Картина «бурлаки на волге», репин - JEKATERINBURG.RU

Картина «бурлаки на волге», репин

Бурлаки на Волге

Описание картины «Бурлаки на Волге»

Картину «Бурлаки на Волге» Репин написал, не читая некрасовские «Размышления у парадного подъезда». Впрочем, когда прочел, то раскритиковал. У Некрасова:

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.

Репин же уверял, что ни о каких песнопениях, даже подобных стону, бурлакам думать не приходится. «…никакого расположения петь у них я не встречал; даже в праздники, даже вечером перед кострами с котелком угрюмость и злоба заедала их», – уверял Репин. И действительно, глядя на бурлаков на картине, мы не особо-то можем представить их поющими песню, будь то лирическую или обличительную.

Рамки жанровой, бытовой картины слишком тесны для Репина. Не получилась у него ни «бытовая», ни обличительная картина. Хотя изначально планы были именно такие. Однажды, во время прогулки с друзьями по Неве, Репин увидел бурлаков, и его глубоко поразил контраст между ними и праздной аристократической толпой. В 1870-м году с приятелями художник отправился в путешествие по Волге, в котором работал над эскизами к «Бурлакам» (1, 2, 3, 4, 5).

«Бурлаки» Репина монументальны, в этих тощих оборванных людях – кажется, сила и безысходность целого народа. Сияющая баржа за их спиной – не просто корабль с грузом, а тот самый мир, который через некоторое время уже не сможет жить по-старому. При этом символизмом как таковым Репин не увлекается. Его бурлаки – это именно бурлаки, изможденные тянущие лямку мужики. Да и тащат на своих плечах они отнюдь не аллегорию, а реальную баржу. При этом вышедшая из-под кисти художника картина значительно грандиознее, нежели изначальный его замысел.

Сияющий, почти праздничный пейзаж: золотистый берег, ясное небо, на зеркальной поверхности воды вдали виден корабль. И, словно нечто чуждое – темная, выбивающая из пейзажа цепочка бурлаков. Они кажутся явлением вообще другого мира. Бурлаки из глубины холста движутся на зрителя. Их путь – и есть сюжет картины. Не видно, откуда они пришли – за ними только сияющий пейзаж, он же и впереди. И эта такая неуместная, странная и неловкая цепь изможденных людей движется сквозь слишком яркий, слишком праздничный для них мир.

«Однако что это там движется сюда? Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на солнце?» – описывал Репин свои впечатления от первой встречи с бурлаками. Он создавал свою картину практически одновременно с Саврасовым, писавшим «Волгу в окрестностях Юрьевца». Оба художника при этом независимо друг от друга вступили в диалог с «Бурлаками» Верещагина.

Особенность картины Репина в том, что бурлаки в ней индивидуализированы, это отдельные люди со своей историей. Идущий впереди по центру написан с Канина – это поп-расстрига и любимая модель Репина на этом полотне. Справа от него – огромный мужик, воплощающий в себе дикую неприрученную силу, слева – матрос, ненавидящим стеклянным взглядом смотрящий прямо на зрителя. Во второй тройке выделяется совсем юный мальчишка, кажется, он пытается снять с себя лямку.

Один из конфликтов Репина состоял в том, что он был безусловно художником, выражающим общественные чаяния, художником с гражданской позицией и при этом время от времени пытался следовать идеям чистого искусства и протестовать против публицистичности художников-передвижников, которые норовят «проповедовать». В этом смысле «Бурлаки на Волге» Репина уникальны: они лишены дидактики, но и «искусством для искусства» их точно не назовешь.

«Бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего, – восхищался Достоевский. – Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»» Как удалось Репину изобразить не жалкую стилизацию, но плоть и кровь – и при этом обойтись без поучений? Единственный императив, который задает Репин: «Смотри!». Но уж от него не уклониться.

Репин представил картину на годичной академической выставке, и даже ради ее завершения отложил стажировку в Европе. «Бурлаки на Волге» вызвали горячий интерес и неоднозначную реакцию. Оценки колебались в диапазоне от «профанация искусства» до «величайшее произведение» .

Картина «бурлаки на волге», репин

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Живопись
  5. Бурлаки на Волге

Бурлаки на Волге

  • Холст, масло . 131,5 x 281
  • Ж-4056

Пост. в 1918 году из бывшего дворца великого князя Владимира Александровича (Петроград)

  • Экспонирование Михайловский дворец, Зал 33Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Вторая половина XIX века
  • Категория Бытовой жанр
  • Ключевые слова Эпоха Александра II (1855-1881) | Передвижники, ТПХВ | рабочие | труд, работа | Волга, Поволжье | лодки, парусники, корабли
  • Виртуальные выставки и 3D-туры
    • Илья Ефимович РЕПИН. К 175-летию со дня рождения

    Поделиться

    Картина принадлежит к числу самых выдающихся произведений русской живописи. Она начинала собой новую эпоху в истории отечественного искусства. Художник поставил своей целью создать монументальное полотно, посвященное жизни народа и не только раскрывающее тяжесть его доли, но и воспевающее его духовную силу.

    Еще в студенческие годы Репин начал работать над картиной. В 1868 году он впервые увидел бурлаков на Неве и был поражен зрелищем оборванных, впряженных в лямку людей, особенно по контрасту с гуляющей публикой.

    В мае 1870 года Репин в компании его брата Василия, а также художников Фёдора Васильева и Евгения Макарова совершили первое путешествие на Волгу, где были сделаны первые этюды и эскизы.

    После двух поездок на Волгу, близко познакомившись с бурлаками, Репин обратился к утверждению нового героя, которого не знала русская живопись.

    Тяжеловесным скульптурным фризом выглядит группа людей в жаркий летний день на фоне широкого волжского пейзажа, высветленного песка, воды и неба. Группа представляет единое целое и в то же время состоит из трех отдельных частей. В авангарде — ведущий бурлак, поп-расстрига Канин, голова которого напоминает лицо древнегреческого философа. «Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб — большой, умный, интеллигентный лоб — это не простак…», — делился своими впечатлениями Репин.

    Индивидуальными чертами наделены фигуры, окружающие Канина: нижегородский боец с опущенной мощной рукой, Илька-моряк, смотрящий исподлобья на зрителя, высокий худой человек с трубкой. Композиционный центр идущих в связке бурлаков — мальчик в красной рубахе по имени Ларька, поправляющий сползающую с худых плеч лямку. Предельное напряжение его сил подчеркивается образами идущих рядом бурлаков, один из которых, прислонившись к соседу, не спеша набивает трубку табаком, а второй вытирает пот с изможденного и болезненного лица. В замыкающей группе выделяется профиль бородатого мужика в шапке, который дополняет общий ритмический рисунок медленно идущей толпы.

    В целом, рождается суровый групповой портрет одиннадцати бурлаков, созданный по правилам «высокого жанра». Такое решение бурлацкой темы стало неожиданным для представителей определенных официальных кругов.

    Каждый из героев картины был для Репина живым лицом со своей судьбой, характером, внутренним миром. Не раз виденную в натуре сцену Репин поднял до широкого обобщения, сохранив при этом свежесть непосредственного жизненного впечатления, наполнив картину широким дыханием волжских просторов.

    Репин закончил картину в марте 1873 года. Она была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в этом же месяце на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки на Всемирную выставку. На Всемирной выставке в Вене (1873) картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил ее в своем дворце в Петербурге.

    С картины „Бурлаки на Волге“, высоко оцененной на Всемирной выставке, началась европейская известность Репина.

    Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

    Аудиовизуальные лекции старшего научного сотрудника Русского музея, заслуженного работника культуры Регины Абрамовны Гельман посвящены нескольким шедеврам из коллекции Русского музея. Вы можете узнать о том, что такое «натюрморт», как И.Е.Репин создавал свое произведение «Бурлаки на Волге» или о том, как в самый непростой момент своей жизни В.И.Суриков решился писать «Взятие снежного городка».

    Фильм рассказывает об истории создания Ильей Репиным знаменитого полотна «Бурлаки на Волге», популярность которого насчитывает столько же лет, сколько лет и самой картине.

    «Бурлаки на Волге» Репина

    Илья Репин – художник, у которого что ни полотно, то шедевр. Одна из картин, которую невозможно забыть или перепутать с чем-либо, – «Бурлаки на Волге».

    Сюжет

    На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

    Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

    Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

    На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

    Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

    Контекст

    «Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

    «О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

    Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами — сам живописец был крайне стеснен в средствах.

    Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

    Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

    Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

    Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

    Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

    После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.

    И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

    Судьба художника

    Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

    Каждое свое полотно Репин выписывал основательно, на работу уходило по несколько лет. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.

    А когда Репин работал над картиной «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», то даже жил недалеко от монастыря. Тем временем первая жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

    Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.

    Пять малоизвестных фактов о картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

    5 августа 2014 11:00

    1. С берегов Невы

    В 1869 году художник с товарищами отправился по Неве до Усть-Ижоры рисовать этюды. Среди гулявших по берегу людей они увидели оборванных и почерневших от солнца бурлаков, которые тащили тяжелую барку.

    «Промозглые, страшные чудища [бурлаки] с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар и любовно оглядывают их самих и их наряды», — напишет потом Репин.

    2. Знакомство с героями

    Чтобы сделать свое полотно правдивым, художник отправился на Волгу. Репин поселился в Ширяеве и вскоре подружился с одиннадцатью бурлаками. Он встречал их во время работы, какое-то время шел с ними в ногу, а во время отдыха беседовал.

    3. Священник и боец

    Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Ни один не повторяет другого.

    На Волге Репин встретил своего любимого героя — расстриженного священника Канина. Художника поразило в бурлаке все: одежда, тряпица, которой тот повязал голову, выражение лица, а главное — глаза. Репин увидел его мельком. Бурлаки прошли, а он все находился под впечатлением. Пришлось друзьям художника по Волге догонять ватагу. Репин договорился с Каниным о портрете — так появился главарь бурлаков. Он изображен в первом ряду с правой стороны.

    Рядом с Каниным — широкогрудый силач, заросший черной бородой. Из-за частых побед в кулачных боях его называли нижегородским бойцом.

    За передовой двойкой с озлобленным взглядом идет Илька-матрос. Как рассказывал Репин, Илька всегда сетовал на жизнь и часто матерился.

    Слева от матроса — высокий бурлак в шляпе. Он не прилагает особых усилия, не думает о других, а просто курит трубку.

    Следом справа молодой деревенский паренек Ларька. Он будто пытается сбросить с себя лямку — «бурлачок» совсем еще не привык к такому труду.

    Сосед паренька — больной старик. Он уже выбился из сил и утирает со лба пот. За Ларькой — еще один любитель покурить. Он спокоен, прилег на плечо юнца и набивает трубку. Тем временем за его спиной плетется калмык.

    Осталась замыкающая тройка.

    Ближе к нам — отставной солдат Зотов. Он единственный изображен в сапогах, потому что еще не успел их сносить, не приноровился к бурлацкому делу. Дальше — грек, со злостью оглянувшийся на баржу, где сидят наемники. В разговоре с Репиным, бурлаки называли их кровопийцами. Последний отстал. Он изо всех сил тянет корабль.

    4. «Как вам не стыдно!»

    Многие восторгались «Бурлаками». Среди почитателей был и Федор Достоевский. Однако критиков тоже хватало. Однажды министp пyтeй cooбщeния Зeлeнoй сказал Репину: «Кaкaя нeлегкaя дepнyлa вac пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк? Hy кaк нe cтыднo — pyccкий? Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeден к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy. A вы пишитe кapтинy, вeзете ee нa Bceмиpнyю выcтaвкy в Beнy и, я дyмaю, мечтaeтe нaйти кaкoгo-нибyдь глyпцa-бoгaчa, кoтopый пpиoбpeтет ceбe этиx гopилл, нaшиx лaпoтникoв!»

    Не знал тогда Зеленин, что художник писал картину пo зaкaзy вeликoгo князя Bлaдимиpa Aлeксaндpoвичa, который, увидев набросок, попросил немедленно закончить полотно.

    5. «Этот стон у нас песней зовется»

    Многие считают, что Репин создал свою картину как иллюстрацию к стихотворению Некрасова «Размышления у парадного подъезда»:

    Выдь на Волгу: чей стон раздается

    Над великою русской рекой?

    Этот стон у нас песней зовется —

    То бурлаки идут бечевой.

    Однако это не так. Художник писал: «Стыдно признаться, но я прочитал эти некрасовские строки только через два года после поездки на Волгу».

    Более того, Репин критикует поэта: «Разве может бурлак петь на ходу под лямкой? Ведь лямка тянет назад, того и гляди оступишься или о корни споткнешься. А главное — у них всегда лица злые, бледные: его глаз не выдержишь, отвернешься — никакого расположения петь я у них не встречал, даже вечером перед кострами с котелком угрюмость и злоба заедали их».

    НАША СПРАВКА

    Бурлак — наемный рабочий в России, который при помощи бечевы тянул речное судно против течения. Бурлацкий труд был сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью.

    В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. Но в годы Великой Отечественной войны она периодически использовалась на некоторых малых реках из-за отсутствия буксиров.

    Читайте также

    Возрастная категория сайта 18 +

    Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

    Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

    АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68

    Загадка Бурлаков. Какой тайный смысл скрывает известная картина Репина

    ​150 лет назад, в 1870 году, Илья Репин начал свою знаменитую картину «Бурлаки на Волге», принесшую ему мировую славу. Об истории создания и тайных смыслах шедевра «АиФ» рассказали в Русском музее.

    Расстрига, боец и моряк

    Над картиной «Бурлаки на Волге» художник начал работать еще в студенческие годы. В 1868 году он впервые увидел бурлаков на Неве и был поражен видом оборванных, впряженных в лямку людей, особенно по контрасту с гуляющей публикой. В мае 1870 года Репин в компании брата Василия, а также художников Федора Васильева и Евгения Макарова совершили первое путешествие на Волгу, где были сделаны этюды и эскизы картины. После двух таких поездок, близко познакомившись с бурлаками, Репин и приступил к утверждению нового героя, которого еще не знала русская живопись. Каждый из бурлаков — реальный персонаж, с которым художник общался порой на протяжении многих месяцев. Каждый наделен живым лицом со своими судьбой, характером, внутренним миром.

    Группа представляет единое целое и в то же время состоит из трех отдельных частей. В центре — ведущий бурлак, поп-расстрига Канин, голова которого напоминает лицо древнегреческого философа. «Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб — большой, умный, интеллигентный лоб — это не простак…», — делился своими впечатлениями Репин. Индивидуальными чертами наделены и фигуры, окружающие Канина: нижегородский боец с опущенной мощной рукой, Илька-моряк, смотрящий исподлобья на зрителя, высокий худой человек с трубкой. Композиционный центр идущих в связке бурлаков — мальчик в красной рубахе по имени Ларька, поправляющий сползающую с худых плеч лямку. Предельное напряжение его сил подчеркивается образами идущих рядом бурлаков, один из которых, прислонившись к соседу, не спеша набивает трубку табаком, а второй вытирает пот с изможденного и болезненного лица. Среди замыкающих выделяется профиль бородатого мужика в шапке, который дополняет общий ритмический рисунок медленно идущей толпы. Так в целом родился суровый групповой портрет одиннадцати бурлаков.

    Репин закончил картину в марте 1873 года. Она была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в этом же месяце на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки на Всемирную выставку в Вене. В столице Австрии полотно завоевало бронзовую медаль. Именно с этого момента началась европейская известность великого русского живописца. Однако он выслушал и немало критики. Российский министр путей сообщения в 1873 году негодовал: «Ну какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который купил «Бурлаков» за 3000 рублей и повесил в своем петербургском дворце. После 1917 года картина была перевезена в Государственный Русский музей.

    Ничего случайного

    Картина Репина «Бурлаки на Волге» хранит немало тайн и загадок. Некоторые из них раскрыл ведущий специалист экскурсионно-лекционного отдела Русского музея, автор экскурсии «Тайный смысл известных картин» Валерий Ахунов:

    «Если вы внимательно посмотрите на нее, на заднем плане справа увидите современный пароход, а слева — парусное судно. И вдруг в центре бурлаки, труд которых тогда еще использовался, но все меньше и меньше. В таких загадках и контрастах проявился бунтарский дух Репина, который прослеживается во многих его полотнах — «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди». Они принесли Илье Репину славу как человеку, который выступал против существующего строя.

    В их числе и «Бурлаки на Волге». Одна из загадок шедевра — перевернутый флаг на барже. Этому может быть несколько объяснений.

    Во-первых, в морском деле флаг переворачивали в случае опасности и проблем на судне. Во-вторых, такие цвета имеет флаг Сербии. Однако Репин, с большой вероятностью, использовал первую трактовку — новый поворот, ожидание перемен, которыми была насыщена Россия в те годы. Мало кто обращает внимание, что канат, который тянут бурлаки, привязан к вершине мачты.

    И если бурлаки, которые стали символом народа, вместе бы потянули эту бичеву, баржа бы обязательно перевернулась. Как рухнул бы и старый мир. Столкновение нового, промышленного мира и старого показывает и развевающийся в правую сторону флаг на барже, в то время как дым из трубы парохода направлен влево.

    К слову, многие бурлаки не хотели этого нового прогрессивного мира. Для них такой заработок подчас оказывался единственным. Полученной за навигацию оплаты хватало, чтобы прожить всей семьей целый год. Однако и труд этот был невыносимо тяжелый. Не зря на переднем плане мы видим перевязанный веревкой камень, что часто принимают за случайность. Но в картине Репина нет ничего случайного. Камень здесь — символ утопленника. Дело в том, что тогда это был самый простой способ покончить жизнь самоубийством, на которое люди шли от безысходности. Рядом с камнем — разорванная корзина, которая нам вновь напоминает о том, что Репин сочувствовал революционному движению. Сломанные прутья символизируют освобождение. Освобождение от старых оков мы увидим позже и в его картине «17 октября 1905 года» (также находится в Русском музее), где в центре — человек с разорванными кандалами. Напомню, что 17 октября 1905 года, в разгар Всероссийской октябрьской политической стачки, был опубликован «Манифест об усовершенствовании государственного порядка».

    В нем Николай II обещал даровать народу «незыблемые основы гражданской свободы». Это вызвало бурную реакцию в обществе. Репин с восторгом воспринял Манифест 17 октября: « и вот плотина прорвана, — пишет он, — теперь уже не остановить этой силы скопившейся реки — она хлынула!»

    Однако все это он предугадал намного раньше — в «Бурлаках на Волге». И сегодня, наверное, нет известнее картины в истории русской живописи. Мы узнаем ее с детства, и она сопровождает нас фактически всю жизнь.

    В музей — через смартфон

    Сегодня все основные объекты Русского музея доступны для посещения. Однако если у вас в данный момент нет возможности прийти сюда лично, можно совершенно бесплатно устроить виртуальную прогулку по залам, детально рассмотреть отдельные произведения и получить дополнительную информацию о каждом экспонате.

    На сайте Русского музея сегодня можно совершить классический тур по основной экспозиции: узнать историю и увидеть буквально все уголки Михайловского, Строгановского и Мраморного дворцов, флигеля Росси, корпуса Бенуа, Летнего сада, Михайловского замка и Домика Петра. Кроме того, для виртуальных посетителей доступны 9 туров по временным экспозициям. Например, среди них — выставка, организованная к 175-летию Репина, проходившая в музее с октября 2019-го по март 2020 года. Во время экскурсии в 3D-формате вы увидите панорамы залов вернисажа, расположившегося во всем пространстве первого этажа корпуса Бенуа, свободно перемещаться по нему и детально рассматривать отдельные экспонаты, оцифрованные в высоком качестве и снабженные аннотациями. В отличие от реальной выставки, в виртуальном туре есть возможность увидеть и подробно изучить знаменитое полотно Репина «Торжественное заседание Государственного совета», которое не стали перевозить в корпус Бенуа со своего исторического места в зале № 54 Михайловского дворца. Здесь же можно посмотреть и авторские лекции о великом художнике.

    Не менее интересны виртуальные экспозиции, созданные к 140-летию Казимира Малевича и Кузьмы Петрова-Водкина.

    Ну а если вы захотите послушать, как Иван Ургант, Михаил Боярский, Вячеслав Бутусов, Михаил Шац и другие звезды рассказывают о своих любимых произведениях, выставленных в Русском музее, — зайдите на страницу проекта аудиогида «Шедевры Русского музея в Одноклассниках», который запустили в этом году. И, конечно, когда сможете, приходите в музей лично!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: