Франс хальс (халс), картины (портреты) и биография - JEKATERINBURG.RU

Франс хальс (халс), картины (портреты) и биография

Франс
Хальс

Франс Хальс ( Frans Hals, 1581/1585 годы, Антверпен, Испанские Нидерланды (ныне Бельгия) — 29 августа 1666 года, Гарлем, Нидерланды ) – великий художник Золотого века Голландии, разработавший свободную технику, близкую к импрессионизму. Внедрил свой живой стиль в голландскую живопись и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII столетия.

Особенности творчества Франса Хальса. Хотя Франс Хальс завоевал признание как портретист, он создавал также жанровые сцены и образы четырёх евангелистов. О популярности его работ, среди которых есть ряд важных групповых портретов, свидетельствует «Общее описание города Гарлема» от 1628 года. Его автор Самуэль Ампсинг восхваляет способность художника «захватывать на портретах дух своих натурщиков» .

Тогда же горожанин Теодор Шревелиус отмечал, что произведения живописца отражают «такую силу и жизнь» , что кажется, будто он «бросает вызов природе своей кистью» . Столетия спустя Винсент Ван Гог написал своему брату Тео: «Какое удовольствие рассматривать работы Франса Хальса, как же они отличаются от других картин — большинства из них, — где всё так тщательно приглажено и написано в одинаковой манере» .

В отличие от коллег-современников, Хальс избегал лощёной фактуры и гладкого нанесения краски в своих произведениях. Он подчёркивал детали и придавал живость моделям с помощью видимых мазков, линий и крупных цветовых пятен. Эта техника стала пользоваться большой популярностью в XIX веке, особенно среди импрессионистов.

Рембрандт, Вермеер, две жены

В пантеоне голландских художников Золотого века Франс Хальс занимает следующее место после Рембрандта и – последние примерно сто лет – Яна Вермеера. При этом во второй половине XIX века в определённых кругах, особенно парижских, он ценился даже выше их обоих. В то время небольшое наследие Вермеера только-только начали открывать заново, а яркая палитра и смелая манера письма Хальса больше привлекала художников-реалистов и импрессионистов, нежели освящённая веками техника Рембрандта.

Между тем, сведения о первых 20-ти – 30-ти годах жизни живописца крайне скудны. Известно, что он родился в Антверпене где-то между 1581-м и 1585 годами в семье ткача Франшуа Хальса и его второй жены Адрианы ван Гертенрик. Вскоре после осады Антверпена в 1585 году семья переехала в Гарлем, где Франс Хальс оставался до самой смерти (не считая нескольких коротких поездок, в том числе – в 1616 году в Антверпен, где он познакомился с творчеством Питера Пауля Рубенса).

Нет информации и о том, кто был учителем юного дарования. По некоторым данным, он поступил в подмастерья к Карелу ван Мандеру, однако тот не упоминает этот факт в своей «Книге о художниках». Можно было бы предположить, что мастер взял юношу уже после того, как издал трактат в 1604 году, но с 1603-го и до своей смерти он не жил в Гарлеме. Таким образом, первым надёжно задокументированным фактом в биографии Хальса является его вступление в Гильдию святого Луки в 1610 году.

Приблизительно тогда же он женился на дочери отбельщика Аннеке Харменсдир. У них родилось трое детей, но лишь один из них, Хармен, пошедший по стопам родителя, достиг взрослого возраста. Этот союз должен был ввести Хальса в правящую элиту, ведь крёстным отцом и опекуном Аннеки был богатый пивовар и член городского совета Иов Клаес Гийбланд. Однако по неизвестным причинам тот мало интересовался художником и его семьёй. Об этом красноречиво говорит тот факт, что он не помешал похоронить Аннеку в братской могиле после её смерти в мае 1615 года.

Два года спустя Хальс взял себе вторую жену – дочь стеклодува Лизбет Рейниерсдир, женщину буйного нрава, которой городские власти несколько раз выговаривали за скандалы. Она родила ему 11 детей (причём первую дочь – через девять дней после брака), четверо из которых также стали живописцами. Общее количество художников в семье составляло примерно десять человек, включая брата, племянников и зятя Хальса, но никто не достиг высот его мастерства.

В 1616 году карьера художника пошла в гору: ему заказали написать банкет офицеров Гильдии стрелков святого Георгия. Это был первый из десяти крупных групповых портретов, которые Хальс создал для общественных институтов. Последние два, изображающие регентов и регентш гарлемских приютов для престарелых, относятся к 1664 году, когда мастеру было уже около восьмидесяти двух лет. С 1860-х годов эти и другие произведения Хальса сделали музей в его родном Гарлеме меккой для таких художников как Гюстав Курбе, Эдуар Мане, Клод Моне, Винсент Ван Гог, Джон Сингер Сарджент, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, Уильям Меррит Чейз и другие.

Изображения Хальсу заказывали пивовары и лавочники, проповедники и богословы, лекари и адмиралы, писатели и высокопоставленные чиновники, ему позировал знаменитый французский философ Рене Декарт. Его групповые портреты приобрели известность за пределами Гарлема, и в 1633 году мастеру предложили написать роту капитана Рейнера Реаля и лейтенанта Корнелиса Блау. Хальс приступил к картине, но после продолжительного конфликта с клиентом бросил работу, и полотно, которое сейчас известно как «Скудная компания», пришлось заканчивать Питеру Кодде.

Но, несмотря на признание, художник постоянно испытывал материальные трудности, главным образом, из-за многочисленности своей семьи. Даже в 1630-е годы, когда его услуги портретиста ценились выше всего, ему был предъявлены иски от мясника, пекаря и сапожника за неоплаченные долги. В 1654 году Хальс расплатился с булочником, отдав кое-какие предметы домашнего обихода и пять картин, включая произведения Мартена ван Хемскерка и Карела ван Мандера.

С 1662 года и до смерти Хальс получал дотацию от городского совета. Первоначально это была разовая выплата в 50 гульденов плюс ежегодное пособие в размере 150 гульденов, затем сумма увеличилась до 200 гульденов. Ранее мастера освободили от уплаты взносов в Гильдию святого Луки, что, впрочем, было обусловлено не финансовой несостоятельностью, а его преклонным возрастом.

Франс Хальс скончался в 1666 году и был похоронен 1 сентября в церкви святого Бавона – самом большом протестантском храме Гарлема. Супруга пережила его примерно на девять лет, и ей пришлось существовать на пособие для неимущих.

Художественный стиль Хальса преображался на протяжении всей его жизни. Яркие красочные картины раннего периода постепенно сменялись работами, в которых преобладал один тон. После 1641 года у живописца проявилась тенденция к ограничению палитры, он, скорее, намекал на цвет, а не проявлял его. Позже в произведениях стали доминировать тёмные, даже чёрные оттенки; мазки стали более слабыми, мелкие детали отошли на второй план по сравнению с общим впечатлением.

Если ранние картины излучали веселье и живость («Весельчаки на масленице», «Цыганка», «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема»), то более поздние образы подчёркивали статус и достоинство изображённых людей («Портрет путешественника», «Портрет пожилой женщины»). Такая аскетичность проявляется в групповых портретах регентов гарлемской богадельни и регентш женского приюта для престарелых (обе ок. 1664). Это шедевры цвета, хотя по сути они монохромны. Краски из года в год становились всё темнее, пока тени не превратились в почти полностью чёрные, как на «Портрете Тимана Оосдорпа».

Поскольку эта тенденция совпадает с периодом нищеты Хальса, некоторые историки предполагают, что его склонность к чёрным и белым пигментам продиктована их более низкой ценой по сравнению с дорогостоящими красочными лаками и карминами.

Многие работы Хальса исчезли за столетия, но никто точно не знает, сколько. Согласно самому авторитетному на сегодняшний день каталогу, составленному Сеймуром Слайвом в 1970 – 1974 годах, художнику могут быть приписаны ещё 222 картины. Другой эксперт, Клаус Гримм, считает, что их количество меньше – 145.

Неизвестно, писал ли когда-нибудь Хальс пейзажи, натюрморты или повествовательные произведения. Впрочем, это маловероятно. У большинства нидерландских художников XVII века была специализация, и Хальс, по-видимому, был «чистым» портретистом.

Техника и наследие

Многие считают, что Хальс создавал свои работы в один приём. Научные и технические исследования показали, что это впечатление неверно. Значительная часть картин содержит последовательные слои, как и было принято в то время. Иногда рисунок наносился мелом или краской поверх серого или розового грунта, а затем поэтапно заполнялся. Кажется, что художник клал краски очень свободно – это особенно заметно в нескольких поздних, зрелых произведениях. Хальс проявлял огромную смелость, мужество и виртуозность. У него была способность отрывать кисть от холста или панели в кульминационный момент. Он не «закрашивал натурщиков до смерти», как делали большинство его современников, независимо от того, просили их об этом клиенты или нет.

«Схематическая» манера Хальса не была уникальна для XVII века – такой подход уже существовал в Италии столетием ранее. Художник, вероятно, вдохновлялся творчеством своих коллег Питера Пауля Рубенса и Антониса Ван Дейка.

Стоит отметить, что Франс Хальс также был хорошим педагогом. Он обучил пятерых сыновей (Хармена, Франса Младшего, Рейнира, Николаса и Яна) и будущего зятя – жанриста и мастера натюрмортов Питера ван Ростратена. Помимо этого, в его студии учились Адриан Брауэр и Адриан ван Остаде. Несмотря на отсутствие документов, также считается, что ремесло живописи у него постигали Ян Минсе Моленар и Юдит Лейстер; во всяком случае, с последней Хальс был близко знаком.

После смерти живописец постепенно утратил репутацию. За два столетия ценность его произведений упала настолько, что некоторые картины, которые сейчас стали жемчужинами публичных коллекций, продавались буквально за копейки. Но с середины XIX века престиж Хальса вновь поднялся, а вместе с ним – и стоимость работ. В 1889 году «Портрет Питера ван де Брука» был продан за 4 тыс. 420 фунтов стерлингов, а уже девять лет спустя Национальная галерея в Лондоне заплатила 25 тысяч за «Семейный групповой портрет на фоне пейзажа» из коллекции лорда Тальбота де Малахайда.

Читайте также  Диего веласкес — картины и биография

Сейчас картины Хальса находятся в музейных коллекциях по всему миру. С конца XIX века их собирали ценители повсюду – от Антверпена до Торонто и от Лондона до Нью-Йорка. Многие полотна и панели затем были проданы американским коллекционерам, которые оценили некритичное отношение художника к богатству и статусу.

Крупнейшая коллекция произведений живописца находится в Музее Франса Хальса в Гарлеме.

О замечательном голландском художнике Франсе Халсе

Хальс.Портрет супружеской пары.1621-1622гг.

Франс Хальс 1580-1666гг — основоположник голландского реалистического портрета, чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.

Совсем юным Франс оказался в харлемской школе Карела ван Мандера, где сформировался как художник в атмосфере маньеризма. В 1610 году он был принят в гильдию Святого Луки как мастер жанровых картин и портретов мальчишек.

Мы мало знаем о его жизни. Видимо, этот человек при своем огромном таланте весьма охотно предавался радостям простой жизни.Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный.В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров-любителей.

Хальс.Портрет супружеской пары.

Очень известная работа художника «Портрет супружеской пары», который была создана в 1621-1622 годах,вы видите её на иллюстрации.

В этом году мне удалось увидеть оригинал этой картины в художественном музее Амстердама.Полотно обладает особенной притягательной аурой.Возле картины всегда много зрителей.Так приятно смотреть на эту счастливую пару.Хочется улыбнуться в ответ на их открытые и притягательные улыбки.

Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу. Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.

Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью.

«Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни, – пишет Т. Седова.

Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо, её лукавство и простодушие. Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам. Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.

Хальс Весёлый собутыльник.
Портрет – основа полотна «Веселый собутыльник». Неизвестно был ли он заказан или Халс решил сделать портрет многословного пьянчуги. Светлое вино, мягкие складочки белоснежного кружевного воротничка, темная шляпа. Великолепный колорит напоминает раму. «Собутыльник» – народный тип, который Халс довольно часто изображал в то время.

Портрет Мужчины с перчаткой.1650 Эрмитаж.

Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями.

В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования

Образцом строгого портрета является «Маритге Фоогт», 1639 год. Это портрет старушки, восседающей в кресле. Ее платье и чепец отчетливо видны на сером фоне. Мазок художника уверен и точен. Старушка добрыми глазами глядит на нас с тонкой полуулыбкой. Халс пишет портрет, словно скупясь на композиционные средства, яркий колорит и подвижность кисти.

К раннему творчеству Халса относятся замечательные портреты Якоба Олейкана и его супруги Алетты Ханеманс. Подобные портреты хозяева вешали в передней комнате около камина. В картинах должна была быть симметрия: супружеская чета стоит лицом друг к другу, и спокойная поза супруги как в зеркале отражает позу мужа.
Мастер кладет краски свободно, иногда оставляя чуть-чуть протертый охрой грунт. В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство.

В 1616 году Хальс создает картину Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия, где полностью порывает с принятыми тогда схемами подобных произведений. Он объединяет офицеров в группы, придает им различные позы, переосмысливая жанр группового портрета.

Произведение имело такой успех, что художник был буквально завален заказами. Но его больше влекла жизнь харлемских кабачков, где он и находил большинство своих натурщиков. Люди на портретах Хальса подкупают жизненной силой, здоровьем, веселостью и даже некоторой самоуверенностью, смягченной, правда, долей добродушия. У Хальса были неурядицы с женой, его часто вызывали в суд. Но сограждане прощали ему бесшабашность, они гордились своим художником.

Рассказывает А.В. Лазарев:
«Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Ему очень досаждали заказчики. Каждый, улучив минутку, требовал «по дружбе» написать его на первом плане и поблагородней. Тогда художник нашел гениальное решение: на первом плане окажется тот, кто больше заплатит! В результате на первом плане у него всегда оказывались богатые полковники, потом – капитаны, потом уже – сержанты.
Но субординация иногда нарушалась. У молодых поручиков оказывались богатые родители, и на портретах Хальса эти молодые люди гордо сидели рядом с полковниками».

Франс Хальс портрет молодого человека с черепом
Молодой человек с черепом — типичная для молодого Хальса работа. Он любил непринужденные, свободные и даже порывистые жесты своих моделей. И молодой человек, одной рукой держа череп, вторую в порывистом жесте устремляет прямо на зрителя.
И плутоватый взгляд юноши, и яркое, несуразно свешивающееся с шляпы перо, и вся радостная гамма полотна скорее говорят о доброй шутке, чем о тягостных раздумьях. Свободный мазок, легко положенный на холст, усиливает это ощущение радости бытия.

The Laughing Cavalier, 1624
Хальс любил, когда мог писать свои картины, не стесняя движения кисти никакими условностями. У него был свой живописный почерк, по которому легко узнать любую его работу. По словам одного из критиков Хальс бросал мазки на холст так, словно стегал его. Некоторые работы Хальса могли казаться кому-то незаконченными, но в небрежно брошенных на холст мазках сразу узнаешь и лица, и фигуры, и позументы галуна, и ломкое кружево.

Хальс. Дама свеером.
Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее Дама с веером — типичный заказной портрет: тут нет никаких гадалок и выпивох, которых художник так любил изображать.
С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Она в строгом черном платье, которое украшают лишь белоснежные кружевной воротник и манжеты.
Особенно покоряет мягкое милое лицо, которое как бы выплывает из нейтрального фона, глаза, излучающие теплый и ласковый свет, чуть курносый, тонко очерченный носик, как бы подчеркивающий ее очаровательную улыбку. Все в этой женщине просто, и все прекрасно.

Халс Франс, Групповой портрет попечительниц гарлемского женского дома для престарелых, 1664, Музей Франса Халса, Харлем

Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса.

Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.

Регенты госпиталя святой Елизаветы
Период с 1630 по 1640 год – время наибольшей популярности Хальса. Он завален заказами. Его талант достигает неслыханной продуктивности – за десять лет живописцем написаны 66 одиночных и 3 больших групповых портрета
Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.

Хальс.Портрет Виллема Хейтхейссена. 1625—30
Пафос портрета заключён в своеобразном самоутверждении модели, что вызывает у художника двойственное к ней отношение. Тема активного самоутверждения личности была вообще одной из ведущих в творчестве Халса.

Она имеет глубоко исторические корни, возникнув в результате становления развитого национального и социального самосознания не только голландского бюргерства, но и всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами и причинившей неисчислимые бедствия и страдания стране.

Чувство законной гордости новых хозяев страны, сломивших власть дворян и ныне получивших её не по праву наследования, а благодаря личным способностям и достоинствам, Халс подметил одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в двадцатые и тридцатые годы.

Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея),
содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка.

Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.

В 1630 году появляется и знаменитая «Цыганка» – портрет, необычный для того времени. Он занимает особое место в галерее женских образов, созданных европейскими мастерами семнадцатого столетия.

Читайте также  Фёдор яковлевич алексеев, биография и картины

Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни.

«Свое восхищение красотой девушки художник передал так глубоко и сильно, что оно захватывает и нас, – пишет Т. Седова. – К сожалению, имя этой быстроглазой плутовки не дошло до нашего времени. По всей видимости, она была одной из жительниц города Харлема, где жил и сам художник…

Жизненный путь великого голландского художника закончился трагически. Он умер 26 августа 1666 года в полном забвении и глубокой бедности в Харлемской богадельне.
Но остались многочисленные ученики Хальса, известные живописцы, такие как Дирк Хальс, Юдит Лейстец, Ян Минзе Моленар и Андриан ван Остаде…Четыре его сына тоже стали художниками.

Сам художник в это время забыт, забыт на два столетия, лишь в XIX веке импрессионисты обратятся к живописи Хальса, вернут славу великому художнику.
Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Хальса в Харлеме.

Как голландский художник умело ловил на кончик кисти улыбки своих моделей : Франс Хальс

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Франс Хальс (1583-1666) — живописец-портретист Золотого века фламандской живописи. Став основоположником живого стиля в голландском художественном искусстве, мастер прославился своей вольной манерой письма в портретном жанре, а также эволюционным подходом к групповому портрету.

Новаторство фламандского художника в жанре портрета

Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, весьма популярных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса слишком тесными, и мастер выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Он буквально выискивал индивидуальный характер человека в присущих лишь ему движениях, жестах, взглядах и в мимике.

Благодаря новаторству Франса Хальса герои полотен перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками. Художник упорно экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве, отказываясь от традиционных условностей фронтального или профильного портрета.

Герои полотен голландского живописца

В портретах Хальса можно увидеть представителей всех слоев общества Нидерландов: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители из простого народа, в том числе и детей. Такой демократизм его искусства был обусловлен традициями эпохи, в которой свершилась нидерландская революция.

Хальс запечатлевая своих героев в действии, в конкретной жизненной ситуации, делал акцент на мимику, жесты, позу, мгновенно и точно схватывая их. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при этом не детализируя его.

Стоит отметить, что заказные портреты Франс Хальс старался писать почти всегда в своей мастерской. Причем всегда усаживал свою модель так, чтобы та была освещена слева. В первую очередь, мастер концентрировался на лице и характере модели, а уж потом думал об игре света и тени на ее одежде. Еще меньше он уделял внимание реквизиту и аксессуарам, сводя его до минимума. Так, к примеру, для того чтобы подчеркнуть высокое положение заказчицы, ему хватало перчаток или веера.

Знаменитая хальсовская «Цыганка» — портрет не заказной. Вероятно, любой другой голландский портретист, включил бы ее в какую нибудь жанровую сценку, добавив, к примеру, «цыганке» кавалера или даже двух, старуху сводницу, иль несколько монеток, которые объясняли бы, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятая корсажем грудь. Но Хальс, остался верен себе, он, как всегда, немногословен, он не стал расширять сюжет какими-либо подробностями.

О художнике

Родился в 1582 в семье фламандского ткача Франсуа Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье в городе Антверпен. Спустя четыре года семья переехала в Харлем, где живописец и прожил всю свою жизнь. Азам живописи начинающего художника обучал Карел ван Мандер. Но особого влияния на Халса манера учителя-маньериста не оказала, он скоро выработал собственный авторский почерк и в 1610 году становится членом Гильдии св. Луки. Свою творческую карьеру Франс начал с реставрационных работ при городском муниципалитете.

Свой первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к нему гораздо позже — после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», написанной в 1616 году. Раннему творчеству художника были свойственны жанровые сцены и композиции на религиозные темы. А его манера отличалась пристрастием к тёплым тонам, чёткому моделированию форм при помощи тяжёлых плотных мазков.

Что же касается личной жизни живописца, то следует отметить, что первый брак художника закончился трагически: во время вторых родов умерла его жена и новорожденный сын. От этого брака у художника остался первенец. Во втором браке с Лисбет Рейнерс Хальс прожил почти полвека. Супруга родила живописцу одиннадцать детей. К слову пятеро его сыновей стали впоследствии довольно хорошими художниками-портретистами.

В 1620-1630 годах Хальс создает целый ряд портретов, на которых изобразил энергичных и задорных представителей из народа: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак».

Период с 1630 по 1640-й год был пиком наивысшей популярности мастера портретного жанра. Хальс написал много двойных портретов супружеских пар, в виде диптихов: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственное полотно, где супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

И что любопытно, когда художнику, согласно желанию заказчика, приходилось на заднем плане изображать пейзаж, Хальс всегда обращался к знакомому художнику-пейзажисту Питеру Молейну.

Однако с годами, став тяжелым на подъем, не желая покидать родной Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам или еще куда-либо. К слову, единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

Поздние произведения Хальса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов и оттенков: «Мужчина в чёрной одежде (1650—1652), «Портрет Виллема Круса (около 1660). К тому же в некоторых из них проявилось чувство глубокого депрессионного пессимизма: «Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых» : обе написанные в 1664 году.

С течением временем смех хальсовских героев стал терять былую радость, как и постепенно терял её и сам художник. В старости Франс Хальс перестал получать и вовсе какие либо заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне в 1666 году.

Послесловие

В довершение ко всем «чудачествам» фламандского мастера, хотелось бы отметить, что он почти никогда не подписывал свои работы — полагая, вероятно, что его неповторимая манера живописного письма и смеющиеся образы и так являются его визитной карточкой, с успехом заменяя автограф.

Всего около трёхсот работ, приписанных художнику искусствоведами, дошло до наших дней. И сейчас наиболее крупным собранием работ голландского живописца обладает музей имени Франса Хальса в его родном городе Харлеме. Также немало его картин находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.

Из-за манеры Хальса, которому важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты, не всем богатым заказчикам нравился подобный, «слишком реалистический» подход мастера. Но те, кто все же решился позировать художнику, теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.

К слову, это о его живописи великий Ван Гог однажды сказал, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного». Это его портрет был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах.

В продолжение темы о живых портретах, предлагаем посетить галерею работ Кристиана Сейболда — австрийского портретиста, биография которого затерялась в глубине веков.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Франс Халс — портретист-новатор Золотого века: биография и картины художника

Франс Халс (Frans Hals; родился 1582 или 1583 — умер 26 августа 1666 гг.) — знаменитый нидерландский художник-портретист XVII столетия, творивший в эпоху Золотого века. Франс Халс разработал свободную технику, схожую с импрессионизмом, сумел привнести в голландскую живопись собственный живой стиль. Работы Халса — свидетельство эволюции портретного жанра XVII века, особенно группового портрета.

Франс Халс был чужд лощеной фактуры и гладкого нанесения на холст краски, что характеризовало его собратьев-современников. В своих работах он использовал массивные цветовые пятна и объемные мазки. До Халса модели просто позировали при создании портретов — он же словно выхватывает их из потока жизни, достоверно передавая эмоции.

Биография Франса Халса

Франс Халс появился на свет в г. Антверпене в 1582 или 1583 году. В тот период в Голландии протестанты подвергались сильным гонениям с испанской стороны, и поэтому семья будущего живописца, как и большая часть населения города, покинула свой дом и уехала вглубь страны — в город Гарлем.

О детских годах Франса Халса сохранилось мало сведений. Точно неизвестно, когда стал проявляться его талант, кто содействовал его становлению, кто стал первым учителем художника. В 1610 году молодой человек становится членом Гильдии св. Луки — популярного общества, объединяющего творческих людей. Франц начинает заниматься реставрационной работой, а затем пробует себя в портретном жанре. В 1616 г. поступает заказ от военных, и живописец создает известную работу «Банкет офицеров Гарлемской стрелковой гильдии св. Георгия». Единство общего веселого и добродушного настроения здесь сочетается с яркой выразительностью отдельных образов. Картина прославила Франса, сделала его популярным художником.

Впоследствии живописец создаст еще множество групповых портретов, известных далеко за пределами его города. Последние две работы изображают регентов и регентш из приютов для престарелых Гарлема.

Свои портреты Франсу Халсу заказывали чиновники и известные писатели, военные и врачи, пивовары и лавочники, философы и богословы. Среди прочих художнику позировал Рене Декарт (René Descartes) — известный французский философ. Кроме того, Франс любит изображать и простых людей из народа: бедняков, обычных горожан. Так появляются его известные картины «Шут, играющий на лютне», «Веселый собутыльник», «Мальчик-рыбак» и другие. Даже святые евангелисты на картинах живописца предстают как представители простонародья.

Читайте также  Музей «детская картинная галерея», самара

С 1620-х гг. отмечается творческий расцвет Халса. К 60-ти годам его избирают президентом Гильдии св. Луки. С возрастом в произведениях мастера появляется все больше темных тонов, нет прежнего цветового колорита, возникают черно-белые сочетания, на портретах появляются серьезные хмурые люди. Хотя у Франса Халса никогда не было недостатков в заказах, его материальное положение оказывается на грани нищеты: это связано с большим семейством живописца (у него родилось более десяти детей). Свою жизнь талантливый художник закончил 26 августа 1666 года в приюте для престарелых.

Самые известные картины Франса Халса

Картины Франса Халса передают всю самобытность его художественного таланта. Среди лучших шедевров можно отметить следующие:

  • «Портрет супружеской пары» (1621-1622) — персонажи изображены в расслабленных непринужденных позах. Художник сумел передать характер каждого из них: ум, некую долю сарказма мужчины, простодушие и женское лукавство его жены.
  • «Смеющийся кавалер» (1624) — работу отличает богатая цветовая палитра (яркий костюм натурщика). Поза молодого человека нарочито небрежна, и потому естественна.
  • «Смеющийся мальчик» (1625) — Халс потрясающе изображал детей на своих картинах. Ребенок передан во всей своей непосредственности, счастливо улыбается во весь рот, словно запечатлен на фото в своих забавах.
  • «Цыганка» (1628-1630) — один из самых обаятельных образов, портрет живо передает не просто черты лица, но и мимику, движения простолюдинки. Художник сам искренне любуется своей героиней: ее молодостью, темпераментом, задором.
  • «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» (1626) — невероятно задорное полотно с изображением двух детей, пробующих запретный напиток. Картина притягивает внимание не только лучезарными улыбками героев, но и любопытной историей похищений.

Франс Халс занимает достойное место среди гениев мировой живописи. Хотя после смерти художника о его работах забыли почти на двести лет, в связи с появившимся интересом к импрессионизму они стали востребованы в XIX веке. С тех пор произведения приобретают музеи и частные коллекционеры всего мира.

У ценителей живописи есть уникальная возможность поучаствовать в аукционах на портале Very Important Lot. Здесь можно недорого купить картины легендарных живописцев прошлого, а также работы современных художников.

Франц Халс, проклятый на века

Рядовой стрелковой роты

Винсент Ван Гог говорил о Франце Халсе, одном из лучших голландских художников XVII века: «Он писал портреты, одни только портреты… Дальше этого он не шел, но это вполне стоит «Рая» Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей, и даже греков».
Точная дата рождения Халса не установлена. Искусствоведы называют промежуток между 1580 и 1585 годами.
Время было неспокойное: разгорелась Нидерландская буржуазная революция, и второй по величине город Фландрии Антверпен, выступивший на стороне восставших, в 1585 году был осажден и захвачен испанскими войсками. Чтобы быть подальше от военных действий, многодетная семья ткача Халса, жившая там, переехала в Харлем, что в Северных Нидерландах. Среди своих братьев и сестер Франц выделялся ярко выраженной способностью к рисованию. Мальчика отдали для обучения в мастерскую живописца Карела Ван Мандера, и в 1610 году он получил звание мастера.
Год спустя молодой художник женился и вскоре стал отцом. Прокормить семью одной живописью не удавалось – Франц поступает рядовым на службу в стрелковую роту Святого Георгия. Однако муштры и стояния в караулах ему испытать не довелось: гильдия стрелков только в военное время была обязана выступать на защиту населения, а в мирные дни принимала участие в парадах и других торжественных мероприятиях, несла почетный караул.
Срок службы офицерского состава в таких частях составлял обычно 3-4 года, и завершение его праздновалось с большим размахом. Именно по этому поводу сослуживцы в 1616 году заказали Хальсу свой коллективный портрет. Чтобы утихомирить друзей, просивших изобразить их на первом плане, Франц придумал собственную композицию, в которой фигуры располагались в соответствии с получаемым им гонораром. Вот почему на первом плане картины красуются богатые полковники, затем – капитаны, а уж за ними – сержанты.
Многофигурное полотно Франца «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» вызвало восторг не только заказчиков, но и всех, кому довелось его видеть. Заказы Халсу посыпались один за другим. При этом выяснилось, что кисти мастера подвластны и жанровые сцены («Супружеская пара в парке», «Поющие мальчики»), и религиозные сюжеты («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей»).

Жизнерадостный вдовец

В насыщенном творческими удачами 1616 году умирает первая супруга художника – Аннеке. Горевал он недолго и спустя год женился на Лисбет Рейнирс, собственной служанке. Их брак длился целых полвека, но счастливым его назвать сложно: пока Лисбет, малообразованная женщина, воспитывала 12 детей (своих и от союза мужа с Аннеке), Франц не отказывал себе в житейских радостях. Всякий раз, поссорившись с женой, он представал перед судом, но нисколько не раскаивался. Прямо с судебного заседания художник отправлялся в кабак, где весело проводил время в кутежах, щедро угощая многочисленных приятелей. Частенько мастера, не державшегося на ногах, ученики вели домой под руки. Отдавая дань спиртному, он не упускал из виду ни одной хорошенькой служанки. При этом никакие внушения священнослужителей о том, что известному человеку не подобает вести такой образ жизни, на Франца не действовали. Будто в подтверждение правила «подобное всегда находит себе подобное», он в 1618 году вступает в объединение риторов «Любовь превыше всего». То было сборище актеров-непрофессионалов и доморощенных поэтов. Веселая компания бродила по городам и весям Голландии, зарабатывая на жизнь исполнением назидательных пьес и всяческими розыгрышами. Лучшего времяпрепровождения для гуляки Халса трудно было придумать. Но, как ни странно, создавалось впечатление, что безалаберный образ жизни только способствует развитию его таланта. За короткое время художник создает целую галерею картин. На одних изображены военные («Банкет офицеров стрелковой роты Святого Адриана», «Офицеры стрелковой роты Святого Георгия»), на других – богатые бюргеры. И всякий раз – удача, что отмечали и великие художники Питер Пауль Рубенс и Ван Дейк, нередко посещавшие его мастерскую.
Однако вот что уже в наше время писала искусствовед Марфа Замкова, внучка знаменитого скульптора Веры Мухиной: «Халс умел с редкой непредвзятостью смотреть на свои модели, но не был способен к их вдумчивому психологическому изучению, к проникновению в их внутренний мир. Когда перед его мольбертом сидел великий ученый Рене Декарт, он сумел увидеть в нем только чудака, похожего на ночную птицу. Картина «Цыганка» представляет собой очень характерный для Халса портрет очаровательной, лукаво улыбающейся молодой девушки, но не более того».
Вершиной творчества Франца Халса стали полотна, на которых изображены четыре великих евангелиста – Иоанн, Марк, Матфей и Лука. Их художественное воплощение сразу получило статус канонического. В знак высочайшего признания таланта портретиста с ним пожелал встретиться сам кардинал.

«Будь же проклят. »

Франц был уверен, что схватил бога за бороду, ведь всего за десять лет, с 1630 по 1640 год, он получил свыше 60 заказов, которые успешно выполнил, составив неплохой капитал. Поэтому живописец не слишком огорчился, когда однажды на улице к нему подошла безобразная нищенка и заявила, что она… его дочь. Якобы двадцать лет назад художник соблазнил ее мать, работавшую прислугой. А родившегося ребенка не признал и вместе с родительницей выставил из дома. Не увидев с его стороны сочувствия, нищенка во весь голос прокляла своего непутевого папашу, а заодно и все его картины.
Халс, привыкший к скандалам, не обратил на это внимания. Если честно, он и сам не знал, сколько детей появилось на свет в результате его беспутной жизни. Да и как мог навредить ему злой язык какой-то грязной девки?
История не сохранила имени незаконнорожденной дочери Халса, но вскоре после встречи с нищенкой художник перестал получать крупные заказы. Поскольку иных источников дохода у него не было, а отказываться от богемных привычек он не собирался, начались материальные затруднения. Веселая компания собутыльников, сопровождавшая Франца, мгновенно исчезла. Начались скандалы дома.

Баловень судьбы в нищете

Редкие заказы приносили гроши, и в 1661 году Халс был вынужден обратиться в гильдию художников с просьбой освободить его от уплаты членских взносов. Еще недавно успешный и состоятельный живописец стал бедствовать, да настолько, что год спустя городские власти назначили ему пожизненную субсидию.
Последние крупные заказы на два групповых портрета «Регенты приюта для престарелых» и «Регентши приюта для престарелых» художник получил в 1664 году. После этого клиентов не стало совсем, и Халс впал в нищету. Странно, конечно, что его многочисленные ученики, известные живописцы того времени Дирк Халс, Юдит Лейстер, Ян Минзе Моленар и Андриан ван Остаде, не предприняли попыток помочь учителю. Во всяком случае, история умалчивает об этом.
Скончался Халс в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.
Судя по тому, что его художественное наследие оказалось забытым почти на два века, проклятие незаконнорожденной дочери Франца, как она предсказывала, коснулось и произведений живописца.

Автор: Элла Фурманская.
Источник

Новость отредактировал IRISKA666 — 28-07-2014, 13:52

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: