Четыре философа, питер пауль рубенс - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Четыре философа, питер пауль рубенс — описание картины

Виртуальный музей Рубенса

Виртуальный музей Рубенса — собрание описаний его картин, выполненных автором блога, источников, описывающих его жизнь, краткие сведения о его учениках и друзьях. Его жизнь была настолько насыщенной, что практически нет возможности ее описать. Автор блога пытается создать портрет гения, используя доступные в Сети материалы.

Блог СОПЛИ

Thursday, March 1, 2018

Рубенс. «Четыре философа». О чем говорят тюльпаны?

«Пусть, пока ты был на родине, судьба нередко противилась тому, чтобы мы были вместе, и то и дело лишала нас радости свидания. Но все же я знал, что ты живешь по соседству и в любое время можно с тобою увидеться, а это ослабляло ощущение разлуки. Пространства же, какие ныне нас разделяют, во много раз усилили мою тоску по тебе.

Любовь наша стремится быть первой и не желает знать соперников, права свои она уступит не охотнее, чем властитель свой трон и жених брачное ложе. Прощай, мой драгоценный.»

(Из письма Филиппа 21 мая 1601 года, Лувен)

Фландрия. 60 километров отделяют Антверпен от Лувена (Leuven). По нынешним меркам – не расстояние, если ехать на автомобиле или на поезде. А на лошадях? Полдня езды. Каждый день не поездишь, чтобы повидаться с близкими. Недалеко – но и не рядом.

Питер учился и работал в Антверпене, Филипп, его старший брат, после латинской школы поехал учиться в университет в Лувене, получать юридическое образование. В университете в это время преподавал Юстус Липсиус (1547-1606) – философ, филолог, последователь Сенеки. Ян Вовериус был сокурсником и другом Филиппа.

Питер поехал в Италию работать у герцога Мантуанского, Филипп и Ян приезжали в Италию продолжать образование. В Риме состоялось знакомство Яна и Питера, и Питер написал его карандашный портрет (1602 год). Питер вернулся в Антверпен в 1609 году, Филипп – несколько раньше. Все время, пока братья были в разлуке, они писали друг другу письма, полные любви.

Еще одно доказательство духовной близости братьев — предисловие Филиппа к сборнику своих сочинений:

«Антверпен, 1608 г. [лат.]
[. ] В завершение я добавляю сюда Элегию, обращенную к моему горячо любимому и желанному брату; это сочинение не новое или недавнее, оно написано три года назад, когда он плыл в Италию из Испании, куда он был послан. Я хочу запечатлеть здесь память о любви и душевной благодарности к тому, чья искусная рука, чье острое и верное суждение немало помогли мне в работе над моей книгой. [. ]»

В 1610 году Питер пишет портрет Филиппа, который к тому времени стал городским секретарем Антверпена – вторым лицом в управлении городом. А через год Филипп скоропостижно умирает.

Тоска по Филиппу нашла выход: Питер создает картину «Четыре философа» (1611 год, Палаццо Пити, Флоренция, Италия). На полотне – сам Питер, Филипп, Юстус Липсиус (самый старший), Ян Вовериус. И есть еще один персонаж, который ушел в мир иной полторы тысячи лет назад – римский философ-стоик Сенека, бюст которого возвышается над всеми. Фон картины – развалины на Палатинском холме в Риме.

В те годы Фландрия боролась за будущее. Философия Сенеки помогала пережить тяжелые повороты судьбы, осуществить мечты о лучшей жизни. (Вот как определяет основы стоицизма Википедия: «По представлениям стоиков всякое нравственное действие является ничем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.»)

Картина «Четыре философа» — как бы дань братской любви. И не только любви – но и признательности в том, что Филипп ввел Питера в круг интеллектуалов и дал ему возможность познать и впитать их философские взгляды.

Перед бюстом – тюльпаны, знак уважения к великому человеку. Два из них повыше, один из которых раскрылся больше и приувял. Оба с полосками -«сломанные» тюльпаны, в те времена – необычайно дорогие. Два других – желтый и красный. Желтый – закрыт совсем, а красный – только начинает раскрываться. Похоже, что тюльпаны соотносятся с людьми на картине: самый раскрывшийся – Юстус Липсиус, второй «сломанный» — Ян Вовериус, красный – Филипп и желтый – Питер. В то же время тюльпан — символ тогдашних Нидерландов.

Если это так, становится ясным смысл картины: перед нами не только цветы, но и цвет страны.

Четыре человека, четыре личности. Их философские взгляды определяли их действия, направленные на благосостояние раздираемых войной Нидерландов. Во времена «свинцовых дождей» их не покидали надежда и любовь. Они оставили яркий след в истории своей страны и в мировой культуре.

Рубенсу и Вовериусу довелось прожить долгую жизнь: Рубенсу еще предстояло создать галерею Медичи, а Вовериусу – стать экономическим советником эрцгерцога Альберта, верховного правителя Нидерландов.

В этом портрете – написанное тюльпанами послание будущим поколениям: не падайте духом, не склоняйтесь перед обстоятельствами, совершенствуйтесь, любите.

10 самых известных картин художника Питера Пауля Рубенса

Питер Пауль Рубенс – это известный во всем мире нидерландский художник, являющийся ярким представителем эпохи барокко. Каждая его картина – это настоящее произведение искусства. Особую ценность приобрели его работы на мифологические и религиозные темы.

Однако, помимо них художник создавал еще и автопортреты, а также картины на отображающие волнующие его ситуации, происходящие в определенный период времени. У Рубенса был собственный стиль, благодаря которому его произведения легко узнать.

За всю свою жизнь художник создал более 3000 картин, 10 из которых точно заслуживают внимания. Именно они являются самыми известными произведениями всех времен и народов.

10. Союз Земли и Воды (1618)


Картина в стиле «барокко» таит в себе аллегорическую загадку. В образах античной мифологии воплощена идея союза 2-х стихий: вода (ее олицетворяет Бог морей Нептун) и земля (ее представительницей является Кибела). Такой союз осеняет сошедшая с Олимпа богиня Слава, а также вышедший из морских глубин Тритон.

Нептун изображен Рубенсом в образе мускулистого, седовласого старика. Одной рукой он опирается на трезубец, другой держит ладонь Кибелы. На голове у него надет венок из лавровых листьев, аналогичный тому, который держит богиня Слава.

Скучающий взгляд Кибелы свидетельствует о ее безразличии к повелителю морей. В своей руке она держит рог изобилия. Под ногами собеседников резвятся дети, и трубит в раковину Тритон.

Интересный факт: В своей картине Рубенс отображает актуальную на тот период времени проблему: под союзом Земли и Воды подразумевался «взаимоотношении» Антверпена с рекой Шельдой, устье которой было блокировано голландцами, лишившими Фландрию выхода к морю.

9. Дочь Клара (1618)


На полотне изображена старшая дочь художника от его брака с Изабеллой Брант. Картина была написана незадолго до кончины девочки (Клара погибла в возрасте 12 лет). Однако, несмотря на это, от портрета исходит тепло, излучаемое маленькой девочкой с румяными щечками и по-детски наивным взглядом.

Для прорисовки лица художник использовал технику прозрачных мазков. Белоснежный голландский воротник оттеняет личико Клары, подчеркивая хрупкость ее натуры.

Для справки: Картина по праву признана одной из самых трогательных детских портретов в истории мировой живописи. Данную работу оценили в 6.8 миллионов долларов.

8. Снятие с креста (1612)


Данная картина является алтарным триптихом. Сегодня она находится в кафедральном соборе Богоматери в Антверпене (родной город художника), для которого и была написана. В центральной части полотна расположена фигура Христа, которая как будто парит в воздухе.

Читайте также  Картина "среди волн", айвазовский

Его безжизненное тело было снято с креста. Вот-вот оно должно очутиться в руках апостола Иоанна. Помимо него на картине присутствует еще 7 действующих лиц. Один из стариков держит тело Христа за руку, а девушка снизу аккуратно поддерживает его за ногу.

Для справки: Художник намеренно придал телу Иисуса бледно-свинцовый оттенок. Таким приемом он хотел показать сходство с мраморной статуей.

7. Автопортрет (1623)


Это картина, заслуживающая особого внимания. В ней можно уловить настроение художника на момент ее создания. Существует мнение, сто написание автопортрета связано с дипломатической деятельностью Рубенса.

Питер Пауль изображен с серьезным выражением лица. Украшает его шляпа, под которой скрываются вьющиеся волосы художника. Плащ и белый воротник подчеркивают строгий образ Рубенса. Автопортрет отображает высокое общественное положение художника.

Для справки: Картина входит в коллекцию Королевской галереи Кенсингтонского дворца.

6. Коронация Марии Медичи (1625)


Данное произведение искусства было создано Рубенсом по заказу Мария Медичи, матери Людовика XIII. Сцена, происходящая на картине, посвящена ее коронации. Кардиналом де Жуайезом возлагает корону на голову Медичи.

За кульминационным моментом наблюдают прелаты – кардиналы де Гонди и де Сурдис, а также сопровождающие Марии. С одной стороны от нее стоит дочь Генриетта-Мария, а с другой – дофин. За церемонией наблюдает король Генрих IV, фигуру которого Рубенс расположил рядом с алтарем.

Для справки: Действия, запечатленные на картине, основаны на реальных событиях. Коронация состоялась 13 мая 1610 года в Париже.

5. Четыре философа (1611—1612)


У картины есть еще одно название – «Юст Липсий и его ученики». У Рубенса было особое отношение к данному произведению, поскольку на холсте он изобразил дорогих его сердцу людей: лучший друг Ян Вавериус, бран Филлип, учитель Юстус Липсиус. Над ними гордо возвышается бюст Сенеки.

Над окном висят бордовые шторы, открывающие кусочек пейзажа. Благодаря таким элементам декора фон картины можно назвать помпезным и роскошным. Однако изюминка произведения кроется не в декорациях, а действующих лицах. Каждый из философов отображает определенные эмоции, по которым можно распознать тип их личности.

4. Три грации (1639)


Это картина с богатой историей. Ее созданием Рубенсон занимался в замке Стэн, куда он «сбежал» от светской жизни, чтобы уединиться. Героинями картины стали 3 богини, запечатленные в танце. Их слегка полноватые тела полны жизни и энергии.

Мягкие линии, изящные телодвижения, изгибы полные неги – все это является отображением истинной женской красоты, по мнению художника. Картина олицетворяет гармонию тела и духа.

Для поддержания этой идеи Питер Пауль использует преимущественно синий цвет. Благодаря ему художнику удается идеальным образом соединить небесную высь и земной мир.

Интересный факт: Отличительная особенность творчества Рубенса заключается в том, что он изображает обнаженные женские тела открыто, прямолинейно и честно. При этом они не выглядят пошло и вульгарно.

3. Самсон и Далила (1609)


На картине запечатлен библейский эпизод, в котором Самсон засыпает, упав на колени Далилы. На ней надето красное платье, являющееся символом страсти и последующей кровавой расправы.

Действия происходят в борделе. Над спящим Самсоном склоняется мужчина, желающий отрезать его длинные волосы. Стоит отметить, что они считаются источником невероятной силы, данной ему Богом.

Для справки: Картина на данный момент находится в музее – национальной галереи Лондона.

2. Страшный суд (1617)


Это алтарь на холсте, написанный маслом. Эпическая картина показывает противостояние Бога и сатаны, небес и ада. Композиция построена по принципу треугольника.

В центре находится Иисус. По левую руку от него расположена фигура Моисей со скрижалями. По правую руку Христа стоит Богоматерь и святой Петр, держащий ключи от рая.

Над головой Иисуса летает голубь, олицетворяющий святой Дух. С самых небес за действием наблюдает Бог Отец. На коленях у него лежит Сфера Мира.

1. Похищение дочерей Левкиппа (1618)


Это одна из самых известных картин. В ее сюжете заложен миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды), похитивших дочерей царя Левкиппа – Гилайру и Фебу. На холсте запечатлен самый драматический момент похищения.

На фоне низкого горизонта и золотистого рассветного неба расположены 8 фигур. На заднем плане на дыбы встают кони, чувствующие напряжение момента.

Братья Диоскуры находятся в борьбе с девушками, пытаясь усадить их на коней. Гилайру и Фебу сопротивляются этому, однако об их беззащитности и слабости свидетельствуют обнаженные тела.

Питер Пауль Рубенс — художник более 3000 гениальных картин

Талантливый живописец, дипломат и коллекционер Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был выходцем из Фламандского региона Бельгии, который носил название Фландрия. Его считали одним из основателей популярного в Европе в XVII-XVIII веках художественного направления и архитектурного стиля барокко. По мнению современников художника, он обладал хорошо развитым интеллектом и природным даром видеть гармонию в окружающем мире.

  • Детство
  • Творческий путь
  • Техника и стиль
  • Влияние на мир искусства
  • Личная жизнь
  • Смерть
  • Интересные факты

Детство

Живописец появился на свет 28 июня 1577 г в немецком городке Зиген. Его отец работал юристом. Помимо мальчика в семье воспитывалось пятеро детей. Через некоторое время семья поменяла место жительства и перебралась в Кельн. Когда Рубенсу исполнилось 10 лет, его отец скоропостижно скончался. Мать приняла решение вернуться в родной город Антверпен, расположенный в Бельгии.

Показать таблицу

Историческая справка
Годы жизни 28 июня 1577 — 30 мая 1640
Страна Голландия
Жанр Портреты, живопись
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, история, пейзаж

Будущий художник получил хорошее образование. Он обучался каллиграфии и другим предметам в иезуитской школе. В процессе обучения мальчик овладел 7 иностранными языками, интересовался историей и отличался от своих сверстников феноменальными способностями по запоминанию важных исторических дат и событий.

Союз Земли и Воды

В 13 лет мальчик стал пажом графини де Лален, проживающей в Ауденарде. За счет покровителей ему удалось продолжить образование.

Через год Рубенс стал обучаться живописи. Первые навыки он получил у голландского пейзажиста Тобиаса Верхахта. Затем продолжил свое обучение с фламандским живописцем Адамом Ван Ноорта. После этого начинающий художник получил приглашение посещать мастерскую Отто ван Веена, который преклонялся перед искусством Возрождения. Благодаря владельцу мастерской Питер Рубенс стал увлекаться античным направлением.

Творческий путь

Принято выделять три основных этапа развития творчества живописца. Если кратко, то это:

  1. Ранний этап — до 1620 г.
  2. Зрелое творчество (1620-1630 г).
  3. Поздний этап.

С 1600-1608 гг Рубенс провел в солнечной Италии. Там он выполнил на заказ большое количество портретов.

Ранний этап

Большую популярность мастер приобрел в самом начале своего творческого пути. Из Италии он вернулся в связи с полученным печальным известием: в Антверпене умерла его мать. Рубенс сильно переживал утрату, у него появились мысли стать монахом.

Но перестать рисовать картины он не смог. Живописец регулярно получал заказы от состоятельных горожан. Ему было предложено начать работу при дворе известного в городе эрцгерцога Альберта.

Битва амазонок

Со временем Питер Рубенс стал одним из самых востребованных художников в родном городе. Он не только выполнял заказы своего покровителя, но и расписывал соборные стены, и писал портреты других горожан. Известная картина «Союз Земли и Воды» появилась на свет в 1618 г. По мнению искусствоведов, в ней явно заметно влияние живописцев из Италии на стиль Рубенса. Основным замыслом шедевра стало единство города с природой: Антверпена и реки, на которой стоит этот город, Шельды.

Охота на львов

К раннему этапу, помимо полотна «Союз Земли и Воды» (1612-1615), относят: «Битву амазонок», «Охоту на львов» (обе работы были выполнены в период с 1615 по 1618), «Охоту на кабана» (1615). Питер увлекался изображением сюжетов на мифологическую тематику. Одной из таких картин стала «Похищение дочерей Левкиппа».

Изображенные люди и животные экспрессивны, каждый из них будто бы находится в динамике. Эту работу сравнивают с трудами Микеланджело, которыми художник увлекался во время стажировки в Италии.

Зрелое творчество

Начиная с 1620 г, Рубенс стал выполнять заказы, поступившие от французской королевы Марии Медичи. Это были полотна исторического жанра. Художнику был заказан цикл работ, предназначавшихся для декорации помещений нового королевского замка. Овдовевшая королева хотела украсить его эпизодами из своей жизни с умершим королем.

Охота на кабана

Работа над первой серией картин была окончена в 1625 г. Завершить вторую серию, посвященную правлению умершего короля, автор не успел. Для придания картинам выразительности мастер использовал аллегорические и мифологические образы.

Похищение дочерей Левкиппа

Известной на весь мир картиной из этого цикла стала работа, посвященная прибытию французской королевы в Марсель. Мария Медичи на полотне изображена во весь рост. Одетая в нарядное платье она сходит с галеры на берег, приветствуют госпожу божества стихии морских глубин. Над ней витает в далеких облаках Слава, дающая всем знать о прибытии королевы в порт. Канаты, сброшенные с корабля, привязывают наяды, сопровождающие свою повелительницу.

Поздний этап

На закате творческого пути в результате долгих лет непрерывной работы живописец заболевает подагрой. Заболевание не поддается лечению и начинает быстро прогрессировать. Но оптимистический настрой не покидает мастера.

Свои работы он писал до последних дней жизни. Центральной темой этого этапа стала сельская жизнь и природа. Знаменитые картины того времени: «Крестьянский танец» и пейзаж «Крестьяне, возвращающиеся с полей».

Техника и стиль

В рисунках Рубенс проявил уникальный дар, внося через них в повседневную жизнь яркие краски, самобытность и колорит. Рисуя свои первые картины, художник сумел подчеркнуть свойственную ему манеру: он тщательно прорисовывал детали пейзажа и фона, которые находились на заднем плане портрета человека. Технику работы итальянских мастеров живописи художник перенес на свои картины.

Этюд головы девочки
Клара Серена Рубенс — дочь Рубенса от первой жены Изабеллы Брант

В течение всего творческого пути живописец постоянно находился в поиске: собственного художественного стиля, новых решений передачи цвета, способов подачи объема и формы. К каждому заказу он относился с особым трепетом и всегда находил уникальный подход к написанию будущих шедевров.

Влияние на мир искусства

Рубенс был истинным художником стиля барокко. Учтивый, образованный человек, талантливый художник и дипломат он стал самым известным фламандским живописцем своего времени.

Написанные им картины пользовались большой популярностью по всей Европе. Творчество гениального художника внесло огромный вклад в развитие живописи на территории европейских стран. Он стал одним из основателей фламандского метода.

Воздвижение Креста

Школа Питера Пауля Рубенса оказала огромное влияние на становление фламандской живописи. Одним из его последователей стал Ван Дейк.

В 2017 г в Лондонской Национальной галерее состоялось открытие новой секции, посвященной наследию двух гигантов в мире искусства: Рубенса и Рембрандта. Этих мастеров объединяет одно: их влияние на становления искусства своего времени и на последующие за ними поколения художников.

Личная жизнь

Первой женой талантливого живописца стала Изабелла Брант. Избранница была дочерью статс-секретаря. Женился мастер по большой взаимной любви. После бракосочетания живописец изобразил себя с любимой женщиной.

Картина была названа «Автопортрет с Изабеллой Брант». Они жили в счастье и гармонии, на свет появились трое детей. Но брак продлился недолго: в 1626 году Изабелла умерла. Автор тяжело переживал утрату. После смерти супруги он отправился с дипломатической миссией по европейским странам.

Автопортрет с Изабеллой Брант

Через 4 года мастер женился во второй раз на молодой племяннице Изабеллы. Ее звали Елена Фоурмен. Вскоре после женитьбы он стал владельцем поместья Стен, на территории которого был построен красивый замок.

В этот период художник полностью посвятил себя любимому занятию: он перестал заниматься деятельностью дипломата. В браке появились на свет пятеро детей. Семья счастливо жила вдали от города, живописец писал сельские виды, полные гармонии и красоты.

Смерть

Начиная 1635 г, приступы подагры стали тяжелыми и изматывающими. В 1638 г была полностью поражена правая рука, из-за чего Рубенс лишился возможности писать. Болезнь все время прогрессировала, мешая полноценно наслаждаться жизнью. Умер художник от сильного приступа подагры 30 мая 1640 г. В последние минуты жизни рядом с ним была любимая жена и их дети.

Интересные факты

Когда великого фламандского живописца не стало, его жена Елена решила уничтожить полотна, на которых муж изобразил ее в обнаженном виде. Картины были сохранены для потомков благодаря вмешательству короля Нидерландов. Через священника он уговорил вдову сохранить шедевры.

Портрет женщины с четками

Творческий путь гениального творца Питера Рубенса стал мировым достоянием. Его картины размещены в лучших музеях мира. Регулярно проводятся выставки, посвященные творчеству фламандского мастера. Полюбоваться на великие полотна живописца приезжают люди из разных уголков земли.

Питер Пауль Рубенс — символ стиля барокко в живописи, дипломат и полиглот

Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens; родился 28 июня 1577 — умер 30 мая 1640 гг.) — фламандский художник XVII века, величайший представитель стиля барокко в мировом изобразительном искусстве. Выдающийся живописец религиозного и портретного жанров, автор множества картин на мифологическую, пейзажную и историческую тематики, изображений обнаженной натуры. Питер Пауль Рубенс заслужил признание еще при жизни, воспитал талантливых учеников и собрал огромную коллекцию произведений живописи.

Питер Пауль Рубенс умел наладить хорошие отношения с представителями высшей власти разных стран Европы. Художник часто и весьма успешно выполнял дипломатические поручения венценосных особ. Испанский монарх даже даровал ему дворянство, а английский король — пожаловал титул рыцаря.

Биография Питера Пауля Рубенса

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в небольшом немецком городке Зигене, куда его родители перебрались из Фландрии из-за религиозных преследований. Через 10 лет умер отец будущего художника и вскоре после этого печального события мать с детьми вернулась в Антверпен.

Мальчик с ранних лет обнаружил способности к обучению. Особенно легко ему давались иностранные языки. В иезуитской школе он в совершенстве обучился латыни и познакомился с античной культурой. Рубенс постоянно совершенствовал свои знания в лингвистике и на протяжении многих лет свободно общался с людьми не только на родном голландском, но и на французском, немецком, итальянском, английском и испанском языках.

В 14 лет подросток уговорил мать отдать его на обучение живописи. Первым наставником Рубенса стал пейзажист и график Тобиас Верхахт (Tobias Verhaecht), дальний родственник матери. Затем Питер продолжил учебу у портретиста Адама ван Ноорта (Adam van Noort) и самого известного мастера живописи в Антверпене тех времен — Отто ван Веена (Otto van Veen).

В 1600 году Рубенс уехал в Италию, где благодаря своему умению заводить знакомства и таланту живописца сумел поступить на службу к герцогу Мантуи. В составе свиты Винченцо Гонгазы он побывал во многих центрах итальянского искусства: Риме, Флоренции, Милане, Генуе.

В 1605 году герцог Гонгаза назначил Рубенса послом и отправил к испанскому королю с коллекцией картин. Здесь молодой живописец быстро завоевал уважение и даже получил предложение занять должность придворного художника, но отказался от высокой чести и отправился в Мантую.

В 1608 году Рубенс вернулся во Фландрию, вступил в брак с Изабеллой Брант и открыл свою мастерскую. Она пользовалась огромным успехом, нередко желающие несколько лет ждали очереди, чтобы попасть на обучение к мастеру. Художник вел обеспеченную жизнь, получал множество заказов и творил в разных жанрах.

В 1622 году Мария Медичи пригласила Рубенса в Париж для украшения своей резиденции — Люксембургского дворца. Королева-мать заказала художнику 24 картины, и с этой задачей он блестяще справился.

Смерть жены в 1626 году стала тяжким ударом для мастера. На 4 года он отошел от искусства и занялся дипломатической службой: принимал участие в переговорах и выполнял официальные миссии в столицах Англии и Испании.

В декабре 1630 года уже немолодой Рубенс женился во второй раз на 16-летней Елене Фоурмен. Он обожал свою новую возлюбленную и написал множество ее портретов. Елена родила Питеру 5 детей и оставалась музой до самой кончины художника.

Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года, оставив наследникам огромное по тем временам состояние — 400 000 флоринов. Благодаря чему вдова и дети могли жить безбедно долгие годы.

Судьба благосклонно отнеслась к Питеру Паулю Рубенсу. Его произведения почти не критиковали при жизни, художник вел роскошную жизнь и был нарасхват у богатых заказчиков. А сегодня картины великого мастера украшают экспозиции музеев и коллекции богатейших ценителей искусства.

Самые известные картины Рубенса

Очень сложно выбрать наиболее известные картины Рубенса. Его кисти по самым скромным оценкам искусствоведов принадлежит более 1400 полотен. Но все же некоторые шедевры достойны отдельного упоминания:

  • «Конный портрет герцога Лерма», 1603 — самая знаменитая работа мастера во время поездки в Испанию. Идеальный образец парадного героического портрета.
  • «Маркиза Бригитта Спинола Дориа», 1606 — пример классического аристократического портрета кисти Великого фламандца.
  • «Воздвижение Креста Господня», 1610 — триптих, в котором зритель как бы становится участником казни Сына Божия. Сейчас украшает одну из стен Антверпенского Кафедрального Собора.
  • «Союз Земли и Воды», 1618 — аллегорическая картина на мифологическую тематику, блестящее изображение единства двух начал в природе.
  • «Охота на львов», 1621 — наиболее известная анималистическая картина художника.

Картинами Питера Пауля Рубенса можно любоваться долго. А посетители портала Very Important Lot в любой момент могут принять участие в аукционах искусства. Сайт также дает возможность купить картины напрямую у современных художников.

Рисование.ру

Питер Пауль Рубенс

Фламандский художник Питер Пауль Рубенс добился больших успехов в живописи. Он является талантливым представителем стиля борокко в живописи, воплотившим в своем творчестве подвижность, чувственность и безудержную страсть к жизни. Рубенс создал около 3000 картин, многие из которых выполнены в сотрудничестве с учениками и другими художниками.

Питер Пауль Рубенс. Картины художника

Питер Пауль Рубенс. Конный портрет герцога Лерма

1603 г Музей Прадо, Мадрид

Полководец, политический деятель и видный меценат Франсиско Гомес де Сандоваль-и-Рохас, 1-й герцог Лерма (да, именно таково его полное имя) мог себе позволить заказать портрет одному из известнейших живописцев, представителю «золотого века нидерландской живописи» Рубенсу. Разворачивающаяся на втором плане панорама сражения — напоминание о победах герцога. А резкие и стремительные мазки, жестковатые линии, которыми очерчены кроны деревьев, облака, смешивающиеся с клубами дыма, — все это создает удивительное ощущение стремительного движения и порывистого ветра. Кстати, Михаил Юрьевич Лермонтов считал герцога своим предком.

Питер Пауль Рубенс. Геркулес и Омфала

Ок. 1602-1605 г. Лувр, Париж

Согласно легенде, Геракл был временно отдан в рабство лидийской царице Омфале в наказание за убийство героя Ифита. Геракл влюбился в своенравную правительницу и позволял ей очень многое. Что именно? Рубенс продемонстрировал это наглядно: Омфала таскает за ухо великого воина, который покорно отдал ей оружие и, подобно женщине, трудится за прялкой.

Питер Пауль Рубенс. Святая Домицилла, поддерживаемая святым Нереем и святым Ахиллесом Римским

1608 г. Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим

Еще одно произведение, созданное Рубенсом для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла. Христианка Домицилла (Домитилла) была вместе со своим мужем Титом Флавием Клементом замучена во время гонений на христиан при императоре Домициане. Схожая судьба постигла Нерея и Ахиллеса (Ахиллея). Вероятнее всего, изначально они были воинами. В трактовке Рубенса все трое наделены неколебимым спокойствием и достоинством. Нерей и Ахиллес изображались либо с мечами в руках, либо с пальмовыми ветками, которые трактовались и как символ христианства, и как символ мученичества.

Питер Пауль Рубенс. Мадонна делла Валичелла

1608 г. Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим

Римская церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, или Новая церковь, была построена еще в VI столетии. Во второй половине XVI столетия была начата долгая масштабная реконструкция. Для оформления храма были приглашены самые именитые мастера, в том числе и Питер Пауль Рубенс. Центром произведения «Мадонна делла Валичелла» (или «Мадонна с младенцем в окружении ангелов») является изображение Богоматери с благословляющим паству младенцем Иисусом на руках, вписанное в овальный медальон, который поддерживают многочисленные херувимы и ангелы, парящие среди облаков.

Питер Пауль Рубенс. Портрет маркизы Бриджиды Спинола-Дориа

1606 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Рубенса именовали «певцом красоты», «художником, очарованным жизнью». И создавая портрет молодой аристократки — дочери герцога и военачальника Джованни Андреа Дориа, он не просто любуется очаровательной моделью. Мастера не меньше восхищают тяжелая роскошь бархата, блеск шелка, нежность кружева — изображение костюма почти фотографично. Напыщенная роскошь одежд контрастирует с озорной полуулыбкой девушки.

Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста

1612 г. Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен

Одно из лучших произведений Рубенса. Рейнольдс, английский художник XVIII столетия, писал, что на этом полотне — «вся тяжесть смерти». Неудивительным образом тело Христа, соскальзывающее с креста на руки апостолов и святых жен, не оставляет гнетущего впечатления. Благодаря источаемому фигурой Спасителя свету оно становится символом не смерти, а надежды.

Питер Пауль Рубенс. Страшный суд, низвержение проклятых

1615-1616 гг. Старая пинакотека, Мюнхен

Картины Рубенса всегда отличались буйством цвета и напряженностью эмоций. Его святые и грешники — не столько персонажи Священного Писания, сколько живые люди, со своими отличительными чертами и особенностями. Возможно, поэтому его религиозная живопись производила на современников (да и по сей день производит) такое сильное впечатление?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: