Грант вуд — биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Грант вуд — биография и картины

Грант
Вуд

Грант Деволсон Вуд (англ. Grant DeVolson Wood, 13 февраля 1891, Анамоса, США – 12 февраля 1942, Айова-Сити, США ) – американский художник- реалист (риджионалист). Всю жизнь занимался живописью, получил художественное образование в США и Франции. Вуд несколько лет путешествовал по Европе, затем вернулся на родину и уже никуда не уезжал. Художник жил очень тихо и скромно, стараясь держать свою личную жизнь в тайне.

Особенности творчества художника Гранта Вуда: из-за отношения к искусству его отца-квакера Вуд мог позволить себе заняться живописью только после его смерти. В начале своей карьеры работал в основном в стиле импрессионизма. Но после знакомства с живописью немецких и фламандских мастеров XIV века начал писать реалистичные (даже утрированно реалистичные) пейзажи и портреты. После возвращения в США изображал только Айову, причем 20-30-х годов ХХ века.

Имя Гранта Вуда чаще всего упоминается в связке с двумя другими американскими регионалистами – Томасом Хартом Бентоном и Джоном Стюартом Карри. Однако Вуд всегда стоял как бы в стороне не только от других художников, но даже от собственных работ. «Американская готика» — одна из самых узнаваемых, наиболее часто копируемых и пародируемых картин, принесла ему мировую известность, но Вуд не имел ни малейшего представления, что с этой известностью делать. И, несмотря на то, что художник считается национальным достоянием Америки, немногие способны сходу назвать имя автора «Американской готики». Примечательно и то, что к настоящему моменту увидели свет лишь две биографические книги о Вуде. Одна была написана Дарреллом Гарвудом в 1944 году, а вторая – авторства искусствоведа-историка Р. Триппа Эванса – только в 2010-м.

У такой парадоксальной «непопулярности» есть несколько причин. Всю жизнь Вуд стремился к тому, чтобы о нем говорили, писали и знали как можно меньше. Для этого он годами создавал образ «художника-фермера», живописца в рабочем комбинезоне, малообразованного и совершенно непримечательного. В одном из интервью Вуд заявил: «Я самый простой парень, какого вы только можете отыскать. Нет ни единой вещи, сделанной или пережитой мною, которую можно было бы считать хоть сколько-нибудь увлекательной» . После смерти художника эстафету приняла его сестра Нэн, которая еще почти полвека оберегала и поддерживала этот образ.

Семейные ценности

Нэн была не только сестрой Вуда, но еще и одной из его постоянных муз, близким другом и распорядителем имущества после его смерти. Женщина гордилась тем, что за эти годы она безжалостно «завернула» семь биографических книг о Вуде. А книгу Даррелла заклеймила позором и во всеуслышание объявляла автора лжецом, каких свет не видывал. Нэн старательно следовала заведенному братом сценарию, утверждая, что художник не любил большие города, по характеру был похож на ребенка, фактически не имел профессионального образования и думал в первую очередь о семье, а не о романтических отношениях. И, кроме того, из года в год Нэн едва ли не в каждом интервью повторяла: «Мой брат не был неженкой» (женщина использовала слово «sissy» , которое в том числе означает и «слабака», и «маменькиного сынка»).

Эванс, проведя масштабное многолетнее исследование, опроверг в своей книге о Вуде все эти утверждения. Во-первых, художника вряд ли можно записывать в фермеры лишь на том основании, что он прожил на ферме первые десять лет жизни. В молодости художник был большим поклонником очерков корреспондента «The Baltimore Sun» Генри Луиса Менкена, в которых автор с иронией описывал жизнь обитателей маленьких городков. Художник поддерживал призывы Менкена к тому, что нужно уезжать из деревень в мегаполисы.

Образование Вуд получил самое что ни на есть профессиональное, обширное и весьма разностороннее. Еще во время учебы в старшей школе он кроме рисования занимался изготовлением ювелирных украшений, узорчатых светильников и мебели. Сразу после выпуска он отправился в Миннеаполис, где два года проучился в Школе дизайна и ремесел. В конце концов, страсть к рисованию взяла верх, и в 1913 году Вуд поступил Школу искусств Чикагского института. Однако самыми насыщенными и важными для художника стали 1920-1929 годы, в течение которых он совершил шесть поездок по Европе и успел год проучиться в парижской художественной Академии Жюлиана. Вплоть до 1927 года Вуд под влиянием путешествий и новых знаний пишет по большей части в жанре импрессионизма. Однако во время поездки в Германию в поисках помощника для изготовления витражного окна художник проникся творчеством немецких и фламандских мастеров XVI века (в частности, Яна ван Эйка) и начал писать в совершенно иной манере – строго детализированной и реалистичной («Джон Б. Тернер, пионер», 1929, «Женщина с цветами», 1929, «Сторонник», 1936, «Автопортрет», 1932).

Что же касается «неженки», то здесь Нэн, по всей видимости, отстаивала мужественный образ брата, пытаясь развеять сомнения в его сексуальной ориентации, о которой до сих пор принято говорить полунамеками. Однако, если верить биографам, личная жизнь Вуда была в Сидар-Рапидс своего рода открытым секретом. Царивший здесь принцип «не спрашивай – не говори» позволял сексуальным меньшинствам жить в мире с остальным обществом, но при условии, что они оставались абсолютно незаметными. Поэтому Вуд трепетно оберегал свою тайну, и никто из его близких друзей и родственников даже после его смерти не обмолвился о его гомосексуальности.

Тень отца

Суровая и мрачная, но, вне всякого сомнения, сильная личность Фрэнсиса Мервила Вуда наложила отпечаток на всю жизнь художника. Отец семейства был убежденным квакером, строго придерживавшимся верований и державшим жену и детей в железном кулаке. Согласно его интерпретации квакерских догматов, в доме не было места «выдумкам», то есть искусству в принципе. Грант Вуд вспоминал, как однажды по приказу отца ему пришлось пройти пешком пять миль до соседней фермы, чтобы вернуть однокласснику одолженную книгу сказок братьев Гримм.

Естественно, Мервил Вуд был главным препятствием, несокрушимой стеной, стоявшей между Грантом и искусством. Как потом вспоминал художник, первые попытки рисовать он предпринимал по большей части в темном подвале. В неоконченной автобиографической книге Вуд писал: «Отец для меня был скорее Богом, чем отцом» .

Всё изменилось буквально в один момент. В один из обычных дней 1901 года, когда Гранту было 10 лет, Мервил Вуд вышел в гостиную, выглянул в окно, чтобы проверить погоду, и упал замертво (в заключении о смерти, к слову, так и записали: «упал замертво»). Сразу после похорон Хэтти Вуд продала ферму и увезла детей в Сидар-Рапидс. Смерть отца освободила Гранта, он наконец мог свободно заниматься тем, о чем мечтал. Но, похоже, художник до конца жизни испытывал некоторое чувство вины перед отцом за то, что поступил вопреки его воле. Поэтому после европейских путешествий он навсегда вернулся домой и решил, что будет писать только Айову и ничего больше. И если присмотреться к его картинам, становится понятно, что писал он не сцены из жизни 20-30-х годов, а то время, когда его отец еще был жив («День посадки деревьев», 1932, «Вид на ферму», 1932, «Весна в городе», 1941).

В этом году в жизни Вуда произошло сразу несколько событий, превративших ее в полнейший хаос. Во-первых, Нэн вышла замуж и переехала вместе с супругом в Нью-Мексико, разрушив многолетний тройственный союз матери, брата и сестры. Хэтти Вуд серьезно заболела, и было очевидно, что женщина не выживет. И тогда Вуд шокировал общественность Сидар-Рапидс, внезапно женившись на Саре Шерман Максон, женщине, которую не знал никто из его друзей, которая была старше его почти на десять лет, и которая была подозрительно похожа на его мать. И даже сама Хэтти обратила на это внимание.

До этого мужественность Вуда не то чтобы ставилась под сомнение, ее как будто вообще не было. Брак художника казался последней отчаянной попыткой уцепиться за прошлое. Но Вуда снова ждали перемены, Сара настаивала на переезде в Айова-Сити, и он подчинился, но забрал мать с собой. Спустя две недели после переезда Хэтти скончалась, оставив Вуда один на один с большим новым домом и большой новой жизнью.

В дополнение ко всему, в этом же году издательство Doubleday предложило художнику написать автобиографию и предоставило ему личного помощника, поселившегося в их с Сарой доме (и, по словам Эванса, ставшего «любовью всей жизни» Вуда). Книгу художник закончить не смог. Он «застрял» на моменте, когда описывал похороны отца.

В 1935 году Вуд пишет картину «Смерть на Ридж Роуд». Если о многих его картинах говорят, что они пропитаны тишиной, то здесь эта тишина становится гробовой. На полотне изображена сцена за секунду до неминуемой жуткой катастрофы. По всей видимости, именно такой катастрофой казалась Вуду череда событий, необратимо изменивших его жизнь. Брак художника продлится всего три года. Он умрет от рака поджелудочной железы в больничной палате, не дожив одного дня до 51-го дня рождения.

Грант Вуд. «Американская
Готика»

Грант Деволсон Вуд (Grant DeVolson Wood, 1891—1942) — известный американский художник-реалист, или по-другому — риджионалист. Широкую известность он обрел за счет картин, посвященных сельской жизни американского Среднего Запада.

Для начала – немного о самом художнике. Грант родился в семье фермера в небольшом городке в Айове. К сожалению, долгое время он не мог заниматься живописью. У его отца-квакера — то есть члена религиозной христианской секты — было предвзято-негативное отношение к искусству. Только после его смерти Вуд смог заняться рисованием. Он поступил в Школу Искусств чикагского университета. Затем совершил четыре поездки в Европу, где долго изучал различные направления.

Его первые работы относились к импрессионизму и постимпрессионизму. Известнейшие из них — «Бабушкин дом в лесу» (Grandmother’s house inhabit a forest, 1926) и «Вид Неаполитанского залива» (The Bay of Naples’s View, 1925).

Две абсолютно разные работы, безупречно выполненные в представленном стиле. Если «Бабушкин дом в лесу» написан в песочной гамме и наполнен светом и теплом, то от второго пейзажа буквально веет холодом. На холсте, который мастер расписал в тёмной — чёрной, синей и тёмно-зелёной — гамме, изображены согнутые под ветром деревья. Возможно, как и другие авторы, рисующие в стиле постимпрессионизма и стремящиеся изобразить монументальность вещей, Вуд хотел показать величие бури, пред которой склоняются даже деревья.

Чуть позже художник познакомился с живописью немецких и фламандских мастеров XVI века. Именно тогда Вуд стал писать реалистичные, а местами даже утрировано реалистичные, пейзажи и портреты. Риджионализм, к которому обратился мастер — это направление, главной идеей которого является художественное произведение «сущности» этнокультурного региона. В России есть аналог этого термина — «местничество» или «почвенничество».

Читайте также  Картина "георгий победоносец", серов, 1885

С изображением сельской жизни американского Среднего Запада у многих наверняка ассоциируется известный портрет женщины и мужчины с вилами, стоящих на фоне дома. И не зря, ведь именно Грант Вуд написал это известное полотно — «Американская Готика» (American Gothic, 1930). Вряд ли художник мог предполагать, что его работа станет одной из самых узнаваемых и пародируемых в американском искусстве.

А всё началось с маленького белого домика в стиле плотницкой готики, который он увидел в городе Элдон. Грант захотел изобразить его и людей, которые могли бы там жить. Прототипом дочери фермера стала его сестра Нэн, а натурщиком для самого фермера выступил зубной врач Байрон МакКиби. Портрет был выставлен на конкурс в Чикагском институте искусств, там он остается и по сей день.

Комментарии к полотну сильно отличались друг от друга. Критики оценили его как «юмористическую валентинку». У фермеров работа вызвала негативную реакцию: одна женщина грозилась откусить автору ухо. Даже сестра Нэн оскорбилась, что на картине её принимают не за дочь, а за жену фермера. Также были критики, назвавшие работу сатирой на сельскую жизнь маленьких городов. Но Грант Вуд вновь и вновь говорил, что хотел создать лишь собирательный портрет американцев. И только во времена Великой депрессии отношение к «Американской готике» изменилось — в ней рассмотрели изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.

Но споры по поводу символов, скрытых в работе художника, не утихают с тех самых времен. Кроме того, есть подробное описание всех деталей картины, которые весьма интересны. Например, брошь «Персефона» на воротнике у дочери фермера. Она стилизована под античную камею и имеет свою историю, так как это украшение существовало в реальности. Вуд купил его для своей матери во время одного из путешествий по Европе. Художник считал, что девушка на ней очень похожа на Нэн. Кроме того, если посмотреть за правое плечо дочери, то можно заметить два цветочных горшка. В них находятся бегония и щучий хвост. Эти два домашних растения были излюбленными на Среднем Западе и олицетворяли женскую домовитость.

В наше время портрет является известным мемом. Начиная от известных личностей, изображенных в том же стиле и на том же фоне, хотя он может меняться. И заканчивая «Русской готикой» или Бивисом и Баттхедом.

В массовой культуре работа тоже часто мелькает. В одной из серий «Спанч Боба» (Artist Unknown) Сквидвард временно преподавал рисование, и можно увидеть «кальмаровый» вариант. А в трэш-экранизации романа Герберта Уэллса «Пища богов» на ферме на стене висит эта картина.

Это полотно, как можно заметить, очень известно и популярно, но единицы могут вспомнить его автора. Отчасти это из-за самого Гранта Вуда, который всю жизнь старался сделать так, чтобы о нём знали как можно меньше. Он даже создал для себя образ «художника-фермера», простачка из глубинки, малообразованного и абсолютно не интересного для прессы. Как мы можем заметить, вполне удачно. Вуд говорил:

«Я самый простой парень, какого вы только можете отыскать. Нет ни единой вещи, сделанной или пережитой мною, которую можно было бы считать хоть сколько-нибудь увлекательной»

Этот образ поддерживала и его сестра и муза Нэн. Она безжалостно боролась с теми, кто писал биографии её брата, называя их лжецами. Почти полвека она оберегала тот образ, который создал Грант Вуд, хотя он и не соответствовал реальному характеру художника.

Грант Вуд — истинный американский патриот и основоположник риджионализма

Грант Вуд (Grant Wood; 13 февраля 1891 — 12 февраля 1942 гг.) — американский художник первой половины ХХ века, один из основателей риджионализма, выдающийся мастер пейзажного, бытового и портретного жанров. Грант Вуд также был известным теоретиком искусств, много выступал с лекциями по всей стране и вел активную преподавательскую деятельность. Его творчество, главным образом, посвящено патриотическому воспеванию жизни простых жителей американской деревни и маленьких городков. Многие картины мастера стали культовыми в США, а его биография тесно связана с родным штатом Айова, в котором он прожил большую часть жизни.

Грант Вуд, помимо живописи, также увлекался литографией, изготовлением рекламных объявлений и иллюстраций. Он был пылким приверженцем фигуративного искусства и негативно относился к абстракционизму, еще при жизни добился широкого признания публики и стал одним из самых узнаваемых художников-риджионалистов.

Биография Гранта Вуда

Грант Вуд появился на свет 13 февраля 1891 года в крохотном американском городке Анамоса на востоке штата Айова. Когда будущему художнику едва исполнилось 10 лет, умер его отец, и мать с детьми переехала в соседний крупный населенный пункт Сидар-Рапидс. Чтобы помочь семье материально, Гранту пришлось устроиться на работу помощником к мастеру по обработке металла, но мальчик с детства мечтал стать художником.

В 1910 году 19-летний Грант Вуд окончил школу и уехал в Миннеаполис, где незадолго до того небольшой группой энтузиастов на общественных началах была организована Гильдия ремесленников — самостоятельное художественное учебное заведение. Здесь он получил первые знания в сфере искусства, а через год вернулся в родные края и несколько лет проработал сельским учителем.

В 1913 году Грант Вуд стал студентом школы Чикагского института искусств — одного из самых престижных частных учебных заведений на Среднем Западе США. Помимо учебы, в этот период жизни он увлекся ювелирным делом и научился делать всевозможные украшения из серебра. Работа ювелира обеспечивала Гранту неплохой дополнительный доход и позволяла вести достаточно обеспеченный образ жизни, но молодой человек не переставал мечтать о карьере живописца.

В 1922-1928 годах Вуд четырежды совершал длительные поездки в разные страны Европы, чтобы наглядно изучить изобразительное искусство Старого Света. Там он познакомился с работами живописцев всевозможных новаторских стилей, в том числе постимпрессионистов и экспрессионистов, но они не произвели на молодого художника должного впечатления. Зато Грант был поражен творчеством старинных мастеров, в особенности картинами Яна ван Эйка (Jan van Eyck). Манера и техника письма знаменитого голландца до конца жизни стала идеалом творчества для молодого живописца.

С конца 1920-х годов Грант Вуд начинает активно писать картины и становится основоположником идей риджионализма. Он призывает других художников отказаться от абстракционизма в пользу фигуративной живописи и создать подлинное американское искусство, посвященное жизни Среднего Запада. Его призывы находят широкий отклик среди соотечественников, постепенно риджионализм становится мощным художественным течением.

В это же время в США наступил жесточайший экономический кризис, итогом которого стала Великая депрессия 1929-1933 годов. Многие художники оказались на грани жизни и смерти, их работы никто не хотел покупать из-за острой нехватки средств. Стремясь помочь коллегам, Грант Вуд организовал Художественную колонию Стоун Сити в загородном поместье Джона Грина (John Green) недалеко от родного города. Здесь поселенцы имели возможность обзавестись не только жильем, но и работой по специальности. Колония просуществовала лишь два года и вскоре была закрыта из-за долгов.

С 1934 года Вуд работал преподавателем живописи в Школе искусств Университета Айовы. В этот период жизни он много ездил по стране с лекциями, руководил разнообразными проектами студентов и вскоре стал признанным мэтром американского искусства. Но дальнейшему развитию карьеры художника помешали серьезные проблемы со здоровьем.

12 февраля 1942 года, не дожив один день до своего 51-летия, Грант Вуд умер от рака в Айова-Сити. Похоронен великий американский художник на кладбище родного городка Анамоса, а в его поместье сегодня размещается филиал Художественного музея Фигге.

Самые известные картины Гранта Вуда

В творчестве основоположника риджионализма есть немало прекрасных работ, заслуживающих внимания зрителей. И все же, к самым известным картинам Гранта Вуда по праву относятся:

  • «Американская готика» (1930) — один из самых знаменитых шедевров американского изобразительного искусства. Образ, созданный художником, стал культовым для жителей США и широко используется в современной культуре.
  • «Каменный город, Айова» (1930) — первая крупная пейзажная работа мастера, которая поражает зрителей фантастическими пышными формами и яркой палитрой красок. Картина наглядно демонстрирует красоту американской глубинки и любовь автора к родным местам.
  • «Дочери революции» (1932) — групповой портрет трех немолодых женщин на фоне героической картины «Вашингтон переправляется через Делавэр». Сам художник называл это произведение сатирой на широко распространенные в те годы антифашистские настроения в обществе.
  • «Сентиментальная баллада» (1940) — картина, изначально написанная для рекламы фильма «Долгое путешествие домой». Одна из последних работ художника была тепло принята критиками и впоследствии приобрела широкую известность.

Грант Вуд по праву считается одним из величайших американских художников ХХ века. Многие его картины еще при жизни автора становились культовыми, вызывая восторг у критиков и зрителей. А сегодня творчество гениального мастера подробно изучают студенты школ живописи во всех уголках США.

Грант Вуд Биография

Живописец, просветитель (1891-1942)

Художник Грант Вуд является самым известным за знаковые работы «American Gothic».

Сводка

Грант Вуд родился на ферме в штате Айова в 1891 году после окончания средней школы он учился в Соединенных Штатах и ​​Европе, и проявляет интерес к импрессионизму. Но во время работы на комиссии в Германии в 1928 год Вуд имел возможность увидеть картины ранних немецких и фламандских мастерами, отправляя свою работу в новое, более реалистичное и более американское направление. Одним из первых его картин в этом новом стиле были американские готики, который он показал в 1930 году много признания. Среди наиболее знаковых и узнаваемых образами в американском искусстве, она помогла продвинуть Вуд известность и запустить регионалистское движение, из которых Вуд стал представителем де-факто. Вуд провел остаток своей жизни, работая на своем собственном искусстве, а также учить других. Он умер в 1942 году.

Ранние годы

Грант Вуд родился на своих родителей и фермы за пределами Anamosa, штат Айова, 13 февраля 1891. Эти идиллические настройки оставят неизгладимое впечатление на Вуд и глубокое влияние на его дальнейшую работу мышления и, хотя он проводил большую часть своей жизни после того, как в возрасте 10 лет в относительно более городского настройки Cedar Rapids, где его мать переехали Вуд и его младшая сестра Нан после их отец умер.

Вуд, выработал свой интерес к искусству, а еще в средней школе, и показал обещание. Он продолжал развивать свои таланты в средней школе и где он создал декорации для спектаклей и иллюстрированных студенческих публикаций и и после окончания в 1910 году принял участие в Миннеаполисе школу дизайна и ремесленничество. В течение следующих нескольких лет Вуд далее расширил свой творческий репертуар, научившись работать с металлом и ювелирными изделиями, а также сборки мебели. Когда он переехал в Чикаго в 1913 году, он использовал эти навыки, чтобы заработать на жизнь.

Читайте также  Пейзаж с купцами, клод лоррен - описание картины

Рабочая жизнь

В Чикаго, Вуд провел свои дни в его ювелирном и металлообрабатывающего цеха и его вечерах развивать свои таланты через заочные курсы и занятия в художественном институте. Однако, когда его мать заболела в 1916 год Вуд покинул Чикаго для Cedar Rapids, где он принял на работу в качестве учителя гимназии, чтобы поддержать ее и его сестру. Тем не менее, его семейные обязательства не прекращались Вуда продолжать добиваться прогресса в качестве художника. Таким образом, через несколько лет местный универмаг провел выставку, которая включала несколько его картин и привело к дальнейшему комиссий.

В течение 1920-х годов, Вуд также был в состоянии найти способ поехать в Европу, посещение музеев Франции и Италии, учился в Академии Жюльена и выставляет свои работы в Париже. Он вернулся из этих поездок глубоко вдохновляли импрессионистов, чьи пастырской предмет говорил со своими собственными чувствами.

Американская готика

Тем не менее, это было бы на 1928 поездки в Мюнхен, Германия где он надзирал производство в витраже он предназначен для Мемориала ветеранов Здание в Cedar Rapids Вуд имел откровение, что в конечном счете изменило направление его творчества и продвинул его к славе. После просмотра работ 15- и 16-го века немецкие и фламандских мастеров, чьи реализм и внимание к деталям, катал его снова, Вуд вернулся в Соединенные Штаты намерены интегрировать их подход в своей работе.

Бросив ранее импрессионистическую наклонность, Вуд начал формулировать более реалистичный стиль, через который, чтобы передать сельскую предмет он и дорожил с юности. Одним из первых его картин этого периода также является его самым известным: Американская готика. Отображение фермера (смоделированный Wood s дантист) и женщина, либо его жена или дочь стоя стоически перед белым домом, Американская готика была выставлена ​​в Художественном институте Чикаго в 1930 году и получил немедленное признание. С тех пор она стала одной из самых узнаваемых образов в истории американского искусства. Иногда интерпретированы как пародия, в соответствии с Вудом работа на самом деле предназначены как подтверждение его явно на Среднем Западе предмета и подразумеваемые значения, стоит в стороне от крупных американских городов и, тем более европейской культуры.

Бунт против города

С его картинами местечковый жизни на Среднем Западе пейзажи и исторические сцены, Вуд стал де-факто представитель американского регионализма движения. Его картины были востребованы. Помимо американской готики, другие представительные работы включают в себя женщину с растениями (1929), оценка (1931) и Дочери Революции (1932).

В 1932 году, Вуд использовал его вновь выиграла известность соучредителя Стоун City колония и художественную школу, где он мог бы распространить послание регионализма, стремящиеся художник. Два года спустя, однако, он принял должность с отделом искусства в Университете штата Айова, где он считал, что может иметь еще большее влияние. В том же году Вуд был также назначен директором общественных работ Art Project в Айове и был показан в времени обложки журнала рассказ о регионализма. В 1935 году он опубликовал эссе восстать против города, в котором он изложил принципы движения.

Трудные времена

Несмотря на эти успехи, Вуд собирался войти в самый сложный период в своей жизни. В 1935 году он довольно неожиданно женился на женщине по имени Сара Максон, с которым он будет поддерживать сложные отношения в течение следующих нескольких лет в части из-за его скрытой гомосексуальности. Древесина и Максон в конечном итоге развелись в 1939 году, в то время, когда он был также в ладах с IRS для уклонения от уплаты налогов.

На протяжении всего этого времени, пытаясь, однако, Вуд продолжал работать. Картины, такие как смерть на дороге зиги (1935), Парсон Weems Fable (1939) и Iowa нива (1941) все показывают его верная приверженность американского движения искусства он был в первую очередь отвечает за основание. Он умер от рака 12 февраля 1942 года в возрасте 50 лет, и был похоронен на его семье и участок в Anamosa.

Американская готика: Знаменитый и неизвестный Грант Вуд

Александр Генис: Марина Ефимова познакомит наших слушателей с автором самой знаменитой картины в Америке, которой сейчас любуются ньюйоркцы.

Марина Ефимова: В Нью-Йорке, в музее Уитни проходит выставка художника Гранта Вуда, жившего и творившего в первой половине 20-го века.

Грант Вуд – не самый известный американский художник. Более того, его искусство до сих пор остается спорным – во всяком случае, по мнениям критиков и историков искусства, – и его репутация вот уже почти столетие перемещается то на дно американской живописи, то на ее вершину. Полагаю, что многие наши слушатели не знают работ Вуда, но одну его картину видели все. Она называется «Американская готика», и на ней изображена фермерская немолодая пара с вилами на фоне типичного американского дома с готической башенкой. Картина написана в 1930 году, и с тех пор только «Джоконду» репродуцировали, копировали, пародировали и обыгрывали чаще, чем эту картину. Она даже была изображена на марке в Арабских Эмиратах. Журналист Джеффри О’Брайен пишет в статье «Полиморфный рай» в «Нью-йоркском книжном обозрении»:

Диктор: «Картина “Американская готика “изображена на мемориальной стеле штата Айова, превращена в скульптуру для калифорнийского Музея восковых фигур и сделана заставкой к фильму ужасов 1988 года (с тем же названием). А интернет – бездонный кладезь пародий на нее, реклам и карикатур: пару фермеров подменяли собаками, кошками, Микки и Минни Маусами, куклами Барби и Кеном, президентскими парами Клинтонов и Обамы, однополыми парами, парами нищих стариков, зомби, психов и тысячами других персонажей».

Марина Ефимова: «Американская готика» стала неофициальным символом Америки, для одних – пуритански серьезным, для других – любовно насмешливым, для третьих – обидно саркастическим.

Практически все картины Вуда – это пейзажи его родного штата Айова и портреты его друзей и соседей (на картине «Американская готика», например, изображены сестра художника и его дантист). Если говорить упрощенно, то стиль Гранта Вуда близок к примитивистам, но это сравнение касается только формы предметов на его картинах: кроны деревьев – шарики, холмы – полукруги, подчеркнуто геометрическими линиями изображены борозды на полях, стога сена, дороги, горизонт. Но если говорить о красках, то тут простая техника примитивистов уступает место скрупулезной, мастерской технике немецких художников конца 15-го – начала 16-го веков: Мемлинга и Дюрера. И это неожиданное сочетание завораживает – как волшебство.

Биография Гранта Вуда не дает объяснения этому удивительному и редкостному художественному симбиозу, но дает хронологию его возникновения. Вуд родился и вырос в Айове. С мальчишеских лет он был известным местным ремесленником и художником (вполне реалистичным): он оформлял дома и ресторанчики своего родного городка Сидер-Рэпидса и получал за свои картины и поделки призы на осенних штатных ярмарках. Он был человеком со странностями – с трудом смотрел людям в глаза, не мог спокойно стоять на месте и всегда раскачивался из стороны в сторону, а говорил с трудом – как школьник, который читает по слогам. Но при этом он был деятелен и целеустремлен в одном своем рвении – учиться живописи у мастеров. Однажды во время школьных каникул он уехал в Миннеаполис с 15 долларами в кармане, зная лишь имя учителя, у которого хотел заниматься. И нашел его. Правда, денег хватило на неделю занятий. В начале 1920-х годов, когда Гранту было уже под 30, он на таких же птичьих правах отправился в Париж. Об этом рассказывает в интервью историк искусств Сью Тэйлор:

Диктор: «Он был изобретательным бедняком. Вдвоем с другом – художником Коуном — они ночевали в общежитиях, зарабатывали чем придется, питались чем бог пошлет, словом, жили так, как живут студенты в Париже. Там он писал, подражая импрессионистам, однако настолько профессионально, что добился персональной выставки в маленькой, но престижной парижской галерее. Правда, успеха не имел. Его парижские работы сейчас находятся в частных коллекциях».

После Парижа Грант Вуд неузнаваемо преобразился: он стал смотреть в глаза собеседникам и свободнее говорить. Его студия над гаражом превратилась в клуб, где собирались местные художники и бизнесмены, коллекционеры и актеры городского театра. Но об уроках Парижа сам художник писал:

Диктор: «Я, было, поддался идее молодых французов: сидеть в «Ротонде» и ждать вдохновения. Но потом признался себе, что мне лучшие идеи приходили тогда, когда я доил коров. И я вернулся в Айову».

Марина Ефимова: Вернулся в прямом и переносном смысле: парижский импрессионизм с Айовой Гранта Вуда не вязался. Пожалуй, главное, что Грант вывез из Парижа, – широта взгляда, способность посмотреть на свой родной мир со стороны. В его сыновней любви к Айове появилась ирония, но он еще не нашел способ ее выразить.

Преображение началось (даже, лучше сказать, случилось) за 13 лет до смерти художника – когда ему было 37 лет. Власти городка Сидер-Рэпидс заказали Вуду витраж для Сити-холла, и изготавливать его художник в 1929 году поехал в Мюнхен, где работали лучшие мастера. И там, в Старой Пинакотеке он увидел картины Дюрера и Мемлинга. Биограф Вуда Даррел Гервуд писал в книге «Художник из Айовы»:

Диктор: «Он увидел то, чего годами мечтал добиться сам: картины, созданные не под влиянием взрыва эмоций, а задуманные и терпеливо выписанные осторожными, неторопливыми мастерами, наносящими мелкими кистями бесконечные слои почти прозрачных красок, мастерами, влюбленными в детали не меньше, чем в общую идею. В Германии Вуд открыл для себя и современных немцев, прежде всего Отто Дикса с его четкой детализированной живописью, ушедшей от драматической небрежности экспрессионизма. Он часами наблюдал за работой художников-копиистов, использовавших технику мастеров Ренессанса, и, как губка, впитывал в себя оба стиля – старых и современных немецких мастеров. Это был сильнейший толчок для развития его собственного стиля».

Марина Ефимова: Первой была картина «Стоун-Сити». В ней уже видны круглые холмы; четкие, словно на моделях, домики; шарики деревьев, ровные, как по линейке, ряды посадок, лекала дорог и при этом – фантастической интенсивности и глубины цвет, особенно зеленый. Такое преображение живописи Вуда было для его обычных зрителей и покупателей – не в коня корм. Биограф пишет:

Читайте также  Картина "прогулка", марк шагал - описание

Диктор: «На выставке в Айова-Сити посетители реагировали неуверенно. Вуд подошел к фермеру, который долго стоял, качая головой, перед картиной «Молодая кукуруза». Тот повернулся к художнику и сказал укоризненно: «Разве кукуруза вырастет на таком крутом склоне? За этот участок я бы не дал и 35 центов за акр».

Марина Ефимова: Художник Грант Вуд, каким мы его теперь знаем, появился в короткий период между 1930-м и 1935-м годами. 1930-й – год создания «Американской готики». Она была выставлена в главном чикагском музее – «Институте искусств» и, как говорится, в одну ночь сделала Вуда знаменитостью. В 1931 году появилась вторая по популярности его картина – «Ночная скачка Поля Ревира» (гонца, проскакавшего галопом в ночь на 18 апреля 1775 года от Бостона до Лексингтона, предупреждая всех о приближении англичан). На картине Вуда Ревир мчится на лошадке, списанной с деревянной игрушки. Домики, из которых выскакивают люди в ночных рубашках, театрально освещены. белая лента дороги вьется, как на иллюстрации к детской сказке. Да и все настроение картины – тревожно сказочное. Вуд отыскал свой секрет – он наполнил эмоциями геометрию. Но большинство критиков отнеслись к работам Вуда свысока. По словам профессора Тэйлор:

Диктор: «Одни критики отнесли его к так называемым художникам-регионалистам с их домашней, по преимуществу реалистической, по преимуществу патриотической, чугунно-серьезной живописью. Эти критики упрекали Вуда в отсутствии в его картинах реализма и отражения правды жизни, то есть Великой депрессии. Критики университетские отдавали предпочтение авангарду и абстракционизму. Для них Вуд был деревенщиной, чьи картины хороши только для провинциальных антикварных лавок».

Марина Ефимова: У Вуда даже появился личный враг – профессор Хэрстон Джонсон, написавший в статье 1942 года, что прилизанный национализм Вуда напоминает стиль, одобренный нацистами. Смерть от рака поджелудочной железы, унесшая Вуда в том же 1942 году, спасла его от многих унижений.

Только в 1980-х годах, когда увлечение авангардом увяло, вспомнили странного «художника из Айовы» – благодаря работам искусствоведа Ванды Корн. Но нынешняя выставка в музее Уитни в Нью-Йорке снова вызвала споры. Автор статьи об этой выставке – Джеффри О’Брайен – честно признается:

Диктор: «Я не знаю, как воспринимать и куда отнести «Американскую готику». И думаю, что я не одинок. Что за люди эти двое? Что подразумевал автор? В 1930 году картина покорила зрителей неожиданностью плаката, но критики и тогда настолько по-разному ее воспринимали, что даже впадали в крайности. Да и остальные работы Вуда никогда не рождали единодушия. В 1983 году Хилтон Крэймер написал, что стога сена на картинах Вуда «безупречны, как марципаны». Клемент Гринберг назвал Вуда «одним из самых заметных вульгаризаторов нашего времени». Питер Шилдал в рецензии на нынешнюю выставку в Уитни предлагает использовать картины Вуда в качестве задников для диснеевских фильмов. «Их никак нельзя принять за натуральные пейзажи, – пишет критик, – но они излучают радостное ощущение. Это какой-то полиморфный рай, растительность иных планет».

Марина Ефимова: Действительно, на картинах Вуда – некий идеальный, но и тревожный мир – скорее, не мечта, а странный, непредсказуемый сон. В этих пейзажах нет примет его времени – тракторов и машин, только лошади, плуги – видение 19-го века. Лишь на одной картине изображены автомобили. Она называется «Смерть на Ридж-Роуд». Безлюдная сцена после аварии: ярко-зеленое поле, черный, вставший на дыбы грузовик, красный легковой автомобиль с выпученными фарами – совершенно трагическая вещь.

Грант Вуд умер на пороге нового этапа творчества. В 1940–41-м годах он сделал 4 зимних пейзажа. Два из них незабываемы (оба черно-белые): «Январь» – с рядами занесенных снегом скирд кукурузной соломы, смутно напоминающих японскую живопись. И «Февраль» – литография на камне: по ночному снегу к колючей проволоке ограды приближаются три черных лошади – трагические, как сама смерть.

Вуд, Грант

Grant DeVolson Wood

Грант Деволсон Вуд (англ. Grant DeVolson Wood ; 13 февраля 1891 — 12 февраля 1942) — американский художник, известный в основном картинами, посвящёнными сельской жизни американского Среднего Запада. Автор знаменитой картины «Американская готика»

В 1913 Вуд поступил в Школу Искусств Чикагского Университета, занимался изготовлением ювелирных изделий из серебра. С 1920 по 1928 совершил четыре поездки в Европу, где изучал различные живописные стили, в частности импрессионизм и постимпрессионизм. Больше всего на него повлияло, однако, творчество Яна Ван Эйка, у которого он взял четкость и ясность своей новой техники. В 1932 Вуд основал Каменный город колонию искусств Stone City Art Colony недалеко от своего родного города, целью которой было помочь художникам выжить во время Великой Депрессии. Вуд преподавал живопись в Школе Искусств Айовского Университета с 1934 по 1941. Также он курировал проекты настенной росписи, консультировал студентов, писал собственные произведения. 12 февраля 1942, за день до своего пятьдесят первого дня рождения, Вуд скончался в университетском госпитале от рака поджелудочной железы.

Самая известная картина Гранта Вуда (1891 – 1942) «Американская Готика» (1930) — одно из наиболее узнаваемых произведений американского искусства. Наверно, по уровню культурной знаковости эту картину можно без преувеличений сравнить с «Моной Лизой» да Винчи или с «Криком» Эдварда Мунка. Впервые она выставлялась Чикагском Институте Искусств в 1930 г., там же она хранится и сегодня. За эту картину Вуд получил премию в размере 300 долларов, и почти мгновенную славу. Образ стал расхожим, его используют и в рекламе, и в мультфильмах, и в карикатурах. Самобытность и многогранность этого произведения, обеспечившие ему всемирную славу, прежде всего в самом, очень мощном визуальном образе, но и помимо этого, в возможности самых различных трактовок – вплоть до прямо противоположных. Художественные критики, благосклонно настроенные по отношению к данному произведению, например, Гертруда Стайн и Кристофер Морли, считали его острой сатирой на замкнутость и узколобость жителей маленьких провинциальных городков. Сам же Вуд отрицал такое прочтение: с наступлением Великой Депрессии он видел в сельской Америке мужество и упрямство первопроходцев, пионерский дух и решимость в преодолении любых препятствий. Еще одна трактовка предполагает смешение почтительности и легкой насмешки. Вуд вдохновлялся неоготическим стилем особнячка Элдона (южная Айова), особенно четко эти неоготические черты просматриваются в арочном окошке на втором этаже. Вуд решил изобразить этот дом, а на переднем плане людей, которые, по его мнению, должны были бы жить в нем. На картине изображен фермер рядом со своей дочерью, старой девой. Художнику позировали его дантист и его сестра Нэн (1900-1990). Сестра Вуда как раз и настаивала на версии, что на картине изображена дочь фермера, а никак не жена, так как ей хотелось думать о себе как о более молодой женщине. На женщине передник с рисунком колониальных времен, вилы в руке фермера призваны олицетворять тяжелый труд, позы и выражение героев картины заставляют думать о традиционном, патриархальном укладе жизни. Пристальные, напряженные, почти застывшие взгляды карих и голубых глаз завораживают и пугают. Что они видят? Заботы и хлопоты повседневности, неурожаи, бытовые проблемы, болезни? Или несмотря на всю пристальность взглядов, они зафиксированы на пустоте – время остановилось, и герои проваливаются в черную дыру небытия из своего перегруженного материальностью мира? Композиционная строгость и проработанность деталей отсылают нас к Северному Возрождению, которое Грант особенно пристально изучал во время своих посещений Европы. Также он бережно относится и к достоверности в передаче атмосферы и деталей быта Среднего Запада, и это ключевая черта направления Регионализма. Имя Вуда тесно связано с Американским движением, вошедшим в историю искусства под именем регионализма, изначально распространившимся на Среднем Западе. Представители этого движения предпочитали изображать в реалистичной форме сцены из жизни американской глубинки в противовес европейскому абстракционизму. Вуд был одним из трех художников, более всего ассоциируемых с этим движением. Остальные, Джон Стюарт Карри и Томас Харт Бентон, благодаря покровительству Вуда получили места преподавателей в колледжах Висконсина и Канзаса.

Сочинения

  • Wood, Grant. «Art in the Daily Life of the Child.» Rural America, March 1940, 7-9.
  • Wood, Grant. Revolt against the City. Iowa City: Clio Press, 1935.

Литература

  • Crowe, David. «Illustration as Interpretation: Grant Wood’s ‘New Deal’ Reading of Sinclair Lewis’s Main Street.» In Sinclair Lewis at 100: Papers Presented at a Centennial Conference, edited by Michael Connaughton, 95-111. St. Cloud, MN: St. Cloud State University, 1985.
  • Czestochowski, Joseph S. John Steuart Curry and Grant Wood: A Portrait of Rural America. Columbia: University of Missouri Press and Cedar Rapids Art Association, 1981.
  • Hoving, Thomas. American Gothic: The Biography of Grant Wood’s American Masterpiece. New York: Chamberlain Brothers, 2005.

Ссылки

Вуд, Грант на Викискладе ?
  • Студия Гранта Вуда

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кац, Алекс
  • Леви, Джулс

Смотреть что такое «Вуд, Грант» в других словарях:

Вуд Грант — … Википедия

Вуд — (от англ. wood дерево, лес) английская фамилия, входит в 100 самых распространённых фамилий США (по данным 1990 г.). Известные носители: Мужчины: Вуд, Александр (англ. Alexander Wood; 1907 1987) американский… … Википедия

Грант Вуд — Вуд, Грант Грант Вуд (англ. Grant Wood или Grant DeVolson Wood; 13 февраля 1891 12 февраля 1942) американский художник, известный в основном картинами, посвящёнными сельской жизни американского Среднего Запада. Автор знаменитой картины… … Википедия

Вуд, Крис — Крис Вуд … Википедия

Вуд-Лейк (город, Миннесота) — Город Вуд Лейк Wood Lake Страна СШАСША … Википедия

Вуд-Лейк (тауншип, Миннесота) — Тауншип Вуд Лейк Wood Lake Страна СШАСША … Википедия

Грант (округ, Западная Виргиния) — У этого термина существуют и другие значения, см. Грант (округ). Грант Grant County Страна США Статус округ Входит в Зап. Виргинию … Википедия

Австралия на летних Олимпийских играх 1988 — Австралия на Олимпийских играх Код МОК: AUS … Википедия

Список художников — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

Список округов Висконсина — Карта Висконсина с делением на округа Американский штат Висконсин состоит из 72 округов … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: