Джон констебл: картины и биография художника - JEKATERINBURG.RU

Джон констебл: картины и биография художника

Джон Констебл

Биография

Джон Констебл — представитель старой английской школы, чьи лирические пейзажи стали классикой британского искусства. Художник-романтик был убежден, что живопись должна заниматься выражением чувств, а потому стремился одухотворять изображения природы и при всей реалистичности работ оставлял место для воображения. Сегодня картины англичанина находятся в экспозициях лучших музеев мира и в частных коллекциях.

Детство и юность

Джон родился в 1776 году в семье Энн и Голдинга Констебл, которые владели мельницей и судном для перевозки зерна. Налаженное дело приносило стабильный доход, и супруги могли дать детям хорошее образование. Будущий художник сначала учился в школе-пансионе, а затем перешел на дневное обучение, которое позволяло жить с родителями. Как и братья, Джон помогал родителям с семейным бизнесом, проводя много времени на мельнице.

T03899 Self-Portrait 1806 John Constable 1776-1837 Purchased 1984 http://www.tate.org.uk/art/work/T03899

Красота родной природы, изображения которой впоследствии его прославили, вдохновляла парня на зарисовки, которыми он занимался все свободное время, путешествуя по окрестностям и выбирая живописные уголки. Знакомство с художниками и коллекционерами вдохновило Констебла настолько, что тот выразил отцу намерение стать профессиональным живописцем. К удивлению самого Джона, он согласился и даже выделил деньги на обучение в лондонской Королевской академии художеств, куда сын направился в 1799 году.

Личная жизнь

С будущей женой Марией Бикнелл Джон познакомился еще в детстве. Много лет их связывала крепкая нежная дружба, которая со временем переросла в зрелое чувство. Влюбленные поженились в 1816 году. Свадьбу пришлось ждать не один год: родители невесты считали партию с художником слишком невыгодной и боялись, что он пустит по ветру приданое Марии.

John Constable: Maria Bicknell (1816)

Девушка пыталась уговорить родных, но счастливый союз в итоге стал возможен благодаря печальному факту биографии: отец и мать Констебла скончались, и он получил причитающуюся ему часть наследства, став, наконец, удовлетворительным женихом. После медового месяца, проведенного на юге, пара поселилась в Брайтоне. Жизнь семьи трудно было назвать безбедной. Картины живописца не пользовались большим спросом в Англии, и Констебли постепенно обрастали долгами.

Супруга, и без того слабая здоровьем, почти каждый год рожала мужу детей. В 1928 году, после появления седьмого ребенка, жена скончалась. Причиной смерти стал туберкулез. До конца дней Джон не снимал траур, скорбя о потерянном ангеле, и Мария осталась единственной женщиной в его личной жизни.

Живопись

Вдохновленный красотой родной долины Дедем-Вейл, художник раз и навсегда избрал для себя жанр пейзажа как магистральный. А окрестности Саффолка по сей день называют краем Констебла. Это не значит, что Джон не пробовал себя в других направлениях: сохранились автопортрет, портрет жены художника, жанровые и религиозные полотна, но все же славу англичанин снискал в первую очередь благодаря точным и пронзительным изображениям природы, которые порой напоминают фото.

https://www.facebook.com/MiaFeigelson — John Constable — Mia Feigelson Gallery From the Album: ‘The Six-Footers & the.

Творчество Констебла принято относить к течению романтизма, поскольку его картинам свойственна эмоциональная наполненность и чужда социально-бытовая направленность. Джон стремился к работе с чистым ярким цветом и насыщал полотна динамичными мазками.

С 1819 года пейзажисту предложили участвовать в выставках Королевской академии художеств, где тот получил одобрение, которое, однако, никак не сказалось на спросе на картины. Большей популярностью полотна англичанина пользовались за рубежом, например, во Франции. Спустя 10 лет Констебл стал членом академии, а позднее назначен ее инспектором. Лекции Джона пользовались у студентов большой популярностью, а сам он стал заметной фигурой в мире британского изобразительного искусства.

Смерть

Оставшись вдовцом, живописец в одиночку воспитывал семерых детей. Почти 10 лет он прожил без супруги, продолжая рисовать картины и преподавать пейзажную живопись для студентов Королевской академии художеств и Королевского института.

Умер Констебл в 60-летнем возрасте, предположительно, из-за обострившихся проблем с желудком и пищеварением. Мастера не стало 31 марта 1837 года. Мужчину похоронили возле супруги в Хампстеде.

Джон Констебл: картины и биография художника

  • Год рождения: 11 июня 1776
  • Дата смерти: 31 марта 1837
  • Страна: Англия
  • Работы художника находятся:

Биография:

Если сегодня работы Констебла составляют гордость английской живописи и занимают почетное место в богатой шедеврами европейской живописи начала 19 века, то при жизни творчество мастера было непопулярно на родине. Славу тонкого художника и колориста он имел лишь за границей, во Франции. Биография живописца богата событиями, вполне пригодными для сериала.

Было у мельника три сына.

Отец Констебла был владельцем сразу нескольких мельниц на северо-востоке Англии. Семья была зажиточной, но старший брат Джона отличался слабым здоровьем и отец будущего живописца смотрел на среднего сына, как на продолжателя фамильного дела. Увлечение рисованием в семье Констеблов считалось блажью и даже не рассматривалось как возможная профессия.

Джон был отправлен в хороший интернат, а затем в хорошую частную школу. Время шло, а увлечение живописью не проходило. До 23 лет юный художник вынужден был скрывать свою страсть. Но в 1799 году Джон откровенно заявил отцу, что мельником он не будет. К счастью, к этому времени подрос младший брат, который никакими «выкрутасами» не отличался. Отец махнул рукой на Джона, выделил ему небольшую сумму денег и попросил на большее не рассчитывать.

Начало пути

Учеба в Королевской академии не тяготила Констебла. Он часами изучал картины старых мастеров континентальной Европы в Национальной галерее и много работал на натуре. Отцовских денег хватило ненадолго, но к этому времени молодой мастер получает место учителя рисования в одном из военных колледжей и материальных проблем не испытывает.

Педагогика его совсем не привлекает, к тому же отнимает много времени. Уже через два года Констебл покидает колледж, что вызывает недовольство его наставников в академии. Один из профессоров даже называет этот шаг «концом карьеры художника». На самом деле это было только началом.

На вольных хлебах

Спустя год, после ухода из колледжа, Констебл впервые выставляет свои работы для широкой публики. Публика посмотрела и ушла. Многие отмечали «свежесть и удивительную достоверность», но восторгов художник не дождался. Нужно было как-то жить и Констебл решает написать несколько заказных портретов. Заказы появились, но работал над ними мастер без всякого вдохновения.

Друзья предложили ему совершить путешествие на восток, чтобы создать несколько полотен на модную тогда тематику — дикая природа, экзотика, яркие рассветы и закаты и т.д. Путешествие ничего не дало. Больше всего на свете Констебл любил природу Англии, а публика требовала совсем другого.

Любовь и бедность

Милая и невинная детская привязанность Джона Констебла и Марии Бикнелл постепенно перерастает в искреннюю любовь. Против их брака выступает родня Марии — Джон слишком беден и вообще не имеет никакого веса в обществе. Родители Констебла ничего против брака не имеют, но и помогать не хотят. Молодым пришлось ждать долгих 7 лет, пока Джон не получил пятую часть семейного дела после смерти отца.

Свадьба состоялась осенью 1816 года. В этом браке Мария подарит Джону семерых детей и навсегда останется его единственной музой и соратником.

Работа, работа, работа.

Работы Констебла — пейзажи, жанровые сцены по-прежнему имеют популярность лишь среди профессионалов. Несмотря на то, что Джон регулярно выставляется в самых известных галереях Англии, впервые на его творчество общество обратило внимание после того, как одна из работ художника получила золотую медаль на выставке во Франции и получила восторженные отзывы авторитетного Теодора Жерико. Благодаря этому отзыву, французские импресарио выкупают несколько работ Констебла. Кажется, что впереди слава, достаток и признание.

Увы. Несмотря на невероятную работоспособность и усилия, материальное положение семьи художника остается весьма скромным. Все дело в том, что Констебл категорически отказывается от работы за границей. Ему принадлежит фраза: «Лучше я буду бедным на родине, чем богатым за границей.» В результате — разрыв отношений со всеми друзьями на континенте. Несколько неудачных коммерческих проектов окончательно подрывают благополучие семьи Констебла.

Смерть жены и финал

Любимая жена художника страдала от болезни, которая уносила ежегодно тысячи жизней жителей Британии — туберкулез. Климат, постоянные переживания за будущее детей, неудачи мужа — все это способствовало тому, что Мария рано умерла. От этого удара Констебл не оправился до конца жизни.

Через год после смерти жены его принимают в Академию, он становится инспектором, которого любят и уважают студенты. На его картины возрастает спрос во Франции, лучшие художники континента приезжают, чтобы учиться у него. Лекции по истории пейзажной живописи пользуются необыкновенной популярностью, но потерю любимой женщины, матери его детей, не может компенсировать ничего.

В 1837 году Джон Констебл умирает от сердечного приступа. За свою жизнь в Англии он сумел продать лишь 12 своих работ, во Франции — в 4 раза больше. Сегодня работы Констебла украшают самые авторитетные музеи Европы и Америки. В мире искусства его работы — признанный эталон гармонии, эмоциональности и истинной природной красоты.

Джон Констебл: жизнь и творчество художника

Джон Консте́бл или Констэбль (англ. John Constable; 11 июня 1776, Ист-Бергхоулт, Саффолк — 31 марта 1837, Лондон) — английский художник-романтик.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Английский живописец Джон Констебл родился в 1776 году. Отец Джона был зажиточным мельником, и после окончания школы юный художник какое-то время работал на мельнице, в свободное время, занимаясь рисованием. Довольно часто он путешествовал по живописным окрестностям и делал этюды и зарисовки.

В 1795 году отправился в Лондон и смог поступить в граверную мастерскую. Но это дело не принесло ему успеха, и Констебл вновь вернулся домой. Однако спустя 4 года ему улыбнулась настоящая удача – Джону удалось поступить в школу при Королевской академии искусств в Лондоне. Кроме того, он самостоятельно занимался изучением природы и произведений английских художников-пейзажистов 18 века.

Его первой работой, выставленной в 1802году в Королевской академии, была картина «Пейзаж».

Джон Констебл написал серию пейзажей, на которых изображал реку Стур, рисовал мельницы, стоящие на реке – «Дедхемская мельница». В своих картинах Констебл отходил от академических норм, его работы были независимыми, а трактовка рисования пейзажей – совершенно новой. Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо. Также Констебл любил изображать одни и те же пейзажи в разных погодных условиях, тонко передавая неповторимость и своеобразие каждого из них.

В 1816 году Констебл женился на подруге детства – Марии Бикнелл. Во время медового месяца на побережье Констебл совершенствует свою технику – начинает использовать более яркие цвета и динамичные мазки.

Читайте также  Крик, эдвард мунк - описание и анализ картины

Лишь в 1819 году Констеблу удается продать первую картину, которая называлась «Белая лошадь». Свою картину «Телега для сена» художник выставляет на выставке в Академии в 1821г. Картина была замечена французским художником Теодором Жерико. Жерико даже пригласил Констебла в Париж, а сама картина была куплена дилером Джоном Эрроусмитом и отправлена во Францию. В 1824 году её выставили в Парижском салоне и была награждена золотой медалью.

Но в 1825 году Констебл поссорился с Эрроусмитом, из-за чего потерял рынок во Франции. Его тяготило слабое здоровье жены и накопившиеся долги.

В 1829 году Констебла избирают членом Королевской Академии, где он начинает читать лекции, пользующиеся большой популярностью. Умер художник в 1837 году и был похоронен рядом со своей женой на кладбище Хампстеда.

ТВОРЧЕСТВО

Стиль художника отличался рельефной фактурой. Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали.

Джон Констебл пробовал себя и в портретной живописи, рисуя портреты на заказ. Но он делал это исключительно, чтобы заработать на жизнь, поскольку написание портретов казалось ему скучным. Своим истинным призванием Констебл всегда считал пейзажи.

Джон Констебл считал, что настоящий мастер пейзажа должен быть смиренным учеником природы.

Противник академической живописи, он постигал световые и цветовые законы ее изображения и задолго до импрессионистов стремился выразить «первое впечатление» от увиденного пейзажа. Констебл не интересовался другими краями, не ездил в заграничные поездки, он рисовал свою «старую, зеленую Англию».

Перед тем как полностью завершить работу, Констэбль создавал большое количество предварительных натурных набросков, для того чтобы добиться наиболее подходящего композиционного соотношения. Эти зарисовки, с их свободным и энергичным мазком, были революционными в то время и представляли интерес для художников, учёных и широкой публики. Интересен тот факт, что, например, в эскизах к картинам «Прыгающая лошадь» и «Телега для сена» присутствует энергия и экспрессия, которых нет в завершённых вариантах. Вероятно, именно этюды маслом, более чем другое наследие творчества Констебла, в ретроспективе раскрывают в нём авангардного художника, который показал, что пейзажная живопись может развиваться в новом направлении.

Работы, созданные Констэблем в технике акварели, также опережали своё время. Одной из величайших акварельных картин считается «Стоунхендж» (1835), с её почти мистической атмосферой в свете двойной радуги. Картина была выставлена в 1836 году с небольшим авторским комментарием к заголовку:

«Таинственный памятник Стоунхендж, возвышающийся над голой, безграничной пустошью; памятник, которого мало коснулись события как прошлого, так и настоящего; памятник, который перенесёт вас через все исторические события в неизвестный, загадочный период».

Наряду с натурными эскизами, Констэбль оставил большое количество зарисовок, которые были сделаны во время продолжительных наблюдений за игрой облаков, создающих неповторимые картины для пейзажиста. При этом Констэбль приближался к почти научной характеристике погодных условий. Точное изображение физических эффектов атмосферы иногда можно было проследить и в уже законченных картинах, например, в картине «Цепной пирс» (1827). Реалистичность изображаемого поразила критиков, которые замечали:

«Картины настолько точно передаёт атмосферу повышенной влажности, что хочется раскрыть зонт».

Сами эскизы стали первым опытом масляной живописи, созданной непосредственно на открытом воздухе. Чтобы передать эффекты света и движения, Констэбль использовал технику ломаных мазков, которые он наносил на более светлые участки картины едва заметным касанием, создавая впечатление мерцающего света, обволакивающего весь пейзаж. Одна из самых выразительных и мощных по силе воздействия картин Констэбля – «Изучение морского пейзажа во время дождя» (1824), написанная в Брайтоне. С помощью отрывистых мазков тёмного цвета Констэблю удалось передать момент неистовства ливня над морем. Внимание художника также привлекали световые эффекты, возникающие при появлении радуги, что мы можем наблюдать в картинах «Собор в Солсбери, вид с лугов» (1831) и «Дом в Ист-Бергхоулте (1833).

СОБОР В СОЛСБЕРИ

Собор в Солсбери изображен в просвете между деревьями, осенняя листва которых написана легкими, почти прозрачными мазками. Коровы, пьющие из озерца на переднем плане, вносят в картину пасторальный оттенок. Слева мастер поместил прогуливающуюся пару — епископа Солсбери Фишера с женой, которые, стоя под сенью деревьев, рассматривают собор. Здание на фоне неба с летящими облаками выглядит особенно легким, наполненным солнцем и воздухом, а его вид в обрамлении деревьев еще больше притягивает взгляд.

В 1820-1830 гг. Констебл часто бывал в соборе Солсбери, делая эскиз за эскизом памятника XIII в., выбирая разные ракурсы и погодные условия. В 1822 г. епископ Фишер заказал художнику картину, но принял работу не слишком благосклонно из-за грозового неба. Констебл написал новую версию, и представленное здесь полотно является эскизом к ней. Колеблющийся серебристый свет, рассеянный в небе, ложится отблесками на окружающий пейзаж. Солнечные лучи освещают собор, создавая чудесную гармонию, в которой природа и рукотворное произведение человека кажутся единым целым.

Люди, изображенные на полотне слева, — епископ Джон Фишер с женой. Супруги помещены на том же месте, что и на полотне, не понравившемся Фишеру. В этой работе художник ненавязчиво сопоставляет природу и архитектуру, словно говоря: творение рук человеческих должно быть уравновешенным и выверенным во всех своих частях, только тогда оно будет эстетически привлекательным, а дерево, даже растрепанное, с сухими и обломанными ветками — все равно красиво.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В 1828 году Мария родила Констеблу седьмого ребенка и скончалась от туберкулеза. Художник очень тяжело переживал ее смерть, всю оставшуюся жизнь носил траур и самостоятельно заботился обо всех семерых детях.

Джон
Констебл

Биография и информация

Джон Констебл ( John Constable, 11 июня 1776 года, Восточный Бергхольт, Саффолк, Англия – 31 марта 1837 года, Лондон ) – крупный британский пейзажист эпохи романтизма. Знаменит изображениями английской глубинки, особенно – родной долины реки Стаур. Эта область ныне известна как Констебл-кантри (край Констебла).

Особенности творчества Джона Констебла . В тот период, когда ландшафт был доминирующим жанром в британском искусстве, Джон Констебл занимал уникальное место в плеяде пейзажистов. Обычно он выбирал не те места, которые были популярны у широкой публики или других художников, а изображал виды, с которыми чувствовал личную связь. Кроме того, он – единственный среди коллег, кто широко практиковал этюды маслом на пленэре.

В своих пейзажах, особенно позднего периода, Констебл на удивление точно передавал природные явления, например, мимолётные и яркие эффекты бурного неба. Его картины – это глубокая и длительная медитация на тему сельской жизни Британии в эпоху стремительных социально-экономических преобразований.

Мельник из провинции

«Я ассоциирую своё беззаботное детство со всем, что лежит на берегах Стаура; эти сцены сделали меня живописцем» , – признался Джон Констебл в письме Джону Фишеру, епископу Солсберийскому. Будущий художник вырос на ферме своего отца, мельника и торговца кукурузой, и с детства делал любительские зарисовки сельских видов в родном графстве Саффолк. «Журчание воды под мельничным колесом, ивы, старые сгнившие доски, покрытые слизью сваи, кирпичная кладка – как я люблю все это» , – писал он.

Впрочем, юноше изначально было уготовано заниматься не живописью, а мельничным делом. Хотя он и был вторым сыном у своих родителей, его старший брат оказался умственно неполноценным. А потому после короткого обучения в пансионе и окончания дневной школы молодой Джон был приставлен к семейному предприятию. Этим и объясняется его медленное творческое развитие: в Королевскую академию художеств самоучка из провинции поступил с неохотного одобрения отца уже в солидном возрасте – в 23 года. А управление отцовскими мельницами взял на себя его младший брат Аврам.

В то время наиболее подходящим предметом для студентов Академии считалась историческая живопись. Но Констебл с самого начала проявил особый интерес к ландшафту, а в период учёбы больше всего вдохновлялся работами Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи и Якоба ван Рёйсдала.

В 1802 году Джон Констебл отказался от должности преподавателя рисования в только что образованном военном колледже. Его наставник Бенджамин Уэст посчитал, это концом карьеры художника. Но тот объяснил свою решимость стать профессиональным пейзажистом: «В течение последних двух лет я искал правду из вторых рук. Я не старался представить природу с тем полётом мысли, с которым намеревался, но, скорее, попытался сделать своё исполнение похожим на других… Величайшим пороком современности является бравура, стремление создать нечто далёкое от истины» . В том же году молодой мастер впервые показал своё произведение в Королевской академии.

В первой половине десятилетия Констебл отдавал предпочтение акварели и графике, выполнив прекрасные работы в этих техниках (1, 2, 3). Но его обычные сюжеты – сцены повседневной жизни – были немодными в эпоху, которая романтизировала первозданную природу и живописные руины. А потому виды портов на юго-восточном побережье и Озёрного края (1, 2) остались без внимания публики на выставках в 1807-м и 1808 годах.

Сам же Констебл признался своему другу и биографу Чарльзу Лесли, что величие и отстранённость гор угнетают его дух. Тот позже написал: «Его натура была особенно социальной и не могла удовлетвориться пейзажем, каким бы грандиозным он ни был в человеческом представлении. Ему были необходимы деревни, церкви, фермерские дома и коттеджи» .

Чтобы свести концы с концами, Констебл взялся за портретную живопись, но нашёл её скучной, несмотря на то, что создавал прекрасные образы (1, 2, 3). От случая к случаю он писал картины и на религиозную тематику (1, 2, 3), но, как выразился один арт-критик, «его состоятельность как религиозного художника не стоит переоценивать» .

Во время очередного приезда в родной Восточный Бергхольт в 1809 году живописец влюбился в юную Марию Бикнелл, с которой познакомился девятью годами ранее. Однако дед девушки, местный пастор Дюран Радд, посчитал Констебла неподходящей партией для внучки. И даже пригрозил лишить её наследства, если она выйдет замуж за человека, стоящего ниже по социальной лестнице. Мария вынуждена была признать, что брак без гроша в кармане похоронит надежды Джона на художественную карьеру.

Влюблённые продолжали встречаться практически тайком следующие семь лет, пока сердце деда не смягчилось. Впрочем, он дал согласие на брак в основном потому, что Джон после смерти своих родителей унаследовал пятую часть их состояния.

Медовый месяц 40-летний Констебл и его 29-летняя жена провели на южном побережье. Там художник начал писать яркими цветами и смелыми мазками; тогда же в его творчестве начался заметный эмоциональный подъём.

В 1817 году, с рождением первого из своих семи детей, чета Констеблов поселилась в Лондоне. Для поддержки семьи художнику было необходимо профессиональное признание. И оно пришло двумя годами позже, когда он выставил в Королевской академии свой первый крупный холст – «Белую лошадь». С него началась серия масштабных картин – «шестифутовых», как называл их сам живописец (ширина каждой составляет 6 футов или более 1,8 метра).

Читайте также  Картина «сикстинская мадонна» рафаэля санти — описание и видеообзор

В 1821 году Констебл продемонстрировал свою «Телегу для сена» – ныне культовую для британцев. Однако тогда она была воспринята без энтузиазма: энергичные мазки художника критики посчитали небрежными. А вот француз Теодор Жерико, который в то время находился в Лондоне, по возвращении на родину расхвалил английского коллегу перед торговцем антиквариатом Джоном Арроусмитом. Тот купил сразу четыре картины Констебла, включая «Телегу», и не прогадал: на выставке в парижском Салоне 1824 года полотно завоевало золотую медаль. Мало того, Эжен Делакруа под впечатлением от «небрежного» мазка британца переписал фон своей «Резни на Хиосе».

При жизни Констебл продал всего 20 картин в Англии, а вот во Франции – свыше двадцати всего за несколько лет. Несмотря на это, он отказался от заграничного тура для продвижения своих работ. «Я лучше буду бедным человеком [в Англии], чем богатым – за границей» , – пояснил он.

В январе 1828 года – вскоре после рождения седьмого ребёнка – в возрасте 41-го года умерла Мария Констебл, уже долгое время страдавшая чахоткой. Безутешный художник писал: «Ежечасно ощущаю потерю своего ушедшего Ангела – Бог знает, как будут расти мои дети… Для меня лицо Мира полностью изменилось» . С тех пор, по свидетельству биографа Чарльза Лесли, он одевался только в чёрное и стал «жертвой меланхолии и тревожных мыслей». О детях же Констебл заботился до конца своих дней.

Ещё во время болезни Марии семья переехала в Хэмпстед – пригород Лондона. Там Констебл начал писать этюды неба, тщательно документируя хорошо узнаваемые метеорологические явления (1, 2, 3, 4). Эти наброски затем становились частью композиции полномасштабных холстов.

К 1824 году в его живописной манере появилась изобразительная фрагментация, с помощью которой художник стремился передать оптические эффекты. Наряду с использованием живых и ярких цветов это заставило многих ошибочно называть его предшественником импрессионизма.

Отчуждение и депрессия

В поздний период Констебл перестал писать определённые места – частично из-за того, что делал этюды в разных регионах: в Солсбери или на фешенебельном приморском курорте Брайтон, где Мария пыталась поправить здоровье. Но такое абстрагирование и отказ от изображения фермерского труда можно трактовать иначе. Экономическая депрессия после Наполеоновских войн привела сельское хозяйство в упадок. Вопреки этому консервативный Констебл решил воспевать отвлечённую «старую добрую Англию», не затронутую индустриальными и социальными изменениями.

Членом Королевской академии художеств живописец стал поздно – в 1829 году в возрасте 52-х лет – во многом из-за своего тяжёлого характера. Его письма 1830-х годов полны отчуждения и депрессии. Такие настроения, без сомнения, подпитывались критическими нападками, которые сыпались на него и Уильяма Тёрнера с середины 1820-х годов. Хотя эти мастера никогда не были близки и по-разному подходили к пейзажной живописи, оба выросли в традициях сэра Джошуа Рейнольдса. А это заслуживало пренебрежения в глазах нового поколения художников и критиков, которые формировали собственные ценности в быстро развивающемся промышленном обществе.

Тем не менее, Констебл продолжал работать. После смерти Марии осталось 20 тысяч фунтов, и он решил издать серию гравюр (меццо-тинто) на основе своих картин (1, 2, 3). Однако нерешительность и постоянные сомнения сослужили ему плохую службу. Работа над четырьмя десятками отпечатков затягивалась, один из них художник корректировал 13 раз. В результате, когда сборник под названием «Английский пейзаж» вышел в свет, он не заинтересовал необходимое количество подписчиков. Предприятие потерпело финансовый крах.

В 1836 году Джон Констебл представил в Королевской академии свою последнюю картину – «Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир» (кенотаф – символическая могила, не содержащая останков). Работа была посвящена «отцу британского искусства», которого почитал живописец. Это полотно стало одой уходящему традиционному миру, в котором сформировались личностные и художественные ценности Констебла.

Сам он скончался в ночь на 31 марта 1837 года, видимо, от несварения желудка, и был похоронен рядом с Марией на кладбище Святого Иоанна-на-Хэмпстеде. В том же семейном склепе позже упокоились и два их сына – Джон Чарльз и Чарльз Голдинг Констеблы. В 1888 году дочь живописца Изабель подарила работы отца британской нации.

Некоторые из ныне живущих потомков Джона Констебла продолжают дело своего знаменитого прародителя. Так, 47-летняя художница и скульптор Саша Констебл живёт и работает в Камбодже. В 2003 году она выставила свои работы вместе с картинами отца – Ричарда Голдинга Констебла.

Джон Констебл ещё при жизни завоевал репутацию уважаемого и значительного пейзажиста. Но в биографии, которую шесть лет спустя его смерти опубликовал Чарльз Лесли, он предстаёт ещё и как искренний и преданный делу художник, боровшийся с беззаконием и непониманием. На самом деле автор отредактировал его переписку, скрыв наименее привлекательные черты характера своего друга.

К началу XX века творчество Констебла было переоценено. В попытке найти британских предшественников импрессионизма, искусствоведы предали чрезмерное значение его эскизами маслом. В конце прошлого столетия эта область исследований была признана спорной на основании исторических фактов.

Также отдельные учёные пытаются трактовать пейзажи художника в контексте его эпохи и видят в них сложные произведения искусства, зачастую имеющие глубокий политический подтекст. Другие же предпочитают рассматривать их как квинтэссенцию подлинного английского стиля и образа жизни. Тот факт, что споры продолжаются, подтверждает жизнеспособность ландшафтов Джона Констебла.

Джон Констебл (1776-1837)

Сегодня Джон Констебл известен как один из величайших художников Англии, но при жизни он не имел большого успеха на родине. Революционный живописец, он пренебрегал иерархией жанров, которая помещала пейзажи ниже жанровой и исторической живописи. Он стремился к правдивому, а не идеализированному видению природы.

Констебл был одним из первых художников романтического движения, создававший пейзажи, написанные непосредственно с природы, а не идеализированные и драматические изображения, любимые другими художниками того периода, и, заняв эту позицию, он стал пионером натурализма в Великобритании. Искусное обращение со светом, нанесение краски и использование ярких, натуралистических цветов также выделяли его среди остальные.

Демонстрируя свои плотна на выставках в Париже, Констебль оказал влияние на крупных деятелей европейского искусства, включая Ричарда Паркса Бонингтона и Эжена Делакруа. Дневники Делакруа содержат отчет о технике Джона Констебла, особенно о его использовании «мерцающего света». Делакруа позже использовал идеи Констебла при создании неба на картине «Резня на Хиосе» (Лувр, 1824).

Наследие художника также очевидно в работе Барбизонской школы. Его новаторская техника «импасто» (густое наложение краски для усиления световых и фактурных эффектов) и его метод прямых наблюдений с природы были позже приняты известными художниками этой школы, такими как Жан-Франсуа Милле и Жан-Батист Камиль Коро, а затем импрессионистами.

Джон Констебль родился в Суффолке 11 июня 1776 года. В семье Энн и Голдинга Констебла. Сын мельника, он вырос в долине реки Стур, где позже были написаны многие из его величайших картин.

Своё образование художник начал в интернате Лавенхема, а позднее был переведён в дневную школу в Дедхэме. После окончания школы Джон работал на мельнице, но через некоторое время заботы о семейном бизнесе на себя взял младший брат Абрам. «То была дорога, совершенно отличная от той, о которой я мечтал», — напишет он позже в письме к другу. В юности Констебл много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды.

В 1794 году Джон знакомится с сэром Джорджем Бомонтом — известным коллекционером. Именно Бомонт горячо поддерживал Джона в стремлении быть художником и посоветовал юному художнику для начала копировать работы великих мастеров прошлого. Он показывает молодому человеку свою богатую коллекцию, в частности, акварели английского художника Томаса Гёртина (1775-1802), а также небольшую картину Клода Лоррена (1600-1682) «Пейзаж с Агарью и ангелом», (1646) которые вызывают у молодого Констебла настоящий восторг.

Клод Лоррен. «Пейзаж с Агарью и ангелом». Национальная галерея, Лондон. 1646

Констебл продолжал работать в семейном бизнесе до 1798 года, когда он, наконец, получил согласие отца переехать в Лондон, чтобы заниматься искусством. 3 февраля 1799 года двадцатидвухлетний Джон поступает в официальную школу живописи – Королевскую Академию, где изучает рисунок и знакомится с работами старых мастеров (Лоррена, Карраччи, Рёйсдала). Во время учебы Джон особенно вдохновлялся работами нескольких художников, а именно Т. Гейнсборо, К. Лоррена, Питера П. Рубенса и других. Благодаря финансовой поддержке отца Констебл получает прекрасные условия для учебы и жизни в Лондоне. По окончании обучения он отказался от должности учителя в школе Грейт-Марлоу, решив вместо этого стать профессиональным пейзажистом.

С 1802 года он выставляется на выставках Королевской Академии, но его работы остаются не замеченными как критикой, так и публикой. Джон совершал периодические поездки в течении нескольких лет. Например, в 1803 году он провел около месяца на борту судна «East Indiaman». Три года спустя он совершил двухмесячный тур по Озерному краю.

После этого, однако, он порвал с традицией живописных путешествий, предпочитая рисовать сцены, которые он знал и любил больше всего, особенно его родной Суффолк; Солсбери, где он останавливался со своим другом епископом Фишером и его семьей; Хэмпстед-Хит, устье Темзы.

В 1806 году Констебл открывает для себя пейзажи северо-западной Англии. Озера и заливные луга этого края производят на него неизгладимое впечатление и, конечно, находят отражение в его творчестве. В этот период он пробудет себя в акварели и часто обращается к творчеству Томаса Гёртина, признанного мастера в этой живописной технике. Кроме того, Констебл исследует возможности угля и карандаша, а также пишет маслом на кусочках холста маленького размера.

Нуждаясь в капитале, Джон начал писать портреты. Это была тяжелая работа, которую он ненавидел, но он создал много прелестных портретов, таких, как «Портрет Марии Бикнелл» и «Портрет матери».

Джон Констебл. Портрет Марии Бикнелл, жены художника. Галерея Тейт, Лондон. 1816

Джон Констебл. Энн Констебл («Портрет матери»). 76.5 х 64 см. Галерея Тейт, Лондон. 1801

В 1809 году Констебл сделал предложение Марии Бикнелл, которую он впервые встретил, когда ей было двенадцать лет. Ее дед, однако, запретил брак и пригрозил Марии лишением наследства. Супруги вели тайную переписку целых семь лет, прежде чем смогли пожениться после смерти отца художника в 1816 году. Хотя это не сделало Констебла богатым, это, наконец, обеспечило необходимую финансовую стабильность для брака. Пара обвенчалась в церкви Святого Мартина в Филдсе, провела медовый месяц с епископом Фишером и его женой в Осмингтоне, а затем отправилась в тур по южному побережью Англии. Именно наброски моря в Брайтоне и Веймуте в этой поездке побудили художника использовать более свободное письмо и экспериментировать с большей эмоциональной интенсивностью в своей работе, особенно при написании неба и моря. После медового месяца пара вернулась в Лондон, сначала поселившись в Блумсбери, а позже в Хэмпстеде. После рождения седьмого ребенка в январе 1828 года Мария заболела и умерла от туберкулеза в возрасте сорока одного года. Художник больше не женился и всю оставшуюся жизнь заботился только о своих детях. Констебль так и не оправился от этой тяжелой утраты.

Читайте также  Левицкий дмитрий григорьевич, биография и картины

Природа занимает важнейшее место в творческих исканиях Констебла, однако не является единственным их объектом на протяжении всей своей жизни художник тщательно изучает предметы и орудия труда, типичные для деревенской жизни, а позже перенести это на свои картины. Телеги, барки и прочие связанные с человеческой деятельностью элементы придают пейзажам художника особое очарование. Кроме того, художник часто размещает на фоне природы фигуры людей, причем изображает их всегда в движении: за работой в поле, во время погрузки или строительства, на рыбалке. Так, в этюде «Повозка и лошади» (1814) художник показывает мужчину, энергичного загружающего телегу.

Джон Констебл. «Повозка и лошади». 16.5 х 23.8 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон. 1814

Именно во Франции Джон впервые сделал себе имя как художник. В 1824 году выставленная на Парижском Салоне работа «Телега для сена» удостаивается восторженных отзывов критики. Французский король Карл X наградил художника золотой медалью Салона, а под влияние живописи Констебла попали французские художники-романтики, такие, как Делакруа и Коро. Хотя он был более успешным во Франции, чем в Англии, художник отказался пересечь Ла-Манш, чтобы продвигать свою работу, написав Фрэнсису Дарби, коллеге и другу, что он «предпочел бы быть бедным человеком в Англии, чем богатым человеком за границей».

«Залив Веймут с горой Джордан». Холст, масло. 53.3 х 74.9 см. Национальная галерея, Лондон. 1816

Констебл создает свои картины на основе набросков и эскизов, выполненных на пленэре и использованных затем в мастерской. Таким образом, пейзажи, написанные мастером — плод долгих подготовительных работ, задачей которых было передать световоздушную среду, а также правильно сгруппировать персонажей, занятых своими обычными делами. Кроме того, во время работы над картиной в мастерской он дополняет свои пейзажи деталями, которых на самом деле не было.

Эскиз к «Телеге для сена». 137 х 188 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон. 1820-1821

Письма констебля 1830-х годов пронизаны отчуждением и депрессией, несомненно, усиленными критическими нападками, которым он и его великий современник Дж. М. У. Тернер подвергались в периодических изданиях с середины 1820-х годов. Хотя они никогда не были близки и имели радикально разные подходы к пейзажной живописи, Констебл и Тернер оба придерживались традиций британского художника сэра Джошуа Рейнольдса.

В 1929 году Констебл становится членом Королевской Академии. В этом же году на выставке он представляет «Замок Хэдли» — картину, написанную сразу после смерти жены и поэтому наполненную атмосферой скорби и печали.

В 1830-х годах мастер достиг большей выразительности в своей работе. Он меньше стремился к тщательному натуралистическому изображению сцены и больше к непосредственной передаче света и атмосферы момента.

Чтобы передать эффекты света и движения, Констэбль использовал технику ломаных мазков, которые он наносил на более светлые участки картины едва заметным касанием, создавая впечатление мерцающего света, обволакивающего весь пейзаж. Одна из самых выразительных и мощных по силе воздействия картин Констебла — «Изучение морского пейзажа во время дождя» (1824), написанная в Брайтоне. С помощью отрывистых мазков тёмного цвета художнику удалось передать момент неистовства ливня над морем. Внимание художника также привлекали световые эффекты, возникающие при появлении радуги, что мы можем наблюдать в картинах «Вид на собор Солсбери с луга» (1831) и «Дом в Ист-Бергхоулте (1833).

Во время изучения различных состояний облаков, на обратной стороне этюда Констебл обычно оставлял небольшие записи, отмечая погодные условия, направление света, время дня, полагая, что именно небо является «ключевой составляющей» в пейзажной живописи, так как «оно создаёт определённое настроение и является источником различных чувств человека».

Констебль регулярно выставлялся в Британском институте с 1808 года, в Ливерпульской Академии в 1813-1814, годах в Бирмингемом обществе искусств с 1829 года и в Вустерском Институте в период с 1834 по 1836. Последние несколько лет своей жизни он читал публичные лекции по пейзажной живописи в Королевском институте, Хэмпстедском литературно-научном обществе и Вустерском Атенеуме.

Художник умер в ночь на 31 марта 1837 года, очевидно, от несварения желудка, и был похоронен вместе с Марией на кладбище Сент-Джон-Ат-Хэмпстед в Лондоне.

Джон Констебл. «Белая лошадь». Холст, масло. 131.4 х 188.3 см. Собрание Фрик, Нью-Йорк. 1819

Джон Констебл. «Телега для сена». 1.3 м х 1.85 м. Национальная галерея, Лондон. 1821

Джон Констебл. «Вид на собор в Солсбери из епископского сада». Холст, масло. 87.6 х 111.8 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон. 1823

Джон Констебл. «Хэмпстед-Хит с радугой». Холст, масло
50.8 х 76.2 см. Тейт Британия, Лондон. 1836

этоинтересно, Фомирякова Анна, живопись, Джон Констебл.

Джон Констебл: биография, творчество, лучшие картины художника

Джон Констебл (John Constable; родился 11 июня 1776 года — умер 31 марта 1837 года) был представителем романтического направления живописи конца XVIII — начала XIX века. Картины Джона Констебля изображают природу, бытовые сценки, погодные явления. Среди известных образцов его творчества — пейзажи Саффолка и окрестностей — родных мест живописца.

Джон Констебл не добился финансового успеха на родине. Диким пейзажам и руинам, популярным в то время, он предпочитал виды мельниц, мирных полей и крестьянских повозок. Прохладно принятый английскими критиками, он получил высокие оценки французских живописцев.

Биография Джона Констебля

Джон Констебл родился летним днем, 11 июня 1776 года, в семье богатого мельника. Судьба не предназначала ему путь в искусство. Слабое здоровье старшего сына заставило отца возложить ответственность за бизнес на младшего — Джона. Он получал образование в хорошей школе, закончив обучение, работал на отцовской мельнице до тех пор, пока дядя не взял семейный бизнес в свои руки.

Первые юношеские этюды родились во время путешествий по окрестностям. Но больше всего на будущего живописца повлиял «Пейзаж с Агарью и Ангелом» Клода Лоррена (Claude Lorrain), увиденный в коллекции Джорджа Бомона (George Beaumont).

На рубеже веков Джон Констебл стал просить отца отпустить его в столицу для поступления в художественную Академию. Возражений не последовало, старший Констебл даже снабдил сына деньгами, чтобы тот смог обустроить жизнь в Лондоне.

Джон Констебл признавался, что в начале своей творческой деятельности довольно часто подражал другим мастерам. Чтобы найти свою стезю, он посетил юго-восточные порты, побывал в Озёрном крае, делал много набросков. Ему хотелось изображать не руины, а простые сельские виды. Двигаясь против моды своего времени, он зарабатывал мало. Ради денег художник пытался писать портреты, но и они не принесли ему богатства и славы.

В 1811 году Джон Констебл начал ухаживать за Марией Бикнелл (Maria Bicknell), но суровый дед Марии, местный пастор, воспротивился браку из-за бедности художника. Лишь через несколько лет, когда родители Джона умерли, оставив ему треть всего состояния, пастор смягчился. В 1816 году влюблённые поженились.

Зарабатывать своим творчеством Джону Констеблю долгое время не удавалось. Он оставался создателем сельских сцен. Но именно они принесли успех: в 1821 году его «Телега для сена» заинтересовала французского живописца Теодора Жерико (Theodore Gericault). Тот пригласил пейзажиста во Францию. На парижском Салоне 1824 года «Телега для сена» получила золотую медаль.

Заграница приняла его тепло. Знаменитый французский художник Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) оценил его цветопередачу и переписал фон «Резни на Хиосе». Но, несмотря на успех, Джон Констебл отказался путешествовать ради продажи своих работ. Он предпочёл бедность дома богатству на чужбине.

Счастливый брак Джона Констебля продолжался до 1828 года. Жена умерла после рождения седьмого ребёнка. Художник остался безутешен, больше он так и не женился, а остаток жизни провёл в трауре. Это не помешало ему истратить двадцать тысяч фунтов из наследства супруги на изготовление эстампов. Денег на этом заработать не удалось.

В возрасте пятидесяти пяти лет, в 1831 году, Джон Констебл стал инспектором Академии художеств. Ещё через шесть лет, 31 марта 1837 года, он умер. Похоронен живописец в одной могиле с любимой супругой.

Самые известные картины Джона Констебля

Картины Джона Констебля подчиняются правилам, которые он сформулировал: первое — на одном воображении не создашь шедевр, второе — великие художники никогда не выходили из самоучек.

Самые известные работы живописца:

  • «Автопортрет» (1806) — единственное произведение, не вызывающее споров об авторстве, написано при помощи зеркал.
  • «Белая лошадь» (1819) — предваряет серию масштабных работ автора. Ширина картины больше 1,8 метра.
  • «Вид на собор в Солсбери из епископского сада» (1823) — изображению средневекового собора предшествовало много набросков, наблюдений, исследований местности. Сейчас — это одна из любимых англичанами картин.
  • «Замок Хэдли. Устье Темзы — утро после штормовой ночи» (1829) — изображает бурное состояние природы. Автор много изучал атмосферу, даже делал заметки на обратной стороне эскизов, записывая время дня, направленность солнечных лучей.
  • «Стоунхендж» (1835) — одна из последних работ. Считается, что мистические руины и оптические явления (двойная радуга) появились в его работах после смерти жены.

Джон Констебл внёс значительный вклад в развитие английской пейзажной живописи. Местность, которую мастер чаще всего изображал в своих произведениях, названа в его честь «Краем Констэбля» (Constable Country).

Познакомиться с другими представителями романтического направления можно на сайте VeryImportantLot. Любители искусства имеют возможность посетить аукционы и купить картины известных мастеров прежних веков, а также приобрести в коллекцию работы современных художников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: