Автопортрет, рембрандт, 1639 - JEKATERINBURG.RU

Автопортрет, рембрандт, 1639

Три в одном: автопортреты Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн – художник, который имел всё, но умер ни с чем. Судьба знаменитого живописца занимательна в той мере, в какой и печальна.

Величайший голландский художник родился в 1606 году в многодетной семье преуспевающего мельника. В юном возрасте Рембрандт получил классическое образование в Лейденской латинской школе (факт, который опровергает многочисленные догадки о неграмотности и необразованности живописца), а после проходил обучение под руководством двух именитых нидерландских мастеров – Якоба ван Сваненбурга и Питера Ластмана.

После успешного завершения учебы, будучи 19-летним юношей, художник открыл свою собственную студию, где рисовал первые самостоятельные работы, посвящённые сценам из Библии. Вдохновением, возможно, послужили домашние ужины – мать Рембрандта часто собирала всю семью за маленьким деревянным столом и читала Священное Писание вслух при свечах. Молва о молодом мастере быстро перешагнула границы его родного города, и всего через несколько лет после создания мастерской Рембрандт впервые открыл её двери для учеников.

Стиль Рембрандта многие современники считали по-настоящему непревзойдённым. Даровитый живописец очень умело обращался со светотенью – в своих картинах он намеренно затемнял большую часть полотна, создавая очаги яркости для привлечения внимания зрителей. Так, на картине ниже лучи света буквально пронзают темноту – воплощение опасности и буйства стихии – и обещают ученикам Христа спасение. С этой работой, к слову, связана одна печальная для мира искусства история – в 1990 году полотно было украдено из бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, и его поиски до сих пор не увенчались успехом.

Благодаря своему незаурядному таланту Рембрандт очень скоро достиг практически беспрецедентного уровня успеха в художественных кругах. За свои полотна он получал весьма крупные суммы, и заказы текли к нему рекой. Оттого ещё более неожиданным кажется то, что окончил свою жизнь выдающийся мастер в состоянии глубокой бедности. Как же так вышло?

Существует ошибочное мнение, что всему виной противоречивая картина живописца – знаменитый «Ночной дозор», который сам по себе не дозор, да и не ночной вовсе. События, изображенные на ней, на самом деле происходят днём, а в заблуждение искусствоведов ввела копоть, покрывшая полотно за несколько веков. В оригинале картина называется «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга», и это должен был быть обычный групповой портрет, выполненный по заказу, но всё обернулось несколько иначе.

Заказчикам картина пришлась не по душе. Они надеялись, что из-под кисти мастера выйдет привычный для того времени статичный ряд портретов, где плата за каждую нарисованную фигуру заранее оговаривалась лично с клиентом. Рембрандт же изменил концепцию и неожиданно для всех добавил на полотно незнакомых личностей, о которых до этого не было и речи (иными словами, протиснулись на картину бесплатно, когда остальные скрепя сердце расстались со своими кровно заработанными!).

Многочисленные детали, странные намёки и скрытые смыслы в результате превратили обычный портрет в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и множеством загадочных посланий. Поначалу Рембрандту даже не хотели платить за неё, но в конце концов картина всё-таки была выкуплена и размещена в зале для пиров и собраний (пришлось правда обрубить по краям, чтобы подходила по размеру, но хозяин – барин).

История породила легенду о том, что якобы именно после данного казуса Рембрандту перестали заказывать картины. На самом деле, доказательств этому нет, а последовавшие далее несчастья в жизни художника обусловлены совсем иными причинами.

Во-первых, виновата скоротечность моды. Мрачный стиль Рембрандта не выстоял в схватке с набиравшим популярность так называемым полированным стилем «прекрасной живописи», как например у Геррита Доу. Он, к слову, был первым учеником Рембрандта.

Во-вторых, свою роль сыграла смерть жены художника Саскии ван Эйленбюрх. Сама девушка происходила из богатой семьи, а её кузен являлся арт-дилером Рембрандта, водившим к нему знатных клиентов. После скоропостижной кончины супруги от болезни Рембрандт утратил связи с почтенным семейством и потерял своих покровителей.

Наконец, свою лепту в банкротство знаменитого художника внес его экстравагантный образ жизни. Рембрандт был заядлым коллекционером. В своем просторном доме он собирал картины старых мастеров, антиквариат, минералы и экзотические предметы из других стран, например, доспехи из Японии. Всё это вкупе с личными трагедиями (Рембрандт пережил четырёх из пяти своих детей) оставило неизгладимый след на творчестве живописца, которое мы можем наблюдать сегодня через серию его автопортретов.

Действительно, Рембрандт был одним из непревзойдённых мастеров портретного жанра и в особенности любил изображать самого себя. Художник рисовал и гравировал так много автопортретов, что сегодняшний зритель без труда сможет сложить из них биографию живописца. Изменения во внешности Рембрандта выдают художника, мы легко угадываем настроение и эмоциональное состояние, в котором он пребывал в тот или иной период своей жизни, и буквально читаем во взгляде чужие мысли.

Для наглядности сравним несколько портретов мастера. В первую очередь обратим внимание на его «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный в 1637 г.

Перед нами молодой гуляка – ему едва-едва за тридцать, он совсем недавно счастливо женился. Жизнь бьёт ключом; с карьерой дела тоже обстоят наилучшим образом. Рембрандт изображает себя в образе блудного сына, покинувшего отчий дом и проматывающего отцовское наследство без особых угрызений совести. На картине присутствуют некоторые аллегории, предупреждающие о неизбежности наказания, такие как, например, павлин – символ тщеславия и неправедного богатства, или же доска для выписки счёта в трактире, предвещающая скорую расплату, но в целом полотно воспринимается как смелое утверждение свободы и легкости бытия.

А вот чуть более поздняя работа Рембрандта – «Автопортрет в возрасте 34 лет». Эта картина представляет для любопытного зрителя особый интерес, поскольку является прямой отсылкой на творчество сразу нескольких мастеров ушедших веков.

История берет начало в апреле 1639 г. Обширная коллекция произведений искусства, некогда принадлежавшая почившему богатому купцу Лукасу ван Уффелену, оказывается выставленной на продажу. Рембрандт, конечно же, решает посетить аукцион, где на глаза ему попадается настоящее сокровище коллекции – «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне» кисти Рафаэля.

Известно, что Рембрандт не стал обладателем портрета, однако до наших дней дошел небольшой набросок, который художник нарисовал либо непосредственно на аукционе, либо же после, по памяти. Надпись «Anno 1639» живописец, вероятно, добавил несколько позже, чтобы отметить год, когда он увидел портрет.

В том же году Рембрандт создает офорт с автопортретом.

На лицо определённое сходство полотен. Однако примечательно, что уже в раннем эскизе Рембрандт в некоторой степени отклоняется от оригинала Рафаэля. В частности, изменено положение берета – у Рембрандта он заломлен под большим углом – и отличается поворот туловища. Это в свою очередь может быть обусловлено тем, с какого ракурса Рембрандт смотрел на портрет, сидя в аукционной комнате.

И всё бы замечательно, но одним Рафаэлем всё-таки сыт не будешь. Так, вероятно, счёл сам Рембрандт и задался вопросом: почему бы в окончательном варианте автопортрета не процитировать сразу трёх гениальных коллег? Отчего бы не вспомнить, например, о таких именитых мастерах как Тициан Вечеллио и Альбрехт Дюрер – ведь чем больше, тем лучше. Именно так в автопортрете 1640 г. оказались практически в точности повторены позы персонажей с картин вышеуказанных художников: все правой рукой упираются на парапет. Рембрандт сохранил берет Рафаэля и нарядил себя в аутентичный костюм шестнадцатого века, характерный для эпохи цитируемых им итальянских мастеров.

И гравюра 1639 года, и картина 1640 года представляют собой исключительную декларацию личного достоинства и уверенности Рембрандта в себе. Он создаёт эти работы в пик своей художественной карьеры, будучи на гребне славы, и потому столь открыто ассоциирует себя с величайшими живописцами эпохи Возрождения. Он претендует одновременно и на мастерство Рафаэля в рисовании, и на колоризм Тициана, и на связь с художественной традицией севера, наблюдаемую в работах Дюрера.

Блеск синего шелкового костюма с портрета Тициана Рембрандт заменяет коричневыми тонами, чтобы ничто не отвлекало внимания от лица художника, которое, несомненно, является главным элементом его картины. Освещение также подчеркивает центральность лица, а тёмное обрамление берета, волос и одежды усиливает его яркость. Взгляд Рембрандта прямой и направлен непосредственно в глаза зрителя – он не сомневается в своих силах и амбициях. Посредством творческого подражания в своём автопортрете он стремится доказать, что способен соперничать и, возможно, даже превосходить самых выдающихся мастеров мира искусства.

Тогда художник ещё не знал о том, что всего через два года умрёт его любимая жена, и несчастья вслед за этим посыплются на его голову одно за другим. В автопортрете, написанном Рембрандтом за 10 лет до смерти, живописец предстает перед нами в совершенно ином свете.

Рембрандт писал этот автопортрет уже в то время, когда долгие годы успеха оказались перечеркнутыми финансовым крахом. За год до создания картины был продан на аукционе его просторный дом на Sint-Antoniesbreestraat и другие владения для выплаты долгов кредиторам. В этой работе взгляд художника вновь прикован к зрителю, но глубоко посаженные глаза выражают уже не непоколебимую уверенность в себе, а грусть и печальную мудрость прожитых лет.

Читайте также  Художник макс эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Мастер писал до самой своей смерти в 1669 году и был похоронен в безымянной могиле за неимением средств. Сегодня Рембрандт известен как один из величайших европейских художников, в чьих автопортретах, несмотря на множество ролей и маскарадов, никогда не терялись черты индивидуальности живописца.

В чём секрет автопортрета Рембрандта, который побил рекорд мировых аукционов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Рембрандт — один из самых разносторонних художников XVII века

Он был одним из самых разносторонних художников XVII века, исследуя широкий спектр жанров, включая исторические картины, портреты и пейзажи. Каким бы ни был объект или предмет, его творчество запечатлевает чувство индивидуального духа и глубокую эмоциональную выразительность, качества, за которые он прославился в своё время.

Хотя автопортреты Рембрандта кажутся нам сегодня последовательной серией, фиксирующей почти весь период его карьеры, нет никаких оснований предполагать, что они были задуманы как серия, или что в их создании был общий мотив.

Ранние живописные, гравюрные и рисованные автопортреты художника из его лейденского периода часто являются такими же исследованиями характера и упражнениями в изображении настроений и падения света, но тем не менее, они пробуждают интерес к самоанализу и самопроекции.

Ван Рейн, должно быть, прославился своими автопортретами в начале собственной карьеры, потому что к тому времени, когда он основал свою студию в Амстердаме, он явно писал их для продажи клиентам, безусловно, в ответ на спрос. Его выпуск автопортретов для продажи значительно расширился в последующие годы, но быстро упал после начала 1640-х годов. Посещение мастерской художника уже было популярным времяпрепровождением среди любителей искусства, и в 1630-е годы Рембрандт не только писал сам, его ученики также писали его портреты для продажи.

В чём секрет картин Рембрандта

В отличие от своих современников, Рембрандт наделил свои гравюры живописным качеством, достигаемым благодаря суггестивному обращению со светом и тьмой.

Его стиль вскоре принял новаторский оборот, связанный с его использованием света, что оставляло большие области его картин скрытыми в тени.

Благодаря его интерпретации освещение быстро слабело, поскольку оно распространялось на картину, создавая пятна яркости и очаги глубокой темноты. В одном примере автопортрета, написанном, когда Рембрандту было пятьдесят четыре года, художник был беспощаден в изображении признаков старения на своём собственном лице, создавая краски в высоком рельефе, чтобы передать нахмуренный лоб, тяжёлые мешки под глазами и двойной подбородок.

Но как правило, во всех его автопортретах прослеживались некоторые закономерности.
Есть множество автопортретов, где зритель может увидеть Рембрандта, одетого в модную одежду.

Переодевание не было чем-то необычным для голландских художников, но в работах ван Рейна наряды были более роскошными, чем обычно. Историки моды, рассматривающие некоторые картины, связывают особенности его гардероба с одеждой XVI века, которую обычно носили в Италии и Германии.

Позы Рембрандта вдохновлены несколькими другими работами, в том числе портретом Рафаэля Бальдассаре Кастильоне (ныне в Лувре), Альбрехта Дюрера и других.

По словам некоторых современных историков и экспертов, Рембрандт частенько подражал художникам XVI века, таким как Тициан и Дюрер, которые писали очень тонко и изящно.

В отличие от многих молодых художников, Рембрандт подписал свои автопортреты только своим именем и настолько большим, что зритель не пропустил бы его. Он видел, как художники, такие как Рафаэль, Тициан, Микеланджело, подписывали свои работы именами, поэтому также решил использовать этот метод и для своих автопортретов и не только.

Новый мировой рекорд

Но вернёмся к портрету, который установил новый мировой рекорд.

Один из немногих автопортретов Рембрандта ван Рейна, находящихся в частных руках, был выставлен на аукционе Sotheby’s в прошлом месяце. Картина 1632 года, созданная, когда Рембрандту было всего двадцать шесть лет, оценивалась в сумму от пятнадцати до двадцати миллионов долларов.

Картина, на которой художник изображён в гофрированном воротнике и чёрной шляпе, возможно, была задумана как своего рода «визитная карточка».

Но ещё одна интригующая идея заключается в том, что он создал его, чтобы произвести впечатление на родственников своей будущей жены, Саскии ван Уйленбург, музы, которая впоследствии появится в нескольких известных работах художника. Некоторые исследователи полагают, что одежда Рембрандта, которая предполагает, что он имеет такой же статус, как и его клиенты, должна была сигнализировать о процветании буржуазной семьи Ван Уйленбурга. Примечательно, что холст был написан в достаточно малом масштабе, чтобы его можно было отправить через всю страну в город, в котором она жила в то время.

Когда Рембрандт закончил картину, он был в самом разгаре становления как блудный художник в Амстердаме. Сопредседатель Sotheby’s по картинам старых мастеров Джордж Гордон говорит, что небольшая композиция была сделана наспех, потому что подпись была добавлена на холст, когда краска была ещё влажной. (Аналогичное изображение его подписи, которое Рембрандт использовал лишь в течение короткого периода времени, видно на «Уроке анатомии доктора Николаеса Тюльпа»).

Работа имеет увлекательную рыночную историю. Последний раз этот автопортрет появлялся на аукционе в 1970 году, когда был куплен из анонимной коллекции парижского коллекционера Ж. О. Легенгука всего за шестьсот пятьдесят фунтов стерлингов в то время, когда его подлинность ещё не была установлена. На этот раз его продавал коллекционер, купивший картину в 2005 году у голландского дилера Noortman Master Paintings.

За него боролись шесть коллекционеров. Окончательная стоимость картины оказалась вдвое выше предыдущего рекорда, установленного в 2003 году (почти семь миллиона фунтов стерлингов). В итоге, автопортрет кисти Рембрандта был продан на аукционе в Лондоне почти за девятнадцать миллионов долларов.

Как оказалось, Рембрандт прославился не только автопортретами, а и своими реалистично-эмоциональными картинами , которые до сих пор критикуют и обсуждают ценители искусства во всём мире. Впрочем, помимо ван Рейна, говорят и о других выдающихся живописцах, чьи имена также вошли в историю.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Художественная галерея (4494)
  • Reading and Art/ book (543)
  • Детские образы в живописи (370)
  • Поэзия (2263)
  • Русские поэты/Советские поэты (400)
  • Антология восьмистиший (101)
  • Владимир Владимирович Маяковский (88)
  • Переводы (78)
  • Антология восьмистиший/Дополнения (75)
  • Антология одного стихотворения (66)
  • Франческо Петрарка (49)
  • Библейские мотивы в русской поэзии (29)
  • Антология поэзии русского зарубежья 1920–1990 (19)
  • Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ любовная лирика (18)
  • Поэты «Золотого века» (14)
  • А. Ахматова. Стихи о любви (11)
  • Николай Алексеевич НЕКРАСОВ Стихи о любви (6)
  • МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (47)
  • Поэты и поэзия серебряного века (281)
  • Актеры читают классику/ поэзию (312)
  • Сущность дня (1943)
  • Писатели — поэты — жизнь и судьба (992)
  • А.П. Чехов (123)
  • ВЛАДИМИР ГИЛЯРОВСКИЙ – ДАЛЬНИЙ РОДСТВЕННИК ЭРАСТА (6)
  • Лев Толстой (685)
  • Лев Толстой Об истине, жизни и поведении (377)
  • Мысли мудрых людей на каждый день (84)
  • Толстой Лев Николаевич Дневники (41)
  • Жемчужины мудрости. Фраза на каждый день (684)
  • Этот день в истории. (585)
  • для детей и взрослых (521)
  • Многослов-1: (193)
  • Книга занимательных историй » (58)
  • Пушкинские проповеди Симон Соловейчик (56)
  • Письма о добром и прекрасном (30)
  • Музыка: (463)
  • Путеводитель по зарубежной популярной музыке (34)
  • Великие композиторы / исполнители (307)
  • Дневники/Воспоминания (416)
  • 100 лет Октябрьской революции (91)
  • Встречи с А.А. Ахматовой (39)
  • Photos/Фотоподборка (385)
  • Актеры — жизнь и судьба (267)
  • Ольга Книппер-Чехова “ЧЕХОВ МЕЧТАЛ О ЖЕНЩИНЕ-ЛУН (7)
  • Мудрые мысли (261)
  • Психология//философия (244)
  • Сунь-Цзы. Искусство побеждать (13)
  • выдающиеся женщины (200)
  • Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин (21)
  • English (176)
  • «Крупицы Истины» (175)
  • Чтения и размышления у книжного шк (155)
  • Анекдоты о литераторах (30)
  • Галантные дамы былых времен (28)
  • Исторические анекдоты (19)
  • Черубина де Габриак: другая сторона медали (5)
  • СССР в зарисовках и анекдотах (5)
  • Анекдоты о Вольтере, (4)
  • Николай Степанович Гумилёв: свидетельства и воспо (2)
  • Молодой Борис Пастернак и его окружение (2)
  • Библия (Синодальный перевод). (148)
  • Псалмы Давида (83)
  • Книга Притчей Соломоновых (31)
  • Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами (21)
  • Книга Екклеcиаста, или Проповедника (12)
  • Русская семерка (131)
  • Факты из жизни (123)
  • История одной песни/ романса (117)
  • Современные художники (109)
  • Письма в облака незнакомому любимому человеку (95)
  • Скульптура (85)
  • «Наполним музыкой сердца » Окуджава (73)
  • Правила Жизни (73)
  • Филип Стенхоп Честерфилд. Письма к сыну (69)
  • ЖЕМЧУЖИНЫ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ (66)
  • Композиторы — жизнь и судьба (58)
  • Ироническая и юмористическая поэзия (52)
  • БОРИС ЗАХОДЕР — ЗАХОДЕРЗОСТИ (21)
  • коллекция русских икон арт-галереи Дежа Вю (50)
  • «Владимир, или Прерванный Полет» (Марина Влади) (49)
  • Тютчев Федор Иванович (43)
  • Уинстон Черчилль: факты и анекдоты из жизни полити (34)
  • Музы художников (29)
  • Поэзия Востока (22)
  • Александр Блок Стихи о прекрасной даме (15)
  • Эрнест Миллер Хемингуэй (14)
  • «Кредо человека», Эрнест Хемингуэй (6)
  • Классики фотографии (12)
  • СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ ИВАНА КОЗЛОВСКОГО (6)
  • ДВЕ ЖЕНЫ И ДВЕ ПОЛОВИНКИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА (6)
  • Анри Барбюс. Нежность (6)
  • А. К. Толстой. Стихи о любви (5)
  • И. Анненский. Стихи о любви (4)
  • СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ: ОБРЕЧЕННЫЙ НА ЛЮБОВЬ (4)
  • Культура, искусство, история (3400)
  • Статьи / Документ (1035)
  • Foto History/ Retro foto (260)
  • Легендарные актеры и режиссеры театра и кино (186)
  • «100 фактов о культурном достоянии России» (104)
  • Факт дня (76)
  • история США (64)
  • Всемирная история с Андреем Сидорчиком (58)
  • Наше старое кино (38)
  • Топ-5 (31)
  • Факультатив по истории (28)
  • Гравюра (13)
  • Говорит и показывает: (8)
  • metalwork / Ceramic (5)
  • Мир вокруг нас (966)
  • video (532)
  • Александр Сергеевич Пушкин (296)
  • Друзья и современники А.С.Пушкина (21)
  • Роман в письмах (7)
  • А. С. Пушкин. Стихи о любви (4)
  • Андрэ Моруа. Письма незнакомке (54)
  • Афоризмы, цитаты, пословицы (1861)
  • Великие мысли и афоризмы великих людей (167)
  • Законы жизни (90)
  • Семь смертных грехов и семь добродетелей (72)
  • Мудрецы Поднебесной империи (70)
  • Прокачай мозг методом британских ученых (62)
  • Марк Твен. Афоризмы и шутки (48)
  • Универсальный цитатник политика и журналиста (44)
  • ОТЦЫ И ДЕТИ (33)
  • Формула успеха (19)
  • Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин (18)
  • Генрих Гейне. Мысли и афоризмы (13)
  • барды /авторская песня (29)
  • биография (941)
  • Великие мыслители / (423)
  • 10 000 АФОРИЗМОВ ВЕЛИКИХ МУДРЕЦОВ (207)
  • Николо Макиавелли. (14)
  • Изречения из басен, поэм, трактатов Древней Индии (10)
  • Книга Сёрена Кьеркьегора “Евангелие страданий” (7)
  • живопись (9610)
  • Женский образ в живописи (2415)
  • natural world (1022)
  • рассказы о шедеврах живописи (412)
  • Библия и живопись/ Религиозная живопись (404)
  • Мужской портрет (283)
  • «Домашние питомцы на картинах художников&quot (252)
  • «Шедевры итальянской живописи» (91)
  • Русская историческая живопись/Произведение искус (89)
  • Interior (66)
  • История графики/ графикa (52)
  • Автопортрет (44)
  • Советская реалистическая живопись (38)
  • Из истории реализма в русской живописи 18-19 веков (24)
  • Городской пейзаж (17)
  • Мастера натюрморта (2)
  • жанровая живопись (3280)
  • Натюрморт/ цветочный натюрморт (874)
  • Одна картина (4011)
  • Портрет (1834)
  • Живопись и поэзия (475)
  • Поэтический мир прерафаэлитов (41)
  • Афоризмы Британии. (20)
  • Великие истории любви (299)
  • итальянский ренессанс (20)
  • Классическая музыка (165)
  • опера/ балет/Шедевры искусства (27)
  • литература (2444)
  • Я читаю /Читалка (150)
  • Словарь афоризмов русских писателей (126)
  • Лауреаты Нобелевской премии по литературе (35)
  • Актуальный Карамзин. (34)
  • Юрий Безелянский (26)
  • Кривин Феликс Дистрофики (23)
  • Антология Сатиры и Юмора России ХХ века (23)
  • Феликс Кривин Полусказки (22)
  • литературный_пир (22)
  • История одного произведения (21)
  • Феликс Кривин Всемирная история в анекдотах (17)
  • Адресаты произведений русских поэтов и писателей (14)
  • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ›: (5)
  • Кривин Феликс Давидович Избранное (4)
  • Императорская библиотека (3)
  • Литературная страница (2554)
  • Строки, рожденные в этот день. (411)
  • актуальная классика//»отрывок из книги» (130)
  • Последнее стихотворение (XVIII-XX вв. русской поэ (95)
  • Чудное мгновенье Любовная лирика русских поэтов (78)
  • Поэзия войны../ Песни о войне (74)
  • театр прозы. поэзии — видео — mp3 (67)
  • Автографы (42)
  • БлОговещенск (38)
  • Вероника Михайловна Тушнова (17)
  • С. Есенин. Стихи о любви (13)
  • личности в истории (451)
  • ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей (167)
  • Марина Цветаева (44)
  • Музеи (636)
  • Государственный Эрмитаж (95)
  • Лондонская Национальная Галерея (49)
  • Картины из коллекции Лувра (42)
  • Государственная Третьяковская галерея (36)
  • Шедевры Эрмитажа. Старые мастера (34)
  • Private collection (32)
  • музей д’Орсе (28)
  • Museo del Prado, Madrid (17)
  • Метрополитен-музей (17)
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. (15)
  • Tate (12)
  • шедевры мировой живописи в вашем доме /Лувр (10)
  • Музей «Грюнес Гевёльбе» — «Зелёные Своды» (7)
  • Венский Музей истории искусства (6)
  • Британская Национальная галерея (2)
  • Музы знаменитых писателей (38)
  • музыка и живопись (42)
  • музыкальная страница (688)
  • ОСКАР УАЙЛЬД (39)
  • Памятные даты (1827)
  • «сегодня родились» (1081)
  • Притчи, байки (38)
  • проза (64)
  • рассказы о музыке и музыкантах (137)
  • рассказы о художниках и картинах (654)
  • Картины Яна Вермеера (31)
  • Эль Греко (12)
  • театр , кино -актеры-актрисы — жизнь и судьба (54)
  • Стихи в прозе (10)
  • Человек без границ (79)
  • Тургенев Иван Сергеевич (70)
  • Художник (3493)
  • Renoir, Pierre-Auguste (176)
  • Илья Репин (127)
  • Рембрандт Харменс ван Рейн (96)
  • Vincent van Gogh (80)
  • Жизнь Тулуз-Лотрека (49)
  • Валентин Серов (47)
  • Эдгар Дега Hilaire-Germain-Edgar De Gas (44)
  • Константин Коровин (37)
  • Рубенс, Питер Пауль (23)
  • Василий Поленов (23)
  • Рафаэль Санти (18)
  • воспоминания Михаила Нестерова (15)
  • Художник-музыканты-литераторы- актеры (119)
  • Цитаты из книги (399)
  • Энциклопедический словарь крылатых слов и выражени (947)
  • Юмор и сатира (543)
  • К вам мой попугай не залетал? (18)
Читайте также  Портрет инесс муатесье, энгр, 1856

Музыка

Поиск по дневнику

Статистика

Автопортрет, Рембрандт, 1639

Автопортрет — Рембрандт Харменс Ван Рейн. Около 1639. Дерево, масло. 62,5х54

Рембрандт (1606-1669) был тем художником в новой европейской живописи, кто стремился проникнуть в глубины человеческой души, поэтому он так много писал автопортретов, словно беседовал с самим собой.

В молодости, еще будучи счастливым и даже беспечным, он любил изображать себя нарядным и слегка позирующим. «Рембрандт любил наряжаться и переодеваться, как заправский актер, — отметил французский писатель и художник Эжен Фромантен, — он надевал тюрбаны, бархатные береты, фетровые шляпы, камзолы, плащи .

Он прицеплял к волосам драгоценности, надевал на шею золотые цепи с камнями». Но при этом художник стремился проникнуть в тайное тайных человека, что видно и в данном «Автопортрете».

Рисуя себя цветущего, мастер пытался удержать молодость и красоту на холсте, потому что они проходят.

Человек какой он есть — слабый, находящийся во власти времени и все-таки сильный, пока чувствует в себе биение жизни, — вот главная тема рембрандтовской живописи.

Автопортрет Рембрандта в Кёльнском музее

В моем Европейском турне были не только архитектурные достопримечательности и природные ландшафты. Как любой художник я нашла время и для посещения музеев. Так приятно порадовал музей Вальрафа-Рихарца в Кёльне. Сегодня расскажу только об одном художнике Рембрандте. В музее представлен его автопортрет. Причем один из самых последних.

Этот автопортрет смеющегося художника был написан за несколько лет до смерти Рембрандта, последние годы жизни которого были наполнены трагедиями. Он тяжело переживал смерть любимой жены Саскии, его объявили банкротом, он был вынужден продать все свое имущество и перебраться на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где и провел остаток жизни. Однако эти трагические события не только не сломили живописца, но и подняли его искусство на такую высоту, которую не смог покорить больше никто. Если посмотреть автопортреты этого великого художника, то можно не только увидеть, как менялось его творчество, но и понять чем жил и дышал художник в тот или иной период. Это единственный в своем роде живописец, который написал около 90 своих автопортретов. Рембрандт начал обращаться к автопортрету еще в ранний, лейденский, период. Чуть позже он переезжает из Лейдена в Амстердам и почти сразу приобретает известность.

На ранних полотнах он запечатлел себя как молодого бунтаря, строящего гримасы и с любопытством изучающего себя в зеркале.

Он первый изобразил себя в берете и бархатной одежде. Теперь этот образ у нас неразрывно связан с профессией — художник.

Позже это уже человек с определенным статусом в обществе, успешный, богатый, влюбленный. Он не пользуется услугами натурщиков и все чаще пишет свои автопортреты. Как в графике, так и маслом. При этом отрабатывает мимику и движения. Позже его изображение в качестве героя появляется и на сюжетных полотнах.

Жизнь его была полна любви, славы, успеха. Но все заканчивается. В 1642 году умирает его любимая Саския, а до этого три ребенка. И в жизни Рембрандта наступает переломный и очень сложный момент. Он пишет свою всемирно известную картину «Ночной дозор», которая практически ставит крест на его карьере. Богатство тает на глазах. 10 лет он не писал свои автопортреты. Но в 50-е годы возвращается к этой теме. И теперь мы видим уже не холеного и успешного горожанина, а мудрого и многое пережившего человека.

Колорит автопортрета, представленного в музее Вальрафа-Рихарца, крайне сдержан.

Свет падает на изрытые морщинами лоб и щеки Рембрандта, чьи брови приподняты от смеха. Кажется, что зритель отвлек его от работы. Слева на мольберте стоит портрет, но кто на нем изображен и почему художник улыбается? Существует несколько трактовок. По одной версии, слева показан бог Терминус как напоминание о скором приближении конца жизни, по другой — это изображение античного художника Зевксиса, который, согласно легенде, однажды нарисовал морщинистую старуху и портрет получился настолько смешным, что автор умер от смеха. Вот такая история. А как вы относитесь к этому художнику и какие его произведения вам больше всего нравятся?

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Да, Рембрандта можно назвать художником, которому не нужны модели. Мастер написал огромное множество портретов своей жены Саскии и еще больше – автопортретов (более 80!). Один из последних был назван самой дорогой работой Рембрандта. Автопортрет ушел с молотка за рекордные 18,7 миллиона долларов.

Существует интересная теория о том, почему художник на самом деле создавал столько личных портретов.

О художнике

Произведения Рембрандта остаются одними из самых ценных в мире произведений всех времен. Голландский художник, который доминировал в Золотой Век, оставил след, который его заклятые соперники не смогли стереть до сих пор. Его работы стали частью постоянных экспозиций самых знаменитых музеев мира.

Рембрандт написал так много автопортретов (80!), что изменения в его внешности побуждают нас оценить его настроение и период жизни. Сравнивая его автопортреты, мы словно читаем эти образы. Это наглядная автобиография Рембрандта. Написать столько собственных образов (10% от общего числа работ) было чрезвычайно много для любого художника того времени. Для сравнения, очень трудолюбивый художник и плодовитый своими работами Рубенс написал всего семь автопортретов.

Работы Рембрандта – это и офорты, и гравюры, и полотна. Автопортреты-офорты в основном неформальные, часто игривые, этюды выражают экспрессивные выражения лица художника, а в портретах Рембрандт демонстрирует себя в различных костюмах, в некоторых работах одежда является чрезвычайно модной для той эпохи. В других он гримасничает. Его картины маслом отражают прогресс от неуверенного молодого человека и очень успешного портретиста 1630-х годов до тревожных, но чрезвычайно мощных портретов его старости. Вкупе они дают удивительно четкое представление о человеке, его внешности и психологическом облике. Рембрандт — единственный художник, который сделал автопортрет одним из основных средств художественного самовыражения. Именно он превратил автопортрет в автобиографию. Вторым после него был Ван Гог.

Автопортрет 1636–1638 годов

В своем «Автопортрете 1636–1638 годов» из музея Нортона Саймона (в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса) Рембрандт образом изобразил себя в профиль в ¾, задумчиво глядящим в глаза зрителю. Брови мастера чуть нахмурены, лицо напряжено. Образ знаком зрителю, но, скажем, поза очень искажена. Его левая рука прижата к груди, которую украшает дорогой пиджак. Тенденции этой одежды восходят к костюмам прошлого века, что является преднамеренным способом Рембрандта согласовать живопись с портретами эпохи Возрождения, призванными повысить статус художников, которые долгое время считались лишь ремесленниками, а не настоящими мастерами. Его состоятельная и аристократичная внешность впечатляет и с точки зрения его экономических возможностей: в то время Рембрандт был на грани банкротства (а значит, образ и реальность снова не согласуются). Драматическое освещение подчеркивает эту искусственность образа.

Читайте также  Мужской портрет, антонелло да мессина, 1475


Автопортрет 1636–1638 годов

Автопортрет 1659 года

Вот, например, один из автопортретов с жизненной трагедией, написанный через 20 лет после предыдущего. Рембрандт написал эту работу в 1659 году, когда после многих лет успеха он потерпел финансовую неудачу. Его просторный дом в Амстердаме и другое имущество были проданы с аукциона, чтобы расплатиться с кредиторами.


Автопортрет 1659 года

И что мы видим на полотне? Уголки бровей опущены (это грусть), губы напряжены (человек не спокоен и не расслаблен, его явно что-то тревожит). В глазах можно прочитать отчаяние и беспокойство о будущем. Глубоко посаженные глаза, глядящие прямо на зрителя, выражают мудрость, полученную горьким жизненным опытом. Кстати, художник использовал подобный ракурс, вдохновившись знаменитым портретом Бальтазара Кастильоне кисти Рафаэля, который Рембрандт видел воочию на аукционе в Амстердаме в 1639 году.


Портрет Бальтазара Кастильоне кисти Рафаэля

Самый дорогой автопортрет

С новостных лент не сходит сообщение о том, что один из многих автопортретов Рембрандта был продан на виртуальном аукционе в июле этого года за 14,5 миллиона фунтов стерлингов (18,7 миллиона долларов) – и это рекордная цена для автопортрета голландского мастера. Это произведение искусства 1632 года выполнено на дубовой панели и изображает молодого художника в тот самый период времени, когда тот недавно обосновался в Амстердаме. На рассматриваемой работе художник одет в черную одежду с белым воротником, в черную шляпу с золотой отделкой. Эта работа является одной из двух, на которых художник изобразил себя в образе состоятельного молодого человека.


Автопортрет 1632 года

Почему Рембрандт создал так много автопортретов?

Рембрандт был одним из первых пионеров селфи-портретов, который создал около 80 картин, гравюр и рисунков со своим образом в возрасте от 22 до 63 лет, запечатлев различные стили и настроения.

Как считают ряд искусствоведов, Рембрандт создавал автопортреты с целью:
1. изучения персонажей
2. упражнения по изображению настроения и света,
3. пробовал различные сложные костюмы,
4. а также для демонстрации подходящего стиля клиенту с последующим создание работы под заказ.

Вполне вероятно, что художник писал свои автопортреты для того, чтобы дать потенциальным покупателям представление о том, как он изобразит их, если они закажут у него портрет. Очень дальновидный маркетинговый ход, не так ли? Есть еще одна интересная деталь: вы обращали внимание, что Рембрандт очень редко изображал свои руки? Дело в том, что автопортреты были созданы художником, смотрящим на себя в зеркало. Поэтому руки обычно опускаются или «бегло описываются». Они остаются на «изнанке», в тени.

Все эти работы демонстрируют блестящие навыки Рембрандта как живописца, психологического художника, а также его глубокие познания в исторических предметах и истории искусства. Его приемы и костюмы не только прославляют исторический жанр, но и предвосхищают будущее, в котором самобытность создается художником, а человечество выражается личными образами.

Автопортрет (Рембрандт, Индианаполис)

Этот автопортрет 1629 года голландского художника Рембрандта является одним из первых и, возможно, первым из более чем 40 автопортретов, написанных им за четыре десятилетия. В настоящее время он находится в коллекции Фонда Клоуза в Художественном музее Индианаполиса .

Резюме

  • 1 Описание
  • 2 История
    • 2.1 Споры об авторстве
    • 2.2 Приобретение
  • 3 Примечания и ссылки
  • 4 приложения
    • 4.1 Библиография
    • 4.2 Связанная статья
    • 4.3 Внешние ссылки

Описание

Это портрет проработанной непосредственности. Приоткрытые губы, наклоненная голова и наклоненное положение вызывают момент удивления и внезапного оживления и устанавливают драматические отношения со зрителем. Художник одет в аксессуары, взятые из коллекции его мастерской: шарф, опущенный капот с тенью, закрывающей лоб, и стальное горлышко, от которого оторвана заклепка. Рембрандт никогда не служил в милиции, и ошейник не имеет символического значения.

Художнику было всего двадцать три года, когда он написал этот автопортрет, но он уже использует и владеет широким спектром художественных приемов, чтобы вызывать эмоции и драматический эффект. Освещение и плотная атмосфера, которые будут характерны для его работ, уже присутствуют в этой картине. Почти однотонные оттенки; проницательная манера письма, разделение прядей на прядки мокрой краской вносят свой вклад в эмоциональный заряд. Впоследствии он воспользуется этими процессами в своих основных работах, чтобы достоверно передать чувства.

История

Когда он написал этот автопортрет, Рембрандт был еще молодым художником из своего родного города Лейдена , не имевшего славы. Мастер небольшой мастерской, он довел до совершенства свое искусство там и открыл этот жанр в своих работах, которые затем будут цениться коллекционерами. Это может быть момент в его ученичестве: Самуэль ван Хугстратен , который учился у Рембрандта, позже напишет руководство по рисованию, защищающее автопортрет, чтобы научиться улавливать эмоции. Другое, более прозаическое объяснение того, что Рембрандт рисует свои ранние автопортреты, заключается в том, что он избегает найма модели, что является привлекательной экономией для молодого художника, борющегося с невзгодами.

Споры об атрибуции

Рембрандт часто использовал свои автопортреты в качестве учебного пособия для своих учеников, заставляя их рисовать несколько копий и вариаций, как для обучения, так и потому, что они довольно хорошо продавались. Таким образом, существует как минимум пять копий этой картины, что вызывает сомнения в ее принадлежности мастеру. Историк искусства Авраам Бредиус, который обнаружил его в замке недалеко от Львова в 1897 году, сначала представил его как настоящего Рембрандта, но передумал в 1969 году. Затем исследователи продолжали разделять его мнение до и после уборки, проведенной в 1966 году. Дальнейшие исследования, в том числе рентген в 1979 году, привели к тому, что автопортрет был сочтен Рембрандтом. Таким образом, рентгеновский снимок выявил сожаления и изменения в углах плеч, головы и шляпы: таким образом, картина является оригинальной композицией, а не простой копией.

Кроме того, на картине есть монограмма RHL, которую Рембрандт использовал в годы его пребывания в Лейдене. Эти инициалы были добавлены, когда краска была еще влажной, и не появляются на копиях. Наконец, у портрета есть несколько изъянов на подбородке художника. Художник никогда не маскировал морщины и недостатки лица, в то время как его ученики старались их скрывать.

Получение

Картина была приобретена ГСГ Клаус в 1951 году, прекратив свое хождение среди знатных семей в Польше . Семья Клоузов подарила его Художественному музею Индианаполиса в 1959 году. Он имеет серийный номер C10063 и находится в павильоне Клоузов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: