Биография и картины яна ван эйка - JEKATERINBURG.RU

Биография и картины яна ван эйка

Ян ван Эйк

Биография

Ян ван Эйк – яркий представитель изобразительного искусства эпохи раннего Северного Возрождения. Голландский художник положил начало направлению под названием «art nova». Он был в числе первых авторов, подписывавших картины. Его работы отличала подробность изображения деталей и невероятная точность, заставлявшая экспертов думать, что художник использовал в работе оптические приборы.

Детство и юность

Биография живописца остается загадкой, так как не обнаружено документов, подтверждающих многие факты. Исследователям остается только делать предположения и строить гипотезы. Например, точная дата появления Яна ван Эйка на свет неизвестна. Принято считать, что он родился в период с 1385 по 1390 годы. Его родиной мог быть городок под названием Маасейк или другой провинциальный населенный пункт, Лимбург. Сегодня оба города принадлежат территории Бельгии.

Портрет Яна ван Эйка

Знаменитый художник воспитывался с братьями Губертом и Ламбером, а также с сестрой Маргаритой. С именем Губерта ван Эйка связано много споров. Некоторые ученые считают, что живописи Яна учил именно он. Старший брат передавал младшему свои навыки и участвовал в создании некоторых произведений.

Исследователи предполагают, что своеобразный «семейный дуэт» мог быть успешным. Но в противовес им регулярно выдвигаются версии о том, что брат не был причастен к творчеству ван Эйка и мог не существовать вовсе. Дело в том, что данные книги и источники зачастую расходятся, поэтому выстроить реалистичную картину событий непросто.

Портрет Губерта ван Эйка

Первые работы художника не сохранились, но есть подтверждения того, что его карьера началась в 1422 году. В это время Ян ван Эйк стал придворным живописцем графа Иоганна III Баварского и жил в Гааге. По современным меркам, художник был молод, но подобного статуса мог добиться только искусный мастер. К тому моменту портретист успел обзавестись учениками и собственной школой.

Живопись

Авторская манера Яна ван Эйка была отражением позднего средневековья в сочетании с реализмом. Искусствоведы отмечают в работах художника отпечаток вдохновения произведениями Томмазо да Модена и Робера Кампена. Экспериментатор ван Эйк удивлял поклонников невероятной точностью, реалистичностью изображения материалов и света.

Гентский алтарь

Некоторые искусствоведы предполагают, что творческую деятельность художник начинал с миниатюр. Его авторству приписывают работы «Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», датированные 1415-1417 годами. Одной из известнейших работ художника стал Гентский алтарь, расположенный в бельгийском Генте, в соборе Сент-Бавон. Полиптих состоит из 12 дубовых створок с изображениями. Существует мнение, что Ян работал над ним с братом Губертом.

Произведение было представлено публике в 1432 году. Оно описывает день Возвещения, в который к деве Марии пришел Гавриил. Также на нем изображены Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель. Интерьер алтаря представляет собой «Поклонение ягненку», пейзаж, который педантичный в работе над деталями ван Эйк создал с невероятной точностью. Соседние картины изображают Адама и Еву, ангелов и Бога Отца.

Картина Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена»

Живописец уделял особое внимание религиозной тематике и часто изображал Мадонну. Первой работой этого направления стала «Мадонна с младенцем, или Мадонна под балдахином», датированная 1433-м. Годом позже ван Эйк создал «Мадонну каноника Ван дер Пале» и в 1436-м явил публике «Мадонну канцлера Ролена», считающуюся одним из искуснейших творений автора. В 1439 году из-под его кисти вышла «Мадонна у фонтана».

В качестве наследия ван Эйк оставил много портретов, выполненных с подчеркнутой объективностью и графической точностью. Его непревзойденная манера порождала домыслы о том, что художник использует оптические приборы, позволяющие точно передать особенности внешности каждой изображаемой персоналии.

Картина «Портрет мужчины в красном тюрбане», предполагаемый автопортрет Яна ван Эйка

Убедиться в проработке деталей можно, ознакомившись с его работами: «Портрет мужчины в красном тюрбане», «Портрет жены Маргарет ван Эйк», «Чета Арнольфина». Последнее, Джованни Арнольфини и его невесты – картина, по значимости не уступающая Гентскому алтарю.

Особенность работ ван Эйка заключалась в том, что он стал изображать героев по пояс, а не по грудь, как это было принято раньше, и в повороте в 3/4. Художник сосредотачивался на индивидуальности каждого изображаемого персонажа.

Картина Яна ван Эйка «Чета Арнольфина»

Интересный факт: некоторые исследователи утверждают, что ван Эйк был человеком, открывшим масляную живопись. Он не был первопроходцем, но серьезно повлиял на становление этого направления в изобразительном искусстве. Вероятно, портретист создал новый вид смеси, в которую входила темпера. Светоносность красок художника скептики объясняют этим предположением.

Благодаря продуманности композиции работы ван Эйка выглядят единым целым с нужной толикой символизма и особенностью изобразительной манеры. Перспектива, используемая в работах вкупе со светопередачей, создавала особенный пластический эффект.

Личная жизнь

Ян ван Эйк был женат. О его личной жизни, как и о происхождении, известно немного. В 1430-е годы вместе с супругой художник перебрался в Брюгге, где купил дом. В 1434-м в семье появился первенец, крестным которого стал герцог Филип III. Исследователи уверяют, что у ван Эйка было 10 детей.

Портрет Маргарет ван Эйк, жены Яна ван Эйка

О внешности супруги живописца исследователи судят по портрету, созданному им самим. Ян написал картину незадолго до смерти и, судя по всему, собирался преподнести супруге на день рождения. Женщина на картине не идеализирована. Маргарет не была привлекательной, но ее облик хранит печать благородства и глубины.

Любопытно, что это изображение жены художника после его кончины было передано Гильдии художников. Вплоть до 18 века организация выставляла его на обозрение публике в день Святого Луки – национальный праздник художников. Картина считалась образцом мастерства.

Смерть

Ян ван Эйк скончался 9 июля 1441 года в Брюгге, где провел остаток дней. Точная причина смерти художника не освещается. Его могила располагалась на территории церкви Святого Донациана вблизи дома, принадлежавшего живописцу.

Памятник Яну ван Эйку в Брюгге, Бельгия

Спустя год после кончины брат Яна, Ламбер, попросил у герцога разрешения на перезахоронение тела ван Эйка и получил разрешение. Кроме того, покровитель назначил пожизненное содержание вдове художника.

Ян ван Эйк: жизнь и творчество художника

Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390, Маасейк—1441 Брюгге) — нидерландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

Содержание

Биография Ян ван Эйка

Ян ван Эйк ладший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка (1370—1426). Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк.

Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г.

Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III.

С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал его работы.

В 1427—1428 гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.

В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников.

Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.

Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.

Творчество Эйка

Стиль Эйка основывался на неявной силе реализма, послужил важным подходом в позднем средневековом искусстве.

Выдающиеся достижения этого реалистичного направления, например, фрески Томмазо да Модена в Тревизо, работы Робера Кампена, повлияли на стиль Яна ван Эйка.

Экспериментируя с реализмом, Ян ван Эйк добился поразительной точности, необычно приятных различий между качеством материалов и природным светом. Это позволяет считать, что его бережное очерчивание деталей ежедневной жизни делалось с намерением отобразить великолепие Господних творений.

Некоторые писатели ложно приписывают Яну ван Эйку открытие техники живописи маслом. Несомненно, он сыграл ключевую роль в совершенствовании этой методики, достигая с ее помощью беспрецедентного богатства и насыщенности цвета.

Ян ван Эйк развил технику писания маслом. Он постепенно добивался педантичной аккуратности в изображении мира природы.

Многие последователи неудачно копировали его стиль. Отличительным качеством работы Яна ван Эйка была трудная имитация его работ.

Его влияние на следующее поколение художников, в северной и южной Европе, нельзя переоценить. Целая эволюция фламандских художников 15 века носила непосредственный отпечаток его стиля.

Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» — в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом, и завершен в 1432 году. На панелях экстерьера показан день Возвещения, когда ангел Гавриил посетил деву Марию, а также образы святого Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку», изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов, играющих музыку, Адама и Еву.

За всю свою жизнь Ян ван Яйк создал множество великолепных портретов, которые знамениты благодаря кристальной объективности, точности графики.

Среди его картин: портрет неизвестного мужчины (1432), портрет мужчины в красном тюрбане (1436), портрет Яна де Лиюв (1436) в Вене, портрет жены Маргареты ван Эйк (1439) в Брюгге.

Свадебная картина «Джиованни Арнольфини и его невеста» (1434, Национальная галерея Лондона) наряду с фигурами показывает превосходный интерьер.

В биографии ван Эйка особый интерес художника всегда падал на изображение материалов, а также особое качество веществ. Его непревзойденная техническая одаренность особенно хорошо проявилась в двух религиозных работах – «Богоматерь канцлера Ролена» (1436) в Лувре, «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436) в Брюгге.

В национальной галерее искусств Вашингтона представлена картина «Возвещение», которая приписывается руке ван Эйка.

Считается, что некоторые незавершенные картины Яна ван Эйка закончил Петрус Кристус.

Интересные факты из жизни художника

В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанная самим художником. «Здесь был Ян ван Эйк. 1434». Так как вплоть до XV века было не принято подписывать свои картины.

Картина Ян Ван Эйка, мастера из Брюгге, фламандского живописца эпохи раннего возрождения, — в которой спрятана подсказка. Картина называется «Портрет Четы Арнольфини».

Картина просто блещет огромным количеством деталей, что довольно интересно, ведь она написана только в 1434 году. И подсказкой о том, каким образом автору удалось сделать такой большой шаг вперед в реалистичности изображения, служит зеркало. А также подсвечник — невероятно сложный и реалистичный.

Существует несколько теорий пытающихся объяснить внезапный переход к реализму ван Эйка. Но, одна из самых интересных принадлежит британскому художнику Д. Хокни и физику Чарльзу М. Фалько. Они полагают, что ван Эйк использовал изогнутые зеркала и маленькие линзы-для создания почти фотографических изображений. Этим они объясняют сдвиги в перспективе на его картинах.

Читайте также  Описание картины "чаепитие в мытищах, близ москвы", перов, 1862

«Ян ван Эйк был здесь»: Как творил художник, с которого началась эпоха Северного Возрождения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Художник нидерландского Возрождения

Ян ван Эйк, во многом благодаря которому и возник нидерландский Ренессанс, родился в городке Маасэйк близ Маастрихта в провинции Лимбург. Точный год его рождения неизвестен – предполагается, что художник появился на свет с 1385 по 1390 годы. На занятия ван Эйка, безусловно, оказало влияние то, что его старший брат Хуберт был востребованным художником. Он и давал Яну уроки рисования. Впоследствии братья много работали вместе, выполняя заказы на роспись алтарей в соборах.

Младший ван Эйк, помимо живописи — своего главного занятия, интересовался географией, геометрией, химией, и благодаря своим способностям был на хорошем счету у знати. Он поступил на службу к графу Иоганну Баварскому, чей двор находился в Гааге, а позже стал придворным бургундского герцога Филиппа III Доброго. В 1427 году ван Эйк был направлен герцогом в Португалию, чтобы написать портрет его будущей невесты, принцессы Изабеллы. Художник создал два изображения, одно было отправлено Филиппу морем, другое – сушей, но до настоящего времени оба портрета не сохранились. Сам ван Эйк вернулся во Фландрию уже со свадебным кортежем.

Одним из самых значительных творений ван Эйка считается алтарь Собора Святого Бавона в Генте, над росписью которого начинал работу брат Хуберт. В 1426 году старший ван Эйк скончался, и завершал работу над алтарем уже младший Ян. Как отмечают искусствоведы, даже если бы ван Эйк не создал за свою карьеру ничего, кроме Гентского алтаря, в истории он все равно остался бы одним из величайших представителей Раннего Возрождения. На 24 панелях алтаря изображены 258 фигур, а все произведение демонстрирует новый, ванэйковский стиль живописи, который позже разовьется у других нидерландских художников и станет визитной карточкой Северного Возрождения.

Отходя от средневековых традиций в изобразительном искусстве, ван Эйк, сохраняя на большинстве своих работ религиозную тематику, делал ставку на реализм. Большое внимание он уделял деталям, которые, с одной стороны, придавали сюжету точность, объективность, а с другой – часто носили выраженный символический характер. Библейские персонажи и фигуры святых у ван Эйка оказывались помещенными в повседневную, «земную» обстановку, где каждый элемент был изображен тщательно и с любовью. В этом смысле отмечается влияние на творчество ван Эйка другого нидерландского художника, Робера Кампена, в настоящее время называемого родоначальником традиций Северного Ренессанса.

Кампен считается вероятным автором картин Флемальского алтаря и алтаря Мероде, выполненных с куда большей реалистичностью, чем все созданные к тому времени произведения соборной живописи. К сожалению, установить точное авторство работ художников Раннего Возрождения сложно, так как до XV века обычая подписывать свои картины не существовало.

Символизм и загадки картин ван Эйка

Здесь новатором опять же стал Ян ван Эйк – одна из первых картин с подписью художника носит название «Портрет четы Арнольфини». Это, вероятно, самое узнаваемое произведение нидерландского мастера – и репутация эта заслужена как удивительным качеством письма, создающим эффект трехмерности пространства, погруженности в интерьер на холсте, так и неоднозначной трактовкой происходящего на картине, равно как и смысла отдельных интригующих деталей.

Ван Эйку приписывается слава изобретателя масляных красок – на самом же деле он усовершенствовал состав, которым пользовались художники того времени. Краски на основе масел делали уже с XII века, но эти краски долго высыхали, а высохнув, быстро теряли цвет, растрескивались. Широкие интересы ван Эйка и его знания в области химии помогли художнику усовершенствовать состав, благодаря чему стало возможным наносить краски слоями, как плотными, так и прозрачными. Многослойные мазки позволяли добиться объемности изображения, игры света и тени – это стало особенностью фламандской манеры письма.

По всей вероятности, на картине изображен купец Джованни ди Николао Арнольфини в момент заключения брака. Произведение до настоящего времени вызывает споры и различия в трактовке сюжета. Несомненно, во всяком случае, то, что эта работа ван Эйка – первый парный портрет в истории европейской живописи. Интересна подпись, которую сделал художник. Она размещена не внизу картины, а между изображениями люстры и зеркала. Довольно неожиданны слова «Ян ван Эйк был здесь» — это напоминает не столько подпись автора, сколько свидетельство присутствия при некоем официальном событии.

Другие вопросы возникают, например, при взгляде на фигуру невесты – по всей видимости, не являющейся беременной, несмотря на кажущиеся признаки, на скинутую обувь, отражение в зеркале за спиной мужчины и женщины и еще на ряд символов, разгадка которых интересна и спустя более половины тысячелетия с момента создания картины.

Старые сюжеты и новая живопись

Значительная часть наследия ван Эйка посвящена религиозным сюжетам, среди них – большое количество изображений девы Марии. Мадонны ван Эйка помещены в весьма реалистичные интерьеры, где тщательно написана каждая деталь. При этом автору свойственно нарушать пропорции – как на картине «Мадонна в церкви», где фигура Марии кажется неестественно большой в интерьере храма.

«Мадонна канцлера Ролена» прославила советника Филиппа Доброго, канцлера Бургундии и Брабанта. Вероятнее всего, картина была заказана для фамильной часовни сыном Ролена. На полотне изображены три фигуры – Дева Мария, Младенец Иисус и сам канцлер. Но внимание зрителя не может не обратиться к пейзажу, который благодаря окну разделен на три части: за фигурой канцлера видны дома и городские постройки, за Мадонной – церкви. Эти две части разделяет река, проводя границу между светским и духовным. Берега реки символически соединены мостиком.

Начиная с 1431 года художник жил в Брюгге, где построил дом и женился. Крестным отцом первого из десяти детей ван Эйка и его жены Маргариты был герцог Филипп Добрый. Умер художник в 1441 году.
О творческом пути ван Эйка нидерландский искусствовед Карел ван Мандер отозвался так:
«То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском» .

Северное Возрождение имеет свои характерные черты. В отличие от мастеров итальянского Ренессанса ван Эйк и его последователи шли скорее по пути создания нового искусства, а не возрождения античных традиций. На картинах голландца во внешнем облике человека читается его личность, а вся композиция является гармоничной и продуманной, благодаря единству пространства. Ван Эйк открыл для живописи и ряд приемов – таких, как поворот три четверти. И, бесспорно, его творчество – кладезь сведений о быте, моде, традициях тех времен, своего рода документалистика периода Возрождения.

Картины прошлых веков, ставшие зеркалом ушедшей эпохи, в свою очередь порой хранят тайны зеркал — часто неразгаданные.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ян ван
Эйк

Биография и информация

Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. 1385 либо 1390, Маасейк — 1441, Брюгге) – знаменитый фламандский художник эпохи раннего Ренессанса, один из первых его представителей в Нидерландах; непревзойденный автор портретов, создавший больше 100 композиций с религиозными сюжетами. Конкретная дата появления на свет гениального живописца неизвестна.

Особенности творчества ван Эйка : становление основоположных принципов эпохи Ренессанса на Севере Европы. Борясь с традициями средневекового искусства, мастер выбирает непосредственное наблюдение за действительностью, желает объективно воссоздать мир. Художник далек от научных исследований перспективы, строения человеческого тела, он не ведал наследия античности: в отличие от художников Италии, он больше руководствовался своим опытом. Ван Эйк тщательно изучал строение окружающего мира, видел тонкости любого из предметов, умел красочно и в деталях передать пейзажи и интерьеры. Особенное значение для него имело изображение человека, он хотел максимально точно отображать облик героев своих полотен.

Правдивая точная передача черт героя подчиняется в портретах, написанных художником Яном ван Эйком, проницательному раскрытию основных особенностей нрава персонажей. Живописец создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями.

Известные картины Яна ван Эйка : «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена».

Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. В 1427—1428 гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В 1427 г. посетил Турне. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон — 9 июля 1441).

Ян ван Эйк — выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения.

Термин «art nova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное, интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры.

Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его — все заслуживает благоговейного внимания. И это ощущение божественной драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи.

Дату рождения художника следует, по всей вероятности, относить к первой половине 1390-х гг.; родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Первыми уроками мастерства, опять-таки предположительно, Ян был обязан своему старшему брату Губерту.

К 1422 г., когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, это был уже известный живописец, состоящий на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге.

После смерти Иоанна Баварского мастер, пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии. Весной 1425 г. в Брюгге он был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами». В том же году художник переехал в Лилль.

Читайте также  Картина «синдики», рембрандт — описание

По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». В 1427 г. он отбыл в Испанию и затем в Португалию вместе с послами Филиппа, задачей которых было договориться о заключении брака между вдовцом-герцогом и португальской принцессой Изабеллой.

Исполняя возложенную на него миссию, художник написал два портрета невесты и отослал своему господину вместе с проектом брачного договора. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.

Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» — одна из ранних работ Ван Эйка. Как и большинство его произведений, картина как бы светится изнутри, рождая ощущение возвышенной радости.

Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком.

Тут надо немного остановиться на открытии художника, давшем Толчок бурному распространению техники масляной живописи по Европе. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. красок. Это не совсем так.

Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но популярностью не пользовались:они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь Ван Эйк, где-то около 1410 г., нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. И самое главное — тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет, и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.

Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 г. Губертом, а после его смерти в 1426 г. продолжена младшим братом.

История написания и судьба Гентского алтаря, как и всякого шедевра, полна загадок и драматических событий. Прежде всего, исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает.

Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт? Или это лишь легенда, выдуманная, чтобы отдать главную роль в создании алтаря жителю Гента? Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка?

При всем многообразии точек зрения на роль каждого из братьев в создании Гентского алтаря ни одна из них не кажется достаточно убедительной. Во всяком случае, большая часть работы была выполнена много лет спустя после кончины старшего брата.

Гентский алтарь уникален. Он представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, достигающий в центральной части трех с половиной метров в высоту и пяти метров в ширину в раскрытом виде. Даже если бы Ян ван Эйк в своей жизни больше ничего не создал, он все равно вошел бы в историю как aвтop Гентского алтаря. В 1432 г. работа была закончена, и складень занял предназначенное для него место в церкви Св. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Бавона).

Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «с каменным фасадом», а вскоре женился. В 1434 г. герцог Филипп III стал крестным отцом первого из десяти детей Яна и, в связи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебряных чаш.

Взгляните на работы ван Эйка, наполненные жизнью и светом. Кажется, что драгоценные камни и драгоценные металлы на его картинах — настоящие и пылают внутренним светом. Его краски настолько прозрачны, что работы имеют уникальный, почти люминесцентный блеск.

С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый «Тимофей» (1432 г.), «Человек в тюрбане» (1433 г.), небольшое панно «Мадонна с младенцем» (1433 г.) и др.

Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности.

Портрет четы Арнольфини (1434 г.), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.

В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок.1436г.) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам(редкий случай в феодальном мире).

Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества.

Земной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма.

К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз.

В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Ярким примером графического мастерства художника служит «Св. Варвара» — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: «Иоанн ван Эйк меня сделал в 1437 году».

Художник скончался 9 июля 1441 г. в Брюгге, городе, ставшем для него родным, и был похоронен «в ограде» церкви Святого Донациана. Лишь через год родственникам удалось перезахоронить его тело, уже внутри церкви, около купели.

Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество, исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником для развития искусства Нидерландов и других стран Европы. В своеобразном девизе Ван Эйка «Как умею» слились смирение и достоинство, присущие как самому художнику, так и всему его творчеству.

Ян ван Эйк

Все средневековые итальянские художники, а также многие мастера Раннего Ренессанса (включая Джотто и Мазаччо) писали свои шедевры темперой. Способ этот, изобретенный еще в древности, состоял в следующем: художник взбивал яичный желток и толок в нем нежную фиговую веточку, молоко которой и образовывало с яйцом темперу. С этим составом смешивали минеральные краски и писали ими по покрытым гипсам доскам или по непросохшей штукатурке. Живопись темперой имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести яркость, свежесть и прочность. К недостаткам – сложность перехода от одного цвета к другому при наложении полутонов и оттенков, а также полное отсутствие блеска, вследствие чего живопись темперой отличается некоторой резкостью и сухостью.

Величайшим событием в истории искусства стало изобретение масляных красок. Ибо масло, по словам Вазари, «делает колорит более мягким, нежным и деликатным». Кардинальный переворот этот произошел не сразу. Сначала появился обычай покрывать картину тонким слоем льняного масла, варенного на огне и выдержанного на солнце, что придавало живописи красивый блеск, а также предохраняло краски от действия влаги. Данный прием получил широкое распространение и, в конце концов, навел художников на мысль использовать масло в качестве связующего вещества. Действительно, уже давно было замечено, что масло в тонком слое образует с красками очень прочные, блестящие и прозрачные пленки. Тогда и стали употреблять для связи красок смесь куриного желтка с ореховым или льняным маслом. В результате получалась желтково-масляная эмульсия. При отвердевании красок, стертых на ней, последние оказывались необычайно устойчивыми к воздействию влаги. Другое важное достоинство новой техники состояло в том, что в масле краски легко смешиваются между собой, благодаря чему переходы между тонами делались естественными, и достигалась удивительная верность природе.

Но, увы, масло со временем желтеет. Для того, что бы оно не теряло с годами своей прозрачности, его необходимо очистить. Облагораживание масла достигалось путем удаления из него белковых и слизистых веществ и воды, а также его уплотнением путем кипячения и долговременной выдержке на солнце. Подготовленное таким образом масло сохраняло прозрачность. Был у масляных красок и другой весьма существенный недостаток – они очень долго сохли, причем высыхание происходило только под воздействием прямых солнечных лучей. Положив на доску один слой красок, художник выставлял ее на солнце, ждал, пока краски просохнут, клал следующий слой и снова сушил, что, разумеется, было очень неудобно. Для того, чтобы масляная живопись получила повсеместное распространение, необходимо было, прежде всего, найти новый способ приготовления масла. Важно отметить, что честь преодоления всех перечисленных затруднений принадлежит не итальянскому, а нидерландскому художнику. Там же в Нидерландах сложилась современная техника письма масляными красками, которую переняли затем все европейские живописцы.

Ян ван Эйк — художник, сыгравший ключевую роль в этом, без преувеличения, историческом перевороте — родился около 1390 г. в Маасейке, расположенном на реке Маас близ Маастрихта. Сам Ян был, видимо, весьма образованным человеком, изучал геометрию, алхимию, картографию. Бартоломео Фацио писал, что он много и с увлечением занимался геометрией и прекрасно владел пространственной перспективой. Будучи талантливым алхимиком, Ян ван Эйк постоянно экспериментировал с различными маслами. Проведя множество опытов, он научился добывать превосходного качества облагороженное ореховое или маковое масло. В это масло он стал добавлять небольшое количество легких смол (синдарак и терпентин). Синдарак, вообще говоря, не растворяется в жирных маслах, но эту трудность Ян ван Эйк преодолел путем добавления небольшого количества спикового масла. В результате он получил великолепный, быстросохнущий масляный лак, являющийся идеальным связующим для красок. Спиковое масло не только превосходно способствовало образованию лаковых и красочных пленок, но и значительно сокращало время высыхания. Тонко наложенные прозрачные слои масляно-лаковых красок ван Эйка быстро высыхали, сохраняя при этом свою исключительную прозрачность и блеск, не тускнея, не желтея и совершенно не изменяясь в дальнейшем. Считается, что это открытие было совершено где-то около 1410 г.

Однако Ян ван Эйк не только изобрел способ письма масляными красками, он был одним из первых, кто освоил выразительную возможность техники масляной живописи. Все свои произведения ван Эйк выполнял на добротных, хорошо высушенных досках. Гладкую доску покрывали несколькими слоями гипсового или мелового грунта, замешанного на хорошем клее, и тщательнейшим образом зачищали, пока она не приобретала ослепительно-белую, совершенно ровную поверхность. Собственная манера живописи ван Эйка отличалась необычайным изяществом и изумительной мягкостью в переходах от одного цвета к другому. Из-под тонко наложенных слоев красок просвечивала белая поверхность грунта, являвшаяся своеобразным источником света, изливавшегося как бы из самой глубины картины.

Читайте также  Картина "древо жизни", густав климт - описание

Возможно, что Ян постигал основы живописного искусства у своего старшего брата Губерта (умершего в 1426 г.), но подлинным образцом для подражания стало для него искусство франко-фламандских миниатюристов. Он и сам был выдающимся миниатюристом. Работая над украшением часослов, он в совершенстве научился передавать световоздушную среду и глубину пространства. В 1422 г. Ян поступил на службу к Иоанну Баварскому, правителю Голландии, Зеландии и Генегау. В мае 1425 г. он был принят в качестве камердинера на службу к герцогу Бургундскому Филиппу Доброму, властителю Нидерландов. С 1430 г. Ян ван Эйк проживал в основном в Брюгге.

Подлинным шедевром новой техники живописи стал знаменитый Гентский алтарный складень (1426-1432), заказанный обоим братьям ван Эйкам богатым гентским гражданином Иодокусом Вейдом, но оконченный Яном уже после смерти брата. Предназначался он для капеллы Вейдта в гентской церкви св. Бавона. Содержание этого произведения – история спасения человеческой души от грехопадения и до небесной славы, какой она открылась св. апостолу Иоанну (во имя которого и была сооружена церковь в Генте).

Изображения в нижней части алтаря являются одной большой картиной, написанной на пяти створках. Она иллюстрируют слова апокалипсиса: «Великое множество людей, которых никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло перед престолом и перед Агнцем в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках своих». Композиция решена как величественное массовое действие в пейзаже, грандиозная панорама которого воспроизводит беспредельные просторы неба, земли, цветущих лугов, рощ, скал, рек, уводящих взгляд к горизонту, где высятся горные вершины. Всепроникающая световоздушная и цветосветовая среда смягчает колористические переходы от света к свету, усиливает впечатление цельности и гармонии. Агнца окружают различные персонажи. Слева коленопреклонены двенадцать пророков, а за ними стоят патриархи, те, кто жил до Христа. Справа, так же на коленях, четырнадцать апостолов, включая Матафию, Павла и Варнаву. Потом изображены святые мученики, папы, епископы, кардиналы. На заднем плане – праведники, исповедники, святые девы. Справа на боковых створках к Агнцу движутся святые отшельники и святые странники, а на левых створках – воины Христовы и праведные судьи. Все произведение представляет собой изумительное творение, в котором сливаются в одно художественное целое пейзаж и фигуры, естественное и божественное.

Гентский алтарь представляет собой как бы целую вселенную, он объединяет мир небесный и мир земной, реальных людей и небожителей, охватывает историю человечества от прародителей Адама и Евы до спасения людей искупительной жертвой Христа. Вместе с тем алтарь, как бы совместил в себе все возможные формы живописи. О несравненном умении ван Эйка передавать теплоту обнаженного человеческого тела уже говорилось выше. Он показал себя так же превосходным пейзажистом и тонким наблюдателем природы. Кисть ван Эйка способна передавать буквально любую поверхности. Ей доступны самые сложные цветовые гаммы и сочетания: блеск драгоценных камней, переливы света в золотом шитье, многоцветные отражения в металлических предметах, фактура различных тканей, игра бликов на человеческой коже. Он великолепно умел изображать шерсть животных или ворсинки меха, светотеневую игру и взаимное проникновение цветов. Каждая деталь показана им с такой любовью и такой тщательностью, что предмет буквально оживает на картине.

Великолепное художественное мастерство ван Эйка подтверждают его портреты. Он был первым из больших портретистов в европейской живописи – создателем типа погрудного портрета. В каждом его портрете чувствуется, как он самозабвенно и любовно стремится понять человека. Его работы всегда глубоко индивидуальны, в них с большим мастерством переданы характерные черты портретируемых. При этом художник владеет изумительно тонкой, неведомой итальянцам живописной техникой, нежно и прозрачно накладывает краски, избегая резких контуров.

Вершиной всего творчества ван Эйка считается семейный портрет Джованни Арнольфини и его жены Джованны.

Умер художник в июле 1441 г. Ян ван Эйк – самый крупный и самый гениальный из европейских живописцев XV века, творивших севернее Альп. Не в меньшей (а может быть, даже в большей) степени, чем Мазаччо, Яна ван Эйка следует считать родоначальником всей современной живописи. Его картины стали подлинной сенсацией как по ту, так и по эту сторону Альп. Итальянские художники спешили освоить эту новую, неведомую им прежнюю технику живописи. Одним из первых научился писать масляными красками Доменико Венециано (1400-1461). Потом ее переняли и другие художники.

Ян ван Эйк — гениальный голландский художник-портретист XIV-XV веков

Ян ван Эйк (Jan van Eyck; родился 1390 г. — умер 9 июля 1441 г. ) — один из самых известных голландских художников эпохи раннего Северного Возрождения, XIV-XV веков, мастер портрета и автор более сотни работ на религиозную тематику. Ян ван Эйк был новатором — он одним из первых стал оставлять подписи на своих произведениях, выделил портрет в отдельный жанр, начав изображать людей не по грудь, а по пояс, развернув на три четверти и добавив предметы их быта. Ван Эйк усовершенствовал масляные краски, появившиеся всего за несколько десятилетий до его рождения, создал новую, особую смесь и начал использовать лак, придающий произведениям стойкость и блеск. В его картинах — документальная точность и при этом глубина и многогранность самой жизни.

Биография Яна ван Эйка

Ян ван Эйк родился в городе Маасейк, в те времена относящемся к Северным Нидерландам, а ныне — к Бельгии, предположительно между 1385 и 1390 годами. О детстве его известно мало, имена родителей в истории не сохранились, в отличие от имени и биографии старшего брата — тоже художника, Губерта ван Эйка (Hubert van Eyck).

Прошло уже более шести веков, а споры об отношениях братьев и их влиянии на творчество друг друга не утихают до сих пор. Считается, что Губерт обучал брата мастерству живописца и был вдохновителем будущего уникального стиля мастера. Однако некоторые историки утверждают, что часть произведений Губерта и Яна подписана именем не того брата, а другие — что творцы и вовсе не состояли в родстве.

Первые упоминания о художнике относятся к 1422 году, когда он приступил к работе в Гаагском дворце, написав несколько картин для Иоана Баварского (Johann III). Спустя три года он отправился в город Брюгге, начав творить при дворе герцога Бургундского, Филиппа III Доброго (Philippe le Bon). Известно, что в годы работы на Филиппа III ван Эйк не только писал, но и выполнял дипломатические поручения, в том числе дважды ездил на переговоры касательно женитьбы герцога. Вторая поездка оказалась удачной и вскоре после нее Филипп Добрый обручился с Изабеллой Португальской (Isabelle de Portugal).

Выдающийся ум мастера отмечал не только герцог. Современники описывали его как разносторонне одаренного человека. Он увлекался геометрией и географией, хорошо разбирался в растениях и цветах, обладал познаниями в химии, что и позволило ему вывести свою идеальную пропорцию масляных красок.

Первыми работами мастера были миниатюры, а уже после он начал пробовать себя в портретах и произведениях на религиозную тематику. Некоторые историки утверждают, что Ян писал также сцены быта, но эти картины не сохранились до наших дней. Так это или нет — узнать невозможно.

Доподлинно известно, что в 1430 году мастер поселился в Брюгге, получив статус городского художника. Уже через два года он завершил свой шедевр, одну из самых великих и известных работ — Гентский алтарь.

Монументальный многочастный алтарь был расписан для одной из капелл собора святого Бавона в Генте и до сих пор хранится там же. На 26 панелях художник воплотил свои познания и свое уникальное видение земного и небесного. Спокойное величие залитых светом покоев Девы Марии в момент Благовещения, величавый образ Бога Отца, музицирующие ангелы в роскошных одеждах и символизирующий Христа жертвенный агнец, которому будто бы поклоняется все живое… Это произведение и сейчас можно рассматривать бесконечно.

На портретах Яна ван Эйка люди предстают удивительно реалистичными, чувственными, будто живыми. Он одним из первых начал добавлять к изображению человека посторонние предметы, вкладывая в них глубокий смысл. Так, на одной из самых известных работ, «Портрете четы Арнольфини», собачка, предположительно, символизирует преданность, фрукты — плодовитость или грехопадение, а выгнутое зеркало — чистоту и целомудренность невесты.

О личной жизни творца известно так же мало, как о происхождении. «Портрет Маргарет ван Эйк, жены Яна ван Эйка», написанный незадолго до смерти художника, раскрыл общественности имя и внешность его супруги. Историки считают, что портрет должен был стать подарком на день рождения жены, но в итоге был передан Гильдии художников и в течение многих лет выставлялся на любование публики в день Святого Луи как образец высокого мастерства. У пары было 10 детей.

Мастер умер 9 июля 1441 года. Его могила располагается на территории церкви, неподалеку от дома, где он проживал более 10 лет.

Самые известные картины Яна ван Эйка

Картины Яна ван Эйка наполнены деталями, которые хочется рассматривать и изучать, выискивая смысл, вложенный в них автором:

  • «Портрет четы Арнольфини» (1434) — на холсте изображен богатый итальянский купец в момент бракосочетания с невестой, в тесной спальне бюргерского дома.
  • «Святой Иероним» (1442) — портрет святого был закончен друзьями художника уже после его смерти, но большую часть написал именно ван Эйк. Считается, что именно на это указывает письмо, лежащее на столе.
  • «Мадонна канцлера Ролена» (1436) — одно из произведений, написанных по заказу Филиппа Доброго. Здесь канцлер преклоняет колени перед Богоматерью, земное встречается с мирским, но при этом так тонко подмечена различающая их грань.
  • «Святая Варвара» (1437) — изящная работа, вот уже многие столетия дающие повод для споров экспертов. Это просто незаконченный рисунок или все же готовая картина? Неизвестно.

Его называли гением, самым выдающимся художником века, и в этих словах нет ни капли преувеличения. Сегодня некоторые произведения мастера можно приобрести на аукционах. На сайте Very Important Lot можно недорого купить картины известных художников, а также приобрести работы молодых талантливых авторов и предметы антиквариата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: