Автопортрет, ганс гольбейн младший, 1542 - JEKATERINBURG.RU

Автопортрет, ганс гольбейн младший, 1542

Чем прославился королевский художник Ганс Гольбейн Младший: 10 фактов о современнике Босха

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Биография

Ганса Гольбейна обычно называют «Младшим», чтобы отличить его от отца. У них были общие имена и цели. Старший Гольбейн был художником, который управлял большой мастерской в городе Аугсбург с помощью своего брата Зигмунда. Именно под опекой своего отца юный Ганс и его брат Амброзиус научились искусству рисования, гравюры и живописи. Отец и сыновья вместе изображены в триптихе Гольбейна Старшего 1504 года, находящего в Базилике Святого Павла.

Будучи подростками, братья переехали в Базель, центр академического и издательского секторов Германии, где они работали гравёрами. Гравюра была очень важным средством в то время, как один из единственных способов массового производства изображений для широкого распространения. Находясь в Базеле, Гансу также было поручено написать портреты мэра города и его жены. Его самые ранние сохранившиеся портреты, отражающие готический стиль, любимый его отцом, сильно отличаются от более поздних работ, которые по праву считаются его выдающимися шедеврами.

2. Религиозное искусство

В начале 20-х годов Ганс зарекомендовал себя как независимый мастер, управляя собственной мастерской, став гражданином Базеля и членом его гильдии художников. Это был успешный период для молодого художника, который получал многочисленные заказы как от учреждений, так и от частных лиц. Некоторые из них были светскими, как, например, его проекты стен ратуши. Однако большинство из них были религиозными, такими как иллюстрации к новым изданиям Библии и картины с библейскими сценами.

Именно в это время лютеранство начало оказывать влияние в Базеле. Несколькими годами ранее основатель протестантизма прибил свои девяносто пять тезисов к двери церкви в шести ста километрах от города Виттенберг. Интересно, что большинство религиозных работ Ганса за годы его пребывания в Базеле свидетельствуют о симпатии к новому движению. Например, он создал титульный лист для Библии Мартина Лютера.

3. Портретист

Ранний портрет мэра Базеля, написанный Гансом, привлёк внимание некоторых других важных фигур в городе, в том числе легендарного учёного и философа Эразма. Эразм славно путешествовал по Европе, обзаведясь многочисленными друзьями и единомышленниками, с которыми он регулярно переписывался. В дополнение к своим письмам он хотел отправить им своё изображение и поэтому нанял Ганса для создания своего портрета. Между художником и учёным установились отношения, которые оказались чрезвычайно полезными для Гольбейна Младшего в его дальнейшей карьере.

4. В поисках стиля

Как в мастерской своего отца, так и в Базеле, Ганс находился под влиянием позднеготического движения. В то время он оставался самым заметным стилем в Нидерландах и Германии. Готическое искусство отличалось преувеличенными фигурами и акцентом на линии, а это означало, что ему, как правило, не хватало глубины и размерности в отличие от его классического аналога.

Учёные и историки искусствоведы предполагают, что более поздние работы художника были связаны с воспоминаниями о путешествиях по Европе, особенно – Италии. Примечательно, что Ганс начал создавать как живописные виды, так и портреты, такие как Венера и Купидон (Амур), которые демонстрировали новое понимание перспективы и пропорций. В то время как лицо Венеры сохраняет элементы североевропейского стиля, её тело, поза и поза маленького амура напоминают итальянских мастеров.

Гольбейн также известен тем, что научился новым методам у других зарубежных художников. Например, от французского художника Жана Клуэ он перенял технику использования цветных мелков для своих эскизов. В Англии он научился создавать ценные иллюстрированные рукописи, которые использовались как символ богатства, статуса и благочестия.

5. Работа с металлом

Позже в своей карьере Ганс добавил работу по металлу к длинному списку навыков, которыми он уже овладел. Художник работал непосредственно на печально известную вторую жену Генриха VIII, Анну Болейн, создавая украшения, декоративные тарелки и чашки для её коллекции безделушек.

Он также изготовил специальные предметы для самого короля, в первую очередь гринвичские доспехи, которые Генрих носил, участвуя в турнирах. Доспехи с замысловатой гравировкой были настолько впечатляющими, что в течение десятилетий после этого они вдохновляли английских металлистов пытаться соответствовать мастерству Гольбейна.

Во многих рисунках Ганса использовались традиционные мотивы, наблюдавшиеся в металлических изделиях на протяжении веков, такие как листва и цветы. По мере того, как Гольбейн набирался опыта, он начал акцентировать внимание на всё более сложные образы, такие как русалки, которые стали отличительной чертой его работы.

6. Поездка в Англию

В 1526 году он отправился в Англию, используя свои связи с Эразмом, чтобы проникнуть в самые элитные социальные круги страны. Ганс прожил в Англии два года, в течение которых сделал портреты некоторых высокопоставленных мужчин и женщин, спроектировал потрясающую небесную фреску на потолке для столовой величественного дома и нарисовал большую панораму битвы между англичанами и их вечным врагом, французами.

После четырёх лет в Базеле художник вернулся в Англию в 1532 году и оставался там до своей смерти в 1543 году. Многие из его шедевров были созданы в этот последний период его жизни, и он получил официальную должность королевского художника. Это означало, что Ганс мог рассчитывать на финансовую и социальную поддержку одного из самых влиятельных людей в мире, пока он продолжал создавать фантастические произведения искусства.

Он со всей ответственностью подошёл к своей новой роли, создав окончательный портрет Генриха VIII, а также несколько картин с его жёнами и придворными. Помимо этих официальных произведений, Ганс также продолжал принимать частные заказы, наиболее прибыльные, которых были для коллекции лондонских торговцев, щедро плативших за отдельные портреты и большие картины для своей гильдии.

7. Королевский двор и шедевры

Наряду с его культовым портретом Генриха VIII, «Послы» входят в число самых знаменитых работ Ганса. На картине изображены два француза, которые жили при английском дворе в 1533 году и наполнены скрытым смыслом. Многие из показанных предметов представляют собой разделение церкви, такие как наполовину скрытое распятие, сломанная струна лютни и гимн, написанный на нотах. Такая замысловатая символика демонстрирует мастерство художника в деталях.

Однако самым поразительным признаком, несомненно, является искажённый череп, который доминирует на нижнем переднем плане. С прямой линии можно почти различить грубые очертания черепа, но, двигаясь влево, полная форма становится ясной. Таким образом, Ганс использовал своё владение перспективой, чтобы отразить таинственную, но неоспоримую природу смертности.

8. Перемены

После четырёх лет, проведённых в Базеле, Ганс вернулся в радикально изменившуюся Англию. Он прибыл в тот самый год, когда Генрих VIII покинул Рим, бросив вызов приказам папы, отделившись от Екатерины Арагонской и женившись на Анне Болейн. Хотя круг общения, который он сформировал во время своего первого пребывания в Англии, потерял королевскую благосклонность, Гольбейну удалось снискать расположение новых властей, Томаса Кромвеля и семьи Болейн. Кромвель отвечал за королевскую пропаганду и использовал художественные навыки художника для создания серии весьма влиятельных портретов королевской семьи и двора.

Один из этих портретов не совсем соответствовал плану и фактически способствовал тому, что Кромвель впал в немилость. В 1539 году министр организовал женитьбу Генриха на его четвёртой жене, Анне Клевской. Он послал Ганса сделать портрет невесты, чтобы показать королю, и лестная картина, как говорят, скрепила сделку. Однако, когда Генрих увидел Анну лично, он был очень разочарован её внешностью, и их брак в конечном итоге был аннулирован. К счастью для Ганса, Генрих не лишил его художественной лицензии, а попросту обвинил Кромвеля в ошибке.

9. Личная жизнь

Находясь в Базеле, Ганс женился на вдове на несколько лет старше себя, у которой уже был один сын. Вместе у них родилось ещё двое детей: сын и дочь, которые изображены на замечательной картине под названием «Семья художника». Хотя картина написана в стиле «Мадонны с младенцем», основная атмосфера, вызванная в картине — это меланхолия, по-видимому, отражающая то, что было далеко не счастливым браком.

За исключением одной краткой поездки в Базель в 1540 году, нет никаких свидетельств того, что Ганс навещал свою жену и детей, живя в Англии. Хотя он продолжал поддерживать их материально, было известно, что он был неверным мужем, и в его завещании было указано, что он был отцом ещё двух детей в Англии. Возможно, ещё больше свидетельств супружеских разногласий можно найти в том факте, что его жена продала почти все его картины, которые он оставил у неё.

10. Наследие

Большую часть наследия Ганса можно отнести к славе фигур, которые он нарисовал. От Эразма до Генриха VIII его натурщики считались одними из самых важных людей в мире. Их изображения всегда будут привлекать интерес и любопытство на протяжении веков. Его мастерство в столь широком разнообразии средств массовой информации и техник также обеспечило, чтобы его запомнили, как уникального художника. Он не только создавал невероятно реалистичные портреты, но и создавал восхитительные гравюры, поистине впечатляющие религиозные шедевры и некоторые из самых почитаемых доспехов того времени.

Читайте также  Картина "колизей", антонио каналь (каналетто), 1745

Ганс работал самостоятельно, без большой мастерской или толпы помощников, что означало, что он не оставил после себя школы искусств. Более поздние художники, тем не менее, пытались подражать ясности и сложности его работ, но ни один из них не достиг такого же уровня успеха в стольких различных видах искусства. При его жизни репутация Гольбейна была завоевана благодаря его многогранным талантам, а после смерти его слава была обеспечена многочисленными шедеврами, которые он создал.

А в продолжение темы о художниках – восемь малоизвестных фактов о Василии Кандинском , который по праву может считаться признанным отцом абстракционизма.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ганс Гольбейн Младший

Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего

Ганс Гольбейн Младший Автопортрет, 1542, Галерея Уффици, Флоренция

Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jüngere). Великий немецкий художник эпохи Ренессанса, который остался невостребованным у себя на родине, позже стал придворным художником английского короля, хотя значительную часть своей жизни прожил в Базеле. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля.

А родился великий художник в немецком городе Аугсбург в семье, где не одно поколение занималось живописью. Достаточно сказать, что его отец, Ганс Гольбейн Старший, был довольно известным живописцем. Живописью также занимался его дядя Зигмунд Гольбейн, о творчестве которого, правда, известно не много. Художником также был один из его братьев, Амброзиус Гольбейн.

Ганс Гольбейн Младший Портрет Джейн Сеймур (1536г.) Музей истории искусств, Вена

В 1514 году братья Гольбейн переехали в Базель в надежде заработать иллюстрированием книг в городе, который в те времена славился книгопечатанием. Больших денег братья в Базеле не заработали. Более того, в 1519 году Амброзиус умер.

Ганс Гольбейн Младший Портрет Дирка (1533г.) Музей истории искусств, Вена

Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Кроме того, в 1520 году Ганс Гольбейн Младший стал гражданином Базеля, что дало ему возможность вступить в гильдию живописцев города. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Благодаря его умению до мельчайших деталей изобразить внешность человека в соединении с психологической целостностью образа, сегодня мы имеем возможность увидеть, какими были многие выдающиеся люди того времени.

Ганс Гольбейн Младший Портрет молодого человека (1541г.) Музей истории искусств, Вена

В 1930 году семья Ганса Гольбейна поселилась в Англии, где он неоднократно бывал до этого. А с 1536 года становится придворным портретистом Генриха VIII, короля Англии. Здесь он и дожил до самой своей смерти в 1543 году. Только за годы, прожитые в Англии, он написал около 150 портретов.

Ганс Гольбейн Младший Портрет Джона Чемберса (1541г.) Музей истории искусств, Вена

Сегодня полотна Ганса Гольбейна Младшего украшают галереи многих музеев мира. Вот только их краткий список: Париж – Лувр, Нью-Йорк – Собрание Фрик, Рим – Национальная галерея, Лондон – Виндзорский замок и Национальная галерея, Вена – Музей истории искусств. Но больше всего творений Ганса Гольбейна Младшего находится в Художественном музее Базеля. Ведь он был гражданином этого города.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Хольбейн, Ханс (младший)

Хольбейн, Ханс (младший)

Гольбейн, Ганс Младший

Автопортрет, 1542, Галерея Уффици
Работы на Викискладе

Гольбейн, Ганс Младший (нем. Hans Holbein der Jüngere , 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.

Содержание

Биография

Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал влияние Ганса Буркмайра.

1-й базельский период (1515—1525)

Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учеными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера. Как и свой отец, создавал витражи и писал портреты.

В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.

Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.

К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.

1-й английский период (1526-28)

В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как из-за Реформации ему стало трудно находить заработок. В Англии он нашел радушный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо. Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мора и его семейства, архиеп. Кентерберийского[1], астронома Кратцера, Годсельва и др.

2-й базельский период (1529-31)

По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.

2-й английский период (1532—1543)

В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Уффици во Флоренции), Том. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.

Работа для Тюдоровского двора

Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.

До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришел в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.

Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.

Стиль

Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкою выработкою прекрасного рисунка, пластичною моделировкою, прозрачностью светотени, сочностью и шириною кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается еще тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.

Техника

Для своих портретов художник выполнял предварительно очень тщательные карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной. В эскизах Гольбейн обращал по приемуществу внимание на лицо, не набрасывая руки.

Читайте также  Портрет гертруды стайн, пабло пикассо

Интересные факты

  • В честь художника свое имя получили стиль вышивки и тип восточных ковров, так как Гольбейн часто изображал их на своих портретах (см. гольбейн).
  • В честь Гольбейна назван кратер на Меркурии.

Ссылки

  • Ганс Гольбейн Младший. Картины и биография
  • Гольбейн в Артциклопедии
  • Гольбейн, Ганс Младший в Web Gallery of Art (англ.)
  • статья на русском

Галерея

«Портрет Анны Клевской»

«Портрет Томаса Мора»

«Дармштадская мадонна» (Мейера)

Портрет Кристины Датской, 1538, Лондонская национальная галерея

Портрет Эдуарда VI в детстве, 1538, Национальная галерея, Вашингтон

Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолкского, ок.1539-40, Королевская коллекция, Лондон

Портрет дамы с белкой, ок.1526-8, Лондонская национальная галерея

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Хольгер Нильсен
  • Хольгер Бернхард Бруно Мишвицкий

Смотреть что такое «Хольбейн, Ханс (младший)» в других словарях:

Хольбейн Ханс Младший — Гольбейн (Holbein) (родился около 1497 1498 умер 1543), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у своего отца Ханса Хольбейна Старшего. Работая в Базеле (1515 26), создавал картины на религиозные темы ( Мёртвый Христос ,… … Художественная энциклопедия

Хольбейн Ханс Младший — Гольбейн (Holbein) (1497/1498 1543), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Точным, чётким по характеристике портретам (живопись и рисунки), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства… … Энциклопедический словарь

ХОЛЬБЕЙН Ханс Младший — (Holbein, Hans) (1497 1543), также Ханс Хольбейн Младший, немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве. Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно… … Энциклопедия Кольера

ХОЛЬБЕЙН (Holbein) Ханс Младший — ХОЛЬБЕЙН (Гольбейн) (Holbein) Ханс Младший (1497 или 1498 1543) немецкий живописец и график. Представитель Возрождения. Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм,… … Большой Энциклопедический словарь

Хольбейн, Ханс — Х. Хольбейн. Автопортрет. ХОЛЬБЕЙН (Гольбейн) (Holbein) Ханс Младший (1497 или 1498 1543), немецкий живописец и график. Точным, чётким по характеристике портретам, картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны правдивость, ясность и величие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Хольбейн, Гольбейн (Holbein) Ханс Младший — (1497 или 1498 — 1543), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Точным, чётким по характеристике живописным и графическим портретам, картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны ясность и величие образов, монументальная… … Большой Энциклопедический словарь

Хольбейн, Ханс Старший — Гольбейн, Ганс Старший Ганс Гольбейн Старший, автопортрет Работы на Викискладе Ганс Гольбейн Старший (нем. Hans Holbein der Ältere, 1465 … Википедия

Хольбейн, Ханс (старший) — Гольбейн, Ганс Старший Ганс Гольбейн Старший, автопортрет Работы на Викискладе Ганс Гольбейн Старший (нем. Hans Holbein der Ältere, 1465 … Википедия

ГОЛЬБЕЙН Ханс Младший — ГОЛЬБЕЙН Х., см. Хольбейн Х. (см. ХОЛЬБЕЙН Ханс Младший) … Энциклопедический словарь

Гольбейн Ханс Младший — немецкий живописец и график; см. Хольбейн Ханс Младший (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) … Художественная энциклопедия

Автопортрет, ганс гольбейн младший, 1542

Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jungere; 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.

Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал влияние Ганса Бургкмайра.

Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости» издания 1514 года восемьюдесятью двумя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.

В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.

«Мёртвый Христос в гробу», 1521—1522, Художественный музей, Базель, картина, от которой, по словам князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот», «у иного ещё вера может пропасть».

Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.

К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.

В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как из-за Реформации ему стало трудно находить заработок. В Англии он нашёл радушный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо. Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др.

По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.

В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.

Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.

До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.

Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.

Ганс Гольбейн Младший: фотографии картин, биография. Мастер позднего немецкого Возрождения.

Автор:
Павел Ин

Творчество Ганса Гольбейна (ок. 1498-1543)

Автопортрет

Крупнейший мастер позднего немецкого Возрождения Ганс Гольбейн Младший приобрел мировую известность, в первую очередь, своими портретными работами. Он оставил потомкам живописные и графические изображения вели­ких гуманистов Эразма Роттердамского и Томаса Мора, а также запечатлел в портретах с потрясающей силой сход­ства и образного обобщения многих своих современников.

Гольбейн родился в Аугсбурге и учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейяа Старшего. Семнадцати лет он, вместе с братом — тоже художником, — перебрался из Германии в швейцарский город-республику Базель. Здесь жили Эразм Роттердамский и другие гуманисты, процветала культура книгопечатания. Но созданные в это время знаменитые рисунки Гольбейна на полях «Похвалы глупости» не предназначались для печати. Тем не менее эти наброски, где художник то едко бичевал клерикалов, то добродушно посмеивался над слабостями друзей, были выполнены настолько в духе сатиры Эразма, что теперь сопровождают все издания бессмертного произведения.

К 1516 году относятся первые успехи Гольбейна в области живописи. Он выполняет портреты базельского бургомистра Якоба Майера и его жены. Вскоре художник побывал в Италии, а возвратившись, вступил в гильдию живописцев и стал получать самостоятельные заказы.

В 1519 году Гольбейн пишет портрет молодого гуманиста Бонифация Амербаха, в 1523 году — два портрета Эразма Роттердамского. Это были произведения, исполненные высокого совершенства, поразительной глубины проникновения в характер и верности передачи внешнего облика.

Читайте также  Картина «лаокоон», эль греко — описание

В дальнейшем даже религиозная тематика претворяется Гольбейном в образах, неприкрашенно правдивых. Таков его «Мертвый Христос», побудивший Достоевского вложить в уста князя Мышкина фразу: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!»

Большим графическим циклом, выполненным Гольбейном в середине 20-х годов, были «Образы смерти» — миниатюрные гравюры на очень распространенную в средние века тему равенства всех перед смертью. В сюжетах этих гравюр, отличавшихся социальной заостренностью, находят отражение сочувственно воспринимаемые художником идеи реформации и крестьянской войны.

В 1526 году Гольбейн, снабженный рекомендательными письмами Эразма к английским гуманистам, отправляется в Лондон. Здесь его радушно встречают в семье Томаса Мора. Художник пишет портрет этой гостеприимной семьи, к сожалению, не сохранившейся. Известен также рисунок с изображением Томаса Мора. Из живописных работ Голь­бейна, созданных в Англии, можно отметить парный порт­рет Томаса Годселва и его сына Джона.

Через три года Гольбейн возвращается в Базель, а в 1532 году снова приезжает в Англию. На этот раз он обос­новывается здесь надолго и создает ряд значительнейших своих произведений. Правда, общественная обстановка в Британском королевстве изменилась. Томас Мор попал в опалу и был казнен. Главными заказчиками Гольбейна ста- новятся немецкие купцы. Он украшает росписями их рези­денцию в Лондоне «Стальной двор» и делает много портре­тов (Георга Гизе, Дитриха Борна и других).

Большое полотно Гольбейна «Послы» представляет собой парный портрет французских дипломатов. Парадная пыш­ность обстановки, торжественность поз, обилие аксессуаров нимало не повлияли здесь на острую выразительность об­разов. В том же духе выполнен портрет французского по­сланника Шарля де Со лье, сьера де Моретта.

В 1536 году король Англии Генрих VIII предлагает Гансу Гольбейну младшему стать придворным живописцем. Художник согла­шается. Видимо уже в этом звании он создает портреты ко­роля, королевы Джейн Сеймур, придворных, расписывает королевские резиденции. Кстати сказать, Гольбейн и ранее, еще в Базеле, успешно занимался декоративной живописью (фасад Дома танцев, 20-е годы; росписи на Ратуше, 1529). Вызывают восхищение мягкостью и лаконизмом манеры графические портреты Гольбейна, по большей части слу­жившие подготовительным материалом для больших картин.

Гольбейн умер в Лондоне во время эпидемии чумы.

Ренессанс

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь

Ганс Гольбейн — Ханс Хольбейн

Ганс Гольбейн Младший

Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) (Holbein) — Ханс Младший (1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график. Представитель Возрождения. Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунки), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монуметнальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521; «Моретт», ок. 1534-35).

Биография

Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший родился в 1497 или 1498 г. в богатом швабском городе Аугсбурге в семье знаменитого художника Ханса Хольбейна Старшего, мастера алтарной живописи. Вместе со старшим братом Амброзиусом Ханс учился живописи в мастерской своего отца. В 1515 г. юные Хольбейны переезжают в швейцарский город Базель и два года работают в мастерской Х. Хербстера.

Свою самостоятельную творческую деятельность Хольбейн начинает с ксилографии — иллюстрирует книги у известного издателя И. Фробера. В период с 1519 по 1526 гг. им было исполнено более 1200 печатных досок. В 1515 году Ханс создает иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского и становится его другом.

В историю мировой живописи Хольбейн вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Блестящим дебютом молодого художника стали портреты базельского бургомистра «Якоба Мейера» и его супруги «Доротеи Канненгиссер». Незаурядные способности Хольбейна приносят ему раннюю славу. В 21 год Ханс стал признанным мастером. Он вступил в базельскую гильдию художников и унаследовал мастерскую брата, после его преждевременной кончины. В это же время художник женится на Элизабет Шмидт.

В первый базельский период (до 1526 г.) Хольбейн создает религиозные композиции («Мертвый Христос»), исполняет живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов («Эразм Роттердамский»). Главное произведение этого периода — «Мадонна бургомистра Мейера», исполненная для алтаря капеллы замка Мейера.

В 1524—26 гг. Хольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.)

Начавшаяся Реформация вынуждает Хольбейна покинуть страну. В 1526 г. он едет в Лондон. Благодаря рекомендательным письмам Э. Роттердамского художник был любезно принят в доме Томаса Мора, канцлера и советника короля Генриха VIII. В короткий срок Хольбейн приобретает широкую известность среди друзей Мора как великолепный портретист («Астроном Николас Кратцер»). Он создает как живописные, так и графические портреты («Портрет Т. Мора»).

По возвращении в Базель в 1528 г. Хольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов. В 1530—32 гг. исполняет серию рисунков на библейские темы (изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.).

В 1532 г. Хольбейн уезжает в Лондон навсегда. К этому времени Мор оказался в опале, и Хольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. Он украшает росписями их резиденцию «Стальной двор» (не сохранились) и пишет многочисленные портреты («Портрет Г. Гисце»). Слава Хольбейна как великолепного портретиста быстро растет. Начиная с 1533 г. он получает многочисленные заказы на портреты лондонской знати и высокопоставленных особ, а в 1536 г. становится придворным живописцем короля. В этот период Хольбейном были созданы шедевры портретной живописи («Портрет Т. Кромвеля», «Посланники», «Портрет Ш. Моретта», «Портрет Р. Чесмена», «Портрет Р. Саутвелла», «Портрет Джейн Сеймур», «Портрет Кристины Датской», «Портрет Анны Клевской», «Портрет Генриха VIII»).

В Англии Хольбейна ценили также как мастера миниатюры, создававшего рисунки для предметов роскоши и прикладного искусства. Последней работой художника стал эскиз для настенных часов, предназначенных Генриху VIII.

Осенью 1543 г. Хольбейн умер от чумы.

Картины художника Ханса Холбейна

Портрет дамы с белкой

Портрет жены и детей

Портрет Анны Клевской

Портрет Доротеи Канненгиссер

Портрет Джейн Сеймур

Лаис Коринфская

Эразм Роттердамский

Портрет Бонифациуса Амербаха

Портрет Эразма Роттердамского

Портрет Томаса Кромвеля

Портрет Роберта Чесмена

Портрет Р. Саутвела

Сэр Томас Мор

Портрет мужчины из семейства Ведиг

Портрет Якоба Мейера

Астроном Николас Кратцер

Портрет Г. Гисце

Портрет неизвестного с нотной тетрадью

Портрет мужчины

Портрет Шарля де Солье

Портрет Генриха VIII

Портрет Томаса Годселва с сыном

Тайная вечеря

Мадонна бургомистра Мейера

Послы

Портрет Кристины Датской

Христос. Свет Истины

В центре изображен проповедующий у зажженного светильника Христос. Зажженный светильник (свеча) здесь символизирует истиннность христианского вероучения. А справа изображены повернувшиеся ко Христу спиной Платон (в правом нижнем углу) и Аристотель. Они уходят прочь, увлекая своих учеников (схоластов) в пропасть.

Очевидно, гравюра иллюститует известные слова Спасителя: « Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14). А также предупреждения апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2: 8).

Мертвый Христос в гробу

Эта картина известна тем, что на ней Христос изображён настолько реалистично, насколько до этого его не изображал никто. История написания картины неизвестна. Согласно подписи Гольбейна на картине дата создания — 1521 год (MDXXI), однако исследование рентгеновскими лучами выявило ещё одну букву «I» в дате, что уже обозначает 1522 год. Учёные предполагали, что картина была частью алтаря, однако поиски остальных частей этого алтаря ни к чему не привели. Гольбейн писал Иисуса с утопленника, выловленного из Рейна. Первое упоминание картины было в описи 1586 года.

«Мёртвый Христос в гробу» — самое страшное и дерзкое произведение Гольбейна. Обычно мёртвый Христос всегда изображался величественным и спокойным, нетронутым тлением, а у Гольбейна Христос изображён как обычный труп: кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и судорожно застывшие губы. На трупе Христа видны признаки разложения. В этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в своей смерти (рядом нет никого из близких Христа).

Картина в какой-то мере свидетельствует о безбожности Гольбейна. Однако, существует версия о том, что Гольбейн так жёстко изобразил смерть, чтобы ещё эффективней сделать Воскресение.

Картины В.М. Васнецова

Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.

История Владимира и Рогнеды

Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: