Джованни баттиста тьеполо, биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Джованни баттиста тьеполо, биография и картины

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

  • Год рождения: 5 марта 1696
  • Дата смерти: 27 марта 1770
  • Страна: Италия
  • Работы художника находятся:
    Музей Прадо
    Галерея Академии
    Метрополитен музей
    Национальная галерея искусств (Вашингтон)

Биография:

Джованни Батиста Тьеполо – известнейший итальянский художник, представитель венецианской школы живописи. Родился он в Венеции в марте 1696 года в бедной многодетной семье. Всегда любивший рисовать, Джованни в юном возрасте поступил в мастерскую живописца Грегорио Ладзарини, где он получил основы декоративной живописи.

Уже в 20 лет к нему приходит первое признание публики и первые заказы. Он очень быстро сформировался как состоявшийся художник. Его первые живописные картины «Тонущий фараон» и «Принесение Исаака в жертву» тому подтверждение. Индивидуальность, свобода и размашистость письма молодого автора впечатляют зрителя.

В 1717 году, закончив обучение у Ладзарини, он вливается в местное общество художников. К 1720 году он счастливо и удачно женится на сестре итальянских живописцев Гварди. У Джованни и Марии родилось девять детей, двое из которых в будущем станут художниками и помощниками знаменитому отцу.

В период с 1720 по 1725 годы он пишет прекрасные картины на античные, мифологические темы, а также увлекается фресками, получив заказ от церкви города Венеции. Он уже популярный узнаваемый живописец, соответствующие и заказы. Так, два года с 1726 по 1728, он работает над росписью капеллы богатого итальянского аристократа.

Тьеполо становится известным не только в родном городе, но и в других городах Италии. В 1731 году он выполняет необыкновенной красоты и живости фрески в Миланском Палаццо Аркинто.

С 1740 по 1750 годы им выполнено большое количество работ. Но самыми основными и значимыми явились: роспись потолка во дворце-резиденции ордена кармелитов — Скуоле Кармини и фрески на вилле Пизани в Стра — в этом «венецианском Версале».

Тьеполо обладает огромной работоспособностью, при этом не пропадают, а становятся еще более воздушными, легкими, реальными изображения на его фресках. А ведь этот вид живописи не считается легким. Художник работает по технике «сырой» фрески и ему, прежде чем начать работать, уже необходимо представлять полотно и какие будут цвета после высыхания красок на влажной штукатурке. Джованни Тьеполо совершенно не составляет труда строить живописные композиции, до того они правильно расположены, динамичны, решительны и свободны.

Слава об итальянском художнике уже достигла и Европы. Апогеем творчества Тьеполо является заказ от архиепископа на фресковую роспись в его Вюрцбургской резиденции в Германии. Это целый архитектурный комплекс, выстроенный в стиле барокко. Тьеполо оформляет придворную церковь, зал кайзера и главную лестницу, над которой художник рисует самые большие в мире фрески. Они составляют почти 650 квадратных метров площади, на которых изображены части света с соответствующими им персонажами. Сочными, яркими, ликующими представлены на фресках мифологические герои и сказочные существа. Три года с 1750 по 1753 он работает в Вюрцберге, создавая уникальный шедевр росписи на потолке. По окончании работ в резиденции и возвращении в Италию, Тьеполо избирают президентом Академии искусств.

Живописец, будучи в почтенном возрасте, в 1761 году получает заказ от испанского короля Карла III на роспись плафонов в королевском дворце. С уже взрослыми сыновьями-художниками Тьеполо отправляется в Мадрид. И опять гений творца поражает короля и испанцев. Его знаменитые «Венера и Вулкан» и «Апофеоз Испании» произвели сильное впечатление на современников и на века остались шедеврами фресковой росписи.

В марте 1770 года великого живописца не стало. До последних дней он работал, оставив десятки эскизов и набросков. На сегодняшний день Джованни Батиста Тьеполо признанный мастер стиля рококо, работы которого занимают заслуженное место в крупнейших музеях мира.

Джованни Баттиста Тьеполо: жизнь и творчество художника

Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Джанбаттиста Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье многодетного шкипера Доменико Тьеполо, человека простого происхождения. Вскоре отец умер, и мать, Орсетта, воспитывала шестерых детей в условиях бедности.

В юности Тьеполо учился живописи у венецианского художника Грегорио Ладзарини, но искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта.

В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ — картину «Принесение Исаака в жертву». В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и вступил в гильдию живописцев Фралья.

В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джованни Антонио. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей.

С 1726 года по 1728 год Тьеполо работал по заказу Дионисио Дельфино, аристократа из Удине, расписывая фресками капеллу и дворец. Это принесло ему известность и новые заказы — Тьеполо сделался модным живописцем. В последующие годы он много писал в Венеции, а также в Милане, Бергамо.

В 1740 Тьеполо получил заказ на роспись потолка на втором этаже Скуолы Кармини. Ещё более воздушными, невесомыми представляются его фрески на тему апофеоза семейства Пизани на вилле в Стра.

К 1750 году к венецианскому живописцу пришла общеевропейская известность, и с 1750 года по 1753 год он создал свою центральную работу — фресковое убранство Вюрцбургской резиденции. Возвратившись в Италию, Тьеполо был избран президентом Падуанской академии.

В 1761 году испанский король Карл III пригласил Тьеполо в Мадрид, где художник оставался до конца своей жизни.

Тьеполо скончался в испанской столице 27 марта 1770 года.

ТВОРЧЕСТВО

Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников.

Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, экспрессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.

Для ранних работ Тьеполо (1716—34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург, и др. собрания). К вершинам раннего творчества Тьеполо относятся фрески, украсившие Патриарший дворец в Удине, куда художник был приглашен в 1726 г. Декорация различных помещений дворца опирается, главным образом, на сюжеты из ветхозаветной книги Бытия. В галерее, или так называемой «Розовой комнате» на потолке изображена большая композия «Суд Соломона», окруженная четырьмя пророками («Пророк Исайя»).

В 1735—50 гг. произведения Тьеполо обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Джезуати, 1737—39, и Скальци, 1743—44, «Несение креста»).

Подлинным шедевром декоративно-монументальной живописи стали росписи Большого зала палаццо Лабиа в Венеции, в которых Тьеполо использовал сюжеты из истории древнеримского полководца Марка Антония и египетской царицы Клеопатры. Большая зала дворца, возвышающаяся на два этажа, полностью покрыта фресками, в создании которых участвовал также художник-перспективист Менгоззи Колонна. Стены комнаты были раздвинуты иллюзионистским изображением архитектурных элементов, в которые были органично включены реальные двери и окна. Таким образом, художниками была создана многоуровневая система фиктивных пространств интерьера и экстерьера, в которую были органично вписаны сцены «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», создающие впечатление красочного, зрелищного, театрализованного действа. Непременным атрибутом художественного метода Тьеполо, для которого характерны острый ум и ирония, является большое количество бытовых деталей.

Слуги, солдаты, музыканты и другие персонажи заполняют залу столь естественно, что зритель невольно начинает сомневаться: это свита Клеопатры или настоящая прислуга дворца?

В 1750 г. Тьеполо получил приглашение украсить фресками тронный зал резиденции правителя Франконии (территория современной Баварии) архиепископа Грейфенклау. Расписывать резиденцию художнику помогали его сыновья — двадцатичетырехлетний Доменико и четырнадцатилетний Лоренцо. Декоративная программа тронного зала включает центральную фреску потолка, на которой изображена аллегорическая фигура «Гения империи», к которому Аполлон подводит бургундскую невесту, и две исторические сцены по обеим сторонам комнаты, прославляющие императора Фридриха Барбароссу, одна из которых — «Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской».

Архиепископ был весьма доволен декорацией тронного зала, и в следующем, 1752 г. пригласил художника расписать плафон над парадной лестницей. Здесь, на площади около 650 квадратных метров, художник поместил композицию «Олимп и четыре части света». Олимпийские боги находятся в центре, в мягкой синеве небесной сферы; они словно парят в бесконечном пространстве.

В изображениях аллегорий частей света и их многочисленной свиты фантазия живописца поистине беспредельна: персонажи разных рас и национальностей, одетые в причудливые одежды, множество экзотических атрибутов, создающих соответствующий колорит.

Например, Америка представлена красавицей-индианкой, восседающей на огромном крокодиле («Аполлон и континенты»). Многолюдный земной мир противопоставлен чистому голубому пространству мира небесного.

Читайте также  Рыбаки в море, уильям тернер - описание картины

В 1757 г. Тьеполо и его сын Джандоменико были приглашены в Виченцу для украшения виллы Вальмарана. Тьеполо расписал фресками вестибюль и четыре комнаты первого этажа, Джандоменико — гостевую половину. По замыслу художников веселые жанровые сценки Джандоменико, изображавшие крестьян и купцов, должны были контрастировать с благородными трагическими сценами, которые воплотил в своей работе сам Тьеполо — это сюжеты, заимствованные из таких произведений как «Илиада» Гомера («Эврибат и Талфибий, ведущие Брисеиду к Агамемнону»), «Энеида» Вергилия («Венера, являющаяся Энею на берегу Карфагена»), «Неистовый Роланд» Ариосто («Анджелика и Медор у пастухов») и «Освобожденный Иерусалим» Тассо («Ринальдо, покидающий Армиду»).

К 1740—50-м гг. относятся важнейшие станковые произведения Тьеполо, поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники. В своем творчестве художник исключительно многогранен. Он пишет как мифологические картины («Царство Флоры»), так и религиозные полотна («Явление Богородицы доминиканским святым», «Мученичество св. Агаты», «Мадонна со щеглом»).

Тьеполо выступает также как талантливый портретист («Женщина с попугаем»).

В июне 1762 г. Тьеполо прибыл в Мадрид по приглашению испанского короля для украшения тронной залы королевского дворца. Композиция «Слава Испании», предварительный набросок которой был сделан художником еще в Венеции, по замыслу должна была прославить испанскую нацию, которая в XVI—XVII вв. превратилась в одну из ведущих европейских держав. Несмотря на сложную структуру многочисленных фигурных элементов и их замысловатое значение, а также благодаря большому открытому пространству небесного свода, эта работа Тьеполо получилась самой светлой из всех его произведений. Декорация тронного зала была закончена в 1764 г. Король, весьма довольный работой художника, поручает ему расписать несколько других помещений дворца.

Творчество Тьеполо завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI—XVIII вв.

Фрески и картины Тьеполо с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Вследствие сырого климата работать над фресками в резиденции Вюрцбурга можно было только весной и летом. Поэтому в осенне-зимний период Тьеполо писал маслом.

Джованни Баттиста Тьеполо — выдающийся мастер рококо: биография и картины живописца

Джованни Баттиста Тьеполо (итал. Giovanni Battista Tiepolo; 5 марта 1696 — 27 марта 1770 гг.) был великим итальянским художником XVIII века, гением фрески, прославившимся на всю Европу, мастером рококо. Творчество Джованни Баттиста Тьеполо вошло в золотой фонд мировой живописи. Его картины и фрески отличает легкость, динамика, виртуозная передача света и тени.

Джованни Баттиста Тьеполо, представитель венецианской школы, был любимцем Фортуны. Он достиг вершин, о которых любой художник может только мечтать: богатства, славы, покровительства церкви и монарших особ. Мастер был счастливо женат, в браке появилось девятеро детей, двое из которых тоже стали живописцами.

Неординарная биография Джованни Баттиста Тьеполо

Джованни Баттиста Тьеполо (или иначе Джанбаттиста) появился на свет в Венеции 5 марта 1696 года в простой, небогатой семье, где кроме него было еще пять детей. Юноша рано заинтересовался живописью. В 1710-м он уже учится ее основам у модного художника Грегорио Ладзарини (Gregorio Lazzarini).

В 1717 г. Джованни покидает мастерскую учителя и становится членом известной венецианской Гильдии живописцев. Спустя два года художник женится на Чечилии Гварди (Cecilia Guardi), которой на тот момент было 17 лет. Рассказывают, что история этой женитьбы весьма романтична — родственники были против, и брак свершился скоропалительно и практически тайно. Тем не менее он способствовал признанию мастера — семейство художников Гварди имело на тот момент серьезное влияние в мире искусства.

Тьеполо стал знаменит еще даже не достигнув 30-летнего возраста. С 1725-го года у мастера нет отбоя от заказчиков. Он создает фрески для дворцов аристократов, украшает ими церковные помещения и пишет светские картины.

Одновременно с ростом популярности художника совершенствуется также и стиль. Ранние работы Джанбаттисты характеризуются неуравновешенными формами и слишком резкими контрастами света и тени. В более зрелых шедеврах стиль экспрессивнее, а колорит нежнее, с большим количеством нюансов.

С 40-го по 50-й годы XVII века Тьеполо очень много работает и его произведения прославляют автора по всей Европе. Благодаря известности он получает заказ, который без преувеличения можно назвать одной из главных работ мастера: епископ Грейфенклау приглашает его украсить Вюрцбургскую резиденцию — архитектурный комплекс в стиле барокко. Резиденция находится в Германии.

Здесь художник расписывает несколько помещений и создает самые большие в мире фрески. Они расположены над главной лестницей и занимают площадь более 600 кв. метров. Работа занимает три года. По ее окончании, в 1753-м мастер вновь переезжает в Италию.

Монаршие особы тоже благотворят живописцу. В 1761-м даже испанский самодержец Карл III становится его клиентом. Тьеполо получает самый крупный свой заказ — роспись мадридского королевского дворца. Через год пожилой мастер отбывает в Мадрид. Он надеется, что пребывание в Испании займет не более двух лет, но надежды не оправдываются. Оставшиеся восемь лет жизни Тьеполо суждено провести на чужбине. Он умирает 27 марта 1770 года и находит успокоение в церкви Св. Мартина в Мадриде.

Самые известные картины Джованни Баттиста Тьеполо, величайшего мастера рококо

Картины Джованни Баттиста Тьеполо украшают коллекции знаменитых мировых музеев и частые собрания. Наследие мастера навсегда стало частью культурной мировой сокровищницы. Самые известные его шедевры:

  • «Банкет Клеопатры» (1744). Интересно, что наряды героев на картине не соответствуют эпохе. Вряд ли автор не был осведомлен, как одевались в те времена. Скорее, он намеренно проигнорировал этот факт, чтобы точнее передать атмосферу.
  • «Время разоблачает правду» (1743). С этой картиной связан скандал, случившийся в 2008 году. Накануне приезда иракского премьер-министра картину якобы частично «замазали» дабы пощадить чувства гостя. Общественность была возмущена. Однако выяснилось, что холст не был испорчен — его всего лишь заменили копией.
  • «Меценат представляет свободные искусства императору Августу» (1743). Шедевр написан на заказ графа Альгаротти, покровителя художника.
  • Фрески Вюрцбургской резиденции (1750-1753). Произведение представляет собой мастерски созданную иллюзию над главной лестницей, благодаря которой потолок кажется порталом в другой мир.

За годы своей жизни Джованни Баттиста Тьеполо написал множество шедевров. Его новаторская по тем временам техника завораживает, его фантазия удивляет, фрески и холсты производят неизгладимое впечатление.

Удивительное везение не оставило произведения мастера. Сегодня на мировых площадках эстимейты его картин бьют рекорды, а эксперты высоко оценивают инвестиционный потенциал работ живописца.

На аукционах площадки Very Important Lot можно приобрести картины старых мастеров и предметы антиквариата. Также на сайте можно ознакомиться с работами современных художников и недорого купить картины непосредственно у авторов.

Тьеполо, Джованни Баттиста

Giovanni Battista Tiepolo

«Поклонение волхвов»,
«Даная и Зевс»,
«Пир Клеопатры»

Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo , варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.

Содержание

Биография

Джанбаттиста Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье многодетного шкипера Доменико Тьеполо, человека простого происхождения. Вскоре отец умер, и мать, Орсетта, воспитывала шестерых детей в условиях бедности.

В юности Тьеполо учился живописи у венецианского художника Грегорио Ладзарини, но искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ — картину «Принесение Исаака в жертву».

В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джованни Антонио. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей.

С 1726 года по 1728 год Тьеполо работал по заказу Дионисио Дельфино, аристократа из Удине, расписывая фресками капеллу и дворец. Это принесло ему известность и новые заказы — Тьеполо сделался модным живописцем. В последующие годы он много писал в Венеции, а также в Милане, Бергамо.

В 1740 Тьеполо получил заказ на роспись потолка на втором этаже Скуолы Кармини. Ещё более воздушными, невесомыми представляются его фрески на тему апофеоза семейства Пизани на вилле в Стра. По наблюдению Александра Бенуа,

К 1750 году к венецианскому живописцу пришла общеевропейская известность, и с 1750 года по 1753 год он создал свою центральную работу — фресковое убранство Вюрцбургской резиденции. Возвратившись в Италию, Тьеполо был избран президентом Падуанской академии.

Читайте также  Картина «американская готика», грант вуд — описание

В 1761 году испанский король Карл III пригласил Тьеполо в Мадрид, где художник оставался до конца своей жизни. Тьеполо скончался в испанской столице 27 марта 1770 года.

Стиль Тьеполо

Фрески — очень сложный вид изобразительного искусства. Большие масштабы требуют подготовительных работ и точного геометрического расчёта. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников. Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, эксперессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.

Библиография

  • Щербачёва М. И., Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже, Л., 1941;
  • Ольшанская Н. И., Тьеполо, М., 1957;
  • Салмина Л. Н. Джованни Баттиста Тьеполо. М. — Л., 1963
  • T. Hetzer, Die Fresken Tiepolos in der Würzburger Residenz, Frankfurt, 1943.
  • A. Morassi, Tiepolo e la Villa Valmarana, Milano, 1945.
  • A. Morassi, Giovan Battista Tiepolo, Londra, 1955.
  • A. Morassi, A complete catalogue of the paintings of G. B. Tiepolo,L., [1962];
  • A. Pallucchini, L’opera completa di Giambattista Tiepolo, Milano 1968.
  • Rizzi A,, The etchings of the Tiepolo: complete edition, L., 1971;
  • Atti del congresso internazionale di studi sul Tiepolo, [Mil., 1972].
  • A. Porcella, La giovinezza di Gianbattista Tiepolo, Roma 1973.
  • William L. Barcham (1992). Giambattista Tiepolo, Thames and Hudson. ISBN 0-500-08054-2.
  • M. Gemin, F. Pedrocco, Giambattista Tiepolo. I dipinti. Opera completa, Venezia 1993

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Джованни Баттиста Тьеполо
  • Творчество Тьеполо (англ.)
  • Работы в Удине (англ.)
  • Краткая биография (англ.)
  • Иллюстрированная биография и известные работы (англ.)
  • Тьеполо Джованни Батиста. Картиныи биография

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кальман І Книжник
  • Параллельные вычислительные системы

Смотреть что такое «Тьеполо, Джованни Баттиста» в других словарях:

Тьеполо Джованни Баттиста — (Tiepolo) (1696 1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравёр. Крупнейший представитель венецианской школы XVIII в. Испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяццетты. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная… … Художественная энциклопедия

Тьеполо Джованни Баттиста — (Tiepolo) (1696 1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравёр. Представитель венецианской школы. Динамичные, свободные по живописи, наполненные светом и воздухом праздничные декоративные росписи (в палаццо Лабиа в Венеции, около 1750),… … Энциклопедический словарь

Тьеполо Джованни-Баттиста — Джованни Баттиста Тьеполо Имя при рождении: Giovanni Battista Tiepolo Дата рождения: 5 марта 1696 Место рождения … Википедия

Тьеполо Джованни Баттиста — Джованни Баттиста Тьеполо Имя при рождении: Giovanni Battista Tiepolo Дата рождения: 5 марта 1696 Место рождения … Википедия

Тьеполо, Джованни Баттиста — Джованни Баттиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные искусства . Ок. 1745. Эрмитаж. ТЬЕПОЛО (Tiepolo) Джованни Баттиста (1696 1770), итальянский живописец и график венецианской школы. Автор динамичных, свободных по живописи,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Тьеполо Джованни Баттиста — Тьеполо (Tiepolo) Джованни Баттиста (5.3.1696, Венеция, ‒ 27.3.1770, Мадрид), итальянский живописец, рисовальщик и гравёр. Крупнейший представитель венецианской школы 18 в. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б.… … Большая советская энциклопедия

ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста — (Tiepolo, Giovanni Battista) (1696 1770), венецианский живописец, рисовальщик и гравер, родился в Венеции в марте 1696. Учился у Грегорио Ладзарини. Первые произведения Тьеполо были выполнены под влиянием его старшего современника Дж.Б.Пьяццетты … Энциклопедия Кольера

Тьеполо Джованни-Баттиста — итальянский живописец, род. в Кастелло ди Сан Пьетро близ Венеции, в 1696 г., учился у Грег. Ладзарини, но окончательно образовался под влиинием Дж. Б. Пьяццетты и в особенности через изучение произведений П. Веронезе, которому потом подражал в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТЬЕПОЛО Джованни Доменико — ТЬЕПОЛО (Tiepolo) Джованни Доменико (30 августа 1727, Венеция 3 марта 1804, там же), итальянский живописец и график. Сын Дж. Б. Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста). Длительное время упоминался как интерпретатор манеры отца, и его большой… … Энциклопедический словарь

Джованни Баттиста Тьеполо — Имя при рождении: Giovanni Battista Tiepolo Дата рождения: 5 марта 1696 Место рождения … Википедия

Биография Джованни Баттиста Тьеполо

Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его отец, Доменико Тьеполо, капитан торгового корабля, умер через год после рождения сына. После смерти отца Джованни Тьеполо совсем юным поступил в обучение к авторитетному венецианскому художнику Ладзарини, у которого воспринял основы монументально-декоративной живописи. Одновременно он учился на образцах творчества величайших венецианских мастеров — Тициана, Тинторетто и в особенности Веронезе.

В 1716 году двадцатилетний художник имел первый крупный успех, выставив свою картину, которую современники называли «Тонущий фараон», перед Скуоле ди Сан Рокко. В 1719 году Тьеполо женится на Цецилии Гварди, сестре знаменитого пейзажиста.

Примером раннего периода деятельности Тьеполо могут служить фрески в венецианской церкви дельи Скальции — «Апофеоз св. Терезы» (1720-1725), где он впервые вводит свои новые пространственно-декоративные композиции, а также ряд станковых картин на мифологические темы. Среди последних — большое полотно «Похищение сабинянок», исполненное около 1720 года. Картина написана темпераментно и свободно, манера живописи Тьеполо решительна и быстра.

О рано созревшем мастерстве Тьеполо свидетельствуют и созданные около 1725 года десять огромных декоративных панно для украшения дворца венецианского патриция Дольфино. Для них характерна сильная и выразительная передача героических сюжетов, пластическая, жизненно убедительная трактовка фигур, пространственная живописная композиция, построенная на ярких красочных контрастах с применением светотеневых эффектов.

После 1725 года, когда он получает приглашение расписывать фресками собор и резиденцию архиепископа в Удине, Тьеполо полностью изживает влияние Пьяцетты и находит свой собственный живописный стиль. Фрески дворца на сюжеты из библии трактованы им с необычайным остроумием и смелостью. Его персонажи одеты в костюмы эпохи Возрождения и живут в залитых солнцем итальянских пейзажах. Легкое изящество и ирония, смесь сказки и реальности характерны для этих фресок.

Ринальдо, покидающий Армиду . 1757

Репутация Тьеполо была к тому времени столь высока, что он получает заказы далеко за пределами Венеции. В последующие годы крупные заказы на фресковые росписи помогали ему выполнять двое его сыновей — Джованни Доменико и Лоренцо, а также Менгоцци Колонна, мастерски писавший иллюзионистические архитектурные композиции. Среди этих работ надо упомянуть фрески в Палаццо Аркинто в Милане (1731) и в церкви Санта Мария дель Розарио деи Джезуати в Венеции (1737-1739).

Около 1740 года манера Тьеполо резко изменилась: темные тона исчезли, уступив место огромному разнообразию светлых и ярких красок. Прекрасным примером декоративного стиля Тьеполо являются его росписи палаццо Клеричи в Милане (1740). Для церкви Сант-Альвизе в Венеции художник пишет три гигантские алтарные картины: «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом» и «Несение креста». Тогда же он исполняет для одного из венецианских дворцов цикл из четырех больших декоративных полотен на мифологические темы. Одна из этих картин — знаменитый «Триумф Амфитриты».

Стенопись Вюрцбургской резиденции.

Между 1740-1743 годами художник создает огромные плафонные композиции для венецианских церквей Джезуати, дельи Скальци, Скуолы дель Кармине и других. Семьи венецианских патрициев, равно как монастыри и церкви, состязаются между собой в стремлении обладать произведениями его кисти. В марте 1743 года министр Саксонии Брюль поручил графу Альгаротти приобрести для его галереи наряду с картинами прославленных мастеров прошлого полотна современных художников. В этом списке одним из первых стояло имя Тьеполо.

Из заказанных ему картин в том же 1743 году были закончены «Триумф Флоры» и «Меценат представляет императору Августу свободные искусства». В 1744 году для того же графа Брюля была закончена и направлена в Дрезден картина «Пир Антония и Клеопатры», к сюжету которой Тьеполо не раз возвращался впоследствии. Именно на сюжеты из истории Антония и Клеопатры был создан им непревзойденный шедевр иллюзорно-декоративной фресковой живописи — росписи палаццо Лабия в Венеции (1745-1750).

История жизни Джованни Баттиста Тьеполо

В 1750 году по просьбе князя-архиепископа Вюрцбургского Тьеполо приступил к росписям его резиденции. Он исполнил грандиозную фреску площадью 650 квадратных метров над лестницей в вестибюле дворца, в основе которой сюжета лежит прославление архиепископа Франконского и всей католической церкви. Тьеполо словно уничтожает плоскость потолка и уводит взгляд зрителя в безграничное голубое, пронизанное солнечными лучами небо. Множество фигур порхает среди облаков в легком головокружительном полете.

Оставляя в центре свободное пространство, художник располагает большинство действующих лиц у карниза, где изображены четыре страны света: Европа, Азия, Африка, Америка. Тут же аллегории наук, искусств, мифологические существа, античные боги, нимфы, наяды, обитатели экзотических стран, а также разнообразные звери, птицы, растения.

Читайте также  Порыв ветра, жан-батист камиль коро - описание картины

Встреча Антония и Клеопатры . 1747—50. Фрагмент

В 1753 году плафон вестибюля был закончен, и Тьеполо с сыновьями возвратился на родину. Поездка в Вюрцбург принесла художнику огромный успех и еще более укрепила его славу крупнейшего мастера монументально-декоративной живописи: в Венеции приглашения, заказы, почести следуют одни за другими. В 1756 году Тьеполо был избран президентом незадолго до того организованной Венецианской Академии живописи и скульптуры и одновременно-почетным академиком Пармской Академии.

К лучшим созданиям декоративного гения Тьеполо относятся его фрески в Виченце в вилле Вальмарана, относящиеся к 1757 году, где художник работал с учениками и своим сыном Джованни Доменико Тьеполо (1727-1804).

Последними большими работами мастера в Италии были плафоны «Триумф Геркулеса» в палаццо Каносса в Вероне и «Апофеоз семьи Пизани» бального зала виллы Пизани в Стра, а также исполненный по заказу русского двора плафон на холсте — «Триумф Марса» для большого Китайского дворца в Ораниенбауме. В апреле 1762 года художник покинул родину. Его пригласили в Мадрид ко двору Карла III для исполнения большой фрески в королевском дворце. К 1764 году художник завершил роспись плафона большого тронного зала. В том же дворце он исполнил еще два значительно меньших по размеру плафона. Кроме того, в Мадриде Тьеполо выполнил семь алтарных картин для церкви святого Паскаля (1767).

Несение креста . 1737—38

Последние годы жизни Тьеполо были омрачены соперничеством с испанским художником Рафаэлем Менгсом: «неоклассицизм» вытеснял уходившее в прошлое «барокко». Тьеполо обращался и к другим жанрам живописи, создав несколько великолепных портретов, ярких и выразительных: «Портрет Антонио Риккобоно» (ок. 1745), «Портрет Джованни Кверини» (ок. 1749).

Живописи художника не уступают по качеству исполнения его рисунки и офорты. Как рисовальщик и офортист Тьеполо является одним из величайших мастеров восемнадцатого столетия. Сотни его рисунков и две серии оригинальных офортов — «Каприччи» и «Скерци ди фантазиа» — отличаются оригинальностью образов, изобретательностью композиционных решений и, при лаконизме примененных средств, исключительной светосилой.

Тьеполо так и не вернулся в родную Венецию. Он умер в Мадриде 27 марта 1770 года.

Последний представитель величайшей Венецианской школы европейского барокко — Джованни Тьеполо

Биография

Джованни Баттиста Тьеполо появился на свет в пятый день марта 1696 года в простой семье Доменико Тьеполо, где кроме него было ещё пять детей. Глава семейства прожил недолго, и матери пришлось заниматься детьми одной.

Юность

Будущий художник Тьеполо стал учеником Грегорио Ладзарини, обучаясь у него живописи. Кроме этого на творчество оказало влияние общение с Паоло Веронезе и некоторыми другими известными живописцами. Уже в 19 лет Тьеполо написал «Принесение Исаака в жертву», что стало его первой работой. По окончании обучения в 1717 году Тьеполо вступает в профессиональное объединение живописцев.

Удачная женитьба

1719 стал для художника годом заключения выгодного брака. Женой он избрал Марию Чечилию Гварди, из семейства влиятельнейших художников того времени. Джованни входит в круг элит художественного мира. В семье появится 9 детей, двое из которых станут художниками и будут творить вместе с отцом.

Самые известные работы

Годы Заказчик Работа
1726-1728 Итальянский католический патриарх Дионисио Долфино Создавал фрески во дворце и капелле, что принесло известность
С 1740 Дворец Скуоло Кармини монашеского ордена кармелитов Расписан потолок на втором этаже
1750-1753 Вюрцбургская резиденция – архитектурный комплекс, Германия Оформление фресками. Центральная работа автора
1762-1770 Испанский король Карл III Тронный и другие залы

Последние годы творчества

Избрание президентом Падуанской академии. Отъезд в Испанию. На украшении дворца испанского короля Джованни Баттиста Тьеполо работал с сыновьями до последних месяцев жизни. 27 марта 1770 года Мадрид проводил известного художника в последний путь.

Творческие особенности

Картины Тьеполо завораживают поклонников широтой и лёгкостью построения сюжета на фресках, выбором красок, ощущением энергии и экспрессии работы кисти, неожиданными подробностями.

Годы Особенности творчества Известные работы и заказчики
1716-1734 Раннее. Тёмные краски, контрасты. Цикл дворца Долфино, включая «Суд Соломона»
1735-1750 Появляется размах и движение, воздушность и осветление «Несение креста»
Середина XVIII века Использование сюжетов Антония и Клеопатры Роспись в Большом зале палаццо Лабиа в Венеции
С 1750 Работа с сыновьями: Доменико 24 года и Лоренцо 14 лет. Тронный зал архиепископа Грайфенклау – «Гений империи», сцены о Фридрихе Барбароссе
1752 Роскошная аллегория частей света. Противопоставление мира земли и неба Расписан плафон над центральной лестницей того же епископа
1757 Сюжеты из «Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия, «Неистового Роланда» Ариосто и «Освобождённого Иерусалима» Тассо Украшение виллы аристократа Вальмарана – вестибюль и 4 зала на первом этаже
1740-1750 Живописец Тьеполо пишет лучшие картины станкового искусства Мифологические и религиозные мотивы
1762-1764 Композиция «Слава Испании» — лучшее творение автора в воздушном оформлении Работа в тронной зале короля Испании
1765-1770 Роспись залов Работа во дворце короля

Обычно в весенне-летний период Тьеполо создавал фрески, осенью и зимой – картины маслом. Художник создавал головокружительные, воздушные произведения в удивительной лёгкости и прозрачности световых решений, с интереснейшими сюжетами и героями. Он замечательно вписывал фрески в интерьер, визуально увеличивая площадь залов. Произведения Джованни Баттиста относятся к лучшим творениям монументально-декоративного искусства в мире.

Нахождение работ мастера по миру

Доподлинно известно 265 работ мастера. Большая часть из них указана далее по коллекциям и странам нахождения.

Италия – Венеция

  • Кармини – 8.
  • Сан-Роко – 2.
  • Сан-Мартино – 1.
  • Сант-Альвизе – 4.
  • Святых Апостолов – 2.
  • Санта Мария делла Фава – 1.
  • Ка-Реццонико – 4.
  • Дожей – 4.
  • Ка-д’Оро – 1.
  • Палаццо Санди-Порто – 4.
  • Фонд Кверини Стампалья – 1.
  • Галерея Академии – 10.
  • Библиотека Сан-Ладзаро-дельи-Армени – 1.

Италия в целом

  • Виченца – 2.
  • Падуя – 3.
  • Старинного искусства, Рим – 2.
  • Парма – 1.
  • — Галерея Уффици, Флоренция – 2;
  • — Собор Сан-Мартино, Лукка – 3;
  • — Савойская Галереи, Турин – 1;
  • — Музейный фонд, Брешиа – 1;
  • — Фонд Карипло, Милан – 3;
  • — Музей Польди Пеццоли, Милан – 2;
  • — Кафедральный собор, Удине – 1;
  • — Академия Каррара – 2.

Россия

  • Москва, ГМИИ им. Пушкина – 3.
  • Санкт-Петербург, Эрмитаж – 2.

Страны Европы

Государство и город Музей Число работ
Германия, Фюрт Городской 2
Вюрцбург Государственная галерея 4
Штутгарт Государственная галерея 2
Франкуфурт-на-Майне Штеделевский художественный институт 1
Гамбург Художественная галерея 2
Дрезден Галерея старых мастеров 2
Берлин Берлинская картинная галерея старых мастеров 2
Португалия, Лиссабон Национальный музей старинного искусства 2
Шотландия, Эдинбург Национальная галерея 2
Голландия, Амстердам Государственный 1
Роттердам Бойманса-ван Бёнингена 1
Бельгия, Брюссель Королевский музей изящных искусств 2
Швеция, Стокгольм Национальный 2
Испания, Мадрид Тиссена-Борнемисы 1
Испания, Мадрид Прадо 8
Барселона Национальный, искусств Каталонии 1
Великобритания, Лондон Галерея института искусств Курто 10
Лондон Национальная галерея 14
Лондон Картинная галерея Далвич 2
Барнард Касл Боуз 2
Кембридж Музей искусств Фогг Гарвардского университета 1
Франция, Париж Коньяк-Жэ 1
Париж Пти-Пале 1
Париж Лувр 10
Эсте Кафедральный собор 1
Амьен Пикардийский 1
Австрия, Инсбрук Фердинандеум 1
Вена Художественно-исторический 1
Ирландия, Дублин Национальная галерея 1

Австралия

  • Мельбурн, Национальная галерея – 1.
  • Вильямстаун, Художественный институт Стерлинга и Франсина Кларка – 1.
Город Музей Число работ
Нью-Хейвен Художественная галерея Йельского университета 2
Балтимор Художественный, Уолтерса 2
Сиэтл Художественный 2
Цинциннати Искусств 1
Сан-Диего Художественный 2
Тусон Художественный, Аризонского университета 3
Амхерст Художественный, колледжа 1
Миннеаполис Института искусств 1
Чикаго Художественного института 4
Пасадена Искусств Нортона Саймона 1
Филадельфия Художественный 2
Хьюстон Изящных искусств 1
Вашингтон Национальная галерея искусств 7
Нью-Йорк Метрополитен 8
Роли Художественный музей Северной Каролины 1
Сент-Луис Искусств 1
Форт-Уэрт Музей искусств Кимбелла 1
Лос-Анжелес Окружной художественный 1
Лос-Анжелес Пола Гетти 1

Также имеется минимальное количество работ в Церкви Марии Магдалины в Рампаццо, Национальном музее западного искусства Токио и ряде других собраний.

Частные коллекции

  • «Снятие с креста».
  • «Мадонна с младенцем».
  • «Триумф».
  • «Шарлатан».
  • «Зубодёр».
  • «Певец».
  • «Колесница, направляемая Амурами и голубями».
  • «Аллегория мира».
  • «Вакх и Ариадна».
  • Ряд других работ.

2008 год стал временем неожиданной находки – в чердачном помещении французского дома обнаружили неизвестную картину Тьеполо. Предположительно она относится к работам, заказанным российской императрицей Елизаветой. Картина получила название «Портрет леди в образе Флоры» и ушла с аукциона Christie’s за сумму, превышающую 4 миллиона долларов.

Диего Веласкес — художник реалист эпохи барокко

Трагедия города Помпеи и его последний день на карине Карла Брюллова

Станислав Юлианович Жуковский — выдающийся пейзажист прошлого века

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: