Джорджоне — биография и картины с названиями и описанием - JEKATERINBURG.RU

Джорджоне — биография и картины с названиями и описанием

Рисование.ру

Джорджоне

Джорджоне — мастер передачи не столько движения физического, сколько «движения души». На его полотнах — гармония человека и природы, гармония сердца и разума. Этот выдающийся художник высокого Возрождения прославился своей способностью передавать тончайшие, мимолетные оттенки человеческих чувств и эмоций.

Джорджоне. Картины художника

Джорджоне. Юноша со стрелой

1506 г. Музей истории искусств, Вена

В «Юноше со стрелой» многие видят влияние Леонардо да Винчи: легкий поворот головы, затуманенный взгляд, направленный как будто одновременно и на зрителя, и сквозь него.

Джорджоне. Буря

Ок. 1505 г. Галерея Академии, Венеция

У этой картины много названий: «Буря», «Гроза», «Пейзаж на холсте с грозой, цыганкой и солдатом» и даже «Семья Джорджоне». Одно из самых загадочных полотен Джорджоне привлекает внимание прежде всего контрастом уравновешенной композиции, спокойствия человеческих фигур и резкой, фосфорической вспышки молнии. На картине словно борются свет и тьма, солнце и черные тучи: последние лучи еще пробиваются через темную пелену, но гроза вот-вот разразится, и все происходящее скроется за стеной дождя.

Джорджоне. Юдифь с головой Олоферна

1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник пошел против сложившихся традиций, изобразив ветхозаветную героиню не в момент обезглавливания вражеского полководца, а уже после одержанной ею победы. Цветовая гамма картины так сдержанна и облик Юдифи так обаятельно-нежен, что голову Олоферна у ее ног зритель замечает не сразу. Особая примета картины — мягкий, рассеянный солнечный свет.

Джорджоне. Мадонна Кастельфранко

1504 г. Собор св. Либерале, Кастельфранко

Полное название картины — «Мадонна на троне с младенцем и святыми Либералием и Франциском». Джорджоне выступает как выдающийся мастер создания настроения при помощи определенного колорита и незаметных с первого взгляда деталей. Выражения лиц святых, погруженных в молитвенную задумчивость, перекликаются с настроением туманно-меланхолического пейзажа, а статичность фигур подчеркнута монументальностью трона и виднеющихся вдали башен.

Джорджоне. Портрет молодого человека

1508-1510 гг. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Портрет передает в первую очередь эмоции и настроение, а не является точным воспроизведением облика конкретной личности (кто именно изображен на картине — достоверно неизвестно). Что нехарактерно для портретов Высокого Возрождения — юноша смотрит не на зрителя, а в сторону, рассеянно перебирая рукой застежки кафтана.

Джорджоне. Спящая Венера

Ок. 1508 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Художник, умерший в возрасте около 33 лет, не окончил картину, и завершал ее друг живописца — Тициан Вечеллио. Именно его рукой написан пейзаж, который делают умиротворенным и гармоничным серебристо-коричневые и приглушенно-зеленые тона. Есть версия, что на полотне представлена не Венера, а аллегория гармонии и спокойствия. Что ж, вполне может быть.

Джорджоне. Поклонение волхвов

1506-1507 гг. Национальная галерея, Лондон

Справа — пестрая толпа волхвов и сопровождающих их всадников: яркие костюмы, богато украшенные упряжь и оружие. Взгляд зрителя скользит справа налево, где представлено святое семейство. Скромные одеяния Девы Марии, младенца Иисуса и Иосифа, почти неразличимые на фоне стены хлева фигуры вола и осла — левая сторона полотна значительно более сдержанна по колориту, но гораздо мощнее эмоционально.

Джорджоне

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, или Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco; 1477 (1478) – 1510) – великий живописец, являющийся одним из ярчайших деятелей Ренессанса, представитель венецианской художественной школы. Любопытно, что некоторые из его незавершенных полотен дописал Тициан уже после смерти автора.

Настоящим именем живописца является Джорджо, однако в связи с крупным телосложением ему дали прозвище – Джорджоне (т.е. большой). Точной информации о происхождении этого великого мастера не установлено. Популярна точка зрения, что он связан с известным семейством Барбарелли, потому позже живописца нередко звали Джорджо Барбарелли да Кастельфранко.

Биография великого мастера во многом загадочна. Он был одним из наиболее одаренных деятелей эпохи Ренессанса в Венеции, хотя и умер в достаточно молодом возрасте (вероятно, из-за холеры). Картины, которые принадлежат его авторству, немногочисленны, они не присутствуют во всех крупных музеях мира, однако вызывают неутихающий интерес и по сей день. Творчество гениального автора превосходно отражает присущую эпохе Ренессанса любовь к человеческой красоте, самому бытию.

Особенности творчества художника Джорджоне : даже в начале пути великого мастера проявляется ключевая особенность его манеры — поэтическое изображение многообразия сокрытых в природе, в самом человеке сил, существование которых способно раскрыться не в действиях, а в тихой одухотворенности. Художнику удавалось изображать пейзажи так, что они не только становились фоном для главных фигур, но и передавали глубину пространства, создавая незабываемое впечатление от всего полотна.

В зрелых картинах автора есть чувство неявного дыхания жизни, а органичное воспроизведение натуры соединено с некоторой идеализацией, утонченной эмоциональной атмосферой, непростым, ассоциативным характером идеи и сюжета. Все это придает произведениям автора флер недосказанности. В произведениях более позднего периода сформировалась основная тема в творчестве Джорджоне — сочетание человека и натуры.

Известные картины художника Джорджоне : «Святое семейство», «Испытание огнем Моисея», «Суд Соломона», «Юдифь».

Таинственное творчество Джорджоне

Таинственность, окружавшая как личность, так и творчество великого мастера, объясняется не только ограниченными данными об этом гениальном художнике, но и отсутствием подписанных им картин. Правда, современник живописца, Маркантонио Микиэль, все же оставил после себя детальное описание работ великого мастера, которые находились на то время в частных коллекциях. Как раз это дало возможность опознать полотна в самых разных европейских музеях.

Найдена информация о 2-х официальных заказах, которые получил мастер в 1507-м году, однако фрески, сделанные по ним, не сохранились до наших дней. Работы художника обогатили искусство Венеции актуальным прочтением особенностей композиции, колористики, фактуры, к тому же несколько разнообразили выбор сюжетов; произведения Джорджоне послужили образцом для наиболее известного из его последователей – Тициана, которого в дальнейшем считали одним из самых талантливых художников Италии.

В очень юном возрасте Джорджоне прибыл в Венецию. Известно, что в 16 лет художник Джорджоне работал и учился у знаменитого мастера Джованни Беллини. Как раз в Венеции в его творчестве ярче всего проявились новые гуманистические идеи, в начале XVI ст. его работы обладали четко выраженным светским характером. Наследие художника имело немалое влияние на ряд итальянских живописцев, и это вызвало ряд проблем с атрибуцией картин Джорджоне.

Картины Джорджоне – загадочные шедевры эпохи Ренессанса

Образ Юдифи нередко служил источником вдохновения для множества живописцев этой эпохи. Она олицетворяла гражданское достоинство, доблесть, самопожертвование. Юдифь, которую создал художник Джорджоне,— это тонкий, непростой и таинственный образ. На полотне изображена героиня библейской легенды в тот самый момент, когда она, удачно выйдя из вражеского лагеря и исполнив долг, останавливается в задумчивости над грозным трофеем. Ее глаза опущены, а лицо исполнено безмятежности. Картина Джорджоне «Юдифь» — одно из величайших произведений художника.

Непривычна и интересна также знаменитая алтарная композиция мастера «Мадонна Кастельфранко». Художник Джорджоне выбрал тему святой беседы (Мадонна в окружении святых говорит с ними), которая была популярна среди венецианских алтарных картин. Этот сюжет не имел непосредственного отношения к Библии, а потому предоставлял большой простор для создания полотен именно в светском духе.

Читайте также  Картина "петр i", серов, 1907

Святой Георгий с Франциском находятся вблизи трона, на котором восседает Мадонна с ребенком. На месте обычного для таких композиций окружения, символизирующего церковь, живописец изобразил венецианскую провинцию. Прозрачность красоты светлого пейзажа, исполненного простора и окутанного легкой дымкой, отвечает той спокойной задумчивости, в которой пребывает Мадонна со святыми. Между персонажами работ Джорджоне будто бы натянуты невидимые духовные нити, которые создают ощущение их истинного внутреннего единства, и это наполняет полотно особенной лирической атмосферой.

Данный алтарный образ заказан Туцио Костанцо в память о его погибшем сыне. Он был предназначен для капеллы в соборе г. Кастельфранко. У основания престола Мадонны находится саркофаг с гербом династии Костанцо — туда и устремлен взгляд Богоматери. Св. Георгий, являющийся патроном воинов, — наилучшее изображение Маттео Костанцо, убитого на войне.

«Мадонна Кастельфранко» — произведение Джорджоне, созданное для церкви, однако мастер имел свободу творчества касательно сущности самого образа. Эта работа наполнена светской атмосферой, верно ее сравнение со своеобразной надгробной элегией. Однако автор не просто переосмыслил обычную литургическую композицию, а пошел дальше, отказавшись в числе первых среди живописцев Европы от традиционных тем.

Нестандартные подходы и спокойное созерцание

И вправду, картины Джорджоне зачастую существенно отличаются от остальных полотен эпохи Ренессанса. Обычно сюжеты были взяты из неизвестных источников, а смысл их до сей поры неясен. Неспроста данные картины вызывают так много споров и в наше время — их интерпретации был посвящен ряд исследований. В особенности сложно поддаются толкованию картины великого Джорджоне «Три философа» и «Гроза». Первая из них выполнена для патриция Таддео Контарини, чтобы украсить его дом, вторая — для еще одного представителя знати, Габриеле Вендрамина.

Художник создал необычные для своей эпохи картины в небольшом формате. Они являются созерцательными по своему смыслу, способными удовлетворить самых взыскательных частных заказчиков, будучи к тому же рассчитаны на тонкое общение зрителя и самого произведения. Заказчики и ценители картин Джорджоне – это представители самых интеллигентных кругов общества Венеции, которые приобщились к идеям гуманизма и получили превосходное образование.

Джорджоне

Биография

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко известен как Джорджоне — мастер эпохи Высокого Возрождения и одна из самых загадочных фигур мирового искусства. Художник не подписывал свои работы, и авторская принадлежность полотен и реконструкция каталога до сих пор вызывают горячие споры среди искусствоведов. Творческая активность Джорджоне продлилась чуть более 10 лет, но ознаменовала перелом в венецианской живописи. Немногочисленные картины мастера — жемчужины величайших музеев мира.

Детство и юность

Биография загадочного художника, отдаленная веками, содержит мало достоверных фактов, и зачастую они легко подменяются домыслами. Итальянские искусствоведы, говоря о Джорджоне, называли того скорее мифом, нежели человеком.

Автопортрет Джорджоне / Web Gallery of Art

Даже о фактах, связанных с рождением будущего мастера живописи, нельзя говорить однозначно. Первые попытки его жизнеописания восходят к 16-му веку, и согласно, им Джорджо родился неподалеку от Венеции, в городке Кастельфранко-Венето, в 1477 или 1478 годах.

Ни один источник не рассказывает о юных годах художниках и о времени, когда тот решился покинуть родной город. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини.

Здесь он обретает внимание к цвету и деталям, сосредоточившись на искусстве пейзажа. Историки полагают, что, закончив учиться, Джорджоне вернулся в Кастельфранко-Венето, где в сотрудничестве с местными художниками занимался оформлением фасадов и интерьеров, работая в технике фрески.

Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции. Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано.

Живопись

Одной из первых самостоятельных работ, вышедших из-под кисти Джорджоне, считают картину “Христос, несущий крест”, датируемую 1497 годом. Следующий труд художника также связан с религиозными мотивами: в 1504-м он начал писать картину для алтаря собора Сан Либерале родного города. “Мадонна Кастельфранко” изображает Деву Марию с младенцем в окружении святых Георгия и Франциска.

Картина Джорджоне «Юдифь» / Web Gallery of Art

Жемчужиной наследия Джорджоне считается шедевр, хранящийся в Эрмитаже, — “Юдифь” (1504). Утонченная и гармоничная работа демонстрирует совершенство, которого достигли мастера Высокого Возрождения, недаром долгое время авторство произведения приписывали Рафаэлю. Образ Юдифи олицетворяет силу, которая таится в хрупкости женской красоты, и пронизан светом и умиротворенностью, которым вторит пейзажный фон. Молчаливая одухотворенность, богатство сокрытых жизненных сил характерны для образов, вышедших из-под кисти итальянца.

Картина “Три философа” первоначально была задумана как иллюстрация библейского сюжета, однако в процессе трансформировалась в жанровое полотно. Здесь изображены трое мудрецов, представляющих разные типажи. Они отличаются возрастом, культурой и мировоззрением. Однако лиричный, полный глубины и объема пейзаж объединяет героев в единое целое, оставляя надежду, что эти люди услышат и обогатят друг друга.

Картина Джорджоне «Гроза» / Gallerie dell’Accademia

Природа как действующее лицо еще ярче предстает на полотне “Гроза”, датируемом 1505-1508 годами. Настроенческий пейзаж стал особым жанром в творчестве Джорджоне, о чем говорит и “Сельский концерт” (1510), где образы музыкантов органично вписаны в пасторальный фон. Эти картины носят откровенно светский характер, что знаменует тенденцию, которую задавала венецианская живопись в тот период. Она сосредоточена на человеке и окружающем его пространстве, насыщена цветом и гармоничными тонами.

Однако Джорджоне не перестает осмыслять религиозные и мифологические сюжеты, благодаря чему появляется одна из последних картин — “Спящая Венера, хранящаяся в Дрезденской галерее. Она вновь говорит о гармоничном единстве человека и природы, достигаемом ясностью объема, выразительностью контуров и мягкостью светотени. В каждом мазке читается любование красотой человека и окружающего мира, при этом многодетальность не нарушает гармонии, сливаясь в целостное творение.

Картина Джорджоне «Спящая Венера» / Галерея старых мастеров

Портреты художника полны проницательности и точности. “Старуха” (1508), “Портрет юноши” (1508) посвящены простым, незнатным людям, чьи черты привлекли Джорджоне глубиной и характером. Автопортрет живописца также демонстрирует лицо незаурядное, привлекающее скорее харизмой, нежели правильностью линий. Но все же в первую очередь итальянец — певец красоты, о чем говорят изображения Лауры и Антонио Броккардо.

К концу 1510-х Джорджоне стал законодателем мод в венецианской школе живописи, на его новаторские работы ориентировались молодые художники, а картины итальянца пользовались спросом в частных коллекциях.

Личная жизнь

Глядя на полотна Джорджоне, легко представить его как человека, обладающего высокой чувственностью и романтическим очарованием. Известно, что мужчина был высок ростом и за это получил свое прозвище, которое можно перевести как Большой Джорджо.

Вместе с тем толкование имени неразрывно связывают с величием духа и мастерства художника. О личной жизни живописца ничего не известно: тот не оставил после себя писем или записок. Однако его картины полны мечтательного томления, грации и лирики, что косвенно свидетельствует о том, что молодой гений знал толк в любви.

Джорджоне входил в круг юных патрициев, стремящихся превратить мир в “сад веселья”. Он был всесторонне одарен, умел музицировать на лютне и имел дар импровизации.

Читайте также  Картина «царевна-лебедь», врубель — описание и видеообзор

Смерть

Творческий путь Джорджоне оборвался на взлете: в 1510 году мужчины не стало. Причиной смерти художника стала эпидемия чумы, которая свирепствовала в то время в Италии. Предание гласит, что тот заразился болезнью от возлюбленной, которую отказался оставить, несмотря на смертельную опасность.

Изначально считалось, что он умер в Венеции, но исследования 2011 года называют другое место — остров Лаззарето Нуово, куда зараженные люди отправлялись в карантин. Такую же функцию выполнял и остров Повелья в Венецианской лагуне — именно там, по другой версии, похоронен великий мастер Возрождения.

Несмотря на то, что Джорджоне прожил чуть больше 30 лет, он ознаменовал значительный прогресс в живописи, оказав влияние на последующих представителей венецианской школы — Тициана, Себастьяна дель Пьомбо, Лоренцо Лотто и других. Наличие множества подражателей и продолжателей породило проблему авторства работ Джорджоне, которое подчас доподлинно установить невозможно.

Джорджоне — итальянский художник XVI века: биография, творчество, лучшие картины

Джорджоне (Giorgione; родился в 1477 или 1478 г. — умер в 1510 г.) — великий итальянский художник XV-XVI веков, выдающийся мастер религиозного, портретного и пейзажного жанров. В картинах Джорджоне присутствует уникальное гармоничное сочетание человека и природы. Гениальный живописец умело использовал пейзаж не только в качестве фона для героев, но и усиливал с его помощью эмоциональное воздействие произведения на зрителя.

Джорджоне — один из самых известных представителей Венецианской школы живописи и весьма загадочная личность в истории мирового искусства. Биография художника пестрит многочисленными белыми пятнами, а его авторство по отношению ко многим картинам до сих пор оспаривается некоторыми специалистами.

Биография Джорджоне

Джорджоне Барбарелли да Кастельфранко появился на свет в небольшом городе Кастельфранко-Венето неподалеку от Венеции в 1477 или 1478 году. Точная дата рождения художника неизвестна, впрочем, как и его происхождение. К сожалению, не сохранилось также никаких достоверных фактов о раннем детстве великого живописца и его родителях.

В 1493 году юный Джорджоне стал учеником известного венецианского живописца Джованни Беллини (Giovanni Bellini) и в течение 7 последующих лет работал в его мастерской. Беллини был выдающимся учителем той эпохи и воспитал целую плеяду знаменитых художников, в том числе Тициана (Tiziano), Веронезе (Veronese) и Тинторетто (Tintoretto).

В 1500 году Джорджоне написал свою первую самостоятельную работу «Святое семейство» и познакомился с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), который в то время посетил Венецию. Великий мастер Ренессанса оказал огромное влияние на становление молодого художника и обнаружил в нем недюжинный талант.

Восторженные отзывы Беллини и Да Винчи об успехах Джорджоне поспособствовали росту его популярности и появлению постоянных заказчиков. С этого момента художник не только творил в свое удовольствие, но и получал солидное вознаграждение за свою работу.

Вдохновленный высокими оценками великих мастеров Джорджоне пишет картины на религиозную тематику и портреты знатных вельмож. Слава о нем быстро распространяется по всей Италии и далеко за ее пределами. Около 1505 года Джорджоне знакомится с Тицианом, и их встреча моментально перерастает в настоящую крепкую дружбу.

Перед Джорджоне открываются блестящие перспективы, но судьба оказалась к нему беспощадной. В 1510 году в Венецию пришла эпидемия чумы, от которой погибли тысячи людей разного возраста и социального положения. Умер от страшной болезни и Джорджоне, на момент смерти ему было всего лишь 32 или 33 года. Художник не успел при жизни обзавестись семьей и не оставил после себя потомков.

Самые известные картины Джорджоне

Среди самых известных картин Джорджоне — признанные шедевры итальянского Ренессанса с увлекательной историей. Сегодня они украшают экспозиции лучших музеев мира. Знатокам искусства хорошо знакомы названия этих работ:

  • «Юдифь» (1504) — картина с необычной судьбой, один из лучших шедевров высокого Ренессанса из коллекции Эрмитажа. Вплоть до середины XIX века ее авторство приписывали Рафаэлю (Raffaello), но сегодня у знатоков нет сомнений, что произведение создал Джорджоне.
  • «Мадонна Кастельфранко» (1504) — единственная из работ мастера, выполненная по заказу церкви, и не вызывающая сомнений у специалистов относительно ее авторства. Идеальный образец классической треугольной симметрии в изобразительном искусстве.
  • «Лаура» (1506) — портрет молодой женщины с собственноручной подписью автора. Но эту надпись реставраторы обнаружили на обратной стороне холста только в 1882 году. До тех пор ее считали творением Романино (Romanino) или Боккаччино (Boccaccino), имена которых почти не известны широкой публике.
  • «Спящая Венера» (1508) — гениальное произведение Джорджоне, которое чудом избежало гибели в конце Второй мировой войны. Картину из Дрезденской галереи обнаружили советские воины в затопленной шахте и отправили в Советский Союз. Только в 1955 году по инициативе Никиты Хрущева отреставрированный шедевр вернулся в Германию.

Портал Very Important Lot дарит всем ценителям прекрасного уникальную возможность приобрести шедевры антиквариата на аукционах искусства в режиме онлайн. На нашем сайте также можно напрямую купить картины напрямую у современных художников.

Джорджоне (Джорджо Барбарелли) Giorgione (Giorgio Barbarelli) (c.1478-1510)

Когда в 1772 году в составе парижской коллекции Кроза картина была приобретена для Эрмитажа, считалось, что создал её Рафаэль. Кому же ещё, как не самому знаменитому художнику Возрождения, можно приписать столь прекрасное творение. До сих пор творчество создателя «Юдифи» не полностью изучено.

КОММЕНТАРИИ: 2 Написать Ответы

Джорджоне и Юдифь

Когда в 1772 году в составе парижской коллекции Кроза картина была приобретена для Эрмитажа, считалось, что создал её Рафаэль. Кому же ещё, как не самому знаменитому художнику Возрождения, можно приписать столь прекрасное творение. До сих пор творчество создателя «Юдифи» не полностью изучено.

Женщина, изображённая на картине Джорджоне, похожа на античную Венеру. От средневековой статуи легкий наклон тела, напоминающий латинскую букву S. Так же, чуть улыбаясь, держа в руке атрибуты, которые должны раскрыть смысл изображения, стояли у стен и порталов готических соборов каменные скульптуры, олицетворяющие добродетели или пороки. Но её безупречная красота напоминает богиню Олимпа.

По сведениям Д. Вазари, он умер в 1510 г, во время очередной эпидемии чумы, в возрасте 32-33 лет. Кто обучал его живописи, как складывалась судьба художника – неизвестно. Не известно и точное количество его работ. Некоторые учёные считают, что он написал не менее 60 картин, другие, что не более четырёх-шести. Но исследователи уже не сомневаются в том, что «Юдифь» принадлежит кисти Джорджоне.

Трудно установить год создания картины столь рано умершего художника, творческая зрелость которого длилась около десяти лет.

Венеция, которую называли «Жемчужиной Адриатики» в конце XV – начале XVI века, была могущественной республикой. Она имела большой флот и вела оживленную торговлю. Выгодное географическое положение способствовало усилению её могущества и богатства.

Жители Венеции не возлагали слишком больших надежд на «царствие божье», обещанное церковью после смерти. Они ценили своё пребывание на земле и заботились о процветании родного города.

Героический сюжет «Юдифи» созвучен тому времени. Обычно художники и скульпторы изображали Юдифь в момент убийства Олоферна, или когда она возвращалась из лагеря врагов, а девушка, следовавшая поодаль, несла голову. Но у Джорджоне она совершенно спокойна и пребывает в задумчивости.

Читайте также  Описание картины "три царевны подземного царства", васнецов, 1881

Некоторые известные учёные-реставраторы утверждают, что Джорджоне придал свои черты Олоферну.

Кажется естественным, что в природе с таким неповторимо радостным обликом должны были рождаться художники, у которых чувство цвета было в крови. Венеция подарила миру величайших живописцев: Тициана, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо, но первым среди них по времени был Джорджоне. Именно он осознал тесное взаимодействие цвета и света.

Красное – не всегда красное. В зависимости от того, как распределяется свет на платье Юдифи, оно кажется то нежно-розовым, то винно-вишневым там, где в складках залегают глубокие тени. Полированная сталь меча также неоднородна по цвету: на ней вспыхивают розовые отсветы от соприкосновения с тканью платья или ложатся зеленовато-серые отблески там, где острие меча, воткнутое в землю, соседствует с травой и гравием. Увидеть и передать цветные тени – великое завоевание живописи!

Складки одежды Юдифи напоминают высеченные в камне одеяния средневековых статуй. Детали не мешают воспринимать главное, но переданы они с тщательностью, свойственной ещё мастерам XV века. Каждая травинка, камень, трещины в складке стены, вьющийся плющ изображены подробно с любовным вниманием к разнообразным проявлениям форм природы.

Поэтическая недосказанность произведений Джоржоне будоражит фантазию, настраивает на эмоциональный лад, который часто достигается музыкой или поэзией.

Ещё Вазари упоминал, что современники ценили Джорджоне не только как художника, но и как музыканта. Музыка постоянно присутствует в картинах Джорджоне. Он любил изображать концерты. Но даже там, где в руках персонажей нет ни нот, ни инструментов, живет музыка. В «Юдифи» мелодичность создается красотой форм, цвета пейзажа.

В 1972 году была окончена реставрация «Юдифи». Под старым лаком открылась первоначальная цветовая гамма. Выявились детали, скрытые поздними записями, плющ на стене, кустики растений. Оказалось, что на втором плане изображён не голубой залив, а зеленая равнина. Удалось установить первоначальное назначение произведения. Основой «Юдифи» служила когда-то деревянная доска. В XIX веке картину перевели с дерева на холст. Сбоку на доске имелись петли, значит, картина являлась створкой алтаря. Рентген показал, что на поверхности картины есть квадратная вставка, сделанная на месте старой замочной скважины. Узкий формат картины (144 х 65, 5), петли говорят о том, что изображение украшало дверцу шкафа. Во времена Джорджоне живопись перестает быть достоянием только церквей и становится частью светского интерьера. В этом тоже проявляются новые веяния эпохи Возрождения.

Только в конце XIX в. удалось установить имя подлинного создателя «Юдифи» – Джорджоне. И Эрмитаж стал одним из немногих музеев мира, которые обладают двумя произведениями замечательного венецианского мастера: кроме «Юдифи» в Эрмитаже находится ещё одна небольшая работа Джорджоне «Мадонна с младенцем».

Джорджоне

Giorgio Barbarelli da Castelfranco

Джорджоне

Giorgio Barbarelli da Castelfranco

  • Дата рождения: c.1478 г. ; Castelfranco Veneto, Italy
  • Дата смерти: 1510 г. ; Venice, Italy
  • Национальность:итальянец
  • Направление:Высокое Возрождение
  • Школа/группа:Венецианская школа
  • Сфера:живопись
  • Оказал влияние:Тициан , Лоренцо Лотто , Караваджо , Якопо Пальма , Жилинский, Дмитрий Дмитриевич , Венецианская школа
  • Учителя:Джованни Беллини
  • Ученики:Sebastiano del Piombo
  • Друзья и коллеги:Тициан
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Джорджоне

Заказать
репродукцию

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1477/1478—1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. В 1493 перебрался в Венецию и стал учеником Джованни Беллини. В 1497 появилась его первая самостоятельная работа — «Христос, Несущий Крест». Согласно Вазари, в апреле 1500 встречался с Леонардо да Винчи. В 1504 исполнил в родном городе Кастельфранко заказанный ему алтарный образ «Мадонна Кастельфранко», предназначенный для семейной часовни Святого Георгия в местном соборе, чтобы увековечить память Маттео Костанцо. По распоряжению Сената республики в 1507—1508 привлекался к фресковым росписям Немецкого подворья (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры), работы были завершены, как об этом свидетельствует официальный документ, 14 декабря 1508. Умер в октябре-ноябре 1510 года от чумы.

Уже в ранних произведениях, выполненных до 1505 («Поклонение пастухов», Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Мадонна со св. Франциском и Либералием», собор в Кастельфранко; «Юдифь»), проявляется главная особенность искусства Джорджоне — поэтическое представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие которых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости.

«Мадонна Кастельфранко» — это самая большая по размеру (200 х 152 см) и единственная работа Джорджоне, написанная им для церкви.

Уже в ранних работах видно, что Джорджоне большое внимание уделял пейзажу, который не просто являлся фоном для фигур на переднем плане, а играл важную роль в передаче глубины пространства и создании впечатления от картины. В «Читающей Мадонне» пейзаж содержит легко узнаваемые здания Венеции.

Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произведениях Джорджоне 1506—1510-х гг. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Буря», Галерея Академии, Венеция; «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена). Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую эмоциональную окраску выполненных им портретов [портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем; женский портрет (так называемая «Лаура»), Художественно-исторический музей, Вена; портрет А. Броккардо, Музей изобразительных искусств, Будапешт], а также его интерес к самостоятельной выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра — пейзажа.

На портрете «Лаура», на тыльной стороне холста имеется полустёршаяся надпись: «День 1 июня 1506 года исполнено рукой мастера Джорджоне из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катена по заказу мессира Джакомо».

В поздних произведениях Джорджоне («Спящая Венера»; «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника — гармоничное единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Джорджоне в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия.

Некоторые незаконченные произведения Джорджоне были дописаны после его смерти Тицианом.

Художественно наследие Джорджоне оказало большое влияние на многих итальянских художников (Тициан, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Порденоне и многие другие), что, в частности, породило проблемы атрибуции его картин.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: