Хосе де рибера — биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Хосе де рибера — биография и картины

Хосе де
Рибера

Хосе де Рибера (исп. Josе de Ribera , известен также как Хусепе де Рибера ( Jusepe de Ribera ) и Спаньолетто (Lo Spagnoletto – «маленький испанец») ; 12 января 1591, Хатива – 2 сентября 1652, Неаполь) – испанский караваджист XVII века, живописец и гравёр. Яркий представитель искусства барокко. С 1629 года – член Римской академии святого Луки.

Особенности творчества художника Хосе де Риберы. Будучи придворным живописцем испанских вице-королей в Неаполе, Рибера создавал картины на мифологические и библейские сюжеты, причём особенно ему удавались сцены из житий святых. Темы отшельничества и мученичества Рибера решает в ключе острого драматизма, используя контрасты света и тени и выразительные положения фигур. В конце 1620-х годов, потеряв после смены власти в Неаполе влиятельных покровителей и живописные заказы, Рибера занялся графикой, транспонировав караваджиевскую контрастную светотень из сферы живописи в гравюру. Опыт оказался успешным: офорты Риберы («Пьяный Силен», «Мученичество св.Варфоломея» и др.) поражают реалистичностью изображённого и считаются лучшим, что было создано испанскими гравёрами до Гойи.

Он родился около 1591 года в городе Хатива, близ Валенсии. Правда, в возрасте чуть более двадцати Рибера навсегда переберётся в Италию. С 1612-13 гг. он будет вести бродяжнический образ жизни, кочуя без гроша в кармане из Рима в Парму, из Пармы – в Падую. А в 1616-м объявится в Неаполе, где и проживёт всю свою жизнь. Как и многие художники-современники, Рибера живо интересовался классическим искусством Италии и испытал серьезное влияние Караваджо. Но ни один из этих факторов не сделает Риберу итальянским художником, не заставит даже мысленно изменить Испании.

В начале XVII века Испания продолжала оставаться главным мировым гегемоном. Неаполь, где жил Рибера, был испанской колонией. Правители и чиновники Неаполя назначались испанцами. Некоторые полотна Риберы почти сразу отправлялись во дворцы Мадрида, становясь достоянием испанской короны. К подписям своих работ, которые он принципиально никогда не делал по-итальянски, Рибера будет упорно добавлять слово «испанец».

Сведения о детстве и юности Риберы обрывочны. Предполагается, что в Валенсии он станет учеником караваджиста Франсиско Рибальты, а в Риме примкнёт к мастерам «погребной школы» – эпигонам Караваджо, писавшим в затемнённых комнатах с маленьким окошком наверху, чтобы добиться выразительной светотени. Но документальных свидетельств этого не нашлось. Ранние работы Риберы не сохранились.

Мы почти ничего не знаем о характере и объеме образования, полученного Риберой. Одно можно сказать точно: он неплохо знал античность, поскольку часто подписывал свои картины на латыни. И даже щеголял эрудицией: вместо современных названий городов указывал древние. Взамен «Неаполя» писал «Патренопея», а испанскую Хативу, город, где родился, называл «Сетабен». По-видимому, отец Риберы хотел, чтобы Хосе посвятил себя благородному занятию – медицине или служению Богу, для чего и заставил его изучать латынь. Но вышло иначе: Рибера увлекся живописью.

Мы также не знаем периода ученичества у Риберы: он сразу предстаёт мастером.

В Неаполе талант Риберы довольно скоро был оценён по достоинству: он получил место придворного художника. Согласно легенде, произошло это так. Рибера завершил «Мученичество св. Варфоломея» и, будучи чрезвычайно доволен своей работой, выставил её на балкон для всеобщего обозрения. Толпа зевак, глазевших на картину, привлекла внимание герцога Педро Хирона де Осуны – вице-короля Неаполя, назначенного испанцами. Осуна был известный демагог и популист. Он вёл свою игру, чтобы неаполитанское государство вышло из-под эгиды Испании и получило суверенитет. Но кроме этого, он ценил искусство, был весьма щедр. И, конечно, популярный в народе художник должен был украсить его двор.

С самого начала Рибера раскрывается как остро драматический художник. Он пишет на традиционные мифологические и религиозные темы, но отбрасывает благостный и сочный итальянский мелодраматизм, культивируя мрачную испанскую угрюмость. Его привлекает подвиг за веру («Мученичество св.Себастьяна» — 1, 2, «Мученичество св.Андрея Первозванного»), религиозная стойкость («Св.Онуфрий», «Св.Павел-отшельник»), ценность человеческого познания («Архимед», «Диоген», «Аристотель»).

Однажды до испанских властей докатились слухи об антигосударственных кознях Осуны. Он был отстранен от дел, вместе с ним лишился места и Рибера. Осуну сменили кардиналы и герцоги, которым не было дела до искусства. Однако неожиданным образом это пошло Рибере на пользу.

Оставшись без живописных заказов, он заинтересовался гравюрой. Увлечение оказалось столь серьезным, что за последующие 9 лет, отданных гравюре и офорту в ущерб живописи, Рибера сделается крупнейшим гравером, которого знала Испания вплоть до Гойи. Его гравюры стали абсолютным новаторством. Рибера открыл, что фигуры можно делать выпуклыми и осязаемо рельефными не только посредством живописных контрастов, но и при помощи миниатюрных штрихов иглы.

Одна из лучших его гравюр – «Пьяный Силен» (1628). Пластическая выразительность её невероятна. Тупое лицо Силена и его рыхлое тело трудно забыть. Но интересно, что Рибера и здесь остаётся в русле испанской национальной традиции: ревностный католицизм смотрит на чувственное и языческое начала с нескрываемым отвращением. Пьянство не поэтизируется и, тем более, ему не придается эротической окраски, как в «Пьяном Вакхе» Караваджо. Оно просто безобразно. И в этом Рибера продолжает оставаться испанцем, воспитанным на идее бренности всего земного.

Творческое развитие Риберы – это, определённо, случай удачного преодоления караваджизма. Отказ от чисто внешней выразительности натуры в пользу содержательного начала. Ставка не на живописную эффектность, а на силу и глубину переживания. Это делает Риберу одним из величайших мастеров реалистического искусства.

Фортуна опять улыбнулась Рибере, когда к власти в Неаполе пришел просвещенный герцог де Алькала. К тому времени Рибера уже был признан даже своими идеологическими противниками – римскими академистами. Он был избран членом римской «Академии св.Луки» в 1626-м. И в 1629-м Алькала вновь пригласил его занять вакансию придворного художника, в чьем ведении будут находиться все художественные работы в монастырях и дворцах Неаполя.

Известность Риберы достигла пика, когда к нему в Неаполь приехал Веласкес – придворный художник короля Испании Филиппа IV. Работы Риберы после этого стал заказывать испанский двор. Однако умрёт он всё равно в бедности и безвестности 2 сентября 1652 года – к тому времени и Испания, с которой отождествлял себя Спаньолетто, погрузится в катастрофический кризис, потеряет территории и имперское величие.

Принято считать, что красота и уродство одинаково притягивают великих художников. Но это, пожалуй, неправда. Диковинное и безобразное интересовало Риберу гораздо острее, гораздо интенсивнее. На одну прекрасную, как ангел, «Святую Инессу» приходится добрых три десятка мучеников с изможденными телами и искаженными лицами. А чувственной и красивой «Марии Магдалине» противостоит куда более впечатляющая «Св. Мария Египетская» – полуобнажённая, постаревшая, с обвисшей грудью и ввалившимися щеками, но пылающим верой взором. Дух, превозмогающий слабость человеческой плоти, — вот главная тема Риберы.

Где «маленький испанец», ставший большим художником, мог искать для себя натуру? Говорят, он не брезговал писать обветренные лица рыбаков и мозолистые руки крестьян, с особым тщанием зарисовывая морщины, бородавки и опухоли. Пресловутая «испанская суровость» Риберы неизменно брала верх над изнеженностью итальянского маньеризма. Даже дети («Хромоножка», «Девочка с тамбурином») в изображении Риберы более всего далеки от миловидности. Кроме того, вокруг имени Спаньолетто всё время вились жутковатые и не лишенные оснований слухи о том, что он проводит целые часы в неапольских тюрьмах, зарисовывая, как корчатся под пытками заключенные.

Но в этом Рибера был не одинок. Не его одного занимало диковинное и страшное. Этим интересом проникнуто всё искусство и быт эпохи барокко. Трудно представить себе королевский двор без карликов и уродов. Всё выходящее за рамки нормы любил и герцог Алькала. Это он однажды привёл в мастерскую Спаньолетто Магдалену Вентуру – немолодую бородатую женщину, чтобы художник запечатлел ошибку природы. К чести Риберы нужно сказать, что он не педалирует уродство. Не глумление, но человеческое сочувствие художника читается в усталых лицах бородатой женщины, изуродованной взбесившимися гормонами, и её несчастного мужа. В этом – весь Рибера.

Читайте также  Портрет капитана томаса корама, уильям хогарт — описание

Художник и знаток искусства Пачеко, увидев картины Спаньолетто среди других первоклассных работ в коллекции герцога де Алькала, воскликнул: «Только картины Риберы кажутся живыми, а остальные – нарисованными» .

Хосе де Рибера — художник и эстет жестокости: биография, картины

Хосе де Рибера (Jose de Ribera; родился 12 января 1591 — умер 2 сентября 1652 гг.) — испанский живописец и гравер, творивший в XVII веке. Один из самых известных представителей реалистической школы Валенсии, виртуозно использовавший резкий контраст света и тени. В своих работах Хосе де Рибера, как и другие караваджисты, применяет нарочито темный фон и ярко освещенные лица, что делает изображение максимально выразительным и объемным.

Биография Хосе де Рибера

Хосе де Рибера появился на свет 12 января 1591 года под Валенсией. Информации о его детских годах и юности сохранилось крайне мало. Предположительно, в Испании он учился у художника Франсиско Рибальты (Francisco Ribalta), а в Риме присоединился к караваджистам, работавшим в темных помещениях с небольшим оконцем сверху для более яркой светотени. Но до нас не дошли ни документальные свидетельства того периода, ни ранние работы мастера.

Хосе де Рибера перебрался в Италию, когда ему было чуть более 20 лет, и остался в этой стране на всю жизнь. Сначала ему пришлось бродяжничать без средств к существованию, но уже в 1616 он осел в Неаполе.

В этом просвещенном городе его талант сумели оценить по достоинству: одна из ранних работ молодого рисовальщика вызвала интерес герцога Педро де Осуны, бывшего на тот момент вице-королем Неаполя. Он пожаловал Хосе де Рибера почетную должность художника при дворе.

Вскоре испанские власти, прознав об антигосударственных интригах Педро де Осуны, отстранили его от дел. Остался без высокого покровительства и живописец, который в этот период всерьез заинтересовался гравюрой. Уже через несколько лет талантливый юноша стал известнейшим гравером Италии. Именно он открыл, что изображениям можно придавать рельеф, используя не только контрастное освещение, но и нанося крохотные черточки иголкой.

Удача опять улыбнулась живописцу, когда вице-королем Неаполя стал другой ценитель искусства — герцог де Алькала. В это время Хосе де Рибера был членом «Академии святого Луки», действующей в Риме. В 1629 году он снова стал придворным живописцем.

Слава Хосе де Риберы достигла вершины, когда его посетил Диего Веласкес (Diego Velázquez) — любимый художник испанского короля. После этого визита работы живописца, так высоко ценившиеся в Италии, начали заказывать и у него на родине.

Умер художник и гравер в Неаполе 2 сентября 1652 года.

Самые известные картины Хосе де Риберы

Много картин Хосе де Риберы написаны на религиозную и историческую тематики. Еще одной сильной стороной мастера были портреты. Среди знаковых работ стоит назвать следующие:

  • «Летучая мышь и два уха» (начало 1620-х годов) — странный рисунок, выполненный красным мелом. На свитке написано «Добродетель сияет в веках».
  • «Освобождение апостола Петра из темницы» (1639) — в этой работе, как и во многих других произведениях автора, обыгрывается тема мученичества за веру.
  • «Дуэль Изабеллы де Караззи и Диамбры де Поттинелло» (1636) — автор высмеивает поединок двух женщин, произошедший в 1552 году. Дамы сражались за благосклонность молодого человека.
  • «Аполлон и Марсий» (1637) — картина изображает жестокое убийство самоуверенного сатира.
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1641) — одна из самых нежных и романтических работ автора
  • «Святая Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом» (1641) — картина создана в зрелый период творчества живописца и мало напоминает темные оттенки «караваджиевского» периода.
  • «Хромоножка» (1642) — яркий и запоминающийся портрет нищего мальчишки.

Интересные факты о Хосе де Рибера

Слава и известность, полученные художником при дворе, носили несколько жутковатый оттенок. Про Хосе де Риберу ходили страшные легенды, отголоски которых дошли до наших дней. Виной всему его экстравагантные творческие приемы: на протяжении долгих лет он делал наброски в тюрьмах, изображая поведение заключенных под пытками. Эти наблюдения отражены в его ранних произведениях, где смерть и увечья выглядят крайне реалистично.

Над тайной выдающегося испанского художника и сейчас висит пелена неизвестности. Искусствоведы и психологи всего мира спорят до сих пор, то оправдывая талантливого живописца, то отыскивая новые факты, доказывающие его одержимость.

Многие ценители искусства с удовольствием приобретают работы современных живописцев на аукционах, пополняя свои коллекции на сайте Very Important Lot. Здесь можно недорого купить картину любимого художника.

Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет

Найти тонкую грань между гениальностью и безумием очень непросто. Особенно сложно разобраться в мировосприятии и чувствах человека, который творил четыре столетия назад. Над секретом Хосе де Риберы (Jose de Rib­era), испанского живописца эпохи Барокко, искусствоведы и психологи бьются до сих пор, то оправдывая Мастера, то находя новые доказательства его одержимости.

Ни для кого не новость, что творцы эпохи Средневековья знали толк в изображении пыток, казней и мучений. Что поделать – жителю Европы в те времена истязания и смерть были особо близки, так как окружали их повсюду. Эпидемии чумы, черной оспы и холеры, войны, а также регулярные показательные казни на площадях и городских стенах сделали присутствие за спиной старухи с косой вполне обыденным. Не отставали и церковники – сложно вспомнить хотя бы одного почитаемого в христианстве святого, который бы умер без затей, в своей постели.

Изображения мук и изощренных способов ухода из жизни присутствуют в творчестве практически всех мастеров эпох Ренесанса и Барокко, но и среди них есть те, которые особо отличились. Ни один живописец в истории европейского искусства не был настолько искушен в изображении пыток и смертей, как Хосе де Рибера (1591−1652).

Рибера родился в испанской Валенсии, там же начал карьеру живописца, а к 20 годам перебрался в Италию. В Риме молодой талант получил фундаментальные знания в классической живописи, а также обзавелся серьезными долгами. Это заставило его в 1619 году покинуть Вечный город. В Неаполе, где обосновался художник, его творчество особо пришлось по душе духовенству, которое засыпало юного Хосе заказами и обласкало достойными гонорарами. Священнослужители сразу заметили, что лучше всего у юноши с круглым добродушным лицом получались полотна, на которых изображены страсти и убийства.

Это было так – смерть получалась у художника очень реалистичной, а орудия пыток и раны он прорисовывал с большим знанием дела. Лучше всего суть творчества Хосе де Риберы сформулировал французский поэт и критик XIX столетия Теофиль Готье:

Суеверные и подозрительные обыватели не слишком жаловали Риберу – художника всю жизнь преследовала дурная слава – он слыл душегубом и людоедом. Не сохранилось ни одного достоверного упоминания о преступных наклонностях или психических отклонениях художника, но его работы говорят сами за себя. Большинство людей, впервые столкнувшись с картинами Хосе, заявляли, что так достоверно изобразить страдания может лишь человек, привыкший их причинять.

Отличной иллюстрацией темного гения Риберы могут служить две его работы, посвященные мученичеству Святого Варфоломея, одного из 12 апостолов. Особо почитаемый армянской церковью святой принял смерть в Малой Азии, где проповедовал учение Иисуса. Согласно каноническому описанию, с Варфоломея живьем сняли кожу, а затем обезглавили.

Впервые Рибера обратился к этому сюжету в юности. На одном из его ранних полотен запечатлен момент перед казнью – обнаженное тело святого, его смиренный лик и торжествующий палач, осматривающий жертву. Картина вызывает сильные эмоции, но не повергает зрителя в ужас.

Совсем иначе воспринимается другая работа художника, посвященная тому же мученику. На ней торжествующий палач приступил к своей страшной работе и со смехом сдирает кожу с руки Варфоломея. Полотно вызывает жуткое ощущение, и основным его акцентом является не отреченное лицо апостола, а плотоядная усмешка его истязателя.

Читайте также  Море, клод моне, 1881 - описание картины

Вообще, тема снятия кожи с живого человека, была особо любима Риберой. Еще одно полотно на эту тему изображает сцену из античной мифологии – на нем Аполлон сдирает кожу с сатира Марсия, осмелившегося вызвать бога на музыкальное состязание. Каждая деталь сцены прописана с ужасающей точностью, и зрителю кажется, что он слышит крик умирающего в муках Марсия.

Значительный вклад в демонизацию Риберы внесли его менее одаренные конкуренты. Говорили, что он запугивал других художников, чтобы самому получить желанный заказ, а один раз его даже обвинили в убийстве. Один из соперников испанского живописца, Доменикино из Болоньи, умер в самом расцвете сил при очень странных обстоятельствах, что сразу же дало пищу слухам о вероломном отравлении конкурента.

Очередная попытка разобраться в неоднозначном творчестве Хосе де Риберы была предпринята недавно организаторами выставки шедевров художника в лондонской галерее Далича. Экспозиция представила наиболее жуткие творения Риберы и имела соответствующее название: «Рибера: искусство жестокости». Свое мнение о работах барочного художника высказали ведущие европейские эксперты средневековой живописи, которые пришли к общему вердикту — «Невиновен».

Итог прений вокруг работ Хосе де Риберы отражает мнение одного из кураторов выставки, Эдварда Пейна:

Чтобы убедить посетителей в том, что Хосе де Рибера не маньяк, а просто гениальный художник своего времени, на выставке в Лондоне также были представлены документы XVI-XVII столетий, описывающие правосудие той эпохи. Эти артефакты демонстрируют, насколько обыденным было во времена Риберы равнодушие к чужим страданиям, и подводят гостей экспозиции к тому, что испанский живописец виновен лишь в том, что в высокой степени освоил мастерство передачи эмоций и анатомических деталей.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1257)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (712)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2435)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (48)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (801)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Хосе де Рибера. Святая Инесса

Жизнь Хусепе Риберы полна приключений, взлетов и падений. Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Неаполь, а оттуда переселился в Рим. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство.

Хосе де Рибера. Святая Инесса

Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет. В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо.

Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза, и другие). Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». В совершенстве зная анатомию человеческого тела, он одним рисунком наводил на зрителей страх и ужас. Неподражаемая натуральность, чудесная энергия, доходившие до дерзости сила и смелость, блеск и величие делали то, что никто не мог сравниться с Риберой, даже просто усвоить манеру его письма.

Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру. Рибера считал, что немногие поймут изящную простоту этих великих мастеров, а для народа нужны поражающие его эффекты, и всю жизнь следовал этому правилу. Но «Святая Инесса» стоит особняком среди его произведений.

В III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией.

Бог послал ей еще одно испытание — ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж за Прокопия, либо — в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры.

Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво.

Вот эту древнюю легенду и положил Рибера в основу своего произведения, а когда в Рим приехал Веласкес, он стал с нетерпением ожидать прихода великого художника в свою мастерскую. Ему хотелось услышать мнение прославленного соотечественника о своих полотнах. Сам Рибера к ним привык, полюбил их, как своих детей. А разве у родителей бывают плохие дети?

И вот испанский гость остановился перед «Святой Инессой». В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера. Почти детское личико хранит следы глубокой печали, и вместе с тем весь облик Инессы словно светлый символ торжествующего добра.

Маэстро Веласкес невольно почувствовал, будто от полотна, как из темного подвала, повеяло могильным холодом. Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера старинное предание. Вы можете знать или не знать вовсе этот сюжет, все равно вас охватит волнение, когда вы смотрите на юную девушку, такую чистую, прекрасную и одинокую в своей скорби. Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр.

Читайте также  Портрет балерины о. в. лепешинской - а. м. герасимов, 1939

Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос. Светилась, переливаясь, принесенная ангелом ткань, а воздух вокруг маленькой фигурки дрожал, пронизанный лучами солнца.

В ней все привлекательно и все правдиво. На каменном полу стоит юная Инесса. Обнаженная, она выставлена на позор перед толпой, которая должна была находиться там же, где находится и зритель, — перед холстом. Но длинные волосы скрыли наготу, и поза ее скромна и сдержанна. Покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте, хрупкая фигурка почти не видна за упавшими прядями шелковистых волос. На ее почти детском личике с чудными, полными слез глазами отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг. Вся картина пронизана светом, какого до сих пор еще не было ни в одном произведении Риберы. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Свет заставляет вибрировать краски фона, создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, он придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их как бы шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье.

«Сто великих картин» Н. A. Иoнина, издательство «Вече», 2002 г.

Хосе или Хусепе де Рибе́ра (по прозвищу Спаньолетто — «маленький испанец»); 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь) — испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в итальянском Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи.

Рубрики: История одной картины

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Хусепе де Рибера: картины и биография художника

Автор:
Павел Ин

Творчество Хосе де Риберы (1591—1652)

В истории испанской художественной культуры XVII столетие по праву получило название «Золотого века». В это время национальная живопись, литература, театр переживают небывалый, блистательный расцвет. Он связан с именами таких выдающихся писателей, поэтов, драматургов, как Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон, Кеведо, Гонгора, таких художников, как Рибера, Веласкес, Сурбаран, Алонсо Кано, Мурильо.

Хусепе де Рибера был одним из первых в этой плеяде замечательных испанских мастеров, которые в своем творчестве наметили новые пути развития испанской живописи. В противовес итальянскому академизму, нашедшему признание при испанском дворе, Рибера не стремился к созданию идеального образа. Он исходил из наблюдений над натурой с ее характерными чертами и сделал это основой создания художественного образа.

Рибера родился в городе Хативе, в Южной Валенсии. Те немногие сведения, которые существуют о юных годах художника, в основном сводятся к его пребыванию у Франсиско Рибальты. Один из крупнейших испанских мастеров, Рибальта был основоположником реализма в валенсийской школе в начале XVII века. Он первый в Испании начал работать в манере тенебросо — контрастной светотени. Основные творческие принципы Риберы сложились именно в мастерской Рибальты. Он впитал в себя народный характер искусства Валенсии, унаследовал у своего учителя огромный интерес к человеку, к жизни его души, реалистической трактовке образов и к изображению сложных драматических ситуаций, а также некоторые художественные приемы: тщательный рисунок, моделировку контрастной светотенью, выявление четкости объемов.

В 1612—1613 годах Рибера едет в Италию. Поначалу он переезжает из города в город, изучает великих живописцев Корреджо, Веронезе, некоторое время проводит в Риме, где еще продолжают­ся горячие споры, возникшие вокруг картин знаменитого Караваджо.

Произведения Караваджо оказались необыкновенно близкими и понятными Рибере. И, возможно, среди итальянских художников не найдется более последовательного, более преданного его продолжателя, столь же глубоко проникшего в тайны его искусства, нежели испанец Рибера. Он находит в произведениях Караваджо подтверждение правильности выбранного им пути и полностью отдается работе с натуры. Рибера зарисовывает сцены уличной жизни, отдельные характерные фигуры, поразившие его лица. Так же как и Караваджо, он ищет своих героев в гуще народной толпы. В человеке его привлекают не внешнее обаяние и красота, а индивидуальная ха­рактерность, внутренняя сила и стойкость духа.

Тематика произведений Риберы в основном связана с христианской мифологией. Это объясняется и глубокой религиозностью самого художника, и требованиями заказчиков. Более того, часто его картины пронизаны своеобразным религиозным фанатизмом, исступленной верой. В 1616 году Рибера переселяется в Неаполь, где и протекает вся его дальнейшая жизнь. Он становится придворным живописцем герцога Осу на, вице короля Неаполя, наместника испанских королей.

Славу и богатого покровителя принесло ему создание картины «Мученичество св. Варфоломея», находящейся в музее ис­панского города Осуна. Там же хранятся некоторые работы, выполненные по заказу герцога в 1616—1620 годах: «Распятие», «Покаяние св. Петра», «Св. Иероним», «Св. Себастьян». В эти годы Рибера выполняет много заказов на украшение интерьеров церквей.

Рибера часто лисал картины на темы мученичества святых. В каждой из композиций он дает ощущение напряженного конфликта, внутренней борьбы, и, однако, в этом чувствуется не только прославление идеала мученичества, но также вера в человеческое мужество, нравственную силу.

В 1620-е годы Рибера становится известен как один из замечательных мастеров офорта. Подобное увлечение искусством графики во­обще в то время было мало свой­ственно испанским художникам. Им были созданы такие прекрас­ные графические листы, как «Пьяный Силен», «Покаяние св. Петра», «Св. Иероним». Страст­ное горение души, рожденное почти фанатичной отрешенностью от мирских суетных интересов во имя жизни духа, — это главные черты, которые восхищают Риберу в человеке. Герои его картин, люди высоких нравственных усто­ев, непоколебимые в отстаивании своей веры, несут в себе особый настрой героизма.

Одним из самых прекрасных произведений Риберы является картина «Св. Инеса» (1641, Дрезденская галерея), изображающая христианскую мученицу. Трепетное юное существо, чистое и яс­ное, одинокое в своей скорби и беззащитности — такой предстает Инеса на полотне художника. И в то же время она вызывает вос­хищение не только обаянием мо­лодости, но, прежде всего, своим душевным мужеством. Картина представляет собой шедевр живописного мастерства Риберы. Выдержанная в золотисто-коричневой цветовой гамме, она свидетельствует о поисках художни­ка в области сложнейшего тонального разрешения колорита. Религиозные произведения занимают в творчестве Риберы основ­ное место. В то же время извест­ны несколько портретов его кисти. Возможно, чистый жанр портрета мало привлекал художника, но его серия изоб­ражений апостолов и филосо­фов — богатейшая портрет­ная галерея народных образов («Апостол Иаков старший», «Диоген»).

Философы Риберы — это простые люди, жиз­ненный опыт и мудрость ярко раскрыты в их образах. Харак­терность некрасивой, подчас да­же уродливой внешности сочета­ется в них с чувством человече­ского достоинства, духовной сво­боды и гордой независимости.

Пожалуй, ни в одной другой картине Рибера не достигает та­кой силы реализма и выражения гуманности, как в луврском полотне «Хромоножка». Он откры­вает нам необыкновенную жиз­ненную стойкость мальчика, не сломленного своим увечьем. В его жизненности художник видит проявление прекрасных свойств народного характера. Рибера всю жизнь прожил в Ита­лии, но, тем не менее, никогда не порывал самой тесной связи со всем своеобразием испанской художественной культуры. Неда­ром в Италии он был известен не по имени, а по своему прозви­щу Ло Спаньолетто — испанец. Он остался глубоко народным национальным художником Испа­нии и еще при жизни пользовал­ся славой и признанием как в Италии, так и у себя на родине.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: