Автопортрет - эгон шиле, 1914 - JEKATERINBURG.RU

Автопортрет — эгон шиле, 1914

Великий художник-экспрессионист погиб от гриппа. Трагедия семьи Эгона Шиле

Этот грипп, бивший ознобом, вызывавший высокую температуру, ломоту и головную боль, давал сильные осложнения на легкие: человек начинал харкать кровью и сгорал за несколько дней. 19 октября 1918 года жена Эгона Шиле заболела «испанкой».

Музей Леопольда в Вене знаменит тем, что здесь хранится самая большая коллекция работ Эгона Шиле, выдающегося австрийского художника-экспрессиониста. Но понятия «коллекция» и «экспозиция», к сожалению, не тождественны: фонды музеев зачастую недоступны для широкой публики, которой только и остается, что изучать художника по репродукциям, пытаясь составить мнение о его разностороннем творчестве по картинкам каталога, не всегда точно попадающим в цвет.

2018 год особенный – в конце февраля музей представил «Юбилейную выставку», посвященную столетию со дня смерти художника: огромное число графических и живописных произведений, фотографии и письма. На выставке можно увидеть не только его многочисленные автопортреты, по числу которых он обошел даже Рембрандта. Эта колоссальная ретроспектива покажет, как ученик Климта самоуверенно разрывает с традициями и проходит яркий путь от экспрессионизма с дерганными линиями и искривленными позами, из-за которых героям работ Шиле приписывали дистонию, до более плавного и мягкого рисунка. В поздних произведениях художника такие темы, как сложные взаимоотношения с матерью и дерзкие образы обнаженных острых подростков уступают место вдумчивому, практически академическому портретированию мужчин и женщин.

За всю свою жизнь Шиле создал около 250 живописных произведений и примерно 2000 графических листов, и это огромное число, когда ты знаешь, что художник умер в 28 лет. Например, в 28 лет ван Гог только начал писать, а Малевича во второй раз не приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но Шиле, анфан терибль, торопится жить, и в 1918 году для него эта самая жизнь, казалось, только начинается. Первая Мировая война клонится к своему закату, и Шиле, призванный в армию, но так и не видевший настоящей мясорубки, возвращается домой. В это время, перенеся инсульт, умирает Густав Климт, и лавры главного австрийского художника переходят его ученику. Шиле оформляет 49-ю выставку Венского союза художников, и главные залы этой выставки отданы ему. О нем пишут газеты, слава растет, его жена Эдит ждет ребенка, супруги покупают красивый дом, где хотят открыть школу живописи, и тут все обрывается — по Европе идет «испанка».

Эгон Шиле. Портрет Эдит Шиле

Испанский грипп — величайшая пандемия XX века, которая убила больше людей, чем снаряды, пули и газовые атаки Первой Мировой. Болезнь появилась не в Испании, но именно здесь вышли первые публикации о ней. Дело в том, что в стране придерживались нейтралитета, а остальные мировые державы, ведущие боевые действия, не хотели сеять панику, и военная цензура просто не пропускала тревожные сообщения.

Перекинувшись из Китая в Северную Америку, «испанка» очень быстро завоевала Европу, убивая не детей и стариков со слабым иммунитетом, а в основном молодых здоровых людей в возрасте от 20 до 40 лет. Вскоре она подчинила себе весь мир: «испанкой» была заражена примерно четверть населения земного шара. Были деревни, где некому было хоронить мертвецов, были общие могилы, было более 50 миллионов умерших. На огромных заводах не хватало рабочих, не проводились общественные мероприятия, в трамвай не пускали без повязки на лице. Этот грипп, бивший ознобом, вызывавший высокую температуру, ломоту и головную боль, давал сильные осложнения на легкие: человек начинал харкать кровью и сгорал за несколько дней. 19 октября 1918 года жена Шиле заболела «испанкой».

Шиле женился на Эдит Хармс в июне 1915 года, и спустя 4 дня он, которому удавалось избежать призыва на протяжении целого года, был мобилизован. Его отправили в Прагу, причем Эдит поехала за ним, и так как военное начальство было лояльно к талантливому художнику, супруги могли встречаться. Через 2 года война для него закончилась, и Шиле вернулся в Вену.

Эгон Шиле. Семья

В своем полотне «Семья», которому суждено было стать последней его живописной работой, он изобразил обнаженных мужчину и женщину, задумчивых и меланхоличных. Мужчину Шиле писал с себя, образ женщины, как говорят исследователи, несколько раз перерабатывался, и итоговая версия не имеет ничего общего с обликом Эдит – художнику, скорее всего, позировала приглашенная натурщица. Изменилась и композиция – вместо букета, первоначально написанного у ног женщины, Шиле поместил маленького ребенка, которого писал со своего племянника Тони. После этого первоначальное название «Пара, сидящая на корточках», под которым работа экспонировалась в марте, было изменено на «Семью».

В этом полотне уже нет резких ломаных линий, присущих Шиле, плоскостности, разобщенности персонажей — художник создает для себя новый живописный язык. Ребенок не становится смысловым центром и композиционно не объединяет мать и отца, как это часто бывает в семейных портретах, но является своеобразным рефреном: прижимаясь к ногам матери, изображенный на ее фоне, он находится под защитой взрослого, тогда как сама женщина сидит между разведенными ногами своего мужа, и вертикали (спинка стула, стенки кушетки, руки мужчины) усиливают этот визуальный эффект, ощущение защищенности.

Эгон Шиле. Портрет умирающей Эдит Шиле

Тема семьи становится важной как никогда, поскольку Эдит беременна. Шиле не писал ей любовных писем, но часто портретировал, и понимая, что Эдит уже не сможет победить «испанку», он делает карандашный набросок своей жены. Это быстрая графическая зарисовка: высокая прическа, узнаваемые черты, чуть уставшее выражение лица с полуприкрытыми глазами, воротник платья, кольцо на пальце, 27.X. На следующий день Эдит, будучи на шестом месяце беременности, умерла, а через 3 дня, в день ее похорон, скончался и сам художник: «Война окончена, и я должен уйти. Мои работы следует показывать во всех музеях мира».

Эгон Шиле: 9 фактов, которые меняют представление о художнике

«Я не отрицаю, что рисовал и писал акварели эротического содержания. Но это всегда были произведения искусства. Есть ли хоть один художник, который не делал эротические работы?», спрашивал Эгон Шиле в своём дневнике.

1. Шиле был самым молодым студентом венской Академии искусств

В начале учёбы ему было всего 16 лет. Он не получил диплом, потому что через три года бросил школу, недовольный консервативными методами обучения. Вместе с несколькими сокурсниками Шиле основал общество под названием «Группа нового искусства» (Neuekunstgruppe). Проведя несколько персональных выставок, встретил критика и писателя Артура Рёслера (Arthur Roessler), который представил художника крупным коллекционерам и меценатам.

2. Его первая любовь была несчастной

Первой из известных любовей Шиле была дочь учителя Маргарита Партонек (Margarete Partonek), жившая по соседству. Хотя о ней известно немного, похоже, его чувства к ней не были полностью безответными. Как сообщает The Guardian, Маргарита хранила шесть писем художника и некролог. В одном из посланий говорится, что он отдаст «свою правую руку искусству», но «обе руки — прекраснейшей из девушек».

3. Ему покровительствовал Густав Климт

Старейшина Венского сецессиона был наставником Эгона Шиле, несмотря на то, что за тем закрепилась дурная слава. Густав Климт ввёл молодого художника в «Венские мастерские» (Wiener Werkstätte) — объединение архитекторов, живописцев, ремесленников и коммерсантов, основанное сецессионистами Йозефом Хоффманном и Коломаном Мозером. Климт также представлял Шиле заказчикам и сам покупал его рисунки. Знакомил и с моделями. История с одной из них в свое время наделала шуму…

4. Он был арестован по обвинению в «похищении и совращении» несовершеннолетней

Шиле встретил свою музу Валери (Валли) Нойцель в 1911 году. В поисках вдохновения они переехали в город Нойленгбах к западу от Вены. По стечению обстоятельств его студия стала местом сбора для малолетних правонарушителей. Впоследствии с художника сняли обвинение в соблазнении девочки, но он провёл 24 дня за решёткой за преступление против нравственности из-за своих откровенных рисунков. Шиле был глубоко травмирован, и после этого случая дети редко появлялись на его работах.

5. Его самой дорогой работой, проданной с молотка, стал пейзаж

Согласно данным Sotheby’s, самой дорогой работой Эгона Шиле, выставленной на аукцион, является пейзаж «Дома с пёстрым бельём» (Häuser mit bunter Wäsche), написанный в 1914 году маслом на холсте. На распродаже импрессионистов и искусства периода модерна в Лондоне 22 июня 2011 года за него отдали почти $ 40 млн. Картина была продана, чтобы музей Леопольда смог воссоединить два полотна, которые вы видите выше: «Автопортрет» Шиле и написанный им портрет Валли Нойцель.

6. Через четыре дня после свадьбы Шиле призвали в армию

Шиле увидел Эдит Хармс из окна своего дома в венском пригороде Хитцинг. Он решил жениться на ней, поскольку её социальное положение было более приемлемым, чем у его любовницы Валли Нойцель — модели и бывшей проститутки.

Валли Нойцель был предложен компромисс: Шиле документально заверил, что они будут отдыхать каждое лето без Эдит. Впрочем, Валли отказалась — и они больше не виделись. В начале Первой мировой войны, в 1915 году, Эдит и Эгон поженились.

7. Во время войны он рисовал, охраняя русских военнопленных

Служба в армии для Шиле была достаточно лёгкой, он никогда не участвовал в боях. У художника была возможность рисовать, когда он охранял русские военнопленных и нёс караульную службу. К 1917 году он полностью сосредоточился на своей творческой карьере в Вене. За это время Шиле создал множество работ и участвовал в 49-й выставке Сецессиона в австрийской столице.

8. Шиле был не только художником, но и поэтом

В апреле 1918 года, незадолго до смерти, Шиле написал: «…Я считаю, что каждый художник должен быть поэтом». Его литературные сочинения были такими же яркими, своеобразными и экспрессивными, как и картины. Сборник стихотворений Шиле, вышедший недавно в Великобритании, сопровождается рисунком автора.

Читайте также  Джотто ди бондоне — биография и картины

Я для себя и того, для которого

голодное пьянство во имя

свободы со мной есть всё,

и также для каждого, потому что каждого

я люблю. — Люблю.

Я среди благороднейших,

самых благородных,

и тех, кто расплачивается,

расплачивается больше всех.

Я человек, я люблю

смерть и люблю

9. Шиле умер в возрасте всего 28 лет

В 1918 году испанский грипп распространился по Австрии, как лесной пожар. Местные газеты сообщили о двух тысячах двухстах смертях за неделю. Эдит умерла, будучи на шестом месяце беременности, а Шиле последовал за ней три дня спустя.

«Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось», — писал об Эгоне Шиле его друг и покровитель Артур Рёслер.

Все высокие деревья шли

вдоль дороги. В них

щебетали трепетные птицы. — Большими

Эгон Шиле – биография, фото, личная жизнь, картины, причина смерти

Эгон Шиле: биография

В детстве Эгон Шиле много рисовал: поезда, рельсы и семафоры, потому что это единственные достопримечательности небольшого австрийского города Тульн-ан-дер-Донау, где он родился и рос. Наброски с течением времени перевоплотились в картины, и в 28 лет Шиле ушел из жизни ярчайшим представителем австрийской живописи наравне с Густавом Климтом.

Детство и юность

Родился Эгон Шиле 12 июня 1890 года в семье Марии и Адольфа, мать по национальности чешка, отец — австриец. Глава семейства работал на железной дороге, и оттуда мальчик черпал вдохновение для первых эскизов. К нему будущий художник был привязан.

Эгон Шиле в детстве

Адольфа мучили приступы шизофрении. В 1905 году семья вынужденно переехала в Вену, потому что его состояние здоровья ухудшилось. Спустя некоторое время отец умер, что стало сильным ударом для мальчика.

Отношения с матерью у Эгона складывались нелегко, и после смерти супруга Мария без зазрения совести оставила мальчика и его младшую сестру Гертруду на воспитание брату Леопольду Чихачеку. Эгон презирал мать за слабость и винил в смерти отца. Будучи уже популярным, он облачил свои эмоции в портрете «Умирающая мать», хотя Мария была в добром здравии.

Эгон Шиле в молодости

Сестра была на четыре года младше Эгона. Есть предположения, что с ней мальчик познавал таинства обнаженного тела. Когда Герте исполнилось 12, они уехали на поезде в итальянский город Триест, где провели несколько ночей в номере отеля. Еще пару раз Леопольду приходилось выбивать дверь комнаты, чтобы узнать, чем заняты дети.

Нельзя сказать наверняка, передалась ли австрийскому художнику болезнь отца, но отдельные симптомы проявились в характере и поведении Эгона еще в юности. Он страдал манией величия и преследования, иногда — галлюцинациями, часто находился в состоянии возбуждения. Впрочем, легкое сумасшествие прослеживается и в произведениях Шиле.

Живопись

Восхождение австрийца к Олимпу живописи началось в 1906 году с поступления в Венскую школу искусств и ремесел, затем — в Академию изобразительного искусства. Спустя год он познакомился с Густавом Климтом — прославленным австрийским модернистом. На тот момент художник был в творческом расцвете и как раз писал известнейшую картину «Поцелуй».

Эгон Шиле и Густав Климт

Климт рассмотрел в Шиле тягу к творчеству, первое время покупал картины юного дарования и показывал коллегам по ремеслу. Такая реклама помогла Эгону в 1908 году дебютировать на выставке. В залах Художественной галереи Вены, в окружении работ Климта, Ван Гога и Эдварда Мунка, висели его не по годам взрослые, осознанные и мрачные картины.

Эгон Шиле и Валли Нойциль

Нескольких недель выставки хватило, чтобы имя Эгона Шиле узнали в Австрии. Скоро ему начали заказывать портреты, но художник привык творить свободно, рисовал лишь тех, кто был ему симпатичен, чаще — любовниц. Например, некоторое время у Шиле был роман с 17-летней Валли Нойциль. «Портрет Валли», написанный в 1912 году, стал шедевром среди множества работ Эгона, потому что он пропитан любовью художника и страстью модели.

Картина Эгона Шиле «Портрет Валли»

Биография Шиле оказалась коротка, но за годы занятий живописью он успел создать немало шедевров, которые по сей день украшают мировые музеи. Наброски знаменитых картин хранятся в галерее Альбертина в Вене.

Преобладающие темы в творчестве Эгона — смерть и зарождающаяся жизнь. 1910 год автор провел в гинекологической клинике: рисовал беременных женщин, сочетающих в себе оба этих понятия. Ведь во время родов женщина может умереть, оставив вместо себя на свете существо, у которого впереди вечность. Так появилась картина «Беременная женщина и смерть».

Картина Эгона Шиле «Беременная женщина и смерть»

Женщина — частый «гость» в картинах Эгона. Как Климт, он тяготел к обнаженной натуре. Так, на полотне «Two Friends» (в переводе «Два друга») изображены фигуры. Слово «друг» не намекает на принадлежность людей к какому-либо полу, однако по очертаниям понятно, что на картине две женщины.

Картина Эгона Шиле «Two Friends» («Два друга»)

«Женщина в черных чулках», «Женщина в зеленых чулках», «Дерущиеся обнаженные женщины», «Обнаженное женское тело» — эти картины Шиле рисовал с бедных девушек, которые приходили в мастерскую, чтобы подзаработать. Не менее четверти из 250 созданных им картин отдавали дань эротизму. Характерно, что Эгон не пытался показать людей красивыми, совершенными — фигуры узловатые, вытянутые и малопривлекательные.

Картина Эгона Шиле «Женщина в зеленых чулках»

В раннем периоде жизни австрийский художник рисовал пейзажи. Так, первая картина, которую он показал Климту, — «Гавань в Триесте». Она не имеет ничего общего с тем, что Шиле будет наносить на холст позднее: яркие цвета, близость к реализму. При взгляде на нее словно слышишь шум прибоя.

Отдельную часть наследия Эгона составляют автопортреты и самый известный из них — «Автопортрет с физалисом».

Картина Эгона Шиле «Автопортрет с физалисом»

Последняя картина, которую Шиле успел написать до кончины, — «Семья». На ней изображен он сам, супруга Эдит Хармс и их нерожденный ребенок. Силуэты сглажены, а лица людей — спокойны, несмотря на наступающую смерть. Спустя несколько недель после того, как произведение было завершено, автор умер.

Личная жизнь

В личной жизни художника было много любовниц, в том числе Валли Нойциль и, по данным некоторых исследователей, младшая сестра Гертруда. Однако законом он успел связать себя с одной женщиной.

Эгон Шиле и его жена Эдит Хармс

В 1915 году, после бурного романа с Валли Нойциль, Шиле взял в жены состоятельную Эдит Хармс. Она жила по соседству с мастерской. Накануне вспышки испанки в 1918 году Эдит узнала, что беременна, но так и не успела родить — умерла на шестом месяце беременности.

Смерть

В 1918 году испанский грипп добрался до Австрии. Сначала болезнь подхватила Эдит Хармс.

Эгон Шиле на смертном одре

Шиле как мог облегчал ее участь, но так и не смог помочь — супруга скончалась 28 октября. Спустя три дня, 31 октября, на 29-м году жизни от испанки умер сам художник.

Произведения

  • 1907 — «Дома под склоном горы».
  • 1908 — «Стилизованные цветы на декоративном фоне»
  • 1909 — «Портрет Гертруды Шиле»
  • 1910 — «Автопортрет с гримасой»
  • 1910 — «Умирающая мать»
  • 1911 — «Автопортрет с черным керамическим сосудом»
  • 1911 — «Видящий собственного духа, или Смерть и мужчина»
  • 1912 — «Портрет Валли»
  • 1914 — «Слепая мать, или Мать»
  • 1914 — «Обнаженный мужчина в красном полотенце»
  • 1918 — «Семья»

Интересные факты

Отношения Шиле с Валли Нойциль стали поводом для общественного осуждения. Во время их романа Эгону было 22 года, а девушке — 17, она не достигла совершеннолетия. Художнику предъявили обвинения в растлении малолетних, и хотя этого приговора удалось избежать, во время обысков у него нашли несколько десятков порнографических набросков. Это стало поводом для 23-дневного ареста за распространение порнографии.

Картина Эгона Шиле «Смерть и девушка»

После того, как Шиле связал себя узами брака с Эдит Хармс, он предложил Валли роль любовницы и поездки раз в год в отпуск. Она отказалась. После расставания с Эгоном девушка закончила курсы медсестер и работала в военном госпитале. В 1917 году она скончалась от скарлатины. Когда Шиле узнал о смерти бывшей возлюбленной, то переименовал портрет 1915 года «Мужчина и девушка» в «Смерть и девушка» («Смерть и дева»).

Картина Эгона Шиле «Семья»

Изначально на картине «Семья» между ног женщины был изображен букет цветов, но Шиле заменил его на ребенка. Кстати, для создания образа женщины позировала не Эдит Хармс (хотя она была еще жива), а профессиональная натурщица.

Творчество Эгона Шиле популяризировалось и после его смерти. О короткой жизни художника было снято немало фильмов, самые известные из них – «Эгон Шиле — Скандал» об аресте за распространение порнографии и «Эгон Шиле: Смерть и дева». Образ художника появляется в фильме «Климт». 2006 года.

В Москве показывают метафизику тела Эгона Шиле и Рихарда Линднера

Точность Выборочно проверено

8 февраля 2020 года

В пятницу, 7 февраля 2020 года, в частном «Музее печатной графики», что в историческом здании Гостиного двора в Москве, открылась выставка «Эгон Шиле и Рихард Линднер: МЕТАфизика тела». Она продлится до 10 мая 2020 года.

Метафизика — это исследование первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Презентуя проект, они обращаются к «Витрувианскому человеку» Леонардо да Винчи, который, по их мнению показывает, «как отражается божественный замысел в строении тела человека». Этот подход отразился на классическом подходе к обнажённому человеческому телу воплощая «гармонии мироздания, совершенство природы». В XX же веке произошёл «радикальный пересмотр этой (одной из центральных) темы в западном искусстве», художники стали рассматривать телесное, как объект «рефлексии и эксперимента», ставя перед собой вопросы: «что считается красивым и некрасивым, допустим и недопустимым в изображении тела? Какое отношение между телом и тем, что им движет (душа, сознание, бессознательное)? Границы образа тела становятся все более подвижными, происходит смена парадигмы с „тела как объект“, как предмета созерцания в академическом понимании, на „тело субъект“».

Читайте также  Картина "абсент", эдгар дега, 1876

Эгон Шиле (1890—1918) — австрийский живописец и график, один из представителей австрийского экспрессионизма. В презентации выставки его характеризуют так:

Несравненный рисовальщик, борец за полную художественную свободу, он пытливо берётся за исследование человеческого тела, с помощью которого стремится извлечь на поверхность тайники своей души. Шиле смог представить зрителю иную обнажённую натуру и заставить задуматься над самыми глубинными инстинктами человеческой сущности. Эгон Шиле сегодня абсолютно культовая личность. Он за столь короткий жизненный и творческий срок смог занять переломное место в искусстве и оказать значительное влияние на современные перформативные телесные практики.

В 1911 году Шиле, вместе с подругой и моделью Валли Нойциль сбежала от венской богемной жизни в Чески-Крумлов, затем — в Нойленгбах, где в 1912 году Шиле арестовали по обвинению в растлении несовершеннолетней, но его вина не была доказана. При обыске полиция обнаружила у него несколько десятков откровенных рисунков, которые были изъяты и объявлены порнографическими. За эти рисунки художника приговорили к кратковременному тюремному заключению. Одним из покровителей Шиле был австрийский коллекционер Генрих Бенеш, отец будущего историка искусств Отто Бенеша.

Рихард Линднер (1901—1978) — германо-американский художник, иллюстратор, графический дизайнер и музыкант. В афише сообщается:

Его художественный стиль получил особый термин — «механический кубизм», где гротескные и характерные образы представляют собой симбиоз человеческого тела и механических деталей. Рихард Линднер представлял жителей мегаполиса как новый телесный конструктор, обладающего чувствами, эмоциями и настроениями. Он на десятилетия предвосхитил появления жанра киберпанк. Творчество Линднера стало неотъемлемой частью мира поп-арта, он был автором нескольких культовых изображений, таких как обложки книги «Антиэдип» (1972) Жиль Делеза и Феликса Гваттари и любимым художником Джона Леннона (обложка The Beatles «Yellow Submarine»).

Работы Лиднера представили в Москве впервые.

Объединяя двух художников в едином пространстве, организаторы выставки стремились «не противопоставить двух масштабных личностей и художников XX века, а попытаться проникнуть в мир каждого, прочувствовать его и найти точки соприкосновения между драматически надломленными образами одного и яркими гротескными образами другого, между экспрессионизмом и кубизмом, между истоками поп-арта и современного перформанса».

Рихард Линдер скончался в 1978 году, и его работы до сих пор охраняются авторским правом. Срок охраны произведений Эгона Шиле уже закончился, его работы загружены на Викисклад и хорошо категоризированы (см. категорию Эгона Шиле на Викискладе). Приводим несколько его работ, которые отобрали участники Русской и Английской Википедии для статей о нём.

Эгон Шиле и Густав Климт в ГМИИ

Я для себя Шиле открыл сравнительно недавно, несколько лет назад в венском музее Леопольда попал на его выставку, и хотя в тот же приезд, единственный раз, когда мне довелось побывать в Вене, там повсюду, в каждом музее, отмечалась тем или иным спецпроектом годовщина Климта, был живописью Шиле совершенно поражен, на Климта после него в других местах уже и смотреть не хотелось:

Впечатление оказалось настолько мощное, что позднее я и в Чески-Крумлов из Праги сознательно отправился, где Шиле недолго жил с любовницей-подростком, которую увел, кстати, у Климта; и где есть его персональный музей, хотя музейчик так себе, одно название, да и не музей официально, скорее «культурный центр», а все же:

Выставка в ГМИИ целиком сформирована из собрания венской «Альбертины», а основной, наиболее значительный Шиле, особенно живопись — все-таки в Леопольде, тогда как в «Альбертине» преобладает именно графика, и там Шиле идет в комплекте. с Рубенсом, по крайней мере на момент моего посещения:

К тому же чисто графическая экспозиция и Шиле представляет несколько однобоко, про Климта нечего и говорить, убери его — от выставки не убудет (разве что очередь на улице подсократится). Но можно позавидовать тем, для кого первое знакомство с Шиле произойдет благодаря графике — есть к чему стремится дальше. Меня графика Шиле, приехавшая из Вены, тоже привела в восторг — но не сравнимый с тем, что при первом соприкосновении с его живописью.

Построена экспозиция в сознательном нарушении хронологии, и в то же время сгруппирована не по тематике, но на некоем не вполне явственном «контрапункте». Шиле и Климт принципиально вперемежку, бок о бок, что для Климта тут крайне невыигрышно. Его этюды, эскизы — очевидно прикладного, технического характера, почти сплошь наработки к живописным полотнам или росписям, сами по себе малопривлекательные. То есть как бы и видна «рука мастера», но в отрыве от конечного результата показывать и смотреть их, по-моему, большого смысла нет, ну может как раз соседство с Шиле его отчасти и номинально прибавляет. а может и наоборот.

Причем период «модерна» для Климта, и по возрасту старшего, начался раньше, так что в первом зале ранний Шиле 1909 года (крошечные, еще не вполне самостоятельные, в модерново-декоративном духе выдержанные, но где-то уже пробивается индивидуальность — «Композиция с двумя фигурами», «Двое мужчин с нимбами», «Мужчина в набедренной повязке», этот у меня косвенно ассоциируется с распятием, и совершенно чудесный «Ребенок с нимбом на цветочном поле») вклинивается в прикладную графику Климта конца 19-го века: «Две пары борцов», «Обнаженный мужчина с распростертыми руками», «Обнаженная старуха на коленях», «Сидящая женщина, опирающаяся на руки» (этюд к картине «Философия»), а также эскизы к росписям Бургтеатра — «Театр Шекспира», «Театр в Таормине», «Алтарь Диониса», не позволяющие судить о конечном результате, впрочем (довелось мне побывать однажды и в Бургтеатре. ), тоже вычурно-пошловатом.

В дальнейших залах уже «настоящий» Шиле — анорексичные, изломанные, «остроугольные», словно наизнанку вывернутые человеческие фигуры. Вместе с тем можно проследить хронологически, что элементы «экспрессионизма» проникают в его творчество не сразу, фактура тела искажается постепенно, чем дальше, тем сильнее, тем больнее. На рисунках «Стоящая обнаженная на фоне геометрических форм» и «Шиле и обнаженная модель перед зеркалом» (1911) еще в меньшей степени, как и восхитительные в своей нездоровой, ну только что не предсмертной эфемерности «Трое уличных мальчишек» (1910). При этом на Климта с его «нюшками», женскими головками, эскизами к живописным аллегориям и этюдами к заказным портретам («Обнаженная на коленях с вытянутыми руками» и др. этюды к «Бетховенскому фризу», эскизы к картинам «Дева», «Надежда II», стоящая беременная — к «Надежде I» и т.д.) уже и глядеть-то неохота, голову лень от Шиле отворачивать.

Впрочем, и у Шиле есть на удивление благостных форм, плавные, статичные женские портреты — «Мария Штайнер» и «Ева Штайнер» (1918), «Портрет танцовщицы Моа» (1911), портрет будущей жены «Эдит Хармс» (1915). Однако их не сравнить с «настоящим», узнаваемым Шиле — взять хотя бы «Обнаженную со скрещенными руками» (1910), черный мел, раскрашенный акварелью в красно-оранжевых тонах, совершеннейшая чума (чума почти в прямом, медицинском смысле, как фатальный диагноз); или «Объятие» (1914), где героиня старается обхватить руками пустоту.

На выставке есть и другой, очень ранний Шиле — ученическая штудия-зарисовка «Бюст Вольтера» (1906) и «романтический» юношеский автопортрет, выполненный углем (тоже 1906, автору 16 лет!). Но вершина Шиле — совсем иного сорта автопортреты, их здесь несколько, обнаженные и полуобнаженные, незабываем «Автопортрет в обнаженном виде, гримаса» (1910). Поблизости — «Портрет художника Макса Оппенгеймера», коллеги и товарища (тоже 1910), этот изображен вроде бы в черном строгом костюме, даже при галстуке, но на лицо наложены такие желто-зеленые тона, что страшно делается, и не за героя, и не за автора, а за себя. Да и «наивная» как будто бы «Девочка в охристо-желтом платье» (1911), и «Поясной портрет рыжеволосой девушки» (1910) не успокаивают.

Портрет — основной жанр и вообще для Шиле, и в экспозиции, но есть исключения: «интерьерная» зарисовка — «Наружная дверь» (1912) и полуабстрактный натюрморт «Мой путь пролегает над бездной» (1912) — уж не эти ли два листа — всего их 13 — из числа тех, что Шиле создал в период 24-дневного тюремного заключения? Есть также морской вид «Пароход и парусники в порту Триеста» и незавершенный этюд «Молодое дерево с подпоркой (то и другое 1912), но, понятно, они могут заинтересовать лишь как «добавка», как «приправа», для разнообразия. Потому что невозможно подряд наблюдать «Скорбящую» (1914), «Скорчившуюся» (1918), «Сидящую пару» (1915). Мужские портреты, а Шиле рисовал друзей, помогавших ему в жизни, поспокойнее, но и они на свой лад не менее выразительны — три варианта портрета Артура Ресслера (на одном из них Ресслер словно старается закрыться ладонями от взгляда художника), Генри Бенеш и др. Климт все время мелькает попутно, но зацепиться не за что (ну этюд к «Юдифи» — и что? без той самой «Юдифи» на него и смотреть незачем).


Автопортрет — эгон шиле, 1914

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Биография Эгона Шиле.

Биография Эгона Шиле.

Родился Эгон Шиле 12 июня 1890 г. в небольшом городе Туллн, на Дунае. Впрочем, городом это место можно было назвать с большой натяжкой, скорее это был поселок, выросший вокруг крупного железнодорожного узла.

Читайте также  Описание картины "кувшинки", клод моне

Отец Эгона — Адольф Шиле, австриец, долгое время живший в Вене, работал служащим на железной дороге. Мать Шиле — чешка из Богемии.

О самых ранних, детских годах художника мало что известно. Можно лишь предположить, что прошли они вполне благополучно. Его мать вспоминает: «Когда ему было семь лет, он целыми днями сидел на подоконнике и рисовал в большой тетради перроны, семафоры. « К сожалению, эти ценные тетради сгорели в печи, так как родители не одобряли увлечений сына.

Отец, человек благородный, с традиционными принципами, надеялся, что Эгон сделает карьеру инженера железных дорог. Но мальчик не выказывал ни малейшего желания учиться. Он предпочитал рисовать и предаваться мечтаниям о далёких странах, в которые его мог бы увезти один из этих завораживающих поездов. Будучи учеником лицея в Клостернеубурге, который он посещает с 1900 года, Эгон обратил на себя внимание преподавателя рисования, который открыл перед ним мир искусства, а особенно Венского сецессиона. Поощрённый таким образом, Эгон Шиле решил посвятить себя живописи.

Ещё одной рано проявившейся чертой был плохо контролируемый интерес к сексуальности. В переходном возрасте окружение Шиле стало замечать его довольно странную привязанность к его младшей сестре Герде, бывшей явно чем-то иным, чем просто опека и любовь старшего брата. Часто они уединялись, обсуждали довольно откровенные для детей темы. Сейчас уже нельзя сказать, что это было: просто детская игра в отношения, или действительно имел место инцест. Есть и версия, что «инцест» был лишь плодом болезненного воображения отца – Адольфа Шиле.

Во всяком случае, уже тогда у Эгона сформировалось довольно странное отношение к сексу, состоящее одновременно из интереса и глубокого стеснения.

В 15 лет Эгон переживает один из самых тяжелых периодов в жизни, событие, к которому он еще не раз будет возвращаться в своих воспоминаниях и с которым так и не сможет примириться.

Умирает, долгое время страдавший от сифилиса отец, Адольф Шиле. Причем умирает он, впадая в безумие, вызванное поражением инфекцией головного мозга. Что именно происходило с ним в последние месяцы жизни, мы можем лишь предполагать.

Психозы, возникающие при нейросифилисе, обычно проявляются нелепым поведением больных, резким снижением памяти и интеллекта, довольно быстро стирается личность больного.

Мать Шиле мало сочувствовала больному мужу и п о его смерти не была сломлена горем, продолжая вести вполне обычную жизнь. Эгон же расценил такое поведение матери как предательство памяти отца и даже личную обиду. С этого момента семья фактически распалась. Об этой ситуации он позже напишет следующие, довольно эгоистичные слова:

«Моя мать страшная женщина она не понимает и не очень-то любит меня. Если бы она меня и вправду любила, то могла бы и пожертвовать чем-нибудь…».

Покойному отцу Эгон адресует куда более лестные строки, но все равно, пишет больше о себе, чем о нем.

«Я не знаю, есть ли вообще кто-либо еще, кто вспоминает моего благородного отца с такой печалью. Я не знаю, кто еще в состоянии понять, зачем я посещаю места, где он был и где я могу почувствовать боль Я верю в бессмертие всех созданий почему в моей живописи столько скорби и тому подобных вещей? Потому что это продолжает жить во мне».

В 16 лет Шиле поступает в венскую школу искусств и ремесел, начинает посещать художественные курсы Христиана Грайпенкерла, художника, специалиста в портретной и исторической живописи. Этот преподаватель стремился приучить студентов к классической манере рисования. Шиле вспоминал позже, что всякая попытка проявлять собственный стиль и манеру пресекались Грайпенкерлом мгновенно. Консервативный преподаватель ставил ему исключительно тройки и относился к замкнутому и довольно самовлюблённому юноше снисходительно.

В 18 лет он встретил Густава Климта. Еще в училище Шиле был знаком с его работами, которым активно пытался подражать.

Густав Климт, уже состоявшийся художник, сразу проникся симпатией к молодому рисовальщику и стал оказывать ему протекцию. Это, в прочем было не удивительно. Во-первых, Климт вообще отличался широтой души и стремлением поддерживать молодых художников. Во-вторых, в Шиле Климт видел наследника своего стиля и взглядов на живопись.

В Вене Эгон Шиле арендует небольшое помещение под студию. Деньги он зарабатывает оформлением открыток, а так же делая рисунки порнографического содержания, которые распространяет через уличных торговцев. Данный вид заработка не был чем-то из ряда вон выходящим. Спрос на порнографию в Вене был огромным и почти каждый начинающий художник зарабатывал подобным образом. В случае Шиле примечательно другое: его открытки изобиловали образами малолетних девиц, а в его студии постоянно жило одновременно несколько беспризорных девочек, работавших в качестве натурщиц. Все они спали и ели прямо в помещении студии, тут же мылись, кто как переодевались и позировали. Эгону самому тогда было только 18, но его моделям иногда не было и 13 лет. Даже на друзей-художников образ жизни Шиле производил неоднозначное впечатление и заставлял подозревать во многих грехах.

Достоверных свидетельств сексуальных связей Шиле с его юными натурщицами, впрочем, не обнаружилось. Работы Эгона Шиле и сейчас можно назвать несколько вызывающими, при жизни художника они и вовсе производили скандальный и взрывной эффект. Главной целью художника было добиться яркого эмоционального ответа у зрителя. Провокационный эротизм у Шиле дополнялся стремлением к искаженным, неестественным формам, формам как будто подчёркнуто уродливым.

В своих рисунках Шиле применял принципы, которые в последующем лягут в основу экспрессионизма. В этих рисунках очень много самого художника, его сиюминутного внутреннего состояния. Рисовал он жадно, быстро, без наброска, стремясь враз выплеснуть внутреннее напряжение.

Творчество Шиле носило для него самого глубоко психотерапевтический смысл. В своём творческом поиске Шиле активно использовал психоанализ, заинтересовавший художника сразу после знакомства с идеями Фрейда, популярными среди венской богемы того времени.

Эгон Шиле
«Заходящее солнце»
1913
Размеры: 90×90.5 см
Масло, Холст

Когда Шиле исполняется 21 год, он знакомится и мгновенно влюбляется в модель Валли Нойзель. Ко всем окружающим, кроме Валли и Климта Шиле начинает в те годы испытывать неприязнь. Всюду ему мерещатся завистники, лжецы, вредители для его жизни и карьеры. Он стремится уехать из Вены куда-нибудь в глушь. Валери и Эгон вскоре решаются уехать подальше от привычного венского окружения.

Они отправляются в город Крумлов, родину матери Шиле. Дополнительным мотивом послужило и желание Шиле организовать собственную большую студию, что в имперской столице было финансово невозможно.

Чешская провинция встретила двух представителей Австрийской богемы недобро. То ли из личной неприязни, то ли из-за нелюбви к «австриякам», местные постоянно устраивали паре какие-то козни. Впрочем, может просто уже вкусивший столичной жизни, нарциссичный Шиле не смог сам сговориться с провинциалами.

Эти обстоятельства заставляют влюбленных скоро сменить место пребывания, они перебираются в город Нойленгбах, пригород Вены. За время своего путешествия Шиле ведёт дневник, где довольно удачно упражняется в поэзии. Содержание его стихов, в целом, соответствует сути его живописи. Их главный герой — молодой, излишне мечтательный человек, глядящий на мир сквозь призму своих полярных эмоций и желаний, рассуждающий только большими категориями.

Эгон Шиле
«Мост», 1913
Размеры: 89.7×90.5 см
Масло, Холст

Успех в живописи не приносил Эгону Шиле финансовой стабильности. В обществе он всегда стремился выглядеть элегантно и эффектно, в повседневности же ему приходилось довольствоваться малым.

Постепенно Шиле обживается в Вене: к 1914 году с помощью все того же Климта, организована новая студия. Теперь Шиле окружен действительно большим числом натурщиц и, зная его натуру, Валли часто проявляет ревность. Их отношения трещат по швам. Эгон, при этом, не намерен расставаться.

Вскоре Валли узнает, что её возлюбленный всерьез увлечен девушкой по имени Эдит, много моложе него и еще другой, родной сестрой ой самой Эдит, Аделью. Уже вовсе потерявший связь с реальностью Шиле предлагает им всем жить с ним посменно.

В итоге, самые продолжительные отношения в жизни Шиле прерываются: Валли уходит и в каком-то трагическом порыве записывается медсестрой на фронт. Вскоре она погибнет. Внешняя печаль о судьбе Валли не мешает Эгону жениться на Эдит. Семейного счастья ему изведать не удается. Спустя три дня после свадьбы, Шиле призван на военную службу.

В армии Эгон Шиле скорее играет роль, чем по-настоящему служит. Правительство Австрии активно рисует его известным столичным интеллектуалом, который в тяжёлый для страны момент не гнушается военной службы. Шиле с этой ролью легко справляется.

Эгон Шиле
«Четыре дерева»
1917, 110.5×141 см
Масло, Холст

Вернувшись с военной службы, он организует масштабную выставку, обречённую из-за раскрученности имени художника военной пропагандой, на успех. Примерно в это же время умирает Густав Климт. Шиле, расстроенная смертью кумира публика принимает на ура. Его признают полноправным наследником Климта. За этим приходит и долгожданный достаток.

Шиле покупает в дом, куда переезжает со своей женой Эдит, та ждёт ребенка. Несколько месяцев спустя они оба, сначала Эдит, а затем и сам Эгон Шиле, умрут от испанки, эпидемии гриппа унёсшей тогда ещё 2000000 жизней. Художник был опустошен потерей любимой и слёг с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: