Девушка с кошкой, крамской — описание картины - JEKATERINBURG.RU

Девушка с кошкой, крамской — описание картины

Самая загадочная из всех незнакомок: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского

Одной из самых выдающихся работ знаменитого русского художника ХІХ в. Ивана Крамского является «Неизвестная», которую также часто называют «Незнакомкой». Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов. Кем была женщина, изображенная передвижником? Автор не раскрыл этой тайны, и на сегодняшний момент существует много интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».


Иван Крамской. Неизвестная, 1883


Иван Крамской. Автопортрет, 1867

Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского нет упоминаний о личности этой женщины. За несколько лет до появления картины была опубликована «Анна Каренина» Л. Толстого, что дало повод некоторым исследователям утверждать, что Крамской изобразил главную героиню романа. Другие находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот».


Иван Крамской. Автопортрет, 1874

Большинство исследователей все же склонно думать, что прототип имеет не литературное, а вполне реальное происхождение. Внешнее сходство заставило говорить о том, что художник изобразил красавицу Матрену Саввишну – крестьянку, которая стала женой дворянина Бестужева.


Иван Крамской. Неизвестная, фрагмент

Многие утверждают, что «Неизвестная» – собирательный образ женщины, которая не могла служить примером для подражания. Якобы Крамской написал картину с целью изобличения моральных устоев общества – накрашенные губы, модная дорогая одежда выдают в женщине богатую содержанку. Критик В. Стасов называл эту картину «Кокотка в коляске», другие критики писали, что Крамской изобразил «дорогую камелию», «одно из исчадий больших городов».


Этюд к картине «Неизвестная»

Позже в одной из частных чешских коллекций был обнаружен этюд к этой картине. Женщина на нем выглядит высокомерной и грубой, она с вызовом смотрит на проходящих. Это дало повод утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать обличительный портрет. Однако в окончательном варианте Крамской смягчил черты незнакомки, облагородив ее внешность. Существует версия, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза.


Иван Крамской. Девушка с кошкой, 1882

Одна из самых интересных версий принадлежит автору книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен» Игорю Оболенскому. Он утверждает, что прототипом незнакомки стала княжна Варвара Туркестанишвили – фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра І, которому она родила дочь. Император после рождения дочери потерял интерес и к матери, и к ребенку, а Варвара после этого покончила с собой. В 1880-х гг. камею с портретом княжны, которую ей когда-то подарил император, увидел Крамской. Он был поражен красотой и трагической смертью грузинки и решил написать ее портрет.


Иван Крамской. Неизвестная, 1883

Впрочем, все версии так и остаются на уровне предположений, а имя незнакомки остается тайной.

Тайна, которая останется неразгаданной. Что скрывает картина «Незнакомка»?

Одно из самых знаменитых полотен русской живописи хранится в Третьяковской галерее. Вокруг интригующего произведения всегда ходило немало слухов, а его автор не раскрыл главной загадки, которая касается женщины, изображенной на картине. Многие художники, писавшие портреты, часто держали в секрете героев своих полотен, однако со временем все тайное становилось явным.

Нераскрытая тайна

Картина «Незнакомка» вызвала настоящий ажиотаж и породила домыслы современников, мечтающих узнать, кто же позировал Крамскому. Однако творец не раскрыл тайну, а все пересуды были лишены аргументов.

В настоящее время достоверно никто не может сказать, кто послужил реальным прототипом произведения, остающегося непонятым и в наши дни. Властная, гордая незнакомка смотрит на зрителей, очаровывая своим взглядом. Будем разбираться, в чем заключается мистическая притягательность работы и каковы основные версии относительно прототипа красавицы, сидящей в открытом экипаже.

Рождение шедевра

История картины «Незнакомка» Крамского началась в 1883 году, когда известный живописец нарисовал портрет прекрасной дамы, о которой нет ни одного упоминания в записях мастера. Полотно было выставлено для всеобщего обозрения на выставке передвижников, и публика, с восторгом отреагировавшая на произведение, понесла на руках живописца, не ожидавшего такой славы. Все наперебой спрашивали о том, кем же является обольстительная дама, позировавшая Крамскому, однако творец молчал, что породило множество слухов и версий. Все принялись со страстью разгадывать увлекательный ребус, чтобы установить незнакомку, вызвавшую такой резонанс в обществе.

Литературный персонаж?

Образ прекрасной дамы волновал и тревожил умы, вызывал беспокойство, а современники терялись в догадках. Многие признавались, что не могут определить, кем же является эта женщина на самом деле, а критики были едины в своем мнении: «В ней сидит целая эпоха, и неважно, является ли она порядочной или продажной».

Картина «Незнакомка» появилась после опубликования романа «Анна Каренина» Толстого, и многие решили, что Иван Николаевич изобразил главную героиню, поддавшуюся страсти и потерявшую социальный статус. Противники этой версии нашли сходство неизвестной прелестницы с поднявшейся над своим положением Настасьей Филипповной из произведения «Идиот» Достоевского.

Дочь или грузинская княжна?

Многие искусствоведы считают, что художнику позировала его дочь. Если сравнить «Незнакомку» с портретом Софьи Крамской («Девушка с кошкой»), то нельзя отрицать видимого сходства двух женщин. Российский журналист и писатель И. Оболенский не согласен ни с одной версией и выдвинул свою. По его мнению, прототипом послужила В. Туркестанишвили – фаворитка царя Александра I. После того как она родила императору дочку, самодержец потерял интерес к фрейлине и ее ребенку. Обезумевшая от горя Варвара покончила с собой. Когда Крамской узнал трагическую судьбу фаворитки и увидел ее портрет, то был поражен красотой грузинской княжны и захотел передать образ гордой женщины в своей работе.

Собирательный образ?

Искусствоведы придерживаются версии, что картина «Незнакомка» (ее часто называют «Неизвестная») – это собирательный образ женщины, о которой не говорят в приличном обществе.

Накрашенные губы, наведенный румянец, модная дорогая одежда выдают в ней содержанку, находящуюся на обеспечении какого-то богача. Художественный критик и историк искусства Стасов даже назвал полотно «Кокоткой в коляске».

Этюд и полотно: различия

А после того как был обнаружен этюд к полотну в частной чешской коллекции, специалисты пришли к мнению о том, что автор картины «Незнакомка» действительно хотел изобразить надменную даму, свысока глядящую на окружающих. В живописном этюде нет недосказанности и неопределенности. На зрителей смотрит дерзкая женщина, в лице которой читается пресыщенность жизнью. То, чем она занимается, накладывает отпечаток на ее внешность, и одним из признаков, характеризующих даму, является вульгарность. Однако в окончательном варианте Крамской облагородил внешние черты прелестницы, дразнящей своей красотой. Он восхищается своей героиней, ее аристократизмом, величественной осанкой, нежной кожей. Мастер видит в ней настоящую царицу, которая возвышается над другими людьми.

Описание картины «Незнакомка»

На холсте изображена молодая женщина, одетая по последней моде: шляпка с перьями, отороченное атласными лентами и соболиным мехом пальто, кожаные перчатки. Однако это не говорит о принадлежности к высшему свету, а подчеркивает лишь элегантность дамы.

Несмотря на то что известные здания Санкт-Петербурга написаны в виде набросков, они вполне узнаваемы, и специалисты назвали место действия, не вызывающее никаких сомнений, – Невский проспект. Прекрасная особа, детали гардероба которой тщательно выписаны, проезжает по заснеженному Аничкову мосту в открытом экипаже. Гордая и надменная, она показывает свою красоту напоказ, и в этом можно увидеть некий вызов обществу.

От розовато-белой морозной дымки как будто исходит ощущение холода, ведь прекрасно владел приемами, передающими воздух и свет, талантливый живописец Иван Крамской. «Незнакомка» – это не салонный портрет, а сложное, хранящее интригу полотно. Городская суета помогает понять одухотворенность образа неизвестной. Смуглая прелестница словно дразнит зрителя чувственной красотой, а в глазах ее читается легкая грусть. Крамской показывает внутренний мир дамы, чувствующей себя незащищенной и страдающей от фальши людей. Ее драма заключается в том, что она не может смириться с холодным расчетом общества. Автор прикасается к вечным вопросам, мучавшим человечество. Картина «Незнакомка» – это его размышления о нравственности и красоте, а также о соотношении этих двух понятий.

Любопытно, что в советское время образ дамы, вызвавшей скандал в XIX веке, был переосмыслен и приобрел романтическую ауру после выхода «Незнакомки» Блока. Величественная красавица, имя которой вряд ли кто сможет узнать, стала идеалом утонченности и духовности. Сегодня зрители, затаив дыхание, рассматривают полотно, на котором женский характер автор блестяще показал «изнутри», и новые поколения будут вглядываться в огромные глаза женщины, чтобы узнать ее тайну.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

♥Рубрики моего дневника ♥ Новости (6366) Стихи (5566) .

Я не буду. Я не буду такой, как все: Я останусь такой, как есть; И желания нет совсем Вдру.

Читайте также  Портрет хуана матеоса, диего веласкес — описание

Motivi all’Uncinetto №54 2021 (вязание в интерьере крючком, филейное вязание) 2 3 .

Доменико Морелли (Domenico Morelli),1826-1901гг.Италия. *****.

Фотоальбом

Видео

Новости

Музыка

Рубрики

  • Стихи (15572)
  • РеЦеПтЫ (9812)
  • журналы,книги (25)
  • Новости (6394)
  • ФоТоГрАфИИ (5703)
  • Живопись (5695)
  • Это интересно (5548)
  • Картинки (4743)
  • Рамки (4291)
  • Видео (4109)
  • Вязание (3937)
  • ССЫЛКИ (3441)
  • Схемы (2656)
  • Рукоделие (2417)
  • Шитье (353)
  • Игрушки своими руками (227)
  • журналы, книги по рукоделию (82)
  • МУЗЫКА (2259)
  • Здоровье (1967)
  • Цветы (1923)
  • Разное (1878)
  • МУДРЫЕ МЫСЛИ (1675)
  • Рамки без картинок (1387)
  • Рассказы (1290)
  • Mысли вслух (1251)
  • Азы вязания. Книги, журналы по вязанию (1161)
  • Искусство (1067)
  • Праздники (1062)
  • Красота и здоровье (967)
  • Коллажи (954)
  • Комментарии + код (905)
  • АфОрИзМы (898)
  • Юмор (800)
  • Тесты (744)
  • Мода (735)
  • Проза (730)
  • История (691)
  • ПрИтЧи (687)
  • С днем рождения (624)
  • Натюрморты (612)
  • Все для дневника (593)
  • Клипарты (585)
  • ПоЖеЛаНиЯ (563)
  • Хозяйство и быт (483)
  • Сад и Огород (463)
  • Интерьер, дизайн дома (418)
  • Флеш (353)
  • Плейкасты (349)
  • Рамочки текстовые (331)
  • анекдоты (298)
  • Фоны (279)
  • Консервирование (273)
  • Салаты (145)
  • Заготовки на зиму (131)
  • Кино (262)
  • Мир книги (252)
  • Разделители (233)
  • ПрИкОлЫ (174)
  • Аудиокниги (144)
  • Аватары (132)
  • Гороскоп (96)
  • Доброе утро (94)
  • Добрый день (32)
  • Добрый вечер (21)
  • Магия (13)
  • Инструменты & Садовая техника (13)

Ссылки

Метки

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Тайна «Неизвестной» Крамского: Трагическая судьба дочери художника

Тайна «Неизвестной» Крамского: Трагическая судьба дочери художника

Тайна «Неизвестной» Крамского: Трагическая судьба дочери художника

Портрет Неизвестной.(1883). Автор: И.Н.Крамской. | Фото: livejournal.com.

Если имя Ивана Крамского известно почти всем, то имя его любимой дочери Софьи Юнкер-Крамской (1866-1933) знают совсем немногие. Она то и есть самая настоящая Незнакомка. Все дело в том, что мало кто знает, о том что у художника была дочь, и к тому же очень талантливая художница. Очевидной причиной забвения было ее заключение в тюремные застенки и ссылка по этапу в Сибирь. От нее отреклись родные братья, побоявшись признать родство с «неблагонадежной» сестрой, а история ее ареста тщательно скрывалась долгие годы.

Автопортрет. (1874). Автор: И.Н.Крамской. | Фото:cultobzor.ru.

Даже в самой большой энциклопедии в мире — Википедии — нет страницы, посвященной Софье Крамской, оставившей после себя существенный след в изобразительном искусстве. А была она талантливым живописцем, графиком, миниатюристом, акварелистом, портретистом, писала жанровые картины, натюрморты, занималась иллюстрацией.

Лишь на странице ее отца — великого русского художника — в разделе «Семья» — коротенькая строка, где упомянуто имя Софьи среди списка детей Крамского: «Софья — дочь, художница, репрессирована». При том не указана ни дата ее рождения, ни дата кончины. О трагической судьбе дочери великого художника Ивана Крамского стало известно лишь недавно, когда были обнародованы документы из архива ФСБ РФ.

Крамская Софья Николаевна с Соней и Салтыкова Феодора Романовна — мать жены художника. (1866).Автор: И.Н.Крамской. | Фото: kramskoy.info.

Но как бы там ни было, ее образ, увековечен любящим отцом на многих живописных полотнах. В том числе по одной из версий, именно Соня позировала отцу при создании самой знаменитой его картины «Неизвестная» (1883).

Портрет Сони Крамской. Начало 1870-х. Автор: И.Н.Крамской.| Фото:livejournal.com.

Софья — единственная дочь среди троих сыновей в семье Крамских, родившаяся по сведениям одних источников в 1866, а иных — в 1867 году. С детства она была гадким утенком, но повзрослев — необыкновенно похорошела. А для художника отца она всегда была самой прекрасной и любимой моделью. Правда, почти с каждого портрета смотрят грустные и задумчивые бездонные глаза Софьи. Она как бы предчувствует грядущие несчастья в ее жизни.

Соня Крамская. Автор: И.Н.Крамской. | Фото: maxpark.com

Подрастая в творческой атмосфере дома Крамских, где постоянными гостями были талантливые и образованные люди, девочка рано прониклась любовью к живописи. И Крамской всячески развивал незаурядные способности дочери, стал ее первым наставником и учителем.

Соня Крамская с матерью Софьей Николаевной. Автор: И.Н.Крамской. | Фото: livejournal.com.

Софья Крамская и дочери московского купца П.М. Третьякова — Вера и Александра были ровесницами, с самого детства связанные крепкой дружбой. Из воспоминаний Веры Третьяковой: «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи… В 16–17 лет Соня похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и обаяние привлекали к ней много поклонников».

Портрет Сони Крамской после болезни. Автор: И.Н.Крамской.. | Фото: livejournal.com.

Илья Репин, ученик Крамского, тогда еще совсем неизвестный художник, был восхищен изящной фигурой Софьи. А у 30-летнего Альберта Бенуа были серьезные виды на 15-летнюю девушку. Но Соне он казался слишком уж старым.
А вот Сергей Боткин, молодой врач, один из медицинской династии Боткиных, сразу же завладел сердцем юной Крамской. Дело шло к свадьбе. Отцом Софьи были написаны великолепные портреты жениха и невесты в 1882 году.

Сергей Боткин.(1882). Автор: И.Н. Крамской. | Фото: maxpark.com.

Неожиданно счастье юной Крамской разрушилось как карточный домик. Сергей Боткин расторг помолвку с Соней, и женился на ее подруге Саше Третьяковой. Софья, пережившая двойное предательство, сумела сохранить свое лицо, и остаться подругой сопернице. Но только одному Богу было известно, чего это ей стоило.

Портрет дочери художника. (1882). Автор: И.Н.Крамской. ¦ Фото: maxpark.com.

От тоски, уныния ее спасала только живопись. И все это время с ней был рядом отец, который всем сердцем переживал, поддерживал и утешал свою единственную дочь. «Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание»,- из воспоминаний Веры Третьяковой.

Девушка с кошкой (1882). Автор: И.Н.Крамской.| Фото: maxpark.com.

Перед смертью художник, опечаленный не сложившейся судьбой Софьи, и вместе с тем гордый за ее профессиональный талант художника, говорил:
«Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию». Он как бы заранее прочувствовал несчастливую судьбу единственной дочери.

Автопортрет. Художник, пишущий портрет своей дочери, Софьи. (1884). Автор: И.Н.Крамской. | Фото: cyclowiki.org.

Софья еще долгое время не могла прийти в себя от предательства любимого, и не пускала в свое сердце новую любовь. Лишь спустя годы, став известной 35-летней художницей, оттаявшее сердце Софьи Ивановны смогло полюбить. Она стала женой петербургского юриста Георгия Юнкера, с которым прожила 15 лет.

Живопись Софьи Крамской и последние годы жизни.

Портрет отца И.Н.Крамского. (1887). Автор: С.И.Крамская. | Фото: cyclowiki.org.

На рубеже ХIХ-ХХ века Крамская была достаточно знаменитой. Она имела много заказов от знатных и богатых людей, в том числе она создала серию портретов членов императорской семьи. Ее работы выставлялись на многих выставках, в Академии художеств.

Портрет девочки. (1886). Автор: С.И.Крамская. | Фото: cyclowiki.org.

Начало ХХ века принесло с собой много новых бед — первая мировая война, революция, гражданская война. И сохранить большинство картин художницы было невозможно. Многое было уничтожено, много пропало. А часть работ, которые Софья передала в Острогожский музей в 1942 сгорели при пожаре. Но несколько работ все же дошли до наших дней, благодаря сотрудникам музеев.

Портрет девушки в кокошнике. Автор: С.И.Крамская. | Фото: cyclowiki.org.

Софье пришлось приспосабливаться к новой жизни в послереволюционной России. В 1918 году, работая реставратором в мастерской Главнауки, ей, глубоко верующему человеку, пришлось организовывать антирелигиозный музей Зимнего дворца. И работать над иллюстрациями в издательстве «Атеист». Будучи набожным человеком свою веру, она не скрывала. А еще, имея доброе и отзывчивое сердце, Крамская как могла помогала своим друзьям из бывшей знати, оставшимся за бортом новой жизни.

Портрет актрисы М.Г.Савиной. Автор: С.И.Крамская. | Фото: cyclowiki.org.

Вследствие такой деятельности Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, и обвинялась по статье 58-II УК РСФСР в контрреволюционной пропаганде и за внедрение в соцучреждения неблагонадежных граждан.
Как «чуждый элемент» она была приговорена к трем годам ссылки в Сибирь. Решение суда и приговор спровоцировали инсульт. Слегка подлечив в тюремной больнице, разбитую параличом Софью все же отправили в Сибирь по этапу.

Портрет Великого князя Константина Романова в роли Гамлета. Автор: С.И.Крамская. | Фото: cyclowiki.org.

В конце 1931 года пишет письма М.И.Калинину и Екатерине Павловне Пешковой, которая существенно оказывала помощь политзаключенным. Софья просила о смягчении приговора.А в начале следующего года Крамская действительно была помилована и ей разрешено было вернуться в Ленинград. И все это было благодаря стараниям Екатерины Пешковой. А уже через год, в 1933 году, Софьи Ивановны не стало. Она умерла при странных обстоятельствах. Официальная версия гласила, что смерть последовала от сепсиса.
Реабилитировали художницу за отсутствием состава преступления только лишь в 1989 году.

Читайте также  Здание парламента в лондоне, клод моне - описание картины

Старинная песня. Автор: С.И.Крамская.| Фото: cyclowiki.org.

Портрет М.И. Ицыной . Автор: С.И.Крамская. ¦ Фото: cyclowiki.org.

Дети всегда и гордость, и боль родителей.

«Незнакомка»: сибирская ссылка девушки с картины Крамского

Софья родилась в шестидесятых годах девятнадцатого века — время, пронизанное девичьим бунтом. Прогрессивная молодёжь — учёные, врачи, художники — бунт поддерживали и ждали светлого будущего, где женщина будет свободна и сможет сделать карьеру. Вот и глядя на маленькую Софью, Иван Крамской видел её не абстрактной мамой и женой, а… возможно, продолжательницей династии художников Крамских. Сам Крамской тогда бы стал основателем династии: он-то был писарем и бывшим писарем.

Единственная дочь среди толпы сыновей, Софья быстро стала папиным баловнем. Особенно нежно к ней и старшем брату стали относиться после смерти двух младших братьев, одного за другим, в малом возрасте. Нельзя сказать, что каждый каприз их исполнялся — но к их желаниям относились серьёзно. И на обоих с малых лет возлагали большие надежды, которые они, надо сказать, чуть позже выполнили. Правда, старший Сонин брат стал не художником, а архитектором.

Хотя кисть и краски Соня держала в руках с малых лет, настоящим прорывом для неё стал период смерти отца. Первая большая работа — его портрет незадолго до кончины.

Другой известный портрет её кисти — и один из самых выразительных, одного из Великих князей в образе Гамлета — приходится как раз на год смерти отца, на 1887. Предсмертное состояние Ивана Крамского, его уход, скорбь по нему — да, порой художники раскрываются в горе, а не в любви. Порой им для того, чтобы ожило, зажило накопленное мастерство, нужно большое и страшное потрясение. Но Софья и представить не могла, что это ещё не самое больше и не самое страшное в её жизни.

Софья и любовь

Расцвела Софья Крамская очень рано. Уже в пятнадцать лет привлекала поклонников — и помолвилась с Сергеем Боткином, сыном «того самого», молодым врачом. Впрочем, Сергей скоро влюбился в лучшую Сонину подругу, Сашу Третьякову, и помолвка расстроилась. За девушкой, которая всё больше входила в цвет, бросились ухаживать молодые люди. Среди них был, например, художник Альберт Бенуа, родственник Зинаиды Серебряковой — но ему было уже тридцать, так что Софья на него и не глядела. Впрочем, и на других не очень (Иван Крамской даже переживал, что личная жизнь её превратится в трагедию).

Но людей удивляло не столько то, что Софья чуралась обычных для её возраста игр в любовный интерес, сколько то, что она осталась с Сашей Третьяковой подругами. Как можно так тосковать по потерянному возлюбленному и не возненавидеть разлучницу?

А тосковала Софья сильно. Словно крест поставила на всех мужчинах, на романах, на вообще возможности замужества. Пожалуй, все очень удивились, когда в тридцать три года художница вдруг предъявила свеженького супруга — петербургского финна Германа Юнкера. Человека совсем не своего обычного круга: юриста. Чем она его заинтересовала — более, чем ясно. Знойной красотой, определённой славой — по Европе уже проходили её выставки, портреты Крамской заказывали царские родственники и придворные. Чем очаровал её сорокашестилетний юрист, лютеранин, купеческий сын? Вот была загадка.

Это не было браком из отчаяния — лишь бы с кем. Супруги поддерживали друг друга во всём. Герман помог Софье создать музей её отца. Софья помогала Герману собирать материалы для его книги о декабристах. Она не переставала писать картины, он писал своё монументальное исследование, дело всей жизни. Но не дописал: скоропостижно скончался в разгар Первой мировой. Ему было шестьдесят три, значит, Софья — пятьдесят. Ей удалось получить у судьбы семнадцать лет семейного счастья, и на это судьба сказала — хватит.

Софья и Сибирь

Первым делом советская власть дала Финляндии, до того — части Российской империи — полную самостоятельность. Это значило, что Софья могла бы стать финской гражданкой. Но она — отказалась, и от всех имущественных прав на финскую собственность покойного мужа — отказалась. Софья была патриоткой. Она хотела жить и творить на родине. И жила, и творила.

Ирония судьбы — сама глубоко религиозная, Крамская иллюстрировала в основном издания библиотечки атеиста, выставки против религии.

Заработанное никогда не проедала сама. Всё время старалась поддержать тех, кого теперь называли «из бывших». Ведь по дореволюционной жизни у неё было много знакомых и из дворянских кругов, и из купеческих. Больше, чем деньгами, Софья старалась им помочь постоянным заработком. Сотрудничая с издательствами, старалась добывать переводы для выпускниц Смольного — те хорошо владели языками, пристроить на какое-то место офицеров уже не существующей армии; всё время она о ком-то хлопотала, пыталась кому-то помочь.

Когда за политические статьи начали премировать, само собой, Крамская оказалась чуть не среди первых арестованных. В тридцатом году её «взяли». Обвиняли в том, что создала вокруг себя антисоветскую группировку, внедряла контрреволюционеров в советские учреждения с тем, чтобы собирать сведения о настроениях. Готовила буржуйский переворот! Возраст жалости не вызывал, таких дамочек обрабатывали потоком. Крамская писала даже Калинину, указывала на то, что с юности зарабатывала трудом, как художница, что работала на советскую пропаганду… Не помогло ничего.

Суд приговорил женщину шестидесяти четырёх лет к ссылке. Щадяще, с учётом всех обвинений — всего три года. Но в Сибири.

От волнения, от ужаса, от несправедливости женщину разбил паралич. Сначала полный — на это время её поместили в тюремный изолятор. Потом стало чуть получше, задвигалась одна половина тела кое-как — и Крамскую тут же отправили по этапу.

Сначала в Иркутск — Крамская тут же нашла работу, иллюстрировала журналы для колхозников. Видно, чтобы жизнь малиной не казалась, перевели в Канск — там она взялась ретушировать фотографии, хотя новый инсульт полностью отнял у неё левую сторону тела. Перевели в Красноярск — в отчаянии Крамская взялась писать Екатерине Пешковой, жене Горького, защитнице многих ссыльных. Умоляла не переводить её туда-сюда, дать ей работу — умела рисовать она всё, что только в голову могло прийти.

По просьбе Пешковой дело Крамской пересмотрели, признали почти парализованную женщину уже неопасной и перевели в Ленинград. Вернувшись в родной город, Крамская сумела протянуть ещё около года — и умерла. Почти все её работы, собранные в Острогожском музее, сгорели во время войны.

Николлетто

Всемирный подниматель настроения))))))

Прославиться и оказаться в сибирской ссылке: судьба девушки с картины Крамского «Незнакомка»

«Незнакомка» (на самом деле, «Неизвестная») висела на стене в каждой второй, наверное, советской квартире. Для этой картины позировала дочь художника — сама художница — Софья. Но об этом, как и о её судьбе, обитателям советских квартир не говорили — очень уж неудобная биография была у Софьи.

Софья родилась в шестидесятых годах девятнадцатого века — время, пронизанное девичьим бунтом. Прогрессивная молодёжь — учёные, врачи, художники — бунт поддерживали и ждали светлого будущего, где женщина будет свободна и сможет сделать карьеру. Вот и глядя на маленькую Софью, Иван Крамской видел её не абстрактной мамой и женой, а… возможно, продолжательницей династии художников Крамских. Сам Крамской тогда бы стал основателем династии: он-то был писарем и бывшим писарем.

Крамской, портрет дочери художника

Единственная дочь среди толпы сыновей, Софья быстро стала папиным баловнем. Особенно нежно к ней и старшем брату стали относиться после смерти двух младших братьев, одного за другим, в малом возрасте. Нельзя сказать, что каждый каприз их исполнялся — но к их желаниям относились серьёзно. И на обоих с малых лет возлагали большие надежды, которые они, надо сказать, чуть позже выполнили. Правда, старший Сонин брат стал не художником, а архитектором.

Хотя кисть и краски Соня держала в руках с малых лет, настоящим прорывом для неё стал период смерти отца. Первая большая работа — его портрет незадолго до кончины.

Другой известный портрет её кисти — и один из самых выразительных, одного из Великих князей в образе Гамлета — приходится как раз на год смерти отца, на 1887. Предсмертное состояние Ивана Крамского, его уход, скорбь по нему — да, порой художники раскрываются в горе, а не в любви. Порой им для того, чтобы ожило, зажило накопленное мастерство, нужно большое и страшное потрясение. Но Софья и представить не могла, что это ещё не самое больше и не самое страшное в её жизни.

Читайте также  Описание картины васнецова "снегурочка", 1899

Портреты дочери Софии: «Девушка с кошкой» (1882) и Портрет дочери художника Софьи Крамской (1882)

Софья и любовь

Расцвела Софья Крамская очень рано. Уже в пятнадцать лет привлекала поклонников — и помолвилась с Сергеем Боткином, сыном «того самого», молодым врачом. Впрочем, Сергей скоро влюбился в лучшую Сонину подругу, Сашу Третьякову, и помолвка расстроилась. За девушкой, которая всё больше входила в цвет, бросились ухаживать молодые люди. Среди них был, например, художник Альберт Бенуа, родственник Зинаиды Серебряковой — но ему было уже тридцать, так что Софья на него и не глядела. Впрочем, и на других не очень (Иван Крамской даже переживал, что личная жизнь её превратится в трагедию).

Но людей удивляло не столько то, что Софья чуралась обычных для её возраста игр в любовный интерес, сколько то, что она осталась с Сашей Третьяковой подругами. Как можно так тосковать по потерянному возлюбленному и не возненавидеть разлучницу?

Сергей Сергеевич Боткин, художник Иван Крамской

А тосковала Софья сильно. Словно крест поставила на всех мужчинах, на романах, на вообще возможности замужества. Пожалуй, все очень удивились, когда в тридцать три года художница вдруг предъявила свеженького супруга — петербургского финна Германа Юнкера. Человека совсем не своего обычного круга: юриста. Чем она его заинтересовала — более, чем ясно. Знойной красотой, определённой славой — по Европе уже проходили её выставки, портреты Крамской заказывали царские родственники и придворные. Чем очаровал её сорокашестилетний юрист, лютеранин, купеческий сын? Вот была загадка.

Это не было браком из отчаяния — лишь бы с кем. Супруги поддерживали друг друга во всём. Герман помог Софье создать музей её отца. Софья помогала Герману собирать материалы для его книги о декабристах. Она не переставала писать картины, он писал своё монументальное исследование, дело всей жизни. Но не дописал: скоропостижно скончался в разгар Первой мировой. Ему было шестьдесят три, значит, Софья — пятьдесят. Ей удалось получить у судьбы семнадцать лет семейного счастья, и на это судьба сказала — хватит.

Великий князь К.К. Романов в роли Гамлета, Юнкер-Крамская Софья Ивановна

Софья и Сибирь

Первым делом советская власть дала Финляндии, до того — части Российской империи — полную самостоятельность. Это значило, что Софья могла бы стать финской гражданкой. Но она — отказалась, и от всех имущественных прав на финскую собственность покойного мужа — отказалась. Софья была патриоткой. Она хотела жить и творить на родине. И жила, и творила.

Ирония судьбы — сама глубоко религиозная, Крамская иллюстрировала в основном издания библиотечки атеиста, выставки против религии.

Заработанное никогда не проедала сама. Всё время старалась поддержать тех, кого теперь называли «из бывших». Ведь по дореволюционной жизни у неё было много знакомых и из дворянских кругов, и из купеческих. Больше, чем деньгами, Софья старалась им помочь постоянным заработком. Сотрудничая с издательствами, старалась добывать переводы для выпускниц Смольного — те хорошо владели языками, пристроить на какое-то место офицеров уже не существующей армии; всё время она о ком-то хлопотала, пыталась кому-то помочь.

Когда за политические статьи начали премировать, само собой, Крамская оказалась чуть не среди первых арестованных. В тридцатом году её «взяли». Обвиняли в том, что создала вокруг себя антисоветскую группировку, внедряла контрреволюционеров в советские учреждения с тем, чтобы собирать сведения о настроениях. Готовила буржуйский переворот! Возраст жалости не вызывал, таких дамочек обрабатывали потоком. Крамская писала даже Калинину, указывала на то, что с юности зарабатывала трудом, как художница, что работала на советскую пропаганду… Не помогло ничего.

Суд приговорил женщину шестидесяти четырёх лет к ссылке. Щадяще, с учётом всех обвинений — всего три года. Но в Сибири.

От волнения, от ужаса, от несправедливости женщину разбил паралич. Сначала полный — на это время её поместили в тюремный изолятор. Потом стало чуть получше, задвигалась одна половина тела кое-как — и Крамскую тут же отправили по этапу.

Спящая, художница Софья Ивановна Юнкер-Крамская

Сначала в Иркутск — Крамская тут же нашла работу, иллюстрировала журналы для колхозников. Видно, чтобы жизнь малиной не казалась, перевели в Канск — там она взялась ретушировать фотографии, хотя новый инсульт полностью отнял у неё левую сторону тела. Перевели в Красноярск — в отчаянии Крамская взялась писать Екатерине Пешковой, жене Горького, защитнице многих ссыльных. Умоляла не переводить её туда-сюда, дать ей работу — умела рисовать она всё, что только в голову могло прийти.

По просьбе Пешковой дело Крамской пересмотрели, признали почти парализованную женщину уже неопасной и перевели в Ленинград. Вернувшись в родной город, Крамская сумела протянуть ещё около года — и умерла. Почти все её работы, собранные в Острогожском музее, сгорели во время войны.

«Неизвестная» Крамского

Кто скрывается за образом русской Джоконды?

Молодая женщина проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Костюм женщины — по последнему слову моды 1880-х годов: бархатная шляпка «Франциск» с подвитым страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» темного бархата, подбитое соболем, тонкие перчатки, выполненные из шведской (то есть вывенутой, наподобие замши) кожи.

Такая тенденциозность наряда была вызывающей и даже неприличной. Аристократия постепенно беднела и уже не могла позволить себе столь рьяно следовать моде. Напротив, в высшем свете было принято намеренно отставать от новых веяний в одежде. Подчеркнутую модность могли позволить себе дамы полусвета: куртизанки и содержанки.

Экипаж героини Крамского также вызвал у современников нарекания. Например, критик Стасов назвал её кокоткой в коляске. Дело в том, что в то время почтенная дама не разъезжала одна. Так делали либо проститутки, либо те, кого вскоре окрестят суфражистками. Так же, например, вела себя Анна Каренина в романе Льва Толстого.

Взгляд Неизвестной сочетает надменность, достоинство и грусть. Такая необъяснимая комбинация вместе с отсутствием имени женщины порождает тайну.

Русская Джоконда

Перед выставкой передвижников, на которой публика должна была познакомиться с «Неизвестной», художник был крайне взволнован. Даже ушёл с вернисажа. А когда вернулся, то был встречен восторженной толпой. Крамского подхватили и понесли на руках. И каждый пытал, кто изображён на картине.

Таинственное молчание живописца породило массу легенд. По одной из версий, Крамской писал «Неизвестную» со своей дочери Софьи. По другой, — это некая крестьянка Матрёна Саввишна, которую вопреки воле матери взял в жены дворянин Бестужев. Якобы Крамской познакомился с ней в Петербурге и был очарован. Ещё одна гипотеза говорит, что это Екатерина Долгорукова, любовница Александра II, родившая императору четырёх детей.

Ни одна гипотеза не выдерживает проверки. Не осталось никаких дневниковых записей Крамского или писем, где бы называлось имя модели.

Судьба художника

Иван Крамской пришёл в живопись из фотографического дела. В Воронежской губернии людей со знанием дела, которые могли бы обучать Ивана рисованию, не было. Да и денег у его отца — писаря в думе — тоже лишних не водилось. Чтобы зарабатывать на жизнь, Крамской устроился в фотоателье, где с помощью акварели ретушировал снимки.

В 19 лет он переехал в Петербург, где после года всё той же фотошопной работы поступил в Академию художеств. Там он оказался в среде молодых бунтарей, которые настаивали на самостоятельном выборе сюжетов для полотен и отказе от мифологического засилья. Впоследствии они организуют товарищество передвижников.

Именно Крамской стал идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.

Его знали и ценили как портретиста. Самого же Крамского эта череда заказов утомляла. Несколько раз он обращался к Павлу Третьякову с просьбой обеспечить его на год — за это время живописец планировал осуществить свои творческие идеи, не связанные с портретами. Но увы, понимания у мецената и коллекционера не нашёл.

Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал — аневризма аорты. Было Ивану Крамскому 49 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: