Гюстав курбе, картины и биография - JEKATERINBURG.RU

Гюстав курбе, картины и биография

Гюстав Курбе

Биография

Гюстав Курбе, французский художник XIX века, стал знаменитым благодаря излишне реалистичному изображению обнаженной натуры. Его полотна смущали зрителей откровенностью. Писатель Александр Дюма (сын), однажды увидев картину «Спящие», обозван Курбе «утробой, притворяющейся человеком и художником». По сей день работа «Происхождение мира» считается одной из самых скандальных и обсуждаемых.

Детство и юность

Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года во французском городе Орнан, неподалеку от швейцарской границы, в семье владельца виноградников Режиса Курбе. С юных лет Гюстав проявлял характер: в 1831 году мальчика отдали учиться в семинарию, и духовники, выслушивая его проповедь, отказывали в отпущении грехов. Один за другим представители церкви убегали от 12-летнего француза как от дьявола.

Автопортрет Гюстава Курбе в молодости

Маленький Курбе, желая поддержать репутацию злостного нарушителя морали, вел список грехов, которые можно было бы совершить — от пустячных проступков до мрачных преступлений. Обучение в семинарии не дало плодов, и в 1837 году Гюстав по настоянию отца поступил в Королевский колледж Безансона на подготовительные курсы юриспруденции.

Одновременно с этим молодой человек увлекся живописью, занимался у представителя неоклассицизма Шарля-Антуана Флажуло. Творчество привлекало француза сильнее, чем юриспруденция. Курбе писал:

«В колледже я научился презирать учение. Я узнал все, что требовалось, и решил не забивать голову ненужными вещами».

В 1839 году молодой человек направился в Париж, сообщив отцу, что едет изучать право. В столице Франции он познакомился с Франсуа Бонвеном, в будущем великим жанристом. Тот показал Курбе Лувр.

Гюстав Курбе

Особое впечатление на француза произвели картины малых голландцев и прославленных испанцев: Бартоломе Мурильо, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса. Позже, став художником, Гюстав использовал их манеру создавать яркие картины темными тонами.

Экскурсия по Лувру окончательно убедила молодого человека в выборе живописи как основного рода деятельности. Он поступил в мастерскую романиста Шарля де Штейбена, затем переехал в Швейцарию и продолжил обучение. Возможно, здесь начинается биография Курбе-художника.

Творчество

В швейцарских мастерских не рисовали пейзажи и натюрморты — объектом для изображения на холсте была человеческая натура, чаще всего обнаженная. Возможно, из-за неумения работать с другим материалом Курбе начал творческое восхождение с автопортретов.

Картина Гюстава Курбе «Автопортрет с черной собакой»

В 1841 году был написан «Автопортрет с черной собакой». «Декорацией» стал входа в грот Плезир-Фонтен. На коленях у 22-летнего Гюстава устроился черный вислоухий спаниель, о котором годом позже художник писал родителям:

«Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем, ее подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне».

В 1844 году «Автопортрет с черной собакой» был выставлен в Парижском салоне — престижной выставке Франции. Позже Курбе написал десятки автопортретов: «Мужчина с трубкой», «Человек с кожаным поясом», «Здравствуйте, господин Курбе!», «Отчаяние».

Картина Гюстава Курбе «Отчаяние»

В том же году Гюстав Курбе отправился в путешествие по Бельгии и Нидерландам, где познакомился с продавцом картин. Благодаря этому 7 работ художника купил Хендрик Виллем Месдах — основатель Гаагской школы живописи, ведущей школы в Нидерландах. Так Курбе стал известен за пределами родной Франции.

После успеха «Автопортрета с черной собакой» Парижский салон отказывал художнику в выставке — настал расцвет стиля академизма. «Нет» слышали и другие живописцы: Эжен Делакруа, Оноре Домье, Теодор Руссо, Антуан-Луи Бари. Вместе они планировали создать арт-пространство, которое по престижности не уступило бы Парижскому салону, но планы нарушила революция 1848 года.

Картина Гюстава Курбе «Послеобеденный отдых в Орнане»

После революции картины Курбе с завидной регулярностью появлялись в Парижском салоне. Выставленный в 1849 году «Послеобеденный отдых в Орнане» был куплен французским правительством, а сам художник удостоился Большой золотой медали салона. Награда позволила Гюставу впредь выставляться без разрешения.

В 1853 году Курбе создал и представил на суд общества картину «Купальщицы». В центре полотна изображена полная женщина со спины. В отличие от представительниц эпохи Ренессанса, эта женщина по современным меркам была неприлично толстой, обрюзгшей. Один из критиков отметил, что при виде такого тела «даже крокодил лишился бы аппетита».

Картины Гюстава Курбе «Купальщицы» и Антонио да Корреджо «Не прикасайся ко Мне»

Нашли в картине и библейские мотивы. Так, расположение героинь напоминало позы Марии Магдалины и Иисуса Христа из евангельского сюжета «Не прикасайся ко мне» (картина Антонио да Корреджо «Noli me tangere»). Зритель оказался не готов к столь реалистичному изображению, а Наполеон III, увидев картину, показательно отхлестал ее кнутом. Гюстав Курбе, ожидавший высшей похвалы общества, лишь возгордился:

«Я привел в ужас весь художественный мир».

Нелестная критика не испугала живописца, и он продолжил рисовать обнаженную натуру. Иногда ему позировали женщины со снимков французского фотографа Валлу де Вильнева, и поэтому работы Курбе стали больше похожи на реалистичные фото, а не на художественные произведения.

Картина Гюстава Курбе «Спящие»

В 1866 году Гюстав Курбе написал сразу две скандальные картины, одна из которых, «Происхождение мира», была впервые выставлена лишь в XX веке. Полотно «Спящие», ставшее достоянием общественности в 1872 году, вызвало очередную бурю негодования.

На картине изображены две обнаженные спящие девушки, вероятно, после полового акта — на это намекают разбросанные украшения, смятое постельное белье. Непристойность полотна послужила поводом для полицейского расследования в 1872 году. Больше века, до 1988 года, работа держалась в частных коллекциях, запрещенная для публикации.

«От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного», — возмущался Александр Дюма (сын) в письме к Жорж Санд, увидев «Спящих».

К счастью, Дюма-младший не застал самую скандальную картину Курбе «Происхождение мира», но зато стал ключом для разгадки великой художественной тайны — кто же натурщица. На полотне, написанном по заказу шейха Халила Шерифа Паши, изображена женщина с раскинутыми бедрами: на переднем плане покрытые волосами гениталии, далее — живот и оголенная грудь.

Картина Гюстава Курбе «Происхождение мира» (с цензурой)

Согласно распространенной версии, Курбе позировала ирландка Джоанна Хиффернан — одна из «Спящих», любовница художника Джеймса Уистлера.

В 2013 году частный коллекционер продемонстрировал найденную вторую часть «Происхождения мира». На картине изображена голова девушки, якобы героини скандального полотна. В девушке искусствовед Жан-Жак Фернье признал Хиффернан.

Натурщица Джоанна Хиффернан

Работники музея Орсе, где сейчас выставлен оригинал «Происхождения мира», эту теорию оспорили. В 2018 году историк Клод Шопп расшифровал в письмах Александра Дюма (сына) к Жорж Санд фразу:

«Нельзя описать самой изящной и точной кистью деликатное нутро мадемуазель Кенье из Оперы».

Вероятно, речь шла о прославленной балерине Констанс Кенье, которая на момент написания «Происхождения мира» являлась любовницей шейха Халила Шерифа Паши. Современные искусствоведы считают эту гипотезу наиболее правдоподобной.

Картина Гюстава Курбе «Мастерская художника»

«Происхождение мира» — самая скандальная картина в коллекции Гюстава Курбе. Написанная в 1866 году, она пережила Вторую мировую войну, считалась утерянной, но в 1955-м была найдена психоаналитиком Жаком Лаканом. Произведение хранилось втайне от посторонних глаз за сдвигающимся полотном, послужило вдохновением для написания труда «Четыре основные понятия психоанализа».

После смерти Лакана картину передали музею Орсе в счет уплаты налога за наследство. С того времени «Происхождение мира» выставляется за пуленепробиваемым стеклом, а рядом круглосуточно дежурит охранник, чтобы пресекать бурную реакцию зрителя.

Личная жизнь

О личной жизни Гюстава Курбе известно мало. Говорят, что художник постоянно крутил романы с натурщицами, в том числе с Джоанн Гифферман и Констанс Кенье. Но одна из них, Вирджиния Бине, удерживала внимание Курбе на протяжении 10 лет.

Гюстав Курбе

Пара познакомилась в Париже в начале 1840-х годов. В 1847-м у них родился сын, которому было суждено прожить 25 лет. В 1850-х влюбленные распрощались, предположительно потому, что Гюставу наскучило общество единственной девушки. Вирджиния оставила ребенка себе.

Смерть

В 1871 году Курбе поддержал Парижскую коммуну. Его назначили комиссаром по культуре, в обязанности которого входила защита произведений искусства во время осады Парижа. Пользуясь служебным положением, художник предложил снести Вандомскую колонну, которая якобы производила «впечатление кровавого ручья в мирном саду».

Вандомская колонна

В декрете о сносе памятника сказано, что

«колонна. является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побеждённых со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трёх великих принципов Французской республики — Братство. ».

18 мая 1871 года колонну снесли, а 10 дней спустя пала Коммуна. Последователей либо казнили, либо арестовывали. Первое время Курбе удавалось избегать наказания. 30 мая полиция обыскала его мастерскую, конфисковала 106 полотен. 7 июня Гюстава поймали. За низвержение Вандомской колонны его приговорили к шести месяцам лишения свободы. Также художнику предстояло возместить деньги, потраченные на восстановление памятника.

Могила Гюстава Курбе

Курбе пришлось распродать картины, но вырученных средств не хватило. Не желая обанкротиться из-за ежегодных выплат в размере 10 тысяч франков, 23 июля 1873 года художник сбежал в Швейцарию.

Подорванное здоровье, а именно развившиеся геморрой и водянка превратили последние годы жизни Курбе в ад. Смерть застала его за день до 1878 года, 31 декабря 1877-го.

Гюстав Курбе, картины и биография

  • Год рождения: 10 июня 1819
  • Дата смерти: 31 декабря 1877
  • Страна: франция
  • Работы художника находятся:
    Метрополитен музей
    Эрмитаж
    Музей д’Орсе
    ГМИИ им. Пушкина
    Национальная галерея (Лондон)

Биография:

10 июня 1819 года во французском городе Оркане родился художник Гюстав Курбе. Он занимался жанровой и портретной живописью, завершал течение романтизма, вливаясь в реализм в художественном искусстве. Жизнь Гюстава Курбе была ярким звездопадом, полной взлётов и падений. Художник был оригинальной, романтичной личностью. Он нёс в мир свой индивидуальный стиль, наполненный творческой фантазией и воображением.

Его отец был владельцем виноградника, занимался хозяйством и торговлей. В детстве Гюстав был живым, общительным, любознательным ребёнком. Он любил природу, друзей, своих близких. Мальчик обожал придумывать разные истории, читать и рисовать.

В двенадцать лет родители отдали его учиться в духовную семинарию. Они думали, что их сын обретёт церковный сан и станет священником. Но юный Гюстав относился к учёбе несерьёзно. Духовные наставники отказывали ему отпускать грехи. Обучение в семинарии пришлось бросить. Отец предложил ему учиться на юриста. Он полагал, что знание права поможет сыну в жизни, и он приобретёт хорошую, престижную профессию. В 1837 году юноша поступил учиться на подготовительные курсы по юриспруденции в Королевский колледж города Безансон во Франции. Параллельно с учёбой он увлёкся живописью. Творческое искусство его привлекало всей своей красотой. Он занимался самостоятельно, в художественных мастерских, где студенты изображали обнажённую натуру. Преподавателями были художники-романисты и представитель неоклассицизма Ш. А. Флажуло. Гюстав с удовольствием осваивал азы таких работ и рисовал автопортреты. Художественное ремесло покорило его всей своей гармонией и совершенством, и он твёрдо решил посвятить жизнь искусству. В самом начале было очень трудно, но молодой человек выдержал все жизненные испытания, чтоб стать настоящим художником.

Читайте также  Портрет мамонтова, врубель, 1897

В 1839 году он совершил поездку в Париж. Его влекли другие города, страны, знакомства с интересными людьми, путешествия. В Париже он познакомился с творчеством испанских и голландских художников, посещал их выставки и галереи, побывал в Лувре. Позднее он по их примеру создавал яркие, выразительные полотна тёмными тонами акварели. Эта техника была ему интересна. Затем художник переехал жить в Швейцарию, где продолжил своё обучение живописью.

В 1841 году мастер кисти создал великолепную художественную работу «Автопортрет с чёрной собакой». Английского спаниеля ему подарил друг. Гюстав обожал своего четвероногого любимца! Эта картина была размещена в Парижском салоне. Его автопортреты вызывали восхищение публики и пользовались огромным успехом! Художник путешествовал по земному шару, любуясь достопримечательностями Бельгии и Нидерландов. Люди приобретали его работы. Семь картин у него купил основатель школы живописи в Нидерландах. Его работы покупало правительство Франции. Гюстав Курбе получил за свои труды награду – Золотую медаль салона.

Натурализм художника вызвал много критики и споров в кругах людей искусства. Курбе основал реалистическую школу, течение которой распространилось в Бельгию и другие страны мира. Он устраивал персональные выставки. Гюстав Курбе был женат, имел сына. Ему позировали многие натурщицы. Он искал в них вдохновение.

В 1871 году мастер кисти был назначен комиссаром по культуре Парижской коммуны. Он защищал произведения художественного искусства во время обороны Парижа. Гюстав Курбе был руководителем сноса Вандомской колоны. Полиция подвергла его аресту и конфискации полотен с имуществом. Художник отбывал наказание полгода тюрьмы по приговору суда. Позже ему нужно было возместить деньги по восстановлению исторического памятника. Он продал свои картины и уехал в Швейцарию. Вскоре Гюстав Курбе серьёзно заболел, у него была водянка. Скончался в зимний день 31 декабря 1877 года.

Гюстав
Курбе

Биография и информация

Жан Дезире Гюстав Курбе (фр. Jean Désiré Gustave Courbet ; 10 июня 1819, Орнан, Франция — 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пельз, Швейцария) – выдающийся живописец, один из основателей и ключевая фигура французского реализма. В период Парижской коммуны занимал должность комиссара по искусству. Позднее был обвинен в сносе знаменитой Вандомской колонны и вынужден эмигрировать в Швейцарию.

Особенности творчества художника Гюстава Курбе: отказ от романтических трактовок в пользу жизненной правды – наиболее эта особенность заметна в его жанровых картинах; кроме того, Курбе была свойственна сатирическая интонация, которая отделяет его произведения от более позднего французского натурализма.

Осенью 1839 года в Париж прибыл молодой человек при шляпе и щегольских усах. Он был хорош собой, шумен, дерзок и честолюбив. Юноша не испытывал ни малейшего пиетета перед признанными авторитетами и был готов вызвать на дуэль целый мир. Впрочем, в отличие от героев Дюма, он предпочитал шпаге кисть.

Подобно другому знаменитому провинциалу – д’Артаньяну — он не сомневался, что в Париже о нем вскоре заговорят. Разумеется, так и произошло. Звали молодого человека Жан Дезире Гюстав Курбе.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане – деревушке на границе с Швейцарией. Его отец – Режи Курбе – был зажиточным землевладельцем: детство Гюстава прошло среди фамильных виноградников и живописных рощ восточной Франции. Он рано увлекся рисованием – уже в 12-летнем возрасте Гюстав, не проявлявший большого рвения в других науках, охотно посещал семинары по живописи, которые проводил в Орнане заезжий ученик Антуана-Жана Гро.

В 18 лет, повинуясь воле отца, Гюстав Курбе отправился в Королевский колледж Безансона учиться на юриста. Однако, вместо того, чтобы штудировать право, он все больше времени уделяет занятиям в местной академии живописи, и два года спустя, отправляется покорять столицу.

Гюстав Курбе неоднократно подчеркивал, что всему учился сам и никогда не принадлежал ни к какой школе. Это, разумеется, не вполне правда: прибыв в Париж, он учился в мастерской некоего Стобена. Кроме того, на первых порах Курбе много копировал – Рембрандта, Халса, Караваджо. Что касается современников, к их творчеству Курбе отнесся скептически. Он даже заявлял, что разочарован современным французским искусством и «если живопись должна быть такого свойства, то он никогда не станет художником» . Впрочем, Курбе вскоре передумал – не в последнюю очередь, благодаря работам Эжена Делакруа, которыми искренне восхищался.

Напускное презрение к мнению публики уживалось в нем с лютым желанием добиться признания. Достичь успеха без благословения парижского Салона было в те годы практически невозможно, и Курбе бомбил жюри заявками. Он экспериментировал с разными техниками, пробовал себя в разных жанрах, искал выигрышные сюжеты, пытался просчитать салонную конъюнктуру. В 1844-м осада увенчалась первым успехом: автопортрет «Курбе с черной собакой» попал в экспозицию и был удостоен сдержанно благожелательной критики.

В 1848 году у Гюстава Курбе появился неожиданный союзник – буржуазно-демократическая революция. Несмотря на то, что счета Гюстава долгое время исправно оплачивал отец-феодал, сам он придерживался вполне революционных взглядов. Курбе унаследовал их от деда по материнской линии – убежденного республиканца. Кроме того, в Париже он сдружился с философом анархистом Пьером-Жозефом Прудоном. Так что февральскую революцию Гюстав Курбе встретил с энтузиазмом. Главным же революционным завоеванием для него стало то, что в 48-м была упразднена квалификационная комиссия парижского Салона. Воспользовавшись ситуацией, Курбе выставил сразу 10 своих полотен, одно из которых – «Послеобеденный отдых в Орнане» — приобрело новое правительство. Это был год триумфа: Курбе удостоился Большой золотой медали Салона, стал настоящей знаменитостью. Увы, его дальнейшие отношения с парижским Салоном были не столь безоблачны.

В 1850-м картина «Похороны в Орнане», которую Курбе посвятил памяти своего деда, провоцирует громкий скандал. Критики возмущены тем, что композицию и тему, ранее ассоциировавшиеся с библейскими сюжетами и эпическим размахом, Курбе использует, изображая будничные события в маленькой деревушке. Хуже того, не испытывая благоговения перед таким явлением как Смерть, Курбе привнес в полотно личные мотивы – по меркам тех лет, это была шокирующая нескромность.

Три года спустя история повторяется – на этот раз, поводом для всеобщей истерики становится картина «Купальщицы». Обнаженная крестьянка, чей «тыл» критики сравнивают с лошадиным крупом, у другой – о, ужас! – грязные ноги. Публика окончательно укрепляется во мнении, что реализм Курбе – слишком уж реалистичный. Даже вчерашние сторонники (в их числе Эжен Делакруа) отмечают «вопиющую вульгарность форм».

Нужно заметить, что самых непримиримых критиков нервировали не только картины Курбе, но и сам Курбе. Столичная богема воспринимала Гюстава Курбе как эдакого сельского медведя – шумного, могучего и неотесанного. Один из критиков писал о нем: «Природная мощь Курбе бьет все мыслимые рекорды – это он орет громче всех, это он выпивает наибольшее количество кружек пива, это он несет с охоты самую крупную добычу, это он меньше чем за два часа рисует пейзаж» . Гюстав ни в чем не знал меры. Он любил поесть и выпить. Любил женщин (одну из них Курбе, к слову, увел у своего коллеги и приятеля Джеймса Уистлера). Он любил жизнь и умел взять у нее все, что она могла предложить. Кроме того, он был заносчив, категоричен в суждениях и ценил свою творческую свободу превыше устоявшихся канонов и правил. Не удивительно, что отдавая дань его таланту, Париж все же не спешил раскрывать дружеские объятия провинциальному гордецу.

Несколько скрасило ситуацию появление Альфреда Брюйя – мецената и большого поклонника Гюстава Курбе. Брюйя оплатил несколько доброжелательных отзывов в газетах и купил все картины, выставленные художником на Салоне 1853-го. Позднее, когда работы Курбе по традиции отвергнет жюри Всемирной выставки в Париже, Брюйя даст ему денег на строительство персонального павильона под недвусмысленно лаконичной вывеской «Реализм». Этот «контркультурный» жест оценили коллеги – о выставке «Реализм» восторженно отзывались Делакруа и Энгр. Однако, публика и критики встретили ее прохладно. Измотанный подготовкой экспозиции и несколько разочарованный Курбе потом еще долго болел.

На Салоне 1857-го разразился новый скандал: критики обрушились на картину «Девушки, отдыхающие на берегу Сены». Отчаявшись что-либо доказать, Курбе уехал в Германию – в некотором смысле это было бегством. «Я волочусь по чужим краям, чтобы хоть мысленно обрести независимость, без которой не могу жить» , — писал он одному из своих немногих друзей. Вернувшись во Францию, Гюстав Курбе открыл мастерскую, в которой собрал более 30 учеников. Свои принципы он формулировал аудитории примерно так: «Не делайте того, что делаю я. Не делайте того, что делают другие. Даже, если бы вы делали то, что когда-то делал Рафаэль, вы бы принесли в жертву свое собственное искусство, а это равносильно самоубийству. Делайте только то, что видите и чувствуете сами» .

В 1867-м, когда в Париже открывается очередная Всемирная выставка, Курбе, как и полагается грамотному революционеру, идет своим путем. На деньги Альфреда Брюйя он строит новый персональный павильон – втрое превосходящий размерами прежний.

Пришедшую к власти Парижскую коммуну Гюстав Курбе встречает с распростертыми объятиями. Это чувство – взаимно: при новой власти известный оппозиционер Курбе становится кем-то вроде комиссара по искусству. Когда Парижская коммуна приняла решение снести Вандомскую колонну (монумент, воздвигнутый Наполеоном во славу французского оружия), Курбе не возражал. Он и раньше выступал за перенос колонны в какое-нибудь пустынное место, находя ее «естественной, словно кровавый родник в мирном саду» . Но раз уж парижане решили разрушить памятник, так тому и быть. Разрушение колонны было символичным жестом: Курбе казалось, что на Вандомской площади рассыпается в прах старый мир с его закостенелыми устоями.

Охваченный революционной эйфорией, он писал: «Париж сегодня – настоящий рай, не видно ни полиции, ни малейшей глупости в поведении граждан, никакой обдираловки, никаких драк. Так должно быть всегда» .

Разумеется, рай просуществовал недолго: вскоре коммуна была раздавлена. А Гюстав Курбе угодил за решетку – главным образом, за снос Вандомской колонны.

Правительство полагало, что Курбе, как президент федерации художников, должен был оберегать исторические памятники, а не сносить их. Через полгода его освободили, обязав оплачивать восстановление Вандомской колонны из своего кармана.

Это было тяжкое моральное и финансовое бремя: ежегодно Курбе должен был выплачивать десять тысяч франков. Его имущество было описано, картины – конфискованы.

Читайте также  Микеланджело буонарроти - краткая биография и картины

Сразу после освобождения Курбе уехал в родной Орнан, а оттуда эмигрировал в Швейцарию. Некоторое время он продолжал работать, но писал в основном натюрморты на продажу, чтобы покрыть долги.

В 1877-м Гюстав Курбе скончался от цирроза печени. Кроме своих картин он оставил потомкам что-то вроде словесного завещания: «Когда я умру, скажите: он никогда не принадлежал ни к одной художественной школе, ни к одной церкви, ни к одной академии и не был сторонником ни одного политического устройства, за исключением устройства свободы» .

Биография Гюстава Курбе

Родившись летом 1819 года в небольшом сельском городке Орнан, недалеко от французских Альп, Курбе рос в живописной местности, окруженный заботливой семьей. Всю жизнь художник будет привязан к чудесной природе этих мест. Он будет часто приезжать на родину и именно здесь, вдохновленный горными пейзажами и образами земляков, создаст большую часть своих полотен. Отец живописца, Режи Курбе, был обеспеченным землевладельцем, который оплачивал счета не только единственного сына, но и трех дочерей – Зои, Жюльетты, Зели.

В 1831 году Гюстав поступил в местную школу, где быстро приобрел репутацию шумного и проказливого ученика. Ему нравилось быть в центре внимания и развлекать одноклассников своим остроумием и обаянием.

Интерес к рисованию у него пробудил «папаша» Бод, один из его школьных учителей. Когда-то Бод был подмастерьем у Антуана Жана Гроса, одного из ведущих художников-неоклассицистов, и теперь сам побуждал своих учеников как можно больше писать с натуры. Первые наброски ученических тетрадей Курбе содержат образцы любовно-добросовестных зарисовок реки Лу и холмов в окрестностях Орнана. Ранние рисунки, несмотря на их примитивность и художественную беспомощность, все же интересны – в них видна настойчивость юноши в поисках характера изображаемого, упорная старательность, стремление полно и точно передать красоту родного края.

В 1837 году молодой человек поступил в Королевский колледж в Безансоне. По настоянию отца он учился на юридическом факультете, но был несчастен, пока не принял решение посещать занятие еще и в местной Академии.

В 21 год Курбе переехал в Париж, но не стал заниматься юриспруденцией. Юный художник избегал учебы в студиях любой из многочисленных академических знаменитостей того периода, а также не поступил в Ecole des Beaux-Arts. Вместо этого он брал несколько уроков у менее известных преподавателей, а в основном учился сам, копируя картины Делакруа, Жерико и других в Лувре. На его творчество сильное влияние оказали малые голландцы, испанские художники (в частности, Веласкес, Сурбаран, Мурильо), у которых он позаимствовал темные тона картин.

Среди его картин начала 1840-х годов есть несколько автопортретов, романтических по замыслу, в которых художник изобразил себя в различных ролях. К ним относятся «Автопортрет с черной собакой» (Малый дворец, Париж, 1842), «Отчаяние» (частное собрание, 1843-1845), «Влюбленные в сельской местности» (Музей изящных искусств, Лион, 1844), «Раненый» (Музей Орсе, 1844-1854), «Виолончелист» (Национальный музей, Стокгольм, 1847) и «Мужчина с трубкой» ( музей Фабра, Монпелье, 1848-1849).

Гюстав Курбе
«Автопортрет с черной собакой»
Холст, масло

Малый дворец, Париж

Сороковые годы – время усиленной работы Курбе над собой. Условия его жизни в этот период примитивны, почти жестки. Он встает с восходом солнца, ест хлеб и работает до темноты. Круг моделей в это время был узок. Около 1844 года в его ателье появляется Жозефина, натурщица, ставшая его подругой, тип которой повторяется во всех женских персонажах его картин этого времени.

Художник надеялся добиться признания, выставившись в Салоне, с начала 1840-х он на постоянно основе отсылает полотна в приёмную комиссию. Но лишь спустя некоторое время одно из его полотен, «Курбе с черной собакой», было принято. В период с 1841 года по 1847, Курбе экспериментировал со стилями: успел попробовать себя в портрете, пейзаже, жанровых сценках и даже в религиозной живописи. За первые семь лет его пребывания в Париже Салоном были приняты только 3 из 25 представленных им работ.

Во второй половине 1840-х годов происходит знакомство Курбе с философом-социалистом Прудоном, поэтом Бодлером, людьми, сыгравшими важную роль не только в становлении Гюстава Курбе как художника, но и в формировании его гражданской позиции. Он, несомненно, разделял идеи Бодлера в это время. 1848 год – время их наибольшей близости: Курбе порой ночевал у друга в ателье в дни безденежья. Именно в это время художник пишет тонкий и глубоко оригинальный портрет друга, которым Бодлер, впрочем, остался недоволен.

«Портрет Шарля Бодлера»

В феврале 1848 года французский король Луи-Филипп отрекся от трона, и власть перешла в руки республиканского правительства. Салон уцелел, однако его отборочную комиссию упразднили. Пользуясь возможностью, Курбе выставил в Салоне сразу 10 картин.

Его заметили, Гюстав подружился с критиком Шампфлери, и с тех пор добился общественного признания, подтвержденного в следующем году: государство купило полотно «Послеобеденный отдых в Орнане» (Музей изящных искусств, Лилль). Курбе был награжден большой золотой медалью. Эта медаль позволила выставлять полотна в Салоне, не считаясь с мнением комиссии. Исключительным правом он пользовался до 1857 года.

Гюстав Курбе
«Послеобеденный отдых в Орнане»

Дворец изящных искусств, Лилль

Однако некоторые другие работы Курбе были встречены с полным непониманием и вызвали возмущение. Так было в 1849 году с «Дробильщиками камня» (впоследствии уничтоженной), а затем с «Похоронами в Орнане», в Салоне 1850-1851 годов. «Дробильщики камня» — реалистичное изображение двух фигур, занятых физическим трудом в бесплодной сельской местности. Обе работы радикально расходятся с более контролируемыми, идеализированными картинами неоклассической или романтической школы; они изображают жизнь и эмоции не аристократов, а простых крестьян, и делают это с реалистической настойчивостью.

Полотно «Похороны в Орнане» было создано на родине и посвящено памяти деда, скончавшегося годом раннее. Грубая, плотная, пастозная живопись передает материальность вещей. Он изобразил социальную, повседневную действительность так, как видел сам. Поразительная простота и примитивность композиции делают эту картину исключительно сильной. Монотонно перечисляя персонажей, Курбе создает плавный, величественный ритм голов и фигур, напоминающий о античных рельефах, изображающих погребальное шествие. «Похороны в Орнане» — сочетание подлинно портретных фигур. Когда художник писал своих сограждан, у него не было от них отбоя – каждый хотел попасть в картину, радуясь этой чести. Огромная картина размером 3х6,7 метра нарушила условность: художник изобразил прозаический ритуал в масштабе, который ранее был бы зарезервирован для религиозного или королевского субъекта. В картине отсутствует сентиментальная риторика, ожидаемая в жанровом произведении: плакальщики Курбе не делают театральных жестов скорби, и их лица кажутся скорее карикатурными, чем облагороженными. Критики обвинили Курбе в преднамеренном стремлении к уродству.

«Похороны в Орнане»

Музей Орсе, Париж

Поездки в Нидерланды и Бельгию в конце десятилетия укрепили веру Курбе в то, что художники должны изображать жизнь вокруг себя, как это делали Рембрандт, Хальс и другие голландские мастера.

В течение 1850-х годов Курбе писал многочисленные фигуративные произведения, используя в качестве сюжетов простых людей и друзей, таких как «Деревенские девицы» (1852), «Борцы» (1853), «Купальщицы» (1853), «Спящая прядильщица» (1853) и «Просеиватели пшеницы» (1854). «Купальщицы» 1853 года – первое произведение художника такого размера, изображающая обнаженное женское тело. Изображенная им со спины тяжеловесная женщина вызвала в обществе небывалый скандал: Курбе утвердил красоту тех женщин, которые веками были обездолены. Его купальщица с тяжелыми бедрами и ногами, мускулистой спиной, конечно, была антиподом тем холеным дамам, которых воспевали барды эпохи Второй империи.

Музей Фабра, Монпелье

Благодаря поддержке Адьфреда Брюйя, поклонника творчества Курбе и мецената, художник обретает поддержку. Брюй не только оплатил несколько хвалебных отзывов о картине Курбе в прессе, но и приобрел полотна, выставленные в залах Салона. С мая по сентябрь 1854 года художник проводил время у мецената в Монпелье, где написал холст «Встреча». Курбе, с дорожным мешком за спиной, в просторной рубашке, с палкой в руке, шагает по дороге в Сет. Навстречу вышли и приветствуют его Брюйя со слугой Каласом. Силуэты трех фигур профилируют на фоне неба. Вся большая и мощная фигура плебея Курбе, с каким-то вызовом откинутая назад, исполнена уверенности и силы, оттеняя на второй план фигуру вежливо приветствующего его мецената.

В начале 1850-х художник пишет несколько марин. Курбе видит море в Дьеппе в 1851 году, но он впервые длительно наблюдает Средиземное море, синее, с белой пеной. После он говорит, что море ему давало те же переживания, что и любовь.

Высшим достижением Курбе в этот период было полотно «Мастерская художника» (1854-1855), подлинный манифест живописи, в котором Курбе декларировал свой художественный и политический выбор. Картина колеблется между двумя полюсами – реальностью и аллегорией, не давая предпочтение ни одной из них. Тридцать фигур – целая портретная галерея. Сам Курбе председательствует над всеми фигурами с простодушным тщеславием, работая над пейзажем и поворачиваясь спиной к обнаженной модели, символическому представлению академической традиции.

Музей Орсе, Париж

359 см × 598 см
1855

В 1855 году его картины не были приняты на Всемирную выставку. Ответом Курбе на отказ было решение недалеко от официального французского павильона изящных искусств организовать частную выставку в «Павильоне реализма». Временная постройка вместила в себя около 40 картин, но почти ничего не было продано, да и отзывы в прессе были критическими. В каталоге к выставке, явившемся своеобразным манифестом реализма, художник писал, что он стремится «передать нравы, идеи, облик эпохи согласно собственной оценке; быть не только живописцем, но также и человеком – одним словом, создавать живое искусство».

Одновременно с Курбе и большей частью независимо от их автора путешествуют и картины художника, создавая ему славу в Бельгии, Голландии и Германии. Уже в 1852 году Курбе выставляет во Франкфурте-на-Майне «Похороны в Орнане» и «Дробильщиков камня», в 1858 году он посылает туда «Веяльщиц», «Добычу» и ряд охотничьих картин, которые принимаются там как новшества и имеют большой успех. В том же 1858 году он едет во Франкфурт-на-Майне и остается там по февраль 1859 года.

В 1860-1870 годах Курбе особенно часто пишет обнаженное женское тело. Женщины на полотнах Курбе – это женщины средних классов, которым не чужд физический труд, но которых не искалечила чрезмерная физическая работа. Здоровые, спокойные и ограниченные, как животные, цветущие, как спелые плоды, они отдыхают рядом с деревьями или ручьями, нередко под бездонным небом. Они не идеализированы, не отобраны по принципу изящных форм.

В последние годы своей жизни Курбе писал пейзажи, в том числе несколько сцен воды, таинственно выходящей из глубин земли в горах Юра на границе Франции и Швейцарии. Курбе также работал над скульптурой во время своего изгнания. Ранее, в начале 1860 – х годов, он создал несколько скульптур, одну из которых – «Рыбак из Шаво» (1862) — он подарил Орнану для общественного фонтана, но она была удалена после ареста Курбе.

Читайте также  Описание картины "персей и андромеда", рубенс

4 сентября 1870 года, во время Франко-Прусской войны, Курбе написал письмо правительству национальной обороны с предложением снести колонну на Вандомской площади, воздвигнутую Наполеоном I в честь побед французской армии.

Курбе был арестован 7 июня. Он отбыл свой тюремный срок 2 марта 1872 года, но его проблемы, вызванные разрушением Вандомской колонны, все еще не были решены. В 1873 году новоизбранный президент Республики Патрис Мак-Махон объявил о планах перестроить колонну, причем расходы на это должен был оплатить Курбе. Не имея возможности заплатить, Курбе отправился в добровольное изгнание в Швейцарию, чтобы избежать банкротства.

4 мая 1877 года Курбе сообщили сметную стоимость реконструкции Вандомской колонны: 323 091 франка и 68 сантимов. Ему была предоставлена возможность выплачивать штраф ежегодно в размере 10 000 франков в течение следующих 33 лет, вплоть до его 91-го дня рождения.

Несмотря на теплый прием, оказанный ему в Швейцарии, Курбе во время своего изгнания пришел в упадок. Он начал сильно пить и лишь изредка создавал произведения, достойные его таланта. Проблемы с деньгами и судебными разбирательствами стали навязчивой идеей. 31 декабря 1877 года, за день до первого взноса, Курбе умер в возрасте 58 лет в Ла-Тур-де-Пельц (Швейцария) от болезни печени, усугубленной сильным пьянством.

Искусство XIX века, Курбе, Европейское искусство.

Гюстав Курбе: биография, творчество, лучшие картины художника

Гюстав Курбе (Gustave Courbet; родился 10 июня 1819 г. — умер 31 декабря 1877 г.) — это французский художник XIX века, любитель подчёркнутого натурализма, возмущавший своих современников детальностью бытовых сцен. Творчество Гюстава Курбе считается завершающим этапом романтизма и переходом к реализму.

Гюстав Курбе отвергал любое проявление фантазии, требовал от своих учеников отбросить подражание и искать в изображении действительности собственный путь. Живописец оставил после себя огромное количество работ. Некоторые из них широкая публика увидела лишь спустя 120 лет после его смерти.

Биография Гюстава Курбе

Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года, в крошечном городке Орнан на востоке Франции. Его отец занимался виноделием, но для сына видел путь юриста. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в семинарию. Будущий художник не желал подчиняться строгим правилам, учился плохо, даже не выработал хорошего почерка. Это не помешало отцу отправить его в Королевский колледж города Безансон.

Изучение юриспруденции послужило поводом двадцатилетнему Гюставу Курбе уехать в Париж. Здесь он первым делом подробно ознакомился с луврской художественной коллекцией, сделал многочисленные наброски и эскизы. Большое впечатление оказали на юношу мрачные тона голландских и испанских картин.

Гюстав Курбе поступил на учёбу к художнику немецко-русского происхождения, Карлу Карловичу Штейбену (Charles de Steuben). Но господство академизма заставило юношу отказаться от формального образования. Под впечатлением работ Франса Халса (Frans Hals) и Рембрандта (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), он решил, что изображать окружающую действительность нужно откровенно и без прикрас.

В период 1840-х годов Гюстав Курбе путешествовал в Нидерланды и Бельгию. Возвращаясь в Париж, он общался лишь с художниками и литераторами реалистического направления.

На Всемирных выставках жюри часто отвергало картины Гюстава Курбе. В 1855 году, раздражённый неприятием своего творчества, он организовал «Павильон реализма», на котором представил сорок своих произведений и «Манифест реализма». Зрителям не понравилось, зато художника похвалили Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) и Шарль Бодлер (Charles Baudelaire).

Гюстав Курбе искренне ненавидел тех, кто не принимает его взглядов. Он отказывался от участия в парижских Салонах, устраивал собственные показы. В 1871 году живописец яростно поддержал очередную Парижскую коммуну, взяв на себя обязанности комиссара по культуре. Сбылась его мечта: он приказал снести Вандомскую колонну.

Парижская коммуна не продержалась и трёх месяцев. Гюстав Курбе попал в тюрьму, откуда вышел лишь 2 марта 1872 года. Колонну новые власти решили восстановить на деньги того, кто её разрушил. Неподъёмный штраф позволили выплачивать ежегодными взносами в десять тысяч франков.

Гюстав Курбе объявил себя несостоятельным и уехал в Швейцарию, где провёл последние годы жизни. Говорят, он не знал меры ни в чём: много пил, ещё больше ел, заводил связи с женщинами, держался заносчиво, чем отталкивал даже поклонников. Он заявлял, что не вернётся во Францию, пока не объявят амнистию. Но, скорее всего, его останавливал огромный денежный долг.

1 января 1878 года Гюстав Курбе был обязан отправить первый взнос, но накануне, 31 декабря 1877 года, художник умер от цирроза печени.

Самые известные картины Гюстава Курбе

Картины Гюстава Курбе отличались смелостью, подчёркнутой реалистичностью сюжетов. В нашей статье представлены самые известные работы живописца, заслужившие как положительные оценки, так и гневную критику:

  • «Похороны в Орнане» (1849-1850) — возмутила зрителей и критиков, считавших, что сельские похороны не заслуживают масштабности картины: 3 метра 15 см в высоту, 6 метров 68 см в ширину.
  • «Веяльщицы» (1853) — изображает бытовую картинку из жизни крестьянства своего родного Орнана. В качестве моделей Гюстав Курбе использовал своих сестёр и сына.
  • «Купальщицы» (1853) — вызвала бурю возмущений. Критиковали натурализм, тяжеловесное женское тело, грязные ноги. Больше всего возмутился император Наполеон III, ударив картину тростью.
  • «Порыв ветра» (1865) — хранится в музее техасского города Хьюстон. По одной из версий, натурой для написания работы послужил лес Фонтенбло. Другое название картины: «Приближение шторма».
  • «Натюрморт яблоки и гранаты» (1871) — написана во время тюремного заключения по обвинению в участии в Парижской коммуне. Живописцу позволили взять с собой мольберт, что позволило написать несколько натюрмортов похожего содержания. Никто из окружающих художника людей не захотел ему позировать.

Гюстав Курбе стал одним из основателей реализма в живописи, стремясь изображать жизнь такой, какая она есть. На сайте Very Important Lot, можно почитать про развитие реалистического направления в живописи. Для ценителей изобразительного искусства есть возможность принять участие в аукционах, недорого купить картины, рисунки, скульптуры известных мастеров, украсить свою коллекцию работами талантливых современных художников.

Гюстав Курбе: картины, биография художника

Автор:
Павел Ин

Гюстав Курбе (1819-1877)

Творчество Гюстава Курбе — одна из высших точек раз­вития западноевропейского изобразительного искусства XIX века — оказало большое влияние на Э. Манэ, К. Моне, О. Ренуара и других выдающихся мастеров живописи.

Жан Дезире Гюстав Курбе родился в восточной Франции, в Орнане, маленьком городке департамента Франш Конте. Он происходил из состоятельной фермерской семьи и детст­во свое провел в деревне. Первоначальное образование Кур­бе получил в орнанской школе, а затем в Безансонском колледже. Здесь он стал заниматься рисованием и начал посещать курсы изобразительного искусства. В 1840 году юноша приехал ib Париж и, отказавшись от (Карьеры юрис­та, всецело отдался изучению живописи.

Ранние работы Курбе по своему настроению и исполне­нию были близки романтизму. Они отличались своеобраз­ным, темпераментным восприятием натуры, темным насы­щенным колоритом. Их главным действующим лицом был сам художник («Автопортрет с черной собакой», 1842; «Че­ловек с трубкой», 1846 и др.).

Революцию 1848 года Курбе встречает с восторгом. Он основывает клуб сподвижников, принимает участие в издании газеты «Голос народа». После кровавей расправы с восставшими художнику приходится поки­нуть Париж. Вернувшись на родину в Орнан, он за корот­кое время создает свои лучшие произведения: «После обе­да в Орнане» (1848—1849), «Каменотесы» (1849, картина погибла), «Похороны в Орнане» (1849), Естественность и жизненность этих картин, их простой и сочный живопис­ный язык привлекают всеобщее внимание. Уже картина «После обеда в Орнане», где изображены Курбе, его отец и один из друзей художника, слушающие местного скрипа­ча, заставляет Энгра и Делакруа признать Курбе новато­ром и революционером. В чем же заключалось новаторство Курбе? В правдивом, неприкрашенном показе быта простых людей. Полотно «Каменотесы», представившее зрителям двух рабочих — старика и юношу, — дробящих под паля­щим солнцем на краю придорожной канавы камни, явилось следующей ступенью в творчестве художника. «Каменоте­сы» не только вызывали сострадание и сочувствие к безра­достной жизни рабочего, но утверждали значительность этого человека, делали именно его героем нового искусст­ва. Что же касается «Похорон в Орнане», то эта картина правдиво, без какой-либо сентиментальности, более того, с определенной сатирической заостренностью изображала ре­лигиозную церемонию.

Враждебная всякой идеализации живопись Курбе проти­воречила официальному искусству, которому покровитель­ствовало правительство. Прогрессивная критика провозгла­сила Курбе главой реалистического направления, реакци­онная — обвиняла в нарочитом собирании и выпячивании уродств современной жизни. Новый взрыв возмущения в буржуазных кругах породила картина «купальщицы» (1853), где художник дал образец реалистической трактов­ки обнаженного тела. Публично демонстрируя свое отвра­щение к новому искусству, император Наполеон Ш, побы­вавший в Салоне, ударил хлыстом по повернутой спиной к зрителю обнаженной фигуре на картине Курбе и чуть не разорвал полотно. Нападки и оскорбления сыпались на ху­дожника со всех сторон. Отвечая на них, он устраивает персональную (выставку под названием «Павильон реализ­ма», где экспонирует 34 картины и 4 рисунка («Деревен­ские барышни», 1851; «Веялыцицы», «(Встреча [«Здравст­вуйте, господин Курбе]», 1854; «Ателье», 1855 и др.).

С конца 50-х годов Курбе создает ряд замечательных пейзажей, марин. Пишет обнаженные модели. Среди его те­матических картин этого периода нельзя обойти молчанием антиклерикальное полотно «Возвращение кюре» (1863).

Во время Парижской коммуны Курбе примыкает к числу ее сторонников. Его выбирают в члены Коммуны в качестве Народного комиссара по делам искусств. После падения Коммуны реакция бросает Курбе в тюрьму. Художника об­виняют в разрушении Вандомской колонны и приговари­вают к выплате огромной суммы на восстановление этого памятника. Когда написанные в тюрьме картины — модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты» — Курбе после освобождения посылает в Салон, жюри отвергает их. Представитель правительства Тьера заявляет: «Эта не от- носится к искусству». В 1873 году Курбе, спасаясь от трав­ли, эмигрирует из Франции и находит приют в Швейцарии. Здесь он продолжает работать. Он пишет швейцарские ландшафты, создает скульптуру «Республика Гельвеция», медальон «Женщина с чайкой» и др. Однако немногие из этих работ по своему художественному уровню могут срав­ниться с картинами периода расцвета его творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: