Франсуа буше - мастер изящного стиля, картины и биография - JEKATERINBURG.RU

Франсуа буше — мастер изящного стиля, картины и биография

Художник Франсуа Буше — картины с названиями, биография и интересные факты

Картины Франсуа Буше заказывали король Франции, его фаворитка и вся придворная знать. Этот художник — один из ярких представителей эпохи рококо, который в 18 веке заслуженно считался законодателем различных искусств в Париже и за его пределами.

Семья и обучение живописи

Родился знаменитый живописец в 1703 г. в Париже в семье художника, занимающегося разработкой узоров для вышивки. С самого детства, разглядев неординарные способности сына к рисованию, Николя Буше отдал сына для обучения в мастерскую Лемуана, который считался видным мастером живописи во Франции.

По характеру Франсуа был трудолюбивым и прилежным, вызывая восторг у учителей своим послушанием и талантом. Он постепенно освоил различные виды искусств: в качестве декоратора создает узоры для обоев, с успехом пробует себя в работе с гравюрами и талантливо создает живописные произведения.

В 16 лет он начинает работать над своим первым заказом от издательства на оформление книги «Французская история» Даниэля, а спустя год получает академическую премию за одну из живописных картин.

Одна из страниц биографии Франсуа Буше — создание серии гравюр по картинам Ватто, что заняло у него 2 года жизни и помогло в изучении произведений и манеры этого живописца.

Начиная с 22 лет картины художника Франсуа Буше активно представляются на выставках, где и публика, и критики воспринимали их всегда с восхищением. Четко понимая, чего от него требуют заказчики, он создавал работы с помощью своего запаса живописных приемов и набора сюжетов, которые были продиктованы модой того времени и вкусами аристократии.

Получив стипендию Академии, в 1727 г. он совершил учебную поездку в Италию, где не только учился, но и получал дополнительные заказы на живописные работы от богатых клиентов.

Творчество Франсуа Буше

После возвращения из Италии творчество Буше получило полное признание. С 1734 г. он стал членом Королевской академии, а затем ее профессором. На протяжении многих лет художник работает в Версале, оформляя королевскую резиденцию росписями и декором, участвует в оформлении залов Королевской библиотеки в Париже.

Основная тематика картин Франсуа Буше — это описание природы, жанровые зарисовки, портреты, работы на мифические сюжеты и библейские. Яркое мастерство живописца Буше проявил в создании жанровых картин, тщательно прорисовывая каждую деталь и мелочи: все композиции и люди на них, черты их лиц — выглядят очень жизненно и естественно.

Картина «Завтрак» Ф. Буше — одна из жемчужин его живописных работ. В ней художник изобразил семью (предположительно свою), передавая с успехом атмосферу теплых взаимоотношений, благополучия и любви. Цветовая гамма представлена нежными оттенками, от светлых до темных тонов.

С точностью до малейших деталей описана обстановка комнаты и декоративные элементы (столик на фигурных ножках, позолоченное зеркало, старинные часы, столовый сервиз, игрушки). Очень подробно нарисована одежда: платья, кружева, чепчики. Большое внимание художник уделил мельчайшим деталям, характеризующим эпоху, и даже стоящий на полочке Будда может рассказать зрителю о моде в 18 в. на китайское искусство. Это художественное произведение знакомит зрителей с эпохой и нравами людей.

Портреты Маркизы де Помпадур

В 1756 г. к художнику приходит большая слава: он получает заказ от французского короля на портрет его фаворитки мадам де Помпадур и с блеском его выполняет. Описание картины Франсуа Буше «Маркиза де Помпадур» можно сделать с точки зрения эпохи и статуса дамы в качестве фаворитки короля. Ее имя стало нарицательным еще при жизни. Любовницей короля она была только 5 лет, однако и после этого, сохранив дружбу монарха, участвовала в управлении государством еще многие годы.

Отношение к ней придворных было различным: одни считали ее корыстной и мстительной, другие ценили за ум, красоту и ученость. Обладая хорошим вкусом, она активно участвовала в разработке интерьеров и отделке королевских дворцов, покровительствовала многим художникам.

Художник написал ее с книгой в руках, сидящей на кушетке в своей комнате. Одета она во все самые модные предметы туалета той эпохи: платье, отделанное розочками и кружевами, туфельки без задника (которые вошли в моду благодаря ей). Все олицетворяет состояние свежести и чистоты. Поза маркизы излучает спокойствие и уверенность, книга в руке и шкаф позади нее обращают внимание на ее высокую образованность.

Сама маркиза де Помпадур отозвалась об этом портрете, как «об очень похожем, но слишком красивом», с присущей ей прямотой и умом. Впоследствии Буше еще не один раз писал с нее портреты, став придворным художником и декоратором.

Картины мифологической и библейской тематики

В произведениях с мифическими и библейскими героями Ф. Буше показал свою фантазию и свободу творчества, использовав большую цветовую гамму и живописные приемы. В качестве фона всегда присутствуют античные сооружения, но не реальные, а выдуманные художником. Центром всех работ являются герои мифов, сценки и описание их взаимоотношений.

Наиболее часто в них присутствуют Юпитер, Венера, различные нимфы, наяды и амуры.

Картина Фансуа Буше «Туалет Венеры» рисует богиню любви в окружении амуров, она почти полностью обнажена и по стилю написания напоминает дворцовую даму эпохи рококо. Как всегда, художник проработал множество деталей. Завитые кудри Венеры, амуры, играющие с бусами, роскошная софа с золотым объемным орнаментом, обтянутая шелком, голуби возле ее ног и в руках, стоящий рядом медный чайник и лежащий кувшин — все это больше напоминает будуар французской дамы, хотя и с мифическим персонажем в центре.

Франсуа Буше: картины с названиями на библейские сюжеты

Это следующие работы:

  • «Аврора и Кефал».
  • «Геркулес и Омфала», 1730-е годы.
  • «Венера просит Вулкана оружие для Энея».
  • «Юпитер и Каллисто», 1744.
  • «Леда и Лебедь».
  • «Купание Дианы», 1742.
  • «Туалет Венеры»;
  • «Венера, утешающая Амура», 1751.
  • «Жертвоприношение Гидеона» и др.

Пейзажи Ф. Буше

Одно из направлений творчества художника — создание декораций и шпалер, для которых он писал пейзажи, рисуя окрестности Парижа и Бове. В картинах Франсуа Буше описание природы и сельской жизни французской провинции представлено в виде пасторальных сценок с молодыми селянками, которые расположились на отдыхе или выясняют любовные отношения.

Такую тематику имели и декорации, которые Буше рисовал для оформления спектаклей, работая в театрах Франции.

Интересные факты из жизни Ф. Буше

Картины Франсуа Буше многие годы считаются «зеркалом, отражающим придворную жизнь Франции при короле Людовике 15-м». Художник с помощью своего мастерства и филигранной техники смог отобразить в живописи вкусы публики 18-го в. Особое восхищение у ценителей искусства вызывают его колористическое решение картин и умение создать на полотне особый сияющий свет, который позднее найдет отражение в стиле импрессионистов.

Он мастерски мог создавать праздничную и разнообразную по жанрам живопись, применяя свои таланты и в других произведениях искусства. В биографии Франсуа Буше картины сыграли главную, но не единственную роль. Он активно работал на фабрике гобеленов, создав более 40 эскизов шпалер. По его эскизам изготовляли фарфоровые изделия, Буше создавал гравюры для оформления книг (по произведениям Мольера, Овидия и др.), рисовал декорации к театральным постановкам балетов «Персей» (1746) и «Галантная Индия» (1735). За счет всего этого он смог нажить внушительное состояние.

Последние годы жизни

Закат творчества Франсуа Буше происходил постепенно, по мере вхождения в моду нового стиля в искусстве — классицизма. Интерес к работам художника у публики стал снижаться, а после смерти Маркизы де Помпадур он лишился поддержки королевского двора, однако по-прежнему оставался на посту директора Королевской академии живописи и скульптуры.

Последние годы жизни Ф. Буше прошли в тишине и покое. Умер он в 1770 году, оставив после себя около тысячи живописных картин и других произведений, прославившись как великий живописец эпохи рококо.

Картины Ф. Буше выставлены в знаменитых музеях Франции, США и других стран.

Франсуа
Буше

Франсуа Буше (фр. François Boucher; 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770, Париж) — французский художник эпохи рококо.

Особенности творчества художника Франсуа Буше : многранность — писал аллегории, мифологические и жанровые сцены, знаменит своими пасторальными пейзажами и портретами мадам де Помпадур. Он работал в декоративно-прикладном жанре: разрабатывал декорации для спектаклей, эскизы для шпалер, расписывал фарфор. Чувственность, жизнерадостность, легкость и даже легкомысленность, изящный колорит (в основе которого — светлые оттенки розового и синего), округлость и асимметричность линий, смелые композиционные решения и динамичный мазок наполняют движением даже самые спокойные, безмятежные картины Франсуа Буше.

Читайте также  Давид тенирс младший - картины и биография

«И снова мсье Буше всех надул! Он взял древние мифы только для того, чтобы в который раз просто раздеть их героинь. » Под конец жизни Франсуа Буше критика стала к нему особенно безжалостна. Не прощалось ничего. То, что много лет считалось прелестным, объявлялось отвратительно-жеманным. Очаровательное – манерным. Пикантное – грязно-распутным. Его творчество уличали в развращённости. Обвиняли в отсутствии больших идей и минимального вкуса. К тому же знаменитый колорит, его так называемая «жемчужная гармония» , стал примитивнее и грубее, поскольку живописец постепенно терял зрение, и Дени Дидро злословил: этак наш Буше докатится до раскрасок!

Буше был гораздо более значительным и талантливым мастером, чем его считали горластые критики эпохи Просвещения, бывшие одновременно и идеологами буржуазной революции. Но здесь нужно смотреть шире. Клеймя конкретного Буше, они обличали весь предыдущий французский «паразитический» общественный уклад, певцом которого он слыл. И не вина художника (кстати, большого труженика, оставившего около тысячи картин и десяти тысяч рисунков), что «отречёмся от старого мира» в какой-то момент приняло форму «отречёмся от творчества Буше».

Он был выходцем из совсем не знатной семьи, хотя впоследствии ему придётся работать для короля Людовика XV и еще полудюжины европейских монархов. Никола Буше, его отец, зарабатывал на жизнь, как сказали бы теперь, промышленным дизайном. Пошивочные цеха и ткацкие мануфактуры заказывали ему сочинять узоры для кружев или орнаменты для тканей, но значительных доходов это не приносило. Тогда глава семейства решил начать торговать предметами искусства. Это тоже не сделало его богатым, зато он приобрёл кое-какие связи в художественной среде. Например, хорошо рисующего сына Франсуа «по знакомству» устроил к одному из лучших и опытнейших преподавателей – художнику Франсуа Лемуану.

В 20 лет Буше получил главный приз Королевской академии живописи и скульптуры за не сохранившуюся картину с названием «Освобождение Иокама, пленника Навухудоносора». Гран-при означало, что теперь он становится пенсионером Академии, т.е. сможет за государственный счёт поехать совершенствовать образование в Рим. Но приз он получил в 1723, а увидеть Рим смог лишь в 1728-м. Биографы не знают, по каким причинам Буше отказали в стипендии. Известно только, что средства на поездку в «вечный город» он зарабатывал напряжённым трудом художника-иллюстратора целых пять лет.

В эти годы Буше в совершенстве освоил технику гравюры. Гравировать ему приходилось пейзажи основоположника стиля рококо Антуана Ватто. Тот был на поколение старше, и его влияние на становление манеры Буше оказалось решающим.

К моменту поездки в Рим, куда он отправился в компании Карла Ван Лоо и его племянников Мишеля и Франсуа, Буше был уже сложившимся художником. Сам президент Академии художеств наслышан о нём и обещает Буше и обширную образовательную программу, и собственно заказы. Но планы расстраиваются: как назло, Буше заболевает лихорадкой и вынужден возвратиться из Рима в Париж.

В 1734-м он выставляет в Академии полотно под названием «Ринальдо и Армида», которое ждал грандиозный успех. За него Буше получает официальный титул «живописец исторических сцен». Это означало вхождение в клуб художественной элиты: историческая (мифологическая) живопись всё еще считается высшим родом искусства.

Уже в следующем году последовали первые заказы от королевского двора. Буше удостоен чести оформлять покои Людовика XV в Версале («Охота на тигра», «Охота на крокодила»). А придворные дамы буквально «разрывают Буше на части»: все хотят модный интерьер в стиле рококо!

1748-м годом датируется начало его сотрудничества с легендарной мадам де Помпадур — с нею в дальнейшем неизбежно будут ассоциировать имя Буше. Могущественная и своенравная фаворитка Людовика XV добилась для художника позволения жить в Лувре: он должен декорировать столовую в Фонтенбло и кабинет Совета. Отчасти наследуя отцовское ремесло, Буше создает рисунки для шпалер. А Помпадур добивается, чтобы его назначили директором Королевской мануфактуры гобеленов.

Сюжеты основных картин в творчестве Франсуа Буше, гобеленов и шпалер – в основном пасторальные и галантные сценки. И, разумеется, Буше постоянно окружён натурщицами из числа танцовщих, актрис и дам полусвета. Помпадур тоже с удовольствием ему позирует. Портреты получаются меланхолические и слишком уж целомудренные – и для Буше, и для одиозной фаворитки. Молва приписывала художнику любвеобильность и разнообразные формы утончённого разврата, а Дидро негодовал: неужто он может создать что-то по-настоящему изящное, этот Буше, проводящий дни в «обществе женщин самого низкого пошиба»?! Но в реальности мы очень немного знаем о личной жизни Буше, а слухи не находят документальных подтверждений. Впрочем, и опровержений тоже.

Художник счастливо женился, когда его карьера только начинала набирать обороты. Его супругой стала Мари-Жанна Бюзо, хорошенькая дочка известного в Париже судьи. Тесть выражал недовольство «низким» происхождением зятя, но мирился с ним, поскольку имя последнего уже было на слуху у парижской публики. Мари-Жанна была на полтора десятка лет моложе мужа. Её полудетское, кукольное личико Франсуа Буше будет дарить героиням своих картин – принцессе Армиде («Ринальдо и Армида») и разнообразным Венерам (1, 2, 3).

Детей в семье Франсуа Буше родилось трое. Что интересно, все они, так или иначе, продолжили художественную династию. Старшая дочка выйдет замуж за ученика Буше, художника Жана Батиста Дезе, младшая – за другого его ученика, Пьера Антуана Бодуэна. Сын Буше Жюст Натан станет архитектором.

Репутация Буше как автора эротического изрядно преувеличена. Он и вправду мастерски писал обнажённую женскую натуру. Пожалуй, более откровенно, чем другие французские художники до него. Таковы, например, портреты одалисок – светлой и тёмной – выполненные не без влияния Рубенса. Картина Франсуа Буше под названием «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея» и вправду не столько мифологическая, сколько эротическая. А «Геракл и Омфала», действительно, до сих пор прошибает током животной чувственности. Но на этом эротический репертуар Буше практически исчерпывается.

А ведь был еще Буше-иллюстратор и издатель (особо знамениты иллюстрации к Мольеру, рисунки к «Метаморфозам» Овидия и составленный им каталог рокайльных орнаментов). Был он и одарённым декоратором, оформлявшим лучшие образцы зодчества эпохи рококо (отель Субиз и др.). Также Буше был пейзажистом и сценографом лучших спектаклей королевского театра. Его творчество было всегда было неразрывно связано со множеством граней культурной жизни Франции.

Дидро бранился, что в пейзажах Буше нет ни капли правды и ни одной реально существующей травинки. Но тут Буше оказывался заложником освоенной в Риме классической традиции. Его пейзаж и правда имеет мало общего с Францией. Это скорее классический «итальянский пейзаж» с живописными развалинами замка на горизонте и острыми горизонталями пиний. Но важно то, что на известном автопортрете сам себя Буше изобразил именно пейзажистом.

Гораздо интереснее Буше как жанровый художник. Но здесь дело ограничивается всего несколькими картинами – правда, высокой пробы. Шведская королева Ловиса Ульрика заказала Буше серию «4 части дня модницы», но Буше успел написать только «Утро» («Дама, надевающая подвязку»). Хороша также жанровая сценка с названием «Завтрак» (многие видят в персонажах членов семьи Буше). Возникает вопрос, отчего Буше не развивал своё дарование именно в этом направлении. Существует мнение, что, будучи человеком честным и глубоко порядочным, Буше просто не захотел составлять конкуренцию «звезде» жанровой живописи того времени, Жану Батисту Шардену.

Примерно с 1757-го слава художника меркнет. Критики изничтожают его, а публика начинает понимать, что творчество Франсуа Буше окончательно морально устарело. В 1760-х угнетенный Буше даже подумывает поехать преподавать в Россию, где императрица Екатерина привечает французских мастеров. В 1769-м он подготовил эскиз декоративного панно с названием «Пигмалион и Галатея», которое скульптор Этьен Фальконе по просьбе Буше везёт в Санкт-Петербург. Увы, поездке самого Буше не суждено было состояться: художник скончался в своих луврских апартаментах 30 мая 1770 года.

Читайте также  Василий максимович максимов, биография и картины

Франсуа Буше — фривольный художник французского короля: биография и лучшие картины

Франсуа Буше (François Boucher; родился 29 сентября 1703 г. — умер 30 мая 1770 г.) с раннего детства имел талант искусного рисовальщика. И кому как не отцу, преподававшему живопись, суждено было стать первым учителем маленького гения. Решив не ограничивать развитие сына, Буше-старший оплачивал подростку частные уроки у известных живописцев. Уже к 16 годам Франсуа Буше привлек к себе внимание почитателей изобразительного искусства и даже получил первый заказ на создание иллюстраций к «Французским историям».

Франсуа Буше заслужил славу великого французского художника еще при жизни. Его любили и ненавидели, перед ним преклонялись и его критиковали. Но какая разница, о чем говорят окружающие, если ты рисуешь для самого Людовика XV и декорируешь интерьеры в Версале? Он был смел, раскован и талантлив, поэтому позволял себе создавать легкие и фривольные сюжеты, буквально срисовывая их с придворных. Самым желанным заказчиком Буше стала фаворитка короля — маркиза де Помпадур, портреты которой он рисовал до самой ее смерти.

Франсуа Буше писал портреты и пасторальные пейзажи, создавал декорации для театральных постановок и оформлял усадьбы дворян. Но настоящее удовольствие живописец получал, рассказывая об эротических похождениях мифологических героев и любовных приключениях своих современников. Картины получались чувственными, жизнерадостными, легкими и изящными. Именно такими, каким было дворянское общество той эпохи — поверхностным, безрассудным и легкомысленным.

Яркая и жизнерадостная палитра, преобладавшая в юношеском творчестве Буше, постепенно сменилась розовой и голубой пастелью. И грозные древнегреческие боги, предававшиеся на холстах любовным утехам и ласкам, получались спокойными и безмятежными.

Франсуа как-то по-своему передавал античные мифы. Вот Юпитер, полюбивший нимфу Каллисто, решил явиться к ней в образе Дианы, богини охоты. Две очаровательные розовощекие девушки с оголенными плечами откровенно флиртуют, и в этом проявляется тончайший привкус дерзкой и вызывающей эротичности.

А вот опять Диана, обнаженная и прекрасная, она отдыхает на берегу живописного ручья после утомительной охоты. Или Венера, совершающая свой вечерний туалет. Пышная богиня с фарфоровой кожей внешне напоминает жеманную и игривую придворную даму, окруженную воздыхателями. Это произведение Буше написал для своей покровительницы, мадам Помпадур.

Внимания заслуживает и «Светловолосая одалиска». Пикантный и волнительный портрет мадемуазель О’Мерфи выписан с невероятной точностью и очаровывающей эротичностью. Именно из-за умения правдоподобно воссоздавать на картинах округлости и ассиметричные линии женского тела, так, что у зрителя возникало ощущение непосредственного участия в сюжете, Франсуа Буше и был наказан после смерти маркизы. Художника обвинили в распущенности и разврате, а картины назвали грязными фантазиями, возникшими в голове фривольного живописца. Так пришел конец успешности. Благо, за короткий период популярности Буше удалось сколотить значительное состояние на создании вот таких изумительных портретов.

Работы Буше сохранились до нашего времени, и радуют глаз почитателей жанра ню роскошными формами героев и приятной палитрой. Похожие картины можно встретить и на онлайн-платформе Very Important Lot, в галереях которой современные художники и антикварные магазины выставляют произведения на продажу.

Франсуа Буше: не только пасторальный живописец

Творчество французского художника Франсуа Буше — жемчужина французской живописи 18 века. Стиль рококо достиг вершины развития в его картинах, рисунках, эскизах для фарфоровых безделушек. В его жизни было все: популярность в великосветской среде, баснословные гонорары и — на закате карьеры— язвительная критика, клеймо салонного живописца.

Семья художника. Начало обучения

Буше родился в 1703 году. Его отец, Никола Буше, создавал эскизы для ткацких мануфактур, рисовал эскизы для гобеленов. Со временем он сменил сферу деятельности: стал торговать изысканными вещицами для интерьера и предметами искусства. Большого состояния это не принесло, но позволило наладить связи в художественной среде. С помощью отца Франсуа, обладающий способностями к рисованию, поступил на обучение к Лемуану, авторитетному педагогу и живописцу.

В 1723 году Буше присудили главный приз Королевской живописи и скульптуры за полотно под названием «Освобождение Иокама, пленника Навухудоносора». По правилам Академии Буше должен был отправиться в Рим и там продолжить свое образование за государственный счет. На деле ему потребовалось 5 лет усердного труда, чтобы собрать деньги на поездку. В Италию он попал в 1728 году.

Нельзя считать эти годы напрасно потраченными. За это время Буше стал высококлассным гравером, иллюстратором. В течение пяти лет он гравировал работы Антуана Ватто, что повлияло на его творческую манеру. Упорная работа над гравюрами помогла освоить тонкости стиля рококо, стать художником-профессионалом.

Первые успехи

Спустя несколько лет после возвращения из Италии, в 1734 году, Франсуа Буше выставляет картину под названием «Ринальдо и Армида». Полотно принесло ему безоговорочный успех, он вошел в круг живописцев, работающих для королевского двора. В 1735 году художник получает первые заказы на оформление версальских апартаментов. Для короля им были написаны картины «Охота на крокодила», «Охота на тигра».

После этого начинается эпоха триумфа Буше при дворе.

Зрелые годы. Успехи в придворной карьере

Начиная с 1745 года Буше нарасхват. Знатные дамы требуют оформить гостиные и будуары по последней моде, королевский двор дает постоянные заказы на декор парадных залов, оформление театральных представлений, праздников.

В 1748 году он приступает к работе на Королевской мануфактуре гобеленов, создает эскизы для декоративной керамики. Буше был любимым художником маркизы де Помпадур, этим объясняется его блестящая придворная карьера. По протекции всесильной патронессы художник становится сначала директором гобеленовой мануфактуры, а затем берет в свои руки управление фабрикой фарфора в Севре. По его рисункам созданы бесчисленные сервизы, фарфоровые статуэтки, которые стали символом стиля рококо.

Критики Буше

Со временем влияние маркизы де Помпадур на короля уменьшилось, ей на смену пришли другие фаворитки, которым Буше был неинтересен. Его значение при дворе постепенно уменьшилось, заказы сократились. Для просветителей художник был удобной мишенью: они обвиняли его картины в скабрезности, ходульности, манерности. Чего стоит высказывание Дидро о том, что господин Буше обращается к мифологическим сюжетам только для того, чтобы изображать нагих героинь!

В конце жизни живописец оказался меж двух огней: передовое французское общество категорически не принимало стиль рококо и художника Буше, как его главного выразителя и идеолога. Со другой стороны, придворной знати требовалось нечто более смелое и пикантное, чем относительно скромные картины нашего героя.

Несостоявшийся переезд в Россию. Смерть художника

В 1765 году художника отстраняют от работы на Севрской мануфактуре. Положение его настолько ухудшилось, что он решает просить покровительства у русского императорского двора и просит скульптора Фальконе похлопотать о нем перед Екатериной II. Но, к сожалению, этот проект остался неосуществленным. Смерть в 1770 году помешала смелым планам.

Творчество Буше: сторонники и противники

На первый взгляд, пасторальные сюжеты или парадные полотна на мифологические темы, которые преобладают в творческом наследии Буше, вряд ли достойны резких нападок. Он писал то, что пользовалось спросом, недаром многие свои картины Буше многократно копировал по просьбам заказчиков («Лежащая одалиска»). Работы художника идеально подходили для интерьеров стиля рококо с его плавными линиями, цветочными гирляндами, приглушенными розово-голубыми тонами.

Обвинять его в том, что он старался угадать вкусы платежеспособной публики, угодить ей? Это все же не очень справедливо.

Буше можно предъявить более серьезные обвинения, которые относятся к качеству живописи.

Наш герой, наряду с Антуаном Ватто и Жаном-Оноре Фрагонаром, относится к самым заметным фигурам французского рококо. Если картины Ватто драматичны, полны легкой меланхолической грусти и, вместе с тем, глубоко раскрывают внутренний мир героев, то произведения Франсуа Буше декоративны, и более ничего. Они годятся для украшения парадного интерьера, но бессюжетны: движения нет даже в динамических многофигурных полотнах, наподобие картины 1754 года «Марс и Венера, застигнутые Вулканом».

Со временем Буше нарабатывает композиционные клише, заметные даже в пределе одной картины: повторяются позы, выражения лиц, компоновка и расстановка фигур. Нежная персиково-розовая цветовая гамма становится более грубой, бесконечные драпировки, обилие обнаженных тел раздражает зрителя. Так что отчасти нападки просветителей можно понять, в чем-то согласиться с ними.

Очарование пасторалей

И все же не стоит слишком резко судить о произведениях художника. Его творчество неспособно, конечно, раскрыть серьезные жизненные проблемы, но и целей таких он перед собой не ставит. Его творения радуют глаз, а это не так уж и мало.

Читайте также  Портрет дочерей императора павла i, лебрен, 1796

Его работоспособность поражает: за время жизни было создано несколько тысяч больших картин и зарисовок, многочисленные эскизы для гобеленов, фарфора, театральных декораций.

Авторитет Буше-рисовальщика необычайно высок: еще при его жизни знатоки платили огромные суммы даже за небольшие рисунки, не говоря о больших картинах.

Не так много в его творческом наследии портретов, исключая портреты мадам де Помпадур. Впрочем, она оказалась неблагодарной моделью: утверждала, что на картинах на себя не похожа.

Пейзажи Буше — образцы классических ландшафтных полотен в итальянском стиле. Там есть все расхожие жанровые штампы: полуразрушенные мельницы и хижины, пастушки или прачки, играющие ребятишки. Большинство пейзажей исполнены в сумеречной цветовой гамме, пронизаны легкой грустью.

Творчество Буше, как и все искусство рококо, не требует от зрителя сопереживания, сострадания героям, напряжения душевных сил. Художник предлагает полюбоваться красотой окружающего мира, может быть, даже погрустить о скоротечности жизни, ее печальном конце. Что же, это вполне достойная цель для человека искусства.

Картины Франсуа Буше.

Картины на мифологическую тему:

  • Венера в кузнице Вулкана (1769);
  • Гении искусств (1761);
  • Туалет Венеры (1751);
  • Триумф богини Венеры (1743).

Пейзажи:

  • Пейзаж в окрестностях Бовэ (1745);
  • Мельница в Шарантоне (1750).

Пасторали:

  • Ловцы птиц (1748);
  • Фонтан любви (1748).

Жанровые картины:

  • Утренний кофе (1739);
  • Женщина, поправляющая подвязку (1742).

Жан Франсуа Милле — биография, особенности творчества, топ картин

Биография и творчество Николая Рериха, уникума в искусстве и не только

Новое в блогах

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Праздничное и яркое искусство Франсуа Буше.

Портрет Франсуа Буше кисти Густава Лундберга

Франсуа Буше — французский живописец, гравер, декоратор, «первый живописец короля», один из самых ярких мастеров стиля рококо.

Успех и слава сопутствовали ему всю жизнь благодаря его большому декоративному дару, чувству цвета, легкой и изощренной фантазии.

Он работал в станковой и монументальной живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, декоративно-прикладном искусстве (для мануфактуры гобеленов в Бове и фарфоровой мануфактуры в Севре).

Его искусство ярко выразило характер эпохи Людовика XV, когда уходили в прошлое героические идеалы предшествующего времени и обретал силу вкус к грации и рафинированности, присущий рококо.

Портрет Мари-Жанны Бюзо,жены художника.

С 1720 года Буше занимался у Ф. Лемуана, известного мастера-монументалиста; затем работал в мастерской гравера Ж.Ф. Кара Старшего, изучая искусство оформления книг и гравюру. Участие в 1722—1723 годах в создании серии офортов для Сборника Жюльена, в котором воспроизводились произведения Ватто, позволило ему познакомиться с творчеством этого художника, усвоить его композиционные приемы.

Ринальдо и Артемида.

За полотно «Ринальдо и Армида» (1734, Париж, Лувр) Буше получает звание академика живописи, и с этого времени начинается его блестящая карьера: в 1737 году он становится профессором Академии художеств, в 1737 — «первым живописцем короля» и президентом Академии художеств, в 1757—1765 — руководит работой мануфактуры гобеленов. .

Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто, 1759

Он проявляет в них изощренную фантазию, изображая мифологические и аллегорические сцены с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо.

Значительную роль в творческой судьбе Буше имело покровительство маркизы де Помпадур (1721 — 1764), возлюбленной Людовика XV, обеспечившее ему заказы во дворцах Фонтебло и Бельвю. Не увлекавшийся жанром портрета, художник в 1756 году впервые написал мадам де Помпадур (Мюнхен, Старая пинакотека), а затем создал целую серию ее портретов. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме.

Портрет маркизы де Помпадур, 1756

Знатная заказчица позирует с книгой или у фортепьяно, на фоне модной обстановки будуара, кабинета или гостиной своего замка Бельвю. Буше любил сочетание нескольких доминирующих цветов, сводя к ним свою палитру, но всегда стремясь к изысканным тональным их соотношениям.

Портрет маркизы де Помпадур, 1759

В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Декоративная импозантность, присущая идеальному портрету, сочетается в образах маркизы де Помпадур с передачей интимного, личного чувства, что придает им более камерный тон.

Портрет мадемуазель О’Мерфи (Светловолосая одалиска), 1752

В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели .

Речной пейзаж с руинами моста.

Пейзажи Буше воспроизводят сельские виды окрестностей Парижа и Бове («Пейзаж с отшельником», 1742, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Это красивые декоративные композиции, написанные в серебристо-зеленой или серебристо-голубой гамме, словно перенесенной в станковую живопись со шпалер или из театральной декорации. Непосредственные наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенной композицией.

Пейзаж с отшельником.

Период 1730—1750-х годов был временем расцвета таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балетам («Персей, 1746 и «Галантная Индия», 1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.

С темой сельских видов связаны и пасторальные сценки, для которых любой из пейзажей мог быть эффектным фоном. В них изображены миловидные молодые поселяне в ярких костюмах, занятые отдыхом или выяснением любовных отношений. Пасторали тоже строятся по принципу театральной декорации: с площадкой для актеров, кулисами, фоном .

Декоративный талант художника проявился и в изображении сцен в интерьерах («Завтрак», 1739, Париж, Лувр; «Утро», 1745, Стокгольм, Национальный музей). С большим живописным мастерством в них выписаны детали обстановки, костюмы персонажей. Однако Буше умеет, придавая жанровый или более интимный настрой сценкам, передать и чувства, объединяющие занятых завтраком, утренним туалетом, беседой героев его работ.

Наибольшую свободу фантазии художник проявляет в полотнах на мифологические сюжеты. Он часто изображает персонажей на фоне живописных античных руин. Его картины эффектны по композиции, исполнены динамичным мазком

(«Геркулес и Омфала», 1730-е,

. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы.

Юпитер и Калисто.

Излюбленными темами Буше были сцены из истории Юпитера «Юпитер и Калисто», позволявшие привнести живую импровизацию, некоторый оттенок дерзкой эротики.

«Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства).

За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».

В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви,— герои его нарядных картин.

Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, пикантные лица, грациозные движения, часто впадая в манерность. Франсуа Буше строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.

Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Однако, слава Буше вскоре после его смерти совершенно упала под влиянием реакции классицизма.

Франсуа Буше стали обвинять в развращении юношества, и лучшие из картин художника не находили покупателей. В настоящее время эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Франсуа Буше почетное место среди художников французской школы живописи 18 столетия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: