Биография анри матисса, список картин - JEKATERINBURG.RU

Биография анри матисса, список картин

Биография Анри Матисса, список картин

  • Год рождения: 31 декабря 1869
  • Дата смерти: 3 ноября 1954
  • Страна: Франция
  • Работы художника находятся:
    Эрмитаж
    Музей современного искусства (Нью-Йорк)
    Галерея Тейт
    Музей д’Орсе
    ГМИИ им. Пушкина

Биография:

Работы Анри Матисса впечатляют своей экспрессией, интенсивными цветами и простыми методами живописи. Его скульптуры и картины поражают воображение при минимальном наборе изобразительных средств, впечатляют своими формами и локальными цветами. Один из создателей фовизма, Матисс прошел долгий путь, «перебрав» множество стилей и направлений, в конце концов найдя себя в движении «диких», запомнившись потомкам как автор запоминающихся неординарных произведений.

Годы жизни

Будущий художник родился в 1869 году, 31 декабря, в одном из северных районов Франции, в Пикардии. Он был старшим ребенком в семье достаточно благополучного торговца зерном, и должен был стать наследником его дела. Его мать помогала мужу работать в лавке и любила расписывать керамические изделия, так что можно сказать, что любовь к искусству Матисс впитал с молоком матери. Однако он пришел к этому не сразу — сначала ему пришлось пройти обучение в Школе юридических наук в Париже вопреки воле отца, который видел его своим преемником. Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности.

После удаления аппендицита, будущий известный художник долго болел и с легкой руки матери увлекся рисованием. Он решил стать художником и учился в разных школах, стремясь поступить в парижскую Школу изящных искусств, куда не попал.

Обучаясь в Школе декоративных искусств, он познакомился с Альбером Марке, вместе с которым поступил в Школу изящных искусств в класс Гюстава Моро. В это время он познакомился с другими учениками, которые в будущем также стали известными художниками.

Развитие таланта

Обучение в Школе включало в себя обязательное копирование полотен известных мастеров старой школы. На Матисса особое влияние оказали полотна Шардена, а также художников его времени и классическая японская живопись и графика.

В 1894 году его модель родила ему дочь Маргариту, которую Матисс признал и впоследствии воспитывал в своей семье.

Знакомство с Джоном Питером Расселом коренным образом изменило мировоззрение Анри Матисса как художника. Он увлекся импрессионизмом, подружился с Ван Гогом, выставлялся и пользовался популярностью у поклонников и покупателей.

В 1899 году Матисс познакомился с Андре Дереном и другими художниками, которые повлияли на его дальнейшее развитие и становление. В следующем году он начал заниматься скульптурой, проходя обучение в Академии де ля Гран-Шомьер на курсах Антуана Бурделя. Семья начала испытывать серьезные материальные трудности, а художник впал в депрессию, даже подумывая об отказе от карьеры художника.

До 1905 года Матисс активно искал себя, создавая полотна и скульптуру в стиле импрессионизм, а также экспериментируя с другими направлениями. Но по-настоящему он нашел себя в движении фовистов, или диких, лидером которого вместе с Андре Дереном он стал. Несмотря на короткий период популярности течения и неприятие его реакционной критикой, именно фовистский период дал нам того Матисса, которого мы знаем и любим.

Скандальный успех произведений мастера дал ему возможность продолжить работу и основать Академию Матисса, подарившую миру более 100 художников.

Матисс постепенно приобрел всемирную популярность, во многом благодаря русским меценатам и коллекционерам, а также работам над эскизами для Балета Дягилева. Последние годы жизни, даже время Второй Мировой Войны, художник провел в Ницце, где и скончался в 1954 году.

Полюбоваться Матиссом периода фовизма можно в Эрмитаже, где его «Танец» занимает целую стену зала, поражая входящих экспрессией пяти ярко-красных фигур на насыщенном фоне синего и зеленого цвета.

Анри
Матисс

В то время как авангардисты стремились лишить зрителя спокойствия, разбудить его, оторвать от созерцания салонных слащавых херувимчиков и вывести в неприукрашенную действительность, французский художник Анри Матисс заявил: «Я просто хочу, чтобы усталый человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой» . Неужели кому-то еще есть дело до человека, честно говоря, отчаянно уставшего от этого «прекрасного и яростного мира»? И неужто кто-то захочет подарить ему «роскошь, покой и наслаждение», не скатываясь в банальные заигрывания в духе салонной живописи? Да, кое-кто захочет и сделает это так, как, пожалуй, не удавалось никому ни до ни после. Анри Матисс.

«Он упростит живопись!»

Сыну торговца зерном и модистки прочили карьеру юриста. Мало ли, что ему рисовать нравится – всем что-нибудь да нравится, а заниматься следует делом, от которого толк будет. Такова позиция отца, и Анри нечего было ей противопоставить. Случай вмешался в виде… аппендицита, который Матиссу удалили в 21 год. Операцию он перенес не очень хорошо, долго восстанавливался. Чтобы развлечь сына, мать принесла ему коробку красок и альбом. «Когда я начал рисовать, мне казалось, что я попал в какой-то рай» , – вспоминал позже Матисс. Да и отец неожиданно смягчился – кто-то подсказал ему, что сына можно отдать учиться к самому Бугро!

Салонный живописец казался Эмилю Матиссу олимпийским небожителем, поэтому он снабдил отпрыска средствами для переезда в Париж, где Анри должен был готовиться к поступлению в Школу изящных искусств в мастерской Вильяма Бугро. «Жирным бордосцем, розовым, как поросенок» называет Бугро Раймон Эсколье, автор монографии об Анри Матиссе. У Бугро с Матиссом с первой же встречи возникла взаимная антипатия. К великому разочарования папеньки Анри ушел из мастерской и продолжил подготовку в Школе декоративных искусств. Впрочем, в святая святых, Школу изящных искусств, его не приняли, зато Анри обрел первого настоящего учителя – Гюстава Моро. Тот отправлял своих учеников в Лувр – копировать классиков, нарабатывать технику, говорил: «о цвете нужно мечтать», и предсказывал Матиссу, что тот «упростит живопись».

В 1898 году в жизни художника произошло сразу несколько знаменательных событий. Умер его учитель Гюстав Морро – Матисс сразу же ушел из Школы. Он женился на красавице Амели Парейр и отправился в свадебное путешествие в Лондон. Почему Лондон? Ну как же, чтобы смотреть Тёрнера! В Лувре Матисс знакомился с классиками, теперь пришла пора поближе узнать того, кто стал мостом между классикой и импрессионизмом.

Импрессионизм (скорее, неоимпрессионизм) – важный этап становления мастера. Он осваивает цвет, пробует технику пуантилизма. Но в этом направлении Матисс надолго не задержится. Ему предстоит дать цвету абсолютную свободу, вывести его на главную роль, отбросив детали. Это произойдет в 1905 году, поворотная картина Анри Матисса, наделавшая много шума и знаменовавшая рождения искусства «диких» – «Женщина в шляпе».

«Дикими» (фр. fauve) работы молодых французских художников назвал критик Луи Воксель и вошел в историю как автор названия «фовизм» для арт-течения, ставящего цвет и декоративность изображения во главу угла. Вместе с Матиссом на том Осеннем салоне выставлялись Дерен и Вламинк.

Путешествия Матисса

Известность Матисс приобрел быстро, а вот его финансовое положение оставалось стесненным. И только знакомство с русскими меценатами и коллекционерами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым позволит ему выйти из бедности – уже навсегда.

В 1908 году тонкий ценитель искусства Сергей Щукин заказал ему два панно, которыми намеревался украсить свой московский особняк. Именно тогда появилась первая картина с названием «Танец» Анри Матисса. Щукин пригласил французского художника в Россию, где мастер был совершенно потрясен русскими иконами.

Одалиски, арабески и другие восточные мотивы – результат проведенных в Марокко зим 1911-1913 годов. Одалиски Матисса сопоставимы с одалисками Энгра. На Востоке художник превзошел рамки фовизма, хотя приверженцем основных его положений остался навсегда. Но теперь картины Анри Матисса стали менее кричащими и демонстративными, взамен пришла глубина и тонкость.

В конце 1917 года мастер приезжает в Ниццу. Многим ли удается изобразить лики счастья посредством хоть какого искусства, при этом не скатываясь в слащавость? А Матисс сумел. Ницца, любовь к которой французский художник сохранит на всю жизнь, увековечена сияющим цветом и светом, синевой бездонного неба и бесконечными и знаменитыми «открытыми окнами».

По следам Гогена Матисс отправляется в Океанию. Он хочет тоже отыскать таитянский рай… Безуспешно. В Океании он проведет три месяца, насыщаясь экваториальным светом ( «Он совсем золотой, а у нас он серебряный…» ) и понимая, что писать здесь невозможно, Таити и работа – антонимы. Анри Матисс приходит к выводу, что рай на земле может создать только художник на своих картинах.

После Океании он отправился в США. Доктор Альбер Барнс, известный коллекционер, заказал для своего центра в Мерионе огромное панно. Выбор тематики он предоставил самому художнику. Матисс остался верен себе и снова пожелал изобразить танец. В работе над 13-метровым панно он впервые применил технику декупажа – вырезанные из цветной бумаги фигуры перемещал по холсту до тех пор, пока не возникало ощущение завершенности.

Об отдыхе для усталого человека

Матисс был далек от снобизма, свойственного как академикам, так и многим авангардистам. Он не из тех, кто предъявляет потенциальному зрителю длинный перечень, в котором каждое предложение начинается словом «должен». Он считал, что это как раз искусство «должно» быть понятно и доступно любому человеку.
Редкое отношение художника к потенциальному зрителю, не так ли? «Искусство не должно беспокоить и смущать. У меня нет никакой теории» . Подарить отдохновение усталому человеку – вот достойная задача. Тот, кто умел писать счастье и изображал его в каждой своей картине, имел право так говорить: таким художником был Анри Матисс.

Кстати, о счастье в жизни французского художника

Брак мастера был заключен по большой любви. И его можно описать словами «Амели очень старалась». У Матиссов было двое сыновей. Кроме того, внебрачная дочь французского художника Маргарет, которую до встречи с Амели родила одна из его натурщиц, тоже жила в семье. Амели мечтала помогать мужу во всем, быть с ним рядом, она хотела, чтобы и в творчестве Анри Матисса, и в их доме звучало «мы». Но если в начале их брака так и было, то со временем она поняла, что не сможет занять в сердце мужа место хотя бы такое же, какое занимает живопись. А уж если у него что-то не ладилось в работе, то мало не показывалось никому… Увлечения Матисса «одалисками» тоже брак не укрепляли.

Когда в 1932 году порог их дома переступила претендентка на роль помощницы и секретаря, русская эмигрантка Лидия Делекторская, мадам Матисс оставалась совершенно спокойна – светловолосая голубоглазая Лидия совсем не в его вкусе. Художник всегда предпочитал брюнеток, такой была и сама Амели, и многочисленные «одалиски». Когда через некоторое время мадам Матисс понадобилась компаньонка и сиделка, она сама вспомнила об этой русской. Лидия за ней ухаживала, а Амели жаловалась на разлад отношений с мужем. Однажды Матисс зашел в комнату жены, что-то говорил, о чем-то спрашивал, взгляд его привычно скользнул по Лидии, и вдруг. «Не двигайтесь!» Вышел за альбомом и начал рисовать. Он словно впервые увидел ее, а мадам Матисс – впервые ощутила опасность от присутствия этой голубоглазой красавицы.

…Жена художника долго, очень долго молча смотрела на портрет Лидии. Затем тихо сказала: «Или я, или она». Анри Матисс выбрал семью. Лидия ушла. А художник обнаружил, что без нее уже не может. Лидия вернулась, и тогда ушла Амели. В 1940 году они развелись. Лидия была рядом до последнего его дня. Она вспоминала: «На протяжении 20 лет я была светом его очей, а он – смыслом моей жизни…» . На момент их знакомства Лидии исполнилось 22 года, Матиссу – 62.

Читайте также  Картина «святой сергий радонежский», николай рерих — описание

Капелла Четок и что ей предшествовало
Передавая на картинах исключительно радость, в жизни французский художник Анри Матисс сталкивался с болью и физической, и душевной. Во время Второй мировой войны его дочь Маргарита как участница французского Сопротивления были угнана в концентрационный лагерь в Германию, мадам Матисс за печать листовок приговорена к шести месяцам тюрьмы. Сам Анри во время войны жил в Вансе и сходил с ума от беспокойства за родных. Все они остались живы.

В 1941 году французский художник перенес тяжелейшую операцию, у него обнаружился рак кишечника. Как выяснилось после – шансов на удачный исход было крайне мало. Матисс просил доктора подарить ему еще года 3-4 – столько планов хотелось реализовать! Он прожил еще 13 лет. Во время болезни за ним ухаживала монахиня, которая и попросила подправить ее эскизы витражей для монастырской Капеллы Четок в Вансе. Матисс увидел в этом предзнаменование и разработал полностью оформление капеллы. «Верю ли я в бога? Да, когда работаю!» , – заявил он. Когда состояние здоровья более не позволило вставать к холсту, он прикреплял уголь к палке и работал таким образом. Оформление капеллы он считал своим главным достижением и сбывшейся мечтой.

1 ноября 1954 года у французского художника случился микроинсульт. А на следующий, предпоследний день его жизни, Лидия Делекторская, свет очей его, пришла к нему в высоком тюрбане и, глядя на осунувшегося Матисса, с грустью и бесконечной нежностью пошутила: «В другой день вы бы сказали: давайте карандаш и бумагу». Мастер улыбнулся и велел: «Давайте карандаш и бумагу» .

Анри Матисс

Биография

Яркость цветов, простота техники, экспрессия — картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. Лидер фовизма перепробовал кучу направлений в изобразительном искусстве, прежде чем нашел собственный стиль, отличающийся «диким» характером.

Детство и юность

Родина великого художника – северный городок Ле-Като-Камбрези во Франции. Здесь в 1869 году в семье успешного торговца зерном родился первенец, которого назвали Анри Эмиль Бенуа Матисс. Судьба ребенка была предрешена – в то время первый наследник в семействе обязан был в будущем взять на себя дело отца. Но, видимо, мальчик унаследовал гены матери, которая любила коротать свободное время за росписью керамических поделок.

Художник Анри Матисс

Анри готовили к будущему обстоятельно, он отучился в школе, затем в лицее. Далее строптивый сын, вопреки воле главы семейства, отправился в Париж постигать юридические науки. С дипломом, далеким от искусства, вернулся домой, где проработал несколько месяцев клерком.

Судьбу решила болезнь. Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом.

Автопортрет Анри Матисса

Восстанавливался после операции два месяца. Чтобы сын не скучал, мама принесла в больницу принадлежности для рисования, и Матисс начал самозабвенно копировать цветные открытки. В это время молодой человек окончательно понял, чему хочет посвятить жизнь.

Живопись

Мечта стать учеником столичной Школы изящных искусств не давалась. Дебютное поступление Анри провалил, поэтому пришлось сначала посидеть за партами других учебных заведений, где знакомили с азами живописи. И все же в 1895 году «крепость» сдалась – вместе с будущим известным художником Альбером Марке Матисс поступил в вожделенную Школу искусств, в мастерскую Гюстава Моро.

В круг интересов в начале творчества входило современное искусство, Анри Матиссу было также любопытно японское направление. Символист до мозга костей Моро отправлял учеников учиться «играть цветом» в Лувр, где Анри пытался подражать классикам живописи, копируя картины. Мастер учил «мечтать о цвете», вот откуда у художника Матисса зародилась страсть к поиску подходящих оттенков для передачи эмоций.

Картина Анри Матисса «Бутылка схидама»

В раннем творчестве уже проявилась смесь учений Моро с позаимствованными элементами у признанных мастеров кисти. Например, натюрморт «Бутылка схидама» отличается неоднозначностью: с одной стороны, темные цвета выдают подражание Шардену, а широкие мазки и смесь черного с серебристым – Мане. Позже Анри признавался:

«Я воспринимаю экспрессивную сторону цвета чисто интуитивно. Передавая осенний пейзаж, я не стану припоминать, какие оттенки цвета подходят к этому времени года, меня будут вдохновлять только ощущения осени… Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту».

Изучение классики быстро наскучило художнику, и он обратился к импрессионистам, в частности преклонялся перед полотнами Винсента ван Гога. Цвет в ранних работах еще тусклый, но постепенно набирал сочность, тяготение к импрессионизму стало преображаться в собственный неповторимый стиль. Уже в 1896 году в художественных салонах стали появляться первые творения начинающего живописца.

Первая персональная выставка не произвела фурор в кругах ценителей искусства. Анри Матисс решил уехать из столицы Франции подальше на север, где попробовал силы в технике точечных мазков. В это время из-под его пера вышел первый шедевр – «Роскошь, покой и наслаждение». Но и эту манеру письма мужчина не нашел «родной».

Картина Анри Матисса «Женщина в шляпе»

Революция в творчестве художника пришлась на 1905 год. Матисс вместе с группой единомышленников создал новый стиль в живописи, получивший название фовизм. Энергия красок, представленная на выставке осенью, потрясла зрителей. Анри представил две работы – портрет «Женщина в шляпе» и картину «Открытое окно».

На художников обрушилась волна негодования, посетители выставки не понимали, как можно настолько пренебрегать всеми традициями изобразительного искусства. Основателей стиля окрестили фовистами, то есть дикарями.

Картина Анри Матисса «Радость жизни»

Впрочем, такое внимание, пусть и негативное, принесло Матиссу популярность и хорошие дивиденды: у картин появились поклонники, которые с удовольствием их покупали. Например, «Женщину в шляпе» сразу на выставке забрала американская писательница Гертруда Стайн, а полотно «Радость жизни», появившееся в 1906 году, купил знаменитый коллекционер Лео Стайн.

Чуть позже случилось знаменательное событие – художник познакомился с еще не известным Пабло Пикассо, общение вылилось в десятилетия дружбы, на протяжении которых мастера кисти соревновались друг с другом. Пикассо говорил, что смерть любого из них будет для каждого невосполнимой потерей, ведь обсудить некоторые творческие вопросы так бурно больше не с кем.

Картина Анри Матисса «Танец»

Два самых известных полотна – «Танец» и «Музыка» – Матисс написал для мецената Сергея Щукина. Россиянин заказал картины для дома в Москве. Художник, работая над эскизами, поставил цель создать нечто такое, чтобы зашедший в особняк чувствовал облегчение и покой. Интересно, что монтаж картин Анри контролировал лично – француз приехал в столицу России, где его приняли с восторгом. Самого же художника впечатлила коллекция старинных икон хозяина дома и простота россиян.

Видимо, гонорар художник получил неплохой, потому как сразу поехал в путешествие. Побывал в восточной сказке Алжира, а вернувшись домой, тут же сел за работу – свет увидела картина «Голубая обнаженная». Эта поездка произвела неизгладимое впечатление на Матисса, в творчестве появляются новые элементы, мужчина создает литографии, гравюры на керамике и дереве.

Картина Анри Матисса «Голубая обнаженная»

Очарование Востока не отпускало, француз продолжал знакомиться с Африкой, съездив в Марокко. А затем отправился в путешествие по Европе и Америке. В это время его творчество постепенно стало лишаться примет фовизма, наполняясь тонкостью и особенной глубиной, появилась связь с природой.

Во время Второй мировой войны у художника нашли онкологию, после операции мужчина не мог передвигаться. В тот период Матисс выдумал новое направление в области декупажа, в основе которого лежит составление картин из кусочков окрашенной бумаги.

Скульптор Анри Матисс

Точку в творчестве Анри Матисс поставил масштабным проектом оформления женского монастыря в Вансе. Говорят, что художника просили только отредактировать витражные наброски, но тот с энтузиазмом засучил рукава и создал полный проект. Кстати, эту работу мужчина считал неким знаком судьбы на закате жизни и лучшей в своей копилке художественных трудов.

Личная жизнь

Личную жизнь Анри Матисса украсили три женщины. В 1984 году художник впервые стал отцом – модель Каролина Жобло подарила талантливому живописцу дочь Маргариту. Однако Анри женился вовсе не на этой девушке.

Анри Матисс с женой и дочерью Маргаритой

Официальной супругой стала Амели Парейр, с которой представитель мира живописи познакомился на свадьбе товарища. Девушка выступала в роли подружки невесты, а Анри случайно посадили рядом за стол. Амели сразила любовь с первого взгляда, молодой человек тоже начал оказывать знаки внимания. Девушка стала первым близким человеком, который поверил в его талант безоговорочно.

Анри Матисс и Амели Парейр

Перед бракосочетанием жених предупредил невесту, что главное место в жизни всегда будет занимать работа. Даже на медовый месяц новоиспеченная семья поехала в Лондон, чтобы познакомиться с творчеством Уильяма Тернера.

В браке родились сыновья Жана-Жерар и Пьер. Супруги к тому же взяли в свою семью на воспитание Маргариту. Долгие годы дочь и жена занимали места главных моделей и муз художника. Одна из знаменитых картин, посвященных жене, – «Зеленая полоса», написанная в 1905 году.

Картина Анри Матисса «Зеленая полоса» и Амели Парейр

Этот портрет любимой женщины поразил тогдашних ценителей искусства «уродливостью». Зрители считали, что представитель фовизма переборщил с яркостью красок и откровенной правдивостью.

На пике популярности, который пришелся на 30-е годы, художнику понадобился помощник. Матисс в то время с семьей переехал в Ниццу. Однажды в доме появилась молоденькая российская эмигрантка Лидия Делекторская, которая стала секретарем живописца. Супруга сначала не видела в девушке опасности – мужу не нравились светловолосые. Но ситуация поменялась мгновенно: случайно увидев Лидию в спальне жены, Анри бросился ее рисовать.

Анри Матисс и Лидия Делекторская

Впоследствии Амели развелась со знаменитым супругом, а Дилекторская стала последней музой Матисса. Какие отношения царили в этом союзе, была это любовь, или пара ограничивалась совместной работой, до сих пор не известно. Среди россыпи рисунков и картин, на которых изображена Лидия, особняком стоит полотно «Одалиска. Голубая гармония».

Смерть

1 ноября 1954 года Анри Матисса поразил микроинсульт. Спустя два дня великий художник скончался. Легенда гласит, что Дилекторская перед самой смертью навестила живописца в спальне, где произнесла:

«В другой день вы бы сказали: давайте карандаш и бумагу».

Анри Матисс — от юриспруденции к основанию фовизма

Анри Матисс (Henri Matisse; родился 31 декабря 1869 года — умер 3 ноября 1954 года) был гениальным французским живописцем ХХ века, основателем фовизма, неутомимым экспериментатором и неугомонным исследователем. Анри Матисс перевернул традиционные представления об использовании цвета и, погрузившись в поиски новых форм и оттенков, приложил руку к созданию отдельного течения живописи.

Биография Анри Матисса

Анри Матисс появился на свет 31 декабря 1869 года и стал первенцем торговца зерном, проживающего в Ле-Като-Камбрези в северной Франции. С малых лет Анри помогал родителям в лавке, которую старший Матисс держал в соседнем местечке. Несмотря на полную погруженность в торговлю, старший сын не захотел становиться наследником семейного дела и после окончания лицея уехал в столицу учиться на юриста. Он сдал выпускные экзамены, получил право на работу по специальности и в 1888 году, вернувшись в родную провинцию, поступил клерком к присяжному поверенному. Анри Матисса ждала стабильная жизнь провинциального юриста. Если бы не случай, который кардинально изменил судьбу молодого человека.

У Анри случился приступ аппендицита. Долгие два месяца ему пришлось отсидеть на вынужденном карантине, восстанавливая здоровье, подорванное болезнью и операцией. Чтобы скрасить скучные будни сына, мать принесла ему рисовальные принадлежности. И Анри Матисс настолько увлекся копированием открыток, что после выписки из больницы поступил в школу рисунка, после чего бросил юридическую контору и отправился в Париж, чтобы продолжить обучение живописи.

Читайте также  Портрет жанны эбютерн, амадео модильяни, 1919

Он учился везде и всему. Сначала в художественной академии Родольфо Жюлиана, затем в Школе искусств, потом, после поступления в Национальную высшую школу изящных искусств, как приглашенный студент французского символиста Гюстава Моро (Gustave Moreau). Моро часто отправлял своих учеников в Лувр, где они копировали работы французов и голландцев, преимущественно классическую живопись. Матисс впитывал в себя новые знания, не забывая о современном искусстве. Благоприятно на становление Анри как художника повлияла дружба с Джоном Расселом (John Peter Russell), который познакомил бывшего юриста с импрессионизмом и с полотнами Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), Огюста Родена (Auguste-René Rodin) и Эмиля Бернара (Émile Bernard). Позже Матисс вспоминал о Расселе как о человеке, посвятившем его в теорию цвета.

Первая серьезная выставка случилась в 1896 году в рамках Салона Национального общества изящных искусств. Мероприятие прошло успешно — две из пяти работ приобрело государство. Картина «Читающая женщина» даже нашла свое место в резиденции французского президента. А вскоре Матисс женился, принял в свою семью внебрачную дочь Маргариту и поехал с супругой в Лондон, изучать творчество Уильяма Тернера (William Turner). По возвращению в Париж Анри поступил к Эжену Каррьеру (Eugène Carrière), затем на курсы к Антуану Бурделю (Antoine Bourdelle) и даже решил испробовать себя в скульптуре.

Творческий подъем, однако, не способствовал финансовой стабильности. Детей, а к тому времени уже родилось два сына, пришлось отправить к родителям живописца. А сам Матисс пошел работать художником-декоратором. В минуты безысходности он даже хотел отказаться от любимого дела, но продолжал творить, преимущественно в духе импрессионизма, и интенсивно искал новые идеи, периодически пробуя себя в пуантилизме.

В 1905 году художник отправился с друзьями отдыхать на побережье Средиземного моря. И именно там, в тесном сотрудничестве с Андре Дереном (André Derain), появилась идея фовизма. Экспериментаторы-фовисты свои работы представляли еще в 1900 году, но Матисс облек эту идею в конкретную форму и неудивительно, что стал лидером направления, возглавив движение и создав ряд ярких и оригинальных произведений.

Матисс много путешествовал, часто ездил в Германию, побывал в России и в Африке. Прожив достаточно длинную и насыщенную событиями жизнь, стал свидетелем двух войн XX века и скончался 3 ноября 1954 года в Ницце.

Самые известные картины Анри Матисса

Созерцание ярких картин Анри Матисса дарит зрителю праздник цвета и буйство красок. Знаменитый «Танец», изображающий пять красных фигур на сине-зеленом фоне, выполнен в несколько примитивной манере, но эта работа признана одной из основных вех в развитии мировой живописи.

«Зора на террасе», написанная по возвращении из Африки, определила «голубой» период в творчестве Матисса. Девушка как-будто парит в пространстве, где стерлись границы между стенами, потолком и полом. Нежность голубого цвета, интенсивность изумрудного и зеленого оттенков, контрастные синие мазки.

Среди других известных полотен мастера:

  • «Радость жизни» (1906);
  • «Красная комната» (1908);
  • «Музыка» (1910);
  • «Сидящая обнаженная» (1936).

На платформе Very Important Lot регулярно проводятся онлайн-аукционы для ценителей искусства. Коллекционеры могут найти не только яркие и оригинальные произведения известных художников, но и работы современных мастеров живописи.

Анри Матисс: жизнь и творчество художника

Анри Матисс (фр. Henri Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) — 3 ноября 1954, Ницца, Франция) — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Содержание

Биография Антри Матисса

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.

Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.

В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного.

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.

Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице.

Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ.)русск. (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899—1976) и Пьера (1900—1989). Его незаконнорожденная дочь, Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Творчество Матисса

Поиск самого себя, личностного авторского стиля является необходимым условием развития для любого талантливого мастера кисти. Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.

Творчество этого человека невозможно охарактеризовать в рамках какого-либо отдельного направления, поскольку он постоянно выходил за любые ограничивающие его рамки, снова и снова устремляясь туда, где до него никто еще не бывал.

Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам.

Музей в Ницце, посвященный жизни и творчеству мастера, открывает взглядам удивленных посетителей живопись и рисунок, оконные витражи и керамику, скульптуру и бумажные коллажи. В каждом из этих направлений и в целом ряде других Анри Матисс сумел сказать свое особое слово, оставившее яркий след в искусстве.

Влияние импрессионизма и дивизионизма, собственные эксперименты с цветовыми контрастами очень сильно сказались на ранних произведениях художника. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма».

Впоследствии Анри Матисс под влиянием различных впечатлений неоднократно менял стиль, манеру и технику, осваивал новые средства творческого самовыражения. Ряд удачных знакомств, в том числе с Пикассо и с русским коллекционером Щукиным, помогли ему улучшить материальное положение, и художник совершил несколько путешествий.

В Марокко он увлекся восточными декоративными узорами и орнаментами, в Мюнхене испытал сильные чувства на выставке произведений исламского искусства, в России был потрясен иконами, на Таити восхищался цветочными композициями.

Однако всякий раз, подчиняясь на время новому сильному впечатлению, Матисс впитывал его, как губка, а затем творчески перерабатывал в соответствии с собственным мироощущением.

Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. В своих произведениях он заставил цвет излучать свечение и ритмическую танцевальную пульсацию. Стремясь к максимальному выражению целого, художник удалял все несущественные детали и предельно упрощал формы, считая вредным и ненужным все, что не влияло напрямую на эмоционально-энергетический импульс.

Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты.

В последние годы жизни при помощи обыкновенной цветной бумаги и ножниц Анри Матисс создавал аппликации, производившие потрясающий эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и абсолютной композиционной гармонии.

После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым».

Интересные факты из жизни художника

Одна из картин Матисса — «Les coucous, tapis bleu et rose» — в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.

Часовню Розер (Ванс, Франция) часто называют часовней Матисса (Chapelle Matisse). Дело в том, что она построена в 1949-1951 годах по проекту Анри Матисса. Художника об этом попросила бывшая натурщица Моник, а затем сестра Жак-Мари, постригшаяся в монахини. Матисс изготовил витражи, украсил зал часовни, сделал эскизы церковной одежды.

Колльюр (Франция) — родина фовизма. Именно здесь были нарисованы первые картины нового направления живописи. Здесь бывали Пабло Пикассо, Альбер Марке, Рауль Дюфи, а также Марк Шагал и другие знаменитые художники. Колльюр они выбирали из-за света и цвета. «Нет неба синее, чем в Колльюре», — говорил Анри Матисс.

Отель «Золотая голубка» в Сен-Поль-де-Вансе дышит невероятными рассказами и легендами о знаменитостях. По слухам, что однажды Анри Матисс приехал в «Голубку» очень усталым, и ему подали чашку чая прямо в автомобиль. Известная работа Анри Матисса «Чай в саду» (Tea in the Garden).

Другом Ренуара был Анри Матисс. Ренуар страдал от артрита, и иногда каждый мазок давался ему с мучительной болью. Однажды Матисс спросил, зачем писать картины, если художник так страдает? Ренуар ответил: La douleur passe, la beauté reste («Боль проходит, а красота остаётся»).

Картина «Танец» Анри Матисса. Есть две версии картины и две версии ее происхождения. Считается, что эта работа рассказывает о танце, увиденном Матиссом в Колльюре. Вторая версия гласит о том, что картина написана после увиденных автором русских сезонов Сергея Дягилева. Один из «Танцев» хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург), другой — в МоМА.

Здание музея Матисса в Ницце построено в XVII веке. В саду музея растут оливковые деревья. В музее — сотни работ великого Матисса: картины, рисунки, скульптуры. Анри Матисс жил в Ницце до своей смерти и похоронен в этом городе.

Читайте также  Поль сезанн, биография и картины художника

Биография Анри Матисса

«Нужно уметь находить радость во всем в небе, в деревьях, в цветах. Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть». «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», — писал французский художник Анри Матисс.

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като, в Пикардии, на севере Франции, в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Детские годы будущего художника прошли в Боэн-ан-Вермандуа, где его отец, торговец зерном, имел лавку. Его мать увлекалась росписью керамики.

В 1882-1887 годах Анри учился в лицее, а после изучал юриспруденцию в Париже в Школе юридических наук и в августе 1888 года получил право работать.

Матисс возвращается в небольшой городок Сен-Кантен и поступает работать клерком у присяжного поверенного. Одновременно он в свободное время посещает курсы рисунка. Матисс впервые пробует свои силы в живописи, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице.

В 1891 году, преодолев сопротивление отца, Матисс оставляет юриспруденцию, переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана. С 1892 года Анри учится в Париже в Академии Жюлиана у А.В. Бугро — метра салонного искусства. В 1893-1898 годах он работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно высоко оценивая его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов. Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье.

В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается членом-корреспондентом этого общества. Картина Матисса «Читающая» приобретается государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе.

Испанка с бубном

По совету К. Писсарро Анри едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями Тёрнера. Художник в эти годы много разъезжает много времени проводит на Корсике, в Тулузе и Генуе.

Наряду с работой над картинами Матисс посещает вечерние курсы, где занимается скульптурой. Это все требует времени и денег. К тому же разрастается семья на рубеже двух веков у художника рождаются два сына — Жан и Пьер. В 1901 году Матисс едет на отдых и лечение после бронхита в Швейцарию, где продолжает много работать. Испытывая денежные затруднения, он некоторое время проводит вместе с семьей у родителей в провинции.

1901-1904 годы — период интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. «Представление о наиболее ранних пейзажах Матисса дают картины «Булонский лес» и «Люксембургский сад», датируемые, очевидно, 1902 годом, — пишет Н.Н. Калитина. — В обоих пейзажах Матисс еще не до конца освобождается от влияний.

В «Люксембургском саду», например, в передаче эффекта солнечного луча в глубине есть что-то импрессионистическое. А зеленые, красные, сине-фиолетовые деревья, написанные крупными мазками, вызывают ассоциации с Гогеном. Не читая подписи под картиной, трудно предположить, что это Париж — настолько здесь звучны краски и щедра растительность. Элемент претворения увиденного налицо, но это еще не тот Матисс, который знаком нам по картинам зрелой поры».

Фрукты и бронза

В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка художника у А. Воллара. Летом того же года вместе с художниками-неоимпрессионистами — П. Синьяком и Э. Кроссом — Матисс едет на юг Франции, в Сен-Тропез. Он начинает работать в технике дивизионизма, используя раздельные точечные мазки.

На выставке 1905 года в «Осеннем салоне» Матисс выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Эти произведения и картины его друзей произвели фурор. Так появилось новое направление в авангардном искусстве, получившее название фовизм (от французского «дикий»).

В 1907 году Матисс отправляется в путешествие по Италии — посещает Венецию, Падую, Флоренцию, Сиену. В следующем году в «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Тогда же художник едет в Алжир и знакомится с искусством Востока, что оказалось очень важным для его творчества. Восточное искусство оказало большое влияние на художника. Отсюда преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация предметов в его работах.
Матисс открывает в Париже собственную художественную школу и начинает преподавать в ней. Правда, через некоторое время он отходит от педагогической деятельности, чтобы целиком посвятить себя творчеству.

Настурции. Панно Танец

Одним из первых распознал и оценил Матисса русский коллекционер С.И. Щукин. В 1908 году он заказывает художнику три декоративных панно для своего дома в Москве. Третье панно — «Купание, или Медитация» — осталось лишь в набросках, а два других — «Танец» и «Музыка» — вскоре приобрели мировую известность. В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии — огонь, землю, воздух. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.
В связи с установкой панно Матисс посетил Москву.

Отвечая на вопросы о своем впечатлении от всего увиденного в России, он говорил «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию. Я жду многое от русского искусства, потому что чувствую в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ еще молод. Он не успел еще растратить жара своей души». На деньги, заработанные от продажи своих полотен русским коллекционерам Щукину и И.А. Морозову, Матисс приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино.

История жизни Анри Матисса

В зимние месяцы с 1911 по 1913 год художник посещает Танжер (Марокко). Под впечатлением поездки Матисс создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912), приобретенный И.А. Морозовым. Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал «Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм».

«Переход был необходим, потому что Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма, — отмечает М. Бессонова. — Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Такой объединяющей субстанцией стал свет, увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен. Свет господствует в замечательном холсте «Открытое окно с видом на бухту в Танжере». Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, «съело» все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно.

Нижняя часть полотна местами оставлена художником незакрашенной, так что виден оставленный, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок. Краски сильно разбавлены, и пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется чуть тронутым нежной акварелью. Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизна холста, что в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике. »

После 1914 года Матисс продолжал иногда писать пейзажи, но отметить в них можно, пожалуй, лишь сдержанность колорита «Дорога в Кламаре» (1916-1917), «Монтальбан» (1918).

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В творчестве художника происходит новый поворот. Он все больше отдает предпочтение рисунку. Произведения этого периода отмечаются приглушенностью тонов, мягкостью письма. Под влиянием живописи О. Ренуара он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях, и появляется цикл «Одалиски». В 1920 году Матисс работает над эскизами декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей».

Имя Матисса становится всемирно известным. Его выставки проходят в Москве, Нью-Йорке, Париже, Кельне, Лондоне, Берлине, Копенгагене и других городах. В июле 1925 года А. Матисс получает звание кавалера ордена Почетного легиона. В 1927 году он получает американскую премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину «Компотница и цветы». В 1930 году Матисс едет на Таити, где работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса.

Уголок мастерской

В 30-40 годы происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам. Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно «Танец», 1932). Он переносит в монументальную живопись приемы графики. Это позволяет усилить впечатление движения. Он порывает с налетом светскости, изнеженности, создавая монументальные полотна «Розовая обнаженная женщина», «Сон», «Натюрморт с раковиной» (1940), «Натюрморт с устрицами» — одно из самых совершенных его созданий.

В картинах все больше появляется асимметрии. Матисс отказывается от экзотики Востока. Преобладают женские фигуры в праздничных платьях, которые позируют художнику в креслах, на фоне ковров, рядом с цветами в вазах и пальмами («Желтое платье и шотландка», «Королевский табак», «Отдых танцовщицы»).

Художник продолжает настойчиво работать и в самое трудное для него время. С 1941 года он тяжело болен, его жену и дочь арестовало гестапо за участие в движении Сопротивления, и Матисс долгое время ничего не знает об их участи. Он тревожится и за сына Жана, помогавшего борцам Сопротивления. Работа — самое главное в жизни мастера, мысли о ней не покидают его. В письме к известному писателю Л. Арагону от 1 сентября 1942 года художник пишет «Я думаю только о работе. » 22 августа 1943 года он снова пишет тому же адресату «В моем возрасте никогда не знаешь, не будет ли работа, которую делаешь, последней в жизни — и надо было сделать ее как можно лучше; уже нельзя отложить осуществление своей мысли на следующий раз. »

Натюрморт. Раковина на черном мраморе

В сороковые годы художник много трудился над портретами, которые всегда считал своим призванием. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), в которой исполнена серия «Джаз» (1944-1947).

В 1947 году художник удостаивается высшей степени ордена Почетного легиона. В 1950 году он снова получает премию по живописи на ХХУ Венецианском бьеннале. В 1952 году на родине художника открывается Музей Матисса. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена он работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, своеобразный синтез многих предшествующих его исканий.

Несмотря на тяжелую болезнь, почти все его произведения последних лет светлы, оптимистичны и жизнерадостны по настроению. По свидетельству его секретаря, Матисс иногда рисовал даже ночью, в минуты тяжелой бессонницы, чтобы отвлечься. Даже после инфаркта, за день до смерти, Матисс попросил карандаш и сделал три портретных наброска.

Умер Анри Матисс 3 ноября 1954 года в Ницце и похоронен там же.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: