Картина «дама с горностаем», леонардо да винчи — описание - JEKATERINBURG.RU

Картина «дама с горностаем», леонардо да винчи — описание

9 любопытных фактов о картине «Дама с горностаем», о которых не расскажут в школе.

Вокруг личности одного из самых культовых художников всех времен и народов Леонарло да Винчи ходит немало легенд. А вокруг его бессмертных творений — и подавно.

Сегодня речь пойдет о полотне, которое наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» принадлежит к числу четырех женских портретов Леонардо.

Итак, мы знаем, что изучать что-то, — это обычно очень скучно, поэтому редакция публикует интересные факты о картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».

1. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, герцога миланского.

2. Кто вообще такая, эта Чечилия? Чечилия родилась в большой семье в Сиене. Ее отец Фацио занимал несколько приличных должностей в миланском суде, в том числе должность посла во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия изучала латинский язык и литературу.

В 1483 году в возрасте 10 лет девушка была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. В 1489 году Чечилия уходит из дома в монастырь Нуово и там встречает своего герцога. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре. Но Лодовико вступает в брак с некой Беатриче д’Эсте.

Позже Беатриче умирает. Чечилия заводит доверительные отношения с любовницей Лодовико, Лукрецеей, и становится законной женой герцога и рожает мужу еще четырех детей. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла Чечилия получает от в подарок дворец Карманьола.

3. Чечилия познакомилась с Леонардо в замке Сфорца. И в 1489 году художник начал писать ее портрет. Чечилия частенько приглашала мастера на встречи миланских интеллектуалов. У да Винчи сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня. ». Также известно, что эти двое были между собой на «ты», хотя в те времена даже друзья обращались друг к другу на «вы». Исследователи подозревают, что между ними была интимная связь.

4. «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи писал в три этапа. По мнению Паскаля Котта, изучающего шедевр с помощью специального фотосканера, поначалу никакой зверушки на картине и в помине не было, как и не было на переднем плане мастерски выписанной кисти правой руки. Всему виной вечные сомнения и врожденный перфекционизм художника.

Очистив картину от вековой грязи и лака, Котт заметил любопытную деталь: сначала дама была вообще с пустыми руками. Позже в ее руках появился горностай и парадная голубая накидка.

5. Сначала голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая позже была зарисована волосами. Кроме того, была изменена переносица и линия роста волос.

6. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай? Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Соответственно первой версии, горностай по-гречески звучит как γαλῆ (гале). На полотне, скорее всего, изображена Чечилия Галлерани — любовница герцога миланского Людовико Сфорца. Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца. Следовательно второй версии, Чечилия во время написания картины, возможно, была беременна, а горностай, прикрывающий ее живот, — это символ целомудрия и чистоты. По третьей версии Чечилия была властной барышней и держала герцога, так сказать, в ежовых рукавицах.

7. И вообще это не горностай. Девушка держит на руках не горностая, а белого хорька. Название же картины, очевидно, берет начало от игры слов: на древнегреческом слово «горностай» звучит как «гале», созвучно с фамилией Галлерани.

8. Кстати говоря, ранее предполагалось, что картина была нарисована учениками Леонардо: Марко д’Оджоно, Амброджио де Предис и Больтраффио. Лишь в ХХI веке Паскалю Котту всё же удалось доказать авторство Леонардо: он разглядел на ней отпечатки пальцев самого да Винчи.

9. Во время Первой мировой войны «Даму с горностаем» для безопасности отправили в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала Второй мировой войны ее снова спрятали, но в сентябре 1939 года она всё-таки попала в руки нацистов.

После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть ее в Кракове. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.

Сегодня картина находится в Музее Чарторыйских в Кракове. И это единственная картина да Винчи на территории Польши.

Быть может, ты не очень любил искусствоведение в школе или университете. Но всё, в первую очередь, зависит от подачи материала. Согласен? Тогда делись этими любопытными фактами об одном из самых известных полотен ХV века со своими приятелями.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

История дамы с Горностаем

Картина «Дама с горностаем» – уникальная, во многом новаторская портретная работа кисти великого Леонардо да Винчи (1452-1519). Сегодня его авторство доказано всего для двух десятков картин. Нередко знатоки и любители искусства отдают первенство именно этой «Даме…».

Автор

Если быть точнее, сохранилось до сегодняшнего зрителя лишь 19 картин мастера. Но имя Леонардо да Винчи известно каждому с детства. Дело в личности самого художника, его разносторонности, смелой изобретательности, поразительной для его времени. Леонардо – один из лучших представителей рода человеческого, когда-либо живших на земле.

Он первооткрыватель оптических и прочих физических явлений, изобретатель машин и механизмов, прообразов танка, велосипеда, вертолёта, дельтаплана, пулемёта и прочих. Именно в его светлую голову пришли идеи ножниц и парашюта, контактных линз, прожектора и спасательного жилета.

Он виртуозно играл на музыкальных инструментах, составлял географические карты, разбирался в ботанике, скрупулёзно погружался в анатомию (что немаловажно для художника).

Такими же смелыми были его нововведения в живописи: использование масляных красок, эффект сфумато (дымка), особые светотени, изображение фигур на фоне пейзажа. Модели на его портретах ожили – шедевр «Дама с горностаем» подтверждает гениальность да Винчи.

Предыстория картины и её героини

Перед зрителем Чечилия Галлерани (1473-1536), юная возлюбленная правителя Миланского герцогства из династии Сфорца. Лодовико (1452-1508) находился у власти в период 1480-1499 годы. Именно он в 1482 году пригласил на службу в Милан Леонардо да Винчи как инженера и архитектора. При дворе служил и отец Чечилии – Фацио Галлерани не принадлежал к знатному роду, но занимал не последнюю должность и был уважаемым человеком. Мать также из интеллигентной семьи, поэтому образованию детей (кроме Чечилии было 6 сыновей) уделялось много внимания. Родители устроили 10-летней дочери помолвку, которая через несколько лет была расторгнута – возможно, герцог уже оказывал знаки внимания юной красавице. Для её семьи было очень выгодно обзавестись таким высокопоставленным покровителем, в обществе такое положение не осуждалось. Лодовико искренне привязался к девушке, устроил её переселение к себе поближе, в свою резиденцию, даровал палаццо в Милане. Но жениться на простолюдинке не мог. В знак своей любви и уважения заказал именитому мастеру её портрет. В период, когда Чечилия уже носила ребёнка под сердцем, Леонардо работал над картиной, это 1489-1490 годы.

Описание портрета

Вглядимся в черты лица героини, её одежду, поворот головы, жест – перед зрителем Муза герцога, предмет страсти мужчины. И всё становится ясно – прошло более пятисот лет, а эта улыбчивая девушка настолько мила, что не даёт отвести взгляд по-прежнему. Нет, даже ещё сильнее, ведь примешивается исторический интерес зрителя к реально существовавшей женщине, которую писал сам Леонардо да Винчи. Так и хочется тронуть девушку за нежный подбородок и слегка повернуть хорошенькую головку, чтобы поймать добродушный и слегка лукавый взгляд.

Художник наделил образ минимальным количеством деталей – на первый план выходит свежесть и юность модели. Она в платье, сшитом по моде того времени, из мягких тканей сдержанных оттенков: доминируют приглушённые синий и красный, лиф и сложные рукава имеют тёмно-коричневую отделку. Неглубокий квадратный вырез платья скромно открывает грудь и двойную нитку чёрных бус на длинной стройной шее. Волосы зачёсаны, для сохранения гладкости причёски надет чепец, совершенно невидимый. Голову обхватывает скромная фероньерка, лишённая каких-либо украшений по центру лба.

Модель изображена по пояс – в руках девушки горностай, её тонкие трепетные пальцы осторожно придерживают доверчивого зверька.

Впечатление динамики

Совершенно живая, уж точно не застывшая фигура. Словно камера, о которой никому не известно, выхватила кадр из идущей своим чередом жизни. Кажется, что девушку окликнул кто-то или она оглянулась на звук – корпус повёрнут влево, лицо обращено в противоположную сторону. Но окликнувший, бесспорно, человек близкий или хорошо знакомый – никакой тревоги или настороженности во взгляде. Наоборот, в очаровательном облике только спокойствие и уверенность, которые добавляют в лестные характеристики девушки явную интеллектуальность. Усиливает впечатление динамичности поза зверька, разворотом головы она подобна положению его хозяйки. Оживляют изображение и руки девушки – напряжённые пальцы изогнуты, чтобы касаться пушистого друга только кончиками пальцев, не приминая меха. Передние лапы горностая напряжены, одна из них согнута.

Сигналы да Винчи через горностая

Символизм в художественных произведениях в средние века – непременный атрибут творчества, делающий произведения искусства настоящими ребусами. Многие из них до сих пор с интересом разгадываются.

Есть версии и относительно картины Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», и именно зверьку здесь выпадает главная роль:

  • Намекает на любовную связь девушки с герцогом – Лодовико Сфорца был рыцарем Ордена Горностая;
  • Фамилия девушки Галлерани и греческое название зверька (читается как «гале») имеют одно происхождение, т.е. однокоренные слова;
  • Белый горностай символизировал чистоту во всех смыслах и подчёркивал, что связь с герцогом вне брака, но по большой любви не позорит девушку;
  • Зверёк (зашифрованный герцог) прикрывает округлившийся живот женщины, как-бы защищая его и физически, и морально;
  • Добавляет к характеристикам фаворитки герцога решительность и особое владение женскими чарами, которые позволили ей длительное время иметь влияние на владетельного князя, «белого горностая», как его называли приближённые.
Читайте также  Франческо гварди, биография и картины

Современные исследования картины показали, что художник не сразу вручил в руки дамы животное, сомневался также насчёт размера горностая (по некоторым версиям, хорька) и цвета его меха (писал серого и меньшего).

Как сложилась судьба причастных к картине

В 1490 году герцог Лодовико женился на Беатриче д’Эсте, представительнице знатного рода, которой приходилось мучиться от ревности. Ведь Чечилия, родившая в мае 1491 года герцогу сына Чезаре, продолжала жить в палаццо. Чтобы окончательно расквитаться с этой историей, герцог в 1493 году выдал бывшую возлюбленную замуж. В браке она ещё четырежды стала матерью.

Беатриче, успев родить двух сыновей, в начале 1497 года умерла. Лодовико утешался с фаворитками – прежней Чечилией и новой Лукрецией, пока военные события с французами не привели к потере власти. Умер в заключении, во Франции в 1508 году. Чечилия занималась своим литературным салоном, очень популярным в просвещённых кругах. Овдовев, потеряв сына Чезаре и владения, конфискованные французами, около 1415 года нашла приют у сестры Беатриче, которую звали Изабелла. Умерла в 63 года, когда семья Сфорца снова были у власти.

Леонардо да Винчи покинул Милан с началом военных событий (около 1500 года).

Бесспорное авторство

Искусствоведы и историки вели немало споров относительно авторства. Несколько фактов доказывают, что картина «Дама с горностаем» принадлежит кисти великого да Винчи:

  • Знакомство художника с Чечилией Галлерани имеет документальное подтверждение,
  • Доподлинно известно, что живописец писал её портрет,
  • Цветовая гамма, светотени, новаторское решение художника запечатлеть лицо не в профиль, а в три четверти,
  • Следы пальцев мастера, аналогичные отпечаткам на других его работах,
  • Поражающая анатомическая точность, подтверждённая учёными, исследовавшими ценное произведение искусства.

Картина дважды детально изучалась – в 1955 и 1992 годах. Специалисты считают, что только Леонардо да Винчи мог писать модель, начиная с её скелета – такое складывается впечатление – лишь потом наделяя его плотью и облачая в одежды.

Но оригинал изменён

В результате исследований учёные пришли к выводу, что автор тёмного однообразного фона не да Винчи – чёрным он стал в период 1830-1870 гг. Скорее всего, изначально за фигурой героини была синяя стена с оконным проёмом. Кто и по какой причине внёс изменения, неизвестно – картина за века существования не раз реставрировалась. Это художественное решение, конечно, изменило восприятие картины великого мастера, который предпочитал дальний план детализировать прекрасными ландшафтами.

Тонкости и факты создания картины

Установлено, что художник использовал «картон». Это предварительный рисунок, испещрённый крошечными отверстиями. Через них с помощью просеивания угольной пыли на дерево, которое составляет основу картины, переносилось заготовленное изображение. Основа, в свою очередь, загрунтована тонким слоем, для подмалёвка использовался коричневый колер. Специалисты также пришли к однозначному выводу, что готовая картина имеет тот же размер, что и в начале работы над ней – неокрашенные участки дерева располагаются с четырёх сторон, обрезка не производилась.

Круговорот владельцев и стран

Столь длительная история существования картины «Дама с горностаем» имеет множество пробелов относительно своего местонахождения, особенно на ранних этапах. Около 1491 года картина из студии да Винчи перекочевала к Галлерани. В 1498 году Изабелла, будущая покровительница Чечилии, обратилась к той с просьбой передать ей картину с посыльным. Вероятно, чтобы любоваться и демонстрировать влиятельным гостям. На этом месте след теряется на три столетия. Возможно, спустя какое-то время картина была возвращена владелице.

В 1800 году, находясь в поездке по Италии, знаменитый портрет приобрёл Адам Ежи Чарторыйский, польский князь. В XIX веке, спасаясь от войн, «Дама с горностаем» путешествовала по Европе: из Польши отправилась в Дрезден, затем в Париж (туда уехали Чарторыйские).

В 1882 году картина вернулась в Краков. В 1939-м произведение искусства стало добычей нацистов и отправилось в Берлин. Через год владельцем шедевра стал генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк. По окончании войны палач был казнён, картина найдена, к счастью, в целости и сохранности. Сегодня «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, картина на доске размером 54х40 см из грецкого ореха, маслом, совсем небольшая и неброская, но притягательная, великая и бесценная с точки зрения искусства, культуры и истории, находится в Национальном музее города Краков (Польша).

Картина «Дама в голубом» Константина Андреевича Сомова

Секреты картины Пикассо «Любительница абсента»

История и описание картины да Винчи «Мадонна Литта»

Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани

Описание картины «Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани»

Некоторые (небезосновательно?) считают, что именно эта картина — лучшая из всего созданного Леонардо да Винчи. Просто ей не посчастливилось стать такой знаменитой, как «Джоконда»: она обитает не в Лувре, ее не воровали, о ее пропаже не писали несколько месяцев на первых полосах всех газет.

Любопытно, что приписываемое Леонардо да Винчи авторство «Дамы с горностаем» долгое время ставилось под сомнение, как и личность изображенной на этом полотне девушки. Споры относительно этого периодически вспыхивают до сих пор, когда технические средства цифровой эпохи позволяют исследовать картину под новым углом.

Пока же стоит остановиться на том, что на портрете изображена Чечилия (Цецилия) Галлерани, любовница миланского герцога Лодовико Сфорца, мать его сына Чезаре. Художник позаботился о том, чтобы как можно меньше деталей отвлекало зрителя от юной и свежей красоты модели. Да Винчи изобразил ее в простом платье, а из украшений оставил на девушке лишь нитку черного жемчуга. Даже гладко зачесанные волосы Чечилии, кажется, служат именно этой цели (такая прическа – с косой и плотно охватывающими лицо прядями волос – была введена в моду Изабеллой Арагонской и называлась coazone). Изображение модели вполоборота было инновацией Леонардо, до этого портреты представляли собой по большей части чеканные профили. И даже этой необычной позой художник сумел подчеркнуть живость характера юной модели, которая будто бы прислушивается к невидимому собеседнику.

На руках Галлерани держит белого зверька, которого принято считать горностаем. Существует несколько интерпретаций того, что именно символизирует животное. Традиционно «зимний» белый горностай считался символом чистоты и непорочности, бытовало даже поверье, что он скорее погибнет, чем позволит себе запятнать белоснежный мех. Согласно еще одной версии, зверек служит своеобразным намеком на связь девушки с Лодовико Сфорца, который в 1488 году был принят в Орден горностая и включил животное в свой герб. Кроме того, существует мнение, что, будучи большим любителем загадок и кодов, да Винчи с помощью горностая зашифровал на полотне фамилию Галлерани (на древнегреческом все семейство куньих именовалось «gale»).

Миланская муза

Чечилия Галлерани родилась в 1473 году в большой семье, которая не могла похвастаться ни богатством, ни знатностью. У девушки было шестеро братьев, наравне с которыми она обучалась языкам, она свободно говорила на латыни, пела и играла на музыкальных инструментах, писала стихи. Ее образованность и одаренность в сочетании с миловидной внешностью и привлекла внимание Лодовико Сфорца по прозвищу Иль Моро, на службе у которого состоял отец Галлерани. Вероятно, именно миланский герцог стал причиной разрыва помолвки Чечилии с неким Джованни Стефано Висконти, которому она была обещана в жены еще в возрасте 10 лет.

Галлерани стала возлюбленной Сфорца в возрасте приблизительно 16-17 лет. По свидетельствам современников, девушка везде сопровождала герцога, он был искренне привязан к ней и поселил ее в своем замке, выделив ей несколько комнат. Чечилия оставалась в замке даже после того, как Сфорца заключил брак с Беатриче д’Эсте, и Лодовико иногда тайком наведывался в комнаты любовницы, которая в то время ждала от него ребенка. Естественно, все это не могло укрыться от внимания законной супруги герцога, Беатриче ревновала его к сопернице и, в конце концов, вынудила разорвать отношения с Чечилией. После того, как Галлерани родила сына Чезаре, Сфорца выдал ее замуж за разорившегося Лодовико ди Брамбилла, графа Бергамини, и подарил дворец.

В браке Чечилия родила еще четверых детей и стала весьма популярной фигурой в Милане благодаря тому, что открыла один из первых в Европе литературных салонов. Замужество никак не повлияло на увлечения женщины, она не только продолжала писать сама, но и стала собирать в своем доме философов, теологов и поэтов, которые называли ее своей музой. Появлялась Чечилия и при дворе Сфорца, особенно часто – после смерти жены Лодовико в 1497 году. Бывшая возлюбленная герцога вместе с его новой любовницей Лукрецией Кривелли поддерживала и опекала Иль Моро после утраты. Чечилия умерла в возрасте 63 лет, пережив и Лодовико Сфорца, и Леонардо да Винчи, прославившего ее в веках.

Автора, автора!

Картина «Дама с горностаем» прошла два детальнейших лабораторных исследования, призванных, в частности, подтвердить авторство Леонардо да Винчи. Результаты первого, проведенного варшавскими учеными, были опубликованы в 1955 году. Второе исследование вместе с реставрацией было проведено в 1992 году в лабораториях Национальной галереи искусства Вашингтона под предводительством специалиста по сохранению предметов искусства Дэвида Булла. Ученый был ошеломлен мастерством Леонардо, позже он говорил, что при внимательном изучении картины создается впечатление, что художник начал писать свою модель со скелета, добавив плоть и одежду лишь после того, как понял механику ее тела.

Читайте также  Портрет элеоноры гонзага делла ровере, тициан

О том, что автором картины «Дама с горностаем» является именно да Винчи, свидетельствуют несколько факторов. Во-первых, имеются документальные свидетельства того, что художник был знаком с Чечилией Галлерани (более того, их связывала нежная дружба) и писал ее портрет. Во-вторых, в пользу авторства Леонардо говорит цветовая гамма картины, игра света и тени, а также поворот головы модели в три четверти. В-третьих, на полотне были обнаружены следы пальцев, характерные для других работ художника. И, наконец, по мнению ученых, на тот момент только да Винчи мог изобразить человека со столь потрясающей анатомической точностью и детализацией. Достаточно присмотреться к руке Галлерани и увидеть, насколько тщательно прописан каждый ноготь и каждая морщинка на костяшках ее пальцев.

Оба исследования подтвердили, что фон полотна был закрашен темным не самим да Винчи, вокруг фигуры Чечилии были обнаружены частицы серовато-синей краски под слоем черной. Польские ученые также выяснили, что изначально на заднем плане было изображено окно или какой-то другой источник естественного света. До сих пор неизвестно, когда и кем именно был закрашен фон картины (по некоторым данным, к этому приложил руку Эжен Делакруа), поскольку за годы своего существования она неоднократно обновлялась и реставрировалась. Но некоторые особенности наложения слоев краски позволяют предположить, что черный фон появился в промежутке между 1830 и 1870 годами. Безусловно прекрасный портрет стал немного похож на плоский плакат, в отличие от других работ Леонардо, знаменитых, кроме прочего, потрясающей детализацией ландшафтов на заднем плане.

На деревянной основе обнаружились следы использования так называемого «картона» — рисунка, с которого изображение переносилось на дерево с помощью крошечных отверстий и угольной пыли. Дерево было покрыто тонким слоем грунта (gesso), подмалевок был выполнен коричневой краской. Кроме того, ученые определили, что после окончания работы над картиной дерево не обрезалось, об этом свидетельствуют узкие неокрашенные полосы со всех четырех сторон.

А был ли горностай?

Многочисленные исследования картины «Дама с горностаем» показали, что сам да Винчи переписывал его как минимум трижды. В первой версии картины никакого горностая на руках Чечилии не было (здесь же не было и синей накидки на плече девушки, на ней было надето только красное платье). В следующем слое художник добавил зверька, но тот был меньшего размера и серого цвета. И уже здесь возникают сомнения в том, действительно ли это горностай, а не, к примеру, фретка – домашний хорек (именно они преимущественно окрашены в разные оттенки серого, а горностаи летом носят рыжевато-коричневый мех). В конце концов, место на руках Галлерани заняло животное белого цвета, и картина стала фигурировать везде как «Дама с горностаем», даже когда имя героини полотна еще оставалось для исследователей под вопросом.

И хотя ученые все-таки сошлись во мнениях относительно личности женщины, изображенной на этом портрете, видовая принадлежность зверька по-прежнему ставится под сомнение. Красноватый оттенок его глаз опять-таки позволяет заподозрить, что это хорек-альбинос. Дело в том, что в Средневековье и в период Раннего Возрождения хорьков приручали для охоты на диких кроликов, а в некоторых местах – на крыс и мышей. Горностаи поддаются приручению хуже, к тому же, их судьба в то время зачастую была куда более печальной: белоснежные зимние шкурки животных использовались для украшения мантий знатных особ.

Существует еще одна, гораздо менее приятная версия: животное, которое держит Чечилия, — на самом деле «блошиный мех», чучело горностая, которое использовалось для ловли докучливых насекомых. Подобные аксессуары вошли в моду в позднем Средневековье и варьировались от меховых горжеток до баснословно дорогих чучел с позолоченными лапками и головами. Впрочем, вегетарианец и любитель животных да Винчи вряд ли стал бы изображать такой образчик таксидермического искусства.

Тайная жизнь Чечилии

Несколько веков существования «Дамы с горностаем» покрыты завесой тайны. Приблизительно в 1491 году картина покинула студию да Винчи и несколько лет хранилась у Галлерани. Весной 1498 года Изабелла д’Эсте просит Чечилию прислать ей работу да Винчи: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным» . Галлерани, хоть и призналась в ответном письме, что очень изменилась с тех пор, все же не смогла отказать высокопоставленной просительнице. Можно представить себе, каким губительным оказалось это путешествие для картины, ведь о его сохранности вряд ли кто-то позаботился. По мнению исследователей из Вашингтона, путешествие приблизительно в 150 километров шедевр да Винчи, по всей вероятности, совершил будучи завернутым в ткань и кожу и притороченным к седлу посыльного. Предположительно, спустя месяц картина вернулась к владелице, но на этом его след обрывается на три столетия.

Сложно вообразить, какой была судьба знаменитого портрета, и сколько перемещений и «исправлений» он пережил до того момента, когда в 1800 году его приобрел в Италии польский князь Адам Ежи Чарторыйский. По всей вероятности, вскоре после прибытия в Польшу картину в очередной раз отреставрировали. Тогда в левом верхнем углу появилась надпись «LA BELE FERONIERE. LEONARD DAWINCI» (Чарторыйский считал, что на портрете изображена та же женщина, что и на картине «Прекрасная Ферроньера», хотя некоторые исследователи полагают, что на самом деле это Лукреция Кривелли). В течение XIX века «Дама с горностаем» несколько раз перемещалась по Европе: княгиня Чарторыйская успела спасти картину до вторжения российской армии в 1830 году, затем она была отправлена в Дрезден, а после – в Париж, в знаменитый особняк «Отель Ламбер», где жили Чарторыйские.

В Краков Чечилия Галлерани вернулась в 1882 году, но на этом ее злоключения не закончились. Почти сразу же после оккупации Польши немцами в 1939 году произведение попало в руки нацистов и было переправлено в Берлин. Год спустя владельцем «Дамы с горностаем» стал генерал-губернатор Польши Ганс Франк. В конце Второй мировой войны картина была обнаружена в его заброшенной летней резиденции в Баварии и возвращена в Польшу. Сейчас картина «Дама с горностаем» находится в Кракове в Музее Чарторыйских.

«Дама с горностаем» – на что “намекает” зверёк с картины Леонардо?

Картина «Дама с горностаем« принадлежит к одним из самых известных творений великого Леонардо да Винчи. Несмотря на то, что она менее знаменита, чем «Джоконда», многие ценители искусства считают «Даму с горностаем» лучшей работой гениального мастера.

Существует предположение, что на ней изображена Чечилия Галлерани, любовница герцога Миланского, причём подтверждение этой теории можно найти на самом полотне. «Дама с горностаем» не перестаёт будоражить умы ценителей творчества Леонардо. Несмотря на ряд раскрытых тайн, в ней скрыто ещё немало загадок. Какова история этой картины? Какие версии строят относительно её особенностей?

«Дама с горностаем» – кто она?

Наиболее распространённой версией относительно личности героини картины является предположение, что это – Чечилия Галлерани. Девушка родилась в Сиене в семье работника суда. Она была любовницей герцога Людовико Сфорца, которому в 1491 году родила сына. Увы, вступить в брак с Чечилией, не имевшей благородного происхождения, герцог не мог.

Примечательно, что даже после женитьбы Людовико Сфорца женщина продолжала жить в его замке – до появления новой фаворитки.

Долгое время считалось, что на картинах «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера» изображена именно Чечилия, однако в последнее время искусствоведы склоняются к тому, что на втором портрете мы видим другую любовницу герцога – Лукрецию Кривелли.

Леонардо да Винчи «Прекрасная Ферроньера», 1490-е, предположительно портрет Лукреции Кривелли
Местонахождение: Музей Лувр, Париж, Франция

История картины

Сам герцог находился при власти в 1480-1499 гг. В 1482 году он пригласил в Милан Леонардо да Винчи в качестве архитектора и инженера. Предположительно портрет художнику был заказан в 1489-1490 гг., когда юная Чечилия стала возлюбленной Людовико Сфорца. Когда началась работа над портретом, женщина уже носила под сердцем ребёнка герцога.

Известно, что вместе с Чечилией Леонардо нередко бывал на светских встречах интеллигенции миланского общества. Эта женщина интересовалась искусством, наукой, философией. Существует даже мнение, что она была любовницей художника, писавшего её портрет, однако оно необоснованно.

Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», между 1483 и 1490 годами
Местонахождение: Музей Чарторыйских, Краков, Польша

Предположение такое базируется лишь на сохранившемся черновике письма Леонардо к Чечилии. Начинает он словами: “Возлюбленная моя богиня…”. Стоит отметить, что в любовной переписке того времени подобный слог не использовался.

По завершению работы над картиной Леонардо да Винчи продемонстрировал её ряду своих друзей. Впечатление было просто ошеломляющим. Хороший знакомый художника, поэт Бернардо Беллинчионе писал так о «Даме с горностаем»:

“Ломбардским увальням и обжорам дан прекрасный урок: в конюшне, полной навоза, тосканец сумел отыскать перл чистоты и изящества, лютню, бренчание которой заглушает пьяные вопли этих наглецов и бездельников”.

Особенности портрета «Дамы…»

Именно Бернардо Беллинчионе отметил интересную деталь самого портрета. Поскольку Чечилия изображена наклонённой в сторону, а её лицо чуть повёрнуто, создаётся впечатление, что она прислушивается к какому-то невидимому голосу.

От себя хочу отметить, что в «Даме с горностаем» существует некое нарушение углов и наклонов. Имеется слишком сильное отклонение лица от центра, однако оно не чувствуется дисгармоничным. Гениальный Леонардо сумел идеально подобрать тот самый ракурс, что подчёркивал бы мягкость черт облика своей героини.

Итальянский искусствовед Карло Педретти отмечал:

“Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов XV века: даётся уже не профиль модели, как на медали, а трёхчетвертное изображение, типичное для бюстов. В нём присутствует естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа”.

Горностай на картине

«Дама с горностаем» действительно демонстрирует новаторский подход художника. С абсолютной точностью и любовью выписана каждая деталь на полотне. Обратите внимание, как нежно пальцы женщины касаются горностаевой шерстки. Кстати, сам зверёк тоже словно “намекает” нам, кто изображён на портрете.

Читайте также  Я и деревня, марк шагал - описание картины

Древнегреческое название горностая звучит как “гале”, то есть относит нас к фамилии Галлерани. Помимо этого, сам Людовико Сфорца был членом Ордена Горностая, что также может быть скрытым символом портрета.

А ещё хочу заметить, что горностай в эпоху Ренессанса считался символом совершенной чистоты и благородства. Вероятно, именно так Леонардо старался донести до нас свою мысль: связь Чечилии с герцогом вне брака, но по большой любви является чистым союзом.

Горностай на картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»

Многие ценители творчества Леонардо да Винчи отмечают, что зверёк словно бы прикрывает собой округлившийся живот Чечилии. Быть может, горностай и вовсе олицетворял самого герцога, что был добрым покровителем и защитником возлюбленной.

В своей переписке Чечилии Галлерани с Изабеллой д’Эсте, ставшей супругой герцога, Изабелла просит прислать картину для сравнения с картиной художника Джованни Беллини:

“Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным, чтобы мы смогли не только сравнить работы этих двух художников, но также и иметь удовольствие снова лицезреть ваше лицо”.

В ответ на это наша «Дама с горностаем» ответила просто: портрет действительно прекрасен, однако с момента его написания прошло более 15 лет, из-за чего её прежнее изображение совсем не похоже на оригинал. Тем не менее, сам портрет был отправлен Изабелле.

Леонардо да Винчи «Изабелла д’Эсте», эскиз к неосуществлённому портрету, 1499 год
Местонахождение: Музей Лувр, Париж, Франция

Сегодня «Даму с горностаем» можно увидеть в Музее Чарторыйских, Краков. Эта работа по-прежнему вызывает массу споров и предположений – как и любое другое творение Леонардо. Художник словно писал свои полотна не красками, а тайнами, разгадать которые не под силу уже многим поколениям людей. Без сомнения, «Дама с горностаем» ещё немало удивит нас в будущем.

«Дама с горностаем»: портрет №2 в наследии Леонардо да Винчи | Portrait №2 by Leonardo da Vinci

Source: INTELLIGENT LIFE magazine

Consider the ermine: a stoat in winter fur. Stoats are small and fierce; they kill by biting the necks of their prey; they are said to mesmerise their larger victims with a snake-like dance. And now look at Leonardo da Vinci’s ermine, resting quietly, although still very much alert, in the loose grip of his mistress. His left paw is upraised in a heraldic gesture. He has intelligent eyes, his mouth is closed over sharp teeth, his fur is soft and creamy, and his owner’s long fingers rest gently on him. This is a beautiful, sleek creature, a beloved pet.

Вспомните горностая: зимой у него мех белый (ermine — горностай с белым мехом), а летом — светло-коричневый (stoat — горностай с летним мехом). Горностай — животное маленькое и свирепое, убивает жертву укусом в шею; говорят, он гипнотизирует крупную добычу своим танцем, похожим на танец змеи. А теперь посмотрите на горностая на портрете кисти Леонардо да Винчи: он лежит спокойно и свободно в руках хозяйки, хотя [внутренне] очень насторожен. Его левая лапа поднята в геральдическом жесте. У него умные глаза, острые зубы за сжатым ртом, мех мягкий, кремового цвета. Длинные пальцы хозяйки бережно прикрывают его. Это прекрасный, лоснящийся зверёк, любимец хозяйки.

The lady is Cecilia Gallerani, aged about 16 when her portrait was painted, c.1490, and at that time the favourite mistress of Lodovico Sforza, the immensely powerful duke of Milan. In the year after she was painted, Cecilia gave birth to Lodovico’s son, and Lodovico married Beatrice d’Este, who soon ensured her rival was dismissed. Records suggest that when she left the Sforza castle, Cecilia took the painting with her.

А хозяйка — это Цецилия Галлерани. Портрет создан около 1490 года, ей примерно 16 лет. В этом возрасте она была фавориткой Лодовико Сфорца, могущественного герцога Милана. Через год после написания этого портрета Цецелия родила Лодовико сына, а сам Лодовико женился на Беатрис д’Эсте, которая быстро удалила соперницу от двора мужа. Есть свидетельства, что Цецилия взяла портрет с собой, когда покидала замок Сфорца.

We can reasonably assume that the portrait was commissioned by Leonardo’s patron, the enamoured duke. Cecilia was apparently as gifted as she was lovely — a poet, linguist and musician. Why then did Leonardo pair her with an animal that few would call endearing? Why draw attention to the stoat-like shape of Cecilia’s face: was it a waspish tease, a moral rebuke, a subtle act of malice?

Разумно предположить, что портрет был заказан влюблённым герцогом своему придворному художнику. Видимо, Цецилия была не только хороша собой, но также была талантливой поэтессой, знатоком языков и музыки. Почему же Леонардо изобразил её вместе с животным, которое мало кто назовёт милым? Зачем привлекать внимание к форме лица Цецилии, похожего на лицо горностая? Что это: шуточный укол, моральное осуждение или тонкое проявление злого отношения?

On one level the inclusion of the ermine is a tribute to Lodovico, who used it as an emblem. There is a knowing joke here: a ruthless lord is fondled by his mistress, made submissive by the power of love. But, in another aspect, this animal is Cecilia herself. See how the curve of Cecilia’s shoulder rhymes perfectly with the curve of the ermine’s body, how her bent wrist echoes its paw, how the two are connected in a sinuous flowing spiral, how their matching eyes, clear and brown. The ermine and the girl are almost indivisible, two aspects of one being.

На первом уровне [понимания] появление на портрете горностая — это дань уважения Лодовико. Горностай был его эмблемой. Здесь шутка-намёк: женщина ласкает своего свирепого господина, укрощённого силой любви. Но есть и другой аспект: горностай — это сама Цецилия. Посмотрите, как изгиб её плеча гармонирует (рифмуется) с изгибом тела горностая. Изгиб её запястья — эхо изгиба лапы зверька. Их объединяет волнистая спираль, у них одинаковы ясные, карие глаза. Горностай и девушка почти неразделимы, как две ипостаси одного существа.

In folklore the ermine was a symbol of purity, because it was supposed to prefer death to the defilement of its snowy coat. Leonardo knew this. But no one as observant as Leonardo could fail to see that the ermine has two faces, and that in its stoat-guise it is brown, smells musky and is vicious.

В фольклоре горностай был символом чистоты, так как по поверьям предпочитал смерть осквернению своей белоснежной шубки. Леонардо знал об этом. И Леонардо с его наблюдательностью не мог не заметить, что у горностая два лица, что в своей летней коричневой шубке он пахнет мускусом и полон норова.

“The good painter has to paint two principal things,” Leonardo wrote of figure painting, “that is to say, man and the intention of his mind.” One reason for the great allure of this painting is the hint of troubling duality. Girl and animal—beautiful Cecilia, with her immaculate white skin, is a mistress, not a lawful wife. She could equally be predatory as pure and honourable; she could indeed be prey herself. The potentially dangerous creature in her arms is captive, for the moment. But while Cecilia may have captivated the mighty Lodovico, she herself, dependent on patronage like the painter, is subject to his will. There’s not much security in the post of ducal pet, as Cecilia would soon discover.

Вот что писал Леонардо об искусстве портретного изображения: «Хороший художник должен передать на картине две главных вещи: человека и состояние его души (ума)». И секрет огромной привлекательности этого портрета — в этом намёке на тревожную двойственность. Девушка-животное, прекрасная Цецилия с её безупречной белой кожей — любовница, но не законная жена. Она может быть и хищной, и чистой, и достойной уважения. Она сама может стать жертвой хищника. Пока что опасный зверёк послушно сидит в её руках. Но очаровав могущественного Лодовико, она сама зависит от его патронажа, как и художник Леонардо да Винчи. Положение любимого зверька герцога ненадёжно, о чём Цецилия вскоре узнает по себе.

This is above all a painting of supreme harmony, the creation of a perfect whole through total mastery of line and shadow, light and form. Look at this woman, Leonardo is saying: ambiguous and flawed like every human being, but beautiful and lovable.

Самое главное в этом портрете — предельная гармония. Художник создал совершенное целое через мастерское владение линией, светотенью и формой. Леонардо говорит нам: посмотрите на эту женщину. Она неоднозначна и не лишена недостатков, как любой человек, но она прекрасна и достойна любви.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: