Картина арка главного штаба (санкт-петербург), в. с. садовников, 1830 - JEKATERINBURG.RU

Картина арка главного штаба (санкт-петербург), в. с. садовников, 1830

Василий Семенович САДОВНИКОВ(1800-1879)

Придворный выезд в Петергофе

Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга.

Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского.

Самая знаменитая работа художника, «Панорама Невского проспекта» (1830-е), известная в истории искусства как «Панорама Садовникова», первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) — П. Иванов в 1835 г.

Парад перед зимним дворцом

Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал «самый похожий портрет. красавца Невского проспекта». В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова — живой город, населенный множеством людей разных сословий.

Панорамма Невского проспекта1830

Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в «Пиковой даме», Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини.
В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н. Воронихину, известному архитектору и академику перспективной живописи.

25.06.1859г.

Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823-27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе.

Кавалергарды при Николае.

Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: «Тамбов».

Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: «День был ясный, солнечный». На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет — активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой.

Арка главного штаба

Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.

Виды Петербурга. Акварели В. С. Садовникова

Виды Петербурга. Акварели В. С. Садовникова

«Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге»

✂… «>
Родился В. С. Садовников 16 декабря 1800 года и был крепостным дворовым человеком княгини Н. П. Голицыной из ее деревни Местничи Мещевского уезда Калужской губернии. В Петербург попал, по-видимому, в юности и рано проявил интерес к рисованию. Княгиня Наталья Петровна Голицына, послужившая Пушкину прообразом старой графини в «Пиковой даме», была, несомненно, примечательной фигурой своего времени. Благодаря знатности, уму и богатству она занимала в Петербурге исключительное положение. По свидетельству современника, к ней приезжали представляться все «. начиная с юнкера, впервые надевшего эполеты, и кончая посланником в золотом мундире».

Чрезвычайно суровая и властная, она приводила в трепет окружающих. Ее сын, всесильный московский генерал-губернатор князь Д. В. Голицын, не позволял себе без особого разрешения сесть в ее присутствии.

Вероятно, именно благодаря особенностям характера своей владелицы В. С. Садовников, уже в начале 30-х годов известный художник, получил освобождение от крепостной зависимости только тридцати восьми лет от роду, после смерти старой княгини, от ее сына князя Д. В. Голицына, известного своим покровительством искусству и художникам. В этом же 1838 году Садовников получает от Академии художеств звание «свободного неклассного художника».

Из документов, связанных с освобождением Садовникова, мы узнаем, что в это время он был уже давно семейным человеком. Вместе с ним были освобождены его жена Маргарита Екимовна, дочери Татьяна и Анна и сын Сергей, впоследствии ученик Академии художеств, получивший звание архитектора в 1859 году, а звание академика в 1881 году.

Кто были первые учителя В. С. Садовникова, установить пока не удалось. Возможно, первым толчком к занятиям искусством явилось влияние брата художника — Петра Семеновича Садовникова, впоследствии академика архитектуры, тоже крепостного Н. П. Голицыной, который был на четыре года старше Василия и мальчиком находился в обучении у профессора А. Н. Воронихина, знаменитого русского архитектора и академика перспективной акварельной живописи. Возможно также, что В. С. Садовников начальное художественное образование получил у какого-то профессионального живописца, к которому он, так же как и его брат, мог быть отдан Голицыной. Известно, что в конце XVIII и в первой половине XIX века помещики были заинтересованы в обучении своих художественно одаренных крепостных, работавших затем над украшением их домов или приносивших им немалый доход в виде оброка

Некоторые нити связывают В. С. Садовникова с творчеством известного пейзажиста М. Н. Воробьева, в частности об этом свидетельствуют сохранившиеся копии, выполненные Садовниковым с работ этого мастера. Но вряд ли можно предположить, что В. С. Садовников постоянно пользовался педагогическими указаниями какого-либо учителя, так как в поданном в 1838 году прошении в Совет Академии художеств о присвоении ему звания художника он подчеркивает, что «занимался перспективною живописью сам собою».

О том, что Садовников задолго до освобождения являлся уже художником с известным именем, свидетельствует статья в «Литературной газете» за 1830 год, объявляющая подписчикам о предстоящем издании литографированной панорамы Невского проспекта. В этой статье говорится, что выполнение панорамы поручено двум молодым художникам — «гг. Садовникову и Иванову».

Наследие художника насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: «День был ясный, солнечный». Скончался В.С. Садовников в 1879 году и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.

Читайте также  Биография и картины эль греко


Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге»

Вид Дворцовой площади со стороны Миллионной улицы

Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула

Вид пристани около Зимнего дворца

Виды залов Зимнего дворца. Николаевский зал

Зимний дворец в праздничный вечер.1851

Зимний дворец ночью 1856 год

«Арка Главного штаба» работы Василия Садовникова. Акварель. 1830

Вид набережной и Мраморного дворца

Вахт-парад Кавалергардского полка перед Зимним дворцом

Вид Аничкова дворца 1862

Вид Аничкова дворца и Невского проспекта зимой

Вид Аничкова дворца с парадного входа

Вид Аничкова дворца с Фонтанки (1838)

Вид Аничкова дворца со стороны Невского проспекта

Вид Аничкова моста

Вид Исаакиевской площади с Малой Морской улицы

Вид на Исаакиевский мост ,1830

Вид площади между Исаакиевским собором и Адмиралтейством

Вид строящегося Исаакиевского собора и площади

Отправление дилижанса с Исаакиевской площади. 1841. Акварель

Парад лейб-гвардии Конного полка, 1840

Балаганы на Адмиралтейской площади. 1849

Иллюминация на набережной Мойки в Санкт-Петербурге

Вид Благовещенского моста с набережной Васильевского острова

Вид Елагина дворца со стороны Средней Невки

Вид Нового Эрмитажа и Миллионной улицы

Вид Казанского собора

Каменноостровский мост, 1830-е

Открытие памятника Николаю I на Мариинской площади

Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе

Вид Екатерининского дворца в Царской селе
(г.Пушкин) со стороны парадного двора

Вид Мариинского дворца от Синего моста 1847 г.

Вид Каменноостровского дворца.

Вид на Благовещенский мост (Лейтенанта Шмидта)

«Парад на Невском проспекте (возле дворца Белосельских-Белозерских)» 1859

Самая знаменитая работа художника, «Панорама Невского проспекта» (1830-е), известная в истории искусства как «Панорама Садовникова», первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А.М. Прево серией в 30 листов. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И.А. Иванов, левую (солнечную) — П. Иванов в 1835 г. Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал «самый похожий портрет. красавца Невского проспекта».


Панорама Невского проспекта 1830 г. Фрагмент

Панорама Невского проспекта 1830 г. Фрагмент

Панорама Невского проспекта 1830 г. Фрагмент

Крепостной художник. Как Василий Садовников превращал Петербург в шедевры

Один из известнейших акварелистов Петербурга Василий Семёнович Садовников ушел из жизни 137 лет назад – 10 марта 1879 года. Талантливый художник, которому пришлось самостоятельно развивать свой талант, всю жизнь работал над тем, чтобы как можно подробнее изобразить город на Неве.

SPB.AIF.RU рассказывает, как сложилась судьба Василия Садовникова, вышедшего из крепостных крестьян и завоевавшего своими картинами всероссийскую славу.

Вольная в 38 лет

Будущий художник появился на свет в Петербурге в 1800 году. Его мать и отец были крепостными княгини Натальи Голицыной, с которой Александр Пушкин списал старую графиню в «Пиковой даме». Василий Садовников в числе домашней челяди проживал в княжеском доме в городе на Неве. У художника был старший брат Пётр. Его отдали ещё в юном возрасте на обучение известному архитектору. Пётр Садовников в итоге стал академиком архитектуры, и, невольно, оказывал определённое влияние и на брата. С ранних лет у Василия Семёновича проявились большие способности к рисованию. При помощи рисунков он, пристально наблюдая за городом, пытался самостоятельно воспроизводить наиболее интересные для себя детали Петербурга.

В период с 1823 по 1827 годы Императорское общество поощрения художеств занималось, в том числе, изданием литографированных городских видов и окрестностей. В ту пору многим крепостным, не обделённым талантом, оказывалась поддержка. Общество предлагало оплачиваемые работы по раскрашиванию видов Санкт-Петербурга. Садовников принял участие в труде, что впоследствии для него самого имело большое значение.

Вышло так, что во время выполнения программной работы на звание художника Академии художеств в 1837 году перспективный класс для вольноприходящих возглавлял Максим Никифорович Воробьев, руководивший работами по раскрашиванию литографий. Тогда Садовников показал своё мастерство и завязал с наставником близкое знакомство.

Крепостным же Василий Семёнович оставался вплоть до конца 1830-х годов, имея статус известного художника. Вольная была получена после смерти Голицыной. К тому моменту Садовникову было уже 38 лет.

Рисуя город

Василий Семёнович посвятил большую часть своего творчества изображению Петербурга. Эта тема была для него самой любимой. Уже в ранних произведениях Садовников показывал столицу, какой она была во времена Пушкина и Гоголя.

До настоящего момента сохранились работы художника «Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал», «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади».

Самой же известной картиной Садовникова является «Панорама Невского проспекта, представленная в 1830 году. В истории искусства она осталась под другим названием – «Панорама Садовникова». Мастер исполнил картину 16-метровой длины в акварели. Уже затем её перевели на литографский камень. Современники восхищались тем, как точно Садовников передал главную улицу города. В целом, несмотря на то, что в русском искусстве XIX века отмечена принадлежность картин художника к стилям как жанровой живописи, так и видовой в равной степени, известность он заслужил именно как мастер точного воспроизведения архитектуры и интерьеров зданий Петербурга.

На протяжении всей жизни творческая манера исполнения Садовникова менялась. Свои самые удачные акварели он выполнили ещё в 1840-х годах, а уже к концу следующего десятилетия работал иначе – без ювелирной проработки мельчайших деталей. При этом рисунок Василия Семёновича стал излишне открытым, а манера исполнения цветовой гаммы смелее и активнее.

Последней работой мастера в 1873 году стал «Тамбов», на котором изображен интерьер крестьянской избы XVIII века.

Многие картины Садовникова Василия Семеновича в настоящее время хранятся в Картинной галерее Эрмитажа, несколько произведений выставлено в Музее Академии художеств и в других музеях страны. Мастера, самостоятельно выучившегося ремеслу, принесшему ему славу и признание даже в приближенных к царскому престолу кругах, не стало весной 1879 году. Садовников не смог справиться с недугом в силу возраста. Его похоронили на Митрофаньевском кладбище, однако до наших дней могила акварелиста не сохранилась.

Новое в блогах

Сообщество «Вспомним забытые имена. »

САДОВНИКОВ ВАСИЛИЙ СЕМЕНОВИЧ

28 декабря 1800 — 26 февраля 1879

Один из талантливейших мастеров акварельного рисунка в России девятнадцатого века, почти целиком посвятивший своё творчество Петербургу, В.С.Садовников родился крепостным княгини Голицыной, послужившей, по некоторым предположениям прообразом старой графини в «Пиковой даме» А.С. Пушкина.

Он был братом талантливого архитектора П.С. Садовникова, о жизни и творчестве которого мы рассказывали в середине этого года. Начинал свою творческую жизнь самоучкой, но впоследствии учился в Академии художеств у живописца М. Н. Воробьева, руководившего совместно с А. Г. Венециановым работами по раскрашиванию литографий. Воробьёв в 1837 г. возглавлял в АХ перспективный класс для вольноприходящих, — именно в это время Садовников готовил свою программную работу на звание художника.

Читайте также  Шестикрылый серафим, михаил врубель - описание картины

Садовников был мастером изображения интерьеров и жанровых сцен.

В 1838 году В.С. Садовников получил вольную, а в 1852 году стал академиком Академии художеств.

Художник много путешествовал по России.

Самая знаменитая работа художника, «Панорама Невского проспекта» (1830-е), известная в истории искусства как «Панорама Садовникова», первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) — П. Иванов в 1835 г.

Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал «самый похожий портрет. красавца Невского проспекта». В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова — живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом.(с)

История города Петербурга, бывшего в то время столицей Российской империи живёт в картинах этого удивительного мастера, творчество которого, к глубокому сожалению, мало известно нашим современникам.

Представим желающим несколько лучших его картин.

Вид Набережной и Мраморного дворца.

Панорама Невского проспекта.1830.

Отправление дилижанса с И саакиевской площади.1841.

Арка Главного штаба.1830-е г.

Кафедральный собор Святого Станислава в Вильне.1847.

Вид Зимнего дворца ночью.1856.

Василий Семенович Садовников был прежде всего сильнейшим рисовальщиком. Именно поэтому его виды Петербурга и его пригородов отличаются исключительной верностью передачи их архитектурных особенностей. Исполненные же в технике акварели большинство работ художника имели широкий интерес и спрос у зрителей.Василий Садовников по рождению был крепостным княгини Н.П. Голицыной, которую «прославил» А.С. Пушкин в своей Пиковой даме. Вольную художник получил после 1830 года лишь после смерти своей хозяйки. Первые шаги в большое искусство Василий делал под руководством старшего брата, архитектора. В 1830 году самостоятельно создал получившую известность «Панораму Невского проспекта», акварельную работу длиной около 16 метров. В последующие годы учился в Академии художеств. В 1838 году получил звание свободного художника за работу «Перспективный вид лестницы Академии художеств с натуры». Фактически до конца продолжительной жизни В.С. Садовников оставался живописцем-перспективистом. Интересна его серия «Прогулки по Павловску», а также многочисленные виды столицы и других городов России, в которых художник побывал, много путешествуя. (с)

Нева и Петропавловская крепость в Петербурге. 1847


Парад лейб-гвардии Конного полка, 1840

Вид строящегося Исаакиевского собора .

Вид Екатерининского дворца со стороны парадного двора.

Вид на Казанский собор.

Вид Невы и Петропавловской крепости.

Вид дворцовой площади с торжественной процессией.

Вид Благовещенского моста со стороны набережной Васильевского острова.

Зимний дворец со стороны Адмиралтейства.Развод караула.

Очень жаль, что представленные картины — незначительная часть творческого наследия этого мастера!

По материалам интернета:

Как крепостной «Пиковой дамы» нарисовал Невский проспект и прославился на всю страну: Василий Садовников

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Василий Садовников родился в 1800 году — и родился он в семье крепостных. Однако ему посчастливилось быть в услужении у самой княгини Голицыной и, благодаря рано проявившимся художественным способностям, привлечь внимание ее высокопоставленного сына. Хозяйка была женщиной суровой, но справедливой, знакомство с ней было честью для каждого. Именно ее исследователи считают прообразом старой графини в пушкинской «Пиковой даме». Голицына занимала исключительное положение в Петербурге, и не только богатство и знатность были тому причиной. Сам ее жесткий характер и острый ум приводили окружающих в благоговейный трепет.

Даже московский генерал-губернатор Д.В.Голицын, человек, без сомнения, облеченный немалой властью, едва не дрожал в ее присутствии и не позволял себе сказать лишнего слова. Ни одно из решений матушки он не осмеливался оспаривать. Но не покровительствовать молодому талантливому крепостному – не мог. Генерал-губернатор любил искусство и считал себя обязанным поддерживать одаренных людей. Подобных взглядов в то время придерживались многие состоятельные люди, что сыграло в судьбе Василия Садовникова решающую роль.

Старший брат Василия Садовникова, Петр, к тому времени уже проявил себя в творчестве – он стал довольно успешным архитектором. Он был учеником знаменитого русского архитектора и худоника-графика А.Н.Воронихина и, вероятно, обучал брата (в дальнейшем же Петр достиг звания академика архитектуры). Также есть мнение, что братья Садовниковы осваивали живопись под началом неизвестного профессионального живописца, потому что даже в начале своей карьеры были известны как хорошие рисовальщики. Кроме того, братья Садовниковы были в числе домашней челяди Голицыных в Петербурге, а значит, с юных лет впитывали величественную красоту этого города.

Василий Садовников поначалу снискал успех как художник-самоучка. В 1830 году «Литературная газета» анонсировала выпуск литографий, посвященных Невскому проспекту. В числе художников, работавших над ней, есть и Василий Садовников. Работая над литографиями, он познакомился со многими художниками и граверами разного происхождения, с которыми в дальнейшем поддерживал дружеские и профессиональные отношения.

В 1838 году он получил вольную – уже после смерти своей хозяйки. К тому времени он давно уже был счастливым мужем и отцом. Вместе с ним вольную получила его жена Маргарита и трое детей – Татьяна, Анна и Сергей. Сергей пошел по стопам отца и дяди, но в каком-то смысле даже их превзошел – он все же добился официального поступления в Академию художеств, работал как архитектор и уже на излете XIX века получил звание академика.

Дальнейшее обучение Садовникова – вопрос весьма запутанный. Его жизнь была связана с Академией художеств, но, по-видимому, он не был ее студентом. По самой распространенной версии, он уже в зрелые годы сумел попасть в Академию художеств вольнослушателем, в ученичество к живописцу М.Н.Воробьеву. Класс Воробьева для вольноприходящих считался в те годы очень перспективным, к тому же он хорошо владел литографией, которая могла стать вполне подходящим ремеслом для художника, имевшего незавидное происхождение. Однако в прошении о присуждении звания художника, которое Садовников подал в Академию в том же 1838 году, он указывает, что «занимался перспективною живописью сам собою».

Для получения звания художника Садовников представил самую свою знаменитую работу — «Панораму Невского проспекта», шестнадцатиметровую акварель, которая в дальнейшем была переведена на литографский камень и выпущена издателем Прево. Над литографированием панорамы работало несколько граверов, учитывая ее колоссальные размеры. Издание работ Садовникова позволило ему стать любимцем не только знати, но и городского сословия. Его литографии украшали комнаты купеческих и мещанских домов.

Точность исполнения работы просто поражала. Садовников работал как документалист, многие его рисунки кажутся скорее раскрашенными фотографиями, так точен был его глаз и уверенна рука. В то же самое время рисунки Садовникова были лишены сухости – наоборот, он населял виды Петербурга множеством людей разных сословий, занятых своими делами. Также художник достиг поразительного уровня в изображении интерьеров и бытовых сцен.
Даже сейчас продолжаются споры о жанровой принадлежности творений Садовникова, работавшего, по сути, на стыке пейзажной и жанровой живописи.

Читайте также  Левитан исаак ильич: картины, биография

Едва ли не всю свою жизнь, все свои творческие силы Садовников посвятил Петербургу, но было в его сердце место и для других уголков России. Он много путешествовал – и во всех своих поездках не переставал рисовать – сотни рисунков и набросков с краткими пометками о погоде, настроении, мыслях… В Тамбове он с интересом зарисовывал интерьеры крестьянских изб.

В 1852 году бывший крепостной стал академиком Академии художеств. Его слава стала всероссийской, его имя звучало в кругах, близких императорским, он рисовал интерьеры Зимнего дворца.

В те годы в его творчестве наступил какой-то переломный момент. Ювелирная точность сменилась смелым рисунком, стертые, приглушенные оттенки – яркой цветовой гаммой. Но это все еще был тот самый Петербург Пушкина и Гоголя.

Василий Садовников прожил почти восемьдесят лет. Его жизнь была тихой, наполненной радостным созидательным трудом – и в то же время могла бы послужить сюжетом для увлекательного фильма. Работы Садовникова хранятся в Эрмитаже, в музее Академии художеств и еще нескольких музеях по всей России – маленькие порталы в Россию ушедших времен.

Сегодня Санкт-Петербург притягивает туристов не меньше, чем в былые годы. И многие хотят узнать, какие здания в Питере способны исполнять желания . : Мы знаем эти 5 «счастливых» адресов.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: