Диего веласкес — картины и биография - JEKATERINBURG.RU

Диего веласкес — картины и биография

Диего Веласкес — картины и биография

  • Год рождения: 1599
  • Дата смерти: 6 августа 1660
  • Страна: Испания
  • Работы художника находятся:
    Музей Прадо
    Эрмитаж
    Лувр
    Дрезденская галерея
    Галерея Дориа-Памфили, Рим

Биография:

Великий испанский художник Диего де Сильва-и-Веласкес родился в 1599 году в Севилье. Его творчество пришлось на период, который сейчас в искусствоведении известен как «золотой век испанской живописи».

Родители его матери были родом из Португалии. Всего в семье было 8 детей, старшим из которых был Диего. Став взрослыми, Диего и его брат Хуан взяли материнскую фамилию, так как этот обычай был очень популярен у художников тогдашней провинции Андалусия.

Маленький Диего был отдан на обучение в мастерскую Франсиско Эрреры в возрасте 10 лет, так как он очень рано продемонстрировал свой талант. Но учеба его здесь была недолгой — у мастера был отвратительный характер, а мальчик не хотел с ним мириться. Вскоре отец Диего отдает его на обучение другому художнику — Франсиско Пачеко. Время обучения составляло шесть лет. Сам Пачеко был весьма неординарным человеком — при том, что он занимал пост цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции, он был неплохим рисовальщиком, придерживавшимся школы Рафаэля и Микеланджело.

В школе Пачеко будущий мастер выучил основы своего ремесла и познакомился с такими же талантливыми, как и он, молодыми людьми — будущим скульптором и художником Алонсо Кано и еще одним титаном испанской живописи — Франсиско де Сурбараном.

Диего быстро стал не только учеником, но и членом семьи Пачеко, так как женился на его дочери. В браке родились две дочери, одна из которых, Игнасия, умерла еще крошкой.

После сдачи экзамена на звание мастера при протекции своего тестя, Веласкес стал членом гильдии живописцев Севильи. Ранний период творчества Веласкеса в основном представлен работами в стиле, который называется бодегонес, то есть изображения обычной жизни и посетителей испанских питейных заведений под названием бодега. Уже эти работы говорят о великом живописном даре молодого художника, а его полотна неоднократно копировались и тиражировались как образцы высокого искусства. Особенно известной картиной этого периода является «Водонос» с необыкновенно точным и эффектным изображением воды в каплях.

В этот период на картинах мастера можно заметить сильное влияние полотен Караваджо с характерным очень темным, почти черным фоном и выступающими из него освещенными частями картины.

Карьерному продвижению Веласкеса способствовали его родственники и знакомые, родом из Севильи. Первая попытка сделать его придворным художником не удалась, но всего пару месяцев спустя они все-таки им стал из-за смерти предыдущего придворного живописца. На пути к новому месту назначения Веласкес написал портрет капеллана Луиса де Гонгора-и-Агорте, благодаря которому стремительно став популярным как портретист среди мадридской знати и богачей.

Умный, молодой король Филипп IV высоко оценил художественный талан Веласкеса. Он принял его на должность, но ему предписывалось работать исключительно для высокопоставленной знати. К тому же головокружительный взлет Веласкеса заставлял других претендентов постоянно строить против него козни.

В 1629 году Веласкес сумел совершить поездку в Италию, где познакомился со множеством знаменитых произведений искусства. Это существенно повлияло на качество его живописи. Ее стиль стал свободнее, естественнее, избавился от чрезмерной черноты и контрастности.

Зрелый период творчества художника характеризуется исполнением многочисленных работ для короля и придворных, призванных украшать покои и дворцы знати. Наиболее известным полотном является «Сдача Бреды» — многофигурная, сложная композиция на историческую тематику.

В 1648 году Веласкесу довелось вторично посетить Италию. Он прибыл туда не только как известный художник, но и как тайный дипломат, посланный к папе римскому. Он выполнил портрет понтифика, потрясший Рим и всю Италию своим реализмом и талантливым изображением.

Еще одна картина этого периода — «Венера перед зеркалом» — совершенно необычна как для самого Веласкеса, так и для испанской живописи в частности. Она полна чувственности и неги, имеет выраженный эротический подтекст, что совершенно противоречит несколько чопорной и сдержанной испанской «католической» живописи.

В 1651 году художник вернулся в Испанию. В этот период его жизни были созданы всемирно известные «Менины» и «Пряхи».

Как представитель двора Веласкес принимал непосредственное участие в организации брака дочери испанского короля и короля Франции Людовика XIV.

Скончался художник на 62 году жизни, был похоронен рядом с женой в Мадриде. Могилы не сохранились, но великие творения мастера пережили столетия.

Диего Веласкес: жизнь и творчество художника

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.

Содержание

Биография Диего Веласкеса

Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, но зафиксирован день крестин — 6 июня (а в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения).

Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.

У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.

Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».

По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес.

В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной — достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась.

Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение.

Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались. Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.

Творчество Веласкеса

Смелый, испанский живописец, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью. Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией. Но сильнее всего его манила живопись…

Творчество Диего Веласкеса — вершина испанского искусства эпохи расцвета. Он сумел показать сложность и противоречивость натуры человека, его многогранность внешнего и внутреннего облика, он создал образы, проникнутые огромной жизненной силой.

Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников.

Еще будучи юношей Диего Веласкес написал в 1617 г. картину «Завтрак» и в 1620 г. картины «Продавец воды», «Старая кухарка», эти картины написаны еще в темной манере, с резкими контурами света и тени, художник обратился к жанровой живописи, с любовью изображая простых людей, исполненных спокойного достоинства.

Когда Веласкесу исполнилось 23 года он стал придворным живописцем короля Филиппа IV, с того времени художник был навсегда привязан к королевскому двору, но ему удалось сохранить творческую свободу.

В мифологической картине «Вакх» (вакх — древнегреческий бог вина), которая была написана в 1628 — 1629 г. и хранится в мадридском музее Прадо, Веласкес изобразил гулянье крестьян под открытым небом. В этой картине еще остались некоторые детали от ранней темной манеры художника.

В исторической картине «Сдача Бреды», Веласкес запечатлил победу, которую одержали над голландцами испанские войска. Т

Веласкес будучи придворным художником постоянно писал портреты короля, королевы, принцев и принцесс. Но Веласкес не хотел изменять своему реалистическому искусству, он умел в каждом человеке, кем бы он ни был, найти основные черты характера и передать их ярко и красиво. Так, например, в портрете, написанном в 1644 г., короля Филиппа IV, одетого в роскошную красновато-розовую одежду, Веласкес изобразил безвольным, вялым, болезненным человеком. Графа Оливареса — суровым всесильным министром.

Веласкес писал портреты не только знати, но и придворных шутов, которые были призваны забавлять королевский двор. Он сумел подчеркнуть характеры этих шутов: скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, трагическую напряженность калеки Моро. Портреты всех этих шутов были написаны художником в 1640 — х г. и хранятся они в музее Прадо.

«Портрет папы Иннокентия X», написанный в 1650 г. в Риме, считается вершиной мастерства портретного искусства Веласкеса. В этом портрете он сумел правдиво и ярко изобразить характер, показав за внешней грубостью папы — жестокость, злобу, железную волю и упрямость. С большим мастерством Веласкес передал все оттенки багрового лица папы, блеск малинового шелка одежды, пены белых кружев. Еще никто и никогда из художников не осмеливался так правдиво показать характер главы католической церкви.

В последние годы своей жизни Веласкес написал две знаменитые картины — «Менины» в 1656 г и «Пряхи» в 1657 г.

1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.

Читайте также  Творчество художника паоло веронезе, картины и биография

Известные картины художника

Религиозные, исторические и мифологические сюжеты

«Поклонение волхвов» (1619, Прадо, Мадрид)..
«Христос в доме Марфы и Марии» (1620, Национальная галерея, Лондон).
«Изгнание мавров» (1627, Прадо, Мадрид).
«Триумф Вакха, или Пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид).
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид).
«Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову» (1630, монастырь Сан — Лоренсо, Эскориал)
«Распятый Христос» (1632, Прадо, Мадрид).
«Сдача Бреды (Лес Копий)» (1634—1635, Прадо, Мадрид).
«Бог войны Марс» (около 1640, Прадо, Мадрид)


«Эзоп» (около 1640, Прадо, Мадрид)
«Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид)
«Меркурий и Аргус» (около 1659, Прадо, Мадрид)

Портреты

«Портрет молодого испанца» (1630—1631, Старая Пинакотека, Мюнхен)
«Портрет графа Оливареса» (ок.1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург).


«Конный портрет короля Филиппа IV» (1635, Прадо, Мадрид).
«Автопортрет» (1640, Музей изящных искусств, Валенсия)
«Дама с веером» (1640—1642, Собрание Уоллеса, Лондон)
«Портрет Филиппа IV в военном костюме, называемый Ла Фрага» (1644, Нью-Йорк, Галерея Фрик)
«Портрет Филиппа IV» (1656, Прадо, Мадрид).
(Всего было написано около полутора десятков портретов короля в течение 37 лет).
«Портрет папы Иннокентия X» (1650, Рим).
«Портрет инфанты Марии Терезы» (1651, собрание Леман, Нью-Йорк).
«Портрет инфанты Маргариты» (1660, Прадо, Мадрид).
«Менины (Фрейлины)» (1657, Прадо, Мадрид).

Диего
Веласкес

Диего Веласкес (полное имя — Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес, исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez ; 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский живописец, придворный художник и близкий друг короля Филиппа IV.

Особенности творчества художника Диего Веласкеса: использование приемов живописи барокко (яркие контрастные цвета, резкие светотени, выразительные позы); точность (в том числе психологическая), реалистичность и естественность портретов; в произведениях художника находили источник вдохновения представители романтизма, импрессионизма, а также такие живописцы-новаторы, как Пикассо и Дали.

В наши дни говорят: «Филипп IV? Габсбург? Это же тот самый, которого писал Веласкес! Ну, помните – долговязый, рыжий и с выпяченной нижней губой. » Но век семнадцатый выстраивал ассоциативную цепочку строго наоборот: «Веласкес? Ах, это же постельничий и главный интендант короля. Ну, тот, который еще пишет его портреты с чадами и домочадцами для Алькасара и Буэн Ретиро!»

Кто прав? И те, и другие! Не будь Веласкеса, к ХХI столетию Филиппа IV помнили бы историки да пиринейские патриоты, ностальгирующие по временам, когда Испания владела половиной мира. Но верно и обратное: не приведи фортуна Веласкеса ко двору Филиппа IV, продвинутой испанской версии «короля-солнце», правившего 44 года и 170 дней именно в эту блестящую эпоху, – так и Веласкес, возможно, остался бы лишь автором бытовых и религиозных сцен. Талантливым, но одним из многих.

Однако случилось то, что случилось: эти двое встретились в Мадриде. Так политический «золотой век» стал «золотым веком» испанской живописи. И второй оказался долговечнее первого.

Севилья

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez ) появился на свет в городе богатом и славном, но не Мадриде, а столице Андалусии Севилье. Происходил из небогатой еврейской семьи переселенцев из Португалии. Его отца звали Хуан Родригес де Сильва, а мать – Херонима Веласкес. Официально Диего имел двойную фамилию, но в истории искусства остался под родовым именем матери.
Первое, что начал писать Веласкес, – бодегоны. Бытовые сценки, которые разворачиваются в таверне или харчевне, в погребке или на кухне. Здесь весело распивают вино. Спорят. Побренькивают на гитаре. И снова сближают кружки. Здесь старая кухарка жарит яичницу, а молодая толчет в ступке специи и чеснок. Кто-то однажды заметил: в бодегонах для Веласкеса натюрморты важнее портретов. Люди у него – прекрасные, но как будто застывшие. А вот вещи, все эти глиняные кувшины, обливные чашки, латунные ступки, селёдки и луковицы – точно живые.

В то время влияние Караваджо распространялось по Европе, как лесной пожар: оно было столь же стремительным и так же оставляло после себя зрелище, в котором преобладали черный и коричневый, а ярких красок не оставалось совсем. Испания оказалась в «зоне поражения». Творчество Веласкеса севильского периода находится под безусловным воздействием Караваджо – и по мрачности колорита с резкими контрастами света и тени, и по склонности выбирать для изображения сцены не просто будничные, а и подчеркнуто приземлённые. Шокирующие грубостью и простотой.

Не все готовы были принять такое искусство. Веласкеса упрекали за недостаточно возвышенный строй мыслей. Он возражал: «Предпочитаю быть первым в грубом жанре, чем вторым в изящном» . Его убеждённость в собственной правоте подкупала.

Франсиско Пачеко, учитель Веласкеса, после 6-ти лет учебы составил своему выпускнику характеристику: «Благовоспитанный, образованный и элегантный, он обладает множеством моральных достоинств, сильным характером и оригинальным способом мышления» . Этот панегирик, похоже, больше всего загипнотизировал самого почтенного Пачеко, потому что следом он сосватал за 19-летнего Веласкеса свою дочку Хуану Миранду, которой не минуло и 16-ти.

Через год в семье Диего Веласкеса родилась дочь Франсиска. Еще через два – Игнасия, которая не проживет и трёх лет. А вот Франсиска лет 20 спустя отзеркалит судьбу своей матери: её мужем станет ученик Веласкеса – художник Хуан Батиста дель Масо.

В том же 1618 году, когда Диего и Хуана Миранда обвенчались, интеллектуала и добряка Пачеко позвали в Мадрид, цензурировать живопись от имени Священной Инквизиции. А он, конечно же, постарался перевезти в столицу и своего перспективного зятя. Это оказалось непросто и удалось лишь к 1623 году, когда в дело пошли старые связи: Пачеко встретился при дворе со своим земляком и другом юности, который теперь являлся вторым человеком в государстве после короля – графом Оливаресом.

Фаворит и первый министр Филиппа IV, Гаспар де Гусман Оливарес слыл выдающимся реформатором. Он, например, почти истребил проституцию и коррупцию. Он же «сосватал» Веласкеса во дворец.

Мадрид

В Мадриде Веласкес начинает сразу с портретов «топов»: он пишет королевского капеллана Хуана де Фонсеку, знаменитого поэта Луиса де Гонгору и своего патрона Оливареса. Пишет настолько здорово, что это впечатляет короля. Первый же «пробный» портрет Филиппа IV (не сохранившийся) приносит Веласкесу звание pintor de camera – придворного художника, наделённого единоличным и исключительным правом писать монарха (1, 2, 3). Без промедлений, забрав жену и дочек, Веласкес перебирается жить во дворец.

Здесь тянет пофилософствовать: что это было? Как смог 24-летний художник без видимых усилий и напряжения, вот так вот запросто, с первой попытки стать личным художником короля? Филипп IV был человеком утонченным и образованным, он был восприимчив к искусству, а Веласкес – почти сверхъестественно талантлив. Всё это так. Но даже это не выглядит достаточной причиной.

Мастерская Веласкеса располагалась прямо в королевских апартаментах. Ключи от неё имелись у двух людей – художника и короля. Внутри стояло особое королевское кресло. Монарх, управлявший половиной мира, по нескольку часов безропотно стоял «по стойке смирно», когда художнику хотелось запечатлеть какую-то особо торжественную позу. В отсутствие Веласкеса Филипп отпирал своим ключом мастерскую, усаживался в кресло, смотрел на незавершённые портреты и погружался в приятную задумчивость. Похоже, он нашёл себе друга. Того, кому можно доверять без остатка и кто превратит твои слабые стороны – в силу.

Испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет заметит, что всё наследие Веласкеса, за не особо многочисленными исключениями, – это портреты самого короля и его ближайшего окружения: его жён (Филипп был дважды женат) и детей, министров и фрейлин, шутов и карликов, лошадей и собак.

Веласкес недолго оставался придворным художником. Ведь что такое художник? Да просто ремесленник! Но очень скоро Филипп даровал ему более высокие должности. Сначала камергера, потом – ответственного за все работы в королевских покоях, еще позже – главного интенданта, высшей ступени в придворной иерархии. Под конец жизни Веласкес получит еще и чин обер-гофмаршала. Пожалуй, более головокружительной придворной карьеры из художников за всю историю не сделал никто.

Италия – и снова Мадрид

В конце 1620-х годов в Мадрид из Антверпена приезжает Рубенс – главная величина в художественном мире своего времени. Он собирается писать испанских королевских особ, но всё же главная его миссия – дипломатическая. Ему представляют молодого Веласкеса, и Рубенс склоняет его к мысли, что для расширения собственного кругозора и пополнения королевской коллекции необходимо ехать в Италию.

В 1629-м году в сопровождении испанского главнокомандующего королевский камергер Веласкес посещает Геную и Милан, Венецию и Рим. Конечно, итальянцы видят в нём не художника, а чиновника. Посланник Тосканы науськивает своих подчинённых: «С испанцем нельзя быть ни слишком любезным, ни непочтительным: и то, и другое оскорбительно для него» . Атмосфера подозрительности и взаимного недоверия преследует Веласкеса по всей Италии, кое-где его даже принимают за испанского шпиона.

Из-за всего этого первое итальянское путешествие Веласкеса сложно назвать приятным. Единственная удача – знакомство с работами титанов Ренессанса. Из всех Веласкес отдаёт предпочтение Тициану. Тициановские изображения Карла V он берёт себе за образец монархического портрета . После Италии значительно меняется его колорит: Веласкес отходит, наконец, от традиционного андалузского тенебросо и на его картинах чуть ли не впервые появляются светлые и звучные цвета: ослепительный желтый, ярко-голубой. «Я рекрут армии Тициана» , – скажет о себе Веласкес.

Возвратившись в Мадрид, Веласкес с волнением и радостью узнает, что за период его отсутствия Филипп IV не позволял писать себя никому другому. С удвоенным энтузиазмом Веласкес берётся за дело. Тем более, у короля родился долгожданный наследник – Балтазар Карлос, будущий любимчик Веласкеса, и значит, не пройдёт и десяти лет, как по всем европейским столицам нужно будет разослать его портреты, с прицелом на перспективные династические союзы.

Первая жена Филиппа Изабелла Бурбонская терпеть не может Веласкеса – ведь он ставленник ненавистного ей Оливареса, фактически узурпировавшего в стране политическую власть, поэтому Изабеллу Веласкес почти и не пишет. Зато очень много пишет своего друга – короля. Только Веласкес может сделать это изуродованное имбридингом (многократными близкородственными связями) лицо с шишковатым лбом, глубоко посаженными глазами и родовой отметиной всех Габсбургов – выдающейся нижней губой – благородным и утонченно-прекрасным. Исследователи подсчитали, что из почти 40 портретов монарха все, за исключением трёх или четырёх, написаны в трёхчетвертном развороте, – максимально выгодном для «сложного лица» короля.

Второе путешествие в Италию

В 1649 году Веласкес снова едет в Италию, чтобы привезти для королевского дворца работы Веронезе и Тинторетто. Ему почти 50, из них, как минумум, 20 лет он – первый художник у себя на родине. Но Италии, мнящей себя колыбелью искусства, да и всей цивилизации, на это плевать: Веласкес здесь мало кому известен. И тут в нём неожиданно взыграли амбиции, почти атрофировавшиеся за долгие годы испанского «премьерства». Всего за неделю Веласкес пишет портрет сопровождавшего его слуги – Хуана де Парехи – и отправляет модель вместе с портретом кочевать по резиденциям знатных римлян. Такое креативное «промо» не остаётся без внимания: итальянцы заносчивы, но великое искусство (пусть даже и испанское!) всегда найдёт отклик в их чувствительном сердце.

Читайте также  Описание картины «царевна-лягушка», васнецов, видеообзор

Слава Веласкеса докатывается до Рима. Его приглашают писать самого Папу. Портрет Иннокентия Х с его алой пелериной и легендарно тяжелым взглядом станет одной из самых знаменитых работ испанского мастера.
Меж тем, обеспокоенный длительным отсутствием любимого художника, Филипп IV шлёт в Италию одну депешу за другой: где же его Веласкес, что же он медлит? И Веласкес, оставив наметившуюся перспективу покорить Рим окончательно и бесповоротно, возвращается в Мадрид. Сравнительно недавно нашлись документы, пролившие свет на причину его задержки: любовная связь. Уже после отъезда Веласкеса на родину в Италии у него родится сын Антонио. Единственная явно эротическая картина Веласкеса «Венера перед зеркалом» тоже написана в Риме: в Испании таких вольностей попросту не допустила бы инквизиция.

Эпилог

Вся жизнь и творчество Веласкеса были теснейшим образом связаны с испанском монархической семьёй. Не только Филипп IV, но и его старшие дети Бальтазар Карлос и Мария Тересия (будущая королева Франции), его вторая жена Марианна Австрийская и их дети Маргарита и Филипп Просперо – все считали художника за своего. Он был их хронографом, летописцем их семейной и государственной истории, и он же был распорядителем многих важнейших дел – совершенно незаменимым человеком. Так что Веласкес имел основание (хотя, конечно, дерзость этого была беспрецедентной) в «Менинах» вписать в семейных круг королевских особ и собственную персону.

Здоровье 61-летнего художника подорвала подготовка к грандиозному династическому браку: дочь Филиппа IV обручалась с королём Франции Людовиком XIV. От испанской стороны всем сложнейшим процессом подготовки руководил главный королевский интендант и обер-гофмаршал Веласкес. Внезапно он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был возвратиться в Мадрид. Смертельное переутомление выглядело не слишком убедительным объяснением болезни. 6 августа 1660 года после недельной агонии Веласкеса не стало. Он умер в присутствии короля. Филипп IV не смог допустить, чтобы его фаворит отправился в вечность без королевского и дружеского благословения.

Диего Веласкес — испанский гений эпохи барокко

Диего Веласкес – один из величайших художников Испании, выдающийся творец эпохи барокко. Еще в далеком XVII веке картины мастера были оценены по достоинству, и только ему было дозволено писать портреты короля. Веласкес — художник, разделивший историю испанской живописи на «до» и «после», крикнувший так громко, что эхо его идей перекатывалось по миру еще не одно столетие.

  • Детство
  • Творческий путь
  • Стиль
  • Влияние на мир искусства
  • Личная жизнь
  • Смерть
  • Интересные факты

Детство

6 июня 1599 года в Севилье был крещен мальчик по имени Диего де Сильва Веласкес. Он родился в небогатой семье мелкого чиновника, Хуана Родригеса де Сильва.

Показать таблицу

Историческая справка
Годы жизни 6 июня 1599 — 6 августа 1660
Страна Испания
Жанр Портреты, бодегонес (ранние работы)
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, история, мифология, религия

Способности в живописи обнаружились у мальчика очень рано, в возрасте 10 лет он был отдан на обучение в мастерскую Франсиско Эрреры. Однако, пробыл там юноша недолго – не смог выдержать скверного характера учителя. И в 1611 году его отец заключил договор об обучении с известным художником того времени — Франсиско Пачеко.

Образование дало мальчику необходимые навыки, развило вкус и эстетическое чувство. Спустя 6 лет обучения Диего стал членом гильдии художников. 18-тилетний живописец получил право свободно творить и преподавать, что было невероятной редкостью в то время. Все благодаря учителю, Франсиско Пачеко, который замолвил словечко за юного Веласкеса. И у него появилась замечательная возможность показать себя.

Творческий путь

Первые самостоятельные работы автора написаны в жанре бодегонес (бытовые сцены в трактирах). Он хотел рисовать Испанию настоящей, живой. Интерес к простым людям сопровождал творца всю его жизнь.

Водонос из Севильи

Самая известная из ранних картин Диего Веласкеса – «Водонос из Севильи». Казалось бы, простой портрет торговца. Однако, уже здесь появляется главная особенность его творчества – аллегоричность. В картине «Водонос из Севильи» живописец рисует своего учителя Пачеко, слева от него подмастерье, а в центр помещает себя. Эта картина — олицетворение трех возрастов, трех поколений.

Поражает виртуозность художника – Веласкесу едва исполнилось 20, а его манера письма невероятно реалистична, безупречна.

В 1623 году живописец отправляется со своим учителем в Мадрид. И чудо! Почти сразу ему заказывают портрет взошедшего на престол Филиппа IV.

Молодой король, изучавший некогда живопись, понимает, что перед ним невероятно талантливый художник. И спустя несколько месяцев Диего де Сильва Веласкес назначен придворным художником, он переезжает вместе с семьей в Мадрид.

Филипп IV и живописец становятся настоящими друзьями. Художник стремительно продвигается по карьерной лестнице. А от его мастерской, находившейся во дворце, ключ был лишь у двух людей: у самого портретиста и у короля.

Кузница Вулкана

Основная работа живописца заключалась в рисовании портретов королевской семьи. Но, помимо этого, он должен был писать картины для украшения дворца, что давало ему невероятную свободу в выборе тем; другие придворные художники не могли этим похвастаться. И все же Веласкес в основном рисовал портреты. Когда его натурщиком была не царская особа и не знатный дворянин, художник рисовал простых людей: карликов и уродов, шутов и крестьян.

В 1629 году Диего по совету Рубенса отправляется в Италию учиться. Первую поездку на родину Возрождения нельзя назвать приятной. Все знали о его близости с испанским королем и относились подозрительно, порой даже обвиняя в шпионаже.

Одеяние Иосифа

Но путешествие по Италии принесло свои плоды. Познакомившись с огромным количеством произведений разных художников, Веласкес отдал предпочтение Тициану, что сильно повлияло на характер его живописи. Меняются и сюжеты картин – все чаще мастер прикасается к мифологии («Кузница Вулкана», «Одеяние Иосифа»). А находясь под Римом, художник начинает писать пейзажи на пленэрах, что было совершенно непопулярно в то время.

Вернувшись в Мадрид, мастер снова обращается к изображениям людей. Рисует конные портреты Филиппа IV, его жену, детей. 1630-е стали самыми плодородными в жизни творца. Создаются картины библейского жанра, батальные сцены.

Менины

В 1649 году настает черед новой поездки в Италию. В это раз Диего Веласкес отправляется туда в составе дипломатической миссии. Но тут в нем заиграли амбиции – он решает покорить Италию своим талантом. И случается невероятное – Папа Римский Иннокентий X заказывает Веласкесу портрет. Работа приводит в восторг весь Рим, виртуоза награждают папской медалью.

Пряхи

Спустя два года живописец возвращается в Мадрид. В последние 10 лет жизни он пишет множество работ, среди них его самые известные картины: «Менины» и «Пряхи». Не бросает он и портретную живопись — вновь и вновь заставляет позировать членов королевской семьи, для которых за годы дружбы он стал родным.

Стиль

Техника Диего Веласкеса с годами изменялась, совершенствовалась. Начинал он с привычного для Испании тенебризма — традиционной техники последователей Караваджо. Хорошим примером послужат произведения «Старуха, жарящая яйца», «Водонос из Севильи», «Непорочное зачатие» и ранние портреты.

Диего Веласкес

Биография

Диего Веласкес – художник-индивидуалист испанской эпохи барокко, придворный живописец Филиппа IV, воссоздававший исторические сцены, писавший портреты монархов, известных персон и простолюдинов. Его работы стали образцом для импрессионистов и художников-реалистов и были воссозданы в творчестве Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Полотна Веласкеса хранятся в собраниях крупнейших музеев мира, в 1999 и 2014 годах на экраны вышли документальные фильмы, посвященные мастерству признанного гения.

Детство и юность

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился в Севилье в семье Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, которые крестили сына в местной церкви Святого Петра 6 июня 1599 года, через несколько дней или недель после появления на свет.

Портрет Диего Веласкеса

В детстве мальчик получил хорошую подготовку в области языков и философии, параллельно увлекаясь изящными искусствами. Учиться рисованию Диего начал в студии Франсиско де Эрреры, прогрессивного художника, игнорировавшего влияние итальянской школы.

Когда Веласкесу исполнилось 12 лет, он перешел под начало Франсиско Пачеко. Учитель поверил в талант начинающего мастера и вывел его в свет. В 17-летнем возрасте Диего стал самостоятельным художником, присоединился к корпорации живописцев Севильи, мечтая о карьере при дворе короля.

Живопись

В начале творческой биографии Веласкес прославился изображением бытовых сцен из жизни простолюдинов. «Старуха, жарящая яйца», «Двое юношей у стола», «Завтрак» были написаны в жанре bodegones, что в переводе с испанского означало «харчевня, трактир».

Картина Диего Веласкеса «Завтрак»

Весной 1622 года Диего поехал в Мадрид с рекомендательным письмом к архиепископу Хуану Родригесу де Фонсеке, который представил молодого художника королевскому министру, герцогу Оливаресу. Придворный вельможа заказал Веласкесу собственный портрет, написав который Диего удостоился аудиенции у короля и получил похвалу монарха.

В 1623 году Диего приказали поселиться в Мадриде, пообещав, что другие художники никогда не будут писать Филиппа IV. Первый портрет испанского величества Веласкес создал в 1623-м. После этого он начал придворную карьеру, получая 20 дукатов в месяц, медицинское обслуживание, жилье и плату за картины, которые он будет рисовать.

Картина Диего Веласкеса «Старуха, жарящая яйца»

В 1627 году Веласкес стал победителем в конкурсе испанских живописцев, устроенном королем, темой которого было изгнание мавров. Картина погибла при пожаре в Мадридском Алькасаре в 1734 году, по описанию современников, на ней был изображен Филипп III, показывающий дубинкой в сторону на толпы мужчин и женщин, гонимых солдатами. В качестве награды Диего получил должность камергера, а через год стал придворным художником его величества короля Испании, заменив умершего Джеймса Морана.

В 1629 году с разрешения монарха Веласкес уехал в Италию на полтора года. Хотя его первый визит на родину Микеланджело исследователи признали важной вехой в развитии индивидуального стиля, сохранилось мало информации о том, с кем встречался художник, что видел и какие инновации надеялся внести в свою живопись.

Картина Диего Веласкеса «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса»

Вернувшись в Испанию, Веласкес начал создавать портреты королевской семьи и окружения Филиппа IV. Наиболее известными являются картины «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса», где юный наследник изображен в одеянии фельдмаршала на гарцующем коне, изображения королевы Елизаветы Бурбонской и поэта Франсиско де Кеведо, а также несколько портретов герцога Оливареса, в которых художник выразил благодарность своему благодетелю.

Выполняя обязанности придворного живописца, Веласкес постоянно и внимательно следил за Филиппом IV, он написал более 40 его портретов. Часто следуя за монархом в путешествиях, он присутствовал при завоевании Лериды. Именно тогда художник нарисовал конный портрет, на котором король предстал в образе великого полководца, возглавлявшего войска, чего на самом деле никогда не было.

Картина Диего Веласкеса «Портрет Филиппа IV»

Веласкес также написал некоторое количество шутов и карликов при дворе Филиппа, к которым относился с уважением и сочувствием. На картине «Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо» умное лицо и солидный фолиант с чернильной бутылкой и ручкой рядом с персонажем показывают, что королевский слуга мудрее и образованнее многих придворных вельмож. Другими работами художника на эту тему являются произведения «Пабло Де Вальядолид», «Франсиско Лескано», «Дон Хуан де Калабасас».

К 1630-м годам относится величайшая из картин Веласкеса религиозного направления «Христос на кресте», изображающая спасителя сразу после смерти. В конце 1640-х годов Филипп доверил придворному живописцу основание академии искусств в Мадриде. Богатая картинами Испания нуждалась в скульптуре, и Веласкесу поручили еще раз посетить Италию, чтобы сделать приобретения.

Картина Диего Веласкеса «Христос на кресте»

В 1649 году художник побывал в Генуе, Милане и Венеции, чтобы купить работы Тициана, Тинторетто и Веронезе. Прибыв в Ватикан, Веласкес получил заказ на портрет Папы Иннокентия X и выполнил его в новом смелом и резком стиле, получившем название manera abreviada (техника быстрого письма).

Картина показала такую беспощадность в выражении лица понтифика, что некоторые приближенные боялись гнева главы римской католической церкви. Вопреки ожиданиям, Иннокентию понравилась работа, он повесил ее комнате перед своим кабинетом.

Картина Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X»

В 1651 году по желанию Филиппа Веласкес вернулся в Испанию, организовал и каталогизировал картины и скульптуры, привезенные из Италии, и приступил к созданию своих самых знаменитых произведений. Почерпнув вдохновение в произведениях итальянских живописцев, Веласкес закончил картину «Венера с зеркалом», изображающую римскую богиню любви, красоты и плодородия, томно лежащую на кровати, спиной к зрителю. Она смотрит в зеркало, удерживаемое Купидоном.

Складки простыней повторяют физическую форму богини и подчеркивают широкие изгибы ее тела. Художник использовал оттенки красного, белого и серого цветов в фигуре Венеры на переднем плане композиции. Эти краски контрастируют с темными шелками, на которых лежит богиня, и с коричневым цветом стены за ее отражением.

Картина Диего Веласкеса «Венера с зеркалом»

Интересен тот факт, что «Венера с зеркалом» подверглась нападению вандалов в 1914 году. Суфражистка Мэри Ричардсон вошла в Национальную галерею Лондона и атаковала полотно Веласкеса мясным тесаком, оставив порезы между плечами центральной фигуры.

К 1655 году искусствоведы относят другую знаменитую картину Веласкеса «Пряхи», где, по мнению некоторых исследователей, изображены женщины-работницы в гобеленовой мастерской. По другой версии, считающейся правильной трактовкой произведения, художник нарисовал сюжет из басни Овидия о смертной Арахне, которая осмелилась бросить вызов богине Афине на конкурсе ткачества. В этой работе Веласкес использовал многослойную композицию жанра bodegones, характерную для его ранних работ.

Картина Диего Веласкеса «Пряхи, или Миф об Арахне»

«Пряхи» были созданы по заказу придворного охотника дона Педро де Арсе и вошли в королевскую коллекцию. Полотно выжило в пожаре 1734 года, но получило значительные повреждения по краям. В процессе реставрации недостающие элементы были добавлены и сохранились до настоящего времени. Однако в музее Прадо экспонируется только уцелевшая часть картины, а восстановленные элементы, не принадлежащие кисти Веласкеса, закрыты рамкой.

Последние портреты королевских отроков Веласкеса, нарисованные незадолго до смерти, входят в число лучших картин испанского мастера. В «Инфанте Маргарите Терезе в синем платье» индивидуальный стиль автора достиг апогея: мерцающие пятна цвета на широких живописных поверхностях производят почти импрессионистический эффект трехмерного пространства.

Личная жизнь

23 апреля 1618 года Диего Веласкес женился на дочери своего учителя Франсиско Пачеки — Хуане. У художника и его жены было двое детей. Младшая дочь, Игнасия, умерла в младенчестве, а старшая Франциска устроила свою личную жизнь, выйдя замуж за будущего придворного художника Хуана Батиста Мартинеса дель Мазо, который продолжил традиции своего великого тестя.

Смерть

В июне 1660 года Веласкесу выпала честь оформлять испанский павильон и всю живописную экспозицию церемонии бракосочетания принцессы Марии Терезии с королем Франции Людовиком XIV, которая прошла на острове Фазанов, на реке Бидасоа.

Автопортрет Диего Веласкеса

Это мероприятие подорвало здоровье придворного живописца. После возвращения в Мадрид у него поднялась температура. Чувствуя приближение конца, Веласкес подписал завещание, назначив единоличными исполнителями последней воли и наследниками жену и своего друга, хранителя королевских записей.

6 августа 1660 года художник скончался. Причиной смерти стала лихорадка. Через 8 дней после того, как Веласкес был предан земле, умерла его жена Хуана. Их могилы находились в церкви Сан-Хуан Баутиста, которую разрушили французы в 1811 году. Где сейчас находится захоронение художника, неизвестно.

Диего Веласкес

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599-1660) – испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времен золотого века испанской живописи, придворный живописец монарха Филиппа IV. Считается одним из ключевых представителей испанской живописи и одним из мастеров универсальной живописи.

На своих полотнах Веласкес часто изображал простых людей. Единственное известное сегодня высказывание мастера звучит так: «Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты».

В биографии Веласкеса есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Диего Веласкеса.

Биография Веласкеса

Диего Веласкес появился на свет 6 июня 1599 года в испанской Севилье. Он воспитывался в семье Хуана Родригеса и его жены Иеронимы. У своих родителей он был старшим из 8 детей.

Еще в детские годы биографии Диего стал проявлять прекрасные художественные способности. В результате, он начал обучаться живописи у Франсиско де Эрреры Старшего, но вскоре стал учеником Франсиско Пачеко.

Именно у Пачеко юный Веласкес приобрел первые технические и эстетические навыки. В возрасте 17 лет он уже состоялся как независимый художник, войдя в состав городской корпорации живописцев. Тогда же, он задался целью работать при дворе короля.

Живопись

В начале творческой биографии Веласкес имел репутацию художника, изображающего на своих холстах бедных крестьян и простолюдинов. Наиболее известными работами того периода считаются «Старуха, жарящая яйца», «Двое юношей у стола» и «Завтрак».

Диего Веласкес с поразительной точностью представлял на полотнах людей и окружавшие их предметы, делая упор на контрастном освещении фигур переднего плана и плотности письма. Подавляющая часть картин была выполнена с применением темного фона, который придавал им некоей выразительности и безвоздушности.

В 23-летнем возрасте Веласкес отправился в Мадрид с рекомендательным письмом к архиепископу Хуану Родригесу де Фонсеке. Архиепископ ознакомился с письмом, после чего представил Диего придворному герцогу Оливаресу.

«Старуха жарящая яйца»

Тогда же Оливарес заказал у молодого мастера свой портрет. Когда работа была завершена, герцог был впечатлен талантом Веласкеса, вследствие чего помог ему познакомиться с монархом Филиппом IV. Уже в следующем году его поселили в Мадриде, заверив, что другие живописцы никогда не станут писать портреты короля.

Первый портрет Филиппа IV Диего создал в 1623 г. Правитель сразу рассмотрел в нем талант, поскольку сам обучался рисованию. Позднее он занял 1-е место в конкурсе живописцев, организованном королем, темой которого было изгнание мавров.

В результате, Веласкес удостоился должности камергера и стал придворным художником, имея все условия для полноценной жизни. В начале 1630-х годов он начал писать портреты королевской семьи и приближенных Филиппа IV. За годы творческой биографии он создал свыше 40 портретов монарха.

Любопытно, что кисти живописца принадлежит несколько работ с изображением королевских шутов и карликов, к которым он относился с уважением и состраданием. Тогда же Веласкес стал автором знаменитой картины «Христос на кресте», изобразив Мессию сразу после его мученической смерти.

В конце следующего десятилетия монарх отправил его в Италию, с целью покупки для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и скульптуры. В Ватикане ему оказал теплый прием папа Иннокентий X, заказавший ему собственный портрет.

Спустя 3 месяца Диего Веласкес закончил работу, которая поразила весь Рим. Сам понтифик восторженно воскликнул – «Слишком правдиво!», после чего наградил автора золотой цепью и папской медалью. Одновременно с этим, мастера включили в состав Римской академии. Тогда же он завершил трудиться над картиной «Венера с зеркалом».

Домой Веласкес вернулся весной 1651 г., представив Филиппу приобретенные предметы искусства. В последующие годы биографии он приступил к написанию самых выдающихся произведений в своей карьере – «Менины» и «Пряхи».

Портрет папы Иннокентия X

Каждая из этих работ была наполнена глубоким подтекстом благодаря детализации, позам персонажей, их расположению и освещению. Данные полотна до сих пор являются предметом жарких дискуссий среди искусствоведов. Специалисты выдвигают разные версии относительно их сюжета и подтекста.

Последние портреты королевских особ кисти Веласкеса, создавались незадолго до кончины мастера. Они считаются одними из лучших произведений живописца. Например, в «Инфанте Маргарите Австрийской», техника Диего достигла своего пика: мигающие пятна цвета на широких поверхностях создают практически импрессионистический эффект 3-мерного пространства.

Личная жизнь

Когда Веласкесу было 19 лет он взял в жены 15-летнюю Хуану, которая была дочерью его учителя Франсиско Пачеки. В этом браке у пары родилось двое дочерей – Игнасия (умершая в младенчестве) и Франциска.

Смерть

В июне 1660 г. Веласкесу поручили расписать испанский павильон и всю экспозицию церемонии бракосочетания принцессы Марии Терезии с монархом Людовиком XIV. Мероприятие проходило на Острове Фазанов.

Данное событие негативно отразилось на здоровье мастера, вследствие чего у него началась лихорадка. Медикам так и не удалось его вылечить. Диего Веласкес умер 6 августа 1660 года в возрасте 62 лет. Любопытно, что спустя 8 дней не стало и его жены. В ходе наполеоновских войн в Испании, могилы супругов были уничтожены французскими воинами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: