Художник мясоедов: картины. биография григория григорьевича мясоедова - JEKATERINBURG.RU

Художник мясоедов: картины. биография григория григорьевича мясоедова

Художник Мясоедов Григорий Григорьевич: биография, фото и интересные факты

Имя художника Григория Мясоедова вошло в энциклопедию русской живописи XIX века как певца крестьянской доли. Образ русского крестьянина с его проблемами и чаяниями, лики русской природы в ее первозданности — основа творчества великого мастера.

Григорий Мясоедов: страницы биографии

Григорий Мясоедов — уроженец села Панькова то ли Орловской, то ли Тульской губернии, родившийся 7 апреля 1834 года в семье дворянина. С детства увлекавшемуся живописью мальчику очень повезло — его отец не препятствовал недворянскому занятию сына и дал возможность обучаться любимому делу. Григорий впервые познакомился с основами изобразительного искусства еще во время обучения в Орловской гимназии. Первым его наставником в рисовании был И. Волков. С первой же попытки поступивший в Санкт-Петербургскую Академию художеств, Григорий попал в класс Т. Неффа и А. Маркова. Все десять лет обучения в академии (с 1853 по 1863 г.) юноша показывал весьма хорошие результаты, а по окончании был направлен в Европу для обучения за счет государственного бюджета мастерству живописца. В этой поездке Мясоедов знакомится с художественным наследием Франции, Италии, Испании, Бельгии и др. По возвращении в Россию начинает успешно выставляться.

Характер у Григория Григорьевича Мясоедова был сложный и достаточно злой, что затрудняло его общение с другими художниками. Его прямота и бескомпромиссность не привлекали людей. Да и сходился он с ними очень тяжело. Однако он с удовольствием позировал Илье Ефимовичу Репину, когда тот писал свою знаменитую картину «Иван Грозный убивает своего сына», в которой отразился нрав Мясоедова. И тот впоследствии даже этим гордился.

Мясоедов скончался в своем имении на Полтавщине в 1911 году, оставив богатое художественное наследие.

Характеристика творчества Г. Г. Мясоедова

Основными жанровыми направлениями творчества Г. Г. Мясоедова были историческая и жанровая бытовая живопись. Иногда обращался художник и к портретному жанру. Начинал Мясоедов как реалист-передвижник, последователь И. Н. Крамского и др. Он был одним из инициаторов и организаторов Товарищества передвижных выставок.

Но после увлечения пейзажным и портретным творчеством, зарекомендовал себя как неоромантик. В последний период жизни Григорий Григорьевич Мясоедов обратился и к графическому искусству. Но весь свой творческий путь придерживался демократических идей.

Среди картин Григория Григорьевича Мясоедова были полотна:

— на остросоциальные темы:

  • о социальном различии разных слоев в обществе («Земство обедает»);
  • о пренебрежительном отношении к женщинам («Опахивание»);

— воспевающие русскую природу («Зреющие нивы»);

— воспевающие крестьянина как личность мудрую и мужественную («Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», «Земский знахарь»);

— воспевающие крестьянский труд («Дорога во ржи», «Страдная пора. Косцы», «Урок пряжи», «Деревенский знахарь»);

— размышляющие о древних традициях и их месте в жизни народа («Опахивание», «Поздравление молодых»);

— на историческую тематику («Бегство Григория Отрепьева», «Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской»).

«Земство обедает»

Это произведение Григория Григорьевича Мясоедова затрагивает мысль о бесправном положении крестьянства в России второй половины XIX века, после принятия Земской реформы в 1860 году. Суть проблемы заключалась в создании земств — органов местного самоуправления в отдаленных российских губерниях, куда крестьяне могли избираться в качестве гласных, то есть имеющих на заседаниях право голоса. Но при этом, как показала практика, лишь формально. Фактически же власть в земствах забрали помещики.

Картина основывается на двух принципах: противопоставления и углубленной социально-психологической характеристике героев.

«Чтение манифеста 9 февраля 1861 года»

Сюжет картины Мясоедова посвящен изданию в 1861 году императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ставший, по сути, началом отмены крепостного права в России. Он был принят в разных слоях общества неоднозначно.

На картине Григория Мясоедова крестьяне собрались для чтения Манифеста в самом центре холста у костра вокруг единственно грамотного из них — мальчика, читающего текст документа. Группа служащих освещена ярким солнечным светом. А каждый персонаж выписан крупным планом, что до Г. Г. Мясоедова не было принято в русской бытовой живописи. Герои картины изображены не пассивными слушателями и не бунтарями, а людьми, думающими и оценивающими событие с позиции своего жизненного опыта и мировоззрения. Не все из них, судя по выражению лиц, согласны с реформой, не слишком доверяют ей, ведь много прав еще остается у помещиков и слишком мало возможностей пока дается крестьянам.

Для создания ощущения реальности происходящего художник использовал цветовую гамму, близкую к природной: земляные, охристые, соломенно-желтые, коричневые оттенки. Лишь рубаха читающего мальчугана — красная. Она — как олицетворение надежды русского крестьянства на свободную, благополучную и красивую жизнь.

«Бегство Григория Отрепьева»

Тема из русской истории была выбрана Г. Г. Мясоедовым для конкурсной работы в Академии художеств неслучайно: с одной стороны, для конкурсных работ чаще всего и выбирались мифологические, библейские или исторические сюжеты, с другой — именно в те годы все более растет внимание художников к обыденным явлениям и повествовательности живописного искусства. За картину мастер был удостоен большой Золотой медали.

История Смутного времени на Руси полна легенд и тайн. Очень часто они связаны с персонами лжецарей, одним из которых был и Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I. По одной из версий он — сын одного из монахов Чудова монастыря. Из монастыря Отрепьев сбежал в Литву, а затем в Польшу, принял католичество и при помощи поляков воцарился на русском престоле, но позже был свергнут и убит. В исторических публикациях не упоминается о бегстве Григория Отрепьева именно из корчмы.

«Дорога во ржи»

Рожденный на русской земле в глубинке, Григорий Мясоедов хоть и был из дворянского рода, очень трепетно и бережно относился к отображению в своем творчестве не только сцен из народной жизни, но и картин удивительной русской природы. Через природу легче можно передать свое душевное состояние, чаяния, надежды народа. Наверное, поэтому и возникает в живописи у Мясоедова мотив дороги как путь — у каждого свой, как стремление — тоже у каждого свое. Но в этой картине путь, избранный человеком, безмятежен и спокоен, и возможно, приведет к избранной цели. Ощущение покоя достигается за счет спокойных золотистых тонов, моря из слегка колышущейся золотистой ржи и безмятежно-голубого неба. Лишь на его горизонте видны темные тучи, которые намекают, что путь к цели потребует от путника труда и усилий и не будет совсем легким.

«Деревенский знахарь»

Произведение было написано Григорием Мясоедовым за год до отмены крепостного права. Эта картина выделяется из прочих силой реалистичности выписанных образов крестьянского быта и психологичностью персонажей. Официально не признаваемые обществом, знахари в условиях преследований помогали людям. Жизнь их была тяжела и бедна. Питались они, в основном, за счет природных даров и того, чем расплачивались за помощь люди — это нехитрые продукты питания. Жили в сторонке от всего населения, часто в одиночку в лесных избушках. Помогали людям, используя лечебные травы и корешки, снадобья, из которых варили по передаваемым по наследству рецептам, секрет их строго оберегался. В основном, излечивали от болезней, совершали оберег, привороты и отвороты, снятие сглаза.

Григорий Григорьевич Мясоедов. Автопортрет

В 1878 году Г. Г. Мясоедов написал свой автопортрет. Он изобразил себя в четверть оборота, стоящим, до пояса. Мясоедов одет в темный костюм, который практически сливается с почти черным фоном. Ярким пятном выделяется лишь белоснежный накрахмаленный воротничок рубашки и чуть желтоватое, будто подсвеченное светом лицо, повернутое к зрителю почти в профиль так, что освещена лишь одна половина лица. Второй как будто бы нет. Портрет отсылает нас к переходному периоду в развитии живописи — парсуне, где за счет затемненного фона выделяется лицо — именно человек интересен живописцу, человек с его мыслями, чувствами и переживаниями. Так и автопортрет Мясоедова. Он — отражение в его творчестве особого интереса к внутреннему миру обычного человека.

Читайте также  Описание картины васнецова "снегурочка", 1899

Григорий Мясоедов — критический реалист и мастер изображения крестьянского быта

Григорий Григорьевич Мясоедов (Grigoriy Grigorievich Myasoyedov; родился 7 апреля 1834 г. — умер 18 декабря 1911 г.) — известный художник XIX века, ярчайший представитель русского реализма и основоположник передвижничества. Григорий Мясоедов в разные годы обращался к историческому и бытовому жанру, писал портреты и пейзажи. Основную часть творчества Григорий Мясоедов посвятил описанию крестьянства. Искусствоведы, изучающие биографию мастера, отмечают, что этот разносторонний живописец уделял внимание и религиозной тематике. Его картины затрагивают ритуальные действа, народные поверья и обычаи.

Биография Григория Мясоедова

Григорий Мясоедов — выходец из почтенного, но обедневшего мелкопоместного дворянского рода, проживавшего в Тульской губернии. Художник, который появился на свет 7 апреля 1834 года, с малых лет отличался необычайной начитанностью и эрудированностью. В юности он сочинял стихи, а в поздние годы жизни писал маленькие рассказы, которые с удовольствием публиковали журналы и газеты.

Григорий Мясоедов увлекся живописью рано, а отец, поощрявший интересы сына, определил его в гимназию и разрешил посещать уроки рисования. Обучение Григорий не закончил — в 1853 году он порвал связи с семьей, уехал из Орла в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Лишившись отцовской материальной помощи, Мясоедов, как истинный студент, постоянно жил в нужде и перебивался случайными заработками.

Образцовый ученик и талантливый рисовальщик, Григорий Мясоедов написал работу «Поздравление молодых», за которую в 1861 году был награжден малой золотой медалью. Спустя еще один год, по окончании курса исторической живописи, начинающий живописец создал «Бегство Григория Отрепьева», получил за него большую золотую медаль. Это дало право стажироваться за границей за казенный счет. Следующие несколько лет Григорий Мясоедов активно путешествует по Европе, изучая творчество итальянских, немецких, испанских и французских художников, скульпторов и архитекторов.

Во время странствий живописец много работает и совершенствует собственное мастерство. Поступив на обучение в частную художественную академию в Риме, Мясоедов сделал серию этюдов с натуры, уделив особое внимание разработке световых рефлексов. Один из результатов этого эксперимента — картина «Испанец», написанная в 1866 году.

Европа второй половины XIX века отличилась расцветом критического реализма, неудивительно, что им увлекся и Григорий Мясоедов. Убежденный в том, что главная задача художника — реалистичное и правдивое изображение быта крестьян и рабочих, страдающих от нищеты, живописец решил приблизить искусство к обывателю. По возвращении на родину Мясоедов активно продвигает идею создания особого сообщества художников передвижничества, и уже в 1870 году состоялось первое собрание участников организации.

Именно Григорий Мясоедов, будучи властным и инициативным человеком, стал руководителем сообщества, написал первый устав и заложил в основу передвижничества идею о знакомстве жителей провинции с русским искусством. В качестве одного из основных участников движения часто и много ездил по стране с передвижными выставками, представляя зрителям новые интересные работы.

Постепенно из инициативного новатора Мясоедов превратился в консервативного и неуживчивого старика, не желавшего признавать творчество прогрессивных импрессионистов и не допускавшего молодых художников к участию в передвижных выставках. Сообщество раскололось, Григорий Мясоедов оставил пост руководителя, вышел из Товарищества и переселился на хутор под Харьковом. Здесь он создает пейзажи, пробует силы в графике, работает над театральными декорациями и занимается садоводством. Пишет картины на любимую тему, описывая крестьянский быт, но на замену критическому реализму в картины приходят боль, сопереживание и жалость.

К концу жизненного пути Григорий Мясоедов переехал в имение Павленки и проводил здесь теплые летние дни, а холодный сезон предпочитал коротать в Крыму. Похоронили мастера, который ушел из жизни 31 декабря 1911 года, в саду любимой полтавской усадьбы.

Самые известные картины Григория Мясоедова

Картины Григория Мясоедова — желанные экспонаты в коллекциях крупных музеев и художественных галерей. Посмотрите на самые знаменитые произведения автора:

  • «Земство обедает» (1872) — работа, включенная в российскую экспозицию парижской Всемирной выставки 1878 года. Это один из самых знаменитых экспонатов второй выставки Товарищества, вызвавший шквал одобрительных отзывов.
  • «Страдная пора» (1887) — картина, сочетающая в себе классические элементы пейзажного и бытового жанров. Произведение представили на 15-той выставке передвижников, где ее купил император Александр III.
  • «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907) — одно из поздних творений мастера. Характерная особенность — портретное изображение представителя интеллигенции в изысканном интерьере.

За работами передвижников охотятся страстные коллекционеры, в том числе и на аукционах онлайн-платформы Very Important Lot. Участники торгов могут недорого купить шедевры антиквариата, а также познакомиться с работами современными художниками.

Мясоедов художник

Мясоедов Григорий – выдающийся русский живописец, основатель Товарищества передвижных художественных выставок, автор бытовых и исторических картин, а также нескольких замечательных пейзажей. Григорий Григорьевич Мясоедов появился на свет в семье мелкопоместного дворянина 7 апреля 1834 года в с.Паньково (Тульская губерния). Григорий Григорьевич рано начал проявлять художественные способности, его отец относился к этому с одобрением. Он начал свою учебу в Орловской гимназии, но, не окончив курса, в 1853 году с успехом поступил в Академию Художеств в Петербурге. Студенческие годы Мясоедова не были сытыми: он жил в маленькой комнате и зарабатывал на жизнь, работая в кондитерской. К тому же обучение в Академии было достаточно суровым.

В 1861 г. он был награжден малой золотой медалью за картину «Поздравление молодых в доме помещика», а в 1862 г. — большой золотой медалью и поездкой заграницу за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». С 1863 г. художник путешествовал по Европе, учился в частной римской Академии, работал в Риме, Париже, Брюсселе, Испании, Италии. В 1867 г. во Флоренции он познакомился с Герценом А.И. и Ге Н.Н. За этот период он создал несколько известных картин, таких как «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента», «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Две судьбы». Во время пребывания в Европе его впервые посетила мысль о создании Товарищества передвижных художественных выставок.

Бегство Григори Отрепьева из корчмы на литовской границе

Поздравление молодых в доме помещика

У чужого счастья (Две судьбы)

Мясоедов Г.Г. возвратился в Россию в 1869 г., а через год он получил звание академика за написание картины «Заклинание». Тогда в русской живописи наметились новые тенденции – отражение литературных тем. Художник развернул активную общественную деятельность: он написал Устав Товарищества передвижных художественных выставок, добился объединения кружка московских художников с Артелью художников Петербурга, и 16 декабря 1870 г. состоялось первое заседание Товарищества, где Мясоедов Григорий Григорьевич вошел в правление на сорок лет.

29 ноября 1871 г. состоялась первая выставка Товарищества в Петербурге, переместившись затем в Москву, Киев и Харьков. Мясоедов представил на эту выставку полотно «Дедушка русского флота». Через год в марте была организована вторая выставка, где художник выставил свою одну из лучших картин — «Земство обедает». Эта картина показывает, какое бывает земство: земство-господа и земство-крестьяне. И не зря он сосредоточил свое внимание на крестьянах: они все разные, но видно их внутреннюю сосредоточенность, красоту человека-труженика.

Читайте также  Художник пьер огюст ренуар - картины, биография

В 1873 г. Мясоедов пишет другую фундаментальную картину «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», где он опять с неповторимым мастерством изобразил крестьян, которые слушают текст манифеста, но пока еще не могут понять, как к этому событию относиться, они не делают поспешных выводов, проявляя мудрость в этом деле.

Григорий Григорьевич изучал древние обычаи и поверья народа и их роль в жизни крестьянства. Многие из этих обычаев легли в основу картин: например, на полотне «Опахивание» (1876 г.) изображены крестьяне, впрягающие в плуг девушек, таким образом защищая себя от нечистой силы.

Дедушка русского флота

Чтение манифеста 19 февраля 1961 года

Молебен на пашне о даровании дождя

Сожжение протопопа Аввакума

Мясоедов Г.Г. занимался музыкой, играл на скрипке (в Товариществе был организован квартет, там художник играл на альте). В классической музыке Григорий Григорьевич часто находил отдых от своих душевных терзаний, утверждая, что только минор (а не мажор) отражает правду жизни. Он самозабвенно любил музыку, видя в ней непосредственное отражение подсознания человека, которое не может врать, а говорит только правду. Это было в характере Мясоедова: он был интересным, находчивым, остроумным, сочетая эти черты характера с озлобленностью, едкостью, ироничностью, некоторые его высказывания были просто оскорбительны. Он не любил высшее общество и царских придворных. Несмотря на это Григория Григорьевича радушно принимало дамское общество, а он не оставался в долгу перед ними, но все же он считал женщин корыстными во всех отношениях. Григорий Григорьевич не чурался самокритики, называя себя таким же эгоистом и лжецом, как и все общество в целом.

В работах Мясоедова Г.Г. всюду чувствуется его гражданская позиция, понимание обманутого крестьянства, стремление к демократизму, которое стало овладевать умами всех представителей передовых слоев общества (примером тому могут служить его картины «Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», «Земство обедает», «Самосжигатели»). Но Григорий Григорьевич был не только глубоко думающим, но и тонко чувствующим человеком: например, его картина «Дорога во ржи» полна искренней душевной поэзии, она с легкостью остается в памяти у зрителя, оставляя след в душевном теле. На картине изображена рожь, край уходящей тучи на вечернем небе, одинокая фигура нищего идет по тропинке. В этой картине совершенно отсутствует заранее установленная модная тенденция.

Мясоедов Г.Г. в начале своего творческого пути был новатором с оригинальными, передовыми идеями. Но его дальнейший путь был тяжелым, когда модернистские течения в искусстве несмело стали проникать в Товарищество, он показал себя консерватором, не признающим ничего кроме реализма, но все же его терзали сомнения, разочарования и одиночество. О новых талантливых пейзажистах (например, Левитане) Мясоедов имел уничижительное суждение: «писать всякую пакость в природе: тающий снег… да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью». Он шел против сложившейся действительности, а она растаптывала все его доводы, увлекая публику модерновыми веяниями. В самом Товариществе начались серьезные разногласия, грозившие расколом. Первыми из его рядов вышли семь выдающихся художников (Серов, Архипов, Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан). Но после рокового заседания Совета Товарищества в Академии наук в правлении остался один Мясоедов, он готов был в одиночку защищать традиции передвижничества.

С 1876 г. Григорий Григорьевич теряет творческую хватку, он осуществил свое желание уехать: он поселился в имении Павленки под Полтавой, где занимался садоводством и почти оставил мысли о Товариществе, а оно продолжало жить своей жизнью, вбирая в себя новых талантливых художников. В это время он создает полотна, где стремится показать слаженность крестьянского труда («Дорога во ржи», «Косцы» и др.). Этим картинам он придавал особое значение, наполняя их ярким, жарким солнцем и сильными, красивыми фигурами работающих крестьян. Также он нередко выезжал в Крым, где создал много пейзажей.

Григорий Мясоедов

Г ригорий Мясоедов — один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Сорок лет он входил в состав правления этого объединения и был автором первого варианта устава. На второй выставке передвижников он представил одну из самых своих значительных работ — «Земство обедает». Мясоедов был рьяным сторонником реализма, и главной темой его творчества стало крестьянство.

Художник-гражданин

Григорий Мясоедов родился в семье обедневшего дворянина из Тульской губернии, во владении которого было небольшое поместье. Будущий художник не понаслышке был знаком с трудностями простой крестьянской жизни, так как положение его семьи мало отличалось от жизни рабочих. В нужде провел он и студенческие годы:

«Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла…»

Расцвет либеральных идей общества совпал с внутренними убеждениями Мясоедова. «Правдивый минор, отвечающий всей нашей жизни» привлекает его куда больше, чем безжизненные сюжеты академизма. Так родились его многочисленные работы на крестьянские темы: «Земство обедает» (1872, Третьяковская галерея), «Опахивание» (1876, Русский музей), «Дорога во ржи» (1881, Третьяковская галерея).

Мясоедов был активным общественным деятелем и невероятно разносторонним художником. Помимо жанровых картин, в его творчестве встречаются пейзажи (Крым и Юг Украины), исторические картины («Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1862, Третьяковская галерея) и, конечно, портреты («Портрет И.И. Шишкина», Картинная галерея им. К.А. Савицкого). Кроме того, Мясоедов писал и на религиозные темы (храм Спаса на Сенной).

«Живое» искусство

Григорий Мясоедов был образцовым выпускником Императорской Академии художеств. Только лучшие из лучших удостаивались чести по окончании учебного заведения стажироваться за границей. На средства из государственной казны художник побывал во Франции. Италии, Испании, познакомился с главными памятниками мировой художественной культуры и актуальным искусством Европы того времени. Вторая половина XIX века стала временем расцвета критического реализма во Франции, Италии, Германии. Главной своей задачей художники считали правдивое изображение повседневной жизни страдающих и обездоленных людей. На примере европейских живописцев Мясоедов убедился в необходимости приблизить искусство к зрителю. В своем творчестве он решил противопоставить «живое» искусство строгим постулатам академизма. Так родилась идея создать объединение передвижников.

Основная цель объединения была прописана в первом пункте устава: «Доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства».

Реализм и психологизм

По словам архитектора Василия Стасова, одним из основных постулатов передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Сходство с натурой доходило едва ли не до натурализма. Художественному языку Мясоедова это также присуще. Например, на картине «Дорога во ржи» усталый путник, обращенный спиной к зрителю, медленно движется по дороге, которая проходит через ржаное поле. Однако не только его фигура является главным персонажем в этой работе. С невероятной точностью автор произведения прописывает каждую травинку, каждый колосок — любая мелочь становится объектом его пристального внимания. В то же время образ путника условен: это некий архетип. Его фигура символизирует стремление к недостижимой цели.

Читайте также  Биография анри матисса, список картин

Другой важной составляющей творчества Мясоедова и других передвижников была гипертрофированная передача, как правило, тяжелого психологического состояния персонажей картины. Это отчетливо видно в работе «Земство обедает». Выражения лиц крестьян, ожидающих, когда же представители земского учреждения закончат свою трапезу, очень угрюмы: они явно пришли с просьбой, в исполнении которой им, скорее всего, откажут. Скрупулезная прорисовка лиц точно передает состояние персонажей, и это заставляет зрителя сопереживать их нелегкой доле. Художник, как и многие жанристы того времени, отходит от явного обличения и критики — он лишь констатирует то, что имеет место в реальной жизни, не приукрашивая ее при этом.

На 1870–80-е годы пришелся период расцвета в творчестве художника. Его «Бегство Григория Отрепьева» отметили большой золотой медалью, а за картину «Заклинание» мастер удостоился звания академика. Это время активного участия Мясоедова в передвижных выставках — не только в качестве художника, но и их идеолога.

«Здравствуй, мое одиночество…»

По воспоминаниям современников, Григорий Мясоедов был человеком незаурядным, остроумным, но в то же время слишком прямолинейным, его хлесткие высказывания часто обескураживали собеседников.

Он был рьяным сторонником реализма и категорически отвергал какие бы то ни было новые веяния в искусстве, в частности импрессионизм. Публика же принимала искания молодых художников с восторгом.

Григорий Мясоедов считал, что картинам в духе импрессионизма нет места на выставках передвижников. Столь категоричная позиция привела к расколу в объединении. Главным оппонентом Мясоедова стал Илья Репин, который потребовал роспуска совета правления передвижников по причине его излишнего ретроградства и неспособности отвечать потребностям объединения. В результате все члены правления демонстративно покинули совет, предоставив Мясоедову право возглавлять его в одиночестве.

В 1876 году, не выдержав такого удара, художник оставил Товарищество. С этого времени искусствоведы отмечают начало спада в его творчестве. Художник пишет пейзажи, пробует работать в графической технике, создавать театральные декорации и эскизы к спектаклям. Но фактически для него это время отверженности.

«Это парадоксально, а я так и говорю: мы вдвоем с моим одиночеством имеем комнату на Васильевском острове в деревянном домике, — высказывался Мясоедов. — Здравствуй, мое одиночество, пойдем со мной в гости, мое одиночество».

Григорий Мясоедов умер 31 декабря 1911 года в своем имении под Полтавой. В истории искусства художник навсегда останется одним из основоположников важнейшего явления в отечественной живописи — передвижничества.

Мясоедов Григорий Григорьевич [1835—1911]

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии в 1834 году. Учился в Орловской гимназии, но бросил её, серьёзно увлёкшись рисованием. Отец всячески поощрял его интерес к искусству.
В 1853 году Григорий поступил в Академию Художеств в Петербурге. В этот период у художника возникает конфликт с отцом, который полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный с натуры портрет отца помирил их.
В годы обучения в Академии художник сильно нуждается, часто, по его свидетельству, он вынужден был «разрисовывать пряники и золотить рога гипсовым баранам», чтобы немного заработать.
Художник сразу берёт бытовой жанр как основное направление своего творчества. Ранние картины Мясоедова посвящены деревне: «Урок пряжи» (1859), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), за которую живописец получил Малую золотую медаль.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был удостоен шестилетней командировки за границу.
В 1863 году он ездил по городам Европы, в Риме занимался в частной Академии.
В 1867 году он живет во Флоренции, где сближается с семьей опального А.И.Герцена, и с семьей художника Николая Ге. Тогда же он пишет картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».
В 1869 году Мясоедов вернулся в Россию. В Москве создаёт картину «Заклинание», за которую удостаивается звания академика.
Ещё за границей ему пришла идея организовать Товарищество художников. «Мы считаем совершенно необходимой полную независимость Товарищества от других поощряющих организаций», — писал он своему товарищу К. Лемоху.
В 1863 году, когда Мясоедов находился за границей, в Академии произошёл знаменитый «бунт четырнадцати». Группа соискателей на большую золотую медаль потребовала, чтобы Совет предоставил им возможность самим выбирать тему для работы, и когда Совет не удовлетворил их требование, демонстративно вышла из состава Академии, отказавшись таким образом от денежной премии и пенсионной поездки за границу. Во главе бунтарей стоял Крамской, возглавивший и созданную тут же «Первую художественную артель». В 1869 году Мясоедов предложил создать Товарищество. Предложение Мясоедова предполагало наладить широкий показ живописи. В то время картины мало выставлялись и видели их в основном только в узком академическом кругу. Поэтому придуманные членами Товарищества передвижные выставки имели большое социальное значение.
27 ноября 1871 года в Петербурге открылась первая передвижная выставка, показанная потом в Москве, Киеве и Харькове.Это было огромное событие в культурной жизни страны. С особенным энтузиазмом встречают художников в провинции.
На первую выставку Мясоедов даёт историческую картину, иллюстрирующую эпоху Петра «Дедушка русского флота».
В марте 1872 года открылась вторая передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает» (1872, ГТГ). Эта картина принесла художнику известность. Сам Мясоедов в письме Третьякову говорит, что хотел приблизиться «к реальному и повседневному». Третьяков, приобредший эту картину, попросил художника убрать кур на переднем плане, но Мясоедов был решительно против. «Думаю, что куры не мешают», — писал он.
Через год после «Земства» появляется картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». Она встречает восторженные отзывы в печати.
Ещё одно произведение, посвящённое деревенской жизни — «Засуха», или «Молебен на пашне о даровании дождя» (1877, Национальный музей, Варшава). Это большое полотно, насыщенное большим количеством персонажей.
К этому же циклу относится картина «Дорога во ржи» (1881).
Мясоедов изучает народные обычаи и легенды. Картина «Опахивание» посвящена древнему языческому обряду, защищающему скот от болезни. Крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.
Наиболее известная историческая картина того периода — «Самосожигатели» (1882-1884). Сюжет её связан с расколом, произошедшем в XVII веке в русской церкви.
В 1880-е годы Мясоедов создаёт новую серию произведений, куда входят такие работы как «Зреющие нивы» (1888), «Страда» (1887), «Сеятель» (1888).
«Страда» была представлена на XV передвижной выставке. Часть критиков посчитала картину лучшей во всём наследии художника.
Мясоедов в 1890-е годы переживал кризис. Он одинок, с семьёй по каким-то причинам он давно разошёлся. Товарищество, дело его жизни, пришло к упадку, художник осознаёт, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».
В 1911 году умер в своём имении Павленки под Полтавой, завещав похоронить себя без христианских обрядов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: