Картина «бабушкины сказки», максимов — описание картины - JEKATERINBURG.RU

Картина «бабушкины сказки», максимов — описание картины

Конспект беседы на тему » В.М. Максимов — русский художник»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

магистр психологии, клинический психолог. .

психолог-консультант, клинический психолог. .

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

  • для учителей, репетиторов и родителей
  • свидетельство + скидки на курсы для всех!

Биография Василия Максимовича Максимова

Василий Максимович Максимов (1844-1911 гг.) родился в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии. Родители его — из государственных крестьян. До десяти лет Максимов оставался в родной деревне, рос среди людей, которые в будущем придут в его картины. Как для большинства русских художников, круг ранних художественных впечатлений стал определяющим. Это — устоявшийся веками уклад крестьянской жизни, красочные обряды свадеб и земледельческих праздников, избы с украшающей их резьбой, костюмы, домашние ткани, вышивки на них, а также русские лица, русский интонационный лад речи и родная земля. В мальчике рано проснулась поэтическая чуткость, умение видеть красоту обыденного. В своих «Автобиографических записках» Максимов вспоминал, какой был чудесный вид на противоположный берег Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г.Томилова.

Отец и мать Максимова были единственными в деревне грамотными людьми, а раньше прадед его славился в деревне как грамотей. Отец рано стал учить сына читать. Столь же рано мальчик начал рисовать. Мать поощряла эту его склонность. В шесть лет первое горе — смерть отца, в десять — смерть матери. Мать успела определить сына в монастырскую школу, а затем в послушники Николаевского монастыря. В доме иеромонаха Антония Бочкова протекала вся его «монастырская духовная жизнь». Послушников, кроме пения, ничему не учили. И Максимов решается самовольно уйти из монастыря, едет в Петербург и поступает в иконописную мастерскую Пошехонова, где сталкивается с невиданной жестокостью в обращении с учениками. Он убегает из этой мастерской к иконописцу К.А.Ярыгину; этот хозяин преследует за чтение, сжигает книги, но Максимов остается здесь на пять лет, поскольку на второй год работы разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте. Мальчик живет большой мечтой — учиться в Академии художеств. И чтобы заработать деньги на одежду, он успевает еще писать иконы и портреты местных мелких торговцев.

Осенью 1862 г. Максимов сдает вступительные экзамены в Академию художеств, получив за рисунок отличную оценку. 7 января 1863 г. Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку нет отпускной от сельского общества) начинает занятия в Академии. К занятиям Максимов приступает с благоговением и восторгом, впервые — жизнь по зову души, без занесенного кулака. Сначала за рисунок в головном классе он получает последний 69 номер, но уже в ноябре 1963 г. первым номером за рисунок «Бойцы» переводится из класса гипсовых фигур в натурный. Затем, в продолжение всего обучения, среди талантливых соучеников (Савицкий, Поленов, Репин) Максимов был одним из самых первых.

В первой своей картине «Больное дитя», написанной через полтора года пребывания в Академии и удостоенной золотой медали, Максимов использовал взволновавший его подлинный факт. Проводя первые каникулы летом 1863 г. в родной деревне, художник оказался свидетелем того, как скоропостижно скончалась его десятилетняя племянница.

Больное дитя

Интерьер избы, предметы крестьянского быта, лица крестьян — все написано с натуры. Сюжет из крестьянской жизни уже намечает главную тему его искусства.

Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» (1864 г.), «По примеру старших» (1864 г.), «Семейный чай», «Дед-судья» (обе 1865 г.). Такие сюжеты были тогда новостью для русской публики. Он обращает внимание зрителя на выразительность жестов и лиц, рассматривает предметы, населяющие интерьер: сбитые коврики на полу, обои, картинки в рамах на стенах, столы и кресла. Эти сценки Максимов пишет умело, являя неплохую подготовку в области рисунка и композиции.

По примеру старших (1864 г.)

О народном быте рассказывают и другие работы: «Бабушкины сказки» (1867), «Сборы на гулянье» (1869), «Девушка у амбара» (1874), «Бедный ужин» (1879), «Больной муж (1881). Самые знаменитые полотна Максимова – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) и «Семейный раздел в крестьянском быту» (1876) выставлены в Государственной Третьяковской галерее в Москве вместе с некоторыми другими картинами мастера.

В картине он весьма наглядно и реалистично изобразил дух тогдашней деревни. Здесь происходит раздел имущества между двумя братьями. Сразу чувствуется смута. В небольшой тесной комнате собралось целое семейство на семейный совет, по полу разбросано куча вещей, тканей, мехов, прочей утвари. Жадность и корысть против беспомощности и скромности – вечная тема борьбы, которая так нагляднее всего показана в женских типах.

Девушка, которая стоит к нам полубоком, наклонив от печали голову – младшая невестка, обманутая и обездоленная. Ее образ печален и поэтичен, как в картинах Венецианова, она вызывает сочувствие и грусть. Противопоставление ей – алчная и злая жена старшего брата. Она сидит на стуле с видом собственного превосходства и с язвительным упреком смотрит на сноху.

Чаще всего в таких случаях, если не удавалось поделить мирным способом – то обращались к наиболее уважаемым людям и решали все по справедливости, а потом уж мирились и расходились по домам. Или же бросали жребий, а жребий считался знаком свыше, самым справедливым решением в тяжелых случаях, которые случались в крестьянской жизни.

Семейный раздел

Осенью 1866 г. Максимов получил аттестат со званием художника 3-й степени и чин 14-го класса и поселился в родной деревне. Он живет в избе, носит русскую рубаху и шаровары, брат-портной шьет ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим.

Знаменитая картина Василия Максимовича «Бабушкины сказки» была закончена в ноябре 1867 г.

Бабушкины сказки

В центре деревенской избы, освещаемой лучиной, сидит старушка и рассказывает сказки. Заслушались деревенские ребятишки. Выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания событий у ребят, сидящих слева, оттеняется задумчивым переживанием рассказанного у мальчика и девочки, что рядом с бабушкой. Находящиеся с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины уравновешивают и одновременно усугубляют это состояние погруженности в обдумывание, в теплое и задушевное воспоминание. Тихая сосредоточенность в лицах приостановивших работу мужчин. В картине есть акцент не на действии, а на состоянии, причем длительном — создается впечатление, что люди надолго останутся в одном настрое.

В картине «Бабушкины сказки» присутствует и предметный натюрморт; в том, как добросовестно художником перечисляются полка с посудой, хомут с седелком, жердь для зыбки, связки сушеных грибов, одеяло у печи и шаль, ощущается не поэтическая, а скорее прозаическая тенденция грядущего аналитического искусства передвижников, когда предметы быта выступали как знак конкретной социальной среды. Стремясь к бытовой достоверности, художник все пишет с натуры — избу, которую даже обмеряет, ее убранство. Ему позируют племянники, деревенские ребятишки, брат Алексей, невестка Варвара, рассказчицу сказок он пишет со старушки Юдишны.

За выставленную в начале 1868 г. в Обществе поощрения художников картину «Бабушкины сказки» Максимов получил премию, а Академия художеств продлила ему стипендию. Но главное — купил П. М. Третьяков для своей галереи. С этого времени между ними устанавливаются близкие дружеские отношения. Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Все это наполнило желанием работать, наделило уверенностью в себе, на несколько лет обеспечило творческой энергией.

Официальная дата написания картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» 1871-1875 гг., но работа фактически начата была уже в 1868 г.

Приход колдуна крестьянскую свадьбу

С весны этого года, поселившись в деревне Чернавино, Максимов напряженно работает над этюдами, накапливает материал и творчески преображает его. И весной 1871 г. Максимов с В.М.Васнецовым отправляются в Киев. Художники наблюдают собравшийся со всех сторон на богомолье люд, ездят по деревням, изучая типы и характеры, заслушиваются пением, смотрят танцы, зарисовывают костюмы.

Картина шла нелегко. Мешали прежде всего условия жизни — зеленые стекла в небольшой избе, недостаток света, безденежье, голодание. Он постоянно счищает одни фигуры и вписывает другие. Если сравнить сохранившиеся эскизы, можно сказать, что изменения касались типажа действующих лиц. Сюжетом для картины Максимов выбирает деревенскую свадьбу. Событие это в деревне знаменательное, всех приводящее в движение — из сундуков вытаскиваются праздничные наряды, вспоминаются и поются свадебные песни, также по особым ритуальным законам ведутся беседы, встречи, проводы гостей и т.п. Колдовские обряды веками пронизывали крестьянскую жизнь. В поверьях о колдунах, являвшихся на свадьбы, жили дохристианские языческие страхи перед темными, злыми силами. В реакции на приход колдуна каждый из присутствующих выявляет себя, раскрывает свои чувства и характер. Всю группу объединяет общее эмоциональное действие, здесь словно хор со множеством индивидуальных голосов.

Читайте также  Портрет актрисы жанны самари, ренуар, 1877

Всё в прошлом

«Все в прошлом» строится на сопоставлении только двух психологических мотивов — старая барыня и ее старая нянька. В молодости эти две женщины занимали разные социальные ступени: одна жила в достатке и блистала в свете, вторая – работала на своих хозяев. Но состарились они по-одинаковому. Две женщины сидят возле барского дома, и отличают их друг от друга лишь предметы – остатки былой роскоши: фарфоровая чашка, головной убор помещицы и бархатная накидка.

Картина «Все в прошлом» приносит художнику последний успех. Ее также приобрел Третьяков, она и поныне в Государственной Третьяковской галерее рядом с холстами «Бабушкины сказки», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел» и «Больной муж». В год написания картины «Все в прошлом» Максимову было всего сорок пять лет. Но он уже работал с трудом — сказался тяжелый жизненный путь. После картины «Все в прошлом» Максимов прожил двадцать лет.

Новое в блогах

Сообщество « »

Василий Максимов: Сцены деревенской жизни на Руси

Художник Василий Максимович Максимов – великий русский художник-передвижник, большой мастер жанровой живописи, академик.

Биография художника Василия Максимова

Василий Максимович Максимов

Василий Максимович родился в январе 1844 года в деревне Лопино, в окрестностях Новой Ладоги, в крестьянской семье.

В раннем детстве будущий художник лишился родителей и был определен учеником иконописца местного монастыря. Врожденный талант и трудолюбие позволили молодому церковному иконописцу поступить (в возрасте 18 лет) в Императорскую Академию живописи.

Случилось так, что первый конкурсный рисунок выполненный первокурсником Максимовым занял только 69-у место по уровню мастерства. Кого-то такая неудача могла сломить, но Максимов приложил все свои силы и к последнему курсу обучения стал одним из лучших молодых художников. А на одном курсе с Максимовым учились Савицкий, Поленов, Репин.

Ещё в студенческие годы художник начал общаться с будущими передвижниками и по их примеру отказался от написания выпускной работы и заграничной поездки за счет академии. Максимов пожелал писать реальную жизнь российской сельской глубинки.

Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя.

В 1866 году получив звание классного художника 3-й степени, Максимов отправился в деревню Шубино Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом этого же года художник совершил путешествие по Волге. Эта поездка была очень познавательной и плодотворной.

Позднее он говорил П.М. Третьякову:

… не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни.

Написанная после этого путешествия картина «Бабушкины сказки» было премировано на очередной выставке передвижников и приобретено для Третьяковской галереи.

Следующей работой, которая была с восторгом встречена знатоками живописи стала картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Тут и обилие персонажей, и глубокое знание крестьянского быта, и с огромным мастерством выписанные персонажи.

Я не буду описывать все картины художника, которые были отмечены искусствоведами, критиками и коллегами – это будет очень длинный перечень. Самые знаменитые (если так можно сказать о картинах) я собрал в галерею, которую хочу предложить вашему вниманию сегодня.

В 1878 году Василию Максимовичу Максимову было присвоено звание академика.

Последние двадцать лет жизни художника были полны лишений и горькой нужды. Передвижники с их горькой правдой жизни вышли из моды, деньги кончились, а новых заказчиков практически не было.

В декабре 1911 года художника не стало.

Картины художника Василия Максимовича Максимова

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

Семейный раздел в крестьянском быту

Мечты о будущем

Девушка у амбара

По примеру старших

Сборы на гуляние

Портрет Александра Семёновича Чавостова

Максимов Василий Максимович

Максимов Василий Максимович

«Мужской портрет»
Максимов Василий Максимович (1844-1911)

«Крестьянская девочка»
1865

Родился В. М. Максимов в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи.

В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым. Артель была организована «для совместной работы и жизни», подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года. Написанная Максимовым в то время картина «Больное дитя» (1864) была удостоена золотой медали АХ «за экспрессию».

Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа «четырнадцати» во главе с И. Н. Крамским. «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».

Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены АХ и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку но Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа. Позднее он говорил П. М. Третьякову, что «не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни». Его произведение «Бабушкины сказки» (1867), показанное на выставке ОПХ, было премировано и тогда же куплено Третьяковым для картинной галереи.

«Автопортрет и портреты товарищей»
1864

«Аукцион за недоимки»
1880-1881

Однако наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих «хоровое начало», отмечено глубоким знанием деревенского быта.

«Бабушкины сказки»
1867

Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху».

«Бедный ужин»
1879

В картине «Больной муж» (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка.

«Больной муж»
1881г.

В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: «Бедный ужин» (1879), «Аукцион за недоимки» (1880), «Заем хлеба» (1882), «Слепой хозяин» (1884), «У своей полосы» (1891), «Лихая свекровь» (1893).

«Будущий художник»
1899

О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: «Да, да, сам народ написал свою картину. Вот, жанристы, у кого учитесь». Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении «Семейный раздел» (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями.

Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость — с другой. Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. «Кремень передвижничества», «самый несокрушимый камень его основания» — так называл Максимова И. Е. Репин.

«Вид города Рыбинска»
1886

Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды ТПХВ, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина «Всё в прошлом» (1889).

«Внутренний вид избы»
1869

Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих «дворянских гнезд». Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами.

«Внутренний вид избы»
1869

Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки — старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.

«Всё в прошлом»
1889г.

Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину «Прощеное воскресенье», но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Однако в истории русского искусства Максимов занял достойное место как бытописатель и знаток народной жизни.

«Голова крестьянина»
Этюд

«Девочка»1866

«Девушка у амбара»1874

«Добредет ли?»1896

«Единственный учитель»

«Залом ржи»1903

«Заслушались»1864

«Знахарь на деревенской свадьбе»1874

Читайте также  Картина «лаокоон», эль греко — описание

«Красный угол в избе»
1869

«Крестьянская девочка»
1865

«Крестьянская изба»
1869

«Лесной сторож»
1893

«Мальчик-механик»
1871

«Материнство»
1871

«Мечты о будущем»
1868

«Мужской портрет»
1888

«Пережил старуху»
1896

«По примеру старших»
1864

«Портрет задумавшейся девушки»
1880

«Портрет старика»

«После обедни»
1891

«Примерка ризы»
1878

«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»
1875г.

«Русская крестьянка»
1896

«С дипломом»
1890

«Сад при доме Третьяковых»
1877

«Сборы на гулянье»
1869

Краткий анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки» по плану

1. История создания

Бабушка Наталья Евстихиевна была дорогим и близким Есенину человеком. Она вырастила его, научила читать и писать, привила любовь к книге.

С любимой бабушкой маленький поэт ходил на богомолье, в дедовском доме слышал песни странников, которые потом воспроизводил в стихах и поэмах.

«Бабушка любила меня изо всей мочи», — вспоминал Есенин. Она была для него так же близка, как Арина Родионовна для Пушкина.

В 1915 году бабушки не стало, и поэт вернулся в дом родителей, где почувствовал себя одиноко. После этого он принял решение переехать в Москву.

Стихотворение «Бабушкины сказки» стало своеобразным прощанием с детством, домом деда и бабушки, малой родиной.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в традициях реализма.

3. Род

Оно представляет собой образец малой лирики.

4. Жанр

По жанру «Бабушкины сказки» — лирическое стихотворение, написанное по воспоминаниям о прошедшем детстве.

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему памяти. Даже те, кого нет с нами сегодня, остаются в наших сердцах на всю жизнь. Свет их любви согревает нас, как тепло русской печки и волшебство народных сказок.

6. Тематика

Основная тема стихотворения – любовь к бабушке.

Бабушки – это хранительницы и передатчицы культуры. Именно они рассказывают внукам сказки, учат их читать, сажать семена, делать что-то своими руками.

Мудрость и тепло наших бабушек согревают нас всю жизнь.

7. Идея

Детям кажется, что бабушка – это сказочная волшебница. Она рассказывает им про чудесные миры, говорящих зверей, царевичей и царевен.

Мир доброй выдумки и житейской мудрости неразрывно связан с бабушкиными глазами, руками, улыбкой. Бабушкина становится образом идеальной любви.

8. Пафос

В каждой строчке стихотворения звучит любовь к бабушке, ностальгия по беззаботному детству и тому абсолютному счастью, которое дарили детскому сердцу её сказки.

9. Система образов

Образы детства складываются из описания зимнего вечера. Возвращаясь с прогулки, деревенские ребятишки «в два рядка» садятся слушать бабушкины сказки. Они готовы сидеть так до утра, и даже приказ матери ложиться не имеет силы – так притягательно волшебство бабушкиных историй.

Образный ряд выстраивается за счёт однородных сказуемых: «идём, бредём», «садимся», «сидим, еле дышим», «притворимся, что не слышим», «загалдели, начинаем приставать».

Бабушка уступает уговорам, лишь робко спрашивая: «Что ж, сидеть-то до зари?» Эта краткая реплика характеризует её спокойный миролюбивый нрав, огромную любовь к детям.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж стихотворения – бабушка. Она рассказывает сказки и согревает всех своим теплом. Вокруг неё собираются внуки, другие ребятишки.

Также на заднем плане возникает образ матери. Ясно, что в картине есенинского детства образ бабушки ярче и полнее образа матери. Она – центр детской вселенной, душа дома.

11. Лирический герой

Лирический герой растворён в толпе ребятишек. Он никак не проявляет свою индивидуальность.

Это детское «мы» говорит о том, что тогда поэт чувствовал себя частью целого, звеном рода, ещё не испытывал чувство одиночества и покинутости, характерное для его позднего творчества.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. Ребятишки возвращаются зимним вечером домой. Они накатались на санках и спешат обогреться, послушать на ночь сказки.

Все понимают, что пора спать, но бабушкины сказки так захватывают детей, что они готовы сидеть перед ней до самого утра.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом и втором четверостишии присутствует завязка – дети собираются дома.
  • В третьем четверостишии появляется развитие действия: поэт описывает детскую радость, упоение сказками.
  • В четвёртом четверостишии звучит кульминация: пора спать.
  • Наконец, в пятом следует развязка:

Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения приближен к разговорной речи. Кажется, что поэт делится воспоминанием о детстве в кругу друзей.

Есть в нём слова «задворки», «салазки», которые могут показаться современным детям незнакомыми. Для тех же, кто вырос в деревне, их смысл вполне понятен.

В стихотворении преобладают глаголы, почти не используются средства художественной выразительности. Секрет произведения в простоте и естественности рассказанной истории, в том, что по содержанию она близка каждому ребёнку и взрослому.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение не разбито на строфы, но условно можно выделить в нём пять четверостиший, так как оно состоит из двадцати рифмующихся строк.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • ряды однородных членов: «по сугробам, по пригоркам»; «идём, бредём»; «сидим, еле дышим»;
  • эпитеты: «разухабистой гурьбой», «скажет несмело».

С помощью аллитерации на «шк», «ск», «пр» поэт передаёт настроение зимнего вечера в деревне: блеск и хруст снега, потрескивание лучины и огня в печи, ласковый голос бабушки.

Ассонансы с «и», «о», «э» усиливают настроение ностальгии, вызывают ассоциацию с чем-то бесконечно близким, милым, дорогим, вызывая щемящее чувство сопричастности к героям стихотворения.

17. Значение произведения

Стихотворение «Бабушкины сказки» — это прощание Есенина с домом, в котором он вырос, миром детства и бабушкиных сказок.

А ещё это гимн русским бабушкам, которые воспитывали и воспитывают умных добрых внуков, не жалея на них ни сил, ни времени, ни души.

18. Актуальность

Стихотворение Есенина всегда будет актуально для русских людей. В каждой семье есть бабушка, и, несмотря на то, что времена меняются, бабушки в нашей стране очень много времени проводят с внуками, они учат их добру.

19. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Бабушкины сказки». Я хорошо помню, как бабушка рассказывала мне сказки, когда я был помладше.

Люди живут сейчас не в избушках, а в квартирах, читают разные истории с экранов своих планшетов, но тепло, которое может дать только близкий человек, остаётся неизменным. Мир был бы скучным и пустым без наших бабушек!

20. Чему учит

Стихотворение учит нас помнить и любить своих бабушек, ценить каждый день, проведённый с ними.

Когда мы были маленькими, они заботились о нас. А теперь наша очередь ухаживать за ними, радовать приятными мелочами, хотя бы иногда звонить и приезжать в гости. Бабушка не всегда будет рядом. Успейте сказать ей, что любите её.

Бабушкины сказки — это.

Это не сказка, просто размышления о бабушкиных сказках. Я уже об этом писала в одном из своих постов и помещала там прелестные сказки Лидочки Калашниковой, с которыми вы можете познакомиться в ее блоге. Почему я говорю о бабушкиных сказках? Да потому, что именно зачастую бабушки передают своим внукам исконную мудрость, не родители — те только своим примером кое-чему научить могут, да к социуму приготовить. А вот роль бабушек огромна. И запоминаются те сказки не так, как книжные, пусть и сто раз читанные — а прямо на подкорку записываются и на всю жизнь.
C помощью бабушкиных, нянюшкиных сказок дети воспитывались уже довольно давно. Это мы и из литературы знаем. Помните у Ивана Сурикова .

Ветхую шубенку скинешь с плеч долой,
Заберешься на печь к бабушке седой.
И сидишь, ни слова…Тихо все кругом,
Только слышишь: воет вьюга за окном.

В уголке, согнувшись, лапти дед плетет,
Матушка за прялкой молча лен прядет.
Избу освещает огонек светца, И начну у бабки сказки я просить,
Зимний вечер длится, длится без конца…

И начнет мне бабка сказку говорить:
Как Иван-царевич птицу-жар поймал,
Как ему невесту серый волк достал.

Я прижмусь к старушке, тихо речь журчит
И глаза мне крепко сладкий сон смежит…
А во сне мне снятся чудные края.
И Иван-царевич — это будто я.

Вот передо мною чудный сад цветёт;
В том саду большое дерево растёт.
Золотая клетка на суке висит;
В этой клетке птица точно жар горит.

Прыгает в той клетке, весело поёт;
Ярким, чудным светом сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался и за клетку — хвать!
И хотел из сада с птицею бежать.

Но не тут-то было! Поднялся шум, звон;
Набежала стража в сад со всех сторон.
Руки мне скрутили и ведут меня.
И дрожа от страха просыпаюсь я.

(отрывок из стихотворения И.Сурикова «Вот моя деревня»).

Так называемая «Сказка на ночь» постепенно стала являться неотъемлемым ритуалом для каждого малыша. Вот и любимый мною Сергей Есенин пишет об этом с ердечно и тепло.

Читайте также  Энди уорхол — биография и картины

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели.
Ну, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

Сказка — это и возможность еще раз услышать любимую историю ли познакомиться с новым очаровательным повествованием, и возможность растянуть время, когда так не хочется ложиться спать.

Современные бабушки не умеют или не хотят рассказывать своим внучатам сказки, так почитайте их. Сколько сейчас замечательно изданных книг детских сказок с прекрасными иллюстрациями!

В современном мире, с развитием телевидения, видеоигр и различных медийных устройств, и книжки со сказками стали пользоваться все меньшим спросом.
Хорошо ли это? Какую роль играют волшебные сказки в развитии наших детей?

Зачем нужны сказки? Сказки, как и игры — это неотъемлемая часть развития и воспитания каждого ребенка, их язык не только интересный, но и простой для детского понимания и восприятия. Ведь до некоторого возрастного периода детям трудно дается логическое мышление, зато сказка не требуют сложных логических размышлений.

Правильно подобранной сказкой лечат детские страхи, заикание и даже врожденные нарушения психики. Во многих современных методиках обучения используется такое понятие, как сказкотерапия — метод обучения или воспитания, в котором весь сюжет закручен вокруг вашего ребенка. Например, идет п овествование о нем, как о добром и сильном герое. В итоге у ребенка появляется сильное желание соответствовать такому образу, совершать хорошие поступки, преодолевать различные препятствия. Есть даже специальное пособие «Анти-капризин», которое состоит из 50 специальных сказок, чтение которых способствует устранению таких детских капризов, как нежелание засыпать, ходить в садик, убирать за собой игрушки, умываться, одеваться, заправлять за собой кровать и т.п. Эффективность этого метода во многом зависит от рассказчика. Волшебное повествование не содержит прямого указания к действию, и содержащейся в нем жизненно важная информация воспринимается малышом ненавязчиво, что является важным аспектом, ведь дети, как правило, не воспринимают прямых поучений, делая наперекор родительским установкам. К тому же, народные сказки — это определенный багаж норм и морали, который собирался по крупицам годами и передавался от поколения к поколению.

Психологи утверждают, что именно из детской сказки начинается знакомство малыша с окружающим миром. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми в форме, представленной понятному ребенку языку. Главными героями многих детских сказок есть животные, которые сталкиваются с проблемами, подобными тем, которые переживают реальные люди.
Почему так? На образах животных ребенку легче объяснить отдельные черты характера людей, например: хитрый как лиса; силен как медведь; злой как волк; труслив как заяц; предан, как пес и т.д. В сказках изображаются определенные модели поведения, и в вымышленном мире ребенок приобретает своеобразный «первый» жизненных опыт.

Лицо «Добра» и «Зла» Именно с помощью сказки малышу легче объяснить понятие нравственности: что такое добро, а что — зло. Это существенно отличает сказки от комиксов, отрицательные персонажи которых довольно часто героизируются и становятся для детей кумирами и примерами для подражания. Причиной этого также может быть удачно и выразительно нарисован отрицательный герой. И тогда красивая картинка для ребенка гораздо важнее, чем поступки этого персонажа. В сказке ведь главное — не яркая картинка, а ее содержание, мораль.

Сказка непременно завершается победой добра над злом, возвеличиванием «положительных» героев, унижением и высмеиванием «отрицательных». Сказки приучают детей к добру. И, таким образом, ребенок, отождествляя себя с «хорошими» персонажами, пытается подражать их поведение. Также малыш, помня, что зло всегда бывает, наказано, осознает: единственный способ избежать наказания — не быть плохим.

Для каждого возраста — своя сказка. Подбирая сказки для малыша, прежде всего необходимо учитывать возраст ребенка и особенности его психического развития.
Двухлетнему ребенку, недавно научившемуся удерживать в памяти собственные д ействия с предметами и воспринимать несложные действия сказочных персонажей, рассказы о волшебниках и колдунов будут непонятны. Зато, сказки о животных точно понравятся, и ваш малыш с большим увлечением будет имитировать звуки сказочных персонажей и пытаться воспроизвести их действия. Это могут быть такие сказочные истории: «Колобок», «Перчатка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Яйцо-райцо»,«Котик и петушок», «Коза-Дереза», «Сорока-белобока» и многие другие, преимущественно народных сказок. Повторение сюжетных линий облегчает их восприятие, ребенку проще запомнить текст. Можно покупать или отдельные сказки с яркими или даже объемными иллюстрациями, или же сразу приобрести сборник для детей от двух лет и старше, где собраны лучшие русские народные сказки с иллюстрациями ведущих русских художников.

В возрасте от двух до пяти лет, когда у ребенка развивается воображение, и он
начинает фантазировать, можно рассказывать волшебные сказки. Однако именно способность к фантазиям иногда вселяет детский страх перед определенными персонажами, такими как Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д. Поэтому родителям не рекомендуется запугивать своих детей бабками, волками, ведьмами и другими сказочными существами, чтобы не вызвать психологических проблем в будущем. Перед тем, как рассказывать своему чаду некую сказочную историю, стоит самим прочитать ее и задуматься, какие стереотипы она внушает. Некоторые сказки даже придется объяснять, чтобы у ребенка не создалось ложное представление о жизни и отношения. Например, всем известная сказка о Золушке, Спящую Красавицу и вообще рассказы о принцессах могут воспитать вашу дочь пассивной к жизни, заложить уверенность, что чтобы прожить счастливо жизнь, нужно сидеть и ждать прекрасного принца. Также весьма противоречивы по своему содержанию и стереотипами считаются сказки Братьев Гримм, изначально писались для взрослых, а уже потом были адаптированы под детскую аудиторию.

В пять-семь лет дети уже могут воспринимать любые сказки. Каковы основные критерии отбора? Сказочный рассказ должен быть интересным, воспитывать высоконравственные качества, развивать воображение, не прекословить христианским ценностям.

С пяти лет ребенок должен уметь пересказывать сюжет. Если у него возникают трудности с переводом неоднократно услышанной сказки — это может быть следствием задержки умственного развития, и в таком случае лучше обратиться к психологу.

Ближе к семи лет можно рассказывать малым воспитанникам более сложные сказочные сюжеты (Л. Кэрролла, А. де Сент-Экзюпери, А. Гофмана, А. Линдгрен, П. Трэверс, Дж. Родари, Дж.Роулинг и других известных детских авторов).

Сказка или энциклопедия: что выбрать? Некоторые родители стремятся достойно подготовить своих детей к обучению в престижных школах и детских садах, сызмальства требуют от них интеллектуальных усилий, забывая, что всему свое время. Такое естественное желание родителей понятно, однако следует помнить: для полноценного психического развития дошкольников важно, прежде всего, развитие сферы чувств и эмоций. Поэтому не стоит торопить события, лучше дайте своему малышу дольше пожить в детском мире. Конечно, если у ребенка есть определенный интерес, к какой области знаний, можно развивать его с помощью ярких энциклопедий, которые соответствуют возрасту ребенка, ведь ч ерез мудрые книги он тоже познает окружающий мир.

Почему чтения сказок для детей гораздо полезнее, чем просмотр мультфильмов? Ведь волшебное повествование, как и мультфильм, рассказывает детям готовую фантастическую историю. Но, в отличие от последнего, сказка оставляет простор для воображения и таким образом развивает у детей умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это является основой для творческой деятельности. И еще один аргумент в пользу сказки: современные мультфильмы предлагают малышам совсем не присущую для традиционного сознания систему ценностей, поэтому при воспитании ребенка лучше отдавать предпочтение народным сказкам, проверенным поколениями, чем современным зарубежным мультфильмам. Даже когда ребенок научился читать самостоятельно, не лишайте его сразу священного ритуала вечерней сказки. И если нет бабушек , рассказывайте или читайте сказки сами, родители. Ведь семейное чтение сказок способствует сближению малыша и взрослого. Каждой маме или папе будет приятно осознавать, что все важное, мудрое, вечное, о чем рассказывают сказки, малыш услышал именно из ваших уст.

Статья в блоге Любови Бакиной

Тэги: сказки-притчи

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: