Биография иеронима босха, перечень картин - JEKATERINBURG.RU

Биография иеронима босха, перечень картин

Иероним Босх

Биография

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, — нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Портрет Иеронима Босха

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.

Гравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии. Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).

Картина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов. » в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.

Картина Иеронима Босха «Корабль дураков»

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

Картина Иеронима Босха «Страшный суд»

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

Картина Иеронима Босха «Воз сена»

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

Картина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.

Портрет Иеронима Босха

Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.

Памятник Иерониму Босху

В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 — «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 — «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 — «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 — «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 — «Страшный суд»
  • 1500 — «Смерть скупца»
  • 1500-1502 — «Воз сена»
  • 1500-1510 — «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 — «Блаженные и проклятые»

Иероним Босх: жизнь и творчество художника

Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Иеронима Босха

Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим.

Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви .

Творчество художника

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего! — Карел ван Мандер. «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев»

Творчество Босха началось с росписей деталей различных алтарей, капелл. Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Надо заметить, что это работа очень понравилась Филиппу Красивому, который впоследствии стал королем Кастилии.

Босх был жизнерадостным и общительным человеком, но за пределы своего села Оерошорт выезжал очень редко и недалеко, где поселился после женитьбы.

Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.

Помимо рисования Босх занимался изготовлением гравюр, был неплохим кузнецом. Однажды он сделал огромную роспись на стекле в церкви, а также изготовил отличную металлическую рамку.

Читайте также  Портрет иоганна фридриха великодушного, лукас кранах старший, 1509

Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.

На полотнах художника часто встречаются чудовища, забавные или дьяволические фигуры, вышедшие из народных легенд, аллегорических поэм, морализированной религиозной литературы, а также направлений позднего готического искусства. Такие работы в биографии Иеронимуса Босха, как «Garden of Earthly Delights» , спутывают аллегории. Однако символизм этих работ непонятен, вызывает различные толкования.

Босх интересовался гротеском, дьяволическим, богатым и смертельным.

Он был одним из первых художников Европы, изобразившим на своих полотнах сцены повседневной жизни, хотя часто с ненормальными элементами.

Король Испании Филипп Второй собирал некоторые из лучших творений Босха. «Temptation of St. Anthony» (Лиссабон), «The Last Judgment» являются часто встречаемыми темами в творчестве художника. Другие картины Босха представлены в Эскориале, Брюсселе. Примеры «Adoration of the Magi» представлены в музее «Метрополитен», музее Филадельфии, где также находится «Mocking of Christ».

В биографии Босха глубокое влияние оказало творчество Питера Брейгеля. В 20 веке Иеронимуса воспринимали как предвестника сюрреализма. Работы Босха до сих пор впечатляют современных художников. Картины Босха часто подделывали, а стиль копировали. Сам же художник за всю свою жизнь продал лишь 7 полотен. Со временем ученые стали приписывать руке Босха все меньше и меньше работ, считавшихся до этого его произведениями. К началу 21 века названо всего 25-30 картин, точно являющихся творением Босха.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы .

Иероним Босх — великий художник и предшественник сюрреализма

Иероним Босх (Jheronimus Bosch; родился около 1450 — умер 9 августа 1516 гг.), он же Ерун Антонисен ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken) был великим нидерландским художником, который жил и творил в эпоху Северного Возрождения. Иероним Босх стал одним из самых загадочных мастеров живописи еще при жизни, а его картины до сих пор вызывают удивление и восхищение. На Босха, смело объединившего в XV-XVI столетиях в своем творчестве религию, мораль и жесткий гротеск, в прогрессивном XX веке наклеили ярлыки алхимика, сладострастного еретика, авангардиста и даже назвали шизофреником.

Биография Иеронима Босха

Иероним Босх, третий сын потомственного живописца-ремесленника, появился на свет в Хертогенбосе около 1450 года. В семействе ван Акенов рисовали все — дед, четверо его сыновей и внуки. У них была собственная мастерская, и азы рисования юный Босх освоил именно здесь, рядом с дедушкой и отцом. В католической школе Иероним получил глубокие познания в религии, освоил критическое мышление и приучил себя к строгой дисциплине.

Иерониму Босху повезло. Он — один из немногих художников, при жизни имевших высокий социальный статус и приличное состояние. Он женился на девушке из богатой купеческой семьи, получившей в приданое добротный дом на рыночной площади и другую недвижимость. Так молодой художник стал бюргером, обзавелся мастерской, вступил в религиозное братство Богоматери, костяк которой составляла политическая и религиозная элита местечка, и посвятил себя искусству и благотворительности.

Приближенность к сообществу избранных, у которого повсюду были крепкие связи, обеспечила Иеронима Босха прибыльными заказами. Он регулярно проводил подготовку к обрядам и торжественным шествиям Братства, расписывал собор Святого Иоанна, создавал крупноформатные картины. И даже завел богатых и знатных покровителей, среди которых самым именитым был Филип I Красивый, герцог Бургундский и король Кастилии.

Псевдоним «Иероним Босх» живописец взял в 1495 году и создал под ним самые известные свои работы. Творил в технике алла прима — особом виде масляной живописи, предусматривающем нанесение всего одного слоя красок. Смелый и изобретательный, он не испытывал недостатка в средствах и позволял себе творческие эксперименты, наполняя картины многослойными сюжетами и внедряя в них таинственных персонажей.

Его произведения буквально кишат монстрами и демонами, уродцами и ужасающего вида тварями. Иероним Босх с легкостью конструировал причудливых сущностей из подручных средств — отдельные части тел человека соединял с конечностями животного и всякой домашней утварью (бочками, ложками, мисками, кувшинами). И все это располагал на живописных пейзажах в окружении милых зверушек и многочисленных грешников, предающихся соблазнам в кустах и на полянах. Впрочем, он никогда не выходил за рамки приличия, и даже придирчивые моралисты всегда находят в его работах красноречивый посыл — грешить нельзя, наказание неотвратимо.

За использование шифров его называют прародителем сюрреализма. Три зрителя с кардинально противоположным мировоззрением найдут в любой картине Босха удобный для себя смысл. Это потому, что он писал одновременно на нескольких языках живописи. Используя религиозный, расшифровывал библейские притчи, на «алхимическом» — вкладывал тайные смыслы даже в клубнику, а на «народном голландском» доступно интерпретировал пословицы и байки.

Скончался мастер 9 августа 1516 года. Причудливые миры, созданные Босхом, удивляли его современников, и, своей непохожестью на остальных художников, он еще при жизни завоевал славу «продвинутого» живописца. И даже спустя 500 лет после смерти у Босха находятся подражатели, например, Клод Верлинд (Claude Verlinde), представитель французского сюрреализма.

Самые известные картины Иеронима Босха

Картины Иеронима Босха сохранились до наших дней. На его счет записывают 25 полноценных работ и восемь рисунков. Всего лишь семь произведений подписаны мастером. И каждый из представленных шедевров пленяет яркостью и загадочностью:

  • «Сад земных наслаждений» (1505-1510) — самый знаменитый триптих художника. Произведение, написанное к бракосочетанию графа Генриха III, посвящено греху сладострастия и хранится в Прадо.
  • «Искушение святого Антония» (1505-1506) — еще один триптих, рассказывающий об искушениях старца во время хождений по египетской пустыне. Произведение искусства, которое хранится в Лиссабоне, копировали около 20 раз.
  • «Поклонение волхвов» (около 1510) — последняя крупная работа Босха. Находится в музее Прадо.
  • «Страшный суд» (1504) — называют самым масштабным произведением Босха. Триптих, выполненный для Филиппа Красивого, хранится в венской Академии изобразительных искусств.

Произведения Иеронима Босха редко выставляют на аукционах живописи и антиквариата, но поклонники мастера могут недорого купить картины его талантливых подражателей и последователей. Онлайн-платформа Very Important Lot предлагает коллекционерам ознакомиться с работами современных художников, создающих произведения в разных жанрах и техниках. Приобрести картины можно напрямую у авторов.

Неразгаданные тайны Босха

Иероним Босх – потрясающий художник, чья жизнь и творчество состоит для потомков из целой череды загадок и тайн. Всю жизнь прожив в одном городе, он был известен настолько, что писал картины для королей и через века художники сюрреалисты именно его называли «предтечей» вдохновения для своих работ. Сведений о нём настолько мало, что почти все они используются со словом «вероятно».

Наследственность и происхождение

Точная дата рождения неизвестна, но датируется около 1450 годов. Настоящее имя Ерун ван Акен, взял псевдоним «Иероним Босх» от сокращённого названия родного города Хертогенбоса на юге Голландии.

Предположительное происхождение семейства – немецкий город Ахен. Дед Ян и его 4 сына из пяти (включая отца Босха) были художниками. Предположительно Ерун начинал учиться в семейной мастерской.

Особенности города проживания

В городе изготовляли органы и колокола, что способствовало проповеданию особой набожности. Каждый шестой житель принадлежал той или иной религиозной общине. В XV веке здесь считалось необходимым культивирование страданий и смерти за веру, на всём лежало бремя католической вины. Желающим улыбаться на улице и иным образом сбиваться с «пути истинного» был единственный путь – на костёр инквизиции. На фоне подобных реалий появление гения Босха совсем не является неожиданным или удивительным.

Связь с Братством Богоматери

Всей жизнью в городе заправляла церковь. Одной из главных религиозных организаций было Братство Богоматери, с которым семья ван Акенов была связана почти два столетия. Благодаря такому сотрудничеству художники жили богато. Предположительно Босх сначала планировал стать священником, но решил продолжить семейную традицию. С 28 лет он упоминается в архивах Братства как художник. Сотрудничество продолжается в течение всей жизни. Иероним расписывает алтари, делает эскизы витражей и другую художественную работу по оформлению храмов и торжественных шествий. Со времени женитьбы на богатой невесте из купеческой семьи Босх входит в Братство уже на правах почётного члена.

Начало творческого пути

С началом семейной жизни Босх совершенно перестаёт нуждаться в деньгах, становится зажиточным землевладельцем и теперь большую часть его времени поглощают картины. Пишет он за символическую плату, для собственного удовольствия. Постепенно в работах всё чаще начинают проступать черты, которые в дальнейшем позволят сюрреалистам назвать его «профессором ночных кошмаров».

Удивительность картин

Босх – художник, мастерски изображающий адских монстров и живописец человеческих грехов, которыми заполнены практически все его картины. Ужас вплетён в канонические религиозные сюжеты и нравоучения. Художник прославлял Бога, но стал знаменитым за счёт присутствия на его картинах Дьявола. Прослеживается неприязнь к обществу, без скидок в оценке грехов убийц или священников. Босх видит человечество обречённым вследствие его греховности. Самые низменные инстинкты выставляются в образах, аллегориях и предметах.

Версии о личности Босха

Поскольку информации о художнике крайне мало, приходится судить о его личности по картинам. И здесь выдвигается масса гипотез о том, кем в реальности был Босх – художник, рисующий «адские» картины.

Гипотеза Её предполагаемое обоснование
Набожный католик Его работы – чувство вины истинного католика за всеобщую греховность
Тайный еретик Гипотеза с XVI века. Показ свободы сексуальных отношений как в секте адамитов/Показ презрения к плотским утехам по катаро-манихейской традиции
Визионер Изображение видений, полученных в изменённом состоянии сознания
Алхимик-практик Множество символики алхимии и астрологии
Антихрист За продажу души Дьяволу получил возможность путешествия в разные миры
Инопланетянин Изобразил мир, из которого прибыл
Шизофреник Мозаика видения мира, порождённая процессом шизофрении
Предсказатель Огромная клубника – ГМО, голые люди за стеклом – реалити-шоу и т. п.
Любитель загадок Создавал интриги для заинтересованности богатых заказчиков

Множество гипотез породили персонажи Босха, которые поражают воображение даже людей XXI века, знакомых с Чужими или Хищником. Сложно представить, насколько потрясали они людей больше полутысячи лет назад.

Отношения к творчеству художника в истории

Творчество Босха в истории оценивалось по-разному. В XVI веке его часто называли еретиком, в XIX – изображающим адский шабаш, в XX – творящим кошмар безумия. Между первой и второй мировыми войнами сюрреалисты назвали его певцом последних дней. Позднее – временами считали близким для садистов и изуверов. В XXI веке ряд неформальных течений увидели на картинах своих «представителей». Большинство изучающих его творчество специалистов склоняются к мысли, что секрет его ужасов ещё до конца не раскрыт и требует дальнейшего изучения.

Интересные и неожиданные факты

  • Гипотеза посещения Босхом Италии опровергнута. «Распятая мученица» — это не изображение святой Юлианы, а фигура Либераты – святой Нидерландов, которая молилась, чтобы у неё выросла борода, и не пришлось идти замуж за язычника. Обнаружены следы бороды на изображении.
  • Сохранилась архивная запись о преподнесении Босхом членам Братства жареного лебедя. Традиция дожила до наших времён. Внутреннее название – «лебединое братство».
  • Люди Братства собирались у кого-то дома, вместе читали религиозные тексты и обсуждали различные вопросы, обедали.
  • Самый популярный герой картин – святой Антоний, небесный покровитель семейства.
  • На одной из картин явно изображён инопланетянин, спускающийся на корабле к людям.
  • Ни одна из картин автора не датирована им самим.
  • Босх сам не назвал ни одной картины или персонажа. Всё было сделано позднее.
  • Картины известного голландского художника Питера Брейгиля Старшего первоначально выдавали при продаже за картины Босха с якобы не известными ранее названиями.
  • В городе, где родился художник, сейчас нет ни одной его картины.
Читайте также  Портрет дожа леонардо лоредано, джованни (джамбеллино) беллини

Самые известные шедевры

Часто картины Босха страшно смотреть и их невозможно понять полностью. Он писал одновременно на «языках» религиозной символики и алхимии, астрологии и даже народного фольклора. Вот лишь самые известные картины Босха с впечатляющими названиями, заставляющие теряться в догадках:

  • «Корабль дураков». 1495-1500. Корабль во времена Босха – символ Церкви. У художника он настолько давно никуда не плывёт, что через него проросло дерево. Пассажиры (монахи и миряне) пьют и горланят песни. Серьёзнее других шут. Нижняя часть триптиха — купальщики на берегу, бросившие одежду, окружили бочку с вином.
  • «Блудный сын». 1500. Главный герой Путник. Он покинул «гнездо» греха – таверну. Хочет вернуться к отцу, в мир праведности и духовности.
  • «Воз сена». 1500-1502. Первая сатирико-нравоучительная картина зрелого творчества. За огромным возом сена (символ мира) движутся в кавалькаде император и папа. Люди других сословий хватают пучки сена с воза или дерутся за него. Сверху за всем наблюдает Христос.
  • «Сад земных наслаждений». 1505-1510. На левой створке триптиха Рай. Зло, разрешённое для животных, как способ выживания. В центре изображения обнажённые люди заняты удовольствиями. Фигуры плоские и обескровленные. Справа – ад. Здесь грешники – гордецы и обжоры, жадины и пьяницы. Музыкальные инструменты в качестве орудий пыток. Но почему здесь Ева? И музыканты? Самое известное и масштабное произведение Босха.
  • «Искушение святого Антония» — посвящено святому покровителю семейства ван Акенов. 1505-1506. Среди множества чудищ и монстров четыре рассказа о жизни отшельника: в небе его терзают бесы и бросают на землю, в центре его же прельщают алхимики эликсиром вечной жизни, на правой створке – святой искушён Сатаной в образе прекрасной царицы, но и здесь не поддался чарам. Особенно поражает триптих Босха разнообразием монстров.
  • «Несение креста». 1515-1516. Резкое приближение персонажей. Пороки людей написаны на их лицах. Только Христос, раскаявшийся разбойник и святая Вероника имеют нормальные черты. Христос и разбойник идут в сторону смерти, Вероника – в сторону жизни. Образ Спасителя с платка Вероники как будто вопрошает людей: «готовы ли вы освободиться от агрессии и осуждения?». Существует 3 картины с одинаковым названием, находящихся в разных музеях.
  • «Семь смертных грехов». В центре круга картины Христос и его всевидящее око. Сама картина разделена на 7 сцен, каждая из которых изображает человеческий грех. Цитата на латинице о том, что Бог видит всё. Картина висела в личных покоях короля Испании Филиппа II.
  • «Увенчание терновым венцом». Спаситель в окружении четырёх мучителей изображён с видом торжественного смирения. Перед казнью его коронуют терновым венцом. Два лица вверху изображают темпераменты флегматика и меланхолика, два внизу – холерика и сангвиника.

Биография Иеронима Босха была до банальности обычной, а творчество не похоже ни на одного художника. Откуда пришёл сей необычный дар, до сих пор остаётся загадкой. Проект по исследованию работ Босха, длившийся 9 лет, официально подтвердил, что перу художника принадлежит 24 картины и 20 рисунков.

Осуждение грехов человеческих — «Корабль дураков» Босха

Картины Босха. 5 шедевров самого загадочного художника

Иероним Босх — самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся, потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё на языке голландских пословиц. И даже астрологии.

Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые пленяют своей загадочностью.

1. Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг.

“Сад земных наслаждений” — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, увидите ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений” .

А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?

Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений” .

2. Корабль дураков. 1495—1500 гг.

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

3. Искушение святого Антония. 1505—1506 гг.

А о самых интересных гибридах читайте в продолжении “Самые яркие монстры “Искушения святого Антония”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=595%2C342&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=900%2C517&ssl=1″ loading=»lazy» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=900%2C517″ alt=»Босх Искушение святого Антония» width=»900″ height=»517″ srcset=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?w=1605&ssl=1 1605w, https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=595%2C342&ssl=1 595w, https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=960%2C551&ssl=1 960w» sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/> Иероним Босх. Искушение святого Антония . 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония” .

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

4. Блудный сын. 1500 г.

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

5. Несение креста 1515—1516 гг.

Неожиданная для Босха работа. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей — очень сильное приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.

Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

Обратите внимание, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаявшийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем.

Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org

Они закрыли глаза, отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника — налево, в сторону жизни.

Читайте также  Картина "колизей", антонио каналь (каналетто), 1745

На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми, освободившись от агрессии и осуждения.

Босх был художником Эпохи Возрождения . Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Поэтому его главный герой — человек. Он рассмотрел его со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.

Его вердикт неутешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное — вовремя посмотреть на себя со стороны.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Нидерландский живописец Иероним Босх — интересные факты из жизни

Иероним Босх – нидерландский живописец, живший в период с 1450 г. по 1516 г. Он получил известность благодаря картинам на библейские темы.

Рождение и семья

Считается, что Иероним Босх родился примерно в 1450 г., а умер приблизительно в 1516-м. Родиной художника называют город Хертогенбос (Нидерланды, Северная Фландрия).

Происхождение рода ван Акенов связывают с немецким городом Ахеном. Дед Иеронима и его сыновья, в т. ч. отец Босха, были художниками. Ими выполнялись заказы по изготовлению храмовой утвари, росписи стен в церквях, золочению деревянных скульптур. Отец будущей знаменитости скончался в 1478-м. Его мастерская перешла по наследству к сыну.

По данным исследователей изначально художника звали Ерун Антонисон ван Акен. В архивах 1474-го имя живописца упоминается как «Jheronimus». Оно также встречается в вариациях: Джеронимус, Иеронимус, Джером.

Известно, что в 1480-м, обретя авторскую самостоятельность и, видимо, желая как-то отделить себя от других представителей семьи, художник выбирает себе в качестве псевдонима сокращенное название родного города – Хертогенбоса.

Учеба и творчество

О периоде ученичества Иеронима Босха никакой информации не сохранилось. Исследователи предполагают, что он обучался профессии живописца дома, в отцовской мастерской.

Иероним Босх творил в период заката культуры Средневековья и зарождения Ренессанса. Этим частично объясняется наличие в его работах удивительного сочетания фантастических элементов, присущих средневековой живописи, фольклорных мотивов, а также зачатков жанровой и пейзажной живописи.

Подобно многим мастерам Возрождения Иероним Босх прибегал к сюжетам из реальной жизни. Для их изображения он использовал язык иносказаний, вводя в повествование традиционные средневековые символы и образы.

Многие свои полотна Иероним Босх писал на заказ по легендарным библейским сюжетам. Так, предполагается, что его триптих «Страшный Суд» написан для Филиппа I, правителя Нидерландов.

Триптих «Страшный Суд»

Заказчицей «Искушения Св. Антония», как предполагают, была принцесса Маргарита Австрийская. Трактовка сюжетов из Библии на картинах Босха разрушает все общепринятые церковные каноны.

«Художник, рисующий ад…»

Многие исследователи считают творчество художника предтечей сюрреализма. По их убеждению, все его чудовища – порождение глубин подсознания. Другие усматривают в символике живописца связь с алхимией, магией, астрологией. Встречаются мнения, что Иероним Босх был провидцем, контактером с внеземными цивилизациями или инопланетянином.

Помимо людей, животных и растений на полотнах Иеронима Босха можно увидеть огромное количество:

  • всевозможных предметов, инструментов, приспособлений;
  • фантастических существ, уродцев, хаотических сочетаний частей человеческого тела;
  • нераскрытых символов, разрушающих реальность изображения.

Основная масса образов представлена калеками, нищими, разного рода уродцами, страшными, отвратительными демоническими тварями. Как реальные, так и библейские сюжеты силой пера Босха изменены путем добавления совершенно жутких, необъяснимых деталей.

«Искушения Св. Антония»

В полной мере объяснить созданную Иеронимом Босхом фантасмагорию исследователям не под силу. По некоторым предположениям художник столь глубоко разочаровался в людях, что в картинах стал выражать свою неприязнь к человечеству. Его полотна являются демонстрацией ущербности природы человека, способного на жестокость, предательство и издевательство над себе подобными.

По мнению многих исследователей, Иероним Босх считал земную жизнь не чем иным, как дорогой в ад. На его картинах ад изображен во всех проявлениях. На ранних полотнах художника ада ограничивают пределы преисподней. В более позднем творчестве он постепенно проникает в земную повседневность, становится ее частью, полноценной и неотделимой.

Как же следует понимать символику полотен Босха

Искусствоведами принято давать наиболее часто встречающимся на картинах Иеронима Босха символам, следующие расшифровки:

  1. Лестница – познание.
  2. Перевернутая воронка – мошенничество.
  3. Ключ – символ познания.
  4. Отрезанная нога – ересь.
  5. Стрела – зло.
  6. Общепринятый символ мудрости сова – коварство и греховность.
  7. Темные птицы – темная сторона человеческой природы.
  8. Высохшие деревья и скелеты животных – смерть.
  9. Жабу в эпоху средневековья считали созданием Дьявола. Алхимиками она трактовалась как символ серы, напоминающей о преисподней.

Историком Линдой Харрис высказано утверждение о том, что Иероним Босх был наделен даром предвидения. По мнению исследовательницы, многие его образы являются предвестниками современных катаклизмов и войн.

Отсветы иных измерений

Одна из фресок Иеронима Босха в соборе Хертогенбоса содержит фрагмент с изображением людей, которые, подняв руки к небу, наблюдают из мрака за снижением странного зеленого конусообразного объекта. Внутри него видно мерцание белого шара и фигуру внутри него, отдаленно напоминающую человеческую.

Эдмундом Ван Хооссе, голландским историком, высказано предположение, что живописец изобразил будущий контакт людей с инопланетянами.

По утверждению Джордана Хардса, американского уфолога и парапсихолога, сам живописец был не кем иным, как пришельцем. Содержание его полотен представляет собой путешествия по Вселенной…

«Святые отшельники» (1505 г.)

В центре триптиха изображен св. Иероним, устремивший взгляд на распятие. Святой ищет в нем спасения от зла, которое воплощают руины языческого храма и 2 монстра, вцепившиеся друг в друга на переднем плане картины.

Левая створка содержит изображение св. Антония, противостоящего соблазну дьяволицы. Правая панель изображает св. Эгидия, молящегося у алтаря, с грудью, пронзенной стрелой. Так традиционно изображается святой, спасший своим телом любимую олениху.

«Искушение св. Антония» (1505-1506 гг.)

Триптих является одной из лучших картин периода зрелости художника.

Все 3 створки алтаря содержат изображения бесов, выпущенных на свободу. Композиция демонстрирует переполненность мира бесовскими силами. Художник в деталях повествует о страданиях Антония. Левая панель триптиха изображает, как демоны носятся в воздухе, влача за собой старца.

Правая показывает, как бесы пытаются отвлечь святого от молитвы демонстрацией трапезы. Дама с хвостом, прикрытым длинным шлейфом, подносит ему чашу, наполненную вином. Демоны, изображенные в центре, творят зло и искушения в мире.

«Сад земных наслаждений» (1505-1510 гг.)

Это наиболее известный из фантастических триптихов Иеронима Босха. Сегодня ни одна из имеющихся трактовок образов произведения не признана единственно правильной.

Пространство полотна заполняют картины грехопадений, райские видения, кошмарные чудовища и порождения ада. Левая панель представляет третий день сотворения мира. После того как Адам и Ева отведали запретного плода, Бог изгнал их. Они оказались в Саду земных наслаждений.

В центральной части картины буйствует похоть и вакханалия. Грешники предаются плотским утехам. Панель населена огромным количеством обнаженной натуры, странных предметов и приспособлений, огромных птиц и т. д., символизирующих апофеоз человеческого грехопадения.

Триптих словно бы рассыпается на множество сюжетов, выглядящих случайными, но в конце концов представляющих некую законченность картины мира.

Каждое новое поколение вкладывает в его трактовку свой смысл. Исследователи соглашаются в одном: триптих символизирует своеобразный рай, в котором нарушен естественный ход вещей и полновластно господствуют сладострастие и хаос, все дальше уводя людей от праведного пути. Картина выглядит жутко и омерзительно.

Люди выбрали греховность, поэтому им суждено жить в аду. В правой части триптиха перед зрителями открывается темный и пугающий мир, где жестоко наказывается каждое прегрешение и на спасение нет надежды. Горящие вдали отсветы адских костров зловеще озаряют хрупкие человеческие фигурки. Триптих воспринимался верующими как суровое назидание.

Личная жизнь

В 1480-м Иероним Босх вступил в брак с девушкой из богатого и знатного рода, принесшей хорошее приданое. Семья жила в Арсхоте, откуда родом была супруга художника.

По предоставленному ему праву, Босх мог безгранично распоряжаться состоянием супруги. Благодаря женитьбе он обрел достаток и независимость, а также упрочил свое общественное положение. Детей в семье не было.

В 1486-м художник стал членом Братства Богоматери (религиозного общества). Организация, посвященная служению Деве Марии, была основана в 1318-м и занималась вопросами милосердия. Предполагаемым мотивом Босха исследователи называют коммерческие интересы: он стал получать хорошие заказы. Известность живописца неизмеримо выросла.

Последние годы жизни

О последних годах художника известно лишь, что он прожил их на родине супруги, в Арсхоте. По документам Братства Богоматери Иероним Босх скончался в 1516-м. Похороны датированы 9 августа. Экспертам не удалось установить причину и точную дату смерти.

Неизвестно и место захоронения тела. Долгое время историки считали, что останки живописца покоятся в одном из приделов храма св. Иоанна, над оформлением которого он трудился. В 1977 г. захоронение было вскрыто и стало ясно, что могила пуста.

Интересные факты

С творчеством Иеронима Босха связано множество интересных фактов:

  1. По утверждениям исследователей, один из персонажей «Сада наслаждений» является автопортретом самого художника. Это человек с яйцевидным телом, улыбающегося при виде чужих страданий.
  2. Отношение художника к религии разительно отличалось от официального. Однако церковниками полотна воспринимались позитивно. Несмотря на то, что Босха считали еретиком и насмешником над служителями церкви, его работы были высоко оценены Филиппом II, «самым католическим из королей».
  3. За свою жизнь Иероним Босх сумел продать всего 7 полотен.
  4. Работы Босха часто подделывались. В начале 21 в. исследователи могли с уверенностью отнести к оригинальным творениям всего 25 полотен и 8 рисунков.
  5. Из всех картин и набросков, выполненных в характерной для Босха технике алла прима, подписаны всего 7 работ.
  6. Особенностью письма мастера было то, что окончательную фактуру изображений он создавал нанесением уже первых мазков.
  7. В истории не сохранилось оригинальных названий картин, данных Босхом.
  8. Некоторые историки предполагают, что Иероним Босх был еретиком, причастным к деятельности секты адамитов, созданной в XIII в.
  9. Предполагается, что в свои фантастические миры Иероним Босх погружался под воздействием хлеба, испеченного из ржаной муки, зараженной спорыньей. Этот вид грибка вызывает видения.
  10. Российский психиатр Марк Бурно отмечал «полифонический характер» творчества Иеронима Босха, указывающий на шизофрению.

Развитие творчества Иеронима Босха не поддается внешнему логическому измерению. Сюрреалисты считают его своим предшественником. В основе большинства его сюжетов лежат мотивы из Библии. Но персонажи полотен настолько странны, чудовищны и жутки, что никто не может признать их подобающими для иллюстрирования христианских легенд.

Расскажите в комментариях, как вы относитесь к картинам Иеронима Босха и поделитесь статьей о его творчестве с друзьями.

С биографией Иеронима Босха, картинами и их описанием можно ознакомиться в видео:

Великий художник Микеланджело Буонарроти — творец эпохи Возрождения и раннего барокко. С данной статьей можно ознакомиться по ссылке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: