Больше никогда, поль гоген - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Больше никогда, поль гоген — описание картины

Самые красивые картины Поля Гогена

Французский художник Поль Гоген по праву считается одним из самых выдающихся постимпрессионистов Франции. В его картинах отлично сочетаются символизм и абстракция. Он мог бы заниматься предпринимательством и иметь неплохое финансовое положение, но по творческому позыву бросил свою финансовую карьеру. Поль Гоген стал очень популярным, но очень нищим художником. В наши дни его картины уходят с молотка за миллионы долларов, но при жизни работы Гогена высмеивали и считали примитивными. Как жаль, что эта участь постигла не одного великого художника.

Как и сам художник, его картины наполнены смелостью и эксцентризмом. Самые популярные работы Гогена — это цикл картин из острова Таити.

«Прекрасная страна» (1892)

Как и все творческие люди, Поль Гоген страдал от затяжных депрессий и приступов апатии. Приехав на солнечный, теплый и гостеприимный остров Таити, Гоген словно окунулся в райское блаженство. Работа «Прекрасная страна», стала для Поля желанием показать всю красоту и изобилие острова.

А ты ревнуешь? (1892)

Да, название для картины, конечно же непривычное и неординарное, что свойственно незаурядному Гогену, но сюжет вполне удовлетворяет наше недоумение насчет названия.

Что мы здесь видим: две нагие туземки загорают после купания, на райском побережье, разговаривая о своем, о женском, вспоминая в разговоре свои любовные приключения. Одна из них спрашивает — а ты ревнуешь? Вот такая была интересная фантазия у художника. Эта картина относится к первому таитянскому периоду.

«Когда же замуж?» (1892)

Почти все сюжеты картин, которые Поль написал на полинезийском острове, были взяты из повседневного быта жителей острова.

Картина «Когда же замуж?» — одна из самых ярких работ Гогена. На ней изображены две миловидные таитянки в ярких одеждах. Видимо пришло их время обзавестись семьей, вот почему картина имеет столь интересное название. В феврале 2015 года именно эта картина была продана за 300 млн долларов и пока это абсолютный ценовой рекорд на сегодняшний день за произведение искусства.

Бретонская деревня под снегом (1894)

В творчестве французского художника Поля Гогена особую нишу занимают пейзажи. Самой яркой из работ в этом направлении считается картина под названием «Бретонская деревня под снегом», которая была написана в Париже в 1894 году. Будучи городским жителем, мастер кисти обожал деревню, где он по его словам отдыхал душой и чувствовал себя поистине свободным художником. Наверное, именно благодаря этому его серия картин про бретонские деревни вышла очень настоящей и красочной.

«День божества» (1894 г.)

В 1891 году Поль Гоген переезжает на остров Таити. Здесь он на некоторое время обретает душевное спокойствие и пишет свои самые лучшие картины. Одной из таких работ считается картина под названием «День божества». На полотне запечатлено как поклонение местной богине Хине, так и сама суть бытия. Три фигуры на переднем плане, по мнению искусствоведов, символизируют три сокровенных таинства жизни человека — рождение, сама жизнь и смерть. Разноцветные воды реки полностью соответствуют постимпрессионистским взглядам мастера.

«Больше никогда» (1897)

Картину «Больше никогда», художник написал в память об умершей дочери. Хотя мастера красок трудно было назвать хорошим отцом, все-таки он тяжело переживал эту утрату.

В сюжете переплетается глубокая человеческая горечь с философским взглядом на миропорядок, в котором всё приходящее на эту землю должно покинуть её. На картине нарисована юная таитянка. Она печальна, с грустью она смотрит вдаль, мысленно прощаясь с кем-то дорогим ее сердцу. Вдохновением для этой картины послужила поэма Эдгара По «Ворон». В ней повествуется о говорящем вороне, утешающего обезумевшего от горя любовника, потерявшего свою любимую.

Вайраумати (1897)

Еще один художественный шедевр Гогена из первого таитянского периода. Художник импрессионист долго жил на Таити, поэтому много рисовал прелестных таитянок. На этом холсте изображена смуглая, нагая девушка, сидящая на камне, прикрытом красивым платком, рядом с ней на столике тропические фрукты и ярко светит солнце, настроение грустное, а ее мысли где-то далеко-далеко.

Цветы и кошки (1899)

Как известно, манера написания картин у Гогена одна, а вот жанры он испробовал все, вот и натюрморт тоже вошел в его коллекцию. Правда необычно спокойный сюжет, где сочетание цветов и животных немного не вписывается в круговорот его работ. Эта работа была написана в 1899 году и считается одной из последних его творений. Как по мне, огромная ваза с ярко пестрыми цветами и мирно спящие кошки очень гармонично и красиво смотрятся на полотне. А вам как кажется?

Три таитянки на желтом фоне (1899)

Эта работа живописца создана в 1899 году во втором таитянском периоде. Три милые и стройные женщины вышли в поле в своем родном крае Таити, чтобы полюбоваться красотой природы и обсудить между собой свои переживания и заботы. И действительно, желтый цвет в картине преобладает, но есть здесь и множество других оттенков и цветов. В наше время картина находится в Государственном музее Эрмитаж, в Санкт-Петербурге и ценители таланта французского художника могут полюбоваться ею без проблем.

Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы

Поля Гогена можно корить за многое – измены официальной супруге, безответственное отношение к детям, сожительство с несовершеннолетними, богохульство, крайний эгоизм.

Но что это значит в сравнении с величайшим талантом, которым наградила его судьба?

Гоген – это сплошь противоречие, неразрешимый конфликт и жизнь, похожая на приключенческую драму. А ещё Гоген – это целый пласт мирового искусства и сотни картин. И совершенно новая эстетика, которая до сих пор удивляет и восхищает.

Жизнь обычная

Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в весьма незаурядной семье. Матерью будущего художника была дочь известной писательницы. Отец – журналистом политического журнала.

В 23 года Гоген находит хорошую работу. Он становится преуспевающим биржевым маклером. Но по вечерам и в выходные он рисует.

В 25 он женится на голландке Метте Софи Гад. Но их союз – не история о великой любви и почётном месте музы великого мастера. Ибо искреннюю любовь Гоген испытывал лишь к искусству. Которую жена не разделяла.

Если и изображал Гоген супругу, то редко и довольно специфично. Например, на фоне стены серо-коричневого цвета, отвернувшейся от зрителя.

Поль Гоген. Метте спит на диване. 1875 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Однако супруги родят пятерых детей, и, пожалуй, кроме них их в скором времени ничего не будет связывать. Метте считала занятия живописью мужа пустой тратой времени. Она выходила замуж за обеспеченного маклера. И хотела вести комфортную жизнь.

Поэтому однажды принятое мужем решение бросить работу и заниматься только живописью для Метте было сильнейшим ударом. Их союз, конечно, не выдержит такого испытания.

Начало искусства

Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.

Более всего Гогена прельщали импрессионисты . Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.

Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, Писсаро , Дега .

Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.

Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. The-athenaeum.com

Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.

Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.

А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.

1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.

Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.

Гоген в Бретани

Лето 1886 г. Гоген проводит в Бретани на севере Франции.

Именно здесь Гоген выработает свой индивидуальный стиль. Который уже будет мало меняться. И по которому он так узнаваем.

Простота рисунка, граничащая с карикатурой. Большие участки одного цвета. Яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими. А ещё таинственность и мистичность.

Все это мы видим в одном из главных шедевров Гогена бретонского периода – “Видение после проповеди или Борьба Иакова с Ангелом”.

Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Реальное встретилось с фантастическим. Бретонские женщины в характерных белых чепцах видят сцену из Книги Бытия. Как Иаков борется с Ангелом.

Читайте также  Портрет маргарет стонборо-витгенштейн, густава климта, 1905

Кто-то смотрит (в том числе корова), кто-то молится. И все это на фоне красной земли. Как будто дело происходит в тропиках, перенасыщенных яркими красками. Однажды Гоген уедет в настоящие тропики. Не потому ли, что его цвета более там уместны?

В Бретани был создан ещё один шедевр – «Жёлтый Христос». Именно это картина является фоном к его автопортрету (в начале статьи).

Поль Гоген. Желтый Христос. 1889 г. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало. Muzei-Mira.com

Уже по этим картинам, созданным в Бретани, видно существенное отличие Гогена от импрессионистов. Впечатленцы изображали свои зрительные ощущения, не внося никакого скрытого смысла.

А вот для Гогена иносказательность была важна. Недаром он считается зачинателем символизма в живописи.

Посмотрите, насколько спокойны и даже равнодушны бретонки, сидящие вокруг распятого Христа. Так Гоген показывает, что жертва Христа давно забыта. И религия для многих стала лишь набором обязательных ритуалов.

Зачем же художник изобразил себя на фоне своей же картины с желтым Христом? За это его многие верующие не любили. Считая такие “жесты” богохульством. Гоген считал себя жертвой вкусов публики, которая не принимает его творчество. Откровенно сравнивая свои страдания с мученичеством Христа.

А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась “Прекрасная Анжела”.

Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889 г. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru

Реальная Анжела была в шоке. Она и представить себе не могла, что будет такой “прекрасной”. Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки.

А рядом экзотическая статуэтка. Которую девушка расценила, как пародию на своего мужа. Ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что заказчики не растерзали полотно в порыве гнева.

Гоген в Арле

Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение Ван Гога о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.

Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.

Поль Гоген (1848 — 1903)

Судьба Гогена необычна: один из крупнейших мастеров XIX века, оказавший решающее влияние на искусство XX столетия, до двадцати пяти лет и не помышлял о том, что станет художником. В жилах Гогена смешалась и бурлила кровь разных наций и рас, наложив отпечаток на его жизнь, на отмеченный необузданностью нрав, проявившись во внешнем облике, в лице с резкими, словно вырубленными топором чертами.

Детство прошло в Перу, в семье матери, происходившей из знатного перуанского рода; бабушка — Флора Тристан — была писательницей. С 1855 года семья живет во Франции, Поль учится в католической школе, откуда мечтает сбежать, чтобы стать моряком. В семнадцать лет нанимается матросом на трехмачтовый корабль «Лузитания», совершающий рейсы между Гавром и Рио-де-Жанейро. В 1871 году Гоген получает место маклера на парижской бирже и вскоре уже имеет значительное состояние.

Он ведет жизнь преуспевающего буржуа, интересуется искусством, пробует писать и лепить сам. В 1874 году поступает в частную студию Коларосси, где рисует с натуры и с гипсов, занимается скульптурой. Знакомится с импрессионистами, покупает их картины. В 1876 году дебютирует в Салоне, а в 1879 году на Четвертой выставке импрессионистов экспонирует скульптуру.

Живопись захватила Гогена, овладела всеми его помыслами, и когда в 1883 году он лишается места на бирже, то воспринимает это как знак судьбы. Отныне он художник.

Материальные трудности вынуждают Гогена отправить семью (у него к этому времени пятеро детей) к родственникам жены в Копенгаген, а сам он начинает вести кочевую жизнь, пробавляясь случайными заработками, все силы отдавая живописи. После недолгого увлечения импрессионизмом он углубляется в поиски собственного пути: «Я пребываю в ужасном состоянии глубокой меланхолии, — писал Гоген, — и все же рад найти что-то новое, а не идти проторенным путем. Это новое я чувствую, но выразить еще не могу». Художника притягивал не столько мир изменчивой природы, сколько сфера чувств, неизведанная и таинственная область подсознания. В поисках «истоков духовности» Гоген забирается в самые глухие уголки Франции, где он надеялся найти человеческие души, сохранившиеся в первозданной чистоте, самобытные нравы, обычаи, верования. В 1886—1890-х годах он работает в Бретани, затем в Нормандии — в Понт-Авене, в Ле-Пульдю. При выходе из церкви прихожанки видят перед собой сцену из Библии — настолько потрясла проповедь священника их простые души (Видение после проповеди. Борьба Иакова с ангелом, 1888, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии); бретонские крестьянки, собравшись возле распятия, скорбят, словно присутствуют при казни, которая происходит здесь, в данный момент (Желтый Христос, 1888, Буффало, Художественная галерея Облрайт-Нокс). На добрых лицах женщин сострадание и тихая печаль. Неумелое деревянное изваяние преображается в истязаемого Бога. Тело Христа такого же цвета, той же «сущности», что и расстилающиеся позади желтые осенние поля, холмы, перелески, а муки Господа воспринимаются как воплощение страданий, ниспосланных человеческому роду.

Мощный творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте, талант — все это выдвинуло Гогена в лидеры. Вокруг него группируются молодые художники, которых не удовлетворял импрессионизм — так называемая Понт-Авенская школа: Бернар, Серюзье, Лаваль и другие.

Художники, близкие Гогену, упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми пятнами, очерчивая их четким контуром. Линии и краски не только передают явления действительности, но и обладают самостоятельной эмоциональной выразительностью. «Есть благородные линии, есть фальшивые… Цвета открывают еще больше… Есть благородные тона и обычные, сочетания спокойные …и будоражащие, — писал Гоген. — Внутренний мир человека, свободный от всех покровов, может быть полностью выражен». Об эмоциональной содержательности линии и цвета знали еще древние — достаточно вспомнить древнеегипетских Плакальщиц. Не случайно Гоген внимательно изучал искусство Египта и примитивов.

Для Гогена характерна неустанная жажда перемены мест. То он внезапно решает ехать в Панаму, затем на Мартинику, откуда привозит ряд ярких по колориту работ (1887). Осенью следующего года он в Арле, на юге Франции. Работает вместе с Ван Гогом, который мечтает о создании братской общины художников. Ван Гог тяжело заболевает, и все кончается ссорой и разрывом. Из Арля Гоген привозит Арлезианку (1888, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Кафе в Арле (1888, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) и другие полотна.

Вечное скитальчество отражало подсознательную надежду мастера на то, что есть на земле такое место, которое могло бы дать мощный импульс его творчеству. Он постоянно чувствует неудовлетворенность. Дега говорил о Гогене: «Он словно дикий волк из леса без ошейника». Гогена мучает невозможность выразить то, чем он хотел поделиться с людьми: «Я чувствую в глубине моего существа нечто великое; но в каких потемках мне приходится передвигаться…» — писал он. Духовные поиски сближают художника с символистами, он посещает кафе «Вольтер» — излюбленное место их встреч. Здесь же в марте 1891 года устраивается под председательством Малларме прощальный банкет в честь Гогена, который уезжал на Таити.

Этот отъезд был похож на бегство — от суеты, лжи, ханжества. Художник надеялся найти на далеком острове воплощение своей мечты о Золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми, о том, что там он сможет, наконец, обрести самого себя, выразить то, что переполняло его.

На Таити талант Гогена разворачивается в полную мощь. Мечты художника воплотились в прекрасных картинах, полных солнца, ярких пылающих красок. Не только тропическая природа, но и люди племени маори, населяющие остров, покорили мастера. Они называли свою землю Ноа-Ноа. Гоген находит в них первозданную чистоту, нравственное здоровье, естественность отношений, утраченные цивилизованными народами. Но, чтобы понять человека, проникнуть в мир его души, недостаточно быть сторонним наблюдателем — надо жить жизнью народа, который хочешь понять. Художник поселяется вдали от столицы Папеэте: «С одной стороны море, с другой — горы… Между горой и морем стоит моя хижина… Между мною и небом ничего, кроме высокой легкой кровли из листьев пандана, в которых гнездятся ящерицы».

От одиночества, которое начинало тяготить Гогена, он избавился неожиданным образом. Однажды во время прогулки его пригласили к столу. «Ты ищешь женщину? Хочешь мою дочь?» — спросила таитянка. Так в доме художника появилась Техура. «Этот ребенок тринадцати лет (что соответствует восемнадцати или даже двадцати в Европе) восхитил меня, потряс меня и почти привел в ужас. …Отныне наступила жизнь, полная счастья… Благодаря ей мне удалось проникнуть в таинства, недоступные прежде» (Гоген).

Однажды, вернувшись домой ночью, он застал Техуру дрожащей от ужаса. «Здесь Дух мертвых», — прошептала девушка. На картине «Дух мертвых не дремлет» (1892, Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс) в ногах Техуры застыл белоглазый идол, испускающий таинственные эманации света, порхающие во мраке.

Читайте также  Картина «лаокоон», эль греко — описание

Гоген пишет таитянок то на раскаленном песке, розоватые тона которого оттеняют их янтарно смуглые тела («А, ты ревнуешь?» (1892, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго», (1892, Балтимор, Музей искусств).

Чтобы адекватно передать новый мир образов и чувств, формы, связанные с классической античной традицией, которой следовало искусство Европы в течение шести веков, не годились. Художник усиливает эмоциональное и декоративное звучание колорита, пишет крупными пятнами цвета, обобщает, а подчас схематизирует объемы, упрощает линии, отходит от линейной перспективы. Возможно, мастер обращается к воспоминаниям своего перуанского детства, к музейным впечатлениям. Но еще важнее для формирования нового стиля Гогена было наблюдение за маори с их крепкими загорелыми телами, широкими прямыми плечами, четко вылепленными формами лиц со своеобразными «не европейскими» чертами. Таитян отличало особое, чуть угловатое изящество движений и жестов, присущее людям, привыкшим к физическому труду и не обременяющими себя одеждой.

После двухлетнего пребывания во Франции (1893—1895) Гоген вновь уезжает на Таити, а в 1901 году поселяется в Атуоне (Маркизские острова). Он много работает, но болезни, конфликты с местной администрацией подтачивают его силы, порой художник впадает в депрессию. Его мучают сомнения, и картины отражают тревогу духа («О, Таити, больше никогда», 1897, Лондон, Институт Курто). Перед неудачной попыткой самоубийства создана большая монументальная композиция «Откуда мы? Кто мы? Куда идем?» (1897, Бостон, Музей изящных искусств) — цитата из Паскаля. Однако в таких полотнах, как «Сбор плодов» (1899, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), «И золото их тел» (1901, Париж, Музей Орсэ) художник вновь утверждает красоту и плодородие счастливого острова.

Тяжело больной, страдая и физически, и морально, глубоко одинокий художник умер в Атуоне восьмого мая 1903 года. Своими солнечными полотнами мастер нес людям радость, веру в жизнь, открывал пути в будущее. Представим на мгновение XIX век без Гогена — насколько пресным, будничным предстанет перед нами искусство этого столетия.

Больше никогда, поль гоген — описание картины

Недавно мы издали графический роман «Гоген. Другой мир». Эта книга рассказывает о мятежном французе намного больше обычной, пусть даже подробной, биографии. Здесь есть неожиданные повороты сюжета, любовная история, множество персонажей. Но в центре, конечно, сам Поль Гоген. Вот каким увидел своего героя иллюстратор Фабрицио Дори.

Самоучка

Поль Гоген начал заниматься живописью в свободное время, как любитель. Его наставник Гюстав Ароза был большим ценителем этого вида искусства. Впоследствии Гоген познакомился с парижскими художниками, импрессионист Писсарро стал его учителем, а Ван Гог разделял его взгляды на искусство. В среде символистов он обрел особое влияние, некоторые художники считали его наставником.

Тонувший в нищете

Молодой Гоген работал биржевым агентом и неплохо зарабатывал, но постепенно творчество заняло все его мысли. Он потерял работу, жена переехала к родителям в Копенгаген. Художнику пришлось устроиться торговым представителем и продавать непромокаемые ткани. Он ненавидел такую жизнь и тонул в нищете.

Человек, который оставил цивилизацию

Гоген провел детство в Перу и считал цивилизацию болезнью. Мысль покинуть Европу не давала ему покоя. В 1891 году ему удалось реализовать свой план: художник сел на корабль, который отплыл из Марселя к берегам Таити. Он без сожаления оставил жену, семью, друзей, родину.

Художник

Вот цитата из комикса: «Искусство требует жертв! Надо пробовать и пробовать, не бояться каждый раз начинать сначала. Мы лишь на мгновение достигаем неба, а потом приходится двигаться к нему заново. Но идея, явившаяся на миг, сильнее всего остального». И еще одна: «Мой идеал находится на поверхности полотна, а не в реальной жизни». Гоген был уверен, что добьется успеха в искусстве, а его талант непременно признают.

Дикарь

За небольшие деньги Гоген купил хижину в деревушке на Таити. От неба его отделяла лишь тонкая лиственная крыша. Художник говорил: «С соседями мы с любопытством наблюдали друг за другом. Дикарем здесь был я: не знал ни языка, ни обычаев, ни как добывать пищу». Постепенно он подружился с местными жителями, стал одеваться и есть как они. Вот еще одно признание: «Здесь я узнал, что такое легкость; прежде никогда ее не испытывал. Мой разум освободился от старого бремени».

Влюбленный мужчина

Гоген познакомился с Техурой во время одного из многочисленных путешествий по острову. Один жандарм из Таравао одолжил ему свою лошадь. Художник решил отправиться на восточное побережье, где европейцы почти не бывали. Там он впервые увидел Техуру. Гоген считал, что в ней таились две души: маленькой девочки и предков. Он полюбил ее и часто ее рисовал.

Путешественник

К девятнадцати годам Гоген совершил кругосветное путешествие. Во время пребывания на острове исследовал его изнутри, добирался до плато Таманау, чтобы увидеть центр Таити — гору Аораи.

Писатель

Если Поль Гоген и похож на литературного героя, то нужно заметить, что он и сам не удержался от того, чтобы внести вклад в создание мифа о себе. На протяжении всей жизни Гоген раскрывал себя в переписке, обращаясь к жене и друзьям: художникам, поэтам и критикам. Эти письма, помимо своего прямого назначения, позволяли Гогену выражать свои взгляды на искусство и роль художника в нем. Удивленный его талантом красноречия Эдгар Дега назвал Гогена «профессором». Написание писем для художника, кроме всего прочего, было способом запечатлеть эволюцию своей художественной практики.

Страдающий человек

Детство Гогена в Лиме было счастливым, но ему пришлось вернуться в Париж. Город казался мальчику холодным и серым, другие дети и учителя не понимали его. Всю жизнь художник искал место, где будет свободен, но сумел обрести его лишь на время. В свой второй приезд на Таити Гоген чувствовал себя изнуренным, больным, с иссякшим воображением.

Тот, кто освободил живопись

Гогену хотелось совершить революцию в живописи. Получить больше пространства, больше свободы.

Он искал разгадку, ключ к великому мифическому примитивному искусству. Пытался дать форму древним образам, используя язык современного человека. Хотел вернуть в наше время то, что мы когда-то потеряли и чего нам не хватает. И он этого достиг. Считал: даже если его работам не суждено сохраниться, это не имеет значения: всё равно после него останется след того человека, который освободил живопись.

Обложка поста и иллюстрации — из книги

Поль Гоген, картины: описание, история создания. Невероятные картины Гогена

Поль Гоген, выдающийся французский художник, родился 7 июня 1848 года. Является крупным представителем постимпрессионизма в искусстве живописи. Считается непревзойденным мастером тонкой декоративной стилизации, с элементами так называемой «островной» манеры художественного рисунка. Стиль творчества художника определялся его интеграцией в общество аборигенов, живущих на Таити. Гоген прожил на острове последние несколько лет своей жизни в полном умиротворении и покое. Окружающие его люди представляли неиссякаемый источник сюжетов для создания живописных полотен, и художник трудился не покладая рук. За период своей жизни на Таити Поль Гоген написал более сотни картин, однако до наших дней дошла лишь малая часть.

Отъезд в Перу

Поль Гоген рос в семье политического журналиста, ведущего обозревателя журнала «Насьональ». Мать, вместе со своими многочисленными родственниками, проповедовала утопический социализм. Республиканские радикальные идеи отца и фанатичная вера матери в несуществующие ценности порождали нездоровую атмосферу в семье, и юный Гоген старался не вникать в сложные переплетения отношений между родителями. Во время обострения политической обстановки во Франции семья Гогенов в полном составе погрузилась на судно, отплывающее в Латинскую Америку. В пути отец Поля скончался, причиной смерти был сердечный приступ. По прибытии в Перу будущий художник был принят в семью родственников по материнской линии, там он обрел уют и возможность творческого развития. Новая страна, экзотическая и необычная, покорила Поля, ее колорит положил начало любви Гогена к тропикам.

Возвращение во Францию

Однако судьба распорядилась так, что Поль Гоген в возрасте восьми лет вместе с матерью отправился обратно во Францию, чтобы получить права на наследство, оставшееся после смерти его дяди, родного брата отца. Мать и сын, оформив все необходимые документы по завещанию, решили не возвращаться в Перу и остаться во Франции. Поль стал учиться, а мать занялась швейным бизнесом. В 17 лет молодой Гоген нанялся юнгой на корабль и отправился в дальнее плавание. В течение последующих шести лет Поль плавал по морям и океанам, знакомился с новыми странами, получал своеобразный жизненный опыт. Перед самым возвращением во Францию он узнает о смерти матери, которая в письме поручает сына своему другу Густаву Ароза, дельцу и коллекционеру живописи. Густав радушно встречает Гогена, они уже не расстаются до самого отъезда Поля на Таити.

Читайте также  Описание картины "чаепитие в мытищах, близ москвы", перов, 1862

Личная жизнь

Немного отдохнув от морских путешествий, Гоген устраивается на биржу в качестве маклера, ему сопутствует успех: Поль начинает прилично зарабатывать. В его личной жизни также происходят перемены, на одной из вечеринок в семье своего друга Густава Гоген знакомится с очаровательной датчанкой Софи Гадо и спустя некоторое время женится на ней. В этот же период Поль начинает пробовать свои силы на поприще изобразительного искусства, первые его картины носят откровенно дилетантский характер, и разочарованный Гоген бросает живопись. Появление ребенка на некоторое время отвлекает будущего художника от творческих попыток, однако вскоре он возвращается к мольберту и это возвращение становится судьбоносным, теперь до конца жизни живописец Поль Гоген не расстанется с кистью.

Первые выставки

Работы начинающего художника сразу вызвали интерес критиков, однако они были в замешательстве, поскольку стиль Гогена был непредсказуемым, его экспрессия никак не вписывалась в каноны живописи, а сочетание цветов было просто немыслимым. О необычном художнике заговорили, он стал получать приглашения на участие в выставках импрессионистов. Любая картина французского художника Поля Гогена могла участвовать в этих выставках. Весь 1879 год, время становления Гогена как художника, прошел под знаком непрекращающегося интереса к его творчеству. Благодаря уникальной манере легкого нарушения пропорций женского тела, Поль Гоген, картины которого обычно вызывали неоднозначные суждения, в большинстве случаев представлял публике великолепные примеры эксклюзивности.

Стиль Гогена

В то время в изобразительном искусстве царствовал импрессионизм, и молодой художник довольно быстро приобщился к этому изысканному стилю живописи. Ему удавалось реализовать свое видение окружающего мира в особой «гогеновской» манере. Из-под его кисти выходили замечательные полотна, яркие и самобытные, на которых непостижимым образом сочетались достоверность и фантазия, условность чередовалась с реальностью, а персонажи никогда не доминировали, оставаясь частью сюжета картины. Через несколько лет Поль Гоген, картины которого были признаны художественным сообществом Франции, получил возможность участвовать в различных выставках импрессионистов, которые носили откровенно богемный характер.

Нужда

Успех Гогена был ровным, его творчество вызывало интерес, однако ажиотажа вокруг его творчества не возникало. Художника хвалили, а работы никто не покупал. Постепенно картины Гогена, смотреть которые съезжались художники со всей Франции, стали для него простыми ненужными набросками, он разуверился в своих творческих устремлениях, хоть и продолжал писать. Он не получал от работы никакой выгоды, жил в нужде, работать приходилось много, чтобы хоть как-то прокормить себя. В искусстве подобные случаи не редкость, когда при жизни талантливые мастера едва сводят концы с концами, а после смерти их творчество получает всеобщее признание. Картины Гогена тоже стали продавать и покупать за большие деньги после его кончины.

Два друга Гогена

Камиль Писсарро, друг Гогена, оказал решающее влияние на его творчество. Участник всех выставок импрессионистов, а их было ровно восемь, Писсарро делился опытом со своим младшим коллегой, открывая ему тонкости искусства живописи. Поль Гоген (картины его одно время были попыткой подражания Писсарро) со временем выработал собственную манеру письма. В 1885 году Поль Гоген познакомился с уже состоявшимся художником Эдгаром Дега, давним поклонником его творчества. И поскольку картинами Гогена восхищались, но не покупали, знакомство с Дега стало для него в некотором роде спасительным, так как маститый художник-импрессионист принялся приобретать за хорошую цену работы Поля Гогена, тем самым поддерживая его существование на достойном уровне.

Жизнь на Таити

В 1884 году Гогены всей семьей перебрались в Копенгаген, где Поль продолжил работу маклером на бирже. Однако живопись уже стала для него смыслом жизни. Спустя год Гоген, оставив жену и пятерых детей, вернулся в Париж. Однако его картины по-прежнему не покупались, и в конце концов художник уехал на Таити, где по его словам «слился с природой», полностью расставшись с цивилизацией. На острове Гоген, картины которого остались во Франции, испытал небывалый творческий подъем, только за один 1892 год им было написано восемьдесят полотен. Художник женился на молодой таитянке и жил относительно счастливо, занимаясь живописью и журналистикой. Но ему стало изменять здоровье, самочувствие ухудшалось, и вскоре Поль Гоген умер от тропической болезни. Через несколько лет картины Гогена с названиями, отражающими период его жизни на Таити, стали появляться на аукционах.

Поль Гоген: жизнь художника — исполнение мечты или путь страданий?

Имя Поля Гогена принадлежит, пожалуй, к одним из самых громких имен мирового искусства. Он оказал огромное влияние на развитие живописи ХХ века. Его картины украшают картинные галереи, музеи и собрания частных коллекций во всем мире.

Великий художник является одной из главных фигур направления живописи под названием постимпрессионизм. Поль был не только живописцем, но и гравером, резчиком по дереву, скульптором, а еще писателем и критиком.

Уже уходя из жизни художник (за несколько дней до смерти) получил письмо. После прочтения Гогену стало ясно, что, оказывается, в Европе на него теперь смотрят не как на нищего чудака, а как на легендарного художника, затерявшегося в сказочной Океании. Насладиться славой Полю было не суждено — он ушел из жизни.

Изучая биографию и полотна Гогена, я пытался ответить на вопрос, что толкнуло его на очень трудную, полную превратностей и страданий жизнь художника вместо сытой и обеспеченной жизни французского буржуа? Пожалуй, корни этого стоит искать уже в раннем детстве художника…

Эжен Анри Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в Париже. Его отец, Кловис Гоген, был радикальным журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», а мать Алина Мария была родом из Перу. На пути к берегам Южной Америки отец Поля умер, и он остался вместе с матерью и старшей сестрой Марией в столице Перу Лиме.

Поль Гоген, «Натюрморт с попугаями», 1902 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Поль прожил в Перу до семилетнего возраста. Впечатления детства оказали огромное влияние на дальнейшую жизнь мастера. Поль навсегда запомнил яркие национальные костюмы и экзотическую природу Перу, необычные встречи и чудесные приключения. Именно тогда у него появляется непреодолимая тяга к путешествиям.

Уже позже, после возвращения во Францию, Гоген стал учиться в частном пансионе, так как мать будущего живописца считала, что Поль должен получить хорошее образование. Однако учеба, которая вначале казалась интересной, наскучила Полю, а память о привольной жизни в Перу вторгалась в его жизнь все чаще и чаще. В конце концов, Гоген покидает дом матери и отправляется за впечатлениями новой, интересной и яркой жизни.

Поль Гоген, «Сбор плодов», 1899 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Художник объехал весь мир! Он посетил Бразилию, Чили, Аргентину, Данию и Норвегию. Гоген не раз побывал в передрягах, бороздя просторы бескрайних морей. Но в 1867 году, когда он был в Индии, художник узнал о смерти матери, которая в своем завещании рекомендовала сделать ему карьеру.

В 1871 году Гоген возвращается во Францию, и тут, благодаря поддержке и рекомендациям друга матери — Гюстава Ароза (биржевого дельца, коллекционера и фотографа), он получает место в крупной биржевой фирме.

Пль Гоген, «Больше никогда», 1897 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Гоген прекрасно справляется с работой. Он все больше и больше превращается в преуспевающего дельца и приобретает уютный дом в пригороде Парижа, женится на молодой датчанке Мэтт-Софи Год. Казалось, все предрешено, но скучная упорядоченная жизнь живущего в полном достатке буржуа угнетала Поля. Отдохновения он искал в живописи.

Так днем Поль работал с цифрами, а вечером рисовал, передавая в своих картинах впечатления от былых странствий. Он все чаще стал задумываться о том, чтобы сделать живопись своим главным делом. Катализатором изменений в жизни Гогена стал биржевой кризис во Франции 1882 года. Именно тогда Поль Гоген, оказавшийся в очень непростой ситуации, и сделал свой окончательный выбор в пользу занятия искусством.

Поль Гоген, «Женщина, держащая плод», 1893 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В заключение статьи хотелось бы отметить: свои лучшие картины Поль создал во время второго визита на Таити. Однако этот период его жизни нельзя назвать счастливым, поскольку беспробудная нищета и болезни полностью истощили его силы.

Гоген прибегал в своем творчестве к приемам японской гравюры, он обратил внимание на живописные традиции Индии, Камбоджи, Ирана и Египта. Он смог познакомить европейцев с жизнью и бытом далекой Океании. Но чтобы получить полное представление об искусстве великого мастера, советую обратиться к специальной литературе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: