Христос в доме марфы и марии, диего веласкес — описание картины - JEKATERINBURG.RU

Христос в доме марфы и марии, диего веласкес — описание картины

Описание картины Диего Веласкеса «Христос в доме Марфы и Марии».

Описание картины Д. Веласкеса «Христос в доме Марфы и Марии».

Просмотр содержимого документа
«Описание картины Диего Веласкеса «Христос в доме Марфы и Марии».»

Описание картины Диего Веласкеса

«Христос в доме Марфы и Марии»

Морозова ЮлияСергеевна , учительискусства и технологии МБОУ БСОШ №2

р.п. Благовещенка

Краткая историческая справка об авторе

Рождение замысла, постановка проблемы. Место данного произведения в творчестве автора

Средства художественной выразительности

Характеристика художественного образа данного произведения

1. Краткая историческая справка об авторе

Крупнейший испанский художник Родригес де Сильва Веласкес (06.06.1599 Севилья — 06.08.1660 Мадрид) родился в Севилье в 1599 году. В 1609 году одаренный мальчик поступает в мастерскую Франсиско Эрреры Старшего, но уже через несколько месяцев уходит от него, чтобы стать учеником Франсиско Пачеко, у которого остается до 1617 года, когда получает звание мастера. Веласкес сдает экзамен своему учителю и другому мастеру Хуану де Усаде и вступает в корпорацию севильских живописцев. В 1618 году он женится на красавице Хуане — дочери Пачеко, а в 1620 году открывает собственную мастерскую. Именно к этому времени относятся первые известные нам работы Веласкеса.

Наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет Короля Филиппа III (1635) , папы Иннокентия (1648), а также портретов карликов.

Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза 1651, инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).

Рождение замысла, постановка проблемы. Место данного произведения в творчестве автора

Иван Есаулков

Библейская история проста:
Мы видим в доме у сестёр Христа.
На кухне Марфа трапезу готовит
И жест Учителя угрюмо ловит.

Чеснок и рыба в чашке перед ней.
А зеркало на кухонной стене
Христа с Марией ярко отражает,
На что старуха-зависть* обращает

Вниманье Марфы. По её лицу
Мы видим — проповедь идёт к концу.
Христа послушать тоже ей охота,
Но некогда — на кухне есть работа!

Вот потому-то, видимо, она,
Завидуя сестре, напряжена:
На ухо ей старуха нашептала —
И Марфа за сестрой следит устало.
——-
* Зависть в картинах часто изображалась в образе некрасивой старухи

Диего Веласкес был большим поклонником библейских сюжетов, но изображал их, как и другие свои картины по своему, в свойственной ему одному манере письма.

В картине «Христос в доме Марфы и Марии», написанной в 1618 году, художник низводит толкование евангельского сюжета до простой житейской сцены.

Работа над этой картиной относится к Севильскому периоду, т.к. в ней прослеживаются черты бодегонов. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. bodegon трактир). В основном это были натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. Этот период продлился с 16171623гг.

Картина «Христос в доме Марфы и Марии» была создана после долгих месяцев кропотливого труда и являла собой собственную интерпретацию Веласкесом одного из рассказов, записанных в Евангелие от Луки и повествующем о приходе Иисуса в дом к двум сестрам – Марфе и Марии.

Сюжет этого повествования таков: Марфа и Мария незамужние сестры, живущие в одном доме, который однажды посетил сам Христос. При виде гостя Марфа бросилась готовить угощение и суетиться по дому, Мария же села у ног Сына Божьего и начала с ним разговаривать.

Рассматривая картину , мы увидим следующее.

На первом плане старая и молодая кухарки готовят немудреный ужин. Младшая женщина что-то перетирает в медной ступе, а старшая указывает цветущей, но сердитой девушке на то событие, что изображено на заднем плане.

Но прежде чем последовать за ее взглядом, зритель видит прекрасный натюрморт: четыре рыбины на облупленной керамической тарелке (как известно, символизирует Христа), рядом — кувшинчик то ли с маслом, то ли с уксусом, тут же тарелка с яйцами и головки чеснока на столе (Марфа приготовила Христу и его спутникам).

Только в висящем на стене зеркале (а возможно, это картина) мы видим сидящего в кресле Христа, опустившуюся у его ног на колени Марию и стоящую за спиной Марфу. Напряжение в ее виде выдает то, что она постоянно о чем-то думает и, как гласит библейский сюжет, не может сосредоточиться на том, что говорит Христос.

Мария с удовольствием не отрываясь, слушает Христа. Марфа, уставшая и злая, пожаловалась на нее Христу, на что получила ответ, которого никак не ожидала. Христос похвалил Марию, а ей, такой заботливой и трудолюбивой, сказал, что думать надо не о материальном, а о духовном. Веласкес, как нельзя лучше, сумел передать этот момент недовольства Марфа и кротости Марии. Как мы видим, Марфа изображена на втором плане в образе той самой старухи, которая ей указывает на зеркало на переднем плане. Видимо, действительно, это образ зависти, в котором Марфа стоит за спиной Марии. В чем смысл? А в том, что перед лицом Христа ничего тайного нет, Ему видна вся сущность каждого человека, каким бы он ни был снаружи.

Средства художественной выразительности

Композиционный центр – фигура Марфы, с озлобленным выражением лица, обидой, что ее сестра ей не помогает. Ей столько предстоит сделать, ей хочется угодить гостям. Внутренний посыл автор передает через опущенные уголки губ, припухшие губы, румянец ей на щеках говорит о том, что Марфа торопится, нервничает, а тут еще ей подсказывает старуха, что надо идти ко Христу.

Смысловым же центром данной картины является – Христос и его жест, направленный на сестер. В иконописи такой жест означает отречение от всего земного. Таким образом, Он предлагает Марфе последовать примеру Марии.

Если проследить схему картины, то мы обнаружим овал. Как мы знает круг и овал – это фигуры бесконечности, и действительно, сюжет картины можно рассматривал в контексте бесконечности. Данная тема всегда будет актуальна.

Композиция асимметрично, что придает ей движение от Марфы ко второму плану, где разворачивается другое действие.

Колорит картины теплый, Веласкес применяет новаторский метод – деления картины на планы, в данном случае мы видим 3 плана: первый с женщинами, второй Христа и сестер и третий более темный — дверной поем, в котором мрак. Второй план более светлый и холодный. Таким образом, художник передает воздушную и линейную перспективу (фигуры, гораздо меньше и выше, чем на переднем плане). Передний же план имеет более насыщенные краски, черты предметов и фигур женщин более четко прописаны краской. Лучше прослеживается светотень кожи, лица. Складки одежды выглядят реалистичными. Очень правдоподобно выглядит ступка, ложка яйца, ложка, кувшин и рыба.

Кстати яйца – имеют свой символический смысл. Яйцо — это символ вечной жизни. Недаром, на Пасху красят яйца. Этот момент художник и отобразил на холсте. Что для Марфы не все потеряно, она также может приобрести спасение.

Фактура красочного слоя характерна для этого времени, гладкое письмо, лессировки, благодаря такой технике, особенно на дальнем плане, появляется ощущение воздушности, легкости, светлотности.

Четкость силуэтов, конструктивность создает неповторимость в изображении. Живописные приемы строятся на контрастах, сочетании цветов, четкости линий. В данном случае применяется 2 источника освещения: На первом плане – как обычно, слева направо, а на втором плане справа налево, это тоже новаторский прием Веласкеса.

В творчестве автора прослеживается уважительное отношение к своим героям, не только, ко Христу, но и к обычной девушке – Марфе. Здесь есть и жалость, и подчеркивание ее достоинства, чувствуется любовь к своим героям, кто бы они не были.

Сила творчества Веласкеса — в глубине психологического анализа и чеканной отточенности характеристик. В своих портретах он не льстил моделям, но представлял каждого в индивидуальной неповторимости, национальной и социальной характерности.

Своеобразие метода Веласкеса проявилось в эмоциональной сдержанности, с которой он стремился раскрыть в целостном единстве существенные черты характера, душевного и умственного склада человека в их сложности и противоречиях.

Диего Родригес де Сильва Веласкес — один из первых мастеров валерной живописи. Валерная живопись старых мастеров — это живопись, тяготеющая к одной тональности, в пределах которой, цвета насыщаются различной силой света. Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черные легки и прозрачны. Яркие теплые тона, холодные голубые, темные почти всегда озарены ровным светом и образуют сдержанные тонкие гармонии. Виртуозный мазок разнообразен.

Валеры не только обогащают цвета, которыми пользовался Веласкес, но и моделируют формы, окутывают их мерцающей световоздушной средой. Достоинства колорита сочетаются в картинах Веласкеса с ясностью и величественной простотой композиции, чувством меры.

Веласкес жил и творил в эпоху Барокко, но эту картину трудно назвать барочной, потому что черты барокко, извитые, кучерявые, ломанные, пышные линии, а здесь лишь маленький намек, и то только в отдельных элементах, например, в лице, рукавах, в складках одежды Марии. А вот той пышности, помпезности, величавости, напыщенности нет, и дать четкую характеристику стиля нельзя. У него был свой индивидуальный стиль отличающийся умеренностью в формах и красках.

Характеристика художественного образа данного произведения

В этом сюжете, видимо, такой замысел привлек автора – обращение к Евангелию. Что же он передает? Какие мысли и чувства героев?

Обратимся к сюжету, написанному в Евангелии: Сначала Евангелие рассказывает нам, как Иисус пришел в дом Лазаря и был принят его сестрами Марией и Марфой. Марфа, желая получше принять дорогого Гостя, хлопотала на кухне, занятая домашними делами, а Мария села у ног Учителя и ловила каждое слово, им произнесенное, как бесценное сокровище. Марфа, придя в горницу, сказала: «Господи! Или Ты не видишь, что моя сестра оставила меня служить Тебе одну. Скажи ей, чтобы она мне помогала». Марфе тоже хотелось послушать божественных глаголов, но ее хозяйственная натура хотела в то же время получше угостить Гостя… Иисус отвечал ей: «Марфа, Марфа, хлопочешь и беспокоишься о многом, Мария же избрала самое главное, и это от нее не отнимется!»

Не этот ли образ (Марфы) мы, зрители, представляем собой. С одной стороны прослеживается сочувствие бедной Марфе — она всегда в деле, помощи не от кого нет. С другой стороны – суть этого образа заключается в том, что мы всегда были и будем загружены, у нас столько забот и работы, « а кто же это все будет делать, если ни я?!», поэтому главное – это земное для нас.

Мария же полностью отдала свое внимание Христу. Она оставила все – заботы, мысли о насущном, и, главное для нее – Слово Божие, смысл которого — в спасении собственной души, а не тленного тела.

Эти два образа следует понимать как наше внутреннее двойственное состояние.

Изучая творчество Диего Веласкеса приходим к выводу, что автор имел свое неповторимое письмо того времени. Его произведения полны глубоких смыслов, художник передает не только внешнюю человеческую красоту, в которой заключается достоинство простого люда, но и внутреннюю красоту и глубину человеческой души.

Сюжет картины «Христос в доме Марфы и Марии» заставляет зрителя обратится к вечному, к своей внутренней сущности, призывает исследовать себя и окружающих. Несет воспитывающую функцию и просто радует глаз зрителя.

Диего Веласкес. Христос с доме Марфы и Марии

Художник склонил голову набок и, зорко прищурившись,рассматривал ее красное лицо так, как он рассматривал медные кувшины или стеклянную утварь. Он спросил, знает ли она историю, которую рассказал святой Лука, – историю о Христе в доме Марфы и Марии. Нет, ответила она. Она знает только катехизис и еще – что ждет грешников в день Страшного суда, это в церкви на стене нарисовано. Ну и еще про то, как мучеников казнили, это тоже в церкви на стене.

Читайте также  Картина «осенний день. сокольники», левитан — описание

Это были сестры, поведал ей художник. Жили они в Вифании. Иисус иногда приходил к ним и отдыхал там. И Мария садилась у ног Его и слушала слова Его, а Марфа, как сказано у святого Луки, заботилась о большом угощении и стала жаловаться. Сказала она Господу: «или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Иисус же сказал ей: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Долорес подумала, сердито сдвинув брови, и сказала:
– Сразу видно, что это мужской рассказ. Кто-то всегда должен служить и заботиться об угощении… Когда уж тут слугам благую часть избирать. Это Господь наш умел сотворять хлебы и рыбу из воздуха, а простым смертным такое не под силу. Вот и мы с Консепсьон стараемся, работаем на тех, кто избрал благую часть .
Консепсьон остерегла Долорес: так недолго дойти и до богохульства. Нужно научиться принимать то звание, в какое произвел тебя Господь. И она обратилась за поддержкой к художнику: так ведь? Долорес ведь нужно научиться довольствоваться своей долей, быть смиренной? Глаза Долорес наполнились горючими слезами.
Художник сказал:
– Ничего подобного. Главное не в том, чтобы принимать звание, которое предназначили нам люди, а в том, чтобы научиться жить несуетно. У Долорес свой путь к благой части , как и у меня, и, подобно моему, он начинается с хлебов и рыб. Не то важно, что глупые барышни возят ее работу туда-сюда вилкой по тарелке, а то, что работа эта – хорошая; важно, что Долорес понимает то, что понимают мудрецы: природу чеснока и лука, масла коровьего и масла постного, яиц и рыбы, перцев, баклажанов, тыквы, зерна. Не только художник, но и повар постигает суть естества. Но повар постигает ее не так, как я, – не созерцанием света, играющего на поверхностях, а другими чувствами: вкусом, обонянием, осязанием, которые Господь тоже дал нам не случайно. К благой части , Долорес, можно прийти через понимание смесей, через умение отличить свежее от не очень свежего, заметить самые первые признаки порчи на листьях и в мясе, через то, как смешать вино, кровь и сахар, чтобы соус вышел вкуснее, – так же, как прихожу к благой части я, и, наверное, лучше, чем молодые барышни, которые изгибают изящные шейки, чтобы свет заиграл на изящных ожерельях. Ты еще очень молода, Долорес, очень сильна и сердита. Вот урок, который тебе надо усвоить сейчас, пока есть здоровье: разделение пролегает не между тем, кто служит и кому служат, не между праздными и теми, кто трудится, а между теми, кому интересен мир во всем многообразии его форм и сил, и теми, кто просто существует, суетясь и зевая от скуки. Когда я пишу яйца, рыбу, лук, я пишу божество – и не только потому, что яйца считают символом воскресения, так же как и прорастающую луковицу, – не только потому, что буквы, из которых состоит имя Христово, складываются в греческое слово «рыба», но потому, что мир полон светом и жизнью, и не влечься к ним душой – сущее преступление. Перед тобою достойный земной путь. Следуй же по нему. Он может оказаться и путем на Небеса, как всякое доброе ремесло. Церковь учит, что Мария выше Марфы, как размышление превыше делания. Но всякий живописец задастся вопросом: сколь ясно между ними различие? И повариха тоже
размышляет над тайнами.
– Вот уж не знаю, – нахмурилась Долорес.
Он склонил голову на другой бок. А у нее в уме пронеслись образы рыбьих скелетов, золотистая яично-масляная смесь в миске, узор мышц на козьей лопатке.
Она сказала:
– А хоть бы и так – какая разница! Все тут же исчезает. Приготовила – и съели, или испортилось – отдали собакам или выбросили.
– Такова участь всего живого, – сказал художник. – Мы едим, и нас едят. И нам очень повезет, если мы доживем до указанных в Библии семи десятков лет, что в глазах ангела меньше, чем миг. Но то, что было однажды нами понято, на какое-то время пребудет. И в твоем ремесле, и в моем.
– И добавил: – В твоем хмуром взгляде заключена большая сила. Я задумал написать Христа в доме Марфы и Марии. Можно тебя нарисовать? Я заметил, обычно тебе это не нравится.
– Я некрасивая.
– Да. Но в тебе есть сила. Не только в твоем гневе, но и в тебе самой.

Несколько недель и месяцев он время от времени приходил и рисовал их с Консепсьон, ел и хвалил приготовленный Долорес чесночный майонез или жареный красный перец с изюмом, а она думала, что он изобразит ее в героическом духе, этакой богиней, орудующей, вместо копья и меча, вертелом и разделочным ножом. Она почувствовала, что невольно пытается принять соответствующую позу, поняла, что он это заметил, и постаралась этого не повторять. Его интерес к кухонному художеству, ко всем съедобным материалам вызвал и у нее к ним новый интерес. Она превосходила себя, пробуя новые сочетания, предлагая ему новые смеси соков, взбивая новые напитки из молока, вина и пряностей. Консепсьон опасалась, что девушка влюбится в художника, но он как-то незаметно и ловко сумел этого избежать. В его прищуренных глазах, в собранном, сосредоточенном взгляде не было и намека на чувственность. Он разговаривал с девушкой как бы на равных, словно их объединяла общая тайна его ремесла, и Консепсьон видела, сама того не осознавая, что от этого Долорес обретает некое достоинство, благородство, которых никакими романтическими ухаживаниями не вызвать. Хотя он отдавал женщинам небольшие рисунки головок чеснока или длинного перца и позволял забрать их к себе, набросков их самих он не показывал. А когда наконец картина «Христос в доме Марты и Марии» была закончена, он пригласил их к себе в мастерскую. Впервые, кажется, его волновало их мнение.

Консепсьон взглянула на полотно, и у нее перехватило дыхание. Вот они обе, на переднем плане, слева. Она сама увещевает девушку, указывая пальцем на сценку в правом верхнем углу полотна: непонятно, что это, вид через окно? через дверь? изображение изображения, висящего на стене? Там Христос обращается к сидящей у его ног и внемлющей ему благочестивой женщине, а сзади бесстрастно стоит сестра (моделью ее послужила опять-таки она сама, Консепсьон, но писанная с другого ракурса). Свет выхватывает четыре места на картине: серебристых рыб, которые были живыми так недавно, что глаза их еще блестят; сияющие белизной яйца; головки чеснока, полуочищенные, с бледно-лиловой шелухой; и мрачное, мясистое, сердито нахмуренное лицо девушки с полными красными руками в рукавах из грубого, ноского коричневого гаруса. Он увековечил ее уродство, подумала Консепсьон, она никогда ему не простит. Консепсьон привыкла видеть на картинах смиренных и бесплотных Мадонн, а здесь – живая плоть, смятенная, настороженная, недовольная.
Консепсьон сказала:
– Смотри, какие глаза у рыб – совсем как настоящие.
И голос ее как-то неловко дрогнул, сошел на нет; они с художником смотрели, как живая Долорес разглядывает свое изображение.
Долорес стояла и смотрела. Смотрела не отрываясь. Художник переступил с ноги на ногу.
Наконец она сказала:
– Вот оно что… Вот, значит, какой вы меня увидали. Но как же странно, как странно, – продолжала она, – когда так внимательно смотрят на тебя со стороны!
А потом начала смеяться. От смеха опущенные уголки ее губ,все обвислые складки на щеках приподнялись и раздвинулись. И насупленные брови тоже раздвинулись, в глазах засветилось удовольствие, а голос, молодой, зазвенел. Мимолетное сходство картины и живой женщины исчезло, как будто гнев, застывший на картине, принадлежал вечности, а сама женщина перенеслась в подлинное время. Смех был заразительным, каким обычно смех и бывает, и скоро уже и Консепсьон, и художник тоже смеялись. Художник достал вино, а женщины – принесенное угощение: пряную тортилью и зелень. Они сели и стали есть вместе.

Знаменитые картины Диего Веласкеса

Диего Веласкес — величайший художник не только XVII века, но и всех времён. Его мастерство до сих пор вдохновляет современных художников и восхищает зрителей. Веласкес — основатель психологического портрета, выведший испанскую живописную школу на новый, высший уровень. В 1623 году он стал придворным живописцем испанского короля Филиппа IV, написал множество придворных портретов, но, несмотря на узкие требования этого жанра Диего Веласкес создавал настоящие шедевры. Самые знаменитые картины Диего Веласкеса хранятся в различных музеях планеты, но сегодня мы соберем их в нашей виртуальной коллекции для вас!

Великие картины Диего Веласкеса:

Менины (1656)

«Менины» (Размер полотна 318×276 см) — самая знаменитая и таинственная картина художника, непревзойдённый шедевр портретного жанра. В переводе с испанского название картины означает «Фрейлины». Картина выставлена в музее Прадо. Её намеренно разместили на уровне глаз посетителей музея. Каждый, кто подходит к картине таинственным образом ощущает своё присутствие в этом странном и таинственном мире портрета. Полотно, как машина времени, погружает зрителя в мир иллюзий испанского двора середины XVII века.

Это сложная масштабная работа, на которой изображено царственное семейство вместе с пятилетней инфантой, в окружении фрейлин и самого художника. Композиция картины построена необычно. Маленькая девочка в пышном розовом платье со своей необычной свитой пришла в мастерскую Веласкеса понаблюдать, как художник пишет портрет её родителей — короля и королевы Испании. Со стороны, кажется, что все персонажи смотрят именно на вас, но на самом деле, они смотрят на короля и королеву, которые позируют художнику. Их отражение зрители видят в зеркале за спиной художника.

Художник сотворил такое пространство, которое ранее никто не изображал. Он вовлёк зрителя в мир своей мастерской и заставил смотреть глазами тех, кого он рисует. Мало того, он изобразил в виде главных персонажей картины карликов и фрейлин, а короля и королеву изобразил лишь схематично. Другие художники за эту вольность могли лишиться головы, но только не Веласкес. За это волшебство его и ценил Филипп IV.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых известных картинах Рафаэля Санти.

Портрет папы Иннокентия X (1650)

Будучи в Риме, Веласкес был призван к папе Иннокентию X. Портрет папы, над которым работал художник, получился настолько реалистичным, что сам понтифик воскликнул — «Слишком правдиво!» Папа Иннокентий X был очень жестоким и беспринципным человеком, но высоко оценил работу художника, ибо Веласкес увидел истинное человеческое лицо человека, власть которого простиралась над половиной света. Он изобразил папу обычным, со всеми своими страстями, человеком.

Это очень изящный и красивый портрет, в основе которого лежит красно-белая гамма. Первое, что бросается в глаза — изысканный шёлк алой папской мантии и белоснежное кружево одеяния на тёмном бордовом фоне бархатной драпировки. Пристальный и настороженный взгляд папы направлен в сторону зрителя, и словно оценивает того, кто перед ним стоит.

Читайте также  Портрет лавуазье с женой, жак луи давид, 1788

Пряхи (1657)

Это работа зрелого художника. Она была написана в последние годы жизни Веласкеса, и отображает его высочайшее мастерство и умение изображать различные фактуры и перспективу. Это настоящая картина в картине, так как на заднем фоне всего происходящего изображён огромный гобелен, который рассматривают незначительные персонажи. Изначально предполагалось, что это мастерская по производству гобеленов. Но на самом деле это трактовка мифа о споре между Афиной и Арахной, кто больше напрядёт пряжи. На переднем плане — Афина. Она изображена лицом к зрителю, на голове уже немолодой женщины белый платок. Арахна сидит спиной к зрителю. Молодая пряха полностью поглощена процессом прядения. В конце концов победу в споре одержала Арахна, за что и была превращена мстительной богиней в паука.

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа (1655)

Маленький портрет, всего 60 на 70 см, изображает малышку-инфанту, которой едва исполнилось четыре года. Это один из первых портретов будущей императрицы Священной Римской империи, из целой галереи портретов, которые написал Веласкес. Он был очарован девочкой, и все детские и подростковые портреты инфанты светятся теплотой, с которой художник изображал свою обожаемую модель. Несмотря на жёсткие требования парадного портрета королевской особы, Веласкес изобразил прелестного ребёнка с чистым открытым взглядом. Девочке разрешили держаться за стол, так как позирование занимало много времени, и маленькому ребёнку было трудно устоять в тяжёлом платье. Детство малышки закончилось в 14 лет, когда её выдали замуж за своего дядю, императора Священной Римской империи. Через семь лет, в возрасте 21 года, после рождения шестого ребёнка она умерла.

Портрет инфанты Маргариты в голубом (синем) платье (1659)

Портрет девятилетней инфанты сильно отличается от её портретов в раннем возрасте. Тяжёлое, сковывающее платье, выполненное из голубого бархата, заставляет девочку выглядеть очень взрослой. Её взгляд уже не сияет чистотой и любопытством, как на предыдущих портретах. В этих больших и красивых глазах — пустота и усталость. Но всё равно, девочка прелестна. Её детское милое личико ещё не приобрело знаменитых «габсбургских» чёрт. Это один из самых красивых портретов инфанты.

Инфанта Маргарита в розовом (1660)

Маргарите десять лет. Необъятный кринолин сравнялся с ростом принцессы, причёска похожа на сложное сооружение. Взгляд девочки обречённый. Она знает, что её ждёт — безоговорочный брак и отъезд в чужую страну. Но всё равно, она — прекрасный драгоценный камень в императорской короне. Белокурые волосы, нежное лицо, царственное платье, покрытое прозрачной вуалью с розовыми полосками, создают очень нежный и трогательный образ.

Это последний портрет инфанты, выполненный Веласкесом. В августе этого же года он ушёл из жизни, оставив после себя прекрасные детские портреты маленькой прелестной инфанты. Больше так её никто не писал. Глядя на последующие портреты Маргариты, можно сказать, что Веласкес обожал свою модель, а любовь, как известно, превращает даже самую невзрачную женщину в красавицу.

Портрет Себастьяна де Морра (1664)

Себастьян де Морра — придворный карлик и шут из множества шутов, «гномов» и уродцев при дворе испанского короля Филиппа IV. Это живые игрушки королевской четы. Глядя на портрет можно увидеть, сколько боли и отчаяния в умных глазах изувеченного природой человека. Ведь эти люди, с врождёнными аномалиями, не были лишены ума и различных талантов. Но их место определялось модой того времени. Возможно, их жизнь при дворе не была худшей из всех жизней простых испанцев. Но, привыкнув к унижениям, они соответствовали своему образу дурацких шутов. К ним относились как комнатным болонкам или обезьянкам, им не делали больно, но и не интересовались их личными чаяниями.

Но Себастьян де Морра непростой карлик. Это знатный дворянин, родившийся с редким заболеванием — остеохондродисплазией, которая, искажая тело, не нарушает ум и психику человека. Карлик был очень умным, грамотным, обладал искромётным юмором и иронией, недюжинной силой и мужской харизмой. О его амурных победах судачил весь двор.

Портрет придворного шута «Эль Примо» (1644)

Диего Веласкес — мастер острохарактерных портретов. Среди картин монархов и придворных особ известно множество портретов придворных карликов. В период с 1630–1640 годов художник написал целую серию изображений маленьких людей. В них он отобразил их характер и трагическую сущность. Одна из таких работ — изображение шута Эль Примо (в переводе с испанского «кузен»). При жизни человека звали Дон Диего де Аседо. Он занимал особое положение у короля Филиппа IV — был хранителем королевской печати и личным посыльным короля. На картине изображён тщедушный человечек, держащий в руках большой фолиант. Привилегию оставаться в шляпе при короле имели карлики и близкие родственники (кузены). Возможно, именно из-за этой привилегии так называли при дворе Дона Диего де Аседо.

Эта работа насыщенна острым драматизмом. Лицо карлика очень интеллигентно и светится благородным умом. Но его физические недостатки: горб, маленькие ручки и ножки, нельзя назвать уродливыми. На фоне остальных портретов карликов этот человек выглядит очень достойно.

Портрет графа — герцога Оливареса (1638)

Завершит наш обзор на most-beauty портрет премьер-министра Дон Гаспаро де Гусмана, графа Оливареса герцога Сан-Лукар де Барракудо. Это рядовой погрудный портрет придворного, но именно он раскрывает личные качества этого человека. Несмотря на довольно посредственную внешность, герцог обладал стальным характером. Умный, хитрый, проницательный, этот человек двадцать три года подряд обладал практически неограниченной властью.

Послесловие

Веласкес был в очень тёплых отношениях с королём. Ни один живописец не пользовался такой монаршей поддержкой и дружбой. Смерть Веласкеса произвела на короля сильное впечатление. «Я разбит», — написал король на листе с представлением нового придворного художника.

Но на этом наша статья про самые известные картины Диего Веласкеса подошла к концу, но у этого художника было настолько большое количество работ, что редакция most-beauty решила добавить ещё несколько из них в конец этого материала.

Христос в доме Марфы и Марии (Веласкес) — Christ in the House of Martha and Mary (Velázquez)

Христос в доме Марфы и Марии
Художник Диего Веласкес
Год 1618
Середина Масло на холсте
Размеры 63 см × 103,5 см (25 дюймов × 40,7 дюйма)
Место расположения Национальная галерея, Лондон

Христос в доме Марфы и Марии картина испанского художника, написанная маслом на холсте. Диего Веласкес, относящийся к его севильскому периоду. Размещен в Национальная галерея, Лондон, объединенное Королевство, он был написан в 1618 году, [1] вскоре после того, как он завершил свое обучение у Пачеко. В это время Веласкес экспериментировал с потенциалом бодегоны, форма жанровая картина установлен в трактирах (значение винный погреб) или кухни, которые часто использовались, чтобы связать сцены современной Испании с темами и историями из Библия. Часто они содержали изображения людей, работающих с едой и напитками.

Содержание

  • 1 Описание и толкование
  • 2 Фламандские модели
  • 3 Происхождение
  • 4 Примечания
  • 5 Рекомендации
  • 6 внешняя ссылка

Описание и толкование

Веласкес нарисовал интерьер кухни с двумя женщинами поясного роста слева; тот, что слева, появился в его Пожилая женщина готовит яйца с того же периода. На столе несколько продуктов, возможно, ингредиенты Айоли (майонез с чесноком для рыбных блюд). Их приготовила горничная. Чрезвычайно реалистичные, они, вероятно, были написаны из собственного дома художника, как и в других бодегоны с того же времени.

На заднем плане — библейская сцена, общепринятая повествование о Марта и Мэри (Луки 10: 38–42). В этом, Христос идет в дом женщины по имени Марта. Ее сестра Мэри сидела у его ног и слушала, как он говорит. С другой стороны, Марта пошла «сделать все необходимые приготовления». [2] Расстроенная тем, что Мария не помогла ей, она пожаловалась Христу, на что он ответил: «Марфа, Марфа, . вы беспокоитесь и расстраиваетесь из-за многих вещей, но нужно только одно. Мария выбрала то, что лучше, и это не отнимут у нее «. [2] На картине Христос изображен в виде бородача в синей тунике. Он указывает на Марту, женщину, стоящую за спиной Мэри, упрекая ее за разочарование.

Бедственное положение Марты явно связано с положением служанки на переднем плане. Она только что приготовила большое количество еды, и по покраснению ее сморщенных опухших щек мы видим, что она тоже расстроена. Чтобы утешить ее (или, возможно, даже упрекнуть), пожилая женщина указывает сцену на заднем плане, напоминая ей, что она не может рассчитывать на удовлетворение от одной работы. Служанка, которая не может заставить себя взглянуть прямо на библейскую сцену и вместо этого смотрит на нас с картины, размышляет над смыслом истории, которая для богословской внимательной современной аудитории включала традиционное превосходство vita contemplativa (духовная жизнь) над vita activa (временная жизнь), не то чтобы последнее было несущественным. Святой Августин извлек эту мораль из истории V века, за которой последовало множество других богословов. в Контрреформация полезность «активной жизни» была несколько увеличена многими писателями, чтобы противостоять Лютеранский утверждения о духовной адекватности «одной веры». [3]

Это наиболее вероятная интерпретация картины. Однако ученые дали и другие толкования этого. Некоторые спорят о личности персонажей, предполагая, что горничная на переднем плане на самом деле сама Марта, а дама, стоящая на заднем плане, — просто случайный персонаж.

Еще одним спорным моментом является представление фона. С одной стороны, мы можем смотреть в зеркало или через люк на библейскую сцену. Если это так, это будет означать, что вся картина, передний план и задний план, разворачивается во времена Христа, и, возможно, придаст вес аргументу о том, что служанка на переднем плане — Марфа. С другой стороны, библейская сцена может быть просто картиной, которая висит на кухне горничной. [4] Учитывая, что винные погреба обычно представляют собой изображения современной Испании, многие думали, что это наиболее вероятное объяснение. Однако Национальная галерея заявляет, что после очистки и реставрации в 1964 году стало ясно, что меньшая сцена обрамлена люком или проемом в стене. [5] Предложение других возможностей, особенно сцены как картины, может остаться элементом смысла произведения.

Как бы то ни было, мы можем оценить это как ранний пример интереса Веласкеса к слоистой композиции, форме, также известной как «картины в картине». Он постоянно использовал эту форму на протяжении всей своей карьеры. Другими примерами этого являются Кухонная сцена с ужином в Эммаусе (1618), Лас-Хиландерас (1657) и его шедевр Las Meninas (1656).

В американской коллекции есть вторая версия картины с существенными отличиями. [ нужна цитата ]

Фламандские модели

В композиции прослеживается влияние фламандского искусства прошлого века, когда Питер Аэрцен, а затем его племянник Иоахим Бёкелар, разработал тип большой картины, которая сочетает в себе небольшую сцену Нового Завета на заднем плане с современной кухонной сценой с роскошным натюрморт покраска продуктов питания. В нескольких примерах в качестве фоновой сцены используются Христос, Марфа и Мария, в том числе Четыре элемента: огоньработы Бейкелера (1570 г.), также в Национальной галерее. Есть два Аэрцена с одинаковой комбинацией в Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам, а в Художественно-исторический музей в Вена Натюрморт на кухне со сценой Марты и Марии, снова показанной через дверной проем, которую сравнивают с Веласкесом Макларена (на фото). [6] Еще одна картина Бейкелера (иллюстрированная) в Королевские музеи изящных искусств БельгииБрюссель показывает на переднем плане кухонную сцену с еще живым мясом и служанками, а в коридоре — сцену с Христом и сестрами в почтигризайль. Предположительно, Марта — ближайшая фигура к зрителю, который, кажется, идет на кухню. Есть третий Beuckelaer в Рейксмузеум, Амстердам. Весьма вероятно, что Веласкес видел гравюры этих или подобных работ. [7]

Читайте также  Биография и картины эль греко

Происхождение

Возможно, это произведение, указанное Веласкесом в описи дома 1637 г. Фернандо Афан де Рибера, герцог Алькала-де-лос-Гасулес который умер в том году. Это было описано как «кухня, где женщина стучит чеснок»без упоминания религиозной сцены. Она достигла Англии, вероятно, уже принадлежащей подполковнику Генри Паку, который воевал в Полуостровная война, а после смерти его сына Уильяма в 1880 году был продан с аукциона на Кристи в 1881 году. Его купил сэр Уильям Генри Грегори который завещал его Национальной галерее в 1892 году. [7]

Христос в доме Марфы и Марии — Диего Веласкес

Крупные фигуры на переднем плане этого полотна, выполненного около 1618 г., а также натюрморт на кухонном столе очень характерны для стиля раннего Веласкеса; типичен для художника и выбранный сюжет. Необычно лишь смещение акцента картины, а именно — фигура Христоса в кресле, который проникновенно беседует с Марией и другой женщиной, внимательно его слушающих, — на заднем плане. Эта ярко освещенная сцена, отражающаяся в зеркале, висящем на темной кухонной стене, кажется далекой и похожей на сон, хотя обе женщины внимательно наблюдают за ней.

Указательный палец старухи как бы обращает внимание зрителя на эту сцену. Марфа, хлопотливая домашняя хозяйка, напряженно следит за происходящим. Угрюмое выражение ее лица, по-видимому, вызвано нашептыванием старухи, будя в ней зависть к сестре, которая в отличие от Марфы не лишена возможности слушать проповедь Христа.

МАРФА. Марфа — сестра друзей Христа Марии Магдалины и Лазаря, обычная домашняя хозяйка.

В Евангелии от Луки описывается, как она радушно принимала Христа в своем доме и хлопотала по хозяйству, подавая на стол, в то время как Мария слушала его речи. Когда Марфа упрекнула Христа, почему тот не послал Марию помогать ей, он ответил, что Мария выбрала лучшую стезю. Марфу всегда изображают либо за работой, либо в окружении кухонной утвари или со связкой ключей.

Она, как и ее сестра, усердно служила в благовествовании веры Христовой.

Однажды Марфа, Мария и Лазарь отправились в путь на плоту без пищи, но благополучно высадились около Марселя. В то время свирепый дракон терроризировал жителей Тараскона, но Марфа усмирила зверя с помощью святой воды и креста.

Похожие описания:

Христос в доме Марфы и Марии — Якопо Тинторетто Еще один евангельский сюжет в творчестве Тинторетто. Марфа и Мария были сестрами Лазаря, которого любил Господь и которого Он воскресил из мертвых. Сестры демонстрируют два.

Христос в доме Марфы и Марии — Ян Вермеер Дошедшие до нас религиозные полотна Вермеера поразительно отличаются от жанровых работ живописца. Историки искусства полагают, что картина «Христос в доме Марфы и Марии» была первой.

Христос в доме Марфы и Марии — Ян Стен Религиозная живопись не пользовалась официальным признанием в протестантской Голландии. Но Стен, будучи католиком, не разделял иконоборческих взглядов своих соотечественников. В его творческом наследии есть немало.

Христос на кресте — Диего Веласкес Созданная в середине творческого пути художника, работа изображает распятого Иисуса. Оригинальное полотно, передающее спокойствие, достоинство и благородство Христа, считается поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса.

Портрет инфанты Марии Анны Испанской королевы Венгрии — Диего Веласкес Инфанта Мария Анна — испанская принцесса, первая жена Фердинанда III, короля Венгрии. Мария Анна — младшая дочь испанского короля Филиппа III и Маргариты Австрийской, а.

Коронование Богоматери — Диего Веласкес В Священном Писании ничего не говорится о том, что после вознесения на небеса Мария была коронована. Тем не менее еще с 12 века появилась традиция.

Королева Мария-Анна Австрийская — Диего Веласкес Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Королева Мария-Анна Австрийская». Размер портрета 231 x 131 см, холст, масло. На портрете изображена вторая жена монарха Филиппа IV королева.

Натюрморт со сценой посещения Христом Марии и Марфы на заднем плане — Артсен Питер Висторию нидерландского искусства Артсен Питер вошел как один из основателей бытового жанра. Художник родился в Амстердаме и учился у голландского живописца А. Класса, затем работал.

Инфанта Мария Анна, королева Венгерская — Диего Веласкес Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Инфанта Мария Анна, королева Венгерская». Размер портрета 60 x 46 см, холст, масло. Инфант, инфанта — в Испании и Португалии.

Портрет Хуана де Пареха — Диего Веласкес Творчество Диего Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века. Он был придворным живописцем короля Филиппа IV. Мастер создал представленный Портрет своего ученика Хуана де Пареха.

Пряхи — Диего Веласкес Полотно можно поделить на две части. На первом плане свою тихую работу ведут ткачи, а на втором — изображен результат их деятельности — большой ковер.

Пряхи (История Арахны) — Диего Веласкес Долгое время эта картина называлась «Пряхи» или «Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде » Однако, в 1948г, Диего Ангуло Инигес указал на связь между описанием Веласкеса.

Старая кухарка — Диего Веласкес Веласкес изображает кухарку, которая готовит яичницу. В руках ее яйцо и ложка. Рядом стоит слуга. В одной его руке — графин вина, а в другой.

Менины — Диего Веласкес Картина «Менины» всеми признанный шедевр художника. При описании работ Веласкеса она называлась «Королевская семья», «Семья Фелиппа IV «. Современное название «Las Meninas» она получила в.

Христос в родительском доме — Джон Эверетт Миллес Говорят, что сюжет для, этой картины Миллес придумал летом 1848 года во время церковной проповеди. На полотне изображен маленький Иисус в мастерской своего отца Иосифа.

Снятие с креста — Корреджо (Антонио Аллегри) Эта работа, представляющая сцену оплакивания Христа, была выполнена Корреджо для церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме. Кроме Иисуса и Девы Марии, здесь присутствуют Марфа, Мария Клеопова.

Портрет Филиппа Габсбурга — Диего Веласкес Картина была написана в 1628 году. В настоящее время находится в музее Прадо, Мадрид. На картине изображен Филипп IV Габсбург. Филипп Габсбург был королем Испании.

Меркурий и Аргус — Диего Веласкес Сюжет из римской мифологии. Юпитер был в отчаянии — вот уже долгое время он не мог ни поговорить со своей возлюбленной Ио, ни вернуть ей.

Триумф Вакха — Диего Веласкес Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Триумф Вакха». Размер картины 165 x 225 см, холст, масло. Картина испанского художника Веласкеса имеет также и другое название «Пьяницы».

Портрет Хуана Матеоса — Диего Веласкес На представленном портрете изображен Хуан Матеос, королевский обер-егерь в Мадриде. Это обстоятельство придает ему особое значение: Веласкес в данном случае написал не кого-то из членов.

Автопортрет — Диего Веласкес Автопортрет великого испанского художника Диего Веласкеса. Размер картины 46 x 38 см, холст, масло. Автопортрет написан живописцем в возрасте сорока лет, в годы расцвета своего.

Сдача Бреды — Диего Веласкес Картина испанского художника Диего Веласкеса «Сдача Бреды». Размер картины 307 x 367 см, холст, масло. Живописец Веласкес написал картину «Сдача Бреды» на основе исторических событий.

Портрет короля Филиппа III — Диего Веласкес Картина испанского художника Диего Веласкеса «Портрет короля Филиппа III». Размер портрета 305 x 320 см, холст, масло. Живописец Веласкес создал посмертный портрет покойного отца здравствующего.

Арахна — Диего Веласкес Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Арахна». Размер картины 64 x 58 см, холст, масло. Арахна, в греческой мифологии и согласно «Метаморфозам» Овидия лидийская девушка, дочь.

Завтрак — Диего Веласкес Испанский художник Диего Веласкес родился и вырос в Севилье. Его первые произведения — к ним принадлежит и эрмитажный «Завтрак» — написаны в этом городе. Испанское.

Водонос — Диего Веласкес Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Водонос». Размер картины 107 x 81 см, холст, масло. Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название.

Трактирщик — Диего Веласкес Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Трактирщик». Размер картины 100 x 122 см, холст, масло. Картина севильского художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое.

Вышивальщица — Диего Веласкес Картина испанского художника Диего Веласкеса «Вышивальщица». Размер портрета 74 x 60 см, холст, масло. Портреты, созданные Веласкесом в 40-х годах 17 века, принесли живописцу заслуженную.

Сивилла — Диего Веласкес Картина испанского художника Диего Веласкеса «Сивилла». Размер портрета 62 x 50 см, холст, масло. Сивиллы, легендарные прорицательницы, странствующие пророчицы, упоминаемые античными авторами; насчитывалось до двенадцати.

Эзоп — Диего Веласкес Картина испанского художника Диего Веласкеса «Эзоп». Размер картины 180 x 94 см, холст, масло. Эта картина живописца Веласкеса предположительно входила в цикл картин, предназначенных для.

Марс — Диего Веласкес Древние римляне почитали богом войны Марса, он помогал римлянам завоевывать победы, дарил благополучие и процветание, поэтому в Риме его, наряду с богом Юпитером, высоко ценили.

Кузница Вулкана — Диего Веласкес Картина севильского художника Диего Веласкеса «Кузница Вулкана». Размер картины 223 x 290 см, холст, масло. Писатели классического античного периода не оставили почти никаких обстоятельных сведений.

Бог войны Марс — Диего Веласкес Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Бог войны Марс». Размер картины 179 x 95 см, холст, масло. Эта картина художника Веласкеса входила в серию картин, предназначенных.

Дон Хуан Калабасас — Диего Веласкес Непременным атрибутом двора Филиппа IV — как, впрочем, и любого королевского двора средневековой Европы — были шуты и карлики, которых держали здесь ради забавы. Среди.

Непорочное зачатие — Диего Веласкес В начале своего творческого пути Веласкес, следуя господствовавшей традиции, часто обращался к религиозным сюжетам, но после переезда в 1623 году в Мадрид картины религиозного содержания.

Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах — Диего Веласкес Картина севильского художника Диего Веласкеса «Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах». Размер портрета 58 x 45 см, холст, масло. Филипп IV Габсбург, король Испании.

Портрет кардинала Борджиа — Диего Веласкес По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. «Он платил немного денег деревенскому парню, — вспоминал Пачеко, — который охотно позировал.

Хуан Мартинес Монтаньес — Диего Веласкес Картина испанского художника Диего Веласкеса «Хуан Мартинес Монтаньес». Размер портрета 109 x 88 см, холст, масло. Живописец Веласкес изобразил на портрете своего друга испанского скульптора.

Придворный шут Хуан Австрийский — Диего Веласкес Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Придворный шут Хуан Австрийский». Размер портрета 209 x 123 см, холст, масло. В серии портретов шутов и карликов испанского двора.

Аполлон в кузнице Вулкана — Диего Веласкес На картине сюжет из греческо-римской мифологии. Аполлон пришел к Вулкану, богу и кузнечных дел, чтобы сообщить, что его жена, прекрасная Венера, неверна Вулкану. Надо сказать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: