Автопортрет с семью пальцами, марк шагал - JEKATERINBURG.RU

Автопортрет с семью пальцами, марк шагал

Автопортрет с семью пальцами, марк шагал

1. Несколько вводных замечаний.

Картина, по всей вероятности, написана в «Улье», знаменитом общежитии художников в проезде Данциг, что на Монпарнасе. Примерно на второй год после переезда Марка Шагала в Париж.

Собственно, сам переезд Шагала в Париж (в 1910 году) был как бы вторым звеном того, что началось с переезда в 1907 году из Витебска в Санкт-Петербург. В этом смысле «Автопортрет с семью пальцами» связан с не менее известным «Парижем из окна», создавая вместе с ним своеобразный метафизический диптих «терраформирования ландшафта» внутреннего мира художника. Ведь теперь он уже не Мойша Сегал, он Марк Шагал; после «свободных академий» он учится у великих мастеров в Лувре, ходит по галереям, да что там, сам Париж становится его учителем. Он водит дружбу с Аполлинером, Делоне, Пикассо; на его глазах рождаются кубофутуризм и орфизм. Шагал — уже не ученик Бакста, Добужинского и Ван Гога с Сезанном (которые, к слову, уже покинули к тому времени мир живых), — он «гражданин мира»[2]. Со своим, рано осознанным взглядом на этот мир, со своими, как говорил про него Поль Элюар, «правилами чуда».

«Портрет с семью пальцами» интересен автоцитатами, как прямыми, так и косвенными, это в известной степени «портрет-послание», портрет-суждение, и прежде всего — суждение о себе[3] — Марке Шагале на границе окончательно обретенного и осознанного стиля.

2. Что видим непосредственно?

Художник, одетый в модный пиджак с галстуком, жилетом и бутоньеркой, перед мольбертом. На мольберте картина. Картина, мольберт и художник — в комнате с окном. В окне — Эйфелева башня. В воздусях и облацех вне пространства и времен парит городишка с церковью. Огненные письмена на стене, еврейскими буквами.

У художника семь пальцев. По одной версии, буквальное выражение идишистской поговорки, означающей «очень быстро работать». По другой, в 7-ми пальцах прочитывается менора (семисвечник, символизирующий родство души с Божественным светом)[4] Есть также свидетельство жены Шагала, по словам которой, «Марк всегда испытывал суеверную любовь к числу семь, потому что родился в 7 день седьмого месяца 1887 года»[5].

Любопытно: судя по складке кожи на руке с семью пальцами, — у художника две правые руки. Одной он трогает картину, в другой правой — палитра и кисти. Левой руки нет. Здесь мы не будем комментировать мнения об «очевидной каббалистичности» этого приема.

Картина «Россия, ослы и другие» на мольберте. Именно ее художник, по всей вероятности, пишет. Впрочем, судя по всему, уже дописал.

Неровный дощатый пол, неровные стены, никакой мебели.

3. Маленькие сюжеты: Париж и Витебск

Париж за окном, Витебск в облаках. Огненные письмена (отсылающие, прежде всего, к Валтасару): «Париж» и «Россия», аккурат рядом с соответствующими изображениями. Такое сочетание рисунков и надписей, кстати, косвенно отсылает и к известному Шагалу жанру иконы «с житием», и к откровенному лубку[6].

Эйфелева башня выглядит автоцитатой: точно так же, как в «Париже из окна». И даже парашютист — с характерным «да-винчевым» парашютом (наверняка виденным в Лувре).

Церковь же — Успенская на Двине, почти в центре Витебска. Вот она — практически «сквозной образ» для Шагала, начиная именно с «Автопортрета с семью пальцами». Как вариант, это «осмысление образа Витебска как Города с Храмом глубинно увязано с основополагающим архетипом еврейской культуры, архетипом древнего Города с Храмом, утраченного и обетованного Иерусалима»[7]. Кстати сказать, в сочетании с огненными письменами в картине можно прочитать и «противостояние Вавилона Иерусалиму»[8]. Вавилон с его столпотворением — это, разумеется, Париж. Всемирная столица искусств того времени.

Любопытен также способ «введения» Витебска откровенно монтажным способом[9], с помощью комиксового филактера (есть серьезные подозрения, хотя впрямую об этом я не нашел ни слова, что Шагал мог в Париже видеть и американские газеты, в которых уже были комиксы).

4. Сюжет о картине в картине

«Россия, ослы и другие» на мольберте.

Кстати говоря, название картине дал друг Шагала — Блез Сандрар. Что он имел в виду, давая такое название — та еще загадка. Ну в самом деле. Бежит женщина доить корову. Голова летит сама по себе. Под коровой пьют молоко два существа, одно из которых — человеческий детеныш (вот только не надо еще и Киплинга сюда). Корова на крыше дома. Рядом церковь. Собственно, все. Что в ней такого особенного?

Можно было бы и это подвергнуть анализу, да пусть и семиологическому, представив такую картину как текст, в котором видно «. вторжение разнообразных «случайных» элементов из других текстов. Они вступают в непредсказуемую игру с основными структурами и резко увеличивают резерв возможностей непредсказуемости дальнейшего развития»[11].

Ну например: голова женщины отскочила «от земли к вечности».

При этом необходимо заметить, что Шагал достаточно точно воспроизводит картину. Есть мелкие расхождения, но главное сохранено в неприкосновенности. Зачем ему именно здесь — именно эта картина? Которая, кстати, в Париже написана.

Новое отношение к России?
А может быть, все гораздо проще.

Всеволод Володарский, на Шагаловских чтениях:

«Я вас попрошу всех: закройте глаза. мысленно представьте, что вы идете ночью по дороге, что-то несете. И вы загляделись на звездное небо. Или представьте себя ребенком. Теперь можно открыть глаза. Смотрите, что происходит: ваше тело пришло, а вы еще там. Ваша голова отлетела. Вы понимаете — восприятие? Это любой ребенок знает, любой взрослый может это вспомнить. Мы забыли про детство, а Шагал помнит»[12].

5. Маленький сюжет о портретном сходстве

Сам автопортрет, само лицо весьма узнаваемо. В манере письма видны и влияния «аналитического» кубизма, Пикассо (времен 1909-1910) и особенно Метценже. А некоторые исследователи видят античный шлем-маску.

Хотя это в общем не портрет «о портретном сходстве». Здесь как раз и проступает контраст — увидеть «снос крыши» у бедной доярки оказывается возможно только здесь, в Париже; только извне, «снаружи России», можно увидеть, что корова-то стоит на крыше. А оно так на самом деле, и удивляться-то нечему, и как этому не удивиться.

Примечания

[1] А.А.Каменский. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве Марка Шагала // Примитив и его место в худ культуре нового и новейшего времени, М.1983.

[2] Ср.: «Chagall serves as a perfect model of the Third World artists who flood Paris, London, or America today creating hybridic art works unappreciated at home and not really understood in the new host nation» — S.L.Wolitz. In Search of Marc Chagall: Review Essay // Shofar: An Interdisciplinary Journal of Jewish Studies, Vol. 23, No. 4 . 2005

[3] См. например, комментарий к картине в: M.Bucci.Chagall. L.,1971.

[4] K.Ichin. Об источниках божественного в творчестве Марка Шагала // Toronto Slavic Quarterly. #12 Spring 2005. Н.Апчинская как версию добавляет также 7 дней творения и семь святых праведников (Н.Апчинская. Марк Шагал: портрет художника. М.,1995).

[5] В.Хаггард. Моя жизнь с Шагалом: семь лет изобилия. М.,2007.

[6] За отсутствием веских доказательств, есть подозрение, что композиционно все или почти все картины «довоенного» Шагала (до 1914-15) несут явные признаки лубка.

[7] А.Шатских. Автопортреты Марка Шагала // Шагаловский сборник. Вып. 3. Материалы X — XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000-2004). Минск,2008.

[9] Ф.Мейер обнаруживает в картине явные признаки коллажа, см. F.Meyer. Marc Chagall: life and work. NY.,1963.

[10] Д.Маршессо. Шагал. М., 2006.

[11] Ю.М.Лотман. Культура и взрыв, М.,1992.

[12] А.А. Каменский. Поэтика Марка Шагала. 1910 — 1914. (комментарий Вс.Володарского) // Шагаловский сборник. Выпуск 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004.

[13] Э.Родити. Диалоги об искусстве: Марк Шагал. // Бюллетень Музея Марка Шагала. № 1 (7), 2002.

Какие загадки таит «Автопортрет с семью пальцами» Марка Шагала

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

О художнике

Марк Шагал родился в 1887 году в Белоруссии (Витебск), входившей тогда в состав Российской империи. Настоящее имя художника — Мовша Шагал. Его отец был рабочим (неквалифицированным строителем). Будучи одним из девяти детей, родившихся в благочестивой еврейской семье, Шагал стал впоследствии художником, гравером и дизайнером.

А путь к карьере художника был у Шагала не самым легким. Еврейское происхождение и верования мастера имели определенные запреты на создание картин (Ветхий Завет запрещал идолопоклонство и был истолкован евреями как запрет на рисование картин). Шагал писал: «На наших стенах не висела ни одна картина. До 1906 года, за все годы, что я провел в Витебске, я никогда не видел ни одной картины».

В 1906 году, когда ему было 19 лет, Шагалу было разрешено брать уроки у портретиста в его родном городе Витебске, небольшой провинциальной общине с 60 000 жителей, более половины из которых — евреи. Шагал вспоминал: «Мой дядя был слишком напуган, чтобы поддержать меня. Что если я захочу изобразить его? Бог запрещает такие вещи. Это грех».

Став в итоге художником, Шагал не отвернулся от своего еврейского происхождения. Напротив, был горд им. Он сам однажды сказал об этом в письме в редакцию американского издания «Еврейская культура» в сентябре 1947 года: «Бессонными ночами думаю я иногда, что, может, я все же создал пару картин, которые могут мне дать право называться: «еврейский художник». Еврей я всегда. Если бы я не был евреем, я не был бы художником».

Многие созданные Шагалом работы охватывают почти все художественные стили и направления. Творя как модернист, Марк Шагал также создавал полотна в кубическом стиле. Одна из его самых известных работ, в которой он экспериментирует с новым для него стилем, — «Автопортрет с семью пальцами». Это картина маслом является частью коллекции Шагала в музее Стеделийк в Амстердаме.

Читайте также  Итальянские площади на картинах джорджо де кирико

Сюжет

«Автопортрет с семью пальцами» был первым автопортретом Марка Шагала. Он написан художником в возрасте 25 лет (1913 год). Полотно было создано в его первой парижской студии, где он и 200 других художников творили в знаменитом парижском общежитии художников на Монпарнасе под названием «Улей».

На полотне художник изобразил себя работающим за мольбертом. Предмет его картины — доярка и корова. «Автопортрет с семью пальцами» содержит в себе намеки на процветание и успешную жизнь: яркая палитра красок, кричащий галстук-бабочка, сияющий вид из окна. Теплые, яркие цвета напоминают детство художника и его родной город Витебск, «живописный город церквей и синагог». Хотя Шагал провел большую часть своей жизни во Франции, он всегда душой и сердцем возвращался в Беларусь.

В «Автопортрете с семью пальцами» над художником переплелись два пейзажа: справа его новый дом в Париже, слева — воспоминания о его детской деревне в Беларуссии и родной Витебск. Шагал испытывал большую любовь к Парижу, на полотна она проявляется включением Эйфелевой башни в окне, которое находится в верхнем левом углу картины.

Справа над головой мастера витающее облако — это образ православной церкви. Впервые в творчестве Шагала мы видим пейзаж Витебска, оформленный в круглую раму с небольшой зеленоватой синагогой в центре. В верхней части полотна на иврите написаны слова «Париж» и «Россия». Шагал представляет самого себя успешным художником: ухоженные волосы, элегантный костюм, розовый цветок в петлице и модный галстук. В руках у него — красочная палитра в виде скрипки со множеством цветов — еще один атрибут успеха.

В этой гамме цветов особенно выделяется желтый. Яркий, сияющий, полупрозрачный желтый. Этот мощный цвет можно сравнить только с желтым цветом Винсента Ван Гога. Но какие они разные: у Винсента желтый — это душевная неуравновешенность и одиночество. У Марка Шагала желтый цвет — это энергичность и успех.

Влияние кубизма

Угловатый, словно сломанный формат картины, больше похожей на головоломку — это влияние кубизма, популярного в то время стиля живописи. Важное значение здесь сыграло знакомство с Пикассо (родоначальником кубического направления). Помимо использованного стиля кубизм, есть на картине и отголоски реализма: Шагал запечатлел в портрете реальные свои черты — длинный прямой нос, миндалевидные глаза и вьющиеся волосы.

Почему 7 пальцев?

У художника семь пальцев на руках. Интерпретация этого символа различна. Считается, что это изображение связано с библейским сюжетом. Согласно Библии, Бог создал мир за 7 дней, а Марк Шагал создает свою работу, используя заветное число «7» как символ создателя.
Еврейское наследие Шагала ярко проявляется во многих его работах со ссылками на традиционные народные сказки, басни и верования. В «Автопортрете с семью пальцами» Шагал обращается к красочному идишскому народному выражению «Mit alle zibn finger» (со всеми семью пальцами), которое означает «делать что-то семью пальцами», т.е. так хорошо, насколько возможно.
Альтернативное определение семи пальцев на его руке может быть результатом того, что его датой рождения является седьмой день седьмого месяца 1887 года (07.07.1887). Кроме того, любимой цифрой художника всегда была цифра 7.

Таким образом, этот автопортрет несет в себе посыл художника о принадлежности к трем культурам: Марк Шагал был странствующим мечтателем с тремя душами: еврейской, французской и российской. Кроме того, Марк Шагал проявил на полотне любовь к цифре 7, не забыв упомянуть и еврейскую пословицу. Творчество Марка Шагала оказало влияние на огромное количество культур: из своего скромного родного города Витебск, он отправился созерцать величие Санкт-Петербурга, романтику Парижа, свободу Нью-Йорка. Во время войн, преследований нацистов и прочих трудностей он все-же нашел свой смысл — живопись.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1255)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (710)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2431)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (42)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (300)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (798)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Марк Захарович Шагал «Автопортрет с семью пальцами»

Марк Захарович Шагал

Автопортрет с семью пальцами — Марк Захарович Шагал. 1913. Холст, масло. 128 x 107 см. Музей: Стеделейк, Амстердам

Этот необычный портрет впервые предстал на суд зрителей на выставке Салона Независимых, и сразу обратил на себя внимание, благодаря гармоничному сочетанию неопримитивизма и кубизма.

Шагал предстаёт перед нами в образе творца, артиста: на это указывает и пиджак с лацканами, и бабочка, и выглядывающий жёлтый жилет. Палитра, золотые кудри, аккуратная розочка на лацкане и палитра в руках на переднем плане картины добавляют образу романтические черты.

Но не это притягивает внимание, прежде всего – даже самый невнимательный зритель увидит, что на левой руке живописца красуется семь пальцев. Автор не случайно допустил такую анатомическую погрешность. Дело в том, что на идише есть выражение, которое можно сравнить с привычным фразеологизмом «мастер на все руки», только речь там идёт о семи пальцах. Шагал решил подшутить над своим мастерством, тонко и ненавязчиво.

Интересным здесь также является сопоставление пейзажей – в окне мы видим красавицу-башню Эйфеля, а над мольбертом парит в воздухе образ православной церквушки. Никакой Париж не сумел вытеснить из души милые картины родины.

Автопортрет получился у Шагала подчёркнуто эксцентричным и даже психологичным, в этом его прелесть и оригинальность.

Рубрики: История одной картины

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

М.Шагал — картины и школа

Марк Шагал — один из ярких представителей русского авангарда 20-го столетия. Художник создал свою собственную реальность, которая насыщенна краскам и искрится чувствами, ту, где люди умеют летать и ходят по облакам.

Основные темы картин и цветовая палитра Шагала

М.Шагал. Автопортрет с семью пальцами, 1913

В картинах на протяжении всей жизни художника прослеживаются 4 основные темы:

  • тема родного города Витебска,
  • тема любви — любви к родине, любви к женщине,
  • религиозная тема,
  • темы, связанные с летающими людьми.

Описание картин этого художника невозможно без рассмотрения их цветовой гаммы. Колористика в работах художника преувеличена, что характерно для импрессионизма. Автор прибегает к такому приему, чтобы ярче выразить на полотнах свои чувства. Школа Марка Шагала предполагает преобладание красного и зеленого цвета.

  • Красный цвет ассоциировался у него с днем рождения, когда в Витебске бушевал огромный пожар.

Поэтому красный цвет, красный петух – это символы тревоги и предвестники потрясений

  • Зеленый цвет в соответствии с символикой русских икон — это цвет жизни и вечно обновляющейся природы.

На картинах Шагала можно увидеть зеленые деревья, дома, животных, одежду и даже лица людей. Для живописца зеленый был любимым цветом и символизировал жизнь и любовь.

На разных творческих этапах в работах художника преобладала та или иная техника, тот или иной сюжет. Зачастую говорят, что в его картинах много мистики, они слишком оторваны от реальности. Однако если внимательно посмотреть на произведения мастера, то можно заметить, что на них отражена реальная жизнь (только глазами этого художника).

Начало творческой карьеры художника (1907-1910 годы)

Сам Марк Шагал характеризовал свое творчество периода 1907-1910 годов, когда художник сначала находился в родном Витебске, а затем обучался в Петрограде, как реалистический импрессионизм.

М.Шагал. Русская свадьба, 1909

Действительно, его картины первых лет творчества вполне реалистичны. Однако время, когда в массах зарождалось революционное брожение, накладывало на творчество художников того периода свой отпечаток. И Марк Шагал не исключение. Его картины кажутся странными и необычными. Но именно таким образом мастер видит окружающую его реальность.

«Смерть» (1908 г.), «Русская свадьба» (1909 г.), «Рождение» (1910 г.)

навеяны жизненными сценами, но сама форма этих полотен преломлена через призму восприятия самого живописца.

И хотя эти полотна принадлежат к ранним работам, однако уже в них виден особый стиль художника.

Шагал и Париж (1911-1914 годы)

В 1911 году Марк Шагал едет в Париж, где знакомится с творчеством Сезанна, Ренуара, Матисса, Пикассо, Модильяни.

Творчество европейских художников производит большое впечатление на молодого художника. В его работах периода 1911 – 1914 годов видно влияние кубизма западной школы.

В Париже написаны им такие картины, как

«Я и деревня», «Вид Парижа из окна» (1913 г.), «Автопортрет с семью пальцами» (1913 г.),

которые значительно отличаются от его ранних работ.

Читайте также  Жан огюст доминик энгр - биография и картины

Гротескные сюжеты и формы, резкие переходы линий и ирреальные, сказочные цветовые переходы работ мастера оказывают значительное влияние на зарождающиеся движения сюрреализма и экспрессионизма.

Возвращение в Россию (1914-1922 годы)

В 1914 году Марк Шагал возвращается обратно в Витебск и после революции, не имея возможности выехать за границу, работает в родном городе.

Картины данного периода – это работы зрелого мастера, который полностью сформировался, нашел свой, неповторимый стиль.

М.Шагал. Прогулка, 1918

В Витебске художник женится на Белле Розенфельд. Тема любви входит в творчество Шагала, что находит отражение в его работах:

«Прогулка» (1917 – 1918 гг.), «День рождения» (1915 г.), «Свадьба» (1918 г.), «Над Витебском» (1915-1920 гг.), «Синий домик» (1917 г.).

Манера творца приобретает легкость и раскованность. Главные объекты на его картинах парят, а элементы, из которых создано окружающее пространство, своими яркими красками напоминают цветовые видения или сны.

Художник, черпая вдохновение для своих картин в окружающей реальности и наполняя все одухотворенностью и фантазией, стремится передать светлые и мрачные стороны жизни.

1923-1941 годы — новый этап творчества Шагала

В 1923 году художник с семьей перебирается в Париж, где в 1937 году получает французское гражданство. В этот период его творчество становится более спокойным, чарующим. Художник отдыхает от накала страстей, которые остались на родине.

Его работы выполнены в манере колористической утонченности, но вместе с тем они остаются по-шагаловски праздничны и фантастичны. Чувствуется, что мастер несколько растерян и нащупывает новую тему для сюжетов своих картин.

М.Шагал. Акробатка, 1930

В этот период появляется большое количество полотен, на которых присутствуют образы цирковых актеров. По-прежнему люди на картинах Шагала парят в воздухе, но эмоциональный накал несколько сглажен.Среди работ о цирке можно отметить картины

«Три Акробата» (1926 г.), «Акробатка» (1930 г.), «Наездница» (1931 г.).

Однако живописец не может забыть о своей родине, поэтому продолжается серия полотен, сюжетная линия которых связана с Россией, Витебском.

«Вечный Жид» (1923 — 1925 гг.), «Зеленый скрипач» (1923 — 1924 гг.), «Падающий ангел» (1923-1947 гг.)

ощущается тоска мастера по родине.

Несомненно, что парижская атмосфера, атмосфера города, где ценят и любят искусство благоприятно влияет на художника. Кроме того, он любит и любим. В это время появляются такие характерные для манеры Шагала картины, как

«Влюбленные и «Эйфелева башня» (1928 г.), «Сон в летнюю ночь» (1939 г.), «Новобрачные на Эйфелевой башне» (1939 г.).

Нацисты, которые пришли к власти в Германии, начали компанию гонений на искусство еврейских авторов. Среди прочих произведений в 1933 в Мангейме по указу Геббельса были сожжены и полотна этого живописца.

В этот период художник пишет серию картин на евангельские сюжеты

(«Желтый Христос» (1941 г.), «Белое распятие» (1938 г.); «Мученик» (1940 г.); «Распятый художник» (1938–1940 гг.),

в которых просматриваются апокалипсические настроения автора.

Эмиграция в США (1941-1947 годы)

Марк Шагал, чувствуя надвигающуюся угрозу фашизма, в 1941 году эмигрирует с семьей в США. Здесь умирает его жена Белла. После чего появляются полотна полные проникновенной любви

«Моей жене посвящается» (1943–1944 гг.), «Вокруг нее» (1945 г.), «Свадебные свечи» (1945 г.).

В картинах чувствуется тоска и одновременно нежность к навсегда утраченному прошлому.

Возвращение во Францию (1947 – 1985 годы)

После войны художник возвращается во Францию. В этот период мастер все чаще обращается к библейским персонажам, но в то же время не оставляет и традиционные для него сюжеты любви к женщине, любви к родине.

Манера живописца меняется. Если сравнивать его ранние работы и последние работы, то видно, что насыщенность красок стала мягче, прорисовка отдельных нюансов тоньше, колорит картин становится менее контрастным.

М.Шагал. Сон Иакова, 1954-1967

В этот период написаны такие работы, как

«Моисей, принимающий скрижали с заповедями» (1950 — 1952 гг.), «Сон Иакова» (1954 — 1967 гг.), «Бог и Ева» (1960 г.), «Художник над Витебском» (1982 г.).

Наряду с картинами Марк Шагал в послевоенные годы большое внимание уделял созданию витражей и мозаик.

Наиболее известные из них — Синагога медицинского центра Хадасса в Израиле (1960–1962 гг.), Здание ООН в США (1964 г.), Собор Святого Стефана во Франции (1958–1968 гг.), Собор Святого Мартина и Святого Стефана в Германии (1978 г.). Также можно отметить значительные работы мастера по росписи плафона потолка в парижской опере «Гранд-Опера и по созданию панно для «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Шагал Марк (1887 — 1985)

Шагал Марк (сюрреализм)

Знаменитый художник, начавший писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Выходец из Беларуси, но жил во Франции.

В картинах Марка Шагала память о его городе юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке. У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домишки, летающие над землею люди, козы, гигантские петухи, настенные часы, скрипачи, цветущие деревца и многие другие небрежно набросанные, словно сами собою возникшие существа и вещи.

Марк Захарович Шагал — один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Родился в Витебске, в «местечковой» семье. В 1907 году приехал в Петербург и поступил в частную школу Е.Н.Званцевой, где учился у Л.Бакста. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Здесь молодой художник сближается с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами. Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма.

Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Эти персонажи взяты художником не «с натуры», а из собственного духовного мира. Живопись Шагала тех лет пронизана бунтарским духом, окрашена в эксцентричные тона и вместе с тем неизменно несет в себе ощущение тайны бытия. Мир в его картинах одухотворен и целостен, животные уравнены в правах с человеком, но в то время, как человек подчеркнуто активен, в животных воплощено жертвенное начало. Так, в картине «Я и деревня» энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы.

Уже в этот ранний период живопись Шагала населена персонажами, которые пройдут через все творчество мастера — радостными и нежными влюбленными, парящими над землей, акробатами и и местечковыми музыкантами, раввинами.

В начале первой мировой войны Шагал возвращается на родину. Он работает в Витебске и Москве, преподает, занимается живописью. В 1922 году Шагал снова уезжает в Западную Европу. С 1923 года постоянно живет во Франции.

Во Франции Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции — красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы. С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом. Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных, изображении горящих деревень и символических сцен распятия.

В 1933 году пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.

После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света, исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией — все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное «мифотворчество». Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность. Общая окраска искусства Шагала — жизнеутверждающая.

Искусство Шагала необычайно многогранно. Кроме живописи, он постоянно работает в графике. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта. Шагал выполнял ряд монументальных росписей, мозаик, гобеленов, витражей, театральных декораций и эскизов костюмов. В поздний период овладел техникой скульптуры.

В 1937 году Шагал принял французское гражданство. Умер Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года в городе Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

Авраам и три ангела

Автопортрет с семью пальцами (1913)

Библейские сюжеты

Декорация к балету «Алеко» (1942)

День рождения (1915)

Деревенская улица (1930)

Дождь (1911)

Художник на Луну (1917)

Иллюстрация из книги «Марк Шагал», Цирк, Париж (1967)

Коровник (1917)

Купание ребенка (1916)

Лежащая обнаженная (1911)

Лунник (1967)

Моей нареченной (1911)

Музыканты (1979)

Над Витебском (1914)

Обнаженная над Витебском (1933)

Обрученные и Эйфелева башня (1913)

Париж

Париж через окно (1913)

Пионы и сирень

Поэт с птицами

Продавец скота (1912)

Прогулка (1917)

Радость в деревне

Рождение (1910)

Синий дом (1917)

Сон

Три свечи

Уличный скрипач

Влюбленные

Влюбленные над городом (1918)

Автопортрет с семью пальцами — Марк Шагал

Шагал представляет себя преуспевающим художником: ухоженные волосы, элегантный костюм, изображенный в кубофутуристской манере, цветок в петлице и модный галстук.

За его спиной в окне виднеется Париж и светящаяся огнями Эйфелева башня. Перед ним на мольберте «Россия, ослы и другие», считавшаяся тогда его лучшей картиной, неизменным воспоминанием о родном Витебске. Он работает над картиной «семью пальцами» — идиома на идише, означающая «очень быстро».

Также 7 пальцев могут быть соотнесены с библейскими 7 днями творения мира.

Справа от его головы из плывущего облачка выступает видение православной церкви. Впервые в творчестве Шагала появляется схематизированный пейзаж Витебска, он заключен в кругловидное обрамление, с маленьким зеленоглавым храмом в центре.

Читайте также  Питер пауль рубенс - биография и картины

Надпись на стене на еврейском языке: слева — «Париж», справа — «Россия». Это одновременно и следование коллажной технике кубистов, и признание своей оторванности от корней. Художник одновременно выражает чувство бесприютности, неприкаянности и подтверждает свою принадлежность к 3 культурам.

Под конструкцию верха мольберта замаскирован фрагмент «лестницы», это неслучайный символ восхождения от уровня внешнего восприятия на постижения сокровенного значения.

На палитре, которую художник держит в руке, множество красок — символ успеха и процветания. Нижняя часть лица изображенного живописца уподобляется, на манер кубистов, прямоугольнику картины. Как верно подметила 2 супруга М. Шагала В. Хаггард, «Марк схематично изобразил черты своего лица странным и прекрасным узором».

Разнородные элементы на картине как бы образуют некие психические планы, где в музыкальных созвучиях соединяются воедино навязчивые видения, всплывающие в сознании фрагменты жизни, создавая образную структуру изобразительных метафор.

Эту картину исследователи связывают с миром русской иконы: о ней напоминает статичная поза художника-демиурга, его «говорящие» атрибуты, ритмичность и плоскостность декоративно-нарядного изображения, применение обратной перспективы.

Похожие описания:

Париж из окна — Марк Шагал Картина была написана в конце первого периода пребывания художника во Франции. После нескольких лет он все-таки обратил свое внимание и на французскую столицу. Изображенный здесь.

Посвящение Аполлинеру — Марк Шагал В 1910 году Шагал переехал в Париж. По мнению историков и биографов художника, это лучший период творчества в его карьере. Картина «Посвящение Аполлинеру», созданная в.

Я и деревня — Марк Шагал Одно из самых поэтических иносказаний художника, отражение раздвоенности его сознания. Название для картины придумал французский друг Шагала Блэз Сандрар. При всей наивно сказочной условности, разномасштабности.

Куда угодно лишь бы прочь из этого мира — Марк Шагал Картина представляет собой свойственное живописи Шагала видение «поверх реальности». Возвратившись из Франции в родной Витебск, художник с удовольствием рисует его. В опалово-перламутровом свечении предстает сказочно-условный.

Русская свадьба — Марк Шагал Это одна из первых написанных в Париже картин из серии воспоминаний о родном Витебске. Контрастирующие броские краски и пространственная динамичность воссоздают праздничную атмосферу происходящего. В.

Витражи собора Святого Стефана в Меце — Марк Шагал Этот масштабный труд потребовал от Шагала более 10 лет. Основное место заняли 11 композиций на темы Ветхого Завета : — сотворение человека, — сотворение Евы.

Моей жене — Марк Шагал Необычная картина в жанре ню, полная символов и знаков, возникающих на уровне бессознательного, «Моей жене» посвящена Белле Розенфельд. К моменту окончания работы над картиной они.

День Рождения — Марк Шагал Найти объяснение тому, что во многих работах Шагала его герои парят, зависнув в воздухе, стремился ни один критик. Это стало своеобразной отметкой стиля, отличительной чертой.

Невеста — Марк Шагал Образ невесты не раз встречается в полотнах Марка Шагала, особенно в преддверии свадьбы живописца на Белле Розенфельд. Однако представленная работа «Невеста» выделяется из общего ряда.

Над городом — Марк Шагал Работы известного художника-авангардиста Марка Шагала трудно спутать с работами других авторов, гротескность и символичность выделяет их в живописи начала 20 века. Одной из самых странных.

Белое распятие — Марк Шагал Одно из лучших и трагических полотен Марка Шагала «Белое распятие» написано художником после еврейских погромов в Германии, вошедших в историю как «Хрустальная ночь». Будучи евреем.

Виолончелист — Марк Шагал Одной из ярких и емких картин Шагала является «Виолончелист». На ней — исполненный тревоги и творческого порыва музыкант, играющий на виолончели, представляющей собой его тело.

Прогулка — Шагал Марк Марк Шагал заслуженно считается основателем авангардного направления в живописи двадцатого века. Особый взгляд на простые вещи и оригинальный способ донесения своих мыслей и идей до.

Голгофа (Распятие) — Марк Шагал На написание этой картины Шагала вдохновили старинные русско-византийские иконы. Первоначальное название — «Посвящение Христу». Мученик в солнечном нимбе, которому художник придал младенческие черты, воплощает кротость.

Автопортрет с музой (Сон) — Марк Шагал Картина свидетельствует о возврате к прежним приемам живописного языка. Шагал переосмысляет стилистику кубофутуризма, разработанную Ларионовым и Гончаровой. По своей экспрессии и пластической выразительности встреча ангела.

Слушая петуха — Марк Шагал Картина проникнута своеобразным ощущением чуда жизни. Нижняя часть холста затоплена красным цветом, из которого рождается петух, являющийся у Шагала, как в фольклоре почти всех народов.

Зеленый скрипач — Марк Шагал Шагал был вынужден довольно часто отвечать на вопрос, почему же в его картине нередко встречается скрипач, танцующий на крыше, при этом живописец невозмутимо утверждал, что.

Рождение — Марк Шагал Эта картина повествовательна и богата подробностями. Здесь наиболее ярко проявился 1 из главных принципов поэтики Шагала — использование взятых из жизни обыденных и сниженных деталей.

Над Витебском — Марк Шагал Витебск занимал особое место в сердце художника. Здесь родина Марка Шагала, с этим местом он сравнивал многочисленные города, где довелось жить мастеру. Подтверждение этому —.

Святое семейство — Марк Шагал Эта картина — разработка темы материнства и своеобразная вариация евангельского сюжета. В изображение евангельских канонов Шагал вносит элементы еврейской интерпретации. Дева Мария с младенцем Христом.

Желтая комната — Марк Шагал Картина получила свое название по доминирующему желтому цвету, который дополнен оттенками контрастных тонов — вишневых, голубых, розовых, белых. Глазам зрителя представлен интерьер комнаты, который как.

Ворота еврейского кладбища — Марк Шагал Картина в духе Апокалипсиса. Она являет собой своего рода образ тотальной катастрофы, отражающий современные события и полный предчувствия будущих перемен. Но мир предстает насквозь духовным.

Театр — Марк Шагал Декорации и костюмы для драматических и балетных постановок Шагал создавал в различные периоды своей художнической жизни. В роли театрального оформителя он известен меньше, чем в.

Еврей за молитвой — Марк Шагал Несмотря на сложную смысловую нагрузку и необычное композиционное решение, образ на полотне чрезвычайно выразителен. Пожилой еврей сидит и держит в руках книгу, над которой он.

Обнаженный — Марк Шагал С 1911 по 1914 Марк Шагал жил в Париже, приехав туда со своим учителем Львом Бакстом и окунувшись во французскую художественную жизнь. Его тогдашние работы.

Скрипач — Марк Шагал Картина изображает внутреннюю борьбу человека, его смятенное душевное состояние. Это выражается в ряде элементов, в том числе, в цвете. Картина с подчеркнутым религиозным и культурным.

Падение ангела — Марк Шагал Шагал писал эту картину на протяжении 3 десятилетий. В ней история в еще большей степени претворена в метаисторию. Его персонажи: — исполненный вещей тревоги старик.

Продавец скота — Марк Шагал Марк уже два года жил в Париже, но его по-прежнему привлекали и волновали образы-воспоминания, идущие из детства и связанные с родиной. Так, например, произведение «Продавец.

Цирковая лошадь — Марк Шагал Марк Шагал любил цирк и говорил, что цирковые артисты помогают двигаться к новым горизонтам. Посещение представлений стало одним из любимых занятий художника с первых лет.

Покойник (Смерть) — Марк Шагал Одна из 3 картин, представленных Шагалом на выставку работ учащихся школы Званцевой. С этой картины началась подлинная творческая биография художника. Ее символизм, граничащий с религиозностью.

Книжные иллюстрации — Марк Шагал Искусство гравюры Шагал постигал в Берлине, у Германа Штрука, написавшего классическое исследование на эту тему. Занимаясь иногда гравюрой по дереву и литографией, он все же.

Фрески и мозаики — Марк Шагал Уже достигнув всемирного признания, Шагал получил целый ряд заказов на оформление общественных зданий. Наиболее известны из такого рода работ потолочная роспись зрительного зала в парижской.

Белла с белым воротником — Марк Шагал Марк неоднократно рисовал свою возлюбленную и жену — Беллу Розенфельд, дочь богатого русского ювелира. Данный портрет является самым известным образом этой девушки, в котором у.

Время — река без берегов — Марк Шагал Неожиданное взаимосочетание поэтических образов, обнаруживает схожесть с манерой сюрреалистической живописи М. Эрнста и Р. Магритта. Название туманное, позаимствовано у Овидия. Крылатая рыба, летящие часы, замершая.

Введение в новый еврейский театр — Марк Шагал Это было центральное панно для организованного Государственного еврейского камерного театра, переделанного из барского особняка. Оно имело3 мв высоту и8 мв длину и было расположено вдоль.

Автопортрет с нимбом (Автопортрет-гротеск) — Поль Гоген «Символический автопортрет с нимбом» или «Автопортрет-гротеск» был создан художником в 1889 году и относится к Бретонскому периоду творчества живописца. Примечательна история создания работы. Однажды заурядная.

Автопортрет с камелиям — Паула Модерзон-Беккер В начале 1907 года Паула Модерзо-Беккер вновь отправилась в Париж, где продолжала интенсивно работать, совершенствуя свой стиль и технику живописания. Она часто бывала в Лувре.

Святой Марк Евангелист — Джованни Чимабуэ (Ченни ди Пепо) Апсида и широкий трансепт Верхней церкви Сан Франческо украшены фресками Чимабуэ. Здесь представлено изображение одного из четырех евангелистов, написанных на крестовом своде средокрестия. По обеим.

Автопортрет в соломенной шляпе II — Винсент Ван Гог В Антверпене у Ван Гога появилось стремление писать портреты. Переехав в Париж, он пытается усовершенствовать свои навыки, непрестанно рисуя знакомых. Кроме того, он уделял много.

Агава — Виктор Борисов-Мусатов По утверждению искусствоведов, истинным мотивом, побудившим Борисова-Мусатова отправиться в Париж, было его желание получить новые художественные впечатления. Вместе с тем, во время изучения живописи в.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: