Хуан пантоха де ла крус — биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Хуан пантоха де ла крус — биография и картины

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика
Пантоха де ла Крус

Пантоха де ла Крус

Пантоха де ла Крус, Хуан (Pantoja de la Cruz, Juan) 1533, Вальядолид — 1608, Мадрид. Испанский живописец. Мастер придворного портрета. Учился у А. Санчеса Коэльо, работал в его мастерской, копировал его работы. Испытал влияние Тициана, А. Мора, позднеманьеристического европейского портрета. Работал в Мадриде, Вальядолиде, сопровождая переехавший туда в 1602-1606 двор, в Эскориале, Лерме, Мадригале, Бургосе, Толедо. После смерти А. Санчеса Коэльо получил почетное место личного художника короля Филиппа II, а с 1598 — Филиппа III. До этой даты составить представление о жизни и деятельности мастера значительно сложнее, нежели в последующие годы, от которых в дворцовых архивах сохранились конкретные сведения и счета, а также завещание 1608, свидетельствующее об огромном объеме работ, о множестве заказов различного характера. Пантоха создавал для церковных алтарей религиозные композиции, где использовал, возможно, под влиянием молодого Ф. Рибальты, эффекты светотени, ночного освещения, созвучные распространенной в Испании живописи караваджизма (Св. Августин и Св. Николай Толентийский, 1601, для коллекции Марии де Арагон в Мадриде; Рождество Девы Марии, 1603; Рождество Христа, 1603; Непорочное зачатие, 1603, все — Мадрид, Прадо), натюрморты с жанровыми мотивами (бодегоны, не сохранились), декоративное оформление дворцовых празднеств и маскарадов, эскизы произведений скульптуры, в т. ч. для бронзовой конной статуи Филиппа III на пласа Майор в Мадриде (итальянские скульпторы Дж. да Болонья и П. Такка). Входил в круг испанской художественной элиты, среди его почитателей — Лопе де Вега и Ф. Кеведо; вероятно, был знаком с Эль Греко, Ф. Рибальтой, а в 1603 с Рубенсом, посетившим Испанию. О его высоком профессионализме свидетельствует последний крупный заказ 1607, связанный с восстановлением портретной галереи Габсбургов, созданной Тицианом, А. Мором, Софонисбой Ангисшолой и пострадавшей при пожаре загородного дворца Эль Пардо в 1604. Эти работы испанца, в ту пору возглавлявшего большую мастерскую, оставались, судя по описаниям, во дворце до 1703, их дальнейшая судьба неизвестна. Таков был удел и многих других произведений Пантохи, о существовании которых можно судить только по документам. Практика повторений и копий портретов, посылаемых ко дворам Германии, Фландрии, Англии, затрудняющая установление авторства, датировки и точной идентификации изображенных лиц, породила немало сложностей в изучении наследия Пантохи, как и всего испанского придворного портрета XVI в., лишь в последние годы привлекшего углубленное внимание исследователей. В ранний период творчества (1580-1590) Пантоха был тесно связан с традициями А. Санчеса Коэльо, создателя испанского придворного портрета с его изобразительными приемами возвеличения и идеализации социально значимой модели и вместе с тем отличавшегося объективной тонкостью сходства, портретной достоверностью подчас заурядного и малопривлекательного лица. Представленные во весь рост или поколенно статичные фигуры в однотипных позах, с однообразными жестами и аксессуарами, облаченные в великолепные костюмы с тщательно выписанными драгоценными деталями, отмечены печатью величавого бесстрастия. К произведениям Пантохи 1580-х принадлежит группа портретов семейства Перштейн и де Арагон в чешском собрании замка Роудниц (ныне Нелотовес близ Роудница), атрибуции которых вызывают немало разногласий. Уступая своему учителю в живописной одаренности, Пантоха обогащает памятно-репрезентативную функцию портрета новыми приемами: изменением композиции с приближением крупных фигур к передней плоскости холста и расширением пространства фона, введением торжественных декоративных мотивов (занавеса, элементов архитектуры), повышенной роскошью костюма. Однако задача возвеличивания модели не препятствует точному и объективному ощущению художником конкретной натуры. Работая в Эскориале в 1590-е, Пантоха создает портреты наследника престола инфанта Филиппа (1590-1592, 1594, Вена, Музей истории искусства), его же в облике монарха (Портрет Филиппа III, 1606, Мадрид, Прадо) и особенно известный Портрет Филиппа II (1590-е, Эскориал, библиотека), при всей его репрезентативности — образ старческой немощи. Среди произведений Пантохи существует небольшая группа более камерных погрудных портретов, выходящих за рамки придворного канона и более глубоко раскрывающих характер, внутреннюю жизнь незаурядной человеческой личности — сидящий за рукописью, обдумывающий свои мысли ученый и писатель падре Сигуэнса, первый хранитель эскориальной библиотеки (1601, Эскориал, библиотека); возможно, ректор Коллегии Марии де Арагон Эрнандо Рохас с живым выражением лица (1595), рыцарь ордена Сант Яго (1601, оба — Мадрид, Прадо), в утонченном облике которого сказалась возможная зависимость Пантохи от портретов Эль Греко, в ту пору широко известных в испанском обществе. Однако общая тенденция работ Пантохи кон. 1590 — первых лет XVII в. состояла в усилении торжественности, изысканной декоративности образа; особую роль приобретают уравновешенность несколько геометризированной композиции, обобщенный ритм линий сочетается с дробностью мельчайших, написанных рукой миниатюриста (известно, что мастер обращался и к портретной миниатюре) деталей драгоценных украшений, узорчатого орнамента, огромных гофрированных воротников, вошедших в моду (портреты испанских наместников Нидерландов Изабеллы Клары Евгении, сер. 1590-х, эрцгерцога Альберта, 1599, Мадрид, Прадо; королевы Марианны Австрийской, супруги Филиппа III, 1605, Лондон, Бакингемский дворец; Хьюстон, Музей; 1606, Мадрид, Прадо; Сантьяго де Куба, Музей Бакарди). К числу выразительных произведений мастера принадлежит единственно достоверный в наших собраниях портрет дона Диего де Вильямайора (1605, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Архаичность и условность приемов с развернутой на плоскости полуфигурой юного гранда, выражение холодной замкнутости отталкивающе неприятного лица с чертами дегенерации создают запоминающийся образ, словно сошедший со страниц испанской истории. В творчестве Пантохи де ла Крус, сыгравшего значительную роль в развитии национальной живописи, отразилась проблема сложения типа сословного портрета, возникшего в Европе на маньеристической основе и переходного к эпохе барокко. Портрет этого типа сочетал в противоречивом единстве физиономическую точность и узорчатую плоскостную условность, конкретность реалий и рафинированность придворной культуры. В произведениях учеников и последователей Пантохи резко усилились заметные уже и у самого мастера черты внешней декоративности; решительное обновление испанского портрета наступило в XVII столетии.

Лит.: Каганэ Л. Л. Хуан Пантоха де ла Крус. Л., 1969; Kushe M. Pantoja de la Cruz. Madrid, 1964; Breuer-Hermann S. Alonso Sanchez Coello y el retrato en la corte de Felippe II. Museo del Prado. Madrid, 1990.

Хуан Пантоха де ла Крус, 1553–1608, Spain — Парадный портрет испанского двора

Хуан Пантоха де ла Крус (1553, Вальядолид — 26 октября 1608, Мадрид) — испанский художник. Работал при дворе Филиппа II, и Филиппа III, официальный придворный портретист.

Juan Pantoja de la Cruz,
Portrait of Doña Ana de Velasco y Girón, duchesse of Bragance
1603
Collection Alicia Koplowitz

Juan Pantoja de la Cruz
König Philipp III.(1578-1621) von Spanien, Bildnis in ganzer Figur als General der Infanterie (Im Hintergrund: Die Belagerung von Ostende 1601-1604)
um 1601/1602
Leinwand_192 x 130 x 7 cm
Kunsthistorisches Museum, Gemäldegalerie

Хуан Пантоха де ла Крус был уроженцем Испании, также как и его учитель художник Алонсо Санчес Коэльо. Он родился в Вальядолиде около 1553 г. и умер в Мадриде в октябре 1608 г.

Juan Pantoja de la Cruz
Infanta Ana Mauricia,
1607
Baltimore Museum of Art Baltimore MD

Workshop of Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Anne of Austria

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Porträtt, Filip III, kung av Spanien
Skoklosters slott

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Deutsch: König Philipp IV. von Spanien (1605-1665) in geistlichem Gewand und seiner Schwester Infantin Anna (1601-1666), Bildnis in ganzer Figur
1607
oil on canvas 118 x 124 cm
Kunsthistorisches Museum

Читайте также  Описание картины "кувшинки", клод моне

Предположительно он прибыл в столицу в очень молодом возрасте и оказался в мастерской Санчеса Коэльо, с которым, как считают некоторые испанские исследователи, его могли связывать родственные узы. В период, пока Пантоха работал в мастерской своего учителя, он практически не подписывал свои работы, хотя некоторые анонимные произведения атрибутируются как принадлежащие его кисти. После смерти Санчеса Коэльо, придворного королевского художника, ситуация меняется и Пантоха становится независимым мастером.

Juan Pantoja de la Cruz
Portrait of Philip III of Spain

1605 and 1608
oil on canvas
Royal Collection

Официальным живописцем двора Пантоха стал после вступления на трон Филиппа III в 1598 г., и с этого момента ведется детальная документация его произведений.

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Portrait of Margaret of Austria (1584-1611), queen of Spain (detail)
between 1605 and 1608
oil on canvas
Royal Collection

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Portrait of Margaret of Austria (1584-1611), queen of Spain (detail)
between 1605 and 1608
oil on canvas
Royal Collection

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
after Titian (1490–1576)
Holy Roman Emperor Karl V (also Don Carlos I of Spain)
1605
oil on canvas 183 × 110 cm
Prado Museum

Пантоха де ла Крус, Хуан
Император Карл V (деталь)
1605, 183 см x110 см, холст, масло
Музей Прадо:

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Queen Elizabeth of Valois, third wife of Philip II
1605
oil on canvas 120.1 × 84 cm
Prado Museum

Характеризуя стиль его полотен, исследователи отмечают, что Пантоха достоверно писал одежду и драгоценности, вдаваясь в мелкие подробности и не избегая сухой объективности фламандской традиции. А его трактовка лиц, однако, ясно свидетельствует об изучении им венецианской портретной живописи, в особенности Тициана. Лучшими произведениями Пантохи считаются его портреты малолетних инфант, где жесткость изображения все же сочетается с заметным обаянием.

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Infantin Anna (1601-1666), Königin von Frankreich, Bildnis in ganzer Figur mit einem Löwenäffchen
1604
oil on canvas 99 x 80 cm
Kunsthistorisches Museum

Anonymous
attributed to Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
John of Austria (1547-1578)
probably second half of 16th century
oil on canvas 223 × 118 cm
Prado Museum

Juan Pantoja de la Cruz
MADRID 1551 — 1608
PORTRAIT OF PHILIP III, KING OF SPAIN (1578-1621)
oil on canvas
39 1/4 by 31 in.; 99.7 by 78.7 cm.

В своих портретах короля Филиппа II Пантоха отталкивался от концепции своего учителя, развивая при этом парадный портрет в сторону большей репрезентативности.
Творчество Пантохи — следующая ступень складывания общего типа т. н. «сословного портрета», т. н. «испанской формулы» портрета.

Juan Pantoja de la Cruz
Portrait of Margaret of Austria (1584-1611), queen of Spain.
1606
oil on canvas 207 × 122 cm
Prado Museum

Circle of Juan Pantoja de la Cruz
PORTRAIT OF A BEARDED KNIGHT, THREE-QUARTER LENGTH, WEARING ARMOUR AND THE ORDER OF SAINT MICHAEL
oil on canvas
118 by 89.7 cm.; 46 1/2 by 35 3/8 in.

Juan Pantoja de la Cruz
Madrid 1551 — 1608
PORTRAIT OF A LADY OF THE COURT OF PHILIP III
1600-07_oil on canvas
98.3 by 71.2 cm.

В последние несколько лет многие из его работ, также как и полотен Санчеса Коэльо, приписываются современными исследователями работавшей в те же годы при дворе итальянской художнице С.Ангиссоле. Тем не менее, сами эти картины не подписаны никем из художников собственноручно.

Juan Pantoja de la Cruz
MADRID 1551 — 1608
PORTRAIT OF PRINCE FELIPE EMMANUELE (1586-1605) OF SAVOY, HALF LENGTH, WEARING THE BADGES OF THE ORDERS OF THE ANNUNZIATA AND ST. MAURICIUS AND LAZARUS

Атрибуция этих портретов членов королевской семьи Санчесу Коэльо и Пантохе была проведена в 19 и 20 вв. как по стилю, так и согласно официальным платежным ведомостям двора.

Studio of Juan Pantoja de la Cruz
MADRID 1551 — 1608
PORTRAIT OF ARCHDUKE ALBERTO OF AUSTRIA (1559-1621), RULER OF FLANDERS, HALF LENGTH, WEARING RICHLY DECORATED CEREMONIAL ARMOUR AND THE ORDER OF THE GOLDEN FLEECE
1600
oil on canvas 63.5 by 51 cm

attributed to Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
La infanta Catalina Micaela de Austria
circa 1585
oil on canvas 112 cm 98 cm
Prado Museum, Depositado en el El Escorial

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Retrato del príncipe Felipe Manuel de Saboya (1586-1605)
circa 1604
oil on canvas 111.5 cm 89.5 cm
Bilbao Fine Arts Museum

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Infantin Anna (1601-1666), Königin von Frankreich, Bildnis in ganzer Figur im Alter von neun Monaten
1602
oil on canvas 81 x 71 cm
Kunsthistorisches Museum

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
La infanta Isabel Clara Eugenia
between circa 1598 and circa 1599
oil on canvas 112 cm 89 cm
Prado Museum

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Philip III of Spain
1608
oil on canvas_ 204 cm х 102 cm
Louvre Museum

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Infanta Isabella Clara Eugenia of Spain
1599

Новое в блогах

Сообщество «Клуб интеллектуалов»

Хуан Пантоха де ла Крус, 1553–1608, Spain — Парадный портрет испанского двора

Хуан Пантоха де ла Крус (1553, Вальядолид — 26 октября 1608, Мадрид) — испанский художник. Работал при дворе Филиппа II, и Филиппа III, официальный придворный портретист.

Juan Pantoja de la Cruz,
Portrait of Doña Ana de Velasco y Girón, duchesse of Bragance
1603
Collection Alicia Koplowitz

Juan Pantoja de la Cruz
König Philipp III.(1578-1621) von Spanien, Bildnis in ganzer Figur als General der Infanterie (Im Hintergrund: Die Belagerung von Ostende 1601-1604)
um 1601/1602
Leinwand_192 x 130 x 7 cm
Kunsthistorisches Museum, Gemäldegalerie

Хуан Пантоха де ла Крус был уроженцем Испании, также как и его учитель художник Алонсо Санчес Коэльо. Он родился в Вальядолиде около 1553 г. и умер в Мадриде в октябре 1608 г.

Juan Pantoja de la Cruz
Infanta Ana Mauricia,
1607
Baltimore Museum of Art Baltimore MD

Workshop of Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Anne of Austria

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Porträtt, Filip III, kung av Spanien
Skoklosters slott

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Deutsch: König Philipp IV. von Spanien (1605-1665) in geistlichem Gewand und seiner Schwester Infantin Anna (1601-1666), Bildnis in ganzer Figur
1607
oil on canvas 118 x 124 cm
Kunsthistorisches Museum

Предположительно он прибыл в столицу в очень молодом возрасте и оказался в мастерской Санчеса Коэльо, с которым, как считают некоторые испанские исследователи, его могли связывать родственные узы. В период, пока Пантоха работал в мастерской своего учителя, он практически не подписывал свои работы, хотя некоторые анонимные произведения атрибутируются как принадлежащие его кисти. После смерти Санчеса Коэльо, придворного королевского художника, ситуация меняется и Пантоха становится независимым мастером.

Читайте также  Картина «царь иван васильевич грозный», васнецов — описание и видео

Juan Pantoja de la Cruz
Portrait of Philip III of Spain

1605 and 1608
oil on canvas
Royal Collection

Официальным живописцем двора Пантоха стал после вступления на трон Филиппа III в 1598 г., и с этого момента ведется детальная документация его произведений.

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Portrait of Margaret of Austria (1584-1611), queen of Spain (detail)
between 1605 and 1608
oil on canvas
Royal Collection

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Portrait of Margaret of Austria (1584-1611), queen of Spain (detail)
between 1605 and 1608
oil on canvas
Royal Collection

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
after Titian (1490–1576)
Holy Roman Emperor Karl V (also Don Carlos I of Spain)
1605
oil on canvas 183 × 110 cm
Prado Museum

Пантоха де ла Крус, Хуан
Император Карл V (деталь)
1605, 183 см x110 см, холст, масло
Музей Прадо:

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Queen Elizabeth of Valois, third wife of Philip II
1605
oil on canvas 120.1 × 84 cm
Prado Museum

Характеризуя стиль его полотен, исследователи отмечают, что Пантоха достоверно писал одежду и драгоценности, вдаваясь в мелкие подробности и не избегая сухой объективности фламандской традиции. А его трактовка лиц, однако, ясно свидетельствует об изучении им венецианской портретной живописи, в особенности Тициана. Лучшими произведениями Пантохи считаются его портреты малолетних инфант, где жесткость изображения все же сочетается с заметным обаянием.

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Infantin Anna (1601-1666), Königin von Frankreich, Bildnis in ganzer Figur mit einem Löwenäffchen
1604
oil on canvas 99 x 80 cm
Kunsthistorisches Museum

Anonymous
attributed to Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
John of Austria (1547-1578)
probably second half of 16th century
oil on canvas 223 × 118 cm
Prado Museum

Juan Pantoja de la Cruz
MADRID 1551 — 1608
PORTRAIT OF PHILIP III, KING OF SPAIN (1578-1621)
oil on canvas
39 1/4 by 31 in.; 99.7 by 78.7 cm.

В своих портретах короля Филиппа II Пантоха отталкивался от концепции своего учителя, развивая при этом парадный портрет в сторону большей репрезентативности.
Творчество Пантохи — следующая ступень складывания общего типа т. н. «сословного портрета», т. н. «испанской формулы» портрета.

Juan Pantoja de la Cruz
Portrait of Margaret of Austria (1584-1611), queen of Spain.
1606
oil on canvas 207 × 122 cm
Prado Museum

Circle of Juan Pantoja de la Cruz
PORTRAIT OF A BEARDED KNIGHT, THREE-QUARTER LENGTH, WEARING ARMOUR AND THE ORDER OF SAINT MICHAEL
oil on canvas
118 by 89.7 cm.; 46 1/2 by 35 3/8 in.

Juan Pantoja de la Cruz
Madrid 1551 — 1608
PORTRAIT OF A LADY OF THE COURT OF PHILIP III
1600-07_oil on canvas
98.3 by 71.2 cm.

В последние несколько лет многие из его работ, также как и полотен Санчеса Коэльо, приписываются современными исследователями работавшей в те же годы при дворе итальянской художнице С.Ангиссоле. Тем не менее, сами эти картины не подписаны никем из художников собственноручно.

Juan Pantoja de la Cruz
MADRID 1551 — 1608
PORTRAIT OF PRINCE FELIPE EMMANUELE (1586-1605) OF SAVOY, HALF LENGTH, WEARING THE BADGES OF THE ORDERS OF THE ANNUNZIATA AND ST. MAURICIUS AND LAZARUS

Атрибуция этих портретов членов королевской семьи Санчесу Коэльо и Пантохе была проведена в 19 и 20 вв. как по стилю, так и согласно официальным платежным ведомостям двора.

Studio of Juan Pantoja de la Cruz
MADRID 1551 — 1608
PORTRAIT OF ARCHDUKE ALBERTO OF AUSTRIA (1559-1621), RULER OF FLANDERS, HALF LENGTH, WEARING RICHLY DECORATED CEREMONIAL ARMOUR AND THE ORDER OF THE GOLDEN FLEECE
1600
oil on canvas 63.5 by 51 cm

attributed to Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
La infanta Catalina Micaela de Austria
circa 1585
oil on canvas 112 cm 98 cm
Prado Museum, Depositado en el El Escorial

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Retrato del príncipe Felipe Manuel de Saboya (1586-1605)
circa 1604
oil on canvas 111.5 cm 89.5 cm
Bilbao Fine Arts Museum

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Infantin Anna (1601-1666), Königin von Frankreich, Bildnis in ganzer Figur im Alter von neun Monaten
1602
oil on canvas 81 x 71 cm
Kunsthistorisches Museum

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
La infanta Isabel Clara Eugenia
between circa 1598 and circa 1599
oil on canvas 112 cm 89 cm
Prado Museum

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Philip III of Spain
1608
oil on canvas_ 204 cm х 102 cm
Louvre Museum

Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608)
Infanta Isabella Clara Eugenia of Spain
1599

Испанский художник Пантоха де ля Крус

Автор:
Павел Ин

На заметку: На сайте проекта «Эксперты.Туристер.Ру» (experts.tourister.ru) желающие отдохнуть в Тенерифе могут узнать цены на экскурсии на Тенерифе. Здесь собрано много информации про отдых и экскурсии на острове Тенерифе.

Пантоха де ля Крус (1553-1608)

Пантоха де ля Крус был при­дворным портретистом испанских королей Филиппа II и Филип­па III. Естественно, что в своем творчестве он был обязан возве­личивать и восхвалять своих ге­роев: персон королевской крови, высшую аристократию, дворянст­во. И в этой области художник достиг высокого профессиональ­ного мастерства.

К тому времени, когда Пантоха начал работать при дворе, парад­ный портрет уже имел свою ис­торию развития. Она началась еще в конце XV века при кас­тильском дворе, куда стекались многие испанские и европейские художники. Изабелла Кастиль­ская и Фернандо Арагонский по­кровительствовали искусствам. Там работали уроженец Таллина Михаэль Спттов, нидерландец Ху­ан де Фландес, испанец Педро де Апонте.

Но уже в начале XVI века мест­ная традиция портретного искус­ства начинает затухать. Испан­ские художники используются лишь как ремесленники, а коро­левские заказы выполняют приез­жие живописцы Тициан и Антонис Мор.

Во второй половине XVI столе­тия, когда страной управлял це­леустремленный и властолюбивый Филипп II, в Испании наступает этап определенного расцвета всей культуры. Страна начинает осво­бождаться от средневековой схо­ластики и абстрактной религиоз­ной учености. Проявляется инте­рес к математике, астрономии, развивается мореплавание. Рас­цветают плутовской роман — осо­бый литературный жанр — и на­родный театр. В живописи тоже реалистические традиции постепен­но завоевывают себе главное ме­сто. Это происходит как в рели­гиозном жанре, так и в светском. Портрет — наиболее далекий от религиозных задач жанр испан­ского искусства.

В портрете принято выделять две тенденции. Представители одной (Моралес, Эль Греко) выражают интерес к внутреннему миру чело­века. Другие — вторая тенденция, представленная придворными ху­дожниками, — стремятся к обоб­щенной характеристике, к боль­шей правдивости в передаче де­талей, к репрезентативности. Ха­рактер их произведений во мно­гом определялся спецификой при­дворной жизни.

Главой школы испанского при­дворного портрета по праву счи­тается Алонсо Санчес Коэльо (1543—1588). Это именно он был создателем того типа портрета, в котором, при всей репрезентатив­ности и официальности, находили

свое выражение все специфиче­ские черты физического облика модели. Коэльо умело подчерки­вал изящество своих героев, их высокое общественное положение, но и не скрывал того, что это бы­ли люди со всеми присущими им слабостями.

Читайте также  Картина «радуга», куинджи — описание

Помимо правдивости изображе­ния в портретах Коэльо много чисто технических новшеств: уме­лая передача пространства интерь­ера, отработанность поз и жестов, предназначенных для того, чтобы подчеркнуть ту социальную грань, которая лежит между зрителем и моделью.

И хотя произведения Пантохи де ля Круса несут в себе не­сколько иные художественные проблемы, его можно назвать са­мым последовательным учеником А. Санчеса Коэльо. Документальных сведений о жиз­ни Хуана Пантохи де ля Круса почти не сохранилось. По обры­вочным документам и свидетель­ствам современников были уста­новлены годы его жизни и смер­ти. Можно предполагать, что в 1580-е годы он был уже связан с двором Филиппа II. После смер­ти Санчеса Коэльо Пантоха, ви­димо, унаследовал его права и обязанности придворного живо­писца. Он получил при дворе не­сколько почетных званий. В его обязанности входило не только написание картин: художник ис­полнял некоторые поручения чи­сто придворного характера. Та­ким образом, все, что мы знаем о Пантохе де ля Крусе, связано непосредственно с жизнью испан­ского двора. Это относится и к его творчеству.

Помимо портретов королевской семьи Пантоха часто исполнял заказы придворных. Он также писал религиозные и жанровые картины, делал рисунки украше­ний и костюмов к маскарадам, участвовал в декоре дворцовых помещений. Словом, он исполнял все обязанности придворного ма­стера, был своего рода универса­лом. Часто получение им заказов было связано с каким-либо круп­ным событием, происходившим в королевской семье, — рождением наследника, празднованием юби­лея и пр.

Хотя неизвестно, где учился Пан­тоха де ля Крус, можно сказать, что он прошел хорошую школу. Его живописная манера отличает­ся прежде всего высоким профес­сионализмом. Он добросовестно следует всем тем ремесленным приемам, которые получил от своих учителей: в его живописи чувствуется основательность сред­невековой традиции. Поэтому все его творчество необыкновенно цельно. Мы не найдем здесь ни трагизма его современника Эль Греко, ни философичности друго­го испанца — Веласкеса. Картины Пантохи могут пока­заться на первый взгляд однооб­разными. Однако это не так, его творчество претерпело несомнен­ную эволюцию. Первый период его деятельности определяется 1580—1590-ми годами и связан с явным воздействием его пред­шественника и, думается, духов­ного учителя Санчеса Коэльо. Второй период начинается концом 90-х годов и продолжается до конца жизни художника. Это время его творческой зрелости.

Хуан Пантоха де ла Крус

Хуан Пантоха де ла Крус (1553 — 26 октября 1608 г. ) — испанский живописец, один из самых представительных придворных живописцев испанской школы. Он работает на Филиппа II и Филиппа III . В музее Прадо собраны образцы его сурового портретного стиля.

Резюме

  • 1 Биография
  • 2 Стиль
  • 3 Примечания и ссылки
  • 4 приложения
    • 4.1 Библиография
    • 4.2 Внешние ссылки

биография

Хуан Пантоха де ла Крус родился в 1553 году в Вальядолиде . О его становлении как художника известно очень мало. Он был учеником придворного художника Алонсо Санчеса Коэльо в Мадриде и, должно быть, помогал своему хозяину выполнять свои обязанности художника испанского короля Филиппа II. Пантоха, вероятно, продолжает работать в мастерской своего мастера после завершения обучения. Женившись в 1585 году, он в это время начал рисовать для двора . После смерти Санчеса Коэльо в 1588 году Пантоха принял мастерскую своего хозяина и стал придворным художником Филиппа II Испании.

Он продолжал работать для двора и дворянства и писал портреты принца Филиппа, будущего Филиппа III, в 1592 и 1594 годах. Среди его самых известных работ — портрет Филиппа II в плаще и шляпе черного цвета, нарисованный вокруг 1594 год для Escurial . Этот портрет — одно из лучших воплощений идеи испанского величия, основанной на отчуждении монарха. Когда Филипп II умер в 1598 году, Филипп III подтвердил статус Пантохи как придворного художника. Когда в 1601 году двор переехал в Вальядолид , Пантоха переехал в новую столицу и оставался там несколько лет.

Хуан Пантоха де ла Крус написал большое количество государственных портретов, объединив усилия своей мастерской, своих слуг, учеников и сотрудников. Он прежде всего портретист, связанный с королевской семьей (которую он сопровождает в поездках в Вальядолид , Бургос , Лерму и Эскуриаль ) и высшей аристократии. Пантоха также писал религиозные произведения, в основном по заказу испанской королевы Маргариты Австрийской Штирии , жены Филиппа III. Картины Пантохи на религиозные темы также содержат многочисленные портреты вспомогательных фигур, например, в «Рождении Богородицы» (1603 г.), в котором он изображает мать королевы. Еще он пишет натюрморты , но, как и его потолочные фрески, они до нас не дошли. Пантоха возвращается ко двору Мадрида и умирает там 26 октября 1608 г. .

Стиль

Пантоя представляет собой одну из высших точек маньеристской эстетики портретной живописи. Он следует испанской традиции королевских портретов, начатой ​​со знаменитого портрета Карла V работы Тициана , копия которого, сделанная Пантохой, находится в Эскориале. Антонис Мор , Алонсо Санчес Коэльо и сам Пантоха продолжают традицию. Его искусство подвергалось резкой критике со стороны историков, предостерегающих от неитальянского портрета и отвергающих его как художника двора Филиппа III, «банального», «скучного», но «трудолюбивого». Формула композиции государственных портретов Веласкеса восходит к его испанским предшественникам, включая Пантоха де ла Крус.

В своих лучших работах Пантоха представляет впечатляющее сочетание изысканности и геометрической абстракции, достигаемое за счет мощных контрастов между светом и тенью. Его портреты отличаются тщательной детальностью вышивки платьев и орнаментом украшений. Обычно объект изображается стоящим на темном фоне. Лицо и руки изображены в более плоской и тонкой технике. Среди его портретов — портрет Филиппа III, королевы Австрии Маргарет (1606, Мадрид, музей Прадо), инфанты Изабель Клары Евгении (1599, Мюнхен, Старая пинакотека ), герцогини Браганса (1603), Неизвестной леди (полковник Маркиза де Виана), Д. Диего де Вальмайор (1609, Санкт-Петербург , Эрмитаж)

Пантоха не только добился большого успеха как лучший портретист своего времени, но и очень разносторонний художник, свободно владеющий всеми жанрами. Таким образом, он предоставил испанскому двору и аристократии религиозные картины, мифологические полотна и исторические композиции. Религиозные картины Пантохи выполнены в более реалистичном и драматичном стиле, чем его портреты. Они варьируются от холодно-далекого академизма до более продвинутого тенебризма, близкого к барокко .

Хуан Пантоха де — ла — Крус, в почете как художник дикой природы, также известен как пейзажист натюрморта , которому удается использовать новые формы светского искусства , что распространение по всей Европе в конце XVI — го века. Провозглашенные современными писателями одаренными художниками, Лопе де Вега и Франсиско де Кеведо оставили красноречивые свидетельства своего восхищения Пантохой. В на hermosura Angélica (1602), имитация в Орландо Фуриосо из Ариосто , Лопе де Вега написал свою похвалу в следующем куплете: Хуан — де — ла — Крус , если criar нет pudo / Dio Каси Вида у альма ростро Mudo ; Кеведо восхваляет работу Пантохи как художника-миниатюриста в поэме Эль Пинцел , написанной в 1615 году, через семь лет после смерти Пантохи .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: