Автопортрет в красном плаще, антон рафаэль менгс — описание - JEKATERINBURG.RU

Автопортрет в красном плаще, антон рафаэль менгс — описание

Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs) — художник

22 марта 1728, в Богемии родился самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма, превосходный портретист Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs). Художник умело сочетал точную передачу индивидуальных черт модели с барочной парадностью. При жизни современники видели в нём нового Рафаэля, и он имел международную славу. Он писал портреты самых могущественных людей того времени, таких как папа Климент XIII, король Пруссии Фридрих II Великий, королей Саксонии, Испании, Великой княжны Екатерины Павловны и других.

Папа Климент XIII, 1758

Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов, и был прекрасным знатоком современного и античного искусства, призывающим соединить античную красоту с лучшими чертами творчества. Менгс стремился к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приёмов живописи масляными красками, фресковой росписи, а также техники пастельного и акварельного рисунка.

Олицетворение трех частей дня в греческой мифологии / Personifikasi tiga bagian hari dalam mitologi Yunani, 1765

Антон Рафаэль Менгс был за возврат к классическим нормам и отказ от излишеств стиля рококо. Следование великим мастерам прошлого художник считал единственным путём достижения идеальной красоты, не существующей в природе, но являющейся результатом отбора наилучшего. Он критиковал живописцев XVII в. за избыточную драматизацию и повышенный религиозный пафос, и за чрезмерное увлечение светотеневыми эффектами. А художников XVIII в,, он критиковал за отсутствие моральных и образовательных устремлений.

La Adoración de los pastores, 1770

Anton Raphael Mengs, как теоретик, пользовался большим уважением в интеллектуальных кругах Европы, оказывая сильное влияние на развитие живописи того времени. Менгс был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида.

Fresco de Anton Raphael Mengs

Его книга Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei («Мысли о красоте и вкусе», впервые опубликована в Цюрих 1762 с переизданием) использовалась во многих академиях как учебник. Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский (Амстердам, 1781; Регенсбург, 1782; Париж, 1787); немецкий (Халле, 1787) и английский (Лондон, 1796) языки.

Semiramis erhält die Nachricht vom Babylonischen Aufstand, 1756

Вскоре после смерти художника (29 июня 1779 г, Рим) его слава угасла, хотя Менгсу и отдавали должное как великому портретисту. В XIX веке Менгса считали «холодным и неискренним». И хотя Менгс считал себя первым неоклассицистом, но прежде всего он был одним из последних мастеров барокко, о чем говорил Рудольф Виттковер: «В конечном счете, он (Менгс) в такой же степени завершает традицию, как и начинает новую».

Lot and his Daughters (Лот и его дочери)

PS: В наше время появляется очень много работ великих художников, в том числе и те, что возможно принадлежат творчеству Менгса. Но, к сожалению, большая часть из таких картин подделка. Поэтому, в этой публикации JuicyWorld.org постарались опубликовать только те работы, по которым нет споров об авторстве художника

(Palacio Real de Madrid) Порка Христа, 1769 Христос на Масличной горе, 1769 Portrait of William Burton Conyngham, 1854-57 Портрет Катерины Регины (Екатерина Павловна (1788-1819) — великая княжна, 4 дочь Павла I Фердинанд IV, король Неаполя Anton Raphael Mengs / Sir James Gray, 1761 Ritratto del cardinal Zelada, 1773 Портрет Доменико Аннибале, 1750 Карл III Испанский, 1761 Сон Иосифа / The Dream of St. Joseph, 1773-1774 The Triumph of History over Time, ceiling Vatican Library, 1772 Персей и Андромеда, ок 1774-1777 (Эрмитаж)

Virgen María en actitud dolorosa, 1765 Иоан креститель проповедует в пустыне, 1760 / St. John the Baptist Preaching in the Wilderness Saint Peter, 1773-1776 The Holy Family with the Infant St John the Baptist, 1763

Annunciation, 1779 Anton Raphael Mengs / Автопортрет, 1773 Могила Антона Рафаэля Менгса в Santi Michele e Magno (Рим) Prince of Asturias, Future Charles IV of Spain (1765) La marquesa de Llano, 1775 Helios as Personification of Midday (1765) Diana as Personification of the Night (1765)

↑ ↑ ↑ Понравилась эта публикация JuicyWorld.org ? Сохрани и поделись ))

Друзья! Прошу поддержать сайт. К сожалению, я лежащий инвалид и не имею возможность полностью его финансировать. Но всё полученное обязательно потрачу на развитие сайта и новый контент

Новое в блогах

Сообщество «Вспомним забытые имена. »

АНТОН РАФАЭЛЬ МЕНГС

АНТОН РАФАЭЛЬ МЕНГС


«Mengs, Selbstbildnis» участника Антон Рафаэль Менгс — Source: Steffi Roettgen, Anton Raphael Mengs 1728-1779, vol. 2: Leben und Wirken (Munich: Hirmer, 2003), plate 46. Scan: James Steakley. Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада.

12 марта 1728 — 29 июня 1779

Лучший немецкий художник восемнадцатого века, основоположник неоклассицизма и видный теоретик искусства. Учился в Германии и Италии.

Работал в Дрездене, Риме, Мадриде. Ранние произведения и многие портреты создавались им в традициях искусства барокко и рококо.

Под влиянием И. И. Винкельмана Менгс в области теории художественной практики перешёл к утверждению классицизма как нормативной доктрины.

Менгс, прекрасный знаток античного и современного искусства, проповедовал возврат к классическим нормам.

Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов для художественного произведения. Он призывал соединить античную красоту с лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана и Корреджо. Как теоретик он получил громкую известность в интеллектуальных кругах Европы и оказал сильное влияние на развитие новейшей живописи.

Менгс слыл в свое время за нового Рафаэля. Интеллектуальные круги считали его величайшим среди живущих художников. При жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля.

Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского.

Блестящий портретист, Менгс умело сочетал барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели.

Ему позировали самые могущественные люди эпохи, от папы Климента XIII до Фридриха Великого, королей Саксонии, Испании и императрицы Екатерины II.

Учился у отца, вместе с ним отправившись в Рим для изучения памятников античности и Ренессанса (1741). Вернувшись на родину, жил в Дрездене (в 1745–1746), затем вновь приехал в Рим, обратился в католицизм и провел в «вечном городе» большую часть своей творческой жизни Das Urteil des Paris В том же году он снова приехал в Испанию, там познакомился с молодым Гойей, талант которого, вероятно, оценил и помог тому получить место художника Королевской шпалерной мануфактуры святой Варвары. Dresden hofkirche altargemaelde Исполняя алтарные образы, станковые полотна на религиозные и мифологические сюжеты, писал портреты. Художник снискал всеевропейскую славу, являлся членом многих европейских академий, в 1774 году был избран президентом римской Академии Святого Луки. Perseus und Andromeda Умер Менгс в Риме 29 июня 1779 на 52-м году жизни. Похоронен в церкви Санти — Микеле э Маньо ин Борго. Selbstportrat Автопортрет 1771 г.

Arciduca Ferdinanado e arciduchessa Maria Anna d´Asburgo- Lorena

Arciduca Francesco d´Austria, in seguito imperatore Francesco I Cardinale Alberico Archinto

Carlo III, re di Spagna

Carlos IV, principe de Asturias
Catherina Regina Mingott

i

Giuseppe ( o Pietro) da Viterbo
María Josefa de Lorena, archiduquesa de Austria

María Luisa de Borbón

Ritratto allegorico di James Caulfield, lor Charlemont

Andata al Calvario

Annunciazione

Assunzione di Maria
Deposizione di Cristo

Gloria di sant´Eusebio
La apoteosis de Trajano

La Magdalena penitente

&t=312 http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post138796073/

Читайте также  Орфей у гробницы эвридики, гюстав моро - описание картины

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu
  • Статьи
  • История искусств
  • Про музеи
  • Ресурсы
  • ТИИ
    • Скульптура
    • Графика
    • Живопись
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Фотоискусство
  • Редакция
    • Home
    • История искусствXVIII век
    • Антон Рафаэль Менгс – (1728, Ауссиг, Богемия – 1779, Рим)

    Антон Рафаэль Менгс – (1728, Ауссиг, Богемия – 1779, Рим)

    Антон Рафаэль Менгс – (1728, Ауссиг, Богемия – 1779, Рим) – немецкий художник, ведущий представитель неоклассицизма. Учился сначала у своего отца, датского художника Израэля Менгса, вместе с которым в 1741 г. едет в Рим, где продолжает свое обучение. В Риме он принимает католичество. В 1749 г. становится придворным художником Фридриха Августа III в Дрездене. В 1751 г. получает заказ на живопись главного алтаря католической церкви в городе и едет в Рим для его выполнения. В 1754 г. становится директором вновь организованной Академии живописи на Капитолии.

    Аполлон и музы на Парнасе

    При жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля. Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского. Его книга, посвящённая Винкельману Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei («Мысли о красоте и вкусе», впервые — Цюрих 1762, переиздано 1765, 1774, 1788) использовалась во многих академиях как учебник. Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780, переиздан в 1783 и 1787), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский (Амстердам, 1781; Регенсбург, 1782; Париж, 1787); немецкий (Халле, 1787) и английский (Лондон, 1796) языки.

    С 1760 по 1761 гг. выполняет свое самое известное произведение – фреску «Парнас» на плафоне виллы Альбани в Риме. После ее завершения едет в Мадрид по приглашению испанского короля Карла III. В 1770 г. возвращается в Италию и работает в Риме и Флоренции. С 1773 по 1777 гг. вновь возвращается в Мадрид для выполнения живописного декора обеденного зала королевского дворца на тему триумфа Траяна. С 1777 до своей смерти в 1779 г. находится в Риме. Похоронен в храме св. Петра в гробнице, сделанной по заказу Екатерины Великой.

    Менгс оставил после себя множество теоретических сочинений, написанных на итальянском, испанском и немецком языках. В них он развивает свои взгляды, довольно эклектические по сути, о том, что совершенство в искусстве может быть достигнуто на основе соединения греческого идеала с образностью Рафаэля, светотенью Корреджо, цветом Тициана.

    Огромное значение для распространения неоклассицизма в европейской культуре второй половины XVIII века имела его близкая дружба с Иоганном Иоакимом Винкельманом – выдающимся немецким мыслителем, теоретиком и историком искусства, который был создателем доктрины неоклассицизма, основанной на идее образцовости античного искусства. Винкельман был одним из первых европейских ученых, который дифференцировал два исторических типа античности – греческую и римскую – и обосновал превосходство греческой над римской.

    Жанр портрета занимает важное место в творчестве Антона Рафаэля Менгса. Он создал множество автопортретов, и в нескольких из них изобразил себя с атрибутами своей профессии (автопортреты в Галерее Уффици, Флоренция, Эрмитаже, Картинной галерее Берлина). Поза, в которой художник себя представляет, очень типична для автопортрета – фигура изображена по пояс, в трехчетвертном повороте, с характерным шейным платком, с папкой для эскизов и кистью в правой руке. Цветовое решение берлинского автопортрета точно передает свойственные палитре Менгса цветовые сочетания.

    «Юпитер целует Ганимеда»

    Одним из курьёзов в истории искусств является фреска «Юпитер целует Ганимеда», созданная в 1758—59 годах (Национальная галерея, Рим). Это произведение послужило поводом

    Юпитер целует Ганимеда. Фреска. 1758—1759

    для ссоры между Винкельманом и Менгсом. Менгс, впечатлённый результатами раскопок Помпей и Геркуланума, виртуозно использовал приёмы античных художников и создал своё произведение (возможно, это была копия подлинной фрески). Несмотря на возражения некоторых скептиков, произведение сразу же было принято за античный оригинал (в том числе и Винкельманом в его «Истории искусства древности»). Раскрытие подлога ударило по репутации Винкельмана и навсегда поссорило его с Менгсом. Неизвестно, какими соображениями руководствовался художник, идя на подобную мистификацию. По словам Гёте, Менгс признал своё авторство только перед смертью.

    «Noli me tangere» («Не прикасайся ко мне»)

    Картина была заказана Менгсу в 1769 г. колледжем Всех святых (All Souls) в Оксфорде для его главной капеллы. После завершения полотна в Риме в 1771 г. оно было сначала показано папе Римскому, а затем выставлено на всеобщее обозрение на Вилле Медичи. Картина оставалась главным алтарным образом капеллы до конца XIX века.

    Названием этого алтарного образа служат слова Иисуса, обращенные к Марии Магдалине «Noli me tangere», в переводе с латыни – «Не прикасайся ко мне».

    На картине изображено явление Христа Марии Магдалине после Его Воскресения. Как рассказывается в Евангелии от Иоанна, Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Иисус. Евангелист Иоанн повествует о том, что Мария Магдалина увидела стоящего Иисуса, но не узнала его, приняв за садовника. Тогда Иисус позвал ее по имени. «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).

    Этот евангельский сюжет был очень популярен в европейском искусстве эпохи Ренессанса и Нового времени. Несомненно, создавая это произведение, Менгс вдохновлялся примером итальянских художников Высокого Возрождения. Фигура Христа инспирирована образами Рафаэля. Композиционное построение отличается четкостью и лаконичностью, пространственные планы и соотношения выстроены ясно и логично. Герои выдвинуты на передний план. Пластическая моделировка живописных форм придает им сходство со скульптурными изваяниями. Их позы, внешне статичные, характеризуют внутреннее состояние каждого образа. Они представлены на фоне идеального итальянского пейзажа, темные силуэты кипарисов непосредственно за ними еще четче выделяют фигуры и оптически приближают их к зрителю.

    Антон Рафаэль Менгс (1728 — 1779)

    Менгс — один из самых известных живописцев европейского неоклассицизма, последователь эстетических идей И. Винкельмана, автора книги Мысли о красоте и вкусе в живописи. Он работал в основном в Германии и Италии (Рим и Неаполь), исполняя алтарные образы, станковые полотна на религиозные и мифологические сюжеты, писал портреты. Художник снискал всеевропейскую славу, являлся членом многих европейских академий, в 1774 году был избран президентом римской Академии Святого Луки. Роль Менгса в становлении стиля неоклассицизм во второй половине XVIII века была очень значительной.

    После обучения в Дрездене у своего отца И. Менгса, живописца и миниатюриста, в 1741 году впервые приехал в Рим, изучал античную классику, исполнял рисунки с фресок Рафаэля в Станцах Ватикана, копировал произведения Корреджо, брал уроки у известных римских мастеров М. Бенефьяла и С. Конка. С 1744 и до 1754 года снова жил в Дрездене, был придворным художником саксонского курфюрста Августа III. В 1747—1748 годах выезжал в Рим, где женился на красавице итальянке Маргарите Гуацци, которую часто изображал в своих произведениях.

    Уже ранняя фресковая роспись «Триумф Святого Эусебио» (1757—1758) в римской церкви Сан Эусебио характеризует приемы неоклассицистической живописи, используемые Менгсом. Он отказывается от изображения иллюзионистического глубокого пространства, как это делали мастера барокко (Менгс называл это «ложным стилем»), изображает небольшое количество рельефно выписанных и очерченных четким абрисом фигур в статичных позах. Уподобленными классицистическому рельефу выглядят и персонажи картины «Персей и Андромеда» (1774—1777, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Использование приемов живописи венецианских мастеров, легкой светотени Корреджо, плавной музыкальной грации линии Рафаэля несколько смягчает скульптурную определенность форм.

    Программным произведением монументальной живописи неоклассицизма стали росписи плафона и люнетов виллы Альбани в Риме (1761). Менгс написал здесь на потолке фреску Парнас и две композиции в форме тондо — Рим и Гений. Роспись исполнена как станковое произведение. Известный английский путешественник Джон Форсайт, совершавший «Grand Tour» по Италии, метко заметил, что «это прекрасное произведение, но не для потолка, а для стены, для вертикального расположения». Восхищавшие современников художника античные реминисценции превращают роспись в подлинно исторический раритет эпохи. В ней воплотилась великолепная эрудиция художника-неоклассициста, она рассказывает об увлечениях владельца виллы кардинала Альбани, мецената, обладателя самой крупной в Риме в середине XVIII века коллекцией античных произведений. Работавший библиотекарем кардинала Альбани Винкельман назвал Менгса после исполнения этой росписи «величайшим художником своего времени».

    Портрет немецкого ученого, автора многих трудов по истории греческого искусства И. Винкельмана (1717 — 1768) Менгс написал в 1861 году. Наряду с образами, созданными А. Кауфман и учеником художника А. фон Мараном, это самое исторически достоверное изображение Винкельмана. Менгс изобразил своего духовного наставника с томиком Илиады Гомера, ставшей настольной книгой всех увлеченных античностью людей эпохи. Ученый погружен в раздумье; светом эффектно выделено лицо, в котором подчеркнут острый ум высокообразованного человека века Просвещения, возвышенная красота духовных помыслов.

    Столь же программны, как и образ Винкельмана, для портретной живописи века Просвещения автопортреты Менгса (1774, Ливерпуль, Художественная галерея; 1770—1774, Генуя, Академия лингвистики; 1775, Флоренция, Галерея Уффици, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; 1770-е — Мадрид, Прадо). Гризайльное изображение Персея и Андромеды в «Автопортрете» из Ливерпуля, книга в полотне из Генуи указывают на интересы художника. Строгая поясная композиция «Автопортретов» из Уффици и Эрмитажа сочетается с театральной позой и жестом руки.

    После фрески «Парнас» второй значительной работой Менгса в монументальной живописи стала роспись плафона зала папирусов Ватиканской библиотеки Аллегория Истории (1771—1773; эскиз — Бассано, Городской музей). Менгс выразил в ней просветительские идеалы века, прославил открытие Музея Пио-Клементино в Риме, созданного усилиями двух Пап — Климента XIV и Пия VI. Фигуры Славы, Истории, Времени и олицетворяющего прошлое и будущее двуликого Януса, указывающего на открытую дверь музея, где виднеется шедевр экспозиции — скульптура Спящая Ариадна, характеризуют новую, светскую по духу аллегорию века Просвещения.

    В 1759 году Менгс был приглашен в Неаполь королем Неаполя и Королевства обеих Сицилий Карлосом III и Марией Амалией Саксонской для работы над алтарем Королевской капеллы в Казерте Введение Марии во храм. С переездом в 1761 году двора в Мадрид художник получает заказ на исполнение там росписей Королевского дворца, замка в Аранхуэсе, серии портретов членов семьи Карлоса III и алтарные образа. В 1762—1769 годах им были написаны портреты короля и королевы (оба — ок. 1761, Мадрид, Прадо) и шести инфантов династии Бурбонов. Унаследовавший любовь к искусству от своей матери-итальянки Изабеллы де Фарнезе, Карлос III приглашал до Менгса многих известных мастеров, портреты членов его семейства писали итальянцы Лоренцо Тьеполо (младший сын Дж.Б. Тьеполо) и Дж. Бонито.

    Образы инфантов Антонио Паскуале (1767, Мадрид, Прадо) и Луиса (ок. 1775—1776, Кливленд, Художественный музей), ставшего вскоре королем Неаполя Фердинанда де Бурбон (Мадрид, Прадо), написаны с высоким живописным мастерством в передаче ярких парадных придворных костюмов и блистающих драгоценными камнями почетных орденов. Но Менгс акцентирует и характерные черты облика моделей, а не только их сословное величие, подчеркивая индивидуальность каждого из сыновей Карлоса III.

    Для украшения апартаментов Королевского дворца в Мадриде было исполнено и полотно «Христос в Гефсиманском саду» (ок. 1769, Мадрид, Королевский дворец). Тело Христа, молящегося после Тайной вечери, поддерживает явившийся ему ангел, напоминающий миловидным ликом ангелов Корреджо. Белое покрывало в руках ангела символизирует скорую смерть Христа. Холодным зеленоватым светом выделены лица персонажей, находящихся в выразительном диалоге. Полотно Менгса, написанное в традициях классицистической живописи XVII века, достаточно ярко характеризует одну из тенденций в живописи Рима эпохи неоклассицизма.

    После недолгого пребывания в Италии (1769—1774) Менгс снова работал в Испании над росписями Аранхуэса и Нового королевского дворца в Мадриде, руководил работой Королевской шпалерной мануфактуры. Исполненные в стилистике неоклассицизма фрески Королевского дворца («Апофеоз Геркулеса», «Апофеоз Траяна», «Аврора») еще в большей степени, чем Парнас обозначили конец старой и рождение новой традиции в монументальной живописи, которая будет воспринята последователями немецкого художника в XIX веке.

    Автопортрет в красном плаще, антон рафаэль менгс — описание

    Трудно сказать, что послужило для мастера причиной отойти от обычного стиля изображать персонажи в фас: взгляд обоих прикован к чему-то, по-видимому, очень важному, за пределом картины. Можно только гадать, что это могло бы быть: не присутствует ли здесь незримо Кромвель?

    Долгое время не были сопоставлены два факта: пребывание Ганса Гольбейна Младшего в Лондоне с 1532 и нахождение там же с 3 апреля по 26 июля 1534 в качестве посланника при английском дворе французского посла Шарля де Солье. Гольбейн мог написать портрет именно в этот период. Однако, поскольку имени посла на картине нет, оно на несколько столетий было забыто. В результате, когда курфюрст Саксонский Август III приобрел это произведение в 1743 из собрания моденского герцога (при посредничестве Франческо Альгаротти, крупнейшего знатока искусства XVIII века), оно считалось портретом герцога Миланского Лодовико Сфорца кисти Леонардо да Винчи (мастер был тесно связан с герцогом). Только в XIX веке удалось идентифицировать модель на портрете: оказалось, что это именно французский посол, а его автор — Ганс Гольбейн Младший.

    Произведение выделяется даже из великолепных портретов Гольбейна зрелого периода его творчества. Это признанный шедевр портретного жанра XVI века.

    Антон Рафаэль Менгс — самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. В течение жизни Менгс несколько раз писал автопортреты. Представленный здесь — один из ранних.

    На дрезденском автопортрете художник запечатлел себя в возрасте 16 лет. Исследователи отмечают в нем итальянское влияние, в частности, венецианской школы живописи. Это естественно, если учесть, что на период 1741–1744 приходится первый визит юного мастера в Италию, с которой впоследствии он будет тесно связан, а затем и похоронен в римской церкви Санти Микеле э Магно.

    Работа демонстрирует уверенного, если не сказать самоуверенного, юношу. В Дрезденской галерее хранится еще один, тоже пастельный, автопортрет Менгса, которому еще нет 12 лет, но в нем уже ощущается волевой целеустремленный характер мальчика. Эти произведения хранятся в музее отнюдь не случайно: когда молодой художник вернулся в Дрезден из первой поездки в Италию, курфюрст Саксонский Август III, очень много сделавший для формирования Дрезденской галереи, удостоил его звания придворного живописца.

    Антон Граф — немецкий художник швейцарского происхождения, выдающийся портретист своего времени. В 1766 он стал придворным живописцем в Дрездене и преподавателем Академии искусств. Естественно, многие работы попали в Дрезденскую галерею. Хрестоматийные образы деятелей немецкой культуры XVIII столетия — Лессинга, Гердера, Шиллера, Глюка, Ходовецкого, Клейста — творения кисти Графа. Главной его работой был портрет прусского короля Фридриха Великого. Мастер создал более двух тысяч произведений (их большая часть сохранилась), главным образом портретов, причем в основном мужских. В них он необычайно точно передал облик и характер своих моделей, представил их в естественных позах. Потому портреты Графа являются надежным документом эпохи, когда еще не было фотографии, они дают адекватное представление о личности портретируемого. Все вышесказанное полностью относится к представленному автопортрету.

    Всего в галерее хранятся три автопортрета Графа — помимо двух упомянутых есть еще изображение художника в преклонном возрасте.

    С середины 1820-х художник жил замкнуто и одиноко, в сущности, задолго до своей смерти он был забыт зрителями. Только в начале XX века мастер был оценен по достоинству.

    В его позднем творчестве мотив кладбища начинает играть важную роль. Представленное полотно было начато в 1825, но осталось незаконченным. Величественные ворота, изображенные на нем, — живописная реминисценция ворот дрезденского Троицкого кладбища.

    Образ кладбища — один из самых богатых в психологическом плане — вызывает множество ассоциаций и заставляет задуматься. В контексте романтической культуры он, в первую очередь, рождает мысли и ощущение меланхолии, щемящей тоски, горького осознания бренности всего земного. Фридрих усиливает эти настроения еще и тем, что изображает уже заброшенное, всеми забытое кладбище. Такой вид ему придавала фантазия художника, который впоследствии будет здесь похоронен. Как всегда в романтическом искусстве, природа пасмурна, даже когда небо безоблачно, как в данном случае, освещение какое-то зловещее, инфернальное, нагнетающее мрачные чувства.

    Менгс, Рафаэль

    Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs ; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти-над-Лабем, Чехия — 29 июня 1779, Рим) — самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма.

    Биография

    Вместе со своим отцом и учителем, дрезденским придворным живописцем Израэлем Менгсом, отправился в 1741 г. в Рим, где работал под родительским руководством и усердно изучал антики и произведения Микеланджело и Рафаэля. По возвращении своём в 1744 г. в Дрезден, получил от короля Августа III звание придворного живописца, но вскоре снова поехал в Рим. Там он написал несколько картин, встретивших общее одобрение, и пробыл до 1749 г. Явившись в этом году назад в Дрезден, был сделан первым королевским живописцем и получил заказ написать образ для главного алтаря католической придворной церкви в этом городе. Под предлогом удобнейшего исполнения этого заказа отправился в третий раз в Рим, откуда в 1761 г. был приглашен ко двору испанского короля Карла III. С этого времени жил и трудился то в Мадриде, то в Риме, в котором и умер.

    Творчество

    Сблизившись с Винкельманом и проникшись его эстетическими принципами, Менгс стремился прежде всего к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приемов живописи масляными красками, фресковой живописи, акварели и пастели. Своей деятельностью в этом направлении составил себе громкую известность и оказал сильное влияние на развитие новейшей немецкой живописи. Но у него не было ни живой фантазии, ни глубины художественной мысли, ни внутренней теплоты, а потому его произведения, при всех своих внешних достоинствах, отзываются холодной рефлексией и оставляют нас равнодушными к ним. Вообще это был эклектик, пытавшийся соединить античную красоту с лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана и Корреджо. Среди его многочисленных произведений особенно характеристичны: «Вознесение Господне», вышеупомянутый алтарный образ в придворной католической церкви в Дрездене; фресковый плафон «Парнас» в казино виллы Альбано, близ Рима (1761), прославленный Винкельманом; аллегорическая живопись потолка и люнет в камере деи-Папири, в Ватиканском дворце; знаменитый «Амур» Дрезденской галереи (пастель); «Рождество Христово» в Мадридском музее; «Св. Иоанн Креститель в пустыне», картина Императорского Эрмитажа (который владеет ещё семью картинами Менгса, в том числе оконченным эскизом «Парнаса»). Произведения этого художника не составляют большой редкости: они имеются почти во всех европейских музеях и у многих частных владельцев; особенно богат ими Мадрид.

    Свои эстетические воззрения М. проповедовал не только кистью, но и пером; кроме нескольких небольших статей, им написаны три сочинения, долго пользовавшиеся уважением в кругу любителей искусства и художников, а именно: «Gedanken über die Schönheit und über Geschmack in Malerei» (Цюрих, 1765), «Rifflessioni sopra i tre gran pittori, Raffaello, Tiziano e Corregio» и «Lezioni pratt iche di pittura, regole per i maestri affinchè insegnano bene la pittura, e per li dischepoli affinchè la imparano a dovere» (эти три сочинения, вместе с другими статьями М., появились на итальянском языке в сборнике «G. N. d’Azara, Opere di Ant. Raff. M.» (Парма, 1788), выдержавшем ещё два издания и явившемся также в немецком, французском и английском переводах.

    Литература

    • J. E. W. Müller, «Historische Lobschrift auf R. A. Mengs» (Цюрих, 1781).
    • F. Reber, «R. Mengs» (в «Kunst und Künstler des Mittelalters und der Neuzeit», I изд., 2 т., Лейпциг, 1878).

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Менгс, Антон
    • Менгс А.

    Смотреть что такое «Менгс, Рафаэль» в других словарях:

    Менгс Рафаэль — Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Биография Вместе со своим отцом и учителем, д … Википедия

    Менгс, Антон Рафаэль — Рафаэль Менгс нем. Raphael Mengs … Википедия

    Менгс Антон Рафаэль — (Mengs) (1728 1779), немецкий живописец и теоретик искусства. В теоретических трудах («Мысли о прекрасном и вкусе в живописи», 1762) и художественных произведениях (фреска «Парнас», 1761, вилла Альбани, Рим) утверждал (под влиянием… … Энциклопедический словарь

    Менгс — Менгс, Антон Рафаэль Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня … Википедия

    Менгс Антон Рафаэль — (нем. Anton Raphael Mengs; 12 мая 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) знаменитый немецкий живописец. Вместе со своим отцом и учителем, дрезденским придворным живописцем Израэлем Менгсом, отправился … Художественная энциклопедия

    МЕНГС (Mengs) Антон Рафаэль — (1728 79) немецкий живописец и теоретик искусства. В идеализированных отвлеченных произведениях утверждал доктрины классицизма (фреска Парнас , 1761, вилла Альбани, Рим) … Большой Энциклопедический словарь

    Менгс Антон Рафаэль — Менгс (Mengs) Антон Рафаэль (22.3.1728, Ауссиг, ныне Усти на Лабе, Чехословакия, ‒ 29.6.1779, Рим), немецкий живописец и теоретик искусства. Работал в Дрездене, Риме и Мадриде. Под влиянием дружбы с И. И. Винкельманом перешёл в своём творчестве… … Большая советская энциклопедия

    Менгс — Антон Рафаэль (Mengs, Anton Raphael) 1728, Ауссиг, Богемия 1779, Рим. Немецкий художник, теоретик неоклассицизма. Учился рисунку у отца И. Менгса, живописца и миниатюриста. Копировал произведения Рафаэля и Корреджо. В 1741 вместе с отцом приехал… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Менгс Антон Рафаэль — Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Биография Вместе со своим отцом и учителем, д … Википедия

    Рафаэль Менгс — Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Биография Вместе со своим отцом и учителем, д … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: