Художник клод лоррен, творчество, картины, биография - JEKATERINBURG.RU

Художник клод лоррен, творчество, картины, биография

Клод Лоррен: биография, творчество, лучшие картины французского художника-пейзажиста

Клод Лоррен (Claude Lorrain; родился 1600 г. — умер 23 ноября 1682 г.) был выдающимся французским пейзажистом XVII века, ярким представителем искусства классицизма. Творчество Клода Лоррена связано с историческими и мифологическими мотивами, затрагивает библейские сюжеты, но все они растворяются в элегическом настроении, которым пронизана природа. Картины живописца изображают человеческие фигуры, имеющие характер стаффажа: оживляют пейзажи, играя в них второстепенную роль.

Клод Лоррен создал тип идиллического пейзажа. Его произведения имеют три плана, каждый из которых отличается своей палитрой. Действие словно разворачивается на сцене, что соответствует духу классицизма.

Биография Клода Лоррена

Клод Лоррен, истинная фамилия которого была Желе или Желле (Gelee, Gellee), — выходец из семьи крестьян, уроженец Лотарингии, одной из провинций Франции. Появившись на свет в 1600 г., мальчик рано остался сиротой. Его первым наставником в обучении рисованию стал старший брат Жан, который зарабатывал на жизнь резьбой по дереву. В тринадцатилетнем возрасте Клод вместе с родственниками отправился в Рим, где работал слугой у известного пейзажиста Агостино Тасси (Agostino Tassi), одновременно усваивая некоторые технические приемы мастера. Затем в период 1617-1621 гг. он жил в Неаполе, уже будучи учеником немецкого живописца Готфрида Вельса (Gottfried Wels). Тот обучал своего подопечного навыкам перспективы и архитектуры. Именно здесь Клода Лоррена увлекло изображение морских и прибрежных картин природы. Впоследствии такие пейзажи стали важной частью его творчества.

В 1625 г. художник вернулся в родную Лотарингию, где под заказ создавал пейзажные фрески, украшая соборы и особняки влиятельных горожан. Однако уже год спустя Клод Лоррен снова приехал в Рим, здесь он остался до конца жизни. Мастера все больше влекла станковая живопись. Его первая работа «Пейзаж со стадом и крестьянином», сохранившаяся до наших дней, датируется 1629 годом.

С 1630 г. живописец начал вести каталог собственных работ, за 50 лет он задокументировал около 200 произведений. Так Лоррен стремился защитить их от подделок, ведь уже с начала 1630-х гг. его творческую манеру пытались имитировать.

В 1633 г. Клода Лоррена приняли в Академию святого Луки, позже, в 1643 г., — в «Союз виртуозов». Он был членом «Клуба перелетных птиц» — так называлось содружество приезжих художников в столице Италии. В доме пейзажиста часто гостили многие живописцы, особенно он сблизился с Никола Пуссеном (Nicolas Poussin), Питером ван Ларом (Pieter van Laer), вместе они создавали этюды за городом.

Клод Лоррен тщательно изучал законы живописных пропорций природы, преклонялся перед ее величием, писал пейзажи с различными сочетаниями деревьев, воды, архитектурных построек. Он мог целый день наблюдать за небом, чтобы понять, как лучше всего изобразить восход солнца или закат. Людей же мастер рисовал без особого вдохновения, часто за него это делали друзья либо ученики.

Заказчиками и покупателями Лоррена были аристократы, многие известные персоны: монарх Испании Филипп IV (Felipe IV), Папа Урбан VIII (Urbanus PP. VIII), кардинал Гвидо Бентивоглио (Guido Bentivoglio d’Aragona), посол Франции в Ватикане. Мастер не нуждался в деньгах, снимал особняк в центральной части Рима.

Художник не был женат, однако имел внебрачную дочь Агнесс. Она стала единственной наследницей Клода Лоррена после его смерти 23 ноября 1682 г.

Самые известные картины Клода Лоррена

Картины Клода Лоррена — истинные шедевры пейзажного жанра эпохи Классицизма. Среди наиболее выдающихся работ стоит выделить следующие:

  • «Прибытие Клеопатры в Тарс» (1642) — солнце на холсте напоминает золото, недаром собратья по цеху дали Лоррену прозвище «огнепоклонник». Небо поражает многообразием оттенков.
  • «Пейзаж с жертвоприношением Аполлону» (1662) — в картине горизонтали и вертикали гармонируют друг с другом, а чередующийся свет и тени увлекают зрителя вглубь композиции.
  • «Утро» (1666) — от произведения веет свежестью, в серебристо-голубом свете растворяются очертания большого дерева. Античные руины на заднем плане вносят некий оттенок грусти в поэтичный рассвет.
  • «Похищение Европы» (1667) — мифологический сюжет, связанный с дочерью финикийского царя в произведении выступает лишь отправной точкой. Главные действующие лица здесь море, величественные горы, чистое голубое небо и раскидистые деревья.

В своем творчестве Клод Лоррен всегда был верен пейзажному жанру, а картины мастера надолго остались образцом для подражания.

На портале Very Important Lot ценители прекрасного могут поучаствовать в аукционах и стать обладателями шедевров антиквариата. Сайт позволяет недорого купить картины и у талантливых современных художников.

Клод Лоррен

Биография

К счастью, чтобы вблизи увидеть шедевры кисти великого французского художника Клода Лоррена, жителям РФ необязательно отправляться за границу — немало работ хранится и в культурных учреждениях, расположенных на российской земле. Например, петербургский Эрмитаж владеет его «Утром», «Полднем», «Вечером» и «Ночью», а московский Музей имени Александра Сергеевича Пушкина, основанный отцом Марины Цветаевой, рад познакомить посетителей с «Пейзажем с Аполлоном и Марсием».

Детство и юность

Клода Лоррена, чья настоящая фамилия — Желле, или Желе, постигла та же участь, что и множество художников, живших несколько веков назад. А именно — до наших времен не сохранилась подлинная дата его рождения, знатоки изобразительных искусств называют 1600-й, 1602-й, 1604-й с 1605-м. Зато точно известно место появления на свет — в деревушке, расположенной в герцогстве Лотарингия, крестьянка Анна подарила мужу Жану третьего из пятерых сыновей.

Claude Lorrain .. 1600 — 1682 .. French artist .. Baroque era .. Claude Lorrain .. Self Portrait

Ранняя биография будущего французского художника напоминает детские годы его советского коллеги Федора Решетникова — оба рано осиротели (Лоррен, если верить источникам, — в 12 лет). Тягу к художеству им обоим привили старшие братья: у создателя знаменитой картины «Опять двойка» тот был иконописцем, у написавшего любимый «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» Федора Достоевского — гравером в Германии.

Примерно в 1613-1614 годах Клод отправился в Италию, где работал поваром у Агостино Тасси, прославившегося не только своими произведениями, но и скандалами в личной жизни. Известно, что в школе в родной Шамани подросток преподаваемым наукам вникал неохотно, но зато перенял у местного кондитера тайны приготовления блюд и считался кулинарным мастером. Впоследствии насильник Артемизии Джентилески превратил слугу в своего ученика, которому преподавал азы пейзажной живописи.

В дальнейшем парню удалось попасть под крыло Готфрида Вельса, передавшего подопечному навыки перспективы и архитектуры, затем — к тезке Клоду Дерюэ.

Личная жизнь

Клод ни разу не состоял в официальном браке, тем не менее в 1658 году у него появился ребенок. Одни источники утверждали, что Лоррен удочерил девочку Аньес, другие — что она могла быть настоящей его дочерью от служанки. Впрочем, дом художника не пустовал — через пару лет после рождения малышки к дяде переехали жить двое племянников, Жан и Жозеф.

Читайте также  Портрет художника м. в. матюшина, к.с. малевич, 1913

Живопись

Творческий путь начался у Лоррена с выполнения заказных декоративных работ, но впоследствии, усовершенствовав собственную технику письма и стиль, он стал профессиональным пейзажистом и офортистом. Первым полотном, вышедшим из-под кисти художника, считается «Пейзаж со скотом и крестьянами», датированный примерно 1629 годом.

Постепенно интерес к произведениям Клода возрастал, а к числу его клиентов относились титулованные особы — французский посол в Ватикане, испанский король Филипп IV, папа Урбан VIII, кардинал Гвидо Бентивольо, принц Колонна.

The Embarkation of St. Paula in Ostia #classicism

«Лоррен создал собственный вариант величественного классицистического идеального пейзажа, в котором пространственное единство достигается за счет тончайшей разработки световоздушной среды, эффекта рассеянного утреннего или вечернего света, тающего в золотистой дымке», — писали эксперты.

Часто на картинах живописца встречались библейские («Утро», «Ночь», «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной»), мифологические («Похищение Европы», «Пейзаж с Ацисом и Галатеей») и пасторальные сюжеты («Римский пейзаж»), доведенные им до совершенства. К воплощенным новаторским идеям относится и изображение Солнца, что для тех лет считалось огромной редкостью.

Смерть

Выдающийся пейзажист скончался в конце ноября 1682-го, 21-го или 23-го числа, в Риме: точная причина смерти неизвестна, но имелась информация, что здоровье Клода несколькими годами раньше было сильно подорвано подагрой. Первоначально его похоронили в Тринита-деи-Монти, но затем останки перевезли в Сан-Луиджи-деи-Франчези.

Как уже упоминалось выше, несколько картин Лоррена бережно хранятся в Эрмитаже, интересующиеся искусством могут познакомиться с ними лично, а также посредством фотографий на официальном сайте петербургского музея.

Клод Лоррен биография художника

Клод Лоррен – французский художник XVII века, известный прежде всего своими великолепными безмятежными пейзажами. Картины мастера – это мягкий свет, полный штиль, чудный воздух и тишина.

Происхождение и детство

Родился в 1600 году (данные приблизительные, точная дата неизвестна) в небольшой деревушке в герцогстве Лотарингия (северо-восток современной Франции), принадлежавшем тогда Священной Римской империи. Простая крестьянская семья имела фамилию Желле (или Желе), которую много позже художник поменял на Лоррен. У Анны и Жана было пять сыновей, Клод родился третьим. Родители умерли рано, опорой для Клода стали родные. В частности, старший брат, который набирался опыта как гравёр, живя и работая в Германии. Именно он преподал первые уроки рисования Клоду, которого в 13 лет один из родственников увёз в Италию.

Италия и учителя

Дальнейшую судьбу предопределило место работы подростка – он прислуживал в доме живописца Агостино Тасси, где имел возможность наблюдать, как хозяин пишет, какие приёмы применяет. Тасси, обратив внимание на интересовавшегося живописью слугу, обучал его некоторым навыкам. Здесь, в Риме, Клод Лоррен и обретёт свою вторую родину – останется навсегда в городе, открывшем его призвание. В дальнейшей жизни он будет всего дважды покидать Вечный город на несколько лет: для учёбы в Неаполе и работы на родине. Учителями Лоррена можно считать Готфрида Вельса, мастера городского пейзажа, Агостино Тасси, сделавшего слугу с явным дарованием и стремлением своим учеником, и Клода Дерюэ, придворного художника герцога Лотарингского.

Творчество

Начинал молодой художник с выполнения заказов на небольшие пейзажные фрески. Но Клода всегда интересовало совершенствование собственной техники и работа над стилем. Настойчивость и труд как приложения к таланту очень хорошие помощники – художник стал великолепным пейзажистом и офортистом. Дата создания первого полотна – приблизительно 1629 год. Это «Пейзаж со скотом и крестьянами».

Постепенно слава о художнике расширялась, он заработал авторитет, а самые титулованные особы стали его клиентами. Испанский король Филипп IV, принц Колонна, папа Урбан VIII, французский посол в Ватикане, кардинал Гвидо Бентивольо делали заказы и очень хорошо оплачивали труд живописца.

Новаторство в живописи Лоррена

Для той эпохи изображение Солнца не характерно. У Клода Лоррена оно сияет почти с каждого полотна, являясь первопричиной достижения удивительной световоздушной среды. В ней мягко рассеиваются утренние или вечерние лучи светила и тают в золотистой туманной дымке. Лоррен – художник-новатор в исследованиях влияния солнца в разное время суток на окружающее. Подобных величественных пейзажей до Лоррена не было, он создал собственный вариант идеального и грандиозного пейзажа.

Частная жизнь

Имея признание, заказы и живя в достатке, Лоррен снимал в центре Рима большой 3-этажный дом. Суете и службе предпочитал спокойное творчество – отказался возглавить Академию художеств, членом которой был с 1634 года.

В официальный брак никогда не вступал. Но у него была дочь Аньес (Агнесс). По одним источникам художник удочерил девочку, по другим – её родила служанка, проживающая в доме Лоррена.

Время от времени к Лоррену приезжали родственники, а племянники Жан и Жозеф долгое время жили у дяди.

Самые известные картины Клода Лоррена

Великолепные старинные полотна художника хранятся, реставрируются и выставляются в крупных, самых знаменитых музеях мира, в том числе в петербургском Эрмитаже, московском ГМИИ им. Пушкина, парижском Лувре, мадридском Прадо, вашингтонской и лондонской Национальных галереях…

Некоторые из них:

  • «Порт на закате» (1639),
  • «Отплытие Святой Урсулы» (1641),
  • «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» или «Полдень» (1654),
  • «Пейзаж с Товием и ангелом» или «Вечер» (1663),
  • «Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца» или «Утро» (1666),
  • «Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом» или «Ночь» (1672),
  • «Морской порт» (1674),
  • «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682).

Библейские, мифологические и пасторальные сюжеты картин безукоризненны и доведены мастером до совершенства.

Закат жизни

Клода Лоррена не стало в конце ноября 1682 года. Он умер в своём доме в Риме, когда-то открывшем талант француза и давшем ему счастье творить и быть признанным мастером. Римляне похоронили любимого живописца в церкви Тринида-деи-Монти. В 1840 году захоронение было перенесено в Сан-Луиджи-деи-Франчези как национальную церковь Франции в Риме.

Клод Моне: биография создателя впечатления

Клод Моне «Бульвар Капуцинок»: описание шедевра знаменитого художника

Клод Моне и его утонченное впечатление на картине «Впечатление. Восходящее солнце»

Клод Лоррен: картины, биография

Автор:
Павел Ин

Творчество Клода Лоррена (1600—1682)


«В Дрездене, в галерее есть картина Клода Лоррена, по каталогу — «Асис и Галатея»; я же называл ее всегда «Золотым веком», сам не знаю почему. Уголок греческого Архипелага, причем и время как бы перешло за три тысячи лет назад; голубые, ласковые волны, острова и скалы, цветущее прибрежье, солнце — словами не передашь. Тут запомнило свою колыбель европейское человечество. Здесь был земной рай человечества; боги сходили с небес и роднились с людьми. Солнце обливало их теплом и светом, радуясь на своих прекрасных детей. Чудный сон, высокое заблуждение человечества! Золотой век — мечта самая невероятная из всех, какие были, но за которую люди отдавали всю жизнь свою и все свои силы», — так проникновенно писал Ф. М. Достоевский об одном из пейзажей Клода Лоррена, с поразительной тонкостью раскрыв его философскую сущность. Ибо у Лоррена главное не в сюжете — мифологическом или фантастическом — и даже не в передаче состояния природы (хотя он первый из французских художников стал изображать, как в зависимости от освещения она меняет свои вид, свои краски). Суть его искусства — в глубине и насыщенности философского содержания, в том упоительном ощущении бессмертия природы, которое позволяет говорить о гармоническом слиянии идеала и действительности.

Читайте также  Описание картины виктора васнецова "аленушка", 1881

В самом деле, картины Лоррена с голубыми дальними планами, просвечивающими сквозь золотую дымку, со стройными силуэтами деревьев, со сложной игрой ясности и недоговоренности, прихотливости и упорядоченности — кажутся образами мечты, идеальной картиной мира — такой, какой она явилась воображению художника.

И в то же время эти «идеальные ландшафты» удивительно достоверны. Они скомпонованы из кусков реальной природы, для которых всегда можно найти конкретный прототип. Лоррен сделал великое множество зарисовок с натуры, которые постоянно использовал в своих картинах. Мы можем узнать равнины Римской Кампаньи, гавани Неаполитанского залива, излучины Тибра, остатки древних стен, руины храмов, которые причудливо соединены в единое поэтическое целое.

Пейзажи Лоррена обращены в прошлое, к «золотому веку человечества», и итальянская земля с ее великими историческими воспоминаниями оказалась для этого благодатным материалом. Есть какая-то торжественность в той щедрости природы, в обилии овета и тепла, которые струятся с картин Лоррена. Мощные купы деревьев оттеняют луга, покрытые бархатистой зеленью, сочная листва блестит и трепещет на солнце, воздух как бы сгущается у нас на глазах, физически передавая ощущение мягкого тепла. Лоррен не любит драматических состояний природы — грозы, бури. Природа у него всегда величественно-спокойна. Даже если на переднем плане развертывается битва («Битва на мосту») или драматическая, полная движения сценка («Похищение Европы»), пейзаж продолжает сохранять свой идиллический, слегка меланхолический характер. Кстати сказать, Лоррен не придавал большого значения фигурам в своих картинах и обычно поручал исполнять их другим художникам.

Источник поэзии творчества Лоррена лежит в лирическом ощущении «вечной красы» природы и в органическом чувстве истории — умении уловить ее дыхание как бы разлитое в воздухе Италии.
Все творчество Лоррена было связано с Италией, но он продолжал оставаться французским художником. Его очарованность Италией — это очарованность восхищенного чужестранца — более того, северянина. Не секрет, что самые проникновенные и напряженные изображения итальянской природы принадлежат не итальянским художникам, а иностранцам — достаточно вспомнить А. Иванова или Сильвестра Щедрина. Эту закономерность подтверждает и творчество Лоррена.

Клод Желле родился во Франции, в Лотарингии. Имя, под которым он прославился — Лоррен, в сущности, прозвище, означающее «уроженец Лотарингии». Девятнадцати лет он очутился в Неаполе, где поступил в помощники и ученики к известному тогда мастеру декоративной живописи. После кратковременного пребывания на родине, в Нанси, художник в 1626 году вернулся в Италию и остался там навсегда.

Слава его была велика. Картины этого «Рафаэля пейзажа», как называли его современники, — считались украшением любой коллекции, их оспаривали друг у друга князья и меценаты. Полотна Лоррена даже пытались подделывать. Во избежание распространения фальшивок художник сделал рисунки со своих лучших картин — эти рисунки составили целый том, который получил название «Книга истины».
Картины Лоррена хранятся во многих музеях мира. В Эрмитаже его пейзажам отведен целый зал. Среди них особенно знаменит цикл «Четыре времени суток», не уступающий по совершенству исполнения таким прославленным полотнам, как «Асис и Галатея» (Дрезден) или «Отплытие св. Урсулы» (Лондон). Одна из картин этого цикла — «Утро».

Клод
Лоррен

Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600-1682) – французский живописец, мастер классического пейзажа. Но его картины выходили за рамки академизма, они оживлялись светом, проработанным до такой степени, что каждый листик и травинка на полотнах становились такими же настоящими, как и зелень реального мира.

Творчество Лоррена завораживает, успокаивает и погружает в особую атмосферу, где настоящее встречается с прошлым, а понятие времени постепенно совсем исчезает. Так происходит, должно быть, потому что сюжеты картин зачастую литературные, они не привязаны к истории, датам и лишены сухой конкретики. Исторические сюжеты, конечно, тоже брались за основу, но они терялись в красоте ландшафта.

Клод Лоррен родился в крестьянской семье, и ему предстоял долгий путь совершенствования навыков. Художнику довелось работать над очень разными произведениями: одни из них действительно помогали развивать талант, а другие больше походили на рутинную работу. Лоррен был гравёром, обучался архитектуре и перспективе, выполнял декор свода церкви, работал над «пейзажными фресками», успешно попробовал себя в качестве офортиста (офорт – разновидность гравюры на металле — прим. ред.).

Но усерднее всего он изучал искусство и секреты пейзажной живописи. Часто «главными героями» работ Лоррена были морские порты, залитые лучами солнца. «Прибытие Клеопатры в Тарс» (1642) – картина, очевидно, рассказывающая о прибытии царицы Клеопатры в город Тарс. Но зритель, увидевший полотно, вправе усомниться в том, что в этой работе исторический сюжет важнее пейзажа.

Солнце на картине напоминает золото, небо восхищает разнообразием оттенков, а архитектура выглядит точёной, величественной и грандиозной. Что касается людей, то они, скорее, как интерьер на полотнах других художников, лишь дополняют композицию. Балом правит пейзаж, наполненный воздухом и светом.

Невероятно тонкая работа – «Утро» (1666). Она трогает до глубины души, как это происходит тогда, когда наблюдаешь живую природу и осознаёшь, насколько она прекрасна и совершенна. В данном случае эти чувства испытываешь, глядя на полотно. И это уже не только восхищение природой – это восхищение миром в проекции Лоррена и талантом художника.

Не удивительно, что у живописца уже при жизни было много почитателей. Среди его заказчиков были даже испанский король Филипп IV и папа Урбан VIII.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: