Картина "больная девочка", эдвард мунк, 1886 - JEKATERINBURG.RU

Картина «больная девочка», эдвард мунк, 1886

Больная девочка (картина)

«Больна́я де́вочка» (норв. Det syke barn ) — картина норвежского художника Эдварда Мунка, написанная им в 1886 году. Хранится в Национальной Галерее Осло.

В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его сестры, Софи Мунк. Она скончалась в 1877 году от туберкулеза, через девять лет после кончины матери; ей было всего пятнадцать лет. Девушка умирала долго и мучительно, в горячке, сопровождаемой галлюцинациями, и всё время умоляла спасти её. Смерть сестры произвела неизгладимое впечатление на Эдварда; вскоре после трагедии он разочаровался в религии и в поисках смысла жизни пришёл к искусству. Всего им было создано пять вариантов «Больной девочки» (последняя была написана в 1926 году) и несколько литографий на ту же тему.

«Больная девочка» исполнена в более реалистической манере, нежели поздние работы Мунка; в ней чувствуется влияние импрессионизма, однако по настроению и колориту она, скорее, ближе к экспрессионизму. Позировала для полотна 11-летняя Бетси Нильсен, с которой Мунк познакомился через своего отца — военного врача. Позднее он признавался, что картина эта стала важной вехой в его творчестве: «…Работа над картиной „Больная девочка“ открыла мне новые пути, и в моём искусстве произошёл выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине». Однако критики приняли её недоброжелательно: Мунка обвинили в излишнем натурализме, в неумении владеть кистью. Сейчас же «Больная девочка» считается одним из величайших живописных произведений Норвегии.

Ссылки

  • Картина на сайте национальной галереи в Осло (норв.)

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Больбух
  • Больничная клоунада

Смотреть что такое «Больная девочка (картина)» в других словарях:

Мунк, Эдвард — Эдвард Мунк Эдвард Мунк в 1912 году Дата рождения … Википедия

Апокалипсис (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Апокалипсис (значения). Апокалипто Apocalypto … Википедия

Сенкевич Генрик — знаменитый польский романист. Род. в 1846 г. в Воле Ожейской (Wola Oszejska w Łukowskiem). Высшее образование получил в варшавской Главной школе. Литературную деятельность начал очень рано, но известным становится с 1876 г., когда, путешествуя по … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДЕРЗКАЯ ДЕВЧОНКА — (L effrontee) Франция Швейцария, 1985, 96 мин. Подростковая драма. 13 летняя Шарлотт, мать которой умерла при родах, живет с отцом, братом Джеком и служанкой Леоной. К Шарлотт, не имеющей друзей, привязалась семилетняя больная девочка Лулу.… … Энциклопедия кино

Сенкевич — (Генрих) знаменитый польский романист. Род. в 1846 г. вВоле Онежской (Wola Oszejska w Lbukowskiem). Высшее образование получилв варшавской Главной школе. Литературную деятельность начал очень рано,но известным становится с 1876 г., когда,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Рахитоподо́бные боле́зни — группа наследственных тубулопатий, клиническая картина которых в ранние сроки заболевания имитирует рахит, но не связана с дефицитом поступающего в организм витамина D; их ведущим синдромом являются аномалии скелета (почечные остеопатии).… … Медицинская энциклопедия

Кидман, Николь — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кидман. Николь Кидман Nicole Kidman … Википедия

Семейство аспидовые змеи, или аспиды — В первом семействе аспидовых мы соединяем змей с вытянутым телом, маленькой головой, вальковатым, на конце умеренно заостренным телом. Оно округло или кажется в разрезе тупо треугольным, благодаря выступающему гребню на спине. Ноздри… … Жизнь животных

Tegami Bachi — テガミバチ … Википедия

Натуральная оспа — Запрос «Оспа» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Натуральная оспа … Википедия

Туберкулез как источник вдохновения. «Больные девочки» Эдварда Мунка.

Многие сочли, что художник передал на выставку незаконченный этюд и что лучше всего будет молча пройти мимо «выкидыша». Но для Мунка «Больная девочка» была попыткой выразить свою горечь и чувство вины: сам, чуть не умерший от туберкулеза в детстве, он скорбел по рано ушедшей сестре.

Наследственность, конечно, выгодная штука: вместо того, чтобы признать, что ты слаб и не хочешь ничего решать, а хочешь красное платьишко, всегда можно сослаться на тунеядцев и алкоголиков в своем роду, которые и должны отдуваться за твои грехи. Норвежский живописец Эдвард Мунк, красавец-мужчина, которого одни при жизни считали гением, а другие называли представителем дегенеративного искусства, родился в семье военного врача Кристиана Мунка. Позже художник скажет: «Болезненность, безумие и смерть – черные ангелы, который стояли у моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь. Рано умершая мать передала мне бациллу чахотки. Сверхнервозный отец, богобоязненный до безумия, передал мне склонность к сумасшествию».

Действительно, болезненная религиозность отца сильно сказывалась на состоянии детей. Эдвард плохо спал из-за мучавших его видений, а однажды после семейной ссоры (поводом стало обсуждение, сколько времени грешники должны будут гореть в аду) ушел из дома побродить по улицам. Вернувшись, он обнаружил отца молящимся на коленях. Эта сцена так сильно поразила его, что он не мог заснуть, пока не сделал зарисовку в блокноте. Карандашный эскиз не мог передать отблеск света на одежде отца, и Эдвард выполнил тот же самый рисунок в цвете, после чего спокойно лег спать.

Эдвард Мунк. Больная девочка. 1885-86 гг.

Конечно, Кристиан Мунк не всегда был таким. В молодости он был романтичен и любил путешествовать, но со временем превратился в «стройного, элегантного нервного старика, страдавшего приступами благочестивого раскаяния и наполнявшего своим страхом весь дом». Не самый удачливый доктор он остро переживал, когда не мог помочь пациенту («начинал метаться по комнатам, заламывая руки, рвал на себе волосы и кричал, что он никуда не годный врач»), а после того, как его жена умерла (Эдварду на тот момент было всего пять лет), стал много внимания уделять религии.

Смерть матери изменила не только характер отца, но и порядок в доме: вести хозяйство стала ее родная сестра, Карен Бьёльстад. Именно ее изобразит художник в своей картине «Больная девочка». Дело в том, что болезненность перешла не только к Эдварду: в семье было 5 детей, и старшая сестра художника 14-летняя Юханна София тоже заболела туберкулезом. Ее мучительное угасание произвело на Эдварда еще более сильное впечатление, чем смерть матери. Девушка умирала в горячке, ее мучали галлюцинации, и она все время умоляла спасти ее. Отец же, понимая, что не может ей помочь, вышагивал по дому, молитвенно сложив руки.

Мунк руководствовался принципом писать то, что он знал, и созданные им работы отражают его внутренний мир и личностные переживания. Темами его мрачных картин были болезни, тоска, одиночество, сложные отношения между мужчиной и женщиной и, конечно, смерть. Многие сюжеты у Мунка повторялись, причем порой это было не переосмысление, а очень близкая к оригиналу авторская копия, как будто изнутри его что-то жгло и рисование было лекарством от этой боли. На протяжении 40 лет он 6 раз возвращался к теме смерти сестры в своих живописных полотнах (три хранятся в Осло, по одной в Гётеборге, Стокгольме и Лондоне), а также создал ряд рисунков и гравюр на ту же тему. В 1930 году в своем письме к директору Национальной галереи в Осло он отметит, что этот период был «эпохой подушки». Туберкулез был одной из самых распространённых болезней в то время и многие выдающиеся художники (Ханс Хейердал или Кристиан Крог) писали больных детей, подпертых подушками в своих кроватках и креслах, поскольку им было трудно дышать. Для «Больной девочки» Мунку позировала 11-летняя Бетси Нильсен: отец Эдварда лечил ее брата, сломавшего ногу, и переживавшая девочка заинтересовала художника.

Первое полотно было создано в 1885-1886 годах по возвращению Мунка из Франции. Конечно, импрессионисты с их легкостью мазка, светом и цветом, воздухом оказали определенное влияние на молодого норвежского художника, но эта работа, ставшая «выдающимся прорывом» по мнению самого Мунка и заложившая основу для будущих его картин, ближе к экспрессионизму. Зритель видит часть комнаты с незамысловатой обстановкой: стол со стаканом, шкафчик со стоящей на нем бутылкой, темный плед, кресло, в котором сидит девочка. Ее рыжеволосая голова ярко выделяется на фоне белой подушки, лицо освещено, хотя источника света в комнате нет, штора напротив девочки задернута. Искусствоведы трактуют это как зловещий образ смерти. Возле ребенка сидит сломленная горем женщина: мы видим только ее склоненную голову с пучком забранных волос. Мунк словно подчеркивает, что у нее не хватает сил смотреть девочке в глаза. В самом центре композиции – крепко сжатые руки женщины и девочки, что свидетельствует о глубокой эмоциональной связи между ними. По мнению критика Патриции Донахью выглядит это так, словно ребенок, зная, что больше ничего нельзя сделать, утешает обессилевшего взрослого.

Первые зрители подвергли картину разгрому. Многие сочли, что художник передал на выставку незаконченный этюд и что лучше всего будет молча пройти мимо «выкидыша». Но для Мунка это была попытка выразить свою горечь и чувство вины: сам, чуть не умерший от туберкулеза в детстве, он скорбел по рано ушедшей сестре. Американская исследовательница Мишель Факос анализирует красочный слой с использованием техники импасто (сочная накладка краски), сильные вертикальные мазки кистью и делает вывод, что они придают изображению, расположенному на небольшом расстоянии от зрителя, некоторую размытость, как будто он смотрит на происходящее сквозь слезы или сквозь «вуаль памяти».

Эдвард Мунк. Весна. 1889 г.

А вот работа 1889 года, также посвященная сестре, уже не так печальна: само название «Весна» должно вселять надежду. Вместо зловещей шторы – залитая солнцем комната, где ветер радостно надувает, словно паруса, занавески из тюля. На подоконнике цветущие комнатные растения, и даже в графине на столе угадывается яркий цветок наподобие герберы. Женщина и девочка напоминают героинь «Больного ребенка» — похожая одежда, те же рыжие волосы и болезненная бледность девочки, та же прическа у женщины. Несмотря на оптимистичное название, девочка отвернулась от окна, словно показывая, что этот свет и солнце уже не для нее. Смерть ее неотвратима, но для Мунка, после кончины сестры утратившего веру, эти лучи, легкий ветерок, ощущение покоя да и сама весна, как символ жизни, дают надежду, и уход ребенка становится началом.

Читайте также  Портрет маргариты лотарингской, герцогини орлеанской, антонис ван дейк, 1634

«Из моего гниющего тела вырастут цветы. Я в них, и в этом бессмертие».

Самые знаменитые картины Эдварда Мунка

Норвежец Эдвард Мунк — самый удивительный и таинственный художник конца 19, начала XX столетия. Его жизнь была сложной, спорной, порой даже трагической. В начале своей творческой карьеры он был многим не по нраву, в 40-годах, когда к власти пришли фашисты, а Мунк был уже глубоким стариком, его картинам было устроено настоящее гонение. Но, в наши дни его творчество определённо имеет огромное значение для всего мира. Таинственные картины Мунка — настоящие шедевры экспрессионизма, образцы гениального мастерства тонкого и мудрого художника.

Самые знаменитые картины Эдварда Мунка:

Больная девочка (1886)

Мунк считал эту картину знаковой и главной в своём творчестве. Она стала началом поиска новых средств выражения чувств и терзаний художника. Критики встретили эту картину непониманием и отрицанием. В штыки было воспринято буквально всё: колорит, композиция, средства изображения. И только в середине XX века Мунк был признан величайшим мастером экспрессионизма, а это полотно — мировым шедевром.
Сюжет полотна взят из детства художника. Болезнь, а потом и смерть сестры наложила на маленького мальчика неизгладимое впечатление, граничащее с душевным расстройством.

На картине изображена больная девочка. Лежащая в постели, а над ней склонилась бабушка или няня. Девочка очень бледная, её волосы разметались по подушке. Хрупкое тело покидают силы. Тёмные тона и чёрный цвет подчёркивают неизбежность смертельного исхода больной.

Вечер на улице Карла Юхана (1892)

Картина входит в группу работ под названием «Фриз жизни» и в группу «Страх жизни». Это философское послание художника своим современникам. Толпа, идущая навстречу зрителю, которым является и сам художник, безликая, безразличная и гнетущая. Одиночество сквозит по улицам города, несмотря на то, что вокруг полно людей. Но, все они бредут сами по себе, натянув безликую маску абсолютного равнодушия.

Эта картина кричит об одиночестве художника, его не восприятии окружающего мира. Некая аутичность Мунка всегда была его пыткой и вечной душевной болью.

Крик (1893)

Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.

На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.

Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.

Звёздная ночь (1893)

Этот ночной пейзаж представляет береговую линию в Осгордстранде, небольшом пляжном курорте к югу от Осло в Норвегии, где Эдвард Мунк проводил лето начиная с 1880-х годов. Здесь Мунк пытался уловить эмоции, вызванные ночью, а не записывать его живописные качества. Синий цвет передаёт мистику и тоску пейзажа, который кажется полным предчувствий. Абстрактная насыпь справа представляет собой скопление деревьев.

Смерть в больничной палате (1893)

Смерть в больничной палате 1893 года восходит к памяти о смерти сестры Софи. Она умерла от туберкулёза в 1877 году. Этот мотив — одно из многих проявлений болезни, смерти и печали в семье Мунка.

В скудно обставленной комнате художник нарисовал себя вместе со своей ближайшей семьёй — братом, сёстрами, отцом и тётей. Его 15-летняя сестра сидит в кресле, спинкой стула смотрит на нас.

Мунк: Её последней просьбой было встать с кровати и сесть на стул. «Я очень хочу жить,» — сказала она. Но в этом кресле Софи умерла …

Вампир (1893)

Картина «Вампир» является отождествлением ужаса и страха перед женщиной. Её образ, хищный и ужасный, накрывает свою жертву. Но первое впечатление от картины быстро развеивается. Перед зрителем возникает пара, страстная, предающаяся объятиям. И угнетающая окраска картины изменяет своё первоначальное значение.

Борьба мужского и женского начала всегда привлекало художника. Страхи и тайные комплексы выплёскивались на полотно, обретая нереальные, кошмарные черты, как в страшном сне.

Тревога (1894)

Тревожные картины Мунка — его визитная карточка. Темы смерти, тревоги, ужаса, беспокойства всегда присутствовали в его работах. В судьбе художника было немало моментов, которые повлияли и на его характер, и на здоровье, и на мировоззрение, и на восприятие окружающего мира. В раннем детстве (в 5 лет) он лишился матери, через год умерла его сестра. Эти события повлияли на ребёнка так сильно, что целый год он молчал.

Картина «Тревога» создана после знаменитой картины «Крик». И если «Крик» — это сплошной ужас и отчаяние, то «Тревога» — душевное беспокойство, когда человек не находит места от предчувствий чего-то плохого. Композиция картины повторяет композицию «Крика». Тот же мост, тот же огненно-синий пейзаж. Но в этом случае, группа людей в чёрных одеяниях всем своим видом источают тревогу. Их лица неестественны, размыты, лишь только глаза отражают внутреннее состояние людей.

Основа «Тревоги» — это потрясающий цвет. Можно ли цветом передавать душевное состояние? Мунк это доказал. Огненное пылающее небо и вибрирующее тёмное пространство за мостом создают неповторимое впечатление.

Расставание (1896)

Личная жизнь Эдварда Мунка была суматошной, мучительной, сопряжённой с душевными травмами, ссорами, и даже попыткой самоубийства любимой женщины. Все эти события тесно переплелись с творчеством художника и отразились в его работах. Картина «Расставание» является отпечатком пережитого разрыва самим Мунком. Мужчина на картине страдает физически, его боль сосредоточена в области сердца. Кровавое пятно у его ног — символ боли и эмоциональной опустошённости.
Женщина, напротив, целеустремлённа и решительна. Она лишена индивидуальности, так как является общим образом всех женщин. Мунк считал, что мужчина сильнее переживает разрыв, а женщина более жизнестойка.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru вы можете также полюбоваться самыми известными картинами Шагала.

Танец жизни (1899)

Обычный танец влюблённой пары — это ли не жизнь? Слева юность, в образе милой девушки в белом, справа старость, в виде пожилой дамы в тёмном платье, а в центре танцует зрелая пара. Юность с надеждой смотрит в будущее, а старость — с грустью вспоминает прошлое. Пара в центре медленно танцует и всецело поглощена собой. Она — самое яркое пятно на картине. Красное платье дамы — явный символ жизни, страсти и любви, без которых жизнь не имеет смысла.

Ребёнок и смерть (1898)

В старости художник писал о травмирующих годах своего детства: «Мой дом был домом болезней и смерти». Картина «Ребёнок и смерть» — одно из самых ярких свидетельств Мунка о тематическом комплексе смерти, смерти и горя. На нём изображена маленькая девочка, которая смотрит из картинки и держит уши закрытыми. На заднем плане мы видим её покойную маму. Для Мунка характерно то, что он имеет дело не с человеком, который умирает, а с психологическим состоянием тех, кто остаётся. Основная тема этой картины — боль девушки. Но вместо того, чтобы выражать это в слезах, ребёнок кажется испуганным.

Брошь. Ева Мудоччи (1903)

После 1902 года литографии Мунка были в основном нарисованы на бумаге.
Были, однако, некоторые исключения, такие как этот портрет Евы Мудоччи 1903 года, выполненный на камне с использованием различных литографических техник.

Ева Мудоччи была известной британской скрипачкой, которая вместе с пианисткой Беллой Эдвардс гастролировала по всей Европе, включая Норвегию.

Эдвард Мунк встретил её в Париже в 1903 году. Они стали близкими друзьями. Первоначально отношения носили любовный характер, но со временем они стали больше похожи на отношения между братом и сестрой. С 1902 по 1908 год она была одним из ближайших доверенных лиц Мунка.

Звёздная ночь (1922)

Мунк обожал наблюдать за таинственным звёздным небом, и посвятил этому великолепному зрелищу несколько работ. Картина «Звёздная ночь» передаёт красоту зимнего звёздного неба, которое художник наблюдал со своего крыльца. Окружающий пейзаж не интересует художника, он поглощён красотой сияющих звёзд, на фоне которых Луна смотрится бледным пятном. Оттенки голубого и глубокого синего подчёркивают холод зимней ночи. Город ещё не спит. Он светится огнями окон, которые подчёркивают зелёные отблески звёздного неба.

Послесловие

Эдвард Мунк завещал свои полотна родному Осло, и после смерти художника, Нидерланды стали обладателем огромной коллекции его потрясающих работ. На основе более 1 тыс. картин был создан музей, который сейчас пользуется мировой известностью.

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте
Читайте также  Святой лука пишет портрет богородицы, джорджо вазари, 1565

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Немного слегка пошлых карт.
  • Хват правой
  • Кретинизмы из сети
  • Всякое
  • Картинки и мемы для настро.
  • Картинки и мемы для настро.
  • Всякое
  • Картинки и мемы на все слу.
  • Гифки
  • Весёлые
  • Так себе картинки
  • Картинки и мемы для настро.
  • Чуток картинок
  • Картинки и мемы для настро.
  • Гифки
  • Гифки
  • Так себе картинки
  • Фотографии наших знамениты.
  • Так себе картинки
  • Так себе картинки
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

«Крик»: Жуткая история создания одной из самых пугающих и тревожных картин

Может ли сумасшедший считаться гением? Или лучше спросить, может ли гений считаться сумасшедшим? Вполне. «Такое мог написать только невменяемый» — это послание начеркал сам автор Эдвард Мунк на полотне картины «Крик». С этим громким заявлением трудно поспорить, зная тот факт, что художник действительно был вынужден пройти курс лечения длительностью почти в год в клинике для душевнобольных.

Никому до и никому после Мунка не удалось передать в таких незамысловатых образах столько чувств, вложить столько силы и смысла. «Крик» — настоящий шедевр, который говорит о страхе, боли и отчаянии. Чтобы это смыслить и понять, как автор пришел к написанию этой картины, необходимо проникнуться историей его жизни, жизни его семьи.

Маленький Эдвард с самого детства был окружен лишь страхом, отчаянием и болью. В раннем возрасте он потерял свою мать, а поникший из-за смерти своей супруги отец нашел выход в религии, граничившей с фанатизмом, и начал вбивать в умы своих чад одну доходчивую истину: «Если вы не будете праведными, будете обречены на вечные страдания, адский огонь и муки без всякой надежды на спасение».

В таких условиях молодой человек с болезненным воображением мог усвоить лишь одно: в мире нет счастья, нет радости, нет ничего светлого.

[quote]Как следствие, позднее, сам автор говорил: «Болезнь, безумие и смерть — три ангела, преследовавшие меня с самого детства».[/quote]

Единственной отдушиной, единственным лучиком света для художника являлась его старшая сестра Софи, которая после кончины матери заняла ее место в сердце мальчика и дарила материнскую любовь и тепло. Но, кажется, жизнь специально забирала у Мунка все, что ему дорого. Спустя десять лет после кончины первого родителя, от туберкулеза уходит из жизни и его сестра Софи. Именно это потрясение положило начало его творчеству и послужило вдохновением для создания своего первого шедевра («Больная девочка»).

Позднее Эдвард перенес еще два потрясения: вторая его сестра Лаура была помещена в лечебницу для душевнобольных, а отец скончался от инсульта. Живописец впал в беспросветное отчаяние, отдалился от внешнего мира и полностью замкнулся в себе. Но как раз благодаря этому он стал мастером своего дела, гением. Именно несчастье и душевные страдания вдохновляли его на протяжении всей жизни.

Далеко не всем известно, что пейзаж «Крика» вполне реален. На картине изображена смотровая площадка с видом на фьорд города Осло. Однажды вечером, прогуливаясь в этих окрестностях, Мунк заметил, что облака «налились кровью», стали алыми и ему показалось, будто с неба доносится крик. Художнику стало плохо, он оперся о забор и стоял, ощущая изнеможение и сильнейшую боль, пронзающую всё вокруг.

Именно этот крик в долгие годы работы художник старался выразить на полотне. Эта картина не была написана единожды в порыве вдохновения. Живописец годами работал над ней, неустанно меняя что-то, то добавляя новые детали, то убирая старые. Мунк раз за разом переписывал «Крик».

Так почему же тем вечером художник услышал этот самый Крик, который в последствие не отпускал его до самой смерти? Всё дело в том, что неподалеку от этой самой смотровой площадки были размещены учреждения: скотобойня, из которой ежедневно доносились крики животных и дом сумасшедших, откуда можно было услышать вопли больных.

Эдвард Мунк изобразил ни мужчину, ни женщину, ни взрослого, ни ребенка. Он изобразил душу, втянутую в этот мир без ее согласия. И, очутившись в нем, прочувствовав всю жестокость и боль, всё то, что автор испытывал на протяжении жизни своей, душа могла лишь кричать.

А что теперь? Теперь «Крик» стал мемом, предметом шуток. Массовая культура сделала всё, чтобы вымыть из произведения всю силу и весь посыл, который вкладывал автор. А всё это лишь потому, что людям свойственно смеяться над тем, что действительно страшно. Настоящее искусство – это искусство, рождаемое чувствами. «Крик» Мунка – это чувства в чистом виде.

Как Достоевский повлиял на Эдварда Мунка

Национальная галерея Норвегии, Sputnik

В апреле в Третьяковской Галерее открывается первая в России большая выставка всемирно известного норвежца Эдварда Мунка. Несмотря на то что большинство из нас знает не так много его картин, творчество Мунка имеет бОльшую связь с Россией, чем мы могли бы предположить. Его кумиром и вдохновителем был Достоевский, а самая известная вещь художника «Крик» выглядит так, как будто в картину вселился один из бесов Достоевского.

Эдвард Мунк. Крик. 1893

Национальная галерея Норвегии

Директор Третьяковской Галереи Зельфира Трегулова, которая несколько лет вела переговоры с музеем Мунка в Осло, отметила, что Мунк в искусстве сделал то же, что Достоевский сделал в литературе: «Вывернул наизнанку человеческую душу и показал все глубины и пучины страстей, которые раздирают человека, показал сложность человеческой натуры».

Мунк восхищался литературным даром Достоевского

Богема Осло 1880-ых, частью которой являлся юный Мунк, представляла собой собрание творческих анархистов, которые запоем читали переведенного тогда же на норвежский Достоевского.

Эдвард Мунк в своей мастерской в Норвегии, 1938

«Когда кто-нибудь сможет описать те времена? Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога [художник, наставник Мунка], Йегера [скандальный писатель-анархист] и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании [старое название Осло] – не только тогда, но и сейчас», – писал Мунк.

Любимым произведением была повесть «Кроткая»

Малоизвестная работа Достоевского (во всяком случае, поблекшая в тени славы других романов), повесть «Кроткая» оказала на Мунка, пожалуй, самое большое влияние. Это рассказ о самоубийстве несчастной девушки, которая из-за нищеты вышла замуж за презираемого ею ростовщика.

Эдвард Мунк. Между часами и кроватью. 1940-1943

Музей Мунка в Осло

Эксперты считают, что один из самых известных автопортретов Мунка – «Между часами и кроватью», на котором изображена обнаженная женская фигура – является по сути иллюстрацией к «Кроткой».

Художественная слабость к больным и убогим девушкам – общая черта для Мунка и Достоевского. Одна из самых известных картин Мунка – «Больной ребенок», или «Больная девочка», вызвавшая шквал недовольства критиков за свою «незаконченность», была отражением скорби художника о смерти любимой сестры от туберкулеза.

Эдвард Мунк. Больная девочка. 1885-1886

Национальная галерея Норвегии

«Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная. Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил…» – говорил Раскольников.

Картины Мунка страдали, как герои Достоевского

Художник считал свои картины – собственными детьми и поэтому «воспитывал» те, что не получались. Биограф Мунка Стенерсен описывает странный метод «воспитания»: Мунк выставлял такие картины на дождь, ветер, под снег, а забирал их только через какое-то время. Точно известно, что именно так он работал над картиной «Расставание» (1894), и она весьма сильно пострадала. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины.

Эдвард Мунк. Расставание. 1894

Музей Мунка в Осло

Этот прием Мунк называл «hestekur», в переводе «лошадиное лечение». Эксперты считают, что это отсылка к сну Раскольникова, в котором маленький герой смотрит на то, как мужик бьет свою слабую клячу только потому, что это «мое». А толпа скандирует «секи до смерти».

Мунк ассоциировал себя с писателем

Мунк, возможно, создал то, что в современности называется фан-артом, искусством фаната. На одном из многочисленных автопортретов Мунка он изобразил себя с рукой скелета.

Эдвард Мунк. Автопортрет

Музей Мунка в Осло

Есть мнение, что на эту работу художника вдохновил портрет Достоевского, выполненный в похожей технике швейцарским художником Феликсом Валлоттоном.

Феликсо Валлоттон. Портрет Федора Достоевского

Фонд Феликса Валлоттона

Мунк был найден мертвым с томиком Достоевского

На выставке есть небольшая книга, принадлежащая художнику. Это книга «Djasvlene» – так по-норвежски звучит название романа «Бесы». Именно с этой книгой на прикроватном столике Мунк был найден мертвым в своем загородном имении, неподалеку от Осло в 1944 году.

Russia Beyond благодарит за помощь в подготовке материала Анастасию Четверикову, культуролога, журналиста, лектора «Прямой речи», автора и ведущую подкаста «Искусство для пацанчиков».

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Картины Эдварда Мунка

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 24.11.2017 11:05 Просмотров: 1984

«В своём искусстве я попытался объяснить себе жизнь и её смысл. Я также попытался помочь другим разъяснить свою жизнь» (Эдвард Мунк).

Эдвард Мунк был одним из первых представителей экспрессионизма. Его творчество оказало значительное влияние на современное искусство. Главные мотивы его произведений – смерть, одиночество, но при этом и жажда жизни. Объяснение этих противоречий мы находим в словах самого художника: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулёзу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия. С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом. Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»

Читайте также  Портрет жанны эбютерн, амадео модильяни, 1919

Из биографии художника Э. Мунка (1863-1944)

Эдвард Мунк в своей студии
Норвежский художник Эдвард Мунк родился в 1863 г. Его отец был военным врачом. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но бо́льшую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру.
Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Но он поступил в технический колледж, где проявил способности к физике, химии и математике. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.

Творчество

Картины Мунка постепенно стали выставлять. Но не все они принимались художественным сообществом. Например, картина «Больная девочка», на которой он изобразил свою умирающую сестру Софи Мунк, была раскритикована за незавершённость, небрежность и плохую технику.

Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Холст, масло. 119,5 × 118,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Она полулежит, откинувшись на поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье – это тётка Софи и Эдварда, которая взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти матери детей – Лауры. В комнате полумрак, но лицо девушки ярко освещено или само излучает свет.
Мунк продолжал совершенствовать своё мастерство, бывал в Париже, посещал выставки и музеи, экспериментировал с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.
В декабре 1889 г. умер после инсульта его отец. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны. Он впал в депрессию, замкнулся в себе, перестал посещать уроки живописи, порвал связи с друзьями и заново переосмысли свою жизнь. В дневнике он написал: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу».

Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Холст, масло. 64,5 × 54 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)
В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда, и его недавно умершего отца, и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену.
Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия».

Эдвард Мунк «Меланхолия» (1892). Холст, масло. 64 × 96 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Молодой человек, полный печали, сидит на побережье, подперев голову рукой. Влияние импрессионизма, так ощутимое в картине «Ночь в Сен-Клу», уже отсутствует.

Вдали, на мостках, виднеется фигура девушки в белом платье. Возможно, это и есть источник меланхолического состояния юноши. Герой картины – близкий друг Мунка Яппе Нильсен.
Вернувшись в Норвегию после недолгого пребывания во Франции, он начинает работу над циклом картин «Фриз жизни».

«Фриз жизни»

«Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» – цикл работ Эдварда Мунка, задуманный им с целью отобразить все основные аспекты человеческого бытия. Цикл состоял из 4 разделов:

• «Голос» (1893)
• «Красное и белое» (1894)
• «Глаза в глаза» (или «Влечение», ок. 1895)
• «Танец на берегу» (ок. 1900)
• «Поцелуй» (ок. 1892)
• «Мадонна» (1894)

«Расцвет и закат любви»

• «Пепел» (1894)
• «Вампир» (1893)
• «Танец жизни» (1899-1900)
• «Ревность» (1895)
• «Сфинкс (Три возраста женщины)» (1893-1895)
• «Меланхолия» (1894-1895)

• «Тревога» (1894)
• «Вечер на улице Карла Юхана» (1894)
• «Красный плющ» (1898-1900)
• «Голгофа» (ок. 1900)
• «Крик» (1893)

• «У смертного ложа» (Агония) (1895)
• «Смерть в комнате больного» (1893)
• «Катафалк на Потсдамской площади» (1902)
• «Обмен веществ» (1898)
• «Девочка у постели умершей матери» (1893-1899)

Рассмотрим некоторые картины из разных разделов цикла.

Эдвард Мунк «Мадонна» (1894). Холст, масло. Музей Мунка (Осло, Норвегия)
Всего Мунк создал пять вариантов картины.
Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Нимб вокруг головы подчёркивает, что это Мадонна. Натурщицей для одной из версий картины была Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка.

Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Холст, масло. 120,5 × 141 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Сумрачный лесной пейзаж. На его фоне изображены мужчина и женщина. Почти в самом центре картины женщина с распущенными волосами в полурасстёгнутом платье стоит, схватившись за голову. Фигура мужчины – в самом углу картины. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Его поза выражает подавленность или отчаяние. В низу полотна тёмная полоса, похожая на поваленное бревно; но в нижнем левом углу эта полоса переходит в более светлую вертикальную полосу, похожую на столб дыма.
Картина наполнена мрачным настроением. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Н. И. Крымова описывает героиню картины так: «В отчаянии вцепилась она руками в свои распущенные волосы. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему».
Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Она входит в раздел «Страх жизни».

Эдвард Мунк «Крик» (1893). Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Человеческая фигура (мужчина? женщина?) кричит в отчаянии на фоне кроваво-красного неба.
Эта картина является эмблемой экспрессионизма. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Художник этой картиной не даёт никакой надежды на изменение к лучшему.
По поводу источника идеи этой картины сам Мунк в своём дневнике писал так: «Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы.
Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.
Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г.
Мунк создал 4 версии «Крика», используя различные техники, в том числе маслом.

Эдвард Мунк «Смерть в комнате больного» (1893). Холст, масло. 134,5 x 160 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)
Смерть наполнила комнату своим присутствием, хотя зрительно она не изображена. Смерть – в скорбящих людях, в сгорбленных от горя фигурах, во всех деталях интерьера, в тревожных оттенках красного и трауре тёмно-синего.
Стиль этой картины близок к символизму. Как и в этой вот картине, совершенно не требующей никаких пояснений, т.к. смысл её заложен в самом названии.

Эдвард Мунк «Четыре возраста в жизни» (1902). Холст, масло. 130,4×110,4 см

Позднее творчество

«Мунк не бежит от жизни, он обретает внутреннее освобождение, изображая свое собственное заточение, свой ад, которого он не покидает» (Энциклопедия символизма).
В 1908 г. Мунк с душевным расстройством попадает в психиатрическую клинику в Копенгагене.
Его стиль постепенно изменяется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами.

Эдвард Мунк «Одинокие» (1935). Холст, масло. 100×130 см
Сюжеты становятся более мирными и обыденными, новые картины изображают рабочих, крестьян, жизнь на природе.

Эдвард Мунк «Жёлтое бревно» (1912). Холст, масло. 29 x 160,5 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)

Одной из самых крупных работ этого периода становится цикл монументальных полотен, украшающих концертный зал Университета Осло.

Картины Мунка в концертном зале Университета Осло
В 1916 г. художник приобрёл виллу Экелю недалеко от Осло, где прожил всю оставшуюся жизнь. Здесь он занимался сельским хозяйством.
В 1940 г. Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но поздне́е назвали представителем «дегенеративного искусства».
Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет.
Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания Музея Мунка, открывшегося в 1963 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: