Биография и картины микеланджело караваджо - JEKATERINBURG.RU

Биография и картины микеланджело караваджо

Караваджо

Биография

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.

Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.

Художник Караваджо

В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом. Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино. Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».

Картина Караваджо «Больной вакх»

Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».

Картина Караваджо «Лютнист»

В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.

Картина Караваджо «Нарцисс»

Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».

Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»

В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».

Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла». Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии». Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.

Картина Караваджо «Положение во гроб»

Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.

Картина Караваджо «Бичевания Христа»

Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.

Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»

В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.

Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»

В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.

Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»

В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.

Картина Караваджо «Медуза»

Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.

Картина Караваджо «Иоанн Креститель»

В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни Иисуса Христа. С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.

Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»

В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.

Шон Бин в фильме «Караваджо»

В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.

Караваджо

Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.

Могила Караваджо

Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.

Портреты Караваджо

Биография и картины Микеланджело Караваджо

  • Год рождения: 29 сентября 1571
  • Дата смерти: 18 июля 1610
  • Страна: Италия
  • Работы художника находятся:
    Галерея Уффици
    Национальная галерея (Лондон)
    Лувр
    Метрополитен музей
    Галерея Боргезе

Биография:

Микеланджело Меризи да Караваджо родился в 1571 году в Италии в Ломбардии. До сих пор неизвестно ни где родился этот выдающийся человек, ни дата его рождения. Ученые предполагают, что он мог родиться в Милане, либо в небольшом городке неподалеку от Милана – Караваджо. Микеланджело был самым старшим сыном в семье. У него было трое братьев и сестра, которая была младше всех. Их отец занимался строительством, и имел хорошее жалование и образование.

Когда в 1576 году началась эпидемия чумы, семье Микеланджело пришлось переехать из Милана снова в Караваджо. В 1577 году умер его отец, и тогда в семье стала начались некоторые проблемы. В этот период больше ничего неизвестно о биографии Микеланджело Меризи.

Следующая дата, 1584 год, прервала этот период. Микеланджело стал учеником миланского художника Симоне Петерцано. После обучение у этого несправедливо забытого всеми живописца, Микеланджело должен был получить звание художника, но никаких подтверждающих фактов по этому поводу, к сожалению не сохранилось.

В 1592 году семья Караваджо вновь пережила очередную трагедию – умерла мать. После этого случая все наследство родителей было поделено между детьми. Микеланджело получил хорошую долю, которой хватило, чтобы покинуть свой родной город и перебраться в Рим. По некоторым сведениям, Микеланджело не просто так сбежал из Милана. Многие биографы считают, что он убил человека, то ли очень серьезно ранил, поэтому, ему было необходимо переехать.

Первое время пребывания в столице Италии Микеланджело Меризи да Караваджо испытывал трудности с поиском работы, но вскоре он устроился подмастерьем у Джузеппе Чезари, который считался в то время одним из лучших художников Италии. Но их сотрудничество было недолгим. Караваджо попал в больницу из-за того, что его очень сильно ударила лошадь. После своего выздоровления он решил работать сам.

Читайте также  Картина "больная", поленов - описание

Тогда на пути Микеланджело и встретился кардинал Франческо дель Мойте. К нему попали несколько картин Караваджо и очень понравились. Мойте был образованным и культурным человеком, ценил искусство и дружил с Галилеем. В 1597 году кардинал взял молодого художника к себе на службу, обеспечив ему хорошее жалование. Так прошли еще 3 года из биографии Микеланджело, и они не прошли даром. Художника заметили, и он стал получать все больше и больше заказов. Именно в это время им написаны такие картины как «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», а также «Распятие апостола Петра».

Современники Каравджо были поражены его талантом. Он рисовал очень реально, его картины были наполнены драматизмом и были весьма оригинальны. Он рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время. Конечно же, находились и противники его творчества, которые считали, что он изображает святых очень приземленно. Так, его картина «Святой Матфей и ангел» была отвергнута служителями церкви как недостойная. Именно эту картину и приобрел известный коллекционер того времени маркиз Винченцо Джустиниани, который купил у Караваджо впоследствии более 15 картин. Отвергнутое церковью полотно Микеланджело переписал.

К 1604 году Микеланджело Меризи да Караваджо стал самым известным художником Италии своего времени, но мало того, он был известен и как самый скандальный художник, потому что вокруг его картин всегда разгорались жаркие споры. Но с именем Караваджо была связана и дурная слава, слава правонарушителя. Его имя появлялось более 10 раз в списке нарушающих закон своими неосторожными выходками. Из них можно перечислить такие как ношение холодного оружия без разрешения (Караваджо носил с собой огромный кинжал), швыряние в лицо официанту поднос, разбитие стекол в доме. Художник даже какое-то время находился в тюрьме. 28 мая 1606 года Микеланджело Меризи да Караваджо убил человека. Если ранее, когда он жил еще у себя на родине, этот факт не подтверждался, то в этот раз это известно доподлинно. После драки, которая возникла при игре в мяч, случилось это несчастье. Микеланджело пришлось податься в бегство. Оставшиеся 4 года своей жизни ему пришлось провести в изгнании.

Первое время он находился неподалеку от Рима. Он все еще надеялся, что его помилуют. Поняв, что это невозможно, он отправился в Неаполь. И даже там он нашел заказчиков. Прожив 9 месяцев, он перебрался в Мальту. На Мальте Караваджо работал весьма продуктивно, и за заслуги перед Мальтийским орденом Микеланджело Меризи да Караваджо был посвящен в его рыцари. Но не могло быть все так гладко, нрав художника дал о себе знать. После очередной стычки с высокопоставленном советником ордена, Микеланджело попал в тюрьму, из которой сбежал на Сицилию.

К концу жизни художника власти его уже не искали, теперь у него была другая опасность – месть госпитальеров. Осенью 1609 году Микеланджело сильно пострадал, ему изуродовали лицо. В 1610 году, ирония сыграла злую шутку с художником, он попал в тюрьму, но по ошибке! Его вскоре выпустили. Но заболев малярией, он умер 18 июля 1610 года в возрасте 39 лет.

Микеланджело Меризи де
Караваджо

Биография и информация

Микеланджело Меризи де Караваджо ( Michelangelo Merisi da Caravaggio, 29 сентября 1573, Ломбардия – 18 июля 1610, Порто-Эрколе ) – известный итальянский живописец XVII века, который прославился своим реформаторским вкладом в искусство. Он считается основателем реализма и бытового жанра в живописи. Обучался, жил и творил Микеланджело сначала в Италии, а затем переехал в Неаполь и на Мальту. Умер вследствие заболевания малярией, в возрасте 39 лет.

Особенности творчества Караваджо : искусствоведы признают новаторство его подхода к изобразительному искусству. Реформаторский вклад художника в искусство XVII века заключается в совмещении церковной живописи и бытового реализма, в неподражаемом сочетании на холсте света и тени, а также в использовании техники графического искусства кьяроскуро.

Известные и самые значимые картины Караваджо : автопортрет «Больной Вакх» (1573-1610), мифологическая работа «Вакх» (1592-1593), портрет «Лютнист» (1595), бытовое полотно «Шулеры» (1596), «Корзина с фруктами» (1596), «Святой Матфей и ангел» из живописного цикла для капеллы (1599-1602), религиозная живопись «Положение во гроб» (1602-1604).

Творчество Караваджо – воплощение противоречивости, как и его жизнь

Микеланджело Меризи родился в не самой простой семье – его отец был архитектором. Впрочем, образованием и признанием при жизни художник Караваджо обязан не столько ему, сколько своим учителям. На разных этапах творчества его покровителями были разные люди – начиная со знатной семьи Колонна и заканчивая выдающимся учителем Симоне Петерцано. Во время обучения в мастерской д’Арпино в своих работах будущий художник начинает следовать стилям да Винчи, Тициана, Беллини, Мантеньи.

Интересно, что при рентгеновском анализе картин, сохранившихся до наших времен, не обнаружено следов карандашных или угольных набросков. Это косвенно подтверждает предположение искусствоведов, что образы художник переносил сразу на холст без предварительных эскизов.

На ранних этапах творчества Микеланджело давал волю своему гению, рисуя с натуры уличных мальчишек, бродяг, торговцев. Так появилось полотно «Шулеры», которое современными искусствоведами считается первой ласточкой в жанре бытовой живописи. Мастеру удалось потрясающим образом отобразить динамизм карточной игры, тщательно прорисовать характеры игроков, несмотря на небольшой опыт рисования. В настоящее время полотно находится в музее Кимбелл.

Картина «Корзина с фруктами» – еще одно знаковое произведение художника Караваджо, стремившегося выйти за привычные рамки. Принято считать, что она стала началом развития натюрмортной живописи в Европе. Именно в этой картине Караваджо впервые продемонстрировал, как компенсировать кажущуюся бедность сюжета. Изображенным предметам – и корзине, и фруктам – автор придал небывалую монументальность и столь необходимую осязаемую объемность. Микеланджело намеренно сдвигает корзину с края стола, чем приближает ее к зрителю. Игра света и тени наполняет фрукты и корзину реалистичностью и объемом.

Однако истинную славу живописцу принесли работы на библейские мотивы, где в ликах святых при внимательном рассмотрении можно было увидеть лица простых людей. Потому живописью Караваджо возмущались церковники и восхищались богатые вельможи. В коллекциях знатных современников гения было немало его работ, и на религиозную тему в том числе. Полотна с названиями «Отдых на пути в Египет», «Святой Матфей и ангел» и «Положение во гроб» – выдающиеся примеры того, как точно мастеру удавалось передать игру света и воздуха, сочетать скромные пейзажи с возвышенной красотой и героизмом отдельных персонажей. Вместе с тем библейские герои у Микеланджело лишены какой-либо патетики и возвышенности, как это было популярно среди его современников. Это обычные, простые люди, однако красивые и с выразительными характерами.

Хотя к работе над украшением церквей итальянский художник Караваджо подходил с присущим для него новаторством, и не каждый его заказ принимался монахами сразу, но именно церковная роспись сделала его известным для широкой публики. Впервые в таком виде работ он был задействован в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, где и сегодня находится одно из самых известных полотен художника «Святой Матфей и ангел». Поклонники произведений Караваджо съезжаются в Сан-Луиджи-деи-Франчези со всего мира, чтобы полюбоваться этой легендарной работой.

Среди прочих заказчиков числились церкви Кьеза Нуово, Санта Мария делла Скала ин Трастевере, Сант-Агостино в Лорето, святой Лючии и другие. На разных этапах своего творчества итальянский художник Караваджо создавал для них шедевр за шедевром, однако далеко не все его работы были одобрены заказчиками-монахами . Раскрывая свой гений в жанре реализма, живописец все больше отходил от церковных канонов того времени. В некоторых персонажах его полотен и сейчас угадывается образ самого автора, в других он изображал своих моделей, среди которых числились даже куртизанки.

Среди картин Караваджо, написанных по заказу церкви, — всемирно известные «Ужин в Эммаусе» и «Неверие апостола Фомы», «Иоанн Креститель» и «Взятие Христа под стражу». Сегодня они находятся в частных галереях и публичных музеях, например, в галерее Дориа-Памфили и Капитолийском музее, где их могут посмотреть все желающие.

Интересные факты о Караваджо

В личностях великих людей нередко сочетается «бес» и «гений». И Микеланджело — не исключение. Наряду с тем, что в юноше изначально легко было рассмотреть талант, в глаза бросался и его вздорный характер, и неотесанный внешний вид. Отчасти двойственность его натуры и привлекала интерес публики.

Прежде чем стать известным во всей Италии, юному гению пришлось поскитаться с места на место, и даже побывать в изгнании. Такие мытарства биографы живописца объясняют совершенными им преступлениями.

Будучи в бегах, мастер возобновил свою творческую деятельность, нашел новых заказчиков и даже был посвящен в рыцари. Но дурной нрав вновь проявил себя и, повздорив с очень солидным заказчиком, Микеланджело вновь попал в тюрьму и вновь пустился в бегство.

В XVII веке быть официально признанными в Риме художниками могли только члены Академии святого Луки. Чтобы получить этот статус, Микеланджело заручился положительными рекомендациями живописцев Орацио Джентилески и Просперо Орси, однако глава академии Федерико Цуккари во внимание их не принял. Его не впечатлили даже сенсационные, собирающие восторженные толпы полотна в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Отметив в них отсутствие какой-либо новизны, за исключением влияния недооцененного на то время мастера Джорджоне, глава академии раз и навсегда отказал художнику Караваджо в столь необходимом членстве.

Историки и искусствоведы объясняют такое упрямство и несправедливость оценки обидой Федерико Цуккари на успех молодого мастера и внимание к нему нескольких богатых заказчиков.

История со «Святым Матфеем и ангелом»

Интересные факты о Караваджо связаны также с картинами на религиозную тематику. Например, история со «Святым Матфеем и ангелом». Работа была написана по заказу монахов, но отвергнута ими как чересчур приземленная. Художник переписал полотно, однако оригинальный шедевр Караваджо выкупил уважаемый в знатных кругах коллекционер Винченцо Джустиани. Этот ценитель прекрасного за последующие годы знакомства с итальянским творцом приобрел у него около полутора десятка картин. Примечательна эта история тем, что именно живопись Караваджо в начале XVII века стала достоянием, высоко оцененным светским обществом, а не церковью, хоть сюжеты живописец выбирал религиозные.

История об еще одной картине на религиозную тему — «Воскрешение Лазаря» — гласит, что стремясь к высочайшей степени реализма, автор писал Лазаря с только что выкопанного из могилы тела юноши. Творец силой принуждал нанятых натурщиков удерживать полуразлагающийся труп.

Читайте также  Портрет яспера схаде ван веструма, франс хальс — описание

Картины Караваджо – гордость и достояние Италии

Где же сегодня можно посмотреть работы гения? Во-первых, полотнами итальянского реформатора украшены итальянские церквушки в преимущественно небольших городках – в Лорето, Ла Валетте, Палермо, Сиракузах и во многих других.

Во-вторых, некоторые произведения Караваджо выставлены в национальных музеях и галереях – Уффици во Флоренции, Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Боргезе в Риме, Пинакотеке Амброзиана в Милане и прочих. Фото работ итальянского творца доступны широкой общественности в интернете и в профильных изданиях.

Картины Караваджо при его жизни были оценены публикой только частично, как это часто бывает с по-настоящему талантливыми мастерами. Спустя столетия полотна мастера были признаны обществом гениальными и невероятно прогрессивными для того времени. Многие из них на сегодняшний день являются наиболее ценными экспонатами частных коллекций.

Работы Караваджо стали примером и вдохновением для целой плеяды последователей–караваджистов. Итальянцы сегодня, как и весь мир, небезосновательно влюблены в творчество великого гения.

Караваджо — гениальный живописец, новатор искусства и отъявленный бунтарь

Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio; родился 29 сентября 1571 — умер 18 июля 1610 гг.) — знаменитый итальянский художник конца XVI — начала XVII века, выдающийся мастер бытового и религиозного жанров, крупнейший реформатор европейской живописи эпохи Барокко. Картинам Караваджо характерно контрастное противопоставление света и тени, а также сильное эмоциональное напряжение.

Караваджо отличался вспыльчивым характером, часто провоцировал скандалы и на протяжении многих лет имел серьезные проблемы с законом. Великий мастер является автором первого итальянского натюрморта и основателем реалистического направления в европейской живописи.

Биография Караваджо

Караваджо (настоящее имя — Микеланджело Меризи) родился в Милане 29 сентября 1571 года в семье архитектора. В пятилетнем возрасте от эпидемии чумы умер отец мальчика. Это печальное событие заставило мать уехать из столицы герцогства и поселиться с детьми в небольшом городке Караваджо. Название этого населенного пункта впоследствии стало знаменитым прозвищем художника.

В 1584 году Караваджо начал обучение живописи в мастерской Симоне Петерцано (Simone Peterzano) — одного из многочисленных учеников Тициана (Tiziano). В то время в Италии господствующим стилем искусства был маньеризм, а реалистическое направление только зарождалось.

Молодой Караваджо успевал совмещать учебу со скандалами и драками. После очередной стычки его даже обвинили в убийстве, что стало причиной поспешного бегства живописца в Рим в 1591 году. В течение первых двух лет пребывания в вечном городе мастер еле сводил концы с концами, не имел собственного жилья, но не терял надежды на лучшее будущее.

В 1593 году художника приняли на работу в мастерскую Джузеппе Чезари (Giuseppe Cesari), где молодому человеку посчастливилось познакомиться со многими живописцами и меценатами искусства. Спустя несколько месяцев жизнь Караваджо чуть было не оборвалась из-за тяжелой болезни — малярии. Но молодой организм справился с недугом, а выздоровевший художник создал свой первый автопортрет — картину «Больной Вакх».

Будучи бунтарем по своей натуре, Караваджо сознательно бросает вызов традиционным стилям искусства того времени — маньеризму и академизму. Он начинает писать картины в реалистическом жанре, на которых изображает простых людей (музыкантов, уличных торговцев, мальчишек и даже цыганок).

Несмотря на вздорный характер у художника появляется влиятельный покровитель — кардинал Франческо дель Монте (Francesco del Monte). Караваджо поселяется на загородной вилле мецената и в течение 6 последующих лет ведет вполне обеспеченную жизнь.

Создание нескольких новаторских картин на библейскую тематику приносит художнику громкую славу. Он получает ряд заказов от церкви и выполняет их в новаторской манере. Многие авторские произведения духовенство принимает в штыки и живописцу приходится переделывать работу.

Занятие живописью не помешало Караваджо вести разгульный образ жизни. Во время одной из потасовок он убил человека и был объявлен вне закона. Художник вынужден бежать из Рима сначала в Неаполь, а затем на Мальту. Он много работает и создает новые шедевры, но постоянно конфликтует с людьми. В результате очередного инцидента живописей попадает в тюрьму, откуда ему вскоре удается бежать.

Преследуемый мальтийскими властями Караваджо часто переезжает из одного города в другой. Он побывал в Мессине, Палермо и Неаполе, где чудом избежал смерти после покушения. Влиятельные покровители Караваджо ходатайствуют перед Папой римским о помиловании художника. Но внезапно 18 июля 1610 года живописец умирает при таинственных обстоятельствах.

Творчество Караваджо оказало огромное влияние не только на итальянскую, но и на европейскую живопись. Во многих странах после смерти мастера появились его последователи — караваджисты, а в наши дни картины гения украшают экспозиции лучших музеев мира.

Самые известные картины Караваджо

В список самых известных картин Караваджо можно включить несколько десятков достойных работ. И все же особо выделяются в творческом арсенале мастера следующие произведения:

  • «Корзина с фруктами» (1596) — первый натюрморт в истории итальянской живописи. Художник даже в этом жанре сумел создать по-настоящему реалистическое произведение.
    «Медуза» (1597) — уникальный шедевр великого мастера в форме выпуклого щита, оригинальный автопортрет художника. Живописцу пришлось использовать особую технику рисования, чтобы создать трехмерное изображение известного персонажа древнегреческих мифов.
  • «Ужин в Эммаусе» (1606) — картина, которая знаменовала собой начало позднего периода творчества художника. Именно в этом шедевре впервые появилась знаменитая тень Караваджо, которая послужила точкой отсчета для формирования нового направления в живописи — караваджизма.
  • «Успение Божией матери» (1606) — потрясающая своим реализмом работа автора. Живописец осмелился вопреки всем канонам изобразить Богоматерь в образе простой смертной женщины. Шедевр подвергся яростной критике со стороны церковников.
  • «Давид с головой Голиафа» (1607) — удивительное произведение, в котором отрезанная голова Голиафа представляет собой шокирующий автопортрет художника. Эту картину живописец держал при себе в изгнании до самой смерти.

Шедевры Караваджо и сегодня завораживают ценителей искусства. А портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять участие в тематических аукционах. Здесь же можно недорого купить картины напрямую у современных художников.

Караваджо: жизнь и творчество художника

Микеланджело Караваджо (1571 — 1610) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

СОДЕРЖАНИЕ

Жизнь и творчество Караваджо

Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” — оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).

Зрелые произведения художника Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).

Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).

Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции.

Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции.

После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Тем не менее, в самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов .

Влияние Караваджо на мир искусства

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.

Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии.

Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие) .

Читайте также  Женский портрет, робер кампен, около 1435

Интересные факты из жизни

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.

Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.

К 400-летию Караваджо были выпущены серии почтовых марок в Албании .

Скандальный художник барокко Микеланджело Караваджо

Имя Микеланджело Караваджо не удалось стереть из культурного кода и за четыре сотни лет. Им восхищались и ненавидели. Осуждали его манеру письма и безуспешно копировали его приемы. Обвиняли в богохульстве и осуждали за высокомерие. Называли гениальным чудовищем и упрекали за дурной вкус. Он игнорировал правила, был скандалистом и заслужил имя Антихриста живописи.

Юноша с лютней

Этот художник, проживший всего лишь 38 лет, появился словно бы из ниоткуда и исчез, чтобы менее чем через век быть почти забытым. Мастеру были свойственны «избыточный» реализм, религиозные сюжеты, странный выбор натурщиков, драматические контрасты света и тьмы, скрупулезное внимание к деталям.

После смерти художник Караваджо удостоился нелестных отзывов от теоретиков искусства и посредственных живописцев, пропитанных завистью и ненавистью, как яблоко Белоснежки — ядом.

  • Ранние годы
  • Творческий путь
  • Влияние на мир искусства
  • Техника и стиль
  • Личная жизнь
  • Смерть
  • Интересные факты

Ранние годы

Микеланджело Меризи родился 29 сентября 1571 года в деревне Караваджо (отсюда пошло его прозвище). Художник вырос между тихим поселением в Ломбардии и шумным городом Миланом, где работал его отец, каменщик Фермо Меризи. Несмотря на низкий социальный статус, семья будущего мастера кисти была вхожа в дом влиятельного сеньора Франческо Сфорца да Караваджо.

Гадалка

В августе 1576 года Микеланджело Меризи было пять лет. В это время бубонная чума опустошила большую часть Европы. Милан также пострадал от вспышки болезни. Хотя художник и его семья пытались спастись от эпидемии в сельской местности, уже к октябрю 1577 года отец Микеланджело, его дедушка с бабушкой, дядя умерли от чумы. Мать будущего художника угасла от этой же болезни четыре года спустя.

Показать таблицу

Историческая справка
Годы жизни 29 сентября 1571 — 18 июля 1610
Страна Италия
Жанр Портреты, жанровая живопись
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, история, мифология, религия, натюрморты

В возрасте двенадцати лет Микеланджело Меризи переезжает в Милан и начинает обучение в мастерской старого живописца Симоне Петерцано. Этот период стал для живописца хорошей жизненной школой. Микеланджело Меризи научился здесь не только уверенно владеть кистью, но и ловко орудовать ножом и шпагой.

Предположительно в 1588 году юноша без гроша в кармане попадает в Рим. Там, чтобы прокормиться, живописец перебивается случайными заработками, помогая другим гораздо менее талантливым художникам. Совершенно нищий Меризи писал небольшие жанровые сцены, портреты и натюрморты, чтобы заработать хоть какие-нибудь деньги. Первые его известные картины датируются 1592 годом. Композиции художника становились все более сложными.

Полотна Караваджо вскоре привлекли внимание кардинала Франческо дель Монте. Влиятельный господин пригласил его ко двору и даже поселил в собственном доме. С этого момента карьера живописца в Вечном городе быстро пошла в гору. Молодой художник в полной мере пользовался благосклонностью кардинала и его связями, чтобы получить заказы от самых щедрых покровителей и коллекционеров.

Творческий путь

Микеланджело Караваджо — один из виднейших представителей раннего итальянского стиля барокко, выросшего из еще одного направления живописи, маньеризма. Его работы представляют собой одни из самых потрясающих произведений во всей истории западной живописи.

Нарцисс

Наблюдать эволюцию стиля от ранних рисунков («Гадалка», «Вакх» и «Нарцисс») до настоящих шедевров («Призвание апостола Матвея», «Неверие апостола Фомы») и последних картин («Давид с головой Голиафа»), все равно что наблюдать бурные взлеты и падения жизни реформатора живописи. Хотя к основным мотивам его творчества относятся библейские сцены, он рисовал и натюрморты.

Мастер был самым революционным художником своей эпохи. Он подражал природе, прогнал из своего колорита всякое приукрашивание и суетность, усиливал тона, вернув им плоть и кровь. В период истории живописи, когда с натуры писали мало, использовали манеру, удовлетворявшую более чувство изящества, чем правды, это стало настоящим вызовом.

Призвание апостола Матфея

Автор отказался от правил, которыми мастера руководствовались столетия и почти в одиночку создал стиль барокко. Знаменитая картина «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — самое крупное произведение живописца. Монументальное полотно написано в качестве алтаря для оратории Сан-Джованни-Деколлато, пристроенной к церкви Святого Иоанна на Мальте.

Картина примечательна как первое произведение, где мастер поставил собственную подпись. Стиль Караваджо оказал значительное влияние на культуру, отголоски его творчества продолжают появляться даже в работах современных художников.

Влияние на мир искусства

Несмотря на то, что великий революционер живописи дожил только до 38 лет, он оказал глубокое влияние на современников и на более поздние художественные течения, особенно барокко и классицизм. Школа Караваджо представляет натуралистическое направление в живописи.

В то время как стиль гения итальянского барокко шокировал знать того времени, его картины в равной мере вдохновляли молодых, перспективных живописцев. Эти художники стали известны как караваджисты и распространили свое влияние по всей Европе, от Рима и Неаполя, до Нидерландов и Франции.

Неверие апостола Фомы

К 1605 году римские художники начали подражать стилю Меризи. А вскоре после этого мастера за пределами Италии включили драматические световые эффекты в свои знаковые работы.

Последователи Караваджо, ассимилировавшие технику и приемы мастера, и именитые художники, на которых великий итальянец оказал непосредственное влияние: Рубенс, Рембрандт, Вермеер, Веласкес, Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Гвидо Рени, Хусепе де Рибера, Геррит ван Хонтхорст, Валантен де Булонь.

Техника и стиль

Живописный язык Микеланджело Меризи да Караваджо — это резкие светотеневые контрасты, грубая натура, скульптурность форм, эффектные ракурсы. Персонажи полотен взяты непосредственно из жизни: даже когда мастер кисти рисовал религиозные сцены, он изображал обычных мужчин и женщин с морщинистыми лицами и одетых в лохмотья.

Давид с головой Голиафа

Творческий подход к библейским сюжетам, а также гиперреалистичный стиль внесли Караваджо в список наиболее общепризнанных европейских мастеров. Без сомнения, художник был гением и намного опередил свое время, впервые применив технику «кьяроскуро» (в переводе с итальянского «светотень»). «Караваджистское тенебросо» позволяет акцентировать внимание на тех частях картины, которые мастер считал главными.

Он презирал других художников и писал исключительно с натуры. Однако пристальный взгляд на картины гениального бунтаря показывает, что он не был застрахован от стилистического влияния других мастеров. Даже этот скандалист и драчун не смог устоять перед соблазном почерпнуть вдохновение из уроков великих живописцев.

Усекновение главы Иоанна Крестителя

Особенности его творчества выдают влияние итальянских мастеров, в том числе Джованни Джироламо Савольдо, Моретто да Брешиа, Тициана и Леонардо да Винчи, а также уроженца Германии Дюрера. Влияние гения эпохи Возрождения Микеланджело ясно прослеживается в картине «Призвание апостола Матфея».

С его беспрецедентным натурализмом и безошибочным талантом передавать игру света и тьмы бунтарь произвел революцию в искусстве. Сегодня он считается одним из самых поразительно современных мастеров.

Джудит обезглавливает Олоферна

Караваджо написал себя в ряде своих работ, но наиболее выразительно он выглядит на картине 1594 года «Больной Вакх». Художник создал автопортрет сразу после тяжелой болезни, предположительно малярии. Молодой бог виноделия, внешне очень похожий на автора, кажется худым, бледным измождённым.

Личная жизнь

Художник никогда не состоял в браке. Мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. При этом большая часть его ранних работ изображала пухленьких симпатичных мальчиков в образе ангелов или лютнистов. Большинство юношей рисовались полуголыми, их чресла едва прикрывала красиво задрапированная ткань.

Святой Матфей и Ангел

А позы, которые принимали модели, дышали чувственностью и гедонизмом. В ряде работ художника фигурирует его помощник по имени Чекко. Людская молва причисляла мастера к приверженцам однополой любви. А в XX веке художника даже назвали гей-иконой. Хотя официальных доказательств того, что Караваджо предпочитал мужчин, не было.

Смерть

Последние годы своей жизни он провел в изгнании. В наказание за убийство художнику был объявлен смертный приговор. Он бежал в Неаполь, где прятался в домах знатных семейств. После этого мастер оказался на Мальте. Откуда решил возвратиться в Вечный город, так как Папа Римский даровал ему прощение.

Больной Вакх

Караваджо умер в Порто-Эрколе 15 августа 1610 года после того, как его ссадили с судна из-за тяжелой лихорадки. Художник был похоронен в общей могиле. В течение многих лет точная причина смерти итальянца была окутана тайной. Но в 2010 году группа ученых, изучавших его останки, обнаружила, что в костях содержался высокий уровень свинца, достаточный, чтобы вызвать сильнейшую интоксикацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: