Биография и картины сальвадора дали - JEKATERINBURG.RU

Биография и картины сальвадора дали

Биография и картины Сальвадора Дали

  • Год рождения: 11 мая 1904
  • Дата смерти: 23 января 1989
  • Страна: Испания
  • Работы художника находятся:
    Музей Сальвадора Дали
    Метрополитен музей
    Центр искусств королевы Софии
    Галерея Тейт
    Музей современного искусства (Нью-Йорк)

Биография:

Великий и неординарный человек Сальвадор Дали родился в Испании в городе Фигерас в 1904 году 11 мая. Его родители были очень разные. Мать верила в бога, а отец наоборот, был атеистом. Отца Сальвадора Дали звали тоже Сальвадор. Многие считают, что Дали назвали в честь отца, но это не совсем так. Хоть у отца и сына были одинаковые имена, все же младшего Сальвадора Дали назвали в память о его брате, который умер не дожив до двухлетнего возраста. Это беспокоило будущего художника, так как он чувствовал себя двойником, каким-то отголоском прошлого. У Сальвадора была сестра, которая родилась в 1908 году.

Детство Сальвадора Дали

Учился Дали очень плохо, был балованным и неусидчивым, хотя способности к рисованию у него появились еще в детстве. Первым учителем Сальвадора стал Рамон Пичот. Уже в 14 лет его картины были на выставке в Фигерасе.

В 1921 году Сальвадор Дали уехал в Мадрид и поступил там в Академию изобразительных искусств. Учеба ему не нравилась. Он считал, что сам может преподавать своим учителям искусство рисования. Он оставался в Мадриде лишь потому, что ему было интересно общаться с его товарищами. Там он познакомился с Федерико Гарсиа Лорка и Луисом Бунюэлем.

Учеба в Академии

В 1924 году Дали был исключен из академии за недостойное поведение. Вернувшись туда через год, его снова исключили в 1926 году без права на восстановление. Случай, повлекший за собой эту ситуацию, был просто поразителен. На одном из экзаменов профессор академию попросил назвать 3 самых великих художников в мире. Дали ответил, что не будет отвечать на подобного рода вопросы, потому что ни один преподаватель из академии не имеет право быть ему судьей. Слишком презрительно относился Дали к преподавателям.

А к этому времени Сальвадор Дали уже имел свою собственную выставку, которую посетил сам Пабло Пикассо. Это было катализатором для знакомства художников.

Тесное общение Сальвадора Дали с Бунюэлем вылилось в фильм под названием «Андалузский пес», который имел сюрреалистический уклон. В 1929 году Дали официально стал сюрреалистом.

Как Дали обрел музу

В 1929 году Дали обрел свою музу. Ей стала Гала Элюар. Именно она изображена на многих картинах Сальвадора Дали. Между ними возникла серьезная страсть, и Гала оставила своего мужа, чтобы быть вместе с Дали. В момент знакомства со своей возлюбленной Дали жил в Кадакесе, где купил себе хижину без особых удобств. Не без помощи Галы Дали удалось организовать несколько отличных выставок, которые были в таких городах как Барселона, Лондон, Нью-Йорк.

В 1936 году случился очень трагикомичный момент. На одной из своих выставок в Лондоне Дали решил почитать лекцию в костюме водолаза. Вскоре он стал задыхаться. Активно жестикулируя руками он попросил снять с него шлем. Публика приняла это за шутку, и все обошлось.

К 1937 году, когда Дали уже побывал в Италии, стиль его работ значительно изменился. Уж слишком сильно повлияли работы мастеров Возрождения. Дали изгнали из общества сюрреалистов.

Во время Второй Мировой войны Дали уехал в США, где был узнаваем, и быстро добился успеха. В 1941 году для его личной выставки открыл двери музей современного искусства США. Написав свою автобиографию в 1942 году, Дали почувствовал что он действительно известен, так как книга разошлась очень быстро. В 1946 году Дали сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Конечно, смотря на успех своего бывшего товарища Андре Бретон не мог упустить шанс написать статью, в которой унижал Дали — «Salvador Dali — Avida Dollars» («Гребущий доллары»).

В 1948 году Сальвадор Дали вернулся в Европу и поселился в Порт-Льигате, выезжая оттуда то в Париж, то обратно в Нью-Йорк.

Дали был очень известным человеком. Он занимался практически всем и был успешным. Все его выставки не сосчитать, но больше всего запомнилась выставка в галерее Тейт, на которой побывало около 250 миллионов человек, что не может не впечатлять.

Умер Сальвадор Дали в 1989 году 23 января после смерти Галы, которая скончалась в 1982 году. Обязательно посетите наш сайт партнер, где также есть картины Сальвадора Дали. Вы сможете выбрать и заказать какую-то его работу для себя.

Сальвадор Дали

Фото Все

Видео Все

Наглый гений Сальвадор Дали | Арт-Бланш

Сальвадор Дали и Елена Дьяконова. Больше, чем любовь

Сальвадор Дали. Жизнь Замечательных Людей.

Сальвадор Дали — биография

Сальвадора Дали называют самым необычным художником XX века. Его талант был несомненным, а эпатажные поступки заставляли окружающих думать, что у этого человека не все в порядке с головой. На протяжении всей своей жизни художник вел дневники, которые стали доступными читающей публике только после его кончины. Но даже эти записи не могут дать четкий ответ, кем же на самом деле был Сальвадор Дали – странным, но чрезвычайно талантливым художником-сюрреалистом или великим мистификатором.

Детство

Сальвадор Дали родился в испанском городе Фигерас 11 мая 1904 года. Его отец, Сальвадор Дали-и-Куси, был богатым нотариусом. Маму младенца звали Фелипе Доменеч. Мальчик был вторым ребенком в семье, его старший брат, которого тоже звали Сальвадором, умер, когда ему было всего два года. Причиной смерти малыша было воспаление мозга. Второго ребенка родители решили назвать в честь умершего малыша, им хотелось, чтобы имя Сальвадор снова звучало в доме. Значение этого имени в переводе с испанского – «Спаситель».

Сальвадор Дали в детстве

Мама, пережившая потерю старшего ребенка, была без ума от своего черноглазого сыночка. Она ласкала, опекала и баловала его. Отец придерживался других правил, старался быть строгим, но справедливым. Противоречивые методы воспитания сделали свое дело, мальчик рос неуправляемым, капризным и своенравным. В пять лет ему рассказали об умершем брате, и это оказало негативное влияние на неокрепшую психику ребенка. Сальвадору было неприятно осознавать, что он второй ребенок в семье, ему разонравилось красивое имя, он стал бояться смерти, ассоциируя себя с братом.

Когда мальчику исполнилось четыре года, родилась его сестра Ана Мария Дали. Именно эта девочка станет на долгие годы самой близкой подругой будущего художника. А пока маленький Дали учится рисовать. Кажется, это единственное большое увлечение маленького проказника. Родители замечают, что рисование отвлекает его от баловства и капризов, после работы с красками и кистями он успокаивается и ведет себя вполне прилично. Маленькому художнику даже соорудили мастерскую в подсобном помещении, и он с удовольствием проводил там долгие часы.

Несмотря на любовь матери, он часто испытывает сильную тревогу, чувствует себя одиноким и покинутым, впадает в панику. Маленький пример из его детства, рассказанный самим Дали. Взрослые ждали события космического масштаба, недалеко от Земли должна была пройти комета Галлея. Они рассуждали о конце света, и мальчик просто задыхался от ужаса, слушая их предположения. Его охватил настоящий приступ паники, он плохо соображал, что делает. Чтобы обратить на себя внимание, Дали пнул сестренку, ползавшую по полу.

Разгневанный отец запер хулигана в своем кабинете. Сальвадор отчаянно кричал и извивался, просил выпустить его, во что бы то ни стало он хотел увидеть комету Галлея. Но отец был неумолим, мальчику не удалось увидеть комету, но страх перед концом света преследовал его всю жизнь.

Творчество

Отец видел, что в семье растет необычный ребенок, который вряд ли станет продолжателем его дела. Он записывает Сальвадора в муниципальную школу, куда ходили дети бедняков. При этом состоятельный нотариус имел достаточно средств, чтобы дать сыну хорошее образование, выучить его в частной школе. В школе Сальвадор учился плохо, вел себя вызывающе. Однажды, когда ему было 16 лет, он прыгнул вниз с такой крутой лестницы, что его сверстники похолодели от ужаса. Некоторые ученики стали сочувствовать Дали, жалеть его. Юноше так понравилось это, что в дальнейшем он еще не раз повторит свой «подвиг» в надежде на сочувствие окружающих.

Отец Дали не был жестоким, бессердечным человеком. Просто он хорошо понимал, что его сын сделан из другого теста. Нотариус договорился с местным художником, чтобы тот давал уроки живописи его сыну. Так первым учителем Сальвадора Дали стал Рамон Пичот. Когда юному живописцу исполнилось 14 лет, в Фигерасе открылась его первая выставка. Картины Дали представляли собой пейзажи живописных окрестностей родного города, к которым он до конца своей жизни будет испытывать трепетную любовь.

Первые работы молодого художника показали, что его мало интересует академическая живопись. Зато Дали старательно осваивал технику письма импрессионистов, кубистов, пуантилистов. Следующим его наставником был профессор художественных искусств Хуан Нуньес. Под его руководством юноша создает такие полотна, как «Сумеречный старик», «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе» и некоторые другие картины. В этот период Дали сильно увлекается европейским авангардом, зачитывается трудами Ницше, Фрейда. Он пробует себя в качестве писателя, сотрудничает с местным журналом. Короткие рассказы Дали иллюстрирует собственными рисунками. Молодой художник становится известным человеком в Фигерасе.

Картина Сальвадора Дали «Сумеречный старик»

В 1921 году юноша пережил огромную потерю, от рака груди скончалась его мать. В то время ей было всего 47 лет. Кончина этой женщины стала настоящей трагедией для семьи. Отец Дали никогда не сможет забыть свою супругу, а характер его сына станет совершенно невыносимым. Через некоторое время он начнет учиться в Мадридской Академии художеств, но заносчивость и высокомерие Дали не позволили ему получить полноценное образование.

Для Дали нет никаких авторитетов, он ведет себя вызывающе по отношению к студентам и преподавателям. Этот заносчивый франт совершенно не умеет вести себя в обществе, он считает себя талантливее педагогов и не собирается сдавать экзамены тем, кто меньше его знает. Так думает Дали, и ведет себя соответствующим образом. Подобное поведение выглядит отвратительно, и педагоги не собираются его терпеть. Дважды невыносимого студента изгоняют из учебного заведения. Но за короткое время пребывания в столице ему удалось завести полезные знакомства.

Сальвадор Дали с Пабло Пикассо

Федерико Гарсиа Лорка, Луи Бонюэль, Пабло Пикассо становятся его близкими друзьями, повлиявшими на творческое развитие молодого художника. Но молодых людей объединяла не только любовь к искусству. Например, Гарсиа Лорка нисколько не скрывал своей нетрадиционной ориентации. Современники были твердо убеждены, что этот человек был связан с Сальвадором любовными отношениями. Но Дали не был гомосексуалистом, несмотря на всю необычность своей сексуальной жизни.

Сальвадор Дали в процессе творчества

Эпатажное поведение, отсутствие академического образования не стали помехой на пути талантливого художника. Через несколько лет он приобрел мировую известность. Несколько его картин – «Портрет отца», «Автопортрет», «Женская фигура у окна», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Порт-Альгер», были одобрительно встречены критикой и поклонниками. Одна из картин, написанных в этот же период, попадает на международную выставку, которая проводилась в Соединенных Штатах. Это была «Корзинка с хлебом». Большую помощь в это время ему оказывала родная сестра. Ана Мария выступала в качестве главной модели художника.

Лучшие картины

Одной из лучших работ художника считается картина «Постоянство памяти». Сюжет ее прост — на фоне песочного пляжа со стола стекают жидкие часы. Это полотно в настоящее время размещено в Музее современного искусства в Соединенных Штатах. Его называют самой известной работой мастера. Супруга Сальвадора, Гала, очень многое сделала для организации выставок Дали во многих испанских городах, в Лондоне, Нью-Йорке.

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

Работы талантливого художника привлекают внимание Виконта Шарля де Ноэйля. Этот меценат, большой ценитель современного искусства, скупает картины эпатажного творца по большой цене. Супруги Дали становятся состоятельными людьми. Они потратили деньги с умом, приобрели хороший дом недалеко от приморского городка Порт-Льигата. Дали не останавливается на достигнутых успехах, он решил присоединиться к обществу сюрреалистов. Но эксцентричный каталонец не сумел вписаться в рамки этого общества. Даже на фоне яростных бунтарей, возмутителей традиционного искусства он выглядит настоящей белой вороной.

конфликтует со всеми участниками общества, провозгласив свой собственный гордый лозунг – «Сюрреализм – это я!»

Когда в Германии к власти пришел Гитлер, у эпатажного художника начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии, связанные с этим политиком. Взгляды Дали всегда находят отражение в его творчестве, и его отношение к Гитлеру возмутило коллег. Сальвадор разрывает свои контакты с французскими художниками, уезжает в Америку.

В этот период он, вместе со своим другом Луисом Бонюэлем работал над созданием сюрреалистического фильма «Андалузский пес». Зрители отзывались об этой картине с восторгом. Далее был второй фильм – «Золотой век». В это время Дали работает над полотном «Загадка Вильгельма Телля». Советский лидер компартии предстал на этой картине с огромной ягодичной мышцей, изображенной в стиле ню.

Несколько десятков полотен этого период выставлялось в Англии, США, Испании, Франции. Даже названия многих картин способны «взорвать мозг» у обывателя. Например, «Телефон-омар», «Возбуждающий пиджак», «Мягкая конструкция с вареными бобами или Предчувствие гражданской войны». В 1936 году Дали посетил Италию, его поразило искусство итальянского Возрождения, заставило обратиться к чертам академического творчества. Это стало еще одним поводом для конфликта с сюрреалистами. Художник пишет картины «Портрет Фрейда», «Гала – Сальвадор Дали», «Испания», «Осенний каннибализм», «Метаморфозы нарцисса».

Читайте также  Портрет лейб-гусарского полковника е. в. давыдова, о. а. кипренский, 1809

«Метаморфозы нарцисса»

Последней работой этого художника в стиле сюрреализма считают «Сон Венеры». Над этой картиной он работал в США. В этой стране он занимается живописью, оформлением магазинов, рисует рекламные плакаты. Плодотворным было сотрудничество Дали с Хичкоком и Диснеем, он выступал как художник-оформитель их фильмов. Художник много времени уделяет написанию своей автобиографии, назвав свой труд «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Эта книга выходила большими тиражами и не успевала задерживаться на прилавках магазинов. Дали умел себя рекламировать.

Личная жизнь

В 25 лет эксцентричный молодой человек нашел любовь всей своей жизни. Ей стала русская женщина, супруга поэта Поля Элюара, Елена Ивановна Дьяконова. Женщина звала себя Галой.

Сальвадор Дали и Елена Дьяконова

Разъяренный отец, недовольный выбором сына, лишил его финансовых дотаций. Но после первой встречи Дали и Гала уже не расставались.

В последние годы союз был странным, они потеряли сексуальный интерес друг к другу и нашли себе других партнеров.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Сальвадор
Дали

Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доминго Фелипе Хасинто Дали и Доменек, маркиз Дали де Пуболь, 11 мая 1904, Фигерас, Испания – 23 января 1989, там же) – один из известнейших художников Испании, ставший неотъемлемой частью мировой поп-культуры. Прославился не только благодаря творчеству, но и тщательно выстроенному скандальному образу, эксцентричному поведению и вызывающим высказываниям как о себе, так и об окружении. Прожил долгую более-менее счастливую жизнь, был женат на своей единственной и неповторимой Гала (произносится на французский манер, с ударением на последний слог), которую возвел в культ и боготворил до конца своих дней.

Особенности творчества Сальвадора Дали : более всего известен благодаря сюрреалистическим картинам, хотя работал в разных стилях – начиная с импрессионизма и кубизма в юности и заканчивая неоклассицизмом в более поздний период. Был мастером на все руки: создавал иллюстрации, рекламные логотипы и интерьеры, писал мемуары, сценарии и художественные произведения, издавал кулинарные книги и литографии. Не стеснялся заимствований и многочисленных аллюзий на картины любимых мастеров – Веласкеса, Вермеера и других.

Второе пришествие
Формирование личности будущего художника проходило при обстоятельствах, которые практически не оставляли ему шанса стать кем-то другим – кем-то более нормальным и менее заметным. Помимо впечатлительной натуры, что препарировала и впитывала все события раннего детства, ему достались не менее чувствительные родители, не чуждые мировосприятия в ключе магического реализма.

Маленький Сальвадор рос в небольшом, но гордом испанском городке Фигерас с многовековой историей и амбициями в сфере сепаратизма, свойственными землям Каталонии. (В будущем художник будет придерживаться монархических взглядов с непоколебимой самоидентификацией как каталонец).

Отец мальчика был местным успешным нотариусом, а вот мать – уроженкой столичной Барселоны. Она не могла смириться со смертью первого сына из-за болезни в двухлетнем возрасте — и второго малыша, родившегося спустя 9 месяцев после его гибели, она считала реинкарнацией первенца. Назвали его так же – Сальвадор («спаситель» по-испански). Все эти рассказы о мертвом брате, а также походы на его могилу в самых нежных годах не прибавляли душевного равновесия и без того трепетному мальчику.

Вместе с тем его очень баловали. Как выжившему, ему оказывались королевские почести, и артистическая натура будущего художника с удовольствием вжилась в царственную роль. Получив в пятилетнем возрасте карнавальную мантию и королевский скипетр в подарок, Сальвадор посчитает этот наряд соответствующим своему положению и будет облачаться в такие одежды, даже став седым стариком.

Из молодых да ранний
Уже в шесть лет мальчик проявляет интерес к рисованию, и вседозволенность играет ему на руку: его не только поощряют, но даже выделяют целую комнату под мастерскую, расчистив от хлама прачечную на мансарде дома. Здесь он целыми днями практикуется в рисовании окрестностей и в десятилетнем возрасте пишет первую картину масляными красками в импрессионистском стиле.

Четыре года спустя его работы уже показывают публике на выставке в Фигерасе, а еще через три он становится студентом Академии изящных искусств в Мадриде. Здесь в полной мере проявляются черты, составляющие основу будущего успеха Дали: помимо выдающихся амбиций и недюжинных способностей, он обладал целеустремленностью, усидчивостью и завидной работоспособностью: «Я не болтался по улицам, никогда не ходил в кино, не посещал своих товарищей по Резиденции. Я возвращался и закрывался у себя в комнате, чтобы продолжать работать в одиночестве , — вспоминал Дали о своем студенческом досуге. — В воскресные утра я ходил в музей Прадо и брал каталоги картин разных школ… Отец, уведомленный директором и поэтом Маркина (под опекой которого оставил меня) о том, что я веду жизнь отшельника, тревожился. Несколько раз он писал мне, советуя путешествовать по окрестностям, ходить в театр, делать перерывы в работе. Но все было напрасно… Моя внутренняя жизнь довольствовалась этим. А всякие развлечения мне претили».

Несмотря на увлеченность работой, он все-таки находит время на знакомство и общение с Федерико Гарсиа Лоркой и Луисом Бунюэлем. С первым его свяжет нежная дружба, а со вторым – совместное творчество в кинематографе. Несмотря на полную отдачу живописи, Дали не удается окончить Академию. Его свободолюбивому духу оказалось тесно в стенах заведения, где ограничивали полет творческой мысли. Он начал конфронтацию с консервативными преподавателями и в итоге был исключен. Вместо учебы художник предпочел отправиться в известный свободными нравами Париж и там окунуться в мир авангардного искусства, заведя знакомство с поэтом-сюрреалистом Андре Бретоном и Пабло Пикассо.

Полеты во сне и наяву
1929 год становится знаковым для Дали: он становится членом общества сюрреалистов и знакомится с Галой. Елена Дьяконова, супруга поэта Поля Элюара русского происхождения, была на 10 лет старше Дали и поразила его с первого взгляда. С момента ее визита с мужем в Кадакес к Сальвадору они больше не расставались. Их отношения стали причиной разрыва отношений художника с собственной сестрой, не одобрявшей союз, но никто и ничто не могло тогда встать между ними.

Пара селится в небольшом рыбацком доме в Порт-Льигате, который в будущем разрастется до полноценной резиденции Дали. Гала берет на себя функции арт-менеджера, няньки, музы и дает ему возможность полностью погрузиться в работу. Ее опека дает свои плоды: именно в это время Дали пишет свои хрестоматийные работы, такие как «Постоянство памяти» (1931), «Великий мастурбатор» (1929) или «Лицо Мэй Уэст» (1935). Ухитряется рассориться с сюрреалистами – даже для них взгляды и эпатаж испанца оказались чересчур. Но он больше и не нуждался в компании. У него была Гала.

В 1934 году, после развода Галы с Элюаром, их брак был зарегистрирован официально (а в церкви – гораздо позже – в 1958 году). Когда в Европу приходит война, супруги поспешно покидают Старый Свет и отправляются в Новый, где проведут следующие восемь лет. В США Дали становится востребованным во всех сферах: он пишет книги, создает иллюстрации, проводит выставки, тусуется со звездами шоубиза, да и сам ведет себя как рок-звезда.

Во время одной из своих эпохальных выходок он едва серьезно не пострадал. Дали должен был читать лекцию о бессознательном в галерее «Нью-Бёрлингтон», куда он явился в скафандре, украшенном логотипом компании «Мерседес-Бенц». Костюм дополняли пара борзых на поводке в одной руке и бильярдный кий в другой. Но никто не подумал о том, что без специальной системы подачи кислорода художник просто начнет задыхаться, и когда это все-таки начало происходить, оказалось не так-то просто высвободить его голову из шлема. Его пришлось сбивать с головы буквально при помощи молотка, звук которого еще долго отдавался в ушах Дали. Но публика не подозревала о внештатной ситуации – напротив, зрители решили, что происходит продуманный сюрреалистический перфоманс, и аплодировали процессу освобождения лектора из западни.

Шок-рокер Элис Купер вспоминал: «В Нью-Йорке Дали всегда был самым желанным гостем. В одной комнате могли находиться Фрэнк Заппа, Джонн Леннон, Игги Поп, Элис Купер, Энди Уорхолл, Жаклин Кеннеди, но когда входил Сальвадор Дали, раздавался шепот “О-о-о, это Сальвадор Дали”. Перед ним благоговели, потому что он был на виду с 1920-х годов и оставался более сумасшедшим, чем кто бы то ни было» .

Однако художник был всем сердцем предан родине, и, несмотря на славу и безграничные финансовые возможности в Америке, он возвращается в Испанию и остается там до конца своих дней.

И жили они долго
К концу 1960-х отношения Дали с Галой перестали быть безоблачными. У каждого из них появилась своя личная жизнь: у нее – вереница молодых любовников, на которых художник закрывал глаза, у него – большая платоническая любовь в лице модели Аманды Лир. В конце концов Гала настояла на покупке отдельного жилища, и Сальвадор по своему эксцентричному обыкновению приобрел для нее целый замок, посещать который ему разрешалось только по предварительному письменному уведомлению.

В середине 1970-х Дали практически перестает писать. Несмотря на это, его картины продаются с аукционов за рекордные суммы, благодаря чему он становится одним из самых высокооплачиваемых при жизни художников. А в 1982 году он получает от короля Хуана Карлоса титул маркиза.

В этом же году в весьма почтенном возрасте (под девяносто лет – точная цифра тщательно скрывалась) умирает Гала. Дали тоже немолод, и его одолевают болезни. Он перебирается жить в замок Галы и там стремительно угасает от тоски по возлюбленной. Бед художнику добавляет пожар, в котором он получает ожоги пятой части тела, но даже это он смог пережить.

Но возраст и болезни берут свое: Дали становится подозрительным и нелюдимым. Последние годы он проводит в затворничестве в Башне Галатеи в Фигерасе, рядом с учрежденном им самим Театром-музеем имени себя любимого. Там он пишет несколько последних работ, но седой, растрепанный, с трудом передвигающийся старик уже мало напоминает того самоуверенного эксцентрика, каким помнила его публика. В 1989 году на 85-м году жизни сердце художника остановилось.

Проститься с Дали за два дня пришло около двадцати тысяч поклонников. Он завещал похоронить себя под стеклянным куполом в одном из залов своего музея, чтобы по его могиле могли свободно прогуливаться посетители. А свое немалое состояние размером почти 10 миллионов долларов художник оставил своей любимой – Испании.

Сальвадор Дали — гениальный художник-сюрреалист

Сальвадор Дали (Salvador Dali; родился 11 мая 1904 г. — умер 23 января 1989 г.) — великий испанский художник-сюрреалист ХХ века, самый экстравагантный и эпатажный живописец новейшего времени. Картины Сальвадора Дали похожи на странный сон, после которого человек просыпается и вскакивает в недоумении — «приснится же такое». Слоны на паучьих ногах, вальяжно растекшиеся часы, антропоморфные шкафчики и диваны-губы — его шедевры удивляют, шокируют и восхищают. Словно порождения инопланетного разума.

Сальвадор Дали обожал деньги и славу, был словоохотлив и чрезвычайно плодовит. Его работы, коих наберется больше тысячи (иногда мастер писал по 5 картин в день), кажутся произведениями безумного гения. Впрочем, хоть эпитет «безумный» льстил художнику, сам он утверждал, что абсолютно нормален. Самоуверенность, граничащая с самовлюбленностью, были присущи мастеру всю жизнь.

Биография Сальвадора Дали

Сальвадор Дали — каталонец. «Младенец был рожден 11 мая 1904 года в 8.45 утра, и получил имя Сальвадор Филипе Хасинто» — запись о рождении гения в каталонском Фигересе. Его родители были обеспеченными людьми — отец художника работал нотариусом, слыл уважаемым и порядочным человеком.

Мать и отец назвали мальчика Сальвадором, что в переводе с испанского значит «спаситель». Возможно, ребенок получил имя в честь кого-то из предков. Сам Сальвадор считал, что не только назван, но и призван быть спасителем. Своей миссией он провозгласил, ни много ни мало, спасение живописи от «смертельной опасности, что несут ей дадаизм, абстракционизм и прочие “измы”»

Сообразительный, но очень заносчивый, избалованный и потому практически неуправляемый Сальвадор был необычайно несимпатичным ребенком. Он обожал поступать наперекор, добивался внимания демаршами и симуляцией. Будущий мастер при этом страдал странными фобиями — например, его ужасали кузнечики. Это, конечно, не добавляло ему популярности у сверстников — те не принимали мальчишку в компании, издевались над ним. Возможно, поэтому в мемуарах Дали прохладно вспоминает школьные годы.

Мальчик рано заинтересовался живописью, и уже в 10 лет впервые увидел работы импрессионистов. Рисовать же Дали учился в городской школе, при этом брал уроки у профессора академии художеств Нуньеса.

В 47 лет от рака погибла мать художника. Отец, волевой и целеустремленный человек, сломлен смертью супруги и не может противостоять уговорам сына отпустить его в Мадрид. С грехом пополам получивший аттестат зрелости Сальвадор Дали уезжает учиться в Школу изящных искусств, открытую при Академии художеств Сан-Фернандо.

Читайте также  Портрет молодого человека с черепом (ванитас), франс хальс — описание

Из-за непростого характера и нежелания подчиняться авторитетам юность мастера изобилует бурными событиями. Например, его два раза отчисляют из Академии, он несколько раз подвергается тюремному заключению — по политическим мотивам. В 1928-м молодой, но уже очень модный художник Дали приезжает во французскую столицу, где знакомится с выдающимися сюрреалистами. Он становится частью объединения Андре Бретона (André Breton). А годом позднее происходит знакомство мастера с Галой (Дьяконовой), женщиной, ставшей его законной супругой и музой.

Мастер прожил долгую и яркую жизнь, встретил настоящую любовь, создал тысячи шедевров. Он достиг всего, о чем мечтал. Разве что не стал поварихой, как однажды пожелал в шестилетнем возрасте. Невероятный, загадочный, бесконечно эксцентричный художник XX столетия, стал лицом XX века.

Сальвадор Дали покинул земной мир утром понедельника, в 10 часов 15 минут 23 января 1989-го. Он ушел в том же госпитале Фигереса, где 84 года назад был рожден. Последняя причуда Мастера — желание быть похороненным так, чтобы по могиле бродили люди. Его тело было забальзамировано, после чего выставлено в белоснежной тунике и короне в Башне Галатеи знаменитого театра-музея Фигераса. Два дня — среду и четверг — продолжалось паломничество к телу гения. Тогда его успели увидеть 20 тысяч человек. Затем художника похоронили в центре музейного зала, в окружении его работ.

Лучшие картины Сальвадора Дали

Искусство Сальвадора Дали нельзя переоценить. Невозможно вычленить в его наследии лучшие и посредственные произведения. Все они гениальны, харизматичны, несут на себе отпечаток таланта, коим Дали был так щедро одарен. Но стоит хотя бы упомянуть о самых известных его картинах.

«Сон, вызванный полетом пчелы» написан в 1944 году. Шедевр глубоко символичен. По словам художника, знатока Фрейда, мотивом к созданию полотна послужило открытие великого психоаналитика. Дали писал, что целью его было изображение долгого связного сна, прерванного каким-то мгновенным воздействием. Это воздействие — типа укола или пчелиного укуса — одновременно и создает сон и способствует его прекращению. Именно эта идея и заворожила Дали.

Еще один знаменитый шедевр — «Постоянство памяти» (1931-й). Он был написан всего за пару часов, а поводом к его появлению стали размышления Дали о природе расплавленного сыра.

Другие знаменитые шедевры мастера:

  • «Тайная вечеря» (1955);
  • «Лицо войны» (1941);
  • «Сон» (1937);
  • «Искушение святого Антония» (1946);
  • «Танец» (1957).

А вы тоже неравнодушны к подлинному сюрреализму и скрытой в нем символике? Вам хотелось бы пополнить свою коллекцию произведениями знаменитых сюрреалистов? Тогда приглашаем вас на новые аукционы антиквариата и современного искусства, которые проходят на платформе Very Important Lot. Не забудьте взглянуть на работы современных мастеров.

Сальвадор Дали: биография дерзкого художника-провокатора

Сальвадор Дали – испанский художник, творчество которого охватило необычайный диапазон медиа от живописи, скульптуры, кино, фотографии до дизайна одежды и графики. Великий провокатор, мастер саморекламы и рок-звезда сюрреализма. Он был очарован неизведанными глубинами бессознательного человеческого разума, выдумывая мистические и вымышленные мотивы.

Картина по номерам, 40×50 см

Кратко о художнике:

Полное имя: Сальвадор Доме́нек Фелип
Жасинт Дали-и-Доме́нек (Salvador Dali)
Дата рождения: 11 мая 1904
Место рождения: Фигерес, Альт-Эмпорда
Дата смерти: 23 января 1989
Место смерти: Фигерес, Альт-Эмпорда
Стиль: сюрреализм, дадаизм, кубизм
Жанр: натюрморт, жанровая живопись, портрет,
пейзаж, аллегория и религиозное искусство

Детство и юность

Будущий гений родился в Каталонии, одной из испанских областей, в небольшом городке Фигерас, 11 мая 1904 года.

Отец мальчика, Сальвадор Дали-старший, получил хорошее образование и работал в юридической сфере. Его супруга и мать будущего художника, Фелипа, происходила из творческой и очень религиозной семьи, которая жила в Барселоне. Фелипа, влюбившись в юриста и выйдя за него замуж, оставила родных и переехала в Фигерас к мужу.

Однако вскоре их ждало несчастье – в 1901 году у них родился первый сын, которого Сальвадор Дали-старший назвал Сальвадором (по-испански «спаситель»), в честь своего отца. Но его жизнь оказалась слишком коротка – когда мальчику не было и двух лет, он заболел менингитом и скончался, отчего очень страдала Фелипа. Но девять месяцев спустя, когда женщине было уже тридцать, у семьи родился ещё один сын, которого Фелипа до конца своих дней считала реинкарнацией умершего первенца.

Это отразилось и на воспитании мальчика. Не проходило и дня без рассказов об умершем брате, фотография которого всегда стояла на комоде в гостиной. В детском возрасте Сальвадор ходил к нему на могилу вместе с матерью. Когда мальчику было четыре, у него родилась сестра Анна-Мария, которая впоследствии станет одной из главной женщин в его жизни.

Рекомендуем к прочтению:

Моя тайная жизнь

Дневник одного гения

Самые знаменитые шедевры

Пазл «Постоянство памяти» на 123 детали

Отношение матери накладывало на Дали отпечаток. В пять лет он понял, что вся безграничная любовь, которой его окружили родители, все подарки, которые они ему дарили, на самом деле предназначались не ему, а его старшему брату. Тогда он сказал своей матери, что он – это реинкарнация того Сальвадора, которого она когда-то потеряла. Так он получил возможность манипулировать своими родителями. В этом же возрасте он получил в подарок королевскую мантию и скипетр и до конца своих дней считал эти вещи соответствующими его положению.

Чтобы получить желаемое, мальчик бился в истериках или попросту издевался над родителями. Когда ему было восемь, он захотел велосипед, но отец ему отказал. Тогда Дали несколько месяцев специально писался в постель, пока не получил желаемое. Но в детском обществе такое не сходило ему с рук – одноклассники издевались над ним, подкидывая ему за ворот кузнечиков, которых мальчик панически боялся. Отношения со сверстниками не складывались, они считали его чудаковатым, странным и, к тому же, драчливым. Дети не понимали, что так Дали пытался обратить на себя внимание.

В начальной школе он несколько раз оставался на второй год, чем вызывал недовольство отца, который не хотел, чтобы сын занимался искусством, он мечтал о более «нормальной» профессии для него. При этом первая мастерская у юного сюрреалиста появилась уже в шесть лет – в доме была выделена большая комната, в которой он мог неограниченно творить. Первую картину в импрессионистском стиле он написал в десять лет, а спустя всего четыре года его работы украсили местную выставку.

Когда юноше было семнадцать, его мать скончалась от онкологии, а отец повторно женился на её сестре. Тогда Дали написал картину с надписью «Иногда я плюю на портрет своей матери», за что был изгнан отцом из родительского дома. Анна-Мария, сестра Дали, заменила ему мать, а также стала его моделью – он много рисовал её вплоть до 1929 года.

Сальвадор стал студентом столичной Академии изящных искусств, где учился чрезвычайно усердно, что пугало даже его преподавателей. Молодой человек не ходил в кино, практически не гулял и не выходил из своей комнаты. Он много работал даже после занятий и упорно шёл к своей цели. Во время учёбы художник познакомился Федерико Гарсиа Лоркой и Луисом Бунюэлем. Со вторым он позже работал в кинематографе.

Репродукция на холсте, 50×30 см

Знакомство с Галой

Закончить академию Дали не смог из-за своего характера – конфликт с преподавателем, не разделявшим мнение молодого студента, привёл к тому, что юношу исключили. Однако в 1929 он стал членом общества сюрреалистов и знакомиться с Галой, своей будущей женой, настоящее имя которой – Елена Дьяконова. Женщина имела русское происхождение, была старше Дали на десять лет, и состояла в браке с поэтом Полем Элюаром. Но это не помешало их отношениям – после первой встречи влюблённые не расставались. Анна-Мария не одобряла выбор брата, из-за чего они практически прекратили общение.

Сюрреализм и творчество Дали

Первые эксперименты с кубизмом были совершены Дали ещё в 1923, а в 1925 была написана картина «Венера и моряк» – своеобразное подражание стилю Пикассо. Она была очень заметной и вошла в число семнадцати картин, которые составляли первую большую персональную выставку художника. Вторая выставка, организованная год спустя, пользовалась ещё большим успехом, чем первая.

Картина «Великий мастурбатор», написанная в 1929, – одна из самых заметных работ того времени. На ней изображена огромная голова, будто сделанная из воска, с красными щеками, полуприкрытыми глазами с длинными ресницами и носом, который упирается в землю. Вместо рта – уже гниющее тело кузнечика, по которому ползают муравьи. В тридцатые годы у Дали было много картин с изображением этих насекомых.

Сам художник называл свою технику ручной фотографией бетонной иррациональности. По его словам, всё складывалось из ассоциаций и сочетания несочетаемого. К тому же, он говорил, что не понимает некоторые образы на своих картинах и не может объяснить их происхождение.

В 1933 году художник создал картину «Загадка Вильгельма Телля», на которой был изображён персонаж с огромной ягодицей и лицом Ленина. Многие посчитали, что она имеет лишь политический подтекст, однако перед героем картины лежат котлета и ребёнок. Он может съесть своего ребёнка – это отражение страха, который уже взрослый Сальвадор продолжал испытывать по отношению к своему отцу. Но сюрреалисты видели на картине только Ленина и его ягодицу, что очень их возмущало.

В 1936 году Дали окончательно разошёлся с сюрреалистами в политических взглядах, и его исключили из общества. Он в ответ дерзко бросил: «Сюрреализм – это я» и ушёл, не нуждаясь ни в чьей поддержки. Она и правда была ему не нужна, ведь у него была его Гала.

Гала позволяла своему супругу (официальный брак с которым был зарегистрирован только в 1934) творить и не задумываться ни о чём. Она взяла на себя быт, была для Дали женой, матерью, музой и менеджером. Когда картины не пользовались успехом, и художник не получал заказов, супруга уговаривала его браться за рекламные кампании, создание одежды и другие коммерческие проекты.

Именно в этот период Сальвадор написал такие картины как «Метаморфозы Нарцисса», «Постоянство памяти» и многие другие.

Картина Дали — «Постоянство памяти»

После посещения Италии в 1937 Дали получил огромное впечатлением от ренессанса, в его работах появились более правильные человеческие пропорции. Андре Бретон, поэт и писатель, основоположник сюрреализма, сказал, что художник – коммерческий проект, «алчный до долларов». Но это никак не повлияло на репутацию Сальвадора, который тогда был гораздо успешнее и влиятельнее Бретона.

Когда в Европе началась Вторая мировая война, Дали и Гала переехали в Америку, где провели восемь лет. Там он создал книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали», которая стала чрезвычайно успешной. Сотрудничество художнику предложил сам Уолт Дисней, но работа над фильмом, который задумал Дали, заканчивается, когда проект признают коммерчески невыгодным.

В 1945 Сальвадор работал с Альфредом Хичкоком и создал декорации для его фильма «Заворожённый», однако сцена вошла в картину в сокращённом варианте. Дали очень тосковал по родной Испании и был рад вернуться в 1948 году.

Последние годы жизни и разрыв с Галой

Вернувшись в Испанию, семья переехала в Каталонию. Супруги обвенчались в 1958 году в Жироне. Семь лет спустя художник покорил Париж не только своими работами, но и своими эпатажными поступками. Дали много снимал и снимался в фильмах, рекламах и фотопроектах.

Супружеские отношения дают трещину в конце шестидесятых годов. Гала имела большое количество любовников, о которых художник знал, а сам он сходил с ума от платонических чувств к модели Аманде Лир. В 1968 Гала настояла на покупке ей отдельного жилья. И Дали купил ей не дом, в огромный замок Пуболь. Между ними возникла договорённость – посещать супругу Дали мог только после её письменного разрешения.

В семидесятые художник становится одним из самых высокооплачиваемых творцов и практически перестаёт писать. В 1981 у Сальвадора развивается болезнь Паркинсона. Год спустя он получает титул Маркиза, и в то же время, в 1982, умирает Гала.

Лейтмотивом последних его работ становится безграничная скорбь, которую он испытывает. Болезнь постепенно отнимает у него способность рисовать – последние картины, например, «Петушиные бои» очень просты, в закорючках сложно угадать каких-либо персонажей.

Фото Галы и живописца в старости

После смерти супруги Дали впадает в глубочайшую депрессию и перебирается в замок Пуболь, чтобы, тоскуя по жене, встретить там свою старость. Спустя некоторое время парализованный Дали получил при пожаре сильнейшие ожоги пятой части его тела – он кричал, звал на помощь, но никто его не слышал, поэтому он сам свалился с кровати и пополз к выходу. Это спасло ему жизнь.

Мужчина стал нелюдимым, подозрительным и агрессивным. Он часто без причины злился на медсестёр, которые ухаживали за ним, кусался, кричал и бросал в них предметы, попавшие под руку. Последние годы жизни он провёл в Башне Галатеи рядом с собственным музеем, который был открыт в 1974, ещё при жизни Галы.

Читайте также  Танец, пабло пикассо - описание картины

В 1989 художник был госпитализирован из-за приступа сердечной недостаточности. Во время пребывания в больнице он произнёс одну фразу: «Мой друг Лорка». Дали скончался 23 января 1989, когда ему было 85 лет. Прощание с ним длилось два дня, проститься пришло более двадцати тысяч почитателей его творчества.

Сальвадор хотел, чтобы его похоронили рядом с женой, но после пожара и переезда в Башню Галатеи изменил своё завещание. Последней его волей было желание, чтобы его похоронили под стеклянным куполом в его собственном музее в Фигерасе. Обязательным условием было то, что по этому куполу должны ходить посетители, поэтому тело замуровано в пол в одной из комнат музея. Многие посетители даже не подозревают, что под их ногами лежит тело самого эксцентричного художника XX века. Состояние Дали после его смерти отошло государству, поскольку других наследников у него не было, а сестра скончалась в один год с ним.

Документальный фильм о Сальвадоре Дали

Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!

Сальвадор Дали: жизнь и творчество художника

Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь (1904 — 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Сальвадор Дали родился в городке Фигерас в Каталонии, в семье адвоката. Творческие способности проявились у него уже в раннем детстве. В семнадцатилетнем возрасте он был принят в Мадридскую академию изящных искусств Сан Фернандо, где судьба счастливо свела его с Г. Лоркой, Л. Бунюэлем, Р. Альберти. Учась в академии, Дали увлеченно и одержимо изучает произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Сурбарана, Эль Греко, Гойи. Он испытывает влияние кубистических полотен Х. Гриса, метафизической живописи итальянцев, серьезно интересуется наследием И. Босха.

Учеба в Мадридской академии с 1921 по 1925 годы была для художника временем упорного постижения профессиональной культуры, началом творческого осмысления традиций мастеров прошлых эпох и открытий своих старших современников.

Во время первой поездки в 1926 году в Париж он встречается с П. Пикассо. Под впечатлением встречи, изменившей направление поисков собственного художественного языка, соответствующего его миропониманию, Дали создает свое первое сюрреалистическое произведение “Великолепие руки”. Однако Париж неумолимо влечет его к себе, и в 1929 году он совершает второе путешествие во Францию. Там он входит в круг парижских сюрреалистов, получает возможность увидеть их персональные выставки.

В это же время совместно с Бунюэлем Дали делает два ставших уже классикой фильма – “Андалузский пес” и “Золотой век”. Его роль в создании этих работ не главная, но его всегда упоминают вторым, как сценариста и одновременно актера.

В октябре 1929 года он женится на Гала. Русская по происхождению, аристократка Елена Дмитриевна Дьяконова заняла важнейшее место в жизни и творчестве художника. Появление Гала придало его искусству новый смысл. В книге мастера “Дали по Дали” он дает следующую периодизацию своего творчества: “Дали – Планетарный, Дали – Молекулярный, Дали – Монархический, Дали – Галюциногенный, Дали – Будущий”! Конечно, трудно вместить в столь узкие рамки творчество этого великого импровизатора и мистификатора. Он сам признавался: “Я не знаю, когда начинаю притворяться или говорить правду”.

ТВОРЧЕСТВО САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Примерно в 1923 году Дали начал свои эксперименты с кубизмом, часто даже запираясь в своей комнате, чтобы рисовать. В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: «Венера и моряк». Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали. Вторая выставка работ Дали, состоявшаяся в Барселоне в галерее Делмо в конце 1926 года, была встречена с еще большим энтузиазмом, чем первая.

В 1929 году Дали написал картину «Великий мастурбатор», одну из наиболее значительных работ того периода. На ней изображена большая, похожая на восковую голова с темно-красными щеками и полуприкрытыми глазами с очень длинными ресницами. Огромный нос упирается в землю, а вместо рта нарисован гниющий кузнечик с ползающими по нему муравьями. Подобные темы были характерны для работ Дали 30-х годов: он питал необыкновенную слабость к образам кузнечиков, муравьев, телефонов, ключей, костылей, хлеба, волос. Дали сам называл свою технику ручной фотографией бетонной иррациональности. Она была основана, как он говорил, на ассоциациях и интерпретациях не связанных между собой явлений. Как ни удивительно, но и сам художник отмечал, что понимает не все свои образы. Хотя творчество Дали было хорошо воспринято критиками, прочившими ему большое будущее, все же успех мгновенной пользы не принес. И Дали дни напролет колесил по парижским улицам в тщетных поисках покупателей для своих оригинальных образов. Ими, например, служили женская туфля с большими стальными пружинами, очки со стеклами величиной с ноготь и даже гипсовая голова рычащего льва с жареным чипсами.

В 1930 году картины Дали начали приносить ему известность. На творчество его повлияли работы Фрейда. В своих картинах он отражал сексуальные переживания человек, а так же разрушение, смерть. Созданы такие его шедевры как «Мягкте часы» и «Постоянство памяти». Так же Дали создает многочисленные макеты из различных предметов.

Между 1936 и 1937 годом Дали работает над одной из самых знаменитых своих картин «Метамарфозы Нарцисса», тут же появляется одноименная книга. В 1953 году в Риме проходи большая по своим размахам выставка. Он выставляет 24 картины, 27 рисунков, 102 акварели.

Тем временем, в 1959 году , посокльку отец больше не хотел пускать Дали,он с Галой устроились жить в Порт-Льигате. Картины Дали уже пользовались огромной популярностью, продавались за большие деньги, а сам он был знаменит. Он часто общается с Вльгельмом Теллем. Под впечатлениями он создает такие работы как «Загадка Вильгельма Телля» и «Вильгельм Телль».

В 1973 году В Фигуэрасе открывается «Музей Дали» невероятный по своему содержанию. До сих пор он поражается зрителей своим сюрреалистичным видом.

Последняя работа «Ласточкин хвост» была закончена в 1983 году.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

В 1961 году Сальвадор Дали нарисовал для Энрике Берната, основателя испанской компании производящей конфеты на палочке, логотип «Chupa Chups», который в несколько измененном виде сегодня узнаваемый во всех уголках планеты.

В 2003 году компания «Уолт Дисней» выпускает мультипликационный фильм «Destino», который еще в 1945 году начали рисовать Сальвадор Дал и Уолт Дисней, картина пролежала в архиве 58 лет.

В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.

Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

В разное время Дали объявлял себя то монархистом, то анархистом, то коммунистом, то приверженцем авторитарной власти, то отказывался ассоциировать себя с каким бы то ни было политическим течением. После Второй мировой войны и возвращения в Каталонию Сальвадор поддерживал авторитарный режим Франко и даже написал портрет его внучки.

Дали отправил румынскому лидеру Николасу Чаушеску телеграмму, написанную в свойственной художнику манере: на словах он поддерживал коммуниста, а между строк читалась едкая ирония. Не заметив подвоха, телеграмму опубликовали в ежедневной газете Scînteia.

Известная ныне певица Шер (Cher) и ее муж Сонни Боно, будучи еще молодыми, посетили вечеринку Сальвадора Дали, которую он утроил в Нью-Йоркском отеле Plaza. Там Шер случайно села на подложенную хозяином мероприятия ей на кресло сексуальную игрушку странной формы.

В 2008 году о Сальвадоре был снят фильм «Отголоски прошлого». Роль Дали сыграл Роберт Паттинсон. Некоторое время Дали работал совместно с Альфредом Хичкоком.

В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большой частью основан увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.

Совместно с Кристианом Диором в 1950 году Дали создал «костюм для 2045 года».

Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».

Впервые образ слона появляется на полотне «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Помимо слонов, Дали часто использовал на своих картинах образы других представителей царства животных: муравьев (символизировали смерть, распад и, в то же время, огромное сексуальное желание), улитку он связывал с человеческой головой (см. портреты Зигмунда Фрейда), саранча в его работах связана с отходами и чувством страха.

Яйца на картинах Дали символизируют пренатальное, внутриутробное развитие, если посмотреть глубже — речь идет о надежде и о любви.

Седьмого декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот «транспорт» стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.

ЦИТАТЫ ДАЛИ

Искусство — ужасная болезнь, но жить без неё пока нельзя.

Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей.

Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет.

Живопись и Дали не одно и то же, я как художник не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше.

Увидел — и запало в душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь.

Для художника каждое прикосновение кисти к холсту — целая жизненная драма.

Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.

Через века мы с Леонардо да Винчи протягиваем друг другу руки.

Думаю, что сейчас у нас средневековье, но когда-нибудь настанет Возрождение.

Я — декадент. В искусстве я нечто вроде сыра камамбер: чуть переберёшь, и всё. Я — последний отголосок античности — стою на самой грани.

Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении.

Пейзаж — это состояние души.

Живопись — это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверхэстетических образцов конкретной иррациональности.

Моя живопись-это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.

Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении.

Художник думает рисунком.

Бесплоден именно хороший вкус — для художника нет ничего вреднее хорошего вкуса. Возьмите французов — из-за хорошего вкуса они совершенно разленились.

Не старайтесь прикрыть нарочито небрежной живописью свою посредственность — она обнаружит себя в первом же мазке.

Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас будут уважать.

Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм — полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я — сюрреализм.

Я — высшее воплощение сюрреализма — следую традиции испанских мистиков.

Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я.

Я не сюрреалист, я — сюрреализм.

БИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Литература

«Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942)

«Дневник одного гения» (1952—1963)

Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33)

«Трагический миф Анжелюса Милле»

Работа над фильмами

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: