Автопортрет, якопо тинторетто, около 1588 - JEKATERINBURG.RU

Автопортрет, якопо тинторетто, около 1588

Автопортрет, якопо тинторетто, около 1588

Официальный сайт музея: http://www.louvre.fr Адрес музея: Musee du Louvre 75058 Paris Cedex 01 Проезд:

Метро — станция Palais-Royal/Musee du Louvre Автобусы — № 21,24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81,95 Телефон: + 33 01 40 20 50 50

Часы работы: со среды по понедельник: 9:00–18:00 Музей закрыт по вторникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Цены на билеты:

Каждое первое воскресенье месяца и 14 июля посещение бесплатное, за исключением выставок зала Наполеона.

Все экспозиции Лувра — 14€

Экспозиции Лувра, за исключением музея Эжена Делакруа и выставок зала Наполеона — 10€

Выставки зала Наполеона — 11 €

Детям до 18 лет и некоторым другим категориям туристов вход в Лувр бесплатный, за исключением выставок зала Наполеона.

Отдел информации, где можно получить справку по интересующим вопросам, приобрести буклеты и планы музея, расположен при главном входе (под пирамидой).

Про Лувр то и дело что-нибудь сочиняют. То призрак египетского фараона там поселяется и начинает злодействовать по ночам (в фильме «Бельфегор. Призрак Лувра»), то тишайшего искусствоведа найдут убитым в одном из главных залов музея (это мы «Код да Винчи» имеем в виду). Жуть какая-то, между тем никаких приведений в настоящем Лувре нет, а сотрудники на его территории чувствуют себя в полной безопасности.

Но все эти леденящие кровь истории, хоть и придуманные от начала до конца, имеют вполне реальные последствия: попасть в Лувр с каждым годом становится все труднее. По данным Ассошиэйтед Пресс, Лувр — рекордсмен среди музеев мира по числу посетителей: 8,5 миллиона человек в 2010. И если раньше это были в основном ценители прекрасного, то сейчас поклонники Дэна Брауна стремятся в музей с одной-единственной целью: сфотографироваться на фоне Джоконды.

Специально для них на самом входе в Лувр даже есть указатель, как пройти к этому шедевру.

Между прочим, сравнительно недавно, сто с лишним лет назад, «Мона Лиза» была далеко не самым известным экспонатом музея, о ней знали в основном специалисты. Но в 1911 портрет пропал. В ходе основательных поисков под подозрение попал сам Пабло Пикассо. Картину нашли два года спустя в Италии, туда ее увез работник музея Винченцо Перуджия. Так, после возвращения в Лувр, Джоконда стала по-настоящему знаменита, что, конечно, не умаляет ценности этого полотна кисти великого Леонардо.

Говорить о Лувре в связи с одной-единственной картиной как-то странно. Шедевров здесь множество, более того, сам Лувр — абсолютный шедевр со своей удивительной историей, которую даже Дэн Браун придумать бы не смог.

Замок расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Его строительство началось в XIII веке при Филиппе II Августе. Здание возводилось как крепость. В ней хранили королевскую казну и архивы, а также держали в тюремных казематах врагов французской короны. Сам король предпочитал жить во дворце в Сите, на месте нынешнего Дворца правосудия. Королевской резиденцией Лувр стал в XIV веке при Карле V. При наследниках Карла V королевская резиденция покинула дворец. И только спустя более полутора столетий, уже при Франциске I, двор вновь вернулся в него.

В 1546 архитектор Франциска I Пьер Леско начал перестраивать Лувр. Старая крепость приобрела облик ренессансного дворца. Работа завершилась через девять лет, в 1555, при короле Генрихе II. При Генрихе IV был составлен генеральный план реконструкции Лувра. Он предусматривал увеличение площади всего архитектурного ансамбля в четыре раза. В 1608 между Лувром и построенным в 1563 Екатериной Медичи Тюильри вдоль берега Сены была возведена галерея длинной 420 метров. Она получила название Большой галереи и стала основой будущего музея. Предполагалось, что собранные за долгое время королевские коллекции уникальных ценностей будут размещаться здесь. Последующие монархи расширяли Лувр, строили новые здания, пополняли его собрание предметов искусства.

Но в 1674 Людовик XIV перенес свою резиденцию в Версаль. Многие помещения Лувра так и остались недостроенными. Дворец, утративший значение королевской резиденции, стали занимать различные учреждения и частные квартиранты.

К середине XVIII века замок вовсе пришел в упадок: даже стоял вопрос о его сносе! Но произошло небывалое событие: Лувр неожиданно спасли парижанки. Они 6 октября 1789 маршем двинулись в Версаль, чтобы убедить короля, Людовика XVI, вернуться в Париж. И убедили.

Эпоха Наполеона I Бонапарта является новой страницей в истории дворца. Правитель решительно принялся за возобновление строительства Лувра и первым делом освободил дворец от всех тогдашних его обитателей. Следующим шагом в духе многих реформаторов стало переименование здания: Лувр получил «скромное» название «Музей Наполеона». Оценка роли Бонапарта неоднозначна, ведь коллекция пополнялась им за счет ограбления завоеванных стран. После его поражения более 5000 захваченных произведений искусства были возвращены владельцам, но ряд шедевров все же остался в Париже.

Во время революции 1848 Лувр вновь был переименован, на этот раз в Народный дворец, но ненадолго. В 1850-е строительство Лувра завершал Наполеон III. В мае 1871 в дни Парижской коммуны в музее вспыхнул пожар. Здание пострадало, но его быстро отреставрировали.

На протяжении многих веков в Лувре собиралось все ценное, что создавалось мастерами своего времени.

Французские короли не ставили себе цели коллекционировать произведения какого-то одного стиля или эпохи. В XX веке музеем был сформулирован принцип хронологического ограничения: представлять произведения, созданные до 1848, то есть до Французской буржуазно-демократической революции. В итоге искусство периода 1848–1914 передали в музей Орсе, искусство нашего времени — в Центр Жоржа Помпиду, доисторические памятники — в Национальный музей археологии в Сен-Жермен-ан-Ле.

На протяжении XIX–XX столетий собрание пополнялось как путем приобретения произведений искусства, так и в результате их дарения частными коллекционерами. Сделать подарок знаменитому музею сегодня может каждый: на официальном сайте Лувра (www.louvre.fr) есть специальный раздел для желающих внести свою финансовую лепту в его процветание.

В последние века Лувр живет размеренной жизнью: никаких переименований больше не совершают, а из более-менее недавних перестроек внимания заслуживает, пожалуй, одна. В 1985–1989 по проекту знаменитого архитектора Йо Минг Пея была построена состоящая из стеклянных сегментов пирамида, которая обеспечивает наилучшее освещение обширного подземного холла музея. Она же — главный и самый знаменитый вход в Лувр. Консерваторам придутся по душе другие входы, тем более что там не такие огромные очереди. Масштабная пирамида окружена фонтанами и тремя пирамидами поменьше. Большинство современных изображений Лувра включает в себя новые конструкции, а поначалу идею приняли не все. Многие увидели в этом «авангардизме» угрозу историческому облику дворца. Потом, конечно, привыкли, как в свое время — к Эйфелевой башне и Центру Жоржа Помпиду.

Чего не могут простить администрации Лувра, так это расположения здесь, в оплоте французской и мировой культуры, «Макдоналдса», символа американского масскульта. Еще многим не нравится, что Лувром будет называться новый музей, который скоро откроется в Абу-Даби. На это уже получено официальное разрешение. Но ведь там будет совсем другой музей, который еще очень нескоро сможет сравниться по значимости и популярности с настоящим Лувром.

Тинторетто. В чем гениальность художника

Кто сегодня знает художника Якопо Робусти? А вот его звучный псевдоним знаком, наверное, каждому. Тинторетто.

Словно ритмичный аккорд, звонкий, танцевальный. А это всего лишь «маленький красильщик» в переводе. Такое прозвище никак не соответствовало масштабу этого художника позднего Возрождения (Венеция, 16 век).

Понимал ли сам Тинторетто свой гений? Ещё как! Он не очень-то отличался скромностью.

Тинторетто – маркетолог

Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.

Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.

Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.

А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.

Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».

И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.

Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане

Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.

А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:

Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея

То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.

Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.

Картины, принесшие славу

Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.

Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.

При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.

Читайте также  Картина даная, рембрандт, 1636

Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта

Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.

У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.

В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.

Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция

Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.

Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.

Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.

Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция

Тинторетто напористый

Вазари , биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.

Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.

Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.

Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция

Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.

Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.

Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.

Тинторетто магический

У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.

Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.

Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.

Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.

Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция

Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.

Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.

Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.

Тинторетто – импрессионист

Творчество Тинторетто не было равномерным. В молодости он с предельной внимательностью относился к рисунку, прорабатывал каждый штрих.

Вспомните его ранние работы, например, “Сусанну и старцев”. Насколько досконально выписаны аксессуары красавицы.

Тинторетто. Сусанна и старцы. Деталь. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена

В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».

Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”.

Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция

Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками.

Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.

Последний шедевр

Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.

В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.

А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.

Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.

Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Тинторетто в России

Несколько картин хранятся в Эрмитаже . Мне больше всего нравится “Святой Георгий убивает дракона”. Она наиболее характерная для Тинторетто. Самый драматичный момент. Эмоции. Каскад событий в одной работе.

Тинторетто. Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вообще примечательно, что именно картина со святым Георгием попала в Россию. Произошло это давно. Работа входила в коллекцию барона Пьера Кроза. В 1772 году она и была куплена Екатериной II.

Подведем итог

Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.

Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.

Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.

Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг. Художественный музей Филадельфии, США

Якопо Тинторетто (1518–1594)

Якопо Тинторетто (1518–1594)

Якопо Тинторетто Автопортрет, 1588

Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих живописных опытов на стене дома. Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где что‑нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров».

Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. В дальнейшем, работая днем и ночью, художник не упускал возможности учиться у великих предшественников. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана».

В 1539 Тинторетто открыл собственную мастерскую. В 1545 он выполнил по заказу Аретино две мифологические картины для плафона. В 1547 написана «Тайная вечеря» для церкви Санта‑Маркуола.

«…манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера , – отмечает Сусленков. – В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, – прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность».

Чудо святого Марка

В 1545–1546 Якопо Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1548 по заказу Скуола ди Сан‑Марко он написал картина «Чудо св. Марка». Тинторетто использовал легенду об александрийском рабе, которого подвергают пытке за то, что он ослушался своего хозяина и ушел молиться на могилу св. Марка. Изображен тот момент, когда при появлении святого, слетающего с неба, орудия пытки ломаются в руках палача. Тинторетто получает официальные заказы, начинает работать в Прокурациях, во Дворце дожей, в ряде венецианских церквей, портретирует выдающихся венецианцев и государственных деятелей, сближается с цехами и филантропическими братствами.

В 1550 Тинторетто женился на Фаустине деи Вескови. У них родилось трое детей. Дочь Мариэтта умерла рано. Сын Доменико помогал отцу в мастерской и оставил самостоятельные работы. Младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассерио, продолжавшим традиции мастерской после смерти учителя.

Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. В 1550–1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи.

«Введение во храм» в церкви Санта‑Мария дель Орто (1555) открывает нового Тинторетто. «Драматизация рассказа, смещение логического центра, подчеркнутая асимметрия композиции – все было ново и непривычно в этой картине, – пишет Нессельштраус. Одни видели в этой картине новое слово искусства, другие – дерзкое нарушение освященных традицией законов».

Читайте также  Биография и картины тинторетто (якопо робусти)

В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Марке («Похищение тела св. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Марка»). В «Спасении св. Марка» (1562–1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого. Чистые, сияющие краски, характерные для его ранних работ, приобретают холодные изысканные оттенки, обретают большую эмоциональную напряженность.

Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты. В эти годы Тинторетто создает картины, проникнутые стремлением уйти от конфликтов действительности в мир поэтической сказки и мечты. Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини .

Возникновение Млечного пути

В некоторых аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации».

Тинторетто написал для братства св. Роха (Скуола ди Сан‑Рокко) в 1549 огромную картину «Св. Рох в госпитале» . Последние тридцать лет жизни художник создал 56 карти для братства , которое было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно картину «Св. Рох во славе». В этом же году он становится членом братства. В 1565 он пишет для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7×22 метра).

«Живопись Тинторетто изумительна. Но картины его, даже огромные, кажутся эскизами, ибо стремление выразить как можно больше, проявляя при этом неиссякаемое дерзание, вредило завершенности образов. Как точно заметил Суриков, «он совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а только охватывал конструкцию лиц просто одними линиями в палец толщиной». Но линия такой толщины уже не линия. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Цвет и свет – эти две стихии Тинторетто сливаются под его кистью, как бы окунутой им в волны света. Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). «Распятие» – это действительно целый мир. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Поражают и ренессансная пластическая лепка характеров и глубокое ясновидение человеческой души.

«В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан‑Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона – «Медный змий» . В 1577 году он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением – обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578–1581 годы живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582–1584 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице». (Сусленков )

Среди картин этого периода «пронизанная стремительным драматизмом «Тайная вечеря»; проникнутая тонким чувством слияния человеческой души с миром природы и элегической мечтательностью «Мария Египетская в пустыне» (нижний зал); полное скрытого напряжения и беспокойства «Искушение Христа»; грозно‑величественное «Иссечение Моисеем воды из камня», показывающее напряженную борьбу титана со стихийными силами природы» (Колпинский).

В период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан‑Рокко Тинторетто пишет ряд исторических картин: «цикл Гонзага» (1580), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце дожей (1581–1584), «Битву при Заре» (1584–1587). В 1588–1590 годах мастер создает шедевр «Битва архангела Михаила с сатаной».

В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви Санта‑Мария Маджоре , решая ее иначе, чем раньше для Сан‑Маркуоло (1547), Сан‑Симионе (около 1560), Сан‑Тровазо (около 1565), Сан‑Поло (1578) . Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Волнение апостолов, вызванное словами Христа, тени ангелов, возникающие в мерцающем зеленовато‑золотистом свете люстры, ощущение безграничности пространства составляют разительный контраст с жизненной убедительностью бытовой сцены. В этой попытке объединения реального и мистического Тинторетто приближается к противоречивой сложности формирующегося искусства барокко.

Портрет двух мужчин

Тинторетто написал много портретов. Поздние полотнам: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер» присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения . Вершиной его портретного творчества стал автопортрет, исполненный около 1588 года. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира человека преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность.

От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто . Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. С помощью сетки рисунки переносились на холст в увеличенном виде и фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке. После проверки на месте воздействия композиции-подмалевки мастер переходил к детальному моделированию фигур и к колористической разработке картины.

Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта‑Мария дель Орто его семья занимала скромное жилище. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Заказы он выполнял с увлечением, не заботясь о размерах гонорара. Тинторетто ценили за острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан‑Марко Джузеппе Царлино. Известно, что Тинторетто был музыкально одарен, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать музыкально‑драматические инсценировки.

Христос с Марией и Марфой

Автопортрет Тинторетто — образец мастерской живописи

Италия всегда служила двигателем искусства, особенно художественного, ведь она подарила миру талантливых художников. Многие из них широко известны, других вспоминают не так часто. Предлагаем вам сегодня обратиться к одному из величайших художников эпохи Возрождения — Тинторетто.

Биография

Художник Якопо Тинторетто (настоящая фамилия — Робусти) родился в Италии в 1518 г. (в других источниках указывается 1519 г.). Его отец был красильщиком, именно поэтому Якопо получил прозвище Тинторетто, что означает «маленький красильщик».

Свое призвание художник обнаружил уже в детстве, очень рано начав увлекаться искусством. Учителем Якопо некоторое время был Тициан, причем, согласно преданиям, он вскоре выставил ученика за дверь из зависти к его таланту. Дальнейшие имена учителей неизвестны, однако есть все основания предполагать, что образование художник все же получил.

Тинторетто создавал настоящие шедевры, которыми восхищались современники. Однако стоит упомянуть, что в те времена, когда у него бывало черезчур много заказов, художник в спешке мог писать и не слишком качественные работы.

В 50-х годах художник женился на Фаустине де Вескови, которая родила впоследствии 8 детей. Двое из них пошли по стопам отца, и были хорошо известны в свое время.

Тинторетто умер в 1594 году, не переставая работать до самой смерти. Он остался в истории одним из ярчайших представителей эпохи Возрождения.

Творчество

Главным девизом работы Тинторетто был лозунг: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Наверное, именно это сочетание и позволило добиться ему таких высот. Живопись молодого художника была похожа на чисто классические работы венецианских мастеров, таких, как П. Бордони и Б. Веронезе. Однако с возрастом в работах Тинторетто стали проявляться все сильнее особенные черты: широкие мазки, сложные ракурсы, особое положение горизонта, а также богатство линий и сдержанность красок. Как отмечают ценители, прозрачные силуэты на заднем плане придают ощущение легкости и одухотворенности.

Большую часть своей жизни Якопо Тинторетто занимался украшением церквей и дворцов. Широко известны, например, его работы в Дворце дожей в Венеции и Скуола ди Сан Рокко.

Также Тинторетто любил создавать картины по мотивам древних мифов. Широко известны такие работы в этом направлении, как «Даная» (1580), «Ариадна, Вакх и Венера» (1576) и прочие.

Популярность обрел еще при жизни этот художник. Тинторетто прославился в первую очередь благодаря своим мастерским портретам. Он часто писал портреты на заказ. Не менее известным стал и автопортрет Тинторетто, выполненный с тем же мастерством.

Известные работы

Одна из самых известных работ художника Тинторетто — это полотно под названием «Рай» (1588-1590). Оно примечательно своими размерами — 22 метра! Полотно стало самым большим в мире, исполненным масляными красками на то время.

Так же хорошо известны любителям искусства такие работы, как «Тайная вечеря» (1592), «Чудо святого Марка» (1548), «Происхождение млечного пути» (1575), «Введение Марии во храм» (1555). Во всех них проявляется особая манера письма художника, которая его прославила.

Большинство произведений Тинторетто можно увидеть в храмах и дворцах Венеции и по сей день. Часть его работ хранится в Лувре, в том числе и знаменитый автопортрет Тинторетто. Благодаря ему мы имеем представление о том, как же выглядел великий художник. Остальные произведения Тинторетто можно посмотреть в менее крупных музеях Италии.

Читайте также  Пабло пикассо: картины и биография

Автопортрет Тинторетто

На самом деле существует несколько полотен, на которых художник запечатлел себя в разные периоды своей жизни.

Первый автопортрет Тинторетто создал в 1547 году. Нашим взорам представлено изображение 29-летнего мужчины с прямым и твердым взглядом. Одежда, фон и волосы художника как будто сливаются в темноте, ярко выделяя из мрака само лицо, еще молодое.

Следующий автопортрет был выполнен спустя много лет — в 1585 году. Теперь зритель видит уже зрелого, мудрого человека с опущенным взглядом. Фон и одеяние тоже сливаются в темноте, однако волосы на этот раз уже седы.

Самым известным автопортретом служит написанная в 1588 году работа, которая сейчас находится в Лувре.

Эта работа приковывает взгляд зрителя и завораживает, ведь фон тонет во мраке, тогда как светлые глаза художника смотрят на нас. В них и лице старца как будто отражается вся мудрость и пережитые годы. Этот автопортрет надолго стал образцом для художников.

Автопортрет, якопо тинторетто, около 1588

шедевры мировой живописи в вашем доме

«Сусанна и старцы»

Среди итальянских художников, творчество которых сформировалось к середине XVI века, самым крупным был, безусловно, Тинторетто . Его настоящее имя Якопо Робусти, он единственный из крупных венецианских мастеров, кто был уроженцем этого города (1519 год) и прожил в нем всю жизнь. Тинторетто учился у Тициана и, будучи значительно моложе своего учителя, пережил его на двадцать лет, хотя и тот для своего времени прожил немало. В те же годы, что и Тициан, художник посетил Рим, где знакомился с творчеством Микеланджело и других великих мастеров Вечного города.

Когда в пятидесятых годах XVI века Тициан начинает уклоняться от официальных заказов Венеции, работая преимущественно для Габсбургов, Тинторетто и Веронезе принимают этот труд на себя. В это время Тинторетто постепенно становится законодателем нового вкуса. Он придал венецианскому стилю и приему живописной светозарности новый динамический импульс. Передача в живописном произведении человеческого тела обрела у Тинторетто ту силу, которая сродни силе Микеланджело. Но его живопись более свободна и имеет некоторый фантастический оттенок. Пейзажные фоны на его полотнах становятся средством выражения эмоций. В его работах вообще все происходит по воле высших сил, именно они управляют человеком.

Как живописец он, пожалуй, уступает Тициану, способному превратить в красочную драгоценность все пространство холста. В своих произведениях Тинторетто выработал своеобразную скоропись, в которой некоторая небрежность выполнения скрадывалась размахом воображения и смелостью замысла. Со временем образы религиозной живописи становятся у художника более спокойными и близкими человеку. Картина «Сусанна и старцы» написана на библейский сюжет, но тема эта послужила для мастера только поводом для раскрытия своих собственных пластических задач. Тинторетто воспользовался приемом своего учителя, построив замысел на контрасте обнаженного женского тела с одетыми фигурами в его окружении. Композиция удерживается на диагонали, идущей от прекрасной и соблазнительной Сусанны к освещенному окну, из которого за ней подсматривают старцы; луч света, падающий из окна, более четко прочерчивает эту связующую диагональ. Две фигурки служанок создают своеобразное обрамление Сусанны. Темный окружающий пейзаж подчеркивает два главных полюса картины -обнаженную женщину и светлое окно. И желание старцев, возбуждаемое видом женщины при такой удаленности от нее, становится не только понятным, но и вызывает сочувствие. Картина приобретена Людовиком XIV в 1684 году.

В зрелые годы своего творчества Тинторетто очень часто обращался к портретной живописи. В этом жанре он, как правило, использовал теплую цветовую гамму. Его проникновенные образы старых венецианских дожей, седых как лунь, но с огнем в старческих глазах, слабых плотью, но сильных и гордых духом, до сих пор потрясают зрителей. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. С темного тепло-коричневого фона, как бы растворясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором. Его лицо, будто ореолом, окружено седыми бородой и шевелюрой. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Одежда едва обозначена на коричневом фоне, лишь намеком указывая на меховой воротник и слегка опущенные плечи. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Полотно, созвучное со знаменитыми автопортретами Рембрандта, показывает, что в этом жанре художник намного опередил свое время.

Тинторетто

Великий живописец эпохи позднего Ренессанса Якопо Робусти более известен как Тинторетто (Tintoretto), что в переводе означает «маленький красильщик». Знаменитого художника нисколько не смущало такое прозвище, потому что он получил его по наследству от отца – красильщика шелка.

О детстве и юности Якопо сегодня известно очень мало, но самым ярким фактом из раннего периода его биографии принято считать попытку учиться художественному ремеслу у самого Тициана. В мастерской известного мастера Тинторетто задержался всего на десять дней, после чего именитый наставник приказал своему помощнику отпустить юного художника. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.

Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Вероятно, по этой причине, сам того не желая, Тициан оказал прямое воздействие на ранний этап творчества Тинторетто. В чисто тициановской манере художник писал свои первые портреты, а достичь совершенства в этом жанре ему помог врожденный талант и постоянное изучение анатомии. До самой старости он упражнялся в рисовании не только с натуры, но и со скульптур и манекенов, поэтому позже при его мастерской нашли богатое собрание слепков.

Художник писал смело, быстро и свободно, из-за чего многие упрекали его в поверхностной и небрежной манере живописи. Но, вопреки расхожему мнению, Тинторетто придавал колоссальное значение рисунку, постоянно повторяя одни и те же слова:

«Краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой»

Подготовка любой картины была необычайно тщательной: художник много раз продумывал композицию, изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, и менял колорит.

Такое упорство привело к тому, что сегодня большинство исследователей считают портреты Тинторетто одними из лучших произведений художника. В них привлекает не внешнее и телесное, а внутреннее и эмоциональное.

Благородная серьезность и аристократическое изящество наблюдаются в «Мужском портрете с золотой цепью», а насыщенное духовное выражение нашло свое место в работе «Альвизе Корнаро». Позднее у портретов Тинторетто появилась заметная особенность: персонажи по-прежнему смотрели прямо в глаза зрителя, но не видели его, потому что их внимание обращено в собственный внутренний мир. Подобная замкнутость окрашивалась оттенком меланхолии, заставляя угадывать настроение и причину глубоких размышлений героя картины.

Портреты Тинторетто только упрочили славу их создателя, но заговорили о нем еще в 1548 году, когда свет увидела картина «Чудо святого Марка». Она стала началом значительного подъема, и художник больше не чувствовал острой нужды в заказах.

В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Композиция этой картины построена с использованием фосфоресцирующих пятен, с помощью которых передается ощущение морского шторма.

Через два года Тинторетто познакомился с членами Братством святого Роха, которые в то время приступали к украшению своего дворца. Для этого они организовали конкурс среди прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. Но «состязание великих» не состоялось. Дерзкий Тинторетто явился без предварительных эскизов, а показал свою уже законченную картину «Святой Рох во славе», которую пообещал отдать безвозмездно.

Было принято решение поручить заказ именно Тинторетто, и с тех пор между художником и Братством началось тесное сотрудничество.

Буквально через год после начала работы была закончена первая картина «Распятие», которая является одним из самых больших в мире живописных полотен.

Позднее в дополнение к ней были написаны «Восхождение на Голгофу» и «Христос перед Пилатом».

Но самой выдающейся картиной на религиозную тему стала «Тайная вечеря», окончательный вариант которой художник создал в последний год жизни. И сюжет, композиции, и ее персонажи – все здесь «работает» на замысел и в то же время отличается от канонической евангельской трактовки события. Впервые в искусстве итальянского Возрождения художник изображает не традиционный момент предчувствия предательства, а утверждение таинства плоти и крови Христа.

Эта последняя работа стала своеобразным творческим завещание живописца, который был настолько деликатен, что в своих творениях не счел возможным упомянуть свое имя. Отдавая дань великим предшественникам, он говорил: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: