Камиль писсарро - краткая биография и описание картин - JEKATERINBURG.RU

Камиль писсарро — краткая биография и описание картин

Камиль Писсарро

Биография

Камиль Писсарро – известный художник, родоначальник и приверженец импрессионизма, являлся одним из создателей парижского общества «отвергнутых» живописцев. Будучи одновременно учеником и учителем, мастер перенимал опыт предшественников и передавал полученные навыки потомкам.

Художник Камиль Писсарро

Став творческим «отцом» Жоржа Сера, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, пейзажист проповедовал новое искусство. В глазах коллег и соратников талантливый француз был предметом восхищения, а критикам и публике казался примитивным дилетантом. Время расставило все по местам, и величие Писсарро признало большинство ценителей настоящего искусства.

Детство и юность

Жакоб Абраам Камиль Писсарро родился на одном из островов в Вест-Индии 10 июля 1830 года. Отец Абрам Писсарро был португальским евреем с французским гражданством, а мать, коренную доминиканку, звали Рашель Мансано. До 1842 года семья с четырьмя детьми проживала на острове Сент-Томас, принадлежавшем Дании, а затем переехала во Францию и обосновалась неподалеку от столицы.

Камиль Писсарро

Камиль учился в интернате, по окончании которого поступил в Академию Савари. Юноша рано начал ценить искусство и в студенческие годы брал уроки рисования и живописи у преподавателей учебного заведения. В 17-летнем возрасте Писсарро увлеченно писал с натуры, а отец, не принимавший творчество за профессию, заставлял сына работать на семейном предприятии.

В 1951 году Камиль ушел из родительского дома и переехал в Венесуэлу, где некоторое время работал художником-ремесленником. Собирая портфолио, молодой человек рисовал все, что видел, включая деревенские пейзажи и бытовые сцены, а через 2 года, вернувшись во Францию, устроился помощником в мастерскую датского живописца Антона Мельбе.

Автопортрет Камиля Писсарро

В Париже Писсарро посещал частные уроки и курсы мастеров Академии Сюиса, больше других предпочитая занятия Жан-Батиста Коро. Его дебютными работами стали множественные пейзажи Сент-Томаса, а также портреты его обитателей: «Залив на Сент-Томас», «Прачки на берегу реки», «Пейзаж с фигурами у реки» и др.

Творчество

В период раннего творчества Писсарро ценил точность передачи первозданной красоты природы. Художник покидал душные городские улицы, выходил работать на сельские просторы и рисовал пейзажи за один присест. Не принимая требований салонов, Камиль нашел единомышленников в лице Клода Моне, Армана Гийомена и Поля Сезанна и начал писать простые работы, не воспринимавшиеся публикой и не выставлявшиеся в галереях.

Картина Камиля Писсарро «Бульвар Монмартр весной»

Первой демонстрацией картин этого периода стала экспозиция, размещенная в помещении для «отверженных» мастеров в 1863 году. Переезд в Англию в 1870-м благоприятно повлиял на биографию художника. Писсарро пересмотрел негативное отношение к работе в студии, и его картины стали приобретать спонтанный вид.

В 1870-1871 годах художник написал 12 работ маслом, самыми знаменитыми из которых стали «Церковь всех святых в Норвуде» и «Кристал Палас в Лондоне». Живописец до конца жизни оставался под влиянием британских пейзажей и неоднократно возвращался в Туманный Альбион, чтобы вновь и вновь запечатлеть на холсте любимые места.

Картина Камиля Писсарро «Церковь всех святых в Норвуде»

По возвращении во Францию Писсарро с ужасом узнал, что из 1,5 тыс. картин, оставленных в Париже, уцелели всего 42, а остальные полотна была испорчены или уничтожены солдатами. Предполагается, что утраченные работы автор писал в манере зарождающегося импрессионизма, документируя первые шаги этого уникального творческого явления.

Камиль пережил трагедию и, переехав в деревню, написал серию лирических работ, одной из которых являлась зарисовка «Въезд в деревню Вуазен». В 1873 году он сыграл главную роль в создании художественного общества, объединившего мастеров-изгоев, собрав вместе Поля Сезанна, Клода Моне, Эдуарда Мане, Пьера Огюста Ренуара и Эдгара Дега.

Картина Камиля Писсарро «Въезд в деревню Вуазен»

Вскоре группа организовала первую выставку творчества импрессионистов, шокировавшую критиков, способных понимать лишь религиозные, исторические и мифологические полотна. Картины нового общества сочли вульгарными и обыденными, а стиль живописи назвали слишком схематичным по сравнению с традиционной художественной манерой.

Использование ярких и выразительных мазков наряду с тенями от призрачных объектов братья по ремеслу сочли дилетантством и издевательством над уважаемой профессией художника.

В начале 1980-х годов Писсарро устал от импрессионизма и начал исследовать новые приемы и методы живописи. Художник хотел открыть глаза общественности на некоторые простые вещи, рисуя людей за привычными повседневными занятиями. Такой картиной стал «Портрет мадам Писсарро за вышивкой перед окном», написанный в 1879 году.

Картины Камиля Писсарро «Улица Эписери, Руан» и «Портрет мадам Писсарро за вышивкой перед окном»

Через 5 лет мастер увлекся неоимпрессионизмом и научным подходом к живописи, подразумевавшим использование на картине крохотных пятен чистых цветов, смешивавшихся при затенении и созерцании издалека.

До 1888 года Камиль практиковал этот кропотливый и трудозатратный метод письма и создал ряд работ, появившихся в особом разделе на выставке импрессионистов в 1886 году, среди которых выделялись «Цветущая яблоня в Эраньи», «Жизор», «Стадо овец» и «Иль Лакро Руан эффект тумана».

Картина Камиля Писсарро «Цветущая яблоня в Эраньи»

В конце 1980-х Писсарро вернулся к раннему стилю, заявив, что точечная система слишком неестественна. Художник вновь занялся любимыми сельскими видами и сценами из жизни простого человека и написал около 100 пейзажей, портретов и бытовых зарисовок: «Мост Морет», «Сборщики яблок», «Парк в Кью», «Птичий рынок» и т.д.

В преклонном возрасте живописец начал страдать от хронической глазной инфекции, которая исключала пребывание и работу на улице. Глядя в зеркало, Писсарро нарисовал ряд автопортретов и по памяти создал серию картин на тему деревни.

Картина Камиля Писсарро «Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро»

На закате жизни Камиль написал непревзойденный цикл видов парижских улиц, бульваров и площадей, состоявший из 30 работ. Из окон верхних этажей художник наблюдал за жизнью города и воспроизводил увиденное на холстах. «Бульвар Монмартр в Париже», «Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро» и «Улица Эписери, Руан (эффект солнечного света)» стали величайшими творениями импрессиониста и попали в коллекции лучших музеев мира.

Современники не оценили мастерство живописца и не горели желанием покупать его картины. Слава и коммерческий успех пришли к Писсарро спустя много лет после безвременной кончины художника, чьи работы стали оцениваться в миллионы долларов и выставляться в знаменитых залах и галереях России, Европы и США.

Личная жизнь

Вопреки воле родителей в 1871 году Камиль взял в жены служанку матери по имени Джули Вэллей, которая была дочерью виноградаря и родила художнику 8 детей. Семья жила за пределами Парижа, где Писсарро мог наслаждаться деревенскими пейзажами и спокойно работать.

Камиль Писсарро и его жена Джули

Лишенный наследства из-за любви к простолюдинке, живописец едва сводил концы с концами, финансовое положение немного улучшилось лишь в конце жизни, когда в одной из галерей провели выставку-ретроспективу его картин. После начала Франко-прусской войны, не имея возможности вступить в армию из-за отсутствия французского гражданства, Писсарро перевез родных в Англию, а через 2 года вновь вернулся в предместья Парижа.

Камиль Писсарро с женой и детьми

Сыновья много времени проводили в мастерской отца и постепенно приобщались к творческому процессу. Самым талантливым продолжателем традиций художника стал Люсьен Писсарро, посвятивший себя живописи, ксилографии и графике.

Жорж-Анри, бывший третьим ребенком Джули и Камиля, также был одаренным ребенком. Выбрав профессию художника, он, в отличие от отца и брата, увлекся модернизмом и создавал полотна под влиянием творчества Гогена.

Смерть

Подробности и причины смерти Камиля Писсарро неизвестны. Дожив до 73 лет, 12 ноября 1903 года художник скончался в гостиничном номере в Париже.

Могила Камиля Писсарро

Импрессиониста похоронили на знаменитом кладбище Пер-Лешез, расположенном в восточной части французской столицы.

Камиль
Писсарро

Биография и информация

Жакоб Абрахам Камиль Писсарро (фр. Jacob Abraham Camille Pissarro; 10 июля 1830, остров Сент-Томас – 12 ноября 1903, Париж) – французский художник, один из основателей импрессионизма, сформулировавший его главные принципы и ставший учителем и наставником для молодых художников-новаторов.

Особенности творчества художника Камиля Писсарро: основными сюжетами, главной художественной целью и источником вдохновения для Писсарро были: земля, по которой он ходил, воздух, от плотности которого менялось все вокруг, свет, интенсивность которого влияла на восприятие цвета. Чистые цвета, плотные раздельные мазки, серии картин, написанных в разное время суток, – Писсарро всю жизнь был верен техническим находкам импрессионизма.

Историю жизни каждого второго художника-импрессиониста (и постимпрессиониста) можно начинать словами: «Если бы не Камиль Писсарро…» В 1902 году 63-летний Поль Сезанн, уже будучи признанным художником, для одной из выставок подписал свои работы «ученик Писсарро». Гоген, возможно, так и оставался бы биржевым брокером, коллекционирующим живопись, если бы не Писсарро.

Его личным талантом, помимо зоркости душевной и эмоциональной, было умение «постичь суть места». Писсарро – художник земли. В сельском садике под Парижем, у обочины пыльной дороги, на широкой городской улице или посреди замерзшего поля – как будто пульс Писсарро менялся в зависимости от того места, в которое он попадал.

Сент-Томас

Жакоб Абрахам Камиль Писсарро родился на маленьком тропическом антильском острове Сент-Томас, и до Франции остюда плыть больше 7 тыс. километров… Здесь были солнце и пальмы, размеренная, знойная, надежная жизнь сына успешного торговца, и никакой возможности стать настоящим художником. Хотя бы потому, что здесь просто негде было купить краски и не у кого учиться.

Всю жизнь, до самой смерти, Камиль Писсарро ищет художественную правду и исследует новые техники. Возможно, это связано как раз с тем, что он не получил в юношестве академического художественного образования. Писсарро впитывал мир глазами, искренне увлекался находками и новаторством своих друзей-художников. Весь мир был ему школой.

Венесуэла

Честно проработав 5 лет в лавке отца, 22-летний Камиль сбегает в Каракас, просто оставив родителям записку. Конечно, за новыми впечатлениями, конечно, без денег. Впрочем, денег у него не будет еще в ближайшие лет 40. В Венесуэле он много рисует со своим другом, художником Фрицем Мельби, самостоятельно зарабатывает на жизнь и возвращается домой через три года с точным пониманием своего предназначения. Отец отпускает Камиля во Францию.

Париж

Париж оказался слишком большим, шумным, непостижимо свободным и вызывающе беззастенчивым для скромного еврейского юноши. Город стремительно меняется в эти годы – растут широкие бульвары, строятся новые современные здания, зажигаются первые газовые фонари. В 1855 году, выбравшись в большой мир, Писсарро попадает прямиком на парижскую Всемирную выставку.

Ритм его жизни сразу же меняется: большие художники-наставники Коро, Курбе, Милле, академия Сюисса, знакомство с юными Моне, Ренуаром и Дега, совместные пленэры и постоянные разговоры о революционном искусстве. Это именно Писсарро, который лет на 10 старше каждого из них, станет вдохновителем и наставником Общества отверженных. Он нащупает и разработает главные художественные принципы будущих импрессионистов.

Понтуаз, Лювесьенн

Бунтовать против официального Салона и востребованного искусства – затея заведомо невыгодная. Писсарро отчаянно беден в 60-е, он целыми днями ходит по Парижу в поисках небольших заказов. Занимается росписью штор и другими прикладными художествами. И переезжает жить в пригород Парижа Понтуаз, а позже в Лювесьенн, не из любви к сельским пейзажам, а из простого расчета – жилье здесь намного дешевле.

В 1860 Камиль Писсарро влюбился в горничную, которая служила его матери. 10 лет пройдет, прежде чем он женится на Джулии Веллей, к тому времени у них будет уже двое детей. А позже родятся еще шестеро. Писсаро обладал невероятной верой в собственное призвание, продолжая писать сельские пейзажи и в перерывах помогая жене копать огород, чтобы прокормить семью.

Читайте также  Железная дорога (вокзал сен-лазар), эдуард мане - описание картины

Лондон

Когда в 1970 году началась франко-прусская война, мечтать послужить отечеству могли юные независимые романтики, а Камилю Писсарро нужно было спасать семью. Как и его другу Клоду Моне. Они вместе уезжают в Лондон. Здесь происходит несколько важных встреч для каждого из них: с туманом, с Тернером и с Полем Дюран-Рюэлем.

Лондон с его неповторимыми ландшафтными и атмосферными эффектами покорил пейзажиста Писсарро – воздух здесь холодный, тяжелый, медленный, его можно пощупать. Он в восхищении пишет весенние дожди, густые туманы, снегопады. Мимо акварелей и полотен Тернера в британских музеях тоже не может пройти без восторга – в них столько света. И, наконец, Дюран-Рюэль – первый профессиональный продавец картин, который купил у Писсарро два пейзажа по 200 фунтов за каждый! Можно было жить.

Лювесьенн, Понтуаз

Война закончилась, но возвращение в Лювесьенн было грустным – в доме Писсаро солдаты устроили мясную лавку и полотнами устилали дорожки в саду. Из полутора тысяч картин уцелели только 40. И испытания только начинались.

В 1874 году пройдет первая выставка импрессионистов: из 165 картин, вывешенных на красных стенах в мастерской модного фотографа Надара, было 5 полотен Писсарро. Через 2 года будет вторая, еще через год – третья выставка. К пятой многие коллеги Писсарро, устав от нищеты и тотального неприятия, разочаровываются и отказываются от участия, но только не Камиль Писсарро. Пройдет 8 лет и 7 выставок, прежде чем его вера в свое творчество оправдается еще и финансово.

Париж

В 1893 году тот самый Дюран-Рюэль, поддерживавший Писсарро и других импрессионистов все эти 20 лет, открывает выставку художника. На ней будут представлены 46 работ. Нельзя сказать, что на Писсарро обвалилась слава и богатство. Он радуется стабильным продажам картин и всегда боится, что вернется голодное прошлое.

Пульс Писсарро остановился в 1903, его картины сегодня украшают собрания великих музеев мира, но все равно художник не так известен, как его друзья и ученики Моне, Дега, Ренуар, Сезанн, Гоген. Художниками стали все пятеро сыновей Писсаро и даже некоторые внуки и правнуки. Все-таки это фантастически редкий дар – быть убедительным учителем и верить в правильность избранного пути.

Камиль Писсарро (1830-1903)

«Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят! Всё — прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться.»
Камиль Писсарро

Есть люди, которые всегда ищут нового. А есть люди, всегда остающиеся приверженцами уже достигнутого. Это не хорошо и не плохо, характеры у всех разные. Но Камилю Писсарро удалось и то, и другое: упорным трудом он достиг высот в живописи, выбрав путь импрессионизма, и при этом никогда не боялся оставить освоенное ради эксперимента.

Француз с Антильских островов

Камиль Писсарро родился в небольшом портовом городке острова Сент-Томас в Карибском море. Его отец-еврей был женат на креолке, торговал скобяным товаром. Детство Камиля прошло в Вест-Индии. В Париж он приехал в возрасте одиннадцати лет (в 1841 году): родители отправили его туда учиться. Директор пансиона Пасси сразу обратил внимание на художественное дарование мальчика и посоветовал развивать его. На Сент-Томас Камиль вернулся, когда ему исполнилось семнадцать. Отец тут же отправил его торговать в лавку, и в течение пяти лет юноша пытался совместить работу за прилавком и занятия рисованием.

Однако на более долгий срок его терпения не хватило. Камиль открыто заявил отцу, что совершенно не собирается становиться коммерсантом, а станет рисовать, и поступил в ученики к датскому художнику Фрицу Мельби. Датчанин был старше Камиля всего на пару лет, но в отличие от него имел прекрасные навыки живописи. Спустя годы Писсарро писал о том времени: «В 1852 году у меня была хорошо оплачиваемая работа на Сент-Томасе, но я там не выдержал. Недолго думая, я все бросил и удрал в Каракас, чтобы полностью расстаться с буржуазной жизнью». Два года спустя Камиль вернется на родной остров, но только для того, чтобы снова уехать — во Францию, и на этот раз навсегда.

Его приняли в Академию Сюиса, где Камиль приобрел прочные профессиональные знания, однако на его творческую манеру это обучение особо не повлияло. Писсарро вообще обладал свойством учиться у всего и у всех и щедро делиться выученным и найденным в собственных поисках, которые вел постоянно. Уже первые картины Камиля — пейзажи, написанные в окрестностях Парижа, — отличались четко наметившейся манерой письма, выработанной им самостоятельно.

Писсарро многое почерпнул в реализме Курбе, но его кумиром стал Коро. Знаменитый пейзажист разрешил юноше указывать в каталогах выставок, что он ученик Коро. Впервые полотна Камиля Писсарро, в частности «Пейзаж в Монморанси», были выставлены в Парижском салоне 1857 года. Его работы имели успех, но добрые отношения с жюри Салона у Писсарро так и не сложились.

Выставлялся Писсарро и в Салоне отверженных, и примерно тогда же познакомился с будущими импрессионистами: Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем. Пожалуй, принципы импрессионизма он стал применять при написании своих работ даже раньше других соратников. Свет и воздух — вот главные герои его картин уже в то время.

Постепенно палитра Камиля светлела, освобождаясь от влияния Коро. Писсарро писал все более широкими и пластичными мазками. Любимым местом пленэра на долгие годы для него стал Понтуаз, расположенный на реке Уазе. Художник смело разбавлял холодные зеленые и синие тона теплыми. Небо и зелень смотрелись еще воздушнее от мазков красного и желтого, какими Писсарро наносил на картину людей или черепицу крыш.

В 1869 году Камиль с семьей переехал в Лувенсьенн, но начавшаяся франко-прусская война заставила его, как и многих других живописцев, бросить все имущество и бежать, сначала в Бретань, а оттуда в Лондон. В 1870 году он писал своему другу Теодору Дюре: «Я не останусь здесь; только за границей чувствуешь, как Франция велика, прекрасна и гостеприимна. Здесь все иначе! Здесь встречаешь лишь равнодушие, презрение, даже грубость. Художники тут завидуют и не доверяют друг другу. Здесь нет искусства, здесь все предмет коммерции».

Однако в Лондоне Писсарро ждала еще одна встреча — с Клодом Моне.

Друзья были счастливы, хотя и находились вдали от родины, но они были вместе, оба восхищались лондонскими видами и моли работать — чего еще желать? Они ходили по музеям, изучали полотна Тёрнера, Гейнсборо, Лоуренса и Констебла и очень много писали, Моне — в парках, а Писсарро — в предместье Норвуда, где он пытался уловить и воплотить на холсте эффект тумана, снега и наступающей весны.

«Импрессионисты на верном пути, их искусство здоровое, оно основано на ощущениях и оно честное» (К. Писсарро)

«Папаша Писсарро»

После войны Камиль вернулся в Понтуаз. Как Аржантей для Моне, этот пригород Парижа стал для Писсарро тем местом, где он вел творческий поиск и воплощал свои замыслы. Открытый и уравновешенный, Писсарро всегда привлекал людей, и со временем вокруг него начала собираться творческая молодежь, художники, среди которых были Поль Сезанн и Арман Гийомен. Писсарро особенно сдружился в Сезанном, и в картинах того периода, периода расцвета для Камиля, отчетливо видно влияние, которое живописцы оказывали друг на друга.

Принципы работы Писсарро были просты: он искал натуру по своему темпераменту, форма и цвет интересовали его гораздо больше, чем собственно рисунок. Он писал, пытаясь выделить самое существенное в увиденной натуре, удержать и передать мгновенное впечатление от увиденного. Молодых товарищей по цеху Писсарро учил работать, охватывая сразу все полотно и постепенно заполняя его до того момента, когда добавить будет уже нечего.

В эти годы окончательно сформировался его хорошо узнаваемый стиль. В картинах Камиля Писсарро мы не найдем ни декоративности, присущей Сислею, ни изумительной, неповторимой верности глаза Моне, но зато в них есть глубокое понимание природы и сила кисти, с которой художник обращался вольно и свободно. Он писал не только пейзажи, но и людей, делал зарисовки из крестьянской жизни.

«Дорога в Лувесьенне» (1870), «Въезд в деревню» (1872), «Жатва» (1876), «Красные крыши» (1877), «Отец Мелон за распиливанием дров» (1879) — можно продолжать перечислять шедевры тех лет. Тонкое владение техникой градации одного цвета,«унаследованной» от Коро, смелость в противопоставлении контрастных тонов, выдержанная, продуманная ритмика полотен — все говорит о том, что перед нами работы уже сформировавшегося мастера.

Художник всегда очень, много делал для признания импрессионизма, умел уладить почти любой конфликт, помогал, поддерживал, хлопотал. Он — единственный из импрессионистов, кто принял участие во всех восьми организованных ими выставках. Его, старшего в содружестве импрессионистов, по-дружески называли «папаша Писсарро» и, несмотря на разногласия, все относились к нему с равной теплотой.

А ведь на плечах Камиля лежала забота о жене, бывшей горничной его родителей, и семерых детях. Если Писсарро не работал, то целыми днями искал покупателей на свои полотна. В конце концов, ему повезло. Коллекционер Поль Дюран-Рюэль, когда-то купивший две его картины, заключил с Писсарро контракт на монопольное право продажи его работ. Материальные проблемы многодетного семейства были решены. И только в 1901 году живописец захотел снова вернуть себе право свободно распоряжаться картинами.

«Конечно, кое­кто из известных художников нас не признаёт, но разве не следовало ожидать этого разногласия, когда мы вторглись в самую гущу схватки, чтобы водрузить здесь наше скромное знамя?» (К. Писсарро)

Вечный поиск

Всегда находившийся в активном творческом поиске Камиль Писсарро оставался таким до самого конца жизни. В возрасте пятидесяти пяти лет художник не побоялся отказаться от не только сложившейся, но и приносившей доход манеры письма, чтобы попробовать силы в новом направлении — пуантилизме. В этой манере работали неоимпрессионисты Жорж Сёра и Поль Синьяк. Помимо чисто профессионального риска, папаша Писсарро не побоялся и гнева друзей — Моне, Сислей и Ренуар возмущенно осуждали его за отступление от их общих художественных принципов и не желали выставляться вместе с пуантилистами.

Однако Камиль Писсарро настоял на том, чтобы картины Сёра и Синьяка, а также его собственные, и работы его сына Люсьена, писавшего в той же манере, были приняты на Восьмую выставку импрессионистов, хотя они и демонстрировались в отдельном зале.

Работа с чистым цветом увлекала и завораживала мастера, но очень скоро он понял, что ему все-таки недостаточно только точки, чтобы выразить через нее свои эмоции, — ему нужен мазок. Так и не сумев найти другой выход, в 1889 году Писсарро отказался от пуантилизма и вернулся к своей прежней манере.

В 1892 году Камиль Писсарро предпринял поездку в Англию, откуда привез целый ряд прекрасных работ, в том числе «Риджент-парк» (1892) и «Лондонский парк» (1892). По возвращении он, уже шестидесятисемилетний, вдохновился примером Клода Моне, начавшего писать свои знаменитые серии: «Стога», «Японский мостик», «Руанский собор». Несмотря на слабеющее зрение, Писсарро создал замечательную серию видов парижского бульвара Монмартр.

Казалось, стареющий живописец никогда не утратит интереса и тяги ко всему новому. На склоне лет Писсарро пробовал себя в литографии и офорте и снова добился успеха, хотя сам говорил, что не понимает, чем привлекают зрителя «эти бесформенные пробные офорты».

За долгую творческую жизнь Камиль Писсарро не получил никаких наград от государства, ни одна его картина не была куплена официальными учреждениями. Но куда важнее было то, что его несомненный талант признавали не только друзья, но и художники-соперники, представители иных направлений. После смерти Камиля Писсарро символист Шарль Морис сказал: «В его лице французское искусство лишилось одного из выдающихся живописцев и графиков XIX века», — едва ли не самая достойная эпитафия.

«Не бойтесь того, чтобы положить цвет, нарисуйте великодушно и решительно, поскольку это лучшее, чтобы не потерять первое впечатление». (К. Писсарро)

Камиль Писсарро – художник земли

На острове Сент-Томас (Дания) 10 июля 1830 года, родился великий импрессионист – Жакоб Абрахам Камиль Писсарро. Художник стал основателем школы импрессионизма, сформулировав ее принципы. Является настоящим духовным наставником этого направления искусства.

Читайте также  Картина «сикстинская мадонна» рафаэля санти — описание и видеообзор

Детство и отрочество

Родители Камиля были представителями французской буржуазии. Отец был еврейского происхождения и имел французское гражданство. Мать родилась в Доминиканской республике и была до брака с отцом художника, женой его дяди. Отец Камиля переехал на остров после смерти дяди, чтобы разобраться с его делами. Через время он женился на вдове. Еврейская община не признала в дальнейшем его детей, всего их было четверо.

Через 12 лет, родители отправили сына во французскую школу-интернат. Именно там он полюбил искусство и у него даже появились первые почитатели.

После возвращения на остров, Писсарро начал заниматься семейным бизнесом, но каждую свободную минуту посвящал рисованию.

Роковая встреча

В 1851 году Писсарро знакомится и сближается с Фрицем Мельбе. Он старше Камиля лишь на 2 года, но имеет отменные навыки рисования. Через год он бросает службу у отца и с Фрицем отправляется в Каракас (Венесуэла), где продолжает обучение живописи. Естественно у молодых людей нет денег, но Камиль все же зарабатывает на пропитание и возвращается домой только спустя 3 года, с полным пониманием своего предназначения как художника.

Спустя год после возвращения в 1854 году, Писсарро отправляется на обучение в Школу изящных искусств в Париже. В тот период жизни для него кумиром становится Коро, который даже позволяет ему называться своим учеником. Камиль часто посещает Лувр, много пишет. Позднее поступает в Академию Сюиса, где учится до 1861 года.

Ранний период творчества

В 1864 году Писсарро выставляется впервые на Салоне. Этот период творчества характеризуется соблюдением всех канонов официальной живописи. В работах явно просматривается влияние Коро и Курбе. Мастер специализируется на сельских и городских пейзажах.

С 1866 года, творчество Камиля начинает меняться, он избавляется от нейтральных тонов, присущих работам Коро. В картинах Писсарро теперь много пространства, они легкие и воздушные, палитра светлеет.

Картины того периода:

  • «Берег реки с баржей», 1864 г.;
  • «Баржи в ла Рош Гийон», 1865 г.;
  • «Дом отца Галлен в Понтуазе», 1866 г.;
  • «Площадь в ла Рош Гийон», 1867 г.;
  • «Вид на деревню через деревья», 1868 г.

Работы, прославившие мастера сочетаю в себе традиционные пейзажные сюжеты, с уникальной, присущей только Писсарро прорисовкой света.

Франко-прусская война

В 1870 году, когда Францию охватывает война, Писсарро переезжает в Лондон. Там он творит с Моне. Из-под его кисти выходит много лондонских пейзажей. В тот год Камиль создает несколько интересных и запоминающихся работ под названием:

  • «Фокс Хилл, Верхний Норвуд»;
  • «Дорога из Версаля в Лувесьенне»;
  • «Весна в Лувесьенне».

В это время, его дом в Лувесьенне грабится прусами. Практически все оставшиеся картины во Франции уничтожены. Солдаты их используют в качестве подносов, как подстилки для сада во время дождя. Сохранилось лишь 40 картин, а речь шла о 20-летней работе.

Возвращение и нищета

После войны во Франции ничего не меняется. Новая республика лишает буржуа денег, следовательно, покупать картины некому. Писсарро живет в нищете. По этой причине он периодически принимает участие в коммерческих проектах своего отца.

Камиль отличался анархическими политическими взглядами. Он даже помогал анархистам Франции и Бельгии издавать печатные издания. На творчестве его политическая позиция никак не отразилась.

Писсарро живет в Понтуазе. В его творчестве уже явно заметны нотки импрессионизма. Дом творца часто посещает Поль Гоген, Поль Сезанн, который становится его учеником. Мастер делится с Сезанном своей техникой отработки цвета и оттенков.

В этот период из-под кисти живописца выходит много интересных полотен:

  • «Пейзаж в Понтуазе», 1874 г.;
  • «Тропинка Жали в Понтуаз», 1875 г.;
  • «Дорожка сквозь лес осенью», 1876 г.;
  • «Сад и цветущие деревья. Весна», 1877 г.

Сезанн, став известным художником, некоторые свои работы подписывает как «ученик Писсарро». В те годы официальная выставка Салона и французская знать не признают работы молодых импрессионистов.

В 1884 году Камиль переезжает в Эраньи-сюр-Эпт, где живет до последних своих дней.

Выставки импрессионистов

Первая выставка прошла в 1874 году в Париже под эгидой «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов и граверов». Писсарро выставляет 5 полотен. Вторая проводится только спустя 2 года, затем через год и так далее. Многие импрессионисты отказываются от своего творчества из-за тотальной нищеты и непризнания.

Камиль Писсарро не сдается. Но его вера оправдается только спустя 8 лет.

Техника пуантилизма

В 1885 году Камиль знакомится с творчеством Жоржа-Пьера Сера и Поля Синьяка. После знакомства с художниками он увлекается техникой пуантилизма. Картины в этой технике отличаются яркостью и красочностью, что не присуще импрессионизму. Кажется, что перед глазами декоративное панно, а не картина. Полотна создаются скоплением точек, которые в целом дают изображение. Пиком популярности направления являются 1880-1890 г.г.

Освоив технику пуантилизма, он быстро о ней забывает, та как картины очень плохо продаются. Художник Писсарро признается, что она ему не по душе и не приносит никакого художественного удовлетворения.

В этой технике выполнены картины под названием: «Грушевые деревья и цветы в Эраньи, утро», 1886 год, «Дети во дворе усадьбы», 1887 г.

Успех и благополучие

С 1890 года финансовое благополучие семьи Камиля Писсарро поправляется. Ему удается продать 2 картины на аукционе, за которые он получает 3500 франков. В дальнейшем художник получает признание и к нему приходит настоящий успех. Он много творит и путешествует, но по прежнему любит Францию и в его работах пейзажи страны занимают львиную долю.

Современники так и не смогли по достоинству оценить творчество художника. Настоящее признание к Писсарро пришло только спустя десятилетия после его смерти. Теперь его полотна оцениваются в миллионы долларов США.

Последние годы жизни Камиля омрачаются проблемами со зрением, но он продолжает писать. У него повторное заражение глаз, которое не дает ему творить на открытом воздухе большую часть года, поэтому ему приходится писать из своего гостиничного номера.

12 или 13 ноября 1903 года Писсарро умер, причины смерти так и не установлены. Его прах нашел упокоение на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Личная жизнь

Еще во время обучения в Академии, Камиль влюбляется в Жюли Веллей. Она служанка его матери, поэтому ни о каком браке родители не хотят слышать. Вопреки воле отца и матери, Писсарро спустя 10 лет бурного романа с Жюли женится на ней.

В браке рождается 8 детей. Двое сыновей идут по стопам отца и становятся художниками – Жорж и Люсьен. Жорж в своем творчестве отходит от импрессионизма и увлекается модернизмом, является ярым почитателем Гогена. Люсьен творит в технике отца.

Особенности творчества Писсарро

Картины мастера – это удачное сочетание пейзажей и уникальной техники прорисовки света. Зрелые полотна художника наполнены физическим ощущением света, это плотные раздельные мазки, чистота цвета. Главным источником вдохновения для мастера была природа.

Камиля называют художником земли. Его кисть одинаково красиво отображала пыль дороги и цветущие сады. Всю свою жизнь Писсарро исследовал новые техники, увлекался новаторскими идеями в изобразительном искусстве. Художник является признанным основателем школы импрессионизма.

Камиль Коро, биография художника-мечтателя

Союз земли и воды, гармония шедевра Рубенса

Художник-импрессионист Камиль Писсарро — известные работы мастера

Камиль Писсарро – один из основоположников импрессионизма и самый последовательный его представитель. Художника называют «певцом сельского пейзажа», ведь любовь к этому жанру он пронес через всю жизнь, создав сотни прекрасных и уникальных полотен.

Рождение и семья

Жакоб Абрахам Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 г. на карибском острове Сент-Томас. Его отец Абрам был евреем, а мать Рашель – доминиканкой. Семья владела процветающим магазином. Родители надеялись, что Камиль продолжит семейный бизнес, который обеспечит ему спокойное, сытое будущее.

В 11 лет мальчика послали учиться в интернат в Париже. Там он увлекся живописью, проявив к ней, по мнению педагогов, недюжинные способности. Вернувшись домой в 17 лет Камиль без особого рвения стал помогать отцу в бизнесе. Все свободное время он занимался рисованием. Отличительной чертой будущего художника была непоколебимая убежденность в своем призвании.

Карьера коммерсанта не прельщала юного Писсарро, потому в возрасте 22 лет он оставил родителям прощальную записку и вместе с товарищем, художником Фрицем Мельбе, уехал в Венесуэллу. Без денег и связей, но с верой в собственное дарование, 3 года Камиль прожил в Каракасе. На жизнь зарабатывал рисованием, оттачивая мастерство владения кистью.

Деревня у подножия холма в Сент-Томас, Антильские острова. 1854-1855 гг.

Вернувшись на Сент-Томас, Камиль убеждает отца, что его будущее в искусстве.

Осенью 1855 г. с благословением родителей и небольшим денежным содержанием от них художник переезжает в Париж. Вскоре Абрам и Рашель также переберутся во французскую столицу.

Учеба

По приезде в Париж Камиль Писсарро поступает учиться в Парижскую школу изящных искусств, а также в частную академию Сюиса. У «папаши Сюиса» преподавание живописи, в традиционном его понимании, не велось. Здесь за небольшую плату художники получали помещение для работы и услуги натурщиков. В академии Писсарро начинает общаться с будущими импрессионистами Эдуардом Мане и Клодом Моне.

Кроме этого Камиль брал частные уроки у представителя Барбизонской школы пейзажиста Исидора Даньяна, отвергавшего академические традиции.

Творчество

В творчестве художника исследователи условно выделяют несколько периодов.

Раннее творчество

С середины 1850-х до начала 1860-х г.г. – время мощного влияния Барбизонской школы, а также Камиля Коро и Гюстава Курбе, работы которых Камиль Писсарро увидел сразу по возвращении в Париж в 1855 г.

Новаторские пейзажи этих мастеров, выполненные на пленэре, поразили молодого живописца своей свежестью и легкостью. Эти картины, разительно отличавшиеся от классических мрачных исторических полотен, оказали огромное влияние на манеру, предмет и цель живописи Камиля Писсарро.

Лесная тропа. 1959 г.

Главным любимцем художника стал мастер пейзажа Коро, по стопам которого Камиль выходит писать на пленэр. У Курбе художник заимствует метод нанесения краски – свободный мазок кисти. Также вслед за Курбе, который первым стал изображать простых крестьян, Камиль включает в пейзажи селян.

Первый скромный успех пришел к Писсарро в 1859 г. – на ежегодном Салоне, официальной художественной выставке Франции, выставили одну его картину. Еще одну продемонстрировали в 1864 г.

Тогда во Франции Салоны были единственной возможностью для художника показать свои работы, а значит найти на них покупателя. Редкое участие в этих выставках не помогло Камилю Писсарро в карьере, потому он задумался о выходе из системы.

Период импрессионизма

В конце 1860-х гг. пейзажист оказывается в среде молодых художников, которые скоро станут известны как импрессионисты:

  • Моне;
  • Ренуар;
  • Сислей;
  • Базиль.

Живописцы часто встречались в кафе «Гербуа» на Монмартре и подолгу спорили об искусстве. Благодаря этим обсуждениям картины Камиля Писсарро, Моне и Ренуара того периода выполнены в схожей манере.

Дилижанс на Лувесьенн. 1870 г.

Художники были увлечены работой на пленэре, использовали изменчивую манеру живописи, затенявшую детали. Они считали, что нужно рисовать современность, отвергали темные тона салонной живописи. В кафе «Гербуа» закладывались принципы импрессионизма, многие из которых были сформулированы именно Камилем Писсарро.

Читайте также  Национальная картинная галерея имени айвазовского, украина, феодосия

В 1874 г. Писсарро, Моне, Ренуар и Дега совместными усилиями организуют первую независимую выставку. В ней принимают участие 15 художников. Выставка провалилась, но привлекла внимание к новому течению в искусстве, иронично названному в прессе «импрессионизмом».

Наводнение в Сент-Уан-л’Омон. 1873 г.

Между 1874 и 1886 г.г. было проведено 8 аналогичных выставок. Отношение публики к полотнам импрессионистов постепенно менялось, становясь все более благожелательным. Камиль Писсарро со своей уникальной манерой живописи – единственный из художников этого направления, кто принял участие во всех 8 выставках.

Красные крыши. 1877 г.

Стиль Камиля Писсарро отличается от стиля других импрессионистов. Его живопись более спокойная, в приглушенных тонах, мазки мельче, пестрее. В сравнении с Моне и Ренуаром композиция Писсарро плотнее, картины более структурированы.

Позднее творчество

К началу 1880 г. сельская тема становится ведущей в творчестве Писсарро. От пейзажей он переходит к портретам. Его модели – молодые крестьянки на поле, рядом с животными, за работой.

В это же время он начинает отходить от импрессионизма, а к концу десятилетия полностью отказывается от него, примкнув к движению неоимпрессионистов.

Художники этого направления работали в технике пуантилизма, основанной на последних открытиях в сфере оптики и теории цвета. Краски не смешиваются на палитре в нужные оттенки, – чистые цвета наносятся на холст в виде маленьких раздельных точек или квадратов. При взгляде на картину с расстояния точки смешиваются в сложные тона на сетчатке человеческого глаза.

Но к концу 1880-х гг. Писсарро почувствовал, что этот метод стесняет выражение его идей, и вернулся к своему прежнему стилю.

В 1893 г. коллекционером Полем Дюран-Рюэлем организована персональная выставка художника. На ней демонстрировались 46 работ импрессиониста. Выставка имела успех, сделав художника популярным и обеспечив ему долгожданные финансовые стабильность и благополучие.

На закате жизни из-за проблем со зрением Писсарро становится сложно работать на пленэре, поэтому он пишет виды из окон номеров гостиниц на Монмартре. Серия динамичных и атмосферных картин с видом бульвара в разное время года и суток стала визитной карточкой художника.

Бульвар Монмартр, весеннее утро. 1897 г.

Личная жизнь

Если творческий путь художника не был озарен успехом, то в личной жизни Писсарро повезло.

В 1860 г. Камиль знакомится с горничной матери Жюли Валлей. С ней он проживет более 40 счастливых лет, добросовестно исполняя роль верного мужа и любящего отца.

В 1863 г. у пары родился сын Люсьен, первый из их 8 детей. До взрослого возраста доживут 5 сыновей художника и дочь Жанна.

В 1866 г. семья Писсарро переехала в небольшой городок Понтуаз, вблизи Парижа. Жилье здесь стоило значительно дешевле чем в столице, можно было выращивать овощи в собственном огороде. Кроме того, художник получил возможность работать на воздухе.

Яблоня в Понтуазе. 1868 г.

Весной 1869 г. семья переезжает в Лувесьенн. А летом Писсарро пишет на пленэре бок о бок с Моне и Ренуаром, приехавшими в провинцию работать.

В 1870 г. начинается Франко-прусская война. Под давлением матери и супруги, Писсарро перевозит семью из Франции в Лондон. Там вдохновленный туманным английским воздухом художник создает серию городских пейзажей.

Однако, английская публика картины Камиля Писсарро не оценила. Работы продавались плохо, несмотря на поддержку известного покровителя импрессионистов, коллекционера Поля Дюран-Рюэля.

Хрустальный дворец, вид с Фокс-Хилл, Верхний Норвуд. 1871 г.

Вернувшись во Францию, Камиль Писсарро обнаруживает, что почти все его картины, оставленные в Лувесьенне, уничтожены прусскими солдатами. Из почти 1500 полотен осталось только 42, 20 лет труда были, в буквальном смысле, растоптаны вражескими сапогами.

Камиль Писсарро не отчаялся, а начал работать с еще большим энтузиазмом. Выбора у художника не было. Несмотря на совмещение живописи с работой на предприятии отца, денег на содержание многодетной семьи постоянно не хватало. Жена неоднократно требовала найти стабильный источник дохода.

К концу 1880-х гг., пребывая в полнейшей нищете, художник пишет, что его этюды получаются безрадостными от одной мысли о том, что придется оставить живопись и искать другую работу.

Финансовое положение Писсарро значительно улучшилось только в 1893 г. после организованной Дюран-Рюэлем выставки его картин. В 1895 г. семья художника переезжает из небольшого городка Эраньи-сюр-Эпт, где прожила 11 лет, в Париж. Там Писсарро селятся в доме на улице Риволи, из окон которого виден Лувр.

Последние годы жизни

В последние годы жизни художник признавался друзьям, что больше сил тратит на борьбу со старостью, чем на работу.

Но во всем остальном судьба благоволила пейзажисту. Именно в последние годы его искусство стало приносить приличный доход. Семья выбралась из бедности, в которой жила десятилетиями. Общественность и критики признали талант художника и уникальность созданных им полотен. Картины мастера приобретались и выставлялись музеями.

Автопортрет. 1903 г.

На склоне лет Камиль Писсарро возвращается в Париж, где селится в гостинице на Монмартре. Из окна своего номера он любуется на бульвар и занимается любимым делом – пишет пейзажи, продолжая совершенствовать технику передачи света и атмосферных эффектов.

Не стало Камиля Писсарро 13 ноября 1903 г.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов из жизни художника:

  1. Камиль Писсарро, будучи убежденным анархистом, помогал деньгами французским анархистским изданиям. Если его политические взгляды и повлияли на творчество, то только в части выбора моделей – художник писал исключительно простых людей, в основном сельских жителей.
  2. Несмотря на свои иудейские корни в конце 60-х годов XIX века, возможно по причине финансовых трудностей и непризнанности, Писсарро становится воинствующим атеистом. Но в творчество он своих религиозных убеждений не несет.
  3. Камиль Писсарро стал родоначальником целой династии художников. Все 5 его сыновей писали картины, каждый в своем жанре и манере. Живописцами стали несколько внуков великого импрессиониста.

Люсьен Писсарро в интерьере. 1875 г.

До конца дней Камиль Писсарро был верен своей любви к пейзажам. Картины других жанров занимают в его творчестве незначительное место. При этом, какую бы художественную технику ни использовал живописец, его кисть мастерски передавала и запах земли, и поэзию полей, и музыку городских улиц.

Потребовалось время на то, чтобы человечество признало пейзажиста гением. Отрадно, что это произошло при жизни мастера. Сегодня картины Камиля Писсарро стоят миллионы долларов.

Расскажите в комментариях, какая из его работ нравится вам больше всего. Сохраняйте статью в закладки, чтобы вернуться к ней позже.

Рекомендуем видео по теме: Импрессионисты — Камиль Писсаро.

  • Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников (пер. с франц.; вступ. ст., сост. и примеч. К. Г. Богемской), М.: 1974.
  • История импрессионизма. Дж. Ревалд / Пер. с англ. П. Мелковой, М., Л.: Искусство, 1959.

Рисование.ру

Камиль Писсарро

Камиль Писсарро. Каштаны в Лувесьене

1879 г. Музей д’Орсе, Париж

Камиль Писсарро начинал свою художественную карьеру как почитатель Коро, и в ранних работах художника прослеживается влияние кумира. Но позднее Писсарро выработал собственный стиль — смелое использование контрастных цветов, пристрастие к «воздушности» и сложной перспективе. Лувесьен — селение неподалеку от Версаля, где Писсарро прожил несколько лет.

Камиль Писсарро. Мост в Руане. Дождливый день

1896 г. Художественная галерея Онтарио, Торонто

На картине представлены мост Буальдьё и находящиеся рядом с ним промышленные причалы. Сам художник писал: «. то, что меня. заинтересовало в этой идее железного моста в мокрую погоду. — так это вся живость, энергичность, оживленность происходящего». То, что мы как будто смотрим на мост с высоты, еще более усиливает ощущение «человеческого муравейника».

Камиль Писсарро. Церковь в Эраньи

1884 г. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

«Нарисуйте великодушно и решительно, — советовал Писсарро, — поскольку это лучшее, чтобы не потерять первое впечатление». Подтверждением этого являются практически все работы художника — и «Церковь в Эраньи» не исключение.

Камиль Писсарро. Оперный проезд в Париже. Утро

1898 г. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва

Широкая, уходящая вдаль улица — один из любимейших мотивов творчества художника. «Оперный проезд» предстает перед нами в виде панорамы, которая раскрывалась перед взором Писсарро при взгляде из окна отеля «Дю Лувр».

Камиль Писсарро. Улица Эписери, Руан

1898 г. Норман (Оклахома), Музей искусств Фреда Джонса Младшего

В соответствии с постулатами импрессионизма Писсарро часто создавал серии произведений, представлявших тот или иной ландшафт в разное время года и при разном освещении. Улице Эписери он посвятил три полотна — на этом «схвачен» момент, когда на площадь и улицу упала тень от набежавших облаков.

Камиль Писсарро. Осеннее утро в Эраньи

1897 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Картина залита солнечным светом, окрасившим листья деревьев в красно-золотые цвета. Но это солнце — не палящее, а прохладное, осеннее. Едва различимые фигурки людей на дальнем плане тоже кажутся облетевшими листочками.

Камиль Писсарро. Красные крыши в углу деревни зимой

1877 г. Музей д’Орсе, Париж

Эта картина — результат экспериментов Писсарро в области нанесения краски. Интенсивные мазки и плотный красочный слой создают иллюзию цветного рельефа, а открытость цвета превращает картину в живописный праздник! Теплые и холодные цвета не «спорят», а поддерживают друг друга.

Камиль Писсарро. Натюрморт с яблоками и кувшином

1872 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

У Писсарро не так уж много натюрмортов, тем интереснее для нас это произведение. Критики, разглядывая его, часто морщили нос: нож «парит» над скатертью, рисунок на кувшине не соответствует его рельефу. Но, тем не менее, картина привлекает — свежим цветом, отсутствием нарочитой постановочности — чем так часто грешили академические натюрморты с их тяжелыми драпировками, «античными» осколками и роскошными вазами.

Камиль Писсарро. Вспаханная земля

1874 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Ранняя весна, на деревьях только-только начинают распускаться почки, а затянутое облаками небо таит в себе множество неприятных для земледельца сюрпризов. Контрастом холодному неприветливому небу выступает земля — теплая, мягкая, живая! На картине, скорее всего, — окрестности Понтуаза.

Камиль Писсарро. Забор

1872 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Художник, называвший себя социалистом и анархистом, всегда с большим уважением относился к труду земледельцев. И на этой картине двое крестьян, ненадолго оторвавшись от работы, остановились у изгороди, чтобы поговорить. Как и большинство подобных полотен Писсарро, произведение создано за один сеанс на пленэре.

Камиль Писсарро. Крестьянские дома, Эраньи

1887 г. Художественная галерея Нового Южного Уэльса

Это произведение, изображающее залитую солнцем полянку перед сельскими домиками, относится к периоду, когда Писсарро увлекся живописью в духе так называемого пуантилизма — «живописи точками». Целью этой техники был отказ от смешивания красок на палитре в пользу «оптического» смешивания.

Камиль Писсарро. Сад Тюильри зимой

1899 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Писсарро принадлежит высказывание «Счастлив тот, кто может увидеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят!» Что может быть обычнее панорамы парка и висящей над ним туманно-морозной осенней дымки? Но представить эту дымку так, чтобы произведение влекло к себе, заставляло вглядываться, восхищаться и мечтать, — это уже признак незаурядного таланта!

Камиль Писсарро. Сливовое дерево в цвету, 1894

Прекрасная работа, выполненная в технике пуантилизма. Удивительно, как предан блеск листвы и нежность цветения словового дерева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: