Картина «битва масленицы и поста», питер брейгель старший — описание - JEKATERINBURG.RU

Картина «битва масленицы и поста», питер брейгель старший — описание

Битва Масленицы и Поста (картина)

Питер Брейгель Старший
Битва Масленицы и Поста. 1559
Дерево, масло. 118 × 164,5 см
Музей истории искусств, Вена

К:Картины 1559 года

Битва Масленицы и Поста — картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены.

Сюжет

В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста.

Описание картины

На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков. Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. В руках у Карнавала находится его «орудие» — вертел, на который нанизана мясная снедь.

Справа от Карнавала находится тощая бесполая К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) [источник не указан 2253 дня] фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала две монахини. На голове у Поста находится пчелиный улей — знак умеренности и верности церкви.

Напишите отзыв о статье «Битва Масленицы и Поста (картина)»

Ссылки

  • [artinternational.ru/viewtopic.php?f=33&t=443 Описание картины]
  • [breughel.8m.net/ Bruegel on breughel.8m.net]
  • [www.kingsacademy.com/mhodges/11_Western-Art/16_Late-Renaissance/Bruegel/Bruegel.htm Bruegel on kingsacademy.com]
Это заготовка статьи о картине. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Отрывок, характеризующий Битва Масленицы и Поста (картина)

Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.

Питер Брейгель Старший. Книги онлайн

Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude; ок.1525 — 9.09.1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников.

Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Творческую деятельность начал как график. В Антверпене учился у П.К. Ван Алста, затем создавал рисунки для издателя гравюр И. Кока.

В 1551 — 1553 гг. совершил путешествие в Италию. Уже в этот период определилась творческая индивидуальность Брейгеля.

Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни стала картина «Падение Икара» (1555 — 1558 гг.). Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к Солнцу, оказывается тут мелким эпизодом; Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море.

В центре внимания — пронизанный солнечным светом, исполненный величия морской пейзаж. В этом произведении закладываются основы миропонимания художника: только в согласии с природой, постигая её могучий мировой ритм, человек может добиться успеха — иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеславного Икара.

Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля посвящены изображению природы, деревни и её жителей. На картине «Битва Масленицы и Поста» (1559 г.) запёчатлён народный праздник на улицах фламандского городка.

Ряженые, нищие, торговцы, музыканты, игроки, пьяные гуляки, монахи, зрители, изображённые на полотне, водят хороводы, танцуют, играют на волынках, мечут кости и т.д. В том же ключе написана и другая, не менее известная работа «Фламандские пословицы» (1559 г.).

На таких картинах, как «Несение креста», «Поклонение волхвов» (обе 1564 г.), «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя» (все 1566 г.), «Обращение Савла» (1567 г.), библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную жизнь.

В серии картин «Месяцы» (1565 г.) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Идея вечного круговорота природы, его связи с жизнью человека отражена и в традиционных средневековых календарных циклах («Сумрачный день», 1565 г.; «Жатва», 1565 г.; «Охотники на снегу», 1565 г.; «Декабрь», 1565 г.).

В других работах Брейгеля отражены драматические события, которые происходили во фламандских городах, находившихся под игом Испании («Жатва», 1565 г., и др.).

Например, на картине «Перепись в Вифлееме» аллегорически изображено взимание испанцами налога с фламандского народа.

Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает приёмы панорамной живописи и миниатюры.

В поздних произведениях усугубляются настроения пессимистического раздумья. В прославленных «Слепых» (1568 г.) евангельская притча использована для воплощения идеи о человеке, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой. Поводырь слепцов и сам слепец, он падает и увлекает за собой остальных.

Книги (1)

Автор текста: А. Майкапар.

Документально подтверждённые биографические данные о художнике умещаются всего в несколько строк.

1525. Принято считать годом рождения Брейгеля. Точных сведений на этот счёт нет, и ряд исследователей время его рождения обозначают как 1525 — 1530.

1545. Жил в Антверпене; учился у Питера Кука ван Альста.

1550. Работал над ретабло (большим алтарём сложной формы и композиции) для гильдии печатников в городе Менкель.

1551. Был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию святого Луки.

1552. Отправился в Италию через Южную Францию (Лион) и вернулся через швейцарские Альпы.

1556. Работал для мастерской Иеронима Кока.

1562. Возможно, состоялась поездка в Амстердам.

1563. Женился на дочери своего учителя Питера Кука; переехал в Брюссель, где жил с женой и тёщей — известной художницей-миниатюристкой Марией Верхюльст, вдовой его учителя.

1564. Родился первый сын Питер.

1568. Родился второй сын Ян (прозванный Старшим, поскольку у него тоже впоследствии появился сын Ян — Ян Брейгель Младший).

1569. Смерть. Представление о внешнем облике Брейгеля мы можем получить по гравюре (1570), помещённой в книге Доменикуса Лампсониуса «Изображения некоторых известных живописцев Нижней Германии», изданной в 1572, уже после смерти художника.

«Мужицкий» живописец: картины Питера Брейгеля-старшего

5 сентября 1569 года в Брюсселе скончался великий художник Питер Брейгель. После себя он оставил не только получившие впоследствии всемирную известность картины, но и двух сыновей (Питера и Яна), которым тоже суждено было стать выдающимися живописцами. Однако их отец — Питер Брейгель-старший — всё же остался самым известным художником с этой фамилией.

Становление художника

Искусствоведы до сих пор спорят о месте и точной дате рождения Питера Брейгеля. Судя по всему, он родился между 1525 и 1530 годами недалеко от города Бреда в Северном Брабанте — провинции современных Нидерландов.

Ещё в детстве Питер попал в Антверпен, где находилась мастерская известного художника Питера Кука ван Альста, который одно время даже считался придворным художником Карла V. Тогда большинство художников, в том числе и учитель Брейгеля, относили себя к романистам. Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на абсолютно бытовом фоне. Вообще, главные герои картин Брейгеля — представители низов, обычные деревенские жители.

Путешествие и переезд

В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.

После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.

Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.

Деревенский художник
Несмотря на богатый жизненный опыт Брейгеля, на то количество мест, которое ему удалось посетить, чуть ли не три четверти его картин посвящены деревенскому быту и природе. На его полотнах зачастую даже нельзя различить лиц отдельных персонажей, иногда они просто сливаются с окружающей их природой. Скорее всего, именно поэтому Питера Брейгеля-старшего позднее окрестили Питером «мужицким».

Примерно в 40 лет Брейгель, живший в Брюсселе, увидел настоящее зверство: армия испанского герцога Альбы начала буквально вырезать всех еретиков в Нидерландах. Несколько тысяч нидерландцев были приговорены к смерти, остальные несколько лет жили в страхе, опасаясь очередной жестокой расправы от испанцев. Картины, написанные Брейгелем в это время, носят откровенно депрессивный характер.

Умер художник 5 сентября 1569 года, его тело было похоронено в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. В российские музеи произведения Брейгеля, к сожалению, не попали — более трети его картин хранится в венском Музее истории искусства.

Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

Картина «битва масленицы и поста», питер брейгель старший — описание

Кустодиев для меня образец несгибаемого оптимизма и вообще силы воли. Художник с 1915 года был прикован к инвалидному креслу, постоянно испытывал боли, жил впроголодь, коллеги постоянно критиковали, вокруг войны и революции…

А он берет и пишет максимально яркую и позитивную картину – «Масленица». Причем все на полотне – это фантазия Кустодиева, в голодном Питере такое вряд ли происходило, да и выйти посмотреть художник особо не мог.

Борис Кустодиев – «Масленица», 1916

Все черпалось из памяти и ощущений. Яркая одежда, пушистый снег, красочный пейзаж под последними лучами вечернего солнца – вот она, Масленица по Кустодиеву. Веселье, удаль, радостные цвета – в этом придуманном мире художника уютно всем.

Академия художеств высоко оценила картину и приобрела ее за 1750 рублей, что вызвало попоболь у некоторых членов совета, которые в виде протеста против «лубка» вышли из состава.

Но это только некоторые уникумы, Репин, например, очень хвалил автора.

А тем временем художник преодолевал болезнь (опухоль в спинном мозге) и снова хотел оказаться в центре любимого праздника. Поэтому неудивительно, что в 1919 Кустодиев снова вернулся к жизнерадостному сюжету «Масленица на все деньги».

Борис Кустодиев – «Масленица», 1919

В этот раз мы попадаем в разгар праздника на одной из улиц в городе, и снова движуха: в самой середине несется тройка, яркие афиши зазывают угоститься (на одной из них художник хитро разместил подпись, присмотритесь, над «Сыръ Икра»), у театра вовсю идет гульба, так и хочется ворваться в этот городок)

И традиционный уютный зимний пейзаж Кустодиева, визитная карточка художника.

Вот тут можно рассмотреть подпись автора:

Художник явно увлекался голландской живописью, а влияние Питера Брейгеля Старшего прослеживается наиболее ярко: все эти мелкие детали, высокая точка обзора (мы как будто пролетаем над событиями картины), и самое главное – а картинах обоих мастеров мы смотрим за веселой кутерьмой обычных людей, которые просто радуются празднику. Только снег добавляет нашего родного колорита.

Питер Брейгель Старший – «Битва Масленицы и Поста», 1559

Даю слово самому Кустодиеву: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту… Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

Но нам то ближе эти родные пейзажи, не правда ли? Вот еще несколько работ от художника на тему масленичного веселья.

Борис Кустодиев – «Масленица», 1919

Борис Кустодиев – «Зима. Масленичное гулянье», 1919

Чувства зрителей прекрасно описал критик и историк Бенуа: «Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями. Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость». Воистину.

Борис Кустодиев – «Балаганы», 1919

Уму непостижимо, как художник выдумывал все эти смешные сценки для картин сидя в крошеной темной мастерской, прикованный к инвалидному креслу. На улице война и разруха, а вы посмотрите на эти покатушки на санках — ну счастье же!

Борис Кустодиев – «Масленица», 1920

И напоследок хотел еще раз сравнить картины все с тем же Брейгелем Старшим. Тут завезли снега, да и полотно поизвестнее. Видно, что Кустодиев все же вдохновлялся голландским маэстро)

Питер Брейгель Старший – «Охотники на снегу», 1565

Ну, чего сидите, бегите кататься на горках или печь блины)

Картина «битва масленицы и поста», питер брейгель старший — описание

  • « первая
  • 166
  • 167
  • 168
  • 169
  • 170
  • . . .
  • последняя (236) »

Питер Брейгель Старший. Битва Масленицы и Поста. 1559 г. Художественно-исторический музей, Вена.
«Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля Старшего

Эта картина создана в 1559 г. и ныне находится в собрании Берлинских Государственных музеев (Музей Берлин-Далем). Это своеобразная энциклопедия нидерландского фольклора. В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117х163 см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Смысл некоторых из них понятен русскому зрителю без объяснений: персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, садятся между двух стульев, бьются головой о стену, висят между небом и землёй; другие же лишь отдалённо напоминают русский фольклор, но содержание их тем не менее понятно. Например, нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И стены имеют уши». «Бросать деньги в воду» означает то же, что и «сорить деньгами», «пускать деньги на ветер» и т. п.

Несмотря на то что на картине представлены сюжеты ста девятнадцати пословиц, поговорок и т. д., все они могут быть сведены к одной теме: речь неизменно идёт о напрасной, бестолковой трате сил и средств. Здесь кроют крышу блинами, пускают стрелы в пустоту, стригут свиней, согреваются пламенем горящего дома и исповедуются чёрту. Хотя все эти занятия и явно абсурдны, брейгелевские персонажи предаются им так серьёзно и деловито, что зритель не сразу замечает нелепость происходящего. Глупость, ставшая повседневной привычкой, и безумие, возведённое в ранг разумного начала, — вот стихия «Пословиц». Среди пёстрой сумятицы, напоминающей то ли карнавальное гуляние, то ли сумасшедший дом, выделяются две фигуры — обе на первом плане.

Молодой человек в розовом плаще беспечно вертит на пальце голубой, увенчанный крестом земной шар: самонадеянный повеса вообразил, что движение мира подвластно его прихоти. Однако другая пословица говорит: «Чтобы пройти мир, нужно согнуться». Рядом со щёголем оборванец — согнувшийся в три погибели, с лицом, искажённым болезненной гримасой, он влезает внутрь подобного же шара. У левого края картины, на фасаде дома, выставлен шар с крестом, но обращённым вниз. В этом образе и заключён подлинный смысл картины: мир перевёрнут вверх дном.

Питер Брейгель Старший. Нидерландские пословицы. 1559 г. Государственный музей, Берлин-Далем.

Некоторые из нидерландских пословиц и поговорок, изображенных Питером Брейгелем Старшим:

1. «Крыть крышу блинами» («Как сыр в масле кататься»).

2. «Смотреть сквозь пальцы».

3. «Водить друг друга за нос».

4. «И в крыше есть щели» («И стены имеют уши»).

5. «Сидеть между двух стульев».

6. «Биться головой об стену».

7. «Вооружён до зубов».

8. «Засыпать ров, после того как утонул теленок» («После драки кулаками не машут»).

9. «Вставлять палки в колёса».

10. «Искать свой топор» («Тянуть резину»).

11. «Разбрасывать розы перед свиньями» («Метать бисер перед свиньями»).

12. «Привязывать Богу фальшивую бороду» («Быть большим католиком, чем Папа римский»).

13. «Висеть между небом и землёй».

14. «Бросать деньги в воду» («Сорить деньгами»).

15. «Вешать плащ на ветер» («Держать нос по ветру»).

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Музеи Бойманса-ван-Бенингена, Роттердам.

Питер Брейгель Старший. Несение креста. 1564 г. Художественно-исторический музеи, Вена.

Политическая обстановка в Нидерландах в то время была очень сложной. Брейгеля и его соотечественников возмущал произвол испанцев, которые управляли Нидерландами, абсолютно не считаясь со старинными вольностями и обычаями страны. По стране прокатилась волна иконоборческих погромов: толпы людей, воодушевляемых протестантскими проповедниками, врывались в храмы и вымещали свою ненависть к папскому Риму на иконах и статуях святых. Тогда было разорено несколько тысяч храмов. Эти выступления местным властям удалось подавить. В 1566 г. король Испании и правитель Нидерландов Филипп II решил жестоко наказать непокорную страну и отправил туда многотысячную армию под командованием надёжнейшего из своих полководцев — герцога Альбы, который получил полномочия королевского наместника.

На картине «Обращение Савла» (1567 г.) [125] изображён вооружённый отряд, взбирающийся по крутой горной тропе. Позади, внизу, остались гладь озера и закатное небо. Маленькая армия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: