Художник эдвард мунк: биография и ряд известных картин - JEKATERINBURG.RU

Художник эдвард мунк: биография и ряд известных картин

Эдвард Мунк

Биография

С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:

«Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».

Детство и юность

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.

Эдвард Мунк и его сестра Ингер

Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.

Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм. Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал. Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.

Эдвард Мунк

В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере. В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь. Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».

Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.

Автопортрет Эдварда Мунка

Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика. Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми. Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.

В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки».

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

«Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…».

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями, солнце садилось, неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом, мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

«Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы».

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Личная жизнь

Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.

В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.

Станислав и Дагни Пшибышевские

В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.

Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк

Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.

До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.

Смерть

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.

Эдвард Мунк на смертном одре

Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.

Музей Эдварда Мунка

Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.

Самые знаменитые картины Эдварда Мунка

Норвежец Эдвард Мунк — самый удивительный и таинственный художник конца 19, начала XX столетия. Его жизнь была сложной, спорной, порой даже трагической. В начале своей творческой карьеры он был многим не по нраву, в 40-годах, когда к власти пришли фашисты, а Мунк был уже глубоким стариком, его картинам было устроено настоящее гонение. Но, в наши дни его творчество определённо имеет огромное значение для всего мира. Таинственные картины Мунка — настоящие шедевры экспрессионизма, образцы гениального мастерства тонкого и мудрого художника.

Самые знаменитые картины Эдварда Мунка:

Больная девочка (1886)

Мунк считал эту картину знаковой и главной в своём творчестве. Она стала началом поиска новых средств выражения чувств и терзаний художника. Критики встретили эту картину непониманием и отрицанием. В штыки было воспринято буквально всё: колорит, композиция, средства изображения. И только в середине XX века Мунк был признан величайшим мастером экспрессионизма, а это полотно — мировым шедевром.
Сюжет полотна взят из детства художника. Болезнь, а потом и смерть сестры наложила на маленького мальчика неизгладимое впечатление, граничащее с душевным расстройством.

Читайте также  Описание картины "рожь", шишкин, 1878

На картине изображена больная девочка. Лежащая в постели, а над ней склонилась бабушка или няня. Девочка очень бледная, её волосы разметались по подушке. Хрупкое тело покидают силы. Тёмные тона и чёрный цвет подчёркивают неизбежность смертельного исхода больной.

Вечер на улице Карла Юхана (1892)

Картина входит в группу работ под названием «Фриз жизни» и в группу «Страх жизни». Это философское послание художника своим современникам. Толпа, идущая навстречу зрителю, которым является и сам художник, безликая, безразличная и гнетущая. Одиночество сквозит по улицам города, несмотря на то, что вокруг полно людей. Но, все они бредут сами по себе, натянув безликую маску абсолютного равнодушия.

Эта картина кричит об одиночестве художника, его не восприятии окружающего мира. Некая аутичность Мунка всегда была его пыткой и вечной душевной болью.

Крик (1893)

Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.

На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.

Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.

Звёздная ночь (1893)

Этот ночной пейзаж представляет береговую линию в Осгордстранде, небольшом пляжном курорте к югу от Осло в Норвегии, где Эдвард Мунк проводил лето начиная с 1880-х годов. Здесь Мунк пытался уловить эмоции, вызванные ночью, а не записывать его живописные качества. Синий цвет передаёт мистику и тоску пейзажа, который кажется полным предчувствий. Абстрактная насыпь справа представляет собой скопление деревьев.

Смерть в больничной палате (1893)

Смерть в больничной палате 1893 года восходит к памяти о смерти сестры Софи. Она умерла от туберкулёза в 1877 году. Этот мотив — одно из многих проявлений болезни, смерти и печали в семье Мунка.

В скудно обставленной комнате художник нарисовал себя вместе со своей ближайшей семьёй — братом, сёстрами, отцом и тётей. Его 15-летняя сестра сидит в кресле, спинкой стула смотрит на нас.

Мунк: Её последней просьбой было встать с кровати и сесть на стул. «Я очень хочу жить,» — сказала она. Но в этом кресле Софи умерла …

Вампир (1893)

Картина «Вампир» является отождествлением ужаса и страха перед женщиной. Её образ, хищный и ужасный, накрывает свою жертву. Но первое впечатление от картины быстро развеивается. Перед зрителем возникает пара, страстная, предающаяся объятиям. И угнетающая окраска картины изменяет своё первоначальное значение.

Борьба мужского и женского начала всегда привлекало художника. Страхи и тайные комплексы выплёскивались на полотно, обретая нереальные, кошмарные черты, как в страшном сне.

Тревога (1894)

Тревожные картины Мунка — его визитная карточка. Темы смерти, тревоги, ужаса, беспокойства всегда присутствовали в его работах. В судьбе художника было немало моментов, которые повлияли и на его характер, и на здоровье, и на мировоззрение, и на восприятие окружающего мира. В раннем детстве (в 5 лет) он лишился матери, через год умерла его сестра. Эти события повлияли на ребёнка так сильно, что целый год он молчал.

Картина «Тревога» создана после знаменитой картины «Крик». И если «Крик» — это сплошной ужас и отчаяние, то «Тревога» — душевное беспокойство, когда человек не находит места от предчувствий чего-то плохого. Композиция картины повторяет композицию «Крика». Тот же мост, тот же огненно-синий пейзаж. Но в этом случае, группа людей в чёрных одеяниях всем своим видом источают тревогу. Их лица неестественны, размыты, лишь только глаза отражают внутреннее состояние людей.

Основа «Тревоги» — это потрясающий цвет. Можно ли цветом передавать душевное состояние? Мунк это доказал. Огненное пылающее небо и вибрирующее тёмное пространство за мостом создают неповторимое впечатление.

Расставание (1896)

Личная жизнь Эдварда Мунка была суматошной, мучительной, сопряжённой с душевными травмами, ссорами, и даже попыткой самоубийства любимой женщины. Все эти события тесно переплелись с творчеством художника и отразились в его работах. Картина «Расставание» является отпечатком пережитого разрыва самим Мунком. Мужчина на картине страдает физически, его боль сосредоточена в области сердца. Кровавое пятно у его ног — символ боли и эмоциональной опустошённости.
Женщина, напротив, целеустремлённа и решительна. Она лишена индивидуальности, так как является общим образом всех женщин. Мунк считал, что мужчина сильнее переживает разрыв, а женщина более жизнестойка.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru вы можете также полюбоваться самыми известными картинами Шагала.

Танец жизни (1899)

Обычный танец влюблённой пары — это ли не жизнь? Слева юность, в образе милой девушки в белом, справа старость, в виде пожилой дамы в тёмном платье, а в центре танцует зрелая пара. Юность с надеждой смотрит в будущее, а старость — с грустью вспоминает прошлое. Пара в центре медленно танцует и всецело поглощена собой. Она — самое яркое пятно на картине. Красное платье дамы — явный символ жизни, страсти и любви, без которых жизнь не имеет смысла.

Ребёнок и смерть (1898)

В старости художник писал о травмирующих годах своего детства: «Мой дом был домом болезней и смерти». Картина «Ребёнок и смерть» — одно из самых ярких свидетельств Мунка о тематическом комплексе смерти, смерти и горя. На нём изображена маленькая девочка, которая смотрит из картинки и держит уши закрытыми. На заднем плане мы видим её покойную маму. Для Мунка характерно то, что он имеет дело не с человеком, который умирает, а с психологическим состоянием тех, кто остаётся. Основная тема этой картины — боль девушки. Но вместо того, чтобы выражать это в слезах, ребёнок кажется испуганным.

Брошь. Ева Мудоччи (1903)

После 1902 года литографии Мунка были в основном нарисованы на бумаге.
Были, однако, некоторые исключения, такие как этот портрет Евы Мудоччи 1903 года, выполненный на камне с использованием различных литографических техник.

Ева Мудоччи была известной британской скрипачкой, которая вместе с пианисткой Беллой Эдвардс гастролировала по всей Европе, включая Норвегию.

Эдвард Мунк встретил её в Париже в 1903 году. Они стали близкими друзьями. Первоначально отношения носили любовный характер, но со временем они стали больше похожи на отношения между братом и сестрой. С 1902 по 1908 год она была одним из ближайших доверенных лиц Мунка.

Звёздная ночь (1922)

Мунк обожал наблюдать за таинственным звёздным небом, и посвятил этому великолепному зрелищу несколько работ. Картина «Звёздная ночь» передаёт красоту зимнего звёздного неба, которое художник наблюдал со своего крыльца. Окружающий пейзаж не интересует художника, он поглощён красотой сияющих звёзд, на фоне которых Луна смотрится бледным пятном. Оттенки голубого и глубокого синего подчёркивают холод зимней ночи. Город ещё не спит. Он светится огнями окон, которые подчёркивают зелёные отблески звёздного неба.

Послесловие

Эдвард Мунк завещал свои полотна родному Осло, и после смерти художника, Нидерланды стали обладателем огромной коллекции его потрясающих работ. На основе более 1 тыс. картин был создан музей, который сейчас пользуется мировой известностью.

Почему художника Мунка охраняли чёрные ангелы и другие малоизвестные факты из жизни «нервного гения»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Трудное детсво

Он родился в Адальсбруке и примерно через год семейство переехало в Осло. Когда Эдварду исполнилось пять лет, его мать скончалась от туберкулёза, а через девять лет умерла и его старшая сестра. Его младшая сестра страдала психическими расстройствами и была помещена в психиатрическую лечебницу, в то время как его деспотичный отец был склонен к приступам ярости.

Все эти малоприятные события привели к тому, что художник стал частенько изображать их в своих работах, упоминая о том, что болезнь, безумие и смерть были чёрными ангелами, которые охраняли его колыбель, сопровождая на протяжении всей жизни.

Будучи хрупким ребёнком, Эдварду часто приходилось месяцами не ходить в школу, но он нашёл спасение в рассказах о привидениях Эдгара Аллена По и в том, что научился рисовать.

2. Богема Кристиании

Сначала Эдвард изучал инженерное дело, но в конце концов бросил учёбу, к большому разочарованию своего отца, и поступил в Королевскую школу искусств и дизайна Осло. Живя в Осло, он подружился с богемной группой художников и писателей, известной как Богема Кристиании.

Группу возглавлял писатель и философ Ханс Хенрик Йегер, который верил в дух свободной любви и творческого самовыражения. Художественные интересы Эдварда поощрялись различными старшими членами клуба, которые убеждали его рисовать на основе личного опыта, как это видно в ранних, убитых горем работах, таких как «Больной ребёнок», дань памяти умершей сестре Мунка.

3. Влияние импрессионизма

После поездки в Париж Эдвард перенял стиль французского импрессионизма, рисуя более светлыми красками и свободными, плавными мазками кисти. Всего лишь год спустя он был привлечён к Постимпрессионистскому стилю Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Тулуз Лотрека, переняв их обостренное чувство реальности, яркие цвета и свободные, блуждающие линии.

Интерес к синтетизму и символизму побудил его ещё глубже проникнуть внутрь себя в поисках художественного вдохновения и изучения внутренних страхов, а также самых сокровенных желаний. После смерти отца он написал в своей памяти интроспективную и меланхоличную «Ночь в Сен-Клу».

4. Скандал в Берлине

К 1892 году Эдвард разработал фирменный стиль свободных плавных линий в сочетании с интенсивными, повышенными цветами и выразительно обработанными красками, элементами, которые добавляли драматический эффект его эмоциональным предметам.

Переехав в Берлин, он провёл персональную выставку в союзе берлинских художников, но откровенные изображения наготы, эротизма и смерти в сочетании с грубо нанесёнными красками вызвали такой шум, что выставку пришлось закрыть. Однако художник извлёк выгоду из скандала, который сделал его довольно известным в Германии. Он продолжал развивать и демонстрировать свои работы в Берлине в течение следующих нескольких лет.

Читайте также  Описание картины брюллова - всадница

5. Фриз жизни

1890-е годы были самым плодотворным периодом в карьере Эдварда, когда он закрепил свои навязчивые идеи о эротизме, изоляции, смерти и потере в огромном количестве картин и рисунков. Он использовал различные новые средства для выражения своих идей, в том числе гравюры в форме офортов, ксилографии и литографии, а также фотографии.

С 1893 года он начал работать над своей огромной сюитой из двадцати двух картин под названием «Фриз жизни». Серия следовала повествовательной последовательности от пробуждения любви между мужчиной и женщиной до момента зачатия, как это видно в эротической «Мадонне», до их упадка в смерть.

В конце 1890-х годов он предпочитал изображать фигуры в воображаемых, символических пейзажах, которые стали представлять путешествие жизни, хотя места часто основывались на сельской местности вокруг Осло, куда он часто возвращался.

6. Переменчивое искусство

Эдвард никогда не был женат, но он часто изображал отношения между мужчинами и женщинами, которые были наполнены напряжением. В таких произведениях, как «Два человека», каждая фигура стоит особняком, как будто между ними пролегла пропасть. Он даже изображал женщин как фигуры угрозы, как видно из его серии вампиров, где женщина кусает мужчину за шею.

Его искусство отражало меняющиеся времена, в которые он жил, поскольку традиционные религиозные и семейные ценности были заменены новой, богемной культурой по всей Европе. Самый известный мотив Мунка «Крик», из которого он сделал несколько версий, стал воплощением культурных тревог того времени и был сопоставлен с экзистенциализмом ХХ века.

7. Нервный срыв

Декадентский образ жизни Эдварда и чрезмерная загруженность в конце концов настигли его, в результате чего он перенёс нервный срыв. Художник был госпитализирован в Копенгаген и провёл восемь месяцев на строгой диете и электрошоковой терапией.

Находясь в больнице, он продолжал создавать различные произведения искусства, в том числе серию «Альфа и Омега», в которой исследовал свои отношения с окружающими его людьми, включая друзей и любовников. После выхода из больницы Эдвард вернулся в Норвегию и жил в тихой изоляции по указанию своих врачей.

Его работа перешла в более спокойный, менее напряжённый стиль, поскольку он захватил естественный свет норвежского пейзажа и его красоту, как видно на картине «Солнце».

Различные автопортреты того времени имели более мрачный, меланхоличный тон, показывая его постоянную озабоченность смертью. Несмотря на это, он прожил долгую, плодотворную жизнь и умер в возрасте восьмидесяти лет в маленьком городке Экели под Осло. Музей Мунка был построен в Осло в 1963 году в его честь, прославляя огромное и обширное наследие, которое он оставил после себя.

8. Наследие

Работы Мунка находятся в музейных коллекциях по всему миру, а его картины, рисунки и гравюры достигают ошеломляюще высоких цен на аукционах, достигающих нескольких миллионов за картину, что делает его фаворитом среди государственных и частных коллекционеров.

Несмотря на то, что Эдвард никогда не был женат, у него была бурная личная жизнь. Однажды из-за своей связи с богатой молодой женщиной по имени Тулла Ларсен, художник получил огнестрельное ранение в левую руку.

Он купил свой первый фотоаппарат в Берлине в 1902 году и часто фотографировал себя, как обнажённого, так и одетого, что может быть одним из самых ранних примеров селфи, когда-либо записанных.

За свою карьеру Эдвард создал огромное количество работ, в том числе более тысячи картин, четырёх тысяч рисунков и почти шестнадцати тысяч гравюр. Хотя он наиболее известен как художник, Эдвард совершил самую настоящую революцию в современной гравюре, открыв среду для нового поколения. Методы, которые он исследовал, включали офорты, ксилографии и литографии.

Будучи увлечённым писателем, он писал дневниковые записи, рассказы и стихи, размышляя на такие темы, как природа, отношения и одиночество. Самый известный мотив Эдварда, «Крик», был предметом более чем четырёх различных работ. Существуют две раскрашенные версии, и ещё две сделаны пастелью на бумаге. Он также воспроизвёл изображение в виде литографической печати, с небольшим тиражом.

В 1994 году двое мужчин средь бела дня проникли в музей Осло, украв картину «Крик» и оставив записку, где высмеяли охрану. Преступники потребовали выкуп в размере одного миллиона долларов, который музей отказался выплатить, а норвежская полиция в конце концов вернула неповреждённую работу в том же году.

Наряду со многими своими современниками-авангардистами, искусство Мунка было признано «дегенеративным искусством» Адольфом Гитлером и нацистской партией, в результате чего восемьдесят две его картины были конфискованы из немецких музеев в начале Второй мировой войны. Семьдесят одна из работ были восстановлены в норвежских музеях после войны, в то время как последние одиннадцать, так и не были найдены.

Спустя много лет после своей смерти художник был удостоен чести на родине в Норвегии, тем, что его изображение было напечатано на банкноте в тысячу крон в 2001 году, а на реверсе была изображена деталь его культовой картины «Солнце».

Несомненно, творчество Эдварда Мунка бесценно, а его вклад в искусство – неоспорим. Но тем не менее, работы Паоло Веронезе и по сей день мало кого оставляют равнодушным . Пожалуй, он один из немногих художников, который может похвастаться столь огромной популярностью как при жизни, так и после неё, а его картинами восхищался сам Гёте.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия — 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия — норвежский живописец и график, экспрессионист. Страдал от маниакально-депрессивного психоза.

Содержание

Биография Эдварда Мунка

Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. Детство Эдварда было абсолютно безрадостным. В глубокой старости художник вспоминал: «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».

После окончания школы Мунк какое-то время учился на инженера, но порвал с этой идеей, движимый стремлением заниматься живописью. В 23 года он выставил на суд зрителей свою первую картину «Больной ребенок», вызвавшую бурю негодования и давшую критикам повод для упреков в пессимизме и натурализме.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.

Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

Творчество Мунка

В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, где испытал влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента ван Гога, а также в Германии и Италии. Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило обращение живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло).

С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло).

Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.

Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.

Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл “Фриз жизни”. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).

В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.

Творчество Мунка очень самобытно. Его считают пионером экспрессионизма, но при этом в его работах можно усмотреть и символизм,и декоративность модерна,и стихийную динамику фовизма. А фразу:«Я пишу не то, что вижу, а то, что увидел», позже подхватил вождь будущих сюрреалистов Андре Бретон.

Интересные факты из жизни художника

Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в семье врача в городе Летене (Южная Норвегия). Эдвард был одним из пятерых детей. Юноша не сразу решил стать художником и вначале поступил в Высшую политехническую школу. Тяга к живописи взяла верх и Мунк начал учиться у крупнейших норвежских живописцев того времени – Кристиана Крога и Фрица Таулова. В то время пейзаж был одним из самых распространенных жанров в искусстве Норвегии, но пейзажистом в чистом виде Мунк не стал.

Художник стал проявлять интерес к аномальным явлениям, оккультным наукам и жизни души. Важным толчком к этому были тяжелые семейные обстоятельства.

Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.

Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти.

Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде.

Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фото-искусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны.

Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством.

Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие.

Читайте также  Женский портрет, корреджо (антонио аллегри)

Биография Эдварда Мунка

Норвежец Эдвард Мунк, по праву считается пионером экспрессионизма в области живописи. В Европе еще в молодости, Мунк был признан создателем новой эпохи. Его живопись становится известной в 1890-х гг, но и последние работы норвежца постоянно привлекают огромное внимание, вдохновляя начинающих художников.

Эдвард Мунк вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Его отец, Кристиан Мунк — брат известного историка П. А. Мунка — служил военным врачом, зарабатывая небольшие деньги. Он был очень религиозным человеком. Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Сам Мунк, был болезненным ребенком.

Впоследствии, в своем творчестве Мунк снова и снова возвращался к воспоминаниям о болезнях, смерти, печали. После года учебы в художественной школе, Эдвард Мунк становится как никто другой преданным искусству. Он изучал творчество старых мастеров, посещал курсы Королевской Школы Рисования. Заметное влияние на него оказал видный норвежский художник Кристиан Крог. Ранние работы Мунка были основаны на французском реализме.

Эдвард Мунк в 1912 году

В 1885г Эдвард Мунк уехал учиться в Париж. В том же году он написал картину «Больной ребенок», которая явилась его первым серьезным творческим прорывом. Эта работа порывала прежнюю связь Мунка с реализмом, и традициями Кристиана Крога. Картина была написана художником о своей сестре. Перед ее написанием, Мунк долго искал мотив для первого впечатления, способного выразить личный болезненный опыт. Критика, последовавшая вслед за публичным представлением картины, носила ярко негативный оттенок.

Его следующие работы, менее провокационны по своей форме. «Ингер на пляже» (1889), раскрывает способность Мунка к изображению лирической атмосферы в духе нового романтического направления. Картина нарисована в Эсгердстранде, маленьком городке, на побережье близ Хортона. Именно характерные мотивы этих мест, можно найти в качестве лейтмотива многих картин Мунка.

В 1889г он написал портрет лидера столичной богемы, Ханса Ёгера. Изображение Мунком Егера, радикального анархиста, послужило поворотной точкой в жизни норвежского экспрессиониста, и в источнике его внутреннего вдохновения. В то время он начинает работать над большим проектом, который он продолжал в течение всей жизни. Целью Мунка, было представить правдивую жизнь человека с ее тоской и агонией — он хотел изобразить его собственную жизнь.

Молодой Эдвард Мунк с сестрой Ингер

Осенью 1889г Эдвард Мунк представил свою выставку в Кристиании, за что вскоре был награжден государственным грантом. Естественно, он отправляется в Париж. Пребывая во Франции, Мунк учился некоторое время у Л. Бонната, однако куда большее вдохновение он почерпнул из художественной жизни города. То время, в искусстве, было временем постимпрессионизма. Все это раскрепощающе повлияло на Эдварда Мунка. «Камера не может соревноваться с кистью и полотном», писал он «покуда их можно использовать на небесах и в аду».

Осенью первого года жизни во Франции, пришло известие о смерти отца Мунка. В результате картину «Ночь», символизирующую одиночество и меланхолию, можно рассматривать как ответное состояние художника на постигшее его несчастье.

«Больная девочка»

«Крик» часто рассматривается, как первый опыт Мунка в качестве художника экспрессиониста. Эта картина дает отличное представление о типичном творчестве Мунка. Выражение лица во многом зависит от динамики красок. Пейзаж, и в особенности фигура на переднем плане, намеренно искажены и переданы при помощи красок не характерных для реальной жизни. Исходящая из » внутреннего ада» художника, картина олицетворяет собой тревогу и Апокалипсис.

Берлин

Осенью1892г Мунк представляет выставку своих картин, куда были включены плоды его пребывания во Франции. В результате, его приглашают показать эти же работы в Берлине. Выставка обернулась скандальным успехом. Респектабельная публика и мастера классической художественной школы, посчитали Мунка анархистом. Работа выставки была прекращена.

Эти события принесли славу норвежскому художнику, а потому он решает остаться в Германии. Он вступает в общество литераторов, артистов и интеллектуалов, в котором было много представителей Скандинавии. Среди них были: норвежский скульптор Густав Вигеланд, датский писатель Хольгер Дракман, польский поэт Станислав Пржебежевски, германский историк Юлиус Мейер-Графе. Наиболее значимыми для Мунка, были встречи со шведским драматистом Аугюстом Стриндбергом. Они обсуждали философию Ницше, оккультизм, психологию, сексуальность человека.

«Меланхолия» (1894-96)

В декабре 1893г Мунк представил очередную выставку своих работ, среди которых были шесть картин, положивших начало циклу «Фриз Жизни — Поэма о Жизни, Любви и Смерти». Цикл включает в себя такие произведения как, «Роза и Амелия», «Вампир» — мотивы навеяны ночной стороной любви. В основе нескольких картин лежит тема смерти. В качестве примера — «Комната умирающего», нарисованная резкими, но бесцветными красками. На картине изображена финальная сцена, разыгравшейся драмы. Сюжет полотна базируется на воспоминаниях Мунка о смерти его сестры. Представлена вся семья художника, а фокус произведения направлен на фигуру, представляющую самого Мунка. В следующий год, «Фриз Жизни» был пополнен картинами «Тревога», «Прах», «Мадонна» — в основе которых, лежит дух Символизма.

Вместе с Мейром-Графе, Пржебежевски опубликовывает статьи о Мунке, характеризуя его творчество, как «психологический реализм».

XX век

В конце 19 века Эдвард Мунк пытался закончить «Фриз». Он нарисовал ряд картин, некоторые из них — большого формата. Он также написал картину «Метаболизм» (1898). Вместо обычного полотна Мунк использовал деревянный щит со специально вырезанным рельефом. Первоначально эта картина называлась «Адам и Ева», работа раскрывает тему грехопадения, интересовавшую Мунка. Возможно, что на эти картины Мунка, повлияла любовная интрига, захватившая его в то время.

«Танец жизни» (1900)

Начало нового века, было временем неустанных экспериментов. Большую популярность приобретает новый красочный декоративный стиль, который демонстрируется Морисом Дэнисом. В 1899г Мунк нарисовал «Танец Жизни», работу, которая рассматривается в качестве смелого проекта, написанного в этом новом стиле.

Эдвард Мунк также писал и пейзажи. Его представления побережья Осло-фьорда, заслужили репутацию северного символизма. Именно там, летом 1901г близ Эсгердстранда, была написана известная картина «Девушки на мосту».

Успех и неудачи

Настоящая слава приходит к Эдварду Мунку, с началом нового века. В 1902г на выставке в Берлине, он впервые демонстрирует все готовые работы из цикла «Фриз». В 1905г была проведена выставка картин в Праге.

Но творческий успех норвежского художника сопровождался личными конфликтами. Настоящей проблемой для него стал алкоголь, и вообще, психологический настрой Эдварда Мунка оставлял желать лучшего. Его мучили воспоминания о трагической любовной интриге, конец которой был драматичен и связан с револьверной сценой в Эсгердстранде, осенью 1902г. Он не показывал, что думает об этом, в течение нескольких лет, но за это время инцидент превратился в навязчивую идею. В 1907г он написал картину «Смерть Марата» (в двух вариантах). Ее сюжет он, видимо, взял из своей жизни. Тема картины — «борьба между мужчиной и женщиной, называемая любовью».

«Крик» — одна из работ Мунка

В мае 1906г умирает Хенрик Ибсен. Этот норвежский писатель занимал важное место в сознании Мунка. «Портрет самого себя с бутылкой вина» (1906г), изображает безжизненную, сутулую фигуру, сидящую за столиком в кафе, — трагическая сцена связанная с Освальдом из драмы Ибсена.

Мунк также нарисовал портрет Ницше, а после нескольких визитов в Веймар, — и его сестры, Элизабет.

В то время проблемы с алкоголем достигли критической точки, и Мунк решает пройти 8-месячный курс лечения в Копенгагене. Норвегия, наконец-то поворачивается лицом к своему таланту, и во время пребывания в клинике Мунк был награжден орденом Святого Улафа.

Возвращение в Норвегию

С 1909г и до конца жизни Эдвард Мунк поселяется в Норвегии. Сначала он жил в Крагерё, — городок на юго-восточном побережье Норвегии. Там он написал несколько зимних пейзажей, и получил возможность заниматься росписью актового зала («Аула») столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы. После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г.

Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни. На заднем плане изображен рассвет над фьордом — такой, каким его видел Мунк у себя, в Крагерё. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света. В Ауле также находятся два больших холста: «История» и «Альма Матер». На одном из них изображен старик, сидящий под большим дубом, на фоне грубого и некрасивого пейзажа. На второй картине пейзаж наоборот, — элегантен. Здесь нарисована женщина, сидящая на берегу моря и кормящая грудью ребенка, в то время как дети постарше исследуют близлежащие окрестности. Эти картины показывают две противоположности — мужчину и женщину. Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка.

Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. В 1913-15гг. им была написана картина «Рабочие на пути домой». В 1916г Мунк покупает собственность Экели, в пригороде Кристиании. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне — вот мотивы, которые теперь изображает Мунк, использую четкие и яркие краски.

В Экели художник жил изолировано, независимо от кого-либо, окруженный лишь своими картинами. Из-под его кисти выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты.

Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии. Впоследствии, созданный в 1963г Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца. В Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна, преимущественно ранних лет художника. Много картин находится в Бергене.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: