Бетховенский фриз, густав климт - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Бетховенский фриз, густав климт — описание картины

Бетховенский фриз

«Бетховенский фриз» — цикл картин австрийского художника Густава Климта, посвящённый композитору Людвигу ван Бетховену. Выполненные в форме архитектурного фриза картины первые демонстрировались в рамках XIV выставки «Объединения художников Венского сецессиона», проходившей в 1902 г. «Бетховенский фриз» считается одним из выдающихся произведений венского югендстиля.

Описание

Климт воплотил в своей фреске художественное изображение Девятой симфонии Бетховена. Работа была создана в 1902 году специально к Бетховенской выставке.

Фриз занимал три стены и был длиною около 34 метров.

  • Левая композиция «Тоска по счастью», изображала золотого рыцаря, идущего на борьбу с силами зла, его провожали две женские фигуры символизирующие Победу (Славу) с венком победителя и Сострадание.
  • Центральная композиция «Враждебные силы» представляет собой силы зла. Состоит из нескольких деталей: центральная огромная фигура Трифона, слева от него три горгоны, символизирующие болезнь, безумие и смерть, справа женские фигуры символизирующие сладострастие, несдержанность и похоть, в стороне от них находится одинокая фигура женщины, символизирующая Гложущую тоску всего человечества.

  • Композиция на правой стене «Искусства, Хор ангелов Рая» также состоит из нескольких деталей: фигур, символизирующих Радость и прекрасные Божьи Искры.

См. также

  • Дом сецессиона
  • Венский сецессион

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Бетховенский фриз
  • Бетховенский фриз в австрийской культуре
  • Бетховенский фриз
  • Бетховенский фриз в онлайн-каталоге Венского сецессиона

Бетховенский фриз · Юдифь I · Надежда I · Водяные змеи I · Водяные змеи II · Три возраста женщины · Надежда II · Даная · Поцелуй · Портрет Адели Блох-Бауэр I · Адам и Ева

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бетховенский фестиваль
  • Бетховенское кольцо

Смотреть что такое «Бетховенский фриз» в других словарях:

Фриз Бетховена — Климт, Густав Бетховенский фриз (фрагмент: Враждебные силы), 1902 Beethovenfries казеиновая краска, штукатурка, позолота, Стенная роспись. Дом сецессиона, Вена «Бетховенский фриз» цикл картин … Википедия

Климт, Густав — Густав Климт Дата рождения: 14 июля 1862 … Википедия

Модерн — стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… … Художественная энциклопедия

Густав Климт — Фотография, 1908 автор Dora Kallmus. Дата рождения: 14 июля 1862 Место рождения … Википедия

Климт — Климт, Густав Густав Климт Фотография, 1908 автор Dora Kallmus. Дата рождения … Википедия

Климт Г. — Густав Климт Фотография, 1908 автор Dora Kallmus. Дата рождения: 14 июля 1862 Место рождения … Википедия

Климт Густав — Густав Климт Фотография, 1908 автор Dora Kallmus. Дата рождения: 14 июля 1862 Место рождения … Википедия

Портрет Адели Блох-Бауэр I — Густав Климт Портрет Адели Б … Википедия

Венский Сецессион — Выставочный зал Венского сецессиона Дом сецессиона Густав Климт. Афиша первой выставки Сецессиона 1898 года Венский сецессион (нем. Wiener Secession/Sezession) объединение венских художников в эпоху Fin de siècle (ар нуво). Благодаря ему… … Википедия

Венский сецессион — Выставочный зал Венского сецессиона Дом сецессиона … Википедия

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • HAND MADE идеи (1206)
  • ПРОДАМ (57)
  • SHOPPING (254)
  • АКСЕССУАРЫ (844)
  • БЛОГ (261)
  • ВИНТАЖ (221)
  • Вокруг Света (548)
  • ВОЛШЕБНОСТИ (110)
  • ВЯЗАНИЕ (523)
  • ГЛАМУР (463)
  • ДЕКОР СОБЫТИЙ (312)
  • ДОМ2 (32)
  • ДРАГОЦЕННОСТИ (177)
  • ИМЕНА ЗВЁЗДЫ (421)
  • ИНТЕРЬЕР (713)
  • ИСКУССТВО (271)
  • КАМНИ (217)
  • КАТАЛОГИ (107)
  • МОИ РАБОТЫ (541)
  • Полезно знать (460)
  • ПРАЗДНИКИ (431)
  • РАЗНОЕ (527)
  • РУКОДЕЛИЕ (1236)
  • САЛОН КРАСОТЫ (159)
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ (906)
  • СТИЛЬ МОДА (2031)
  • УКРАШЕНИЯ (490)
  • УЮТНЫЙ ДОМ (669)
  • ФЛОРИСТИКА (134)
  • ФОТОГРАФИЯ (248)
  • Ц В Е Т (627)
  • ШИТЬЕ (621)
  • ЯРКИЙ МИР (551)

Ссылки

Фотоальбом

Я — фотограф

Гжель

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Климтомания «Бетховенский Фриз»

«Бетховенский фриз» — цикл картин австрийского художника Густава Климта, посвящённый композитору Людвигу ван Бетховену. Это одно из выдающихся произведений венского югендстиля.

Климт воплотил в своей фреске художественное изображение Девятой симфонии Бетховена. Работа была создана в 1902 году специально к Бетховенской выставке.

Для справки : Девятая симфония — последняя завершённая симфония, созданная Людвигом ван Бетховеном. Она включает в себя часть поэмы Фридриха Шиллера «Ода к радости» которую уж точно знают или слышали все в аранжировке Караяна как Гимн Евросоюза.

Фрагмент Оды Шиллера в переводе Ф. И. Тютчева

Радость, первенец творенья,
Дщерь великого Отца,
Мы, как жертву прославленья,
Предаем тебе сердца!
Всё, что делит прихоть света,
Твой алтарь сближает вновь,
И душа, тобой согрета,
Пьет в лучах твоих любовь!

В круг единый, божьи чада!
Ваш Отец глядит на вас!
Свят его призывный глас,
И верна его награда!

Бетховенский Фриз занимал три стены и был длиною около 34 метров. Представить, слушая симфонию.

Левая композиция — Тоска по счастью

«Тоска по счастью», изображала золотого рыцаря, идущего на борьбу с силами зла, его провожали две женские фигуры символизирующие Победу (Славу) с венком победителя и Сострадание.

Центральная композиция — Враждебные силы

«Враждебные силы» представляет собой силы зла. Состоит из нескольких деталей: центральная огромная фигура Трифона, слева от него три горгоны, символизирующие болезнь, безумие и смерть, справа женские фигуры символизирующие сладострастие, несдержанность и похоть, в стороне от них находится одинокая фигура женщины, символизирующая Гложущую тоску всего человечества.

Болезнь Безумие Смерть Тоска

Сладострастие Несдержанность Похоть

Правая композиция — Искусства, Хор ангелов Рая

«Искусства, Хор ангелов Рая» также состоит из нескольких деталей: фигур, символизирующих Радость и прекрасные Божьи Искры.

Этот поцелуй всему миру

Другие серии картин Климта ЗДЕСЬ и еще полистать ЗДЕСЬ

Полюбуемся немного. Кому как, я частенько рассматриваю и пересматриваю =)))

Рубрики: ИСКУССТВО

Метки: художники вдохновение музыка видео

Процитировано 11 раз
Понравилось: 8 пользователям

Бетховенский фриз —>

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Бетховенский фриз» (нем. Beethovenfries ) — цикл картин в форме архитектурного фриза работы австрийского художника Густава Климта, подготовленный к XIV выставке Венского сецессиона, проходившей в апреле-июне 1902 года и посвящённой композитору Людвигу ван Бетховену. Фриз считается одним из выдающихся произведений венского югендстиля. Он занимал три стены в левом зале Бетховенской выставки Венского сецессиона, имел в длину около 34 метров и два метра в высоту.

«Бетховенский фриз», изначально задуманный автором лишь временным обрамлением скульптуры, ныне занимает зал в экспозиции Дома сецессиона как отдельное самостоятельное произведение и один из бесспорных шедевров Густава Климта [3] .

Описание

Каким образом следует читать «Бетховенский фриз», было описано в журнале Ver Sacrum. На теоретической основе вагнеровского текста Климт слева направо описывает свои впечатления от прослушивания симфонии в комбинации с одой Шиллера: страдания слабого человечества (три обнажённые и коленопреклонённые женщины), его мольбы к хорошо вооружённой Силе (золотой рыцарь) — внешней силе, сострадание и тщеславие (две женские фигуры за рыцарем) — внутренние силы, подвигающие рыцаря начать борьбу за счастье с враждебными силами, среди которых: гигант Тифон, одолеть которого не могут даже сами боги (обезьяноподобный монстр), слева от него — три дочери-горгоны Болезнь, Безумие и Смерть, а справа — образы Похоть, Порочность и Невоздержанность, за которыми стоит в одиночестве Гложущая Тоска, над которой улетают стремления и желания человечества; стремление к счастью удовлетворит Поэзия (женский образ, играющий на лютне), искусство уведёт человечество в идеальный мир, где найдётся чистая радость, чистое счастье и чистая любовь. Две финальные картины фриза иллюстрируют цитаты из «Оды радости»: её первую строку нем. Freude, schöner Götterfunken — «радость, пламя неземное» [4] (хор райских ангелов) и строку хора нем. Diesen Kuß der ganzen Welt! — «Слейтесь в радости одной!» [4] (обнимающаяся пара) [5] .

В 1970-е годы возникла теория о том, что на климтовский «Бетховенский фриз» оказал влияние 70-метровый фриз Карла Вильгельма Дифенбаха «Через тернии к звёздам» 1892 года. Сам художник никогда не упоминал Дифенбаха в качестве источника своего вдохновения в работе над фризом, но между двумя работами прослеживается близость в формах и содержании, но не мотивах [6] [7] .

Критика

По воспоминаниям Феликса Зальтена, за два дня до открытия Бетховенской выставки в Дом сецессиона были приглашены журналисты, близкие сецессиону меценаты и почитатели искусства и друзья. Климт в своём синем халате высоко под потолком на лесах в углу левого зала выставки заканчивал работу над фризом, не обращая внимания на гостей, когда кто-то из присутствующих в помещении выкрикнул: «Отвратительно!», — и стремительно выбежал из зала. Все гости в зале с недоумением, ужасом и гневом смотрели вслед убегавшему аристократу, меценату и коллекционеру графу Карлу Ланкоронскому. Даже Климт отвлёкся от работы и добродушно посмотрел на убегавшего графа сверху вниз как на нашкодившего ребёнка [8] .

«Бетховенский фриз» разделил публику на два противостоящих лагеря, вызвав одновременно эйфорическое восхищение и категорическое отторжение. Музыкальный критик Роберт Хиршфельд писал о фризе: «Климт в этот раз опять произвёл искусство, доступное только троим: одному врачу и двум санитарам». Публика с негодованием обвиняла Климта в порнографии, нарушении любых представлений о красоте и обзывала его «исписавшимся гением» [3] .

Берта Цукеркандль вспоминала, что, в отличие от скульптуры Клингера, «Бетховенский фриз» тронул побывавшего в Доме сецессиона Огюста Родена до глубины души. Роден взял Климта за руки и восторгался: «Какой вы художник! Вы знаете своё ремесло!» [9]

Провенанс

Все архитектурные работы для выставки считались временными и подлежали уничтожению после её закрытия, в ходе подготовки следующих выставок. Тем не менее, «Бетховенский фриз» было решено сохранить для ретроспективной выставки Климта, намеченной на ноябрь 1903 года. Далее фриз приобрёл владелец пивоварни и коллекционер Карл Рейнингхаус. «Бетховенский фриз» хранился на складе распиленным на семь частей. В 1915 году Рейнингхаус собирался продать «Бетховенский фриз» Австрийской государственной галерее, но при посредничестве Эгона Шиле фриз достался семье Ледереров. В 1938 году коллекция Ледереров была конфискована национал-социалистами. Серена Ледерер, а после её смерти и дочь Элизабет Бахофен фон Эхт, пытались урегулировать ситуацию и сохранить коллекцию, предложив добровольно отдать несколько крупных экспонатов, в том числе «Бетховенский фриз», но обе получили отказ. В послевоенные годы фриз перемещался с одного склада на другой, что катастрофически сказалось на его состоянии. О сохранении «Бетховенского фриза» ходатайствовал перед властями сын Ледереров Эрих, в отсутствие должной реакции от государства он даже пытался отказаться от своих требований реституции коллекции Ледереров в обмен на разрешение на вывоз фриза за границу, но тоже получил отказ. В 1961 году фриз наконец попал в хранилище Бельведера, в 1972 году был выкуплен у Эриха Ледерера государством за 15 млн шиллингов (приблизительно 4 300 тыс. евро) и отреставрирован в 1983—1984 годах. Во время капитального ремонта Дома сецессиона в 1985 году для «Бетховенского фриза» было подготовлено помещение, оборудованное контролем музейного климата. Отреставрированный фриз был впервые представлен публике в том же году в рамках выставки «Мечта и реальность. Вена 1870—1930». Реставрация «Бетховенского фриза» обошлась в 500 млн шиллингов (приблизительно 69 800 тыс. евро) [10] . Скульптуры Клингера, изначально сопровождавшие фриз, оказались в Музее изобразительных искусств в Лейпциге.

Под предлогом того, что Эриху Ледереру в своё время не давали разрешение на вывоз «Бетховенского фриза» за рубеж для реставрации, в 2013 году его наследники попытались оспорить сделку, заключённую им в 1973 году по продаже фриза государству как совершённую якобы под давлением и по несправедливой цене. Министр культуры Австрии Йозеф Остермайер заявил, что в соответствии с австрийским законом о реституции соответствующее решение принимается с учётом рекомендации независимой экспертной комиссии. Она пришла к выводу, что, хотя Австрийская Республика после Второй мировой войны и повела себя неблаговидно в отношении семьи Ледереров, запрет на вывоз фриза за рубеж не использовался в качестве средства давления на продавца, и между запретом и продажей не обнаруживается ни прочной временной, ни причинной взаимосвязи, чтобы вернуть произведение искусства наследникам его бывшего владельца [11] .

Густав Климт. Протестное искусство югендстиля

Густав Климт с соратниками основал Венский сецессион, бросив вызов традиционной школе.

Протест молодых художников

Венский сецессион — это не просто нарядное здание в центре австрийской столицы. Это целое объединение художников, которые в конце 19 века пошли против господствующего в искусстве диктата историзма и основали собственный кружок свободного искусства.

Австрийским искусством в те времена заправлял Дом художников. Это было первое выставочное объединение в немецкоязычном пространстве, созданное самими художниками. Задумывалось оно как «собрание молодых художников и академиков», но очень быстро потеряло свой изначальный запал. К концу 19 века Дом художников проповедовал исключительно строгие принципы историзма, а юные художники, состоявшие в кружке, жаждали новых форм и линий. После поражения на выборах объединения в 1896 молодые художники объявили о создании собственного кружка: «Объединения австрийских живописцев — венского концессиона». В то время их поступок выглядел бунтом.

К Венскому сецессиону примкнули все молодые и талантливые художники того времени. Именно поэтому, кстати, сецессион нередко называют также югендстилем. Альфред Роллер, например, считается одним и отцов-основателей австрийского модерна. Он был не только президентом сецессиона, но и главным художником Венской оперы и руководил Венской художественно-промышленной школой. Он же разработал и знаменитый сецессион-шрифт, который часто можно встретить на венских плакатах эпохи модерна.

Коломан Мозер выставлялся в Австрии и Германии, а до этого какое-то время преподавал живопись у детей австрийского эрцгерцога Карла Людвига, состоял в кружке Зибенер-Клуб, который был предшественником сецессиона. Йозеф Хоффман, ученик знаменитого Отто Вагнера, долгое время был главным архитектором Вены. Йозеф Мария Ольбрих — известный архитектор, построивший то самое здание, где проходили выставки сецессиона. Макс Курцвайль выставлялся во французском Салоне.

Самым известным из бунтарей был, конечно, Густав Климт, которого часто называют идейным вдохновителем сецессиона. Он был почетным членом университетов Мюнхена и Вены, а его картины сегодня стоят миллионы долларов.

Архитектура «практической полезности»

За теоретическую базу архитектурного стиля сецессиона отвечал Отто Вагнер. Многие из более молодых представителей кружка были его учениками. Вагнер вел курсы в Академии художественных искусств Вены и разрабатывал новую концепцию «практической полезности». Суть ее состояла в сочетании простых геометрических форм и орнаментов — именно поэтому архитектуру сецессиона иногда называют «квадратным стилем». Четкие формы сецессиона стали преддверием геометрических абстракций эпохи модерна.

В живописи представители сецессиона далеко не всегда использовали исключительно прямые линии. Но суть оставалась той же — искусство переставало жить лишь в стенах музеев и выходило в свет. Художники занимались «прикладным искусством», которое окружало простых людей. Например, Коломан Мозер работал над дизайном почтовых марок, керамических изделий и даже мебели. Карл фон Хазенауэр помогал Отто Вагнеру проектировать Венскую железную дорогу. А Густав Климт создавал полотна для украшения актового зала в главном здании Венского университета, а также помогал декорировать залы для показов мод.

Живопись в стиле ар-нуво

Ранние работы участников Венского сецессиона были в основном выдержаны в стиле ар-нуво. На становление стиля также повлияло английское и восточное искусство. Создавая кружок, венские художники также вдохновлялись опытом Берлинского и Мюнхеского сецессионов. В Берлине несколько молодых художников, в том числе Франц Скарбина и Макс Либерман, создали отдельное объединение еще в 1892 году. Причиной раздора был отказ комиссии Союза берлинских художников выставлять картины Эдварда Мунка. В том же году был создан и Мюнхенский сецессион. Вскоре Мюнхен превратился в столицу современного искусства, там работали Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Пауль Клее и Анри Матисс.

Бетховенский фриз

Свою первую выставку художники провели в 1898 году. Специально для нее Ольбрих построил выставочный зал, известный под именем Дома сецессиона. Белоснежное здание венчает купол из золоченых ягод и лавровых листьев. Такой же орнамент рассыпан и по фасаду здания. Золото, цвет, волны были отличительными чертами югендстиля. Главный вход здания украшен лозунгом «Der Zeit Ihre Kunst — Der Kunst Ihre Freiheit» («Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода»). Это фраза известного критика Людвига Хевеши, который одним из первых сообщил о создании сецессиона. Самой известной выставкой объединения стала 14-я по счету, посвященная Бетховену. На ней в 1902 году была впервые показана знаменитая фреска «Бетховенский фриз» работы Густава Климта. Это один из лучших шедевров венского югендстиля.

Раскол кружка

В 1905 году в Венском сецессионе произошел раскол. Группу покинул Густав Климт, а вместе с ним и несколько других художников, в том числе и Карл Молль. Но кружок не распался и продолжил свою работу. В поздние годы сецессион отошел от принципов ар-нуво и находился под влиянием функционализма, а потому поддержал идеи Ле Корбюзье и немецкого Баухауса. Последние и сегодня определяют облик многих европейских городов.

Бетховенский фриз

Климт, Густав
Бетховенский фриз. 1901/1902
нем. Beethovenfries
Казеиновая краска, штукатурка, позолота, стенная роспись
Дом сецессиона, Вена
(инв. 5987 [1] [2] )
Медиафайлы на Викискладе

«Бетховенский фриз» (нем. Beethovenfries ) — цикл картин в форме архитектурного фриза работы австрийского художника Густава Климта, подготовленный к XIV выставке Венского сецессиона, проходившей в апреле-июне 1902 года и посвящённой композитору Людвигу ван Бетховену. Фриз считается одним из выдающихся произведений венского югендстиля. Он занимал три стены в левом зале Бетховенской выставки Венского сецессиона, имел в длину около 34 метров и два метра в высоту.

«Бетховенский фриз», изначально задуманный автором лишь временным обрамлением скульптуры, ныне занимает зал в экспозиции Дома сецессиона как отдельное самостоятельное произведение и один из бесспорных шедевров Густава Климта [3] .

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Критика
  • 3 Провенанс
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Описание

Каким образом следует читать «Бетховенский фриз», было описано в журнале Ver Sacrum. На теоретической основе вагнеровского текста Климт слева направо описывает свои впечатления от прослушивания симфонии в комбинации с одой Шиллера: страдания слабого человечества (три обнажённые и коленопреклонённые женщины), его мольбы к хорошо вооружённой Силе (золотой рыцарь) — внешней силе, сострадание и тщеславие (две женские фигуры за рыцарем) — внутренние силы, подвигающие рыцаря начать борьбу за счастье с враждебными силами, среди которых: гигант Тифон, одолеть которого не могут даже сами боги (обезьяноподобный монстр), слева от него — три дочери-горгоны Болезнь, Безумие и Смерть, а справа — образы Похоть, Порочность и Невоздержанность, за которыми стоит в одиночестве Гложущая Тоска, над которой улетают стремления и желания человечества; стремление к счастью удовлетворит Поэзия (женский образ, играющий на лютне), искусство уведёт человечество в идеальный мир, где найдётся чистая радость, чистое счастье и чистая любовь. Две финальные картины фриза иллюстрируют цитаты из «Оды радости»: её первую строку нем. Freude, schöner Götterfunken — «радость, пламя неземное» [4] (хор райских ангелов) и строку хора нем. Diesen Kuß der ganzen Welt! — «Слейтесь в радости одной!» [4] (обнимающаяся пара) [5] .

В 1970-е годы возникла теория о том, что на климтовский «Бетховенский фриз» оказал влияние 70-метровый фриз Карла Вильгельма Дифенбаха «Через тернии к звёздам» 1892 года. Сам художник никогда не упоминал Дифенбаха в качестве источника своего вдохновения в работе над фризом, но между двумя работами прослеживается близость в формах и содержании, но не мотивах [6] [7] .

Критика

По воспоминаниям Феликса Зальтена, за два дня до открытия Бетховенской выставки в Дом сецессиона были приглашены журналисты, близкие сецессиону меценаты и почитатели искусства и друзья. Климт в своём синем халате высоко под потолком на лесах в углу левого зала выставки заканчивал работу над фризом, не обращая внимания на гостей, когда кто-то из присутствующих в помещении выкрикнул: «Отвратительно!», — и стремительно выбежал из зала. Все гости в зале с недоумением, ужасом и гневом смотрели вслед убегавшему аристократу, меценату и коллекционеру графу Карлу Ланкоронскому. Даже Климт отвлёкся от работы и добродушно посмотрел на убегавшего графа сверху вниз как на нашкодившего ребёнка [8] .

«Бетховенский фриз» разделил публику на два противостоящих лагеря, вызвав одновременно эйфорическое восхищение и категорическое отторжение. Музыкальный критик Роберт Хиршфельд писал о фризе: «Климт в этот раз опять произвёл искусство, доступное только троим: одному врачу и двум санитарам». Публика с негодованием обвиняла Климта в порнографии, нарушении любых представлений о красоте и обзывала его «исписавшимся гением» [3] .

Берта Цукеркандль вспоминала, что, в отличие от скульптуры Клингера, «Бетховенский фриз» тронул побывавшего в Доме сецессиона Огюста Родена до глубины души. Роден взял Климта за руки и восторгался: «Какой вы художник! Вы знаете своё ремесло!» [9]

Провенанс

Все архитектурные работы для выставки считались временными и подлежали уничтожению после её закрытия, в ходе подготовки следующих выставок. Тем не менее, «Бетховенский фриз» было решено сохранить для ретроспективной выставки Климта, намеченной на ноябрь 1903 года. Далее фриз приобрёл владелец пивоварни и коллекционер Карл Рейнингхаус. «Бетховенский фриз» хранился на складе распиленным на семь частей. В 1915 году Рейнингхаус собирался продать «Бетховенский фриз» Австрийской государственной галерее, но при посредничестве Эгона Шиле фриз достался семье Ледереров. В 1938 году коллекция Ледереров была конфискована национал-социалистами. Серена Ледерер, а после её смерти и дочь Элизабет Бахофен фон Эхт, пытались урегулировать ситуацию и сохранить коллекцию, предложив добровольно отдать несколько крупных экспонатов, в том числе «Бетховенский фриз», но обе получили отказ. В послевоенные годы фриз перемещался с одного склада на другой, что катастрофически сказалось на его состоянии. О сохранении «Бетховенского фриза» ходатайствовал перед властями сын Ледереров Эрих, в отсутствие должной реакции от государства он даже пытался отказаться от своих требований реституции коллекции Ледереров в обмен на разрешение на вывоз фриза за границу, но тоже получил отказ. В 1961 году фриз наконец попал в хранилище Бельведера, в 1972 году был выкуплен у Эриха Ледерера государством за 15 млн шиллингов (приблизительно 4 300 тыс. евро) и отреставрирован в 1983—1984 годах. Во время капитального ремонта Дома сецессиона в 1985 году для «Бетховенского фриза» было подготовлено помещение, оборудованное контролем музейного климата. Отреставрированный фриз был впервые представлен публике в том же году в рамках выставки «Мечта и реальность. Вена 1870—1930». Реставрация «Бетховенского фриза» обошлась в 500 млн шиллингов (приблизительно 69 800 тыс. евро) [10] . Скульптуры Клингера, изначально сопровождавшие фриз, оказались в Музее изобразительных искусств в Лейпциге.

Под предлогом того, что Эриху Ледереру в своё время не давали разрешение на вывоз «Бетховенского фриза» за рубеж для реставрации, в 2013 году его наследники попытались оспорить сделку, заключённую им в 1973 году по продаже фриза государству как совершённую якобы под давлением и по несправедливой цене. Министр культуры Австрии Йозеф Остермайер заявил, что в соответствии с австрийским законом о реституции соответствующее решение принимается с учётом рекомендации независимой экспертной комиссии. Она пришла к выводу, что, хотя Австрийская Республика после Второй мировой войны и повела себя неблаговидно в отношении семьи Ледереров, запрет на вывоз фриза за рубеж не использовался в качестве средства давления на продавца, и между запретом и продажей не обнаруживается ни прочной временной, ни причинной взаимосвязи, чтобы вернуть произведение искусства наследникам его бывшего владельца [11] .

Густав Климт: неутолимая жажда красоты

Вена, сентябрь 1894 года. Два молодых австрийских художника получают заказ на роспись актового зала Венского университета. Густав Климт и Франц Мач к тому моменту уже довольно известны в художественных кругах и за их пределами.

Успех им принесла картина «Зрительный зал в старом Бургтеатре», на которой с точностью фоторепортёров они изобразили весь цвет столичного общества. Аристократы, учёные, финансисты и богатые дамы выстраивались в очередь, мечтая позировать для полотна, дабы потешить своё тщеславие. Император Франц Иосиф, впечатлённый картиной, даже даровал талантливым живописцам золотую медаль.

Г. Климт «Зрительный зал в старом Бургтеатре» (1889)

Теперь же на них лежит огромная ответственность: создать пять картин, которые будут украшать интерьер университета. И это — государственный заказ. Пожелания министерства образования и просвещения предельно понятны: торжество знания, прославление наук и победа света над тьмой. Однако юность и бунтарство берут своё, и авангардист Густав Климт объявляет войну скучным традициям академической живописи.

Gustav Klimt (1887)

Нравиться многим — зло

Первая из так называемых «факультетских картин» австрийского модерниста, написанных для университета, — «Философия» — увидела свет в 1900 году и сразу вызвала самый настоящий скандал. До этого момента Климт невинно флиртовал с живописью прерафаэлитов, что вполне устраивало заказчиков. Сейчас же на его полотне возникает колонна из спутанных, скрюченных фигур детей, обнажённых женщин и стариков, кружащихся в разноцветном тумане. Здесь нет ничего общего с изысканной красотой его предыдущих работ. Ураган изнурённых тел с их неуёмной чувственностью сметает все живописные каноны.

Г. Климт «Медицина» (фрагмент с изображением Гигиеи) (1901)

На следующие за «Философией» картины «Медицина» и «Юриспруденция» обрушивается буквально лавина критики — художника обвиняют в безумии и аморальности. Но Густав Климт стоит на своём, выбрав роль бунтаря. Он понимает, что эти работы, отвергнутые государством, положат начало новой художественной эпохе.

Чуть ранее, в 1899 году, он пишет полотно «Обнажённая истина», на котором размещает цитату из Шиллера, что в те времена тоже было жестом весьма радикальным. «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло», — гласит полотно. И Климт следует этому правилу, заявляя в ответ на критику «факультетских картин», что ему совершенно неважно, скольким людям нравятся его работы. Главное — кому именно они нравятся.

Gustav Klimt and Emilie Floege (1910) / Photo: Imagno/Getty Images

Весна австрийского искусства

Не желая иметь ничего общего с традиционной живописью, Густав Климт вместе с другими молодыми художниками основывает Сецессион. То, что начиналось как объединение мастеров, станет в результате ключевым художественным течением XX века, и у его истоков будет стоять наш герой.

Поначалу объединение ставит своей целью организацию выставок австрийских модернистов и знакомство венской публики с зарубежной живописью. Для этого Сецессион выпускает журнал Ver Sacrum, «Священная весна», который иллюстрирует сам Климт. И этот момент действительно можно назвать весной искусства. Выставки множатся, привлекая невероятные толпы посетителей, в том числе самого императора, и Вена быстро становится столицей мирового авангарда.

Г. Климт «Поле маков» (1907)

Вскоре у Сецессиона появляется даже своё выставочное здание — идеал стиля ар-нуво, храм «универсального произведения искусства», вагнеровского Gesamtkunstwerk. Для архитекторов, декораторов, художников, издателей, искусствоведов и меценатов, задыхавшихся в атмосфере сковывающих рамок и традиций, идеи венского модерна становятся долгожданным глотком свежего воздуха.

Каждый стремится присоединиться к проектам Сецессиона и принять участие в создании национального искусства. Писатель и критик Герман Бар так опишет задачу молодого движения: «Вы должны создать то, чего раньше не существовало: вы должны дать нам австрийское искусство». Этим и займётся Густав Климт.

Gustav Klimt (1917) / Photo: Moriz Naehr

Изображая желание

Опыт Сецессиона и скандал с «факультетскими картинами» помогут Климту осознать и сформировать свой собственный стиль. Он больше не берёт государственных заказов, полностью отказывается от академической живописи и развивает талант художника-декоратора.

В 1902 году он создаёт Бетховенский фриз, часть памятника великому композитору, в котором уже видны многие детали его позднего стиля. Впервые появляется фигура обнявшейся пары, а восточные мотивы, завитки и византийское золото вскоре станут визитной карточкой художника.

Г. Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907)

В войне с традиционной живописью Климт использует только одно оружие — чувственность. Его уникальная манера буквально расцветает в портретном искусстве. В творчестве сына ювелира появляется сусальное золото, сложный орнамент и эротизм, который художник и не думает скрывать. Кажется, он одержим красотой женщины, её роковой улыбкой и сладострастным взглядом.

«Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины», — вот девиз наиболее успешного «Золотого периода» в творчестве художника. В отличие от романтиков, он рисует не богинь и нимф, а простых земных женщин: несовершенных, живых, уязвимых, состоящих из плоти и крови. И возводит их на недостижимую для любой богини высоту.

Последняя незаконченная картина Г. Климта «Невеста» (1918)

В первое десятилетие нового века он создаёт полотна, прославившие его на весь мир: «Юдифь», «Портрет Адель Блох-Бауэр», проданный в 2006 году за рекордные 135 млн долларов, и, конечно, повсеместно тиражируемый «Поцелуй». Картины «Золотого периода» предлагают зрителю рай на земле, в существование которого так хотелось верить в начале сложного и запутанного XX века.

Разногласия с другими участниками Сецессиона вынуждают Климта покинуть группу в 1905 году. Но вопреки — или благодаря — этому, именно он, пройдя путь от «Зрительного зала» к «Невесте», становится олицетворением той самой «весны венского модерна», проложившей дорогу всем авангардным течениям современности.

Photo: Gustav Klimt, c. 1910 (Imagno/Getty Images)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: