к теории символов, то ключи — мужской символ, открывающие замок (символ женский).

И еще знаменитый темный бархатный берет на голове (он встречается на других картинах художника). Есть предположение, что в образе старухи-служанки живописец изобразил самого себя.

Еще одна загадка картины Рембрандта — почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? Почему рука Данаи протянута будто бы в прощальном жесте?


Фрагмент картины

Ответ на этот вопрос опять же нашелся при рентгеновском исследовании картины. Оказывается, в первоначальном варианте у Рембрандта Даная со служанкой смотрели вверх. И Даная держала руку ладонью вверх, словно приветствуя своего возлюбленного.

И самое интересное — на картине присутствовал Золотой Дождь, который на исправленном варианте художник заменил золотым свечением.

Таким образом живописец изменил смысл картины. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню Данаи: стихия прошла, осталось сияние.

Это подтверждает и изображение плачущего Ангела.


Фрагмент картины

Он как бы подчеркивает скоротечность любви Зевса, который больше не
вернется к женщине.

Известно, что «Данаю» Рембрандт писал не для продажи, а для своего дома. Он и оставалась у него вплоть до 1656 года, когда из-за долгов произошла распродажа его имущества.

Читайте также  Картина «тайная вечеря», леонардо да винчи — описание картины

На время следы картины теряются. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза.

А в 1772 году была приобретена Екатериной Великой для Эрмитажа у наследников скончавшегося Кроза.

Долгие годы украшала знаменитая картина стены Эрмитажа, пока 15 июня 1985 года не случилось несчастье. В этот день житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину.

Казалось, что бесценное полотно Рембрандта потеряно навсегда. Но благодаря мастерству реставраторов (реставрация длилась более 12 лет) картину удалось не только спасти, но и разгадать многие загадки.

Даная (картина Рембрандта)

Рембрандт
Даная. 1636—1647
Холст, масло. 185 × 203 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.

Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.

Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении девушке. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Трактовка сюжета
  • 3 История создания
  • 4 Даная в России
    • 4.1 Вандализм
    • 4.2 Реставрация
  • 5 Отражение в культуре
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Описание [ править ]

Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскинувшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.

Даная. Фрагмент: лицо женщины

Даная. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки

Даная. Фрагмент: правая рука обращена навстречу свету

Даная. Фрагмент: над изголовьем кровати — золотой младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание

Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.

В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.

Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.

Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание.

Трактовка сюжета [ править ]

Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались предположения, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Далила, жена Потифара или Вирсавия. По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик — Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». По Панофскому Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная [1] .

История создания [ править ]

Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку [2] . На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

Даная в России [ править ]

После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́ (фр. Pierre Crozat ). После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ.) русск. » Тициана [3] [4] .

Вандализм [ править ]

В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.

Позже экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен ввиду отделения Литвы от Советского Союза [5] .

Реставрация [ править ]

Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и одновременно — директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста. [6]

Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.

Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании.

Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.

Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.

Отражение в культуре [ править ]

Вокруг картины «Даная» под изменённым названием «Эгина» построен сюжет книги Андрея Дмитриевича Константинова (Баконина) «Вор» («Журналист-2»), по мотивам которой снят сериал Бандитский Петербург. Фильм первый — «Барон». Упоминается также то, что картина была облита серной кислотой и процесс её реставрации. Также вокруг «Данаи» построен сюжет книги Владимира Соловьёва «Похищение Данаи». История картины ярко описывается в «Исторических миниатюрах» Валентина Пикуля.

«Даная» Рембрандта: история картины и интересные факты

Содержание статьи

  • «Даная» Рембрандта: история картины и интересные факты
  • Какая картина в Эрмитаже была облита кислотой
  • Картины Ван Гога: история написания

Рембрандт создавал свою «Данаю» на протяжении одиннадцати лет, начиная с 1636 года. В качестве сюжета художник использовал древнегреческий миф о Данае. Сегодня любой желающий может увидеть картину в Эрмитаже, она находится на втором этаже главного здания в зале, где выставлены работы художников фламандской и голландской школ.

Сюжет картины

Красивая обнаженная женщина лежит в своей роскошной постели. В комнату падает теплый солнечный свет, и женщина протянула ему навстречу правую руку, будто бы пытаясь дотронуться. Она не красавица в современном понимании этого слова – крупные бедра, полный живот, пышные формы. Однако во времена Рембрандта именно такие женщины являлись настоящими символами красоты.

На заднем плане выглядывает старая служанка, а над головой главной героини картины художник изобразил страдающего младенца с крыльями.

Картина написана по мотивам древнегреческого мифа о прекрасной Данае. Царь Акрисий, повелитель города Аргос, узнал от предсказателей, что погибнет он по вине собственного внука, которого родит дочь Даная. Чтобы обмануть судьбу, царь решил спрятать дочь в подземный дом из меди. Несмотря на это, Бог Зевс сумел попасть в покои Данаи, пролившись золотым дождём. После визита громовержца Даная родила сына Персея, который впоследствии действительно убил своего деда.

Проникновение Зевса золотым дождем к томящейся пленнице было нередким сюжетом для художников тех времён. Подобные картины есть у Тициана, Госсарта, Климта, Коллерджо. Однако все они изобразили на своих полотнах золотой дождь, о котором говорится в мифе. У Рембрандта дождя нет, и возникает логичный вопрос – действительно ли в основе картины миф о Данае?

Рентгенографические исследования, которые проводились в середине двадцатого века, показали, что изначально золотой дождь все-таки был. А это значит, что картина все же посвящена прекрасной дочери Акрисия, заключенной в подземелье собственным отцом.

История создания

Первый вариант «Данаи» был написан в 1636 году, через два года после свадьбы голландского художника с его женой Саксией. В обнаженной женщине Рембрандт воплотил черты любимой жены, которую он нередко делал героиней своих работ.

Впрочем, семейное счастье влюбленных было недолгим. Слабое здоровье не позволило Саксии обзавестись здоровым потомством. Все дети умирали в младенчестве, выжить удалось только одному – Титусу. После его рождения Саксия прожила девять месяцев, а затем умерла. Оплакав потерю жены, Рембрандт нашёл новую любовь в лице Гертье Диркс, которая после смерти Саксии стала няней Титуса.

Обретя утешение в лице Гертье, в 1642 году Рембрандт возвращается к картине и переписывает её. Именно этот исправленный вариант и дошел до наших дней.

Как показала рентгенография, художник изменил черты лица Данаи, и она больше стала напоминать Гертье Диркс, нежели покойную жену живописца.

Кроме того, изначально Даная смотрела не в сторону света, а на золотой дождь, льющийся сверху. В первой редакции картины рука обращена ладонью вниз, символизируя прощание, а во второй призывно поднята вверх. В лице золотого Купидона над постелью женщины тоже произошли изменения. Если в первой версии он был весел, то во второй выглядел страдающим, словно оплакивал счастье, ушедшее со смертью Саксии.

Ещё один важный нюанс, который определил рентген, связан с отсутствием во второй версии картины покрывала, прикрывающего бедра Данаи. С его помощью Рембрандт как будто оберегал сокровенность своей жены, но с Диркс этого ему уже делать не хотелось.

Изначально Рембрандт не планировал продавать «Данаю», она была дорога ему как память о потерянной любви. Однако после смерти жены финансовая ситуация резко ухудшилась. Заказов становилось всё меньше, а долги только росли. В 1656 году художник объявил о банкротстве. Всё имущество, включая дом, было распродано, а «Даная» на сто лет исчезла из виду. Следующие упоминания о ней связаны с именем Екатерины Великой, которая приобрела картину для Зимнего дворца у родственников известного коллекционера из Франции Пьера Кроза.

Автопортрет в «Данае»

Кроме молодой женщины художник изобразил на картине старую служанку, которая, согласно мифу, была приставлена к Данае её отцом. Однако если присмотреться к старухе, то в её грубых чертах лица можно узнать самого Рембрандта! Версию подтверждает наличие у художника автопортрета, на котором он изображен в похожем берете.

Надо сказать, что автопортреты были не редкостью для голландского живописца. На картине «Воздвижение креста» у ног распятого Иисуса очень хорошо видно самого автора картины. Также на холсте «Блудный сын в таверне» опять изображен Рембрандт в образе веселого гуляки.

Акт вандализма

Одним солнечным июньским днем 1985 года Эрмитаж посетил малоприметный мужчина средних лет. Отыскав зал с картинами Рембрандта, он поинтересовался у работниц музей, какая из представленных работ наиболее ценная. Узнав, что это «Даная», мужчина приблизился к полотну и быстро пронзил его ножом несколько раз. Оставив в картине зияющую дыру, посетитель плеснул на картину серную кислоту. Жидкость попала на грудь, лицо и ноги Данаи, на холсте стали появляться пузыри и начал меняться цвет. Казалось, что великое творение Рембрандта безнадеждно испорчено.

Вандалом оказался житель Литвы Брюнус Майгияс. Свои действия он объяснил политическими убеждениями (Брюнус являлся литовским националистом). Позднее он отказался от этой версии, заявив, что больше всего на свете ненавидит женщин и желает остановить разврат, воплощенный в образе Данаи. Спустя некоторое время литовский вандал снова изменил показания, рассказав, что таким неординарным способом решил обратить на себя внимание общественности.

В конце августа 1985 году Дзержинский суд признал преступника душевнобольным и отправил на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу Черняховска. После шести лет пребывания в больнице, Майгияса перевели в аналогичное учреждение в Литве, откуда он успешно вышел сразу же после распада Советского Союза.

Бронюс Майгис никогда не раскаивался в содеянном и не жалел о своем поступке. Более того, он заявил, что работники музея сами виноваты в произошедшем, поскольку плохо охраняли шедевр мирового искусства.

Реставрация картины

После происшествия для восстановления картины в Эрмитаж были немедленно вызваны лучшие специалисты Ленинградского технологического института, а также института химии силикатов. Центр полотна представлял собой мешанину из темных пятен, брызг и натеков. Утрата авторской живописи составила почти тридцать процентов.

В этот же день начались работы по восстановлению «Данаи». Первым делом картину обильно промыли водой, что позволило остановить разрушающее действие кислоты. После этого холст укрепили специальным раствором из рыбного клея и меда, чтобы при высыхании слои краски не отслаивались.

Капитальные работы по реставрации стартовали в Малой церкви Зимнего дворца. Полтора года мастера укрепляли грунт, удаляли под микроскопом остаточные следы кислотной реакции, занимались подведением нового дублировочного холста. Следующим этапом стало тонирование и нанесение техники масляной живописи, максимально приближенной к стилю Рембрандта. В 1997 году все работы были завершены и «Даная» снова предстала перед посетителями Эрмитажа, но уже под надежным бронированным стеклом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: