Художник константин егорович маковский: картины и биография - JEKATERINBURG.RU

Художник константин егорович маковский: картины и биография

Константин
Егорович Маковский

Русский художник Константин Маковский ( 8 (20) июня 1839, Москва — 17 (30) сентября 1915, Петроград ) – один из участников «Бунта 14», некоторое время сотрудничал с передвижниками. Писал также в рамках академизма, модерна, во многих работах заметны элементы барокко. Обучался в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, потом – в Академии художеств, которую не окончил. Его картины ценились очень дорого. Широко известен «боярскими» работами и портретами, в том числе детскими портретами.

Особенности творчества художника Константина Маковского: работы в «боярском стиле», изображающие богатую, красочную, идеалистическую жизнь прошлых веков. Идеализация присуща и его портретам, в особенности детским и даже картинам передвижнического периода, о чем подробнее можно прочесть в дальнейшей биографии художника.

Судьба художника Константина Маковского

Маковский был самым дорогим живописцем своего времени в России. А еще – баловнем фортуны и любимцем женщин. Кисть его легко скользила по холсту, и многие портреты к концу первого сеанса оказывались готовы. А чтобы заказчику не казалось, что он за какие-то пару часов расстается с серьезной суммой, Маковский нередко заявлял, что позирование окончено, но ему теперь придется тщательно поработать над портретом. После чего выпроваживал позировавшего, убирал готовый портрет в дальний угол, более не прикасался к нему, а через месяц отдавал заказчику, убежденному, что над его обликом художник денно и нощно трудился, не покладая рук.

Кажется, что биография Маковского представляет собой череду успехов. Детство – очень счастливое. Дом Егора и Любови Маковских был тем, что называют культурным центром. Позже Константин скажет: «Всем, что я умею, я обязан отцу» . Мама же считалась одной из самых красивых женщин Петербурга. Она обладала великолепным сопрано, выступала и преподавала в академии Рубинштейна. Отец, бухгалтер по профессии, по призванию был человеком искусства. Он славился своими миниатюрами на кости, а поскольку состоял в комиссии по строительству Храма Христа-Спасителя, то был хорошо знаком и с дворцовой живописью, и с иконописью. Отец художника стал одним из учредителей Натурного класса, на базе которого было создано Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там старший сын собрал полный комплект наград. Впрочем, правильнее говорить «отец художников». В семье было пятеро детей. Константин – старший. Владимир и Николай тоже стали художниками, увлеклась этой стезей и одна из двух дочерей, вторая стала певицей. Одним словом, идеальное детство художника – это о Константине Маковском.

Любимец фортуны

Путь в Академию художеств был естественным следующим шагом, и Маковский его сделал. Успешная учеба и очередные награды тоже вполне закономерны. А вот участие Константина Маковского в беспрецедентном выступлении учащихся против академических ограничений, получившем название «Бунт 14», выбивается из гладкой колеи его успешной судьбы. Не миновало Маковского и знаменитое Товарищеское общество передвижных выставок. Для него были написаны прекрасные «Дети, бегущие от грозы», «Селедочница» и другие картины, изображающие быт крестьян и рабочей бедноты. То есть призыв повернуться к народу он услышал. И до чего же хорош народ в его изображении! «Во-первых, это красиво»…

Но вот ведь какое дело: идеи коммуны и общего дела (а также бюджета) совершенно не казались привлекательными Константину Маковскому, у которого его собственное дело шло отлично. Да и народнические мотивы явно не были его любимой темой. Он начал выставляться отдельно, все чаще писал портреты светских особ, за которые они готовы были очень щедро платить. Путешествие на Восток окончательно прояснило для Маковского сферу его интересов. Писать народ – да, сирых и убогих – нет. Дело это достойное, но за за этим к кому-то другому. И в самом деле, «Селедочницу» легко представить в нарядном платье в аристократическом салоне. Кстати, за нее он получил звание академика.

Павел Третьяков, чье благосклонное внимание тогда чрезвычайно ценилось, крайне редко приобретал картины Константина Маковского, считая цены на них завышенными. Курьезный случай: когда Пороховщиков заказал картину «Славянские композиторы», Константин Маковский согласился ее исполнить за 25 тысяч рублей, а Илья Репин в итоге написал за 1,5 тысячи…

За границей весьма прохладно относились к народническим мотивам русской живописи, а вот Русь Маковского – нарядная, богатая, боярская, идиллическая, в кокошниках да богатых парчовых нарядах — очень ценилась. Маковского покупали нарасхват в Европе и Америке. Он был особо приближенным художником Александра II (тот называл Маковского «мой живописец» ). Его работы сравнивали с портретами Ренуара (Константин — Огюст, и еще пара для сравнения — 1, 2). Его самого называли то русским Рубенсом, то русским Макартом, провозглашали предвестником русского импрессионизма.

Он очень любил жизнь и пользовался всеми ее благами. В его доме царила роскошь, которая и не снилась русским художникам. Маковский увлекся коллекционированием антиквариата. Специалисты говорят, что далеко не всегда при этом он демонстрировал вкус, чаще у него просто загорались глаза, и он мог спустить огромные деньги, чтобы «купить всё». Впрочем, упреки во всеядности он заслужил и как художник. Брался за любые сюжеты, которые готовы были щедро оплатить, и, что удивительно, вкладывался в них с полной отдачей – блеск, легкость, сияние его кисти заметны во всех работах, к которым он приложил руку. Ну и, конечно, легко достигающие успеха, обласканные и богатые не были любимцами русской публики – не тот менталитет, не та эпоха. Так что блеск его жизни не давал покоя современникам, упрекавшим Маковского в поверхности и идеализации. Впрочем, признаемся, зачастую эти упреки справедливы.

«Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей. » , – писал Константин Маковский о себе. Правда, в конце жизни, по воспоминаниям некоторых современников, Маковский разочаровался в радостях этого мира, отсыпанных ему щедрой рукой. Как будто всё утратило смысл и стало подобно бракованным елочным игрушкам, которые «не радуют»: и богатство, и вдохновение, и дети, и деньги, и любившие его прекрасные женщины. Кстати, о женщинах.

Любимые женщины Константина Маковского

За плечами три брака, и все счастливые – это о нем. По поводу третьего мнения расходятся, но начнем с первого.

В 27 лет Константин Маковский женился на артистке театра Елене Бурковой. Помимо взаимной любви их объединяли общие интересы. Елена тоже хорошо рисовала и обожала музыку. В их доме часто бывали музыканты, особенно молодая пара благоволила участникам «Могучей кучки». Счастье оказалось недолгим: вскоре родился и почти сразу же умер сын, еще через пару лет туберкулез отнял и жену. Утешение художник обрел быстро: уже в следующем, 1874 году он встретил свою главную музу – юную Юлию Леткову. Едва дождавшись, когда ей стукнет 16, 36-летний Константин Маковский женился на красавице Юлии. С нее написаны самые известные портреты Маковского (1, 2). Юлия в течение полутора десятка лет была его главной вдохновительницей и моделью. Первая их дочь умерла от скарлатины. Позже молодая жена родила художнику еще двух сыновей и дочь: Сергей Маковский – в будущем известный искусствовед, редактор и издатель альманаха «Аполлон», Елена – художница, младшим был Владимир (крестник великого князя Алексея Александровича). Дети фигурируют на многих портретах Маковского.

Идиллию нарушила Всемирная выставка 1889 года в Париже. Там Константин Маковский познакомился с красивой 20-летней девушкой. Через два года Мария Матавтина родила сына. Художник вынужден был признаться во всем жене, и Юлия подала на развод. До официального развода Мария родила еще двоих детей, а в 1900-м году, уже в официальном браке – четвертого. Дальше сведения биографов расходятся. К примеру, сын художника и его второй жены, Сергей, равно как и близкий друг семьи артистка Ольга Пыжова вспоминают, что Маковский очень опустился в третьем браке, был несчастен, жаловался на то, что супруга его изводит и дурно воспитывает детей. В других источниках читаем, что это как раз Юлия проявила себя слишком меркантильной, и якобы из-за нее он даже не хотел возвращаться из Парижа в Россию. Пожалуй, до истины не докопаться. Точно известно лишь то, что Маковскому было 76 лет, когда экипаж, в котором он ехал, врезался в трамвай. Художника выбросило на мостовую, и от полученных травм он скончался. Так в 1915 году закончилась жизнь баловня судьбы, любимца женщин, очень дорого художника Константина Маковского. Всё его имущество было завещано третьей жене, которая вскоре объявила аукцион, и распродала собранную им в течение всей жизни коллекцию русской старины. Мария приобрела поместье, в котором планировала устроить фамильный склеп и перевезти прах мужа. Но в игру вступили другие силы, грянула революция, и этим планам было не суждено осуществиться.

Биография художника Константина Маковского

Константин Маковский – талантливый русский живописец XIX – ХХ века, в творчестве которого есть работы с элементами разных направлений: академизма, барокко, модерна. Блестяще учился, некоторое время работал с передвижниками, писал легко и плодотворно. Широкую известность получил благодаря работам в «боярском» стиле и жанровым портретам, главная особенность которых идеализация жизни.

Счастливое детство

Родился 2 июля 1839 года в Москве. Константин был старшим из сыновей (первой была дочь). Всего в интеллигентной, творчески разносторонней, счастливой семье воспитывалось пять детей. Отец, Егор Иванович, по профессии был бухгалтером, но по призванию однозначно художником: с увлечением изучал дворцовую живопись, своими руками создавал чудесные миниатюры из кости, с удовольствием выполнял административную и организационную работу в той же сфере. Так, он был членом комиссии по возведению Храма Христа-Спасителя, одним из учредителей этюдного (натурного) класса, расположившегося в центре Москвы и положившего начало городскому Училищу живописи и ваяния. Мать, Любовь Корнилиевна, умница и красавица, была душой семьи и любимицей общества: обладая дивным сопрано, она успешно выступала и давала уроки.

Читайте также  Мадонна с четками, бартоломе эстебан мурильо - описание картины

Дети в семье с рождения попадали в атмосферу красоты и искусства. К этому располагали частые литературные, художественные и музыкальные вечера в квартире с видом на Кремль, гости, именитые композиторы, писатели и живописцы, но, в первую очередь, талантливые и любящие родители. Благодатная атмосфера способствовала творческому развитию всех детей: младшие братья Константина Николай и Владимир, а также старшая сестра Александра выбрали художественную стезю, младшая Мария стала певицей. Сам Константин много позднее подчёркивал исключительную роль отца в становлении себя как художника.

Художественное образование в Москве

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи и ваяния, что далось ему очень легко, как и последующая учёба. Преподаватели, когда-то получившие знания от Карла Брюллова художники Скотти, Зарянко, Мокрицкий, были довольны даровитым учеником, который выигрывал все конкурсы. Здесь, в юные годы, сформировалось стремление Маковского-художника к декоративности, романтизму и красочно-нарядным эффектам в работах.

В Санкт-Петербурге. Поиски себя

В 1858 году – следующая ступень – Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге. Всё идёт как по накатанной: Маковский на хорошем счету, с 1860 года участвует в выставках и становится одним из лучших студентов. Но получить диплом было не суждено. Примкнув к группе выпускников, громко и демонстративно воспротивившихся экзаменационному заданию (не понравилась тема мифологии Скандинавии), бросил академию. Бунт по количеству участников получил название «Бунт четырнадцати». Вообще это событие, не характерное для Маковского, можно списать на молодость. Дальше – больше: по примеру товарищей Константин пробует влиться в артель художников, новое профессиональное объединение под началом Ивана Крамского. Но жить в коммуне и, что важно, делить гонорары Маковскому совсем не понравилось, он вполне самостоятелен и успешен. В 1870 году присоединяется к передвижникам, пишет картины на житейские темы, выставляется. Но народнические и бытовые мотивы и вообще социальная живопись не очень привлекают художника.

Собственный выбор

Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.

Признание

Народнические мотивы произведений русских художников прохладно принимались за границей. У Маковского в основном Русь иная: в богатых кокошниках и парчовых нарядах. Идиллические картины в Европе и Америке раскупались нарасхват. Император Александр II приблизил художника ко двору и называл его «мой живописец». Сравнение работ с портретами Ренуара, а его самого с Рубенсом и Макартом чрезвычайно льстили честолюбивому художнику.

Образ жизни

Константин Егорович Маковский жизнь любил. Он окружил себя роскошью, о которой русские художники и не мечтали. При этом характерно, что не всегда проявлял вкус, приобретая антиквариат, которым увлекался. Бывало, легко загорался при виде красивых вещей и мог в азарте спустить кучу денег, в погоне за которыми затем брался за любые заказы, лишь бы они щедро оплачивались. Также характерно, что к работе художник относился очень ответственно, не допускал никакой халтуры – все картины мастера написаны с полной отдачей. Лёгкость, сияние, живой блеск и красноречие деталей во всех произведениях Маковского. Но всё же современники находили, за что его упрекать, работы часто критиковались, назывались поверхностными и слишком идеализированными – лёгкость достижения успеха, громадное богатство и царственная роскошь жизни художника были костью в горле у русской публики.

Личная жизнь. Первый брак

Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.

Второй семейный союз

Встреча на балу с молоденькой красавицей Юлией Летковой в следующем, 1874 году утешит художника. Он, страстный и настойчивый мужчина, добился согласия и едва смог дождаться её 16-летия, чтобы жениться (ему было 36). Константин Егорович обожал свою Музу, написал уйму её портретов, обязательно вставлял личико супруги и в многолюдные полотна. Первая дочь Маковских умерла, заболев скарлатиной. Ей не было и года. Оправившись от горя, Юлия Павловна родила сына Сергея, позже дочь Елену и сына Владимира. Идиллическая обстановка в семье, щебетанье детей, бесконечные разговоры об искусстве были отрадой «Блистательного Константина» (так его называли в обществе), счастливого баловня судьбы. Но гром в образе новой влюблённости прогремел внезапно.

Третья любовь. Последние годы жизни

На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.

Художник-виртуоз

Самому дорогому в России художнику своего времени Константину Маковскому удивительно легко давалась работа: кисть, казалось, сама порхает над полотном, оставляя мазки в единственно нужных местах. Часто портреты были готовы через два часа позирования заказчика, и Маковскому приходилось хитрить, отдавая работу через месяц. Заказчик был доволен, что мастер усердно потрудился, и баснословная цена за работу не так пугала. При таком редком даровании стоит ли удивляться обширной галерее художника?

В конце жизни Маковский признавался и сожалел, что слишком много в жизни обращал внимания на роскошь, и, если бы не излишнее пристрастие к комфорту и богатству, картин могло бы быть гораздо больше.

Наиболее известные произведения К.Е. Маковского:

  • «Убийство Фёдора Годунова в 1605 году» (1862);
  • «Дети, бегущие от грозы» (1872);
  • «Дети художника» (1882);
  • «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883);
  • «Под венец» (1884);
  • «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1886);
  • «Минин на площади Нижнего Новгорода» (1896);
  • «Иван Сусанин» (1914);
  • «Гадание» (1915) и другие.

«Любуйся и запоминай!» — твердил отец Константину Маковскому с детских лет, говоря об окружающем его мире. Обращаясь к сегодняшнему зрителю, хочется сказать то же самое, добавив «и изучай», ведь полотна Маковского – отражение ушедшей эпохи и воссоздание жизни предков, простых людей и царственных особ, мифических и реальных – история, одним словом.

Константин Маковский – картины и биография художника

Константин Маковский – известный русский художник, написавший множество картин боярской Руси XVII века. Обстановка боярских хором, одежда героев картин, да и сами бояре и боярышни воспроизведены настолько достоверно, что по картинам художника можно изучать отдельные главы истории Руси.

Точность в написании отдельных деталей и мотивов узоров, сотканных руками русских вышивальщиц, или четких орнаментов на резных кубках и чашах удивляет и восхищает зрителей прошедшего и настоящего времени.

Роскошные одежды, расшитые жемчугом, удивительной красоты головные уборы, того времени, красавицы-боярышни, украшенные драгоценными ожерельями, бояре в парчовых кафтанах – во всем чувствуется, с какой любовью к русской национальной красоте и культуре, к богатому наследию наших предков, писались эти картины. Долго можно стоять возле каждой из них – любоваться русским узорочьем и ощущать в себе гордость и в то же время печаль, печаль о том, что многое утеряно, не сохранилось и не сохраняется сегодня. Поэтому такие картины, в которых остались уникальные свидетельства культуры Русской земли, для нас особенно ценны.

Читайте также  Рыбаки в море, уильям тернер - описание картины

Биография художника Константина Маковского

Константин Егорович Маковский (1839 – 1915гг.) родился в семье, где была атмосфера поклонения искусству. В их доме бывали многие известные деятели культуры и искусства. Отец художника, Егор Иванович Маковский, был одним из крупнейших коллекционеров Москвы второй четверти XIX века. Его увлечением были произведения изобразительного искусства, в основном старинная гравюра.

А Константин Егорович, унаследовав увлечённость отца, собирал все шедевры русского старинного мастерства, но это была «красивая старина». Что-то он умело пристраивал в жилых комнатах и мастерских, а потом использовал в своих картинах, а что-то просто выставлял в свой старинный большой шкаф из чёрного дерева, чтобы потом любоваться и восхищаться красотой и умением русских мастеров.

На карнизе камина стояла старинная домашняя утварь: серебряные ковши, кубки, рукомойники, опахала – предметы боярских времён. Старинные боярские парчовые костюмы, разноцветные сарафаны, унизанные жемчугом поручи, кокошники, расшитые жемчужными кружевами – все это можно увидеть на картинах художника. А кроме вещей, с любовью собранных Константином Егоровичем, в его картинах принимали участие и люди, собиравшиеся вокруг него. Иногда разыгрывали сцены из боярского быта, которые затем переносились на холст. И это вызывало, несомненно, горячий интерес зрителей, ведь они через картины Маковского приобщались к познанию истории Руси и культуре предков.

Дочь художника в своих воспоминаниях рассказывала, как «… ставились роскошные «живые картины» из боярского быта…». Приглашённых на эти вечера иногда было до 150-ти человек, среди которых были и представители старинных родов, потомки тех, кого изображал художник. Они «…ловко и красиво облачались в парчовые и бархатные одежды…» с тем, чтобы воспроизвести в них сцену, задуманную художником. Так появились картины – «Свадебный пир», «Выбор невесты» и многие другие картины.

Картины Константина Маковского

На полотнах К.Е. Маковского в ярких роскошных костюмах из собственной коллекции созданы образы прекрасных женщин, современниц художника. Смотришь на картину и ощущаешь, будто светится русское узорочье, поблёскивает шёлком и серебром расшитый сарафан русской красавицы. А если обратить внимание, то увидим, что на каждой картине на девушках боярышнях совершенно разные головные уборы. Действительно, у художника коллекция кокошников и головных уборов была наиболее богатым и ценным приобретением.

Коллекционированием предметов русской старины К.Е. Маковский продолжал заниматься всю жизнь. Собирая шедевры русских мастеров, художник приобщался к истории России и, любуясь ими, воодушевлялся новыми идеями. Теперь же его полотна вызывают и в нас не только восхищение богатейшим наследием наших предков, но и стремление узнать более и более о своей родине.

О том, как К.Е Маковский использовал свою коллекцию в работе, рассказывала писательница Е.И. Фортунато, которой посчастливилось быть у него в качестве модели.

К.Е Маковский был не только художником. Общаясь с крупными учеными-историками, он стал сам большим специалистом в области русской старины. К.Е. Маковский стремился сберечь художественное достояние России. Поэтому неслучайно в 1915 он стал членом Общества возрождения художественной Руси, основной задачей которого было сохранение, изучение и пропаганда русской старины.

Горько и печально, что коллекция, собиравшаяся в течение полувека, занимавшая столь важное место в жизни художника, ставшая отражением целой эпохи в русской культуре, всего через полгода после его смерти будет пущена с торгов. В сентябре 1915 года К.Е Маковский был сбит уличной пролёткой на одной из улиц Петрограда. Получив тяжёлую травму головы, художник скончался через два дня. Внезапная смерть разрушила все задуманные планы…

На аукционе было перечислено более 1000 предметов, некоторые из них достались столичным музеям: Русскому музею, Эрмитажу, Музею Училища технического рисования барона Штиглица, московским музеям. Многие предметы были скуплены представителями московских антикварных фирм. Подлинные костюмы, серебряные кубки, ковши, бокалы перешли в руки видных московских коллекционеров.

Но не все восхищались картинами К.Маковского и его манерой работать.

В начале своего творческого пути К. Маковский разделял взгляды художников-передвижников, он писал крестьянских детей («Дети, бегущие от грозы», «Свидание»), но уже в 1880-е годы художник бесповоротно отошёл от них и стал устраивать персональные выставки.

В 1883 году он создал картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии», за ней последовали «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895,). Картины пользовались успехом, как в России, так и на международных выставках. За некоторые из них на Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский был удостоен золотой медали.

На его картины цены были всегда высокими. П.М. Третьяков иногда не мог приобрести их. А вот иностранные коллекционеры охотно покупали полотна «боярского» цикла, поэтому большинство работ художника ушло из России.

Благодаря такому успеху К.Е.Маковский стал одним из самых богатых людей. В течение всей жизни его окружала роскошь, какая не снилась ни одному русскому художнику. Маковский с одинаковым блеском выполнял любой заказ на любую тему. Именно последнее вызывало у многих непонимание, и даже осуждение. Одни, видимо, завидовали успеху, другие считали, что в картинах должен присутствовать народ со своей повседневной жизнью. Но такие картины раскупались не столь охотно, и многие считали, что Маковский писал на те темы, которые были востребованы, то есть ради собственного обогащения.

Однако он всегда жил, как ему хотелось и писал то, что хотел. Его видение прекрасного просто совпали с требованиями и запросами тех людей, которые готовы были платить за его картины большие деньги. Его лёгкий успех стал основной причиной отрицательного отношения к нему и его творчеству художников-передвижников. Его обвиняли в том, что он ради материальных благ использовал искусство и свой талант.

К.Е. Маковский начинал свой художественный путь вместе с художниками- передвижниками, выставляя картины на тему жизни народа. Однако со временем его интересы стали иными, и с 1880-х он стал успешным салонным портретистом. О том, что это произошло ради материальных благ, нельзя поверить. Ведь об этом говорят его многочисленные коллекции и многогранный талант. Но нельзя отрицать, что Маковский не искал признания за рубежом. К тому же европейцы интересовались русской историей, поэтому его работы быстро продавались.

В личной жизни Маковский также был счастлив. Его приятная внешность, общительность, всегда открытый и улыбчивый взгляд ясных глаз делали Константина Егоровича всегда желанным гостем. Он был трижды женат. Его первая жена Леночка Буркова, актриса Александринского театра, прожила с ним недолгую жизнь. Обаятельная и нежная девушка внесла в его жизнь много радости и тепла. Но из земной жизни ее рано унесла болезнь.

Беззаботный и жадный к утехам жизни Константин Егорович быстро утешился, увидев на балу необыкновенной красоты девушку – Юленьку Леткову. Девушке шел всего лишь шестнадцатый год, а обворожительному живописцу – тридцать шестой. Вскоре состоялась свадьба. Прожив двадцать лет счастливой семейной жизни, Константин Егорович написал множество картин, в большинстве из которых встречается милый образ его молодой жены. На протяжении долгих лет Юлия Павловна Маковская была его музой и моделью для портретов.

В 1889 году Константин Маковский отправился на Всемирную выставку в Париж, где экспонировал несколько своих картин. Там он увлекся молодой Марией Алексеевной Матавтиной (1869-1919). В 1891 году родился внебрачный сын Константин. Пришлось признаться во всем жене. Юлия Павловна не простила измены. Через несколько лет был оформлен развод. А Константин Егорович продолжал счастливую семейную жизнь с третьей женой, которую также использовал в качестве модели. Своих детей и от второго, и от третьего брака, он также часто изображал на своих полотнах.

Константин Маковский — художник, влюбленный в российскую историю

Константин Егорович Маковский (Konstantin Yegorovich Makovsky; родился 2 июля 1839 г. — умер 17 сентября 1915 г.) был одним из наиболее востребованных российских живописцев, популярность которого пришлась на конец XIX века. Маковский — мастер портрета и жанровых сцен, который входил в «Товарищество передвижников». Журналисты и искусствоведы восхищались его работами. Картины Константина Маковского с удовольствием приобретали в свои коллекции не только петербургские аристократы, но и царская семья.

Биография Константина Маковского

Константин Маковский появился на свет 2 июля 1839 г. Родители принадлежали к творческой московской элите. Мама профессионально занималась музыкой, обучала вокалу в консерватории. Отцом был Егор Маковский, — известный знаток искусства и культуры, страстный коллекционер.

Константин Маковский с большим трепетом говорил о своем отце, ценил его мнение. Как-то сказал в одном из интервью, что известным художником стал только благодаря батюшке. Все дети с раннего детства обучались рисованию. Дом Маковских всегда был открыт для известных художников XIX века: Василия Тропинина, Карла Брюллова.

В возрасте 12 лет Костя успешно сдает экзамены в Московское училище живописи.

В 1858 г. состоялся переезд в столицу Российской империи. Молодой человек принимает решение продолжить образование в Академии художеств. Сразу же начинает активно участвовать в студенческих вернисажах. В то время его увлекали исторические сюжеты.

В 1863 г. примкнул к группе студентов, которые протестовали против новых правил (руководство решило изменить правила защиты диплома). В результате 14 молодых людей, включая Константина Маковского, в знак протеста прервали обучение. В последствии студенческая акция станет известна под громким названием «Бунт четырнадцати».

Читайте также  Творчество художника паоло веронезе, картины и биография

В том же 1863 г. молодого талантливого живописца принимают в «Артель художников». Духовным лидером творческой компании становится Иван Крамской. Маковский в это время специализируется на написании жанровых картин. Герои его работ — петербуржцы. Среди них маленькие беспризорники, мастеровые, купчихи, торговки. В произведениях чувствовалось влияние Василия Тропинина: выбор натурщиков с идеальными пропорциями лица, преобладание темных тонов.

В 1870 живописец вступает в «Товарищество передвижных художественных выставок». Принимает участие в разработке устава, презентует свои картины в салонах вместе с друзьями-передвижниками.

Много странствует по Европе и Африке, особое влияние на его творчество оказало посещение Египта. Он пишет такие произведения как «Дервиши в Каире», «Перенесение священного ковра».

В 1879 на 7-й выставке работ художников-передвижников представляет новую работу по мотивам народных сказаний. Она войдет в историю искусства под названием «Русалки». На шедевр обращает внимание российский император Александр Второй, приобретает картину для коллекции в Эрмитаже.

Маковский получает заказы на написание портретов членов царской семьи. У него появляется неофициальный статус придворного живописца. Иметь портрет кисти Константина Маковского в среде аристократов стало считаться хорошим тоном.

В 1880-х годах художник часто организует персональные выставки. У Маковского возникает интерес к истории России, поэтому многие картины стилизуются под старину. Сюжеты для своих произведений ищет в прошлом, особо его привлекают события, произошедшие в XV—XVII веках.

В 1901 году состоялось открытие второй выставки Петербургского общества художников. На ней Константин Маковский представляет публике свою работу, которая впоследствии принесет известность, — «Минин на Нижегородской площади».

Умер Константин Маковский 30 сентября 1915 года в Санкт-Петербурге, погребен на территории Александро-Невской лавры.

Самые известные картины Константина Маковского

Картины Константина Маковского с удовольствием приобретают коллекционеры. В перечень самых популярных произведений невозможно вместить все творческое наследие мастера. Предлагаем познакомиться с несколькими его работами:

  • «Маленькие шарманщики» (1868). Пример жанровой сцены. Картина рассказывает о тяжелой жизни детей в царской России. Один из первых холстов, принесших мастеру славу.
  • «Народное гуляние во время Масленицы» (1869). За это произведение живописец получил профессорское звание.
  • «Египетский воин» (1871). Один из романтических портретов, написанный во время путешествия по Африке.
  • Портрет Александра Второго (1881). Холст, созданный на заказ для царской семьи. Император запечатлен в офицерском мундире. Рядом с ним — любимая собака.
  • «Боярыня у окна» (1885). Произведение на обожаемую живописцем историческую тему.
  • «Минин на Нижегородской площади» (1896). Монументальная картина на патриотическую тематику.
  • «Красавица, готовящаяся к купанию» (1900 –е). Одна из немногих работ Маковского в стиле ню.
  • Портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1900-е). Признанную красавицу-аристократку художник изобразил одетой в старинный русский костюм.

На торговом сайте искусства Very Important Lot любители живописи могут недорого купить картины современных художников, принять участие в аукционах.

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Маковский Константин Егорович (Makovsky Konstantin Yegorovich) – русский художник, портретист, выдающийся мастер исторической и жанровой живописи. Родился в Москве 8 июня 1839 года в семье финансиста и известного в московском обществе любителя искусства, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича Маковского. В возрасте 12 лет под влиянием отца поступил в ученики Московского училища живописи. Наставниками юного художника были известные живописцы – Михаил Скотти, Сергей Зарянко и Василий Тропинин. В 1857 году Константин Маковский, как один из лучших молодых художников МУЖВЗ, в знак поощрения получил малую серебряную медаль от Академии художеств.

Под венец, 1884, Серпуховский художественно-исторический музей

Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова, 1862, Третьяковская галерея

Граф Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, 1863, Иркутский художественный музей

Дама в черном 1864, Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В 1862 году был награжден малой золотой медалью за картину «Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова». По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали. Но он вместе с тринадцатью своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, не стал выполнять дипломную работу на тему скандинавской мифологии и выпустился из академии с званием художника второй степени. В 1863 году Константин Маковский, наряду с Иваном Крамским, принял участие в учреждении петербургской артели свободных художников.

Боярыня у окна, 1885, Омский художественный музей

Селедочница, 1867, Государственный Русский музей

В 1867 году за картины «Бедные дети» и «Селедочница», а также за три портрета (генерала Кауфмана, генерала Рокасовского и госпожи Ворониной) был признан академиком. А в следующем году, за колоссальную и сложную картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», Константин Маковский был возведен в звание профессора. В 1876 году художник совершил поездку по странам Балканского полуострова и в Египет.

Маленькие шарманщики возле забора зимой, 1868 год, частное собрание

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869, Русский музей

Крестьянский обед в поле, 1871 год, Таганрогская картинная галерея

Многочисленные произведения Константина Маковского – портреты и картины историческо-бытового и чисто жанрового содержания – составили ему репутацию одного из талантливейших представителей русской живописи во второй половине XIX века. Произведения художника экспонировались сначала на годичных академических салонах, затем (с 1874 по 1883 годы) на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, впоследствии же Константин Маковский стал устраивать свои персональные выставки. Кроме того, некоторые его картины были выставлены в Париже и Северной Америке. Известность художника распространилась далеко за пределы России.

Похороны ребёнка в деревне 1872, ГТГ

Дети, бегущие от грозы 1872, ГТГ

Болгарские мученицы, 1877, Музей Республики Беларусь, Минск

В последней четверти XIX столетия Маковский все чаще стал обращаться к событиям и персонажам русской истории XVII века. В 1880-е годы Маковский серьезно увлекся так называемым «боярским жанром», в котором наиболее ярко проявились и достоинства, и недостатки живописи художника. Первым крупным полотном на эту тему стала картина «Боярский свадебный пир в XVII веке». Затем последовали картины – «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Поцелуйный обряд», «Смерть Димитрия Самозванца» и другие. В его картинах повторялись персонажи, интерьеры, костюмы и аксессуары из огромной коллекции художника. Для основных женских образов позировала супруга художника Юлия Павловна Маковская.

Графиня Зубова Вера Сергеевна, 1877, Русский музей

Графиня Шереметева Екатерина Павловна, 1877, Московский музей-усадьба Останкино

Русалки, 1879, Русский музей

Предполагая большой успех картины «Боярский свадебный пир», Маковский, регулярно принимавший участие в выставках передвижников, в 1883 году отказался экспонировать картину на очередной выставке, а в 1884 году вышел из объединения Товарищества передвижников. Он организовал персональную выставку в Петербурге, а в 1884 экспонировал полотно «Боярский свадебный пир в XVII веке» в Москве, Париже и Лондоне. На Всемирной выставке 1885 года в Антверпене за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.

Жена художника Маковская Юлия Павловна, 1881, Русский музей

Семейный портрет, 1882, Русский музей

Боярский свадебный пир в XVII веке, 1883, Музей Хиллвуд, Вашингтон

Все работы Константина Егоровича Маковского отличают эффектность композиции и освещения, выразительный рисунок, сильный, но иногда несколько излишне цветистый колорит, а также мастерство кисти, особенно при обрисовке костюмов и прочих аксессуаров. К числу наиболее удачных работ художника относят: «Похороны в деревне» (1872), «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876), «Болгарские мученицы» (1877), «Русалки» (1879), «Под венец» (1884), «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Иоанна Грозного» (1888). Наиболее интересными портретными работами Маковского считают портреты: композитора Александра Сергевича Даргомыжского; генерал-адъютанта Александра Егоровича Тимашева; графа, генерал-губернатора Восточной Сибири, Николая Николаевича Муравьева-Амурского; графа, генерала от кавалерии, Сергея Григорьевича Строганова; известного оперного певца Осипа Афанасьевича Петрова; супруги художника с детьми и некоторых других знаменитых людей.

Купчиха Расторгуева, 1885 год, Ярославский художественный музей

Графиня Строганова Софья Илларионовна, 1864, ГТГ

На протяжении жизни Маковский неоднократно был участником Всемирных выставок – в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878, 1889, орден Почетного легиона и золотая медаль), Антверпене (1885), Чикаго (1893), Риме (1911). Сложное творческое наследие художника оригинально обобщило полувековой опыт исканий русской живописи второй половины XIX столетия. Будучи современником Репина, Сурикова, Васнецова, Маковский являлся художником иного творческого склада, но не в меньшей степени успешно воплощал художественные пристрастия и тенденции искусства своего времени. Маковский Константин Егорович скончался в результате несчастного случая (транспортная авария) 17 сентября 1915 года.

Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем, 1886, Музей искусств Понсе, Пуэрто Рико

Счастливая Аркадия, 1889-1890, частное собрание

Императрица Мария Федоровна, жена Александра III, 1890-е, Иркутский художественный музей

Княгиня Волконская Мария Михайловна, 1905, Государственный музей искусств Грузии

Читайте Также:
Как освятить еду

Понравилась статья? поделитесь на своей странице в соцсетях, чтобы не потерять.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: