Художник андре дерен - биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Художник андре дерен — биография и картины

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • «РУССКИЕ» — ИСТОРИЯ И МИФЫ (122)
  • «Мы» и «они» (5)
  • Из славяно-русской истории (16)
  • Русская одежда, кухня, утварь и пр. (24)
  • Русские в лицах (19)
  • Уклад русского дома и быта. Обычаи. Традиции. (58)
  • АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН (265)
  • Архитекторы и здания (48)
  • Дворцы и замки (113)
  • Деревянное зодчество (28)
  • Усадьбы (25)
  • Храмовые сооружения (церкви, монастыри и пр.) (54)
  • ГОРОДА И СТРАНЫ (478)
  • Азия (48)
  • Африка (6)
  • Ближний Восток (18)
  • Европа (342)
  • Океания (Австралия, Н.Зеландия и пр.) (9)
  • Постсоветский мир (28)
  • Северная-Южная Америка и Канада (23)
  • Города и страны. РОССИЯ. (124)
  • Города и деревни РФ (29)
  • Москва вчера, сегодня и завтра (51)
  • Старорусские города (44)
  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (204)
  • Куклы (63)
  • ЖИВОПИСЬ (749)
  • «Национальные» виды живописи (35)
  • Акварель (110)
  • Графика, компьютерная живопись и рисунок (40)
  • Иллюстрации (107)
  • Импрессионизм и авангард (123)
  • Любопытные истории (5)
  • Мастихин (11)
  • Наивная живопись (16)
  • Настенная живопись (15)
  • Натюрморт (37)
  • Пейзажно-флористическая живопись (38)
  • Реализм, нео-реализм, классицизм (61)
  • Русский реализм (102)
  • Символизм (42)
  • Сюрреализм. Ориентализм. Фэнтези. (42)
  • ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО (26)
  • ИСТОРИИ И ЛЮДИ (243)
  • История и истории (33)
  • Монархии и аристократы (142)
  • О том, что делает нас людьми (12)
  • Политические и религиозные деятели (7)
  • Творческие и предприимчивые личности (50)
  • МУЗЕИ И БИБЛИОТЕКИ (35)
  • МУЗЫКА И ТАНЕЦ (136)
  • Вокалисты и певцы (20)
  • Композиторы (29)
  • Музыкальные произведения (44)
  • Музыканты (18)
  • Разное (4)
  • Танец и танцоры (24)
  • НАУКА И ФАНТАСТИКА (87)
  • НЕКОТОРЫЕ РЕЦЕПТЫ (13)
  • ПАРКИ. САДЫ. ЗАПОВЕДНИКИ. (150)
  • ПОЛЕЗНОЕ (21)
  • ПРАЗДНИКИ И ФЕСТИВАЛИ (25)
  • СКУЛЬПТУРА. СТАТУЭТКИ. (101)
  • Памятники (11)
  • СМЕШНОЕ И ОСТРОУМНОЕ (39)
  • ТЕАТР И КИНО (87)
  • Интерьеры театров (13)
  • ТОЧКА ЗРЕНИЯ И УМНЫЕ МЫСЛИ (20)
  • ФЛОРА И ФАУНА (134)
  • Бабочки и птицы (22)
  • Все, что растет и цветет (74)
  • Котопесики и прочие очаровашки (38)
  • ФОТО И ВИДЕО (85)
  • Мастера фото и видео (30)
  • Старые фото (15)
  • Фотонатюрморты (40)
  • ЯЗЫК И ЕГО «ПРЕВРАТНОСТИ» (12)

Цитатник

Лавенем — деревня и община, находящаяся в английском графстве Суффолк. Деревня знаменита церковью.

Лекейтио (Lequeitio) — муниципалитет в Испании, входит в провинцию Бискайя в составе автономного .

В Баварии, округе Гармиш-Партенкирхе, есть чудесная деревушка мастеров художников и резчиков по д.

Солсбери — город в Великобритании, на юго-востоке графства Уилтшир.Город расположен на краю Солсб.

Людмила Костюченко — автор замечательных фотонатюрмортов, стала известна благодаря соцсетям и в н.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Фовист» Андре Дерен (Франция)

Андре Дерен (1880-1954) — живописец, книжный иллюстратор, гравер, скульптор, один из основателей «фовизма» — родился 10 июня 1880 г. в семье кондитера в парижском пригороде Шату, окончил школу с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам», учился у местного живописца Жакомена. Профессия художника в его среде не считалась серьезной и прибыльной, поэтому он поступил на подготовительные курсы инженерного факультета при Политехнической школе.

В 1898-1900 гг. Дерен уже учился в Париже в академии Э.Карьера, где познакомился с А.Матиссом, Ж.Пюи и А.Марке, а позже — с М.Вламинком. Вдвоем с последним они работали в окрестностях Шату, создавая пейзажи в духе «фовизма» 1) . В 1905 г. вместе с А.Матиссом Дерен совершил поездку на юг Франции, в Коллиур, под впечатлением природы которого он пишет яркие и красочные картины. Чувство цвета, присущее Дерену, делает его живопись целостной и гармоничной.

Близость творческих устремлений художников «Школы Шату» к «фовистам» привела их к объединению и совместной выставке своих работ в Осеннем Салоне 1905 года. Пейзажи в духе фовизма проникнуты стремлением передать природные контрасты. Их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов. Картины А.Дерена сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905 г.

Просушка парусов, 1905

Картина «Просушка парусов» была приобретена в 1907 году И.А. Морозовым. Эта работа относится к «фовистским пейзажам» Дерена с характерным для них интенсивным цветом, в сиянии которого кажутся размытыми контуры натурных форм. Здесь просматривается большое влияние В. Ван Гога, П.Сезанна и П.Гогена.

Порт в Коллиуре, 1905

Поворот дороги, Эстак, 1906

Работам художника, написанным в 1900-х гг., свойственна экзальтация цвета, в котором как будто исчезают очертания реальных предметов.

Риджент-стрит, Лондон, 1906

Темза немного ниже Лондонского моста, 1906

Заметно влияние пуантилистов Сёра и Синьяка, но в отличие от их ровных горизонтальных мазочков Дерен располагает свои мазки так, чтобы передать направление движения воды, света или предметов.

Мост Черинг-Кросс, 1906

В 1907 г. состоялось знакомство Дерена с П. Пикассо, что сильно повлияло на его живописную манеру. Цветовая гамма художника становится более сдержанной, а формы — простыми и лаконичными. Пейзажи и натюрморты постепенно становятся ближе работам П.Сезанна и ранних кубистов. Его картинам становятся присущи рационалистическая чёткость композиций, геометрическая упрощённость и весомость форм. Сдержанный и хмурый колорит картин этого периода строится на зеленоватых, бурых и свинцово-серых оттенках. Появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней (например,«Субботний день»).

Субботний день 1912

В 1914 году Дерен был призван в армию и участвовал в военных действиях. С этого времени его стиль начинает резко меняться. Дерен становится независимым художником-одиночкой и осуждает эстетические эксперименты, к которым он был некогда причастен. Его творчество тяготеет к неоклассицизму, сближаясь то с живописью Караччи или Коро, то с искусством Помпеи.

По окончании войны он работал в театре, а с 1921 года оформлял спектакли балетной труппы Сергея Дягилева. Художник много времени уделял копированию произведений старых мастеров. Открытые в результате этой работы живописные приемы Дерен использовал в своем творчестве, что в дальнейшем принесло ему репутацию классициста.

С 1920-х годов он обращается к строгому, классическому рисунку, часто прибегая к стилизации творчества своих предшественников. Несмотря на это, сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.

Молодая девушка 1925

Дерен, одаренный художник и прекрасно образованный человек, стремился создать новый французский классицизм, основывающийся также и на достижениях предшествующего столетия. Музейная культура оказывает все большее влияние на решение живописных задач и технику художника: его женские образы напоминают и Курбе, и Ренуара, и работы старых мастеров, оставаясь тем не менее современными произведениями.

Арлекин и Пьеро

Умер в Гарше, Франция.

1) Фовизм (от фр. fauvisme, от fauve — дикий, хищный) — авангардистское течение во французской живописи начала 20 века, для которого характерны: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Во Франции на Осеннем Салоне в 1905 году будущие фовисты выставили свои произведения в составе целой творческой группы и вызвали бурю критики и эмоций. Вскоре вышла рецензия Луи Вокселя, который впервые использовал слово “фовизм” в определении этого направления.

В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. В живописи их интересовал, главным образом, выразительность цвета. Все фовисты опирались на эстетику Ван Гога, живопись которого отличается особой цветовой гаммой – яркой, насыщенной, полной эмоций. Фовисты не стремились передать реальность жизни. Им важно было показать “страсть к жизни”, ее краски и эмоциональные проявления.

Фовисты работали в основном в жанре пейзажа, иногда изображали различные сцены в интерьере. Редко они прибегали к портрету, а если это и случалось, что их портретное творчество отличалось легкой иронией по отношению к портретируемой модели.

Морис Вламинк и Анри Матисс были основными лидерами фовизма. Также в группу входили Альбер Марке и Анри Манген, Кес ван Донген, Отон Фриез и Рауль Дюфи. Андре Дерен был дружен с группой “диких” и на какое-то время примкнул к их рядам. В более позднее время к фовистам присоединились Жан Метценже, Анри Ле Фоконье и Жорж Брак. На некоторое время идеи фовизма оказались близкими Жоржу Руо.

Читайте также  Портрет джованни медичи ребёнком, аньоло бронзино

Андре Дерен — представитель радикального направления в искусстве: биография и лучшие картины художника

Андре Дерен (Andre Louise Derain; родился 10 июня 1880 г. — умер 8 сентября 1954 г.) был выдающимся французским живописцем, графиком, декоратором театральных постановок, скульптором, испытавшим многообразные модернистские течения в живописи. Творчеству Дерена характерна виртуозная работа с контрастами цветовых пятен и геометрических форм. Он рисовал картины в стиле фовизма, пуантилизма, затем примкнул к кубистам, позже — к классике.

Андре Дерен, обладая обширными историко-художественными познаниями, считал искусство «памятью поколений».

Биография Андре Дерена

Андре Дерен родился 10 июня 1880 года в Шату, провинциальном городке в десяти километрах к западу от Парижа. С детских лет мальчик тянулся к живописи. Учился на инженера в парижской академии Academie Camillo и одновременно занимался в школе Эжена Каррьера (фр. Eugène Carrière). В 1901 году Дерена призвали на армейскую службу, по окончании которой молодому человеку удалось убедить родителей в том, что его жизнь — это служение искусству.

Живописец впервые обратил на себя внимание ценителей прекрасного на Осеннем Салоне 1905 года и на Салоне независимых в 1907 году. В тот период в его художественных произведениях присутствовала экзальтация цвета, доминирующая над очертаниями реальных предметов.

В 1908 году стилистика шедевров Дерена меняется под влиянием кубизма. Появился консерватизм по отношению к цвету, рационалистическая четкость композиций и упрощённая геометрия.

В 1914 году началась Первая мировая война. До 1917 года Дерен принимал участие в боевых операциях в Шампани, на Сомме, при Вердене, в горах Вож. Однажды в журнальном издании «Действие» появилась ошибочная публикация о гибели живописца, и писатель Карл Эйнштейн (Karl Einstein) написал стихотворение на его смерть. Художник не имел тяжёлых ранений, но три с лишним года военного дела коренным образом изменили его мировосприятие.

После демобилизации Андре Дерен много рисовал, оформлял балетные постановки. В период с 1920 по 1924 год о творчестве мастера было издано четыре книги, он стал официально признанным художником. Его авторитет возрос и благодаря присуждению премии Карнеги в 1928 году.

В 1941 году, совместно с другими культурными деятелями, известный живописец отправился в нацистскую Германию, надеясь помочь французским товарищам, оказавшимся в тюрьме. Попытка не увенчалась успехом. А сама поездка сыграла роковую роль: после Второй мировой войны Дерена обвинили в коллаборационизме.

В последние годы жизни Андре Дерен оформлял спектакли в Лондоне в Ковент-Гарден, в театре Комической оперы в Париже, создавал пейзажные шедевры в Нормандии, иллюстрировал книги. 8 сентября 1954 художник скончался.

Картины Андре Дерена

Картины Андре Дерена явились результатом глубокого осмысления традиций прошлого и поиском новаторских приёмов самовыражения. Создав свой индивидуальный стиль, Дерен стал ведущим европейским художником XX века. Его лучшие картины:

  • «Просушка парусов» (1905) — работа написана в стиле фовизма и хранится в Государственном музее изобразительного искусства имени А. С. Пушкина. Интенсивность света заслоняет цветные краски и создаёт иллюзию первоосновы всего сюжета.
  • «Лодки в гавани Коллиура» (1905) — игра контрастов на побережье Средиземного моря. Красный песок, передающий ощущение жары, художник противопоставил бледно-зелёному цвету моря.
  • «Гавань в Провансе» (1912) — картина написана в стиле кубизма с элементами примитивизма, находится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Отсутствие перспективы в традиционном понимании, выраженная геометрия объектов, несоответствие масштабов, крупное серое дерево на переднем плане вызывают противоречивые тревожные чувства.
  • «Тайная вечеря» (1913) — сюжетная композиция кубического периода со строгими фигурами людей, в которой автор пытался отразить опыт искусства старых мастеров.
  • «Субботний день» (1914) — тема однотипности провинциальных будней изображена в духе фовизма. Работа хранится в Государственном музее изобразительного искусства имени А. С. Пушкина.
  • «Сюрприз» (1938) — попытка создать новый французский классицизм.

Творчество Андре Дерена поражает своей эмоциональностью и разноплановостью. Его роскошные хроматические произведения показывают незаурядный талант француза.

Насыщенная цветовая палитра в живописи продолжает вызывать интерес до сих пор. Красочными образами окружающей реальности наполнены страницы сайта Very Important Lot. Приобрести живописные произведения можно на тематических аукционах. Также веб-платформа предоставляет возможность недорого купить картины, акварельные рисунки, скульптурные композиции у современных художников напрямую.

Дерен, Андре

André Louise Derain

Андре Дерен (фр. André Derain ; 10 июня 1880, Шату-сюр-Сен — 8 сентября 1954, Гарш) — французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист.

Биография

Учился у Э. Карьера (1898-99) и в Академии Жюлиана (1904) в Париже. Становление художника прошло под влиянием его друга Мориса Вламинка и позднее — Анри Матисса, оказавших на него огромное влияние. После долгой службы в армии (1900—1904) художник на два года (1905—1906) уехал в Великобританию, где создал свои знаменитые виды Гайд-Парка и набережных Темзы. Эти пейзажи, выполненные в духе фовизма, проникнуты стремлением передать напряжённость жизни природы; их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов («Лондонская гавань», 1906, Галерея Тейт, Лондон). Картины Дерена сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905.

Около 1908 г. стиль Дерена меняется под влиянием П. Сезанна и раннего кубизма; его картинам становятся присущи рационалистическая чёткость композиций, геометрическая упрощённость и весомость форм. Сдержанный и хмурый колорит картин этого периода строится на зеленоватых, бурых и свинцово-серых оттенках. В 1910-е гг. в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней («Субботний день», 1911-14, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), а с 1920-х гг. он обращается к строгому, классическому рисунку, часто прибегая к стилизации творчества своих предшественников. Несмотря на это, сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.

Литература

  • Sutton D., André Derain, L. , 1959.
Дерен, Андре на Викискладе ?

Ссылки

  • Андре Дерен: Виртуальная галерея (англ.)
  • 84 картины Андре Дерена

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фохт, Карл
  • Почтовое деление Украины

Смотреть что такое «Дерен, Андре» в других словарях:

Дерен Андре — (Derain) (1880 1954), французский живописец, а также театральный художник, график, скульптор, керамист. Учился у Э. Карьера (1898 99) и в академии Жюлиана (1904) в Париже. Ранние декоративные, звучные по цвету пейзажи Дерена написаны в… … Художественная энциклопедия

Дерен Андре — (Derain) (1880 1954), французский живописец. Ранние экспрессивные, напряжённо красочные пейзажи исполнены в духе фовизма («Лондонский мост», 1906); с конца 1900 х гг. сумрачные по цвету, лаконично строгие композиции (пейзажи, натюрморты, бытовые… … Энциклопедический словарь

Дерен Андре — Андре Дерен Файл:The Turning Road, L´Estaque.jpg Имя при рождении: André Louise Derain Дата рождения: 10 июня 1880 Место рождения: Шату сюр Сен Дата смерти: 8 сентября 1954 … Википедия

Дерен Андре — Дерен (Derain) Андре (10.6.1880, Шату, ‒ 8.9.1954, Гарш, оба близ Версаля), французский живописец. Учился у Э. Карьера (1898‒99) и в академии Жюлиана (1904) ‒ в Париже. В 1905‒06 писал в духе фовизма пейзажи, стремясь передать напряжённость жизни … Большая советская энциклопедия

Дерен, Андре — А. Дерен. Женщина в рубашке . 1906 г. ДЕРЕН (Derain) Андре (1880 1954), французский живописец. Пейзажи в духе фовизма и раннего кубизма, сумрачные, как бы остановившиеся во времени, сцены из будничной жизни (“Субботний день”, 1911 14). А. Дерен … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДЕРЕН Андре — (Derain, Andre) (1880 1954), французский художник, график, театральный декоратор, скульптор, керамист. Родился 10 июня 1880 в Шату сюр Сен близ Парижа. Учился у Э.Каррьера (1898 1899), а затем начал самостоятельно заниматься живописью, черпая… … Энциклопедия Кольера

Читайте также  Первая абстрактная акварель, кандинский - анализ картины

Дерен — Дерен фамилия. Известные носители: Дерен, Андре Дерен, Гюстав См. также Дёрен (лат. Chamaepericlymenum) подрод рода Кизил … Википедия

Дерен А. — Андре Дерен Файл:The Turning Road, L´Estaque.jpg Имя при рождении: André Louise Derain Дата рождения: 10 июня 1880 Место рождения: Шату сюр Сен Дата смерти: 8 сентября 1954 … Википедия

Дерен — Андре (Derain, Andre) 1880, Шату 1954, Шамбурси. Французский живописец. Начал заниматься живописью у себя на родине в 1895 под руководством местного художника Жакомена. В 1898 1900 посещал в Париже Академию Карьера, где познакомился с Матиссом, Ж … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ДЕРЕН (Derain) Андре — (1880 1954) французский живописец. Пейзажи в духе фовизма и раннего кубизма, сумрачные и застылые сцены из будничной жизни ( Субботний день , 1911 14) … Большой Энциклопедический словарь

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле

«Я уверен, что реалистический период живописи кончился. Собственно говоря, живопись только начинается». Андре Дерен в письме к Морису Вламинку в 1901 году

Да, можно сказать, что авангардизм придумали Дерен (1880-1954) с Вламинком. Конечно, он появился бы и без них, многие художники в начале того века понимали, что что-то с этим искусством надо уже делать, а некоторые из них были прямо-таки беременны авангардизмом. Но основные принципы фовизма – а фовизм был первым авангардистским направлением – артикулировали именно Вламинк и Дерен. Но, поскольку Вламинк нигде искусству не учился, можно предположить, что более активную роль в изобретении этого до сих пор волнующего умы явления сыграл интеллектуал Дерен.

Дерен-то как раз искусству учился. Его отец был кондитером, что уже предполагало наличие некоторых художественных традиций в семье – ведь кондитеры создают торты и прочую свою кондитерскую требуху в соответствии с законами красоты и общепринятой гармонии. Школу молодой Андре закончил с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам». Учился у местного – дело было в парижском пригороде Шату – живописца Жакомена. Поступил, чтобы стать инженером, на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже – все-таки тогда в мелкобизнесовой среде профессия художника основательной не считалась. В свободное время учился в студии символиста Эжена Каррьера, где познакомился со своими будущими соратниками по фовизму Матиссом, Пюи и Марке, которые уже тогда проявляли некоторое недовольство современным им искусством. Да, еще он ходил в Лувр и смотрел там старых мастеров. Писал он в то время такие картинки:


Похороны

То, что называется «этюдная манера» — широкий, размашистый мазок, экспрессия, общее впечатление важнее подробностей.

Году в 1900 Дерен познакомился, наконец, со своим земляком Вламинком, и, шатаясь по родному Шату, они начали формулировать принципы нового искусства, а потом, когда Дерена забрали в армию, закончили это дело в письмах.

Новое искусство получилось веселым, безбашенным и шокирующим – впрочем, о фовизме я уже писал, повторяться не буду. Среди фовистов – а название, напомню, происходит от французского les fauves и обозначает «дикие» — Дерен был одним из самых диких и буйных.


Шату-Сюр-Сен близ Версаля


Вид Коллиура


Биг Бен


Мост. Вид на реку

Вот так это выглядело. Заметно, что Дерен здесь творчески развивает достижения пуантилистов Сера и Синьяка, организуя живописную поверхность при помощи мелких однотипых мазков. Но, если Сера и Синьяк клали эти мазочки ровными горизонтальными рядами, то Дерен этого не делает, но и не мажет как попало, а располагает мазки так, чтобы передать направление движения – воды, света или чего еще. Впрочем, пуантилью он пользуется не всегда и иногда кладет краску широкими мазками. Получается все равно дико и весело.


Дорога среди гор

В 1907 году Дерен, достаточно уже известный художник – почти все его работы, например, купил знаменитый арт-дилер Канвейлер – знакомится с бандой Пикассо. В то время фовизм начинает потихоньку уставать и перестает радовать публику новизной, а ведь нет в авангардизме, одним из главных принципов которого является заточенность на постоянное новаторство, греха большего. Пикассо же с ребятами усердно развивали наследие Сезанна и бодро двигались в сторону кубизма – уже были написаны «Авиньонские девицы». Дерен, почувствовав за новым направлением силу и правду жизни, вступил в его ряды.


Натюрморт


Натюрморт на столе


Натюрморт с черепом

Но встал где-то сбоку, полностью доктрину кубизма не принял – самостоятельный был мужчина. Конечно, благодаря кубизму предметы у Дерена обрели вес, объем, структуру и четкость силуэта, он стал использовать обратную перспективу и несколько точек зрения, палитра сделалась сдержанной, мазки стали спокойными. Но вот предмет у Дерена на плоскости не раскладывается и уж, конечно, никак не показывается изнутри. Тем более, не разбирается на составные части. Т.е. попав в кубизм в его первый, сезанновский период, Дерен на дальнейшие метаморфозы кубизма – аналитический, синтетический периоды и рококо-кубизм – не обращал никакого внимания. У него появилась собственная радость – свой период, готический.


Субботний вечер


Стол и стулья

Термин «готический» здесь не более точен, чем «импрессионизм», «фовизм» или «кубизм». Так, некая ассоциация, родившаяся у кого-нибудь из критиков благодаря мрачному колориту, вытянутым пропорциям и ломким силуэтам, что особенно видно в «Субботнем вечере». Но, конечно, это совершенно отличается от того, что в это время делали его соратники по авангардизму. Подобные намеки на готику можно было найти разве что у немцев-экспрессионистов, но никак не во Франции, от которой Дерен все-таки не отрывается – уроки родного ему кубизма видны на каждом шагу.

Еще Дерен в это время, т.е. между где-то 1911 годом и началом войны, пишет работу, которую так и тянет назвать по аналогии с готикой как-нибудь так, чтобы актуализировать в ней сходство с северным Ренессансом. Но не получается. Вернее, получается, но криво – северно-ренессансное что-то выходит. Короче, вы поняли.


Пейзаж

Что здесь удивительного? Высокая точка зрения, первый план и за ним – провал в пространство, в самую дальнюю даль, где, несмотря на расстояние, хорошо видны детали. Брейгеля вспомнили?


Падение Икара

Очень нехарактерная картинка для того искусства у Дерена получилась, не единственная такая у него, кстати. Но вполне логичная для развития искусства самого Дерена, о чем разговор еще будет.

Готический период для Дерена закончился с началом Первой мировой войны, которую он всю отвоевал в качестве рядового. Хочется пошутить по поводу готики-готов-немцев-войны-с-ними*, но не буду. В тексте про Дерена шуток быть не может – он был человек серьезный.

После войны Дерен вместе с общим мощным авангардистским трендом впадает в неоклассику. Вот где ему пригодилось то, что он в молодости переступал порог Лувра (его друг Вламинк не переступал и этим гордился) и ездил в Италию. Какая-то легкая, неуловимая классичность вообще свойственна Дерену после фовизма. Аполлинер и до неоклассики называл его «античным». Эта классичность/античность чувствуется в ритме, в устойчивости предметов и фигур, в пропорциях, в спокойствии как главном состоянии его работ. А вообще, эволюция Дерена как-то странно совпадает периодизацией в истории искусства. Период его фовизма и кубизма можно назвать архаикой, т.к. оба эти направления во многом ориентировались именно на архаические формы искусства, да и сами выглядят дико. Потом у него наступила готика, потом – северный Ренессанс. И теперь вот, к началу 20-х гг., он добрался до итальянского высокого Ренессанса и классицизма.

Поворот авангардизма к неоклассике был спровоцирован несколькими причинами. Вместе с дадаизмом закончился период бури и натиска. Авангардизм состоялся, показал всем кузькину мать, захватил большой плацдарм и теперь, в надежной тени традиции, мог заняться перегруппировкой сил. К перегруппировке склоняла и послевоенная ситуация. Первая мировая война, эта странная и страшная бойня, радикальным образом поставила вопрос – каким должен быть новый мир и, соответственно, новое искусство. В таких взвешенных состояниях всегда тянет к корням (в 1917 году Дерен писал, что мечтает о «милых лицах женщин и детей» и пейзажах, которые можно видеть «без дыма и пороха»). Кроме того, в то время, после 20 с лишним лет неустанной борьбы с традиционным искусством обращение к его формам выглядело как очередное новаторство, т.е. с этой стороны неоклассицизм полностью вписывался в авангардистскую парадигму.

Читайте также  Картина "тихая обитель", исаак левитан, 1890


Пьеро и Арлекин


Обнаженная с кошкой


Фрукты

Дерен так и не слез с неоклассики до самой смерти. Он варьировал в качестве источников искусство разных мастеров – Энгра, Рафаэля, Ватто, Пуссена, Коро, Робера. Естественно, это не было подражанием, это была традиция, пропущенная через мясорубку авангардизма – все его уроки не были забыты. Они видны и в вольном обращении с воздушной и линейной перспективой, и в манере наложения краски, и в неправильностях анатомии, и в обобщенной светотеневой моделировке, и в несоответствии цвета в картине природному.

А тем временем, пока авангардизм занимался перегруппировкой, тихонько подкралась Вторая мировая война. Дерен остался в оккупированной Франции. В 1941 году группу французских мастеров культуры — Дерена в том числе – пригласил в Германию на свою официальную и официозную выставку Арно Брекер. Это был главный скульптор Рейха. В 20-х годах он работал в Париже и познакомился со многими французскими авангардистами. Брекер был во многом создателем нацистского искусства – его работы были сделаны в духе неоклассики, так ласкавшей глаз практически всех начальников тоталитарных режимов. Неоклассика эта мало чего общего имела с той, о которой я говорил чуть раньше – это было сухое, достаточно подражательное, пафосное и совершенно идеологизированное искусство.


Арно Брекер. Ариец

Нацисты сделали из визита французской делегации пропагандистскую акцию, типа, французы в лице представителей своей культурной элиты приняли новый порядок вещей и готовы к сотрудничеству. В делегацию, кроме Дерена, входили Майоль, Ван Донген, Кокто, Вламинк. Вообще, по крайней мере, Ван Донгена, Вламинка и Дерена нацисты должны были бы отнести к дегенеративному искусству, но тут они, видимо, из политических соображений на это дело плюнули. Когда же Франция была освобождена, Дерен был объявлен коллаборационистом и пострадал в этом смысле больше остальных делегатов. За дело, конечно – а не езди куда попало. Нет, его не судили, но он стал нерукопожатным и в обществе практически не появлялся. Работы его в это время, понятное дело, были довольно мрачными.


Дорога и дерево

Так он и умер, в затворничестве.


Натурщица

Последняя работа Дерена, над ней он работал в день смерти.

Бонус:


Тайная вечеря

Это работа кубистического периода. Очень нехарактерный для кубистов сюжет.

* Опять же к вопросу об относительности терминов. По одной из версий, готика названа так ренессансными итальянцами потому, что ассоциировалась у них с отсталыми немцами (готами). Это при том, что готику придумали французы, аббат Сугерий из Сен-Дени, собственно.

Дерен, Андре (1880 – 1954). Картины художников

Тропинка в скалах. 1911 г. ГМИИ им Пушкина. А.Дерен

Тем, кто неравнодушен к изобразительному искусству XX века и повезло совершить тур во Францию, следует обратить внимание на творчество одного из его наиболее заметных представителей. Андре Дерен – французский живописец, книжный иллюстратор, гравер, скульптор, один из основателей фовизма родился 10 июня 1880 г. Заниматься живописью он начал в Шату в 1895 г., его учителем был местный художник. В 1898-1900 гг. Дерен учился в Париже в академии Карьера, где познакомился с А.Матиссом, Ж.Пюи и А.Марке. Очень скоро Дерен оставил академию и начал учиться самостоятельно. Большое влияние на формирование его художественного стиля оказало искусство В. Ван Гога, П.Сезанна и П.Гогена. В 1900 г. он познакомился с М.Вламинком. Вдвоем они работали в окрестностях Шату, создавая пейзажи, отмеченные чертами фовизма. В 1905 г., вместе с А.Матиссом, Дерен совершил поездку на юг Франции, в Коллиур. Под впечатлением природы Коллиура и, особенно, южного освещения, он создает яркие и красочные пейзажи. Чувство цвета, присущее Дерену, делает его живопись целостной и гармоничной. Красные мачты, пересекающие пространство залива, сочетаются с желто-зелеными оттенками травы в картине художника Порт в Коллиуре (1905, Музей современного искусства, Париж). Все пространство полотна пронизано теплым светом южного солнца.

Работам художника, написанным в 1900-х гг., свойственна экзальтация цвета, в котором как будто исчезают очертания реальных предметов:

  • Порт в Гавре (1905-1906 гг., Эрмитаж).
  • Дорога среди гор (1907 г., Эрмитаж).
  • Виноградники весной (ок. 1906 г., Художественный музей, Базель).

Вскоре, оставив Средиземноморье, Дерен едет в Лондон. Пейзажи этого периода, выполненные в духе фовизма, проникнуты стремлением передать природные контрасты. Их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов. Картины художника сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905 г. Созвучия синих, красных и зеленых тонов создавали ощущение влажной, подвижной атмосферы города:

  • Лондонская гавань (1906 г., Галерея Тейт, Лондон).
  • Биг Бен (1905 г., частное собрание, Труа).
  • Темза (Городской музей, Амстердам).
  • Вестминстерский мост (1906 г., частное собрание, Париж).

В 1907 г. состоялось знакомство Дерена с П. Пикассо, что сильно повлияло на его живописную манеру.

Цветовая гамма художника становится более сдержанной, а формы – простыми и лаконичными. Пейзажи и натюрморты постепенно становятся ближе работам П.Сезанна и ранних кубистов:

  • Монтрёй-сюр-Мер. Гавань (1910 г., Эрмитаж).
  • Роща (ок. 1912 г., Эрмитаж).
  • Старый мост в Кане (1910 г., Национальная галерея, Вашингтон).
  • Натюрморт на столе (1910 г., Музей современного искусства, Париж).

Характерной работой этого периода, стала картина художника “Гавань в Провансе” (1912 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Художник пишет голубую ленту залива, уходящего вдаль, белые дома на берегу, изумрудные склоны гор, поросшие деревьями, огромную скалу, заслонившую небо. Более темный передний план картины, выдержанный в зеленых и коричневых тонах, служит рамой для светлого дальнего плана. Пейзаж безлюден, у причала стоят пустые лодки, по воде движутся парусники, на которых не видно команды. Воздух, наполняющий пространство, чист и прозрачен. Главное средство выразительности в этом произведении не цвет, а рисунок, с помощью которого художник делает пейзаж четким и реальным.

Во время Первой мировой войны Дерен оказался на фронте. Печальные картины смерти и разрушений, вызванных войной, оставили глубокий след в его душе. Теперь художника меньше интересует пейзаж, он обращается к портрету, сюжетным композициям с человеческими фигурами:

  • Тайная вечеря (1913 г., Художественный институт, Чикаго).
  • Люси Канвейлер (1913 г., Музей современного искусства, Париж).
  • Субботний день (1911-1914 гг., ГМИИ, Москва)
  • Девушка в черном (1914 г.)

“Лодки в Нуармутье” (1950 г., частное собрание, Труа) построена на контрастах желтых оттенков песка и неба и темных красок воды. Кажутся хрупкими и нереальными силуэты лодок, намеченных тонкой линией на темно-зеленой поверхности воды. С 1920-х гг. Дерен приходит к строгому, классическому рисунку, часто прибегая к стилизации творчества своих предшественников. От последних картин художника, представляющих мир зыбким и фантастичным, веет печалью и одиночеством – Пейзаж (1954 г. частное собрание, Франция). Сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: