Картина "боярская дочь", суриков - JEKATERINBURG.RU

Картина «боярская дочь», суриков

Картина Сурикова «Боярская дочь»

Автор: Василий Иванович Суриков
Название произведения: «Боярская дочь»
Дата написания картины: 1884-87 г.

Вернуться в раздел «Искусство» >>

Дети и искусство

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Народное искусство

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

С чего начинать

Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Первые занятия

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Обучение основам рисования

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>

Рисуем красками

Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>

Искусство оригами

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>

О творчестве

Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Скульптура

Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Макраме

Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Плетение из проволоки

Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин

читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>

Стильно и недорого — как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Описание картины «Боярская дочь» — Василий Суриков

Updated on 10 июня, 2020 By Admin

Эскизная работа великого мастера по своей сути является законченным произведением. Зрителю представлен портрет молодой девушки из знатной семьи. Богатая шапка, вышитая золотом шуба, цветной платок — свидетельствуют о боярском статусе, богатстве

и влиятельности семьи героини.

Глаза боярышни наполнены страхом, болью и сочувствием. Румянец на щеках выдает волнение героини.

Рассматривая работу автора, отдельно и вне всякой связи с широко известным полотном, можно отметить блестящую манеру письма. Умение передать фактуру тканей, меха. Сам наряд выглядит достоверно, автор без сомнения основательно изучил эпоху, ее особенности.

В самом образе героини угадывается строгое семейное воспитание, скромность и даже некоторая «забитость». Облик девушки полностью лишен боярской спеси и гордости. В глазах ее можно прочитать безысходность, покорность судьбе.

Боярышня по своей природе тиха, неспособна на протест, робка.

Руки, сложенные крестом на груди, рассказывают о героине ничуть не меньше, чем глаза. Судя по всему, девушка хорошо знакома с домашними делами: вышивка, плетение кружева, прядение. Зритель невольно проникается сочувствием и нежностью к героине.

Похожие картины:

Описание картины «Сибирячка» — Василий Суриков Женщина перед зеркалом. Этот нехитрый сюжет вдохновлял многие поколения художников. Каждый находил в нем что-то свое, особенное, невидимое для других. Автор представляет зрителю образец истинно русской женской красоты. Пышнотелая, густоволосая, голубоглазая красавица […].

Описание картины «Сибирская красавица» — Василий Суриков «Настоящая красота не нуждается в украшениях», — именно такая мысль приходит в голову зрителю перед портретом. Суриков предпочитал искать образы для своих работ среди земляков в Сибири. Вот и здесь перед нами […].

Описание картины «Меншиков в Березове» — Василий Суриков Суриков написал полотно «Меншиков в Березове» в середине 1883 года. За счет этого он стал называться не только художником, но и живописцем-историком. Ему удавалось с точностью отображать различные исторические события. Так, на […].

Описание картины «Пир Валтасара» — Василий Суриков Попав в Академию художеств в Петербурге, талантливый сибиряк, Василий Суриков не только постигал технические премудрости искусства, чтобы выработать свою манеру, но и находился в поисках своих сюжетных тем. Одно из увлечений живописца […].

Описание картины «Утро стрелецкой казни» — Василий Суриков «Утро стрелецкой казни» — одно из наиболее известных творений русского художника Василия Сурикова. Картина посвящена реальному историческому событию, произошедшему в Москве в 1698 году, казни предводителей неудачного стрелецкого бунта. «Утро стрелецкой казни» […].

Описание картины «Миланский собор» — Василий Суриков Европой Суриков грезил много лет, и, получив за картину «Меншиков в Березове» пять тысяч, художник с семьей сразу засобирался в путешествие. Из всех стран, которые посетили Суриковы, особенно запала в душу Италия. […].

Описание картины «Переход Суворова через Альпы» — Василий Суриков Яркое полотно в духе демократического реализма. В основе сюжета — историческое событие — антифранцузская кампания русских войск в Швейцарских Альпах. Полководец выбрал этот кратчайший путь, имея цель как можно скорее проникнуть в […].

Описание картины «Портрет дочери Оли в детстве» — Василий Суриков Здесь взору зрителя открывается необычайное умиление при лицезрении чудесного ребенка, дочери самого художника. Девочка на картине стоит с куклой около печки, она довольно свободно держится и не напряжена. Взгляд у нее прямой […].

Описание картины «Богач и Лазарь» — Василий Суриков Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими […].

Описание картины «Посещение царевной женского монастыря» — Василий Суриков На данном полотне Суриков изобразил не индивидуальный случай, подобный борьбе боярыни Морозовой, когда русская женщина решила восстать против господствующих представлений и пыталась порвать с установленными для нее правилами жизни. Здесь отображено распространенное […].

Описание картины «Вид Москвы» — Василий Суриков Москву Суриков преданно любил. Он говорил, что, приехав в древнюю русскую столицу, словно в родной дом попал. Относился к Москве художник как к живому существу. «Я на памятники, — признавался он М. […].

Описание картины «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иородиаде» — Василий Суриков Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада […].

Описание картины «Портрет княгини С. А. Кропоткиной c гитарой» — Василий Суриков Суриков был великолепным портретистом. Значение портрета, как жанра и как способа постичь человека художник отлично понимал. Именно поэтому его этюды к знаменитым картинам представляют собой портреты главных фигур будущих полотен. Великое множество […].

Описание картины «Княжий суд» — Василий Суриков Это первая малоизвестная картина Сурикова, сюжет которой взят из русской истории. Конечно, первые шаги художника еще нетверды. Здесь изображена историко-бытовая сцена, не имеющая особого значения. Действие происходит в великокняжеской, домонгольской Руси. Происходящее […].

Описание картины «Неаполь» — Василий Суриков В самом конце девятнадцатого столетия Василий Иванович Суриков неоднократно посещает множество городов Европы, отмечая для себя особенности не только природы, но и культурной и, преимущественно, художественно-изобразительной жизни того или иного европейского города. […].

Описание картины «Старик-огородник» — Василий Суриков Работа представляет собой «бытовой портрет» крестьянина. Окладистая борода, давно нестриженые волосы, прохудившиеся порты, светлая рубаха, подпоясанная ремешком. На лице старика тревога. Погибающие ростки капусты, помещенные автором на первый план, тому виной. Вглядываясь […].

Описание картины «Боярыня Морозова» — Василий Суриков Среди картин, написанных Василием Ивановичем Суриковым «Боярыня Морозова» несомненно, занимает ведущее место. Впервые автор продемонстрировал картину в 1887 году на выставке в Петербурге. К этому моменту Суриков уже имел успех и славу, […].

Описание картины «Милосердный самаритянин» — Василий Суриков Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога […].

Описание картины «Степан Разин» — Василий Суриков Огромное 6-метровое полотно — последняя историческая картина художника — изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно, но без сложного полифоничного драматизма. Степан Разин — донской казак и […].

Читайте также  Прометей прикованный, рубенс - описание картины

Описание картины «Портрет доктора А. Е. Езерского» — Василий Суриков Суриков был выдающимся портретистом. Написал он портретов великое множество, если не забывать, что многие этюды к его знаменитым картинам представляют собой именно портреты. Впрочем, немало у него и самостоятельных произведений, исполненных в […].

Описание картины «Исцеление слепого Христом» — Василий Суриков Встреча слепорожденного со Христом все больше увлекала Сурикова. Он вдруг понял, почему Спаситель исцелял людей в субботу. Совсем не для того, чтобы оскорбить чувства фарисеев. А чтобы показать истинный смысл субботнего дня […].

Описание картины «Изгнание торгующих из храма» — Василий Суриков И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; […].

Описание картины «Девушка в красной кофте» — Василий Суриков Акварель Суриков любил с детства — зародил эту любовь в мальчике еще его первый учитель, Н. Гребнев. Учась в Академии художеств, он продолжил — под руководством опытного П. Чистякова — свои занятия […].

Описание картины «Вид памятника Петру I в Петербурге» — Василий Суриков Первая самостоятельная картина Сурикова. Она была написана в первый год учебы в Академии Художеств, но вне академических занятий. В этой картине художник воплотил свои первые впечатления от столицы, пораженный ее красотой. Он […].

Описание картины «Взятие снежного городка» — Василий Суриков Картина Сурикова «Взятие снежного городка» полна веселья и радости. На ней изображено много людей, собравшихся, судя по всему на праздник. Действие происходит на открытой местности, возможно на большой поляне. Видно, что это […].

Описание картины «Покорение Сибири Ермаком» — Василий Суриков На картине изображена многолюдная эпическая сцена экспансии России в Сибири. Ермак — казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. В 1581 году войско из более 1,5 тыс. […].

Описание картины «Первый Вселенский Никейский собор» — Василий Суриков Четыре огромные композиции, созданные Суриковым для московского храма Христа Спасителя, стали, вообще говоря, результатом недоразумения. Оканчивая Академию художеств, молодой художник рассчитывал получить большую золотую медаль и уехать на три годы — в […].

Описание картины «Дочь Иофора (фрагмент)» — Сандро Боттичелли Дочь Иофора, фрагмент фрески Сандро Боттичелли «Сцены из жизни Моисея». На этом фрагменте художник Боттичелли изобразил одну из дочерей Иофора, несущую большую емкость с водой из источника, открытого Моисеем. На фреске в […].

Описание картины «Осенний букет (Дочь Вера)» — Илья Репин Это портрет дочери художника В. И. Репиной. Живя в 1890-х годах в имении «Здравнево» в Белоруссии, Репин особенно увлекался пленэрной живописью на натуре. Пейзаж играет большую роль в его картинах и портретах […].

Описание картины «Утопленница» — Василий Перов В 1867 году Перов Василий Григорьевич написал картину «Утопленница». В данном произведении он хотел показать равнодушие и безразличие людей к происходящей беде. Глядя на картину, нельзя не заметить резкий переход светлых тонов […].

Описание картины «Дочь советской Киргизии» — Семен Чуйков Дочь советской Киргизии [1948] Стремясь создать образ обобщенный, художник строит композицию на монументальных соотношениях крупных форм. Чуть заниженный горизонт дает возможность показать фигуру девочки почти целиком на фоне неба. И оттого, что […].

Описание картины «Плач Ярославны» — Василий Перов Одна из последних работ великого художника несет на себе печать угасающего таланта. Картина создавалась, когда мастер был болен. Однако, несмотря на несколько неточный, «сбитый» рисунок, нарочитость позы, болезненную патетику, картина сохранила манеру […].

Описание картины «Дочь дровосека» — Джон Эверетт Миллес Написанная на третьем году пребывания художника в рядах прерафаэлитов, «Дочь дровосека» стала вторым пейзажем Миллеса после картины «Ариэль завлекает Фердинанда», которая наиболее отчетливо среди всех прерафаэлитских работ того периода передает ощущение подлинного […].

Описание картины «Дочь ночи (Девушка с букетом лилий)» — Джон Уайт Александер Символизм стал, по сути, одним из первых художественных направлений в модернистском искусстве второй половины XIX века. Впрочем, символисты куда больше проявили себя в поэтическом творчестве, нежели в живописи. Особенно это относится к […].

Описание картины «Маленькая картина с желтым» — Василий Кандинский Эта картина относится к поздним импровизациям, в которых предметность практически отсутствует. Это уже чистая абстракция. Она была написана в Мюнхене незадолго до начала Первой мировой войны, вынудившей художника вернуться в Россию. Искусствоведы […].

Описание картины «Иеффай и его дочь» — Себастьяно Риччи Картина итальянского художника Себастьяно Риччи «Иеффай и его дочь». Размер картины 182 x 130 см, холст, масло. Эта картина Себастьяно Риччи посвящена библейской истории Ветхого Завета о Иеффае, осуществившем жертвоприношение своей дочери. […].

Описание картины «С дипломом» — Василий Максимов Что требовалось от девушки в XIX веке? Быть смиренной, иметь хорошие манеры и минимум знаний, полученных от нанятых для домашнего обучения гувернанток. Желание же девушки получить настоящее, официальное образование в учебном заведении […].

Описание картины «У окна» — Валентин Серов В Домотканово к Валентину Серову часто приезжает воспитанница его тетки Ольга Федоровна Трубникова, очень мягкая, спокойная девушка, с которой они неразлучны. Серов неоднократно пишет портреты своей возлюбленной. Картина «У окна» — одна […].

Описание картины «Царевна-Лебедь» — Михаил Врубель Картина стала результатом серьезной работы художника над декорациями к опере «Сказка о царе Салтане». В это время жизнь всей семьи мастера была тесно связана с этой постановкой. Жена исполняла партию Царевны, самому […].

Описание картины «Любовь окрыляет» — Адольф Бугеро Любовь окрыляет Картина начала XX века «Любовь окрыляет» написана автором, Адольфом Бугеро, под занавес его творчества и жизни. В силу своей опытности и мудрости, в своих последних работах Бугеро выплескивал особенно трогательные […].

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Писатели и книги (830)
  • 19 век (98)
  • Бунин (55)
  • Чехов (29)
  • Достоевский (28)
  • Лев Толстой (23)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (14)
  • Лесков (12)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (4)
  • Поэты и поэзия (622)
  • Поэты XIX века (144)
  • Лермонтов (32)
  • Рубцов (25)
  • Заболоцкий (23)
  • Анненский (18)
  • Фет (17)
  • Серебряный век (604)
  • Цветаева (136)
  • Блок (77)
  • Ахматова (54)
  • Гумилёв (49)
  • Мандельштам (37)
  • Бальмонт (22)
  • Есенин (19)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (2)
  • композиторы и дирижёры (452)
  • Бетховен (49)
  • Вагнер (27)
  • Шопен (26)
  • Шостакович (23)
  • Моцарт (18)
  • Шуман (14)
  • Шуберт (13)
  • Бах (10)
  • Дебюсси (10)
  • Сибелиус (7)
  • Лист (2)
  • живопись (438)
  • Голландия (38)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • Русские художники (388)
  • Врубель (23)
  • Валентин Серов (17)
  • Коровин (15)
  • Левитан (13)
  • Крамской (9)
  • Кустодиев (9)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Васнецовы (7)
  • Иван Шишкин (7)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (372)
  • Ростропович (12)
  • Художники и картины (340)
  • Альбрехт Дюрер, (11)
  • Гейнсборо (6)
  • Искусство (305)
  • Волошин (15)
  • Мыслители (280)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (19)
  • Флоренский (11)
  • Видео и фильмы (266)
  • Тарковские (64)
  • Артисты (245)
  • Русские композиторы (225)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (18)
  • Чайковский (17)
  • Мусоргский (15)
  • Свиридов (15)
  • Глинка (11)
  • Танеев (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (224)
  • Есть женщины . (214)
  • Ольга Берггольц (14)
  • Вне разделов (212)
  • Иван Толстой (29)
  • опера (196)
  • История России (192)
  • Цветы и поздравления (191)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (186)
  • Наши . (180)
  • Шукшин (23)
  • Шаламов (17)
  • Платонов (16)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • космонавты (12)
  • На здоровье (180)
  • Наша Земля (175)
  • Научно-популярное (174)
  • танцовщики (151)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (7)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (148)
  • Замечательные люди (130)
  • 1812, 1945 (129)
  • Герои 1812 (16)
  • Города и памятники (128)
  • Пушкин (127)
  • Cкульптура (127)
  • Микеланджело (21)
  • Великие балерины (126)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Замечательные места и промыслы (122)
  • Песни и мелодии (103)
  • Театр и актёры (103)
  • Обучающие материалы (103)
  • Природа. Животные (100)
  • Авангард (99)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (13)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Русские не в России (99)
  • Борис Зайцев (8)
  • Еда (92)
  • Фотографии (91)
  • Аудиокниги (83)
  • Кто мы (81)
  • Наша родина (80)
  • Наука (79)
  • Славянская культура (75)
  • Пастернак (71)
  • О Японии (68)
  • Рахманинов (65)
  • ДаКар (60)
  • Балетмейстеры (53)
  • Баланчин (8)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (5)
  • Материаловедение (52)
  • Бродский (42)
  • Архитектура (41)
  • Гауди (11)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (35)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (31)
  • Шестидесятники (16)
  • Аксёнов (7)
  • справочники (13)
  • Мудрые . (12)
  • Рюриковичи (8)
  • Возрождение (7)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)

Цитатник

✨Истории знаменитого Когда вспоминают о наших оперных талантах, .

Русский язык в XVII — начале ХХ вв. Друзья! Наш великий и могучий русский язык, претерпевший з.

Боб Чилкотт В 1904 году немецкий писатель Оскар Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назв.

✨Хоть сейчас в Голливуд: десять оперных красавцев Американский тенор Джей Хантер М.

. Фотография. Париж, 1915 г. Находящаяся на пике славы (интервью, статьи, .

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Василий Иванович Cуриков (1848–1916). Женский портрет

Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске.

Он мастерством своим отменным
Себя прославил на века,
За божий дар, талант бесценный
Мы чтим сегодня земляка.
Да, он воистину народный,
Рукой талантливой своей
Создал прекрасные полотна
Для всех времен, для всех людей.
Художник Суриков Василий
Всегда живет в сердцах у нас,
Великий, славный сын России,
Гордится им наш Красноярск.

А. Н. Грицунов. Живет в сердцах у нас

Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с «древней русской красотой» девичьих лиц: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».

Портрет Е. К. Дерягиной — 1879

С гитарой. Портрет княгини С. А. Кропоткиной. 1882

Боярская дочь. 1884-1887

Натурщица в головном уборе с поднизью из монет. 1885

«Неаполитанская девушка с цветами в волосах» 1883-1884

Старшая дочь Меншикова. Жена художника Елизавета Августовна Сурикова. 1882

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1888

Портрет Е. А. Суриковой, до 1888

Василий Суриков постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890 посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Испытал особое влияние мастеров венецианского и испанского Возрождения и барокко, особенно Веронезе и Веласкеса.

Портрет Т. К. Доможиловой, 1891

Портрет Л. Т. Маториной. Казачка. 1892

Женский портрет. 1902

Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер. 1902

Портрет А. И. Емельяновой. 1903

Портрет боярышни, 1906

Портрет Е. Н. Сабашниковой 1907

Портрет молодой женщины. 1911

Посещение царевной женского монастыря. 1912

Голова Марии. 1913-1914

Портрет О. М. Величкиной, урожденной баронессы Клодт фон Юргенсбург. 1914

Рубрики: Русские художники

Метки: Суриков картины

Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям

СКАЗКА О ВОЗВРАЩЕННОМ ВРЕМЕНИ. СУРИКОВ

СКАЗКА О ВОЗВРАЩЕННОМ ВРЕМЕНИ. СУРИКОВ

СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ

«Автопортрет» 1876
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Это было давным-давно. Так давно, что еще и твоей бабушки с дедушкой не было на свете. И даже бабушки твоей бабушки не было.

Жил в Москве мальчик Иван. А мама звала его Ванюшей. Было ему лет десять. Пошел он однажды погулять. Надела на него мама тулупчик узорчатый, шапочку с меховым отворотом, сапожки теплые, вышитые. Вышел Ваня на улицу — красота-то какая! День морозный, воздух голубой, снег пушистый за ночь нападал. В домах печи топятся — белый дым клубами над каждой крышей поднимается. Все деревья в инее. И колокольный звон слышится повсюду.

Собрались они с соседским Никитой в снежки поиграть. Вдруг видят: люди бегут куда-то, кричат. Ну и ребята тут же за ними вдогонку увязались — поглядеть, что стряслось, что за шум. Выбежали они на широкую улицу.

«Вид на Кремль»
1913

Народу-то! Все головы вытягивают, словно ждут кого-то.
Вдруг издали послышался слабый звон колокольчика.

— Везут! Везут! — закричали отовсюду.

Гомон все усиливался, а Ванюша с Никиткой, изо всех сил работая локтями, выскочили почти на самую середину и увидели, что по улице едет не тройка удалая, не бесконечный царский поезд из десятков изукрашенных карет и санок, а простые сани-розвальни, на каких мужики в деревнях сеносолому возят. Лошаденка бежит неспешно, а кучер головой во все стороны вертит да хохочет.

Что за невидаль?

Вот ближе сани, ближе. Увидел Ваня, кого в них везут — так и застыл на месте. Сидит женщина. Не простая, видно, боярыня. Вся в черном. Лицо красивое, гордое, только бледное, будто светится все. Глаза горят, губы шевелятся, но не слышно, что говорит. А худая-то! И руки цепью скованы, как у каторжника какого! Вон, руку подняла с двумя вытянутыми пальцами.

«Изба»
1873

И тотчас по толпе вздох прошел. Кто испугался, кто пригорюнился, а кто зарадовался и засмеялся злорадно, без утайки.

— Господи, да что же это! Замучают ведь ее совсем, горемычную! Смотри, как от пыток-то ослабела, еле сидит!

— То-то ей, богохульнице! Ужо будет знать, каково супротив государевой воли идти!

Вдруг совсем рядом с Ваней вслед саням еше одна красавица-боярыня кинулась. В расшитом платке, в шапочке с жемчугами. Не плачет, а руки сцепила, от той, что в санях, глаз не отрывает. И люди вокруг зашептались:

— Гляли-ко, Урусова! Это ведь ее сестра родная! Никак, и эта, как и Феодосья, староверка.
— У-у. раскольницы!

«Боярская дочь»
1884-1887
Холст, масло 46 x 35,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Эскиз к историческому полотну «Боярыня Морозова»

Ничего понять Ваня не может. Вертит головенкой во все стороны. Кого только нет! И монашки тут, и попы, и простой люд, и кто побогаче. А вон на снегу юродивый сидит, считай, голый совсем. Ноги босые поджал, синий весь, а тоже руку вверх поднял с двумя перстами. И странница-нищая подле него, с сумой и клюкой, на колени упала, руку вслед саням тянет, словно удержать хочет.

Унеслись сани, и Никитка побежал за ними вслед. А народ все толпится, не уходит,
стоят люди, тихо судачат-переговариваются.

— Бабушка, а это кто ж такая была? — спросил Ваня у старушки в платке с золотыми узорами.

— Боярыня Морозова, дитятко, — ответила, вздыхая, старушка. — Феодосья Прокопьевна.

«Боярыня Морозова»
1887г.
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Большой размер

Прошло много-много лет. Давно уже не было Вани, и не осталось на свете никого, кто мог бы вспомнить этот день.

Но однажды в Москве появился невысокий, крепкий человек с черными кудрявыми волосами, круглым лицом и чуть вздернутым носом. Он ходил и ходил по Москве,
всматривался в дома, в людей, словно искал что-то. Человек этот был художником,
и звали его Василий Суриков. Он знал, что прошлое не умирает. Оно просто рассыпается, как мозаика. И чтобы снова его увидеть, надо эту мозаику опять собрать, найти в жизни — где кирпичик, где лошадиную сбрую, где человеческое лицо. Искать можно везде: на рынке, в музее, просто на улицах. Только надо точно знать, что тебе нужно.

А Суриков это знал.

Ему было проще, чем другим, потому что он это прошлое видел своими глазами. Он жил в огромном деревянном ломе с резными крылечками и маленькими слюдяными оконцами, водил хороводы с красивыми женщинами в старинных сарафанах, принимал участие в кулачных боях, смотрел, как казнят разбойников, держал в руках лук и стрелы — ведь в Сибири, где он вырос, жизнь была совсем «старинная».

«Портрет Натальи Федоровны Матвеевой»
1909
Холст, масло 92 x 74,5
Харьковский музей изобразительных искусств
Харьков

Трудно было ему привыкать к Петербургу, когда он отправился туда учиться на художника. А как выучился — сразу в Москву. Он знал, что здесь прошлое еще живо. Вот и выискивал его в разных закоулках.

Как вышел он на Красную площадь, так сразу прямо и увидел, как тут царь Петр I стрельцов казнил, что против его власти выступили. И написал об этом картину. Она называется «Утро стрелецкой казни».

«Утро стрелецкой казни»
1881г.
Холст, масло 218 х 379
Государственная Третьяковская галерея
Большой размер

А потом захотелось ему еще одну картину написать, про Меншикова. Уж больно у него судьба удивительная. Мальчишка, торговавший пирожками, стал первым другом императора Петра I. важным вельможей, а после его смерти, считай, и вообще правителем страны. Уж и дочь свою собирался выдать замуж за малолетнего императора Петра II, да враги победили, и оказался он в ссылке. И себя погубил, и детей. Вот об этом и картина.

«Меньшиков в Березове»
1883.
Холст, масло 169 х 204
Государственная Третьяковская галерея
Москва

А о боярыне Морозовой картину написать было труднее всего. Сколько раз слышал он песни да сказания о ней: от матери, теток да двоюродных сестер. Восхищались они ее мужеством, как она все муки вынесла и погибла за свою веру. А всего-то и надо было креститься, когда молишься Богу, не двумя пальцами, как раньше, а тремя, и говорить Иисус Христос, вместо Исуса. Приказали так делать царь и патриарх — главный в русской церкви, потому что так правильнее. А Морозова не смогла подчиниться. Считала, что так она веру свою предаст. Раскольницей стала, староверкой. Не всякий готов за свою веру жизнь отдать. На это какая сила нужна,какая крепость духа! Вот об этом и хотел Суриков рассказать в своей картине.

И видел ее перед собой всю, до мельчайших подробностей, а вот так просто, «по воображению», писать не мог. И начал Суриков свою картину «собирать».

«Зима в Москве»
1884-1887
Этюд для картины «Боярыня Морозова»
Холст, масло. 26 x 34.7 см
Государственная Третьяковская галерея

Увидел на рынке нищего, как раз такого, как нужно, и изобразил его на маленькой картинке-этюде сидящим на снегу, в лохмотьях. Заметил в музее шапочку, шитую золотыми нитями да жемчугом — и опять этюд сделал. У старушки на базаре посох приметил — как раз такой, какой ему нужен был. Бежал за ней, напугал. Она посох-то бросила. Суриков его тоже написал.

Узорная дуга, бобровая шапка, сапожки с мехом, овчинный тулуп — все, что надо, высмотрел художник вокруг себя. И героев своих нашел. Все разные и все «старинные», такие, как были когда-то.

Труднее всего было саму боярыню сыскать. Да ведь такие люди всегда редкими были. Но увидел однажды в церкви женщину — точная боярыня Морозова. И что удивительно, она тоже староверкой была! Как вставил ее лицо в картину, так она всех сразу «победила»! Себя тоже изобразил Суриков в виде странника с посохом — тем самым, который у старушки-то отнял.

«Взятие снежного городка»
1891г.
Холст, масло 156 х 282
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Большой размер

Сумел все-таки Суриков вернуть прошлое! Опять сияет на его картине зимний морозный день, шумит и волнуется толпа. И мальчик Ваня вновь идет рядом с санями, смотрит на боярыню Морозову, и лицо у него удивленное. Хочет он понять, что происходит.

А Никитка тоже остался в картине. Остался навсегда. Бежит за санями, только пятки сверкают!

«Портрет княгини П.И.Щербатовой»
1910
Холст, масло 97 х 71,5
Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Саратов

«Сибирская красавица. Портрет Екатерины Александровны Рачковской»
1891
Холст, масло 50 x 39
Государственная Третьяковская галерея
Москва

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге»
1870.
Холст, масло. 52 x 71 см
Государственная Третьяковская галерея

«Исцеление Иисусом Христом слепорожденного»
1888

«Переход Суворова через Альпы»
1899.
Холст, масло 495 х 373
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

«Портрет генералиссимуса Александра Васильевича Суворова»
1907
Холст, масло 54 x 44
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

«Первый Вселенский Никейский Собор»
Эскиз для росписи храма Христа Спасителя.
1876

Автопортрет
1913
Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ
Галина Ветрова. Сказка о возвращенном времени. Суриков.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вы держите в руках не совсем обычную книжку. Это сказка.
Но сказка об искусстве. Выдумка тесно переплетается в ней с реальной историей и
помогает ребенку легко запомнить необходимые термины, важные факты, а главное — сами картины знаменитых русских мастеров.
В каждой из сказок автор старался созвать правдивый человеческий образ художника Это дает маленькоми читателю возможность почувствовать — и подышать? — неповторимым воздухом произведений Мастера. Издатели надеются, что эти книжки станут для детей самой важной, ступенькой на пути к искусству.

Картина «боярская дочь», суриков

История русской литературы XVIII века

Предлагаемый учебник по истории русской литературы XVIII в. ориентирован на программу высшего гуманитарного образования, принятую и используемую в практике преподавания истории русской литературы в высших учебных заведениях Российской Федерации. От существующих учебников, используемых в настоящее время в педагогическом процессе, он отличается тем, что историю русской литературы XVIII в. автор попытался последовательно интерпретировать в аспекте исторической поэтики, уделяя преимущественное внимание своеобразию жанровых моделей и жанровой системе.

Подобный подход к изучению и преподаванию истории русской литературы XVIII в. наметился в научных трудах русских филологов еще в 1920-1930-х гг.

Достаточно упомянуть хотя бы классическую работу Ю. Н. Тынянова «Ода как ораторский жанр», статьи Л. В. Пумпянского и целый ряд исследований Г. А. Гуковского, начиная от статьи «О сумароковской трагедии» (1926) до монографии «Русская поэзия XVIII в. (Л., 1927), проблематика которых отчасти отразилась в его учебнике по истории русской литературы XVIII в.

В современном литературоведении эта тенденция нашла свое продолжение в трудах Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, В. Н. Топорова, Н. Д. Кочетковой и др. И именно она, характеризующая основное направление современной историко-литературной науки, оказалась менее всего отражена в существующих учебных пособиях по истории русской литературы XVIII в.

Стремление приблизить содержание учебника, адресованного преподавателям и студентам высшей школы, к основной тенденции современной филологической науки, очевидно тяготеющей в своем развитии к культурологическому знанию и методологии исторической поэтики, продиктовало основной аспект изложения историко-литературных фактов, которого автор предлагаемого учебника стремился во всех случаях придерживаться.

Не отступая от традиционно сложившихся представлений об историко-литературной парадигме XVIII в. и общепринятого хронологического принципа ее развертывания, автор попытался последовательно интерпретировать историю русской литературы XVIII в. в аспекте исторической поэтики, то есть представить литературный процесс изучаемой эпохи как историю возникновения, развития, взаимодействия и смены продуктивных жанровых моделей русской литературы, считая, что этому аспекту в существующей учебной литературе уделено несравненно меньше внимания, чем идеологически-мировоззренческому, проблемному и социологическому.

Таким образом, в предлагаемом учебнике русская литература XVIII в. представлена не как совокупность исчерпывающего описания творческого наследия отдельных писателей, а как динамичная жанровая система. Именно эта исходная позиция определила основные принципы отбора литературного материала и его композиции.

Прежде всего предлагаемый угол зрения заставил автора отказаться от общепринятого принципа фактографического энциклопедизма, как определяющего тематический состав учебника, в частности – опустить биографические сведения о писателях, исторический комментарий вводить только в отдельных случаях, необходимых с точки зрения эстетических факторов интерпретации данного текста, а также произвести целенаправленный отбор текстов из общей совокупности творческого наследия русских писателей XVIII в.

Как правило, биографическая эмпирия жизни писателя XVIII в. мало связана с его литературной личностью, представленной ведущими жанрами его творчества и масштабами функционирования его авторских жанровых моделей в литературном сознании эпохи. Напротив, именно литературная личность явилась принципиальным эстетическим новшеством, отличающим авторскую русскую литературу XVIII в. от анонимной книжности русского средневековья. Исключения в общей закономерности разрыва между биографической и литературной личностью писателя очень редки.

Так, для разговора о литературной позиции Ломоносова, например, важны сведения о его научной деятельности, а для анализа жанровой модели торжественной оды они в принципе неприменимы, поскольку личность автора оды выступает в ней в подчеркнутом обобщенно-общечеловеческом срезе. Для характеристики сатиры Кантемира совершенно неважно то, что он был дипломатом; стилевое своеобразие лирики и эпоса Тредиаковского никак не соотносится с его академической деятельностью. С другой стороны, экстраординарная биография Эмина прямо обусловила эстетику и поэтику его романов, автобиографизм лирики Державина является эстетически определяющим ее своеобразие фактором, а жизнестроительство Карамзина требует соотнесения его текстов с фактами его биографии. В этих и всех подобных, эстетически мотивированных, случаях автор стремился давать необходимые биографические сведения, опуская их в других случаях, не столь принципиальных.

То же самое можно сказать о мотивировках введения исторических очерков эпохи. Несмотря на то что русская история XVIII в. была весьма бурной на всем протяжении столетия, эстетической насыщенностью обладают только два ее периода, оба – переходные эпохи в развитии русской ментальности, русской государственности и русской словесности. Это эпоха государственных преобразований начала века, связанная с именем Петра I, и первые десятилетия царствования Екатерины П. Первая породила новый тип личности и массового эстетического сознания, определившие общее направление литературного процесса, вторая – новый тип соотношения идеологии и эстетики. Поэтому очерк общественно-политической и духовной атмосферы дан только для этих двух культурно-исторических периодов. Новое качество русской словесности у истоков нового времени русской культуры и в момент первого глубокого кризиса просветительского мировоззрения в этих случаях глубоко мотивировано внелитературной реальностью, вступающей в непосредственный контакт с эстетической деятельностью. Разумеется, исторические факты, реалии русской и европейской жизни, необходимые для понимания того или иного художественного текста, постоянно присутствуют на страницах учебника, но акцентируется характер их эстетического преломления.

Наконец, критерии отбора литературного материала обусловлены очевидной неравноценностью жанровых моделей в пределах совокупности литературных текстов одного писателя: при общем разнообразии этих моделей для каждой творческой индивидуальности, литературную личность писателя определяют лишь отдельные жанровые структуры – а именно те, которые имеют перспективу дальнейшего бытования не только в литературе XVIII в., но и за его хронологическими пределами. В случае с Кантемиром, чье имя стало синонимом жанра сатиры, с Ломоносовым, чья литературная личность изоморфна жанру торжественной оды, с Богдановичем – «певцом Душеньки», с Чулковым – автором первого оригинального русского романа, Фонвизиным – «сочинителем Недоросля» и т. д. , подобный подход, вероятно, не нуждается в специальной мотивировке.

Теми же самыми критериями автор руководствовался, представляя творчество Ф. Прокоповича жанром проповеди-слова, ограничивая разговор о творчестве Сумарокова (бывшего принципиальным жанровым универсалистом) его драматургией и лирикой, выбирая из совокупности текстов Фонвизина его комедии, в которых формируется продуктивнейшая жанровая модель «высокой комедии», представляя Капниста как автора комедии «Ябеда», сосредоточиваясь на формировании жанровой системы русской сентименталистскои прозы в творчестве Радищева и Карамзина, и т. д.

Как представляется, особой мотивировки требует и сквозная мысль предлагаемого учебника – а именно, акцент на бытовании традиции старших жанров сатиры и торжественной оды и исследовании их функций в русском литературном процессе XVIII в. Еще Ю. Н. Тыняновым показана исключительная роль ораторской торжественной оды, исчерпавшей свое жанровое существование в творчестве создателя этой модели, М. В. Ломоносова, но ставшей подспудной тенденцией русского литературного процесса не только XVIII, но и первой трети XIX в. То же самое можно сказать и о закономерностях бытования жанра сатиры, переросшей в тенденцию развития русской литературы уже за пределами творчества Кантемира, где сатира бытует исключительно в своем жанровом качестве.

Краткое содержание повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»

1792
Краткое содержание повести
Читается за 5 минут, оригинал — 1,5 ч

Очень кратко

Боярская дочь тайно венчается с сыном опального боярина и отправляется с ним на войну. Совершив подвиг, молодожёны возвращаются в столицу, где получают прощение и заслуженные почести.

Рассказчик тоскует о временах, когда «русские были русскими», а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы воскресить эти славные времена, рассказчик решил пересказать повесть, слышанную им от бабушки его деда.

Давным-давно в Москве белокаменной жил богатый боярин Матвей Андреев, правая рука и совесть царя, хлебосол и очень щедрый человек. Боярину уже минуло шестьдесят лет, жена его давно умерла, и единственной отрадой Матвея была дочь Наталья. Никто не мог сравниться с Натальей ни красотой, ни кротким нравом. Не зная грамоты, она росла, как цветок, «имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц». Сходив к обедне, девушка целый день рукодельничала, а по вечерам встречалась с подружками на девичниках. Мать Наталье заменяла старая нянька, верная служанка покойной боярыни.

Такую жизнь Наталья вела, пока не наступила «семнадцатая весна жизни её». Однажды девушка заметила, что все твари земные имеют пару, и в сердце её проснулась потребность любить. Стала Наталья грустна и задумчива, ибо не могла понять смутные желания своего сердца. Как-то раз зимой, придя к обедне, девушка заметила в храме прекрасного молодого человека в голубом кафтане с золотыми пуговицами, и сразу поняла — это он. Следующие три дня юноша в церкви не появлялся, а на четвёртый день Наталья увидела его вновь.

Несколько дней подряд он провожал девушку до калитки её терема, не смея заговорить, а потом явился к ней домой. Няня позволила влюблённым встретиться. Юноша, звали которого Алексей, признался Наталье в любви и уговорил её обвенчаться с ним тайно. Алексей боялся, что боярин не примет его в зятья, и обещал Наталье, что они бросятся в ноги Матвею после венчания.

Нянька была подкуплена, и в тот же вечер Алексей привёз Наталью в ветхую церквушку, где их обвенчал старый священник. Затем, захватив с собой старушку-няню, молодожёны поехали в чащу дремучего леса. Там стояла изба, в которой они и поселились. Няня, дрожа от страха, решила, что отдала свою голубку разбойнику. Тогда Алексей признался, что он — сын опального боярина Любославского. Лет тридцать назад несколько знатных бояр «восстали против законной власти юного государя». Отец Алексея в бунте не участвовал, но был арестован по ложному навету. «Верный друг отворил ему дверь темницы», боярин бежал, много лет прожил среди чужих племён и умер на руках у единственного сына. Всё это время боярин получал письма от друга. Похоронив отца, Алексей вернулся в Москву, чтобы восстановить честь семьи. Друг устроил ему убежище в дебрях леса и умер, не дождавшись юношу. Поселившись в лесном доме, Алексей стал часто бывать в Москве, где увидел Наталью и влюбился. Он свёл знакомство с няней, рассказал ей о своей страсти, и та допустила его к девушке.

Тем временем боярин Матвей обнаружил пропажу. Он показал прощальное письмо, написанное Алексеем, царю, и государь велел разыскать дочь своего верного слуги. Поиски продолжались до лета, но успехом не увенчались. Всё это время Наталья жила в глуши с любимым мужем и няней.

Несмотря на безоблачное счастье, дочь не забывала об отце. Верный человек привозил им вести о боярине. Однажды он привёз другую весть — о войне с литовцами. Алексей решил пойти воевать, чтобы подвигом восстановить честь своего рода. Он решил отвезти Наталью к отцу, но та отказалась расставаться с мужем и отправилась с ним на войну, переодевшись в мужское платье и представившись младшим братом Алексея.

Через некоторое время гонец привёз царю весть о победе. Военачальники подробно описали государю битву и рассказали о храбрых братьях, которые первые бросились на врага и увлекли за собой остальных. Ласково встретив героя, царь узнал, что это — сын боярина Любославского. Государь уже знал о несправедливом доносе от умершего недавно мятежника. Боярин Матвей же с радостью узнал в младшем брате героя Наталью. И царь, и старый боярин простили молодым супругам самоуправство. Они переехали в город и ещё раз обвенчались. Алексей стал приближённым царя, а Боярин Матвей прожил до глубокой старости и умер в окружении любимых внуков.

Через века рассказчик нашёл могильную плиту с именами супругов Любославских, распложённую на месте ветхой церквушки, где влюблённые венчались в первый раз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: